всё о любом фильме:

Дорогая Елена Сергеевна

год
страна
слоган-
режиссерЭльдар Рязанов
сценарийЭльдар Рязанов, Людмила Разумовская
директор фильмаЛеонид Верещагин
операторВадим Алисов
композиторГеннадий Александров
художникАлександр Борисов
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  15.9 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время94 мин. / 01:34
Приятно удивлена и обрадована была Елена Сергеевна, когда к ней неожиданно пришли гости — ее ученики. Она и представить себе не могла, какой драмой обернется для нее этот визит.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 22 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Перед нами скромная советская квартирка, ее не менее скромная хозяйка — учительница математики Елена Сергеевна и четверо ее учеников: молодых, уверенных в себе, бесшабашных людей. Зачем же они все здесь собрались?

    Да что же тут непонятного? Ребята просто решили поздравить свою любимую учительницу с Днем рождения и попутно (пряником или, если понадобится, — кнутом) добыть ключ от сейфа с экзаменационными работами, которые они по различным причинам написали плохо.

    Казалось бы, вот и выяснили — все собрались здесь, чтобы отвоевать право на золотую медаль или хотя бы «тройку», а кто-то — для того чтобы доказать свои качества лидера, сама же Елена Сергеевна решила твердо стоять на своем и не позволить ученикам разрушить ее идеологию и принципы. Но так ли это? Действительно ли для этого нам показан весь этот процесс борьбы поколений и моральных устоев? Мне кажется, что он показан для того чтобы каждый задал себе именно такой вопрос: А отдал(а) бы я этот ключ?

    Я задавалась этим вопросом в течение фильма неоднократно. Изначально я думала, что проще было бы просто отдать, но к концу решение кардинально поменялось.

    Отвечая на такой вопрос, вы помогаете себе же понять, к какой категории людей относитесь вы сами. Есть ли у вас тяга к справедливости, упорство и жажда понять, почему же некоторые готовы переступить через все ради достижения своих целей, а некоторые им противятся.

    Борьба поколений? Разлом советского человека на 2 половины: «добрый и нищий идеалист» и «человек, который хочет не выживать, а жить лучше»? Нет, в этом фильме совсем не это. Ведь о какой борьбе может идти речь, если подобные люди и нравы были всегда!

    «И всегда были люди, которых устраивало это пошлое, мещанское существование и были люди, для которых сохранились какие-то идеалы».



    Да будь этот ключ у другого преподавателя, наверняка он бы давно его отдал, особенно если бы ему предложили что-нибудь выгодное и полезное для него самого. А ребятам просто не повезло с Еленой Сергеевной, уж слишком нравственной и по-детски чистой она оказалась.

    Надо сказать, Эльдар Рязанов очень старательно показал грань между насилием моральным и насилием физическим. Здесь не хватило совсем чуть-чуть крови, чтобы картинка опорочилась и превратилась во что-то вроде «Я плюю на ваши могилы». Но это, конечно, грубая шутка, ведь мы говорим о советском фильме, пусть и на грани развала СССР.

    По окончанию картины я сделала для себя вывод: ключ отдавать нельзя, иначе это будет означать поражение и победу за теми, кто легко переступает через принципы, а потом и через души.

    Прошедшая ночь для молодых людей выдалась проверочной, каждый из них что-то проверил: чувства, силу воли, способность доводить дело до конца и наличие собственного мнения. И каждый из них наверняка вынес какой-то урок, и я надеюсь, зритель вынес тоже.

    По окончанию хотелось бы отметить дикий, безумный танец Молодости под «Тореро» группы Ария. Все желания нового поколения были в нем, все-все, которые не были ранее дозволены строгим режимом Советского Союза.

    Спасибо Рязанову за хорошую НЕсказку.

    7 из 10

    27 апреля 2015 | 22:26

    Фильм начинается с того, что в квартиру учительницы Елены Сергеевны заходят трое ребят и одна девушка, поздравляют учительницу и дарят ей фужеры. Однако на самом деле они пришли не ради Елены Сергеевны, а чтобы взять у неё ключи, которые открывают сейф с контрольными.

    Елена Сергеевна — типично рязановская героиня: стеснительная, слабохарактерная, но зато с железными принципами, хоть и со слабыми нервами. Она не обращает внимания, что происходит вокруг, что над ней все смеются. У Елены Сергеевны больна мать, уже много лет, и это — её единственная забота. Когда к ней приходят ребята, она потрясена до слёз и ведёт себя настолько глупо и скованно, что её становится как-то жаль. Мы ведь жалеем калек, инвалидов…

    И Елена Сергеевна отказывается дать ключи. Но ребята не привыкли отступать, они не уходят и не выпускают Елену Сергеевну. Они придумывают всё более жестокие (по возрастающей) средства: перерезают телефонный провод, устраивают обыск и учиняют погром, убеждают Елену Сергеевну в том, что она не нужна никому со своими принципами, и, наконец…

    Это очень не типичный фильм для Эльдаря Рязанова, снимавшего лирические комедии и любовные истории. Рязанов сам говорил, что после всех его фильмов «жить хочется», а после этого фильма «жить не хочется». Мне кажется, что это — вершина творчества Рязанова, до него он «шёл» в гору», а после — под гору. Здесь он своих героев ставит в такие жизненные ситуации, в которых они со своей твердолобостью и истеричностью просто не могут выжить (хотя открытым финалом картины он ставит над этим тезисом знак вопроса).

    10 из 10

    10 июня 2011 | 10:52

    Поздно вечером они пришли к ней домой. Она сама открыла двери и впустила их. Она доверилась им, не ожидая подвоха. Но они пришли вовсе не затем, чтобы её поздравить — их цели были совершенно другими…

    Она — учительница средней школы, они — её ученики. Так начинается фильм Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна». Привыкший к восприятию Рязанова через призму «Иронии судьбы» или «Гаража» зритель не сразу понимает и тем более принимает новую форму. Драма. Драма в чистом виде. Причем нынешнему поколению может показаться, что всё происходит на ровном месте. Ну, казалось бы, подумаешь — оценка. Сейчас мало кто грезит хорошим аттестатом. Высшее образование в наше время скорее обязательный атрибут, нежели что-то, имеющее реальную значимость. Но присмотревшись внимательнее можно увидеть, что фильм актуален и по сей день. И будет актуален, пожалуй, еще очень долго.

    Главная проблема картины — конфликт мировоззрений и поколений — стара как мир. Всё это мы уже не раз слышали и видели. Но Рязанов как-то по-своему преподносит все избитые и банальные истины. В устах его героев всё смотрится свежо, будто происходит сейчас. Лишь упоминание поколения 60-х возвращает зрителя в те времена, когда многое было иначе. Когда главным считалось быть хорошим человеком, а уж потом всё остальное.

    Но новое поколение стремительно наступает. Они хотят быть богатыми, успешными. И ради этого они готовы пойти на всё. Они еще не осознают, к чему приведёт подобное стремление — 90-е еще даже не начались. Но за невинными улыбками пришедших уже можно разглядеть звериные оскалы, которые скоро можно будет носить открыто, не стесняясь, порой даже бравируя ими. В итоге то, что начинается глупой шуткой, доходит до такого накала, что пресловутый ключ от шкафа с контрольными отходит на десятый план.

    Рязанов абстрагировался от морализаторства и нравоучений. При внимательном рассмотрении можно увидеть, на чьей стороне симпатии режиссёра, но это просто симпатии, не более. Своим героям автор даёт возможность высказаться — в прямом и переносном смысле — а затем пусть зритель решает, кто здесь заслуживает сочувствия. У каждого из персонажей картины есть своя минута славы — время, за которое человек выдаёт зрителю свою порцию размышлений на тему «как жить дальше». У каждого своя правда, и это тот случай, когда крайности никогда не сойдутся и не найдут общего языка.

    Концовка фильма несколько обнадёживает — дойдя до самой грани, люди всё-таки смогли остановиться. Но затем всё стремительно разворачивается в обратную сторону, оглушая уже обрадованного зрителя всей суровостью и неприкрытостью финальной истины. И хоть автор не даёт четкого ответа — что же в итоге произошло, закрытая дверь — символ, говорящий сам за себя. И после просмотра каждый задумается о том, что в какой-то момент и он может остаться перед закрытой дверью с ключом, который, собственно, никому уже и не нужен.

    4 июля 2013 | 21:43

    После экзамена по математике в гости к учительнице приходит компания ее учеников якобы поздравить ее с Днем рождения, а на самом деле — с целью получить возможность подменить экзаменационные работы. Цель у выпускников одна, но мотивы у всех разные: один хочет получить приличный балл для поступления в ВУЗ, другой — просто исправить двойку, а третий решил таким неординарным способом опробовать свои лидерские способности.

    На протяжении всей картины происходит крушение идеалов Елены Сергеевны, учителя «старого типа». Насколько же далеко могут зайти незваные гости в своем намерении не только получить ключ от шкафа в учительской, но и в стремлении утвердить ценности и взгляды поколения новых людей?

    Фильм «Дорогая Елена Сергеевна», на мой взгляд, не столько о конфликте поколений, сколько — о конфликте идеологий. В 1988 году, когда картина вышла в прокат, был разгар перестройки, начало слома советского строя, понятий и морали, в итоге которого люди типа Елены Сергеевны — честные интеллигенты и труженики с высокой нравственной планкой оказались за бортом жизни.

    Фильм, как я полагаю, был снят с целью предостережения молодежи того поколения от падения в нравственную бездну. Отлично прорисованы и типичны характеры героев картины и, в общем-то, можно понять, что ждет каждого из них в будущем.

    Если говорить о фильме — то концовка неоднозначна. Возможно, что режиссер дает кому-то из юных участников драмы шанс на переоценку ценностей, а кто-то уже сформировался как герой нового времени. Елену же Сергеевну с ее неактуальными ныне представлениями о совести и морали, которые не переняли ее ученики, просто жалко.

    Я же смотрела этот фильм как реквием по системе российского образования. За более чем 20 лет, прошедших со времени выхода этого фильма, давно вымерли такие вот Елены Сергеевны, а в образование пришли люди как раз с убеждениями десятиклассников из фильма Рязанова.

    Учитель типа Елены Сергеевны архаичен, наивен и смешон для нас теперешних. У нас в системе образования, начиная от детских садиков и заканчивая докторантурой, правят люди с нравами Снежаны Денисовны из одного комедийного сериала. Коррупция, обман, «блат», наглость и откровенная преступность в учебных заведениях — это стало нормой. А подделанные результаты ЕГЭ в нынешнем году, скандалы с «мертвыми душами» в медвузе — это лишь вершина айсберга.

    И у кого бы ни остался ключ после той отчаянной борьбы в квартире Елены Сергеевны — уже все равно. Все уже случилось.

    30 сентября 2011 | 21:39

    Когда выискиваешь хороший фильм из числа перестроечных, чувствуешь себя ассенизатором, ныряющим в полный коллектор сами знаете чего, в поисках мелкого бриллианта. Ныряла я в этот коллектор много раз, а бриллиантов нашла штук 15-20, и это за период с 1988 до 1995. Правильно говорят — какое время, такое и искусство. Вот и Рязанов, можно сказать, наше кинематографическое всё — попустился до таких прекрасных тем, как изнасилование, алкоголизм, проституция, суицид и прогнившая советская идеология.

    Если в паре слов о кино: младшее поколение критикует старшее за то, что их растили на «лживых принципах», и теперь, мол, получилось то, что получилось, а старшее поколение (выставленное, кстати, видимо намеренно не в лучшем свете) искренне недоумевает — их растили на тех же принципах, но они такими аморальными скотами не были и не стали. А вывод из всего этого один — режиссер, который снял «Берегись автомобиля» или «Дайте жалобную книгу», через 20 лет переобулся на новый лад и, как ни в чем не бывало, снял то, чем бросил тень на всё, что совсем недавно сам прославлял. И что, и кому теперь верить-то?

    4 июня 2016 | 22:09

    Не люблю перестроечное кино за его «чернуху», но «Дорогая Елена Сергеевна» для меня — одна из самых запоминающихся и интересных экранизаций подобного рода.

    Мы видим проблемы поколений, сложные взаимоотношения типичной серой забитой закомплексованной учительницы и наглых безбашенных учеников. Жестокость, готовность преступить через моральные нормы и нравственные ценности ради достижения своих целей — все это находит отражение в картине.

    Фильм со своим открытым финалом оставляет некий неприятный осадок, но заставляет задуматься о непреходящих ценностях.

    7 из 10

    27 июля 2015 | 00:17

    Для меня фильм «Дорогая Елена Сергеевна» стал настоящей неожиданностью, поскольку Эльдар Рязанов всегда ассоциировался у меня(и, думаю, не только у меня) с прекрасными комедиями, такими как «Служебный роман» или «Ирония судьбы», но никак не с драматическими фильмами о сложных подростках. Рязанов доказал этим фильмом, что он разноплановый режиссер, впрочем я ни на секунду не сомневалась в его таланте.

    Как радуется учительница, когда в ее день рождения к ней приходят ее ученики!Она обрадована, растрогана, скорей старается накрыть на стол. Да и кого из педагогов не обрадует, когда учащиеся помнят о их дне рождении, поздравляют, осыпают комплиментами и говорят много-много добрых слов. Визит ребят для Елены Сергеевны — приятный сюрприз, но, к сожалению, далее ее ждет еще один, теперь уже более, чем неприятный..

    Елена Сергеевна и ее ученики — люди совершенно разных поколений. Она настоящий советский человек, она верит в труд, честность и порядочность. Ее речь похожа на лозунги. Она пытается убедить своих учеников в ужасе их поступка, но все ее отчаянные попытки разбиваются о стену равнодушия и презрительные усмешки. Она так наивна, так свято верит в свои идеалы. Она очень хороший человек, она ухаживает за больной мамой, не бросает ее. Ее ученики признают лишь грубую силу, они — поколение перестройки, и мир Елены Сергеевны им непонятен и кажется таким глупым и наигранным.. Это конфликт отцов и детей, почти неразрешимый. Поведение этих подростков просто ужасно, до чего же могут опуститься люди ради достижения своих целей.. Но они все же не окончательные отморозки, Ляля понимает, что они зашли слишком далеко, Виктор — просто «шестерка», он слабохарактерен и податлив, хотя на самом деле ему противно то, что они делают… и он самый человечный из всех. Но Володя — прирожденный лидер и манипулятор, использует других для достижения своих целей, (например, сам он телефонный кабель перерезать, заметьте, не стал) он самоуверенный, подлый человек, умелый оратор. Такой всегда добьется успеха, правда, далеко не честным путем..

    Я далека от поколения, в котором воспитывалась Елена Сергеевна, ровно как и от поколения перестройки. Сложно сказать, кто прав, кто нет из взглядах. Каждый герой в этом фильме — личность со своими принципами и убеждениями, а не просто лишенные характера люди, основными целями которых является пить, курить и т. д. Жаль Елену Сергеевну. Они с ее учениками никогда бы не поняли друг друга. Взгляды ребят не так ужасны, как ужасно то, как они идут к цели, отрицая мораль и используя лишь силу и прекрасно понимая, что их учительница ничего не сможет им сделать.. Сложный, неоднозначный фильм, заставляющий задуматься.

    10 из 10

    P.S. Они все-таки и не взяли ключ.

    29 марта 2012 | 23:12

    Мы — ваши дети, Елена Сергеевна, скажут своей учительнице молодые люди, которые пришли попросить её сделать некрасивый поступок. Мы — ваши дети, дорогие прекраснодушные шестидесятники, которые предпочли искать в Системе плюсы вместо того, чтобы ломать махину, перебившую хребет вашим детям.

    О чём этот фильм? Так достаточно аннотации, чтобы понять: о молодых людях конца восьмидесятых годов, которые пришли к женщине с большими идеалами и громадными принципами, чтобы упросить её отдать им ключ от сейфа в учительской, где хранятся выпускные работы.

    Это очередной разговорный рязановский шедевр очень напоминающий «Гараж» столкновением нескольких разных человеческих принципов. И как в гараже нет «плохих» и «хороших», есть каждый со своей правдой, так и вызывающая слёзы жалости учительница, которая не может переступить через свои принципы, если задуматься, более, чем далека от идеала.

    Немного выспренние диалоги достигают реалистичности за счёт хорошей актёрской игры и крутятся всё время вокруг столкновения поколений. Хороший фильм, каждое время диктует просматривать его по-своему. Наше, уже разочаровавшееся в «деловых людях 90-х», заставляет ронять слезинки по судьбе прекраснодушной учительницы, но рассмотрим эту ситуацию с иных позиций.

    «А что вы сделали, искренние люди шестидесятых?» Четверо ребят — интеллигент Пашка, которому грозит армия, потому что, хотя он получает премии страны за сочинения по Достоевскому, но математику он знает плохо, что заставит его потерять два года, пока его законное место в филологическом институте займут другие. С ним Лялечка — девочка неглупая, раз читает «Лолиту» в оригинале, но мечтающая о новой, яркой жизни, которая есть только у «хапуг». Володя — существо нового типа, новый аристократ, «новый человек», который решил оттренировать свои навыки управления людьми на новом материале. И пролетарий Витёк, которого взяли за компания и «на всякий случай», о котором предпочитают не упоминать.

    Нет, противостояние с учительницей не дойдёт до кровавых подробностей, так и оставшись на уровне «хорошие домашние детки изображают из себя мерзавцев». Даже последняя эскапада по сути страшно смотрится только в реалиях социалистического реализма, но из нашего времени выглядит основательно припорошённой наивным налётом. А вот поведение учительницы — иной вопрос.

    Дорогая Елена Сергеевна не может не видеть, что речь фактически о Пашкиной судьбе, а что она может предоставить взамен реальной судьбы реального человека? Рассуждения о книжных героях, о вычитанных идеалах… «Вы последовательны в своём цинизме» — «А вы в своём фарисействе».

    Не надо быть семи пяди во лбу, чтобы понять, на чьей позиции стоит режиссёр, пуская свою отвергнутую временем героиню в белый геройский свет, льющийся из ванной. Но сам сценарный текст получился менее однозначным. Простодушные, живущие в мире придуманных идеалов, не боролись с Системой, а помогали ломать таких как Пашка, которые были гениальны в своей области, но не вписывались в узкие рамки лицемерного образа. И родившие детки восьмидесятых видели ложь, в которой росли, видели результаты и закрывались в панцирях не из хитина, а из цинизма, по-детски наивно называя вещи своими именами и честно сознаваясь, что хотят только грести, грести под себя. Так кто более искренен?

    И вот эта вторая точка зрения, та, которой дали слово в «Криминальном таланте», в «Елене Сергеевне» дана только лёгким пунктиром. Никто из умненьких чистеньких ребят не задал Елене Сергеевне вопрос: а что вам важнее — ваши принципы или мы, живые, жадные до жизни и удовольствий?

    Ложь ломается с треском и болью, обнажив неприглядные внутренности. «Новые люди» выросли не на другой планете, они получились из комсомольских лидеров, из партийных работников, из всех тех, кто врал, постоянно врал. И самый напрашивающийся вопрос не был поставлен фильмом: так лучше ли продолжать верить в ложь или цинично обсмеять тех, кто закрывает глаза на несоответствие жизни их высоким принципам?

    27 апреля 2015 | 17:16

    Какой русский не знает Эльдара Рязанова? А если и есть такие, то они уж точно они знают его потрясающие картины, такие как «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Старики-разбойники», «Служебный роман», «Гараж», «Ирония Судьбы» и многие другие. Но мало кто даже слышал, о жестокой драме «Дорогая Елена Сергеевна».

    В первую очередь необходимо выделить беспрецедентный сценарий русского драматурга Разумовской Людмилы. В 1979 году ей была написана одноимённая пьеса, но министерство Культуры не приняло работу. Однако вскоре в Талине, а позже в Ленкоме были поставлены спектакли о «трудных подростках». Работа имела огромный успех, но всё же в 1983 была снята с репертуара. И в 1987 году, когда в СССР началась перестройка, пьесу вернули в театры, а позже и экранизировали (да ещё кто!).

    Эльдар Рязанов показал, что есть у него порох в пороховницах, да и его талан не завяз лишь в любовных драмах и комедиях. «Дорогая Елена Сергеевна» не просто драма об учительнице и подростках, это интерпретация притчи о трёх мудрецах. Каждый герой по-своему смотрит на мир, у каждого свои проблемы и способы их решения. Из всех этих маленьких зарисовок, выдумок, догадок и складывается огромная мозаика бытности советских граждан. В этом мире уже Андрей Мягков не был бы счастлив с Барбарой Брыльской, а в адрес Алиса Фрейндлих вылетело не то самое (гениальное) «Мымра!», а кое что другое. Но, не смотря на все свои зловония, аморальщину и невежества, в некоторых героях всё ещё теплится надежда, что они найдут свет в конце тоннеля, но поломают не один кубометр дров, а может быть и жизней.

    Жаль, что картина вышла в то время, когда никому на советское кино не было дела. Не смотря на всю простоту съёмок материал выглядит удручающе. Единственным оправданием может служить что, это скорее видео версия спектакля, чем фильм. Некоторые сцены сейчас могут выглядеть глупо (см. сцену с танцами). Актёры играют на пределе возможностей, и пускай этого и достаточно, всё же хотелось большего. Однако эти слова не относятся к Марине Нееловой, которая в роли добросовестного учителя превратилась из «тетради в клеточку» в настоящий пример мужества и целомудрия.

    По прошествии лет фильм не теряет своей актуальности, его мощные диалоги, эмоциональный финал, игра Марины Нееловой (ещё раз «браво!») и постановка Рязанова позволяют назвать картину классический, а может быть даже поставить в один ряд (или около того) с фильмом Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин».

    7 из 10

    10 ноября 2010 | 16:59

    Профессию учителя можно назвать одной из самых сложных, и по своей сложности и ответственности она может сравниться, пожалуй, с профессией врача. Чтобы быть хорошим учителем, не достаточно быть умным и образованным человеком, необходимо уметь донести истину до юных умов так, чтобы они поняли и прислушались, нужно уметь завоевать авторитет.

    В данном фильме мы видим учительницу математики — женщину сорока лет, которая живет со своей мамой. В день ее рождения к ней приходят ее ученики, на первый взгляд, чтобы поздравить, а как обнаруживается впоследствии, из-за корыстных побуждений.

    Елена Сергеевна — человек с высокими моральными принципами, для нее духовные ценности во много раз важнее материальных, и свои взгляды на жизнь она готова упорно отстаивать, она пытается донести свою истину до учеников и верит, что в каждом из них есть что-то хорошее, доброе, светлое.

    Но ее ученики — циничные и жестокие люди, которые готовы пойти на все, чтобы добиться своей ничтожной, если разобраться, цели.

    На протяжении всего фильма мы видим конфликт двух поколений: меджу человеком, чьи юность и молодость прошли во 60-е годы, время расцвета СССР, когда все были воодушевлены достижениями страны советов в космонавтике, возрождения после войны, время, когда у всех были надежды на лучшую жизнь, на счастье (которые, к слову, оправдывались вплоть до эпохи перестройки), и представителями молодежи конца 80-х годов — времени, когда у всех появилась мнимая свобода, которой многие не могли найти достойное применение, когда у многих людей начали проявляться дурные качества, не найдя сопротивления со стороны общества.

    Этот фильм — своеобразный символ конца 80-х годов, когда на смену эпохе чистых и бескорыстных отношений, высоких моральных принципов пришла эпоха цинизма и рыночных отношений не только в экономике, но и в жизни.

    8 из 10

    21 июня 2012 | 09:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>