всё о любом фильме:

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика

год
страна
слоган-
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийЛеонид Гайдай, Яков Костюковский, Морис Слободской
директор фильмаЛ. Фрейдин
операторКонстантин Бровин
композиторАлександр Зацепин
художникВладимир Каплуновский, Н. Абакумов, Н. Шимилис
монтажВалентина Янковская
жанр мелодрама, комедия, приключения, семейный, музыка, ... слова
бюджет
25 313 руб.
зрители
СССР  76.5 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время82 мин. / 01:22
Отправившись в одну из горных республик собирать фольклор, герой фильма Шурик влюбляется в симпатичную девушку — «спортсменку, отличницу, и просто красавицу». Но ее неожиданно похищают, чтобы насильно выдать замуж.

Наивный Шурик не сразу смог сообразить, что творится у него под носом, — однако затем отважно ринулся освобождать «кавказскую пленницу»…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Советская цензура запретила следующую вступительную сцену фильма, которую придумали Гайдай и Никулин: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву «Х». Следом появляется Балбес и дописывает букву «У». Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. Но Балбес, не растерявшись, дописывает: «Художественный фильм».
    • Идея фильма родилась после того, как Гайдай прочитал в одной из газет историю о похищении девушки влюбленным джигитом в закавказской республике.
    • Гайдай сразу хотел снимать своего друга Юрия Никулина и придумал для него роль. Но тот пошел в отказ: «В наши дни воруют невесту? Глупость! Сниматься не буду». Гайдаю удалось уговорить Никулина, пообещав вместе улучшить сценарий.
    • На съемках распалась троица Вицин — Моргунов — Никулин. Артисты и так не дружили. А тут зазвездивший Моргунов стал вести себя беспардонно. Однажды привел на просмотр подружек, они пили пиво и громко разговаривали. Режиссер потребовал вывести посторонних, Моргунов вспылил и отказался сниматься. Пришлось часть сцен с Моргуновым выкинуть, а часть снимать общими планами, заменив актера похожим по телосложению дублером.
    • У Натальи Варлей не получилось озвучить свою героиню Нину. «Пленница» говорит голосом Надежды Румянцевой.
    • Все актеры во время съемок как сумасшедшие старались придумать смешные фокусы. А все Гайдай: он создал «золотой фонд» из шампанского и за каждый придуманный трюк выдавал автору бутылку.
    • Для съемок сцены «прививки» Никулин предложил колоть Бывалого цирковым супершприцем («жанэ»). Конечно, его не втыкали в мягкое место Моргунова. Актера уложили с подушкой между ног. Несмотря на все меры предосторожности, Евгений Александрович сначала не хотел рисковать, но потом сдался: «Колите, черт с вами… Но там же все рядом, и если что…» Все прошло отлично: Александр Демьяненко оказался легок на руку и не промазал, сделав семь дублей!
    • Фокус с поворотом головы Вицина на сто восемьдесят градусов снимали в несколько приемов. Первый: Вицин, опустив папаху на лицо, шевелит пальцами рук, сложенными на груди, — камера снимает, останавливается. Второй: Вицин надевает пиджак задом наперед, папаха на лице, пальцы шевелятся — камера снимает, останавливается. А эти кадры «разбиваются» еще одним куском, где снят затылок Георгия Михайловича: сначала под папахой, а потом когда ее сдвигают кверху.
    • Цензура забраковала и эпизод, когда Фрунзик Мкртчян на реплику «жены», мол, как же ты мог украсть такую девушку, отвечает: «А в соседнем районе жених украл члена партии!». Выход нашел Никулин: «Все дело в акценте Мкртчяна. Давай я за него скажу». В устах Балбеса, сплевывающего арбузные семечки, фраза прозвучала настолько по-дурацки, что не бросала тени ни на единого партийца. Сразу всем становилось ясно: Балбес — лжец, и нет правды в словах его.
    • Первоначально фильм был запрещен. Совершенно случайно его посмотрел Леонид Ильич Брежнев и дал разрешение на показ.
    • Песенку про медведей исполняет Аида Ведищева.
    • Фильм снимался в Крыму (что можно заметить, например, по крымским номерам на машинах), в Алуште, окрестностях Демерджи, в районе Массандры и Ай-Петри и на Кавказе в Красной поляне (невольное купание в горной речке).
    • В сцене торга в кабинете Саахова, герой Мкртчяна говорит фразу — «Но ведь ты же не козу получаешь!». В этой фразе слово «получаешь» озвучил другой актер.
    • Первоначально фильм должен был состоять из 2 новелл: первая — «Кавказская пленница», вторая — «Снежный человек и другие», где за снежного человека себя выдаёт троица в лице Труса, Балбеса и Бывалого, чтобы сбить со следа милицию.
    • Занимает по посещаемости 4-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Эпизод, где героиня Натальи Варлей должна была несколько минут заразительно хохотать, не получался. Тогда Никулин, Вицин и Моргунов во время съемки вдруг задрали майки и стали чесать животы, корча при этом уморительные рожи. Дубль сняли без сучка и задоринки.
    • Наталье Варлей пришлось научиться водить машину и самой выполнять сложные каскадерские трюки.
    • Поначалу для эпизода, в котором Шурик в спальном мешке падает в горную речку, а Нина бросается его спасать, пригласили девушку-каскадера, но та неожиданно для всех начала… тонуть. Оказалось, девушка так сильно хотела сниматься в кино и соврала, что умеет плавать. Наталья Варлей все сделала сама.
    • Тот момент, когда Нина и Шурик на берегу трясутся от холода, не был постановочным — вода действительно была ледяной. А чтобы артисты не заболели, после крика «Стоп!» парочку напоили чистым спиртом.
    • А уже под конец съемок чуть не пришлось переозвучивать половину фильма. Секретарь партийной организации «Мосфильма» носил фамилию Сааков. А в фильме был товарищ Саахов. Реальный Сааков посчитал, что появление в картине Саахова — скрытая издевка. И повелел фамилию заменить. Ситуацию спас Никулин. Он добрался до министра культуры СССР Екатерины Фурцевой и пожаловался, что по прихоти одного-единственного человека придется тратить громадные государственные деньги. Фурцева решила проблему одним звонком на студию: «Прекратите этот идиотизм!»
    • Дерево старого грецкого ореха под Демерджи, на котором сидел герой Никулина и кидал орехи, после премьеры фильма стал своеобразной достопримечательностью Крыма, и получил название «Никулинский Орех». Это дерево находится возле южного склона горы Демерджи, рядом с известной «Долиной Привидений».
    • Фамилия Саахов для героя Владимира Этуша была изменена почти перед съёмками. В сценарии героя зовут Охохов, на что косвенно указывают как минимум два факта: 1) фраза дяди Джабраила в сцене «разговора» с Ниной («Или выйдешь отсюда женой товарища Саах… Ах, какого жениха!» (в оригинале «Или выйдешь женой товарища Ох… Ох, какого жениха!»)) 2) на 17 минуте фильма демонстрируется табличка на двери кабинета «Заведующий Райкомхозом тов. Саахов Б. Г», причем видно, что слово «Саахов» написано на наклеенной поверх таблички бумаге (или добавлено на монтаже), а инициалы «Б. Г.» были на табличке изначально. Однако в Министерстве культуры оказался высокий номенклатурный работник с фамилией Охохов, потребовавший немедленно поменять имя отрицательного героя. Но и фамилию Саахов также потребовали изменить, и по той же самой причине — на этот раз в партийной организации «Мосфильма» нашёлся большой чиновник с фамилией Сааков. Юрий Никулин случайно рассказал об этом министру культуры Екатерине Алексеевне Фурцевой, на что та рассердилась: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте — 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!».
    • Первоначально слова «Песенки о медведях» были такие: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спины о земную ось». Однако по настоянию худсовета («у них что, блохи?») слова заменили на «Где-то на белом свете,… Трутся спиной медведи…».
    • В песне «Если б я был султан» первоначально был ещё один куплет («Если все три жены мне нальют по сто (вариант — Разрешит мне жена каждая по сто), итого триста грамм — это кое-что…», но в фильм он не вошёл. Полная версия эпизода песни с этим куплетом была показана по телевидению в «Голубом огоньке» 1966 года, часть «Сказки русского леса».
    • В сцене с пивом трезвеннику Георгию Вицину пришлось выпить целую кружку настоящего пива. Вначале Вицин категорически отказался от пива и потребовал настой шиповника, но шиповник в кадре выглядел неубедительно из-за отсутствия шапки пены.
    • Автомобиль, на котором ездила троица Трус, Балбес и Бывалый — «Adler Trumpf», он выпускался в Германии с 1932 по 1939 год, имел привод на передние колёса и двигатель объёмом 1,6 л мощностью 48 л. с. Машина, которая снималась в фильме, была собственностью Юрия Никулина и на момент съёмок была основательно переделан: все агрегаты на нём были установлены от «Москвича-407» (в финале погони на колёсном колпаке автомобиля можно разглядеть надпись «ЗМА»).
    • Автомобиль, на котором ездил шофёр Эдик, является довоенным шасси с кустарно исполненным кузовом, напоминающим по внешнему виду санитарный автомобиль ГАЗ-55, начало производства которого приходится ещё на довоенный период (1938-1945 годы выпуска). В период, когда снимался фильм, такие автомобили встретить на улицах советских городов было уже практически невозможно.
    • Автомобиль, на котором в конце фильма уезжает героиня Натальи Варлей — редкий, экспериментальный микроавтобус «Старт», уникальный своим стеклопластиковым кузовом. Всего было выпущено порядка 100 штук, до нашего времени в целом состоянии дошли единицы — во многом это обусловлено именно специфичным материалом кузова.
    • Несмотря на название фильма и созданные в фильме образы, сам фильм снимался не на Кавказе, а в Крыму, основное место съёмок: центр города Алушта и долина Привидений у подножия Демерджи. Кроме этого, в фильме встречаются эпизоды, снятые в городе Симферополь (психбольница), на вершине Ай-Петри (остановленный Шуриком автомобиль с Ниной) и на Кавказе, в Адлерском районе Сочи на реке Мзымта (горная река, в которой Нина спасает Шурика, и пропасть из окна комнаты Нины).
    • Орешина, с которой Никулин бросался недозрелыми грецкими орехами («Орех Никулина») и большой прямоугольный камень из другого к/ф Гайдая «Спортлото-82», который обходит Сан Саныч, находятся на расстоянии всего нескольких метров друг от друга.
    • еще 27 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В эпизоде, когда Нина пытается выбраться из комнаты в доме товарища Саахова, она бьет по двери туфлями с черной подошвой, которые оставляют на ней две заметные черные отметины. На следующих кадрах, когда заходят герои Вицина и Никулина — дверь совершенно чистая.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 246 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Гений Леонида Гайдая не отдохнул и на этой зажигательной комедии, поведавшей нам о новых приключениях неунывающего обаятельного Шурика. Есть и новые идеи, новые смешные эпизоды, шутки, которые, по примеру многих комедий этого режиссера, мгновенно стали народной классикой, фольклором, не хуже того, который собирал главный герой. Что особенно приятно, это снова лента со «знаком качества», которую можно не отрываясь смотреть по многу раз и не скучать при этом ни чуточки.

