всё о любом фильме:

Доживем до понедельника

год
страна
слоган-
режиссерСтанислав Ростоцкий
сценарийГеоргий Полонский
директор фильмаГригорий Рималис
операторВячеслав Шумский
композиторКирилл Молчанов
художникБорис Дуленков, Эльза Рапопорт
монтажВалентина Миронова
жанр мелодрама, драма, ... слова
зрители
СССР  31 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время106 мин. / 01:46
Учителю истории Мельникову знакомы и сомнения, и чувство неудовлетворенности. Пусть он не всегда бывает прав, но он борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Съёмки фильма проходили в московской средней школе № 234.
    • Единственный фильм, в котором Ростоцкий снял свою жену актрису Нину Меньшикову.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1969 году.
    Фрагмент 02:45

    файл добавилMoralEnd1990

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 564 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Эту оду советской школе я бы ввел в обязательную школьную программу. Пусть современные дети знают, как им повезло!

    Про художественные достоинства фильма Ростотского, вернее их отсутствие, понятно даже фанатам фильма, поэтому сфокусируюсь на особенно впечатливших лично меня моментах.

    «Доживём до понедельника» — это путеводитель по менталитету советского человека — своего рода, усреднённый психологический портрет наших бабушек и дедушек. Согласно ему, если вы живёте в Москве в 70-х, для вас характерны следующие поведенческие паттерны.

    1. Бежать, бежать и ещё раз бежать.

    Герои фильма постоянно куда-то бегут. Обижаются и бегут. Сами бегут, просят, чтобы кто-то бежал:

    - Наташа Горелова выбегает из класса за Ильёй Семёнычем;

    - «голубушка Таисия Николаевна» после замечания Ильи Семёныча (далее И. С.)пулей выбегает из учительской;

    - Надя Огарова выбегает из класса после шутки Гены Шестопала про кристины и т. д.

    2. Советовать и упрекать. Упрекать и советовать.

    Подойти к человеку и сказать, что ты думаешь по поводу его поведения, поступков, настроения — вот оно истинное призвание честного труженика. Все делают это. Поэтому советчиков обязательно внимательно выслушивают.

    И. С., как и положено главному герою, лидирует и в этом плане. У него как будто имеется личная картотека предъяв и косяков на всех и каждого. Он — ходячий медиатор чужого поведения. Практически святой. Под его раздачу, помимо прочих, попали: бывший ученик, Горелова, Светлана Михайловна, ученики его класса, и, конечно же, директор школы, который не такой честный и правильный, каким должен быть по мнению И. С.

    Остальные герои тоже не отстают:

    - Светлана Михайловна без спроса заходит в актовый зал, где после уроков решил помузицировать И. С., и вываливает на него кипящую кастрюлю своих размышлений о том, что с ним не так. И. С. вместо того, чтобы её послать, внимательно слушает. Злится, но слушает. Потом не выдерживает и уходит, не прощаясь;

    - бывший ученик подвозит И. С. и выдаёт ему свой взгляд на то, что у И. С. слабенькое КПД по жизни. И. С. внимательно слушает. Потом не выдерживает и выбегает из машины. В дождь. Без зонта;

    - мама И. С. только и ждёт момента, чтобы прокричать сыну: «Мне интересно, о чём сын думает!» — и тут же по пути закинуть пару советов про то, как сыночку нужно жить;

    - мамаша, пришедшая просить за сына двоечника у И. С., после того, как убедилась, что ему поставят тройку, моментально перезагрузилась и начала орать в буквальном смысле слова: «Вы спросили, почему у него память плохая?!! А может быть он с детства головку не держал? Может быть он не доедал, болел?» — надрывалась она на всю школу. И это совершенно нормально было воспринято И. С., как и то, что он поставил незаслуженную тройку ученику(если это не зарождение коррупции то, что?);

    - Гена Шестопал, задвинув монолог про сочинение в стиле «У2» ("угадать и угодить») и почему оно не достойно честного человека, тут же предъявляет однокласснице: «Есть у нас такие, а Эллочка?!»

    3. Обижать и обижаться!

    Это базис. Мастхэв для гражданина страны советов. (Теперь понятно, кто мог принять закон об оскорблении чувств верующих) В фильме нет героя, который не готов взорваться от обиды по только ему понятному поводу. Нет героя, который не готов обидеть кого-угодно без повода:

    - целый класс обиделся на учительницу;

    - И. С. обиделся на бывшего ученика;

    - мама И. С. на И. С.;

    - Таисия Николаевна на И. С.;

    - Надя Огарышева на Гену Шестопала;

    и т. д.

    Отдельно упомяну про рассказ о том, что такое настоящее женское счастье по мнению авторов фильма, который они вложили в уста отличницы Нади Огарышевой: «Я, например, хочу встретить такого человека, который любил бы детей. Потому что без них женщина не может быть по-настоящему счастливой!» (и это несмотря на то, что ни у кого из работников школы, показанной в фильме, детей нет) «Если не будет войны, я хотела бы иметь двоих мальчиков и двоих девочек, тогда до конца жизни никто не почувствует себя одиноким!»

    Фильм вышел в 1968 году, а дети живут в ожидании войны, мало ли что. Но интересней другое — Наденька, сама не понимая, озвучила главный страх советского человека — страх одиночества. Им постоянно пугают и себя, и окружающих истинно советские люди.

    Финал её рассказа не отстаёт от начала: «Я ничего не написала о труде… Но разве у матерей мало работы?..» Короче, хочешь баба быть счастлива, найди баба мужика (не который нравится, а который любит детей), роди четверых и о работе не думай! Наденька подаёт этот текст с таким надрывом и таким самомнением, что любая реакция на него, кроме благоговения звучит как матерная шутка на похоронах.

    Ирония, иронией, но я думаю, не один миллион женщин в России чувствует себя несчастными, потому что не вписывается в рабоче-крестьянскую схему Огаровой, которая в той или иной форме 50 лет транслировалась в популярном советском кино и транслируется до сих пор.

    И, конечно, фундамент, краеугольничек всей этой энциклопедии гомо советикус — это главный герой фильма Илья Семеныч, сорокалетний мужик, живущий с мамой. Занавес.

    Пора называть вещи своими именами и возвести монумент маме-сыну при входе на Мосфильм, чтобы новое поколение авторов не забывало про самый востребованный мужской образ национального кинематографа — маминькин сынок.

    И напоследок резюмирующий диалог: «Опять моросит? — спросила мама. — Мам, ты не замечала, что в безличных предложениях звучит какая-то безысходность: не на кого жаловаться и не с кем бороться? — ответил И. С.»

    Жаловаться и бороться! Бороться и жаловаться! Иначе безысходность!

    PS

    И да, я совершенно не зря потратил час сорок минут. «Доживём до понедельника» обязательно нужно смотреть, чтобы лучше понимать не только Родину, а себя.

    4 из 10

    17 декабря 2015 | 21:06

    Я даже толком не знаю, за что поставил этому фильму 4 из 10! Это завышенная оценка. И тем более теряюсь в догадках, за что его почти все поголовно хвалят.

    Мне нужно было по работе посмотреть пару-тройку педагогических фильмов. Конечно же, я сперва глянул рейтинги, чтобы не тратить своё время на что попало, а просмотреть лучшие картины на педагогическую тему. «Доживём до понедельника» попал на 235 место топ-250 лучших фильмов по рейтингу на Кинопоиске. Дай, думаю, посмотрю…

    Какая же скукотища! Я давно уж не припомню столь скучного фильма. Мне кажется, даже «Комбинат «Надежда»» и то поинтереснее будет. Конфликты притянуты за уши, страдания персонажей выеденного яйца не стоят (разве что личная драма противной и желчной завучки понятна), диалоги наивные, актёрская игра театральна в худшем смысле этого слова: актёры безбожно переигрывают, особенно сыгравшая молодую училку, безнадёжно влюблённую в Тихонова. Сам по себе угрюмый и замкнутый персонаж Тихонова не лишён некой таинственной харизмы (так что понятно, почему эта роль считается одной из его лучших), но что конкретно его гложет — так толком и не понятно: опять же, конфликт высосан из пальца, и мотивация персонажа неясна.

    Единственно кто сыграл сильно — это жена режиссёра, исполнившая роль завучки: ей я верю. Но сыгравшие учеников актёры страшно действуют на нервы, а от звучания английского языка (махровейшего Soviet English) коробит. Операторская работа тоже весьма неудовлетворительна: большинство кадров переоблегчены — снизу картинка неуместно обрезана, а над головами актёров воздуха с ладонь. Ужасно бесит. В некоторых сценах оператор создал интересные светотеневые рисунки (например, в сцене диалога завучки и Тихонова, когда в зале вырубился свет; или в сценах у Тихонова дома, когда он с мамой), но жуткая композиция кадра портит всё впечатление.

    И, наконец, главный, на мой взгляд, недостаток фильма — его медленный темпоритм. Я не смог посмотреть фильм за раз. Прерывался и не хотел возвращаться к просмотру. Но буквально заставил себя досмотреть до конца (чтобы понять, за что же его так самозабвенно хвалят), но это один из тех случаев, когда старые фильмы смотреть бывает мучительно скучно, ведь я привык к динамичным и увлекательным современным кинолентам.

    В общем, вердикт мой неутешителен. Скукотища и мура, с выковырянными из носа конфликтами, слабыми диалогами и кое-какой актёрской игрой. Исключение — актриса, сыгравшая противную завучку: на мой взгляд, ей удалось создать глубокого персонажа, а вот Тихонов здесь держится чисто на своей личной актёрской харизме и мужском обаянии, но персонаж у него получился излишне таинственный и нарочито непонятный: он не понятен не только зрителю, но и сам себе. Я не отрицаю, что такие запутавшиеся люди в реальной жизни существуют, но в фильме хотелось бы видеть кого-то вызывающего больше интереса. И, как и другие произведения соцреализма, фильм очень далёк от реальной жизни, что не позволяет полностью поверить в эту историю и сопереживать героям.

    Жаль потраченного времени.

    4 из 10

    6 декабря 2015 | 08:43

    Этот фильм — один из самых любимых моих фильмов. Фильм снят по повести Г. Полонского. Здесь — самая первая роль в кино Ольги Остроумовой, великолепный Вячеслав Тихонов, очень трогательная Ирина Печерникова… И удивительная песня на слова Н. А. Заболоцкого… Ее на удивление простая мелодия навсегда врезалась в мою память…

    Фильм о взаимоотношениях людей, об учителях и школьниках, об уроках и переменках, о сомнениях и открытиях… Добрый светлый фильм, наполненный любовью, любовью многогранной: между молодыми людьми, любовью между людьми старшего возраста, любовью к истине, любовью к работе, любовью к справедливости…

    Этот фильм дает возможность взрослым думающим людям взглянуть на детей с несколько другой стороны: Сколько мудрецов бились над вопросом, Что же такое счастье? Оказывается, все очень просто: Счастье- это когда тебя понимают. И все. Мальчишка с открытой душой и добрым сердцем дал абсолютно правильный ответ!

    Фильм нужный. Вечный. И несмотря на некоторые исторически оправданные атавизмы, он все-таки современен! А некоторые персонажи как будто сегодня подсмотрены режиссером в школьных коридорах: к примеру, -Батищев. Ведь это весьма современный молодой человек. Таких вот деловых, красивых, продвинутых очень много! Многие ребята стремятся быть такими. Крутыми. Но бездушными.

    И таких людей, как учительница литературы (очень точно сыгранная Ниной Меньшиковой), тоже долго искать не придется. К сожалению. Таких горе-училок сейчас в наших школах поголовное большинство! Вот таких вот издерганных, вкалывающих от зари до зари «на нервах», зашоренных в рамках образовательного процесса, и в личной жизни безумно одиноких и несчастных…

    А какая умница девочка, которая написала то самое «неприличное» сочинение, из-за которого вся эта история и случилась… Она не побоялась встать и попытаться отстоять своё мнение, свои собственные взгляды…

    Пересматривая этот фильм время от времени и переосмысливая его место в кинематографе, понимаешь, насколько «Доживем до понедельника» выше неиссякаемого бездушного и бессмысленного потока боевиков и сериалов, льющегося на нас со всех экранов! Насколько он искреннее и тоньше затрагивает патриотические чувства, чем бешено дорогие михалковские творения а-ля Голливуд… Точный, правдивый, лаконичный, хорошо сыгранный, без патетики, фильм, рождающий самые добрые чувства…

    Как же нужно тонко чувствовать людей, чтобы снять такой фильм!!!

    10 из 10

    15 сентября 2007 | 01:45

    «Доживем до понедельника»… Замечательный фильм! Один из лучших фильмов о школе, я думаю. Столько в нем душевности, искренности.

    Это — одновременно и простой, но и необыкновенно сложный фильм о трех днях из школьной жизни. При этом в фильме раскрываются не только взаимоотношения между учениками и учителями, но и темы счастья, любви, внутренней свободы.

    «Счастье — это когда тебя понимают»,- написал в своем сочинении Генка Шестопал. В этом коротком предложении заключается то, о чем, может быть, многие и не задумываются.

    Гена — мечтатель, романтик, он даже становится одним из моих любимых персонажей. Мне очень понравилась задумка о том, как Гена пишет свое сочинение:он смотрит на Риту Черкасову, беззаботно болтающую с «телохранителем» Костей Батищевым, и выводит на листе это единственное предложение о счастье. Рядом лежит рисунок, на котором изображен профиль Риты… И все это — под трогательную, необыкновенно прекрасную музыку — «Журавлиную песню» композитора Молчанова, которая до сих пор звучит в ушах.

    Очень важный момент: Генка убирает наречие «по-моему» только после того, как Надя Огарышева прочитывает свое сочинение. Гена и Надя как будто оказываются заодно, «по одну сторону баррикад», ведь их объединяет… их честность. Рамки, в которые пытаются втиснуть неокрепшие еще сердца и умы учеников — не для них, так же как и принцип «У-2» — угадать-угодить.

    Многим в наше время будет непонятно, как же такое непримечательное сочинение Нади может вызвать столько эмоций, причем негативных, у преподавателя. Сейчас желание иметь «двоих девочек» и «двоих мальчиков» вызовет по большей мере удивление. Но ведь времена были другие. Любая вольность, любое отступление от правил — уже предпосылка чего-то нехорошего. Так думало большинство, а все потому что боялись. Боялись новизны мыслей, нестандартного мышления, не зная, что с этим делать, к чему это может привести. Учительница литературы Светлана Михайловна приказывает Наде порвать сочинение, которое так возмутило ее представления о «нормальном» счастье. Это сочинение испугало ее, и она нашла единственную правильную для себя реакцию — рассердиться.

    Но консерватизм в мышлении — не единственная причина этой реакции. Светлана Михайловна почувствовала себя несчастной. Она поняла, что эти подрастающие ребята мечтают о том, чего у нее не было: простого человеческого счастья. Счастья, заключающегося в любви и понимании.

    Светлана Михайловна — это одинокая, педантичная и принципиальная женщина,«живущая» школой. Она неодобрительно и иногда с завистью смотрит на Наташу, молодую и совсем непохожую на нее учительницу английского. У Наташи впереди целая жизнь, много надежд и при этом уже сформировавшийся взгляд на мир. Светлана Михайловна же ничего не ждет, она уверена, что так и останется несчастливой. При этом она не собирается ничего менять. Светлана Михайловна пытается добиться расположения Ильи Семеновича, и отчаявшись, спрашивает у него:«За что вы меня так ненавидите?». «Да не вас… как вам объяснить» — отвечает он ей. В этой недоговоренности — несовместимость их принципов, идей, взглядов на жизнь.

    Конечно же, самый принципиальный персонаж — это Илья Семенович, учитель истории, главный герой фильма. В его разговоре с директором (а также бывшим сокурсником и боевым товарищем) Николаем Борисовичем Ростоцким ставится один важный вопрос. Лучше, чтобы уважали или чтобы любили? Николай Борисович говорит только об уважении к Илье Семеновичу, однако он не знает, что Илья Семенович и любим Наташей.

    Я думаю, нет такого человека из зрителей, который не симпатизировал бы Илье Семеновичу. Вдохновение, с которым он рассказывает о Шмидте или о «настоящих бастующих» внимательно слушающим его школьникам — это уже говорит о многом. Илья Семенович — настоящий учитель, он именно «воспитывает» в школьниках людей. Он и обращается с ними как со взрослыми.

    Илья Семенович иногда категоричен, но говорит то, что думает. Он делает замечание учительнице младших классов, которая употребляет в речи глагол «ложить»,выходит раньше времени из машины подвозившего его бывшего ученика, который стал успешным, но циничным и бездушным. Очень колко и достаточно обидно Илья Семенович подшучивает над Светланой Михайловной.

    При этом Илья Семенович дарит цветы Светлане Михайловне по случаю юбилея, о котором все забыли, удовлетворяет просьбы матери о тройке для сына. К тому же он такой же романтик, как и Гена Шестопал. «Одинокий странник», наигранный им на рояле в актовом зале, песня «В этой роще березовой», положенного на прекрасные стихи Заболоцкого (музыка, кстати, тоже Молчанова) еще раз подчеркивают возвышенность, духовность Ильи Семеновича. В песнях — лирическая грусть… По кому, по чему?Эти вопросы остаются риторическими. Но, конечно же, большое место в его мыслях и душе играет Наташа.

    Очень непростые отношения у Ильи Семеновича и Наташи. Наташа до сих пор влюблена в него, а он еще боится открыться. В некоторых моментах Илья Семенович ведется себя даже странно, например, когда уходит, не дождавшись Наташу, окруженную толпой встретивших ее бывших одноклассников. Непонятно, как будут развиваться их отношения, но я думаю, что они все-таки будут вместе. Иначе быть не должно, мне кажется.

    Конечно же, нельзя не сказать об игре актеров. Взгляд Ирины Печерниковой в роли Наташи я не забуду долгое время. Беспредельно нежный, умный, иногда вопрошающий и ироничный… В этом взгляде могут вместиться все эмоции, за один только взгляд можно уже полюбить эту актрису. Игра — безупречна. Я бы не представила книжный образ Наташи лучше, чем это сделала Ирина Печерникова.(Я читала и книгу Полонского).

    Игра Вячеслава Тихонова выше всех похвал. Ни в одном моменте не чувствовалась фальшь или несовпадение с образом. Прекрасный образ, прекрасный актер!

    Нина Меньшикова мне тоже понравилась в роли Светланы Михайловны. Кстати, это единственный фильм Ростоцкого, в котором снялась его жена.

    Очень импонирует мне Валерий Зубарев в роли Генки Шестопала. По книге я представляла себе Шестопала немного другим, но воплощение его в фильме в виде этого актера приятно удивило.

    Ольга Остроумова, исполнявшая Риту Черкасову — очень красивая актриса. Восхитительно передан образ — очень точно и натурально.

    Мне не понравился лишь образ Николая Борисовича, директора школы в роли Михаила Зимина. Мне кажется, что директор должен был быть более взрослым, мудрым, рассудительным.

    Конечно, этот фильм стоит посмотреть каждому. И тем, кто учится, и тем, кто далеко уже отошел за пороги школы.

    21 декабря 2013 | 02:13

    Фильм немного неровный, но может в этом его плюс.

    Нет чётко установленного начала, и концовки тоже нет. Фильм открыт с двух сторон — не очень хорошо прописана предыстория, и послесловие тоже замыленное. Оно, само собой, понятное, но его отправили в закат.

    Любовная линия если честно не удалась, это главный минус фильму. Она не «цепляет», не заставляет переживать. За каждого героя в отдельности — переживаешь, но за Них — нет.

    Во всём остальном — явный плюс. Хорошо и без пафоса показан надлом в человеке и проф. перегорание, неустроенность жизни и одиночество среди людей, самоогораживание от общества, которое зачастую не можешь и не хочешь принять. Очень грамотно влили песню про иволгу, текстом дополняет грусть-печаль героя до краёв.

    Тяжкий труд учителя тоже передан широко и «знающе» — в Вики почитал, что на показе Всесоюзного съезда учителей зрители стоя аплодировали. А это многое значит. Даже те, кто не в теме педагогики ясно себе представляют все те тяжкие будни, которые показаны в фильме. Шикарные сцены с сочинением на тему счастья. Тут мой внутренний романтикометр зашкаливал. Всё очень правильно растолковали. И сожжённые странички тетрадок были прекрасны. И в довершение стих «отпускающий» души сочинений на свободу.

    Отдельного слова заслуживает мальчик-поэт-поджигатель. Он несколько идеализирован и не по годам умудрён, но если закрыть на это глаза, то он на самом деле второй главный герой фильма. Поначалу кажется, что он протагонист Главному герою, мальчик юн, добр и влюблён, но в итоге получается, что мальчик и учитель схожи до идентичности, просто их «застали» в разных этапах жизни. Произнесённая фраза «человеку необходимо состояние влюблённости. В кого-нибудь или во что-нибудь. Всегда», эта фраза в чём-то гениальна, но это отдельная тема.

    И вот таких маленьких и очень точечных уколов в фильме много, на каждого зрителя можно найти момент или фразу, которая зацепит и уколет. Очень фехтовальный фильм. Сценарием-рапирой лично меня пару раз точечно задело.

    16 ноября 2015 | 23:57

    Георгий Полонский не случайно поместил действие своего дипломного сценария в среднюю школу: филолог по первой профессии, он и сам некоторое время преподавал русский, литературу и английский — и наверняка живо представлял себе героев, выписывая несколькими штрихами их характеры. Школа вообще рай для сценариста: такая обыденная, с детства знакомая каждому, но в то же время позволяющая поднять вопросы самые отвлеченные. Школа представляет собой абсолютно герметичное пространство, мир в миниатюре, в котором сосредоточены все чаяния героев: для детей это друзья, первая любовь и первые враги, вечные вопросы и попытки докопаться до ответов, для взрослых — профессия, отнимающая все время и душевные силы. И, конечно же, школа — это вечная метафора познания мира, принятия или непринятия его правил. В постановке уже тогда маститого Станислава Ростоцкого, история Полонского вышла жизненной и очень… знакомой, не потеряв романтического флера оригинала.

    «Оттепельный» по духу фильм в Советском Союзе практически сразу стал культовым, думается, в первую очередь из-за откровенности подачи. Как будто презрев цензуру, Ростоцкий показывает не идеальных пионеров, а вольнолюбивых учеников, постоянно рассуждающих о свободе слова и собраний и исключительно мало озабоченных вопросами труда на благо Родины. Разговор главного героя, учителя истории Ильи Семеновича Мельникова, с директором о непредсказуемо меняющейся истории, кажется, и вовсе пропустили по ошибке — не иначе заслушались. По-европейски эмансипированная стрижка и принципиально непрактичное белое пальто молоденькой англичанки Натальи Сергеевны словно перенеслись откуда-то из Парижа, добавляя фильму свежести. Все советское и идеологически-верное в фильме воплощено в трагикомическом образе старорежимной русички, поющей противным голосом, говорящей непозволительными для филолога штампами и презирающей «авторов второго порядка» как не заслуживающих внимания. С вечно поджатыми губами и зашоренным сознанием, она олицетворяет бесчувственный мир, в котором романтический «Одинокий странник» девальвируется до «пешехода» — беда в том, что от этого он едва ли становится менее одиноким.

    Повествование выстроено вокруг двух таких одиноких романтиков: учителя Мельникова и ученика Генки Шестопала. Имена, в лучших литературных традициях, намекают, что легкой жизни героям ждать не приходится: идеализм Генки нужен ему, как шестой палец, атавизм, который только мешает и вызывает интуитивное отторжение сверстников, а Илье Семеновичу словно бы благородным идальго завещана вечная бессмысленная борьба с ветряками. Не пожелав подстраивать свою диссертацию под стандарты единственно верной точки зрения, он пришел в школу, чтобы сеять разумное и доброе. Но и там не нашел покоя: его коллеги далеко не всегда соответствуют — и даже хотят соответствовать — образу идеального наставника, даже лучшие ученики иногда оказываются циничными и не по годам расчетливыми.

    Школьники в фильме вообще ведут себя рассудительно и очень «по-взрослому»: борются за уважение прав личности, примеряют на себя образы революционеров и совершенно серьезно ищут свой философский камень — формулу счастья. Сирано Шестопал с подлинной грустью, вскормленной собственным печальным опытом, смотрит на свою красавицу Роксану (в миру Риту Черкасову) и читает ей продуманную лекцию о том, что важнее любить самому, чем быть любимым. Он же совершает самый важный во всей истории поступок, спасая счастье 9«Б». Взрослые в это время разыгрывают типичный школьный роман — с долгими прогулками, неумелым курением в пустынном коридоре, идиотскими телефонными розыгрышами. Мельников, чудом выживший в безжалостной смоленской мясорубке первых дней Великой Отечественной, вопреки тяжелому жизненному опыту, мыслит только идеальными категориями, по-ребячески горячится, порываясь все бросить и уйти. Особенно когда бывший любимец в лицо говорит, что КПД неоправданно низок, а телевизор голосом очень научного (по лицу видно) сотрудника вещает о том, как измерить и — в перспективе — продублировать душу с помощью компьютера. Так и на ни в чем неповинную учительницу сорвешься из-за пустяка, и в безличных предложениях начнет мерещиться безысходность.

    Полонский был против того, чтобы роль Мельникова исполнил Вячеслав Тихонов — еще не Штирлиц, но уже Болконский — слишком эффектный для роли скромного и, в сущности, глубоко несчастного учителя. Режиссер был непреклонен, и время подтвердило его правоту: едва ли кто-то другой мог бы так смотреть и слушать и молчанием сказать больше, чем словами. А песня об иволге по праву считается самым пронзительным эпизодом фильма.

    Музыка и стихи вообще исключительно важны для истории, как воплощение абсолюта, голос души. Недаром еле различимая незнакомая мелодия трогает даже непрошибаемую русичку — и рука не поднимается вывести «пару» в ученической тетрадке. В «Доживем до понедельника» столкновение идеалистов с реальностью не проходит бесследно и для реальности — этим фильм и прекрасен. Три дня из жизни обычной московской школы уже почти полвека уверяют зрителей в том, что любовь существует, борьба за идеалы не бессмысленна хотя бы потому, что сохраняет эти идеалы для потомков, а счастье — это очень просто. Иногда даже веры в это достаточно для того, чтобы совершить поступок, достойный Человека (именно так, с большой буквы), и, чем черт не шутит, начать новую, лучшую жизнь — конечно же, с понедельника.

    11 ноября 2014 | 15:14

    Советские фильмы отличаются редкой добротой, и этот фильм не стал исключением. Ирина Печерникова после этой роли полюбилась народу, она великолепно сыграла. Каждый персонаж такой реальный, что веришь всему, что видишь. Простое кино об учителях, школе, первой любви, которая не забывается, дружбе, честности, откровенности, правде и искренности.

    Этот фильм стоит посмотреть не только тем, кто с ностальгией вспоминает о прошлом, но и тем, кто с надеждой смотрит в будущее. Здесь есть всё: счастье и равнодушие, взаимность и обречённость, вера и печаль, страдание и радость. Эмоции в каждом действии, значение в каждом незначительном моменте. Сильное и яркое кино, хоть оно и чёрно-белое. Прекрасное кино.

    И всё-таки, Генка Шестопалов смог дать определение счастью, пусть и своё, но оно ведь у каждого разное:

    «Счастье — это когда тебя понимают».

    16 сентября 2015 | 22:32

    Это замечательный фильм. Такой добрый, поучительный, в нём на удивление много шуток и прекрасных цитат. Я не ожидала получить такое колоссальное удовольствие от просмотра, и впервые за несколько последних месяцев я не пожалела потраченного времени.

    На мой взгляд, в этом фильме Тихонов сыграл одну из своих самых лучших ролей — он был таким трогательным, одиноким, и было та интересно наблюдать, как его герой — Илья Мельников — преображается с приходом в школу Наташи Гореловой.

    Вообще, актёры в фильме прекрасные, поэтому сложно выделить кого-то одного — в современном кинематографе такое редко встретишь.

    Также в «Доживём до понедельника» замечательная музыка — под стать таинственной и глубокой атмосфере фильма.

    Я очень рада, что после просмотра новых фильмов с «навороченными» спецэффектами у нас есть отдушина в виде старых прекрасных фильмов.

    Бесспорно,

    10 из 10

    12 ноября 2010 | 22:46

    - А Сыромятников списывает… Чужое счастье ворует.

    Мне было дано ровно три дня. Столько же, сколько и героям фильма. Первый — четверг — знакомство. Во второй — в пятницу — пришли незамысловатые слова, но они будут в конце моего отзыва. Третий — субботу — потратила я на то, чтобы взрастить из зернышек, прямиком вверх, к заглавию, простенький цветок, чтобы один человек тепло улыбнулся, когда я протяну его ему, тоже тепло улыбаясь.

    Так уж вышло, что с понедельника начинаются маленькие революции в жизнях маленьких людей. Этот день может соперничать разве что с Новым годом, когда даются обещания, произносятся клятвы, и если часть из них все же воплощается, наперекор человеческой лени и оседлой неизменности, закоренелой словно старый пень, уже хорошо.

    Но бывает и все наоборот. Кто-то смешивает карты, доводит нервы до предела и происходит небольшой взрыв. Среди недели такой вот вулкан просыпается в одной средней школе. Будет пепел, будут слезы, непонимание и грусть одиночества и 24 счастья, сумевших растопить эту грусть звонким смехом, так, что в уголках глаз сгрудились слезы.

    Хочу вспомнить любимейшую сцену, и не могу выбрать. Кадры лавиной набрасываются на меня. Вот Шестопал идет по школьному коридору, поздний вечер, а перед ним кошка черная бежит, что-то тут неладное должно произойти, или вот Наташа перебегает улицу, оставляя Илью Семеновича одного, к своим молодым друзьям и стоят они на разных улицах в вечернем шуме, и всплывают строки «стремительно вращается земля, а мы с тобой не делаемся ближе…», но это из другой любовной истории, идущей параллельно с этой, перекликаясь с ней эхом душевных закоулков, приводящем в неизменный тупик.

    Такие сцены рождают глубокие вздохи какой-то тоскливой безысходности, безвыходности. Но тут же надо мной загорается фонарь, и Шестопал произносит правило двойного У (угадать и угождать) и я понимаю, что все не напрасно. Что есть я, а через стену можно перелезть, взорвать ее или разобрать по кирпичикам. Или взлететь на крыльях, подаренных мне этим фильмом, вдохновившем на затяжной полет в несколько слов и неизмеримый ничем миг счастья. Счастья в том, чтобы оставаться верным себе и своей мечте, с сердцем бьющемся в такт с моим.

    Мишутке Сережке Юсупову, с пожеланием не забывать, что счастье — это так просто.

    28 ноября 2010 | 17:05

    Фильм «Доживем до понедельника» я смотрела много лет назад с мамой. И тогда этот фильм задел меня, хотя я многого не понимала в нем. Первое, что моментально располагает к фильму — та теплота и душевность в отношениях между Натальей Сергеевной и классом. Она — молодая учительница, недавно закончившая университет, они — старшеклассники, подростки, немного жестокие и эгоистичные. Возможно то, что сама учительница всего на 7 лет старше ребят, играет немаловажную роль. Она ближе к ребятам по возрасту, романтична и мечтательна, и эти ее качества находят созвучие в душе ребят.

    Второе — уважительное отношение ребят к своему классному руководителю Илье Семеновичу и вообще ко всем учителям. Современные старшеклассники проявляют жестокость не только между собой, но и с учителями. Я сама всего каких-то полгода назад была старшеклассницей и свидетельницей неуважительного отношения школьников к учителям. Поэтому, фильм Станислава Ростоцкого стал для меня чем-то вроде лекарства. В школе меня буквально раздражало то, что мои друзья, одноклассники, не были способны найти в себе силы уважительно относиться к учителям или хотя бы быть порядочными в отношениях с взрослыми. Но почему ребята из прошлого, жившие в 60-х годах, не задумываясь и не стараясь, так порядочно ведут себя с взрослыми, а современные школьники распоясались и считают возможным оскорблять, а иногда и унижать учителей? Это проблема воспитания. И я считаю очень важным показывать детям те добрые и легкие фильмы, которые снимали в 20 веке. При просмотре этого фильма я задалась вопросом: почему спустя года дети и вообще многие взрослые растеряли этот душевный свет, которым герои фильма раскрасили черно-белую картинку? где та честность, которую проявлял Генка Шестопал, хотя и остался не понятым одноклассниками, где романтичность и мечтательность Натальи Сергеевны? Современность нам диктует новые правила и если ты романтичная девушка или честный парень ты не только будешь не понят в обществе, ты будешь не принят им. Сейчас общество ценит расчетливость, циничность, хитрость и другие качества, которые помогут в продвижении по службе. Именно это нам и показывают в американских фильмах. Конечно, времена меняются и надо следовать за прогрессом, но очень важно понимать, что душа наша при этом регрессирует.

    И конечно, то, что не может оказаться незамеченным — музыка. Прекрасная «Журавлиная песня», которая служит грустным мотивом того несчастья, которое объединяет всех героев. Не менее красивая и такая же грустная «Иволга» на стихи Заболоцкого, которая становится как бы арией грустного, замкнутого и одинокого героя. Темой Мельникова становится произведение Э. Грига «Одинокий странник», ведь он действительно одинокий, несчастный, а главное — считающий себя одиноким в этом несчастье.

    На мой взгляд, Станислав Ростоцкий поднимает в этом фильме проблему «отцов и детей», показывает, что спустя практически столетие после романа Тургенева, эта проблема жива, и, возможно, будет жить еще долгое время. Светлана Михайловна не понимает, считает вульгарным и глупым сочинение Нади Огарышевой. А ведь тема сочинения совершенно безобидная: «Мое представление о счастье». Я считаю, что такое сочинение нельзя оценивать, ведь счастье — оно разное. Но истинное счастье — быть понятым. И это главная мысль фильма. Ведь это очень важно быть понятым и понимать других! А сколько непонятых героев рисует нам режиссер, и ведь каждый из них несчастлив. Мать Мельникова несчастна, потому что не понята сыном, который практически ни о чем ей не рассказывает. Сам Мельников не менее несчастен, он любим, но все равно не понят ни молоденькой неуверенной и влюбленной Натальей Сергеевной, ни разочаровавшейся, озлобленной на судьбу, одинокой Светланой Михайловной, ни боевым товарищем и однокурсником Николаем Борисовичем. Несчастна Светлана Михайловна, она не понята педагогическим коллективом, который перестал видеть в ней женщину. Несчастна Наталья Сергеевна, непонятая школьниками, считающими ее равной. Несчастен Боря, влюбленный в Наталью. Несчастен талантливый, задумчивый Генка Шестопал, непонятый одноклассниками. Весь фильм несет в себе всю эту горечь и боль героев, но при этом остается светлым и добрым. В этом великая заслуга режиссера — показать несчастье таким, чтобы оно не пугало, не отталкивало зрителя, а затем дать ключ от счастья в словах Генки: «Счастье — это когда тебя понимают.»

    Еще одна тема, затронутая режиссером — тема истинного предназначения учителя. Ростоцкий показывает, что учитель должен быть воспитателем, участвовать в становлении личности каждого из своих учеников и видеть в них таланты, «а вдруг он (ученик) станет Юрием Никулиным». Действительно, ведь как нравились каждому из нас, когда-то бывшему школьником, учителя, которые любили свой предмет, интересно рассказывали его, были открытыми и готовыми помочь ученику, а главное — мы любили тех, кто не ругался, а пытался разобраться в ситуации. Так, Илья Семенович приходит к ребятам, прогуливающим урок английского, и пытается убедить их, что бойкот — глупое занятие, так, Наталья Сергеевна говорит с ребятами, когда Генку вызывают к директору, пытается объяснить им, что они, учась с Генкой 9 лет, так и не знали о нем ничего. Такие учителя действительно исполняют свое предназначение, а не те, кто приходит из дома и сразу садится на телефон, не те, кто отдает работе в школе 20 лет, преподает, но считает чье-то счастье «стриптизом души».

    «Доживем до понедельника» очень трогательный фильм, душевный, который затрагивает тему несчастья, тему любви, тему понимания. Все это не может не говорить о таланте режиссера: рассказать на простом примере о сложном. Я согласна со всеми идеями и моралью фильма, о том, что счастье в простых вещах, а именно в понимании. Не надо искать много денег, много детей, много страстной любви, надо понимать и быть понятым другим человеком, только тогда мы можем обрести душевную гармонию.

    Я бы порекомендовала этот фильм всем и каждому, не важно, докопается до глубокой сути человек или нет, фильм, несомненно, оставит хорошее впечатление. Немногословность, утонченность, какая-то нежность и мягкость этого фильма не может не привлечь даже самого невежественного зрителя. Чего стоят мимолетные взгляды Риты, трогательная любовь Натальи Сергеевны, одиночество Светланы Михайловны, романтичность Генки, юмор Сыромятникова, угрюмость и замкнутость Ильи Семеновича. Но даже при самых грустных историях героев фильм остается добрым и позитивным, потому что после просмотра очень верится, что каждый из героев обретет свое счастье, ведь секрет открыт.

    10 из 10

    31 января 2014 | 14:40

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>