всё о любом фильме:

Дорогая Елена Сергеевна

год
страна
слоган-
режиссерЭльдар Рязанов
сценарийЭльдар Рязанов, Людмила Разумовская
директор фильмаЛеонид Верещагин
операторВадим Алисов
композиторГеннадий Александров
художникАлександр Борисов
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  15.9 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время94 мин. / 01:34
Приятно удивлена и обрадована была Елена Сергеевна, когда к ней неожиданно пришли гости — ее ученики. Она и представить себе не могла, какой драмой обернется для нее этот визит.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    У меня нет слов, чтобы выразить все те чувства, которые я сегодня испытал (и до сих пор испытываю) после просмотра бесподобной картины Эльдара Александровича Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна»! Первый раз в своей жизни я посмотрел один и тот же фильм дважды (!) за один вечер: сам и через полчаса со своей сестрой. Меня до того потрясла эта картина, что перед глазами до сих пор стоят все пять героев этой великолепной ленты.

    У Елены Сергеевны день рождения. Её десятиклассники, только-только сдавшие экзамен по математике, приходят поздравить свою учительницу с праздником. Только вот не по доброте душевной. Главное для них — поменять написанные с ошибками экзаменационные работы на исправленные, и Елена Сергеевна — единственная, кто может им в этом помочь. Ведь именно у именинницы хранится тот заветный ключ от сейфа в учительской, где и хранятся работы десятого класса.

    На протяжении всей картины мы видим, с каким упорством эти «маленькие ничтожества» накаляют обстановку: переворачивают дом вверх дном в поисках ключа, каждый из «детей» философски общается с Еленой Сергеевной и гнёт свою линию. Женщина практически сразу понимает, что её «ребятишки» приходят отнюдь не поздравить её с юбилеем — им нужно во что бы то ни стало, путём унижения и оскорбления учителя, заполучить «своё».

    Сволочи, изверги, бессовестные подлецы — именно так я могу охарактеризовать всех четырёх друзей: начинающий алкоголик Витя, красавица Ляля, хамоватый Паша и самовлюблённый «лидер» Володя, который сам, в общем, не является школьником, но «помогает» своим друзьям, тем самым, теша своё самолюбие и «гениальность». В целом, Володя — как раз-таки эпицентр очага. Если десятиклассники ближе к концу картины понимают, что они перегибают палку, этому всё нипочём: если он начал — должен довести всё до конца.

    Елену Сергеевну я, в общем-то, понимаю: «синий чулок», как называют таких: незамужняя, бездетная, живущая с больной мамой, которая во время разборок находится в больнице на лечении, в убогонькой квартирке и малым количеством еды в холодильнике. Однако несмотря на всю внешнюю никчёмность, внутри Елены — стальной стержень, который не сломать этим проходимцам, какие бы меры они не принимали. Что интересно, в финале (далее спойлеры — несмотревшим лучше не читать) Елена Сергеевна всё-таки сдаётся и отдаёт «детишкам» заветный ключ, опустив руки. Женщина закрывается в ванной и… зрителя ожидает открытый финал: почему она не отвечает Ляле? Умирает ли? А может, просто, не хочет ответить? Этого мы, наверное, никогда не узнаем. Но я всё-таки склоняюсь к версии смерти, ведь одной из её цитат была следующая: «Я лучше умру».

    Актёрский состав блестяще справился со своей задачей: поверил всем, без исключения. Неёлова фантастически правдива и органична в роли робкой учительницы, молодёжь — все как на подбор. Даже не верится в такое глубокое погружение в роль. На мой мужской взгляд, главным украшением фильма всё-таки была Наташа Щукина (Ляля), особенно в сцене с танцами (к слову, это одна из самых ярких и «говорящих» сцен во всём фильме).

    Итого: моё преклонение перед творческой труппой «Дорогой Елены Сергеевны». Феноменальный, трогательный и, одновременно, омерзительный (с точки зрения характера персонажей) фильм, который стоит посмотреть каждому. Брависсимо! Аплодирую стоя! Побежал читать пьесу Разумовской, по которой был снят фильм.

    Фильм заслуживает самой максимальной оценки в 

    10 из 10

    16 июля 2014 | 22:32

    Ох! Не знаю, как вас, а меня частенько передергивает, когда сталкиваюсь с нескромным публицистическим пафосом и неприкрытой злободневностью в искусстве. Как правило, художник-публицист (в меру жестокости, гнева или цинизма) тычет нас, как слепых котят, в факты незаконные и неразумные, в страшную реальность. Загоняет в нее то проповедью, то криком, а то и пинками да тумаками (Салтыков-Щедрин любил так открывать глаза). Больно, неуютно, неприглядно. И срочно хочется вырваться в ласковое небо чистого искусства, имеющего целью не воспроизведение уродливого сегодня, а художественное воплощение нетленных идей и красоты вечной…

    Елена Сергеевна — учительница математики. Это удивительный момент. Почему не литра и русский язык? В ней столько наивности и восторга, трепетности и детскости, что кажется, она всю жизнь читала только стихи. В ее бедной квартирке на самых видных местах — томики Пушкина и Высоцкого, пластинки с Окуджавой и старинными вальсами. Идеалистка, верящая людям с первой секунды, представляющая проблемы социальной гармонии, отношений отцов и детей, культуры и прогресса, эгоизма и альтруизма позитивно (т. е. разрешаемыми) и преподносящая их оглохшему от ритмов перемен поколению в виде пропахших книжками истин и восторженных речей.

    Еще один удивительный момент. Уроки жизни и нравственности в этом кино она дает не в школе, а в собственной квартире, будучи запертой в ней (как пленница) собственными учениками, пришедшими за, странно прозвучит, пришедшими к ней за своим светлым будущим! Нет, не за тем, что обещали дедушки Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев и Горбачев (да, он тоже, помните рай отдельных квартир?). Не за этим. Им нужны банальные 4 и 5 за выпускной экзамен, чтобы не портить аттестат перед поступлением в вуз. Понять это несложно: хотят диплом, не хотят в армию. Сложно понять другое: почему они решили действовать напрямую, не поднапрягли родителей для разговора с администрацией (директором, завучем)… И еще сложнее понять, зачем вместе с теми, кому оценки нужны, приходит золотой мальчик Володя, весь с головы до пят в голде и фирме. Впрочем, по ходу истории даже самому наивному зрителю станет ясно: он очередной экспериментатор аля Родион Романович, проверяющий всех, и себя в том числе, на «тваредрожащесть», только вместо процентщицы — математичка (или как они ее называют, «тетрадь в клеточку»).

    Поколения вступают в поединок (так заповедано, так было во все времена, так сказано в «Думе» и написано в «Отцах и детях»). Только выглядит он, поединок этот, не как тургеневская дуэль или лермонтовский непредвзятый, честный суд с призвуками самосуда, но как расправа. Сильного над слабым. Меркантильная, сугубо утилитарная цель ее (обеспеченная жизнь), сдабривается, видимо, для подчищения совести, списком претензий «промотавшимся отцам», столь же дидактическим и пафосным (пусть это и пафос злости, обиды, а не праведности), что и выспренние речи училки о смысле жизни и воспитания.

    Рязанов не Тургенев, он не толерантен ни капельки. Да и время тут такое, что не до толерантности всем было, понятно. Он не может подняться вверх и взглянуть на ситуацию не примыкая ни к одной из сторон конфликта. Он в лагере отцов, это очевидно. Но ему хватает мужества показать изъяны тех, кто многое прожил, но мало понял и заработал. И ЗАСЛУЖИЛ (чем же вот только, а?) такую смену, такую поросль, воистину «младую, незнакомую».

    Революция тире перестройка мозгов и целеполаганий молодого поколения выглядит как низложение, линчевание старых адамантовых понятий — нравственности, культуры, чести, альтруизма, гуманности, порядочности. От слов, что перечислила сейчас, запах нафталинный или лекарственный, как из шкафчика Елены Сергеевны, из которого она вынимает спасительный пузырек в финале фильма, но, как думается, напрасно. Удар новой силы ей (и таким, как она) не пережить. Это наивный, чистый, мечтательный, теплый, самоотверженный человек ПРОШЛОГО, который … Вернется разве?

    Если сегодня (прошло же так много лет) очистить фильм от публицистической шелухи, убрать, или хоть снизить чуток нотки перестроечного апокалипсиса (они есть и в срывающихся от гнева юных голосах, и в тонком, на взводе, на последнем пределе голосе учительницы), то окажется, что это кино, как и тургеневский роман, — о в е ч н о м. А именно. Прагматики ВСЕГДА сменяют романтиков, и наоборот — мечтатели и идеалисты ВСЕГДА приходят на смену утилитарным умам, способным извлекать пользу даже из прекрасного (запомнилась реплика, которую произносит кто-то из взбунтовавшихся детей: «Высоцкий 15 рублей на черном рынке»).

    Паша, Витек, Ляля и Володя, как бы сказали в советские времена, — «передовые представители молодого поколения», по мановению волшебной палочки режиссера Рязанова взявшие на себя обязанность быть провозвестниками новых «истин» и «ценностей» (от слова цена). Для них действительность (а они ее знают, видят и слышат, ОТРАЖАЮТ в разы лучше, чем их учительница) значительнее мечтаний. В них нет даже одного процента идеализма. Их танец — брейк (хоть и танцуется под вальс), в нем система, расчет, техничность, прохлада и «душа» робота. Елена Сергеевна борется за идеалы, а они за то, чтобы хорошо жить-функционировать…

    Однако Рязанов не был бы Рязановым (сказочником! Рязановым), если бы накормил своего зрителя безнадегой и поставил на этом пощечину-точку, приговорив и отцов, и детей к НЕжизни или, как выражается Витек, к «одной вонючей свалке».

    Учительнице все же удается преподать главный урок своей жизни. И этот урок — не слова, а дело. Она НЕ может сотворить подлость. И она точно ЗНАЕТ, что это такое, не делает и знает! А они не знают. И делают.

    Вот, на память, душераздирающий диалог фильма:

    Дети вопрошают: что вы сделали, искренние люди 60-х?

    Учитель ответствует: Многие остались просто людьми. Добрыми. Порядочными. Честными…. А вы не люди. У вас душа не болит.

    Ага? Но радость и беда в том, что все люди. И она, и они. И совесть есть у всех. Та самая, которую древние очень верно назвали «тысячью свидетелей», ее ни одно время из человека выскоблить не сможет. Правда, есть времена, когда эта самая совесть, как и охраняемые ею идеалы, катастрофически неприменима к жизни. Потому что с нею не выжить… Но знаете, что больше всего испугало в фильме? Человек, пытающийся выжить в мире, который ему уже не принадлежит.

    12 марта 2013 | 13:56

    Елена Сергеевна была растрогана до слез… Она, одинокая учительница, всю жизнь прожившая с матерью, которая сейчас в больнице, сама забыла о своем Дне Рожденье, а десятиклассники не забыли и основательно подготовились, взяв с собой правильные варианты экзаменационный работ. Им был нужен только ключ от сейфа в учительской.

    Фильм «Дорогая Елена Сергеевна» был снят в 1988 году по пьесе Людмилы Разумовской. Это качественное, продуманное до деталей кино, в нем нет ни одной лишний фразы, отличная операторская и режиссерская работа. Актеры ярко, натурально, живо исполнили своих героев, но особенно хочется отметить Марину Неёлову в роли Елены Сергеевны, она играла душой, движениями и интонациями, взглядами и мимикой …. Те десятиклассники уже сами возраста учительницы, а фильм все еще остается интересным и актуальным, и удивительно, что уже тогда говорили о низких учительских зарплатах, о конце света, о новом, динамичном времени…

    Спивающемуся Вите(Федор Дунаевский), укравшему подарок у родителей, необходима тройка для поступления в лесотехнический, в котором нет конкурса.

    Ляля(Наталья Щукина), мечтая о красивой обеспеченной жизни, продумывает и рассчитывает каждый свой шаг. Она не хочет повторять судьбу своей матери, жалуется, что та считает её ребёнком, и спокойно говорит, что мать уменьшает свои траты и устраивается на вторую работу, когда её дочери что-нибудь нужно.

    Паше (Дмитрий Марьянов), сыну простых родителей, нужна пятерка, чтобы получить серебряную медаль и поступить на филологический факультет. Он не хочет уступать своего место в жизни «всяким голденам и мажорам», но не замечает, что один из них управляет им.

    Володе (Андрей Тихомирнов) не нужен ключ как таковой, ему не нужна оценка, он здесь потому, что хочет сделать что-то самому, чтобы стать настоящем лидером.

    Паша и Ляля называют шестеркой Витю, но на самом деле они тоже подчиняются Володе. Пашу мучает совесть, Ляля периодически порывается уйти, Витя, выполняя самую черную работу, извиняется перед Еленой Сергеевной, но все они, слушаясь уговоров Володи, продолжают делать то, что делают, и при этом думая, что все легко исправить: «Елена Сергеевна, да не волнуйтесь Вы, пожалуйста, мы Вам завтра все вымоем и на место поставим.»

    В фильме поднимается вопрос почему они так поступают, как стали такими. Очень важные слова говорит Паша «Почему я должен в школе изображать комсомольского деятеля, чтобы получить хорошую характеристику, а сейчас выплясывать перед Вами в качестве поддонка, чтобы выбить себе серебряную медаль? С детских лет мы учимся у вас лицемерить, врать. Мы ваши дети, кровные дети, не пасынки!»

    Володя назвал Елену Сергеевну машиной, извергающей лозунги, не понимая, что какими бы ни были другие учителя, она искренна в своих речах, иначе давно отдала бы им ключ.

    Это не просто проблема отцов и детей, не только конфликт старого и нового, это столкновение принципиально разных взглядов на жизнь. Ляля говорит, что поколение Елены Сергеевны боролось, чтобы выжить, а они будут бороться, чтобы хорошо жить. Но получается наоборот: десятиклассники выглядят приспособленцами, прогибающимися под новые условия жизни, подстраивающимися под них, а Елена Сергеевна, хотя, казалось бы подростки не собираются перегибать дорогу талантливым математикам, не смотря ни на что, остается верна себе и своим идеалам.

    Она искренне расстроилась за них, пообещала сделать все от неё зависящее при проверке работ, простодушно обрадовалась, думая, что Володя за просто так готов помочь её маме. Она пыталась донести до них, что самое главное во всем оставаться людьми, старалась быть вежливой, не смотря на то, что десятиклассники смеялись ей в лицо. Но в конце концов с болью для себя признает: «Неужели вы действительно думаете, что вы способны загнать меня в угол?А кто вы такие? Маленькие ничтожества, вообразившие себя людьми, предающие друг друга, ради собственной выгоды способные унизить, растоптать, уничтожить любого, кто встанет на вашем пути».

    «Дорогая Елена Сергеевна» — будет оставаться классикой до тех пор, пока будут люди, которые захотят отнять ключ силой, но никогда не возьмут его, потому что те, кому ключ принадлежит по праву, всегда сильнее.

    9 из 10

    P.S. «Чтобы вы оставались людьми»

    5 августа 2012 | 19:23

    Я так и не поняла мораль фильма. Нужно вести себя цинично, как ребята, чтобы выжить, или сохранять в себе всё самое хорошее, но глупостью ограждаться от реальности? Нет ответа в фильме. Нет золотой середины, этого.. идеального человека что ли.

    Фильм стоит посмотреть, но не принимать его близко к сердцу. Остаётся настоящий осадок в душе. Что-то общее с сериалом «Школа» есть. Просто перестаешь верить в то, что мир и люди вокруг могут быть хорошими.

    26 августа 2010 | 15:07

    Эльдар Рязанов один из лучших режиссёров нашей страны, потому что его фильмы пользуются огромной популярностью и на это есть ясное объяснение. Его фильмы — это маленькие кусочки из нашей жизни и в каждом он показывает душу и сущность человека. Так же и в этой картине. Только данное кино получилось более тяжёлое.

    Нам показывают историю того, как учиники приходят на день рождения к своей учительнице. Но всё не так просто, у них есть ещё одна запретная цель. И они хотять достичь её любыми способами. Они должны забрать одну маленькую вещицу, но это не так просто. Они прибегают к любым методам и средствам, делают всё возможное. В течении всего фильма мы видим противостояние учительницы и её учеников, видим как физическое так и моральное давление. И в итоге получается очень сложная ситуация.

    Они добились своей цели и получили что хотели, но в тоже время они не достигли её. Не слаженная команда, необдуманные поступки и какие-то глупые амбиции полностью перевернули жизнь всех героев картины и однозначно оставили не удачный след в ней. Главное что хотел показать нам режиссёр — это то, что иногда мы не обдумываем до конца важность наших действий и не думаем о последствиях. Часто получается так, что средства совсем не оправдывают цели. И бывают ситуации, когда важнее сам процесс, чем результат.

    В результате получилась очень эмоциональная и напряжённая картина, после которой остаются яркие эмоции и которая является не плохим примером того, что надо хорошо обдумывать серъёзные поступки.

    Думайте, люди, думайте о последствиях своих действий.

    1 января 2008 | 16:30

    Четверо учеников — выпускников пришли поздравить с днем рождения учительницу математики. Какой неожиданный и приятный сюрприз! И вот она радостно суетится, пытаясь как — то накрыть стол тем, что найдется в холодильнике. Пока её ученики осматривают квартиру, отпуская насмешливые комментарии о бедной, старой, убогой в общем — то обстановке… Поколение, встречающее по одёжке, оценивающее и провожающее по ней же. Они привыкли добиваться всего, чего хотят. Любой ценой. А если кто — то с этой целью не согласен? Да куда он денется?!. Эта фраза часто звучит из уст Володи. Для них все имеет определённую и твердую цену. Томик Высоцкого — 15 рублей на черном рынке — для них это просто модная деталь интерьера. У них дома такой же. Пока гости перебрасываются репликами, в комнате безостановочно говорит старенький телевизор. Новости, новости, новости… Из приемника слышится: « В Волынской области пронёсся мощный смерч. В этот день, казалось, ничего не предвещало беды…»

    Да, не предвещало. Елена Сергеевна и не предполагала, чем обернется для неё этот день рождения. Как быстро погаснет радостный блеск в её глазах и помертвеет лицо, когда она поймёт, зачем на самом деле пришли ученики. А за окном тревожно завыла сирена проезжающей машины. Как бы говоря: «Вот сейчас все и начнётся». В фильме много таких моментов — как бы совпадений, подчеркивающих видеоряд, наполняя его смыслом, придавая объемность и значимость тому, что происходит на экране.

    Переломные 90-е, когда рушились старая идеология, переписывалась и переоценивалась история, низвергались одни и поднимались другие. Одна система ценностей стремительно заменялась на другую. Рыночные отношения — новая социальная идея, которая одним махом спасет всех и настанет рай: модный прикид, отдельные квартиры и мерседесы всем и каждому. Рынок — это когда все продается и все покупается. Всё, абсолютно все. Все можно купить, все можно достать, обо всем договориться, как деловые, практичные люди. Эти мальчики и девочки с детства усвоили это, видя, как все достается по блату или устраивается по знакомству и звонку. Поэтому им откровенно смешны лозунги — проповеди Елены Сергеевны, которые так похожи на газетные передовицы или выступление на партсобрании, хоть конспектируй за ней эти тезисы. Которые они и так столько раз слышали в своей жизни, что давно перестали в них верить. А видя, насколько это далеко от окружающей их действительности, кроме сарказма и откровенного смеха ничего не вызывает.

    Но это у них. А Елена Сергеевна на самом деле верит в то, что говорит. Что настоящее счастье в труде на благо всего человечества. Что её больную мать и так положат в клинику к светилу медицины, если это ей будет необходимо. Что нельзя ради личной выгоды торговать собой и своей совестью. Что нельзя совершать подлости и что оставаться просто честным и порядочным человеком — это очень важно. Потому что она всегда так жила. И в этом её сила, в ней, казавшейся такой слабой, смешной и даже раздражающе — наивной в своей вот этой «правильности». Потому что эти принципы и в самом деле были незыблемым правилом для неё, её тем самым внутренним стержнем. Гранитом, о который разбилась наглая самоуверенность молодого поколения, девизом которой стало : «Моя цель оправдывает любые средства, ибо она моя, а значит превыше всего!». Ведь их оружие: цинизм, нигилизм, демагогия и полное отсутствие каких-то морально — нравственных норм и понятий. Они тоже говорят лозунгами, но цитируют уже другие, современные им газеты и митинговых шоуменов того периода разгула гласности и демократии.

    - « Вы много лет не слушали нас, а теперь мы не будем слушать вас! Мы вам не верим! Вы лгали нам всю жизнь! Это вы нас этому научили!».

    Но если за её, пусть наивными словами, стоит прожитая по этим правилам жизнь, за их словами не стоит ничего, кроме злобы, зависти и обычной истерики. И, кроме того, она, как педагог, прекрасно знает, что невозможно научить человека тому, чему он не хочет научиться. Она сама говорила, что мещанская, торгашеская идеология была всегда. Но она выбрала для себя другую — быть порядочным человеком. Им она и стала. И в других она в первую очередь ценила порядочность, человечность. Витек — единственный из их четверки, в ком она видела эту самую человечность и доброту. Единственный небезнадежный человек из этой стаи самоуверенных негодяев.

    Эта ночь показала. кто есть кто на самом деле. Такая смешная, наивная и беззащитная вначале Елена Сергеевна оказалась очень сильной. Неудачник и пьяница Витек — самым честным и добрым из них. Вожак Володя, с уже рассчитанным наперед будущим, где у него все схвачено и за все заплачено — законченным поддонком и негодяем. Независимый и влюбленный в Ляльку Паша — завистливым трусом, предателем и подлецом. Лялька, такая чистая девочка, на самом деле хорошо знает как подороже и повыгоднее себя продать. И жить красивой и беззаботной жизнью, а не горбатится за гроши, как её мать. Они хотят быть хозяевами нового времени, новой страны. У каждого из пришедших учеников есть своя цель. И свои средства для её достижения. Свои границы приемлемости. Хотя трудно сказать, что для них вообще является неприемлемым. Они всему знают цену… И дай Бог, чтобы та страшная цена, которой заплачено за этот полученный от учителя урок, хоть что то изменила в них. Иначе нам просто больше не на что надеяться.

    17 марта 2011 | 01:14

    Совершенно потрясающий фильм как по глубине идеи и смысла, так и по эмоциональному накалу.

    Очень неожиданно было получить такое творение от Э. Рязанова, которого привыкли воспринимать как комедийного режиссера, далекого от остросоциальной проблематики. Однако тем более убеждаешься в неординарности и самобытности талантливого человека.

    Идея фильма достаточно проста, но в насколько непредсказуемую и жестокую драму выливается юношеское желание самостоятельно решить проблему!

    В очередной раз понимаешь, насколько молодость страшна и беспринципна в своем максимализме.

    Хотелось бы буквально несколько слов сказать о героях.

    Марина Неелова, великолепный мастер перевоплощения, совершенно неподражаемо исполнила роль Елены Сергеевны. В ее героине одновременно сочетаются несгибаемость характера и сила убеждений, с одной стороны, и слабость немолодой, глубоко несчастной женщины, с другой. Она доказывает взбеленившимся подросткам, насколько фундаментальны ее принципы и те догмы, в которые ее учили свято верить. Однако в какой-то момент она понимает, что это совершенно бесполезно. И от этого ей становится больно и печально. Жизнь, в том числе семейная и личная, положена была к алтарю этой работы — во имя воспитания этих детей, а выросло… что выросло.

    Ляля в исполнении Натальи Щукиной — довольно неприятная особа, которая совершенно не понимает, чего хочет от жизни. Рассуждения о продаже себя подороже только подтверждают ее личностную несостоятельность. В то же время она, единственная из всех, способна к состраданию и зачаткам милосердия к несчастной учительнице. Вера в свою безнаказанность и возможность наносить оскорбления Елене Сергеевне — просто попытка произвести впечатление на ребят.

    Витя (Ф. Дунаевский) и Паша (Д. Марьянов) — откровенно жалки в своей ведомости и отсутствии собственного мнения.

    Пожалуй, единственный сильный характер кроме Елены Сергеевны, у Володи (А. Тихомирнов). Мальчик из богатой семьи, не знавший отказа ни в чем, воистину уверовал в собственную значимость и безнаказанность. Это действительно страшный человек, который пойдет по головам и не остановится не перед чем: его жизненное кредо — цель оправдывает любые средства, и на войне все средства хороши. Но только он такая же игрушка, как и его приятели, поскольку войну и цель придумали не они. Его в какой-то момент становится жалко, потому что его всемогущий папа не вечен, и рано или поздно ему придется самому столкнуться с правдой жизни, и далеко не факт, что он выйдет победителем этой схватки.

    Фильм жестокий в своей правдивости. Он учит многому. Тому, как нельзя и не нужно поступать. Все участники этой драмы вышли из нее проигравшими, и ни для одного из них вся эта ночная драма не пройдет бесследно.

    Прекрасный фильм. Такое не скоро забудется. Советую смотреть всем.

    10 из 10

    5 ноября 2010 | 02:37

    Фильм начинается с того, что в квартиру учительницы Елены Сергеевны заходят трое ребят и одна девушка, поздравляют учительницу и дарят ей фужеры. Однако на самом деле они пришли не ради Елены Сергеевны, а чтобы взять у неё ключи, которые открывают сейф с контрольными.

    Елена Сергеевна — типично рязановская героиня: стеснительная, слабохарактерная, но зато с железными принципами, хоть и со слабыми нервами. Она не обращает внимания, что происходит вокруг, что над ней все смеются. У Елены Сергеевны больна мать, уже много лет, и это — её единственная забота. Когда к ней приходят ребята, она потрясена до слёз и ведёт себя настолько глупо и скованно, что её становится как-то жаль. Мы ведь жалеем калек, инвалидов…

    И Елена Сергеевна отказывается дать ключи. Но ребята не привыкли отступать, они не уходят и не выпускают Елену Сергеевну. Они придумывают всё более жестокие (по возрастающей) средства: перерезают телефонный провод, устраивают обыск и учиняют погром, убеждают Елену Сергеевну в том, что она не нужна никому со своими принципами, и, наконец…

    Это очень не типичный фильм для Эльдаря Рязанова, снимавшего лирические комедии и любовные истории. Рязанов сам говорил, что после всех его фильмов «жить хочется», а после этого фильма «жить не хочется». Мне кажется, что это — вершина творчества Рязанова, до него он «шёл» в гору», а после — под гору. Здесь он своих героев ставит в такие жизненные ситуации, в которых они со своей твердолобостью и истеричностью просто не могут выжить (хотя открытым финалом картины он ставит над этим тезисом знак вопроса).

    10 из 10

    10 июня 2011 | 10:52

    Тяжелый в психологическом плане фильм, после просмотра оставляющий много вопросов и сомнений.

    Десятиклассники пришли в гости к своей учительнице Елене Сергеевне, чтобы поздравить ее с Днем рождения. Она так растрогалась и обрадовалась, что места себе не находила. Накрыла скромный стол, одела свое лучшее платье. Учительница и ученики разговорились. Однако в ходе беседы очень быстро выяснилось, что ребята пришли не из добрых побуждений, и цель их вполне конкретна.

    Владимир хочет стать лидером. Он поступает в МГИМО и, наверняка, мечтает достичь вершин в политической карьере.

    Павел — будущий филолог и признанный «гений» класса. Ему нужна серебряная медаль, чтобы поступить в гуманитарный университет.

    Ляля мечтает стать «настоящей» женщиной. В ее понимании это значит ездить на шикарных машинах, носить модный прикид и пользоваться дорогой косметикой.

    Наконец, Виктор. Его желания просты. Нужно не получить двойку по математике в аттестате.

    В ходе фильма выясняется, что для осуществления своих проектов герои готовы на многое: такое, на что не каждый человек решится. А Елена Сергеевна — ключ, открывающий двери в будущее, ключ, который можно взять только силой.

    8 из 10

    16 октября 2010 | 03:34

    «Дорогая Елена Сергеевна» — это плохая советская драматургия, нерадивая ученица Горького, жалкое наследие соцреализма, бастард Герцена, Чернышевского и Тургенева. И вовсе не кино.

    Срез времени, сделанный зазубренным топором. Типажи, по сравнению с которыми шахматные фигуры — живые люди, личности. Рязанов в роли разгневанного соседа просто жалок. Режиссер предстает здесь вовсе не человеком, который просто желает покоя («Гараж»!), а ментором с указкой. Дай волю — все глаза выколет. И это самое отвратительное.

    Рязанов никогда не был глубоким, интересным, нестандартным режиссером. Более того, никогда не был ни психологом, ни художником, ни рассказчиком. Все пытался вырасти из «Карнавальной ночи» (весьма шаблонного фильма для той эпохи, надо сказать, несмотря на известную идеологическую смелость, из-за которой его не сразу выпустили на экраны), но ДНК не обманешь. То там, то здесь возникали неожиданные соцветия, однажды неизвестно откуда взялся совершенно фантастический бутон — «Берегись автомобиля», однако в итоге все равно получался пшик, двустишная дядестепина мораль. Едва ли не любой рязановский фильм при первых признаках развязки лучше выключать (за очень редкими счастливыми исключениями). А начиная с «Предсказания» лучше просто не смотреть.

    «Дорогая Елена Сергеевна» — квинтэссенция всего плохого в Рязанове-художнике, сценаристе, режиссере, морализаторе. Набор заученных ходов советской литературы (не она их придумала, но уже не отмыться). Берется идея. Идея всегда одна — фотография действительности, типическая картина повседневности, набор из трех-четырех ключевых фигур: хулиган, который в глубине души хороший человек, надо его просто перевоспитать; некто безусловно положительный другого пола; некто между хулиганом и положительным — колеблющийся; некто, настраивающий хулигана против положительного, — в финале будет посрамлен и т. д. — возьмите любой рабоче-крестьянский фильм от «Весны на Заречной улице» до «Большой перемены».

    Конфликт — как правило, между пережитками старого (минус) и надвигающимся новым (плюс). Любовь на Заречной улице как электрический разряд между анодом и катодом. Перестройка поменяла плюс и минус местами, все остальное уходить не спешит. Итак, имеем положительное старое и отрицательное новое (находящееся на опасном распутье как минимум). Старое — архив старомодного гуманизма, шестидесятнических надежд, похороненных тяжелым бытом и безысходной советской властью. Люди, которые могли засиять ярче солнца в новом, истинно коммунистическом обществе, вынуждены прозябать в нищете. Звонок в дверь застает Елену Сергеевну вовсе не с томиком Заболоцкого, а за мучительной стиркой.

    И вот вваливается новое поколение — пилаты, умывшие руки и прочее тело перед распятием нового старого советского христа. Бесцеремонно осматривает отжившее наследие — Высоцкий (интересует лишь цена книги на черном рынке), какие-то фотографии едва ли не сталинского времени. Все это громогласно, без стеснения (Е. С., похоже, на эти несколько минут оглохла, по замыслу режиссера). Е. С. переодевается — надо же встретить младое племя как подобает. Сразу же отвергает желторотые ценности — дорогие фужеры, шампанское (далее по циничной возрастающей).

    И вот молодежь требует ключей от своего будущего. А старуха-ключница (как жаль, что у Марины Нееловой не было ни одной настоящей роли — в кино, с мультиками повезло больше) не спешит. Отказывается наотрез. А деваться некуда (дверь заперта, телефонный провод перерезан) — рано или поздно придется отдать. Пока не возникает момент, когда остается только махнуть рукой и напомнить архаровцам, что ключ давно у них в кармане. Взяли и не спросили разрешения. И сами этого не поняли.

    Разве Рязанов не прав? Прав и еще как! Прав, как человек, который с ломом в руке доказывает, что дважды два — четыре.

    4 из 10

    4 января 2010 | 19:09

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    подробнее
    Записи в блогах
    11-12 апреля
    11.04.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 11-12 апреля
    Национализировать кино или не национализировать? (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes36 254 310
    2.Судная ночь 2The Purge: Anarchy29 816 675
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue17 509 407
    4.Домашнее видеоSex Tape14 608 152
    5.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction9 845 720
    18.07 — 20.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes346 038 489
    2.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In95 410 829
    3.Поддубный41 780 386
    4.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction33 994 705
    5.Оз: Возвращение в Изумрудный ГородLegends of Oz: Dorothy's Return29 236 297
    17.07 — 20.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 400 449518 580
    Деньги612 188 194 руб.165 495 572
    Цена билета255,03 руб.17,66
    17.07 — 20.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    45.В джазе только девушкиSome Like It Hot8.469
    46.Унесённые призракамиSen to Chihiro no kamikakushi8.469
    47.12 разгневанных мужчин12 Angry Men8.467
    48.ТитаникTitanic8.461
    49.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Собака Баскервилей8.460
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.ВаркрафтWarcraft92.37%
    37.ДракулаDracula Untold92.32%
    38.ФранкенштейнFrankenstein92.14%
    39.Терминатор 5Terminator: Genesis92.12%
    40.Если я останусьIf I Stay92.05%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    1+1Intouchables456
    МечтателиThe Dreamers178
    ГонкаRush223
    ЛолитаLolita109
    ПревосходствоTranscendence99
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.549
    ГераклHercules
    Домашнее видеоSex Tape
    Король сафариKhumba5.853
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In6.706
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy31.07
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin31.07
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    премьеры