всё о любом фильме:

Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Хржановский
сценарийЮрий Арабов, Андрей Хржановский
продюсерАндрей Хржановский, Артем Васильев
операторВладимир Брыляков
композитор-
жанр биография, ... слова
сборы в России
$89 068 сборы
зрители
Россия  16.2 тыс.,    Великобритания  5.4 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время130 мин. / 02:10
Это фильм по литературным сочинениям Бродского, по его рисункам, по материалам его биографии, но прежде всего он инспирирован прозой Бродского.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 368 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Лейтмотивная в творчестве Иосифа Бродского тема времени и пространства режиссер Хржановский представил в новом воплощении. Поэт, уже умерев, возвращается на Родину, временами делая остановки в прошлом, рассказывая о нюансах, деталях, поднимая в душе трепетные воспоминания из детства и юности, что делает его путешествие поистине сентиментальным, чувствительным.

    Это путешествие умершего поэта к умершим родителям. Получается, что фильм — фикция или, может вернее будет сказать фильм-эссе? Это то, чего никогда не было, но вполне могло бы быть, уверен режиссер. Фильм о несуществующем, но ПРОчувствованном. И только чувство и чувствительность способны оживить.

    Но ведь фильм Хржановского — не об исключительности личности Иофсифа Александровича, не об особенных отношениях поэта с Петербургом. Это, прежде всего, фильм об отношении человека к Родине, о переосмыслении отношения к родителям, это взгляд в прошлое человека на закате жизни, когда многое начинаешь видеть иначе, нежели в синхронии событий, то есть отчетливо слышен мотив конца жизненного пути. Урок Бродского прост: больше всего любишь то, что тебя сформировало — родной город и «полторы комнаты», которые куда больше, чем «декорации», и, конечно, родителей, для которых ты навсегда просто мяукающий Ося, а не нобелевский лауреат.

    Знаменателен финал фильма. Мальчик бежит по замерзшей Неве — апогей Петербурга как хронотопа. Поэт смотрит сам на себя, отстраняясь, делая шаг в сторону от собственного я. 

    «Почти пейзаж… Возможно, это будущее..
    Возможно также — прошлое… Бесспорно — перспектива…
    Возможно — натюрморт.. В сущности, и есть автопортрет.
    Шаг в сторону от собственного тела».

    23 марта 2012 | 16:32

    Начну с того, что Бродский для меня это целый мир, мир упоительной пронзающей поэзии, мир глубокой личности диссидента, гонимого так горячо любимой им родиной, которая за его талант его же и сослала подальше, дабы не пошатнулись стены народного трезвоумия возведенные под красным знаменем.

    Фильм для меня это открытие, практически олицетворение того Бродского, которого я люблю и которым восхищаюсь.

    Мастерское погружение режиссером в душу поэта, взгляд на Советскую эпоху через призму самого Бродского, иллюстрация полета мысли гения, посредством мультипликации, все это щедрый дар создателей фильма любителям Бродского.

    Талантливая игра А. Фрейндлих и С. Юрсова, исполнивших роль родителей Бродского, заслуживает уважения и восхищения, благодаря им повествование о детстве и юности Йоси еще сильнее пронизано достоверностью и искренностью, которых так не хватает в современном кинематографе.

    Особое место в сердце у меня занял закадровый текст и особенно стихи, которые читает Сам Бродский, ведь лучше самого поэта этого никто сделать не сможет. Ну и конечно же «сокращенный кот» сопровождающий автора весь фильм — очень важная и трепетная изюминка фильма, ведь сам Бродский очень часто проводил аналогию между собой и котом.

    Сентиментальная нота двух ворон, которые в случае, если реинкарнация существует являются родителями гения, встреча с которыми так и не состоялась заслуживает отдельной благодарности режиссеру.

    Фильм красивый, трогательный, честный, многогранный, эмоциональный, как сама жизнь… Фильм подарок нам, любителям Бродского и дань уважения самому поэту. Искать претензии и ошибки нет никакого желания и необходимости, для меня он видимо станет «настольным фильмом», который из раза в раз будет заставлять трепетать сердце.

