всё о любом фильме:

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика

год
страна
слоган-
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийЛеонид Гайдай, Яков Костюковский, Морис Слободской
директор фильмаЛ. Фрейдин
операторКонстантин Бровин
композиторАлександр Зацепин
художникВладимир Каплуновский, Н. Абакумов, Н. Шимилис
монтажВалентина Янковская
жанр мелодрама, комедия, приключения, семейный, музыка, ... слова
бюджет
25 313 руб.
зрители
СССР  76.5 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время82 мин. / 01:22
Отправившись в одну из горных республик собирать фольклор, герой фильма Шурик влюбляется в симпатичную девушку — «спортсменку, отличницу, и просто красавицу». Но ее неожиданно похищают, чтобы насильно выдать замуж.

Наивный Шурик не сразу смог сообразить, что творится у него под носом, — однако затем отважно ринулся освобождать «кавказскую пленницу»…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Советская цензура запретила следующую вступительную сцену фильма, которую придумали Гайдай и Никулин: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву «Х». Следом появляется Балбес и дописывает букву «У». Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. Но Балбес, не растерявшись, дописывает: «Художественный фильм».
    • Идея фильма родилась после того, как Гайдай прочитал в одной из газет историю о похищении девушки влюбленным джигитом в закавказской республике.
    • На съемках распалась троица Вицин — Моргунов — Никулин. Артисты и так не дружили. А тут зазвездивший Моргунов стал вести себя беспардонно. Однажды он привёл одну девушку, а Гайдай во время просмотра отснятого материала попросил выйти всех посторонних из зала, девушка захотела встать, а Моргунов остановил ее и сказал, что это к ней не относится, на что Гайдай заявил, что это как раз относится к девушке Моргунова, на что Моргунов ответил, что она не посторонняя, после этого Гайдай в последних сценах фильма, где герой Моргунова снят со спины заменил его на дублёра.
    • У Натальи Варлей не получилось озвучить свою героиню Нину. «Пленница» говорит голосом Надежды Румянцевой.
    • Все актеры во время съемок как сумасшедшие старались придумать смешные фокусы. А все Гайдай: он создал «золотой фонд» из шампанского и за каждый придуманный трюк выдавал автору бутылку.
    • Для съемок сцены «прививки» Никулин предложил колоть Бывалого цирковым супершприцем («жанэ»). Конечно, его не втыкали в мягкое место Моргунова. Актера уложили с подушкой между ног. Несмотря на все меры предосторожности, Евгений Александрович сначала не хотел рисковать, но потом сдался: «Колите, черт с вами… Но там же все рядом, и если что…» Все прошло отлично: Александр Демьяненко оказался легок на руку и не промазал, сделав семь дублей!
    • Фокус с поворотом головы Вицина на сто восемьдесят градусов снимали в несколько приемов. Первый: Вицин, опустив папаху на лицо, шевелит пальцами рук, сложенными на груди, — камера снимает, останавливается. Второй: Вицин надевает пиджак задом наперед, папаха на лице, пальцы шевелятся — камера снимает, останавливается. А эти кадры «разбиваются» еще одним куском, где снят затылок Георгия Михайловича: сначала под папахой, а потом когда ее сдвигают кверху.
    • Цензура забраковала и эпизод, когда Фрунзик Мкртчян на реплику «жены», мол, как же ты мог украсть такую девушку, отвечает: «А в соседнем районе жених украл члена партии!». Выход нашел Никулин: «Все дело в акценте Мкртчяна. Давай я за него скажу». В устах Балбеса, сплевывающего арбузные семечки, фраза прозвучала настолько по-дурацки, что не бросала тени ни на единого партийца. Сразу всем становилось ясно: Балбес — лжец, и нет правды в словах его.
    • Первоначально фильм был запрещен. Совершенно случайно его посмотрел Леонид Ильич Брежнев и дал разрешение на показ.
    • Песенку про медведей исполняет Аида Ведищева.
    • Фильм снимался в Крыму (что можно заметить, например, по крымским номерам на машинах), в Алуште, окрестностях Демерджи, в районе Массандры и Ай-Петри и на Кавказе в Красной поляне (невольное купание в горной речке).
    • В сцене торга в кабинете Саахова, герой Мкртчяна говорит фразу — «Но ведь ты же не козу получаешь!». В этой фразе слово «получаешь» озвучил другой актер.
    • Первоначально фильм должен был состоять из 2 новелл: первая — «Кавказская пленница», вторая — «Снежный человек и другие», где за снежного человека себя выдаёт троица в лице Труса, Балбеса и Бывалого, чтобы сбить со следа милицию.
    • Занимает по посещаемости 4-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Эпизод, где героиня Натальи Варлей должна была несколько минут заразительно хохотать, не получался. Тогда Никулин, Вицин и Моргунов во время съемки вдруг задрали майки и стали чесать животы, корча при этом уморительные рожи. Дубль сняли без сучка и задоринки.
    • Наталье Варлей пришлось научиться водить машину и самой выполнять сложные каскадерские трюки.
    • Поначалу для эпизода, в котором Шурик в спальном мешке падает в горную речку, а Нина бросается его спасать, пригласили девушку-каскадера, но та неожиданно для всех начала… тонуть. Оказалось, девушка так сильно хотела сниматься в кино и соврала, что умеет плавать. Наталья Варлей все сделала сама.
    • Тот момент, когда Нина и Шурик на берегу трясутся от холода, не был постановочным — вода действительно была ледяной. А чтобы артисты не заболели, после крика «Стоп!» парочку напоили чистым спиртом.
