всё о любом фильме:

Дорогая Елена Сергеевна

год
страна
слоган-
режиссерЭльдар Рязанов
сценарийЭльдар Рязанов, Людмила Разумовская
директор фильмаЛеонид Верещагин
операторВадим Алисов
композиторГеннадий Александров
художникАлександр Борисов
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  15.9 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время94 мин. / 01:34
Приятно удивлена и обрадована была Елена Сергеевна, когда к ней неожиданно пришли гости — ее ученики. Она и представить себе не могла, какой драмой обернется для нее этот визит.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 4 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Так получилось, что я посмотрел этот фильм почти сразу после «Курьера» Карена Шахназарова. В обоих фильмах поднята тема идейной борьбы на фоне перестройки в стране. Борьба между консервативным, костным поколением идеалистов до мозга костей и прогрессивной, радикальной молодежью. Здесь, в отличие от Курьера, эта борьба приобретает открытый характер, итогом которой становится человеческая драма. Если в Курьере, герой только задумывается над переменами, над ценностями и принципами, по которым он живет, жаждет идейной борьбы, то в «Елене Сергеевне» эта борьба происходит и мы видим ломку устаревших принципов и ценностей жизни, наблюдаем открытую, жестокую, беспощадную борьбу. Я не собираюсь вдаваться в сравнение этих двух картин, но скажу лишь, что Курьер больше приближен к реальности, нежели Елена Сергеевна. В этом фильме (Елена Сергеевна) все несколько преувеличено. Преувеличено для того, чтобы показать надлом крупным планом.

    Вообще, я не ожидал увидеть в фильме то, что увидел. Это поражает прежде всего потому, что фильм советский. Конечно, такое вряд ли бывает в реальной жизни, но кино это не всегда правда на сто процентов. Здесь это совершенно не важно, поскольку в фильме поднимается огромное количество проблем, в том числе и этических.

    Во-первых, проблема взаимоотношения. Четверо друзей-выпускников, решают поздравить учительницу в ее день рождения. Мы можем пронаблюдать два типа взаимоотношения: между учителем и учениками, а также общение сверстников между собой. А кроме того, косвенно можно отметить характер взаимоотношений Елены Сергеевны с ее матерью, отношения ребят к их родителям. Итак, учитель-ученик. Общение и поведение молодых людей на улице и в подъезде, естественно меняется, когда они заходят в квартиру учителя. Однако, когда отношения между ними испорчены, вежливость, тактичность и уважение к старшему сразу пропадают. И в ход уже идет не только молодежный сленг, (непонятный Елене Сергеевне), но и оскорбления, выкрики, шантаж, угрозы и даже рукоприкладство. То же самое можно увидеть и в отношениях сверстников друг к другу. Оно меняется, как только ситуация выходит из под контроля и все планы рушатся.

    Проблема оценки человеческих качеств наверное главная в этом фильме. То как действуют герои фильма, вызывают определенные чувства, такие как жалость или злость. Почти каждый поступок молодых людей можно оценивать с двух сторон. С одной стороны они пришли поздравить учителя, а с другой получить выгоду для себя. Владимир предлагает Елене Сергеевне договориться о лечении матери, но преследует при этом корыстную цель. И вообще, именно поведение Владимира вызывает больше всего вопросов, ведь ему не нужна была оценка, он, с одной стороны, был заинтересован в помощи друзьям, а с другой, пошел на предательство и насилие только ради победы в этой «дипломатической игре» — для достижения цели он готов пойти на любые жертвы. Мы видим постоянную игру на контрастах. Виктор, который крадет фужеры из дома, (чтобы их подарить), перерезает провод телефона, обыскивает Елену Сергеевну и постоянно пьет, тем не менее оказывается в ее глазах самым добрым и порядочным. В конце, мы действительно видим, что он хороший человек, но слабохарактерный и делал все это по приказу лидера.

    Особняком стоит поступок Елены Сергеевны, когда она говорит где находится ключ и фактически принимает поражение в этой неравной борьбе. Этот поступок характеризует ее как женщину очень сильную, прежде всего морально сильную. Поскольку, отдав ключи она не только спасает девушку, но и ломает свои принципы. Ее идеальный мир разбивается о жестокую реальность и с этим уже ничего нельзя сделать… можно только уйти.

    И наконец смысло-человеческие проблемы. В фильме можно услышать такие вопросы как «кто вы такие?», «почему человек выбирает зло?» и так далее. В частности проблема добра и зла, видна здесь особенно четко. Фильм оставляет множество вопросов. Где граница между человеком и животным? Всегда ли цель оправдывает средства? Но главное, мне кажется в этом фильме то, что не важно — богато ты живешь или бедно, не важно в каком ты платье, не важно в каком вузе учишься, а важно лишь то — хороший ли ты человек.

    19 октября 2014 | 20:59

    Какой русский не знает Эльдара Рязанова? А если и есть такие, то они уж точно они знают его потрясающие картины, такие как «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Старики-разбойники», «Служебный роман», «Гараж», «Ирония Судьбы» и многие другие. Но мало кто даже слышал, о жестокой драме «Дорогая Елена Сергеевна».

    В первую очередь необходимо выделить беспрецедентный сценарий русского драматурга Разумовской Людмилы. В 1979 году ей была написана одноимённая пьеса, но министерство Культуры не приняло работу. Однако вскоре в Талине, а позже в Ленкоме были поставлены спектакли о «трудных подростках». Работа имела огромный успех, но всё же в 1983 была снята с репертуара. И в 1987 году, когда в СССР началась перестройка, пьесу вернули в театры, а позже и экранизировали (да ещё кто!).

    Эльдар Рязанов показал, что есть у него порох в пороховницах, да и его талан не завяз лишь в любовных драмах и комедиях. «Дорогая Елена Сергеевна» не просто драма об учительнице и подростках, это интерпретация притчи о трёх мудрецах. Каждый герой по-своему смотрит на мир, у каждого свои проблемы и способы их решения. Из всех этих маленьких зарисовок, выдумок, догадок и складывается огромная мозаика бытности советских граждан. В этом мире уже Андрей Мягков не был бы счастлив с Барбарой Брыльской, а в адрес Алиса Фрейндлих вылетело не то самое (гениальное) «Мымра!», а кое что другое. Но, не смотря на все свои зловония, аморальщину и невежества, в некоторых героях всё ещё теплится надежда, что они найдут свет в конце тоннеля, но поломают не один кубометр дров, а может быть и жизней.

    Жаль, что картина вышла в то время, когда никому на советское кино не было дела. Не смотря на всю простоту съёмок материал выглядит удручающе. Единственным оправданием может служить что, это скорее видео версия спектакля, чем фильм. Некоторые сцены сейчас могут выглядеть глупо (см. сцену с танцами). Актёры играют на пределе возможностей, и пускай этого и достаточно, всё же хотелось большего. Однако эти слова не относятся к Марине Нееловой, которая в роли добросовестного учителя превратилась из «тетради в клеточку» в настоящий пример мужества и целомудрия.

    По прошествии лет фильм не теряет своей актуальности, его мощные диалоги, эмоциональный финал, игра Марины Нееловой (ещё раз «браво!») и постановка Рязанова позволяют назвать картину классический, а может быть даже поставить в один ряд (или около того) с фильмом Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин».

    7 из 10

    10 ноября 2010 | 16:59

    Поздно вечером они пришли к ней домой. Она сама открыла двери и впустила их. Она доверилась им, не ожидая подвоха. Но они пришли вовсе не затем, чтобы её поздравить — их цели были совершенно другими…

    Она — учительница средней школы, они — её ученики. Так начинается фильм Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна». Привыкший к восприятию Рязанова через призму «Иронии судьбы» или «Гаража» зритель не сразу понимает и тем более принимает новую форму. Драма. Драма в чистом виде. Причем нынешнему поколению может показаться, что всё происходит на ровном месте. Ну, казалось бы, подумаешь — оценка. Сейчас мало кто грезит хорошим аттестатом. Высшее образование в наше время скорее обязательный атрибут, нежели что-то, имеющее реальную значимость. Но присмотревшись внимательнее можно увидеть, что фильм актуален и по сей день. И будет актуален, пожалуй, еще очень долго.

    Главная проблема картины — конфликт мировоззрений и поколений — стара как мир. Всё это мы уже не раз слышали и видели. Но Рязанов как-то по-своему преподносит все избитые и банальные истины. В устах его героев всё смотрится свежо, будто происходит сейчас. Лишь упоминание поколения 60-х возвращает зрителя в те времена, когда многое было иначе. Когда главным считалось быть хорошим человеком, а уж потом всё остальное.

    Но новое поколение стремительно наступает. Они хотят быть богатыми, успешными. И ради этого они готовы пойти на всё. Они еще не осознают, к чему приведёт подобное стремление — 90-е еще даже не начались. Но за невинными улыбками пришедших уже можно разглядеть звериные оскалы, которые скоро можно будет носить открыто, не стесняясь, порой даже бравируя ими. В итоге то, что начинается глупой шуткой, доходит до такого накала, что пресловутый ключ от шкафа с контрольными отходит на десятый план.

    Рязанов абстрагировался от морализаторства и нравоучений. При внимательном рассмотрении можно увидеть, на чьей стороне симпатии режиссёра, но это просто симпатии, не более. Своим героям автор даёт возможность высказаться — в прямом и переносном смысле — а затем пусть зритель решает, кто здесь заслуживает сочувствия. У каждого из персонажей картины есть своя минута славы — время, за которое человек выдаёт зрителю свою порцию размышлений на тему «как жить дальше». У каждого своя правда, и это тот случай, когда крайности никогда не сойдутся и не найдут общего языка.

    Концовка фильма несколько обнадёживает — дойдя до самой грани, люди всё-таки смогли остановиться. Но затем всё стремительно разворачивается в обратную сторону, оглушая уже обрадованного зрителя всей суровостью и неприкрытостью финальной истины. И хоть автор не даёт четкого ответа — что же в итоге произошло, закрытая дверь — символ, говорящий сам за себя. И после просмотра каждый задумается о том, что в какой-то момент и он может остаться перед закрытой дверью с ключом, который, собственно, никому уже и не нужен.

    4 июля 2013 | 21:43

    Даже не знаю с чего начать.

    Фильм я первый раз увидел лет в 6 и, несмотря на свой ранний возраст, он на меня повлиял довольно сильно. И только вот недавно — через 14 лет я его пересмотрел повторно, но уже через призму своей сформированной индивидуальности.

    Первое, что я хотел отметить это то, что этот, один из лучших фильмов Рязанова, практически неизвестен обычному зрителю по сравнению с другими картинами этого именитого режиссёра. Для меня этот факт очень странен и непонятен. Очень обидно и жалко то, что этот гениальный фильм был забыт эфиром и пропущен признаниями.

    Естественно, немаловажным фактором для меня в оценке этого фильма является его просто колоссальная тогдашняя актуальность. Это одно из первых (не считая «Маленькую Веру») очень откровенных правдивых честных и искренних кино в СССР. Ощущение крайней степени его злободневности для того времени заставляет при просмотре просто вздрагивать. Понимая в полной мере все те реалии «переломного» времени в Советском Союзе начинаешь сам ощущать ту раскаленную атмосферу конца перестройки. Перестройки не только в политическом смысле, но и во внутренней перестройки человеческих ценностей, духовной, моральной, психологической перестройки включительно.

    В этой картине нашему вниманию просто потрясающе полно представлен переворот принципов в советском обществе на примере нескольких молодых людей-выпускников готовящихся абитуриентов со своими новыми зарождающимися капиталистическими взглядами на жизнь, которые противопоставляются их консервативной учительницы математики — женщине «старой закалки», у которой вечные ценности и принципы превыше всего (выше всего наносного и материального). Они приходят к ней домой на её День рождения чтобы поздравить; а также заодно для того чтобы получить то что им поможет в дальнейшей жизни (другими словами «путёвку в жизнь»). На протяжении всего фильма мы становимся свидетелями страшной морально-психологической борьбы между этими разными поколениями: их непониманиями друг друга и их противоположными «правдами». Молодые люди пытаются донести свою правду, а учительница, не желая понимать и всячески отвергая её, доказует своё.

    Основное противостояние происходит между парнем Володей — будущим дипломатом и, соответственно, Еленой Сергеевной — его учителем. Парень всячески пытается донести до нее, что её время прошло, что будущее в новом «динамичном», «деловом» мире за ними — людьми умеющими договорится, найти общий язык, что советские морали и идеологические предрассудки отжили своё. Другими словами капиталистический взгляд на будущее России. С чем шестидесятник Елена Сергеевна крайне не согласна.

    Образ парня Володи — образ собирательный. Им Рязанов хотел показать зарождение в тогда ещё советском времени «нового русского» человека — будущего бизнесмена, коммерсанта, дипломата, олигарха. И также, какие черты характера и особенности личности требует это «новое» время в будущей «деловой» России. А именно: дерзость, подлость, предательство, унижения, грубость, цинизм, шантаж, отсутствие принципов, духовных ценностей, интеллигентности, порядочности, лёгкое переступание через чувства близкого человека. Но что самое страшное это, то, что у других ребят по фильму хотя бы есть повод и причина, по которой они морально борются с преподавателем; когда все рвения и «выпрыгивания из кожи вон» Володи напрочь не имеют мотива (в нём играет лишь борьба за лидерство и нежелание проигрывать).

    Таким образом, ещё в 88 году Рязанов, будто с помощью ясновиденья узрел переломный момент истории Советского Союза и предсказал тем самым его развал, видя далеко не политическую подоплёку к этому, а культурно-духовную в людях того нового поколения. Посмотрев этот фильм, мы можем довольно отчётливо теперь представить, как и какими методами начинали пробиваться в жизни люди, которые в наше время добились успеха (а именно, сегодняшние политики, предприниматели, финансисты и т. д.)

    Смотреть всем обязательно! Потому что, во-первых, это классика и, во-вторых, потрясающая возможность приобрести через искусство жизненный опыт.

    15 мая 2008 | 23:39

    Фильм начинается с того, что в квартиру учительницы Елены Сергеевны заходят трое ребят и одна девушка, поздравляют учительницу и дарят ей фужеры. Однако на самом деле они пришли не ради Елены Сергеевны, а чтобы взять у неё ключи, которые открывают сейф с контрольными.

    Елена Сергеевна — типично рязановская героиня: стеснительная, слабохарактерная, но зато с железными принципами, хоть и со слабыми нервами. Она не обращает внимания, что происходит вокруг, что над ней все смеются. У Елены Сергеевны больна мать, уже много лет, и это — её единственная забота. Когда к ней приходят ребята, она потрясена до слёз и ведёт себя настолько глупо и скованно, что её становится как-то жаль. Мы ведь жалеем калек, инвалидов…

    И Елена Сергеевна отказывается дать ключи. Но ребята не привыкли отступать, они не уходят и не выпускают Елену Сергеевну. Они придумывают всё более жестокие (по возрастающей) средства: перерезают телефонный провод, устраивают обыск и учиняют погром, убеждают Елену Сергеевну в том, что она не нужна никому со своими принципами, и, наконец…

    Это очень не типичный фильм для Эльдаря Рязанова, снимавшего лирические комедии и любовные истории. Рязанов сам говорил, что после всех его фильмов «жить хочется», а после этого фильма «жить не хочется». Мне кажется, что это — вершина творчества Рязанова, до него он «шёл» в гору», а после — под гору. Здесь он своих героев ставит в такие жизненные ситуации, в которых они со своей твердолобостью и истеричностью просто не могут выжить (хотя открытым финалом картины он ставит над этим тезисом знак вопроса).

    10 из 10

    10 июня 2011 | 10:52

    Неоднозначный фильм. Глубокий. Актуальный.

    Ситуация, подобная той, на которой строится фильм — могла произойти в любой школе: везде были такие принципиальные учительницы, троечники, хорошисты, потенциальные мажоры и девочки, читающие «Лолиту».

    Героини Марины Неёловой сыграна настолько достоверно, правдиво, поразительно точно: это будто собирательный портрет одухотворенных, интеллигентных и немного наивных учительниц, которых в то время можно было найти в любой школе. Они до мозга костей верят в то, что сеют доброе, вечное, взывают к человечности и совести (пусть даже немного картинно), питают себя книжными идеалами.

    Но у детей перестроечного периода появляется иная логика, железная. И если поначалу немного сочувствуешь загнанной в угол учительнице, то в середине фильма возникает здравый вопрос: почему бы ей не согласиться на вариант, который предлагает герой Андрея Тихомирнова? И вот здесь — «где тонко, там и рвется»: порядочность учительницы, ее стремление поступать честно, все ее идеалы, книжные цитаты и абстрактные размышления о жизни кладутся на одну чашу весов со здоровьем, жизнью ее больной матери. В том, чтобы отдать этот нужный ученикам ключ — она видит трагедию. Будто ей предлагают совершить как минимум убийство. Женщине дороже «поступить по совести», чем облегчить страдания матери.

    Любопытны моменты, когда школьники вступают в идеологический спор с Еленой Сергеевной, доказывая ей, что ее идеалы — не проходят испытания временем… Паша (Дмитрий Марьянов) честно рассказывает ей о своей жизни и перспективах, задает ей вопрос — мол, и что вы, поколение 60-х, сделали? Мы же ваши дети, а не пасынки, и не открещивайтесь от нас, мол, вы нас сотворили такими… А учительница вместо честного ответа (заданного поколением поколению!) начала просто съезжать с темы, давить на уважение к учителю, свой авторитет. Толкового ответа на свои вопросы ни Витя, ни Паша так и не услышали. Она не смогла им объяснить, что страшного и непростительного в их действиях.

    Под утро, думаю, они все поняли сами. Мне кажется, они ушли с мыслью о том, что зря теряли время и уговаривали эту принципиальную даму. Зато каждый увидел себя и друг друга в непростой ситуации. Ляля уж точно поняла, кто есть кто и чем готов пожертвовать.

    Эта четверка учеников — далеко не самые худшие представители молодежи тех лет. Думаю, многие современные учителя просто ностальгируют по вот таким школьникам…

    Образ Елены Сергеевны — напоминает о том, что как раз вот такие учительницы, «пробуждая всё светлое и вечное», закрывали глаза на то, что творились тогда вокруг. Такие одухотворенные учителя, рассудавшие о свободе, чести и совести на уроках, замалчивали школьные драки, преступления, вымогательство, кровавые разборки в своих школах. Они молчаливым согласием поддерживали ложь, ханжество, двойную мораль, ощущение неравенства среди учеников… Я хорошо помню таких учительниц по школе конца 80-х.

    Неожиданно драматичный для Рязанова фильм.

    Отлично поставлена сцена разгрома квартиры и танцевальная сцена. Люблю этот фильм из-за образа четверки учеников, отлично поставленных диалогов, глубокого контекста…

    10 из 10

    7 июня 2012 | 04:00

    Тяжелый в психологическом плане фильм, после просмотра оставляющий много вопросов и сомнений.

    Десятиклассники пришли в гости к своей учительнице Елене Сергеевне, чтобы поздравить ее с Днем рождения. Она так растрогалась и обрадовалась, что места себе не находила. Накрыла скромный стол, одела свое лучшее платье. Учительница и ученики разговорились. Однако в ходе беседы очень быстро выяснилось, что ребята пришли не из добрых побуждений, и цель их вполне конкретна.

    Владимир хочет стать лидером. Он поступает в МГИМО и, наверняка, мечтает достичь вершин в политической карьере.

    Павел — будущий филолог и признанный «гений» класса. Ему нужна серебряная медаль, чтобы поступить в гуманитарный университет.

    Ляля мечтает стать «настоящей» женщиной. В ее понимании это значит ездить на шикарных машинах, носить модный прикид и пользоваться дорогой косметикой.

    Наконец, Виктор. Его желания просты. Нужно не получить двойку по математике в аттестате.

    В ходе фильма выясняется, что для осуществления своих проектов герои готовы на многое: такое, на что не каждый человек решится. А Елена Сергеевна — ключ, открывающий двери в будущее, ключ, который можно взять только силой.

    8 из 10

    16 октября 2010 | 03:34

    Спасибо, что сегодня я нечаянно попала на этот фильм по каналу Культура. Спасибо, что во мне воспитали эти вечные ценности Елены Сергеевны. Спасибо, что среди многочисленных красноречивых, интресных и сопереживающих рецензий(каждую рецензию прочитала с огромнейшим удовольствием, кроме двух) — нашлись те самые 2 рецензии, авторами которых являются те самые «ученики». Именно их злобные рецензии, переполненные умными словами, фразеологическими оборотами, скудное, кусочное знание таких классиков как Достоевский «Преступление и Наказание»,лишний раз доказывает, есть у нас — россиян порох в пороховицах, так как именно этим рецензиям поставлено большинство отрицательных оценок.

    Спасибо этому фильму, что сегодня я посмотрела не очередное голивудское стандартное «творение», а настоящий Фильм — фильм, который я покажу своему сыну, когда он пойдет в 1 класс и буду рада, если он заплачет и будет переживать за Дорогую Елену Сергеевну.

    Елена Сергеевна, дорогая Елена Сергеевна — Вы прекрасный представитель «стариков», тех самых из «в бой идут одни старики…», Вы наперекор всему верите, что в каждом из этих четырех испуганных, ценничных щенках все таки есть что-то хорошее, напрашивается цитата из другого фильма «Летать не умеют. Стрелять тоже… пока не умеют… Но, орлы!»

    Я — поколение 90х, поколение Pepsi, но мне противно и страшно было смотреть на бесновавшихся подростков, на подонка Володю, на стадного Пашу. Пашенька, не того лидера ты выбрал — «Стадо баранов во главе со львом сильнее стада львов во главе с бараном» — Наполеон.

    Несмотря, что фильм снят в 1988 году — он раскрывает всю мерзость нашего современного общества. А молодеж я и говорить не хочу.

    Я каждый день готова говорить спасибо своей маме за то, что она вырастила меня на прекрасных советских фильмах, на творениях бессмертных авторов.

    «Через года, через века, помните …» — удивительные строки Роберта Рождественского о войне. Мороз по коже и комок в горле.

    А «Варварство» М. Джалиля? Кого это вечное стихотворение оставит равнодушным? Такие как Володя, считающие себя лидерами, вот они будут с равнодушием его читать и то только, если их это заставят сделать.

    Поколение 60-х смотрит «В бой идут одни старики», «17 мгновений весны» и «Офицеры». Поколение Pepsi знает другую войну: ту, которая в «9 роте», когда воюют не за, а против, когда бросают своих, когда предают и убивают: наши — наших. Они(60-сятники), бывшие пионеры и комсомольцы, многие из которых ставшие в одночасье бизнесменами, еще помнят те времена, когда один был за всех, а все — за одного.

    А кризис 2009 — «старики», начавшие свой бизнес на изломе 90-х, черпали свои знания из фильмов, воспоминаний своих дедов и родителей, рассказов ветеранов. А за ними — те молодые, которые только начинают. Более циничнее, равнодушнее, умнее, чем были они, — только без школы выживания поколения 60х.

    И наконец, хочу сказать спасибо Э. Рязанову — гениальнейшему Человеку. Спасибо, Вам, Уважаемый Эльдар Александрович, за то, что вы есть у нашей страны. Спасибо за Ваши работы. Спасибо!

    Поколение 90-х, «не стреляйте в мастеров…»

    У вас почти нет хороших фильмов, Pepsiкольники…

    Зато есть они — «Елены Сергеевны».

    Сегодня, как и в 1988, как и в 1940 — в бой идут «старики».

    11 июня 2011 | 03:28

    После экзамена по математике в гости к учительнице приходит компания ее учеников якобы поздравить ее с Днем рождения, а на самом деле — с целью получить возможность подменить экзаменационные работы. Цель у выпускников одна, но мотивы у всех разные: один хочет получить приличный балл для поступления в ВУЗ, другой — просто исправить двойку, а третий решил таким неординарным способом опробовать свои лидерские способности.

    На протяжении всей картины происходит крушение идеалов Елены Сергеевны, учителя «старого типа». Насколько же далеко могут зайти незваные гости в своем намерении не только получить ключ от шкафа в учительской, но и в стремлении утвердить ценности и взгляды поколения новых людей?

    Фильм «Дорогая Елена Сергеевна», на мой взгляд, не столько о конфликте поколений, сколько — о конфликте идеологий. В 1988 году, когда картина вышла в прокат, был разгар перестройки, начало слома советского строя, понятий и морали, в итоге которого люди типа Елены Сергеевны — честные интеллигенты и труженики с высокой нравственной планкой оказались за бортом жизни.

    Фильм, как я полагаю, был снят с целью предостережения молодежи того поколения от падения в нравственную бездну. Отлично прорисованы и типичны характеры героев картины и, в общем-то, можно понять, что ждет каждого из них в будущем.

    Если говорить о фильме — то концовка неоднозначна. Возможно, что режиссер дает кому-то из юных участников драмы шанс на переоценку ценностей, а кто-то уже сформировался как герой нового времени. Елену же Сергеевну с ее неактуальными ныне представлениями о совести и морали, которые не переняли ее ученики, просто жалко.

    Я же смотрела этот фильм как реквием по системе российского образования. За более чем 20 лет, прошедших со времени выхода этого фильма, давно вымерли такие вот Елены Сергеевны, а в образование пришли люди как раз с убеждениями десятиклассников из фильма Рязанова.

    Учитель типа Елены Сергеевны архаичен, наивен и смешон для нас теперешних. У нас в системе образования, начиная от детских садиков и заканчивая докторантурой, правят люди с нравами Снежаны Денисовны из одного комедийного сериала. Коррупция, обман, «блат», наглость и откровенная преступность в учебных заведениях — это стало нормой. А подделанные результаты ЕГЭ в нынешнем году, скандалы с «мертвыми душами» в медвузе — это лишь вершина айсберга.

    И у кого бы ни остался ключ после той отчаянной борьбы в квартире Елены Сергеевны — уже все равно. Все уже случилось.

    30 сентября 2011 | 21:39

    Елена Сергеевна была растрогана до слез… Она, одинокая учительница, всю жизнь прожившая с матерью, которая сейчас в больнице, сама забыла о своем Дне Рожденье, а десятиклассники не забыли и основательно подготовились, взяв с собой правильные варианты экзаменационный работ. Им был нужен только ключ от сейфа в учительской.

    Фильм «Дорогая Елена Сергеевна» был снят в 1988 году по пьесе Людмилы Разумовской. Это качественное, продуманное до деталей кино, в нем нет ни одной лишний фразы, отличная операторская и режиссерская работа. Актеры ярко, натурально, живо исполнили своих героев, но особенно хочется отметить Марину Неёлову в роли Елены Сергеевны, она играла душой, движениями и интонациями, взглядами и мимикой …. Те десятиклассники уже сами возраста учительницы, а фильм все еще остается интересным и актуальным, и удивительно, что уже тогда говорили о низких учительских зарплатах, о конце света, о новом, динамичном времени…

    Спивающемуся Вите(Федор Дунаевский), укравшему подарок у родителей, необходима тройка для поступления в лесотехнический, в котором нет конкурса.

    Ляля(Наталья Щукина), мечтая о красивой обеспеченной жизни, продумывает и рассчитывает каждый свой шаг. Она не хочет повторять судьбу своей матери, жалуется, что та считает её ребёнком, и спокойно говорит, что мать уменьшает свои траты и устраивается на вторую работу, когда её дочери что-нибудь нужно.

    Паше (Дмитрий Марьянов), сыну простых родителей, нужна пятерка, чтобы получить серебряную медаль и поступить на филологический факультет. Он не хочет уступать своего место в жизни «всяким голденам и мажорам», но не замечает, что один из них управляет им.

    Володе (Андрей Тихомирнов) не нужен ключ как таковой, ему не нужна оценка, он здесь потому, что хочет сделать что-то самому, чтобы стать настоящем лидером.

    Паша и Ляля называют шестеркой Витю, но на самом деле они тоже подчиняются Володе. Пашу мучает совесть, Ляля периодически порывается уйти, Витя, выполняя самую черную работу, извиняется перед Еленой Сергеевной, но все они, слушаясь уговоров Володи, продолжают делать то, что делают, и при этом думая, что все легко исправить: «Елена Сергеевна, да не волнуйтесь Вы, пожалуйста, мы Вам завтра все вымоем и на место поставим.»

    В фильме поднимается вопрос почему они так поступают, как стали такими. Очень важные слова говорит Паша «Почему я должен в школе изображать комсомольского деятеля, чтобы получить хорошую характеристику, а сейчас выплясывать перед Вами в качестве поддонка, чтобы выбить себе серебряную медаль? С детских лет мы учимся у вас лицемерить, врать. Мы ваши дети, кровные дети, не пасынки!»

    Володя назвал Елену Сергеевну машиной, извергающей лозунги, не понимая, что какими бы ни были другие учителя, она искренна в своих речах, иначе давно отдала бы им ключ.

    Это не просто проблема отцов и детей, не только конфликт старого и нового, это столкновение принципиально разных взглядов на жизнь. Ляля говорит, что поколение Елены Сергеевны боролось, чтобы выжить, а они будут бороться, чтобы хорошо жить. Но получается наоборот: десятиклассники выглядят приспособленцами, прогибающимися под новые условия жизни, подстраивающимися под них, а Елена Сергеевна, хотя, казалось бы подростки не собираются перегибать дорогу талантливым математикам, не смотря ни на что, остается верна себе и своим идеалам.

    Она искренне расстроилась за них, пообещала сделать все от неё зависящее при проверке работ, простодушно обрадовалась, думая, что Володя за просто так готов помочь её маме. Она пыталась донести до них, что самое главное во всем оставаться людьми, старалась быть вежливой, не смотря на то, что десятиклассники смеялись ей в лицо. Но в конце концов с болью для себя признает: «Неужели вы действительно думаете, что вы способны загнать меня в угол?А кто вы такие? Маленькие ничтожества, вообразившие себя людьми, предающие друг друга, ради собственной выгоды способные унизить, растоптать, уничтожить любого, кто встанет на вашем пути».

    «Дорогая Елена Сергеевна» — будет оставаться классикой до тех пор, пока будут люди, которые захотят отнять ключ силой, но никогда не возьмут его, потому что те, кому ключ принадлежит по праву, всегда сильнее.

    9 из 10

    P.S. «Чтобы вы оставались людьми»

    5 августа 2012 | 19:23

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    подробнее
    Записи в блогах
    11-12 апреля
    11.04.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 11-12 апреля
    Национализировать кино или не национализировать? (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    110.Как украсть миллионHow to Steal a Million8.254
    111.КазиноCasino8.252
    112.Семь жизнейSeven Pounds8.247
    113.РэйRay8.243
    114.Одиннадцать друзей ОушенаOcean's Eleven8.242
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Как поймать монстраLost River92.66%
    32.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.62%
    33.Чудо-женщинаWonder Woman92.54%
    34.Дом странных детейMiss Peregrine's Home for Peculiar Children92.43%
    35.ФранкенштейнFrankenstein92.29%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Горько! 215
    Прежде чем я уснуBefore I Go to Sleep1
    БэтменBatman98
    Думай, как мужчина 2Think Like a Man Too2
    Крученый мячTrouble with the Curve19
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.200
    Город героевBig Hero 68.523
    СудьяThe Judge8.232
    ДракулаDracula Untold6.616
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.447
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры