всё о любом фильме:

Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Хржановский
сценарийЮрий Арабов, Андрей Хржановский
продюсерАндрей Хржановский, Артем Васильев
операторВладимир Брыляков
композитор-
жанр биография, ... слова
сборы в России
$89 068 сборы
зрители
Россия  16.2 тыс.,    Великобритания  5.4 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время130 мин. / 02:10
Это фильм по литературным сочинениям Бродского, по его рисункам, по материалам его биографии, но прежде всего он инспирирован прозой Бродского.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 368 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Лучше фильма о Бродском и не придумаешь.

    Мне тут открылись две самые основные темы его жизни. Самая первая, зародившаяся вместе с ним самим как личностью — тема его пронизывающей индивидуальности. Бродский он такой один, и, как известно, если Евтушенко за то, он против. Всё вопреки и во имя себя. Это чудесно, это Бродский.

    И вторая тема это скука по родному дому. И не родине вовсе, а по дому. По самому теплому, где тебя накормят самой вкусной картошкой и суетливо не заметят новую пассию, которую ты победно ведешь через коридор коммуналки. И ты в 22, как любой уважающий себя, ленинградский интеллигент будешь уже мечтать о смерти на Васильевском острове. Но в реальности умирать будешь в свободолюбивом Нью-Йорке.

    И вот годы спустя Хражовский все-таки перевез Бродского через Атлантику и дал ему возможность умереть дома.

    И кино это, это не фантазия никакая, этот фильм больше похож на правду, чем то, что мы можем прочитать в энциклопедической биографии Бродского. Там-то на не раскроют секрета его кошачей распевности.

    10 из 10

    27 сентября 2011 | 01:17

    Великолепный, проникновенный, пронзительный, очищающий, потрясающий… Моего словарного запаса мало для того, чтобы выразить ту гамму эмоций, которую я получила, посмотрев этот чудесный фильм. Хохотала в юморных местах (Книга о вкусной и здоровой пище, Сталин просто бесподобен). Какая-то душевная благодать охватывала в анимационных кусках. А уж в сцене пения по телефону всей квартирой просто плакала тайком, потому что не одна смотрела (по вечной привычке скрывать некую слабость, думаю, не я одна такая). Сюжеты с воронами просто душу переворачивают. Мне кажется, что в этом фильме — сама душа поэзии, тончайшая и неуловимая. И в то же время насколько реалистично показан советский быт, как будто окунулась в ушедшую эпоху, хотя и не жила никогда в коммуналке.

    Огромное спасибо создателям фильма, я думаю это настоящее искусство, пробуждающее в людях лучшее, спрятанное нами поглубже и не часто доставаемое.

    10 из 10

    1 июня 2010 | 15:00

    Наткнулся на фильм по каналу «Культура». Должен сказать, я видал в жизни отстой, но это — Отстоище с большой буквы. Чем плох этот фильм? Ну, с чего начать?

    Во-первых режиссер похоже сам не совсем определился, какое кино он снимает, документальное или художественное. Что выливается в очень странный визуальный ряд. Странный — в плохом смысле. То вставлены кадры документальные, то вставлены кадры художественные, то вообще какая-то анимация, вставленная ни к селу, ни к городу (я только потом узнал, что режиссер — аниматор).

    Больше всего бесил звук. Он вроде сделан по системе Dolby Digital — и по идее должен быть, как в «Дозорах». Однако по какой-то причине были вставлены сцены, где персонажи говорят… аудиозаписи своих прототипов. Серьезно, я такое видел впервые (если не считать ультра-дешевый любительский треш): снимают художественную сцену, где человек пирует среди американцев — и накладывают поверх звук с любительской видеокамеры (или диктофона) 1970. Если вам интересно, как оно звучит — возьмите диктофон, пойдите к другу на день рождения, запишите все звуки, потом проиграйте запись — и попытайтесь сквозь лязгания ложек, чашек, блюдечек и ножей расслышать хоть слово, сказанное вашим другом. В любительском видео — это куда ни шло, но в художественном кино — просто дико.

    Совершенно бесит общее занудство, сопровождаемое совершенно мозговыносящими сценами.

