всё о любом фильме:

Дорогая Елена Сергеевна

год
страна
слоган-
режиссерЭльдар Рязанов
сценарийЭльдар Рязанов, Людмила Разумовская
директор фильмаЛеонид Верещагин
операторВадим Алисов
композиторГеннадий Александров
художникАлександр Борисов
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  15.9 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время94 мин. / 01:34
Приятно удивлена и обрадована была Елена Сергеевна, когда к ней неожиданно пришли гости — ее ученики. Она и представить себе не могла, какой драмой обернется для нее этот визит.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 4 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Эльдар Рязанов один из лучших режиссёров нашей страны, потому что его фильмы пользуются огромной популярностью и на это есть ясное объяснение. Его фильмы — это маленькие кусочки из нашей жизни и в каждом он показывает душу и сущность человека. Так же и в этой картине. Только данное кино получилось более тяжёлое.

    Нам показывают историю того, как учиники приходят на день рождения к своей учительнице. Но всё не так просто, у них есть ещё одна запретная цель. И они хотять достичь её любыми способами. Они должны забрать одну маленькую вещицу, но это не так просто. Они прибегают к любым методам и средствам, делают всё возможное. В течении всего фильма мы видим противостояние учительницы и её учеников, видим как физическое так и моральное давление. И в итоге получается очень сложная ситуация.

    Они добились своей цели и получили что хотели, но в тоже время они не достигли её. Не слаженная команда, необдуманные поступки и какие-то глупые амбиции полностью перевернули жизнь всех героев картины и однозначно оставили не удачный след в ней. Главное что хотел показать нам режиссёр — это то, что иногда мы не обдумываем до конца важность наших действий и не думаем о последствиях. Часто получается так, что средства совсем не оправдывают цели. И бывают ситуации, когда важнее сам процесс, чем результат.

    В результате получилась очень эмоциональная и напряжённая картина, после которой остаются яркие эмоции и которая является не плохим примером того, что надо хорошо обдумывать серъёзные поступки.

    Думайте, люди, думайте о последствиях своих действий.

    1 января 2008 | 16:30

    Ох! Не знаю, как вас, а меня частенько передергивает, когда сталкиваюсь с нескромным публицистическим пафосом и неприкрытой злободневностью в искусстве. Как правило, художник-публицист (в меру жестокости, гнева или цинизма) тычет нас, как слепых котят, в факты незаконные и неразумные, в страшную реальность. Загоняет в нее то проповедью, то криком, а то и пинками да тумаками (Салтыков-Щедрин любил так открывать глаза). Больно, неуютно, неприглядно. И срочно хочется вырваться в ласковое небо чистого искусства, имеющего целью не воспроизведение уродливого сегодня, а художественное воплощение нетленных идей и красоты вечной…

    Елена Сергеевна — учительница математики. Это удивительный момент. Почему не литра и русский язык? В ней столько наивности и восторга, трепетности и детскости, что кажется, она всю жизнь читала только стихи. В ее бедной квартирке на самых видных местах — томики Пушкина и Высоцкого, пластинки с Окуджавой и старинными вальсами. Идеалистка, верящая людям с первой секунды, представляющая проблемы социальной гармонии, отношений отцов и детей, культуры и прогресса, эгоизма и альтруизма позитивно (т. е. разрешаемыми) и преподносящая их оглохшему от ритмов перемен поколению в виде пропахших книжками истин и восторженных речей.

    Еще один удивительный момент. Уроки жизни и нравственности в этом кино она дает не в школе, а в собственной квартире, будучи запертой в ней (как пленница) собственными учениками, пришедшими за, странно прозвучит, пришедшими к ней за своим светлым будущим! Нет, не за тем, что обещали дедушки Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев и Горбачев (да, он тоже, помните рай отдельных квартир?). Не за этим. Им нужны банальные 4 и 5 за выпускной экзамен, чтобы не портить аттестат перед поступлением в вуз. Понять это несложно: хотят диплом, не хотят в армию. Сложно понять другое: почему они решили действовать напрямую, не поднапрягли родителей для разговора с администрацией (директором, завучем)… И еще сложнее понять, зачем вместе с теми, кому оценки нужны, приходит золотой мальчик Володя, весь с головы до пят в голде и фирме. Впрочем, по ходу истории даже самому наивному зрителю станет ясно: он очередной экспериментатор аля Родион Романович, проверяющий всех, и себя в том числе, на «тваредрожащесть», только вместо процентщицы — математичка (или как они ее называют, «тетрадь в клеточку»).

