всё о любом фильме:

Господин оформитель

год
страна
слоган-
режиссерОлег Тепцов
сценарийЮрий Арабов, Александр Грин
директор фильмаОлег Тепцов
операторАнатолий Лапшов
композиторСергей Курехин
художникНаталья Васильева, Лариса Конникова
монтажИрина Гороховская
жанр фэнтези, драма, детектив, ... слова
зрители
СССР  3.3 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
Действие этой таинственной истории, снятой в стиле модерн, происходит в начале прошлого века. Гениальный (или безумный?) художник однажды встречает прекрасную женщину, как две капли воды похожую на одно из его творений…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Это первый фильм в кинокарьере Виктора Авилова, ранее он участвовал лишь в театральных постановках.
    • Этот фильм является ремейком дипломной работы режиссера Олега Тепцова, которую ему порекомендовали снять в виде полнометражной картины.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В одной из заключительных сцен фильма герой погибает, сбитый автомобилем на Лазаревском мосту (в 1914 г., в котором происходит действие того эпизода картины, мост не существовал, он был построен в 1947-49 гг.), ныне функционирующем в режиме пешеходного. В 1988 г., когда фильм вышел на экраны, по мосту еще было возможно движение транспорта, в т. ч., автомашин и трамваев.
    • еще 1 факт

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.0/10
    Нейтрально звучащий заголовок рассказа «Серый автомобиль» Александра Грина не случайно модифицировался в проникнутое едкой иронией название «Господин оформитель», что улавливает перерождение искусства в декадентское (напомним: «декаданс» — это разрушение) оформительство, уже лишённое человеческой души. Натура подменяется искусным муляжом, фантомом, своего рода «живым мертвецом». И этот фильм, появившийся в перестроечные годы, подавался как «первый советский мистический триллер» (с чем могли бы поспорить и «День гнева» Суламбека Мамилова, и «Десять негритят» Станислава Говорухина, которые всё-таки вышли раньше) или же в качестве своеобразного посвящения русскому искусству начала века. Между прочим, сценарист Юрий Арабов, кажется, впервые «изменивший» постоянному режиссёру Александру Сокурову, признавался в интервью, что хотел «снять шляпу перед авангардом». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Умирающая любовь (с)

    Premiеre partie. 1908 год. В Российской империи набирает обороты новое течение общественной мысли — идея декаданса. До этого был, как мы помним, всем понятный и принятый романтизм с излюбленными пушкинскими мотивами, а тут «вдруг» объявляются декаденты. Платон Андреевич был декадентом. Более того, он был декадентом с ярко выраженными чертами авангардного мышления, ибо, судя по обстановке, окружающей его и по манере его поведения, господин художник пытался выйти за рамки своего времени, что у него, можно сказать, получилось.

    Deuxieme partie. Еще всё тот же 1908 год, когда художник на пике популярности, «новая волна», присутствующая в его творениях пользуется, по всей видимости, хорошим спросом. Популярность вскружила голову молодому горделивому человеку, он желает, чтобы его великолепные работы обрели жизнь, жили вне времени, ведь он возомнил себя соперником Ему. В манекен, созданный с больной девушки Анны, Платон Андреевич вкладывает всю свою душу, о чем через шесть заявляет «ей». Прошли эти шесть лет. 1914 бушует на дворе, декаданс уже успевает «перегореть» и на смену ему с каждым днем все увереннее наступает на пятки эпоха модернизма. Что происходит с гениальным творцом? Может, Он уже не считает его достойным соперником? Или виной всему морфий, так популярный среди богемы?

    Troisiеme partie.

    - Аня!…
    -Забудь об Анне. Её больше нет.


    Именно в этот час приходит озарение, кем является Анна-Мария. Его желание исполнилось.

    Донна Анна в смертный час твой встанет.
    Анна встанет в смертный час.(с)


    Derniere partie. Век никому ненужной модернизации победил гения авангарда. Странно, не правда ли? Господина кукловода победили его же оружием — его разум, влечения и, как ни странно, время сыграли очень злую шутку.