    Кстати, финал — это вообще апофеоз безумия. Это словами не описать — это надо видеть — и запивать пивом, чтобы не сойти с ума самому (самой).

    На фоне всего этого, популярный недостаток пост-перестроечных картин про советских интеллигентов (бредовейшие диалоги и монологи о судьбах вселенной на коммунальных кухнях) просто меркнет.

    Нет чтобы снять фильм про Бродского таким образом, чтобы им заинтересовался простой человек? Тот же Спилберг снял про Шиндлера так, что последним начнет интересоваться даже человек, далекий от истории. Может дело в том, что помимо любви к Бродскому никакой идеи нет? Или она была — но растворилась в угаре общего бреда? и какая у фильма идея? Изгнание с Родины? Одиночество? Сопли по поводу Судьбах Мира? Все вместе? Ничего? Непонятно.

    Ну ладно, хватит фильм ругать — поговорим о его достоинствах. У фильма не плохая операторская работа, хоть и зажатая в рамки серости и скукотищи. Порадовала демонстрация нашего времени, где какой-то «деловой человек» рассуждает по мобильнику о деньгах.

    Вот и все.

    Фильм — отстоище. Не смотреть ни в коем случае.

    27 июня 2011 | 16:14

    Совершил отважный поступок: посмотрел кинофильм «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину». Это по воспоминаниям Иосифа Бродского.

    Насколько я понимаю, история Бродского такова: он неистово дрочил на США (изучал английский, читал «Life», фанател от рок-н-ролла и т. п. — это в фильме все показано), плюс к тому всячески публично обсирал советскую власть. И что же сделали «кровавые коммуняки»? Ха! Они купили ему билет до США!!! Ага, в США, а не в ГУЛАГ, как мог кто-нибудь предположить))) И оттуда он теперь уже неистово ностальгирует по Питеру и ненавидит «кровавых коммуняк» и всех советских быдлопролетариев заодно.

    Но режиссер и вся «творческая группа» оторвались на славу, даже самого Бродского в его ненависти к Союзу переплюнули многократно, похоже. При том на фильм тратились, судя по всему, немалые средства (такие художественные съемки, мультвставки с котиком и проч.) и все ради создания тупой трэшевой агитки.

    Квинтэссенция киношедевра в монологе молодого Бродского: «Единственное средство от тирании — это индивидуализм!». Всем спать, короче.

    27 ноября 2010 | 13:06

    Лейтмотивная в творчестве Иосифа Бродского тема времени и пространства режиссер Хржановский представил в новом воплощении. Поэт, уже умерев, возвращается на Родину, временами делая остановки в прошлом, рассказывая о нюансах, деталях, поднимая в душе трепетные воспоминания из детства и юности, что делает его путешествие поистине сентиментальным, чувствительным.

    Это путешествие умершего поэта к умершим родителям. Получается, что фильм — фикция или, может вернее будет сказать фильм-эссе? Это то, чего никогда не было, но вполне могло бы быть, уверен режиссер. Фильм о несуществующем, но ПРОчувствованном. И только чувство и чувствительность способны оживить.

    Но ведь фильм Хржановского — не об исключительности личности Иофсифа Александровича, не об особенных отношениях поэта с Петербургом. Это, прежде всего, фильм об отношении человека к Родине, о переосмыслении отношения к родителям, это взгляд в прошлое человека на закате жизни, когда многое начинаешь видеть иначе, нежели в синхронии событий, то есть отчетливо слышен мотив конца жизненного пути. Урок Бродского прост: больше всего любишь то, что тебя сформировало — родной город и «полторы комнаты», которые куда больше, чем «декорации», и, конечно, родителей, для которых ты навсегда просто мяукающий Ося, а не нобелевский лауреат.

    Знаменателен финал фильма. Мальчик бежит по замерзшей Неве — апогей Петербурга как хронотопа. Поэт смотрит сам на себя, отстраняясь, делая шаг в сторону от собственного я. 

    «Почти пейзаж… Возможно, это будущее..
    Возможно также — прошлое… Бесспорно — перспектива…
    Возможно — натюрморт.. В сущности, и есть автопортрет.
    Шаг в сторону от собственного тела».

    23 марта 2012 | 16:32

    «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на родину» — нельзя описать фильм одним словом…Фильм-поэзия. Что я только не испытал при просмотре фильма; это самые светлые чувства, которые можно только ощутить. Нежное и трагическое кино отлично стилизованное по дух того времени. Документальная хроника, стихи великого поэта Бродского, мультфильмы — все это великолепным образом переплетается в одной картине русского режиссера Андрея Хржановского.

    Сюжет картины довольно прост и в то же время гениален в своем исполнении. Но стоит отметить, что это не только биография великого поэта, это путевка в то самое время, когда при власти был Сталин, когда люди боялись ходить с авоськой полной картошки по улицам (а вдруг отберут), когда евреев изгоняли из страны, коммуналки — одним словом в далекий 20 век, путевка в молодость поэта.

    Ностальгия принимает не только значение «тоска по родине», а что-то на много большее. Приезд поэта на родину осуществляется именно наводным путем. Сам Бродский поясняет нам «вода-символ времени». Время… именно время. Поэт плывет на пароме, на Родину, в свой родной город Санкт-Петербург (для него это все тот же послевоенный Ленинград), как когда-то он рассуждал со своим другом о том, что именно такой дорогой он доберётся до города, так тесно связанным с его детством. И мы плывем вместе с ним, разрезая волны воспоминаний из жизни Бродского, с головой погружаясь в атмосферу того времени.

    Ностальгия в первую очередь по родителям, по тем людям, которые тебя вырастили, поставили на ноги. Фильм о любви к своим близким, о том, что нужно ценить то маленькое место под названием семья. Не случайно финальные строки делают на этом акцент всей картины.

    Каждый из героев так же представлен в анимированном мире картины. Поэт — кот. Родители — вороны. Все эти мультяшные представители дают нам расширить рамки восприятия фильма.

    Стоит отдать должное актерам данной картины. Алиса Фрейндлих — мать Оси, Сергей Юрский-его отец. Кто как ни они смогут настолько нежно и трогательно сыграть самых близких людей Иосифа. С каким трепетом играют они родителей поэта. Они проживают эту роль на протяжении 2х часов этого замечательного фильма.

    Нельзя также не отметить и звуковое сопровождение фильма. Под звуки случайного вальса мы проникаемся в эпоху того времени. Мы можем услышать ее мелодию.

    Фильм о любви, о надежде, об искусстве, о прошлом, о нас…и менее всего о Бродском. Фильм для всех и каждого!

    29 февраля 2012 | 21:27

    Главное — решиться

    Решиться пойти на сеанс «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» было довольно сложно. Сначала показалось, что тема не рассчитана для широкого круга зрителей. Да и вообще, к сожалению, такие картины нынче не пользуются большим спросом у закормленного будоражащими спецэффектами киномана. Но, доверившись вкусу профессионального кинокритика, я смело купила билет и не просчиталась.

    Как и любое другое полное смысла произведение «Полторы комнаты…» поначалу давался довольно тяжело. Не только мне. Некоторые, не дождавшись погружения в атмосферу советской эпохи, созданную талантливыми актерами и режиссером на экране, спасовали и выходили из зала.

    Это как долгое время читать бульварные романы, а потом вдруг открыть толстую добротную книгу из разряда качественной литературы. Вникаешь в смысл написанного очень долго, по нескольку раз перечитывая строки. И каждую минуту хочется уступить лени — за-бросить книгу в дальний угол. Но зато потом, когда преодолеешь этот этап и войдешь во вкус, оторваться от книги будет уже невозможно, немыслимо откладывать ее прочтение до лучших времен, хочется постичь заложенный в нее смысл именно сейчас, не медля.

    Также было и с «Сентиментальным путешествием…»: треть фильма заставляешь себя сидеть в кресле и, не зевая, смотреть на экран. Но потом начинаешь наконец видеть, слышать и понимать то, чем хотел поделиться с каждым зрителем режиссер.