    Поколения вступают в поединок (так заповедано, так было во все времена, так сказано в «Думе» и написано в «Отцах и детях»). Только выглядит он, поединок этот, не как тургеневская дуэль или лермонтовский непредвзятый, честный суд с призвуками самосуда, но как расправа. Сильного над слабым. Меркантильная, сугубо утилитарная цель ее (обеспеченная жизнь), сдабривается, видимо, для подчищения совести, списком претензий «промотавшимся отцам», столь же дидактическим и пафосным (пусть это и пафос злости, обиды, а не праведности), что и выспренние речи училки о смысле жизни и воспитания.

    Рязанов не Тургенев, он не толерантен ни капельки. Да и время тут такое, что не до толерантности всем было, понятно. Он не может подняться вверх и взглянуть на ситуацию не примыкая ни к одной из сторон конфликта. Он в лагере отцов, это очевидно. Но ему хватает мужества показать изъяны тех, кто многое прожил, но мало понял и заработал. И ЗАСЛУЖИЛ (чем же вот только, а?) такую смену, такую поросль, воистину «младую, незнакомую».

    Революция тире перестройка мозгов и целеполаганий молодого поколения выглядит как низложение, линчевание старых адамантовых понятий — нравственности, культуры, чести, альтруизма, гуманности, порядочности. От слов, что перечислила сейчас, запах нафталинный или лекарственный, как из шкафчика Елены Сергеевны, из которого она вынимает спасительный пузырек в финале фильма, но, как думается, напрасно. Удар новой силы ей (и таким, как она) не пережить. Это наивный, чистый, мечтательный, теплый, самоотверженный человек ПРОШЛОГО, который … Вернется разве?

    Если сегодня (прошло же так много лет) очистить фильм от публицистической шелухи, убрать, или хоть снизить чуток нотки перестроечного апокалипсиса (они есть и в срывающихся от гнева юных голосах, и в тонком, на взводе, на последнем пределе голосе учительницы), то окажется, что это кино, как и тургеневский роман, — о в е ч н о м. А именно. Прагматики ВСЕГДА сменяют романтиков, и наоборот — мечтатели и идеалисты ВСЕГДА приходят на смену утилитарным умам, способным извлекать пользу даже из прекрасного (запомнилась реплика, которую произносит кто-то из взбунтовавшихся детей: «Высоцкий 15 рублей на черном рынке»).

    Паша, Витек, Ляля и Володя, как бы сказали в советские времена, — «передовые представители молодого поколения», по мановению волшебной палочки режиссера Рязанова взявшие на себя обязанность быть провозвестниками новых «истин» и «ценностей» (от слова цена). Для них действительность (а они ее знают, видят и слышат, ОТРАЖАЮТ в разы лучше, чем их учительница) значительнее мечтаний. В них нет даже одного процента идеализма. Их танец — брейк (хоть и танцуется под вальс), в нем система, расчет, техничность, прохлада и «душа» робота. Елена Сергеевна борется за идеалы, а они за то, чтобы хорошо жить-функционировать…

    Однако Рязанов не был бы Рязановым (сказочником! Рязановым), если бы накормил своего зрителя безнадегой и поставил на этом пощечину-точку, приговорив и отцов, и детей к НЕжизни или, как выражается Витек, к «одной вонючей свалке».

    Учительнице все же удается преподать главный урок своей жизни. И этот урок — не слова, а дело. Она НЕ может сотворить подлость. И она точно ЗНАЕТ, что это такое, не делает и знает! А они не знают. И делают.

    Вот, на память, душераздирающий диалог фильма:

    Дети вопрошают: что вы сделали, искренние люди 60-х?

    Учитель ответствует: Многие остались просто людьми. Добрыми. Порядочными. Честными…. А вы не люди. У вас душа не болит.

    Ага? Но радость и беда в том, что все люди. И она, и они. И совесть есть у всех. Та самая, которую древние очень верно назвали «тысячью свидетелей», ее ни одно время из человека выскоблить не сможет. Правда, есть времена, когда эта самая совесть, как и охраняемые ею идеалы, катастрофически неприменима к жизни. Потому что с нею не выжить… Но знаете, что больше всего испугало в фильме? Человек, пытающийся выжить в мире, который ему уже не принадлежит.

    12 марта 2013 | 13:56

    Поздно вечером они пришли к ней домой. Она сама открыла двери и впустила их. Она доверилась им, не ожидая подвоха. Но они пришли вовсе не затем, чтобы её поздравить — их цели были совершенно другими…

    Она — учительница средней школы, они — её ученики. Так начинается фильм Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна». Привыкший к восприятию Рязанова через призму «Иронии судьбы» или «Гаража» зритель не сразу понимает и тем более принимает новую форму. Драма. Драма в чистом виде. Причем нынешнему поколению может показаться, что всё происходит на ровном месте. Ну, казалось бы, подумаешь — оценка. Сейчас мало кто грезит хорошим аттестатом. Высшее образование в наше время скорее обязательный атрибут, нежели что-то, имеющее реальную значимость. Но присмотревшись внимательнее можно увидеть, что фильм актуален и по сей день. И будет актуален, пожалуй, еще очень долго.

    Главная проблема картины — конфликт мировоззрений и поколений — стара как мир. Всё это мы уже не раз слышали и видели. Но Рязанов как-то по-своему преподносит все избитые и банальные истины. В устах его героев всё смотрится свежо, будто происходит сейчас. Лишь упоминание поколения 60-х возвращает зрителя в те времена, когда многое было иначе. Когда главным считалось быть хорошим человеком, а уж потом всё остальное.

    Но новое поколение стремительно наступает. Они хотят быть богатыми, успешными. И ради этого они готовы пойти на всё. Они еще не осознают, к чему приведёт подобное стремление — 90-е еще даже не начались. Но за невинными улыбками пришедших уже можно разглядеть звериные оскалы, которые скоро можно будет носить открыто, не стесняясь, порой даже бравируя ими. В итоге то, что начинается глупой шуткой, доходит до такого накала, что пресловутый ключ от шкафа с контрольными отходит на десятый план.

    Рязанов абстрагировался от морализаторства и нравоучений. При внимательном рассмотрении можно увидеть, на чьей стороне симпатии режиссёра, но это просто симпатии, не более. Своим героям автор даёт возможность высказаться — в прямом и переносном смысле — а затем пусть зритель решает, кто здесь заслуживает сочувствия. У каждого из персонажей картины есть своя минута славы — время, за которое человек выдаёт зрителю свою порцию размышлений на тему «как жить дальше». У каждого своя правда, и это тот случай, когда крайности никогда не сойдутся и не найдут общего языка.

    Концовка фильма несколько обнадёживает — дойдя до самой грани, люди всё-таки смогли остановиться. Но затем всё стремительно разворачивается в обратную сторону, оглушая уже обрадованного зрителя всей суровостью и неприкрытостью финальной истины. И хоть автор не даёт четкого ответа — что же в итоге произошло, закрытая дверь — символ, говорящий сам за себя. И после просмотра каждый задумается о том, что в какой-то момент и он может остаться перед закрытой дверью с ключом, который, собственно, никому уже и не нужен.

    4 июля 2013 | 21:43

    Преступление Раскольникова не в голове, а в кармане. С этой фразы наш великий критик Писарев начал свою рецензию на знаменитую книгу Достоевского.

    С этим фильмом та же ситуация. Рязанов пытается представить учительницу как невинную жертву, а молодых людей как циничных негодяеев, но так ли это на самом деле? Разве не учительница виновата в том, что несколько учеников выпускного класса — взрослых людей пишут финальную контрольную на 2. Где же были ее высокие моральные принципы, когда она учила детей, почему отнеслась к процессу обучения формально, не занималась с ребятами индивидуально, не интересовалась их сильными и слабыми сторонами, не привила им интерес к математике? Маленькая зарплата, а они в то время были куда выше, чем в девяностых, не может служить учительнице, претендующей на высокие моральные ценности, оправданием. Я лично при просмотре поностью встал на сторону ребят. Да, иногда их поведение похоже на истерику, но их можно понять, для парней не поступление в институт — это призыв в армию и прямая угроза жизни. Не говоря уже о другой угрозе непопадании на хорошую работу и не обеспечение себе достойной жизни.

    Кто-то может сказать, что учительница — всего лишь жертва системы, но кто мешал ей этой системе сопротивляться, кто заставлял ее относится к своей работе формально? Даже в девяностых, во времена всеобщей разрухи мне лично стречались настоящие учителя-энтузиасты, любители своего дела.

    В общем, главная задача режиссеру не удалась, все получилось с точностью наоборот.

    4,5 из 10

    13 марта 2010 | 04:09

    Думаю, «неожиданный» — лучший эпитет для этого фильма. От полных света и добра классических и разобранных на цитаты картин не осталось и следа. Вполне возможно, лучший фильм Рязанова.

    Среди достаточного количества «школьных» советских фильмов он, наверняка, самый драматичный. И, я считаю, обязателен для просмотра всем подрастающим детям. И не только им. Это фильм-воспитатель. Он никогда не будет показываться по всем подряд каналам на День знаний, разобран на цитаты, как милейшие истории типа «Доживем до понедельника» и «Розыгрыша». Но, вместе с тем, увидев его хотя бы раз, вы точно никогда его не забудете. А вспоминать будете с неизменным щемящим чувством.

    Не хотелось бы писать о сюжете и о каждом из героев: события и характеры раскрываются постепенно — но вместе с тем стремительно, заставляя до самого конца находиться в невероятном напряжении. Это просто надо смотреть.

    Фильм о жестокости и человечности, затрагивающий конфликт, не менее острый (может лишь менее обсуждаемый), чем конфликт отцов и детей. Это проблема учителей и их учеников.

    Скажу честно: посмотрев этот фильм еще в школе, я передумала становиться учительницей математики. Страшно. Современных детей должны учить по-настоящему героические люди. Или же роботы.

    10 из 10

    17 мая 2010 | 17:52

    Замечательный фильм, который произвёл на меня сильное впечатление. Абсолютно не типичный для Эльдара Рязанова. Считаю, что это лучший его фильм. «Ирония Судьбы», «Берегись автомобиля» — просто милые советские фильмы. И вдруг… психологическая драма. Да ещё и с элементами насилия и жестокости. Удивило.

    Фильм начинается так позитивно. Молодые ребята наперебой поздравляют свою учительницу с Днём рождения, дарят цветы, говорят тёплые слова. Она невероятно искренне радуется, на её глазах даже появляются слёзы. Всё кажется хорошим и не предвещающим беду…

    Но вот действие начинает разворачиваться. Мы узнаём истинную цель прихода ребят к Елене Сергеевне. Они всё больше наглеют. Начинают вести себя бесцеремонно. То наигранное веселье куда-то пропадает. Мы видим истинное лицо молодых людей, приследующих корыстные, низкие цели.

    Поражает безразличие и равнодушие Елены Сергеевны. Даже глупость! Она позволяет издеваться над собой. Терпит все унижения. Она не может даже повысить голоса и выгнать ребят из своего дома. Она слабый человек. Неужели, за столькие годы работы в этом классе, она ещё не поняла, кто есть кто?

    А ребята всё не уходят. Смотришь фильм и думаешь, ну может быть, сейчас они одумаются наконец? просто извинятся, возьмут и уйдут? Но нет, они идут до конца. Пренебрегая малейшими, элементарными человеческими принципами. В фильме прекрасно раскрываются их характеры, их черты. Перед нами- насилие и жестокость.

    И вот фильм подходит к концу. Эпизод с закрытой дверью. Кульминация. Неоднозначный конец. Что случилось с Еленой Сергеевной? Она покончила с собой, или же просто устала и не нашла сил ответить девушке?

    Я считаю, что это именно тот фильм, который стоит смотреть. Показывая кусочек из жизни всего одного дня в замкнутом пространстве, режиссёр раскрывает перед нами многие проблемы. Вспоминается почему-то фильм «Класс». Тоже о подростковой жестокости. С гораздо большим колличеством жестоких и насильственных сцен. А суть одна… И эти проблемы будут актуальны всегда.

    6 марта 2009 | 11:16

    Для меня фильм «Дорогая Елена Сергеевна» стал настоящей неожиданностью, поскольку Эльдар Рязанов всегда ассоциировался у меня(и, думаю, не только у меня) с прекрасными комедиями, такими как «Служебный роман» или «Ирония судьбы», но никак не с драматическими фильмами о сложных подростках. Рязанов доказал этим фильмом, что он разноплановый режиссер, впрочем я ни на секунду не сомневалась в его таланте.

    Как радуется учительница, когда в ее день рождения к ней приходят ее ученики!Она обрадована, растрогана, скорей старается накрыть на стол. Да и кого из педагогов не обрадует, когда учащиеся помнят о их дне рождении, поздравляют, осыпают комплиментами и говорят много-много добрых слов. Визит ребят для Елены Сергеевны — приятный сюрприз, но, к сожалению, далее ее ждет еще один, теперь уже более, чем неприятный..

    Елена Сергеевна и ее ученики — люди совершенно разных поколений. Она настоящий советский человек, она верит в труд, честность и порядочность. Ее речь похожа на лозунги. Она пытается убедить своих учеников в ужасе их поступка, но все ее отчаянные попытки разбиваются о стену равнодушия и презрительные усмешки. Она так наивна, так свято верит в свои идеалы. Она очень хороший человек, она ухаживает за больной мамой, не бросает ее. Ее ученики признают лишь грубую силу, они — поколение перестройки, и мир Елены Сергеевны им непонятен и кажется таким глупым и наигранным.. Это конфликт отцов и детей, почти неразрешимый. Поведение этих подростков просто ужасно, до чего же могут опуститься люди ради достижения своих целей.. Но они все же не окончательные отморозки, Ляля понимает, что они зашли слишком далеко, Виктор — просто «шестерка», он слабохарактерен и податлив, хотя на самом деле ему противно то, что они делают… и он самый человечный из всех. Но Володя — прирожденный лидер и манипулятор, использует других для достижения своих целей, (например, сам он телефонный кабель перерезать, заметьте, не стал) он самоуверенный, подлый человек, умелый оратор. Такой всегда добьется успеха, правда, далеко не честным путем..

    Я далека от поколения, в котором воспитывалась Елена Сергеевна, ровно как и от поколения перестройки. Сложно сказать, кто прав, кто нет из взглядах. Каждый герой в этом фильме — личность со своими принципами и убеждениями, а не просто лишенные характера люди, основными целями которых является пить, курить и т. д. Жаль Елену Сергеевну. Они с ее учениками никогда бы не поняли друг друга. Взгляды ребят не так ужасны, как ужасно то, как они идут к цели, отрицая мораль и используя лишь силу и прекрасно понимая, что их учительница ничего не сможет им сделать.. Сложный, неоднозначный фильм, заставляющий задуматься.

    10 из 10

    P.S. Они все-таки и не взяли ключ.

    29 марта 2012 | 23:12

    В образовавшемся пробеле между просмотром премьер я решил дать оценку некоторым моральным аспектам этого фильма.

    Я не буду оценивать сам фильм, критиковать работу режиссёра в целом, актёрскую игру — это вполне хорошо сделано уже другими критиками, хотя я мало увидел как таковой критики по существу, в большинстве своём отзывы носят положительный характер. Что ж, я постараюсь в некотором роде развеять сложившийся у зрителя образ Елены Сергеевны, образ вызывающий сострадание, потому что у меня он вызвал не сострадание, а жалость.

    Итак, какие чувства хочет вызвать режиссёр на протяжении всего фильма, раскрывая нам этого персонажа? Нам известно, что она учительница, ей 40 лет, она живёт бедно и скромно с больной матерью, причём её мать на данный момент находится в больнице, судя по всему, в достаточно тяжёлом состоянии. Елена Сергеевна настоящий идеалист до мозга костей, принципиальна, видимо, потому, что кроме принципов она особо больше ничего и не имеет, и терять ей, кроме них нечего. С другой стороны её принципы — это основа её ценностей и мировоззрения, это то, во что она искренне верит и на чём держится её миропорядок. Она консервативна и держится за старые традиции. Старается видеть в людях лучшее, чем есть на самом деле, достаточно наивна и недальновидна.

    А теперь давайте дистанцируемся от сюжета фильма и от перенесённых после просмотра эмоций и попробуем оценить её поведение объективно. У меня лично наибольшее смущение вызвало то, что когда на чашу весов легли с одной стороны — здоровье и будущее её матери и — её нерушимые принципы — с другой, она, не задумываясь ни на секунду, сделала выбор в пользу своих принципов. А теперь поставьте себя на её место. По её словам, она несёт эту ношу (забота о больной матери) уже не один год, тут явно от государства никакой помощи не дождаться. Ну, какой человек, когда речь заходит о благополучии самых близких и дорогих для него людей, будет вообще сомневаться в таком случае, что выбрать? Схватиться ли он за первую попавшуюся возможность, чтобы использовать шанс, или же будет бросаться гордыми, но бессмысленными «фразеологизмами»? В таком случае получается, что она готова пренебречь здоровьем и даже жизнью самого близкого для себя человека ради своих идеалов? Что и говорить, я сам склонен к идеалистическому восприятию мира, стремлюсь к идеалу, но такой подход принять не могу.

    Это трудный вопрос: следовало бы ей принять предложение одного из героев по лечению или же она поступила правильно, отказавшись от него? Если бы приняла — то проявила бы слабость, пошла бы на поводу у своих инстинктов и эмоций — в данном случае — любви по отношению к матери. Но с другой стороны, люди слабы и наших слабостей мы не должны стесняться, ведь они есть в том числе и ТО, что составляет нашу человеческую сущность и отказавшись от них — мы откажемся и от самих себя. Я не хочу, чтобы мои слова в данном случае воспринимали и как защиту для алкоголиков, и наркоманов, и воров и т. д. — мол, они тоже слабы в своих потребностях. Но это разные вещи. Здесь на кону жизнь самого близкого человека, а те, кто сталкивался с подобным горем в жизни, знают, что в таких ситуациях, отдашь всё на свете, чтобы получить хотя бы шанс на надежду… Елена Сергеевна однако не готовы была поскупиться своими принципами, так может поэтому не так уж и не прав был один из героев, сказав, что она не женщина, а тетрадь в клеточку? Её можно было бы понять, если бы она отказывалась от такого предложения только лишь в ущерб себе, но в ущерб человеку, который зависит по сути только от неё?

    Мои доводы можно оспорить, привести аргументы о том, что в конце она «спасает» Лялю, но здесь я не уверен, что она сделала это именно с целью спасения девушки, а не в силу психологического перенапряжения. Хотя, возможно, душа, которая у неё всё-таки есть, в последний момент-таки не выдержала и закричала…

    Сложный фильм, мне его очень трудно оценивать, поэтому лучше я вовсе воздержусь от оценки, представив на суд читателя лишь то, что вызвало во мне наибольшее впечатление после просмотра.

    26 ноября 2011 | 01:15

    Отличный и очень сильный фильм, в котором, как в капле воды, отразилось огромное количество проблем, которые уже в перестроечные годы были видны наиболее проницательным художникам слова, камеры и т. д. Блестяще играют все без исключения, а Марина Неёлова просто поразительна. Здесь Рязанов явно поймал нерв эпохи, смог в предельно аскетичной форме передать тревоги и ожидания времени, а также провидчески разглядел многие грядущие ужасы смутного времени в России.

    1 января 2008 | 19:05

    Неоднозначный фильм. Глубокий. Актуальный.

    Ситуация, подобная той, на которой строится фильм — могла произойти в любой школе: везде были такие принципиальные учительницы, троечники, хорошисты, потенциальные мажоры и девочки, читающие «Лолиту».

    Героини Марины Неёловой сыграна настолько достоверно, правдиво, поразительно точно: это будто собирательный портрет одухотворенных, интеллигентных и немного наивных учительниц, которых в то время можно было найти в любой школе. Они до мозга костей верят в то, что сеют доброе, вечное, взывают к человечности и совести (пусть даже немного картинно), питают себя книжными идеалами.

    Но у детей перестроечного периода появляется иная логика, железная. И если поначалу немного сочувствуешь загнанной в угол учительнице, то в середине фильма возникает здравый вопрос: почему бы ей не согласиться на вариант, который предлагает герой Андрея Тихомирнова? И вот здесь — «где тонко, там и рвется»: порядочность учительницы, ее стремление поступать честно, все ее идеалы, книжные цитаты и абстрактные размышления о жизни кладутся на одну чашу весов со здоровьем, жизнью ее больной матери. В том, чтобы отдать этот нужный ученикам ключ — она видит трагедию. Будто ей предлагают совершить как минимум убийство. Женщине дороже «поступить по совести», чем облегчить страдания матери.

    Любопытны моменты, когда школьники вступают в идеологический спор с Еленой Сергеевной, доказывая ей, что ее идеалы — не проходят испытания временем… Паша (Дмитрий Марьянов) честно рассказывает ей о своей жизни и перспективах, задает ей вопрос — мол, и что вы, поколение 60-х, сделали? Мы же ваши дети, а не пасынки, и не открещивайтесь от нас, мол, вы нас сотворили такими… А учительница вместо честного ответа (заданного поколением поколению!) начала просто съезжать с темы, давить на уважение к учителю, свой авторитет. Толкового ответа на свои вопросы ни Витя, ни Паша так и не услышали. Она не смогла им объяснить, что страшного и непростительного в их действиях.

    Под утро, думаю, они все поняли сами. Мне кажется, они ушли с мыслью о том, что зря теряли время и уговаривали эту принципиальную даму. Зато каждый увидел себя и друг друга в непростой ситуации. Ляля уж точно поняла, кто есть кто и чем готов пожертвовать.

    Эта четверка учеников — далеко не самые худшие представители молодежи тех лет. Думаю, многие современные учителя просто ностальгируют по вот таким школьникам…

    Образ Елены Сергеевны — напоминает о том, что как раз вот такие учительницы, «пробуждая всё светлое и вечное», закрывали глаза на то, что творились тогда вокруг. Такие одухотворенные учителя, рассудавшие о свободе, чести и совести на уроках, замалчивали школьные драки, преступления, вымогательство, кровавые разборки в своих школах. Они молчаливым согласием поддерживали ложь, ханжество, двойную мораль, ощущение неравенства среди учеников… Я хорошо помню таких учительниц по школе конца 80-х.

    Неожиданно драматичный для Рязанова фильм.

    Отлично поставлена сцена разгрома квартиры и танцевальная сцена. Люблю этот фильм из-за образа четверки учеников, отлично поставленных диалогов, глубокого контекста…

    10 из 10

    7 июня 2012 | 04:00

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    подробнее
    Записи в блогах
    11-12 апреля
    10.04.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 11-12 апреля
    Национализировать кино или не национализировать? (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Уиджи: Доска ДьяволаOuija19 875 995
    2.Джон УикJohn Wick14 415 922
    3.ЯростьFury13 356 718
    4.ИсчезнувшаяGone Girl11 044 357
    5.Книга жизниThe Book of Life10 049 271
    24.10 — 26.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Горько! 2247 478 764
    2.Город героевBig Hero 6177 350 803
    3.ДракулаDracula Untold64 773 639
    4.СудьяThe Judge42 868 217
    5.ВикингиNorthmen - A Viking Saga35 003 523
    23.10 — 26.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 773 187840 078
    Деньги691 103 336 руб.208 779 470
    Цена билета249,21 руб.0,30
    23.10 — 26.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    180.Пока не сыграл в ящикThe Bucket List8.144
    181.Апокалипсис сегодняApocalypse Now8.144
    182.Вечное сияние чистого разумаEternal Sunshine of the Spotless Mind8.143
    183.АмелиLe Fabuleux destin d'Amélie Poulain8.140
    184.Лис и пёсThe Fox and the Hound8.140
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.ФокусFocus93.76%
    17.Чёрное мореBlack Sea93.64%
    18.Американский снайперAmerican Sniper93.56%
    19.Чем дальше в лес...Into the Woods93.40%
    20.Фантастические звери и места их обитанияFantastic Beasts and Where to Find Them93.35%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Список ШиндлераSchindler's List341
    Самый опасный человекA Most Wanted Man28
    Пила 4Saw IV93
    ЛокLocke72
    ШалуньяMonella4
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.363
    Город героевBig Hero 68.412
    ЯростьFury7.788
    Пчелка МайяMaya The Bee – Movie
    СеренаSerena6.483
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    премьеры