    P.S. А Город Декаданса — этот большой холодный театр, живет и до сих пор — своей размеренной, особой морфинной жизнью, сменяя осень зимой, а зиму — осенью, и так будет всегда.

    18 мая 2011 | 00:16

    Фильм, который в свое время вогнал меня в транс, глубокие размышления о магии творчества и, соответственно, повлиял на мои эстетические вкусы. «Господина оформителя» очень редко показывают по ТВ, и кассету для коллекции я искал долго и упорно. Обнаружил, зайдя случайно в видео-ларек в Севастополе, ожидая заказ в открытом кафе. Так что, тут тоже без мистики не обошлось.

    Фильм снят по мотивам «Серого автомобиля» Александра Грина, но как-то уж очень далек от оригинала.

    История состоит из двух частей. 1908 год: преуспевающий, модный художник-оформитель диктует свою волю заказчикам. Сам же хочет в прямо смысле вложить душу в свои творения, продлить жизнь человека в произведении искусства, заочно состязаясь с Богом.

    1914 год: забытый всеми художник берется за оформление дома нувориша, и обнаруживает, что жена заказчика Мария — точная копия бедной девушки Анны, которая шесть лет назад послужила моделью для восковой фигуры, а затем умерла от чахотки. Но возможно ли такое? Мертвая Анна, живая Мария, манекен, фантом, живой мертвец… Господин оформитель против своей воли оказывается в сумеречной зоне.

    Этот фильм оказался первым к карьере великолепного Виктора Авилова. Атмосферу декаданса усиливает шикарная музыка Сергея Курехина, инфернальное чтения блоковского стихотворения «Шаги Командора» Эдуардом Багрицким, рисунки модернистов.

    Как по мне — это лучший мистический фильм в истории российского кинематографа. Страшная сказка для взрослых.

    10 из 10

    29 мая 2012 | 09:46

    Петербург, год одна тысяча девятьсот восьмой. Творческая интеллигенция, погрузившаяся в пришедшие с Запада упаднические настроения и эсхатологические предчувствия, агонистично ищет остроты ощущений и новой правды в мистицизме, оккультизме и сектантстве. Еще не начались богемные кутежи в «Бродячей собаке», и бал правят представители символизма. Символ рассматривается как отражение иной, совершенной реальности, а художник становится проводником, продолжателем божественного замысла, которому дано завершить сотворение идеального мира. Но главному герою фильма Олега Тепцова, появившегося из авангарда другой эпохи сломанных судеб и цветов, мало быть продолжателем. Платон Андреев не просто рисует лошадей с пустыми глазницами, ищет вдохновение в моргах и упивается своей гениальностью. Он играет в тихие игры с Творцом, пытаясь поставить зарвавшегося Бога на место, создав нечто идеальное в противовес вечным недоделкам «Этого-с-нимбом-на-голове». Создать Платону удается лишь манекен для витрины ювелирного магазина, а натурщицей ему служит юная Анна, больная чахоткой дочь дворника. Художник обманывает девушку, не заплатив ей за работу, но через шесть лет она вспоминает про забытого публикой Пигмалиона, пригласив того оформить недавно купленный особняк на Островах. Правда, будучи замужем за солидным предпринимателем, Анна всячески отрицает былое знакомство с Платоном. Более того, требует называть себя Мари.

    «Господин оформитель» встречает открытыми дверями блоковского «Балаганчика» с обязательным танцем сюртуков (здесь — бесформенно-белесых простыней) и выходом в нарисованное окно, и блоковским же Командором, лейтмотивно шагающим через весь фильм, чтобы в конце нагнать жути скрипящим голосом то ли Багрицкого, то ли Качалова. Оперный саундтрек, дающий знать о кончине любви, служит связкой между сценами, визуализируясь сепией винтажного граммофона, ретроспективные вставки оммажат немое кино, а картежная сцена и рассекающие монохром ночи фары зловещего ландо напоминают о мотивах, позаимствованных из «Серого автомобиля» Александра Грина. Интрига закручивается двумя одинаковыми пеньюарами, а саспенс нагнетается гулкими шагами в темноте, мерцанием свечей да карканьем ворон, что, несмотря на тривиальность, все же создает ощущение тревоги. Беспокойство усиливается благодаря дребезжащим мелодиям Сергея Курехина, постепенно сливающимся с гробовой тишиной, чтобы в итоге нарастить мощь пронзительным сопрано Ольги Кондиной. Разряжает же атмосферу комедийная симпатичность платонова камердинера, потешно приводящего в чувства хозяина-морфиниста, и лопоухого смотрителя Смоленского погоста, скачущего через лужи и умилительно лопающего кладбищенскую малину с куста. В конечном итоге, кино это в большей мере эстетское, нежели страшное, чему свидетельством и модерновые интерьеры, и пижонские костюмы, и обилие картин художников-символистов, по сюжету принадлежащих кисти главного героя, а по факту работающие на узнавание, как и то и дело появляющиеся в кадре фотографии Блока и Брюсова.

    Платон Андреев сюжетно зарифмован с образом Дона Жуана, который известен не только соблазнителем, но и безбожником, особое удовольствие получающим от совращения монахинь. И одна такая монахиня, являясь чем-то средним между белым кроликом и посланником господним, через анфиладу обшарпанных дворов приводит героя к дому умирающей Анны — так Создатель принимает вызов честолюбивого художника. Икона в красном углу при этом плавно сменяется «Грехом» Франца фон Штука, и покоящийся на плечах Евы змей-искуситель знаменует неминуемую кару. Гриновский рассказ о хищных вещах века и грядущем восстании бездушных машин трансформируется в модернистскую притчу о возмездии. Человек как существо амбициозное так и жаждет заполучить приставку «сверх-», но беда вся в том, что «Тот-с-нимбом-на-голове» все еще жив и уже создал совершенный в своем несовершенстве венец всего, а в попытках его переплюнуть можно сотворить разве что очередную розовую козу. А там, глядишь, все окончательно выйдет из под контроля, когда вновь сотворенная Ева или Галатея получит в наследство часть алчной и заносчивой души демиурга, да и проглотит его самого, так что останется лишь тонкая струйка сочащейся из уголков потемневших губ смолы. Семь дней творения успешно прошли без нашего участия, и остается лишь декорировать уже имеющееся, не посягая на лавры Творца.

    16 ноября 2013 | 20:58

    Российская Империя доживает свои последние дни. Середина 1910-ых, ныне прозвана «Серебряным Веком». Тогда жили и творили художники, писатели и поэты в последствии ставшие классиками. Один из таких творцов — Платон Андреевич, талантливый художник-скульптор который делает из воска потрясающие, словно живые скульптуры. Однажды, во время оформления витрины ювелирной лавки, герой делал скульптуру с одной натурщицы- чахоточной девицы по имени Анна. Он был поражён её красотой и решил запечатлеть её облик в веках создав самую свою прекрасную работу. Но объясниться с позировавшей ему девушкой он не успел, она умерла от своей болезни. А спустя пару лет, Платон Андреевич встретил свою музу вновь. Но теперь у неё был богатый муж и новое имя…

    «-Вы знаете этого, с нимбом на голове? Ну так вот, мы с ним соперники. Он сделает, а я — доделываю.» (с)

    В час рассвета холодно и странно,
    В час рассвета — ночь мутна.
    Дева Света! Где ты, донна Анна?
    Анна! Анна! — Тишина.
    Только в грозном утреннем тумане
    Бьют часы в последний раз:
    Донна Анна в смертный час твой встанет.
    Анна встанет в смертный час.

    В советском кинематографе было не мало отличных картин. Но своих зрителей он особо не баловал фильмами ужасов или мистическими триллерами. Такая возможность творившим тогда отечественным режиссёрам предоставилась лишь в годы перестройки. При этом не роняя планку качества картин не в сюжетном плане, не тем более в плане актёрской игры. Пусть из снятых в те годы картин мы помним сегодня только немногие единицы (дело в том, что тогда на экран хлынули фильмы дебютантов, или кто долго молчал и наконец то дорвался до камеры), но эти самые единицы- достойны внимания и сегодняшнего кинозрителя. Об одном из фильмов конца 80-ых и поговорим в этой рецензии. Итак, это- «Господин Оформитель» снятый дебютантом Олегом Типцовым.

    История этой картины во многом необычна. Сперва Типцов снял по мотивам мистического рассказа Александра Грина (того самого кто написал «Алые Паруса») «Серый Автомобиль», свою дипломную короткометражку. А когда он приступил к съёмкам своего первого полнометражного фильма, ему посоветовал кто то из бывших учителей, заняться именно этим проектом. И он превратил свой «диплом» в полноценную картину. На съёмках фильма собрались в основном дебютанты. Но все продемонстрировали высокий уровень своей профессиональной пригодности. В первую очередь это касается композитора ленты Сергее Курехина, талантливого музыканта до этого выступавшего в составе многих популярных групп. А так же оператора Анатолия Лапшова. Ибо картинка и музыка всегда были первым что «бросается в глаза» и запоминается после окончания фильма. А в «Господине Оформителе» саундтрек и операторская работа -по сути первые скрипки. Вторыми безусловно выступают актёры. И тут у дебютной ленты Типцова туз в рукаве. Так как главные роли играют Виктор Авилов и Михаил Козаков, одним своим присутствием в кадре создающие особую, непередаваемую атмосферу. А также весьма органичная в своей роли «не актриса» Анна Демьяненко. Которая в последствии пыталась поступить в театральный, но так и не смогла и сыграв в паре проходных картин вышла замуж и в начале 90-ых эмигрировала в Америку. Забавно то, что режиссёр познакомился с ней в пионерском лагере, в котором отдыхал его сын а Демьяненко была вожатой. И он уговорил её сыграть одну из ведущих ролей в его картине. И пусть она не профессионалка в плане передачи эмоций и всего прочего, но своей молчаливой и задумчивой и игрой точно попавшая в образ странной и загадочной госпожи Марии…

    Касательно Авилова сказать можно лишь одно-актёр талантливый и одарённый. Правда его весьма своеобразная внешность не позволяла ему играть разнообразные роли. Достаточно вспомнить то, как он неуместен был в роли Эдмона Дантеса в ТВ экранизации романа Дюма -«Узник Замка Иф». А тут, он пришёлся как нельзя кстати. И в паре с Козаковым (богатый муж Марии-Анны, господин Грильо), и в паре с Демьяненко- Виктор был ведущим исполнителем. Запоминаются его интонации, когда он чуть паясничая и насмехаясь над собеседником, немного с ленцой, объясняет что его соперник тот «кто с нимбом». Его мимика и походка. Он идеально вписался в картину. Роль художника Платона Андреевича -его звёздный час, и безусловно лучшая из сыгранных им ролей на экране. О театре судить не берусь, так как не один спектакль с его участием я не видел. Для меня Виктор Авилов (к слову-заслуженный артист России) — на всегда останется связанным с мистическим триллером «Господин Оформитель»…

    Сценарий для картины писал популярный и по ныне автор Юрий Арабов. Сотрудничавший с Александром Сакуровым и работавшим над текстами его драм «Солнце» и «Молох». Так как я не знаком с первоисточником (имею в веду рассказ Грина), то не могу судить насколько точной вышла экранизация. Но то, что получился цельный и самобытный фильм — несомненно. А сам сюжет вышел немного туманным и зловещим. Поэтому я считаю, что сценарная часть картины выполнена выше всяких похвал. Не смотря на то, что в финале не хватает классической, «доступной» ясности. Но даже этот финт не является минусом, а становиться как бы ещё одной изюминкой ленты.

    Помниться я говорил про необычность картины. Вернее следовало бы сказать -мистичность. Демьяненко так и не «вышла в люди», а неординарный композитор Курехин умер в возрасте 42-ух лет. Ровно как и Михаил Козаков с Виктором Авиловым не дожили до серьёзного возраста и умерли не столь давно, оставив многие так и не сыгранные ими роли. Вполне возможно что нечего мистического и нет, и это просто трагическое совпадение. Кто знает?..

    Да и сам Типцов с тех пор больше нечего так и не снял. Всякий раз глядя на добротно поставленный и разыгранный дебютантами фильм, не перестаю удивляться, почему так выходит, что эти талантливые люди после первого своего успеха решают уйти из профессии в которую до этого так стремились?Но пока я на этот вопрос так и не нашёл ответа…

    «Господин Оформитель» вышел на экраны СССР в 1989-ом году, и стал номинантом национальной премии Российской Академии кинематографических искусств «Ника»,в трёх категориях: «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучший звук» и «Лучшая работа художника-постановщика». Правда не одна из номинаций так и не вылилась в награду…

    Не могу поставить картине высшую оценку из за того, что фильм Типцова вышел крайне тяжёлым для просмотра. И пересмотреть его я вновь решусь очень не скоро, во многом из за его особой, неприятной (что ли?) атмосферы… А так, это качественный мистический триллер с небольшим философским подтекстом. Поэтому рекомендую к просмотру ценителям хорошего, остросюжетного кино и ставлю такую оценку:

    8 из 10

    24 июля 2013 | 12:18

    Невероятная история, полная недосказанностей и инфернального ужаса. Звездная роль Виктора Авилова, который, как мне кажется, был обойден вниманием режиссеров, не спешивших утверждать его на главные роли. А жаль, это был человек незаурядного драматического дарования.

    В «Господине оформителе» он прекрасен, как древнегреческий колосс, несущий на своих плечах богатейшую гамму самых разнообразных эмоций — от простых до таких, например, как любовь, восхищение и ненависть в одном взгляде.

    Анна Демьяненко тоже чудо как хороша: такой бездушной, холодной, циничной и прекрасной куклы-манекена я не видела нигде и никогда! В последних кадрах фильма просто кровь стынет в жилах при одном взгляде на нее! Козаков тоже весьма не плох, но первую скрипку играет все же Авилов.

    Еще больше глубины фильму добавляет музыка, так что к концу полностью теряешь ощущение реальности и погружаешься в мрачное предчувствие неминуемой трагедии. Ко тому же, в фильме звучит уникальная запись — поэт Александр Блок лично читает свое стихотворение «Шаги Командора», — что добавляет драматизма и без того страшному финалу.

    10 из 10

    7 ноября 2008 | 02:54

    Если не брать во внимание одноименную дипломную работу Олега Тепцова, а также его последующую малоизвестную картину «Посвященный», то это единственный его фильм. Впоследствии Тепцов снимал короткометражки для ВВС и снял фильм, который, судя по всему, не вышел в прокат ("Аменхотеп»)_Так получилось что один из самых оригинальных русских режиссеров снял только один известный фильм. И этот фильм стал культовым. Несмотря на некоторую вторичность сюжета (вспомним Э. А. Гофмана, или один из сонетов Микеланджело), сценарий Юрия Арабова довольно самобытен благодаря времени и месту действия, а постановка — благодаря вниманию к детали. Несмотря на то, что картина поставлена по рассказу Александра Грина «Серый автомобиль», фильм имеет с ним имеет мало что общего.

    Игра актеров идеальна. При этом из профессионалов только Андрей Краско и Михаил Козаков. Отличной школой для машиниста Авилова стал «Театр на Юго-Западе», а Анна Демьяненко была пионервожатой в одном из детских лагерей, в который Тепцов однажды отправил свою дочь. Кстати, Тепцов играет Пьеро в прологе, и это единственная его актерская работа.

    Музыка Курехина — наверное, лучшее из написанного им для кино, а может и лучшее из его творчества вообще.

    Атмосфера мистики и декаданса передана блестяще. Художник по костюмам — премия «Ника» сказала все за меня.

    10 из 10

    4 мая 2015 | 15:24

    Первый раз я увидел этот фильм, когда мне было 13 лет. Я узнал примерно, о чем он. Поначалу мало что было пугающего в сравнении с американскими ужастиками…

    Но даже начало меня удивило. Я решил посмотреть этот фильм в двенадцать ночи, «чтобы хоть как-то напугать себя». Зря я это сделал… Не было жутко, пока видна была надпись «ЛЕНФИЛЬМ». А дальше?

    Дальше всё началось… Во-первых, в дрожь повергла начальная музыка. Потом танец. Когда я начал смотреть танец, он производил гипнотизирующее действие. Я отрывался от мира и перелетал мысленно в другой мир, мир Господина оформителя. Завязка уже была. И так понеслось — встреча Платона Андреевича с красавицей Анной, больной чахоткой, потом заставили судорожно биться сердце произведения оформителя… Конечно, все было пугающе. Особенно когда кругом темно и тихо. Ну а потом пошла череда страшных событий, которые заставляют бояться вместе с главным героем.

    И тут подошла очередь Актеров. Именно Актеров, с большой буквы. О Виктор Авилов! Это действительно один из лучших актеров заката советского кино. Он снимался мало, но каждый его фильм — шедевр. Никого другого нельзя представить вместо него на этой роли, в таких мистических обстоятельствах. Именно Виктор Авилов сделал фильм «триллером и фильмом ужасов» на 50%.

    Анна Демьяненко, безусловно, именно одна должна играть главную героиню. Бывают женщины либо красивые, либо «жутковатые». Однако Анна Демьяненко представляет необычайный вид: она очень красива, но ее взгляд заставляет бояться. Именно её дуэт с Виктором Авиловым сделал фильм Фильмом.

    И, что редко бывает, даже второстепенные герои на высоте. Чего стоит только один Михаил Козаков!

    В итоге, фильм получился блестящим. И так больно понимать, что такому шедевру люди (в основном) предпочитают американский ширпотреб… Да, товарищи, это фильм не для обычных масс.

    За красивый фильм с глубоким философским смыслом

    10 из 10

    7 мая 2013 | 16:34

    Твое лицо мне так знакомо,
    Как будто ты жила со мной.
    В гостях, на улице и дома
    Я вижу тонкий профиль твой


    Действительность порой преподносит чудесную возможность преображения, особенно когда ты в ней — вышедший в тираж художник-морфинист, о былой славе которого теперь в дореволюционном Петербурге вспомнят разве что многочисленные кредиторы; так почему бы не оторваться от неё, в последний раз посоревновавшись с самим Создателем?

    По нарастающей, зритель становится свидетелем признания и общего расцвета большого художника-эстета и следом, спустя шесть лет, уже чахлого творческого застоя кутилы-должника, позабытого бомондом. Но, как оказалось, именно рядовая, сугубо прибыльная работа с юной натурщицей по созданию витринного манекена для ювелирного магазина, ввинтит бур судьбы в неприметную обледенелую поверхность будущего последнего предвоенного года страны; фантасмагоричный сон, за которым грань с реальностью размывается, становясь тонким и невесомым чистилищем. Именно этот бур позволяет едва очнувшемуся ото сна художнику, вернуться к ремеслу, уже как оформителю гигантского поместья, но разузнав в жене его владельца ту девочку-манекенщицу и пропав в большом чувстве к ней, он не замечает её характерной отрешённости, отрицанию недавнего прошлого, вещественной зацикленности и материальности, «пластиковости» суждений — все те скромные намёки, на протяжении всего фильма, отсылающие героя и зрителя к кошмарной тайне её происхождения.

