всё о любом фильме:

Доживем до понедельника

год
страна
слоган-
режиссерСтанислав Ростоцкий
сценарийГеоргий Полонский
директор фильмаГригорий Рималис
операторВячеслав Шумский
композиторКирилл Молчанов
художникБорис Дуленков, Эльза Рапопорт
монтажВалентина Миронова
жанр мелодрама, драма, ... слова
зрители
СССР  31 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время106 мин. / 01:46
Учителю истории Мельникову знакомы и сомнения, и чувство неудовлетворенности. Пусть он не всегда бывает прав, но он борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Съёмки фильма проходили в московской средней школе № 234.
    • Единственный фильм, в котором Ростоцкий снял свою жену актрису Нину Меньшикову.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1969 году.
    Фрагмент 02:45

    файл добавилMoralEnd1990

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 564 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Я даже толком не знаю, за что поставил этому фильму 4 из 10! Это завышенная оценка. И тем более теряюсь в догадках, за что его почти все поголовно хвалят.

    Мне нужно было по работе посмотреть пару-тройку педагогических фильмов. Конечно же, я сперва глянул рейтинги, чтобы не тратить своё время на что попало, а просмотреть лучшие картины на педагогическую тему. «Доживём до понедельника» попал на 235 место топ-250 лучших фильмов по рейтингу на Кинопоиске. Дай, думаю, посмотрю…

    Какая же скукотища! Я давно уж не припомню столь скучного фильма. Мне кажется, даже «Комбинат «Надежда»» и то поинтереснее будет. Конфликты притянуты за уши, страдания персонажей выеденного яйца не стоят (разве что личная драма противной и желчной завучки понятна), диалоги наивные, актёрская игра театральна в худшем смысле этого слова: актёры безбожно переигрывают, особенно сыгравшая молодую училку, безнадёжно влюблённую в Тихонова. Сам по себе угрюмый и замкнутый персонаж Тихонова не лишён некой таинственной харизмы (так что понятно, почему эта роль считается одной из его лучших), но что конкретно его гложет — так толком и не понятно: опять же, конфликт высосан из пальца, и мотивация персонажа неясна.

    Единственно кто сыграл сильно — это жена режиссёра, исполнившая роль завучки: ей я верю. Но сыгравшие учеников актёры страшно действуют на нервы, а от звучания английского языка (махровейшего Soviet English) коробит. Операторская работа тоже весьма неудовлетворительна: большинство кадров переоблегчены — снизу картинка неуместно обрезана, а над головами актёров воздуха с ладонь. Ужасно бесит. В некоторых сценах оператор создал интересные светотеневые рисунки (например, в сцене диалога завучки и Тихонова, когда в зале вырубился свет; или в сценах у Тихонова дома, когда он с мамой), но жуткая композиция кадра портит всё впечатление.

    И, наконец, главный, на мой взгляд, недостаток фильма — его медленный темпоритм. Я не смог посмотреть фильм за раз. Прерывался и не хотел возвращаться к просмотру. Но буквально заставил себя досмотреть до конца (чтобы понять, за что же его так самозабвенно хвалят), но это один из тех случаев, когда старые фильмы смотреть бывает мучительно скучно, ведь я привык к динамичным и увлекательным современным кинолентам.

    В общем, вердикт мой неутешителен. Скукотища и мура, с выковырянными из носа конфликтами, слабыми диалогами и кое-какой актёрской игрой. Исключение — актриса, сыгравшая противную завучку: на мой взгляд, ей удалось создать глубокого персонажа, а вот Тихонов здесь держится чисто на своей личной актёрской харизме и мужском обаянии, но персонаж у него получился излишне таинственный и нарочито непонятный: он не понятен не только зрителю, но и сам себе. Я не отрицаю, что такие запутавшиеся люди в реальной жизни существуют, но в фильме хотелось бы видеть кого-то вызывающего больше интереса. И, как и другие произведения соцреализма, фильм очень далёк от реальной жизни, что не позволяет полностью поверить в эту историю и сопереживать героям.

    Жаль потраченного времени.

    4 из 10

    6 декабря 2015 | 08:43

    Ростоцкий точно не из таких. Как, впрочем, и Баратынский.

    Фильм абсолютно гениальный. Несколько дней из жизни школьников и учителей, поднимающие целые пласты человеческих эмоций, отношений, творчества, любви… История думающих, интеллигентных людей, рождающих потрясающие афористичные, зачастую остроумные изречения. Не силой мысли, не мозговым штурмом, а так — походя, за семейным ужином, смотря телевизор, или пережидая дождь в актовом зале школы. Потому что они из тех «кто ясно мыслит, и ясно излагает». Почти каждая фраза, произносимая героями, находит внутри тебя отклик.

