всё о любом фильме:

Дорогая Елена Сергеевна

год
страна
слоган-
режиссерЭльдар Рязанов
сценарийЭльдар Рязанов, Людмила Разумовская
директор фильмаЛеонид Верещагин
операторВадим Алисов
композиторГеннадий Александров
художникАлександр Борисов
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  15.9 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время94 мин. / 01:34
Приятно удивлена и обрадована была Елена Сергеевна, когда к ней неожиданно пришли гости — ее ученики. Она и представить себе не могла, какой драмой обернется для нее этот визит.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Замечательный фильм, который произвёл на меня сильное впечатление. Абсолютно не типичный для Эльдара Рязанова. Считаю, что это лучший его фильм. «Ирония Судьбы», «Берегись автомобиля» — просто милые советские фильмы. И вдруг… психологическая драма. Да ещё и с элементами насилия и жестокости. Удивило.

    Фильм начинается так позитивно. Молодые ребята наперебой поздравляют свою учительницу с Днём рождения, дарят цветы, говорят тёплые слова. Она невероятно искренне радуется, на её глазах даже появляются слёзы. Всё кажется хорошим и не предвещающим беду…

    Но вот действие начинает разворачиваться. Мы узнаём истинную цель прихода ребят к Елене Сергеевне. Они всё больше наглеют. Начинают вести себя бесцеремонно. То наигранное веселье куда-то пропадает. Мы видим истинное лицо молодых людей, приследующих корыстные, низкие цели.

    Поражает безразличие и равнодушие Елены Сергеевны. Даже глупость! Она позволяет издеваться над собой. Терпит все унижения. Она не может даже повысить голоса и выгнать ребят из своего дома. Она слабый человек. Неужели, за столькие годы работы в этом классе, она ещё не поняла, кто есть кто?

    А ребята всё не уходят. Смотришь фильм и думаешь, ну может быть, сейчас они одумаются наконец? просто извинятся, возьмут и уйдут? Но нет, они идут до конца. Пренебрегая малейшими, элементарными человеческими принципами. В фильме прекрасно раскрываются их характеры, их черты. Перед нами- насилие и жестокость.

    И вот фильм подходит к концу. Эпизод с закрытой дверью. Кульминация. Неоднозначный конец. Что случилось с Еленой Сергеевной? Она покончила с собой, или же просто устала и не нашла сил ответить девушке?

    Я считаю, что это именно тот фильм, который стоит смотреть. Показывая кусочек из жизни всего одного дня в замкнутом пространстве, режиссёр раскрывает перед нами многие проблемы. Вспоминается почему-то фильм «Класс». Тоже о подростковой жестокости. С гораздо большим колличеством жестоких и насильственных сцен. А суть одна… И эти проблемы будут актуальны всегда.

    6 марта 2009 | 11:16

    В образовавшемся пробеле между просмотром премьер я решил дать оценку некоторым моральным аспектам этого фильма.

    Я не буду оценивать сам фильм, критиковать работу режиссёра в целом, актёрскую игру — это вполне хорошо сделано уже другими критиками, хотя я мало увидел как таковой критики по существу, в большинстве своём отзывы носят положительный характер. Что ж, я постараюсь в некотором роде развеять сложившийся у зрителя образ Елены Сергеевны, образ вызывающий сострадание, потому что у меня он вызвал не сострадание, а жалость.

    Итак, какие чувства хочет вызвать режиссёр на протяжении всего фильма, раскрывая нам этого персонажа? Нам известно, что она учительница, ей 40 лет, она живёт бедно и скромно с больной матерью, причём её мать на данный момент находится в больнице, судя по всему, в достаточно тяжёлом состоянии. Елена Сергеевна настоящий идеалист до мозга костей, принципиальна, видимо, потому, что кроме принципов она особо больше ничего и не имеет, и терять ей, кроме них нечего. С другой стороны её принципы — это основа её ценностей и мировоззрения, это то, во что она искренне верит и на чём держится её миропорядок. Она консервативна и держится за старые традиции. Старается видеть в людях лучшее, чем есть на самом деле, достаточно наивна и недальновидна.

    А теперь давайте дистанцируемся от сюжета фильма и от перенесённых после просмотра эмоций и попробуем оценить её поведение объективно. У меня лично наибольшее смущение вызвало то, что когда на чашу весов легли с одной стороны — здоровье и будущее её матери и — её нерушимые принципы — с другой, она, не задумываясь ни на секунду, сделала выбор в пользу своих принципов. А теперь поставьте себя на её место. По её словам, она несёт эту ношу (забота о больной матери) уже не один год, тут явно от государства никакой помощи не дождаться. Ну, какой человек, когда речь заходит о благополучии самых близких и дорогих для него людей, будет вообще сомневаться в таком случае, что выбрать? Схватиться ли он за первую попавшуюся возможность, чтобы использовать шанс, или же будет бросаться гордыми, но бессмысленными «фразеологизмами»? В таком случае получается, что она готова пренебречь здоровьем и даже жизнью самого близкого для себя человека ради своих идеалов? Что и говорить, я сам склонен к идеалистическому восприятию мира, стремлюсь к идеалу, но такой подход принять не могу.

    Это трудный вопрос: следовало бы ей принять предложение одного из героев по лечению или же она поступила правильно, отказавшись от него? Если бы приняла — то проявила бы слабость, пошла бы на поводу у своих инстинктов и эмоций — в данном случае — любви по отношению к матери. Но с другой стороны, люди слабы и наших слабостей мы не должны стесняться, ведь они есть в том числе и ТО, что составляет нашу человеческую сущность и отказавшись от них — мы откажемся и от самих себя. Я не хочу, чтобы мои слова в данном случае воспринимали и как защиту для алкоголиков, и наркоманов, и воров и т. д. — мол, они тоже слабы в своих потребностях. Но это разные вещи. Здесь на кону жизнь самого близкого человека, а те, кто сталкивался с подобным горем в жизни, знают, что в таких ситуациях, отдашь всё на свете, чтобы получить хотя бы шанс на надежду… Елена Сергеевна однако не готовы была поскупиться своими принципами, так может поэтому не так уж и не прав был один из героев, сказав, что она не женщина, а тетрадь в клеточку? Её можно было бы понять, если бы она отказывалась от такого предложения только лишь в ущерб себе, но в ущерб человеку, который зависит по сути только от неё?

    Мои доводы можно оспорить, привести аргументы о том, что в конце она «спасает» Лялю, но здесь я не уверен, что она сделала это именно с целью спасения девушки, а не в силу психологического перенапряжения. Хотя, возможно, душа, которая у неё всё-таки есть, в последний момент-таки не выдержала и закричала…

    Сложный фильм, мне его очень трудно оценивать, поэтому лучше я вовсе воздержусь от оценки, представив на суд читателя лишь то, что вызвало во мне наибольшее впечатление после просмотра.

    26 ноября 2011 | 01:15

    Я так и не поняла мораль фильма. Нужно вести себя цинично, как ребята, чтобы выжить, или сохранять в себе всё самое хорошее, но глупостью ограждаться от реальности? Нет ответа в фильме. Нет золотой середины, этого.. идеального человека что ли.

    Фильм стоит посмотреть, но не принимать его близко к сердцу. Остаётся настоящий осадок в душе. Что-то общее с сериалом «Школа» есть. Просто перестаешь верить в то, что мир и люди вокруг могут быть хорошими.

    26 августа 2010 | 15:07

    Утро. До зубовной боли типовая советская квартира. Тесные сквозные комнатушки заставлены стандартной мебелью, состоящей как будто только из острых углов. Точнее, сейчас не заставлены, а завалены: распотрошенные тумбочки зияют провалами вырванных ящиков, колченогие столы и стулья перевернуты, на полу книги и разбитая посуда. Перед хлипкой фанерной дверью навзрыд плачет девушка — и даже нельзя толком сказать, из-за чего.

    Вчера вечером она вошла в эту квартиру гостьей, нежданной, но очень приятной: четверо выпускников после экзамена зашли поздравить свою учительницу с днем рождения. Веселые, с цветами и подарками, с бутылкой шампанского. Учительница, та самая заглавная Елена Сергеевна, была растрогана да слез: она скромно живет с давно и тяжело болеющей мамой и не избалована вниманием. И быстро, с постоянными извинениями, накрыт стол, надето парадное платье: «Ребята, я так вам рада! Спасибо, что зашли». И теленовости рассказывают о том, что где-то ураган сметает с лица Земли города, а камера выхватывает из всей скромной обстановки пластинку Окуджавы, книги Высоцкого и Евтушенко, дополняя типичный потрет советского интеллигента — бедного телом, но богатого духом.

    И поднят первый тост: «спасибо, вы нас всему научили», и гости, как-то замявшись, но все же собравшись с силами, просят Елену Сергеевну немного им помочь — право, такой пустяк. Нужно взять из учительской их экзаменационные работы и заменить на другие — с правильными ответами. Они не собираются в профильные ВУЗы, не перейдут дорогу математическим талантам — что же им теперь из-за одного несчастного экзамена всю жизнь себе ломать? Вопрос повисает в воздухе, потому что для Елены Сергеевны это не один несчастный экзамен, а дело чести и бесчестья — именно так, с пафосом, который кажется ее ученикам неуместным, анахроничным. Ее слова, объясняющие невозможность, совершенную аморальность этой просьбы, для них, людей новой формации, звучат лицемерной советской агиткой, отзвуком отжившего прошлого. И все, что дальше происходит в фильме, — не случайно возникший конфликт учительницы и учеников, а жестокое и бескомпромиссное противостояние нового и старого времени.

    Для скромной и застенчивой Елены Сергеевны четверка нежданных гостей становится всадниками апокалипсиса, знаменующими крах прежнего мира — планомерно, с убийственным хладнокровием они проходят маршем по всем ее ценностям, не оставляя от них камня на камне. Любовь? Да важно лишь, кто больше заплатит. Настоящие идеалы, за которые и умереть не жалко? Тех, кто готов был умереть за идеалы, уже давно нет — умерли. Интеллигентность и скромность? Пока вы будете скромничать, ваше место займут другие — и почему, вот почему я должен свое место кому-то отдавать? Мораль как мерило поступков? Это все устарело, главное — достичь желанной цели, не растратив слишком уж много наличных средств.

    Герои, прямо глядя в глаза учительнице, без обиняков высказывают свои взгляды на мироустройство, сначала смущая, а потом и откровенно пугая ее. И режиссер с оператором постарались, чтобы зритель твердо уверовал: происходящее именно страшно. Долгие монологи нарочито спокойны и не оставляют сомнений: отказ от идеалов для этих молодых людей не случайная блажь, а тщательно обдуманная и взвешенная позиция. Недолгие периоды действия, снятые короткими рваными кадрами, создают ощущение хаотичности происходящего, напоминая об урагане из новостей. Танцы и гримасы героев — это пляска смерти, не больше и не меньше: режиссерское высказывание конкретно и не оставляет возможностей для двоякого толкования.

    Несмотря на то, что Эльдар Рязанов славен в первую очередь комедиями, едва ли его можно заподозрить в слишком уж оптимистичном мировосприятии: даже в самых веселых его фильмах обязательно есть герои печальные и страдающие. В разгар перестройки, в ситуации максимальной неопределенности, когда все ждали перемен, но едва ли могли помыслить, какими они окажутся, режиссер написал картину будущего красками более чем мрачными. Его «Елену Сергеевну» можно было бы обвинить в излишней монохромности, в чрезмерной, с перебором, депрессивности, если бы будущее не оказалось действительно страшным. Беспринципность «поколения Пепси» стала нормой жизни в новой России, на какое-то время подменив идеалы псевдомакиавеллистским «цель оправдывает средства».

    Провидение ценно и само по себе, но умный режиссер Рязанов сделал историю еще объемнее и страшнее, подчеркнув в финале, что герои, на самом деле, обычные подростки, и в них больше человечности, чем они сами хотели бы думать. Только их лидер вышел из квартиры Елены Сергеевны с гордо поднятой головой. Остальные трое, распотрошенные, как внутренности комодов, шокированные и потерянные, разбрелись, кто куда — быть может, заново выдумывать хоть какие-то идеалы. Этой ночью они заглянули в око урагана, который вот-вот сметет с лица Земли не то что город — целую страну. В этот раз удержаться на ногах им помогла только доброта чудачки-учительницы. А дальше как-то придется спасаться самим…

    29 августа 2013 | 11:56

    В первый раз посмотрела данный фильм и поражена себе самой: а почему я его раньше не видела нигде? Режиссер гениален, актеры отличные. Маленького человека противопоставлют государству, идущему, к сожалению, к концу политического режима, закату целой эпохи. На таких как Елена Сергеевна держался этот мир, надежный, светлый и непоколебимый. Образ учительницы до боли знаком и поэтому так притягателен. Это люди в полном смысле этого слова, люди слова и совести, которым можно доверить человеческую судьбу, детей, страну.»… да кто вы такие, что бы загнать меня в угол?..». Очень яркий, интересный образ, который, к счастью, встречается среди и молодого, и пожилого возраста.

    4 июля 2012 | 11:15

    Типичный фильм перестроечной эпохи при каждом просмотре будто ненадолго перемещает меня во время перестройки. Внешние атрибуты того времени я даже немножко помню — полно было таких пацанов с длинными волосами и не в меру раскрашенных девчонок, и магнитофон почти у каждой такой компании. Большой популярностью пользовались в ту пору кинофильмы — социальные драмы. Каждый уважающий себя режиссёр пытался показать изнанку «идеального» советского общества, и великий Эльдар Александрович не стал исключением.

    Четверо выпускников приходят поздравить учительницу с днём рождения, который она не празднует. Сорокалетие вообще не празднуют, а тут ещё такое горе — у учительницы Елены Сергеевны который год болеет мать. Но визит её учеников ей был безусловно приятен — с такой радостью она их приняла. Сам на себе испытал, что такое одиночество, когда даже визит сантехника уже праздник. А тут любимые ученики, пусть даже не самые лучшие.

    Но не тут-то было. Выяснилось, что ребята пришли совсем с другой целью, день рождения учительницы — просто предлог. Им нужен был ключ от сейфа, где лежат их выпускные работы, а у них уже есть где-то раздобытые правильные варианты, и подменить свои работы, чтобы не получать не нужных им оценок. Паше нужна пятёрка по математике, Вите — хотя бы тройка. Володе нужно самоутвердиться, показать свою силу, а вся эта затея — лишний повод для этого. Ляля тоже, как оказалось, была нужна Володе, чтобы, как говорится, наверняка.

    Для Елены Сергеевны — человека старой, ещё сталинской закалки, поступиться принципами — значит совершить преступление, прежде всего против себя. Она идеалистка, и живёт в мире, где все добрые, открытые, порядочные, искренне преданные делу Ленина строители Коммунизма, не понимает, а точнее не хочет понимать и принимать того, что творится в обществе. Не видит или не хочет видеть того, что происходит с её учениками, да и вокруг, и ответ на любой вопрос — очередная цитата советских учительских и ученических принципов. Но она не виновата — она всю жизнь жила по этим принципам, и это приносило положительные результаты. Да, пусть не совсем сложилась её жизнь — детей нет, мужа нет, мама больная, но она занимается любимым делом и её дети — её ученики.

    И казалось бы, ну что ей стоило хоть чуть-чуть поступиться этими своими принципами. Казалось бы, Володя, хоть и негодяй, но он предлагал беспроигрышный вариант. Вариант, который устроил бы все стороны. У Елены Сергеевны больная мама, а Володя предлагал попросить отца похлопотать, чтобы её маму положили в лучшую больницу к известному врачу, к которому на годы вперёд стоит очередь… но за это она должна предоставить ребятам тот самый несчастный ключ.

    Неужели какой-то кусок стали может стать яблоком раздора? В перестроечное время всё было таким «яблоком», и за чек в магазине дрались, и в очереди за место ближе к кассе головы проламывали. Но речь не об этом. Для Елены Сергеевны ключ — всего лишь прибор, которым открывают дверь, и принципы для неё важнее, как оказалось, даже больной мамы. и Паша в чём-то даже прав, сравнив непреклонную училку с Павликом Морозовым. Так вот, для неё ключ — это то чем дверь открывают, для Паши и Вити — это жетон для прохода в если не счастливую, то хотя бы нормальную жизнь. Для ребят главное — жизнь здесь и сейчас и брать от жизни всё и побольше. Я не разделяю позицию ни тех ни других, т. к. считаю — всё хорошо в меру. Здесь же жизненные позиции учеников и учительницы доведены до абсолютизма.

    И чем ближе к концу, тем острее нерв. Учительница держится из последних сил, ученики наглеют, безобразничают, устраивают дебош в её квартире, устраивают полный беспорядок. Да, ученики далеко не подарки, мне тоже не нравится их ограниченность и то, что всё у них меряется деньгами (Высоцкий «Нерв» — пятнадцать рэ на чёрном рынке, или то что Ляля девственность хранит только для того, чтобы подороже продать). Но учитель, если это мудрый учитель, он будет стараться идти в ногу со временем. При этом, он конечно не будет поступаться главными принципами, но и не будет, как Елена Сергеевна, талдычить какие-то догмы, а будет искать некий примиряющий баланс, цепляться за него и пытаться донести до учеников.

    Что случилось с ребятами потом — боле-менее понятно. Что же сталось с Еленой Сергеевной? Что там за запертой дверью в ванную? Она осталась жива? На этот вопрос ответ мы никогда не узнаем — это специально делается для усиления драматизма, открытый финал. Тем не менее непонятно — вроде это не тот человек, который может покончить с собой, как бы ни было тяжело, всё-таки она — борец. Может, она просто заснула там, потому что не могла спать ночью и сильно устала? В это хочется верить!

    Жалко конечно же, очень жалко Елену Сергеевну, ведь она так привыкла жить по своим принципам, которые для неё — как железный занавес, как некий песок, куда можно спрятать свою голову. Если конечно она после тех событий осталась жива — как она будет жить со своими принципами, которые очень скоро станут не нужны никому?!

    Рязанов представил нам эдакий СССР в миниатюре, роль которого играет квартира учительницы, и новое поколение молодых да дерзких, которые будут так же, как и эти ребята, куражиться на обломках страны, как куражились они над имуществом Елены Сергеевны.

    Фильм, конечно, шедевром сложно назвать, однако заслуживает похвалы. Это один из немногих фильмов, заставляющих много и мучительно думать и искать.

    31 мая 2012 | 23:34

    Посмотрел этот фильм после «Курьера», который вызвал исключительно отрицательные эмоции. Здесь взята похожая тема: та же проблема непонимания двух поколений на фоне перестройки, разрушения прежних идеалов и грядущего развала Союза. Но история, рассказанная Рязановым, вызывает во мне гораздо большее доверие и приятие, чем повествование Шахназарова.

    Картина в общем-то понятная. Как говорил в своё время доктор Геббельс, «Если вы произнесёте достаточно большую ложь и будете её повторять, то люди в итоге в неё поверят». Но справедлив и обратный вариант: если взять большую правду и повторять её, одну и ту же, целыми днями с экранов, писать на плакатах, печатать в газетах, то постепенно правда превратится в лозунг, который будет сначала без раздумий принят, а потом навязнет в зубах и неожиданно станет отброшен, уступив место новым лозунгам. Те фразы, которыми говорит в первой половине фильма Елена Сергеевна, для её учеников являются несомненными штампами, она же сама, очень может быть, прочувствовала их в процессе своей жизни и для неё они — чистая правда. Одно дело — на своём опыте убеждаться в том, что «Настоящий талант всегда пробьет себе дорогу» и «Счастье в труде», а другое дело — слушать это по телевизору от старых и несимпатичных партийных бонз.

    Главная ошибка Елены Сергеевны (а если выйти за рамки фильма, то и многих других достойных людей того поколения) в том, что она пытается говорить с новой «порослью» на старом языке. Вообще, её отрыв от реальности виден уже в самом начале: с одной стороны, суетливость и неуверенность в себе, с другой — разговор с учениками перемежается поучениями с её стороны, которые выслушаны не будут, поскольку она не обладает должным авторитетом (причём, как становится понятно дальше, она сама об этом знает). Ещё сразу подумалось, что на месте Елены Сергеевны разумный человек отдал бы ключ ученикам, а потом позвонил бы в милицию. В целом по манере разговора и логике поведения героиня смахивает скорее не на учительницу математики, а на учительницу русского языка и литературы :)

    Что можно сказать про молодёжь? Здесь мы видим «богатого, а значит умного» «прагматичного лидера» Владимира, не менее «прагматичную» девушку Лялю с романтическими мечтами о дорогих тряпках и «Мерседесах», «тонко чувствующего» дружка её Павла (прямо какая-то реинкарнация интеллигента-эмигранта первой волны) и Виктора, который здесь практически представляет собой образ класса-гегемона позднесоветского периода, медленно спивающегося, идущего на поводу у интеллигенции, охваченной «прогрессивными западными веяниями», но всё же сохранившего возможность мыслить категориями «доброго» и «злого». Именно это отличает Виктора от того же Владимира, который пропагандирует лозунг «цель оправдывает средства».

    В общем, на мой взгляд, в фильме очень точно воссоздана и представлена в миниатюре борьба советских идеалов и их носителей с новыми, капиталистическими. И концовка, несмотря на неоднозначность, в целом вызывает надежду на то, что не все молодые люди нового поколения в погоне за деньгами и властью забыли о простых человеческих ценностях.

    8 из 10

    20 марта 2011 | 19:26

    Фильм понравился, как и все творения Рязанова. Но… Не могу обойти один эпизод, который меня покоробил.

    Когда Володя предлагает Елене Сергеевне сделку — отдать ключ от сейфа в обмен на лечение ее больной мамы, выбор героини меня ошарашил. У самой, к сожалению, есть близкий тяжело больной человек, поэтому знаю, что значит надежда на помощь светила медицины. Я не верю этой ситуации, не верю в выбор героини. Ни один нормальный человек не выбрал бы сейф, оставив безнадежно больную мать мучиться дальше во имя каких-то книжных принципов и идеалов.

    В чем же тогда идеал героини? Получается, пустых лозунгах, а не в реальных действиях и в помощи близким, зависимым от нее людям? Это ханжество, увы. И такой человек не может научить молодежь ничему хорошему. Правильно сказал подлец Володя — это фарисейство. Легко осуждать других, не видя бревна в своем глазу.

    Поэтому Елена Сергеевна и не имеет авторитета среди учеников. Дети, они видят все — пустоту души и фальшь. А за лозунгами Елены Сергеевны нет реальной почвы — нет действия. О каком благородстве может идти речь, когда больную мать запросто меняют на ключи от сейфа? Ну и что, что пришлось бы совершить подлог. Сделка-то ни для кого не смертельна (хотя в свете выбора Елены Сергеевны для ее мамы, скорее всего, она оказалась роковой). Я понимаю, что режиссер говорит аллегориями, но сама ситуация высосана из пальца. Возможно, ему стоило поставить героиню перед менее парадоксальным выбором, и тогда этот момент в фильме был бы правдоподобным.

    И на фоне этого особенно странно выглядит жертвенность Елены Сергеевны ради Ляли в конце фильма. Мама, значит, побоку, а совершенно левую девчонку мы пожалели? Ладно, простим ей это, может быть, она была сломлена уже.

    А в остальном фильм, конечно, сильный. У всех персонажей оказалось двойное дно. Несгибаемый подонок Володя, отчаянно рвущийся в лидеры, спасовал перед проявлением чужой силы со стороны пьяного и хлипкого Вити. Влюбленный Паша как-то не очень убедительно отговаривал Володю от радикального шага в конце фильма. По-моему, любящий человек должен был сразу заехать по роже, вот и весь разговор. Кстати, в очередной раз убедилась, что таким «володям» легко можно противостоять — не поддаваясь на провокации и гаркнув на них, как следует. Сами они мало на что способны и годятся только в подстрекатели. Это у них называется лидерством.

    Ляля тоже в течение фильма вызвает смешанные чувства — от омерзения до глубокого сочувствия и понимания. Все это говорит о том, что Рязанову герои удались — они живые люди со всем набором положительных и отрицательных качеств.

    Вот только не люблю я в наших фильмах открытые концовки. Здесь, например, такой финал был не очень уместен. Что хотел показать режиссер? Что героиня, возможно, сломлена донельзя? Это и так было видно. А если она решилась на крайний шаг, то опять же ей мало чести — кто ж за мамой-то ухаживать будет? Чувство ответственности для нее пустой звук?

    Нет, идею я поняла, только мне не везде понравилось, как она реализована.

    Гениальность Рязанова, конечно, проявилась и в умении предвидеть будущее. Как же смешно звучат рассуждения этих «новых людей» с высоты лет. Особенно, когда смотришь на разваленный Союз и разоренную, задыхающуюся в «капитализме» сегодняшнюю Россию. Их идеология потерпела поражение, и Рязанов заранее это знал.

    Знал и, возможно, пытался предупредить?

    30 мая 2012 | 17:42

    Тяжелый в психологическом плане фильм, после просмотра оставляющий много вопросов и сомнений.

    Десятиклассники пришли в гости к своей учительнице Елене Сергеевне, чтобы поздравить ее с Днем рождения. Она так растрогалась и обрадовалась, что места себе не находила. Накрыла скромный стол, одела свое лучшее платье. Учительница и ученики разговорились. Однако в ходе беседы очень быстро выяснилось, что ребята пришли не из добрых побуждений, и цель их вполне конкретна.

    Владимир хочет стать лидером. Он поступает в МГИМО и, наверняка, мечтает достичь вершин в политической карьере.

    Павел — будущий филолог и признанный «гений» класса. Ему нужна серебряная медаль, чтобы поступить в гуманитарный университет.

    Ляля мечтает стать «настоящей» женщиной. В ее понимании это значит ездить на шикарных машинах, носить модный прикид и пользоваться дорогой косметикой.

    Наконец, Виктор. Его желания просты. Нужно не получить двойку по математике в аттестате.

    В ходе фильма выясняется, что для осуществления своих проектов герои готовы на многое: такое, на что не каждый человек решится. А Елена Сергеевна — ключ, открывающий двери в будущее, ключ, который можно взять только силой.

    8 из 10

    16 октября 2010 | 03:34

    Вот уже как час закрыл окно с проигрывателем, а финальная сцена до сих перед глазами. Перестройка — само по себе явление очень тяжелое и симптомное. И, естественно, не безболезненное. Помимо внешних симптомов (антиалкогольных кампаний, повышений цен на сахар, пустых полок продовольственных магазинов, сепаратных настроений) мы не замечаем внутренние. Пример такого внутреннего симптома представлен в лучшем творении Эльдара Рязанова. Яркий образец, отражающий еще одну самую минимальную сторону горбачевской перестройки, падения культурных, этических нравов, ценностей и убеждений.

    Действительно, вроде бы ничего не предвещает беды в этот майский солнечный день. Вроде бы пришли дети поздравить любимую учительницу математики Елену Сергеевну с цветами и шампанским. Но уже через минуту заставляешь себя усомниться в искренних намерениях выпускников (проход в квартиру без приглашения, вульгарная манера общения с человеком, старше в два раза). По телевизору как бы фоном идут новости, рассказывающие о нынешней ситуации в Союзе, который почти развален. Ужасает контраст, который мы наблюдаем в начале и в конце фильма. Нельзя было и предположить, что все закончится ВОТ ТАК. Но чем дальше в лес, тем больше вероятность, что не на шашлыки…

    Володя. Сначала кажется вполне миловидным молодым человеком, интеллигентным и вежливым, которому «ничего не нужно, и он здесь только ради друзей» Но как же правы психологи, считающие, что первое впечатление обманчиво. Как меняется этот человек по ходу пьесы, каким чеховским хамелеоном он является на самом деле! Гротескная пейоративная помесь Базарова и Дориана Грея. Непререкаемый авторитет с пугающим маниакально-спокойным знанием дела. Это страшный, подлый человек с холодным расчетом на будущее, который переступит через все ради достижения цели и даже не оглянется назад, даже не посчитает, правильно ли он сделал или нет. Человек, который «может пожертвовать всем». «Я вообще не знаю, есть ли та грань, которую вы не можете переступить». Эти слова Елены Сергеевны про него. Типичный представитель сегодняшнего олигарха и бизнесмена, находящегося у кормушки.

    Витя. Напротив, человек, производящий самое мерзкое и отвратное впечатление поначалу, оказывается самым справедливым и единственным протестующим против Володи в конце. Этакая совесть всей этой компании, если она у нее есть. Витек уже сейчас пошел, понимаешь, по стопам отца, явившегося «жертвой» антиалкогольной кампании. Его ждет то же будущее — пьяное и беспробудное, как бы не хотел этого его отец. И вечнопохмельное. Однако где-то слышал, что пьяные люди не могут быть злыми априори. Вот и Витя является таким персонажем, стадной шестеркой без собственного мнения, которую обычно брали на закуску, когда бежали из ГУЛАГов. Хотя концовка заставляет верить в то, что Витя не такой уж парниша на побегушках, а Володя не такой уж признанный авторитет. Хотя бы в Витином лице.

    Паша. Еще один герой без собственного мнения. По мне, не представляет собой вообще ничего после того, как поднял руку на женщину. Услышал где-то что-то про Достоевского, вот и будет гнать эту телегу до конца жизни. Типичный софист. Представить его сегодня не сложно. Скорей всего, это представитель интеллигенции, рабочий со средним достатком, затерявшийся и запутавшийся в зарослях капитализма.

    Ляля. Еще одна запутавшаяся жертва перестройки. Девочка, дожившая до восемнадцати лет и так и не определившаяся со своей будущей судьбой, готовая продать девственность подороже, «тому, кто больше заплатит, естественно». «Любящая своего человека не до той степени, чтобы предпочесть его более выгодному человеку». Возможно, она сама не понимает, что говорит в силу своей горячности и молодости. Однако чувство эмпатии ей все же не чуждо, но поведение ее я считаю крайне диким, принимая к сведению тот факт, что она девушка как никак. Не исключаю таковой вероятности, что подобный тип особ продает девственность подороже и по сегодня, где-нибудь на задворках Тверской или на Ленинградке. Только подороже поколению восьмидесятых продать уже не получится, так как ему уже просто напросто за сорок. И любители попользоваться услугами «жриц любви» вряд ли разделяют мнение главной героини «Москвы слезам не верит», которая считает, что в 40 жизнь только начинается…

    Елена Сергеевна. Наконец главный образ и представитель уходящей Советской России. Типичный консерватор, жертва капитализма и перестройки, столкнувшаяся с извечным тургеневским конфликтом. По началу рассеянная, слабая и физическим и моральным здоровьем женщина. Но какова сила внутри. Об этом свидетельствует момент, когда порядком уставшая учительница математики говорит: «Встать! Встать, когда разговариваете с учителем. И молчать.» Всему когда-то приходит конец. Даже терпению столь гуманной и человечной бедной Елены Сергеевны. И Володя повинуется ее просьбе. В сущности, они действительно никто. «Маленькие ничтожества, вообразившие себя людьми. Предающие, продающие друг друга ради собственной выгоды, способные унизить, растоптать, уничтожить любого, кто стоит на их пути.» Это ответ сильной женщины. Но несмотря на всю силу и непоколебимость этой хрупкой, выглядящей не по годам старо, женщины, «бывают такие случаи, когда разумней отступить».

    Но, друзья, нееет, это не тот случай. Она не отступила в эту жуткую ночь. Она просто не выдержала этого жестокого и ужасающего своим уродством и безрассудством капиталистического напора. Позже ей все равно придется уступить молодому, якобы, прогрессирующему поколению. Поколению офисного планктона, корпоративных крыс и операторов call-центра. А позади, как за дверцей туалета, только это плачущее и безысходное «они не взяли ключ… Они не взяли ключ, Елена Сергеевна».

    10 из 10

    16 января 2013 | 19:07

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    подробнее
    Записи в блогах
    11-12 апреля
    11.04.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 11-12 апреля
    Национализировать кино или не национализировать? (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЛюсиLucy43 899 340
    2.ГераклHercules29 800 263
    3.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes16 767 260
    4.Судная ночь 2The Purge: Anarchy10 482 760
    5.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue9 529 656
    25.07 — 27.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГераклHercules397 510 070
    2.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes116 825 157
    3.Домашнее видеоSex Tape92 500 000
    4.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In35 929 829
    5.Король сафариKhumba23 702 253
    24.07 — 27.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 697 303296 854
    Деньги711 833 817 руб.99 645 623
    Цена билета263,91 руб.8,88
    24.07 — 27.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    30.Американская история ХAmerican History X8.511
    31.Пролетая над гнездом кукушкиOne Flew Over the Cuckoo's Nest8.505
    32.МатрицаThe Matrix8.504
    33.ПробуждениеAwakenings8.496
    34.Остров проклятыхShutter Island8.495
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service93.23%
    22.Восхождение ЮпитерJupiter Ascending92.99%
    23.МакабрMortdecai92.98%
    24.Миссия: невыполнима 5Mission: Impossible 592.97%
    25.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron92.85%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy32
    СигналThe Signal2
    СаботажSabotage38
    Седьмой этажSéptimo2
    Хотел бы я быть здесьWish I Was Here20
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.493
    ГераклHercules6.311
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8.546
    Домашнее видеоSex Tape5.842
    Король сафариKhumba5.817
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    Кавказская пленница!21.08
    Если я останусьIf I Stay28.08
    премьеры