всё о любом фильме:

Калина красная

год
страна
слоган-
режиссерВасилий Шукшин
сценарийВасилий Шукшин
директор фильмаГерман Крылов
операторАнатолий Заболоцкий
композиторПавел Чекалов
художникИпполит Новодережкин
монтажЕлена Михайлова
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  62.5 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время110 мин. / 01:50
Выйдя из тюрьмы, Егор Прокудин, по кличке Горе, решает податься в деревню, где живет синеглазая незнакомка Люба, с которой он переписывался — ведь надо немного переждать и осмотреться. Но жизнь в деревне рушит все планы Егора, и он решает навсегда порвать с прошлым. Теперь у него есть друзья, работа. Он любит Любу. Однако дружки Егора упорно не отпускают его…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Госкино выделило на картину всего 3 тысячи 600 метров дефицитной тогда плёнки «Кодак». А для работы нужно было в шесть раз больше. Поэтому первый «разгонный» дубль снимали на отечественной «Свеме», потом заряжали «Кодак», и тут уже все работали в полную силу.
    • Киноповесть «Калина красная» Василий Шукшин написал в больнице.
    • Шукшин очень собранно входил в съёмочный период «Калины красной». Например, документальные кадры, где заключённый поёт песню «Ты жива ещё, моя старушка» (этого в сценарии не было), он нашёл среди тысяч километров киноплёнки спецкинохроники МВД. «Калина красная» так и начинается концертом зэков, который снимался в настоящей колонии под Москвой.
    • Занимает по посещаемости 14-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1975 году.
    • Василий Макарович Шукшин в фильме был и сценаристом, и исполнителем главной роли, и режиссёром.
    • Одной из ключевых в фильме является сцена встречи Егора со своей матерью после двадцатилетней разлуки. Решили уговорить сняться в крошечной сценке кого-нибудь из очень больших актрис и позвонили Марецкой. Вера Петровна дала согласие, но, к сожалению, вскоре заболела. Тогда дерзнули попробовать отыскать реальную судьбу, сходную с той, которая была нужна. В итоге засняли документальную беседу именно с такой матерью, у которой война отняла всех сыновей.
    • Из-за отказа от роли матери Егора Веры Марецкой, режиссёр Василий Шукшин пригласил на эту роль местную жительницу, Афимью Быстрову и попросил в кадре просто рассказать про свою жизнь. Камеру установили на улице, снимали через выставленное окошко, звук писали синхронно. Бабушка наговаривала рассказ о себе, отвечая на вопросы Лидии Федосеевой-Шукшиной, которые были заранее продуманы и направляли рассказ в нужное для фильма русло. За съёмки Афимье Быстровой привезли гонорар в 700 рублей, огромная сумма для тех времён и мест, с учётом пенсии в 17 рублей, а так же шерстяное платье, туфли и золотые серёжки.
    • На Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года «Калина красная» была награждена главным призом.
    • «Калина красная» входит в десятку любимых фильмов Райнера Вернера Фассбиндера.
    • еще 7 фактов
    Трейлер 01:55

    файл добавилPodvig

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Некогда, по молодости лет, я довольно презрительно относился к успеху «Калины красной» и даже негодовал по поводу символичного финала — смерти от рук подельников бывшего уголовника, который из последних сил цепляется за милые сердцу берёзки. Эпизод условный, почти лубочный по исполнению. Сказка с печальным концом, мелодраматический надрыв. Но герой Шукшина — один из немногих персонажей советского кино, который хотел выжить именно в экзистенциальном смысле слова. Большинство же стремились умереть назло врагам, разорвав на теле последнюю рубашку. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 74 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Начну пожалуй с того, что именно этот фильм побудил меня получше ознакомиться с российским и советским кинематографом. До этого смотрела в основном всё зарубежное.«Калина красная» очень сильный, глубокий и жизненный фильм. Ещё одна история простого, битого жизнью человека, который открывает в себе новые чувства и находит силы свернуть с наклонной, по которой двигался раньше.

    Егор Прокудин весьма непростая личность. В нём доминируют все привычки и поведение заключенного : жаргон в разговоре, жесты, манера держаться, как следствие многих лет проведенный в местах не столь отдаленных. Однако, его герой вызывает симпатию (вспомним хотя-бы весьма забавный эпизод в бане с кипятком)отомстил частично швагре, но сделал это явно несвойственным «лютому преступнику» способом. Так- безобидно всё, подумаешь- перепутал))

    Он в душе добрый человек и я полагаю были какие-то причины (которые не раскрываются зрителю), побудившие его в своё время ступить на скользкую дорожку бандитизма. Очень впечатлила его встреча с матерью… Блудный сын понял, какую боль ей причинил… даже не хватило сил признаться. Печальный взгляд пожилой женщины насквозь пронизает сердце видавшего виды мужчины. Взгляд единственного родного, но к сожалению уже потерянного человека… Встреча с Любой разбудила в нём прежнюю натуру : чувства, нежность, понимание. Встреча двух совершенно непохожих друг на друга людей кардинальным образом изменила обоих.

    Судьба дает ему второй шанс, но ничего не проходит бесследно. Есть дороги, которые лучше не выбирать… Прошлое настигает его в живописной березовой роще, на фоне полей. Герой уходит, но уже не на зоне или воровском притоне а в красивом, живом мире, рядом с любимой женщиной, любовь которой в полной мере так не удалось познать. Это трагично, но вместе с тем прекрасно. Каждый раз слёзы наворачиваются после просмотра…

    Жаль, что такой талантливый человек, как Василий Шукшин в достаточно молодом возрасте покинул нас. Сколько хороших фильмов мог-бы поставить и написать произведений. Но, каждому в этой жизни свой срок отмерен.«Калина красная один из моих самых любимых советских картин.

    Ставлю оценку

    9 из 10

    14 марта 2011 | 23:52

    Сильно выбивающаяся из общего ряда картин советского пространства, «Калина красная» Василия Шукшина может показаться на первый взгляд одним из тех рядовых фильмов, на которые еще в 73-м году советская власть делала ставку, как на «исправительные». Недаром в первых кадрах картины показывают «тюремный» плакат, который гласит «Каждый выбившийся из колеи человек может вернуться к полезной деятельности».

    Сюжет картины довольно прост. Бывший осужденный Егор Прокудин, отсидев срок, выходит из тюрьмы и решает «осмотреться вокруг», понять изменившуюся за время его заключения обстановку, и решить, как быть дальше. Для этого он приезжает в деревню, к своей знакомой по переписке Любе. Но, как говорится, душа человеческая — потемки, и Егор, знакомясь с женщиной, которая принимает его таким, какой он есть, и прожив в доме, который может стать ему родным, решает, что жизнь еще можно поменять. Но судьба распоряжается несколько иначе.

    Никаких «исправительных» моментов в ленте Шукшина нет. Первоначальный образ картины рассыпается в прах, стоит только заметить душевные метания главного героя от «я должен быть злым и жестоким» и до общения с «родными березками». Не суть того, что воровская среда и оторванность человека от его корней не дают Егору возможности выправить свою жизнь. Здесь превалирует некая скрытая ответственность за свои поступки: не хочешь, а все равно придется расплачиваться. И нет возможности встать на «новую дорогу» и заняться «полезной деятельностью», потому что рано или поздно грехи прошлого потребует отдать им свой долг. И Егор, которого судьба заставила пройти многие «подводные камни», прекрасно об этом знает. Поэтому его терзания, когда желание начать жить заново неизменно перебивается отголосками прошлого, неизбежно приводят к трагедии.

    Василий Шукшин, являющийся автором сценария и режиссером «Калины красной», сам сыграл роль Егора Прокудина, чем возвел в абсолют создаваемый им не столь популярный в те годы образ человека, выбивающегося из общего строя советского «положительного» общества. Яркое актерское воплощение, помноженное на реализм показанного материала, не могли не вывести данную ленту в разряд культовых. Помимо этого, заключенная в безоценочной манере необычность преподнесения довольно известной проблемы сделали фильм, что называется, «на все времена». Никогда не иссякнет поток «сбившихся с пути» людей, никогда человек в своих душевных поисках и переживаниях не сможет быть однозначным, и в любом случае ответственность за сотворенное дело когда-нибудь, а настигнет виновного. Эдакая притча о возмездии и расплате и вечном поиске покаяния и покоя.

    7 июня 2012 | 15:33

    С этой картиной познакомилась в этом году. Сегодня.

    Раньше с Шукшиным я встречалась только как с писателем. И впервые узнала, каков он собой из фильма «Калина красная».

    Здесь все прекрасно. Да, я не хочу видеть в картине изъянов. Я попала под обаяние советского кино. Здесь есть душа. Есть мысль. Музыка. В определенных моментах строки»… меня засосала опасная трясина, и жизнь — моя вечная игра» прекрасно ложились на музыкальное сопровождение в фильме, и всё становилось понятно с главным героем: каков он, его размышления и чувства.

    Видишь ли, дружок: если бы у меня было три жизни, я бы одну просидел в тюрьме, черт с ней. Другую отдал бы тебе, а уж третью прожил бы сам, как хочу.

     — Чудак ты, Коля. На букву «мэ».

    Василий Шукшин здесь не играет. Он проживает каждое написанное им самим слово. Сказать, что я в восхищении — ничего не сказать.

    10 из 10

    10 февраля 2016 | 21:50

    Можно ли самому написать сценарий, самому снять фильм и сыграть в нём главную роль?! Звучит как-то чересчур накручено. Но это лишь на первый взгляд. Здесь можно провести аналогию с поэтами и музыкантами. Больше всего я уважаю в поэзии и музыке, когда автор один, и он же исполняет свои произведения! Я считаю это вершиной творчества человека в поэзии и музыке!

    Так вот Шукшину удалось создать фильм абсолютно по-своему. Так, как хочет именно он, со всеми нюансами и точностями! Конечно, в таком случае рождается очень приближенное к сущности автора произведение! Честно вам признаюсь, о Василии Шукшине я знаю очень мало и это где-то минус мне, но, по-моему, это не самое важное. Ведь достаточно посмотреть в глаза этому человеку и этого становится достаточно, что бы понять боль и порыв эмоций, которые он хотел выразить на экране!

    Я не стану описывать сюжет фильма, о чём этот фильм. В данном случае считаю это ни к чему. Если хотите, это просто мои переживания, мысли и эмоции по отношению к данному произведению.

    Вообще вы когда-нибудь пробовали описать словами своё чувство любви к девушке или родным и близким? Да. Значит это была не любовь, на мой взгляд… Мне очень симпатичны слова одного умного человека: «Уметь высказать, насколько любишь, значит, мало любить» Петрарка. И я с ним полностью согласен! Попробуйте написать о том, как вы любите маму или папу, сестру. Вот так и с этим фильмом. Я не могу описать, чем он так меня зацепил.

    Сценарий не самый сложный, да и мысль не из разряда гениальных. Жизнь зэка в послевоенные годы, решившего начать жить по-другому. Как то банально вроде. Некоторые вообще в этом фильме не видят ни какой мысли или идеи… А когда я посмотрел, у меня очень сильно защемило в груди. Знаете, как это бывает, когда очень на что-то обижен или тебя очень обидели. Тебе очень больно, но ты не знаешь, что делать с этой болью… Такое мы чаще испытывали в детстве. Со временем человек перестаёт так бурно реагировать на события у него в жизни, так как привыкает терпеть боль и принимать удары судьбы или вообще не встречаться с проблемами. Да и такие люди встречались мне по жизни. Так что основные и самые яркие ощущения у человека, это ощущения из детства! Если мне приводится случай испытать подобное, у меня сразу мурашки по коже…

    А вообще чем живёт человек? Одним из главных аспектов я считаю это чувства! Каждый из нас живёт, что бы чувствовать. Неважно боль это или радость, но именно в этом кроется всё. Заметьте, если боли нет, человек сам придумывает себе проблемы, что бы их решать. Почему? Да что бы испытать радость! На мой взгляд, тот, кто не знал боли, не поймёт той радости, что испытавший боль.

    Так вот Шукшин, по-моему, хотел передать нам ту боль, что была в нём, боль людей, что жили в то не простое время… Он был очень удивительным, на мой взгляд человеком, который мог потрясающим образом доносить до зрителя эмоции, которые может сам и не переживал, но отлично мог их передавать от людей, что в полной мере испытали горе. Невольно хочется провести аналогию с творчеством Владимира Высоцкого. Он тоже ни когда не воевал, но чудесным образом писал потрясающие по напряжению стихи и исполнял их так, как будто сам был на войне. Наверное это свойственно гениальным поэтам. Это наверное их дар, способность, свойственная лишь им…

    Ещё хотел бы сказать пару слов об атмосфере фильма. По воле судьбы мне приходится свой отзыв писать не из России. Так вот скажу вам, только покинув на время свою родину, я осознал, на сколько она мне дорога и на сколько мне её не хватает! Так вот в фильме очень хорошо показана родина! Русская деревня со всеми её характерностями и особенностями, даже пение птиц и шелест деревьев русские. Фильм сам по себе настолько русский, что это задевает самые потаённые чувства патриотизма и любви к своей родной земле! Эти чувства, сидят где-то глубоко в душе, что дорогу к ним может найти далеко не каждый, а может у некоторых людей и за всю жизнь ни кто не находит…

    Есть много фильмов, которые захватывают необыкновенность своего сюжета, неожиданностью развязки, потрясающе красивыми спец. эффектами или мыслю, которая изменила в тебе что-то! Да, это достойные и очень полезные фильмы. Этот фильм не полезный и не неожиданный, без красивых спец. эффектов и особой развязки. Это фильм о другом. Это экранизация душевных переживаний! И тем, кому он не по душе, этот фильм покажется как минимум не интересным. Поэтому, если человек говорит после просмотра, а в чём «прикол-то?», где мысль? Так всё просто и без особой завязки, развязки погонь и перестрелок, без сцен жестоких расправ и угнетения? Ему просто чтобы понять боль, что хотел выразить Шукшин, нужно преподнести фильм в другом виде. Может кто из других, не менее потрясающий творческих личностей, сделает это по другому и донесёт свои переживания, не менее сильные. А мне становится всё ясно, лишь посмотрев в глаза этому гениальному человеку. Это как смотришь в глаза родному отцу, всё становится ясно, объяснений не требуется…

    Фильм «Калина красная» — это мой маленький внутренний мир, в который может никто и не поймёт, но он останется самым дорогим, близким и неотъемлемым! Тот мир, который никто не сможет у меня забрать.

    10 из 10

    14 ноября 2008 | 11:48

    «Не жди меня, мама, хорошего сына,
    Твой сын не такой, как был вчера.
    Меня засосала опасная трясина,
    И жизнь моя — вечная игра.»


    Хочу сразу признаться: «Калина красная» — единственное творение Василия Шукшина, как режиссера, с которым я знаком и скажу честно — я не зафанател от него в подобной ипостаси. Скажем так, мне не сильно импонирует его манера постановки, хотя головой соображаю — именно так оно и должно быть. Так или иначе, он меня все же впечатлил.

    «Калина красная» — фильм про бывшего уголовника. Что хочется только-только вышедшему на свободу? Здесь — покоя, отдыха и «разврата». Вот только не выходит всего этого.

    Как по мне, картина рассказывает нам о внутреннем мире уголовников. Помните, как у «Наутилуса»:

    «Если есть те, кто приходит к тебе,
    Найдутся и те, кто придет за тобой.»


    Жизнь уголовника вне тюрьмы в качестве простого обывателя просто уже невозможна. Просто жизни уже как таковой и нет — есть выживание. Все, на что способен бывший заключенный (сидевший за дело, разумеется) — обратно вернуться на «зону», повторив подвиги былых дней. Просто на воле один сплошной страх: дай повод — засадят обратно; бывшие соратники о тебе никогда не забудут; окружающие относятся с недоверием; а близким на глаза и появляться больно. От прошлого (тем более такого) никуда не денешься. Вот и получается: вышел из тюрьмы, а попал в еще более строгую тюрьму. И какая же это свобода? Где тут романтика жизни вне закона, о которой любят говорить некоторые люди?

    И что еще мне понравилось в фильме, так это его настрой. Не жалостливый по отношению к ворам, а вполне себе честный. Тому же Шукшину, по моему, не было жаль главного героя, ему было обидно за Любу, деревенскую бабу 40 лет, которую никто никогда не обманывал, а она мечтала о Мужике, но перетерпела крах своей мечты, а подобные вещи иногда подобны смерти. Только не тела — сердца.

    За такие фильмы стоит сказать спасибо. Ибо смысл чертовски хорош. Вот я и говорю…

    Спасибо!

    9 из 10

    17 января 2009 | 11:58

    Так жаль, что на пике актерского мастерства и нащупав наконец свой режиссерский стиль, Шукшин ушел от нас. Следующий фильм, быть может, был бы шедевром… как бы мне хотелось, чтобы это был «Позови меня в даль светлую» — снятый позже, не теми и не так.

    «Калина красная» — история профессионального преступника, вора-рецидивиста, которому было очень плохо. Я не стану говорить что-то вроде «который захотел припасть к истокам», потому что в гробу он видел истоки. Это был сильный, умный, добрый от природы человек, который — по воле злой судьбы или по ошибке — стал лживым, циничным, несчастным. Егор не один раз спрашивает в фильме неизвестно кого: «зачем я еще живу? может, лучше сдохнуть?»

    Шукшин здесь упивается игрой — возможностью играть не «парня из деревни», как ему уже стало привычно, а желчный, изломанный характер при нежной душе. Он тут очень хорош — рубленое лицо, жутковатые серые глаза, ладная фигура, манеры «культурного», — не деревенский, но и не городской, не честный человек, но и не негодяй. Намеренно уступает ему в кадре, чтобы не оттягивать на себя внимание, его жена в роли его возлюбленной. Почти на периферии — его лучший друг в роли его злого гения, Губошлепа. В центре внимания — безжалостно освещен — сам Шукшин в роли Егора. Такой авторский эгоизм должен был быть насыщен, гениальность требует своего, но если рассматривать только этот фильм в отрыве от личности автора — он смущает своей сверхтребовательностью.

    Фильм очень эмоционален, ярок — я ценю это. В нем есть над чем посмеяться, над чем погрустить. Даже есть о чем подумать, хотя в авторские задачи это, кажется, не входило — какой-то объективной оценки кого и чего угодно Шукшин намеренно избегает. Предельная честность при полном отстранении от понятия истинности. Как говорил Изя Кацман: «Сроду писатели не врачевали никаких язв. Больная совесть просто болит, и все». Шукшину, как и герою, «жалко бывает людей». Очень русское чувство: жалость к людям. Не любовь, не понимание, не уважение, кстати… чего нам иногда не хватает. Но исчерпывающая, крайняя жалость, иногда бесплодная, иногда ненужная, но иногда — спасительная.

    В отличие от «Печек-лавочек», этот фильм лучше книги. Но, как и в финале киноповести — «С пашни, от тракторов, к ним бежали люди, которые все видели», — так и в финале фильма меня мучает мысль, что будет с Петро? Он не мог по другому… и я даже не знаю, был ли он прав, поступив так. Но что его ждет?

    Фильм можно поругать за «воровскую» сентиментальность, за «русофильство»… но суть не в березках и не в том, что на одного Егора — сотни людей и не думающих жить честно. Правда жизни хорошо, но вера в лучшее… иногда и лучше.

    9 из 10

    21 мая 2011 | 01:39

    «Сегодня я за много лет,
    Стряхну с души похмельный бред.
    Сегодня я к тебе вернусь,
    Моя неласковая Русь…»
    (А. Иванов)


    У Егора Прокудина нелады с восьмой заповедью: вор он. Семь раз отмерь, да семь отсиди — и уже сорок беспутных годков пролетело, а вспомнить-то что можно? Украл, выпил — вот и все воспоминания, а за плечами — ни кола, ни двора. Нет у Егора ни детей, ни жены, есть только письмецо в конверте от простой русской женщины Любы. Выйдя на свободу с чистой совестью после очередной отсидки, покутив с дружками бывалыми, Прокудин решается на поездку к ней — к подруге по переписке.

    В стране, где к середине гуманного двадцатого столетия почти в каждой семье не понаслышке знали о лагерях да тюрьмах, — в стране, где каждый третий, пятый, шестой сидел, охранял, доносил — в этой стране к моменту выхода на экраны фильма «Калина красная» развеялся, развенчался культ личности, исчезло выражение «политзаключенный». Зато крепко прилепились к русскому языку словечки «зэк», «вор», «преступный элемент». И не стоит обвинять общество в черствости по отношению к бывшим заключенным. Ну нет у общества причин верить этим элементам, угрожающим безопасности и благополучию добропорядочных граждан. Нет причин, и не было. А у Василия Шукшина было — на то он и народный певец, рабоче-крестьянский поэт и мужицкий драматург. Как никто другой умел человек зреть в корень, рушил удобные для обывателей стереотипы, обожествлял глубинку.

    Поэтому, в нашей большой и многострадальной стране не мог не появиться такой вот киногерой — Егор по кличке Горе — воплощение озорного и грустного, грубого и доброго мужика, на котором, как ни парадоксально, держится Русь. Это они — потерянные дети родной земли, ее соль — сражались за Родину, первыми гибли на передовой в годы Великой Отечественной. В суровое время они знали, где враг, знали, за что сражаться, кого защищать. Они, их отцы и братья. А в мирный час, вот сбились с пути. Недаром в фильме в одной из ключевых сцен сделан акцент, когда мать Егора — старушка, с которой он не виделся двадцать лет — рассказывает Любе о трех погибших на войне сыновьях. И вроде можно подумать, мол, старшие погибли, а этот — непутевый — скитается по свету, как голь перекатная. Да только, хоть и непутевый, но душа его — покореженная, заплутавшаяся. Да — вор, да — должен сидеть в тюрьме, но вор он какой-то неправильный, мечтающий жить не по понятиям воровским, а по неписаным правилам предков. И не прельщают его уже ни загулы с дружками да подругами дней суровых, ни показное транжирство, ни имитация праздника, ни костюмы дорогие. Не нужно ему все это. Не в этом Праздник. Устал он от ханжества и ложных ценностей. Проснулась душа в нем русская. К земле поближе захотелось, к сельскому хозяйству, к пашне, да березам плачущим, к людям простым и недоверчивым, которые, хоть и с опаской смотрят в его сторону, и руку-то лишний раз боятся подать, но все ж поворчат, покряхтят да не оставят без приюта.

    Паромная переправа, затопленная церковь, рубленые избы, икона в красном углу, лавчонка у частокола — Шукшин-режиссер воссоздает картину российской глубинки. Режиссерская манера — сдержанная и немного простодушная — чувствуется в каждом кадре: много крупных планов, показывающих лица персонажей, их слезы, улыбки, гнев, радость, удивление и — главное, раскаяние. Этого нельзя выдумать, нельзя пересказать с чужих слов — это нужно прожить, прочувствовать, впитать с молоком матери. Жизненное чутье, емкое описание русской деревни, глубокое знание деталей быта — Шукшин-сценарист смотрит глазами героев своего фильма. Да, не стоит идеализировать преступника, давая предмет для подражания. Картина могла бы стать заурядной уголовной хроникой, будь у нее другая трактовка. Но подступает ком к горлу и ноет сердце, когда падает на землю Егор, когда рыдает крепкий здоровый мужик, проклиная себя и жизнь свою беспутную, каясь, как на исповеди, в совершенных грехах.

    «Калина красная» — бенефис простого алтайского мужика Василия Шукшина — актера, режиссера, сценариста и писателя. Он исследует, обнажает людскую сущность, громко заявляя: бездуховность, оторванность от корней — не для русского человека. Жаль, что фильм стал и лебединой песней режиссера: через полгода после выхода ленты Василия Макаровича не станет. Возможно, душа, обреченная на скорую смерть, предчувствовала кончину, и это сказалось на герое фильма Егоре, осознавшего, что будет не только покаяние, но и искупление. Наверное, поэтому, Шукшин вложил всю накопившуюся мужицкую правду в творение. Картина мудра и печальна, хотя и не оставляет тяжелого чувства безнадеги. Стоит понимать, что «Калина красная» — фильм не о воре, не об уголовнике, а — в первую очередь, о заблудившемся человеке, который потерял связь с родной землей, но стремится вернуться к ней. И нет фальши в поступках Егора: какая-то есенинская нотка в словах обращения к символу нашей природы — к березке, которая снится порой русским людям, оказавшимся на чужбине, или — как в данном случае — в неволе. «Калина красная» — это поэтическая народная баллада о грешнике, за душу которого борются добрый светлый ангел (Люба) и злой демон (вор Губошлеп). Злой подумал, что может уничтожить Егора физически, но он не знал, что выиграет добрый ангел, забрав себе душу скитальца.

    Огрехом фильма можно назвать лишь выбор актера на роль Губошлепа. Понятно, что режиссер прибег к помощи закадычного друга — талантливого советского актера, но Бурков неубедителен в роли авторитетного вора. Хороший актер — да, но не его эта роль. Зато типаж Любы из киноповести удивительно воссоздан Лидией Федосеевой-Шукшиной. Монтажные склейки сделаны в самых непредсказуемых местах, порой обрывая повествование на полуслове, но это свидетельство суровой цензуры: реализм в советском кино пробивался через тернии и путы бюрократической машины. Злобные нападки зрителей, стоящих на страже нравственного здоровья народа, не давали тогда выразить авторское мнение. Наверное, потому, что они видели в «Калине красной» криминальную мелодраму, а не надрывный фильм о духовном кризисе. Сорок лет прошло, а кинолента, наполненная очищающей духовностью, состраданием, милосердием по-прежнему захватывает до дрожи сердечной.

    4 сентября 2014 | 12:37

    «Калина Красная» Василия Шукшина, одна из тех всенародно любимых картин, получивших своё признание по многим причинам, самой её обстановке и некому настрою, который можно объяснить избитым, однако самым верным выражением по отношению к ней «русская простота». Её сюжет для того времени, да и на сегодня не является открытием. В нём же бывшему вору-рецидивисту вернувшегося к себе домой, дабы зажить по-новому и забыть о своём тюремном прошлом, выпадает шанс начать свою жизнь с чистого листа. Но как говорится не всё так хорошо, и счастье не вечно, когда тёмное прошлое подступает к твоему родному дому. И вот тогда-то настаёт момент биться за свой дом, защищая себя и своих любимых от лап наглых бандитов, тогда-то перед тобой открывается образ русского богатыря из Алтая, умеющего постоять за себя и за свою семью.

    К этому добавляется харизма Шукшина, простодушный взгляд и манера игры, ничуть не слабее как было, предположим у культовой величины Марлона Брандо. Нет никакой фальши в поступках главного героя, нет ни чего лишнего, да и не могло быть у фильма Шукшина, с его же участием. Человеком при жизни он был с большой буквы, намного круче того же Чака Норриса, или Александра Невского, и был намного сдержаннее Райана Гослинга из всеми любимого «Драйва». Человеком с твёрдым характером, и с ранимой душой внутри, закрытой от посторонних глаз, и неунывающей улыбкой на лице. Именно такого героя понимает каждый, портрет каждого третьего человека, желающего жить по-своему, отстаивающего свою правоту, жизненные принципы, защищающего свой дом и дорогих себе людей.

    Само же наполнение фильма, его все остальные детали касающееся сценария, декораций и всего остального, этим он всеми силами вроде бы как намеревался исправлять зрителя, ставил из себя наглядный пример как пойти на путь исправления после совершения страшной ошибки. Хотя на самом деле, просто прекрасный фильм с душою, понятую всеми и так, и от этого же фильма нужно рыдать и плакать, видя не только русские берёзки, а видя последнего героя того времени ушедшего во тьму, от нас, людей привыкших сидеть у экранов мониторов. И кто его знает, возможно, в будущем и появится такие герои, способные изменить мир к лучшему. И возможно ты один из них, который с виду и прост как пять копеек, но на деле умеет многое, способен выстоять один против целой толпы, такой же, как и я, простой человек, любящий всем сердцем кино.

    21 мая 2016 | 16:59

    «И тут кончается искусство, и дышат почва и судьба»
    Б. Пастернак


    Шукшина во всех его мыслях, книгах и фильмах тревожит только одно: «горести и печали человеческие — живые, трепетные нити». Оттого и произведения его тоже живые и трепетные, как дыхание самой жизни.

    Шукшин выстраивает фильм по тем же принципам, по каким существует его художественный мир. Если для него самое важное — это человек, его трагедия, его маленькая боль или большое искупление, то весь фильм будет, по сути, съемкой глаз главного героя. Ясно, что операторская работа еще не имела возможности делать такие сцены динамическими, но удивительно, когда смотришь в его глаза и проникаешься им, то динамика внешняя больше не нужна — все действие разворачивается в тебе самом. Главное для автора было погрузить нас в героя, заставить нас пережить эту историю, чтобы и искупление почувствовали мы тоже вместе с ним. Тогда начинается со-жизнь: мы вместе едем в машине, нас трясет и подбрасывает — полный эффект погружения, мы вместе смотрим на мир, нам дан взгляд самого героя. Сцена, когда герой обнимает березки, не выглядит вычурной, пафосной или слишком банальной, хотя должна так выглядеть (образ России через березы — верх примитивизма), но так как мы уже живем по законам Шукшина, то и березы вызывают у нас слезы, восторг и умиление. Начало фильма — заключенные поют «Вечерний звон», а в это время камера скользит по лицам, пытаясь схватить и запечатлеть каждое, может ли быть неинтересное лицо? Может ли быть человек обычным? Ответ дается первыми кадрами, и это естественно — нет! Потому и Горе (главный герой) с одной стороны ни на кого не похож, потому что не бывает одинаковых людей, а с другой стороны он вместе со всеми и его история близка любой другой, как наша общая история.

    Горе — русский человек, русский именно в понимании Достоевского — «широк русский человек, я бы сузил» — говорит Дмитрий Карамазов, а мы понимаем, что в героя умещается любовь к идеалу и желание устроить «бордельеро», стремление все отдать и обогатиться, честность и воровство. Что характерно, мы понимаем и принимаем обе стороны героя.

    «Крупные русские писатели не пером пишут, а плугом пашут по бумаге, пробивая ее, вывертывая на белое черную землю». Шукшин не писал, не снимал, не играл — он жил так. Он каждым своим словом и шагом обнимал землю, целовал распустившиеся почки и сажал пшеницу. Он подарил нам мир о котором мы забыли, он подарил нам память и вечный зов прошлого к нам будущим.

    Смотреть и жить.

    P.S. «Чтоб мы не унижались за гроши,
    Чтоб мы не жили, мать, по-идиотски,
    Ушел из жизни хулиган Шукшин,
    Ушел из жизни хулиган Высоцкий.»

    26 июня 2014 | 17:10

    У последнего режиссерского фильма Василия Макаровича Шукшина «Калина красная» есть гениальная художественная особенность — это НЕРВ! Нерв от первого до последнего кадра.

    Главный герой «Калины красной» — Егор Прокудин — действительно «Горе». Жить хочет, а не умеет. Любить хочет, но не знает, как это — «любить»?! Многолетний «лагерный» опыт не сломал Егора, но и не научил ничему, кроме Закона: «Не верь! Не бойся! Не проси!» А ему хочется и Любить, и Верить! Недаром фильм Василия Шукшина начинается с кадров затопленной и разрушенной церкви! Да и потом (в сцене «на траве») вновь на горизонте церковь! И колония, из которой выходит Егор Прокудин — это бывший монастырь! — место намоленное монахами, но оскверненное безбожниками-большевиками!

    Как жить без Веры? Зачем жить? Что делать, если в СССР Вера в Бога вне закона? — эти вопросы Шукшин задает себе и зрителю на протяжении всего фильма.

    Идея фильма сложная, драматичная, философская. И на всех этапах производства фильма «Калина красная», Василий Макарович бился с чиновниками от кино за каждый кадр, монолог, диалог. Единственное, чем он поступился — переделал финал (в первоначальном варианте — после убийства Егора, бандиты благополучно уезжали неотмщенными).

    И еще один штрих о закулисье того времени:

    В 1974 году Василий Макарович Шукшин отправил свой фильм «Калина красная» для участия в очередном Всесоюзном кинофестивале в городе Баку. Негласно тот кинофестиваль был посвящен грядущему 30-тилетнему юбилею со дня окончания Великой Отечественной войны. И, понятно, отбирались в основном только фильмы военной тематики. И все деятели кино были убеждены, что главный приз бакинского фестиваля достанется кинокартине Леонида Быкова «В бой идут одни старики». И Леонида уже поздравляли с будущей победой!

    … А тут вдруг появился Шукшин со своей полукриминальной «Калиной…» о судьбе рецидивиста — это же скандал! Цензура того времени не могла допустить выхода на экраны такого крамольного кино.

    Поэтому деятели культуры долго заседали. Спорили еще дольше (особенно в кулуарах!). На закрытом заседании один функционер киноискусств высказался так:

    - Если фильм Шукшина получит главный приз, тогда у Быкова будет первая премия! А если главный приз достанется Быкову, тогда картина Шукшина не получит вообще ничего!

    И здесь со своего места поднялся Леонид Быков:

    - На кинофестивале, где первым станет фильм «Калина красная», я буду горд — даже если окажусь сотым!

    Вот так фильм «Калина красная» получил Главный приз Всесоюзного Бакинского Кинофестиваля, а «В бой идут одни старики» — Первую премию (сам Леонид Федорович Быков получил Приз за лучшую мужскую роль).

    Согласитесь, что этот факт дорогого стоит!

    Вот и сегодня «Калина красная» стоит в Первом ряду самых ярких отечественных кинособытий XX века. Пусть времена изменились, и кануло в лету СССР. Но честный фильм «Калина красная» смотрится на одном дыхании! Потому что это ФИЛЬМ на Все Времена!

    10 из 10

    12 апреля 2016 | 09:47

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>