    Режиссура, операторская работа, музыка, актеры — все выдержано, красиво, стильно и снова на высоком уровне. Какую роль снова не возьми — шедевр, пусть она будет главной или всего лишь несколькими или одним эпизодом. Порадовали Александр Демьяненко, Наталья Варлей, Владимир Этуш, Фрунзик Мкртчян, неугомонное трио Юрий Никулин — Георгий Вицин — Евгений Моргунов. На их игру смотреть всегда приятно. Небольшие, но тоже хорошие роли, исполнили, в частности, Михаил Глузский и Нина Гребешкова,.

    А музыка! А «Песня про медведей»! Можно с полным правом говорить что два творческих человека действительно нашли друг друга — Александр Зацепин стал подлинным «композитором Леонида Гайдая».

    Нельзя не сказать хороших слов и в адрес оператора Константина Бровина: с камерой он работает просто отлично, картинка нигде не подкачала.

    Говорить об этом фильме, перечисляя его многочисленные плюсы, можно очень долго, но поверьте, лучше лишний раз пересмотреть.

    Этой картине ставлю

    9 из 10

    20 марта 2011 | 17:42

    Комедия Гайдая «Кавказская пленница»,пожалуй, одна из вершин его творчества. Здесь режиссер использовал максимально что мог и получил высококачественный результат.

    Комедия получилась настолько смешной и выдающейся, что смотрится даже сегодня как великолепный шедевр кинематографа, не стареющий со временем, а наоборот становящийся все ценнее. Это, если бы можно было сравнить с живописью, как скажем, картина Поленова «Московский дворик» или любой другой шедевр той эпохи и жанра. Это классика, незабываемая, и одно из ярчайших событий советского кино.

    Сюжет, конечно, тут веселый и со своими «прибамбасами». Молодой студент Шурик едет на Северный Кавказ изучать обычаи, и по пути знакомится с Ниной, девушкой, характеризуемой лишь несколькими яркими словами:" Она студэнтка, спортсмэнка, комсомолка, и, наконец — просто красавица». Эту фразу знаект каждый кто смотрел «Пленницу»,поэтому фильм привлекает к себе внимание сразу, начиная с первых кадров, со знакомства Шурика с Эдиком.

    Могу сказать, что Гайдай здесь использовал не только свои стандартные комедийные приемы, но и общую атмосферу съемок. Во-первых, прекрасную природу субтропического пояса СССР, во-вторых особенности кавказского колорита и обычаев, а в-третьих — непередаваемую атмосферу фильма и отношений между героями. Тут как бы и комедия, и романтика, и немного даже хулиганства, например, при похищении Нины или сцены в доме с сервизом. но это ничуть не принижает, а наоборот, возвышает фильм, делая его легким и ярким и в то же время приятным для просмотра.

    Насчет актерской игры могу сказать, что она не просто на высоте, а на сверхвысоте. Потрясающие исполнения Моргунова, Вицина, Никулина, этой гайдаевской троицы, просто заставляют зрителя смеяться. особенно при разговоре в ресторане с Шуриком и когда они пришли в дом, где исполнили одну из жемчужных песен данного фильма, это просто талант, который есть не у каждого, это я уж точно говорю. Но и в других эпизодах фильма, особенно при сцене с рефрижератором и погоне на своей машине с Шуриком на водовозке сзади это смотрится просто великолепно даже в наши дни.

    Не подкачал фильм и с саундтреком. Песня про медведей очень часто проигрывалась по радио и ТВ и вообще любима в народе. Но в самом фильме саундтрек, хоть и не выдающийся, но музыка соответствующая во всех эпизодах. То есть я хочу сказать, уместная, правильно подобранная и поставлена весьма неплохо, за что Зацепину огромный респект.

    Также великолепно сыграли свои роли Мкртчян и Этуш. Без нгих картина была бы намного скучнее. Поэтому они здесь очень уместны и их актерская игра стала своеобразным примером в советском кино. Также и Варлей сыграла на все 5+,поэтому в первую очередь фильм получился из-за грамотной актерской игры.

    Но не меньшую роль в фильме играют сами комедийные ситуации и крылатые фразы, которые уже давно разошлись в нашем народе на цитаты.

    В общем, замечательный, веселый, без пошлых шуток и сортирного юмора фильм. Одним словом, шедевр советской кинокомедии на все времена! Поэтому ставлю самую высшую оценку, какую возможно, а именно:

    10 из 10

    Довольно шедевральный фильм!

    11 апреля 2013 | 21:24

    Я открыла для себя этот фильм, когда мне было пятнадцать. До этого единственное, что я знала о нём — это песню «Если б я был султан». Она всегда вызывала у меня улыбку.

    Но когда я увидела сцену с ней в этом фильме, я не только улыбнулась — я рассмеялась так, как никогда! Да и не только это рассмешило. Вициново «Ля-а-ля-ля-ля-ля, ля-ля…» из-за дерева… А громкие жалобы Эдика по поводу «этого пылесоса» — кто не хохотал при виде этого? А «бамбарбия киргуду»?..

    Есть, конечно, и такие «лобастые» люди, видящие в этом одно — «нельзя никому верить». такой фильм нужно смотреть, отбросив на пару часов холодный ум и анализ — ради того, чтобы искренне рассмеяться. А ещё посочувствовать Шурику, попавшему в ловушку — ну кто не бывал в таких ситуациях? Поискать выход из психушки, покататься на бочке и оказаться в шкуре джигита…

    Гениальный фильм. Этим всё сказано.

    2 ноября 2010 | 22:00

    В протест против современных ремейков пишу эту рецензию. Вчера посмотрел «Кавказскую пленницу» бессмертного гения социальной сатиры Леонида Гайдая, который в каждом своём фильме поражает насквозь. В этом фильме режиссёр делал свой упор на Кавказ и его обычаи и традиции, послав Шурика изучать местный фольклор. Александр Демьяненко в роли Шурика бессмертен, он играет простого паренька без претензий на геройство, но верного жизни и науке, собирая традиции, он внесёт вклад в сохранение национального наследия стран Кавказа. Шурику повезло попасть в гущу событий и участвовать в настоящем похищении невесты…

    Этот фильм стал классическим, а реплики давно стали крылатыми, навсегда для себя запомнил вот эту цитату: «Жить хорошо, а хорошо жить — ещё лучше». Это действительно верно! Гайдай в своём роде сатирический философ, который через простоту своих фильмов показывает нам прописные земные истины: любовь, дружба, надежда. Это кино исключительно бытовое и Шурик в фильме изучает быт и нравы народов Кавказа. Да и в конце концов приятно наблюдать за приключениями этого очаровательного в своей наивности студента, который всегда находит приключения.

    Трус, Балбес и Бывалый- символ комедий Гайдая, их нет только в «Иване Васильевиче…», а в остальных комедиях они есть. Юрий Никулин, Георгий Вицин и Евгений Моргунов создали по истине символические образы, которые стали народным достоянием, в Новосибирской области им даже поставили памятник, что это как не пример народного признания?

    Актеры великолепны, нет смысла о них говорить, их лучше смотреть и наслаждаться игрой талантов. Наталья Варлей, Александр Демьяненко, Фрунзик Мкртчян, Владимир Этуш,- и это далеко не полный список тех, кто создал столь бесподобные образы.

    Итог: Это настоящее кино, неподдельное, без излишеств, без лишних вложений, без рекламы, неопороченное влиянием современных продюсеров. Гайдай создал шедевр, который не переплюнуть, и даже ремейк не затмит его естественной красоты. Я ставлю десятку, потому что мудрый, юмористичный и по-настоящему культовый.

    10 из 10

    14 апреля 2013 | 10:29

    Эта комедия — пожалуй, одна из немногих хороших работ Гайдая! Смех, радость и улыбки телезрителей всегда. «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» — по моему мнению, самая лучшая и достойная комедия знаменитой троицы.

    Смешные шутки, замечательная музыка и хорошие актеры! Фильмы Гайдая незаменимы и нестареющие. После их просмотра, сразу же поднимается настроение. Его комедиям мог позавидовать любой режиссер. Пожалуй, эти фильмы будут всегда жить в наших сердцах!

    Леонид Гайдай — хороший режиссер советского кинематографа.

    Оценка: 10 из 10

    9 октября 2009 | 19:20

    Молодым непьющим студентам вообще не следует в одиночку отправляться на Кавказ. Тем более собирать там фольклор. Чего доброго еще можно алкоголиком стать или оказаться втянутым в некое сомнительное предприятие, которое является не безобидным местным обычаем, а самым настоящим преступлением.

    Режиссер Леонид Гайдай вот уже много лет продолжает радовать зрителя разных возрастов и весовых категорий забавными и трогательными приключениями одного молодого человека, который так и притягивает к себе всевозможные неприятности.

    «- А потом, на развалинах древней часовни…
    - Простите, а часовню тоже я развалил?»


    Простой парень Шурик после долгой учебы наконец-то находит летом время для путешествия в солнечные края, где свежий воздух, крепкое вино и все дни становятся похожими на одно сплошное празднование под красноречивые тосты. Александр Демьяненко блестяще исполнил свою роль. Его персонаж всегда удивлял своей храбростью, которая совершенно не сочетается с его скромностью и чудаковатой внешностью.

    Неудивительно, что студентка, комсомолка и красавица Нина покоряет Шурика с первого взгляда. Они очень подходят друг другу, но вместо того, чтобы бороться за ее сердце, он упаковывает ее в мешок и передает бандитам. Хорошо, что девушка оказывается с сильным характером и не собирается позволять своему дяде себя продать. Первая большая роль юной актрисы Натальи Варлей обернулась для нее большим успехом. Но это была не только заслуга одного человека, ведь свой голос одолжили ей актрисы Надежда Румянцева и Аида Ведищева, а без голоса последней вряд ли мы когда-нибудь услышали бы песню про белых медведей.

    «- Как говорил наш замечательный сатирик Аркадий Райкин: женщина — друг человека.»

    Одним из самых ярких отрицательных персонажей советского кино является товарищ Саахов, решившийся женится, не посвящая потенциальную невесту в свои планы. Но каким бы подлым он ни был, Саахов отнюдь не вызывает антипатии, его даже становится жаль, ведь насколько невезучим человек должен быть в любви, чтобы похищать невесту и пытаться женить ее на себе насильно. Как ни странно советская цензура в этом образе не заметила столь яркую сатиру на тех членов партии, которые благодаря своему высокому положению могли творить, что захотят, нарушая закон ради своей выгоды. Актеры Владимир Этуш и Фрунзик Мкртчян создали очень колоритных персонажей, которые постоянно ставили палки в колеса главного героя.

    Бесподобна здесь и легендарная троица — Никулин, Вицин и Моргунов. Опять им пришлось примерять на себя образы бандитов, которые за хорошее вознаграждение способны и человека похитить. Странно, что эти актеры так и не стали хорошими друзьями, ведь на экране они всегда были не разлей вода. Не раз повеселил и персонаж Эдик в исполнении Руслана Ахметова, который вместе со своим древним транспортом всегда приходил на помощь Шурику.

    Как и многие кинофильмы Гайдая, эта комедия даже спустя несколько десятилетий не надоедает, а смотрится на одном дыхании и с улыбкой на лице. Очень теплая и солнечная классика, где даже злодеи являются не страшными, а страшно смешными.

    Завоевать сердце девушки можно многими способами. Но ее похищение вряд ли может стать началом счастливой супружеской жизни.

    21 февраля 2012 | 19:41

    Вряд ли в нашей стране есть кто-то не смотревший, или хотя бы не слышавший о «Кавказской пленнице». Ведь она из серии «ЭТО НАШЕ — ВСЕ».

    А ведь фильм мог так и не появиться на большом экране, а долго и бесславно валяться на запасных полках. И стать уже не «Кавказской», а «Мосфильмовской» пленницей.

    Ее спас.. . «наш дорогой Леонид Ильич», которому создатели отправили свое творение — на свой же страх и риск. Картина настолько понравилась генеральному секретарю — что он немедленно показал ее всем членом политбюро. И отныне «Кавказской пленнице» была уготована зеленая улица в отечественном кинопрокате.

    Сценарий этого кинохита всех времен и народов вырос из обычной газетной заметки, о том, что на Кавказе до сих пор воруют невест (напомним, речь идет о 60-х одах 20 века). Более того, вскрылось, что многие кавказские управленцы имеют целые гаремы из понравившихся девушек, похищенных подобным образом. Факт, что и говорить, невеселый. Но Гайдай счел возможным над ним посмеяться.

    «Кавказская пленница» была задумана как «Новые приключения Шурика». Следовательно, кроме Александра Демьянко, в ней должна была участвовать и знаменитая троица из Вицына, Никулина и Моргунова.

    Некое расхождение в «понимании образа» возникло у Гайдая и с Владимиром Этушем. Этуш воспринимал своего Саахова, как личность абсолютно и тотально серьезную, не восприимчивую к юмору. И вполне искренне не понимающую, как это Нина могла не оценить ЕГО — по общему мнению «ах, какого жениха!».

    Ну а Гайдай хотел видеть Саахова в более гротесковом исполнении. Как мы видим, победило представление Этуша о своем герое, что весьма это разумно. Ситуация с Сааховым и без того анекдотичная, что уж тут масла в огонь подливать — был бы совсем перебор.

    Общеизвестно, что фамилия этого персонажа вызвала целый ряд нареканий. Сначала он был Охоховым. И даже фраза Джабраила звучала иначе — «ох… ох, какого жениха!». Но надо ж тому случиться — на большом Кавказе нашелся один «маленький, но видный чиновник» по фамилии Охохов. Под его давлением фамилию пришлось сменить на Саахова.

    В случае же с Ниной не было никаких проблем. Кроме одной — героиню никак не могли выбрать из целых… пятисот претенденток! Предпочтение отдали Наталье Варлей из-за ее циркового прошлого — девушка была канатоходкой.

    Да, ей не хватало актерского мастерства, но бездна обаяния все искупала. Сегодня просто трудно представить иную Нину на ее месте. И впрямь, все ПОКАЗАТЕЛИ налицо: «комсомолка, спортсменка и просто красавица». И, разумеется, не было в те времена в СССР девушки популярнее Варлей. Что не могло, разумеется, не радовать начинающую актрису.

    В случае с Александром Демьяненко эта популярность сыграла злую шутку. После «Кавказской пленницы» его уже больше не воспринимали, как актера, способного на что-то большее или просто иное. В конце жизни и карьеры актер с горечью признавался, что на нем лежала несмываемая печать «вечного Шурика» и он так и остался «заложником одного образа».

    Но массовому зрителю не было никакого дела до терзаний актеров, их непростых отношений между собой — на экран-то это не вылилось. Зритель просто наслаждался результатом, что ему процесс!

    Неудивительно, что при такой всеобщей любви — «Кавказская пленница» сразу же стала лидером проката, а ее крылатые фразы тут же пошли в народ. Напоминать их нет смысла: они до сих пор на слуху. А вот рассказать, о том, что они могли бы быть еще острее или просто немного иными — стоит.

    К примеру, фраза «да здравствует НАШ суд, самый гуманный суд в мире» изначально звучала иначе — «да здравствует СОВЕТСКИЙ суд…», но в таком виде реплику на экран не пустили.

    Был еще один «скабрезный» эпизод. Титры фильмы начинались с того, что Трус писал на заборе букву «Х», Бывалый приделывал к ней «У», ну а Балбес дописывал…«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ».

    Но, имхо, этот «выстриженный» цензурой кусок — небольшая потеря, уровень юмора совсем уж ниже пояса.

    Впрочем, кто их сейчас замечает, эти мелкие детали?! Вот уже почти полвека «Кавказская пленница» несет нам ощущение праздника. Так пусть он будет вечным.

    10 из 10

    17 декабря 2013 | 21:05

    Сразу скажу, что лучше фильма я не видела, и уже наверно не увижу.

    Фильм «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» это киношедевр, которой близок или дорог каждому. Этот фильм родом из моего детства и я его точно никогда не забуду. Я посмотрела его (как я уже писала) еще в детстве и он уже тогда не оставил меня равнодушной и теперь я регулярно его пересматриваю с семьей, с друзьями, вообщем все мои знакомые от этого фильма безума. И я к ним присоединяюсь. Плюс еще сколько благодаря этому фильму появилось знаменитых фраз и песен.

    Итак в центре внимания у нас молодой человек Шурик. Он отправляется в горную республику, что бы собирать там фольклор. Но неожиданно встречает симпатичную молодую девушку и влюбляется в нее. Но все не так просто, ее похищают, что бы выдать замуж за одного кавказца. Вначале Шурик не понимает, что случилось и считает, что она выходит замуж по своей воле и он решает отступиться, но ему все-таки удается узнать, что ее похитители и он решается спасти свою возлюбленную. Интересно.

    Актерская игра ну просто нет слов. В одном фильме собрались огромное количество великолепных актеров. Юрий Никулин, Александр Демьяненко, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Наталья Варлей, Фрунзик Мкртчян, Нина Гребешкова. Это конечно не все замечательные актеры этого фильма, но они определенно самые лучшие из лучших. Спасибо им за такую великолепную игру.

    Итог: этот фильм должны посмотреть все. В нем все идеально, смотрите точно не пожалеете. Приятного просмотра.

    10 из 10

    С наступающим Новым годом! Желаю всем счастья в новом году!

    P. S.

    - Вы сюда приехали, чтобы записывать сказки, а мы здесь работаем, чтобы сказку сделать былью.

    31 декабря 2010 | 14:18

    Что можно сказать о такой неплетенной классике, как «Кавказская пленница»? Шедевр! Одна из самых ярких, веселых и фееричных комедий за всю историю мирового кинематографа и, наверное, одна из лучших кинолент, вышедших из-под пера великого комедиографа Леонида Гайдая! Я смотрел этот фильм уже наверное тысячу раз, и все равно не устаю смеяться над великолепными шутками, которыми пропитан каждый кадр этой блестящей ленты. Вспоминается мой первый просмотр «Кавказской пленницы»  — я чуть не умер от смеха! Я хохотал, сползал под кресло, на глазах выступали слезы. Ни с чем не сравнимое количество шуток, гэгов и приколов! Итак, рассмотрим поподробнее…

    Сюжет фильма довольно прост, но тем не менее очень увлекателен и остроумен. Отправившись в одну из горных республик собирать фольклор, герой фильма Шурик влюбляется в симпатичную девушку Нину — «спортсменку, отличницу и просто красавицу». Но ее неожиданно похищают, чтобы насильно выдать замуж. Наивный Шурик не сразу смог сообразить, что творится у него под носом, — однако затем отважно ринулся освобождать «кавказскую пленницу»…

    Актеры в «Кавказской пленнице» играют просто прекрасно! Замечательный актер Александр Демьяненко замечательно играет Шурика. Другого в этой роли представить уже просто невозможно! Наталья Варлей отлично справляется с ролью красавицы Нины. Владимир Этуш превосходно отыгрывает роль коварного и одновременно ужасно смешного злодея Товарища Саахова. Также мне очень понравился актер Руслан Ахметов, который блестяще сыграл роль вспыльчивого приятеля Шурика Эдика.

