всё о любом фильме:

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика

год
страна
слоган-
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийЛеонид Гайдай, Яков Костюковский, Морис Слободской
директор фильмаЛ. Фрейдин
операторКонстантин Бровин
композиторАлександр Зацепин
художникВладимир Каплуновский, Н. Абакумов, Н. Шимилис
монтажВалентина Янковская
жанр мелодрама, комедия, приключения, семейный, музыка, ... слова
бюджет
25 313 руб.
зрители
СССР  76.5 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время82 мин. / 01:22
Отправившись в одну из горных республик собирать фольклор, герой фильма Шурик влюбляется в симпатичную девушку — «спортсменку, отличницу, и просто красавицу». Но ее неожиданно похищают, чтобы насильно выдать замуж.

Наивный Шурик не сразу смог сообразить, что творится у него под носом, — однако затем отважно ринулся освобождать «кавказскую пленницу»…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Советская цензура запретила следующую вступительную сцену фильма, которую придумали Гайдай и Никулин: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву «Х». Следом появляется Балбес и дописывает букву «У». Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. Но Балбес, не растерявшись, дописывает: «Художественный фильм».
    • Идея фильма родилась после того, как Гайдай прочитал в одной из газет историю о похищении девушки влюбленным джигитом в закавказской республике.
    • Гайдай сразу хотел снимать своего друга Юрия Никулина и придумал для него роль. Но тот пошел в отказ: «В наши дни воруют невесту? Глупость! Сниматься не буду». Гайдаю удалось уговорить Никулина, пообещав вместе улучшить сценарий.
    • На съемках распалась троица Вицин — Моргунов — Никулин. Артисты и так не дружили. А тут зазвездивший Моргунов стал вести себя беспардонно. Однажды привел на просмотр подружек, они пили пиво и громко разговаривали. Режиссер потребовал вывести посторонних, Моргунов вспылил и отказался сниматься. Пришлось часть сцен с Моргуновым выкинуть, а часть снимать общими планами, заменив актера похожим по телосложению дублером.
    • У Натальи Варлей не получилось озвучить свою героиню Нину. «Пленница» говорит голосом Надежды Румянцевой.
    • Все актеры во время съемок как сумасшедшие старались придумать смешные фокусы. А все Гайдай: он создал «золотой фонд» из шампанского и за каждый придуманный трюк выдавал автору бутылку.
    • Для съемок сцены «прививки» Никулин предложил колоть Бывалого цирковым супершприцем («жанэ»). Конечно, его не втыкали в мягкое место Моргунова. Актера уложили с подушкой между ног. Несмотря на все меры предосторожности, Евгений Александрович сначала не хотел рисковать, но потом сдался: «Колите, черт с вами… Но там же все рядом, и если что…» Все прошло отлично: Александр Демьяненко оказался легок на руку и не промазал, сделав семь дублей!
    • Фокус с поворотом головы Вицина на сто восемьдесят градусов снимали в несколько приемов. Первый: Вицин, опустив папаху на лицо, шевелит пальцами рук, сложенными на груди, — камера снимает, останавливается. Второй: Вицин надевает пиджак задом наперед, папаха на лице, пальцы шевелятся — камера снимает, останавливается. А эти кадры «разбиваются» еще одним куском, где снят затылок Георгия Михайловича: сначала под папахой, а потом когда ее сдвигают кверху.
    • Цензура забраковала и эпизод, когда Фрунзик Мкртчян на реплику «жены», мол, как же ты мог украсть такую девушку, отвечает: «А в соседнем районе жених украл члена партии!». Выход нашел Никулин: «Все дело в акценте Мкртчяна. Давай я за него скажу». В устах Балбеса, сплевывающего арбузные семечки, фраза прозвучала настолько по-дурацки, что не бросала тени ни на единого партийца. Сразу всем становилось ясно: Балбес — лжец, и нет правды в словах его.
    • Первоначально фильм был запрещен. Совершенно случайно его посмотрел Леонид Ильич Брежнев и дал разрешение на показ.
    • Песенку про медведей исполняет Аида Ведищева.
    • Фильм снимался в Крыму (что можно заметить, например, по крымским номерам на машинах), в Алуште, окрестностях Демерджи, в районе Массандры и Ай-Петри и на Кавказе в Красной поляне (невольное купание в горной речке).
    • В сцене торга в кабинете Саахова, герой Мкртчяна говорит фразу — «Но ведь ты же не козу получаешь!». В этой фразе слово «получаешь» озвучил другой актер.
    • Первоначально фильм должен был состоять из 2 новелл: первая — «Кавказская пленница», вторая — «Снежный человек и другие», где за снежного человека себя выдаёт троица в лице Труса, Балбеса и Бывалого, чтобы сбить со следа милицию.
    • Занимает по посещаемости 4-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Эпизод, где героиня Натальи Варлей должна была несколько минут заразительно хохотать, не получался. Тогда Никулин, Вицин и Моргунов во время съемки вдруг задрали майки и стали чесать животы, корча при этом уморительные рожи. Дубль сняли без сучка и задоринки.
    • Наталье Варлей пришлось научиться водить машину и самой выполнять сложные каскадерские трюки.
    • Поначалу для эпизода, в котором Шурик в спальном мешке падает в горную речку, а Нина бросается его спасать, пригласили девушку-каскадера, но та неожиданно для всех начала… тонуть. Оказалось, девушка так сильно хотела сниматься в кино и соврала, что умеет плавать. Наталья Варлей все сделала сама.
    • Тот момент, когда Нина и Шурик на берегу трясутся от холода, не был постановочным — вода действительно была ледяной. А чтобы артисты не заболели, после крика «Стоп!» парочку напоили чистым спиртом.
    • А уже под конец съемок чуть не пришлось переозвучивать половину фильма. Секретарь партийной организации «Мосфильма» носил фамилию Сааков. А в фильме был товарищ Саахов. Реальный Сааков посчитал, что появление в картине Саахова — скрытая издевка. И повелел фамилию заменить. Ситуацию спас Никулин. Он добрался до министра культуры СССР Екатерины Фурцевой и пожаловался, что по прихоти одного-единственного человека придется тратить громадные государственные деньги. Фурцева решила проблему одним звонком на студию: «Прекратите этот идиотизм!»
    • Дерево старого грецкого ореха под Демерджи, на котором сидел герой Никулина и кидал орехи, после премьеры фильма стал своеобразной достопримечательностью Крыма, и получил название «Никулинский Орех». Это дерево находится возле южного склона горы Демерджи, рядом с известной «Долиной Привидений».
    • Фамилия Саахов для героя Владимира Этуша была изменена почти перед съёмками. В сценарии героя зовут Охохов, на что косвенно указывают как минимум два факта: 1) фраза дяди Джабраила в сцене «разговора» с Ниной («Или выйдешь отсюда женой товарища Саах… Ах, какого жениха!» (в оригинале «Или выйдешь женой товарища Ох… Ох, какого жениха!»)) 2) на 17 минуте фильма демонстрируется табличка на двери кабинета «Заведующий Райкомхозом тов. Саахов Б. Г», причем видно, что слово «Саахов» написано на наклеенной поверх таблички бумаге (или добавлено на монтаже), а инициалы «Б. Г.» были на табличке изначально. Однако в Министерстве культуры оказался высокий номенклатурный работник с фамилией Охохов, потребовавший немедленно поменять имя отрицательного героя. Но и фамилию Саахов также потребовали изменить, и по той же самой причине — на этот раз в партийной организации «Мосфильма» нашёлся большой чиновник с фамилией Сааков. Юрий Никулин случайно рассказал об этом министру культуры Екатерине Алексеевне Фурцевой, на что та рассердилась: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте — 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!».
    • Первоначально слова «Песенки о медведях» были такие: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спины о земную ось». Однако по настоянию худсовета («у них что, блохи?») слова заменили на «Где-то на белом свете,… Трутся спиной медведи…».
    • В песне «Если б я был султан» первоначально был ещё один куплет («Если все три жены мне нальют по сто (вариант — Разрешит мне жена каждая по сто), итого триста грамм — это кое-что…», но в фильм он не вошёл. Полная версия эпизода песни с этим куплетом была показана по телевидению в «Голубом огоньке» 1966 года, часть «Сказки русского леса».
    • В сцене с пивом трезвеннику Георгию Вицину пришлось выпить целую кружку настоящего пива. Вначале Вицин категорически отказался от пива и потребовал настой шиповника, но шиповник в кадре выглядел неубедительно из-за отсутствия шапки пены.
    • Автомобиль, на котором ездила троица Трус, Балбес и Бывалый — «Adler Trumpf», он выпускался в Германии с 1932 по 1939 год, имел привод на передние колёса и двигатель объёмом 1,6 л мощностью 48 л. с. Машина, которая снималась в фильме, была собственностью Юрия Никулина и на момент съёмок была основательно переделан: все агрегаты на нём были установлены от «Москвича-407» (в финале погони на колёсном колпаке автомобиля можно разглядеть надпись «ЗМА»).
    • Автомобиль, на котором ездил шофёр Эдик, является довоенным шасси с кустарно исполненным кузовом, напоминающим по внешнему виду санитарный автомобиль ГАЗ-55, начало производства которого приходится ещё на довоенный период (1938-1945 годы выпуска). В период, когда снимался фильм, такие автомобили встретить на улицах советских городов было уже практически невозможно.
    • Автомобиль, на котором в конце фильма уезжает героиня Натальи Варлей — редкий, экспериментальный микроавтобус «Старт», уникальный своим стеклопластиковым кузовом. Всего было выпущено порядка 100 штук, до нашего времени в целом состоянии дошли единицы — во многом это обусловлено именно специфичным материалом кузова.
    • Несмотря на название фильма и созданные в фильме образы, сам фильм снимался не на Кавказе, а в Крыму, основное место съёмок: центр города Алушта и долина Привидений у подножия Демерджи. Кроме этого, в фильме встречаются эпизоды, снятые в городе Симферополь (психбольница), на вершине Ай-Петри (остановленный Шуриком автомобиль с Ниной) и на Кавказе, в Адлерском районе Сочи на реке Мзымта (горная река, в которой Нина спасает Шурика, и пропасть из окна комнаты Нины).
    • Орешина, с которой Никулин бросался недозрелыми грецкими орехами («Орех Никулина») и большой прямоугольный камень из другого к/ф Гайдая «Спортлото-82», который обходит Сан Саныч, находятся на расстоянии всего нескольких метров друг от друга.
    • еще 27 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В эпизоде, когда Нина пытается выбраться из комнаты в доме товарища Саахова, она бьет по двери туфлями с черной подошвой, которые оставляют на ней две заметные черные отметины. На следующих кадрах, когда заходят герои Вицина и Никулина — дверь совершенно чистая.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 265 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Что можно сказать о такой неплетенной классике, как «Кавказская пленница»? Шедевр! Одна из самых ярких, веселых и фееричных комедий за всю историю мирового кинематографа и, наверное, одна из лучших кинолент, вышедших из-под пера великого комедиографа Леонида Гайдая! Я смотрел этот фильм уже наверное тысячу раз, и все равно не устаю смеяться над великолепными шутками, которыми пропитан каждый кадр этой блестящей ленты. Вспоминается мой первый просмотр «Кавказской пленницы»  — я чуть не умер от смеха! Я хохотал, сползал под кресло, на глазах выступали слезы. Ни с чем не сравнимое количество шуток, гэгов и приколов! Итак, рассмотрим поподробнее…

    Сюжет фильма довольно прост, но тем не менее очень увлекателен и остроумен. Отправившись в одну из горных республик собирать фольклор, герой фильма Шурик влюбляется в симпатичную девушку Нину — «спортсменку, отличницу и просто красавицу». Но ее неожиданно похищают, чтобы насильно выдать замуж. Наивный Шурик не сразу смог сообразить, что творится у него под носом, — однако затем отважно ринулся освобождать «кавказскую пленницу»…

    Актеры в «Кавказской пленнице» играют просто прекрасно! Замечательный актер Александр Демьяненко замечательно играет Шурика. Другого в этой роли представить уже просто невозможно! Наталья Варлей отлично справляется с ролью красавицы Нины. Владимир Этуш превосходно отыгрывает роль коварного и одновременно ужасно смешного злодея Товарища Саахова. Также мне очень понравился актер Руслан Ахметов, который блестяще сыграл роль вспыльчивого приятеля Шурика Эдика.

    Совершенно отдельная песня — это просто фееричные Трус, Балбес и Бывалый в великолепном исполнении Георгия Вицина, Евгения Моргунова и Юрия Никулина. Как бы не были хороши остальные актеры, эту троицу затмить все равно невозможно. Каждая сцена с ними заставляет зрителя смеяться до колик, каждую сцену с ними хочется пересматривать еще и еще. Великолепная актерская работа! Великие комики!

    Резюмирую. Непревзойденная классика отечественного кинематографа, полностью достойная звания одной из лучших комейдийных лент за всю историю. Если вы еще не видели «Кавказскую пленницу», что маловероятно, очень советую вам это сделать. Поверьте, фильм этого более чем стоит. Настоящий шедевр 20 века!

    10 из 10

    12 июня 2010 | 10:41

    В протест против современных ремейков пишу эту рецензию. Вчера посмотрел «Кавказскую пленницу» бессмертного гения социальной сатиры Леонида Гайдая, который в каждом своём фильме поражает насквозь. В этом фильме режиссёр делал свой упор на Кавказ и его обычаи и традиции, послав Шурика изучать местный фольклор. Александр Демьяненко в роли Шурика бессмертен, он играет простого паренька без претензий на геройство, но верного жизни и науке, собирая традиции, он внесёт вклад в сохранение национального наследия стран Кавказа. Шурику повезло попасть в гущу событий и участвовать в настоящем похищении невесты…

    Этот фильм стал классическим, а реплики давно стали крылатыми, навсегда для себя запомнил вот эту цитату: «Жить хорошо, а хорошо жить — ещё лучше». Это действительно верно! Гайдай в своём роде сатирический философ, который через простоту своих фильмов показывает нам прописные земные истины: любовь, дружба, надежда. Это кино исключительно бытовое и Шурик в фильме изучает быт и нравы народов Кавказа. Да и в конце концов приятно наблюдать за приключениями этого очаровательного в своей наивности студента, который всегда находит приключения.

    Трус, Балбес и Бывалый- символ комедий Гайдая, их нет только в «Иване Васильевиче…», а в остальных комедиях они есть. Юрий Никулин, Георгий Вицин и Евгений Моргунов создали по истине символические образы, которые стали народным достоянием, в Новосибирской области им даже поставили памятник, что это как не пример народного признания?

    Актеры великолепны, нет смысла о них говорить, их лучше смотреть и наслаждаться игрой талантов. Наталья Варлей, Александр Демьяненко, Фрунзик Мкртчян, Владимир Этуш,- и это далеко не полный список тех, кто создал столь бесподобные образы.

    Итог: Это настоящее кино, неподдельное, без излишеств, без лишних вложений, без рекламы, неопороченное влиянием современных продюсеров. Гайдай создал шедевр, который не переплюнуть, и даже ремейк не затмит его естественной красоты. Я ставлю десятку, потому что мудрый, юмористичный и по-настоящему культовый.

    10 из 10

    14 апреля 2013 | 10:29

    После выхода на экраны Советского Союза непревзойденного комического альманаха «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» восторженная публика потребовала от режиссера Леонида Гайдая продолжения. При чем с обязательным условием — возвращение Александра Демьяненко к своей звездной роли. Честно сказать, Гайдай и сам был не прочь закрепить свой успех, а потому спустя всего лишь один год после премьеры «Операции» состоялась премьера непревзойденной «Кавказской пленницы», получившей подзаголовок «Новые приключения Шурика». Однако ограничиваться одним лишь возвращением Шуриком режиссер не стал, а пригласил в творческий состав гениальное комедийное трио в лице Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова, воплотивших Балбеса, Труса и Бывалого соответственно. За сценарий новой ленты помимо самого Гайдая отвечали его давний творческие соратники — Яков Костюковский и Морис Слободской, что само собой гарантировало качество будущей истории, которая стала своеобразной интерпретацией знаменитой повести Льва Толстого «Кавказский пленник». Таким образом в 1966 году родилась самая настоящая легенда, затмить которую не способен ни один римейк. А потому не поленитесь и совершить путешествие в прошлое, в котором и трава была зеленее, и юмор куда более смешной и оригинальный. Тем более, что нельзя не знать основы всех основ отечественного юмора эпохи, в которой творчество стояло на порядок выше обыкновенной жажды легкой наживы.

    Итак, сюжет фильма вновь сводит нас с вами с Шуриком (Демьяненко), которого отправили в одну из Кавказских республик с целью документирования самых разнообразных народных обычаев, фольклора, традиций и, конечно же, тостов. Прибыв в небольшой горный городок герой знакомится с очаровательной Ниной (Наталья Варлей), которая отдыхает здесь у своих дяди с тетей, а также заводит дружбу с самим товарищем Сааховым (Владимир Этуш), главой местного Обкома партии. Ничто не предвещала для Шурика опасных приключений, однако именно он становится центром истории, связанной с загадочным похищением Нины. Причем в деле оказывается замешан не только Саахов, то и родной дядя девушки, Джабраил (Фрунзик Мкртчян)! Кроме того судьба вновь сводит главного героя с печально известным по событиям «Операции «Ы»» трио в лице Труса (Никулин), Балбеса (Вицин) и Бывалого (Моргунов), которые в силу своего характера не могут не ввязаться в очередное дело, напрямую связанное с нарушением закона. Таким образом нас ждет аттракцион из горных экскурсий, «винных» приключений, автомобильных погонь, побега из психиатрической клиники, переодевания и прочих сценарных сюрпризов, которые складываются в одну из лучших советских комедий всех времен и народов!

    Александр Демьяненко продолжает успешно эксплуатировать свой самый знаменитый кинематографический образ. Не стоит ожидать от него каких-либо творческих откровений. Актер всего лишь развивает базу своего героя, сформированную во время съемок в прошлом фильме Гайдая. Кто-то может сказать что Шурик — это творческий застой, но на самом деле это один из самых ярких персонажей советского кино и символ всей эпохи. Немного наивный, но умный, действенный и бодрый герой в свое время являлся образцом для подражания. Шурик никогда не окажется помочь ближнему и в тоже время готов поставить себя под опасность. Излишняя инициативность зачастую вредит ему, однако в итоге добро всегда побеждает зло, что и хотел доказать нам главный герой. Удивительно, но основной юмор исходит все же не от Александра Демьяненко, а от ухищрений постановщика и второстепенных персонажей во главе с Юрием Никулиным и компании. Шурик помимо всего прочего является романтиком. А такие если и попадают в комические ситуации, выходят из них только с честью.

    Наталья Варлей, воплотившая Нину, в один момент стала объектом воздыханий практически всего мужского населения СССР. Стройная черноволосая девушка появилась в кадре и в миг всех покорила. Спортсменка, комсомолка и, наконец, просто красавица стала для сюжета главной движущей силой, ведь всем известен горячий норов кавказских жителей, которые несмотря на годы вес равно готовы пойти на любые ухищрения, дабы объект страсти был под их полным контролем. Однако Нина не так проста, как кажется. Даже попав в лапы похитителей она все равно не сдается а устраивает им такие нервы, что они уже и сами не рады, что решили с ней связаться. И пусть героиня Варлей не может похвастаться какой-то особенной глубиной характера, для нас она навсегда останется светлой и солнечной девушкой, о которой мечтает уже далеко не одно поколение зрителей.

    Владимир Этуш и Фрунзик Мкртчян выступают в фильме главными злодеями. Но как всегда и бывает у Гайдая, злиться и бояться антагонистов совершенно не приходится. Двое мужчин средних лет вызывают лишь самые положительные эмоции и мы без проблем догадаемся, что рано или поздно их занятная афера с похищением будет раскрыта, а судить злодеев будет Советский суд — самый гуманный суд в мире! В компании с Этушем и Мкртчяном следуют и Никулин-Вицин-Моргунов, ставшие основным кладезем юмора в фильме. Знаменитое трио как всегда отличилось массой бесподобных эпизодов. Будь-то курсы по танцам или же автомобильная погоня, любимые комедианты вызывают лишь бурю радости и смеха. И по другому быть не может.

    Честно сказать, сам сюжет «Кавказской пленницы» незамысловат. Ну сами посудите: немолодой мужчина задумал украсть прекрасную девушку, а ее молодой поклонник бросается на поиски. Но вся ценность фильма Леонида Гайдая в мелочах. Каждая сцена наполнена огромным количеством занимательных фактов и героев, каждый из которых становится настоящей комедийной иконой. Главврач психиатрической больницы, нервный игрок в домино, веселый администратор гостиницы и многие-многие другие яркие личности навсегда застолбили себе место в истории благодаря всего паре-тройке фраз. Однако Гайдай и компания достигли того мастерства, когда они могут смешить без слов. И это в комедии, которая не строится на пантомиме! Конечно технический аспект постановки сейчас вызывает лишь чувство умиления. При монтаже часто используется откровенная склейка кадров, а ускорение получается из-за стремительной перемотки, но посмотрите на год создания фильма и жанр, и вы поймете, что советские кинематографисты совершили самый настоящий подвиг по техническому прогрессу, заложив основы зрелищного кино для последующих поколений.

    В итоге хочу сказать, что «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», это самая настоящая классика советской комедии и один из лучших фильмов, который когда-либо был снят. Фильм смотрится легко и непринужденно, а все фразы из него давно ушли в народ. И сейчас уже можно смело сказать — подобные картины уже не снимают, а лишь спекулируют на их славе. Так что ни коем случае не видитесь на заманчивую, яркую картинку, а лучше еще раз пересмотрите нетленную работу Леонида Гайдая. Приятного вам просмотра!

    10 из 10

    14 октября 2014 | 17:22

    Я открыла для себя этот фильм, когда мне было пятнадцать. До этого единственное, что я знала о нём — это песню «Если б я был султан». Она всегда вызывала у меня улыбку.

    Но когда я увидела сцену с ней в этом фильме, я не только улыбнулась — я рассмеялась так, как никогда! Да и не только это рассмешило. Вициново «Ля-а-ля-ля-ля-ля, ля-ля…» из-за дерева… А громкие жалобы Эдика по поводу «этого пылесоса» — кто не хохотал при виде этого? А «бамбарбия киргуду»?..

    Есть, конечно, и такие «лобастые» люди, видящие в этом одно — «нельзя никому верить». такой фильм нужно смотреть, отбросив на пару часов холодный ум и анализ — ради того, чтобы искренне рассмеяться. А ещё посочувствовать Шурику, попавшему в ловушку — ну кто не бывал в таких ситуациях? Поискать выход из психушки, покататься на бочке и оказаться в шкуре джигита…

    Гениальный фильм. Этим всё сказано.

    2 ноября 2010 | 22:00

    Восторг…именно это я испытываю, в очередной раз пересматриваю, сей шедевр советской кинематографии, фильм вне времени и модных тенденций. Эту картину хочется смотреть множество раз, она не надоедает, всегда дарит массу эмоций и вызывает улыбку, пусть даже мы знаем каждую реплику, каждый жест главных героев наизусть.

    Я не перестаю восхищаться гению великого советского режиссера Леонида Гайдая, человеку создавшему множество узнаваемых образов, соединившего в своих творениях романтику советского быта и сатиру на чиновников того времени. Казалось бы вещей не совместимых, но «Кавказская пленница» лучший тому пример.

    Я поражаюсь, как ярко автор передал красоту Кавказа, используя великолепные пейзажи, удачно акцентируя внимания на таких колоритных вещах как кавказские тосты, да и просто разговорной речи, достигнув этим неповторимей атмосферы.

    «Будэшь жарить шашлык из этy нэвеста — меня позови!» ©

    Среди красоты многовековых Кавказских гор и разворачиваются события нашей истории. Молодой человек Шурик, собирает народный фольклор. Он знакомится с девушкой Ниной «спортсменкой, отличницей, ну и просто красавицей». И, конечно же, по закону жанра влюбляется. Но у местного управителя не красавицу свои планы. Нину похищают с-под самого носа у Шурика, чтоб насильно выдать замуж. Узнав правду, наивный герой тут же ринулся освобождать любимую.

    Фильмы Гайдая всегда отличались прекрасным актерским составом. Александр Демяненко сыграл просто блестяще, каждый жест, каждая реплика и мимика лица смотрятся абсолютно убедительно. Парадокс и трагедия сего великого актера в том, что «ярлык Шурика» остался с ним на всю жизнь.

    Очаровывает игра красавицы Наталии Варлей, она влюбляет в себя зрителя с первого взгляда. Наверно не ошибусь, если скажу что тройка Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова — самый яркий комический тандем за всю историю советского кинематографа. Просто блеск.

    «- Жить, как говорится — хорошо!
     — А хорошо жить — ещё лучше!
     — Точно!» ©


    Меня всегда восхищал юмор, в картинах Леонида Гайдая, тонкий, искрометный, неповторимый; часто удивляюсь, как же удавалось прорываться через сеть цензуры. Диалоги и реплики отшлифованы до блеска, не зря каждый фильм растягивали на цитаты. Чего только стоит «Птичку жалко…» от плачущего Шурика. А еще безупречное музыкальное сопровождения, песенку «Где-то на белом свете» пела вся страна.

    Теплое чувство ностальгии… Вот что я испытываю просматривая этот фильм вот уже в н-ный раз, и буду пересматривать еще и еще.

    10 из 10

    23 октября 2012 | 13:48

    После выхода фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика» и обрушевшегося на него славы, авторы фильма Яков Костюковский, Морис Слободской и конечно же Леонид Гайдай, подали заявку в «Мосфильм» на съёмку нового фильма о приключениях Шурика. Изначально фильм состоял из двух новелл, но после долгих дискуссий воплощение в жизнь получила только одна из них, зато какое это воплощение.

    Этот фильм о приключениях Шурика, имеет заметные отличия от «Операции Ы…», поскольку данный формат- один фильм, одна история, позволил лучше раскрыть многие образы, это касается и Шурика и знаменитой троицы Трус, Балбес и Бывалый, и остальных персонажей, имеющих отношение непосредственно к этой картине. В более подробном разборе этой темы, в первую очередь, хочу уделить внимание наиглавнейшему персонажу этого фильма Шурику, который, по моему мнению, за два фильма своих приключений чем-то напомнил мне Печорина из знаменитого произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», и говоря о сравнении с «Кавказской пленницей…» соответственно, как мне кажется получилась смесь отдельных частей «Героя нашего времени», а конкретно «Белла» и «Тамань», на «Гайдаевский» лад. Ведь в «Белле» дело происходит на Кавказе, как и здесь, Печорин там влюбляется в Беллу, как и Шурик здесь в Нину, а в «Тамани» есть лишь небольшие отголоски, имеющие отношение к данному фильму, там Печорин приезжает в незнакомый город и оказывается втянут, в практически, криминальное дело, в чём тоже проглядывается, что-то общее с сюжетом «Кавказской пленницы…». Хочется так же отметить то, как в этом фильме раскрылись образы самой народной троицы: Труса, Балбеса и Бывалого, как мне кажется, именно в этом фильме они лучше всего смогли раскрыться, а авторы раскрыть то, почему их назвали именно так- Трус, Балбес и Бывалый.

    Так же говоря об этом фильме, как собственно и о его предшественнике ("Операция Ы и другие приключения Шурика»), нужно отдать должное композитору Александру Зацепину. Его музыка к фильмам о приключениях Шурика уникальна, и любима всеми, в неменьшей степени, чем сами фильмы. И отдельно хочу сказать спасибо за «Песенку о медведях», слова к которой написал Леонид Дербенёв, это хит на все времена.

    В заключении, хочу сказать, что мне очень хочется встать на колени перед всеми, кто работал над этим бессмертным кинохитом всех времён и народов. Я приклоняюсь перед вашим талантом. Спасибо вам за то, что вы были и конечно же за то, что вы оставили после себя, я имею ввиду такие фильмы, как этот. Спасибо вам за те минуты радости, которые мы все получаем при просмотре этого киношедевра.

    10 из 10

    14 октября 2014 | 14:22

    Гений Леонида Гайдая не отдохнул и на этой зажигательной комедии, поведавшей нам о новых приключениях неунывающего обаятельного Шурика. Есть и новые идеи, новые смешные эпизоды, шутки, которые, по примеру многих комедий этого режиссера, мгновенно стали народной классикой, фольклором, не хуже того, который собирал главный герой. Что особенно приятно, это снова лента со «знаком качества», которую можно не отрываясь смотреть по многу раз и не скучать при этом ни чуточки.

    Режиссура, операторская работа, музыка, актеры — все выдержано, красиво, стильно и снова на высоком уровне. Какую роль снова не возьми — шедевр, пусть она будет главной или всего лишь несколькими или одним эпизодом. Порадовали Александр Демьяненко, Наталья Варлей, Владимир Этуш, Фрунзик Мкртчян, неугомонное трио Юрий Никулин — Георгий Вицин — Евгений Моргунов. На их игру смотреть всегда приятно. Небольшие, но тоже хорошие роли, исполнили, в частности, Михаил Глузский и Нина Гребешкова,.

    А музыка! А «Песня про медведей»! Можно с полным правом говорить что два творческих человека действительно нашли друг друга — Александр Зацепин стал подлинным «композитором Леонида Гайдая».

    Нельзя не сказать хороших слов и в адрес оператора Константина Бровина: с камерой он работает просто отлично, картинка нигде не подкачала.

    Говорить об этом фильме, перечисляя его многочисленные плюсы, можно очень долго, но поверьте, лучше лишний раз пересмотреть.

    Этой картине ставлю

    9 из 10

    20 марта 2011 | 17:42

    Комедия Гайдая «Кавказская пленница»,пожалуй, одна из вершин его творчества. Здесь режиссер использовал максимально что мог и получил высококачественный результат.

    Комедия получилась настолько смешной и выдающейся, что смотрится даже сегодня как великолепный шедевр кинематографа, не стареющий со временем, а наоборот становящийся все ценнее. Это, если бы можно было сравнить с живописью, как скажем, картина Поленова «Московский дворик» или любой другой шедевр той эпохи и жанра. Это классика, незабываемая, и одно из ярчайших событий советского кино.

    Сюжет, конечно, тут веселый и со своими «прибамбасами». Молодой студент Шурик едет на Северный Кавказ изучать обычаи, и по пути знакомится с Ниной, девушкой, характеризуемой лишь несколькими яркими словами:" Она студэнтка, спортсмэнка, комсомолка, и, наконец — просто красавица». Эту фразу знаект каждый кто смотрел «Пленницу»,поэтому фильм привлекает к себе внимание сразу, начиная с первых кадров, со знакомства Шурика с Эдиком.

    Могу сказать, что Гайдай здесь использовал не только свои стандартные комедийные приемы, но и общую атмосферу съемок. Во-первых, прекрасную природу субтропического пояса СССР, во-вторых особенности кавказского колорита и обычаев, а в-третьих — непередаваемую атмосферу фильма и отношений между героями. Тут как бы и комедия, и романтика, и немного даже хулиганства, например, при похищении Нины или сцены в доме с сервизом. но это ничуть не принижает, а наоборот, возвышает фильм, делая его легким и ярким и в то же время приятным для просмотра.

    Насчет актерской игры могу сказать, что она не просто на высоте, а на сверхвысоте. Потрясающие исполнения Моргунова, Вицина, Никулина, этой гайдаевской троицы, просто заставляют зрителя смеяться. особенно при разговоре в ресторане с Шуриком и когда они пришли в дом, где исполнили одну из жемчужных песен данного фильма, это просто талант, который есть не у каждого, это я уж точно говорю. Но и в других эпизодах фильма, особенно при сцене с рефрижератором и погоне на своей машине с Шуриком на водовозке сзади это смотрится просто великолепно даже в наши дни.

    Не подкачал фильм и с саундтреком. Песня про медведей очень часто проигрывалась по радио и ТВ и вообще любима в народе. Но в самом фильме саундтрек, хоть и не выдающийся, но музыка соответствующая во всех эпизодах. То есть я хочу сказать, уместная, правильно подобранная и поставлена весьма неплохо, за что Зацепину огромный респект.

    Также великолепно сыграли свои роли Мкртчян и Этуш. Без нгих картина была бы намного скучнее. Поэтому они здесь очень уместны и их актерская игра стала своеобразным примером в советском кино. Также и Варлей сыграла на все 5+,поэтому в первую очередь фильм получился из-за грамотной актерской игры.

    Но не меньшую роль в фильме играют сами комедийные ситуации и крылатые фразы, которые уже давно разошлись в нашем народе на цитаты.

    В общем, замечательный, веселый, без пошлых шуток и сортирного юмора фильм. Одним словом, шедевр советской кинокомедии на все времена! Поэтому ставлю самую высшую оценку, какую возможно, а именно:

    10 из 10

    Довольно шедевральный фильм!

    11 апреля 2013 | 21:24

    Вряд ли в нашей стране есть кто-то не смотревший, или хотя бы не слышавший о «Кавказской пленнице». Ведь она из серии «ЭТО НАШЕ — ВСЕ».

    А ведь фильм мог так и не появиться на большом экране, а долго и бесславно валяться на запасных полках. И стать уже не «Кавказской», а «Мосфильмовской» пленницей.

    Ее спас.. . «наш дорогой Леонид Ильич», которому создатели отправили свое творение — на свой же страх и риск. Картина настолько понравилась генеральному секретарю — что он немедленно показал ее всем членом политбюро. И отныне «Кавказской пленнице» была уготована зеленая улица в отечественном кинопрокате.

    Сценарий этого кинохита всех времен и народов вырос из обычной газетной заметки, о том, что на Кавказе до сих пор воруют невест (напомним, речь идет о 60-х одах 20 века). Более того, вскрылось, что многие кавказские управленцы имеют целые гаремы из понравившихся девушек, похищенных подобным образом. Факт, что и говорить, невеселый. Но Гайдай счел возможным над ним посмеяться.

    «Кавказская пленница» была задумана как «Новые приключения Шурика». Следовательно, кроме Александра Демьянко, в ней должна была участвовать и знаменитая троица из Вицына, Никулина и Моргунова.

    Некое расхождение в «понимании образа» возникло у Гайдая и с Владимиром Этушем. Этуш воспринимал своего Саахова, как личность абсолютно и тотально серьезную, не восприимчивую к юмору. И вполне искренне не понимающую, как это Нина могла не оценить ЕГО — по общему мнению «ах, какого жениха!».

    Ну а Гайдай хотел видеть Саахова в более гротесковом исполнении. Как мы видим, победило представление Этуша о своем герое, что весьма это разумно. Ситуация с Сааховым и без того анекдотичная, что уж тут масла в огонь подливать — был бы совсем перебор.

    Общеизвестно, что фамилия этого персонажа вызвала целый ряд нареканий. Сначала он был Охоховым. И даже фраза Джабраила звучала иначе — «ох… ох, какого жениха!». Но надо ж тому случиться — на большом Кавказе нашелся один «маленький, но видный чиновник» по фамилии Охохов. Под его давлением фамилию пришлось сменить на Саахова.

    В случае же с Ниной не было никаких проблем. Кроме одной — героиню никак не могли выбрать из целых… пятисот претенденток! Предпочтение отдали Наталье Варлей из-за ее циркового прошлого — девушка была канатоходкой.

    Да, ей не хватало актерского мастерства, но бездна обаяния все искупала. Сегодня просто трудно представить иную Нину на ее месте. И впрямь, все ПОКАЗАТЕЛИ налицо: «комсомолка, спортсменка и просто красавица». И, разумеется, не было в те времена в СССР девушки популярнее Варлей. Что не могло, разумеется, не радовать начинающую актрису.

    В случае с Александром Демьяненко эта популярность сыграла злую шутку. После «Кавказской пленницы» его уже больше не воспринимали, как актера, способного на что-то большее или просто иное. В конце жизни и карьеры актер с горечью признавался, что на нем лежала несмываемая печать «вечного Шурика» и он так и остался «заложником одного образа».

    Но массовому зрителю не было никакого дела до терзаний актеров, их непростых отношений между собой — на экран-то это не вылилось. Зритель просто наслаждался результатом, что ему процесс!

    Неудивительно, что при такой всеобщей любви — «Кавказская пленница» сразу же стала лидером проката, а ее крылатые фразы тут же пошли в народ. Напоминать их нет смысла: они до сих пор на слуху. А вот рассказать, о том, что они могли бы быть еще острее или просто немного иными — стоит.

    К примеру, фраза «да здравствует НАШ суд, самый гуманный суд в мире» изначально звучала иначе — «да здравствует СОВЕТСКИЙ суд…», но в таком виде реплику на экран не пустили.

    Был еще один «скабрезный» эпизод. Титры фильмы начинались с того, что Трус писал на заборе букву «Х», Бывалый приделывал к ней «У», ну а Балбес дописывал…«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ».

    Но, имхо, этот «выстриженный» цензурой кусок — небольшая потеря, уровень юмора совсем уж ниже пояса.

    Впрочем, кто их сейчас замечает, эти мелкие детали?! Вот уже почти полвека «Кавказская пленница» несет нам ощущение праздника. Так пусть он будет вечным.

    10 из 10

    17 декабря 2013 | 21:05

    К/ф «Кавказская Пленница, или Новые приключения Шурика (1967)»

    Сейчас российские фильмы переживают не лучшие времена. Но не для кого не секрет, что в далекие времена каждый фильм СССР (будь-то комедия или драма) был по-своему хорош. Очень много культовых фраз, из комедий можно выделить отличные шутки, это все могли преподнести нам «Приключения Шурика». На данный момент фильм заслужил звание шедевра и я проверю, так ли это на самом деле…

    Фильм впечатлил меня своей атмосферой. Показывал он нам — такого добродушного простака Александра, который не расстается со своим ослом. Но в будущем ему придется еще и влюбиться в девушку своей мечты. Казалось, ничего фильму не помешает. Юмор, «крылатые» фразы и известные актеры. Но тут, его возлюбленную похищают трое еще одних известных героев — Трус, Балбес и Бывалый.

    Конечно, фильм был местами глуповат, но это здесь как фишка в стиле цирковых представлений. Да и сами некоторые актеры (например, Юрий Никулин) были с цирка. В принципе, здесь большинство быстрых сцен с музыкой под которую охота пританцовывать. Та же забавная музыка, прибавляла движение к фильму, забавы и атмосферы.

    Итог

    О классике говорить в принципе нечего, и так ясно что это само по себе отличное кино, каким и оказалась «Кавказская пленница». Оказался ли фильм шедевром? Очевидно, что да. На своем веку в детстве я не видел ничего подобного, и конечно же мне понравилось и нравится смотреть до сих пор. Оценка всем понятна, но все же…

    10 из 10

    14 апреля 2012 | 12:55

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 1647 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 289 руб.
    Blu-Ray, 543 руб.
    саундтрек, 190 руб.
    подробнее

    Новости


    Роберт Родригес возвращается в «Город грехов», чья первая часть обзавелась сиквелом «Женщина, ради которой стоит убивать», включающим в себя немалую часть звездного состава оригинальной картины. В то же время Максим Воронков перекраивает на новый лад «Кавказскую пленницу» Леонида Гайдая(...)
     
    все новости
    Записи в блогах
    30-31 января
    29.01.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 30-31 января

    Реквизируйте кинотеатры по собственному усмотрению. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.СнайперAmerican Sniper64 628 304
    2.ПоклонникThe Boy Next Door14 910 105
    3.Приключения ПаддингтонаPaddington12 266 287
    4.Шафер напрокатThe Wedding Ringer11 309 381
    5.Заложница 3Taken 37 412 597
    23.01 — 25.01подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Приключения ПаддингтонаPaddington167 458 618
    2.Ограбление по-американскиAmerican Heist83 188 654
    3.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To79 000 050
    4.ИгрокThe Gambler41 573 224
    5.Заложница 3Taken 339 742 493
    22.01 — 25.01подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 366 870129 868
    Деньги620 233 491 руб.430 154
    Цена билета262,05 руб.15,40
    22.01 — 25.01подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    195.ИллюзионистThe Illusionist8.124
    196.Поющие под дождемSingin' in the Rain8.123
    197.Индиана Джонс и последний крестовый походIndiana Jones and the Last Crusade8.121
    198.Я – СэмI Am Sam8.121
    199.Золотая лихорадкаThe Gold Rush8.121
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.МарсианинThe Martian97.82%
    2.ВозвращенецThe Revenant96.71%
    3.Отряд самоубийцSuicide Squad96.34%
    4.Робот по имени ЧаппиChappie96.04%
    5.Король АртурKnights of the Roundtable: King Arthur96.01%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ПоклонникThe Boy Next Door2
    Игра в имитациюThe Imitation Game29
    Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service4
    Дикие историиRelatos salvajes9
    Голые перцыSearch Party5
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Ёлки лохматые5.929
    Приключения ПаддингтонаPaddington7.691
    КиберBlackhat5.296
    Ограбление по-американскиAmerican Heist4.705
    ИгрокThe Gambler6.144
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Восхождение ЮпитерJupiter Ascending05.02
    Левиафан05.02
    Игра в имитациюThe Imitation Game05.02
    Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey12.02
    Шальная картаWild Card26.02
    премьеры