всё о любом фильме:

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика

год
страна
слоган-
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийЛеонид Гайдай, Яков Костюковский, Морис Слободской
директор фильмаЛ. Фрейдин
операторКонстантин Бровин
композиторАлександр Зацепин
художникВладимир Каплуновский, Н. Абакумов, Н. Шимилис
монтажВалентина Янковская
жанр мелодрама, комедия, приключения, семейный, музыка, ... слова
бюджет
25 313 руб.
зрители
СССР  76.5 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время82 мин. / 01:22
Смотрите на ТВ:
Суббота, 30 мая в 20:35 на канале «Дом кино»
Отправившись в одну из горных республик собирать фольклор, герой фильма Шурик влюбляется в симпатичную девушку — «спортсменку, отличницу, и просто красавицу». Но ее неожиданно похищают, чтобы насильно выдать замуж.

Наивный Шурик не сразу смог сообразить, что творится у него под носом, — однако затем отважно ринулся освобождать «кавказскую пленницу»…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Советская цензура запретила следующую вступительную сцену фильма, которую придумали Гайдай и Никулин: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву «Х». Следом появляется Балбес и дописывает букву «У». Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. Но Балбес, не растерявшись, дописывает: «Художественный фильм».
    • Идея фильма родилась после того, как Гайдай прочитал в одной из газет историю о похищении девушки влюбленным джигитом в закавказской республике.
    • На съемках распалась троица Вицин — Моргунов — Никулин. Артисты и так не дружили. А тут зазвездивший Моргунов стал вести себя беспардонно. Однажды он привёл одну девушку, а Гайдай во время просмотра отснятого материала попросил выйти всех посторонних из зала, девушка захотела встать, а Моргунов остановил ее и сказал, что это к ней не относится, на что Гайдай заявил, что это как раз относится к девушке Моргунова, на что Моргунов ответил, что она не посторонняя, после этого Гайдай в последних сценах фильма, где герой Моргунова снят со спины заменил его на дублёра.
    • У Натальи Варлей не получилось озвучить свою героиню Нину. «Пленница» говорит голосом Надежды Румянцевой.
    • Все актеры во время съемок как сумасшедшие старались придумать смешные фокусы. А все Гайдай: он создал «золотой фонд» из шампанского и за каждый придуманный трюк выдавал автору бутылку.
    • Для съемок сцены «прививки» Никулин предложил колоть Бывалого цирковым супершприцем («жанэ»). Конечно, его не втыкали в мягкое место Моргунова. Актера уложили с подушкой между ног. Несмотря на все меры предосторожности, Евгений Александрович сначала не хотел рисковать, но потом сдался: «Колите, черт с вами… Но там же все рядом, и если что…» Все прошло отлично: Александр Демьяненко оказался легок на руку и не промазал, сделав семь дублей!
    • Фокус с поворотом головы Вицина на сто восемьдесят градусов снимали в несколько приемов. Первый: Вицин, опустив папаху на лицо, шевелит пальцами рук, сложенными на груди, — камера снимает, останавливается. Второй: Вицин надевает пиджак задом наперед, папаха на лице, пальцы шевелятся — камера снимает, останавливается. А эти кадры «разбиваются» еще одним куском, где снят затылок Георгия Михайловича: сначала под папахой, а потом когда ее сдвигают кверху.
    • Цензура забраковала и эпизод, когда Фрунзик Мкртчян на реплику «жены», мол, как же ты мог украсть такую девушку, отвечает: «А в соседнем районе жених украл члена партии!». Выход нашел Никулин: «Все дело в акценте Мкртчяна. Давай я за него скажу». В устах Балбеса, сплевывающего арбузные семечки, фраза прозвучала настолько по-дурацки, что не бросала тени ни на единого партийца. Сразу всем становилось ясно: Балбес — лжец, и нет правды в словах его.
    • Первоначально фильм был запрещен. Совершенно случайно его посмотрел Леонид Ильич Брежнев и дал разрешение на показ.
    • Песенку про медведей исполняет Аида Ведищева.
    • Фильм снимался в Крыму (что можно заметить, например, по крымским номерам на машинах), в Алуште, окрестностях Демерджи, в районе Массандры и Ай-Петри и на Кавказе в Красной поляне (невольное купание в горной речке).
    • В сцене торга в кабинете Саахова, герой Мкртчяна говорит фразу — «Но ведь ты же не козу получаешь!». В этой фразе слово «получаешь» озвучил другой актер.
    • Первоначально фильм должен был состоять из 2 новелл: первая — «Кавказская пленница», вторая — «Снежный человек и другие», где за снежного человека себя выдаёт троица в лице Труса, Балбеса и Бывалого, чтобы сбить со следа милицию.
    • Занимает по посещаемости 4-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Эпизод, где героиня Натальи Варлей должна была несколько минут заразительно хохотать, не получался. Тогда Никулин, Вицин и Моргунов во время съемки вдруг задрали майки и стали чесать животы, корча при этом уморительные рожи. Дубль сняли без сучка и задоринки.
    • Наталье Варлей пришлось научиться водить машину и самой выполнять сложные каскадерские трюки.
    • Поначалу для эпизода, в котором Шурик в спальном мешке падает в горную речку, а Нина бросается его спасать, пригласили девушку-каскадера, но та неожиданно для всех начала… тонуть. Оказалось, девушка так сильно хотела сниматься в кино и соврала, что умеет плавать. Наталья Варлей все сделала сама.
    • Тот момент, когда Нина и Шурик на берегу трясутся от холода, не был постановочным — вода действительно была ледяной. А чтобы артисты не заболели, после крика «Стоп!» парочку напоили чистым спиртом.
    • А уже под конец съемок чуть не пришлось переозвучивать половину фильма. Секретарь партийной организации «Мосфильма» носил фамилию Сааков. А в фильме был товарищ Саахов. Реальный Сааков посчитал, что появление в картине Саахова — скрытая издевка. И повелел фамилию заменить. Ситуацию спас Никулин. Он добрался до министра культуры СССР Екатерины Фурцевой и пожаловался, что по прихоти одного-единственного человека придется тратить громадные государственные деньги. Фурцева решила проблему одним звонком на студию: «Прекратите этот идиотизм!»
    • Дерево старого грецкого ореха под Демерджи, на котором сидел герой Никулина и кидал орехи, после премьеры фильма стал своеобразной достопримечательностью Крыма, и получил название «Никулинский Орех». Это дерево находится возле южного склона горы Демерджи, рядом с известной «Долиной Привидений».
    • Фамилия Саахов для героя Владимира Этуша была изменена почти перед съёмками. В сценарии героя зовут Охохов, на что косвенно указывают как минимум два факта: 1) фраза дяди Джабраила в сцене «разговора» с Ниной («Или выйдешь отсюда женой товарища Саах… Ах, какого жениха!» (в оригинале «Или выйдешь женой товарища Ох… Ох, какого жениха!»)) 2) на 17 минуте фильма демонстрируется табличка на двери кабинета «Заведующий Райкомхозом тов. Саахов Б. Г», причем видно, что слово «Саахов» написано на наклеенной поверх таблички бумаге (или добавлено на монтаже), а инициалы «Б. Г.» были на табличке изначально. Однако в Министерстве культуры оказался высокий номенклатурный работник с фамилией Охохов, потребовавший немедленно поменять имя отрицательного героя. Но и фамилию Саахов также потребовали изменить, и по той же самой причине — на этот раз в партийной организации «Мосфильма» нашёлся большой чиновник с фамилией Сааков. Юрий Никулин случайно рассказал об этом министру культуры Екатерине Алексеевне Фурцевой, на что та рассердилась: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте — 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!».
    • Первоначально слова «Песенки о медведях» были такие: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спины о земную ось». Однако по настоянию худсовета («у них что, блохи?») слова заменили на «Где-то на белом свете,… Трутся спиной медведи…».
    • В песне «Если б я был султан» первоначально был ещё один куплет («Если все три жены мне нальют по сто (вариант — Разрешит мне жена каждая по сто), итого триста грамм — это кое-что…», но в фильм он не вошёл. Полная версия эпизода песни с этим куплетом была показана по телевидению в «Голубом огоньке» 1966 года, часть «Сказки русского леса».
    • В сцене с пивом трезвеннику Георгию Вицину пришлось выпить целую кружку настоящего пива. Вначале Вицин категорически отказался от пива и потребовал настой шиповника, но шиповник в кадре выглядел неубедительно из-за отсутствия шапки пены.
    • Автомобиль, на котором ездила троица Трус, Балбес и Бывалый — «Adler Trumpf», он выпускался в Германии с 1932 по 1939 год, имел привод на передние колёса и двигатель объёмом 1,6 л мощностью 48 л. с. Машина, которая снималась в фильме, была собственностью Юрия Никулина и на момент съёмок была основательно переделан: все агрегаты на нём были установлены от «Москвича-407» (в финале погони на колёсном колпаке автомобиля можно разглядеть надпись «ЗМА»).
    • Автомобиль, на котором ездил шофёр Эдик, является довоенным шасси с кустарно исполненным кузовом, напоминающим по внешнему виду санитарный автомобиль ГАЗ-55, начало производства которого приходится ещё на довоенный период (1938-1945 годы выпуска). В период, когда снимался фильм, такие автомобили встретить на улицах советских городов было уже практически невозможно.
    • Автомобиль, на котором в конце фильма уезжает героиня Натальи Варлей — редкий, экспериментальный микроавтобус «Старт», уникальный своим стеклопластиковым кузовом. Всего было выпущено порядка 100 штук, до нашего времени в целом состоянии дошли единицы — во многом это обусловлено именно специфичным материалом кузова.
    • Несмотря на название фильма и созданные в фильме образы, сам фильм снимался не на Кавказе, а в Крыму, основное место съёмок: центр города Алушта и долина Привидений у подножия Демерджи. Кроме этого, в фильме встречаются эпизоды, снятые в городе Симферополь (психбольница), на вершине Ай-Петри (остановленный Шуриком автомобиль с Ниной) и на Кавказе, в Адлерском районе Сочи на реке Мзымта (горная река, в которой Нина спасает Шурика, и пропасть из окна комнаты Нины).
    • Орешина, с которой Никулин бросался недозрелыми грецкими орехами («Орех Никулина») и большой прямоугольный камень из другого к/ф Гайдая «Спортлото-82», который обходит Сан Саныч, находятся на расстоянии всего нескольких метров друг от друга.
    • еще 26 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В эпизоде, когда Нина пытается выбраться из комнаты в доме товарища Саахова, она бьет по двери туфлями с черной подошвой, которые оставляют на ней две заметные черные отметины. На следующих кадрах, когда заходят герои Вицина и Никулина — дверь совершенно чистая.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 291 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Молодым непьющим студентам вообще не следует в одиночку отправляться на Кавказ. Тем более собирать там фольклор. Чего доброго еще можно алкоголиком стать или оказаться втянутым в некое сомнительное предприятие, которое является не безобидным местным обычаем, а самым настоящим преступлением.

    Режиссер Леонид Гайдай вот уже много лет продолжает радовать зрителя разных возрастов и весовых категорий забавными и трогательными приключениями одного молодого человека, который так и притягивает к себе всевозможные неприятности.

    «- А потом, на развалинах древней часовни…
    - Простите, а часовню тоже я развалил?»


    Простой парень Шурик после долгой учебы наконец-то находит летом время для путешествия в солнечные края, где свежий воздух, крепкое вино и все дни становятся похожими на одно сплошное празднование под красноречивые тосты. Александр Демьяненко блестяще исполнил свою роль. Его персонаж всегда удивлял своей храбростью, которая совершенно не сочетается с его скромностью и чудаковатой внешностью.

    Неудивительно, что студентка, комсомолка и красавица Нина покоряет Шурика с первого взгляда. Они очень подходят друг другу, но вместо того, чтобы бороться за ее сердце, он упаковывает ее в мешок и передает бандитам. Хорошо, что девушка оказывается с сильным характером и не собирается позволять своему дяде себя продать. Первая большая роль юной актрисы Натальи Варлей обернулась для нее большим успехом. Но это была не только заслуга одного человека, ведь свой голос одолжили ей актрисы Надежда Румянцева и Аида Ведищева, а без голоса последней вряд ли мы когда-нибудь услышали бы песню про белых медведей.

    «- Как говорил наш замечательный сатирик Аркадий Райкин: женщина — друг человека.»

    Одним из самых ярких отрицательных персонажей советского кино является товарищ Саахов, решившийся женится, не посвящая потенциальную невесту в свои планы. Но каким бы подлым он ни был, Саахов отнюдь не вызывает антипатии, его даже становится жаль, ведь насколько невезучим человек должен быть в любви, чтобы похищать невесту и пытаться женить ее на себе насильно. Как ни странно советская цензура в этом образе не заметила столь яркую сатиру на тех членов партии, которые благодаря своему высокому положению могли творить, что захотят, нарушая закон ради своей выгоды. Актеры Владимир Этуш и Фрунзик Мкртчян создали очень колоритных персонажей, которые постоянно ставили палки в колеса главного героя.

    Бесподобна здесь и легендарная троица — Никулин, Вицин и Моргунов. Опять им пришлось примерять на себя образы бандитов, которые за хорошее вознаграждение способны и человека похитить. Странно, что эти актеры так и не стали хорошими друзьями, ведь на экране они всегда были не разлей вода. Не раз повеселил и персонаж Эдик в исполнении Руслана Ахметова, который вместе со своим древним транспортом всегда приходил на помощь Шурику.

    Как и многие кинофильмы Гайдая, эта комедия даже спустя несколько десятилетий не надоедает, а смотрится на одном дыхании и с улыбкой на лице. Очень теплая и солнечная классика, где даже злодеи являются не страшными, а страшно смешными.

    Завоевать сердце девушки можно многими способами. Но ее похищение вряд ли может стать началом счастливой супружеской жизни.

    21 февраля 2012 | 19:41

    После выхода фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика» и обрушевшегося на него славы, авторы фильма Яков Костюковский, Морис Слободской и конечно же Леонид Гайдай, подали заявку в «Мосфильм» на съёмку нового фильма о приключениях Шурика. Изначально фильм состоял из двух новелл, но после долгих дискуссий воплощение в жизнь получила только одна из них, зато какое это воплощение.

    Этот фильм о приключениях Шурика, имеет заметные отличия от «Операции Ы…», поскольку данный формат- один фильм, одна история, позволил лучше раскрыть многие образы, это касается и Шурика и знаменитой троицы Трус, Балбес и Бывалый, и остальных персонажей, имеющих отношение непосредственно к этой картине. В более подробном разборе этой темы, в первую очередь, хочу уделить внимание наиглавнейшему персонажу этого фильма Шурику, который, по моему мнению, за два фильма своих приключений чем-то напомнил мне Печорина из знаменитого произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», и говоря о сравнении с «Кавказской пленницей…» соответственно, как мне кажется получилась смесь отдельных частей «Героя нашего времени», а конкретно «Белла» и «Тамань», на «Гайдаевский» лад. Ведь в «Белле» дело происходит на Кавказе, как и здесь, Печорин там влюбляется в Беллу, как и Шурик здесь в Нину, а в «Тамани» есть лишь небольшие отголоски, имеющие отношение к данному фильму, там Печорин приезжает в незнакомый город и оказывается втянут, в практически, криминальное дело, в чём тоже проглядывается, что-то общее с сюжетом «Кавказской пленницы…». Хочется так же отметить то, как в этом фильме раскрылись образы самой народной троицы: Труса, Балбеса и Бывалого, как мне кажется, именно в этом фильме они лучше всего смогли раскрыться, а авторы раскрыть то, почему их назвали именно так- Трус, Балбес и Бывалый.

    Так же говоря об этом фильме, как собственно и о его предшественнике ("Операция Ы и другие приключения Шурика»), нужно отдать должное композитору Александру Зацепину. Его музыка к фильмам о приключениях Шурика уникальна, и любима всеми, в неменьшей степени, чем сами фильмы. И отдельно хочу сказать спасибо за «Песенку о медведях», слова к которой написал Леонид Дербенёв, это хит на все времена.

    В заключении, хочу сказать, что мне очень хочется встать на колени перед всеми, кто работал над этим бессмертным кинохитом всех времён и народов. Я приклоняюсь перед вашим талантом. Спасибо вам за то, что вы были и конечно же за то, что вы оставили после себя, я имею ввиду такие фильмы, как этот. Спасибо вам за те минуты радости, которые мы все получаем при просмотре этого киношедевра.

    10 из 10

    14 октября 2014 | 14:22

    Я открыла для себя этот фильм, когда мне было пятнадцать. До этого единственное, что я знала о нём — это песню «Если б я был султан». Она всегда вызывала у меня улыбку.

    Но когда я увидела сцену с ней в этом фильме, я не только улыбнулась — я рассмеялась так, как никогда! Да и не только это рассмешило. Вициново «Ля-а-ля-ля-ля-ля, ля-ля…» из-за дерева… А громкие жалобы Эдика по поводу «этого пылесоса» — кто не хохотал при виде этого? А «бамбарбия киргуду»?..

    Есть, конечно, и такие «лобастые» люди, видящие в этом одно — «нельзя никому верить». такой фильм нужно смотреть, отбросив на пару часов холодный ум и анализ — ради того, чтобы искренне рассмеяться. А ещё посочувствовать Шурику, попавшему в ловушку — ну кто не бывал в таких ситуациях? Поискать выход из психушки, покататься на бочке и оказаться в шкуре джигита…

    Гениальный фильм. Этим всё сказано.

    2 ноября 2010 | 22:00

    «М-мин-нут-точку! Будьте добры, п-помедленнее! Я з-записываю…»

    Писать рецензию на фильм «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» - одно удовольствие, так как это прекрасная возможность в очередной раз признаться в любви советскому кинематографу и сделать низкий поклон Леониду Гайдаю и его команде.

    Лето, великолепной красоты пейзажи Крыма и Абхазии, романтика… «Кавказская пленница» — это легкая комедия о том, какие на Кавказе «сказки, легенды, тосты», полна искрометного юмора, так что полтора часа смеха я вам гарантирую.

    Такие разные образы: «спортсменка, комсомолка и просто красавица» Нина в исполнении Натальи Варлей, всем давно знакомый и успевший полюбиться Шурик (Демьяненко), нельзя не упомянуть товарища Саахова (Этуш). Ну и конечно, не стоит забывать про Труса, Балбеса и Бывалого. Одним словом, оригинальные образы и отличный подбор актеров под них.

    Фильм уже давно растащили на фразы и пожалуй, нет таких людей, которые ни разу в своей жизни не слышали Шуриковское «Птичку жалко!».

    Есть целая серия фильмов советского кинематографа, которые обязан посмотреть каждый. Такие как например «Бриллиантовая рука» или «Ирония судьбы, или С легким паром!» и пр. «Кавказская пленница», безусловно, по праву относится к их числу.

    Смотрите хорошее и самое главное, доброе кино.

    13 декабря 2010 | 15:54

    Эта комедия — пожалуй, одна из немногих хороших работ Гайдая! Смех, радость и улыбки телезрителей всегда. «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» — по моему мнению, самая лучшая и достойная комедия знаменитой троицы.

    Смешные шутки, замечательная музыка и хорошие актеры! Фильмы Гайдая незаменимы и нестареющие. После их просмотра, сразу же поднимается настроение. Его комедиям мог позавидовать любой режиссер. Пожалуй, эти фильмы будут всегда жить в наших сердцах!

    Леонид Гайдай — хороший режиссер советского кинематографа.

    Оценка: 10 из 10

    9 октября 2009 | 19:20

    Кинематограф — это отдельный мир, с множеством хороших фильмов и не очень… Но есть такие творения, которые запоминаются с первого взгляда. В них влюбляешься без памяти. Без них скучаешь и душа так и рвётся пересмотреть киноленту в очередной, пусть и 1000-ый раз. Второй и последний фильм про легендарного Шурика — это именно такое кино — незабываемое, сердечное и душевное.

    «- Имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но не имею желания. Так выпьем за то, что бы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями!» ©

    Я никогда не перестану петь дифирамбы в честь гениального русского режиссёра Леонида Гайдая, благодаря которому все мы увидели чудесные и весёлые комедии. То, что снимал Гайдай — навсегда останется в вечности. Его кино несокрушимо, неподвластно времени и модным тенденциям. Это вневременные шедевральные явления — все, без исключения.

    «- Вы как относитесь к бракосочитаниям?
    - Ну, вообщето положительно…
    - Нее, ей об этом думать ещё рано!
    - Об этом думать никому не рано и никогда не поздно, между прочим!» ©


    Оригинальная комедия «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» завораживает своим колким юмором, атмосферой веселья и красивыми горными пейзажами Кавказа. Так случилось, что многие реплики и тосты из киноленты растащили на цитаты… Так происходит практически со всеми фильмами Гайдая, что говорит об исключительности сценария и диалогов между героями. Вспомните, сколько курьёзностей сопровождает нас, зрителей во время киносеанса: «Птичку жалко…» или «Да здравствует наш суд! Самый гуманный суд в мире!» и многие другие. Всё это великолепие давно стало классикой юмора.

    «- Тост без вина — это всё равно что, брачная ночь без невесты!» ©

    Фильмы Гайдая всегда отличались и выделялись отличным актёрским составом. В этой киноленте блистают только настоящие профессионалы и «звёздочки» нашего небосклона. Великолепный Александр Демьяненко, на котором, к сожалению, так и осталась печать балагура Шурика. Но вопреки однообразному образу весельчака — этот актёр с большой буквы Мастер. То, как он умеет смешить и пользоваться мимикой своего лица — это изумительно! Очаровательная Наталья Варлей, которая на протяжении всего фильма кокетливо «строит глазки». Эту актрису всегда очень приятно лицезреть на большом экране. Шикарная троеца в лице Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова вносит свои незабываемые коррективы. И разумеется, Владимир Этуш и Фрунзик Мкртчян, которые позволили засиять фильму настоящим кавказским колоритом.

    «- Жить, как говорится — хорошо!
    - А хорошо жить — ещё лучше!
    - Точно!» ©


    И как всегда — чудное музыкальное сопровождение, над которым потрудился талантливый Александр Зацепин в содружестве с вокалисткой Аидой Ведищевой. Которая исполнила известную всем «Песенку о медведях».

    Классика отечественного кино. Удивительный приключенческий фильм, который будет жить вечно. Смотрела, смотрю, и буду смотреть!

    10 из 10

    18 января 2011 | 18:17

    Легендарная комедия-цитатник, ностальгия по детству, средство для поднятия настроения… Как ещё похвалить эту шикарную комедию? Такой фильм можно позволить себе пересматривать почаще, потому что каждый раз ты будешь переживать за исход действий и смеяться над словами и действиями героев. Стыдно признаться, что я в предпоследний раз смотрел этот фильм в далёком 2010 году, а недавно решил его пересмотреть по ещё более постыдной причине: думал, что нашёл ремейк этого фильма, который до недавнего времени нигде не возможно было найти, и думал, что пересмотрю оригинал и посмотрю после этого новую версию, дабы сравнить их во всём — хотелось увидеть раскритикованный ремейк, чтобы самому убедиться, насколько всё плохо. На том сайте оказался «развод», но старую «пленницу» я успел пересмотреть и освежить воспоминание об этой прекрасной комедии. Смеялся я, пожалуй, ещё больше, чем в предыдущий раз. Потому что я люблю этот фильм!

    Такие фильмы, как старая «Кавказская пленница», оказывают честь советскому кинематографу, являя собой пример идеальной комедии и вообще идеального кино. Нужна захватывающая история с любовной линией и налётом криминала? Запросто. Нужны искромётные шутки, которые будешь вспоминать и смаковать в разговоре с родными и друзьями? Это непросто, но сделано! Нужен зрелищный экшн (практически невыполнимая задача для советского кино!) — получите, не жалко! И перечислять плюсы можно бесконечно, сюда входят и талантливые актёры, изображающие колоритных персонажей, и красивые пейзажи, и душевное музыкальное сопровождение, и всякие приятные сюрпризы в сюжете — в этом фильме нет ни одного недостатка. Такое кино смотрится на одном дыхании, и зритель запоминает крылатые фразы, смеётся на каждом забавном моменте, и негодует на отрицательных героев фильма, которые пытаются разрушить только что зародившееся счастье влюблённой пары.

    В наше время появилась так же своеобразная музыкальная реклама к этому шедевру, точнее, даже две таких рекламы, созданные прежде всего для того, чтоб заинтересовать классикой молодое поколение. Это зажигательные ремиксы на саундтрек из этого фильма (который сам по себе так же представляет собой музыкальный шедевр), во время которых звучат знаменитые цитаты из фильма, которые все давно знают и применяют их в речи. В один из них вошла так же песня про медведей, ставшая вокальной классикой. Послушав такую энергичную композицию, разумеется, хочется посмотреть такое кино, особенно если ты его ещё не видел.

    10 из 10

    P.S. Мало кто знает, как должен был начинаться этот фильм, и сколько вообще из него сцен было вырезано по этическим соображениям. В самом начале должен был появиться Трус, написать на заборе букву Х, потом появлялся Балбес, писал букву У, а потом Бывалый дописывал «ХУдожественный фильм»! Разумеется, этот эпизод запретили. Как и многие другие. После предварительного показа фильма один критик заявил «Эта антисоветчина попадёт на экран только через мой труп!», но Леонид Брежнев долго смеялся над фильмом и разрешил показ.

    23 апреля 2015 | 05:27

    Первый полнометражный фильм этой комедийной серии нравится мне гораздо больше, чем предыдущие короткометражки. Если бы ни один серьёзный закадровый недостаток, то я бы даже поставил ему максимальный балл. Проблема в том, что Гайдай своими предыдущими работами рекламировал антиалкогольную кампанию СССР, а в этом фильме уже наоборот, т. н. культуру питья. Причём ладно бы просто рекламировал, я, в общем-то, ничего против алкоголя не имею и фанатом ЗОЖ не являюсь, но заставлять Вицина пить пиво, когда он был против — это уже перебор и какое-то лицемерие.

    В остальном, всё прекрасно. В первую очередь хочу отметить качество юмора, которое возросло многократно. Даже зная фильм практически наизусть, смялся я очень много. Порадовали натурные съёмки в Крыму и потрясающее музыкальное сопровождение. Наталья Варлей гениально играет лицом, да и в купальнике выглядит весьма неплохо для СССР. Александр Демьяненко является лицом этого образа, поэтому мне сложно представить кого-то другого в роли Шурика, но не могу сказать, что данный персонаж вызывает у меня некое восхищение. Впрочем, фильм не портит — и на том спасибо.

    Цензура с именами и фамилиями, конечно, немного печалит, но это можно списать на особенности советского периода и, в принципе, как-то безразлично в 2015-ом году, когда уже ни СССР, ни партии давно нет, а фильм всё ещё радует. Главное, что в принципиальном вопросе стёба над дикими кавказскими традициями, сценаристы всё сделали практически идеально. Отдельно меня очень порадовали Владимир Этуш и Фрунзик Мкртчян, которые отыграли безупречно. Резюмируя, хочу сказать, что это один из лучших фильмов ушедшей эпохи и к просмотру он, вне всякого сомнения, обязателен.

    9 из 10

    4 апреля 2015 | 18:36

    Вряд ли в нашей стране есть кто-то не смотревший, или хотя бы не слышавший о «Кавказской пленнице». Ведь она из серии «ЭТО НАШЕ — ВСЕ».

    А ведь фильм мог так и не появиться на большом экране, а долго и бесславно валяться на запасных полках. И стать уже не «Кавказской», а «Мосфильмовской» пленницей.

    Ее спас.. . «наш дорогой Леонид Ильич», которому создатели отправили свое творение — на свой же страх и риск. Картина настолько понравилась генеральному секретарю — что он немедленно показал ее всем членом политбюро. И отныне «Кавказской пленнице» была уготована зеленая улица в отечественном кинопрокате.

    Сценарий этого кинохита всех времен и народов вырос из обычной газетной заметки, о том, что на Кавказе до сих пор воруют невест (напомним, речь идет о 60-х одах 20 века). Более того, вскрылось, что многие кавказские управленцы имеют целые гаремы из понравившихся девушек, похищенных подобным образом. Факт, что и говорить, невеселый. Но Гайдай счел возможным над ним посмеяться.

    «Кавказская пленница» была задумана как «Новые приключения Шурика». Следовательно, кроме Александра Демьянко, в ней должна была участвовать и знаменитая троица из Вицына, Никулина и Моргунова.

    Некое расхождение в «понимании образа» возникло у Гайдая и с Владимиром Этушем. Этуш воспринимал своего Саахова, как личность абсолютно и тотально серьезную, не восприимчивую к юмору. И вполне искренне не понимающую, как это Нина могла не оценить ЕГО — по общему мнению «ах, какого жениха!».

    Ну а Гайдай хотел видеть Саахова в более гротесковом исполнении. Как мы видим, победило представление Этуша о своем герое, что весьма это разумно. Ситуация с Сааховым и без того анекдотичная, что уж тут масла в огонь подливать — был бы совсем перебор.

    Общеизвестно, что фамилия этого персонажа вызвала целый ряд нареканий. Сначала он был Охоховым. И даже фраза Джабраила звучала иначе — «ох… ох, какого жениха!». Но надо ж тому случиться — на большом Кавказе нашелся один «маленький, но видный чиновник» по фамилии Охохов. Под его давлением фамилию пришлось сменить на Саахова.

    В случае же с Ниной не было никаких проблем. Кроме одной — героиню никак не могли выбрать из целых… пятисот претенденток! Предпочтение отдали Наталье Варлей из-за ее циркового прошлого — девушка была канатоходкой.

    Да, ей не хватало актерского мастерства, но бездна обаяния все искупала. Сегодня просто трудно представить иную Нину на ее месте. И впрямь, все ПОКАЗАТЕЛИ налицо: «комсомолка, спортсменка и просто красавица». И, разумеется, не было в те времена в СССР девушки популярнее Варлей. Что не могло, разумеется, не радовать начинающую актрису.

    В случае с Александром Демьяненко эта популярность сыграла злую шутку. После «Кавказской пленницы» его уже больше не воспринимали, как актера, способного на что-то большее или просто иное. В конце жизни и карьеры актер с горечью признавался, что на нем лежала несмываемая печать «вечного Шурика» и он так и остался «заложником одного образа».

    Но массовому зрителю не было никакого дела до терзаний актеров, их непростых отношений между собой — на экран-то это не вылилось. Зритель просто наслаждался результатом, что ему процесс!

    Неудивительно, что при такой всеобщей любви — «Кавказская пленница» сразу же стала лидером проката, а ее крылатые фразы тут же пошли в народ. Напоминать их нет смысла: они до сих пор на слуху. А вот рассказать, о том, что они могли бы быть еще острее или просто немного иными — стоит.

    К примеру, фраза «да здравствует НАШ суд, самый гуманный суд в мире» изначально звучала иначе — «да здравствует СОВЕТСКИЙ суд…», но в таком виде реплику на экран не пустили.

    Был еще один «скабрезный» эпизод. Титры фильмы начинались с того, что Трус писал на заборе букву «Х», Бывалый приделывал к ней «У», ну а Балбес дописывал…«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ».

    Но, имхо, этот «выстриженный» цензурой кусок — небольшая потеря, уровень юмора совсем уж ниже пояса.

    Впрочем, кто их сейчас замечает, эти мелкие детали?! Вот уже почти полвека «Кавказская пленница» несет нам ощущение праздника. Так пусть он будет вечным.

    10 из 10

    17 декабря 2013 | 21:05

    Этот фильм выше всяческих похвал. Его знают и взрослые и дети, фильм который хочется смотреть снова и снова. В фильме присутствуют не только бессмертный юмор героев, легкая интрига, но!. .. даже элемент легкой эротики, естественно уровня 60-х годов прошлого века. И мне давно не дает покоя вопрос, как советская цензура дала очаровательной Наталье Варлей полфильма бегать в одних колготках.

    В общем 10 из 10 но хотел бы поставить и больше

    12 марта 2008 | 17:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 289 руб.
    Blu-Ray, 499 руб.
    подробнее

    Новости


    Роберт Родригес возвращается в «Город грехов», чья первая часть обзавелась сиквелом «Женщина, ради которой стоит убивать», включающим в себя немалую часть звездного состава оригинальной картины. В то же время Максим Воронков перекраивает на новый лад «Кавказскую пленницу» Леонида Гайдая(...)
     
    все новости
    Записи в блогах
    30-31 января
    29.01.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 30-31 января

    Реквизируйте кинотеатры по собственному усмотрению. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Земля будущегоTomorrowland32 972 000
    2.Идеальный голос 2Pitch Perfect 230 830 000
    3.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road24 815 000
    4.ПолтергейстPoltergeist22 600 000
    5.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron21 691 000
    22.05 — 24.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Земля будущегоTomorrowland194 909 197
    2.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road137 788 937
    3.Век АдалинThe Age of Adaline19 020 834
    4.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron13 675 819
    5.Одной левой10 698 111
    21.05 — 24.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 527 75636 900
    Деньги409 819 420 руб.19 512 380
    Цена билета268,25 руб.6,14
    21.05 — 24.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    85.Спасти рядового РайанаSaving Private Ryan8.312
    86.Унесенные ветромGone with the Wind8.312
    87.Красавица и чудовищеBeauty and the Beast8.310
    88.Темный рыцарь: Возрождение легендыThe Dark Knight Rises8.306
    89.Жизнь другихDas Leben der Anderen8.306
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.МарсианинThe Martian97.76%
    2.ВозвращенецThe Revenant97.07%
    3.ВизитThe Visit96.72%
    4.Отряд самоубийцSuicide Squad96.36%
    5.Боги ЕгиптаGods of Egypt96.20%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road140
    ЦоциTsotsi10
    Мисс ПереполохShe's Funny That Way7
    СлендерAlways Watching: A Marble Hornets Story10
    Восхождение ЮпитерJupiter Ascending115
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road8.500
    Земля будущегоTomorrowland6.512
    Однажды6.727
    Век АдалинThe Age of Adaline7.607
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron7.668
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas28.05
    Вне времениThe Lovers28.05
    Мир Юрского периодаJurassic World11.06
    МордекайMortdecai18.06
    Третий лишний 2Ted 225.06
    премьеры