    Как легки и уместны их замечания. Например:

    «Но, во-первых, надо точно определить, а что такое

    человеческая эмоция, душа и сам человек (из телевизора)

    -Неужели определит?

    -А, во-вторых,… предлагаемая вам музыка -

    это, все-таки, не Моцарт

    -И на том спасибо»

    «История — наука, которая делает человека гражданином.»

    «От большинства людей остается только тире между двумя датами.»

    «Это же невозможно — объяснить счастье… Всё равно что прикнопить к бумаге солнечный зайчик.»

    Прекрасен спор двух учителей. Двух не просто разных типов, я бы сказал двух различных систем, учителя по образованию и Учителя по призванию.

    «Вы, учитель словесности, вам ученик написал стихи. это хорошо, а не плохо.

    -Ну не надо так! Я ещё в своём уме. Им отдаешь всю себя до капли, а они…

    -Что у нас есть, чтоб отдать, вот вопрос…»

    Прекрасно и трогательно преображение учителя «с пылью столетий на очках» под воздействием любви. Прекрасны стихи юного поэта.

    Если кому-то необходимо очистить слезные протоки слезами умиления и сопричастия к прекрасному, этот фильм для вас

    10 из 10

    22 июня 2015 | 17:53

    Один из тех фильмов советских времен, который вызывает светлую грусть о том, какой же кинематограф мы потеряли. Пусть говорят, что тогда было все по заказу, под строжайшей цензурой и т. п. А вы думаете, сейчас не так? Если думаете, тогда ответьте: что случилось сейчас с русским кинематографом? Таланты никуда не делись, я вас уверяю. Просто их не пускают. Невыгодно. А пускают откровенный шлак. А как раз в те далекие времена через любую цензуру умудрялись прорываться настоящие, душевные, замечательные фильмы. Один из них — этот.

    «Доживем до понедельника» я люблю с детства. Посмотрела его случайно, и чем-то зацепил, хотя тогда я мало что поняла. Зато теперь можно пересматривать и с каждым разом открывать для себя что-то новое. Что меня удивляет — тогда умели снять кино так, чтобы раскрыть душу каждого персонажа. Показать, какой он человек. Благодаря этому фильм и задевает за живое. Сейчас это даже в драмах не всегда получается.

    Другими плюсами картины является игра актеров (всем веришь безоговорочно, даже школьникам), красивый печальный саундтрек и замечательные стихи. Все, которые есть в фильме. Уже ради всего этого фильм смотреть стоит.

    Мне жаль тех, кто не понимает этот фильм и считает его устаревшим. Да, люди тогда были другими. Да, многие ситуации «оттуда» сейчас бы не произошли. (Хотя школа все-таки показана отлично: смотрю и в некоторых моментах прямо узнаю свою школу. Не так много чего и поменялось). Но чувства людей — они же одинаковы на все времена. Только сейчас их научились лучше скрывать. А, глядя на многих героев этого фильма, хочется стать лучше, честнее, искреннее. Разве это не важно?

    Как одному из любимых фильмов, ставлю безоговорочное

    10 из 10

    5 февраля 2012 | 11:18

    Во время летней практики нам выдало неожиданное задание: посмотреть фильм. В фильме речь идет о преподавании, и о том, как важно быть настоящим Учителем

    Действие происходит в обычной школе. Оно разделено на три дня соответственно: четверг, пятницу и субботу.

    В школу недавно пришла работать учительницей бывшая выпускница, Наташа Горелова. В этой же школе работает учителем истории Илья Семёнович Мельников. В четверг во время урока английского в класс влетела ворона. Во время ловли птицы в класс заглянул учитель истории Илья Семёнович Мельников. Поведение молодой учительницы, возглавляющей ловлю вороны, показалось ему «излишне либеральным», чего он не скрыл от Натальи Сергеевны. Та оскорбилась и решила занять жёсткую позицию по отношению к ученикам. Обиженные школьники решили объявить бойкот следующему уроку…

    Меня фильм очень задел. Он заставил меня прочувствовать еще раз, как много разных проблем может оказаться в школе и как важно всегда сохранять свое лицо и перед детьми и перед коллективом.

    8 из 10

    24 января 2015 | 01:02

    О школе и об учителях

    Традиционно фильм «Доживём до понедельника» считается одним из самых лучших в советском кинематографе. И действительно, он очень интеллигентный, очень лёгкий и нежный. Он очеловечивает человека и жизнь. Он прекрасен.

    Кто-то здесь говорил, что иная стала жизнь, и что школа стала иной тоже… Но это только на поверхности, а внутри ведь всё то же самое.

    Мне, учителю XXI уже века, было интересно смотреть на моих предшественников, отделённых от меня больше чем половиной века. И было ощущение, что не было этих 50 лет. Всё очень современно. Я вспоминала, глядя на ребят, своих учеников, и прежних, и нынешних. Настолько похожи по типажу они были. В учителях узнавала своих коллег. Авторам удалось захватить самую суть психологии учительского и ученического коллективов. Причём образ каждого учителя и ученика был сложен из мельчайших, тончайших деталей. Я бы сказала, что полтора часа наблюдала филигранную портретную работу сценариста и режиссёра…

    А самое главное — работу актёров, конечно.

    Этот фильм устроен так, что без гениальной работы актёров фильм просто не сложился бы. Абсолютно все актёры играли так, что слово «гениально» я отдаю безо всякой жалости и сомнения. Вот оно — непревзойдённое мастерство старой школы. Едва ли когда-нибудь этот золотой век повторится в истории нашего кино (но я в это всё равно верю).

    Каждый образ, вплоть до уборщицы, сыгран колоритно. Каждому актёру удалось создать образы по-настоящему больших людей, пусть со своими страданиями, недостатками, претензиями к жизни и к друг другу, но больших.

    И вот парадокс. Люди из века в век одни и те же. Среди моих коллег, и молодых, и средних лет, и пожилых, я могу назвать с лёгкостью (вопреки мнению многих о современной школе) множество тех, кто является вот таким вот Большим Человеком и в жизни, и в профессии. И такое же количество учеников, умных, честных, благородных. Но почему наш-то кинематограф их не видит? И не рождается у нас нечто хотя бы отдалённо близкое по качеству к фильмам уровня «Доживём до понедельника». На наших экранах появляется только разного рода шедевры под авторством дамы, которая ни капли крови не отдала, чтобы сделать ситуацию в этой самой школе лучше, если уж она, на её взгляд, так плоха.

    О любви

    Можно посмотреть на фильм не только с точки зрения доминирующей школьной темы. Например, с точки зрения любви.

    Эта тема раскрывается в двух плоскостях. С одной стороны, перед нами любовь двух девятиклассников. Эта линия очень интересная и талантливо воплощённая, но вот линия любви Натальи Сергеевны и Ивана Семёновича для меня её затмила. В первую очередь, благодаря своей психологической многоаспектности.

    С одной стороны, перед нами история любви людей с разницей в возрасте почти в 20 лет. С другой стороны, перед нами история любви учителя и ученицы.

    Всё это такие скользкие темы, которые при нечуткости режиссёра и сценариста могли бы покрыться плёнкой либо морализаторства, либо скабрёзности, а то и вовсе превратиться в банальщину.

    Но в данном случае этого не происходит. Здесь перед нами, на мой взгляд, одна из самых красивых историй любви в кино. Безо всего этого умопомрачительного секса, который пытаются нам предложить в западном кино как единственное проявление «красивой» любви почти всё время. Безо всяких шикарных поездок, вилл и авто, без всей этой мишуры. Всё скромно и целомудренно.

    Наталья Сергеевна — бывшая ученица Ивана Семёновича. У него даже хранится портрет Натальи Сергеевны со времён её ученичества. Эту пару смущало и раньше их чувство, но ведь Иван Семёнович сумел дождаться, когда Наташа повзрослеет, что в очередной раз подчёркивает, какой высокой культурой, и нравственной, и профессиональной, обладал этот человек. И как он сильно и по-настоящему любил свою Наташу.

    Но сейчас, когда Наташа сама стала учительницей, Ивана Семёновича останавливает уже разница в возрасте. Ей — 23, ему — 42. Ему кажется, что он ей не пара. С ней не может быть ему интересно. Но Наталье-то самой так не кажется. Она ищет в Иване Семёновиче не старшего товарища: Наташа — вполне самодостаточная взрослая девушка. И не покровителя. Она любит его. По-человечески. Как интересного, умного, талантливого мужчину. Она ценит его опыт и уважает его.

    И не зря режиссёр делает финал именно таким. Пусть финал остаётся открытым, но нам даётся вполне прозрачный намёк: Иван Семёнович переосмыслил ситуацию… Ведь главное — это когда тебя понимают… А разница в возрасте — это только цифры.

