всё о любом фильме:

Дорогая Елена Сергеевна

год
страна
слоган-
режиссерЭльдар Рязанов
сценарийЭльдар Рязанов, Людмила Разумовская
директор фильмаЛеонид Верещагин
операторВадим Алисов
композиторГеннадий Александров
художникАлександр Борисов
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  15.9 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время94 мин. / 01:34
Приятно удивлена и обрадована была Елена Сергеевна, когда к ней неожиданно пришли гости — ее ученики. Она и представить себе не могла, какой драмой обернется для нее этот визит.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 4 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    В образовавшемся пробеле между просмотром премьер я решил дать оценку некоторым моральным аспектам этого фильма.

    Я не буду оценивать сам фильм, критиковать работу режиссёра в целом, актёрскую игру — это вполне хорошо сделано уже другими критиками, хотя я мало увидел как таковой критики по существу, в большинстве своём отзывы носят положительный характер. Что ж, я постараюсь в некотором роде развеять сложившийся у зрителя образ Елены Сергеевны, образ вызывающий сострадание, потому что у меня он вызвал не сострадание, а жалость.

    Итак, какие чувства хочет вызвать режиссёр на протяжении всего фильма, раскрывая нам этого персонажа? Нам известно, что она учительница, ей 40 лет, она живёт бедно и скромно с больной матерью, причём её мать на данный момент находится в больнице, судя по всему, в достаточно тяжёлом состоянии. Елена Сергеевна настоящий идеалист до мозга костей, принципиальна, видимо, потому, что кроме принципов она особо больше ничего и не имеет, и терять ей, кроме них нечего. С другой стороны её принципы — это основа её ценностей и мировоззрения, это то, во что она искренне верит и на чём держится её миропорядок. Она консервативна и держится за старые традиции. Старается видеть в людях лучшее, чем есть на самом деле, достаточно наивна и недальновидна.

    А теперь давайте дистанцируемся от сюжета фильма и от перенесённых после просмотра эмоций и попробуем оценить её поведение объективно. У меня лично наибольшее смущение вызвало то, что когда на чашу весов легли с одной стороны — здоровье и будущее её матери и — её нерушимые принципы — с другой, она, не задумываясь ни на секунду, сделала выбор в пользу своих принципов. А теперь поставьте себя на её место. По её словам, она несёт эту ношу (забота о больной матери) уже не один год, тут явно от государства никакой помощи не дождаться. Ну, какой человек, когда речь заходит о благополучии самых близких и дорогих для него людей, будет вообще сомневаться в таком случае, что выбрать? Схватиться ли он за первую попавшуюся возможность, чтобы использовать шанс, или же будет бросаться гордыми, но бессмысленными «фразеологизмами»? В таком случае получается, что она готова пренебречь здоровьем и даже жизнью самого близкого для себя человека ради своих идеалов? Что и говорить, я сам склонен к идеалистическому восприятию мира, стремлюсь к идеалу, но такой подход принять не могу.

    Это трудный вопрос: следовало бы ей принять предложение одного из героев по лечению или же она поступила правильно, отказавшись от него? Если бы приняла — то проявила бы слабость, пошла бы на поводу у своих инстинктов и эмоций — в данном случае — любви по отношению к матери. Но с другой стороны, люди слабы и наших слабостей мы не должны стесняться, ведь они есть в том числе и ТО, что составляет нашу человеческую сущность и отказавшись от них — мы откажемся и от самих себя. Я не хочу, чтобы мои слова в данном случае воспринимали и как защиту для алкоголиков, и наркоманов, и воров и т. д. — мол, они тоже слабы в своих потребностях. Но это разные вещи. Здесь на кону жизнь самого близкого человека, а те, кто сталкивался с подобным горем в жизни, знают, что в таких ситуациях, отдашь всё на свете, чтобы получить хотя бы шанс на надежду… Елена Сергеевна однако не готовы была поскупиться своими принципами, так может поэтому не так уж и не прав был один из героев, сказав, что она не женщина, а тетрадь в клеточку? Её можно было бы понять, если бы она отказывалась от такого предложения только лишь в ущерб себе, но в ущерб человеку, который зависит по сути только от неё?

    Мои доводы можно оспорить, привести аргументы о том, что в конце она «спасает» Лялю, но здесь я не уверен, что она сделала это именно с целью спасения девушки, а не в силу психологического перенапряжения. Хотя, возможно, душа, которая у неё всё-таки есть, в последний момент-таки не выдержала и закричала…

    Сложный фильм, мне его очень трудно оценивать, поэтому лучше я вовсе воздержусь от оценки, представив на суд читателя лишь то, что вызвало во мне наибольшее впечатление после просмотра.

    26 ноября 2011 | 01:15

    «Дорогая Елена Сергеевна» — это тот фильм, после которого на душе остаётся неприятный осадок. Он заставляет думать, ставить себя на место главных героев.

    Я очень удивилась, когда узнала, что фильм 1988 года. Многое сравниваешь с современной жизнью, с нынешним поколением и думаешь : «молодёжь не изменилась». Сколько бы не говорили, что сейчас другие времена, но ведь новое — это хорошо забытое старое! Нельзя не сравнить этот замечательный фильм с нынешним «Розыгрышем» и конечно же с эстонским «Классом». На мой взгляд, все эти три фильма совершенно разные, просто объединённые одной идеей, но «Дорогая Елена Сергеевна» показан в более облегчённой форме. Здесь упор больше на психику, на разговор, на речь, а не на действия.

    Володя — он чёткий лидер, не скрывает этого, делает всё «на показ» и гордится успехами. Не терпит не подчинения. Виктор — парёнек из неблагополучной семьи, но с умением мечтать и здраво размышлять. Имеет много талантов, но не имеет их применения, в обществе не состоялся. Ляля — в девочке ведётся борьба и противостояние между добром и злом, пониманием и местом в компании. Паша — единственный человек, имеющий своё мнение. Ему очень трудно идти наперекор толпе, но позывы к самостоятельности, в принятии решений, в нём всё же есть.

    В этом фильме каждый найдёт себя. Конец просто изумительный. То, чего так долго добивались выпускники, им было уже не нужно. Они осознали всё, что было сделано. И всё ради чего… Некоторые за всю жизнь не натерпятся всего, что произошло за сутки в жизни. «Бог дал, Бог взял». Прежде чем совершить какой — либо поступок, подумайте, чего вам это будет стоить и кто вы будите после этого!

    9 из 10

    19 апреля 2009 | 17:43

    У меня нет слов, чтобы выразить все те чувства, которые я сегодня испытал (и до сих пор испытываю) после просмотра бесподобной картины Эльдара Александровича Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна»! Первый раз в своей жизни я посмотрел один и тот же фильм дважды (!) за один вечер: сам и через полчаса со своей сестрой. Меня до того потрясла эта картина, что перед глазами до сих пор стоят все пять героев этой великолепной ленты.

    У Елены Сергеевны день рождения. Её десятиклассники, только-только сдавшие экзамен по математике, приходят поздравить свою учительницу с праздником. Только вот не по доброте душевной. Главное для них — поменять написанные с ошибками экзаменационные работы на исправленные, и Елена Сергеевна — единственная, кто может им в этом помочь. Ведь именно у именинницы хранится тот заветный ключ от сейфа в учительской, где и хранятся работы десятого класса.

    На протяжении всей картины мы видим, с каким упорством эти «маленькие ничтожества» накаляют обстановку: переворачивают дом вверх дном в поисках ключа, каждый из «детей» философски общается с Еленой Сергеевной и гнёт свою линию. Женщина практически сразу понимает, что её «ребятишки» приходят отнюдь не поздравить её с юбилеем — им нужно во что бы то ни стало, путём унижения и оскорбления учителя, заполучить «своё».

    Сволочи, изверги, бессовестные подлецы — именно так я могу охарактеризовать всех четырёх друзей: начинающий алкоголик Витя, красавица Ляля, хамоватый Паша и самовлюблённый «лидер» Володя, который сам, в общем, не является школьником, но «помогает» своим друзьям, тем самым, теша своё самолюбие и «гениальность». В целом, Володя — как раз-таки эпицентр очага. Если десятиклассники ближе к концу картины понимают, что они перегибают палку, этому всё нипочём: если он начал — должен довести всё до конца.

    Елену Сергеевну я, в общем-то, понимаю: «синий чулок», как называют таких: незамужняя, бездетная, живущая с больной мамой, которая во время разборок находится в больнице на лечении, в убогонькой квартирке и малым количеством еды в холодильнике. Однако несмотря на всю внешнюю никчёмность, внутри Елены — стальной стержень, который не сломать этим проходимцам, какие бы меры они не принимали. Что интересно, в финале (далее спойлеры — несмотревшим лучше не читать) Елена Сергеевна всё-таки сдаётся и отдаёт «детишкам» заветный ключ, опустив руки. Женщина закрывается в ванной и… зрителя ожидает открытый финал: почему она не отвечает Ляле? Умирает ли? А может, просто, не хочет ответить? Этого мы, наверное, никогда не узнаем. Но я всё-таки склоняюсь к версии смерти, ведь одной из её цитат была следующая: «Я лучше умру».

    Актёрский состав блестяще справился со своей задачей: поверил всем, без исключения. Неёлова фантастически правдива и органична в роли робкой учительницы, молодёжь — все как на подбор. Даже не верится в такое глубокое погружение в роль. На мой мужской взгляд, главным украшением фильма всё-таки была Наташа Щукина (Ляля), особенно в сцене с танцами (к слову, это одна из самых ярких и «говорящих» сцен во всём фильме).

    Итого: моё преклонение перед творческой труппой «Дорогой Елены Сергеевны». Феноменальный, трогательный и, одновременно, омерзительный (с точки зрения характера персонажей) фильм, который стоит посмотреть каждому. Брависсимо! Аплодирую стоя! Побежал читать пьесу Разумовской, по которой был снят фильм.

    Фильм заслуживает самой максимальной оценки в 

    10 из 10

    16 июля 2014 | 22:32

    Отличный и очень сильный фильм, в котором, как в капле воды, отразилось огромное количество проблем, которые уже в перестроечные годы были видны наиболее проницательным художникам слова, камеры и т. д. Блестяще играют все без исключения, а Марина Неёлова просто поразительна. Здесь Рязанов явно поймал нерв эпохи, смог в предельно аскетичной форме передать тревоги и ожидания времени, а также провидчески разглядел многие грядущие ужасы смутного времени в России.

    1 января 2008 | 19:05

    Режиссер ленты — Эльдар Рязанов снял психологическую драму, показав себя не только замечательным комедийным режиссером, но и реалистом, трезво размышляющим с обеих сторон на темы отцов и дети, поколений и возможностей, идеалов и ценностей.

    После просмотра картины остается довольно неприятное, неловкое чувство. Словно ты по обе стороны баррикад: с одной стороны понимаешь это поколение 80х, которые пытаются слепить из себя «что то», сделать «кого то», выбирая отнюдь не самые честные способы. А с другой стороны, это поколение 60х, борющееся (а потом уже и просто приспособившееся) за лучшую долю путем сохранения внутренней чистоты, морали и человеческих принципов. Безумно жаль Елену Сергеевну, достойную представительницу 60х, этих самых за мораль, этакий устойчивый образ училки — и зарплата скромная, и в квартире без излишеств, сплошной вальс да Шагал.

    Кто же виноват, висит с половины фильма немой вопрос?!

    Режиссер ленты серьезно поставил столь острый, своевременный наверняка на все поколения вопрос, в воду глядел. НЕМОЙ ТАКОЙ ВОПРОС.

    Владимир. За какие принципы борется он? Однако, удивительно, продержавшись столько, самый непробиваемый из всех на уговоры Елены, решается на отвратительную мерзость. И что же.. Вот он, представитель поколения наших родителей.

    Виктор. Тут все понятно. За бутылку что угодно, шестерка. И таки даже у него что то зашевелилось, затеплился маячок совести.

    Ляля. Тусовщица бесшабашная, девушка, желающая выменять свою девственность подороже, любовь за деньги и бла-бла. Один монолог чего стоит, сколько прыти! Однако, жаль её.

    Павел. Лялькин друг. Поддался стадному инстинкту. Что тут ещё скажешь.

    «Ничтожные мерзости, пытающиеся сделать из себя людей. Жаль мне вас. Я вас презираю».

    Вообщем, картина достойна просмотра для любого поколения.

    «Важно оставаться человеком». У них не вышло.

    20 января 2010 | 21:03

    Даже не знаю с чего начать.

    Фильм я первый раз увидел лет в 6 и, несмотря на свой ранний возраст, он на меня повлиял довольно сильно. И только вот недавно — через 14 лет я его пересмотрел повторно, но уже через призму своей сформированной индивидуальности.

    Первое, что я хотел отметить это то, что этот, один из лучших фильмов Рязанова, практически неизвестен обычному зрителю по сравнению с другими картинами этого именитого режиссёра. Для меня этот факт очень странен и непонятен. Очень обидно и жалко то, что этот гениальный фильм был забыт эфиром и пропущен признаниями.

    Естественно, немаловажным фактором для меня в оценке этого фильма является его просто колоссальная тогдашняя актуальность. Это одно из первых (не считая «Маленькую Веру») очень откровенных правдивых честных и искренних кино в СССР. Ощущение крайней степени его злободневности для того времени заставляет при просмотре просто вздрагивать. Понимая в полной мере все те реалии «переломного» времени в Советском Союзе начинаешь сам ощущать ту раскаленную атмосферу конца перестройки. Перестройки не только в политическом смысле, но и во внутренней перестройки человеческих ценностей, духовной, моральной, психологической перестройки включительно.

    В этой картине нашему вниманию просто потрясающе полно представлен переворот принципов в советском обществе на примере нескольких молодых людей-выпускников готовящихся абитуриентов со своими новыми зарождающимися капиталистическими взглядами на жизнь, которые противопоставляются их консервативной учительницы математики — женщине «старой закалки», у которой вечные ценности и принципы превыше всего (выше всего наносного и материального). Они приходят к ней домой на её День рождения чтобы поздравить; а также заодно для того чтобы получить то что им поможет в дальнейшей жизни (другими словами «путёвку в жизнь»). На протяжении всего фильма мы становимся свидетелями страшной морально-психологической борьбы между этими разными поколениями: их непониманиями друг друга и их противоположными «правдами». Молодые люди пытаются донести свою правду, а учительница, не желая понимать и всячески отвергая её, доказует своё.

    Основное противостояние происходит между парнем Володей — будущим дипломатом и, соответственно, Еленой Сергеевной — его учителем. Парень всячески пытается донести до нее, что её время прошло, что будущее в новом «динамичном», «деловом» мире за ними — людьми умеющими договорится, найти общий язык, что советские морали и идеологические предрассудки отжили своё. Другими словами капиталистический взгляд на будущее России. С чем шестидесятник Елена Сергеевна крайне не согласна.

    Образ парня Володи — образ собирательный. Им Рязанов хотел показать зарождение в тогда ещё советском времени «нового русского» человека — будущего бизнесмена, коммерсанта, дипломата, олигарха. И также, какие черты характера и особенности личности требует это «новое» время в будущей «деловой» России. А именно: дерзость, подлость, предательство, унижения, грубость, цинизм, шантаж, отсутствие принципов, духовных ценностей, интеллигентности, порядочности, лёгкое переступание через чувства близкого человека. Но что самое страшное это, то, что у других ребят по фильму хотя бы есть повод и причина, по которой они морально борются с преподавателем; когда все рвения и «выпрыгивания из кожи вон» Володи напрочь не имеют мотива (в нём играет лишь борьба за лидерство и нежелание проигрывать).

    Таким образом, ещё в 88 году Рязанов, будто с помощью ясновиденья узрел переломный момент истории Советского Союза и предсказал тем самым его развал, видя далеко не политическую подоплёку к этому, а культурно-духовную в людях того нового поколения. Посмотрев этот фильм, мы можем довольно отчётливо теперь представить, как и какими методами начинали пробиваться в жизни люди, которые в наше время добились успеха (а именно, сегодняшние политики, предприниматели, финансисты и т. д.)

    Смотреть всем обязательно! Потому что, во-первых, это классика и, во-вторых, потрясающая возможность приобрести через искусство жизненный опыт.

    15 мая 2008 | 23:39

    В фильме Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» штампованные лозунги противопоставлены отрицанию моральных принципов, наивная искренность — лицемерию, безграничный альтруизм — эгоизму. Кто же тут прав, а кто виноват? Истина где-то рядом. А может и нет. Может, ее вообще нет в этом фильме.

    Учитель — профессия очень сложная, особенно учитель старших классов. Наверное, многие выпускники педагогических ВУЗов, начиная работать, думают, что уж они-то найдут общий язык с подрастающим поколением, станут для своих учеников мудрым советчиком, примером для подражания, да и просто другом. Именно из этих идеалистов и получаются такие вот Елены Сергеевны. Нужно ли говорить, что их отношения с учениками чаще всего складываются совсем не таким образом, как они это себе представляли. Напротив, их наивность, старомодность, нежелание снимать розовые очки, шаблонные фразы о марали вызывают скорее раздражение и отторжение. Вследствие этого у таких учителей редко получается вызвать интерес к предмету. И пусть даже такой учитель искренен и самоотвержен, этим он не добьется уважения.

    Исходя из своего ученического опыта, я сделала вывод, что у учителя должны быть два основных качества: интерес к своему предмету и умение понятно объяснять. Все остальное приложится. Не нужно стремиться к недостижимым идеалам.

    Что касается учеников Елены Сергеевны, то Паша, Виктор и Ляля — ребята вполне стандартные, сформированные средой, в которой они находятся. Правда, отношение у них к этой среде разное: Витя с ней смирился и, вполне возможно, повторит-таки судьбу своего отца-алкоголика, у Ляли, напротив, есть весьма расчетливые планы на то, как улучшить свое положение, Пашу же свои собственные успехи и достижения заставляют думать, что он по праву достоин гораздо лучшей участи, он боится, что кто-то другой обманом займет причитающееся ему место под солнцем. Они все — обыкновенные люди, пусть несколько циничные, но не бесчувственные. Что же им нужно, чтобы совершенно потерять человеческий облик? Конечно же, лидер, которому это будет выгодно.

    Володя — случай уникальный. Человек, в столь юном возрасте обладающий так ярко выраженными лидерскими качествами, умеющий оказывать столь сильное психологическое давление на противника, не брезгуя при этом любыми методами — явление довольно редкое. И хорошо еще, если такие товарищи в будущем реализуют себя в бизнесе. А вот если полезут в политику, не обрадуешься.

    Итак, какая же выгода ждет Володю в этой афере? Ему-то не нужно подменивать свою контрольную. Он жаждет возможности испытать свои лидерские и манипуляторские качества. И он выигрывает это свое сражение — Елена Сергеевна отдает ему ключ. Хотя на последний удар подвигнуть одного из своих соратников ему все-таки не удается, и приходится делать «грязную работу» самому. Но хоть и выставляет его потом Витя из квартиры, цели своей Володя уже добился.

    Вся сила лидеров-манипуляторов вроде Володи — в людях, которыми они могут управлять. Следовательно, им можно противопоставить лишь зачатки совести и преодоление стадного инстинкта окружающих. Ну или сломать им пару костей в воспитательных целях.

    Фильм, кстати, в очередной раз навел на мысль, что женщинам нужно уметь за себя постоять. Газовый баллончик иметь. Боевыми искусствами заниматься. Ножик в кармане, пневматический пистолет за корсажем. Пример Елены Сергеевны и Ляли очень хорошо это подтверждает.

    Однако возможно, что сражение, из которого Володя вышел победителем, происходило лишь в его голове. Потому что для Елены Сергеевны ключ, по сути, был не главным. Она до последнего пытается объяснить что-то своим ученикам, переубедить их. В эту ночь рухнули все идеалы, которыми она жила. Ее розовые очки были растоптаны кроссовками юных жрецов культа «хорошей жизни». И ее, конечно, по-человечески жаль. И за несчастливую жизнь, и за разбитые иллюзии, и банально за материальный ущерб. Для человека его дом — это его крепость, его убежище, где каждая мелочь имеет для него значение. С этим нельзя обращаться так варварски. А вообще смешные они, эти дети. «Вы не волнуйтесь, мы вам завтра все вымоем и на место поставим. И вообще, давайте спать, а?».

    Не скажу, что мне близко мировоззрение кого-то из героев фильма. У ребят один взгляд на жизнь, у Елены Сергеевны другой, у меня третий. Конечно, никто не имеет права врываться в чужую квартиру, творить там черт знает что и обижать пожилых учительниц. Я согласна с выражением, что «свобода размахивать кулаками заканчивается там, где начинается кончик носа стоящего рядом человека». Со своими проблемами нужно разбираться самостоятельно, а не за счет других. Однако что касается споров героев о смысле жизни, тут нет оптимального варианта, нет золотой средины.

    В фильме хорошо сыграла не только Марина Неелова, но и исполнители ролей Вити, Володи, Паши и Ляли. Не сказать, что гениально, но во всяком случае довольно убедительно. И танцуют, кстати, здорово.

    Понравилось динамичное развитие сюжета — очень большой контраст между первыми и последними сценами. В ходе сюжета подростки заходят все дальше, переступают все больше границ.

    В общем, качественный фильм о конфликте мировоззрений. Тем, у кого Рязанов ассоциируется исключительно с комедиями вроде «Иронии судьбы», можно посмотреть, чтобы ознакомиться с другой стороной творчества этого режиссера. Да и вообще фильм жизненный и всегда актуальный. Достойный представитель советского кинематографа.

    27 июня 2011 | 10:31

    Совершенно потрясающий фильм как по глубине идеи и смысла, так и по эмоциональному накалу.

    Очень неожиданно было получить такое творение от Э. Рязанова, которого привыкли воспринимать как комедийного режиссера, далекого от остросоциальной проблематики. Однако тем более убеждаешься в неординарности и самобытности талантливого человека.

    Идея фильма достаточно проста, но в насколько непредсказуемую и жестокую драму выливается юношеское желание самостоятельно решить проблему!

    В очередной раз понимаешь, насколько молодость страшна и беспринципна в своем максимализме.

    Хотелось бы буквально несколько слов сказать о героях.

    Марина Неелова, великолепный мастер перевоплощения, совершенно неподражаемо исполнила роль Елены Сергеевны. В ее героине одновременно сочетаются несгибаемость характера и сила убеждений, с одной стороны, и слабость немолодой, глубоко несчастной женщины, с другой. Она доказывает взбеленившимся подросткам, насколько фундаментальны ее принципы и те догмы, в которые ее учили свято верить. Однако в какой-то момент она понимает, что это совершенно бесполезно. И от этого ей становится больно и печально. Жизнь, в том числе семейная и личная, положена была к алтарю этой работы — во имя воспитания этих детей, а выросло… что выросло.

    Ляля в исполнении Натальи Щукиной — довольно неприятная особа, которая совершенно не понимает, чего хочет от жизни. Рассуждения о продаже себя подороже только подтверждают ее личностную несостоятельность. В то же время она, единственная из всех, способна к состраданию и зачаткам милосердия к несчастной учительнице. Вера в свою безнаказанность и возможность наносить оскорбления Елене Сергеевне — просто попытка произвести впечатление на ребят.

    Витя (Ф. Дунаевский) и Паша (Д. Марьянов) — откровенно жалки в своей ведомости и отсутствии собственного мнения.

    Пожалуй, единственный сильный характер кроме Елены Сергеевны, у Володи (А. Тихомирнов). Мальчик из богатой семьи, не знавший отказа ни в чем, воистину уверовал в собственную значимость и безнаказанность. Это действительно страшный человек, который пойдет по головам и не остановится не перед чем: его жизненное кредо — цель оправдывает любые средства, и на войне все средства хороши. Но только он такая же игрушка, как и его приятели, поскольку войну и цель придумали не они. Его в какой-то момент становится жалко, потому что его всемогущий папа не вечен, и рано или поздно ему придется самому столкнуться с правдой жизни, и далеко не факт, что он выйдет победителем этой схватки.

    Фильм жестокий в своей правдивости. Он учит многому. Тому, как нельзя и не нужно поступать. Все участники этой драмы вышли из нее проигравшими, и ни для одного из них вся эта ночная драма не пройдет бесследно.

    Прекрасный фильм. Такое не скоро забудется. Советую смотреть всем.

    10 из 10

    5 ноября 2010 | 02:37

    Так получилось, что я посмотрел этот фильм почти сразу после «Курьера» Карена Шахназарова. В обоих фильмах поднята тема идейной борьбы на фоне перестройки в стране. Борьба между консервативным, костным поколением идеалистов до мозга костей и прогрессивной, радикальной молодежью. Здесь, в отличие от Курьера, эта борьба приобретает открытый характер, итогом которой становится человеческая драма. Если в Курьере, герой только задумывается над переменами, над ценностями и принципами, по которым он живет, жаждет идейной борьбы, то в «Елене Сергеевне» эта борьба происходит и мы видим ломку устаревших принципов и ценностей жизни, наблюдаем открытую, жестокую, беспощадную борьбу. Я не собираюсь вдаваться в сравнение этих двух картин, но скажу лишь, что Курьер больше приближен к реальности, нежели Елена Сергеевна. В этом фильме (Елена Сергеевна) все несколько преувеличено. Преувеличено для того, чтобы показать надлом крупным планом.

    Вообще, я не ожидал увидеть в фильме то, что увидел. Это поражает прежде всего потому, что фильм советский. Конечно, такое вряд ли бывает в реальной жизни, но кино это не всегда правда на сто процентов. Здесь это совершенно не важно, поскольку в фильме поднимается огромное количество проблем, в том числе и этических.

    Во-первых, проблема взаимоотношения. Четверо друзей-выпускников, решают поздравить учительницу в ее день рождения. Мы можем пронаблюдать два типа взаимоотношения: между учителем и учениками, а также общение сверстников между собой. А кроме того, косвенно можно отметить характер взаимоотношений Елены Сергеевны с ее матерью, отношения ребят к их родителям. Итак, учитель-ученик. Общение и поведение молодых людей на улице и в подъезде, естественно меняется, когда они заходят в квартиру учителя. Однако, когда отношения между ними испорчены, вежливость, тактичность и уважение к старшему сразу пропадают. И в ход уже идет не только молодежный сленг, (непонятный Елене Сергеевне), но и оскорбления, выкрики, шантаж, угрозы и даже рукоприкладство. То же самое можно увидеть и в отношениях сверстников друг к другу. Оно меняется, как только ситуация выходит из под контроля и все планы рушатся.

    Проблема оценки человеческих качеств наверное главная в этом фильме. То как действуют герои фильма, вызывают определенные чувства, такие как жалость или злость. Почти каждый поступок молодых людей можно оценивать с двух сторон. С одной стороны они пришли поздравить учителя, а с другой получить выгоду для себя. Владимир предлагает Елене Сергеевне договориться о лечении матери, но преследует при этом корыстную цель. И вообще, именно поведение Владимира вызывает больше всего вопросов, ведь ему не нужна была оценка, он, с одной стороны, был заинтересован в помощи друзьям, а с другой, пошел на предательство и насилие только ради победы в этой «дипломатической игре» — для достижения цели он готов пойти на любые жертвы. Мы видим постоянную игру на контрастах. Виктор, который крадет фужеры из дома, (чтобы их подарить), перерезает провод телефона, обыскивает Елену Сергеевну и постоянно пьет, тем не менее оказывается в ее глазах самым добрым и порядочным. В конце, мы действительно видим, что он хороший человек, но слабохарактерный и делал все это по приказу лидера.

    Особняком стоит поступок Елены Сергеевны, когда она говорит где находится ключ и фактически принимает поражение в этой неравной борьбе. Этот поступок характеризует ее как женщину очень сильную, прежде всего морально сильную. Поскольку, отдав ключи она не только спасает девушку, но и ломает свои принципы. Ее идеальный мир разбивается о жестокую реальность и с этим уже ничего нельзя сделать… можно только уйти.

    И наконец смысло-человеческие проблемы. В фильме можно услышать такие вопросы как «кто вы такие?», «почему человек выбирает зло?» и так далее. В частности проблема добра и зла, видна здесь особенно четко. Фильм оставляет множество вопросов. Где граница между человеком и животным? Всегда ли цель оправдывает средства? Но главное, мне кажется в этом фильме то, что не важно — богато ты живешь или бедно, не важно в каком ты платье, не важно в каком вузе учишься, а важно лишь то — хороший ли ты человек.

    19 октября 2014 | 20:59

    В первый раз посмотрела данный фильм и поражена себе самой: а почему я его раньше не видела нигде? Режиссер гениален, актеры отличные. Маленького человека противопоставлют государству, идущему, к сожалению, к концу политического режима, закату целой эпохи. На таких как Елена Сергеевна держался этот мир, надежный, светлый и непоколебимый. Образ учительницы до боли знаком и поэтому так притягателен. Это люди в полном смысле этого слова, люди слова и совести, которым можно доверить человеческую судьбу, детей, страну.»… да кто вы такие, что бы загнать меня в угол?..». Очень яркий, интересный образ, который, к счастью, встречается среди и молодого, и пожилого возраста.

    4 июля 2012 | 11:15

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    подробнее
    Записи в блогах
    11-12 апреля
    10.04.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 11-12 апреля
    Национализировать кино или не национализировать? (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ФокусFocus18 685 137
    2.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service11 880 077
    3.Губка Боб в 3DThe SpongeBob Movie: Sponge Out of Water10 820 212
    4.Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey10 555 195
    5.Эффект ЛазаряThe Lazarus Effect10 203 437
    27.02 — 01.03подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ФокусFocus232 637 296
    2.Батальонъ111 964 128
    3.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service59 752 097
    4.Губка Боб в 3DThe SpongeBob Movie: Sponge Out of Water49 655 498
    5.Книга жизниThe Book of Life37 773 990
    26.02 — 01.03подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 397 619330 140
    Деньги628 433 299 руб.93 740 074
    Цена билета262,11 руб.2,64
    26.02 — 01.03подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    200.Город героевBig Hero 68.110
    201.Гарри Поттер и узник АзкабанаHarry Potter and the Prisoner of Azkaban8.109
    202.Как приручить дракона 2How to Train Your Dragon 28.109
    203.ЗнахарьZnachor8.109
    204.Убить пересмешникаTo Kill a Mockingbird8.108
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Дом странных детейPeregrine's Home for Peculiars93.95%
    22.ДэдпулDeadpool93.82%
    23.ЭверестEverest93.79%
    24.Иллюзия обмана: Второй актNow You See Me: The Second Act93.64%
    25.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One93.55%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Робот по имени ЧаппиChappie9
    Игра в имитациюThe Imitation Game173
    Левиафан510
    Ты не тыYou're Not You6
    Господин НиктоMr. Nobody604
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Духless 26.531
    ФокусFocus7.239
    Книга жизниThe Book of Life7.637
    Робот по имени ЧаппиChappie7.595
    ЗолушкаCinderella
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    МордекайMortdecai12.03
    Суперфорсаж!Superfast!12.03
    ГневTokarev12.03
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent19.03
    Любовная загвоздкаAccidental Love02.04
    премьеры