всё о любом фильме:

Дорогая Елена Сергеевна

год
страна
слоган-
режиссерЭльдар Рязанов
сценарийЭльдар Рязанов, Людмила Разумовская
директор фильмаЛеонид Верещагин
операторВадим Алисов
композиторГеннадий Александров
художникАлександр Борисов
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  15.9 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время94 мин. / 01:34
Приятно удивлена и обрадована была Елена Сергеевна, когда к ней неожиданно пришли гости — ее ученики. Она и представить себе не могла, какой драмой обернется для нее этот визит.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 4 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Так получилось, что я посмотрел этот фильм почти сразу после «Курьера» Карена Шахназарова. В обоих фильмах поднята тема идейной борьбы на фоне перестройки в стране. Борьба между консервативным, костным поколением идеалистов до мозга костей и прогрессивной, радикальной молодежью. Здесь, в отличие от Курьера, эта борьба приобретает открытый характер, итогом которой становится человеческая драма. Если в Курьере, герой только задумывается над переменами, над ценностями и принципами, по которым он живет, жаждет идейной борьбы, то в «Елене Сергеевне» эта борьба происходит и мы видим ломку устаревших принципов и ценностей жизни, наблюдаем открытую, жестокую, беспощадную борьбу. Я не собираюсь вдаваться в сравнение этих двух картин, но скажу лишь, что Курьер больше приближен к реальности, нежели Елена Сергеевна. В этом фильме (Елена Сергеевна) все несколько преувеличено. Преувеличено для того, чтобы показать надлом крупным планом.

    Вообще, я не ожидал увидеть в фильме то, что увидел. Это поражает прежде всего потому, что фильм советский. Конечно, такое вряд ли бывает в реальной жизни, но кино это не всегда правда на сто процентов. Здесь это совершенно не важно, поскольку в фильме поднимается огромное количество проблем, в том числе и этических.

    Во-первых, проблема взаимоотношения. Четверо друзей-выпускников, решают поздравить учительницу в ее день рождения. Мы можем пронаблюдать два типа взаимоотношения: между учителем и учениками, а также общение сверстников между собой. А кроме того, косвенно можно отметить характер взаимоотношений Елены Сергеевны с ее матерью, отношения ребят к их родителям. Итак, учитель-ученик. Общение и поведение молодых людей на улице и в подъезде, естественно меняется, когда они заходят в квартиру учителя. Однако, когда отношения между ними испорчены, вежливость, тактичность и уважение к старшему сразу пропадают. И в ход уже идет не только молодежный сленг, (непонятный Елене Сергеевне), но и оскорбления, выкрики, шантаж, угрозы и даже рукоприкладство. То же самое можно увидеть и в отношениях сверстников друг к другу. Оно меняется, как только ситуация выходит из под контроля и все планы рушатся.

    Проблема оценки человеческих качеств наверное главная в этом фильме. То как действуют герои фильма, вызывают определенные чувства, такие как жалость или злость. Почти каждый поступок молодых людей можно оценивать с двух сторон. С одной стороны они пришли поздравить учителя, а с другой получить выгоду для себя. Владимир предлагает Елене Сергеевне договориться о лечении матери, но преследует при этом корыстную цель. И вообще, именно поведение Владимира вызывает больше всего вопросов, ведь ему не нужна была оценка, он, с одной стороны, был заинтересован в помощи друзьям, а с другой, пошел на предательство и насилие только ради победы в этой «дипломатической игре» — для достижения цели он готов пойти на любые жертвы. Мы видим постоянную игру на контрастах. Виктор, который крадет фужеры из дома, (чтобы их подарить), перерезает провод телефона, обыскивает Елену Сергеевну и постоянно пьет, тем не менее оказывается в ее глазах самым добрым и порядочным. В конце, мы действительно видим, что он хороший человек, но слабохарактерный и делал все это по приказу лидера.

    Особняком стоит поступок Елены Сергеевны, когда она говорит где находится ключ и фактически принимает поражение в этой неравной борьбе. Этот поступок характеризует ее как женщину очень сильную, прежде всего морально сильную. Поскольку, отдав ключи она не только спасает девушку, но и ломает свои принципы. Ее идеальный мир разбивается о жестокую реальность и с этим уже ничего нельзя сделать… можно только уйти.

    И наконец смысло-человеческие проблемы. В фильме можно услышать такие вопросы как «кто вы такие?», «почему человек выбирает зло?» и так далее. В частности проблема добра и зла, видна здесь особенно четко. Фильм оставляет множество вопросов. Где граница между человеком и животным? Всегда ли цель оправдывает средства? Но главное, мне кажется в этом фильме то, что не важно — богато ты живешь или бедно, не важно в каком ты платье, не важно в каком вузе учишься, а важно лишь то — хороший ли ты человек.

    19 октября 2014 | 20:59

    В образовавшемся пробеле между просмотром премьер я решил дать оценку некоторым моральным аспектам этого фильма.

    Я не буду оценивать сам фильм, критиковать работу режиссёра в целом, актёрскую игру — это вполне хорошо сделано уже другими критиками, хотя я мало увидел как таковой критики по существу, в большинстве своём отзывы носят положительный характер. Что ж, я постараюсь в некотором роде развеять сложившийся у зрителя образ Елены Сергеевны, образ вызывающий сострадание, потому что у меня он вызвал не сострадание, а жалость.

    Итак, какие чувства хочет вызвать режиссёр на протяжении всего фильма, раскрывая нам этого персонажа? Нам известно, что она учительница, ей 40 лет, она живёт бедно и скромно с больной матерью, причём её мать на данный момент находится в больнице, судя по всему, в достаточно тяжёлом состоянии. Елена Сергеевна настоящий идеалист до мозга костей, принципиальна, видимо, потому, что кроме принципов она особо больше ничего и не имеет, и терять ей, кроме них нечего. С другой стороны её принципы — это основа её ценностей и мировоззрения, это то, во что она искренне верит и на чём держится её миропорядок. Она консервативна и держится за старые традиции. Старается видеть в людях лучшее, чем есть на самом деле, достаточно наивна и недальновидна.

    А теперь давайте дистанцируемся от сюжета фильма и от перенесённых после просмотра эмоций и попробуем оценить её поведение объективно. У меня лично наибольшее смущение вызвало то, что когда на чашу весов легли с одной стороны — здоровье и будущее её матери и — её нерушимые принципы — с другой, она, не задумываясь ни на секунду, сделала выбор в пользу своих принципов. А теперь поставьте себя на её место. По её словам, она несёт эту ношу (забота о больной матери) уже не один год, тут явно от государства никакой помощи не дождаться. Ну, какой человек, когда речь заходит о благополучии самых близких и дорогих для него людей, будет вообще сомневаться в таком случае, что выбрать? Схватиться ли он за первую попавшуюся возможность, чтобы использовать шанс, или же будет бросаться гордыми, но бессмысленными «фразеологизмами»? В таком случае получается, что она готова пренебречь здоровьем и даже жизнью самого близкого для себя человека ради своих идеалов? Что и говорить, я сам склонен к идеалистическому восприятию мира, стремлюсь к идеалу, но такой подход принять не могу.

    Это трудный вопрос: следовало бы ей принять предложение одного из героев по лечению или же она поступила правильно, отказавшись от него? Если бы приняла — то проявила бы слабость, пошла бы на поводу у своих инстинктов и эмоций — в данном случае — любви по отношению к матери. Но с другой стороны, люди слабы и наших слабостей мы не должны стесняться, ведь они есть в том числе и ТО, что составляет нашу человеческую сущность и отказавшись от них — мы откажемся и от самих себя. Я не хочу, чтобы мои слова в данном случае воспринимали и как защиту для алкоголиков, и наркоманов, и воров и т. д. — мол, они тоже слабы в своих потребностях. Но это разные вещи. Здесь на кону жизнь самого близкого человека, а те, кто сталкивался с подобным горем в жизни, знают, что в таких ситуациях, отдашь всё на свете, чтобы получить хотя бы шанс на надежду… Елена Сергеевна однако не готовы была поскупиться своими принципами, так может поэтому не так уж и не прав был один из героев, сказав, что она не женщина, а тетрадь в клеточку? Её можно было бы понять, если бы она отказывалась от такого предложения только лишь в ущерб себе, но в ущерб человеку, который зависит по сути только от неё?

    Мои доводы можно оспорить, привести аргументы о том, что в конце она «спасает» Лялю, но здесь я не уверен, что она сделала это именно с целью спасения девушки, а не в силу психологического перенапряжения. Хотя, возможно, душа, которая у неё всё-таки есть, в последний момент-таки не выдержала и закричала…

    Сложный фильм, мне его очень трудно оценивать, поэтому лучше я вовсе воздержусь от оценки, представив на суд читателя лишь то, что вызвало во мне наибольшее впечатление после просмотра.

    26 ноября 2011 | 01:15

    Режиссер ленты — Эльдар Рязанов снял психологическую драму, показав себя не только замечательным комедийным режиссером, но и реалистом, трезво размышляющим с обеих сторон на темы отцов и дети, поколений и возможностей, идеалов и ценностей.

    После просмотра картины остается довольно неприятное, неловкое чувство. Словно ты по обе стороны баррикад: с одной стороны понимаешь это поколение 80х, которые пытаются слепить из себя «что то», сделать «кого то», выбирая отнюдь не самые честные способы. А с другой стороны, это поколение 60х, борющееся (а потом уже и просто приспособившееся) за лучшую долю путем сохранения внутренней чистоты, морали и человеческих принципов. Безумно жаль Елену Сергеевну, достойную представительницу 60х, этих самых за мораль, этакий устойчивый образ училки — и зарплата скромная, и в квартире без излишеств, сплошной вальс да Шагал.

    Кто же виноват, висит с половины фильма немой вопрос?!

    Режиссер ленты серьезно поставил столь острый, своевременный наверняка на все поколения вопрос, в воду глядел. НЕМОЙ ТАКОЙ ВОПРОС.

    Владимир. За какие принципы борется он? Однако, удивительно, продержавшись столько, самый непробиваемый из всех на уговоры Елены, решается на отвратительную мерзость. И что же.. Вот он, представитель поколения наших родителей.

    Виктор. Тут все понятно. За бутылку что угодно, шестерка. И таки даже у него что то зашевелилось, затеплился маячок совести.

    Ляля. Тусовщица бесшабашная, девушка, желающая выменять свою девственность подороже, любовь за деньги и бла-бла. Один монолог чего стоит, сколько прыти! Однако, жаль её.

    Павел. Лялькин друг. Поддался стадному инстинкту. Что тут ещё скажешь.

    «Ничтожные мерзости, пытающиеся сделать из себя людей. Жаль мне вас. Я вас презираю».

    Вообщем, картина достойна просмотра для любого поколения.

    «Важно оставаться человеком». У них не вышло.

    20 января 2010 | 21:03

    «Дорогая Елена Сергеевна» — это тот фильм, после которого на душе остаётся неприятный осадок. Он заставляет думать, ставить себя на место главных героев.

    Я очень удивилась, когда узнала, что фильм 1988 года. Многое сравниваешь с современной жизнью, с нынешним поколением и думаешь : «молодёжь не изменилась». Сколько бы не говорили, что сейчас другие времена, но ведь новое — это хорошо забытое старое! Нельзя не сравнить этот замечательный фильм с нынешним «Розыгрышем» и конечно же с эстонским «Классом». На мой взгляд, все эти три фильма совершенно разные, просто объединённые одной идеей, но «Дорогая Елена Сергеевна» показан в более облегчённой форме. Здесь упор больше на психику, на разговор, на речь, а не на действия.

    Володя — он чёткий лидер, не скрывает этого, делает всё «на показ» и гордится успехами. Не терпит не подчинения. Виктор — парёнек из неблагополучной семьи, но с умением мечтать и здраво размышлять. Имеет много талантов, но не имеет их применения, в обществе не состоялся. Ляля — в девочке ведётся борьба и противостояние между добром и злом, пониманием и местом в компании. Паша — единственный человек, имеющий своё мнение. Ему очень трудно идти наперекор толпе, но позывы к самостоятельности, в принятии решений, в нём всё же есть.

    В этом фильме каждый найдёт себя. Конец просто изумительный. То, чего так долго добивались выпускники, им было уже не нужно. Они осознали всё, что было сделано. И всё ради чего… Некоторые за всю жизнь не натерпятся всего, что произошло за сутки в жизни. «Бог дал, Бог взял». Прежде чем совершить какой — либо поступок, подумайте, чего вам это будет стоить и кто вы будите после этого!

    9 из 10

    19 апреля 2009 | 17:43

    Ох! Не знаю, как вас, а меня частенько передергивает, когда сталкиваюсь с нескромным публицистическим пафосом и неприкрытой злободневностью в искусстве. Как правило, художник-публицист (в меру жестокости, гнева или цинизма) тычет нас, как слепых котят, в факты незаконные и неразумные, в страшную реальность. Загоняет в нее то проповедью, то криком, а то и пинками да тумаками (Салтыков-Щедрин любил так открывать глаза). Больно, неуютно, неприглядно. И срочно хочется вырваться в ласковое небо чистого искусства, имеющего целью не воспроизведение уродливого сегодня, а художественное воплощение нетленных идей и красоты вечной…

    Елена Сергеевна — учительница математики. Это удивительный момент. Почему не литра и русский язык? В ней столько наивности и восторга, трепетности и детскости, что кажется, она всю жизнь читала только стихи. В ее бедной квартирке на самых видных местах — томики Пушкина и Высоцкого, пластинки с Окуджавой и старинными вальсами. Идеалистка, верящая людям с первой секунды, представляющая проблемы социальной гармонии, отношений отцов и детей, культуры и прогресса, эгоизма и альтруизма позитивно (т. е. разрешаемыми) и преподносящая их оглохшему от ритмов перемен поколению в виде пропахших книжками истин и восторженных речей.

    Еще один удивительный момент. Уроки жизни и нравственности в этом кино она дает не в школе, а в собственной квартире, будучи запертой в ней (как пленница) собственными учениками, пришедшими за, странно прозвучит, пришедшими к ней за своим светлым будущим! Нет, не за тем, что обещали дедушки Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев и Горбачев (да, он тоже, помните рай отдельных квартир?). Не за этим. Им нужны банальные 4 и 5 за выпускной экзамен, чтобы не портить аттестат перед поступлением в вуз. Понять это несложно: хотят диплом, не хотят в армию. Сложно понять другое: почему они решили действовать напрямую, не поднапрягли родителей для разговора с администрацией (директором, завучем)… И еще сложнее понять, зачем вместе с теми, кому оценки нужны, приходит золотой мальчик Володя, весь с головы до пят в голде и фирме. Впрочем, по ходу истории даже самому наивному зрителю станет ясно: он очередной экспериментатор аля Родион Романович, проверяющий всех, и себя в том числе, на «тваредрожащесть», только вместо процентщицы — математичка (или как они ее называют, «тетрадь в клеточку»).

    Поколения вступают в поединок (так заповедано, так было во все времена, так сказано в «Думе» и написано в «Отцах и детях»). Только выглядит он, поединок этот, не как тургеневская дуэль или лермонтовский непредвзятый, честный суд с призвуками самосуда, но как расправа. Сильного над слабым. Меркантильная, сугубо утилитарная цель ее (обеспеченная жизнь), сдабривается, видимо, для подчищения совести, списком претензий «промотавшимся отцам», столь же дидактическим и пафосным (пусть это и пафос злости, обиды, а не праведности), что и выспренние речи училки о смысле жизни и воспитания.

    Рязанов не Тургенев, он не толерантен ни капельки. Да и время тут такое, что не до толерантности всем было, понятно. Он не может подняться вверх и взглянуть на ситуацию не примыкая ни к одной из сторон конфликта. Он в лагере отцов, это очевидно. Но ему хватает мужества показать изъяны тех, кто многое прожил, но мало понял и заработал. И ЗАСЛУЖИЛ (чем же вот только, а?) такую смену, такую поросль, воистину «младую, незнакомую».

    Революция тире перестройка мозгов и целеполаганий молодого поколения выглядит как низложение, линчевание старых адамантовых понятий — нравственности, культуры, чести, альтруизма, гуманности, порядочности. От слов, что перечислила сейчас, запах нафталинный или лекарственный, как из шкафчика Елены Сергеевны, из которого она вынимает спасительный пузырек в финале фильма, но, как думается, напрасно. Удар новой силы ей (и таким, как она) не пережить. Это наивный, чистый, мечтательный, теплый, самоотверженный человек ПРОШЛОГО, который … Вернется разве?

    Если сегодня (прошло же так много лет) очистить фильм от публицистической шелухи, убрать, или хоть снизить чуток нотки перестроечного апокалипсиса (они есть и в срывающихся от гнева юных голосах, и в тонком, на взводе, на последнем пределе голосе учительницы), то окажется, что это кино, как и тургеневский роман, — о в е ч н о м. А именно. Прагматики ВСЕГДА сменяют романтиков, и наоборот — мечтатели и идеалисты ВСЕГДА приходят на смену утилитарным умам, способным извлекать пользу даже из прекрасного (запомнилась реплика, которую произносит кто-то из взбунтовавшихся детей: «Высоцкий 15 рублей на черном рынке»).

    Паша, Витек, Ляля и Володя, как бы сказали в советские времена, — «передовые представители молодого поколения», по мановению волшебной палочки режиссера Рязанова взявшие на себя обязанность быть провозвестниками новых «истин» и «ценностей» (от слова цена). Для них действительность (а они ее знают, видят и слышат, ОТРАЖАЮТ в разы лучше, чем их учительница) значительнее мечтаний. В них нет даже одного процента идеализма. Их танец — брейк (хоть и танцуется под вальс), в нем система, расчет, техничность, прохлада и «душа» робота. Елена Сергеевна борется за идеалы, а они за то, чтобы хорошо жить-функционировать…

    Однако Рязанов не был бы Рязановым (сказочником! Рязановым), если бы накормил своего зрителя безнадегой и поставил на этом пощечину-точку, приговорив и отцов, и детей к НЕжизни или, как выражается Витек, к «одной вонючей свалке».

    Учительнице все же удается преподать главный урок своей жизни. И этот урок — не слова, а дело. Она НЕ может сотворить подлость. И она точно ЗНАЕТ, что это такое, не делает и знает! А они не знают. И делают.

    Вот, на память, душераздирающий диалог фильма:

    Дети вопрошают: что вы сделали, искренние люди 60-х?

    Учитель ответствует: Многие остались просто людьми. Добрыми. Порядочными. Честными…. А вы не люди. У вас душа не болит.

    Ага? Но радость и беда в том, что все люди. И она, и они. И совесть есть у всех. Та самая, которую древние очень верно назвали «тысячью свидетелей», ее ни одно время из человека выскоблить не сможет. Правда, есть времена, когда эта самая совесть, как и охраняемые ею идеалы, катастрофически неприменима к жизни. Потому что с нею не выжить… Но знаете, что больше всего испугало в фильме? Человек, пытающийся выжить в мире, который ему уже не принадлежит.

    12 марта 2013 | 13:56

    Неоднозначный фильм. Глубокий. Актуальный.

    Ситуация, подобная той, на которой строится фильм — могла произойти в любой школе: везде были такие принципиальные учительницы, троечники, хорошисты, потенциальные мажоры и девочки, читающие «Лолиту».

    Героини Марины Неёловой сыграна настолько достоверно, правдиво, поразительно точно: это будто собирательный портрет одухотворенных, интеллигентных и немного наивных учительниц, которых в то время можно было найти в любой школе. Они до мозга костей верят в то, что сеют доброе, вечное, взывают к человечности и совести (пусть даже немного картинно), питают себя книжными идеалами.

    Но у детей перестроечного периода появляется иная логика, железная. И если поначалу немного сочувствуешь загнанной в угол учительнице, то в середине фильма возникает здравый вопрос: почему бы ей не согласиться на вариант, который предлагает герой Андрея Тихомирнова? И вот здесь — «где тонко, там и рвется»: порядочность учительницы, ее стремление поступать честно, все ее идеалы, книжные цитаты и абстрактные размышления о жизни кладутся на одну чашу весов со здоровьем, жизнью ее больной матери. В том, чтобы отдать этот нужный ученикам ключ — она видит трагедию. Будто ей предлагают совершить как минимум убийство. Женщине дороже «поступить по совести», чем облегчить страдания матери.

    Любопытны моменты, когда школьники вступают в идеологический спор с Еленой Сергеевной, доказывая ей, что ее идеалы — не проходят испытания временем… Паша (Дмитрий Марьянов) честно рассказывает ей о своей жизни и перспективах, задает ей вопрос — мол, и что вы, поколение 60-х, сделали? Мы же ваши дети, а не пасынки, и не открещивайтесь от нас, мол, вы нас сотворили такими… А учительница вместо честного ответа (заданного поколением поколению!) начала просто съезжать с темы, давить на уважение к учителю, свой авторитет. Толкового ответа на свои вопросы ни Витя, ни Паша так и не услышали. Она не смогла им объяснить, что страшного и непростительного в их действиях.

    Под утро, думаю, они все поняли сами. Мне кажется, они ушли с мыслью о том, что зря теряли время и уговаривали эту принципиальную даму. Зато каждый увидел себя и друг друга в непростой ситуации. Ляля уж точно поняла, кто есть кто и чем готов пожертвовать.

    Эта четверка учеников — далеко не самые худшие представители молодежи тех лет. Думаю, многие современные учителя просто ностальгируют по вот таким школьникам…

    Образ Елены Сергеевны — напоминает о том, что как раз вот такие учительницы, «пробуждая всё светлое и вечное», закрывали глаза на то, что творились тогда вокруг. Такие одухотворенные учителя, рассудавшие о свободе, чести и совести на уроках, замалчивали школьные драки, преступления, вымогательство, кровавые разборки в своих школах. Они молчаливым согласием поддерживали ложь, ханжество, двойную мораль, ощущение неравенства среди учеников… Я хорошо помню таких учительниц по школе конца 80-х.

    Неожиданно драматичный для Рязанова фильм.

    Отлично поставлена сцена разгрома квартиры и танцевальная сцена. Люблю этот фильм из-за образа четверки учеников, отлично поставленных диалогов, глубокого контекста…

    10 из 10

    7 июня 2012 | 04:00

    Елена Сергеевна была растрогана до слез… Она, одинокая учительница, всю жизнь прожившая с матерью, которая сейчас в больнице, сама забыла о своем Дне Рожденье, а десятиклассники не забыли и основательно подготовились, взяв с собой правильные варианты экзаменационный работ. Им был нужен только ключ от сейфа в учительской.

    Фильм «Дорогая Елена Сергеевна» был снят в 1988 году по пьесе Людмилы Разумовской. Это качественное, продуманное до деталей кино, в нем нет ни одной лишний фразы, отличная операторская и режиссерская работа. Актеры ярко, натурально, живо исполнили своих героев, но особенно хочется отметить Марину Неёлову в роли Елены Сергеевны, она играла душой, движениями и интонациями, взглядами и мимикой …. Те десятиклассники уже сами возраста учительницы, а фильм все еще остается интересным и актуальным, и удивительно, что уже тогда говорили о низких учительских зарплатах, о конце света, о новом, динамичном времени…

    Спивающемуся Вите(Федор Дунаевский), укравшему подарок у родителей, необходима тройка для поступления в лесотехнический, в котором нет конкурса.

    Ляля(Наталья Щукина), мечтая о красивой обеспеченной жизни, продумывает и рассчитывает каждый свой шаг. Она не хочет повторять судьбу своей матери, жалуется, что та считает её ребёнком, и спокойно говорит, что мать уменьшает свои траты и устраивается на вторую работу, когда её дочери что-нибудь нужно.

    Паше (Дмитрий Марьянов), сыну простых родителей, нужна пятерка, чтобы получить серебряную медаль и поступить на филологический факультет. Он не хочет уступать своего место в жизни «всяким голденам и мажорам», но не замечает, что один из них управляет им.

    Володе (Андрей Тихомирнов) не нужен ключ как таковой, ему не нужна оценка, он здесь потому, что хочет сделать что-то самому, чтобы стать настоящем лидером.

    Паша и Ляля называют шестеркой Витю, но на самом деле они тоже подчиняются Володе. Пашу мучает совесть, Ляля периодически порывается уйти, Витя, выполняя самую черную работу, извиняется перед Еленой Сергеевной, но все они, слушаясь уговоров Володи, продолжают делать то, что делают, и при этом думая, что все легко исправить: «Елена Сергеевна, да не волнуйтесь Вы, пожалуйста, мы Вам завтра все вымоем и на место поставим.»

    В фильме поднимается вопрос почему они так поступают, как стали такими. Очень важные слова говорит Паша «Почему я должен в школе изображать комсомольского деятеля, чтобы получить хорошую характеристику, а сейчас выплясывать перед Вами в качестве поддонка, чтобы выбить себе серебряную медаль? С детских лет мы учимся у вас лицемерить, врать. Мы ваши дети, кровные дети, не пасынки!»

    Володя назвал Елену Сергеевну машиной, извергающей лозунги, не понимая, что какими бы ни были другие учителя, она искренна в своих речах, иначе давно отдала бы им ключ.

    Это не просто проблема отцов и детей, не только конфликт старого и нового, это столкновение принципиально разных взглядов на жизнь. Ляля говорит, что поколение Елены Сергеевны боролось, чтобы выжить, а они будут бороться, чтобы хорошо жить. Но получается наоборот: десятиклассники выглядят приспособленцами, прогибающимися под новые условия жизни, подстраивающимися под них, а Елена Сергеевна, хотя, казалось бы подростки не собираются перегибать дорогу талантливым математикам, не смотря ни на что, остается верна себе и своим идеалам.

    Она искренне расстроилась за них, пообещала сделать все от неё зависящее при проверке работ, простодушно обрадовалась, думая, что Володя за просто так готов помочь её маме. Она пыталась донести до них, что самое главное во всем оставаться людьми, старалась быть вежливой, не смотря на то, что десятиклассники смеялись ей в лицо. Но в конце концов с болью для себя признает: «Неужели вы действительно думаете, что вы способны загнать меня в угол?А кто вы такие? Маленькие ничтожества, вообразившие себя людьми, предающие друг друга, ради собственной выгоды способные унизить, растоптать, уничтожить любого, кто встанет на вашем пути».

    «Дорогая Елена Сергеевна» — будет оставаться классикой до тех пор, пока будут люди, которые захотят отнять ключ силой, но никогда не возьмут его, потому что те, кому ключ принадлежит по праву, всегда сильнее.

    9 из 10

    P.S. «Чтобы вы оставались людьми»

    5 августа 2012 | 19:23

    Четверо учеников — выпускников пришли поздравить с днем рождения учительницу математики. Какой неожиданный и приятный сюрприз! И вот она радостно суетится, пытаясь как — то накрыть стол тем, что найдется в холодильнике. Пока её ученики осматривают квартиру, отпуская насмешливые комментарии о бедной, старой, убогой в общем — то обстановке… Поколение, встречающее по одёжке, оценивающее и провожающее по ней же. Они привыкли добиваться всего, чего хотят. Любой ценой. А если кто — то с этой целью не согласен? Да куда он денется?!. Эта фраза часто звучит из уст Володи. Для них все имеет определённую и твердую цену. Томик Высоцкого — 15 рублей на черном рынке — для них это просто модная деталь интерьера. У них дома такой же. Пока гости перебрасываются репликами, в комнате безостановочно говорит старенький телевизор. Новости, новости, новости… Из приемника слышится: « В Волынской области пронёсся мощный смерч. В этот день, казалось, ничего не предвещало беды…»

    Да, не предвещало. Елена Сергеевна и не предполагала, чем обернется для неё этот день рождения. Как быстро погаснет радостный блеск в её глазах и помертвеет лицо, когда она поймёт, зачем на самом деле пришли ученики. А за окном тревожно завыла сирена проезжающей машины. Как бы говоря: «Вот сейчас все и начнётся». В фильме много таких моментов — как бы совпадений, подчеркивающих видеоряд, наполняя его смыслом, придавая объемность и значимость тому, что происходит на экране.

    Переломные 90-е, когда рушились старая идеология, переписывалась и переоценивалась история, низвергались одни и поднимались другие. Одна система ценностей стремительно заменялась на другую. Рыночные отношения — новая социальная идея, которая одним махом спасет всех и настанет рай: модный прикид, отдельные квартиры и мерседесы всем и каждому. Рынок — это когда все продается и все покупается. Всё, абсолютно все. Все можно купить, все можно достать, обо всем договориться, как деловые, практичные люди. Эти мальчики и девочки с детства усвоили это, видя, как все достается по блату или устраивается по знакомству и звонку. Поэтому им откровенно смешны лозунги — проповеди Елены Сергеевны, которые так похожи на газетные передовицы или выступление на партсобрании, хоть конспектируй за ней эти тезисы. Которые они и так столько раз слышали в своей жизни, что давно перестали в них верить. А видя, насколько это далеко от окружающей их действительности, кроме сарказма и откровенного смеха ничего не вызывает.

    Но это у них. А Елена Сергеевна на самом деле верит в то, что говорит. Что настоящее счастье в труде на благо всего человечества. Что её больную мать и так положат в клинику к светилу медицины, если это ей будет необходимо. Что нельзя ради личной выгоды торговать собой и своей совестью. Что нельзя совершать подлости и что оставаться просто честным и порядочным человеком — это очень важно. Потому что она всегда так жила. И в этом её сила, в ней, казавшейся такой слабой, смешной и даже раздражающе — наивной в своей вот этой «правильности». Потому что эти принципы и в самом деле были незыблемым правилом для неё, её тем самым внутренним стержнем. Гранитом, о который разбилась наглая самоуверенность молодого поколения, девизом которой стало : «Моя цель оправдывает любые средства, ибо она моя, а значит превыше всего!». Ведь их оружие: цинизм, нигилизм, демагогия и полное отсутствие каких-то морально — нравственных норм и понятий. Они тоже говорят лозунгами, но цитируют уже другие, современные им газеты и митинговых шоуменов того периода разгула гласности и демократии.

    - « Вы много лет не слушали нас, а теперь мы не будем слушать вас! Мы вам не верим! Вы лгали нам всю жизнь! Это вы нас этому научили!».

    Но если за её, пусть наивными словами, стоит прожитая по этим правилам жизнь, за их словами не стоит ничего, кроме злобы, зависти и обычной истерики. И, кроме того, она, как педагог, прекрасно знает, что невозможно научить человека тому, чему он не хочет научиться. Она сама говорила, что мещанская, торгашеская идеология была всегда. Но она выбрала для себя другую — быть порядочным человеком. Им она и стала. И в других она в первую очередь ценила порядочность, человечность. Витек — единственный из их четверки, в ком она видела эту самую человечность и доброту. Единственный небезнадежный человек из этой стаи самоуверенных негодяев.

    Эта ночь показала. кто есть кто на самом деле. Такая смешная, наивная и беззащитная вначале Елена Сергеевна оказалась очень сильной. Неудачник и пьяница Витек — самым честным и добрым из них. Вожак Володя, с уже рассчитанным наперед будущим, где у него все схвачено и за все заплачено — законченным поддонком и негодяем. Независимый и влюбленный в Ляльку Паша — завистливым трусом, предателем и подлецом. Лялька, такая чистая девочка, на самом деле хорошо знает как подороже и повыгоднее себя продать. И жить красивой и беззаботной жизнью, а не горбатится за гроши, как её мать. Они хотят быть хозяевами нового времени, новой страны. У каждого из пришедших учеников есть своя цель. И свои средства для её достижения. Свои границы приемлемости. Хотя трудно сказать, что для них вообще является неприемлемым. Они всему знают цену… И дай Бог, чтобы та страшная цена, которой заплачено за этот полученный от учителя урок, хоть что то изменила в них. Иначе нам просто больше не на что надеяться.

    17 марта 2011 | 01:14

    Спасибо, что сегодня я нечаянно попала на этот фильм по каналу Культура. Спасибо, что во мне воспитали эти вечные ценности Елены Сергеевны. Спасибо, что среди многочисленных красноречивых, интресных и сопереживающих рецензий(каждую рецензию прочитала с огромнейшим удовольствием, кроме двух) — нашлись те самые 2 рецензии, авторами которых являются те самые «ученики». Именно их злобные рецензии, переполненные умными словами, фразеологическими оборотами, скудное, кусочное знание таких классиков как Достоевский «Преступление и Наказание»,лишний раз доказывает, есть у нас — россиян порох в пороховицах, так как именно этим рецензиям поставлено большинство отрицательных оценок.

    Спасибо этому фильму, что сегодня я посмотрела не очередное голивудское стандартное «творение», а настоящий Фильм — фильм, который я покажу своему сыну, когда он пойдет в 1 класс и буду рада, если он заплачет и будет переживать за Дорогую Елену Сергеевну.

    Елена Сергеевна, дорогая Елена Сергеевна — Вы прекрасный представитель «стариков», тех самых из «в бой идут одни старики…», Вы наперекор всему верите, что в каждом из этих четырех испуганных, ценничных щенках все таки есть что-то хорошее, напрашивается цитата из другого фильма «Летать не умеют. Стрелять тоже… пока не умеют… Но, орлы!»

    Я — поколение 90х, поколение Pepsi, но мне противно и страшно было смотреть на бесновавшихся подростков, на подонка Володю, на стадного Пашу. Пашенька, не того лидера ты выбрал — «Стадо баранов во главе со львом сильнее стада львов во главе с бараном» — Наполеон.

    Несмотря, что фильм снят в 1988 году — он раскрывает всю мерзость нашего современного общества. А молодеж я и говорить не хочу.

    Я каждый день готова говорить спасибо своей маме за то, что она вырастила меня на прекрасных советских фильмах, на творениях бессмертных авторов.

    «Через года, через века, помните …» — удивительные строки Роберта Рождественского о войне. Мороз по коже и комок в горле.

    А «Варварство» М. Джалиля? Кого это вечное стихотворение оставит равнодушным? Такие как Володя, считающие себя лидерами, вот они будут с равнодушием его читать и то только, если их это заставят сделать.

    Поколение 60-х смотрит «В бой идут одни старики», «17 мгновений весны» и «Офицеры». Поколение Pepsi знает другую войну: ту, которая в «9 роте», когда воюют не за, а против, когда бросают своих, когда предают и убивают: наши — наших. Они(60-сятники), бывшие пионеры и комсомольцы, многие из которых ставшие в одночасье бизнесменами, еще помнят те времена, когда один был за всех, а все — за одного.

    А кризис 2009 — «старики», начавшие свой бизнес на изломе 90-х, черпали свои знания из фильмов, воспоминаний своих дедов и родителей, рассказов ветеранов. А за ними — те молодые, которые только начинают. Более циничнее, равнодушнее, умнее, чем были они, — только без школы выживания поколения 60х.

    И наконец, хочу сказать спасибо Э. Рязанову — гениальнейшему Человеку. Спасибо, Вам, Уважаемый Эльдар Александрович, за то, что вы есть у нашей страны. Спасибо за Ваши работы. Спасибо!

    Поколение 90-х, «не стреляйте в мастеров…»

    У вас почти нет хороших фильмов, Pepsiкольники…

    Зато есть они — «Елены Сергеевны».

    Сегодня, как и в 1988, как и в 1940 — в бой идут «старики».

    11 июня 2011 | 03:28

    Профессию учителя можно назвать одной из самых сложных, и по своей сложности и ответственности она может сравниться, пожалуй, с профессией врача. Чтобы быть хорошим учителем, не достаточно быть умным и образованным человеком, необходимо уметь донести истину до юных умов так, чтобы они поняли и прислушались, нужно уметь завоевать авторитет.

    В данном фильме мы видим учительницу математики — женщину сорока лет, которая живет со своей мамой. В день ее рождения к ней приходят ее ученики, на первый взгляд, чтобы поздравить, а как обнаруживается впоследствии, из-за корыстных побуждений.

    Елена Сергеевна — человек с высокими моральными принципами, для нее духовные ценности во много раз важнее материальных, и свои взгляды на жизнь она готова упорно отстаивать, она пытается донести свою истину до учеников и верит, что в каждом из них есть что-то хорошее, доброе, светлое.

    Но ее ученики — циничные и жестокие люди, которые готовы пойти на все, чтобы добиться своей ничтожной, если разобраться, цели.

    На протяжении всего фильма мы видим конфликт двух поколений: меджу человеком, чьи юность и молодость прошли во 60-е годы, время расцвета СССР, когда все были воодушевлены достижениями страны советов в космонавтике, возрождения после войны, время, когда у всех были надежды на лучшую жизнь, на счастье (которые, к слову, оправдывались вплоть до эпохи перестройки), и представителями молодежи конца 80-х годов — времени, когда у всех появилась мнимая свобода, которой многие не могли найти достойное применение, когда у многих людей начали проявляться дурные качества, не найдя сопротивления со стороны общества.

    Этот фильм — своеобразный символ конца 80-х годов, когда на смену эпохе чистых и бескорыстных отношений, высоких моральных принципов пришла эпоха цинизма и рыночных отношений не только в экономике, но и в жизни.

    8 из 10

    21 июня 2012 | 09:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    подробнее
    Записи в блогах
    11-12 апреля
    10.04.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 11-12 апреля
    Национализировать кино или не национализировать? (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Идеальный голос 2Pitch Perfect 269 216 890
    2.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road45 428 128
    3.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron38 859 900
    4.Красотки в бегахHot Pursuit5 722 488
    5.Форсаж 7Furious Seven3 648 980
    15.05 — 17.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road276 554 999
    2.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron40 328 317
    3.Одной левой35 313 855
    4.А зори здесь тихие...14 113 092
    5.Мисс ПереполохShe's Funny That Way10 580 193
    14.05 — 17.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 564 656187 649
    Деньги429 331 800 руб.79 708 042
    Цена билета274,39 руб.20,49
    14.05 — 17.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    60.НокдаунCinderella Man8.414
    61.Шоу ТруманаThe Truman Show8.412
    62.ИграThe Game8.403
    63.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство8.403
    64.Храброе сердцеBraveheart8.390
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.МарсианинThe Martian97.77%
    2.ВозвращенецThe Revenant97.12%
    3.Отряд самоубийцSuicide Squad96.45%
    4.Боги ЕгиптаGods of Egypt96.34%
    5.МакбетMacbeth96.31%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Дорога на Берлин8
    Земля будущегоTomorrowland18
    Особо опаснаBarely Lethal4
    Отзвук1
    Второй шансDanny Collins7
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road8.554
    Земля будущегоTomorrowland6.501
    Однажды
    Век АдалинThe Age of Adaline7.567
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron7.679
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas28.05
    Вне времениThe Lovers28.05
    Астрал 3Insidious: Chapter 304.06
    Мир Юрского периодаJurassic World11.06
    МордекайMortdecai18.06
    премьеры