    24 апреля 2014 | 13:58

    Этот удивительный фильм Станислава Ростоцкого вышел на советские экраны в 1968 году. В это время в средних школах было много преподавателей фронтовиков, которые участвовали в боевых действиях великой отечественной войны.

    Главным героем в фильме стал учитель истории, фронтовик Илья Семенович.

    На протяжении всей картины видно каким уважением пользуется этот преподаватель у своего класса. Его уроки проходят в очень необычной обстановке, так как ученики слушают своего преподавателя буквально с замиранием сердца и неохотно покидают класс после завершения занятий. Сам же образ Ильи Семёновича предстает нам очень загадочным, этот человек нетрадиционен в своих чувствах и отличается от других. Его жизненные принципы сугубо индивидуальны и никто не способен на них влиять, даже собственная мать.

    В «Доживём до понедельника» так же очень подробно раскрыта такая вещь, как отношения преподавателей между собой в обычной средней школе. В начале каждого будничного дня режиссёр показывает кабинет учительской, где каждый преподаватель занят своим делом. Так же наглядно демонстрируется взаимодействие преподавателем друг с другом — в фильме эти отношения показаны, как очень непростые и нетрадиционные. В картине этому тонкому моменту уделено не мало времени. Регулярно на экране появляются сегменты, демонстрирующие диалоги преподавателей, приемущественно наедине. В этих диалогах и раскрывается сущность каждого из преподавателей, после этих сегментов зритель узнаёт лучше главных героев и уже становится возможным делать какие-то выводы по каждому из них.

    Очевидно, что большое значение в фильме сыграла такая сцена, как урок литературы, на котором ученики пытаются сформулировать своё представление о том, что же такое счастье. Здесь ученики раскрываются в другом направлении, каждый из них пытается написать это сочинение от всего сердца и откровенно донести до зрителя, что в их представлении и есть счастье.

    Кульминацией фильма становиться то, как классный руководитель учитель истории заступается за своего ученика благодаря чему его не выгоняют из школы и дают возможность реабилитироваться.

    Все события показанные в фильме «Доживём до понедельника» заставляют задуматься о современных преподавателей в нынешних средних школах, так как такая человечность, которая была характера для людей той старой закалки постепенно сходит на нет в современном обществе. В наше время люди заботятся больше о себе и думают только о своих проблемах и нуждах, не замечая проблемы других людей. Такое качество, как способность помогать другим в современном мире встречается все реже и все меньше людей действительно осознают ту простую и в то же время такую сложную для себя истину, над которой и заставляет задуматься этот фильм — что же такое все-таки счастье для каждого из нас.

    9 из 10

    19 июня 2013 | 23:52

    Фильм немного неровный, но может в этом его плюс.

    Нет чётко установленного начала, и концовки тоже нет. Фильм открыт с двух сторон — не очень хорошо прописана предыстория, и послесловие тоже замыленное. Оно, само собой, понятное, но его отправили в закат.

    Любовная линия если честно не удалась, это главный минус фильму. Она не «цепляет», не заставляет переживать. За каждого героя в отдельности — переживаешь, но за Них — нет.

    Во всём остальном — явный плюс. Хорошо и без пафоса показан надлом в человеке и проф. перегорание, неустроенность жизни и одиночество среди людей, самоогораживание от общества, которое зачастую не можешь и не хочешь принять. Очень грамотно влили песню про иволгу, текстом дополняет грусть-печаль героя до краёв.

    Тяжкий труд учителя тоже передан широко и «знающе» — в Вики почитал, что на показе Всесоюзного съезда учителей зрители стоя аплодировали. А это многое значит. Даже те, кто не в теме педагогики ясно себе представляют все те тяжкие будни, которые показаны в фильме. Шикарные сцены с сочинением на тему счастья. Тут мой внутренний романтикометр зашкаливал. Всё очень правильно растолковали. И сожжённые странички тетрадок были прекрасны. И в довершение стих «отпускающий» души сочинений на свободу.

    Отдельного слова заслуживает мальчик-поэт-поджигатель. Он несколько идеализирован и не по годам умудрён, но если закрыть на это глаза, то он на самом деле второй главный герой фильма. Поначалу кажется, что он протагонист Главному герою, мальчик юн, добр и влюблён, но в итоге получается, что мальчик и учитель схожи до идентичности, просто их «застали» в разных этапах жизни. Произнесённая фраза «человеку необходимо состояние влюблённости. В кого-нибудь или во что-нибудь. Всегда», эта фраза в чём-то гениальна, но это отдельная тема.

    И вот таких маленьких и очень точечных уколов в фильме много, на каждого зрителя можно найти момент или фразу, которая зацепит и уколет. Очень фехтовальный фильм. Сценарием-рапирой лично меня пару раз точечно задело.

    16 ноября 2015 | 23:57

    Прекрасный фильм «Доживем до понедельника» хорош во всех отношениях. Это и шикарная игра актеров, и гениальная задумка, и конечно же, глубокий смысл.

    Несмотря на то, что фильм был снят в 1968 году, он невероятно актуален и на сегодняшний день. Взять хотя бы принцип У2, который к сожалению, существует и в школе, и в жизни. Например, Надя Огарышева, которая не воспользовалась этим принципом и, написав в сочинении то, что думала и о чем мечтала, шокировала весь класс и, прежде всего, учительницу. Если представить эту же девушку в современной школе, то в лучшем случае, над ней просто не будут издеваться.

    А как не согласиться с тем, что Илья Семеныч сказал об учебнике истории? Ведь задумывающемуся человеку с логическим мышлением без боли в сердце нелегко читать современные учебники, в которых декабристы оказываются кучкой заговорщиков, мечтающих захватить власть, а не прогрессивно мыслящими и высокодуховными людьми, пытающимися бороться за свободу крестьян и за лучшую жизнь.

    А задумывался ли кто-нибудь сейчас, как Генка Шестопал, над тем, что такое счастье? Увы, у большинства людей в современном мире счастье — в деньгах. А много ли у нас преподавателей, которые заставляют на уроках думать и мыслить и преподают предмет, так что заслушаешься, таких, как Мельников?

    Этот фильм заставляет проводить параллели с современной жизнью, с современной школой. И отсюда встает вопрос: «А что изменилось?» Но если что-то и изменилось, то в худшую сторону. «Доживем до понедельника» — замечательный фильм, который призывает меняться к лучшему.

    10 из 10

    21 июня 2012 | 00:04

    Мне кажется, что этот фильм, он «с двойным дном». Внешне — это заурядная киноистория из школьной жизни. И там есть молодая учительница Горелова, есть опытный и хороший педагог Мельников Илья Семенович, а есть педагог косный и консервативный — Светлана Михайловна. И Мельников Горелову любит еще с ее школьных лет, она когда-то у него училась. И есть некий 9-й класс, там «любовный треугольник»: красавица Рита Черкасова, ей симпатизируют практичный и циничный Костя Батищев и романтичный школьный поэт Геннадий Шестопал. И какие-то происходят школьные события: ученики приносят на урок молодой учительнице ворону, срывают урок. Потом пишут сочинение, ученики мыслят свежо, а немолодая учительница — косно. И мораль там такова, что нужно молодой учительнице брать пример с хорошего учителя, а не с плохой учительницы. И что детям нужно себя хорошо вести и т. п.

    Но, конечно же, там все сложнее и все глубже. И основное там запрятано не в сюжете и не в тексте, а как бы между строк или «между кадров». Прекрасный педагог Мельников (честный, эрудированный, совестливый) постоянно мучается, ведет себя нервозно, обижает окружающих, и причины напрямую не называют: то ли это от неразделенной любви, то ли от жизни устал.

    Там есть разговор Мельникова с директорам школы. Разговор нарочито сумбурный, бестолковый. Но при этом Мельников жалуется на то, что «учебник истории в нынешнем году не такой, как в прошлом». А директор говорит, что для него нет проблем: «свежая газета — последнее слово исторической науки» (цитирую по памяти). И я могу предположить, что Мельников (бывший фронтовик) учился на педагога сразу после войны. Стало быть, в свои первые учительские годы он преподавал историю в сталинской трактовке (с «двурушниками» и скрытыми злодеями, окружавшими Ленина в 1917 г., и справедливо их всех было посадить/расстрелять в 1937-38 г. г.). А потом нужно было смотреть своим ученикам в глаза и рассказывать, что Сталин был неправ, а оказывается был «культ личности», но теперь все будет хорошо, и к 1980-му году построим коммунизм. А после 1964 года (это уже совсем близко к времени действия фильма) и Хрущев оказался не так хорош, но зато главным событием войны было сражение на Малой земле.

    И потом нам показывают (кажется это единственный случай в советском кино и применительно к положительному педагогу), как Мельников вечером в обычный будничный день просит старую матушку налить ему водки. И можно только догадываться, сколько реальных учителей истории — честных и совестливых — уходили в запой потому, что стыдно было ученикам в лицо смотреть, учить их добру и справедливости, но оправдывать политику властей.

    Думаю, еще очень важный эпизод — это когда Мельников-Тихонов встречает Бориса Рудницкого, своего бывшего ученика. Тоже там «для официальных зрителей» данный эпизод замотивирован тем, что Рудницкий собирался жениться на Гореловой-Печерниковой. А это для Мельникова (безнадежно влюбленного в Горелову) лишняя «соль на раны».

    Должен сказать, что эпизод с Рудницким поначалу вызывал у меня повышенный интерес, потому что там не все стыкуется. Рудницкий был «любимым учеником Мельникова», стало быть, предмет знал и формально, и неформально. Он — одногодок Гореловой. Следовательно, вчерашний выпускник ВУЗа и «молодой специалист». А такие в советское время обычно в первые годы работали за небольшую зарплату и в режиме стажера. При всем этом он в деньгах не стеснен, имеет персональную машину с шофером. И его собирались послать «в длительную командировку в Англию». А тогда выехать за границу для обычного человека было редкой удачей, мечтой всей жизни.

    Я думаю, что скорее всего Рудницкий работает в каком-нибудь горкоме или обкоме партии или комсомола. То есть, Мельников мучается совестью перед детьми из-за вынужденной лжи и двойных стандартов, а бывший ученик готов пристроить его «по знакомству» в тот обком, чтобы эрудированный человек красноречиво и с правдивыми глазами рассказывал другим партийцам, что нынешний курс партии — самый правильный и единственно возможный.

    Другой интересный эпизод — когда Мельников получает письмо от родителя. Чиновный папа пишет, что история — наука простая, там «не нужно быть семи пядей во лбу». И действительно, общественные науки в советское время содержали набор лозунгов или догм: «материя первична, сознание вторично», «под мудрым руководством партии достигли выдающихся побед», «коммунизм — это молодость мира, и его возводить молодым». И для хорошей оценки нужно было это только заучить и произносить к месту.

    А Мельников вместо этого совершает все мыслимые прегрешения: выбирает для изучения нетипичные и непоказательные исторические эпизоды (про лейтенанта Шмидта, про которого 5 строк в учебнике); требует читать другие книги помимо учебника (мало ли, что там прочтут); поощряет учеников думать и сомневаться (как можно сомневаться в том, что написано в учебнике!). Так что чиновный папа тут не просто ратует за дочку, а грозит Мельникову «состряпать дело» по идеологической линии!

    Эпизод про сочинение «о счастье» тоже характерен. Казалось бы, что стоило той Светлане Михайловне просто поставить девочке после урока «двойку» за «неверно раскрытую тему» и спустить дело на тормозах. А она устраивает скандал, да еще очень просит: «Напиши про Катерину, может быть успеешь!» А дело тут в том, что школьное сочинение — это документ. И, помимо того, что «в СССР секса нет» и что «рано в 9-м классе девочкам думать о замужестве и деторождении», так и вопрос «Что такое счастье?» предполагал вполне определенные «правильные» ответы. Например: «Счастье — это когда добросовестно учишься в школе, упорно трудишься взрослым, и тем приближаешь наступление коммунизма!» А то, что написала в сочинении Надя Огарышева, это реальная «бомба» под педагога и «подарок» для иного чиновного папы, любящего «слать сигналы»: документальное свидетельство «недоработок в идейно-воспитательной работе».

    Ну вот. И фильм-то черно-белый. И снят полвека назад. Но я иногда думаю, что под видом заурядного кино из школьной жизни коммунист, фронтовик, инвалид войны и просто смелый человек Станислав Ростоцкий снял исключительно «антисоветское кино о советской школе». И когда в наши дни я слышу призывы «бороться с фальсификацией истории» (и уголовно наказывать историков, чьи трактовки исторических событий отличаются от потребностей сегодняшнего дня) или «написать самый правильный единый школьный учебник истории» (который бы содержал простые и четкие ответы на самые сложные и неоднозначные вопросы, а также конечный перечень исторических фактов, которые следует знать школьникам), то я вспоминаю грустные глаза Тихонова-Мельникова. И думаю о том, как удалось в те непростые годы снять кинофильм, который и в XXI веке не потерял своей злободневности и актуальности!

    10 из 10

    Бесспорный киношедевр!

    13 марта 2014 | 05:59

    «Доживём ли до понедельника»?

    Гениальные сценарий, постановка, игра актёров.

    … Весь класс словно сорвался. Шум-гам, по классу летает перепуганная ворона… И только один ученик — Гена Шестопал, — сидит без движений на предпоследней парте.

    Костя Батищев представляет единственного укротителя ворон. Рита Черкасова аж по парте стучит ладонями, все с нескрываемым восторгом аплодируют удачной импровизации.

    … Гена Шестопал продолжает сидеть без движений и молча наблюдает за этой сценой.

    Можно увидеть этот контраст с первого просмотра? Вряд ли!

    Но авторы фильма не показывают крупным планом того, который не как все, — «шестопала», у которого не как у всех пять, а шесть пальцев. Уже в фамилии героя раскрывается его содержание.

    … Класс бастует. Разбились по группам. Гена Шестопал выше всех. Он забрался на строительные конструкции. Он один читает книгу, — и этим он выше других. Как тонко, ненавязчиво формируется авторами образ героя.

    Но есть и более горький смысл в задумках авторов. Тот, который «не как все», который «шестопал», — «Он честный», — говорит о нём Надя Огарышева. А все остальные, выходит, — нет. К сожалению, да. И это сказано в фильме — общественная ситуация заставляет людей быть нечестными.

    … Простая, казалось бы, сцена. Уборщица водит детей по историческому классу и просит прочитать первоклассника стихи, написанные на плакате: «Кто не видит вещим оком толщи трёх тысячелетий, тот в невежестве глубоком день за днём живёт на свете» (Гёте)

    Вот Вам и история, которая — не математика, которую, якобы мол, изучать легче. Но попробуй изучи «толщу трёх тысячелетий» — и эта наука окажется сложнее любой математики. А не изучишь, — останешься невеждой. И всё дело в том, что это — истина.

    Авторы фильма хотят сломать ложный стереотип. История наука, — говорят авторы, — изучать которую — большой труд, и которая — первейшая из наук.

    … Фильм только начался. Актовый зал. Светлана Михайловна входит в зал и говорит Илье Семёновичу: «Не люблю врать». А спустя пару минут подходит к пианино и начинает беспардонно врать мелодию песни: «В нашем городе дождь…». Илья Семёнович, поправляет её, ударяя по той ноте, которую неправильно берёт Светлана Михайловна. — Мораль: весь фильм Светлана Михайловна будет «врать» себе и ученикам, а Илья Семёнович будет её поправлять.

    Как филигранно тонко преподносится сюжет фильма.

    Но вот тихо, как бы про себя, поёт Рита Черкасова:«Я ехала домой, я думала о Вас». Когда Рита поёт «я думала о Вас», — показывают того, о ком она думала: Гену Шестопала. Рита, всё-таки, иногда думает о Гене Шестопале.

    Рита поёт дальше: «Тревожно мысль моя и путалась и рвалась» — у неё ещё не сложилось мнение о том, что собой представляет Гена.

    Но как чисто поёт Рита, как точно она берёт высокую ноту «и пу-талась и рвалась»!

    А ведь это поёт Ольга Остроумова. Удивительной чистоты голос. «Браво!!!», Оля.

    Ученица поёт чисто, а учительница — врёт. Мысли Риты Черкасовой ещё чистые. Её ещё не научили врать. Но она ещё не умеет сказать правду, как Гена Шестопал.

    «Журавлиная песня». Она звучит с первых кадров и до конца. Но звучит без слов, и как звучит!

    Начало фильма. Мы слышим неторопливую прекрасную мелодию. И вдруг, — еле заметное замедление темпа, как бы приглашающее к размышлению.

    Это как у Георгия Свиридова в его музыке к пушкинской «Метели», — где каждая нота несёт в себе глубочайшее содержание.

    Композитор не злоупотребляет вариациями темпа. Они всегда очень выдержаны,- как и всё, что мы видим на экране.

    Это не враньё, не небылицы,
    Видели другие, видел я,
    Как в ручную, глупую Синицу,
    Превратить пытались Журавля.


    Советская школа — а именно о ней речь в фильме — пытается превратить в ручных и глупых «послушников» — в Синицу, — подрастающее поколение.

    Зачем?

    «Что б ему не видеть синей дали
    и не отрываться от земли»


    Чтобы ученики не пытались заглянуть в «синюю даль», и не отрывались от той «земли», т. е. от тех канонов, от той религии, которую для них уготовила власть.

    Несомненно, цели были благородные. Но методы не соответствовали цели, и поэтому не могли к ней привести.

    «Спрятали в шкафу, связали крылья
    Белой птицы счастья моего,
    чтобы она дышала тёплой пылью
    и не замышляла ничего».
    Но не даром птица в небе крепла
    Дураки остались в дураках»


    Оценка авторов фильма тем, кто пытается связать «птицу счастья», — и не важно, учителя ли это, или власть.

    Я долго недоумевал: почему в фильме не звучат слова «Журавлиной песни». И только много позже понял, что это тот же приём, когда Гену Шестопала усадили на задний план, и постарались сделать так, чтобы его мог заметить только проницательный взгляд. Так и с песней. Слова её не звучат, но их смысл подразумевается и делает богаче содержание фильма.

    Особо хочется сказать о названии «Доживём до понедельника».

    Какой в нём смысл? Не с потолка же свалилось это название.

    С четверга и до субботы между учителями и учениками были раздоры, конфликты. Но начиная с последнего урока субботы, между учениками и учителем установились новые и необычные отношения.

    Ученики восхищены поступком учителя, ставшего на сторону честного Шестопала.

    Илья Семёнович, может быть, впервые, увидел это восхищение, выразившееся в вот-вот готовых сорваться слезах из глаз девчонок, и в не по детски серьёзных глазах ребят, когда они услышали от него слова прощания.

    Эти новые отношения вдохнули радость в души и учеников и учителя. Они заставили Илью Семёновича изменить своё решение и остаться в школе.

    Это те отношения, которые и должны быть между учителями и учениками, — так говорят авторы фильма. И с этими отношениями герои остаются жить «до понедельника».

    Есть ли это отношения счастья? Конечно. Отношения, когда ученики и учителя понимают друг друга.

    Именно так выразил эту мысль Гена Шестопал (авторы фильмы) в своём сочинении о счастье.

    Поэтому от субботы до понедельника их жизнь будет наполнена счастьем. Доживём ли мы до такого дня, когда между людьми будут построены отношения счастья? Доживём ли до понедельника? Доживём, — отвечает фильм.

    Поэтому, когда мы видим последние кадры,

    - групповую фотографию 9-го «В» класса, на которой красуется любовный треугольник: фотографии Риты, Кости и Гены образуют треугольник, но Гена — в центре фотографии, а рядом с ним — честная Надя Огарышева — они — золотая сердцевина, честь и совесть общества,

    - в нас вселяется такое же счастье за учителей, за ребят, за создателей фильма, которыми переполнены сердца героев фильма,

    «Доживём до понедельника»!!!

    Я ничего не сказал об игре Ирины Печерниковой…

    Её роль — ошеломляет. Сначала надо прийти в себя от её игры, а потом уже что-то говорить. Не уверен, что удастся прийти в себя.

    10 из 10

    19 апреля 2011 | 18:54

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    КиноПоиск в Каннах

    Индекс популярности

    Новости


    24 марта на кольцевой линии московского метро появился необычный поезд. Он целиком посвящен истории отечественного кино. Перед глазами пассажиров вместо привычной рекламы предстали афиши и кадры из фильмов, интересные факты и ключевые этапы развития российского кино. КиноПоиск первым побывал в новом поезде. (...)
     
    все новости

    Статьи


    Звенит последний звонок, и многие с грустью понимают, что наступила пора расстаться с любимыми (или ненавистными) учителями. КиноПоиск собрал собственный педагогический состав, расставаться с которым не придется. Достаточно пересмотреть любимое кино. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    Современный жесткий вариант «Доживем до понедельника» — так описывает фильм «Клинч» продюсер Рубен Дишдишян. «Это не пустышка», — говорит Агриппина Стеклова. КиноПоиск заглянул на съемки трагикомедии о школьном учителе и подглядел за Алексеем Серебряковым(...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Хроника событий отечественного кинематографа: 26-28 августа
    Обсуждение темплана фильмов закончилось скандалом (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 543 964102 969
    Деньги686 544 097 руб.10 608 672
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    175.Звёздные войны: Эпизод 6 – Возвращение ДжедаяStar Wars: Episode VI - Return of the Jedi8.137
    176.Ледниковый периодIce Age8.135
    177.МедведьL'ours8.135
    178.Новый кинотеатр «Парадизо»Nuovo Cinema Paradiso8.133
    179.ИсчезнувшаяGone Girl8.131
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Бегущий по лезвию 2Untitled Blade Runner Project95.41%
    7.Призрак в доспехахGhost in the Shell95.38%
    8.Дом странных детей Мисс ПерегринMiss Peregrine's Home for Peculiar Children95.09%
    9.Девушка в поездеThe Girl on the Train95.08%
    10.ОноIt94.97%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Учитель на заменуDetachment182
    Пурпурный дождьPurple Rain3
    Иваново детство39
    Снупи и мелочь пузатая в киноThe Peanuts Movie10
    Джейн ЭйрJane Eyre267
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Angry Birds в киноAngry Birds6.554
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.628
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War7.785
    Экипаж8.179
    Любовь не по размеруUn homme à la hauteur7.134
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры