всё о любом фильме:

Дорогая Елена Сергеевна

год
страна
слоган-
режиссерЭльдар Рязанов
сценарийЭльдар Рязанов, Людмила Разумовская
директор фильмаЛеонид Верещагин
операторВадим Алисов
композиторГеннадий Александров
художникАлександр Борисов
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  15.9 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время94 мин. / 01:34
Приятно удивлена и обрадована была Елена Сергеевна, когда к ней неожиданно пришли гости — ее ученики. Она и представить себе не могла, какой драмой обернется для нее этот визит.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 4 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Ничего не предвещало беды. Ученики выпускного класса приходят к своей учительнице в гости. Но постепенно выясняется, что пришли они вовсе не из-за большой любви или благодарности к человеку, который учил их на протяжении многих лет. Нет. У каждого из них своя цель. Хотя есть и одна общая — получить ключ от сейфа, где лежат экзаменационные работы. И Елена Сергеевна, по сути женщина несчастная и одинокая, даже и не подозревает, что все эти комплименты, цветы и подарки не просто так. Чем это обернется, мы узнаем лишь в конце фильма.

    О чем же вообще фильм? Кто прав или кто виноват? Обычно, когда смотришь тот или иной фильм, всегда принимаешь чью-то сторону, начинаешь переживать за какого-то конкретного героя. Но для меня эта картина стала исключением. Вроде бы поднята достаточно заезженная тема — проблема отцов и детей. Елена Сергеевна — представитель уже уходящего в небытие поколения, а ее выпускники — люди нового времени, перестройки. Нельзя сказать, что кто-то из них хороший или плохой. Они просто разные. У каждого свои ценности, цели и методы.

    Володя — будущий карьерист, успешный молодой человек. Он лидер, и для достижения своих целей будет использовать все методы. Его девиз — цель оправдывает средства. Такие, как он, всегда выживут в любой ситуации.

    Паша — сомневающийся молодой человек. Его нельзя назвать беспринципным, но он точно знает, что хочет от жизни, стремится к успеху. Правда он не может быть таким жестким, как Володя. Он из тех, кто будет идти за лидером, но при этом иметь свое мнение.

    Виктор — вечная шестерка. Их много. Именно они составляют «свиту» лидера. Человек с еще не потерянной совестью, но слабый, бесхарактерный. Вряд ли он много добьется в жизни, как остальные ребята.

    Ляля — девушка из простой семьи. Живет с мамой в коммуналке, но мечтает о совсем другой жизни. Многим не понравились ее высказывания о любви, об отношениях, о своих принципах. Да, все это очень цинично. Но разве не так думают многие? Разве только она ставит расчет выше чувств?

    И, наконец, Елена Сергеевна. Персонаж действительно интересный. Уже не молодая женщина, которая живет с мамой-инвалидом. Судя по всему у нее нет нормальной личной жизни, детей, мужа. Вместо того, чтобы строить свою жизнь, она посвятила ее самому близкому человеку — своей матери. Разве это не похвально? Многие ли из нас смогут настолько быть преданы близким? Елена Сергеевна — человек с огромным чувством ответственности, человек, всей душой болеющий за справедливость и честность. Она невероятно наивна в своем простодушии, поэтому циничные высказывания учеников приводят ее в ужас. Елена Сергеевна действительно говорит лозунгами, она просто не может принять тот факт, что система, в которой она живет, давно уже дала трещину, ведь тогда все идеалы, в которые она свято верит, потерпят крах. А если так, то тогда весь этот мир, ее мир, рухнет в один момент.

    И все же, кто тогда прав, а кто нет? Я думаю, что правы все. Другое дело, каким образом они пытаются решить эту проблему. Ребята поступают жестоко, но их тоже можно понять. Елену Сергеевну жалко, потому что она хороший человек, пытающийся наставить на путь истинный своих учеников. Никто друг друга не слышит. Не хочет понимать. Никогда не поймет.

    24 марта 2010 | 07:11

    Ох! Не знаю, как вас, а меня частенько передергивает, когда сталкиваюсь с нескромным публицистическим пафосом и неприкрытой злободневностью в искусстве. Как правило, художник-публицист (в меру жестокости, гнева или цинизма) тычет нас, как слепых котят, в факты незаконные и неразумные, в страшную реальность. Загоняет в нее то проповедью, то криком, а то и пинками да тумаками (Салтыков-Щедрин любил так открывать глаза). Больно, неуютно, неприглядно. И срочно хочется вырваться в ласковое небо чистого искусства, имеющего целью не воспроизведение уродливого сегодня, а художественное воплощение нетленных идей и красоты вечной…

    Елена Сергеевна — учительница математики. Это удивительный момент. Почему не литра и русский язык? В ней столько наивности и восторга, трепетности и детскости, что кажется, она всю жизнь читала только стихи. В ее бедной квартирке на самых видных местах — томики Пушкина и Высоцкого, пластинки с Окуджавой и старинными вальсами. Идеалистка, верящая людям с первой секунды, представляющая проблемы социальной гармонии, отношений отцов и детей, культуры и прогресса, эгоизма и альтруизма позитивно (т. е. разрешаемыми) и преподносящая их оглохшему от ритмов перемен поколению в виде пропахших книжками истин и восторженных речей.

    Еще один удивительный момент. Уроки жизни и нравственности в этом кино она дает не в школе, а в собственной квартире, будучи запертой в ней (как пленница) собственными учениками, пришедшими за, странно прозвучит, пришедшими к ней за своим светлым будущим! Нет, не за тем, что обещали дедушки Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев и Горбачев (да, он тоже, помните рай отдельных квартир?). Не за этим. Им нужны банальные 4 и 5 за выпускной экзамен, чтобы не портить аттестат перед поступлением в вуз. Понять это несложно: хотят диплом, не хотят в армию. Сложно понять другое: почему они решили действовать напрямую, не поднапрягли родителей для разговора с администрацией (директором, завучем)… И еще сложнее понять, зачем вместе с теми, кому оценки нужны, приходит золотой мальчик Володя, весь с головы до пят в голде и фирме. Впрочем, по ходу истории даже самому наивному зрителю станет ясно: он очередной экспериментатор аля Родион Романович, проверяющий всех, и себя в том числе, на «тваредрожащесть», только вместо процентщицы — математичка (или как они ее называют, «тетрадь в клеточку»).

    Поколения вступают в поединок (так заповедано, так было во все времена, так сказано в «Думе» и написано в «Отцах и детях»). Только выглядит он, поединок этот, не как тургеневская дуэль или лермонтовский непредвзятый, честный суд с призвуками самосуда, но как расправа. Сильного над слабым. Меркантильная, сугубо утилитарная цель ее (обеспеченная жизнь), сдабривается, видимо, для подчищения совести, списком претензий «промотавшимся отцам», столь же дидактическим и пафосным (пусть это и пафос злости, обиды, а не праведности), что и выспренние речи училки о смысле жизни и воспитания.

    Рязанов не Тургенев, он не толерантен ни капельки. Да и время тут такое, что не до толерантности всем было, понятно. Он не может подняться вверх и взглянуть на ситуацию не примыкая ни к одной из сторон конфликта. Он в лагере отцов, это очевидно. Но ему хватает мужества показать изъяны тех, кто многое прожил, но мало понял и заработал. И ЗАСЛУЖИЛ (чем же вот только, а?) такую смену, такую поросль, воистину «младую, незнакомую».

    Революция тире перестройка мозгов и целеполаганий молодого поколения выглядит как низложение, линчевание старых адамантовых понятий — нравственности, культуры, чести, альтруизма, гуманности, порядочности. От слов, что перечислила сейчас, запах нафталинный или лекарственный, как из шкафчика Елены Сергеевны, из которого она вынимает спасительный пузырек в финале фильма, но, как думается, напрасно. Удар новой силы ей (и таким, как она) не пережить. Это наивный, чистый, мечтательный, теплый, самоотверженный человек ПРОШЛОГО, который … Вернется разве?

    Если сегодня (прошло же так много лет) очистить фильм от публицистической шелухи, убрать, или хоть снизить чуток нотки перестроечного апокалипсиса (они есть и в срывающихся от гнева юных голосах, и в тонком, на взводе, на последнем пределе голосе учительницы), то окажется, что это кино, как и тургеневский роман, — о в е ч н о м. А именно. Прагматики ВСЕГДА сменяют романтиков, и наоборот — мечтатели и идеалисты ВСЕГДА приходят на смену утилитарным умам, способным извлекать пользу даже из прекрасного (запомнилась реплика, которую произносит кто-то из взбунтовавшихся детей: «Высоцкий 15 рублей на черном рынке»).

    Паша, Витек, Ляля и Володя, как бы сказали в советские времена, — «передовые представители молодого поколения», по мановению волшебной палочки режиссера Рязанова взявшие на себя обязанность быть провозвестниками новых «истин» и «ценностей» (от слова цена). Для них действительность (а они ее знают, видят и слышат, ОТРАЖАЮТ в разы лучше, чем их учительница) значительнее мечтаний. В них нет даже одного процента идеализма. Их танец — брейк (хоть и танцуется под вальс), в нем система, расчет, техничность, прохлада и «душа» робота. Елена Сергеевна борется за идеалы, а они за то, чтобы хорошо жить-функционировать…

    Однако Рязанов не был бы Рязановым (сказочником! Рязановым), если бы накормил своего зрителя безнадегой и поставил на этом пощечину-точку, приговорив и отцов, и детей к НЕжизни или, как выражается Витек, к «одной вонючей свалке».

    Учительнице все же удается преподать главный урок своей жизни. И этот урок — не слова, а дело. Она НЕ может сотворить подлость. И она точно ЗНАЕТ, что это такое, не делает и знает! А они не знают. И делают.

    Вот, на память, душераздирающий диалог фильма:

    Дети вопрошают: что вы сделали, искренние люди 60-х?

    Учитель ответствует: Многие остались просто людьми. Добрыми. Порядочными. Честными…. А вы не люди. У вас душа не болит.

    Ага? Но радость и беда в том, что все люди. И она, и они. И совесть есть у всех. Та самая, которую древние очень верно назвали «тысячью свидетелей», ее ни одно время из человека выскоблить не сможет. Правда, есть времена, когда эта самая совесть, как и охраняемые ею идеалы, катастрофически неприменима к жизни. Потому что с нею не выжить… Но знаете, что больше всего испугало в фильме? Человек, пытающийся выжить в мире, который ему уже не принадлежит.

    12 марта 2013 | 13:56

    «Дорогая Елена Сергеевна» — это тот фильм, после которого на душе остаётся неприятный осадок. Он заставляет думать, ставить себя на место главных героев.

    Я очень удивилась, когда узнала, что фильм 1988 года. Многое сравниваешь с современной жизнью, с нынешним поколением и думаешь : «молодёжь не изменилась». Сколько бы не говорили, что сейчас другие времена, но ведь новое — это хорошо забытое старое! Нельзя не сравнить этот замечательный фильм с нынешним «Розыгрышем» и конечно же с эстонским «Классом». На мой взгляд, все эти три фильма совершенно разные, просто объединённые одной идеей, но «Дорогая Елена Сергеевна» показан в более облегчённой форме. Здесь упор больше на психику, на разговор, на речь, а не на действия.

    Володя — он чёткий лидер, не скрывает этого, делает всё «на показ» и гордится успехами. Не терпит не подчинения. Виктор — парёнек из неблагополучной семьи, но с умением мечтать и здраво размышлять. Имеет много талантов, но не имеет их применения, в обществе не состоялся. Ляля — в девочке ведётся борьба и противостояние между добром и злом, пониманием и местом в компании. Паша — единственный человек, имеющий своё мнение. Ему очень трудно идти наперекор толпе, но позывы к самостоятельности, в принятии решений, в нём всё же есть.

    В этом фильме каждый найдёт себя. Конец просто изумительный. То, чего так долго добивались выпускники, им было уже не нужно. Они осознали всё, что было сделано. И всё ради чего… Некоторые за всю жизнь не натерпятся всего, что произошло за сутки в жизни. «Бог дал, Бог взял». Прежде чем совершить какой — либо поступок, подумайте, чего вам это будет стоить и кто вы будите после этого!

    9 из 10

    19 апреля 2009 | 17:43

    Фильм получился, несмотря на простоту сюжета, актеров и каких-либо действий, действительно достойным и цепляющим за душу. Этакая философская подоплека, присутствующая в фильме, оказалась более чем реальной и по сей день. На самом деле все эти пять персонажей, задействованных в кино, сочетают в себе образы многих людей, которых мы видим ежедневно; Елена Сергеевна — некий идеальный «образ», который на самом деле встречаются часто, только, к сожалению, они мало что делают во имя своих идеалов, Ляля — прототип большинства женщин и меркантильности в чистом виде, Павел — обычное «стадо», он управляем своими инстинктами и эмоциями, Володя — это хищник, лидер, которым и управляется все современное общество, Витя — довольно сложный типаж, мне он показался положительным и самым адекватным в фильме.

    И вот встречаются все эти люди вместе и оказываются под одной крышей, и у каждого свои цели, хотя в фильме открыто представлена только одна — несчастный ключ. Конец оказался довольно предсказуем, так же как и образы главных персонажей; Елена Сергеевна «ломается», так как мир идеальный не сопоставим с жестокой реальностью и ее принципами, Ляля глупо рыдает в конце, Павел отомстил и уходит с чувством «умиротворенной» пустоты, Володя гордо уходит, добившись своей цели — чувства собственной силы перед настырной учительницей, а Витя заставил его просто отдать ключ.

    В итоге у нас фильм, больше поражающий не принципиальной учительницей, единственном светом в темном царстве, а точным попаданием в сущность такого сложного и прекрасного явления, как жизнь, где каждый волен поступать в соответствии со своими принципами.

    29 ноября 2011 | 20:48

    В первый раз посмотрела данный фильм и поражена себе самой: а почему я его раньше не видела нигде? Режиссер гениален, актеры отличные. Маленького человека противопоставлют государству, идущему, к сожалению, к концу политического режима, закату целой эпохи. На таких как Елена Сергеевна держался этот мир, надежный, светлый и непоколебимый. Образ учительницы до боли знаком и поэтому так притягателен. Это люди в полном смысле этого слова, люди слова и совести, которым можно доверить человеческую судьбу, детей, страну.»… да кто вы такие, что бы загнать меня в угол?..». Очень яркий, интересный образ, который, к счастью, встречается среди и молодого, и пожилого возраста.

    4 июля 2012 | 11:15

    Мы — ваши дети, Елена Сергеевна, скажут своей учительнице молодые люди, которые пришли попросить её сделать некрасивый поступок. Мы — ваши дети, дорогие прекраснодушные шестидесятники, которые предпочли искать в Системе плюсы вместо того, чтобы ломать махину, перебившую хребет вашим детям.

    О чём этот фильм? Так достаточно аннотации, чтобы понять: о молодых людях конца восьмидесятых годов, которые пришли к женщине с большими идеалами и громадными принципами, чтобы упросить её отдать им ключ от сейфа в учительской, где хранятся выпускные работы.

    Это очередной разговорный рязановский шедевр очень напоминающий «Гараж» столкновением нескольких разных человеческих принципов. И как в гараже нет «плохих» и «хороших», есть каждый со своей правдой, так и вызывающая слёзы жалости учительница, которая не может переступить через свои принципы, если задуматься, более, чем далека от идеала.

    Немного выспренние диалоги достигают реалистичности за счёт хорошей актёрской игры и крутятся всё время вокруг столкновения поколений. Хороший фильм, каждое время диктует просматривать его по-своему. Наше, уже разочаровавшееся в «деловых людях 90-х», заставляет ронять слезинки по судьбе прекраснодушной учительницы, но рассмотрим эту ситуацию с иных позиций.

    «А что вы сделали, искренние люди шестидесятых?» Четверо ребят — интеллигент Пашка, которому грозит армия, потому что, хотя он получает премии страны за сочинения по Достоевскому, но математику он знает плохо, что заставит его потерять два года, пока его законное место в филологическом институте займут другие. С ним Лялечка — девочка неглупая, раз читает «Лолиту» в оригинале, но мечтающая о новой, яркой жизни, которая есть только у «хапуг». Володя — существо нового типа, новый аристократ, «новый человек», который решил оттренировать свои навыки управления людьми на новом материале. И пролетарий Витёк, которого взяли за компания и «на всякий случай», о котором предпочитают не упоминать.

    Нет, противостояние с учительницей не дойдёт до кровавых подробностей, так и оставшись на уровне «хорошие домашние детки изображают из себя мерзавцев». Даже последняя эскапада по сути страшно смотрится только в реалиях социалистического реализма, но из нашего времени выглядит основательно припорошённой наивным налётом. А вот поведение учительницы — иной вопрос.

    Дорогая Елена Сергеевна не может не видеть, что речь фактически о Пашкиной судьбе, а что она может предоставить взамен реальной судьбы реального человека? Рассуждения о книжных героях, о вычитанных идеалах… «Вы последовательны в своём цинизме» — «А вы в своём фарисействе».

    Не надо быть семи пяди во лбу, чтобы понять, на чьей позиции стоит режиссёр, пуская свою отвергнутую временем героиню в белый геройский свет, льющийся из ванной. Но сам сценарный текст получился менее однозначным. Простодушные, живущие в мире придуманных идеалов, не боролись с Системой, а помогали ломать таких как Пашка, которые были гениальны в своей области, но не вписывались в узкие рамки лицемерного образа. И родившие детки восьмидесятых видели ложь, в которой росли, видели результаты и закрывались в панцирях не из хитина, а из цинизма, по-детски наивно называя вещи своими именами и честно сознаваясь, что хотят только грести, грести под себя. Так кто более искренен?

    И вот эта вторая точка зрения, та, которой дали слово в «Криминальном таланте», в «Елене Сергеевне» дана только лёгким пунктиром. Никто из умненьких чистеньких ребят не задал Елене Сергеевне вопрос: а что вам важнее — ваши принципы или мы, живые, жадные до жизни и удовольствий?

    Ложь ломается с треском и болью, обнажив неприглядные внутренности. «Новые люди» выросли не на другой планете, они получились из комсомольских лидеров, из партийных работников, из всех тех, кто врал, постоянно врал. И самый напрашивающийся вопрос не был поставлен фильмом: так лучше ли продолжать верить в ложь или цинично обсмеять тех, кто закрывает глаза на несоответствие жизни их высоким принципам?

    27 апреля 2015 | 17:16

    Какой русский не знает Эльдара Рязанова? А если и есть такие, то они уж точно они знают его потрясающие картины, такие как «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Старики-разбойники», «Служебный роман», «Гараж», «Ирония Судьбы» и многие другие. Но мало кто даже слышал, о жестокой драме «Дорогая Елена Сергеевна».

    В первую очередь необходимо выделить беспрецедентный сценарий русского драматурга Разумовской Людмилы. В 1979 году ей была написана одноимённая пьеса, но министерство Культуры не приняло работу. Однако вскоре в Талине, а позже в Ленкоме были поставлены спектакли о «трудных подростках». Работа имела огромный успех, но всё же в 1983 была снята с репертуара. И в 1987 году, когда в СССР началась перестройка, пьесу вернули в театры, а позже и экранизировали (да ещё кто!).

    Эльдар Рязанов показал, что есть у него порох в пороховницах, да и его талан не завяз лишь в любовных драмах и комедиях. «Дорогая Елена Сергеевна» не просто драма об учительнице и подростках, это интерпретация притчи о трёх мудрецах. Каждый герой по-своему смотрит на мир, у каждого свои проблемы и способы их решения. Из всех этих маленьких зарисовок, выдумок, догадок и складывается огромная мозаика бытности советских граждан. В этом мире уже Андрей Мягков не был бы счастлив с Барбарой Брыльской, а в адрес Алиса Фрейндлих вылетело не то самое (гениальное) «Мымра!», а кое что другое. Но, не смотря на все свои зловония, аморальщину и невежества, в некоторых героях всё ещё теплится надежда, что они найдут свет в конце тоннеля, но поломают не один кубометр дров, а может быть и жизней.

    Жаль, что картина вышла в то время, когда никому на советское кино не было дела. Не смотря на всю простоту съёмок материал выглядит удручающе. Единственным оправданием может служить что, это скорее видео версия спектакля, чем фильм. Некоторые сцены сейчас могут выглядеть глупо (см. сцену с танцами). Актёры играют на пределе возможностей, и пускай этого и достаточно, всё же хотелось большего. Однако эти слова не относятся к Марине Нееловой, которая в роли добросовестного учителя превратилась из «тетради в клеточку» в настоящий пример мужества и целомудрия.

    По прошествии лет фильм не теряет своей актуальности, его мощные диалоги, эмоциональный финал, игра Марины Нееловой (ещё раз «браво!») и постановка Рязанова позволяют назвать картину классический, а может быть даже поставить в один ряд (или около того) с фильмом Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин».

    7 из 10

    10 ноября 2010 | 16:59

    А Вы бы отдали ключ?..

    Ответ на этот вопрос определит, к людям какого сорта Вы относитесь: к циникам или фарисеям.

    Однако вот странность: почему-то школьников из «Дорогой Елены Сергеевны» (1988) не получается ненавидеть, несмотря на весь их цинизм и жестокость. Ясно, что далеко не каждый из нас пошел бы к своей учительнице красть ключ от сейфа с экзаменационными работами, прикрыв этот визит удачно подходящим поводом — днем рождения любимого преподавателя. Но ответьте честно себе на вопрос: что бы Вас остановило? Внутренние моральные принципы? Боязнь уголовной ответственности? Неотвратимость Страшного суда?

    Смотря на этих ребят первую половину фильма, испытываешь к ним нечто близкое к отвращению: дурацкие выходки на улицах города, циничные рассуждения о жизни… Особенный ужас вызывает сцена обыска в квартире Елены Сергеевны: кажется, в маленьких комнатках орудуют животные, вот только гораздо более умные, хладнокровные и жестокие. Даже беспощадные.

    А вот ситуация с попыткой подменить экзаменационные работы почему-то ужаса не вызывает. Может быть, потому что я сама была когда-то на месте Пашки — интеллигента-олимпиадника, который очень хочет на филологический, а из-за какой-то дурацкой и никому не нужной на филфаке математики его серебряная медаль и, как следствие, поступление на бюджет, «слетает»? Правда, мне повезло больше — медали в 2012 году за ЕГЭ не отбирали. И армия мне не грозила — но тут повезло не с эпохой.

    Однако мы все равно видим, что сегодня ситуация не особенно изменилась: кто-то пишет экзамен хорошо, кто-то плохо, а кому-то приготовлено местечко в ВУЗе вне зависимости от того, как он сдаст этот самый экзамен. Как тут не съедешь с катушек, если денег на платное — нет?

    Здесь мы подходим к главному вопросу: почему ребята так боятся не поступить в ВУЗ? Очевидно: это результат воспитания системой. «Без высшего образования ты никто, человек без статуса и перспектив в жизни», — говорят тебе 10 лет. А еще человек без денег (а как их жаждет Ляля — неглупая, судя по тому, что читает Набокова на английском, девочка, которой безумно хочется одеваться в «фирмУ»!). Все эти установки вбивались в голову еще советским детям, а сегодня вбиваются и нам (разница лишь в том, что на год больше). Как тут не сойти с ума? И люди слабые с ума сходят — и идут на преступление.

    Елена Сергеевна — тоже продукт системы. Понимая, что речь идет о почти-уже-сломанной-судьбе реальных людей (в частности, о судьбе Пашкиной), она рассуждает о вычитанных идеалах и книжных героях. Ее педагогическая добродетель настолько гротескна, что хочется расплакаться — от безысходности. «Вы последовательны в своем цинизме», — говорит она ребятам, на что Володя, золотой ребенок, который попал в эту компанию лишь из желания усовершенствовать свои управленческие навыки на «человеческом материале», замечает: «А Вы — в своем фарисействе». И в этом есть резон.

    Мы понимаем, на чьей стороне режиссер фильма, Эльдар Рязанов, но этот луч белого света из ванной и душераздирающий крик Ляли: «Они не взяли ключ!» — словно лучи надежды, надежды на благополучный исход, надежды на возможность человеческого исправления.

    На мой взгляд, особенно удались образы Елены Сергеевны (Марина Неёлова), представителя пролетариата, Витька (Федор Дунаевский), которого взяли на дело как рабочую силу, и образ Пашки (Дмитрий Марьянов) — мальчика, который уже никогда не станет мужчиной, потому что посмел поднять руку на женщину. Марьянов, кстати, оказался одним из самых приятных сюрпризов фильма: в этом светленьком взъерошенном красивом мальчике его совсем не узнать (да простит меня он).

    Считаю, что прекрасно получилось передать колорит эпохи, в которой снимался фильм. И заслуга эта принадлежит не ковру на стене и хрусталю в коробках (у нас до сих пор так полстраны живет, если не больше), а музыке. Музыка — это то, что цепляет с первых секунд фильма и не отпускает до самого конца. А как она дополняет сцену животного обыска!: кажется, что вот сейчас и Елена Сергеевна затанцует, поддавшись общему помешательству. Браво композитору Геннадию Александрову!

    После просмотра остается только один вопрос: почему Елена Сергеевна не вышла из ванной? Неужели она повесилась, сломав свои шейные позвонки так же, как сломала свои нравственные принципы — с невероятной болью? Это было бы апогеем гротеска, апогеем педагогической добродетели. Однако мы этого никогда не узнаем.

    Думаю, в этом и есть главная задача фильма — поставить перед зрителем вопрос: «А я бы прогнулся или сломался? А я бы отдал ключ?..»

    7 июня 2015 | 20:15

    Фильм понравился, как и все творения Рязанова. Но… Не могу обойти один эпизод, который меня покоробил.

    Когда Володя предлагает Елене Сергеевне сделку — отдать ключ от сейфа в обмен на лечение ее больной мамы, выбор героини меня ошарашил. У самой, к сожалению, есть близкий тяжело больной человек, поэтому знаю, что значит надежда на помощь светила медицины. Я не верю этой ситуации, не верю в выбор героини. Ни один нормальный человек не выбрал бы сейф, оставив безнадежно больную мать мучиться дальше во имя каких-то книжных принципов и идеалов.

    В чем же тогда идеал героини? Получается, пустых лозунгах, а не в реальных действиях и в помощи близким, зависимым от нее людям? Это ханжество, увы. И такой человек не может научить молодежь ничему хорошему. Правильно сказал подлец Володя — это фарисейство. Легко осуждать других, не видя бревна в своем глазу.

    Поэтому Елена Сергеевна и не имеет авторитета среди учеников. Дети, они видят все — пустоту души и фальшь. А за лозунгами Елены Сергеевны нет реальной почвы — нет действия. О каком благородстве может идти речь, когда больную мать запросто меняют на ключи от сейфа? Ну и что, что пришлось бы совершить подлог. Сделка-то ни для кого не смертельна (хотя в свете выбора Елены Сергеевны для ее мамы, скорее всего, она оказалась роковой). Я понимаю, что режиссер говорит аллегориями, но сама ситуация высосана из пальца. Возможно, ему стоило поставить героиню перед менее парадоксальным выбором, и тогда этот момент в фильме был бы правдоподобным.

    И на фоне этого особенно странно выглядит жертвенность Елены Сергеевны ради Ляли в конце фильма. Мама, значит, побоку, а совершенно левую девчонку мы пожалели? Ладно, простим ей это, может быть, она была сломлена уже.

    А в остальном фильм, конечно, сильный. У всех персонажей оказалось двойное дно. Несгибаемый подонок Володя, отчаянно рвущийся в лидеры, спасовал перед проявлением чужой силы со стороны пьяного и хлипкого Вити. Влюбленный Паша как-то не очень убедительно отговаривал Володю от радикального шага в конце фильма. По-моему, любящий человек должен был сразу заехать по роже, вот и весь разговор. Кстати, в очередной раз убедилась, что таким «володям» легко можно противостоять — не поддаваясь на провокации и гаркнув на них, как следует. Сами они мало на что способны и годятся только в подстрекатели. Это у них называется лидерством.

    Ляля тоже в течение фильма вызвает смешанные чувства — от омерзения до глубокого сочувствия и понимания. Все это говорит о том, что Рязанову герои удались — они живые люди со всем набором положительных и отрицательных качеств.

    Вот только не люблю я в наших фильмах открытые концовки. Здесь, например, такой финал был не очень уместен. Что хотел показать режиссер? Что героиня, возможно, сломлена донельзя? Это и так было видно. А если она решилась на крайний шаг, то опять же ей мало чести — кто ж за мамой-то ухаживать будет? Чувство ответственности для нее пустой звук?

    Нет, идею я поняла, только мне не везде понравилось, как она реализована.

    Гениальность Рязанова, конечно, проявилась и в умении предвидеть будущее. Как же смешно звучат рассуждения этих «новых людей» с высоты лет. Особенно, когда смотришь на разваленный Союз и разоренную, задыхающуюся в «капитализме» сегодняшнюю Россию. Их идеология потерпела поражение, и Рязанов заранее это знал.

    Знал и, возможно, пытался предупредить?

    30 мая 2012 | 17:42

    Режиссер ленты — Эльдар Рязанов снял психологическую драму, показав себя не только замечательным комедийным режиссером, но и реалистом, трезво размышляющим с обеих сторон на темы отцов и дети, поколений и возможностей, идеалов и ценностей.

    После просмотра картины остается довольно неприятное, неловкое чувство. Словно ты по обе стороны баррикад: с одной стороны понимаешь это поколение 80х, которые пытаются слепить из себя «что то», сделать «кого то», выбирая отнюдь не самые честные способы. А с другой стороны, это поколение 60х, борющееся (а потом уже и просто приспособившееся) за лучшую долю путем сохранения внутренней чистоты, морали и человеческих принципов. Безумно жаль Елену Сергеевну, достойную представительницу 60х, этих самых за мораль, этакий устойчивый образ училки — и зарплата скромная, и в квартире без излишеств, сплошной вальс да Шагал.

    Кто же виноват, висит с половины фильма немой вопрос?!

    Режиссер ленты серьезно поставил столь острый, своевременный наверняка на все поколения вопрос, в воду глядел. НЕМОЙ ТАКОЙ ВОПРОС.

    Владимир. За какие принципы борется он? Однако, удивительно, продержавшись столько, самый непробиваемый из всех на уговоры Елены, решается на отвратительную мерзость. И что же.. Вот он, представитель поколения наших родителей.

    Виктор. Тут все понятно. За бутылку что угодно, шестерка. И таки даже у него что то зашевелилось, затеплился маячок совести.

    Ляля. Тусовщица бесшабашная, девушка, желающая выменять свою девственность подороже, любовь за деньги и бла-бла. Один монолог чего стоит, сколько прыти! Однако, жаль её.

    Павел. Лялькин друг. Поддался стадному инстинкту. Что тут ещё скажешь.

    «Ничтожные мерзости, пытающиеся сделать из себя людей. Жаль мне вас. Я вас презираю».

    Вообщем, картина достойна просмотра для любого поколения.

    «Важно оставаться человеком». У них не вышло.

    20 января 2010 | 21:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    подробнее
    Записи в блогах
    11-12 апреля
    10.04.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 11-12 апреля
    Национализировать кино или не национализировать? (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Мир Юрского периодаJurassic World54 532 615
    2.ГоловоломкаInside Out52 323 354
    3.Третий лишний 2Ted 233 507 870
    4.МаксMax12 155 254
    5.ШпионSpy7 911 786
    26.06 — 28.06подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГоловоломкаInside Out197 667 684
    2.Третий лишний 2Ted 2184 601 619
    3.Мир Юрского периодаJurassic World124 063 569
    4.ПолтергейстPoltergeist31 092 390
    5.ШпионSpy21 436 932
    25.06 — 28.06подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 343 811855 764
    Деньги602 504 977 руб.210 484 821
    Цена билета257,06 руб.2,97
    25.06 — 28.06подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    190.СхваткаHeat8.127
    191.Принцесса МононокеMononoke-hime8.126
    192.Дурак8.123
    193.Лис и пёсThe Fox and the Hound8.123
    194.ИллюзионистThe Illusionist8.118
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Три девяткиTriple 991.34%
    52.Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation91.31%
    53.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 391.20%
    54.Охотники за привидениямиGhostbusters91.12%
    55.Зловещая шестеркаThe Sinister Six90.73%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Сердце вдребезгиPlaying It Cool3
    РодинаHomeland52
    Теорема ЗероThe Zero Theorem63
    Избави нас от лукавогоDeliver Us from Evil83
    Я не понимаю, что говорит мой мужDanna ga Nani wo Itteiru ka Wakaranai Ken1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys7.075
    Третий лишний 2Ted 26.433
    ГоловоломкаInside Out8.470
    Мир Юрского периодаJurassic World7.159
    Супер Майк XXLMagic Mike XXL
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    МиньоныMinions09.07
    Человек-муравейAnt-Man16.07
    ПикселиPixels23.07
    Шальная картаWild Card30.07
    Вне/себяSelf/less30.07
    премьеры