всё о любом фильме:

Курьер

год
страна
слоган-
режиссерКарен Шахназаров
сценарийАлександр Бородянский, Карен Шахназаров
директор фильмаВладимир Клименко
операторНиколай Немоляев
композиторЭдуард Артемьев
художникКонстантин Форостенко
монтажЛидия Милиоти
жанр драма, мелодрама, комедия, ... слова
зрители
СССР  34.4 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время88 мин. / 01:28
Номинации (1):
Выпускник школы Иван, дожидаясь призыва в армию, работает курьером в редакции. Окружающие его солидные взрослые люди с трудом приспосабливаются к удивительной способности этого парня любое событие превратить в невероятное происшествие — порой уморительно веселое, а, подчас, и непоправимо грустное…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1382 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Панорама, как вещает Википедия, «характеризуется как большой глубиной обозреваемого пространства, так и широким углом обзора». Это определение очень подходит к данному фильму.

    Личные перипетии жизни героя важны только в широком смысле — именно они дают зрителю понимание и, главное, ощущение эпохи. Предвкушение распада СССР, с его моралью и культурой, с его ценностями и приоритетами рождает бунтарское поколение. Каждый бунтует по-своему: кто-то наполовину — как главная героиня Катя, которая не может решиться на отчаянный шаг, а кто-то полностью пропитан духом непокорства, как Иван. Есть и инертная масса — друзья Ивана, которым в общем-то достаточно мечтать о пальто на зиму.

    Но каждому герою в этой притче (это слово я считаю бесспорным комплиментом любому фильму) хочется верить, каждого из них можно понять и полюбить. Все они такие, как мы. Они вокруг нас и, возможно, внутри тоже.

    29 октября 2012 | 23:41

    Можно считать, что работа над этим фильмом началась еще после выхода «Добряков», когда Карен Шахназаров написал повесть «Курьер», которая затем была опубликована в журнале «Юность». У режиссера не было интереса делать картину по своей собственной повести, и снимать ее намеревался Андрей Эшпай. Но сценарий у него не приняли из идеологических соображений.

    Позднее, когда Шахназаров уже закончил «Зимний вечер в Гаграх», Александр Бородянский уговорил его самому подать заявку, которую на этот раз приняли (как считает режиссер, это случилось благодаря приходу Горбачева к власти и изменению атмосферы в стране).

    Известность фильма «Курьер» до сих пор не смог побить ни один фильм режиссера. Спустя два года после выхода он был признан лучшим фильмом по опросу журнала «Советский экран», а для режиссера Специальный приз ММКФ в 1987 году стал самой важной наградой, потому что Главный приз забрал за картину «Интервью» его итальянский кумир Феллини, с которым Карен Георгиевич познакомился тогда прямо на сцене.

    В истории про одинокого юношу Ивана, подрабатывающего в издательстве и пытающегося в месте с юной девушкой Катей найти свое место в жизни, Карен Шахназаров снова обращается к молодому поколению, но теперь уже без отрыва от того времени и той среды, в которой живут герои. Картина иллюстрирует молодежь перестроечного периода, ту, что уже отказывается от навязанных принципов своих отцов, но при этом не знает, куда им двигаться дальше. Герой Федора Дунаевского не хочет просто идти по начертанному пути и живет вне этого времени: отсюда романтичные представления об Африке, в которой работает его отец, по сути присылающий артефакты из прошлого (в данном случае — копье аборигена). Он — словно молодой герой Олега Янковского в фильме «Полеты во сне и наяву», где тот позволяет себе еще большие дерзости и мучается уже не от кризиса неопределенности, а от кризиса среднего возраста. Но в фильме Баляна автор также обыгрывает схожую идею «роди-меня-обратно».

    Таким образом, Шахназаров рисует персонажа желающего избавиться от оков своего времени, и жить так, как жили его предки, без предрассудков, просто по-человечески. Тем он и отличается от своих сверстников, что оглядывается назад и пытается найти во всем смысл или хотя бы возродить его, не желая просто двигаться по течению. Толи дело его приятель Базин, живущий сиюминутными желаниям, и которому Иван завещает «мечтать о великом» перед своим уходом в армию. Режиссер Сергей Соловьев через два года после выхода «Курьера» выпустил своего рода ответ Шахназарову — знаменитую «Ассу», более мрачную, но с очень похожими персонажами. Это доказывает не скудность фантазии режиссеров, а то, что настроение эпохи, было поймано Кареном Георгиевичем абсолютно верно и безошибочно.