    Молодой режиссёр в своём первом и, так уж вышло, последнем своём большом проекте, сумел детально передать как сам быт художника — настоящего аристократа высокого духа, так и нравы старого Петербурга, уже почти Петрограда. Каждая мелочь декора, своей вычурной изысканностью — будь то рабочий кабинет владельца ювелирного магазина, злополучный змеиный браслет и, особенно, интерьер жилища самого художника, как продолжение личности своего хозяина, — настраивает на тот жизненный цикл, в каковом данный момент Платон Андреевич и проживает — от античного благолепия, до осеннего увядания и снова к цветочному пробуждению, постепенному окутываемому вуалью ночи.

    Первостепенные лавры исполнительского мастерства лежат на потрясающем актёрском составе, составляющей, как основной сюжетный кулак, треугольник: Авилов-Козаков-Демьяненко, так и второстепенные роли, превосходно вписывающие и дополняющие мрачный декадентский антураж фильма (какового в истории кинематографа в принципе реализовано немного). И эту атмосферу гармонично дополняет музыка Сергея Курёхина, ёмко подчёркивающая важные сюжетные ходы, — от терзающего душу оперного вокала к модному тогда биту.

    Жертва была не одна, жертва не была «на потом», жертва была неизбежна, главной абстрактной жертвой стала столица империи — Петербург, лежащий в гробу, окружённый золотыми стеллажами, как и один из героев фильма. Неким зловещим авторским новоделом стало отправление на тот свет, метафорически и гротескно, всего любовного треугольника, хотя безусловной является всего одна смерть. Произошедшая развязка в самых лучших мистических традициях того времени (предвосхищая новую моду на тайные элитные общества и спиритизм) окунает с головой в размышления о связи искусства с потусторонним миром, о поисках и бегстве от Бога, о личном апокалипсисе человека-творца, повязанной на всеобщей атмосфере грядущей катастрофы. Может ли рукотворное оживать без связи с нечестивым, и можно ли продавать, выкладывать на витрины то, во что вкладываешь душу? Эти и другие высокие вопросы ещё долго не выйдут из общего мыслительного и эмоционального, почти ни с чем несравнимого, послевкусия после просмотра «Господина-оформителя».

    9 из 10

    18 июня 2015 | 17:32

    Санкт-Петербург, 1908-й год. Художник Платон Андреевич влюбляется в Анну Белецкую — юную особу, которая была избрана им натурщицей для манекена в витрине модного ювелира. Отныне амбиции «русского Пигмалиона», намеревающегося создать совершенную восковую куклу, направлены на соперничество с самим Господом. Но когда Анна умирает от чахотки, от Платона Андреевича уходят слава и признание, а приходят одиночество и разлад с миром и самим собой.

    Творческий тупик приводит его к отчаянию, болезни и психическому расстройству, спасением от которых становятся наркотики. Спустя шесть лет в доме богатого заказчика Грильо Платон Андреевич знакомится с Марией, не просто женой хозяина, но, главное, абсолютным двойником умершей Анны. Для некогда знаменитого, а теперь забытого оформителя наступает период расплаты: прошлое начинает мстить за себя — «восковая кукла» губит Платона Андреевича, сделавшего её объектом культа…

    Данный маньеристско-символический детектив с оттенком пародии, снятый по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль», был предъявлен публике как первый советский мистический фильм ужасов. Явленный здесь мир призраков, фальсификаций, трагических самообманов и прозрений подспудно вбирает в себя наследие Эдгара По, Оскара Уайльда, мистические пристрастия Гоголя и Булгакова, немецкий экспрессионизм и французский авангард.

    Перверсивный декаданс и присутствие бессознательной рифмы на тему смены эпох вполне адекватно отражает ситуацию в искусстве конца 1980-х, которая перекликается с ситуацией в Россию накануне Первой мировой войны. А Петербург — как историческая родина фантомов и призраков — становится идеальным полигоном для роковых страстей, иррациональных мотивов, разбросанных повсеместно исторических намёков и эстетических ассоциаций.