    • А уже под конец съемок чуть не пришлось переозвучивать половину фильма. Секретарь партийной организации «Мосфильма» носил фамилию Сааков. А в фильме был товарищ Саахов. Реальный Сааков посчитал, что появление в картине Саахова — скрытая издевка. И повелел фамилию заменить. Ситуацию спас Никулин. Он добрался до министра культуры СССР Екатерины Фурцевой и пожаловался, что по прихоти одного-единственного человека придется тратить громадные государственные деньги. Фурцева решила проблему одним звонком на студию: «Прекратите этот идиотизм!»
    • Дерево старого грецкого ореха под Демерджи, на котором сидел герой Никулина и кидал орехи, после премьеры фильма стал своеобразной достопримечательностью Крыма, и получил название «Никулинский Орех». Это дерево находится возле южного склона горы Демерджи, рядом с известной «Долиной Привидений».
    • Фамилия Саахов для героя Владимира Этуша была изменена почти перед съёмками. В сценарии героя зовут Охохов, на что косвенно указывают как минимум два факта: 1) фраза дяди Джабраила в сцене «разговора» с Ниной («Или выйдешь отсюда женой товарища Саах… Ах, какого жениха!» (в оригинале «Или выйдешь женой товарища Ох… Ох, какого жениха!»)) 2) на 17 минуте фильма демонстрируется табличка на двери кабинета «Заведующий Райкомхозом тов. Саахов Б. Г», причем видно, что слово «Саахов» написано на наклеенной поверх таблички бумаге (или добавлено на монтаже), а инициалы «Б. Г.» были на табличке изначально. Однако в Министерстве культуры оказался высокий номенклатурный работник с фамилией Охохов, потребовавший немедленно поменять имя отрицательного героя. Но и фамилию Саахов также потребовали изменить, и по той же самой причине — на этот раз в партийной организации «Мосфильма» нашёлся большой чиновник с фамилией Сааков. Юрий Никулин случайно рассказал об этом министру культуры Екатерине Алексеевне Фурцевой, на что та рассердилась: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте — 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!».
    • Первоначально слова «Песенки о медведях» были такие: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спины о земную ось». Однако по настоянию худсовета («у них что, блохи?») слова заменили на «Где-то на белом свете,… Трутся спиной медведи…».
    • В песне «Если б я был султан» первоначально был ещё один куплет («Если все три жены мне нальют по сто (вариант — Разрешит мне жена каждая по сто), итого триста грамм — это кое-что…», но в фильм он не вошёл. Полная версия эпизода песни с этим куплетом была показана по телевидению в «Голубом огоньке» 1966 года, часть «Сказки русского леса».
    • В сцене с пивом трезвеннику Георгию Вицину пришлось выпить целую кружку настоящего пива. Вначале Вицин категорически отказался от пива и потребовал настой шиповника, но шиповник в кадре выглядел неубедительно из-за отсутствия шапки пены.
    • Автомобиль, на котором ездила троица Трус, Балбес и Бывалый — «Adler Trumpf», он выпускался в Германии с 1932 по 1939 год, имел привод на передние колёса и двигатель объёмом 1,6 л мощностью 48 л. с. Машина, которая снималась в фильме, была собственностью Юрия Никулина и на момент съёмок была основательно переделана: все агрегаты на ней были установлены от «Москвича-407» (в финале погони на колёсном колпаке автомобиля можно разглядеть надпись «ЗМА»).
    • Автомобиль, на котором ездил шофёр Эдик, является довоенным шасси с кустарно исполненным кузовом, напоминающим по внешнему виду санитарный автомобиль ГАЗ-55, начало производства которого приходится ещё на довоенный период (1938-1945 годы выпуска). В период, когда снимался фильм, такие автомобили встретить на улицах советских городов было уже практически невозможно.
    • Автомобиль, на котором в конце фильма уезжает героиня Натальи Варлей — редкий, экспериментальный микроавтобус «Старт», уникальный своим стеклопластиковым кузовом. Всего было выпущено порядка 100 штук, до нашего времени в целом состоянии дошли единицы — во многом это обусловлено именно специфичным материалом кузова.
    • Несмотря на название фильма и созданные в фильме образы, сам фильм снимался не на Кавказе, а в Крыму, основное место съёмок: центр города Алушта и долина Привидений у подножия Демерджи. Кроме этого, в фильме встречаются эпизоды, снятые в городе Симферополь (психбольница), на вершине Ай-Петри (остановленный Шуриком автомобиль с Ниной) и на Кавказе, в Адлерском районе Сочи на реке Мзымта (горная река, в которой Нина спасает Шурика, и пропасть из окна комнаты Нины).
    • Орешина, с которой Никулин бросался недозрелыми грецкими орехами («Орех Никулина») и большой прямоугольный камень из другого к/ф Гайдая «Спортлото-82», который обходит Сан Саныч, находятся на расстоянии всего нескольких метров друг от друга.
    • еще 26 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В эпизоде, когда Нина пытается выбраться из комнаты в доме товарища Саахова, она бьет по двери туфлями с черной подошвой, которые оставляют на ней две заметные черные отметины. На следующих кадрах, когда заходят герои Вицина и Никулина — дверь совершенно чистая.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 329 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Забавно, что фильм «Кавказская пленница» считается второй частью трилогии о Шурике, хотя на деле их можно смотреть в любом порядке и с какого угодного фильма, или же вовсе ограничиться одной кинокартиной. Хотя лучше, конечно же, ознакомиться со всеми приключениями Шурика, уж очень обаятельным и живым получился этот персонаж! При этом часть «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» мне нравится больше всего, поскольку киноленте «Операция Ы» порой не хватает цельности между тремя совершенно разными сюжетами, а во всем знакомой комедии «Иван Васильевич меняет профессию» упор идёт уже на фантастическое приключение. Ну, а я напишу рецензию на самую солнечную, весёлую и атмосферную кинокартину из этого искромётного цикла Леонида Гайдая.

    То, что мне особенно нравится в этом фильме — это особое отношение к деталям. В каждом кадре обязательно найдётся что-то, к чему стоит присмотреться, и что, возможно, не будет заметно с первого раза. Это может быть смешное выражение лица актёра, появившегося в кадре на пару секунд, вывеска с интересным текстом или семья уток, осторожно переходящих через дорогу, где дорожный знак предупреждает родителей с детьми быть осторожными. На самом деле, этих деталей огромное множество. Конечно, в этом фильме, как и в других произведениях Гайдая, предостаточно и других плюсов, таких, как актёрская игра, удачный сценарий, музыкальное сопровождение, но эти черты относятся и к многим другим известным кинолентам, в то время как такое внимание к деталям обычно можно найти в фильмах, принадлежащим «серьёзным» жанрам — к примеру, у короля саспенса Альфреда Хичкока, но очень редко — в комедии. К слову, в «Кавказской пленнице» есть фрагмент, по своей напряжённости ничем не уступающий сценам из культовых триллеров!

    Видимо, благодаря такому продуманному отношению к деталям Леонид Гайдай и смог создать вечные комедии, которые с одинаковым удовольствием смотрятся и пересматриваются на протяжении многих десятилетий. Одно дело — просто придумать запоминающийся сюжет, а совсем другое — ещё и наполнить его сотней интересных мелочей, которые помогают оживить героев.

    Шурик стал не простым студентом, а человеком с широкой душой, которому и «птичку жалко», и перед кражей невесты надо убедиться в том, что все, начиная с родственников и заканчивая самой невестой, будут согласны. Интересна и Нина, очень милая и любезная девушка, чем-то особенно привлекающая «ослов», но за её очаровательной улыбкой скрывается железная воля и стремление поставить каждого обидчика на место. Не зря же в списке её достоинств числится гордое слово «спортсменка»! Ну, а всеми любимую троицу и представлять не надо. Кажется, что характеры Труса, Балбеса и Бывалого прописаны с особой писательской любовью, хотя в этом есть и большая заслуга актёров. Каждый жест любого из этой троицы передаёт всю сущность персонажа, чего стоит сцена с «эпидемией», где Трус изо всех сил пытается сохранить интеллигентность (впрочем, это довольно сложно, когда твоя главная работа — помогать в совершении злодеяний), Балбес всегда находит повод для радости, даже когда врач объявляет о возможном смертельном исходе, ну, а Бывалый поражает своей невозмутимостью.

    Словом, это прекрасная кинокомедия, которую стоит пересматривать в любом возрасте, чтобы напомнить себе, что в любом месте найдётся интересное приключение!

    12 февраля 2016 | 11:49

    Кинематограф — это отдельный мир, с множеством хороших фильмов и не очень… Но есть такие творения, которые запоминаются с первого взгляда. В них влюбляешься без памяти. Без них скучаешь и душа так и рвётся пересмотреть киноленту в очередной, пусть и 1000-ый раз. Второй и последний фильм про легендарного Шурика — это именно такое кино — незабываемое, сердечное и душевное.

    «- Имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но не имею желания. Так выпьем за то, что бы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями!» ©

    Я никогда не перестану петь дифирамбы в честь гениального русского режиссёра Леонида Гайдая, благодаря которому все мы увидели чудесные и весёлые комедии. То, что снимал Гайдай — навсегда останется в вечности. Его кино несокрушимо, неподвластно времени и модным тенденциям. Это вневременные шедевральные явления — все, без исключения.