    7 июня 2013 | 08:42

    Фильм снят уже в позднее советское время, близкое к развалу. И уже другие тогда были интересы — всё меньше идейности и духовности, всё меньше люди думают о великом и вечном, и молодежь уже совершенно не такая, какую можно видеть в более ранних советских картинах. Я — продукт современности, поэтому о временах Союза могу говорить только как об истории, к которой я была не причастна. Тем приятнее смотреть «Курьера» и находить его удивительно близким и понятным по философии к нынешней молодежи, а значит — фильм на века.

    Что из себя представляет главный герой Иван? На первый взгляд, двоечник и лодырь, да к тому же странное его поведение поначалу непривычно зрителю. А потом всё поворачивается по-другому — Иван, скорее, самый распространенный типаж подрастающего поколения. Куда поступать — не знает совершенно, кем себя видит в будущем — никем не видит. Ведет себя немного развязано, фантазирует и бросает вызов взрослым. Главный герой обладает пытливым умом, но губит его в социальной потерянности и неустойчивых принципах, что свойственно его возрасту. Но совсем без принципов же жить нельзя, поэтому у Ивана они просты: хочу хороший оклад, квартиру, машину, дачу… Вот и возникает вечный конфликт отцов и детей — его мы видим в сцене обеда у профессора Кузнецова, где он вопрошает:

    «Я, мы, наше поколение хочет знать. Для кого мы жили и боролись! В чьи руки попадёт воздвигнутое нами здание?»

    Еще одна животрепещущая тема — взаимоотношения Ивана и Кати. Девушка из хорошей семьи, представительница подрастающей интеллигенции, родительская радость, заинтересовывается главным героем. Потому что во всех живет бунтарский дух. И для всех привычная жизнь кажется рутинной. А Иван — большой оригинал, с подобным ей не приходилось сталкиваться. Её удивляют и его поступки, и фантазии, и манеры поведения.

    «- Что будем делать?
    - Может, поцелуемся?
    - С какой это стати?
    - Ну так, что ты, развалишься что ли?
    - Ну развалиться, конечно, не развалюсь. Но целоваться с тобой не буду, у меня принцип.»


    В картине есть несколько поистине смешных моментов — когда Иван имеет серьезный разговор с профессором Кузнецовым насчет Кати, когда играет с Катей на фортепиано, когда поет под гитару знаменитую песню «Трава у дома» вместе с матерью, которую играет Инна Чурикова. И до чего двусмысленный и забавный момент, когда новоиспеченный курьер разговаривает со сослуживцами о заветных желаниях!

    Это кино — отражение 80-х без купюр. Падение нравственности и устоев, которые ранее казались несокрушимыми. Дети, живущие на алименты бросивших их отцов, студентки, затягивающие сигарету, вчерашние школьники, отпускающие плоские и пошлые шутки в кафе за бокалом пива, и, непосредственно, Иван — всё это отражение общества, которое скоро окажется в новом государстве и будет строить жизнь заново.

    Кино оставляет серую, гнетущую тоску на душе. Оно будет понятно молодым и беззаботным. Главный герой фильма «Курьер» — простой парень. Он такой же, как и мы. Могу смотреть этот фильм вечно. Спасибо Карену Шахназарову за такую тонкую и пронзительную философию.

    10 из 10

    «- Брат? Что-то он у тебя странный какой-то брат.
    - Тронутый немного. С молотилки упал.»

    19 ноября 2012 | 17:01

    Как это часто бывает с хорошим кино, взор зрителя с первых секунд прилипает к экрану, и до конца ленты вы уже не в силах его оторвать. Знакомое ощущение легкого транса приятно вдавливает вас в кресло, лицо оживает, и вы начинаете то улыбаться, то смеяться, то пребывать в недоумении. И все это очень приятно. Очень!

    В каждой сцене чувствуется скрытый смысл, каждый актер знает, что он делает и какую эмоцию сейчас играет. Любой диалог насыщен внутренними переживаниями героев, которые доходят до нас, как бы без слов, между прочим. Мысли не лежат на поверхности, а скрыты в глубине и благодаря высокому мастерству постановщика и актеров, эти мысли доходят до нас через едва уловимые детали, тонкие намеки и цветовое наполнение. Формально, фразы героев не содержат ничего, кроме банальной болтовни, но именно в подтексте скрыты идеи, которые посредством искусства доносят до нас авторы. Все это сделано так остроумно и местами комично, что захватывает дух! Просто великолепно сделанная работа!

    Единственное, что бросилось в глаза при повторном просмотре, это то, что сценарий не доработан. Главная мысль так и осталась неясна. Примерно, на второй половине фильма начинают появляться сомнительные, с т. з. правдоподобия сцены. Начинают появляться вопросы к мотивам героев, их поведение становится нелогичным. Каждая сцена становится как бы незаконченной в эмоциональном смысле. Ждешь одного, а дают совсем другое.

    Если первая половина фильма была абсолютно безукоризненна, то во второй присутствуют явные недоработки. Все становится как-то неточно, смазано. И именно из-за этих мелких промахов, Курьер не стал советской классикой. Можно лишь гадать, какой бы этот был грандиозный шедевр, доработай его авторы до конца!

    Но все равно — Блестяще! В любом случае, первая часть фильма вытягивает смазанный конец.

    10 из 10

    18 сентября 2009 | 08:02

    Знаете, когда Вы не знаете, что происходит и что грядёт, Вы вдруг читатете какую-нибудь книгу, или смотрите какой-нибудь фильм и всё становится на место. Знаете? Так смотрите этот фильм. Он не только о 80-х, он ещё о людях, которые в 2000-х. Фильм-боль и фильм-смех.

    30 декабря 2006 | 01:51

    «Курьер» — фильм 1985 года, снятый Кареном Шахназаровым по его же одноименной повести.

    Главный герой картины — Иван (Фёдор Дунаевский) только окончил школу и оказался на распутье взрослой жизни. Однако он пока не знает, по какому из путей ему пойти, это касается как профессионального выбора, так и общего представления о том, чего он хочет от жизни. Поэтому он легко следует желанию матери о его поступлении в педагогический институт, но из-за отсутствия собственного подобного желания не проявляет особого усердия в подготовке и проваливается на вступительном экзамене. Тогда, опять же не без помощи матери, он устраивается курьером в журнал «Вопросы познания», там, доставляя одну из рукописей, он знакомится с девушкой Катей (Анастасия Немоляева)…

    Главного героя «Курьера» легко можно назвать советским Холденом Колфилдом. У Ивана Мирошникова и героя «Над пропастью во ржи» Д. Д. Сэлинджера действительно много общего: они примерно одного возраста, отличаются особым взглядом на мир и не имеют особого представления о своём месте в нём.

    Образ Ивана, однако, более комичен, нежели его американский, возможно, прототип. Его чувство юмора работает как защитный механизм от нового мира, от вечных нападок взрослых с расспросами «о чём мечтаешь? Чего хочешь от жизни?», от внутренней тоски. Причиной последнего во многом является недавний развод родителей. Ивану явно не хватает отца, его совета «что же делать дальше?». Достаточно вспомнить эпизод сна или то, как радуется Мирошников, когда главный редактор (Александр Панкратов-Чёрный) называет его «старина».

    Главной сюжетной линией фильма являются отношения Ивана и Кати, которые начались с взаимного интереса друг к другу: Катя — умная и красивая девушка из другого высокого мира, Иван — «любопытнейший экземпляр». Но у них мало общего, из-за чего их пара быстро распадается.

    Сначала Катю забавляет образ «сумасшедшего мальчика», но в какой-то момент она устаёт от этого и просто перестаёт понимать Мирошникова.

    Она потеряна не меньше, чем Иван, хоть она и учится на филолога и будущее её светится благополучием. Но это всё не её, за неё выбор сделали родители. Катя хоть и понимает, что живёт не той жизнью, но не находит в себе сил и смелости изменить это. Она привыкла к той зоне комфорта, которую устроила для неё её семья.

    Иван заставляет Катю по-новому взглянуть на себя, на свою жизнь, потому что он в отличие от неё делает то, что хочет, он свободен. Катя девушка хоть и милая и образованная, но всё же пустая, а Иван, пускай ещё и не совсем сформировавшаяся, но личность.

    Её последнюю попытку стать честной с самой собой, вырваться из-под ненавистной опеки мы видим в эпизоде, где она рассказывает свою мечту. На первый взгляд она нам может показаться мещанской, девочка хочет машину, магнитофон, власть над противоположным полом, но нет — это простое желание свободы: дорога, волосы на ветру, полная самостоятельность.

    Чтобы понять Катину слабость, достаточно взглянуть на её семью, в особенности на отца, профессора Кузнецова (Олег Басилашвили). Маловероятно, что тут когда-то интересовались её мнением. Её судьбу решили за неё, подавляя всё её попытки сделать самостоятельный выбор. В итоге внутренний огонёк Катиной личности погас.

    И её будущее вполне предсказуемо и кажется довольно благополучным. Но что же ждёт нашего главного героя?

    Последний эпизод намекает нам на его скорый уход в армию. Почему-то хочется верить, что его ждёт счастливая жизнь. Он смотрит на мир с интересом и юмором, а это неплохая гарантия.

    Про актёрскую игру в этом фильме ничего плохого сказать нельзя. Единственное, образ Кати кажется немного искусственным, хотя, возможно, это было сделано специально, чтобы подчеркнуть внутреннюю пустоту героини.

    Смотреть этот фильм, прежде всего, рекомендуется ровесникам главного героя. Хоть этот фильм и из другого времени, он по-прежнему актуален, ведь ничего не изменилось с тех пор, мы по-прежнему чувствуем себя потерянными, когда вступаем во взрослую жизнь. И если вывод из фильма выразить в одном совете, то он таков: в поисках своего жизненного пути не потеряйте себя!

    15 августа 2014 | 20:39

    Сразу скажу, что я очень положительно отношусь к такого рода российским и советским фильмам: с фарсом, сатирическим представлением реальности и харизматичным главным героем. Примером похожего современного фильма я бы назвал фильм «Неадекватные люди», о, модераторы со мной согласны, он есть в графе похожих фильмов.

    В общем, говоря о фильме в целом, можно сказать, что он достаточно «рваный» и не очень складывается в стройную ленту, но это с лихвой скрашивается определенными моментами, из-за которых фильм и стоит смотреть. Различные шутки и «подколы», обманы и подыгрывания, всё то, что мы бы сейчас назвали «троллингом» в огромном количестве присутствует. Атмосфера 80х передана во всех деталях, начиная от, в какой-то мере, революционных настроений персонажей и заканчивая «перестроечными» урбанистическими пейзажами.

    Федор Дунаевский, исполнившей роль Ивана, хорошо справился с ролью. Его герой — пофигистичный, социопатичный 18-илетний парень, со своими мыслями и стремлениями, резко отличающимися от тех, что у старшего поколения.

    Фильм рекомендую.

    9 из 10

    4 марта 2012 | 20:21

    Ведущая тема, суть фильма — стеб над поздним, агонизирующим СССР — уже стала хрестоматийной для отечественной культуры. Примерно так же, как в литературе 19 века хрестоматизировалась тема лишнего человека. Кстати, потерянный, никем не понимаемый герой перестроечного периода — очередная вариация того же лишнего человека, только теперь мотив гиперболизировался: не один кто-то «лишний», а все без исключения.

    Даже эпизодический персонаж, на вопрос «Какое у вас самое заветное желание?» отвечающий «Чтобы атмосферное давление не падало ниже 740 мм ртутного столба», который в классической расстановке сил должен был стать олицетворением тупой и безликой массы, противопоставляемой романтическому протагонисту, — теперь он тоже «лишний», ибо это не вина его, а беда. Т. е. это советская жизнь отдубасила его до такого состояния, что вместо нормальных вещей мечтается всякий абсурд.

    В этом смысле сложно оценить «Курьер» объективно, ибо для меня эта тема не нова — хотя бы потому, что читал раннего Пелевина, где она на разные лады рисуется в нескольких десятках рассказов.

    А вот другой мотив я на нашей, российской почве ранее не встречал. Он звучит в монологе героя Владимира Меньшова, который не понимает своего сына, занимающегося дзюдо, но при этом не стремящегося к спортивным успехам. «Если не хочешь стать чемпионом, то для чего тренируешься?!» — недоумевает отец. Вот он, конфликт последнего поколения эпохи Модерна, мир которого зиждился на целеполагании, практичности и эффективности, и первых постмодернистов, для которых важна не цель, а средство (техника дзюдо) как таковое, не результат, а процесс. На Западе все это было еще в 60-х (хиппи, битники, рок-н-ролл как альтернатива «серьезной» музыке и т. д.), а до нас докатилось к середине 80-х.

    И еще один мотив интересен. За обедом в доме профессора Кузнецова у юного Ивана Мирошникова спрашивают, о чем он мечтает. И слышат в ответ: о машине, квартире, даче… Тогда Кузнецов изобразил понимание: «Что ж, материальные блага необходимы, это не возбраняется». Потому что был уверен, что, помимо материального, Иван мечтает еще и о чем-то духовном. Так было у поколения Кузнецова — и, с его точки зрения, не могло быть иначе. Но в 80-х настолько развилось озлобление постоянным дефицитом, отсутствием самых базовых благ, что интересы здоровых, красивых, перспективных молодых людей ими и ограничивались. И когда ближе к концу фильма ту же мысль озвучивает не курьер-проходимец, а благовоспитанная дочка Кузнецова, студентка филфака (причем «филологическая дева» мечтает о чем-то совсем кричаще-гламурном вроде алого шарфа и модной собачки), тогда, наконец, до профессора доходит, насколько глубока зашла ситуация.

    В этой коллизии кроется ответ на вопрос, почему порядочные советские граждане, воспитанные на высокодуховных идеалах, в 90-х с такой жадностью набросились на хлынувший с Запада поток ширпотреба. Ведь, для тех, кто в 90-х едва родился, ходил под столом и ничего не помнит, сейчас, в 2010-х, эта ситуация тоже выглядит диковато, т. к. за 20 лет произошло пресыщение (на полках магазинов всего навалом — только деньги плати), и духовные запросы вновь актуализировались. В несбыточную мечту обладания алым шарфом с трудом верится, но, коли «Курьер» в свое время вызвал такой резонанс (даже был признан фильмом года), значит, будем ему доверять. Показательна сцена, как Иван дарит Базину (кстати, очень симпатичный персонаж, простой как «здрасьте») свое пальто — мол, первичную потребность удовлетворил, теперь можешь мечтать о великом. Из 2010-х это смотрится как маленькое пророчество Шахназарова.

    Подытоживая: с точки зрения содержания фильм вызвал у меня интерес в социологическом разрезе, но на сопереживание не пронял.

    Теперь по формальной части. Те, кто много смотрят кино, сразу могут определить уровень режиссуры и калибр актерского состава. Здесь с первых минут понятно: высший класс (чем и обусловлен зеленый цвет рецензии при невысокой оценке). Еще до стартовых титров перед зрителем проходят две сцены (в суде и на улице) — обе очень информативны и эмоционально насыщенны. Это показатель! Далее задается еще более высокая планка — сцена катания на скейтборде снята так, что глаз не оторвать.

    Но вскоре появляются ненатурально-натянутые моменты. Не по актерской игре (играют здорово), а по сюжету. Например, сын почему-то только на 18-м году жизни узнал, что его мама в юности хотела стать актрисой, и прореагировал на сенсационное известие довольно вяло, словно слышит такие признания каждый день. Затем происходит странное знакомство с дочерью Кузнецова. Понятно, что она дружелюбная, открытая и т. д., но вот так просто РАЗ! — и познакомиться с человеком с улицы — это чересчур. Будто швы, наружу проступает подгонка под интересы сценария.

    Это еще полбеды. Потом действие превращается в царство гротеска (серьезный диалог о том, может ли падающий дырокол пробить голову — гротеск в чистом виде). Понимаю, что в «Курьере» есть элемент призыва: воспринимайте жизнь проще, с иронией, и многие проблемы уйдут сами собой. Но… чем больше Иван шутит, тем больше заговаривается, не понимая, где говорит всерьез, а где забавы ради. Из-за чего возникает недосказанность, неясный подтекст. Который нипочем не разгадать, ибо разгадать нечто можно (да и имеет смысл) только когда автор загадки для себя четко представляет, что он имеет в виду. А Иван — не представляет.

    Многие сцены, как плесенью, обросли недоговоренностью, неопределенностью. Например, сцена в подвале. Прочитать, где грань между наигранными чувствами и реальными (с точки зрения героев), а, следовательно, понять, к чему эта сцена вообще, у меня не получилось. Или эпизод, в котором Иван привез подругу на карьер посмотреть следы леопарда. Мало того, что людям, встретившимся вечером в центре Москвы, на карьер в Подмосковье нереалистично добраться в принципе, так еще откуда там взялись следы и что сие означает, непонятно…

    Грань между драмой и комедией в «Курьере» настолько зыбка, что испытываешь когнитивный диссонанс. Вроде настроишься на сопереживание, а тут раз! — и весь настрой уничтожает ирония. Едва настроишься на юмористический лад, как начинается нечто с претензией на искренность. Отчего эмоциональный контакт с происходящим я утратил где-то на середине.

    Тут еще дело в эмоциональной однообразности Ивана. Точнее, в отсутствии эмоций как таковых. Этому «штилю» ритмически подчинено действие в целом — равный статус придан как вещам, заслуживающим сочувствия, так и не заслуживающим — переходы никак не маркированы. Возможно, была задумка в том, что герой не знает, чего хочет, вот и режиссер под стать ему рассказывает историю нескладно, будто не знает, куда фильм должен вырулить.

    Подытоживая: для меня «Курьер» останется фильмом нестабильным. Бывают ленты, которые одинаково хороши каждую секунду, но в целом звезд с неба не хватают. Здесь по-другому: какие-то моменты заслуживают 10 баллов, какие-то — лишь 4. Итог -

    7 из 10

    29 октября 2012 | 16:01

    Вышедший в 1986 году фильм Карена Шахназарова «Курьер» стал, пожалуй, одной из первых картин советского кинематографа, изобразившей молодежь правдиво и без набившей оскомину дистанции. Сюжет фильма, снятого по одноименной повести Шахназарова, строится вокруг флегматичного, но остроумного подростка Ивана. Ивану 17 лет, школу он закончил, но в университет не поступил — особого желания нет. Есть желание слоняться по московским улицам и пустырям с компанией друзей из соседних высоток, но можно и работу подыскать, чтобы мама не расстраивалась, всё равно в армию скоро. Так Иван Мирошников становится курьером в журнале «Вопросы познания» и в первый же день работы знакомится с ровесницей — профессорской дочкой Катей, студенткой первого курса МГУ.

    В фильме ставятся всё те же извечные проблемы, которые вообще можно поставить, снимая фильм о молодежи — проблема «отцов и детей», преемственности поколений, нигилизма, максимализма, подростковой переоценки ценностей. Но делается это честно, без морализаторства или предвзятости. Камера находит главного героя то дома, то на работе, то на вечеринке, то в профессорской квартире неизменно наблюдательным и полным иронии, которую окружающие взрослые подчас не могут отличить от детской наивности. Он ведет себя просто и не наигранно, одинаковым тоном разговаривает о мечте или жизненных целях и со своим другом по двору Базиным (В. Смирнов), и с сотрудниками редакции научного журнала Степаном Афанасьевичем (А. Панкратов-Черный) и Зинаидой Павловной (С. Крючкова). Забавно, что шуточной болтовне последних об атмосферном давлении и муже-японце он противопоставляет свою мечту — «чтобы коммунизм во всём мире победил», и своим ответом заставляет редактора закашляться. Конечно, в картине то и дело проступает рассыпающийся советский быт: «золотая молодежь» смотрит фильмы с Брюсом Ли по «телеку» фирмы Sony, ребята попроще собираются на спорт-площадках и исполняют брейк-данс под «Rockit» Херби Хэнкока (фильм послужил мощным толчком для развития брейк-данс культуры в СССР), а фраза «мы хотим знать, в чьи руки попадет воздвигнутое нами здание» из уст главного героя звучит, по меньшей мере, иронично. Но кино, в общем, совсем не об этом, оно об утраченной безмятежности детства и столкновении со взрослым миром авторитетности и комфорта, который зиждется на политике двойных стандартов, и — главное — о моменте «между», когда ты способен видеть всю неправду, никак её не оправдывая, когда ты способен опоздать на рабочее задание на 3 часа ради того, чтобы прокатиться на скейте по склону Ленинских гор (и такое решение будет казаться единственно правильным), а самым большим и незаезженным комплиментом понравившейся девушке служит фраза «а ты ничего». Так и проходит весь фильм — между мамой, заботливо укрывающей сына одеялом в белом хрустящем пододеяльнике, снами об Африке, где работает отец-инженер, легендами о леопарде, сбежавшем из шапито в песчаные карьеры на окраине Москвы, и — с другой стороны, лицом двадцатилетнего ветерана афганской войны, который пристально глядит на главного героя в последних кадрах. «Мы перебесимся и будем такими же, как вы» — замечает Иван на профессорском ужине приятелю Катиного отца, отчаявшемуся понять молодежь. Но пока можно не думать об этом — лучше не думать — и беситься что есть сил. Это понимает и Катя (А. Немоляева), когда разучивает примитивную песенку про козла на пианино. Правда, скоро пути молодых людей расходятся: хотя Кате и открывается вся несуразность окружающей её жизни «взрослых серьёзных людей» и непроходимая тупость друзей-«мажоров», после семейного скандала и слёз на скамейке она покорно возвращается в дорогую отцовскую квартиру, предварительно обратившись к Ивану с просьбой больше не звонить и не искать с ней встречи.

    Более всего противостояние поколений выявляется в отношениях между курьером и профессором — Катиным отцом Сёменом Петровичем Кузнецовым (О. Басилашвили). Уважаемый человек, доктор филологии никак не может смириться с дерзостью проходимца, выходки Ивана, откровенно презирающего его систему ценностей, приводят его в бешенство, которое, одумавшись, он сменяет на шутливую благосклонность. Благосклонность эта, разумеется, напускная — её целью является показное пренебрежение взглядами юноши, она как бы призвана заявлять о том, что слова и поступки Ивана, совсем еще ребёнка, Семёна Петровича не задевают, но, в то же время, все его действия указывают на обратное. «Шутовство, возведенное в принцип» он считает отравой молодежи, и поведение Ивана его оскорбляет. Но в таком «шутовстве», одновременно бесполезном и бескорыстном, заключено всё обаяние героя, напоминающего сэлинджеровского Холдена Колфилда своей ненавязчивой простотой в общении и изобретательным враньём, таким, что «как понесёт, так и не могу остановиться». Сказать больше — в таком «шутовстве» заключено всё обаяние молодости, которой посвящен этот фильм. Показателен также выбор актёра на главную роль: Фёдор Дунаевский — одноклассник Анастасии Немоляевой, и был замечен режиссером совершенно случайно на школьных фотографиях актрисы. Профессиональным актёром он не был и так никогда им и не стал.

    Вопреки распространенному мнению, осмелюсь заметить, что «Курьер» — кино не только для тех, чья юность пришлась на восьмидесятые или тех, кто еще застал их, восьмидесятых, отголоски. Это кино для тех, кто молод или для тех, кто был молод, и помнит каково это, а если даже не помнит — вспомнит обязательно, и обязательно посмеется над фразой Катиной бабушки Агнессы Ивановны (Е. Урусова): «я каждый день смотрю телевизор и, уверяю вас, что я очень хорошо знаю молодежь».

    24 августа 2012 | 12:49

    Даже не верится, что написал повесть и снял фильм один и тот же человек. Если бы фильм был снят лет на пять раньше, он мог бы стать событием, а так — один из вала перестроечного ширпотреба. Повесть была написана совсем не о «детях перестройки», а о самом что ни на есть пике застоя. Молодой человек, набивающий ночью мяч в темной комнете под «Роллинг Стоунз», и выплясывающий брейк во дворе — как говорится, две большие разницы!

    В литературном варианте главный герой выглядит ярким пятном на фоне окружения, отсюда и его внутренний протест, отсюда и его одиночество. В фильме этого совсем не ощущается, даже если автор и пытался донести этот посыл. Федя Дунаевский — типичное дитя перестройки, когда отсутствие комплексов стало массовым. Сам типаж ни по энергетике, ни по кругозору никак «не тянет» на тот уровень, который был заложен в повести. Даже удивительно, насколько в фильме все не в тему: и актеры хорошие, а все — мимо! Пожалуй, за исключением Басилашвили.

    7 марта 2011 | 12:29

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 499 руб.
    подробнее

    Новости


    Инициатива Никиты Михалкова о введении в школах курса «100 лучших фильмов» не забыта. 10 января министерство культуры опубликовало на своем сайте список из ста российских и советских картин, однако спустя несколько часов запись была удалена. До конца января чиновники пообещали обсудить инициативу между собой, после чего проведут общую пресс-конференцию. (...)
     
    все новости

    Интервью


    8 июля 2012 года исполнилось 60 лет режиссеру, сценаристу, продюсеру и генеральному директору киноконцерна „Мосфильм“ Карену Шахназарову. КиноПоиск поздравляет классика отечественного кино с юбилеем, надеясь, что он и дальше будет радовать зрителей новыми картинами, и также желает сил и здоровья для воплощения всех замыслов. Перед знаменательной датой нам удалось поговорить с Кареном Георгиевичем в его кабинете в „Мосфильме“… (...)
     
    все интервью

    Статьи


    В фильме Карена Шахназарова русский солдат, танкист, который побывал в такой передряге, что сгорел практически целиком, возвращается к жизни с миссией „найти и уничтожить“, отомстить „Белому тигру“… (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    4-5 июля
    03.07.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 5-6 июля
    Как избавиться от Ивана Пырьева в Союзе работников кино? (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Мир Юрского периодаJurassic World54 200 000
    2.ГоловоломкаInside Out52 128 000
    3.Третий лишний 2Ted 233 000 000
    4.МаксMax12 210 000
    5.ШпионSpy7 800 000
    26.06 — 28.06подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГоловоломкаInside Out364 412 373
    2.Мир Юрского периодаJurassic World237 081 755
    3.ПолтергейстPoltergeist81 704 954
    4.Бармен40 124 361
    5.ШпионSpy37 229 217
    18.06 — 21.06подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители3 199 575170 480
    Деньги812 989 798 руб.31 724 044
    Цена билета254,09 руб.24,78
    18.06 — 21.06подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    50....А зори здесь тихие8.451
    51.Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей8.449
    52.Крестный отец 2The Godfather: Part II8.435
    53.Как приручить драконаHow to Train Your Dragon8.428
    54.ОдержимостьWhiplash8.425
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Ночная жизньLive by Night92.56%
    42.ФранкенштейнVictor Frankenstein92.54%
    43.Тор: РагнарёкThor: Ragnarok92.54%
    44.ВаркрафтWarcraft92.53%
    45.Маленький принцThe Little Prince92.41%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    МечтателиThe Dreamers190
    Астрал 3Insidious: Chapter 329
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road359
    Мы свяжем лодкуFune wo amu2
    ОкулусOculus90
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Мир Юрского периодаJurassic World7.163
    Третий лишний 2Ted 26.442
    ГоловоломкаInside Out8.482
    ПолтергейстPoltergeist5.104
    Бармен5.862
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys02.07
    Супер Майк XXLMagic Mike XXL02.07
    МиньоныMinions09.07
    Человек-муравейAnt-Man16.07
    Шальная картаWild Card30.07
    премьеры