    Критики оценили

    Итак, фильм А. Хржановского — обладатель премии Российской академии кинематографических искусств «Ника-2010», победитель в номинациях «Лучший игровой фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая сценарная работа». Фильм, в котором в очередной раз блеснули своими талантами замечательные актеры: Алиса Фрейндлих, Сергей Юрский, Светлана Крючкова. Фильм по материалам биографии Иосифа Бродского, навеянный его стихами, рисунками и особенно — прозой. Фильм-фантазия на тему «Как могло бы быть»…

    Сюжет довольно прост — русский поэт Иосиф Бродский, будучи высланным из страны в 1972 году, спустя много лет, уже в наше время, решает вернуться в Россию. Он держит долгий путь на корабле и во время этого путешествия вспоминает свое детство, юность, проведенные с родителями в Ленинграде.

    Коктейль времен

    Символично, что Иосиф Александрович добирается на Родину водным тран-спортом. Ведь вода — символ времени.

    Поразительно, что такие, казалось бы, простые технологии монтажа старых документальных и искусственно состаренных современных игровых кадров могут вызвать искреннее восхищение у нынешнего искушенного зрителя. Режиссер на протяжении всей картины вводит нас в заблуждение, переключая цвета на черно-белую палитру, перемешивая кадры разных эпох, лица актеров и реальных людей, представляя нашему взгляду современников на фоне старого Ленинграда…

    И не ради небанального выражения своего замысла он, словно варево ложкой в котле, мешает кадры. Не помодничать хочет

    А. Хржановский. А исключительно для того, чтобы показать, что времена меняются, а люди остаются прежними. Это намек на неотделимость прошлого от настоящего. И не случайно включен эпизод, где Бродский произносит: «Искус-ство не может быть массовым». Даже этот, не собравший полных залов спецпоказ, доказывает данные слова, которые были озвучены еще полвека назад, но до сих пор актуальны.

    Неожиданным решением стали забавные анимации. Через них удачно показан мир фантазий и грез, в котором пребывал поэт в юности. Рисунки стали прекрасными аллегориями, которые разбавили документальность картины.

    Поэт-изгнанник

    Сам образ И. Бродского вызывает некоторое отторжение. Он не трагичен, как ожидаешь в начале фильма. Скорее наоборот, некоторые черты характера персонажа выглядят вызывающе: он приводит в родительский дом каждый раз новых девушек, он не работает, не трудится, а лишь праздно проводит время с друзьями, рассуждая на отвлеченные темы… «Мужчина должен где-то служить, кого-то защищать», — говорит ему отец. Но у горячо любимого родителями Оси нет, в общем-то, такой нужды. Ведь он — поэт, и этим все сказано. Чересчур надменно, самонадеянно, по-моему, прозвучали его слова в беседе с судьей о том, что поэт — это дар божий.

    Но очень точно и тонко показаны чувства не скандального стихотворца, а простого человека в изгнании, человека, оторванного от Родины. Человека, который так мечтал в юности о свободных чужих краях, стремясь вырваться из железных оков советского строя. Но настал для него тот возраст, когда отчаянно захотелось вернуться обратно, туда, откуда бежал — в родной дом, в те самые полторы комнаты, наполненные теплом и уютом семейного очага.

    Новый облик Родины

    В своем сентиментальном путешествии он достигает цели. После долгих дней пути Иосиф Бродский приезжает на Родину, но уже не в Ленинград, а в Санкт-Петербург. Но, увы, не тот город он видит, о котором грезил долгие годы. Все изменилось: старинные фасады знакомых зданий трудно узнать под маской рекламных баннеров; улицы, бурлящие нескончаемыми потоками автомобилей; полыхающие повсюду неоновыми огнями витрины магазинов с богато уставленными всякой всячиной прилавками; люди — граждане уже совсем другой страны…

    Эту печаль поймет каждый, кто долгие годы скучает о родине, забыв, что жизнь не стоит на месте. «В поисках утраченного времени» — гласит случайный, казалось бы, заголовок в газете, взятый крупным планом. Как верно подмечено! Как ненавязчиво подано! Ведь часто мы сетуем на окружающую нас действительность, не понимая, что наслаждаться нужно каждым настоящим моментом. Ведь потом эти мгновения будут потеряны навсегда.

    И каким бы благополучным ни был показан эмигрант Бродский, все же по возвращении в отчий дом приготовленная мамой картошка с постным маслом кажется ему вкуснее заморских омаров.

    Зеркало эпохи

    Почти в финале главный герой спрашивает родителей, вызывали ли их после его отъезда в «большой дом». И, получив отрицательный ответ, понимает, какая чудовищная ошибка произошла, какое недоразумение! Вся эта история с вынужденной эмиграцией была лишь случайной, ничего не значащей игрой, показательным выступлением, о котором вскоре все забыли.

    Фильм вышел отличным. В том смысле, что достоин высокой оценки и отличается от всего показанного на большом экране ранее. Этот фильм не об Иосифе Бродском, не о его поэзии, не о конкретном человеке, как может показаться с первого взгляда. Скорее, это зеркало советской эпохи, кино о чувствах изгнанника, о родительской любви и…

    Эту картину можно пересматривать много раз и каждый раз находить для себя новый смысл. Особенно интересным он покажется молодому поколению, которое мало что знает о том времени.

    8 из 10

    20 мая 2010 | 12:51

    Наверное, самым простым, но отнюдь не самым правильным было бы назвать этот фильм байопиком. Жизнь Иосифа Бродского, думаю, заслуживает не только двухчасового фильма, но и целого цикла фильмов. Впрочем, еще одной ошибкой было бы назвать «Полторы комнаты» кино о Бродском. Недаром авторы в конце вывели до боли знакомую фразу о нереальности событий фильма. Надпись эта, конечно, говорит не о выдуманности истории, а скорее о более глобальной реальности, чем принято показывать в рамках отдельно взятой биографии.

    На фоне современного и одновременно конъюнктурного флешбекового фильма «Исчезнувшая империя» Шахназарова и еще более раскрученных «Стиляг» Тодоровского, «Путешествие на родину» смотрится как глоток свежего воздуха. Фильм Хржановского действительно отражает и прошлое, и настоящее, пусть и субъективно, пусть через призму одного человека, но отражает.

    Но самое главное: это кино снято человеком «того» времени. Хржановский современник и ровесник Бродского. Младшему поколению судить о прошлом трудно. Но та советская (в хорошем смысле слова) интеллигентность проникает в душу из каждого кадра. Сейчас уже так снять не смогут. И этим тоже ценен этот фильм. Прибавив к вышесказанному высокий профессионализм исполнения, одни фамилии Юрский и Фрейндлих говорят за себя, и тот огромный труд, который был затрачен на производство, получим некий кино-анахронизм, даже несмотря на применения современной компьютерной графики.

    Бродский, если судить по фильму, больше любил не Россию, а Питер. Поэтому и главный герой возвращается именно в город, а не в страну, и вспоминает он именно жизнь города. На экране Петербург преображается перед нами от блокады до современных сотовых телефонов, рекламы и бандитов. Преображается не только город, но и люди. Юношеские размышления героя, на фоне поколения шестидесятников, выглядят, если опустить абсурд выражения просто-таки пророческими. Это и потребность маргинальной молодежи в хорошей литературе и разговор «на лавочке» о будущем, об индивидуальности, о шкурности интересов и массовой культуре. Этот момент неплохо бы показывать современным «неформалам», которые в пьяном угаре забывают не только о Достоевском и Толстом, но и об элементарных рамках приличия. Раньше протест был хоть и асоциальным, но культурным. Сейчас это даже не протест, а элементарное нарушение общественной морали. Преображение — одна из основных тем фильма.

    А вообще в «Полторы комнаты» намешали столько всего, что на выходе должен был получиться совершенно невкусный винегрет. Эклектические экзерсисы Хржановского порой переходят всякие границы, но это никак не мешает повествованию, а даже помогает ему. Режиссер, долго работающий с мультипликацией, естественно не смог отказаться от неё и в кинематографе, благо Бродский баловался рисунками. К мультипликации (совершенно различной) примешивается известная кино-игра «в цвет», плюс фильм располосован документальными и псевдодокументальными кадрами, а местами и легкими экспериментами с наложением звука и картинки. Кажется, к этой смеси добавить нечего, но авторы продолжают играть, мешая реализм, исторические факты и детские мечты, и еще умудряются вставлять совершенный в изобразительном плане символизм.

    Отдельно можно отметить и сюжетную составляющую. На первый взгляд она отсутствует и предстает перед нами в качестве набора случайных снимков, как выражается сам герой. Но на второй или даже третий мы видим историческую картину времени сталинизма и пост-сталинизма. Великий вождь народов предстает перед нами в виде повара, а далее в виде разбитого бюста. Это и фантазии мальчика, и в тоже время желание режиссера. Фраза «Товарищ Сталин умер» — некое освобождение для всего, в том числе и для сексуального либидо. Атмосферу тоталитаризма мы знаем и так, но ведь детали и мелочи — никогда не бывают лишними. Иногда эти детали чистая «бытовуха», но и она замечательно преподнесена.

    Параллельно со страной растет и узнает мир еврейский мальчик Йося — будущий эмигрант и нобелевский лауреат. Тема еврейства тоже проскакивает в картине Хржановского. Без неуместного фанатизма, но в тоже время с необходимым юмором. Становление Бродского как поэта мы не видим, но этого и не нужно. Звучащие стихи — хоть в исполнении самого автора, хоть в исполнении посетителей пивнушки, где сидит молодой Шестокович, громогласно кричат о советском гении-тунеядце.

    Вот герой читает эротическую книгу, вот он соблазняет девушку, вот рассуждает о русской литературе, а потом получает «нобелевку» или ностальгирует по родине с непременными песнями и матом.

    Проза Бродского, его мечты, мысли, мнения о нем, домысли и неподтвержденные факты — богатый материал для фильма. Но самое важное — это использование такого материала. Многие видели фильм «Мой — муж гений» — еще про одного нобелевского лауреата Ландау. Так вот он тоже пытался основываться на чем-то похожем. Получилось, мягко говоря, не убедительно, а местами даже пошло. Но интеллигентность, о которой упомянуто выше, просто не может дать себе возможность скатываться в пошлость.

    Хотя если кто-то хочет узнать про Бродского, лучше прочитать книгу или же найти документальный фильм. «Полторы комнаты» — это кино для интеллектуалов, любящих старую актерскую школу, хороший юмор, потрясающие кадры, готовые в любую минуту стать фотографиями, смесь из изысков и простоты, в общем, любящих все хорошее, но с известной долей вкуса и в меру. Бродского там мало и в тоже время его бесконечно много.

    «Полторы комнаты» хочется пересматривать и пересматривать. Нет, это не шедевр мирового кинематографа и фильм совсем не гениален, но когда устаешь от великого, хочется окунуться в такой вот теплый приятный мир, где о сложном — просто, о простом — сложно, о Бродском как о человеке, о стране как о доме и о стихах как о стихах.

    8 из 10

    6 сентября 2009 | 01:56

    Удивительное и неожиданное кино… Режиссёр — мультипликатор на восьмом десятке снимает такое! Такое ощущение, после этого кино, как будто на остановке трамвая или в аэропорту нашёл на лавочке старую книгу или журнал… Пролистал нехотя, несколько страниц и оторваться уже не смог. Дочитал, оглянулся, сглотнул комок у горла, а трамвай ушёл или самолёт улетел, но это такой пустяк по сравнению с тем, что разбередили в твоей душе — сострадание, любовь, грусть и надежду…

    Замечательный микст из хроники, мультипликации и игрового кино, пожалуй это сильнее 3-х или даже 4D — после них болит голова и подташнивает, а после этого фильма ноет душа и слеза щиплет глаза. Если после кино ты копаешься в своей душе и тебе стыдно за себя, значит авторы работали не зря и не для рейтинга или проката… Кино о Бродском? Ну, скажу крамолу, но Иосиф Александрович там — повод, первопричина для разговора-исповеди, для покаяния и признания в любви. Всё или почти всё там к месту и ненавязчиво: хроники, прекрасная мультипликация, чудные пейзажи и виды несуществующего Ленинграда, и конечно, стихи… Думается режиссёр сам исповедовался, в этой работе, перед всеми кого любил и потерял — перед родителями, любимыми, друзьями и врагами. Мультипликация — выше всяких похвал, тут с Хржановским у нас могут потягаться человека 3-и, с актёрами не всё однозначно, но материал для них был хорош, а Фрейндлих и Юрский могут и инструкцию к огнетушителю сыграть! Можно бесконечно обсуждать и разбирать эту работу Андрея Юрьевича, но всё будут словеса, а лучше сходите и посмотрите, а потом думайте и… любите, пока ещё не поздно!

    Это не просто хорошее кино, это сразу 150% или полтора Кино!

    31 мая 2010 | 22:58

    Ностальгия (др.-греч. νόστος — возвращение на родину и др.-греч. άλγος — боль) — тоска по родине, по родному дому. Все современные словари русского языка фиксируют также второе значение термина — «тоска по прошлому».

    Именно тоска по прошлому и есть основная тема фильма. Не об Иосифе Бродском, как многие подумали. Нет в фильме ни слова о его творческом становлении, о его несчастной любви, о сыне, а в байопике о гении, казалось бы куда без этого.

    Наверно главная проблема фильма в том, что он обманывает ожидания людей. Они ждут какого-то обычного банального стандарта по классическим замыленным, но так хорошо знакомым канонам. А тут бац! Летающие рояли, мультипликационные коты, акценты на родителях и никаких тебе важных деталей из становления поэта.

    А они и не нужны. Не об этом фильм. А о потерянном рае. Мечтая вырваться из гнезда потом всё больше о нём скучаешь. Ностальгия. Тоска по тому, чего уже не вернёшь, по вещям которые так дороги сердцу. Хотя бы по хронометражу фильма можно об этом догадаться. Период детства, юношества подробно показан. А период взросления нет. Мельком. И сразу же переход к взрослому уже старому Бродскому. Признанному, известному, одинокому. У которого из хорошего остались только воспоминания.

    Он ведь не вернулся, хотя мог. Но ничего родного в этой стране у него не было. Всё что ему было свято, всё что он любил он выразил в своей поэзии. И через неё вернулся на родину. Этого ему было вполне достаточно. Но боль, боль испытываемая от расставания красной нитью проходит через его стихи в эмиграции.

    По-моему именно это и хотели сказать авторы. Детство- это период жизни, когда восприятие человека непосредственно, оно цепляется только за яркие моменты, как положительные, так и отрицательные, в кои и формируется человек, как личность. Бродскому повезло, у него счастливое детство. Была семья в которой всё было хорошо. Спокойно, тихо, умиротворённо. Родители, пркатически главные воспитатели его таланта не понимали его стихов, но великим поэтом помогли стать Бродскому именно они, зародив в его душе искру тепла и любви.

    Можно провести аналогии с «Ностальгией» Тарковского, только в этом фильме вдобавок ещё показана предистория. Она делает фильм ярче. Тем более своеобразный язык режиссёра: мультипликация, черно-белые кадры хроники с вкраплёнными героями, кадры с самим Бродским, его стихи за кадром. Этакая смесь, непревычная, но выделяющаяся на фоне обычных картин других режиссёров. Ведь и не побоялся рискнуть. С первого взгляда эти экзерсисы кажуться каким-то позёрством, рисованием автора перед публикой. Но это если не вникать. Не ради эпатажа, а ради связи с прошлым поэта. Мир внутренний имеет право на выражене иными средствами. Здесь можно не держаться правил. Воображение рисует свою картину и здесь фантазия бесконечна как явление.

    В общем фильм идеально скомпонован. Профессиональная работа. Где всё на высоком уровне. И режиссёр, и актёры, и сценарист, и оператор. Многими не понят, но это временное явление. Хорошие фильмы часто не понимаются современниками. Но время течёт. Всё меняется. И этот фильм ещё возьмёт своё.

    11 декабря 2010 | 13:20

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>