всё о любом фильме:

Ключ без права передачи

год
страна
слоган«Давайте говорить друг другу комплименты - Ведь это все любви счастливые моменты...»
режиссерДинара Асанова
сценарийГеоргий Полонский
директор фильмаЮрий Губанов
операторДмитрий Долинин, Юрий Векслер
композиторЕвгений Крылатов
художникВладимир Светозаров
жанр драма, мелодрама, ... слова
зрители
СССР  16.3 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время99 мин. / 01:39
Кирилл Алексеевич, отставной армейский офицер, становится директором школы. Привыкший к строгости и распорядку дня, он сталкивается с беспорядочной суетой повседневной школьной жизни. Нелегко найти понимание с детьми и учителями, особенно с любимицей студентов — Мариной Максимовой, преподавателем литературы. Однако Марина немало удивляется, обнаружив в «придирчивом» Назарове проницательность, тактичность и опыт преподавателя.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    ТВ-ролик 00:58

    файл добавилvic1976

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    Несмотря на то, что фильм снят в 1976 году, его тема актуальна и сегодня, так как поднимает извечную проблему взаимопонимания подростков, родителей, учителей. И если обратиться к словам С. Есенина: «… лицом к лицу — лица не увидать, большое видится на расстоянье… », то, на мой взгляд, картина дает прекрасную возможность обоим поколениям увидеть суть конфликта на расстоянии, со стороны, чтобы понять и осмыслить его, а затем, ценой разумных компромиссов, прийти к мудрому решению, в котором противоречивый юношеский максимализм и зрелый, умудренный опытом прагматизм, найдут общие гармоничные точки взаимопонимания и взаимоуважения. И, возможно, тогда слоган, пронизывающий красной строкой весь фильм, «… давайте понимать друг друга с полуслова…» не останется просто красивой фразой за кадром.

    Талантливая режиссура, игра актеров и актуальность темы сделали кинокартину бестселлером советского отечественного кинематографа. В ней нет ничего лишнего или недоступного для понимания. В ней все настолько жизненно, искренно и как говорят, снято «на одном дыхании», что при просмотре незаметно для себя становишься соучастником происходящих событий, и мысленно в твоей голове периодически возникают вопросы: « верно ли поступают герои фильма, и как нужно поступить в той или иной ситуации?…». Конечно, как и в жизни, герои фильма в определенных ситуациях совершают ошибки, но ведь на собственных ошибках они и учатся. Учатся все: школьники, учителя, родители. Они учатся общаться, понимать и уважать друг друга. И эта наука им дается не легко… А преуспевает в этом главная героиня — классный руководитель Марина Максимовна, которую сыграла актриса Елена Проклова. Молодая, еще не опытная Марина Максимовна, ценой собственных ошибок, интуитивно смогла найти тот заветный «золотой ключик» к дверце недоверчивых юных душ, постоянно жаждущих свободы и справедливости. Она взрослый, профессионально состоявшийся учитель русской литературы, ценитель поэзии, чье мировосприятие, в силу ее молодости, еще близко к юношескому, смогла заслужить доверие и уважение учеников 10 — го «Б», смогла стать для них учителем, другом, старшим наставником, который всегда готов выслушать, понять, дать нужный совет, а иногда тактично потребовать, научить самостоятельно думать и защищать свои жизненные принципы. И не родители, не старшие учителя, а именно она для них авторитет, и с ней они готовы делить свои радости и печали.

    В связи свыше сказанным интересно обратить внимание на то как удачно, мягко и ненавязчиво режиссер создает литературно-поэтический фон для своего фильма, обращая зрителя и юных героев к памяти и творчеству А. Пушкина, а так же посвященным ему стихам советских поэтов: Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, М. Дудина, Д. Самойлова. Ведь не для кого не секрет что главная роль в развитии и воспитании принадлежит искусству, особенно литературе. Вот и Марина Максимовна «вскармливает» литературным «хлебом» юные души, приобщая их к прекрасному, доброму, светлому… А в прекрасных, светлых душах всегда растут и развиваются добрые романтические чувства, такие как светлая юношеская любовь десятиклассников Юлии Баюшкиной и Саши Майданова. Они такие разные, но это не мешает им всегда находить общий язык и взаимопонимание.

    Не менее интересно, в талантливом исполнении актера Алексея Петренко раскрывается образ другого главного героя фильма — офицера в отставке, а в настоящем нового директора школы Кирилла Алексеевича Назарова, который на удивление педагогического коллектива, находит взаимопонимание с детьми и учителями, проявляя при этом неординарную проницательность, тактичность и незаурядный дар руководителя.

    И как всегда все познается в сравнении: у главной героини обязательно должен быть антипод — это учительница химии Эмма Павловна, которая в своей профессии больше дилетант, да и к детям «любовью не пылает»… Ее небольшую роль исполнила Лидия Федосеева-Шукшина, которая своей яркой игрой подчеркнула контраст в пользу главной героини Марины Максимовны. Конечно все логично. Не всем же дано быть такими умными и талантливыми как главная героиня. Пусть так, но тогда где же человеческий фактор? Или человеческий фактор тоже талант???… Но ведь находится же этот талант у пожилого учителя Олега Григорьевича, который воевал, повидал на своем веку и горе, и смерть, и страдания, и при этом сохранил в своей душе любовь и уважение к людям, детям, желание понимать, сострадать и соучаствовать, а не безучастно командовать, завидовать и ревновать к чужому вниманию. Значит при большом желании этот талант может открыть в себе каждый. Важно только не закрыться в себе, не заматереть в своей значительности и эгоизме, оставаясь человеком ради людей, а не ради себя. И тогда ключ к человеческим сердцам и душам всегда будет с вами.

    6 июня 2013 | 18:13

    Недавно опять показывали эту картину.

    Да, Алексей Петренко потрясающ (хотя и непонятно, почему отставник стал вдруг директором школы), он умен, интересен, не давит(кстати, и на офицера не похож), но мое внимание всегда привлекала Марина Максимовна. Проклова тут чудо как хороша внешне, но внутренний мир героини особых симпатий не вызывает. Как откровенно она показала свое превосходство над остальными учителями школы на пирушке! А ведь среди этих учителей были не только Эммы Павловны, но и учителя умные, любящие и свой предмет, и детей не меньше Марины Максимовны. А ее критика за глаза своих коллег: детишки кинули этакую наживку, якобы игру в правду — а она тут же это проглотила! Наверное, именно опыта, и учительского, и житейского, не хватает этой героине.

    Что касается ребят — они всегда казались мне несколько схематичными, все при них, но что-то мешает мне принять их как живых подростков.

    8 мая 2009 | 08:10

    Фильм очень интересный, есть о чём подумать, как говорится.

    Название — «Ключ без права передачи» — вроде бы подчёркивает симпатию авторов к героине — Марине Максимовне. Но вот контекст, в котором она сама упоминает этот ключ, — без права передачи ПОСТОРОННИМ — кое-что меняет.

    В начале фильма вроде бы героиня вызывает больше симпатий (умная, талантливая, современная), а герой Петренко на её фоне смотрится несколько ограниченным: ученики спорят с Вами? Они же у Вас голодные. Пушкин — пирожные и вообще по программе он в 8-м классе и т. д. Но постепенно понимаешь: директор — НАСТОЯЩИЙ, вот за кем бы табуном ходить ученикам (особенно его последний разговор с Мариной Максимовной впечатляет), а учительница литературы — нет, не пустышка ни в коем случае, но её талант… не всегда на пользу, что ли, тем, чьими умами и душами она властвует.

    Вот семья Баюшкиных… Да, конечно, родителям Юли далеко до Марины Максимовны, они в её понимании, вероятно, «мещане», но они искренне любят свою единственную дочь, желают ей по-своему добра, на день рождения вон приготовили дорогой и желанный подарок… У Юли нет к ним жалости, нет милосердия — простых человеческих чувств — этому Марина Максимовна, вероятно, не учит. Пожалеть родителей Юли и как-то объяснить ей поступок матери пытается тот самый Майданов, который остаётся «не охваченным» влиянием классной руководительницы. (Хотя тут можно возразить, конечно, что неизвестно, как там ещё Майданов жалеет своих родителей.)

    Поведение Марины Максимовны… отталкивает, конечно… Человек чувствует себя звездой. По сути, ей и является (особенно на фоне Эммы Павловны), но так откровенно это демонстрировать, так высокомерно разговаривать с директором и коллегами… это ужасно. Человек просто-напросто зарвался. Талантливый, но не зрелый, не добрый человек. Последний её разговор с директором, когда она спрашивает: «Может быть, мне уволиться?» Ну, так спрашивают, когда ожидают уговоров остаться. А с чего бы? С того, что директора «съедят», если с его подачи уйдёт любимая учительница? Ответ директора: подумайте, но я не советую… Не знаю, не поняла, что он хотел сказать.

    Насчёт «человека в футляре»… А действительно, как без него? Без него Марина Максимовна потерпела фиаско… Ученики ведь «проверяли» её — как «свою», значит, до конца не воспринимают, да и не могут воспринимать. Ну, как без футляра?

    10 из 10

    15 февраля 2010 | 22:48

    Ну вот всем бы фильм хорош, но опять основная проблема кажется высосанной из пальца. Во-первых, если учитель действительно не является хорошим знатоком своего предмета, то почему бы другому учителю не признаться в этом. А во-вторых, Марина Максимовна ж и не сказала ничего такого, я специально пересмотрела этот момент. Только «сказали бы, что экзамен будет, я ж не готовилась» и что зачем директора обсуждать, его ж уже назначили. Но нет, из-за этого почему-то все видят в ней врага народа, а в рецензиях на фильм пишут, что она недалекая. Ну высокомерна немного, мне тоже такие не нравятся, но все равно на нее зря на банкете так все накинулись.

    Школьники получились какие-то неестественные — слишком уж умные в начале, когда рассуждали о том, что сказать человечеству, и слишком ненастоящие потом (из-за плоховатой актерской игры). Зато вот директор и родители Юли — они как раз совсем как настоящие. Это не какие-то шаблонные образы с заученным текстом — они смотрелись как реальные живые люди, которые не читают по бумажке, а действительно разговаривают. Это было по-настоящему здорово.

    В целом фильм неплохой, но вот из-за основной проблемы, в которой я не увидела проблемы, смотрится он плохо, потому что в течение всего фильма не понимаешь мотивов поступков большинства людей.

    22 мая 2011 | 04:19

    «Ключ без права передачи» можно назвать неоднозначным фильмом о школьной жизни. Ведь вопросы о том, как лучше преподавать, как вести себя учителям со своими учениками, стоит ли родителям вмешиваться в личную жизнь своих детей, остаются актуальными и в наше время.

    Сюжет фильма закручивается вокруг близких отношений между классной руководительницей Мариной Максимовной (Елена Проклова) и её учениками. Она проводит с ними выходные, много разговаривает и спорит о жизни. Они в свою очередь охотно ходят в гости к учительнице, спрашивают её совета и даже помогают ей сидеть с ребенком. Казалось бы, все хорошо, взрослый человек ведет себя как равный со своими учениками, пытаясь понять их — за, что и получает «ключик» к их доверию. Но тут и начинаются сложности… Родителям кажется странным такое общение, учителя негодуют, Марина Максимовна ссорится и с теми и с другими, дети начинают выходить из-под контроля. Во всех этих конфликтов придется разбираться новому директору (Алексей Петренко).

    «Ключ без права передачи» — можно назвать проводником по школьному миру. Художественный стиль фильма активно совмещается с документальным и порой чем-то напоминает интервью. Сцены с обсуждением школьного сочинения и с записью разговора на магнитофон позволяют получить представление о разных взглядах подростков, их характерах и понимании мира.

    Ученики выглядят живыми и настоящими. Они не мечтательные юноши и девушки, верящие в светлое будущее, а реальные подростки, естественно реагирующие на реальную обстановку.

    Множество конфликтных линий: ученик — учитель, ученик — родитель, родитель — учитель, учитель — учитель, ученик — ученик, — делают фильм многогранным и действительно интересным. Еще одной важной особенностью картины является открытость финала, не один конфликт так и не находит однозначной развязки лишь намекая на возможное развитие ситуации.

    «Ключ без права передачи» — фильм достойный внимания. При этом абсолютно неважно сколько лет назад вы покинули школьные стены или все еще обитаете в них.

    11 января 2015 | 15:04

    Уроженица города Фрунзе (ныне Бишкек) Динара Асанова, безусловно, внесла свою лепту в развитие отечественного русского кинематографа. Этот ее вклад не назовешь абсолютно великим, но зато он вполне четкий, определенный и неотъемлемый. Если коротко: Динара Кулдашевна задала новый уровень работы с детьми и подростками в кино.

    Так получилось, что за короткий промежуток времени я увидел несколько «детско-юношеских» (ставлю в кавычки, поскольку все — и для взрослых тоже) фильмов авторства Сергея Соловьева и Динары Асановой. Отличия разительны: земля и небо. Лед и пламень.

    Если у Соловьева юные актеры не расстаются с выражением томной мечтательности на лицах, то у Асановой они естественно реагируют на изменения окружающей обстановки. Если у первого дети, общаясь и философствуя, словно «строчат по писаному», то у второй они действительно проживают каждое произнесенное слово. Сравните, к примеру, урок литературы и рассуждения ребят на тему послания человечеству из рассматриваемой картины со сценой избрания пионерского вожака в «Ста днях после детства». Как встают, как говорят, куда смотрят. Сравните драку под дождем тянущих воз Лунева и Лопухина с дракой в снегу Андрея и Антона. Я, разумеется, не Станиславский, но вопрос кому верить, а кому нет решается здесь вполне очевидно в пользу фильма «Ключ без права передачи». Можно предположить, что Динара Асанова сумела чудесным образом «втереться в доверие» к ребятам, а Сергей Соловьев по каким-то причинам этого не сделал. Может быть, не хватило настоящей любви…

    Отмечу еще игру Алексея Петренко. Актер серьезный, мощный и очень разноплановый. Пройдет всего несколько лет и он сыграет купца Кнурова в знаменитой рязановской версии «Бесприданницы». Да еще как сыграет! Ведь теперь другого Мокий-Парменыча и представить-то сложно. Думаю, что определенный эталон в изображении умного, чуткого и справедливого педагога был создан и здесь.

    Интересно решение роли безмозглой химички, предложенное Лидией Федосеевой-Шукшиной. Такая плавная и спокойная корова. Понервничает немного — и опять в свое стойло. Вполне достоверна и Екатерина Васильева, роль у нее казалось бы, далеко не положительная, но, как матери, теряющей контакт с дочерью, ей сочувствуешь. О детских работах я уже сказал. Тут главное спасибо — режиссеру.

    В общем, могу смело советовать смотреть это кино решительно всем. Даже если вы сейчас далеки от школьных проблем.

    23 сентября 2013 | 11:07

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>