    Музыка Сергея Курёхина (пожалуй, это лучшее из написанного им для кино) не просто поддерживает повествование, но задаёт необходимый иронический тон в то время, как зрелище пытается напугать; в результате создаётся необычный эффект какого-то неподдельного «детского ужаса». Апогеем его становится дотрагивающийся до плеча Платона Андреевича манекен, предлагающий ему утробным голосом «любовь». Первоначальная версия фильма длилась чуть больше часа. Когда решили выпускать фильм в прокат, были сделаны досъёмки.

    Поэтому в полном варианте добавилось некоторое количество чисто изобразительных кадров: офорты, рисунки, акварели, которые призваны были создать нужный эстетический фон, может быть, в ущерб динамике действия. В любом случае, смелое соединение малоизвестного рассказа Грина с «Балаганчиком» Блока, предпринятое Тепцовым при посредничестве сценариста Юрия Арабова (постоянного соавтора Сокурова) не имело на тот момент ни прямых, ни косвенных аналогов в советском кино.

    11 июня 2014 | 08:35

    Я исправляю несовершенство мира, сотворённое тем, с нимбом.

    Так на полном серьёзе считал гениальный до безумия художник Платон Андреевич (В. Авилов). Из обрывков шелковой ткани и газовых платков он создавал стиль эскапизма, в котором главной героиней была умирающая от чахотки прозрачная девушка Анна Белецкая (А. Демьяненко).

    Сотворив свою Галатею, Платон достиг пика своих возможностей. Помещенная в сундуке на витрине ювелирного магазина, она утопила в глубине взгляда разум художника. Восковой манекен стал жемчужиной уходящего мира художников конца ХIX — начала XX века, того периода, который одни эстеты будут считать Серебряным веком, другие завсегдатаи бомондных вечеров — упадочным Декадансом.

    Однажды спустя несколько лет бывший модный оформитель очнулся в реальности, которая оказалась страшнее лет забытья. Встреча с ожившей статуей, девушкой Марией, женой нувориша (М. Козаков) растревожила омут чувств Платона. Часть сознания пыталась установить правду, найдя на кладбище крест с выбитым именем умершей Анны, другая часть нырнула в ирреальность, сведя в могилу разоренного мужа Марии, и пытавшаяся найти успокоение в холодных объятиях бывшей куклы.

    3 января 2009 | 00:14

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 331 руб.
    подробнее

    Новости


    В возрасте 76 лет умер актер и режиссер Михаил Козаков. Среди его актерских работ ленты «Девять дней одного года», «Человек-амфибия», «Здравствуйте, я ваша тетя», «Господин оформитель», трилогия «Любовь-морковь», а в числе режиссерских проектов — «Покровские ворота» и «Безымянная звезда». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Очень сложно перенастроить ту схему кинематографа, который был, и сделать из неё американизированную систему зарабатывания, поскольку отличительные черты советского кинематографа - это идейность и художественная ценность, на них всё держалось. (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах
    8-9 августа
    07.08.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 8-9 августа
    Материал «Бриллиантовой руки» Гайдая вызывал тревогу у Рязанова. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    195.Гарри Поттер и узник АзкабанаHarry Potter and the Prisoner of Azkaban8.110
    196.ИллюзионистThe Illusionist8.109
    197.Последний самурайThe Last Samurai8.109
    198.Лис и пёсThe Fox and the Hound8.109
    199.Индиана Джонс и последний крестовый походIndiana Jones and the Last Crusade8.106
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 390.83%
    42.ФлэшThe Flash90.75%
    43.Книга джунглей: НачалоJungle Book90.69%
    44.МумияThe Mummy90.67%
    45.Чёрная ПантераBlack Panther90.66%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Погребенный заживоBuried383
    Сын СаулаSaul fia19
    Размозжить черепCrush the Skull2
    Поймай меня, папочкаCatch Me Daddy1
    ТрансформерыTransformers346
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.256
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.890
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.555
    Angry Birds в киноAngry Birds6.547
    Экипаж8.173
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры