всё о любом фильме:

Курьер

год
страна
слоган-
режиссерКарен Шахназаров
сценарийАлександр Бородянский, Карен Шахназаров
директор фильмаВладимир Клименко
операторНиколай Немоляев
композиторЭдуард Артемьев
художникКонстантин Форостенко
монтажЛидия Милиоти
жанр драма, мелодрама, комедия, ... слова
зрители
СССР  34.4 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время88 мин. / 01:28
Номинации (1):
Выпускник школы Иван, дожидаясь призыва в армию, работает курьером в редакции. Окружающие его солидные взрослые люди с трудом приспосабливаются к удивительной способности этого парня любое событие превратить в невероятное происшествие — порой уморительно веселое, а, подчас, и непоправимо грустное…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1502 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Можно считать, что работа над этим фильмом началась еще после выхода «Добряков», когда Карен Шахназаров написал повесть «Курьер», которая затем была опубликована в журнале «Юность». У режиссера не было интереса делать картину по своей собственной повести, и снимать ее намеревался Андрей Эшпай. Но сценарий у него не приняли из идеологических соображений.

    Позднее, когда Шахназаров уже закончил «Зимний вечер в Гаграх», Александр Бородянский уговорил его самому подать заявку, которую на этот раз приняли (как считает режиссер, это случилось благодаря приходу Горбачева к власти и изменению атмосферы в стране).

    Известность фильма «Курьер» до сих пор не смог побить ни один фильм режиссера. Спустя два года после выхода он был признан лучшим фильмом по опросу журнала «Советский экран», а для режиссера Специальный приз ММКФ в 1987 году стал самой важной наградой, потому что Главный приз забрал за картину «Интервью» его итальянский кумир Феллини, с которым Карен Георгиевич познакомился тогда прямо на сцене.

    В истории про одинокого юношу Ивана, подрабатывающего в издательстве и пытающегося в месте с юной девушкой Катей найти свое место в жизни, Карен Шахназаров снова обращается к молодому поколению, но теперь уже без отрыва от того времени и той среды, в которой живут герои. Картина иллюстрирует молодежь перестроечного периода, ту, что уже отказывается от навязанных принципов своих отцов, но при этом не знает, куда им двигаться дальше. Герой Федора Дунаевского не хочет просто идти по начертанному пути и живет вне этого времени: отсюда романтичные представления об Африке, в которой работает его отец, по сути присылающий артефакты из прошлого (в данном случае — копье аборигена). Он — словно молодой герой Олега Янковского в фильме «Полеты во сне и наяву», где тот позволяет себе еще большие дерзости и мучается уже не от кризиса неопределенности, а от кризиса среднего возраста. Но в фильме Баляна автор также обыгрывает схожую идею «роди-меня-обратно».

    Таким образом, Шахназаров рисует персонажа желающего избавиться от оков своего времени, и жить так, как жили его предки, без предрассудков, просто по-человечески. Тем он и отличается от своих сверстников, что оглядывается назад и пытается найти во всем смысл или хотя бы возродить его, не желая просто двигаться по течению. Толи дело его приятель Базин, живущий сиюминутными желаниям, и которому Иван завещает «мечтать о великом» перед своим уходом в армию. Режиссер Сергей Соловьев через два года после выхода «Курьера» выпустил своего рода ответ Шахназарову — знаменитую «Ассу», более мрачную, но с очень похожими персонажами. Это доказывает не скудность фантазии режиссеров, а то, что настроение эпохи, было поймано Кареном Георгиевичем абсолютно верно и безошибочно.

    7 июня 2013 | 08:42

    Все умрут и все останутся!

    Грустно…

    Курьер (я люблю этот фильм)

    Карен Шахназаров снял очень много хороших картин, а перед нами его самый лучший фильм. Про этот фильм сказано очень много, и он имеет очень высокий рейтинг. Мне кажется, что Шахназаров снял фильм не для всех людей, но про каждого человека, который жил давным-давно (может быть в СССР). Я был маленьким в те годы, когда фильм вышел на экраны, и я не знаю молодежь, которая жила в те бурные годы. Я могу лишь просто наблюдать…

    Главный герой не знает своего будущего, хотя он говорит, что его ждет армия. Его отец бросил его с матерью. Что делать? Учиться! Но герой явно этого не хочет, хотя и пытается поступить в институт. Работать? Он начинает работать курьером и делает свою работу очень плохо. Жить? А зачем жить, когда внутри нет желания? Мне это очень знакомо, а это значит, что Шахназаров смотрел далеко в будущее.

    А ведь есть еще любовь. Герой хочет заняться сексом со своей подругой, но он не знает где можно этим заняться. Он идет даже с ней в подвал, но ничего не получается. Этот мир стал каким-то чересчур странным, и в нем осталось мало место для любви. Зато вранья в этом мире очень много. Главный герой постоянно врет всем подряд. Зачем он это делает? У каждого свое кино…

    А взрослые стоят в стороне и говорят, что молодежь очень счастлива. Это очень грустный фильм. Я не знаю, почему некоторые люди называют «Курьера» смешным фильмом. Герой сидит на скамейке, а вокруг него меняется мир. Видеопрокаты, узкие джинсы, американская жвачка и еще что-то великое. Конечно, каждый выбирает свою жизнь, но есть такие люди, которые не выбирают жизнь, а они просто живут. Плохо или хорошо? Они живут

    Спасибо.

    10 из 10

    2 октября 2010 | 16:40

    80-е годы. Для кого то это десятилетие запомнилось как время ужасной войны в Афганистане и жёстких перемен. Другие видели пьянящий аромат свободы, гласность и перестройку. Третьи, возможно вообще относятся к эпохе заката СССР, как всего лишь к обычной странице своей жизни. Но не зависимо от занятой позиции, в этот период вышло большое количество уникальных и самобытных кинокартин. Одной из таких лент, стал Курьер, за режиссёрством Карена Шахназарова.

    Яркой особенностью данного фильма является необычный актёрский состав. В фильме, главную роль лишь по чистой случайности досталась Фёдору Дунаевскому, который не является профессиональным актёром, но отлично справился со своим непростым образом. В это время ещё не обучалась актёрскому мастерству и главная героиня фильма, Анастасия Немоляева. Именно из подобных вещей и проистекает необычная атмосфера фильма, которую очень органично дополняет колоритный сценарий Карена Шахназарова. Картина обрела огромную популярность на территории Советского союза. В 1986 году фильму удалось занять 6-ое место в списке кинопроката СССР, а в 1988 году фильм стал лучшей картиной по версии журнала «Советский экран».

    Сюжет рассказывает о молодом парне Иване, который закончив школу проваливает вступительные экзамены и устраивается на временную подработку курьером, в журнал «Вопросы познания». Все диалоги фильма, построены вокруг умении главного героя придумывать различные истории, которые приводят как к весёлым, так и грустным последствиям. Иван не глуп, нагл, но в тоже время добродушен, его часто не понимают сверстники и старшее поколение, потому что он другой. Этим словом можно выразить весь смысл фильма Шахназарова. Главный герой не находит место рядом со своим дворовым приятелем Базиным, девушки Кати, но ему чужды и ценности своей матери, а также профессора Кузнецова, отца Екатерины. Мнению окружающих, Иван противопоставляет оригинальные истории, которые не имеют ничего общего с реальностью.

    В фильме всё сделано на высшем уровне, отличная операторская работа, радует актёрская игра, хотя в силу образа персонажей, она может показаться несколько специфической. Для атмосферы важнейшую роль играют песни середины 80-х годов, от рок-мэтров, таких как Борис Гребенщиков и Андрей Макаревич. Фильм рекомендуется к просмотру абсолютно всем, ведь не важно сторонник вы или противник перестройки. Потому-что Курьер — фильм о тех редких людях, с которыми понятно всё, но в тоже время не ясно, ничего.

    9 из 10

    19 июля 2015 | 02:21

    Этот фильм интересен тем, что он снят в самом начале Перестройки, поэтому то, что уже пару лет спустя будет тщательно смаковаться советским киноэкраном, в нём затрагивается с осторожностью — кому было надо, те всё и так понимали. В нём есть несколько ярких примет 80-х, о которых сегодня многие уже подзабыли, но для человека того времени они значили очень многое. Итак…

    Папа героя улетает в Африку — сегодня в этом нет ничего необыкновенного, но в середине 80-х, когда Страна Советов была ещё прочно закрыта железным занавесом, вырваться из-за него куда угодно — хоть в Африку, хоть в Иран, хоть в Антарктиду считалось неслыханным везением. Возможно, именно загранкомандировки папы героя (возможность пожить за границей за госсчёт, валюта, перспективы поехать куда-то ещё) привлекли к нему молодую и красивую девушку с холодным взглядом, которая стала причиной развода.

    Следующая примета времени — дома-корабли на окраине Москвы. В 80-е темпы по строительству жилого фонда были, как никогда, высоки. Окраины Москвы и других городов ударными темпами застраивались типовыми безликими многоэтажками, строившимися буквально в чистом поле. Уродливые окраины с их пустырями, песчаными карьерами и подростками-неформалами будут весь фильм ярко контрастировать с уютненьким и благородным центром Москвы, где живёт интеллигентная Катя, дочь профессора.

    Главный герой — типичный подросток 80-х, чья юность пришлась на эпоху перемен, худшее время, по мнению китайцев, но, вместе с тем и очень интересное. На глазах ломаются старые устои, а новых ещё нет — их жадно ловят из заграничных фильмов и музыки. Так, Катя признаётся друзьям родителей, что мечтает о том, чтобы нравиться мужчинам и мчаться куда глаза глядят на спортивной машине с магнитофоном и собачкой — наивный, идеализированный образ, подсмотренный ею в какой-нибудь слезливой французской мелодраме 60-х. У главного героя и вовсе идеалов нет — но он уже точно знает, что всё, что вокруг он презирает.

    Для него не авторитет его мать, он уже перерос её. Поступление в институт — для него ничего не значит, он даже не готовится к вступительным экзаменам, полагая, что его и так возьмут из-за дефицита мальчиков. Он не озабочен карьерой — ему всё равно где работать — грузчиком в овощном или курьером в издательстве. Ни престарелый директор, ни профессор для него также не авторитеты. Он не озабочен вещизмом, как друзья героини — ни видеомагнитофон, ни дорогие шмотки его не впечатляют. С ходу он ставит на место героиню Алики Смеховой, которая с важным видом рассуждает о европейской моде, всего лишь побывав в Югославии.

    Но, вместе с тем, как все подростки, он романтичен и раним. В уродливых пустырях ему видятся африканские саванны, по которым бредут туземцы-масаи в бусах и с копьями, и где живёт красивый грациозный леопард… Он с первого взгляда влюбляется в Катю, но очень скоро понимает, что ничего не может ей предложить. То, что для его окружения круто — сходить в диско-бар, кафе-мороженое или кино, для неё уже пройденный этап. В её окружении студенты собираются на модные дискотеки МГУ, ездят за границу и смотрят видеофильмы, которые не покажут в кино. Но, вместе с тем, в Иване есть что-то настоящее, чего нет в её гламурных друзьях. Он не строит из себя взрослого, не говорит о шмотках, он естественен и остроумен, он словно открывает глаза девушке из высшего света на то, как и чем живёт простой советский народ, с которым она практически не соприкасается.

    Катя сильная девочка, ей хочется видеть рядом ещё более сильного парня. Но, лишь на минуту позволив Ивану решать за двоих, она оказывается в грязном и сыром подвале, где её напугали до смерти и обозвали «шалавой». Первое же «хождение в народ» наносит ей травму…

    В фильме несколько раз поднимается тема взаимопонимания или, точнее сказать, взаимонепонимания поколения «шестидесятников» (родители Кати и их друзья, мать Ивана) и нового перестроечного поколения. Те, кто живут старыми идеалами, начинают по-старинке долдонить о том, что «материальные блага нужно заработать» и о том, что «они хотят знать, в чьи руки перейдёт воздвигнутое ими здание», не понимая, что вызывают этим только смех. Воздвигнутое ими здание скоро будет разрушено и растащено молодым прагматичным поколением, которому они так и не смогли предложить достойных ценностей.

    Любопытен персонаж Владимира Меньшова, который открыто признаётся в том, что не понимает своего сына ("он может не отвечать, но пусть он скажет!») — его нелогичная манера пить молоко из банки сводит отца с ума. А разгадка проста — так пили напитки герои американских фильмов, и потягивая из банки сгущёнку, его сын хоть немного ощущал себя «приобщённым к культуре».

    В фильме много замечательной музыки — Лиан Росс, Джорджо Мородер, Херби Хэнкок, Машина Времени, танец брейк-дэнс, превосходные инструментальные треки, созданные на очень крутых по тем временах синтезаторах и драм-машинах, ультрасовременная музыка, по тем временам, примета своего времени, как и всё в этом фильме.

    Великолепно сыгран и ещё один персонаж — Базин. Сын грузчика, не блещущий интеллектом студент техникума, но, в то же время, добряк — умеет понять и выслушать, поэтому герою с ним и легко. Он обладатель редкого, по тем временам скейтборда — тётка из Таллина прислала. Ещё один камушек в огород советской власти, при которой снабжение Прибалтике было в разы лучше, чем в России. Прибалтийская промышленность производила множество качественного ширпотреба (одежду, игрушки, электронику), который так в ней и оставался, не особенно расходясь по Союзу. Но при этом, живя в Москве, Базин считает свою тётку и её детей «провинциалами». В отличие от главного героя он не задумывается над происходящим и не анализирует его, он искренне верит в то, что смысл его существования — «воплощение гуманистических идеалов общества».

    Заключительный кадр словно подводит итог — завтра герой покинет гудящую, как улей, Москву с её золотой молодёжью, неформалами и партэлитой. Словно из зеркала на него смотрит демобилизованный солдат, который, судя по медалям и шраму на лице — возвращается из Афганистана. Трудно сказать, какое будущее будет у Ивана — вернётся ли он через два года вот так, появится ли у него цель, станет ли он взрослым и серьёзным, как обещал отцу Кати, или останется таким же беззаботным. Его будущее как в тумане, как и будущее всего поколения 80-х перед началом эпохи перемен…

    Этот фильм — своеобразный срез своей эпохи — эпохи очень больших надежд и ещё больших разочарований, а главный герой — собирательный образ, в котором каждый, кто жил в эпоху перемен, узнает и себя!

    13 июля 2015 | 07:04

    Когда мне в качестве рекомендации посоветовали посмотреть эту картину, то я тогда и в мыслях не мог предположить, что знакомство с работой Карена Шахназарова так мощно повлияет на меня, как на киномана и прежде всего — человека.

    Я родился в середине 80-ых и эту эпоху запомнил лишь маленькими кусочками, при соединении которых они образовывали то тепло, что исходило от того антуража, людей и культурной деятельности общества в целом. Вспоминаются те видео кассеты с гнусавым голосом, перед просмотром которых, ощущался трепет и тот настрой на волшебство, чем и обладает по сути своей искусство кинематографии.

    Каждый из нас в буквальном значении и есть тот самый курьер. Кроме того, как никак, а только пройдя по многим редакциям (теориям, укладам человеческого бытия), что печатают объективный мир нашей жизни, можно приобрести тот опыт, что основывается на сравнении этих же редакций между собой. Этих редакций много: и ложных, и истинных… и вот зависимости от того, кто и какие издания посещал — получает в полном объеме ту индивидуальность, которую искал. И порой, чтобы найти цепь мудрых и нравственных позиций — мало быть просто курьером.

    В фильме Карен демонстрирует баррикаду, что разделяет по материальным положениям молодое поколение: одни по случаю их родителей оказались в более продвинутом оснащении возможностей, другие — в менее. Но в данной работе Шахназарова при этой баррикаде молодежь по идейным качествам схожа между собой настолько сильно и не отличимо, что только остается одно — это выдать всем квартиры, спортивные машины и ту маленькую собачку, что подарит иллюзию свободы и жалкий прототип благосостояния души.

    Особенно обратите внимание на тот факт, что родители абсолютно всех показанных (в картине) подростков добились всевозможных и главное настоящих благ — как эстетических, нравственных, так и материальных… поэты, писатели, доктора, профессора и т. д. А такой сценарный ход указывает только на то, что отдать весь этот мир некому из наследников.

    И вот здесь режиссер поступает гуманным образом в очерке этой проблемы, а именно каждый из тех, кто посмотрит этот фильм — сможет увидеть для себя вердикт по-своему — есть надежда на молодое поколение или и вовсе нет ее?

    Комедийный аспект здесь оживает на предельно тонкой структуре осветленной ироничности. Очень много крылатых и бьющих в цель цитат. Так что не смотря на тяжеловесность всей проблематики, фильм легко ложится (словно осенняя листва на мерцающий бархатный покров) на восприятие зрителя.

    Актеры, что задействованы в фильме — на полном обороте передают с экрана своих разно-тональных персон, где их откровенность перед зрителем достигает подлинной и совершенной кульминации. Панкратов-Черный, Басилашвили, Чурикова, Меньшов, Евдокия Урусова (Агнесса Ивановна)… Если их игру можно обозначить критерием гениальности, то значит это самое оно. Персонаж Ивана (Федор Дунаевский) очень близок наверное многим людям, ибо он реалистичен и создатели фильма его не подбеливают всевозможными художественными инструментами. И по секрету: когда я увидел Катю (Анастасия Немоляева), то мне просто пришлось бескомпромиссно и навсегда в нее влюбится и сколько даже не из-за признаков ее внешности, а сколько из-за самого характерного образа и правдивости ее честных (пусть и ни всегда может быть верных с моей позиции) деяний.

    Композитор Эдуард Артемьев (который до этого успел отличится грандиозным саундом к таким фильмам, как «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Родня» и «Свой среди чужих, чужой среди своих») написал очень игривую по юношеским виражам музыку, пропитанную тем тихим и скромным ветром, что проносится со свистом меж улиц и молодых (девственных) сердец. Ну а флейтовый проигрыш под аккомпанемент гитарных струн заставит почти любого зрителя задать себе очень много вопросов, намек на которые дает Шахназаров.

    Фильм этот отразился сплошным эхом в моей душе, и эхо это будет жить не смотря на то — жив я или мертв.

    - Базин, у тебя есть мечта?

    - Зима на носу, а мне ходить не в чем. Прошлую зиму в куртке проходил. Болел всю дорогу.

    - Тебе что, родители пальто не могут купить?

    - Ага, сейчас. Отец алименты платит. Мать ни копейки не дает — считает, что мне деньги не нужны.

    -

    -

    … ©

    15 декабря 2011 | 11:26

    Отличный фильм! Остроумный, простодушный парень. Раньше героя в исполнении Дунаевского осудили бы за асоциальность, а сейчас это нормальное явление — т. е Шахназаров провидец. Фильм определённо стал золотой киноклассикой.

    2 февраля 2007 | 18:57

    Кинокартина «Курьер» — это потрясающее явление советского кинематографа. К моему сожалению, с фильмом я познакомился буквально три дня тому назад, однако это неважно. «Курьеру» без каких-либо опасений можно поставить оценку 10 из 10, потому что фильм заслуживает этого. Что мне так понравилось — вы можете узнать ниже.

    1. Игра актёров. Анастасия Немоляева и Фёдор Дунаевский просто бесподобно исполнили свои роли, особенно если учесть, что это их дебют. Иван Мирошников — это потрясающий персонаж, это подросток, который думает нестандартно. Именно за это его можно любить. Что же касается Насти (в фильме она исполнила роль Кати), то это очень красивая актриса, которая, как и Фёдор, к сожалению, ушла из кино. И это по-настоящему печально.

    2. Музыкальное сопровождение. Это нужно отметить отдельно. Почему? Да потому что это, черт побери, потрясающе! После того как фильм закончился, я сразу же решил найти все те композиции Эдуарда Артемьева (это композитор), которые встречались в фильме. Они потрясающе, мне они так понравились, что я теперь не представляю свою жизнь без них.

    3. Сюжет. Сюжет в фильме «Курьер» достаточно необычный. Сначала, как многие знают, «Курьера» не хотели пропускать в прокат, потому что он, мол, «противоречит идеалам коммунизма» (или что-то такое), однако, слава богу, фильм увидел свет. В основе истории подросток по имени Иван, который только закончил школу и не смог поступить в университет, провалив вступительные экзамены. Чтобы не болтаться, он ищет работу, и мама ему предлагает стать курьером (на самом деле выбора не было, конечно же). Он устраивается на работу, и в первый же день у него появляется задание отнести рукопись одному учёному. У учёного есть семья: жена и дочка. А дальше вы всё сами увидите, ибо спойлерить ужасно.

    10 из 10

    10 июля 2015 | 20:14

    Иногда удается прочитать произведение раньше, чем его экранизируют. Потом смотришь.. Начинаешь ждать то место, тот момент, что зацепило в книге. И как обухом по голове — нет такого!! Судорожно анализируешь — в книге так образно схвачено, а почему нет в фильме? Или в фильме — абсолютно мимолетно.. Опять задумываешься — почему?? Зачастую экранизация значительного произведения ничуть не менее масштабна чем само произведение, даже если это два разных повествования. Классический пример — «Пролетая над гнездом кукушки».

    Повесть Карена Шахназарова «Курьер» получилось прочитать раньше, публиковали в «Юности». Иван — реальный персонаж тех времен. Человек, который реально осознал, что никакие таланты, никакое знание, никакие способности не приведут к успеху если не «благоприятные обстоятельства» в лице влиятельных родителей и иных недоступных компонент. В книге он этому соответствует. В фильме из всего этого осталось только автобиографическое повествование, которое очень убого вяжется с духовным миром киношного Ивана. Там — герой совсем другого периода, времени «Его зовут Арлекино», «Авария-дочь мента» и «Маленькой Веры». Приспособленец времен именно той эпохи, когда молодежи уже нет необходимости читать и размышлять о прочитанном. Поэтому сцена с чтением стихов Пушкина в книге — трагедия на экзамене (профессор так ничего и не увидел), в фильме — дохловатый стеб (кто бОльший дурак — решит зритель). Очень жаль, что время переконвертировало на момент сценария Ивана в Базина.

    15 сентября 2014 | 21:15

    Зачастую, людям свойственно петь дифирамбы незаурядной сюжетной линии, рассматривать фильм буквально под микроскопом (дабы отыскать потаенный смысл) и возводить увиденное в ранг шедевра. Весомый аргумент в стиле: «Я художник, я так вижу» не оставляет спорам ни малейшего шанса на существование, в этом то и суть. Знаю по себе, у каждого их нас есть такие кино-любимчики, любовь к которым разделяют не многие. Почему-то еще до просмотра фильма, у меня сложилось стойкое впечатление, что это кино «на любителя». Наверное, благодаря нехарактерному для советского времени постеру: специфичный фон, на котором парень держит копье, а во главе всего этого безумия — лицо девушки. Ну что ж, сhallenge accepted.

    Я безгранично ценю и уважаю советские фильмы и то, с какой душой они были сняты, поэтому обойти стороной нашумевший (в свое время) шахназаровский «Курьер» я просто не могла. Так называемое «кино новой волны» или «перестроичное кино» представляет собой явление крайне интересное и, как следствие, требующее к себе особого внимания. Впечатление на меня оно произвело, мягко скажем, противоречивое.

    Иван — квинтэссенция того времени. Он, завалив экзамены в университет, бунтует, не понимая толком против чего, нарушает законы приличия и морали, дерзя и выводя из себя окружающих. Родители Ивана в разводе, у отца новый роман со сногсшибательной Наташей, которая, кстати, по экспертному мнению самого Ивана «очень даже ничего». И вот, мать устраивает сына-недотепу в редакцию, курьером, дабы он не маялся от безделья и был занят хоть чем-то перед предстоящим призывом в армию. Выполняя очередное поручение, Иван знакомится с дочерью профессора — Катей. Девушка живет в благополучной семье, в достатке, учится на первом курсе и считает свою жизнь предсказуемой и скучной, неудивительно, что Иван со своими причудливыми замашками и тягой к значительному приукрашиванию любой банальной истории, кажется Кате интересным и манящим, ну или по крайней мере тем, кто сможет разнообразить ее «пресную» жизнь. Его, в свою очередь радует перспектива внести раздрай в правильную семью Кати.

    Нелепые моменты, ложь ради забавы, ссоры с родителями — обеспечены, спасибо Ивану. В итоге, каждый из ребят остался при своем. Хочется думать, что на примере этих молодых и неопределившихся молодых людей, режиссер показывает, что же происходит, когда параллельные прямые все-таки пересекаются. Иначе, для чего всё это? Открытый финал дает зрителям почву для размышлений в стиле «думайте сами-решайте сами», лично для меня он стал разочаровывающим, создалось впечатление недосказанности. Хочется больше конкретики, явной морали что ли.

    Все больше рецензии получаются нейтральные, а жаль. Пока я писала этот текст, надеялась, что возможно меня озарит и я пойму, какой скрытый смысл у «Курьера» и в чем его гениальность, но кроме невнятного ощущения от просмотра и тех мыслей, что я и так уже описала — ничего. Вердикт:

    6 из 10

    24 ноября 2015 | 11:15

    Середина 80-х застала всю нашу страну врасплох: яростное размытие намеченных по жизни ориентиров спутало все карты обитателей 1/6 части суши. Загадочное слово «перестройка» вихрем влетело в жизни людей самых разных социальных слоёв и заставило самым серьёзным образом пересмотреть свои жизненные приоритеты.

    Иван, самый среднестатистический представитель эпохи, выбран объектом практически микроскопического рассмотрения Кареном Шахназаровым. Тревожно нависающая неопределённость становится чуть ли не первоосновой всех его поступков. Каждый из нас задавался вопросами «А что там после школы?» и «А куда после университета?», подразумевающими растерянность в поиске жизненной тропы, ведущей к успеху. И с этой точки зрения и нам, и режиссёру крайне интересно понаблюдать за его поступками.

    Фильм «Курьер» уникален и, на мой взгляд, удивительным образом недооценён. Чрезвычайно красочные, гомерически смешные отрывки, переполненные живым бытовым юмором, перемежаются с драматическими кусочками, короткими и резкими, как пощёчина, но неизменно пламенеющими, как область удара, и заставляющими крепко задуматься.

    Застрявший в безвременье ожидания службы в армии, а заодно и в прострации перестройки, Иван осознаёт всю сложность положения, но отгораживается от окружающего мира пеленой иронии, лёгкого нигилизма и безразличия. Он плывёт по течению, надеясь удачно пришвартоваться и переждать бурю. Но впереди так и зияет бездна неопределённости, которая не прояснится даже после двухлетней службы в армии.

    Остаётся только пожимать плечами и удивляться прозорливости Карена Шахназарова, снявшего удивительный фильм, ни на йоту не потерявший актуальности и по сей день. Какой бы не была компания: бездумные ПТУшники или псевдоэлитарные студенты МГУ — главный вопрос жизни остаётся неизменным и нерешённым: чего хотеть и к чему стремиться после того, как выверенная партией линия жизни расползается тысячей нитей и не даёт понятия о том, о чём в этой жизни стоит мечтать и чего стоит бояться. После просмотра фильма явственно ощущаешь, что эпоха безвременья, начало которой чётко обозначено в «Курьере», не окончилась и по сей день, и от этого становится тошно на душе.

    Абсолютно разные, но сошедшиеся по воле судьбы, Ваня и Катя каждый по-своему ищут своё место в этой жизни. Однако, оба так или иначе осознают пожирающий всё вокруг и нещадно надвигающийся вакуум, и оба они реагируют на это по-своему. Иван плывёт по течению. Катя же взращивает внутри грозящий вырваться наружу протест (и он вырвется, даже не сомневайтесь!)

    Надо отметить, что многие моменты фильма воспринимаются где-то на подкорке, и вменяемая трактовка их представляется делом маловероятным.

    Густо сдобренный комедийными моментами (сцена обеда в гостях у профессора Кузнецова — это что-то невообразимое), фильм не перестаёт быть, по сути, своей драмой о не знающем, что делать с неожиданно свалившейся свободой, поколении (даже служба в армии, по идее способствующая формированию жизненных приоритетов и взглядов, не даёт ответа на поставленный вопрос).

    И, тем не менее, при всей сложности затронутой тематики, фильм смотрится на удивление легко и непринуждённо. Лишь послевкусие, оставляемое этой лентой, сладко скребёт в мозгу и даёт богатую пищу для размышлений.

    Искромётная комедия и очень вкусная драма. Грустная улыбка в ответ на целую эпоху. Редкое и на удивление приятное сочетание…

    25 апреля 2009 | 22:22

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>