    «- Вы как относитесь к бракосочитаниям?
    - Ну, вообщето положительно…
    - Нее, ей об этом думать ещё рано!
    - Об этом думать никому не рано и никогда не поздно, между прочим!» ©


    Оригинальная комедия «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» завораживает своим колким юмором, атмосферой веселья и красивыми горными пейзажами Кавказа. Так случилось, что многие реплики и тосты из киноленты растащили на цитаты… Так происходит практически со всеми фильмами Гайдая, что говорит об исключительности сценария и диалогов между героями. Вспомните, сколько курьёзностей сопровождает нас, зрителей во время киносеанса: «Птичку жалко…» или «Да здравствует наш суд! Самый гуманный суд в мире!» и многие другие. Всё это великолепие давно стало классикой юмора.

    «- Тост без вина — это всё равно что, брачная ночь без невесты!» ©

    Фильмы Гайдая всегда отличались и выделялись отличным актёрским составом. В этой киноленте блистают только настоящие профессионалы и «звёздочки» нашего небосклона. Великолепный Александр Демьяненко, на котором, к сожалению, так и осталась печать балагура Шурика. Но вопреки однообразному образу весельчака — этот актёр с большой буквы Мастер. То, как он умеет смешить и пользоваться мимикой своего лица — это изумительно! Очаровательная Наталья Варлей, которая на протяжении всего фильма кокетливо «строит глазки». Эту актрису всегда очень приятно лицезреть на большом экране. Шикарная троеца в лице Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова вносит свои незабываемые коррективы. И разумеется, Владимир Этуш и Фрунзик Мкртчян, которые позволили засиять фильму настоящим кавказским колоритом.

    «- Жить, как говорится — хорошо!
    - А хорошо жить — ещё лучше!
    - Точно!» ©


    И как всегда — чудное музыкальное сопровождение, над которым потрудился талантливый Александр Зацепин в содружестве с вокалисткой Аидой Ведищевой. Которая исполнила известную всем «Песенку о медведях».

    Классика отечественного кино. Удивительный приключенческий фильм, который будет жить вечно. Смотрела, смотрю, и буду смотреть!

    10 из 10

    18 января 2011 | 18:17

    Что можно сказать о такой неплетенной классике, как «Кавказская пленница»? Шедевр! Одна из самых ярких, веселых и фееричных комедий за всю историю мирового кинематографа и, наверное, одна из лучших кинолент, вышедших из-под пера великого комедиографа Леонида Гайдая! Я смотрел этот фильм уже наверное тысячу раз, и все равно не устаю смеяться над великолепными шутками, которыми пропитан каждый кадр этой блестящей ленты. Вспоминается мой первый просмотр «Кавказской пленницы»  — я чуть не умер от смеха! Я хохотал, сползал под кресло, на глазах выступали слезы. Ни с чем не сравнимое количество шуток, гэгов и приколов! Итак, рассмотрим поподробнее…

    Сюжет фильма довольно прост, но тем не менее очень увлекателен и остроумен. Отправившись в одну из горных республик собирать фольклор, герой фильма Шурик влюбляется в симпатичную девушку Нину — «спортсменку, отличницу и просто красавицу». Но ее неожиданно похищают, чтобы насильно выдать замуж. Наивный Шурик не сразу смог сообразить, что творится у него под носом, — однако затем отважно ринулся освобождать «кавказскую пленницу»…

    Актеры в «Кавказской пленнице» играют просто прекрасно! Замечательный актер Александр Демьяненко замечательно играет Шурика. Другого в этой роли представить уже просто невозможно! Наталья Варлей отлично справляется с ролью красавицы Нины. Владимир Этуш превосходно отыгрывает роль коварного и одновременно ужасно смешного злодея Товарища Саахова. Также мне очень понравился актер Руслан Ахметов, который блестяще сыграл роль вспыльчивого приятеля Шурика Эдика.

    Совершенно отдельная песня — это просто фееричные Трус, Балбес и Бывалый в великолепном исполнении Георгия Вицина, Евгения Моргунова и Юрия Никулина. Как бы не были хороши остальные актеры, эту троицу затмить все равно невозможно. Каждая сцена с ними заставляет зрителя смеяться до колик, каждую сцену с ними хочется пересматривать еще и еще. Великолепная актерская работа! Великие комики!

    Резюмирую. Непревзойденная классика отечественного кинематографа, полностью достойная звания одной из лучших комейдийных лент за всю историю. Если вы еще не видели «Кавказскую пленницу», что маловероятно, очень советую вам это сделать. Поверьте, фильм этого более чем стоит. Настоящий шедевр 20 века!