    Совершенно отдельная песня — это просто фееричные Трус, Балбес и Бывалый в великолепном исполнении Георгия Вицина, Евгения Моргунова и Юрия Никулина. Как бы не были хороши остальные актеры, эту троицу затмить все равно невозможно. Каждая сцена с ними заставляет зрителя смеяться до колик, каждую сцену с ними хочется пересматривать еще и еще. Великолепная актерская работа! Великие комики!

    Резюмирую. Непревзойденная классика отечественного кинематографа, полностью достойная звания одной из лучших комейдийных лент за всю историю. Если вы еще не видели «Кавказскую пленницу», что маловероятно, очень советую вам это сделать. Поверьте, фильм этого более чем стоит. Настоящий шедевр 20 века!

    10 из 10

    12 июня 2010 | 10:41

    Мне нравятся все Советские фильмы! У каждого такого фильма есть яркий, и как правило, запоминающийся сюжет, который человек запоминает на всю жизнь. Я думаю, что нет такого человека, у которого не вызвал улыбку фильм Кавказская пленница. Он о любви на фоне юмора!

    Александр Демьяненко — Актёр с большой буквы! Это выдающийся, но немного несчастный человек. Я обожаю этот фильм! Я сбилась со счёту, сколько раз я его уже смотрела! Жаль, что нельзя поставить оценку, выше десяти!!!

    Безусловно и безоговорочно 10 из 10!

    25 декабря 2008 | 21:12

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 289 руб.
    Blu-Ray, 507 руб.
    саундтрек, 190 руб.
    подробнее

    Новости


    Роберт Родригес возвращается в «Город грехов», чья первая часть обзавелась сиквелом «Женщина, ради которой стоит убивать», включающим в себя немалую часть звездного состава оригинальной картины. В то же время Максим Воронков перекраивает на новый лад «Кавказскую пленницу» Леонида Гайдая(...)
     
    все новости
    Записи в блогах
    30-31 января
    29.01.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 30-31 января

    Реквизируйте кинотеатры по собственному усмотрению. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings24 115 934
    2.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 112 686 742
    3.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar7 206 293
    4.Топ-5Top Five6 894 814
    5.Город героевBig Hero 66 055 901
    12.12 — 14.12подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies738 000 000
    2.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar87 151 019
    3.ПирамидаThe Pyramid28 777 810
    4.Любит не любит28 315 163
    5.ИнтерстелларInterstellar11 043 453
    11.12 — 14.12подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители3 161 2611 113 116
    Деньги939 451 898 руб.426 779 299
    Цена билета297,18 руб.46,87
    11.12 — 14.12подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    215.Жестокий романс8.106
    216.Загадочная история Бенджамина БаттонаThe Curious Case of Benjamin Button8.102
    217.Ночи КабирииLe notti di Cabiria8.100
    218.Иваново детство8.098
    219.ПодменаChangeling8.095
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys91.26%
    47.Человек-муравейAnt-Man91.25%
    48.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 391.15%
    49.Бегущий в лабиринте: Испытания огнёмMaze Runner: Scorch Trials90.84%
    50.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IIThe Hunger Games: Mockingjay - Part 290.81%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies92
    Астерикс: Земля БоговAstérix: Le domaine des dieux1
    Сталинград511
    Легкие деньгиGood People8
    Чем дальше в лес...Into the Woods1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Астерикс: Земля БоговAstérix: Le domaine des dieux
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies8.139
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar6.951
    Феи: Легенда о чудовищеLegend of the NeverBeast
    Вычислитель5.256
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    Седьмой сынSeventh Son01.01
    Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings01.01
    Джон УикJohn Wick01.01
    Большие глазаBig Eyes15.01
    премьеры