всё о любом фильме:

Дорогая Елена Сергеевна

год
страна
слоган-
режиссерЭльдар Рязанов
сценарийЭльдар Рязанов, Людмила Разумовская
директор фильмаЛеонид Верещагин
операторВадим Алисов
композиторГеннадий Александров
художникАлександр Борисов
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  15.9 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время94 мин. / 01:34
Приятно удивлена и обрадована была Елена Сергеевна, когда к ней неожиданно пришли гости — ее ученики. Она и представить себе не могла, какой драмой обернется для нее этот визит.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 4 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    У меня нет слов, чтобы выразить все те чувства, которые я сегодня испытал (и до сих пор испытываю) после просмотра бесподобной картины Эльдара Александровича Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна»! Первый раз в своей жизни я посмотрел один и тот же фильм дважды (!) за один вечер: сам и через полчаса со своей сестрой. Меня до того потрясла эта картина, что перед глазами до сих пор стоят все пять героев этой великолепной ленты.

    У Елены Сергеевны день рождения. Её десятиклассники, только-только сдавшие экзамен по математике, приходят поздравить свою учительницу с праздником. Только вот не по доброте душевной. Главное для них — поменять написанные с ошибками экзаменационные работы на исправленные, и Елена Сергеевна — единственная, кто может им в этом помочь. Ведь именно у именинницы хранится тот заветный ключ от сейфа в учительской, где и хранятся работы десятого класса.

    На протяжении всей картины мы видим, с каким упорством эти «маленькие ничтожества» накаляют обстановку: переворачивают дом вверх дном в поисках ключа, каждый из «детей» философски общается с Еленой Сергеевной и гнёт свою линию. Женщина практически сразу понимает, что её «ребятишки» приходят отнюдь не поздравить её с юбилеем — им нужно во что бы то ни стало, путём унижения и оскорбления учителя, заполучить «своё».

    Сволочи, изверги, бессовестные подлецы — именно так я могу охарактеризовать всех четырёх друзей: начинающий алкоголик Витя, красавица Ляля, хамоватый Паша и самовлюблённый «лидер» Володя, который сам, в общем, не является школьником, но «помогает» своим друзьям, тем самым, теша своё самолюбие и «гениальность». В целом, Володя — как раз-таки эпицентр очага. Если десятиклассники ближе к концу картины понимают, что они перегибают палку, этому всё нипочём: если он начал — должен довести всё до конца.

    Елену Сергеевну я, в общем-то, понимаю: «синий чулок», как называют таких: незамужняя, бездетная, живущая с больной мамой, которая во время разборок находится в больнице на лечении, в убогонькой квартирке и малым количеством еды в холодильнике. Однако несмотря на всю внешнюю никчёмность, внутри Елены — стальной стержень, который не сломать этим проходимцам, какие бы меры они не принимали. Что интересно, в финале (далее спойлеры — несмотревшим лучше не читать) Елена Сергеевна всё-таки сдаётся и отдаёт «детишкам» заветный ключ, опустив руки. Женщина закрывается в ванной и… зрителя ожидает открытый финал: почему она не отвечает Ляле? Умирает ли? А может, просто, не хочет ответить? Этого мы, наверное, никогда не узнаем. Но я всё-таки склоняюсь к версии смерти, ведь одной из её цитат была следующая: «Я лучше умру».

    Актёрский состав блестяще справился со своей задачей: поверил всем, без исключения. Неёлова фантастически правдива и органична в роли робкой учительницы, молодёжь — все как на подбор. Даже не верится в такое глубокое погружение в роль. На мой мужской взгляд, главным украшением фильма всё-таки была Наташа Щукина (Ляля), особенно в сцене с танцами (к слову, это одна из самых ярких и «говорящих» сцен во всём фильме).

    Итого: моё преклонение перед творческой труппой «Дорогой Елены Сергеевны». Феноменальный, трогательный и, одновременно, омерзительный (с точки зрения характера персонажей) фильм, который стоит посмотреть каждому. Брависсимо! Аплодирую стоя! Побежал читать пьесу Разумовской, по которой был снят фильм.

    Фильм заслуживает самой максимальной оценки в 

    10 из 10

    16 июля 2014 | 22:32

    Четверо учеников — выпускников пришли поздравить с днем рождения учительницу математики. Какой неожиданный и приятный сюрприз! И вот она радостно суетится, пытаясь как — то накрыть стол тем, что найдется в холодильнике. Пока её ученики осматривают квартиру, отпуская насмешливые комментарии о бедной, старой, убогой в общем — то обстановке… Поколение, встречающее по одёжке, оценивающее и провожающее по ней же. Они привыкли добиваться всего, чего хотят. Любой ценой. А если кто — то с этой целью не согласен? Да куда он денется?!. Эта фраза часто звучит из уст Володи. Для них все имеет определённую и твердую цену. Томик Высоцкого — 15 рублей на черном рынке — для них это просто модная деталь интерьера. У них дома такой же. Пока гости перебрасываются репликами, в комнате безостановочно говорит старенький телевизор. Новости, новости, новости… Из приемника слышится: « В Волынской области пронёсся мощный смерч. В этот день, казалось, ничего не предвещало беды…»

    Да, не предвещало. Елена Сергеевна и не предполагала, чем обернется для неё этот день рождения. Как быстро погаснет радостный блеск в её глазах и помертвеет лицо, когда она поймёт, зачем на самом деле пришли ученики. А за окном тревожно завыла сирена проезжающей машины. Как бы говоря: «Вот сейчас все и начнётся». В фильме много таких моментов — как бы совпадений, подчеркивающих видеоряд, наполняя его смыслом, придавая объемность и значимость тому, что происходит на экране.

    Переломные 90-е, когда рушились старая идеология, переписывалась и переоценивалась история, низвергались одни и поднимались другие. Одна система ценностей стремительно заменялась на другую. Рыночные отношения — новая социальная идея, которая одним махом спасет всех и настанет рай: модный прикид, отдельные квартиры и мерседесы всем и каждому. Рынок — это когда все продается и все покупается. Всё, абсолютно все. Все можно купить, все можно достать, обо всем договориться, как деловые, практичные люди. Эти мальчики и девочки с детства усвоили это, видя, как все достается по блату или устраивается по знакомству и звонку. Поэтому им откровенно смешны лозунги — проповеди Елены Сергеевны, которые так похожи на газетные передовицы или выступление на партсобрании, хоть конспектируй за ней эти тезисы. Которые они и так столько раз слышали в своей жизни, что давно перестали в них верить. А видя, насколько это далеко от окружающей их действительности, кроме сарказма и откровенного смеха ничего не вызывает.

    Но это у них. А Елена Сергеевна на самом деле верит в то, что говорит. Что настоящее счастье в труде на благо всего человечества. Что её больную мать и так положат в клинику к светилу медицины, если это ей будет необходимо. Что нельзя ради личной выгоды торговать собой и своей совестью. Что нельзя совершать подлости и что оставаться просто честным и порядочным человеком — это очень важно. Потому что она всегда так жила. И в этом её сила, в ней, казавшейся такой слабой, смешной и даже раздражающе — наивной в своей вот этой «правильности». Потому что эти принципы и в самом деле были незыблемым правилом для неё, её тем самым внутренним стержнем. Гранитом, о который разбилась наглая самоуверенность молодого поколения, девизом которой стало : «Моя цель оправдывает любые средства, ибо она моя, а значит превыше всего!». Ведь их оружие: цинизм, нигилизм, демагогия и полное отсутствие каких-то морально — нравственных норм и понятий. Они тоже говорят лозунгами, но цитируют уже другие, современные им газеты и митинговых шоуменов того периода разгула гласности и демократии.

    - « Вы много лет не слушали нас, а теперь мы не будем слушать вас! Мы вам не верим! Вы лгали нам всю жизнь! Это вы нас этому научили!».

    Но если за её, пусть наивными словами, стоит прожитая по этим правилам жизнь, за их словами не стоит ничего, кроме злобы, зависти и обычной истерики. И, кроме того, она, как педагог, прекрасно знает, что невозможно научить человека тому, чему он не хочет научиться. Она сама говорила, что мещанская, торгашеская идеология была всегда. Но она выбрала для себя другую — быть порядочным человеком. Им она и стала. И в других она в первую очередь ценила порядочность, человечность. Витек — единственный из их четверки, в ком она видела эту самую человечность и доброту. Единственный небезнадежный человек из этой стаи самоуверенных негодяев.

    Эта ночь показала. кто есть кто на самом деле. Такая смешная, наивная и беззащитная вначале Елена Сергеевна оказалась очень сильной. Неудачник и пьяница Витек — самым честным и добрым из них. Вожак Володя, с уже рассчитанным наперед будущим, где у него все схвачено и за все заплачено — законченным поддонком и негодяем. Независимый и влюбленный в Ляльку Паша — завистливым трусом, предателем и подлецом. Лялька, такая чистая девочка, на самом деле хорошо знает как подороже и повыгоднее себя продать. И жить красивой и беззаботной жизнью, а не горбатится за гроши, как её мать. Они хотят быть хозяевами нового времени, новой страны. У каждого из пришедших учеников есть своя цель. И свои средства для её достижения. Свои границы приемлемости. Хотя трудно сказать, что для них вообще является неприемлемым. Они всему знают цену… И дай Бог, чтобы та страшная цена, которой заплачено за этот полученный от учителя урок, хоть что то изменила в них. Иначе нам просто больше не на что надеяться.

    17 марта 2011 | 01:14

    Фильм начинается с того, что в квартиру учительницы Елены Сергеевны заходят трое ребят и одна девушка, поздравляют учительницу и дарят ей фужеры. Однако на самом деле они пришли не ради Елены Сергеевны, а чтобы взять у неё ключи, которые открывают сейф с контрольными.

    Елена Сергеевна — типично рязановская героиня: стеснительная, слабохарактерная, но зато с железными принципами, хоть и со слабыми нервами. Она не обращает внимания, что происходит вокруг, что над ней все смеются. У Елены Сергеевны больна мать, уже много лет, и это — её единственная забота. Когда к ней приходят ребята, она потрясена до слёз и ведёт себя настолько глупо и скованно, что её становится как-то жаль. Мы ведь жалеем калек, инвалидов…

    И Елена Сергеевна отказывается дать ключи. Но ребята не привыкли отступать, они не уходят и не выпускают Елену Сергеевну. Они придумывают всё более жестокие (по возрастающей) средства: перерезают телефонный провод, устраивают обыск и учиняют погром, убеждают Елену Сергеевну в том, что она не нужна никому со своими принципами, и, наконец…

    Это очень не типичный фильм для Эльдаря Рязанова, снимавшего лирические комедии и любовные истории. Рязанов сам говорил, что после всех его фильмов «жить хочется», а после этого фильма «жить не хочется». Мне кажется, что это — вершина творчества Рязанова, до него он «шёл» в гору», а после — под гору. Здесь он своих героев ставит в такие жизненные ситуации, в которых они со своей твердолобостью и истеричностью просто не могут выжить (хотя открытым финалом картины он ставит над этим тезисом знак вопроса).

    10 из 10

    10 июня 2011 | 10:52

    Так получилось, что я посмотрел этот фильм почти сразу после «Курьера» Карена Шахназарова. В обоих фильмах поднята тема идейной борьбы на фоне перестройки в стране. Борьба между консервативным, костным поколением идеалистов до мозга костей и прогрессивной, радикальной молодежью. Здесь, в отличие от Курьера, эта борьба приобретает открытый характер, итогом которой становится человеческая драма. Если в Курьере, герой только задумывается над переменами, над ценностями и принципами, по которым он живет, жаждет идейной борьбы, то в «Елене Сергеевне» эта борьба происходит и мы видим ломку устаревших принципов и ценностей жизни, наблюдаем открытую, жестокую, беспощадную борьбу. Я не собираюсь вдаваться в сравнение этих двух картин, но скажу лишь, что Курьер больше приближен к реальности, нежели Елена Сергеевна. В этом фильме (Елена Сергеевна) все несколько преувеличено. Преувеличено для того, чтобы показать надлом крупным планом.

    Вообще, я не ожидал увидеть в фильме то, что увидел. Это поражает прежде всего потому, что фильм советский. Конечно, такое вряд ли бывает в реальной жизни, но кино это не всегда правда на сто процентов. Здесь это совершенно не важно, поскольку в фильме поднимается огромное количество проблем, в том числе и этических.

    Во-первых, проблема взаимоотношения. Четверо друзей-выпускников, решают поздравить учительницу в ее день рождения. Мы можем пронаблюдать два типа взаимоотношения: между учителем и учениками, а также общение сверстников между собой. А кроме того, косвенно можно отметить характер взаимоотношений Елены Сергеевны с ее матерью, отношения ребят к их родителям. Итак, учитель-ученик. Общение и поведение молодых людей на улице и в подъезде, естественно меняется, когда они заходят в квартиру учителя. Однако, когда отношения между ними испорчены, вежливость, тактичность и уважение к старшему сразу пропадают. И в ход уже идет не только молодежный сленг, (непонятный Елене Сергеевне), но и оскорбления, выкрики, шантаж, угрозы и даже рукоприкладство. То же самое можно увидеть и в отношениях сверстников друг к другу. Оно меняется, как только ситуация выходит из под контроля и все планы рушатся.

    Проблема оценки человеческих качеств наверное главная в этом фильме. То как действуют герои фильма, вызывают определенные чувства, такие как жалость или злость. Почти каждый поступок молодых людей можно оценивать с двух сторон. С одной стороны они пришли поздравить учителя, а с другой получить выгоду для себя. Владимир предлагает Елене Сергеевне договориться о лечении матери, но преследует при этом корыстную цель. И вообще, именно поведение Владимира вызывает больше всего вопросов, ведь ему не нужна была оценка, он, с одной стороны, был заинтересован в помощи друзьям, а с другой, пошел на предательство и насилие только ради победы в этой «дипломатической игре» — для достижения цели он готов пойти на любые жертвы. Мы видим постоянную игру на контрастах. Виктор, который крадет фужеры из дома, (чтобы их подарить), перерезает провод телефона, обыскивает Елену Сергеевну и постоянно пьет, тем не менее оказывается в ее глазах самым добрым и порядочным. В конце, мы действительно видим, что он хороший человек, но слабохарактерный и делал все это по приказу лидера.

    Особняком стоит поступок Елены Сергеевны, когда она говорит где находится ключ и фактически принимает поражение в этой неравной борьбе. Этот поступок характеризует ее как женщину очень сильную, прежде всего морально сильную. Поскольку, отдав ключи она не только спасает девушку, но и ломает свои принципы. Ее идеальный мир разбивается о жестокую реальность и с этим уже ничего нельзя сделать… можно только уйти.

    И наконец смысло-человеческие проблемы. В фильме можно услышать такие вопросы как «кто вы такие?», «почему человек выбирает зло?» и так далее. В частности проблема добра и зла, видна здесь особенно четко. Фильм оставляет множество вопросов. Где граница между человеком и животным? Всегда ли цель оправдывает средства? Но главное, мне кажется в этом фильме то, что не важно — богато ты живешь или бедно, не важно в каком ты платье, не важно в каком вузе учишься, а важно лишь то — хороший ли ты человек.

    19 октября 2014 | 20:59

    В образовавшемся пробеле между просмотром премьер я решил дать оценку некоторым моральным аспектам этого фильма.

    Я не буду оценивать сам фильм, критиковать работу режиссёра в целом, актёрскую игру — это вполне хорошо сделано уже другими критиками, хотя я мало увидел как таковой критики по существу, в большинстве своём отзывы носят положительный характер. Что ж, я постараюсь в некотором роде развеять сложившийся у зрителя образ Елены Сергеевны, образ вызывающий сострадание, потому что у меня он вызвал не сострадание, а жалость.

    Итак, какие чувства хочет вызвать режиссёр на протяжении всего фильма, раскрывая нам этого персонажа? Нам известно, что она учительница, ей 40 лет, она живёт бедно и скромно с больной матерью, причём её мать на данный момент находится в больнице, судя по всему, в достаточно тяжёлом состоянии. Елена Сергеевна настоящий идеалист до мозга костей, принципиальна, видимо, потому, что кроме принципов она особо больше ничего и не имеет, и терять ей, кроме них нечего. С другой стороны её принципы — это основа её ценностей и мировоззрения, это то, во что она искренне верит и на чём держится её миропорядок. Она консервативна и держится за старые традиции. Старается видеть в людях лучшее, чем есть на самом деле, достаточно наивна и недальновидна.

    А теперь давайте дистанцируемся от сюжета фильма и от перенесённых после просмотра эмоций и попробуем оценить её поведение объективно. У меня лично наибольшее смущение вызвало то, что когда на чашу весов легли с одной стороны — здоровье и будущее её матери и — её нерушимые принципы — с другой, она, не задумываясь ни на секунду, сделала выбор в пользу своих принципов. А теперь поставьте себя на её место. По её словам, она несёт эту ношу (забота о больной матери) уже не один год, тут явно от государства никакой помощи не дождаться. Ну, какой человек, когда речь заходит о благополучии самых близких и дорогих для него людей, будет вообще сомневаться в таком случае, что выбрать? Схватиться ли он за первую попавшуюся возможность, чтобы использовать шанс, или же будет бросаться гордыми, но бессмысленными «фразеологизмами»? В таком случае получается, что она готова пренебречь здоровьем и даже жизнью самого близкого для себя человека ради своих идеалов? Что и говорить, я сам склонен к идеалистическому восприятию мира, стремлюсь к идеалу, но такой подход принять не могу.

    Это трудный вопрос: следовало бы ей принять предложение одного из героев по лечению или же она поступила правильно, отказавшись от него? Если бы приняла — то проявила бы слабость, пошла бы на поводу у своих инстинктов и эмоций — в данном случае — любви по отношению к матери. Но с другой стороны, люди слабы и наших слабостей мы не должны стесняться, ведь они есть в том числе и ТО, что составляет нашу человеческую сущность и отказавшись от них — мы откажемся и от самих себя. Я не хочу, чтобы мои слова в данном случае воспринимали и как защиту для алкоголиков, и наркоманов, и воров и т. д. — мол, они тоже слабы в своих потребностях. Но это разные вещи. Здесь на кону жизнь самого близкого человека, а те, кто сталкивался с подобным горем в жизни, знают, что в таких ситуациях, отдашь всё на свете, чтобы получить хотя бы шанс на надежду… Елена Сергеевна однако не готовы была поскупиться своими принципами, так может поэтому не так уж и не прав был один из героев, сказав, что она не женщина, а тетрадь в клеточку? Её можно было бы понять, если бы она отказывалась от такого предложения только лишь в ущерб себе, но в ущерб человеку, который зависит по сути только от неё?

    Мои доводы можно оспорить, привести аргументы о том, что в конце она «спасает» Лялю, но здесь я не уверен, что она сделала это именно с целью спасения девушки, а не в силу психологического перенапряжения. Хотя, возможно, душа, которая у неё всё-таки есть, в последний момент-таки не выдержала и закричала…

    Сложный фильм, мне его очень трудно оценивать, поэтому лучше я вовсе воздержусь от оценки, представив на суд читателя лишь то, что вызвало во мне наибольшее впечатление после просмотра.

    26 ноября 2011 | 01:15

    Утро. До зубовной боли типовая советская квартира. Тесные сквозные комнатушки заставлены стандартной мебелью, состоящей как будто только из острых углов. Точнее, сейчас не заставлены, а завалены: распотрошенные тумбочки зияют провалами вырванных ящиков, колченогие столы и стулья перевернуты, на полу книги и разбитая посуда. Перед хлипкой фанерной дверью навзрыд плачет девушка — и даже нельзя толком сказать, из-за чего.

    Вчера вечером она вошла в эту квартиру гостьей, нежданной, но очень приятной: четверо выпускников после экзамена зашли поздравить свою учительницу с днем рождения. Веселые, с цветами и подарками, с бутылкой шампанского. Учительница, та самая заглавная Елена Сергеевна, была растрогана да слез: она скромно живет с давно и тяжело болеющей мамой и не избалована вниманием. И быстро, с постоянными извинениями, накрыт стол, надето парадное платье: «Ребята, я так вам рада! Спасибо, что зашли». И теленовости рассказывают о том, что где-то ураган сметает с лица Земли города, а камера выхватывает из всей скромной обстановки пластинку Окуджавы, книги Высоцкого и Евтушенко, дополняя типичный потрет советского интеллигента — бедного телом, но богатого духом.

    И поднят первый тост: «спасибо, вы нас всему научили», и гости, как-то замявшись, но все же собравшись с силами, просят Елену Сергеевну немного им помочь — право, такой пустяк. Нужно взять из учительской их экзаменационные работы и заменить на другие — с правильными ответами. Они не собираются в профильные ВУЗы, не перейдут дорогу математическим талантам — что же им теперь из-за одного несчастного экзамена всю жизнь себе ломать? Вопрос повисает в воздухе, потому что для Елены Сергеевны это не один несчастный экзамен, а дело чести и бесчестья — именно так, с пафосом, который кажется ее ученикам неуместным, анахроничным. Ее слова, объясняющие невозможность, совершенную аморальность этой просьбы, для них, людей новой формации, звучат лицемерной советской агиткой, отзвуком отжившего прошлого. И все, что дальше происходит в фильме, — не случайно возникший конфликт учительницы и учеников, а жестокое и бескомпромиссное противостояние нового и старого времени.

    Для скромной и застенчивой Елены Сергеевны четверка нежданных гостей становится всадниками апокалипсиса, знаменующими крах прежнего мира — планомерно, с убийственным хладнокровием они проходят маршем по всем ее ценностям, не оставляя от них камня на камне. Любовь? Да важно лишь, кто больше заплатит. Настоящие идеалы, за которые и умереть не жалко? Тех, кто готов был умереть за идеалы, уже давно нет — умерли. Интеллигентность и скромность? Пока вы будете скромничать, ваше место займут другие — и почему, вот почему я должен свое место кому-то отдавать? Мораль как мерило поступков? Это все устарело, главное — достичь желанной цели, не растратив слишком уж много наличных средств.

    Герои, прямо глядя в глаза учительнице, без обиняков высказывают свои взгляды на мироустройство, сначала смущая, а потом и откровенно пугая ее. И режиссер с оператором постарались, чтобы зритель твердо уверовал: происходящее именно страшно. Долгие монологи нарочито спокойны и не оставляют сомнений: отказ от идеалов для этих молодых людей не случайная блажь, а тщательно обдуманная и взвешенная позиция. Недолгие периоды действия, снятые короткими рваными кадрами, создают ощущение хаотичности происходящего, напоминая об урагане из новостей. Танцы и гримасы героев — это пляска смерти, не больше и не меньше: режиссерское высказывание конкретно и не оставляет возможностей для двоякого толкования.

    Несмотря на то, что Эльдар Рязанов славен в первую очередь комедиями, едва ли его можно заподозрить в слишком уж оптимистичном мировосприятии: даже в самых веселых его фильмах обязательно есть герои печальные и страдающие. В разгар перестройки, в ситуации максимальной неопределенности, когда все ждали перемен, но едва ли могли помыслить, какими они окажутся, режиссер написал картину будущего красками более чем мрачными. Его «Елену Сергеевну» можно было бы обвинить в излишней монохромности, в чрезмерной, с перебором, депрессивности, если бы будущее не оказалось действительно страшным. Беспринципность «поколения Пепси» стала нормой жизни в новой России, на какое-то время подменив идеалы псевдомакиавеллистским «цель оправдывает средства».

    Провидение ценно и само по себе, но умный режиссер Рязанов сделал историю еще объемнее и страшнее, подчеркнув в финале, что герои, на самом деле, обычные подростки, и в них больше человечности, чем они сами хотели бы думать. Только их лидер вышел из квартиры Елены Сергеевны с гордо поднятой головой. Остальные трое, распотрошенные, как внутренности комодов, шокированные и потерянные, разбрелись, кто куда — быть может, заново выдумывать хоть какие-то идеалы. Этой ночью они заглянули в око урагана, который вот-вот сметет с лица Земли не то что город — целую страну. В этот раз удержаться на ногах им помогла только доброта чудачки-учительницы. А дальше как-то придется спасаться самим…

    29 августа 2013 | 11:56

    В фильме Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» штампованные лозунги противопоставлены отрицанию моральных принципов, наивная искренность — лицемерию, безграничный альтруизм — эгоизму. Кто же тут прав, а кто виноват? Истина где-то рядом. А может и нет. Может, ее вообще нет в этом фильме.

    Учитель — профессия очень сложная, особенно учитель старших классов. Наверное, многие выпускники педагогических ВУЗов, начиная работать, думают, что уж они-то найдут общий язык с подрастающим поколением, станут для своих учеников мудрым советчиком, примером для подражания, да и просто другом. Именно из этих идеалистов и получаются такие вот Елены Сергеевны. Нужно ли говорить, что их отношения с учениками чаще всего складываются совсем не таким образом, как они это себе представляли. Напротив, их наивность, старомодность, нежелание снимать розовые очки, шаблонные фразы о марали вызывают скорее раздражение и отторжение. Вследствие этого у таких учителей редко получается вызвать интерес к предмету. И пусть даже такой учитель искренен и самоотвержен, этим он не добьется уважения.

    Исходя из своего ученического опыта, я сделала вывод, что у учителя должны быть два основных качества: интерес к своему предмету и умение понятно объяснять. Все остальное приложится. Не нужно стремиться к недостижимым идеалам.

    Что касается учеников Елены Сергеевны, то Паша, Виктор и Ляля — ребята вполне стандартные, сформированные средой, в которой они находятся. Правда, отношение у них к этой среде разное: Витя с ней смирился и, вполне возможно, повторит-таки судьбу своего отца-алкоголика, у Ляли, напротив, есть весьма расчетливые планы на то, как улучшить свое положение, Пашу же свои собственные успехи и достижения заставляют думать, что он по праву достоин гораздо лучшей участи, он боится, что кто-то другой обманом займет причитающееся ему место под солнцем. Они все — обыкновенные люди, пусть несколько циничные, но не бесчувственные. Что же им нужно, чтобы совершенно потерять человеческий облик? Конечно же, лидер, которому это будет выгодно.

    Володя — случай уникальный. Человек, в столь юном возрасте обладающий так ярко выраженными лидерскими качествами, умеющий оказывать столь сильное психологическое давление на противника, не брезгуя при этом любыми методами — явление довольно редкое. И хорошо еще, если такие товарищи в будущем реализуют себя в бизнесе. А вот если полезут в политику, не обрадуешься.

    Итак, какая же выгода ждет Володю в этой афере? Ему-то не нужно подменивать свою контрольную. Он жаждет возможности испытать свои лидерские и манипуляторские качества. И он выигрывает это свое сражение — Елена Сергеевна отдает ему ключ. Хотя на последний удар подвигнуть одного из своих соратников ему все-таки не удается, и приходится делать «грязную работу» самому. Но хоть и выставляет его потом Витя из квартиры, цели своей Володя уже добился.

    Вся сила лидеров-манипуляторов вроде Володи — в людях, которыми они могут управлять. Следовательно, им можно противопоставить лишь зачатки совести и преодоление стадного инстинкта окружающих. Ну или сломать им пару костей в воспитательных целях.

    Фильм, кстати, в очередной раз навел на мысль, что женщинам нужно уметь за себя постоять. Газовый баллончик иметь. Боевыми искусствами заниматься. Ножик в кармане, пневматический пистолет за корсажем. Пример Елены Сергеевны и Ляли очень хорошо это подтверждает.

    Однако возможно, что сражение, из которого Володя вышел победителем, происходило лишь в его голове. Потому что для Елены Сергеевны ключ, по сути, был не главным. Она до последнего пытается объяснить что-то своим ученикам, переубедить их. В эту ночь рухнули все идеалы, которыми она жила. Ее розовые очки были растоптаны кроссовками юных жрецов культа «хорошей жизни». И ее, конечно, по-человечески жаль. И за несчастливую жизнь, и за разбитые иллюзии, и банально за материальный ущерб. Для человека его дом — это его крепость, его убежище, где каждая мелочь имеет для него значение. С этим нельзя обращаться так варварски. А вообще смешные они, эти дети. «Вы не волнуйтесь, мы вам завтра все вымоем и на место поставим. И вообще, давайте спать, а?».

    Не скажу, что мне близко мировоззрение кого-то из героев фильма. У ребят один взгляд на жизнь, у Елены Сергеевны другой, у меня третий. Конечно, никто не имеет права врываться в чужую квартиру, творить там черт знает что и обижать пожилых учительниц. Я согласна с выражением, что «свобода размахивать кулаками заканчивается там, где начинается кончик носа стоящего рядом человека». Со своими проблемами нужно разбираться самостоятельно, а не за счет других. Однако что касается споров героев о смысле жизни, тут нет оптимального варианта, нет золотой средины.

    В фильме хорошо сыграла не только Марина Неелова, но и исполнители ролей Вити, Володи, Паши и Ляли. Не сказать, что гениально, но во всяком случае довольно убедительно. И танцуют, кстати, здорово.

    Понравилось динамичное развитие сюжета — очень большой контраст между первыми и последними сценами. В ходе сюжета подростки заходят все дальше, переступают все больше границ.

    В общем, качественный фильм о конфликте мировоззрений. Тем, у кого Рязанов ассоциируется исключительно с комедиями вроде «Иронии судьбы», можно посмотреть, чтобы ознакомиться с другой стороной творчества этого режиссера. Да и вообще фильм жизненный и всегда актуальный. Достойный представитель советского кинематографа.

    27 июня 2011 | 10:31

    В тот день ничто не предвещало беды. Только телевизор нагнетал обстановку смерчем, героином в новостях, клипом «Я не люблю тебя». Пока не разразилось всё неслыханной историей про то, как четверо старшеклассников пришли поздравить свою учительницу с днём рождения, а закончилось всё «забавными играми» похлеще, чем у Ханеке. Детишки-то, оказывается, пришли заключить сделку. Выкупить ключ от сейфа с выпускными контрольными по математике, чтобы подменить свои работы и получить путёвку в жизнь. Выкупить сначала за любовь: «Мы же вас так любим, дорогая Елена Сергеевна! Мы же пропадём без вашей помощи». Потом — за больную маму, которую по знакомству можно перевести в больницу получше. Потом — за страх перед насилием, унижением. Маленькие (не такие уж и маленькие) дельцы (скорее, подонки) не рассчитали только, что чудачка, старая дева, «автомат, выдающий идеологические лозунги», нелепая Елена Сергеевна со своими смешными принципами, с отсутствием практического подхода к жизни, в дурацком старомодном платье, вот эта вот Елена Сергеевна окажется такой несгибаемой и непроходимо глупой.

    Чего ей, в самом деле, стоило швырнуть школьничкам ключ, и, пока они, радостно задрав штаны, бегут завершать свою маленькую махинацию, позвонить в милицию. Но нет, Елена Сергеевна остаётся на ночь в запертой квартире, чтобы доказывать, что достижения человека не должны измеряться его кошельком, что нет ничего более ценного, чем чистая совесть. Нашла, кому проповедовать нестяжательство! Людям, считающим, что настоящая женщина — эта та, что спит в утренний час пик, дорого продаёт свою девственность, знает, под кого выгоднее лечь. Что прекрасное и возвышенное — это «шоры обыденной морали». Людям, которые подменяют знания — деловой хваткой, искренность — компромиссом. Не наркоманы какие-нибудь, не дети из неблагополучных семей. А вполне себе подростки, читающие «Лолиту» на английском, пишущие научные работы по Достоевскому. Люди, у которых в голове густо, а в сердце пусто. Новые герои нового времени. Не равнодушные уже, не уставшие, не разочарованные, а очень даже деятельные, жадные до жизни, готовые из этой жизни вырывать огромные мясные куски.

    Володя, человек, который всё придумал, которому не оценки были важны, а сама «идея», которого манила перспектива испытать себя в качестве лидера и кукловода. Чем не Раскольников, правда же? Только вопрос главный у Володи должен звучать немножко по-другому, не «тварь я дрожащая или право имею», а как-то так: «лох я позорный или кайф ловлю». В такой именно формулировке.

    Но я надеюсь, я хочу верить, что в финале, всё-таки Елены Сергеевны победа. Потому что когда звучит её монолог, она похожа уже не на одинокую никчёмную «тетрадь в клеточку», а на уставшего генерала. Потому что она доказывает действием, что нет ничего важнее человеческого в человеке. И поступается своими принцами не ради себя, а ради другого. Потому что Ляля плачет и стучит в закрытую дверь.

    Вы чертовски правы, Елена Сергеевна! Не было золотого века, равенства, свободы и братства! Не было любви к человеку. Не было, времени, когда у людей глаза были ясные, помыслы — высокие, руки — чистые. Не было…

    8 из 10

    8 ноября 2012 | 13:35

    Фильм получился, несмотря на простоту сюжета, актеров и каких-либо действий, действительно достойным и цепляющим за душу. Этакая философская подоплека, присутствующая в фильме, оказалась более чем реальной и по сей день. На самом деле все эти пять персонажей, задействованных в кино, сочетают в себе образы многих людей, которых мы видим ежедневно; Елена Сергеевна — некий идеальный «образ», который на самом деле встречаются часто, только, к сожалению, они мало что делают во имя своих идеалов, Ляля — прототип большинства женщин и меркантильности в чистом виде, Павел — обычное «стадо», он управляем своими инстинктами и эмоциями, Володя — это хищник, лидер, которым и управляется все современное общество, Витя — довольно сложный типаж, мне он показался положительным и самым адекватным в фильме.

    И вот встречаются все эти люди вместе и оказываются под одной крышей, и у каждого свои цели, хотя в фильме открыто представлена только одна — несчастный ключ. Конец оказался довольно предсказуем, так же как и образы главных персонажей; Елена Сергеевна «ломается», так как мир идеальный не сопоставим с жестокой реальностью и ее принципами, Ляля глупо рыдает в конце, Павел отомстил и уходит с чувством «умиротворенной» пустоты, Володя гордо уходит, добившись своей цели — чувства собственной силы перед настырной учительницей, а Витя заставил его просто отдать ключ.

    В итоге у нас фильм, больше поражающий не принципиальной учительницей, единственном светом в темном царстве, а точным попаданием в сущность такого сложного и прекрасного явления, как жизнь, где каждый волен поступать в соответствии со своими принципами.

    29 ноября 2011 | 20:48

    На мой взгляд, из комедий у Эльдара Рязанова лучшая — «Берегись автомобиля», а из трагедий — «Дорогая Елена Сергеевна», фильм, который я почему-то впервые увидел лишь в 2014 году. Судя по неприкаянной судьбе постановки одноимённой пьесы Л. Разумовской, фильм постигла та же участь. Он слишком «хороший», «неформатный» для властей, и соответственно, для телевидения…

    Фильм «Дорогая Елена Сергеевна» — высокохудожественное произведение классического уровня, из тех, что по своей глубине порой превышают даже замысел своего автора. Произведение заслуживает серьёзных и глубоких статей, я же выдам лишь обрывки впечатлений, чтоб восполнить пробелы, обнаруженные в оставленных ранее отзывах. Пробелы и вопиющие неточности…

    От отзывов остаются противоречивые чувства. С одной стороны радует, что многие у нас всё ещё на стороне Елены Сергеевны, отстаивающей человеческие ценности. С другой стороны, безмерно удивляет отчаянный тон у многих, полагающих, что время Елен Сергеевн прошло и т. п. Самое странное, что никто из писавших здесь не осознал реальной ПОБЕДЫ Елены Сергеевны над этими «маленькими ничтожествами». Пишут, мол здесь «нет победителей», «расправа сильного над слабым»… Чушь собачья!

    Эти сопляки после такой ночи не останутся такими, как были. По крайней мере, трое из них ещё способны на покаяние, а значит исправление. Люди из них ещё получатся. В молодости мы все «залетали» и грешили понемногу, когда-нибудь и как-нибудь… И у каждого из нас встречалась на пути своя Елена Сергеевна…

    По поводу «расправы сильных над слабым». Неужели не видно, кто тут сильный, а кто — слабый? В нескольких рецензиях «сильным» называют Володю, некоторые даже пишут, что такой «не пропадёт ни при каких ситуациях». Он уже «пропал» в данной ситуации, ушёл посрамлённым лузером. Он не выиграл, хотя добился ключа. «Они не взяли ключ, Елена Сергеевна!» Его прогнал самый опущенный в этой компании персонаж. «Катись отсюда, вожак вонючий!» Володя утратил главное, чего он тут добивался — лидерство. Он больше не авторитет для этих ребят. Дальше получит больше. Часть таких «крутых» осела на кладбищах в лихие 1990-е. Часть пытается сейчас выжить в верхушке общества, но и там их постепенно достаёт Суд Божий… Недавно мы видели действие этого Суда над сынком Иванова, лет пять назад безнаказанно сбившим на пешеходном переходе старушку…

    В лице Володи мы встречаем распространённый в литературе и кино образ цивилизованного злодея с внешне приличными манерами. Про таких наверно говорится, что «легче верблюду пройти через игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное». Типаж достойный романов Достоевского, инфернальный умник, на фоне которого простоватый пьяница Витёк смотрится куда как привлекательнее.

    Настоящая сила тут за Еленой Сергеевной. Эта хрупкая училка являет нам ярчайший пример внутренней силы, когда сила Божия в немощи совершается. Даже самые сильные свои слова, звучащие убийственно по отношению к юным ублюдкам: «Неужели вы действительно думаете, что способны загнать меня в угол? А кто вы такие? Маленькие ничтожества, вообразившие себя людьми, предающие друг друга…» она произносит негромко, но из самой глубины души.

    Я уж не говорю про победу в вечности (ибо атеистов у нас в стране кажется не убавилось), но здесь же очевидна победа ценностей Елены Сергеевны даже на протяжении одной этой ночи. Юные беспредельщики захлебнулись в собственной блевотине. Идеология «маленьких ничтожеств» сработала против их самих. В эту ночь они успели друг друга предать, посмеяться и даже надругаться друг над другом. С такими «ценностями» человеческое общество не выживает. Тут многие пишут, что Елена Сергеевна «архаична», что она «вымерла». Нет, дорогие! Россия жива только потому, что живут вокруг нас такие Елены Сергеевны, и мы с вами их уважаем… У моих детей, кстати, прекрасные учителя в простой неспецшколе, я не знаю, у кого учатся дети других рецензентов…

    Забавны также мнения, будто это «конфликт поколений», «конфликт эпохи перестройки», «столкновение идеологий». Некоторые сводят всю проблему к дурацкому ключу от сейфа и пытаются её политизировать ("капитализм»/«социализм»). На самом деле, перед нами вечная тема борьбы Добра и Зла. О праведности или неправедности подмены контрольных работ возможно было ещё спорить на первых двадцати минутах, дальнейшие же действия юнцов вне рамок любого закона, любой эпохи, любого общества и не подлежат никакому оправданию…

    Очень символично, что ключ, которого так добивался Володя, давно находился у него в кармане. Они искали извне то, что надо искать у себя внутри… А когда это поняли, ключ не понадобился…

    Нарочно пересмотрите в конце этот момент: Елена Сергеевна, отдав ключ, и идя в ванную (из которой больше не выйдет), оборачивается на солнце, и лицо её просияло. Мне вспоминается здесь (наверно благодаря такому же сиянию солнца в кадре) момент, когда отваливается камень от пещеры в финале известного фильма Мэла Гибсона…

    2 января 2015 | 01:26

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    подробнее
    Записи в блогах
    11-12 апреля
    10.04.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 11-12 апреля
    Национализировать кино или не национализировать? (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent52 263 680
    2.ЗолушкаCinderella34 967 659
    3.Ночной беглецRun All Night5 032 323
    4.ГанменThe Gunman5 028 702
    5.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service4 627 340
    20.03 — 22.03подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДомHome318 630 293
    2.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent230 943 081
    3.ЗолушкаCinderella61 591 578
    4.Робот по имени ЧаппиChappie32 331 567
    5.Духless 228 889 207
    19.03 — 22.03подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 992 466906 238
    Деньги764 633 700 руб.238 279 027
    Цена билета255,52 руб.3,22
    19.03 — 22.03подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    70.Москва слезам не верит8.349
    71.Гран ТориноGran Torino8.348
    72.Летят журавли8.348
    73.Человек дождяRain Man8.346
    74.ГонкаRush8.346
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Номер 44Child 4494.34%
    17.Вне себяSelf/less94.28%
    18.Дом странных детейPeregrine's Home for Peculiars94.21%
    19.007: СПЕКТРSpectre94.17%
    20.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens94.17%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Крестный отецThe Godfather153
    Чем дальше в лес...Into the Woods99
    Миссия: невыполнима 2Mission: Impossible II44
    Призрак12
    Логово зверяHaunt13
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДомHome7.548
    Призрак7.630
    Барашек ШонShaun the Sheep Movie8.191
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent6.692
    ЗолушкаCinderella7.480
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Форсаж 7Furious 709.04
    ДикаяWild09.04
    Как поймать монстраLost River09.04
    Номер 44Child 4416.04
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron23.04
    премьеры