    10 из 10

    12 июня 2010 | 10:41

    Первый раз я смотрела это кино в далеком-далеком 1967 году, Не ошибусь, если скажу, что весь зал лежал от хохота. По-другому было просто невозможно. Это был совершенно новый подход в киноискусстве. И с той поры регулярно, не пропуская смотрю его. Про сюжет ничего не хочу говорить, так как старое поколение его хорошо знает. Но с той поры я прожила долгую жизнь, видела много фильмов, в том числе и голливудских, очень хороших фильмов. Но все равно, зная его наизусть, посчитайте количество лет, я все равно не могу от него оторваться, когда он идет. Я что называется просто упиваюсь им.

    Не хочу хвастаться, но считаю, что все-таки я научилась отличать плохие фильмы, не побоюсь сказать этого слова, от гениальных. В других фильмах той же поры иногда режут слух диалоги, как-то коробят некоторые ситуации, начинаешь думать, ну зачем авторы протащили сюда какую-то ерунду. А в этом фильме ни отнять, ни прибавить.

    Про актеров могу сказать только очень хорошее. Я даже иногда взвешиваю интонации, с которыми они произносят свои фразы. Практически все идеально.

    Их не очень много фильмов той эпохи, которые я периодически пересматриваю. И это один из низ.

    10 из 10

    9 марта 2015 | 21:09

    Необыкновенно трудно писать рецензию на фильм, который давным-давно превратился в классику, содержится не только в Фонде Кино, как наследство искусства, но и в сердцах и душах зрителей. «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» стала легендой, реплики и фразы тотчас расхватали, превратив их в обиходные, героев ленты полюбили так, что многих актёров, кроме как по именам и прозвищам, данным в этой картине и не называли. Мэтр советского комедийного цеха Леонид Гайдай создал действительно уникальное кино, которое узнаешь не то, что по первым кадрам самой картинки, но и даже по вступительным титрам, которые снабжены ярким, весёлым аккомпанементом от композитора Александра Зацепина.

    Можно чуть ли не до бесконечности перечислять замечательные фразы, прозвучавшие в «Кавказской пленнице», мы ими чуть ли не ежедневно пользуемся в общении. Сделать отрешённое лицо и заявить: «Чей туфля?», а с усмешкой в паузе произнести: «Бамбарбия киргуду!», или сделать умную физиономию и сказать: «Только без жертв!». Да, это реально стало чем-то настолько близким, что из менталитета трудно выбросить. Даже чуть удлинённые диалоги читаются и произносятся наизусть, про себя или вслух, потому что картину знаешь как свои пальцев, то, тем не менее, услышав родные звуки немедленно «подсаживаешься» на просмотр, хоть и можешь без тени смущения заявить: «Да я уже миллион раз видел этот фильм!». Может миллион и цифра преувеличенная, но поклонники таланта Гайдая наверняка видели уже «Кавказскую пленницу» за сотню, а то и за двести раз.

    У американцев первые места в чартах и рейтингах занимают, в основном, криминально-гангстерское кино. Раз за разом вершины берут «Криминальное чтиво» и «Крёстный отец». У нас же всё происходит наоборот. Есть уверенность, что если попросить отечественного зрителя назвать любимые картины советского периода, то сплошь и рядом будут прекрасные комедии и «Кавказская пленница», безусловно, будет занимать одно из самых почётных мест. Ласкающий взгляд видеоряд, насыщенный светом солнца, легко дарит позитивный настрой, пусть за окном даже ураган стёкла пытается вынести. Развесёлые мелодии Александра Зацепина, не лишённые интересными оранжировочными вставками, ещё больше погружают в атмосферу позитива и даже ностальгии по времени, когда люди не забывали, как это — улыбаться. Оператор картины Константин Бровин выбирал такие интересные ракурсы, что даже не поверишь, что фильм снимался не на Кавказе, где шло развитие действия, а в Крыму. Бровин создал постоянный, плотный ряд, который для комедии не лишён динамики, поэтому «Кавказская пленница» ни на миг не становится скучной.

    Идея фильма в гуманном государстве про похищение невесты — несколько неожиданно, но она проходит плавно и так увязывается в развитие фильма, что принимается это как реально существующий фольклор горцев. Но не только сценарием славен этот культовый фильм, но и своими персоналиями. Даже явно выделенных антагонистов мы любим. Владимир Этуш, Фрунзик Мкртчян, незабываемая троица Моргунов-Никулин-Вицин — все они стали яркими, запоминающимися образами, которые также легко принимаются за реально существующих людей. Гайдай, по слухам, давал волю импровизации и этим «Кавказская пленница» ещё больше дорога. Протагонисты Александр Демьяненко, ставший для людей неизменным Шуриком и очень переживающим по этому поводу, водитель санитарной машины Руслан Ахметов и сама «пленница» — студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица в исполнении Натальи Варлей не меньше легли на душу, чем безупречно сыгранные персонажи главных «негодников».

    «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» — это родной, дорогой, добрый, весёлый, безумно смешной фильм, фильма-классика, фильм-шедевр, фильм-культ, фильм-легенда. Без этой выдающейся картины невозможно представить советский кинематограф, он стал эпохальным, как и его «сородичи» «Операция „Ы“» и «Иван Васильевич». Минимум раз в год пересматривается и заряжает таким бравым настроением, что все проблемы мгновенно отходят на второй план. Спасибо Вам, Мэтр Леонид Гайдай.

    10 из 10

    28 октября 2014 | 10:51

    Этот любимейший всеми нами фильм я смотрел, наверное, раз 50, последний- как и положено, «под настроение»- в предновогоднюю ночь. И вот на 51-й раз я разглядел в нём довольно-таки увесистый «киноляп», о котором прежде упоминаний не встречал, даже на этой «продвинутой» странице Кинопоиска (тут говорится о лаже с бросанием туфель в дверь и отсутствием явных отметин от броска в следующих кадрах). Но то, что я, восторженный зритель (и не я один!!!) заметил только на 51-м просмотре, гораздо круче, интереснее и… веселее (мы же смотрим комедию!).

    Итак, финальная сцена прощания Шурика со «студэнткой, спортсмэнкой, камсамолкой» происходит на шоссе. Участники: она, он и его ишак. Подъезжает и останавливается рейсовый микроавтобус, закрывая от нас (и камеры!) Участников. А теперь- внимание! Заметно, что новые пассажиры в автобус сели (причём вместе с ишаком- ха-ха!!!), поскольку их ноги, видные под автобусом, исчезли, а после отъезда машины от остановки на ней никого не было… Двойное внимание! В следующих кадрах появляется… Шурик, который верхом на ишаке скачет по шоссе вдогонку за возлюбленной и, получается, за самим собой! Я многократно просмотрел этот эпизод. Ошибки быть не может. Почему так получилось?- Да просто по недосмотру Великого комедиографа (а что, гении тоже ошибаются!) на съёмке и на монтаже. При покадровом просмотре заметна склейка. Автобус, остановившийся по требованию Нины, постоял на месте, пока не ушла вся троица (вот куда исчезли ноги!), и с новой командой «Камера! Мотор!» отбыл восвояси. Всего-то и надо было сделать- оставить Шурика с ишаком На месте (!!), и тогда бы финальные кадры были бы логичными и оправданными. Увы… Но тут мне вспомнились детские письма моей подружки: «Найдешь ошибку- считай за улыбку!» Именно так! И этот «киноляп» я так и расцениваю- как ещё одну невольную улыбку от великого Гайдая!

    Но это ещё не всё! Обратим внимание на тот самый микроавтобус, увозящий Нину от Шурика. Так вот, это вообще-то уникальная и раритетная техника под названием «Старт». Оная машина с кузовом из стеклопластика (ближайший аналог и почти ровесник- знаменитый «Трабант» (ГДР) была выпущена в СССР в количестве всего 100 экземпляров с 1964 года (согласно Рунету, «в живых» осталось только 4). Каким образом данный раритетный микроавтобус попал на съёмочную площадку Гайдая, для меня остаётся тайной… А для вас? Если знаете- напишите мне сообщение!

    8 из 10

    16 января 2015 | 21:58

    Вряд ли в нашей стране есть кто-то не смотревший, или хотя бы не слышавший о «Кавказской пленнице». Ведь она из серии «ЭТО НАШЕ — ВСЕ».

    А ведь фильм мог так и не появиться на большом экране, а долго и бесславно валяться на запасных полках. И стать уже не «Кавказской», а «Мосфильмовской» пленницей.

    Ее спас.. . «наш дорогой Леонид Ильич», которому создатели отправили свое творение — на свой же страх и риск. Картина настолько понравилась генеральному секретарю — что он немедленно показал ее всем членом политбюро. И отныне «Кавказской пленнице» была уготована зеленая улица в отечественном кинопрокате.

    Сценарий этого кинохита всех времен и народов вырос из обычной газетной заметки, о том, что на Кавказе до сих пор воруют невест (напомним, речь идет о 60-х одах 20 века). Более того, вскрылось, что многие кавказские управленцы имеют целые гаремы из понравившихся девушек, похищенных подобным образом. Факт, что и говорить, невеселый. Но Гайдай счел возможным над ним посмеяться.

    «Кавказская пленница» была задумана как «Новые приключения Шурика». Следовательно, кроме Александра Демьянко, в ней должна была участвовать и знаменитая троица из Вицына, Никулина и Моргунова.

    Некое расхождение в «понимании образа» возникло у Гайдая и с Владимиром Этушем. Этуш воспринимал своего Саахова, как личность абсолютно и тотально серьезную, не восприимчивую к юмору. И вполне искренне не понимающую, как это Нина могла не оценить ЕГО — по общему мнению «ах, какого жениха!».

    Ну а Гайдай хотел видеть Саахова в более гротесковом исполнении. Как мы видим, победило представление Этуша о своем герое, что весьма это разумно. Ситуация с Сааховым и без того анекдотичная, что уж тут масла в огонь подливать — был бы совсем перебор.

    Общеизвестно, что фамилия этого персонажа вызвала целый ряд нареканий. Сначала он был Охоховым. И даже фраза Джабраила звучала иначе — «ох… ох, какого жениха!». Но надо ж тому случиться — на большом Кавказе нашелся один «маленький, но видный чиновник» по фамилии Охохов. Под его давлением фамилию пришлось сменить на Саахова.

    В случае же с Ниной не было никаких проблем. Кроме одной — героиню никак не могли выбрать из целых… пятисот претенденток! Предпочтение отдали Наталье Варлей из-за ее циркового прошлого — девушка была канатоходкой.

    Да, ей не хватало актерского мастерства, но бездна обаяния все искупала. Сегодня просто трудно представить иную Нину на ее месте. И впрямь, все ПОКАЗАТЕЛИ налицо: «комсомолка, спортсменка и просто красавица». И, разумеется, не было в те времена в СССР девушки популярнее Варлей. Что не могло, разумеется, не радовать начинающую актрису.

    В случае с Александром Демьяненко эта популярность сыграла злую шутку. После «Кавказской пленницы» его уже больше не воспринимали, как актера, способного на что-то большее или просто иное. В конце жизни и карьеры актер с горечью признавался, что на нем лежала несмываемая печать «вечного Шурика» и он так и остался «заложником одного образа».

    Но массовому зрителю не было никакого дела до терзаний актеров, их непростых отношений между собой — на экран-то это не вылилось. Зритель просто наслаждался результатом, что ему процесс!

    Неудивительно, что при такой всеобщей любви — «Кавказская пленница» сразу же стала лидером проката, а ее крылатые фразы тут же пошли в народ. Напоминать их нет смысла: они до сих пор на слуху. А вот рассказать, о том, что они могли бы быть еще острее или просто немного иными — стоит.

    К примеру, фраза «да здравствует НАШ суд, самый гуманный суд в мире» изначально звучала иначе — «да здравствует СОВЕТСКИЙ суд…», но в таком виде реплику на экран не пустили.

    Был еще один «скабрезный» эпизод. Титры фильмы начинались с того, что Трус писал на заборе букву «Х», Бывалый приделывал к ней «У», ну а Балбес дописывал…«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ».

    Но, имхо, этот «выстриженный» цензурой кусок — небольшая потеря, уровень юмора совсем уж ниже пояса.

    Впрочем, кто их сейчас замечает, эти мелкие детали?! Вот уже почти полвека «Кавказская пленница» несет нам ощущение праздника. Так пусть он будет вечным.

    10 из 10

    17 декабря 2013 | 21:05

    Гений Леонида Гайдая не отдохнул и на этой зажигательной комедии, поведавшей нам о новых приключениях неунывающего обаятельного Шурика. Есть и новые идеи, новые смешные эпизоды, шутки, которые, по примеру многих комедий этого режиссера, мгновенно стали народной классикой, фольклором, не хуже того, который собирал главный герой. Что особенно приятно, это снова лента со «знаком качества», которую можно не отрываясь смотреть по многу раз и не скучать при этом ни чуточки.

    Режиссура, операторская работа, музыка, актеры — все выдержано, красиво, стильно и снова на высоком уровне. Какую роль снова не возьми — шедевр, пусть она будет главной или всего лишь несколькими или одним эпизодом. Порадовали Александр Демьяненко, Наталья Варлей, Владимир Этуш, Фрунзик Мкртчян, неугомонное трио Юрий Никулин — Георгий Вицин — Евгений Моргунов. На их игру смотреть всегда приятно. Небольшие, но тоже хорошие роли, исполнили, в частности, Михаил Глузский и Нина Гребешкова,.

    А музыка! А «Песня про медведей»! Можно с полным правом говорить что два творческих человека действительно нашли друг друга — Александр Зацепин стал подлинным «композитором Леонида Гайдая».

    Нельзя не сказать хороших слов и в адрес оператора Константина Бровина: с камерой он работает просто отлично, картинка нигде не подкачала.

    Говорить об этом фильме, перечисляя его многочисленные плюсы, можно очень долго, но поверьте, лучше лишний раз пересмотреть.

    Этой картине ставлю

    9 из 10

    20 марта 2011 | 17:42

    К/ф «Кавказская Пленница, или Новые приключения Шурика (1967)»

    Сейчас российские фильмы переживают не лучшие времена. Но не для кого не секрет, что в далекие времена каждый фильм СССР (будь-то комедия или драма) был по-своему хорош. Очень много культовых фраз, из комедий можно выделить отличные шутки, это все могли преподнести нам «Приключения Шурика». На данный момент фильм заслужил звание шедевра и я проверю, так ли это на самом деле…

    Фильм впечатлил меня своей атмосферой. Показывал он нам — такого добродушного простака Александра, который не расстается со своим ослом. Но в будущем ему придется еще и влюбиться в девушку своей мечты. Казалось, ничего фильму не помешает. Юмор, «крылатые» фразы и известные актеры. Но тут, его возлюбленную похищают трое еще одних известных героев — Трус, Балбес и Бывалый.

    Конечно, фильм был местами глуповат, но это здесь как фишка в стиле цирковых представлений. Да и сами некоторые актеры (например, Юрий Никулин) были с цирка. В принципе, здесь большинство быстрых сцен с музыкой под которую охота пританцовывать. Та же забавная музыка, прибавляла движение к фильму, забавы и атмосферы.

    Итог

    О классике говорить в принципе нечего, и так ясно что это само по себе отличное кино, каким и оказалась «Кавказская пленница». Оказался ли фильм шедевром? Очевидно, что да. На своем веку в детстве я не видел ничего подобного, и конечно же мне понравилось и нравится смотреть до сих пор. Оценка всем понятна, но все же…

    10 из 10

    14 апреля 2012 | 12:55

    Сразу скажу, что лучше фильма я не видела, и уже наверно не увижу.

    Фильм «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» это киношедевр, которой близок или дорог каждому. Этот фильм родом из моего детства и я его точно никогда не забуду. Я посмотрела его (как я уже писала) еще в детстве и он уже тогда не оставил меня равнодушной и теперь я регулярно его пересматриваю с семьей, с друзьями, вообщем все мои знакомые от этого фильма безума. И я к ним присоединяюсь. Плюс еще сколько благодаря этому фильму появилось знаменитых фраз и песен.

    Итак в центре внимания у нас молодой человек Шурик. Он отправляется в горную республику, что бы собирать там фольклор. Но неожиданно встречает симпатичную молодую девушку и влюбляется в нее. Но все не так просто, ее похищают, что бы выдать замуж за одного кавказца. Вначале Шурик не понимает, что случилось и считает, что она выходит замуж по своей воле и он решает отступиться, но ему все-таки удается узнать, что ее похитители и он решается спасти свою возлюбленную. Интересно.

    Актерская игра ну просто нет слов. В одном фильме собрались огромное количество великолепных актеров. Юрий Никулин, Александр Демьяненко, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Наталья Варлей, Фрунзик Мкртчян, Нина Гребешкова. Это конечно не все замечательные актеры этого фильма, но они определенно самые лучшие из лучших. Спасибо им за такую великолепную игру.

    Итог: этот фильм должны посмотреть все. В нем все идеально, смотрите точно не пожалеете. Приятного просмотра.

    10 из 10

    С наступающим Новым годом! Желаю всем счастья в новом году!

    P. S.

    - Вы сюда приехали, чтобы записывать сказки, а мы здесь работаем, чтобы сказку сделать былью.

    31 декабря 2010 | 14:18

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 157 руб.
    DVD, 331 руб.
    Blu-Ray, 560 руб.
    подробнее

    Новости


    Роберт Родригес возвращается в «Город грехов», чья первая часть обзавелась сиквелом «Женщина, ради которой стоит убивать», включающим в себя немалую часть звездного состава оригинальной картины. В то же время Максим Воронков перекраивает на новый лад «Кавказскую пленницу» Леонида Гайдая(...)
     
    все новости
    Записи в блогах
    30-31 января
    29.01.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 30-31 января

    Реквизируйте кинотеатры по собственному усмотрению. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 321 242 181
    2.Да здравствует Цезарь!Hail, Caesar!11 355 225
    3.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens6 973 316
    4.ВыжившийThe Revenant6 939 795
    5.The Revenant6 050 443
    05.02 — 07.02подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 3200 661 706
    2.И грянул штормThe Finest Hours116 820 934
    3.30 свиданий56 189 214
    4.Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa34 358 322
    5.Пятьдесят оттенков черногоFifty Shades of Black28 187 066
    05.02 — 07.02подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 085 924655 281
    Деньги556 224 013 руб.163 776 628
    Цена билета266,66 руб.4,00
    05.02 — 07.02подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    125.Один домаHome Alone8.203
    126.Жизнь Дэвида ГейлаThe Life of David Gale8.203
    127.Ромео и ДжульеттаRomeo and Juliet8.196
    128.Любовь и голуби8.194
    129.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Сокровища Агры8.194
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.Плохие парни 3Bad Boys 391.69%
    37.Великолепная семеркаThe Magnificent Seven91.49%
    38.Мстители: Война бесконечности. Часть 2Avengers: Infinity War - Part II91.38%
    39.Хардкор91.08%
    40.До встречи с тобойMe Before You90.98%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    КэролCarol13
    ДэдпулDeadpool50
    Душа тишиныThe Quiet29
    ВпритыкDue Date216
    Пятьдесят оттенков черногоFifty Shades of Black7
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДэдпулDeadpool8.337
    Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 37.759
    И грянул штормThe Finest Hours7.449
    30 свиданий6.086
    В активном поискеHow to Be Single7.557
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Гордость и предубеждение и зомбиPride and Prejudice and Zombies18.02
    Боги ЕгиптаGods of Egypt25.02
    Да здравствует Цезарь!Hail, Caesar!03.03
    Три девяткиTriple 903.03
    Дивергент, глава 3: За стенойThe Divergent Series: Allegiant10.03
    премьеры