    10 из 10

    8 декабря 2013 | 21:34

    Удивительное и неожиданное кино… Режиссёр — мультипликатор на восьмом десятке снимает такое! Такое ощущение, после этого кино, как будто на остановке трамвая или в аэропорту нашёл на лавочке старую книгу или журнал… Пролистал нехотя, несколько страниц и оторваться уже не смог. Дочитал, оглянулся, сглотнул комок у горла, а трамвай ушёл или самолёт улетел, но это такой пустяк по сравнению с тем, что разбередили в твоей душе — сострадание, любовь, грусть и надежду…

    Замечательный микст из хроники, мультипликации и игрового кино, пожалуй это сильнее 3-х или даже 4D — после них болит голова и подташнивает, а после этого фильма ноет душа и слеза щиплет глаза. Если после кино ты копаешься в своей душе и тебе стыдно за себя, значит авторы работали не зря и не для рейтинга или проката… Кино о Бродском? Ну, скажу крамолу, но Иосиф Александрович там — повод, первопричина для разговора-исповеди, для покаяния и признания в любви. Всё или почти всё там к месту и ненавязчиво: хроники, прекрасная мультипликация, чудные пейзажи и виды несуществующего Ленинграда, и конечно, стихи… Думается режиссёр сам исповедовался, в этой работе, перед всеми кого любил и потерял — перед родителями, любимыми, друзьями и врагами. Мультипликация — выше всяких похвал, тут с Хржановским у нас могут потягаться человека 3-и, с актёрами не всё однозначно, но материал для них был хорош, а Фрейндлих и Юрский могут и инструкцию к огнетушителю сыграть! Можно бесконечно обсуждать и разбирать эту работу Андрея Юрьевича, но всё будут словеса, а лучше сходите и посмотрите, а потом думайте и… любите, пока ещё не поздно!

    Это не просто хорошее кино, это сразу 150% или полтора Кино!

    31 мая 2010 | 22:58

    Ещё одно замечательное произведение российского кино. Рассказанное прекрасным киноязыком. Переданное великими актёрами с величайшей теплотой.

    О чём же, всё-таки, фильм? О поэте Иосифе Бродском? О судьбе еврея в советской России? Из двух десятком людей, спорящих на эту тему, мне близка точка зрения Сергея Юрского.

    Фильм, как я его воспринял, совсем не о поэзии. И не о поэте Иосифе Бродском, хотя он и соткан из вольной интерпретации его биографии. Этот фильм — покаяние перед своими родителями. Покаяние запоздалое, но всё же. Покаяние не Бродского, а автора фильма. А через него и зрителя. Надпись в конце об этом говорит: «Посвящяется нашим родителям». Бродский — это, как бы сказать, фон, средство выражения. И центральная сцена — когда он вернулся через годы в свою квартиру и разговаривает со своими родителями.

    Этот фильм не о Бродском. Этот фильм о нас с вами. О главном для нас с вами. И это в фильме хватает за горло. «Не жалейте потраченного времени, и на вопрос «стоит ли смотреть этот фильм» отвечу — конечно, стоит, я его очень люблю!» Сергей Юрский.

    10 из 10

    12 марта 2011 | 11:55

    Андрей Хржановский. Новое для меня имя. Видела его по ТВ. Мое поколение — старость, седина, морщины и — живые глаза, которые никогда с этим не смогут примириться… Режиссер фильма «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину». Знаю, что мне надо остыть, чтобы не быть слишком восторженной. Возможно, фильм сопереживателен только для меня — слишком много пунктов и воспоминаний совпадают. Ленинград, детство, все признаки и призраки эпохи. Подумать! ведь я могла в то время встретиться с Бродским, Довлатовым, Рейном. Ходили по одним и тем освященным ленинградским улицам у Финляндского (тогда говорили — Фильянского) вокзала!.

    Желтоватый свет, возвращающий в ту эпоху далеких фотографий, оранжевых абажуров, голос Райкина из крошечного телевизора (где катается также наша гордая европейская пара)… «Полторы комнаты…» — это бывшее, разодранное ныне (претерпевающее евроремонт) жилище поэта. Где полноправно и полнокровно обитают призраки его родителей. А сам герой, что за мистификация? Настолько похожий актер (Артем Смола), как исполнитель главной роли?

    Судьба отдельных исторических зданий в Ленинграде-Петербурге. Мультипликация. Компьютерная анимация. Образ Петербурга как отдельного героя картины. Колоссальное количество знаковой музыки. Музыка по воздуху — в виде инструментов, заигрывающих даже с архитектурными персонажами. Идолы эпохи — чайный гриб, похожий на живое инопланетное существо, Книга о вкусной и здоровой пище, дающая теоретические понятия как надо питаться Коты, как наиболее доверенные животные, сопровождающие Бродского всю жизнь. После реинкарнации(!) хотел оказаться в Венеции — котом! В Венеции и остался, несмотря на тягу к Васильевскому острову. Белые венецианские маски смерти на родителях — трагическая находка. Родители увещевают Бродского: на одну премию не проживешь…

    Главное в фильме — абсолютно непрерывающаяся ткань, органичная, несмотря на мозаику, эклектику и прочие термины. Режиссер — «человек-оркестр», по обилию и разнообразию инструментов, которыми играет.

    Через весь фильм — две вороны, как души не встретившихся с ним (с Бродским) родителей — не пустили за границу ввиду «нецелесообразности». Если бы кто сказал, что смогу увидеть биографический фильм-шедевр, не поверила бы. Стихи Бродского, конечно, звучат, и хорошо, когда не в авторском исполнении…

    27 ноября 2012 | 17:08

    Главное — решиться

    Решиться пойти на сеанс «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» было довольно сложно. Сначала показалось, что тема не рассчитана для широкого круга зрителей. Да и вообще, к сожалению, такие картины нынче не пользуются большим спросом у закормленного будоражащими спецэффектами киномана. Но, доверившись вкусу профессионального кинокритика, я смело купила билет и не просчиталась.

    Как и любое другое полное смысла произведение «Полторы комнаты…» поначалу давался довольно тяжело. Не только мне. Некоторые, не дождавшись погружения в атмосферу советской эпохи, созданную талантливыми актерами и режиссером на экране, спасовали и выходили из зала.

    Это как долгое время читать бульварные романы, а потом вдруг открыть толстую добротную книгу из разряда качественной литературы. Вникаешь в смысл написанного очень долго, по нескольку раз перечитывая строки. И каждую минуту хочется уступить лени — за-бросить книгу в дальний угол. Но зато потом, когда преодолеешь этот этап и войдешь во вкус, оторваться от книги будет уже невозможно, немыслимо откладывать ее прочтение до лучших времен, хочется постичь заложенный в нее смысл именно сейчас, не медля.

    Также было и с «Сентиментальным путешествием…»: треть фильма заставляешь себя сидеть в кресле и, не зевая, смотреть на экран. Но потом начинаешь наконец видеть, слышать и понимать то, чем хотел поделиться с каждым зрителем режиссер.

    Критики оценили

    Итак, фильм А. Хржановского — обладатель премии Российской академии кинематографических искусств «Ника-2010», победитель в номинациях «Лучший игровой фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая сценарная работа». Фильм, в котором в очередной раз блеснули своими талантами замечательные актеры: Алиса Фрейндлих, Сергей Юрский, Светлана Крючкова. Фильм по материалам биографии Иосифа Бродского, навеянный его стихами, рисунками и особенно — прозой. Фильм-фантазия на тему «Как могло бы быть»…

    Сюжет довольно прост — русский поэт Иосиф Бродский, будучи высланным из страны в 1972 году, спустя много лет, уже в наше время, решает вернуться в Россию. Он держит долгий путь на корабле и во время этого путешествия вспоминает свое детство, юность, проведенные с родителями в Ленинграде.

    Коктейль времен

    Символично, что Иосиф Александрович добирается на Родину водным тран-спортом. Ведь вода — символ времени.

    Поразительно, что такие, казалось бы, простые технологии монтажа старых документальных и искусственно состаренных современных игровых кадров могут вызвать искреннее восхищение у нынешнего искушенного зрителя. Режиссер на протяжении всей картины вводит нас в заблуждение, переключая цвета на черно-белую палитру, перемешивая кадры разных эпох, лица актеров и реальных людей, представляя нашему взгляду современников на фоне старого Ленинграда…

    И не ради небанального выражения своего замысла он, словно варево ложкой в котле, мешает кадры. Не помодничать хочет

    А. Хржановский. А исключительно для того, чтобы показать, что времена меняются, а люди остаются прежними. Это намек на неотделимость прошлого от настоящего. И не случайно включен эпизод, где Бродский произносит: «Искус-ство не может быть массовым». Даже этот, не собравший полных залов спецпоказ, доказывает данные слова, которые были озвучены еще полвека назад, но до сих пор актуальны.

    Неожиданным решением стали забавные анимации. Через них удачно показан мир фантазий и грез, в котором пребывал поэт в юности. Рисунки стали прекрасными аллегориями, которые разбавили документальность картины.

    Поэт-изгнанник

    Сам образ И. Бродского вызывает некоторое отторжение. Он не трагичен, как ожидаешь в начале фильма. Скорее наоборот, некоторые черты характера персонажа выглядят вызывающе: он приводит в родительский дом каждый раз новых девушек, он не работает, не трудится, а лишь праздно проводит время с друзьями, рассуждая на отвлеченные темы… «Мужчина должен где-то служить, кого-то защищать», — говорит ему отец. Но у горячо любимого родителями Оси нет, в общем-то, такой нужды. Ведь он — поэт, и этим все сказано. Чересчур надменно, самонадеянно, по-моему, прозвучали его слова в беседе с судьей о том, что поэт — это дар божий.

    Но очень точно и тонко показаны чувства не скандального стихотворца, а простого человека в изгнании, человека, оторванного от Родины. Человека, который так мечтал в юности о свободных чужих краях, стремясь вырваться из железных оков советского строя. Но настал для него тот возраст, когда отчаянно захотелось вернуться обратно, туда, откуда бежал — в родной дом, в те самые полторы комнаты, наполненные теплом и уютом семейного очага.

    Новый облик Родины

    В своем сентиментальном путешествии он достигает цели. После долгих дней пути Иосиф Бродский приезжает на Родину, но уже не в Ленинград, а в Санкт-Петербург. Но, увы, не тот город он видит, о котором грезил долгие годы. Все изменилось: старинные фасады знакомых зданий трудно узнать под маской рекламных баннеров; улицы, бурлящие нескончаемыми потоками автомобилей; полыхающие повсюду неоновыми огнями витрины магазинов с богато уставленными всякой всячиной прилавками; люди — граждане уже совсем другой страны…

    Эту печаль поймет каждый, кто долгие годы скучает о родине, забыв, что жизнь не стоит на месте. «В поисках утраченного времени» — гласит случайный, казалось бы, заголовок в газете, взятый крупным планом. Как верно подмечено! Как ненавязчиво подано! Ведь часто мы сетуем на окружающую нас действительность, не понимая, что наслаждаться нужно каждым настоящим моментом. Ведь потом эти мгновения будут потеряны навсегда.

    И каким бы благополучным ни был показан эмигрант Бродский, все же по возвращении в отчий дом приготовленная мамой картошка с постным маслом кажется ему вкуснее заморских омаров.

    Зеркало эпохи

    Почти в финале главный герой спрашивает родителей, вызывали ли их после его отъезда в «большой дом». И, получив отрицательный ответ, понимает, какая чудовищная ошибка произошла, какое недоразумение! Вся эта история с вынужденной эмиграцией была лишь случайной, ничего не значащей игрой, показательным выступлением, о котором вскоре все забыли.

    Фильм вышел отличным. В том смысле, что достоин высокой оценки и отличается от всего показанного на большом экране ранее. Этот фильм не об Иосифе Бродском, не о его поэзии, не о конкретном человеке, как может показаться с первого взгляда. Скорее, это зеркало советской эпохи, кино о чувствах изгнанника, о родительской любви и…

    Эту картину можно пересматривать много раз и каждый раз находить для себя новый смысл. Особенно интересным он покажется молодому поколению, которое мало что знает о том времени.

    8 из 10

    20 мая 2010 | 12:51

    «Полторы комнаты или. ..» — фильм лоскутное одеяло. В одно полотно соткали и документальные кадры с нобелевским леуреатом и неплохую анимацию про кота и ворон и неплохих актеров Фрейндлих и Юрского в ролях родителей Бродского. Есть очень большое сомнение, что получившаяся бурда имеет какое-то отношения к настоящему Бродскому или даже к настроению Ленинграда того времени. Но ведь сами создатели кино подстраховались и отметили в конце фильма, что любые совпадения являются абсолютно случайными, ведь и правда Бродский так и не вернулся на родину даже с коротким туристистическим визитом.

    Но созданноее, вытканное в течении 10 лет, полотно имеет огромное значение в том смысле, что говорит хотя бы о том, как видели то время, ту эпоху и личность Бродского далеко не самые глупые люди нашего времени: режиссер Андрей Хржановский и сценарист Юрий Арабов. А это поверьте мне тоже весьма и весьма очевидно. А любителей выяснять истину про сильных сего приглашаю к мемуарам. Благо, их в последнее время стало немало. На самый разный вкус.

    3 сентября 2009 | 18:11

    «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину»- фильм- музыка, фильм- поэзия, фильм-ассоциация, поэтому давать определенную оценку этому произведению просто невозможно. Это фильм не для рационального подхода- здесь могут быть только эмоции, чувства, образы. Разбирать сценарий тоже бесполезно и просто не нужно. Самое лучшее, что мы, зрители, можем сделать- восхищаться неповторимой работой режиссера, столь чувственно, тонко и концентрированно передавшего такое нежное и такое горькое чувство любви к своей Родине, корням, родителям.

    В этом фильме сразу все. Здесь Россия, как политическая структура, ее история, ее культура, ее люди. Здесь искусство- мимолетное, но вечное, индивидуальное, но всеобъемлющее, старинное и современное. Наконец, здесь Люди- близкие или незнакомые, богатые или бедные, русские и иностранцы, Отец и Мать… Здесь Родина и Дом- страна, город, дом, улица, любимые места, обеды за столом, рыжий кот, картошка, папа, который расскажет об истории любого здания северной Венеции и мама, которая всегда перед едой наливает такой кислый, но такой полезный гриб. Все это соединяется всего лишь в одном фильме! Весь мир человека- его мечты, фантазии, надежды, радости и печали, вопоминания, стремления… Все-все в фильме создает неповториму гармонию впечатлений, чувств и эмоций, находящих свое художественное воплощение в стихах Мастера, словно мягкой волной омывающих главного героя, а за ним и зрителя, на протяжении всего времени фильма.

    Повествование, словно неспешная стихотворная рифма, течет сквозь воспоминания и реальность. Ничего в «Путешествии…» не кажется вымышленным, но в тоже время ты вряд ли сможешь увидеть мир именно таким на самом деле. Мир, как никогда ранее точно, показан глазами поэта, но мы все равно чувствуем, что фильм про каждого.

    Видеоряд прерывается анимационными вставками, которые полностью завершают картину- ассоциацию. Анимация- это самые смелые и наивные детские фантазии, это сны, граничащие с реальностью, это душевная боль вдали от корней… Анимация, столько примитивная, но выполненная на высочайшем художественном уровне, заслуживает отдельного восхищения.

    Невероятен в фильме Хржановского образ Петербурга. Это город- призрк, город-мечта, произведение искусства. Одновременно, это самое дорогое, самое родное и реальное место на земле, которое безмолвным очарованием заставляет снова и снова возращаться в свое лоно. ТАКОЙ северную столицу увидишь мало в каком фильме. Невероятно и то, что режиссер показывает преимущества русского города, не принижаю при этом заграницу. Наоборот, он демонстрирует, что и там русские люди не отрываются от своих корней. Но тоска по дому не оставляет сердце никогда…

    «Сентиментальное путешествие…» для всех, кто любит или, наоборот, не ценит свою Родину- страну, город или дом. Это фильм про тех, кто душой всегда стремится к прекрасному, старась выразить свои мысли в искусстве, не смотря ни на что. Это фильм о том, как прекрасна и как, порой, ужасна Россия, тяготящаяся своим прошлым и настоящим. Россия- удивительное место, где бесконечно прекрасное сочетается с ужасающе уродливым. Но люди… Люди делаю мир лучше своими стихами, надеждами, Любовью.

    «Полторы комнаты…»- фильм о Любви. О любви ко всему самому светлому, что есть в жизни каждого человека- наважно, русский он или иностранец, старый, молодой ли… Есть Дом и Родители, которые всегда любят и ждут, не смотря ни на что. К самым близким всегда стремится наша душа, мы чувствуем их любовь и заботу, даже когда их уже нет с нами на этой прекрасной земле…

    P. S. 1 Я даже не говорю про неповторимые стихи Бродского, невероятную актерскую игру, прекраснейшую музыку и работу Юрия Арабова, которые выше всяких похвал!

    P. S. 2 «Путешествие…» произвело на меня сильнейший эффект- фильм сильно давит и опустошает, оставляя после себя исцеляющую боль. Я плакала практически все последние полчаса, хотя, возможно, это перебор (ну, ничего не могла поделать!)

    2 июня 2010 | 21:33

    Наверное, самым простым, но отнюдь не самым правильным было бы назвать этот фильм байопиком. Жизнь Иосифа Бродского, думаю, заслуживает не только двухчасового фильма, но и целого цикла фильмов. Впрочем, еще одной ошибкой было бы назвать «Полторы комнаты» кино о Бродском. Недаром авторы в конце вывели до боли знакомую фразу о нереальности событий фильма. Надпись эта, конечно, говорит не о выдуманности истории, а скорее о более глобальной реальности, чем принято показывать в рамках отдельно взятой биографии.

    На фоне современного и одновременно конъюнктурного флешбекового фильма «Исчезнувшая империя» Шахназарова и еще более раскрученных «Стиляг» Тодоровского, «Путешествие на родину» смотрится как глоток свежего воздуха. Фильм Хржановского действительно отражает и прошлое, и настоящее, пусть и субъективно, пусть через призму одного человека, но отражает.

    Но самое главное: это кино снято человеком «того» времени. Хржановский современник и ровесник Бродского. Младшему поколению судить о прошлом трудно. Но та советская (в хорошем смысле слова) интеллигентность проникает в душу из каждого кадра. Сейчас уже так снять не смогут. И этим тоже ценен этот фильм. Прибавив к вышесказанному высокий профессионализм исполнения, одни фамилии Юрский и Фрейндлих говорят за себя, и тот огромный труд, который был затрачен на производство, получим некий кино-анахронизм, даже несмотря на применения современной компьютерной графики.

    Бродский, если судить по фильму, больше любил не Россию, а Питер. Поэтому и главный герой возвращается именно в город, а не в страну, и вспоминает он именно жизнь города. На экране Петербург преображается перед нами от блокады до современных сотовых телефонов, рекламы и бандитов. Преображается не только город, но и люди. Юношеские размышления героя, на фоне поколения шестидесятников, выглядят, если опустить абсурд выражения просто-таки пророческими. Это и потребность маргинальной молодежи в хорошей литературе и разговор «на лавочке» о будущем, об индивидуальности, о шкурности интересов и массовой культуре. Этот момент неплохо бы показывать современным «неформалам», которые в пьяном угаре забывают не только о Достоевском и Толстом, но и об элементарных рамках приличия. Раньше протест был хоть и асоциальным, но культурным. Сейчас это даже не протест, а элементарное нарушение общественной морали. Преображение — одна из основных тем фильма.

    А вообще в «Полторы комнаты» намешали столько всего, что на выходе должен был получиться совершенно невкусный винегрет. Эклектические экзерсисы Хржановского порой переходят всякие границы, но это никак не мешает повествованию, а даже помогает ему. Режиссер, долго работающий с мультипликацией, естественно не смог отказаться от неё и в кинематографе, благо Бродский баловался рисунками. К мультипликации (совершенно различной) примешивается известная кино-игра «в цвет», плюс фильм располосован документальными и псевдодокументальными кадрами, а местами и легкими экспериментами с наложением звука и картинки. Кажется, к этой смеси добавить нечего, но авторы продолжают играть, мешая реализм, исторические факты и детские мечты, и еще умудряются вставлять совершенный в изобразительном плане символизм.

    Отдельно можно отметить и сюжетную составляющую. На первый взгляд она отсутствует и предстает перед нами в качестве набора случайных снимков, как выражается сам герой. Но на второй или даже третий мы видим историческую картину времени сталинизма и пост-сталинизма. Великий вождь народов предстает перед нами в виде повара, а далее в виде разбитого бюста. Это и фантазии мальчика, и в тоже время желание режиссера. Фраза «Товарищ Сталин умер» — некое освобождение для всего, в том числе и для сексуального либидо. Атмосферу тоталитаризма мы знаем и так, но ведь детали и мелочи — никогда не бывают лишними. Иногда эти детали чистая «бытовуха», но и она замечательно преподнесена.

    Параллельно со страной растет и узнает мир еврейский мальчик Йося — будущий эмигрант и нобелевский лауреат. Тема еврейства тоже проскакивает в картине Хржановского. Без неуместного фанатизма, но в тоже время с необходимым юмором. Становление Бродского как поэта мы не видим, но этого и не нужно. Звучащие стихи — хоть в исполнении самого автора, хоть в исполнении посетителей пивнушки, где сидит молодой Шестокович, громогласно кричат о советском гении-тунеядце.

    Вот герой читает эротическую книгу, вот он соблазняет девушку, вот рассуждает о русской литературе, а потом получает «нобелевку» или ностальгирует по родине с непременными песнями и матом.

    Проза Бродского, его мечты, мысли, мнения о нем, домысли и неподтвержденные факты — богатый материал для фильма. Но самое важное — это использование такого материала. Многие видели фильм «Мой — муж гений» — еще про одного нобелевского лауреата Ландау. Так вот он тоже пытался основываться на чем-то похожем. Получилось, мягко говоря, не убедительно, а местами даже пошло. Но интеллигентность, о которой упомянуто выше, просто не может дать себе возможность скатываться в пошлость.

    Хотя если кто-то хочет узнать про Бродского, лучше прочитать книгу или же найти документальный фильм. «Полторы комнаты» — это кино для интеллектуалов, любящих старую актерскую школу, хороший юмор, потрясающие кадры, готовые в любую минуту стать фотографиями, смесь из изысков и простоты, в общем, любящих все хорошее, но с известной долей вкуса и в меру. Бродского там мало и в тоже время его бесконечно много.

    «Полторы комнаты» хочется пересматривать и пересматривать. Нет, это не шедевр мирового кинематографа и фильм совсем не гениален, но когда устаешь от великого, хочется окунуться в такой вот теплый приятный мир, где о сложном — просто, о простом — сложно, о Бродском как о человеке, о стране как о доме и о стихах как о стихах.

    8 из 10

    6 сентября 2009 | 01:56

    Фильм основан на произведениях Бродского, в частности на повести «Полторы комнаты», написанной поэтом в эмиграции на английском языке, где он мысленно возвращается домой, в попытке заново понять ту действительность, в которой вырос и в которой оставил престарелых родителей доживать своей век без сына. Фильм — тоже возвращение, в повествовании как физическое, так и мысленное — прогулка по старым местам, разговоры со старыми приятелями. В этом и есть главное достоинство Арабова (в прошлом сценариста Сокурова, теперь Хржановского и сериалов) — как и обыденное человеческое воспоминание, фильм тоже сумбурный, перепрыгивающий из пленки в анимационные зарисовки и обратно. В фильме только три героя — сам поэт Иосиф в различных возрастных границах, который плывет обратно на Родину, его мать и его отец. Отдельно стоит, пожалуй, выделить анимационного полуторного кота — к слову, «Полторы комнаты» можно охарактеризовать как расширенную версию более раннего проекта Хржановского «Полтора кота», которая тоже посвящена житию великого поэта.

    Схема повествования содержит детство, юность и зрелость героя, со всеми свойственными характеристиками и вытекающими выводами, как например — все дети, будь то будущие гении или не гении, ведут себя одинаково, или о том, что родители так никогда не смогут понять до конца своих отпрысков. Фильм неторопливо скачет по значимым событиям жизни, чередуя их повторяющимися сценками, заканчивая историю полусюрреальным «как ты умер? — а я умер?». Но несмотря на то, что создателям удалось выхватить «сентиментальную» атмосферу из произведений Бродского и почти ежеминутный закадровый голос читает то стихи, то прозу Бродского, самого Бродского в фильме все-таки нет. Каждый поэт возвращается на Родину, Родина не принимает поэта, пока он не умрет, Питер одновременно и цитадель гениальности, и большое болото, а жить в той России, в которой людям приходилось жить — невозможно. С одной стороны, очень важным достоинством фильма является его многогранность и закадровые стихи, с другой же — единственный вывод, который просится — что снимать о гениях невозможно, потому что нужно быть тоже хоть чуть-чуть гением, иначе получается очень далеко от объекта обсуждения. В целом же «Полторы комнаты» хочется рассматривать именно как сентиментальное возвращение на Родину, но возвращение какого-то безымянного поэта. Хотя с этим все теряет смысл, разумеется.

    17 января 2010 | 22:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Новости


    Кинофорум «Сталкер — о правах человека», поднимающий соответствующую тему и проводящийся в Москве с середины 1990-х годов, продолжает свою ретроспективу, которая состоит из фильмов-призеров фестиваля разных лет и окончится 30 сентября 2010 года. (...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    Рано утром в субботу, 7 августа, я собираюсь выйти из дома, сесть в машину и давить на газ до тех пор, пока не приеду в город Выборг, на кинофестиваль... (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    50....А зори здесь тихие8.449
    51.Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей8.444
    52.Хороший, плохой, злойIl buono, il brutto, il cattivo8.441
    53.Крестный отец 2The Godfather: Part II8.425
    54.Как приручить драконаHow to Train Your Dragon8.419
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Иллюзия обмана 2Now You See Me 293.56%
    22.Свет в океанеThe Light Between Oceans93.55%
    23.Кингсман 2Kingsman: The Golden Circle93.32%
    24.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy Vol. 293.21%
    25.Стартрек: БесконечностьStar Trek Beyond93.16%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Сезон охотыOpen Season30
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass12
    Пес-призрак: Путь самураяGhost Dog: The Way of the Samurai56
    В центре вниманияSpotlight116
    ВаркрафтWarcraft33
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.433
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.741
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.587
    Angry Birds в киноAngry Birds6.544
    Экипаж8.177
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры