всё о любом фильме:

Простая история

The Straight Story
год
страна
слоган-
режиссерДэвид Линч
сценарийДжон Роуч, Мэри Суини
продюсерНил Эдельштейн, Мэри Суини, Пьер Эдельман, ...
операторФредди Фрэнсис
композиторАнджело Бадаламенти
художникДжек Фиск, Патриция Норрис, Барбара Хаберехт
монтажМэри Суини
жанр драма, биография, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  1.19 млн,    Франция  606 тыс.,    Германия  405.9 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время112 мин. / 01:52
Номинации:
Семидесятитрехлетний Элвин Стрэйт, доживающий последние годы вместе с полоумной дочкой в тихом провинциальном городке, отправляется в путь, чтобы повидаться со своим старшим братом Лайлом, пережившим сердечный приступ. Элвин покупает подержанную газонокосилку (у него нет прав на вождение автомобиля) и отправляется в путь через два штата. Его ждут случайные придорожные знакомства, помощь добрых людей и, наконец, встреча с братом.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
85 + 4 = 89
8.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Линч, с самого начала работы над сценарием знавший о проекте, им не был заинтересован, однако после прочтения окончательного сценария согласился снимать по нему фильм.
    • Для Ричарда Фарнсуорта, сыгравшего в фильме заглавную роль, он стал последним.
    • На DVD-диске «Простой истории» первой зоны нет никаких дополнений и даже функции выбора сцен — это было сделано по специальной просьбе режиссера картины Дэвида Линча.
    • Реальный Элвин Стрэйт, ставший прототипом героя фильма, жил в 1920-1996 годах, совершив своё путешествие за три года до смерти.
    • Съёмки сцен фильма продолжались в строгой сюжетной последовательности.
    • Это первый из фильмов Дэвида Линча, в эпизодах которого он снимает своих родителей.
    • По некоторым данным, заглавная роль в фильме предлагалась Джону Хёрту и Грегори Пеку.
    • еще 4 факта
    Трейлер 02:11

    файл добавилDanceWithMe

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Проще простого сразу же заявить, что эта работа культового американского режиссёра Дэвида Линча не имеет никакого отношения к его авангардно-сюрреалистическим, мрачно-эстетским фильмам, благодаря которым он и славен со второй половины 70-х годов — начиная с весьма странного игрового дебюта «Голова-ластик». А данная лента, в которой якобы можно выискать двойной смысл только лишь в обыгрывании фамилии главного героя, присутствующей и в названии, видится явно в стороне от того «шоссе в никуда», куда ранее неотступно следовал Линч, словно одержимый запредельным и непознаваемым миром. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 1117 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Знаете, что… После просмотра этого фильма хочется отыскать в своей жизни человека, для которого ты проедешь и 300 и 500 и даже 10 000 миль хотя бы и в инвалидной коляске, используя последний кислородный баллон для ускорения.

    Да, можно начинать говорить об этом фильме с имени режиссера. Имя это — Дэвид Линч.

    Да, можно начинать говорить об этом фильме с игры актеров. И это в первую очередь последняя роль уже больного раком в терминальной стадии Ричарда Фарнсуорта.

    А можно с истории… Мне почему-то кажется, что с нее начинать лучше.

    Красивая, до титров настоящая история, полная жизни и самоиронии, поучительная для тех, кто хочет найти в ней урок и просто интересная для тех, кто любит нетипичность фильмов, основанных на реальных событиях.

    Именно самоирония, жизненность свойственные фильму, его ненадуманность, берущая за самую душу чистосердечность вынуждают поставить не то что 10 из 10, а просто поставить на место, отведенное где-то в груди для любимых кинофильмов.

    И это не смотря на то, что этот фильм самый несвойственный и, как мне кажется, глубоко пережитый, даже личный для Линча фильм заслуживает самого пристального внимания. И это не считая того, что обреченный Фарнсуорт играет каждую минуту фильма, каждый кадр так, как любой из нас, наверное, проживает свою жизнь у себя на глазах (в результате чего Элвин Стрейт, в его исполнении предстает перед нами искренним, неподдельным, прямым и трогательным)

    Однако если быть честным до конца, то я хотел начать с истории и хотел бы ею и закончить…

    В начале я написал про поиск человека для которого мог бы сделать нечто подобное… Так вот самое большое, чему меня научила эта простая история — люди эти вокруг нас все время. И вовсе необязательно их искать, находить, терять и совершать подобные подвиги. Главное ценить и почаще смотреть на звезды рядом с ними, по возможности не выпуская их рук из своих.

    П. С. А может фильм так меня задел потому что я так люблю кантри на гитарах и скрипках…

    7 января 2012 | 01:46

    О Дэвиде Линче была наслышана как о крайне экстравагантном режиссере с необычным, очень своеобразным видением, тем удивительнее было лицезреть самую простую, жизненную, душевную из его картин в первую очередь. Фильм настолько атмосферный, что начиная с первых кадров погружаешься в омут его очарования, душой чувствуешь, что эта картина — твоя, настолько она откликается тебе, кажется камерной и доверительной, словно созданной специально для тебя.

    Пожилой Элвин Стрейт буквально чувствует щекочущее дыхание смерти в затылке, он ощущает, что жизнь, медленно, но верно начинает утекать. И тут Элвин вспоминает кое о чем очень-очень важном и не терпящем отлагательств — о брате, с которым он не общался вот уже энное-лет. А ведь брат только что перенес удар, ему просто необходима поддержка любящих людей. И Элвин решается на удивительное, тяжелое, поражающее окружающих путешествие на… газонокосилке, давно вышедшей из оборота.

    Его путь — словно очищение от всех горестей жизни, отравляющих его сознание доселе. Он смотрит на природу и исцеляется. Золотые поля, затянутое облаками небо, заходящее солнце — все это отражается в его прозрачных, незамутненных глазах. Он знает делает это, ради чего тащится на тарахтящем инструменте для обработки газона через два огромных штата, испытывая судьбу на прочность.

    Конец пути словно глоток освежающей воды после года в пустыне. Он просто въежзает во двор брата и разлученные ненужными обидами и недомолвками сердца бесконечно любящих друг друга людей соединяются вновь. Слезы в глазах брата — самое красноречивое доказательство ценности путешествия странного, целеустремленного и бесконечно душевного Элвина Стрейта.

    24 июля 2013 | 22:31

    Доброго времени суток, Дорогие киноманы.

    Так, заранее поклончик Ричарду Фарнсуорту за жизнь в фильме.

    Музыка, слова, актёры, безмятежность, и тихие луга Айовы, всё это настраивает на одну простую мысль «годы идут, жизнь стоит» именно жизнь, настоящую жизнь показал нам главный герой, жизнь ради другого. Не хочу теряться в море повторений о технической части, сразу мораль (весело я, да?).

    Так вот, (в ступоре, от переполняющих разум мыслей) смотрите, мал да велик, князь да крестьянин. Смотрите и цените своих близких, о чём нам так прямо говорят такие шедевры.

    10 из 10

    12 декабря 2012 | 01:48

    Старость подтяжек, сутулости и хрипоты основательно овладевает Элвином, в буквальном смысле сбивая с ног и заставляя лежать на полу кухни собственного дома. Он малоподвижен, годы дают о себе знать, врачи ставят приговоры, и все окружающие пускаются в созерцательное сожаление. Звонок нарушает тишину громыхающего за окном ливня и Элвин включает второе дыхание, оставляя за спиной единственную дочь и убедительные в своей зависти заявления соседей. Соорудив из газонокосилки и прицепа некрытый дом на колесах, он отправляется в последнее путешествие жизни, не чтобы просто доказать себе и всем вокруг наличность пороха, а восполнения пробелов ради, достойного ухода для.

    Все начинается медленно, чрезвычайно скучно, размеренно, как жизнь, которой живут, чтобы не умирать раньше отведенного срока. В каждом кадре — смирение, прелюдией к каждой фразе — вечность ожидания, будто в старости, чтобы что-то сказать — важное ли, совершенно пустяковое — надо вспомнить каждую мелочь прошлого. Поросячий нос Сисси Спейсек, ее опостылевшая заторможенность; бесполезные старики из магазина — всякий так и норовит рационализировать чужие поступки. И счастье, что близкие если не понимают, то делают вид.

    Не возникает вопросов, о чем будет кино, потому что здесь с самого начала метафоры, метафоры, метафоры. Вот дорога — жизненный путь, вот газонокосилка — неспроста, потому что именно рассматривание деталей на самых одиозных скоростях — то важное, что упускается в молодости и о чем жалеется много позже. А еще эта девушка — юная, испуганная тем, что ее ждет, как все то, что ждет любого впереди, потому что впереди обязательно тяжело и больно, и герои лишь те, кто знает и все равно вперед. Но не любованием полей и притчевыми диалогами у костра едино высказывание Линча. История оказывается письмом самому себе о том, что случается с детьми, когда они вырастают. Письмо с обязательными пятнами растекшихся слез-чернил.

    И эта кипа болезненных воспоминаний, откровений в баре с тем, кто тебя чертовски понимает — впервые за столько-то лет! — собирается в несколько итоговых строчек смысла прожитой жизни. Смысла, который не говорится вслух, а слушается на террасе полуразваленной деревянной хижины брата, которого не видел десять лет и к которому пришел, чтобы напрочь забыть все те глупые ссоры, разрушившие пусть небольшую, но семью. Прутики соберутся в пучок, на фоне вновь заиграют тоскливые гитары и скрипки, а камера обратит взор на звездные небеса. Воссоединение свершится, и все будут рады предсказуемой счастливой грусти на душе.

    Меланхоличное кино про стариков не может не быть милым. Так уж заведено.

    21 августа 2013 | 00:35

    Этот фильм посмотрел случайно в первый раз по телевизору. Ещё давно, и начал смотреть его не сначала, просто привлекла картинка полёта над полями, восходящее солнце и музыка. Эти две вещи заставили остановиться и, не отрываясь досмотреть эту грустную историю до конца.

    Почему-то по завершению, казалось бы — столь не замысловатого сюжета, с его размеренным неторопливым действием, фильм не на мгновение не наскучил, а к концу оставил только тёплое чувство, ведь что-то зацепило во мне этой лентой.

    И вот спустя некоторое время — несколько лет, я снова вспомнил об этой фильме. Думал, — если посмотрю второй раз, не разочаруюсь, не показалось ли мне тогда, может он мне тогда пришёлся просто по настроению? Знаете: ни капельки, фильм был таким же, как первый раз, как фильм, посмотренный случайно: такое же настроение, пейзажи, полёты над полями, восходящее солнце и очень подходящая музыка. Ведь мне кажется: помимо истин, главную роль несут в себе и окружающая природа, это дышащие всеми парами осень, дух странствия, и в тоже время, не торопливое такое, размеренное движение. Ощущение прожитой жизни, когда всё твоё позади, остаётся только неспешно жить, неспешно жить по этой едущей дороге, и самое грустное — доживать свою дорогу.

    Фильм о старости, об отзывчивости, доброте, о многих истинах которые приходят к тебе в душу только с годами. Многие слова нельзя понять, просто услышав, их можно понять, только почувствовав, в этом и кроется его глубокая философия.

    Нельзя давать плохие оценки таким фильмам, они ведь реально заставляют задуматься, а кого-то, возможно, заставит позвонить своим старым родителям.

    10 из 10

    P.S. Глаза старика, очень сильно впадают в душу — запоминаются, особенно узнав, что этого актёра больше нет с нами.

    18 февраля 2012 | 00:55

    Первое, что приходит ко мне на ум при упоминании Дэвида Линча, это сериал «Твин Пикс» и картины «Голова-Ластик», «Внутренняя империя» и «Человек-слон». Фильм «Простая История» открыл для себя совсем недавно, хотя он обязан занимать почетное место как в фильмографии Линча, так и в коллекции киноманов.

    Сюжет картины можно описать в нескольких словах: Старик по имени Элвин Стрэйт садится на старенькую газонокосилку (прав на вождение автомобиля у него нет) и отправляется в дальнее путешествие навестить старшего брата, перенесшего не так давно сердечный приступ.

    По сути, все. Это вам не динамичное путешествие вокруг света за 80 дней и уж тем более не полет с одной планеты на другую, но смотрится завораживающе и удерживает внимание зрителя на протяжении всего фильма. Сюжет раскрывается неспешно и плавно, как в прочем и положено перемещаться по местности аппарату, не предназначенному для транспортировок на дальние расстояния.

    По ходу удаления от дома, Элвину встречаются разные попутчики — одним начинаешь сочувствовать, другие вызывают своим поведением смех, а кто-то заслуживает глубокого уважения за проявленную гуманность к путешествующему старику. Так или иначе, каждая встреча оказывает большое влияние как на Элвина, так и на людей, которым посчастливилось встретиться с добродушным смельчаком.

    Фильм подкупает своей не типичностью для творчества Дэвида Линча. Он необычайно добр и грустен. Часто мы видим происходящее небольшими фрагментами, как бы от лица главного героя, и здесь, надо заметить все однообразно — дорога, с обеих сторон окруженная полями, да рев двигателя заполняющий звуковую пустоту медленного передвижения. Но насколько нужно быть мужественным, целенаправленным и немного безумным, чтобы на старости лет решиться на то, что покажется невозможным даже вполне крепкому молодому человеку, проживающему свою жизнь менее активно и посредственно.

    Актер, безупречно сыгравший главную роль, заслуживает восхищения. На протяжении всего фильма мы видим задумчивого, грустного и уставшего от старости человека, чей образ драматичен по определению, но когда раскрываются отдельные события из его долгой жизни — сердце вдвойне наполняется сочувствием и пониманием к главному герою.

    8 из 10

    4 августа 2013 | 15:47

    Творчество Дэвида Линча сложно понять. Оно извивается как змея, пытаясь мокро ускользнуть из внимания зрителя, шипит и плюется ядом. Даже если история понятна, как это было в фильме «Человек-слон», многие не были в силах выдерживать тяжелую поступь фильма, от которой кровоточило даже самое ржаное сердце. Про сумбурный имбирный психодел «Голова-ластик», «Малхолланд драйв» и другие я скромно промолчу.

    Среди подлинного безумия мешанины Линча все-таки нашлось местечко для «Простой истории». Нетипичное для режиссера произведение подкупает библейской простотой. Единственный фортель, что позволил себе Линч, так это обыграть фамилию главного героя в названии, которого зовут Элвин Стрейт. Другое дело, что игра слов не сохранилась в переводе, и мы имеем дело с «Простой историей» без намека на то, что это, по сути, «История Простова».

    Главного героя, как мною уже было упомянуто, зовут Элвин Стрейт (Ричард Фарнсуорт) — 73-летний старик, доживающий годы в штате Айова. Его дочь Роза (Сисси Спейсек) не дружит с головой, а душевное спокойствие приобретает лишь раскрашивая скворечники. Однажды приходит печальное известие: у Лайла, родного брата Элвина, живущего в Висконсине, случился удар. Элвин во что бы то ни стало хочет навестить родную душу.

    Фильм поставлен по реальным событиям. В 1994 году пожилой Элвин Стрейт вознамерился повидать брата Лайла в трудную для того минуту. Братья не общались десять лет. «Библейская история — Каин и Авель» — говорит Элвин пастору. Просто, без подробностей. Ни слова о том, кто прав, кто виноват.

    В путешествие с дымчатым горизонтом Элвин Стрейт отправляется на такой же древней, как он, газонокосилке со смешным прицепом-сараем. Он плохо видит, поэтому не может управлять автомобилем, а общественный транспорт на дух не переносит. Дорога из Айовы в Висконсин отняла у него 6 недель. За кадром играет проникновенная музыка, сочиненная Анджело Бадаламенти, композитором и другом Дэвида Линча. С высоты птичьего полета мы видим реки, поля; комбайны, собирают то, чему суждено стать хлебом нашим насущным.

    Понимаешь, что, на самом деле, этот фильм вполне подходящ для Линча. Режиссер раскрылся, обратился к своим корням, показал свое истинное — простое, а вовсе не психоделическое лицо. Кому как не Линчу снять картину, в которой столь тонко показываются вечные ценности, не пафосное величие американцев! Ведь он родился в маленьком городке, отец его работал в Министерстве сельского хозяйства и вместе с ним объездил страну. Спустя 10 лет, в июне 2009 года, Дэвид Линч представил проект «Интервью». Это серия интервью с простыми людьми, путешествие по США длиною в 12 тысяч миль и продолжительностью 70 дней. Простые истории простых людей. А в 90-х Линч делал документальную передачу «Американские хроники» — вовсе не про летающие тарелки и уродство людей, но все про тех же простых лесников, фермеров…

    Ричард Фарнсуорт играет бесподобно. Между прочим, на момент съемок ему было почти 80 лет, в то время как его персонажу — 73. За эту роль он был номинирован на «Оскар». Не дали, а Фарнсуорта спустя несколько месяцев не стало. Его персонаж, Элвин Стрейт, воевал во Второй Мировой, был снайпером. Наивный беззубый старик с пронзительно голубыми глазами умеет договариваться и торговаться и запросто сбивает цену у туповатых близняшек-механиков, напоминающих громоподобных верзил из мультика «Вовка в тридевятом царстве». Шедевр, кстати, отечественной мультипликации. Помните, «Двое из ларца, одинаковых с лица»? Твинпиксоидно вписана женщина, которая сбивает оленя. В титрах она значится как «deer woman» — оленья женщина, что звучит как дорогая женщина. Кстати, это уже вторая игра слов. Элвин освежует и зажарит мясо на костре, а с собой прихватит кустистые рога волшебного зверя. Возможно, именно так выглядел бы в старости герой Роберта Де Ниро в фильме «Охотник на оленей».

    Шаг за шагом, эпизод за эпизодом Линч показывает самодостаточную простоту и внутреннюю силу этого чудака, который едет по бескрайним дорогам Америки со скоростью пешехода. Временное пространство фильма и бесконечность путешествия в «Простой истории» относят зрителя к библейским категориям времени. Нам кажется, что старик проехал всего пару миль, останавливаясь на ночлег у обочин, а между тем оказывается, что едет он 6 недель. Его это не смущает, у него и впереди вечность, и позади вечность, и вечное небо над ним. Так, библейский Иаков 7 лет служил Лавану за Рахиль. А когда хитрый Лаван подсунул ему косоглазую Лию, он еще 7 лет служил Лавану. И эта история умещается в Библии в несколько строк. Точно так же как и Простов из «Простой истории». Кстати говоря, у Льва Толстого Ростовы предполагались как Простовы, и у нас запросто был шанс иметь простую историю риттен бай Лео Толстой.

    Посмотрите этот фильм, он стоит в ряду самых интересных и значительных картин о стариках. Это великолепный «Гарри Браун» — я говорю о гениальной игре Майкла Кейна, а не о фильме в целом, а также пронзительный Михаил Ульянов в «Ворошиловском стрелке» Говорухина.

    16 марта 2010 | 23:55

    Время от времени даже таким умникам, как Дэвид Линч, чтобы окончательно не утонуть в потоках собственных фантазий, приходится возвращаться к своим настоящим корням, к той Америке, которую они, кажется, уже профукали. (Точно так же, как и мы это сделали со своей страной, культурой, традициями, верой и всем остальным).

    И символами этой настоящей, вчерашней Америки в фильме показаны не большие сиськи, не гангстеры, не кейсы с баксами, а простой упрямый парень на тракторе, спокойно и уверенно делающий свое дело. А еще, оказывается, ландшафты кукурузного штата Айова очень похожи на нашу среднюю полосу. И люди там живут, в основном, положительные и неглупые. Но чего-то не хватает…

    Нет детского смеха — одни старики вокруг. И все остальное состарилось и уже почти пришло в негодность — и люди, и дома, и даже газонокосилки.

    В общем, кроме газонокосилок, все — очень даже похоже, увы.

    15 мая 2009 | 23:16

    Где дорога, там и путь

    А сейчас, дружок, пойдем-ка мы спать. Видишь, папа тоже решил отдохнуть, закрыл дверь в комнату и смотрит свой любимый фильм про дорогу, которая никуда не ведет. Да, да, твой папа его очень любит, не знаю правда, почему. Вот мне, например, больше нравится другое кино. Кстати, его тоже снял Дэвид Линч. О да, у этого режиссера бывают самые разные фильмы. Ну так вот, есть у него одна «простая история», и тоже про дорогу, но уже другую — настоящую и добрую… Слушай, а давай-ка я тебе про нее сейчас расскажу. Будешь почти как папа. Ну, тогда чур быстро в кровать, а то не успеешь дослушать.

    В одной маленькой деревне жил очень старый дедушка с добрыми голубыми глазами, которому так трудно было ходить, что он опирался не на одну, а на целых две палочки. И вот однажды утром он встал, оделся, сел на старенькую газонокосилку с большим прицепом и отправился в путь. Ты, конечно, уже знаешь, как тяжело бывает, если обидишь любимого человека. Где-то внутри, в душе, становится так грустно, что даже хочется плакать. Вот это случилось когда-то и с нашим дедушкой, и теперь он решил наконец-то поехать и помириться со своим единственным братом. Ведь они очень любили вместе смотреть на звезды… Ну а двигаться вперед старичок задумал медленно-медленно, как это делали в старину паломники. Ведь для того, чтобы заслужить прощение, всегда надо очень сильно потрудиться. И все вокруг, конечно, подумали, что дедушка стал совсем похож на ребенка, раз решил поехать не на автобусе или машине, а на такой неповоротливой черепахе. Но мы то знаем, что хоть он и вел себя как ребенок, но умом был мудр и обладал одним секретом: что в жизни важнее всего.

    Дорога же у дедушки действительно выдалась нелегкой. И с ним, как с Иваном Царевичем или колобком, в пути случались самые разные приключения. А наш герой тоже, как в сказке, всегда старался помочь людям, и они в ответ также помогали ему: кормили-поили, приглашали переночевать, брали на буксир и чинили его старенькую газонокосилку. Ну а дедушка все ехал и ехал вперед. Но поскольку он никуда не спешил, то мог радоваться всему, что происходило вокруг и тихо любоваться наступающей осенью. Ведь старость для человека — та же осень. Она бывает столь же красива, как и природа, которую видел перед собой наш герой: поля, леса, закаты, облака, похожие на волшебные существа, глядящие на нас сверху. А небо посылало ему дождь, солнце и ветер. Ночью же наш старичок любил всматриваться в мудрые звезды, ведь они с ним были так похожи и очень хорошо друг друга понимали. А помнишь, как здорово ночью в лесу сидеть у костра? Когда веселый огонь, потрескивая, освещает все вокруг своим неровным горячим пламенем. И теперь представь напротив себя нашего дедушку с ясным и радостным взглядом. Ты чувствуешь, что он все про тебя знает — и плохое, и хорошее. Но совсем не ругает, а даже почему-то жалеет, и может дать нужный совет. И тебе совсем не страшно вот так, одному, в темноте, жарить шипящие сосиски и разговаривать с незнакомцем. Как и всем героям фильма очень уютно и тепло рядом с таким человеком, даже когда поблизости нет огня, а за окном идет дождь. Вот так просто посидеть вместе на его ржавеньком стульчике, послушать истории и рассказать о себе. И старичок рад каждому. Ведь все мы есть друг у друга, и так грустно, когда ты с кем-то незнаком, и он остается для тебя чужим. А за кадром где-то вдалеке слышатся то печальные переборы гитары, то веселые напевы скрипки. Иногда даже раздаются таинственные звуки той музыки, которую столь любит в фильмах Дэвида Линча твой папа…

    Ой, хороший ты мой, посмотри сколько сейчас времени! Что-то я совсем заговорилась, а тебе давно пора спать. Да и папа, наверное, уже досмотрел свое «Шоссе в никуда». А вот дедушкина дорога… Ну ты завтра сам увидишь, куда она его привела. Знаешь, я вот сейчас подумала, а хорошо бы к старости стать такими же, как этот человек, — мудрыми, добрыми и спокойными, и прожить свою жизнь так же просто и радостно, как он прошел всю эту длинную и трудную дорогу. Наверное, Дэвид Линч тоже бы с нами согласился, ведь у каждого пути все же есть свой конец, и зависит он лишь оттого, с чем ты к нему придешь.

    28 февраля 2014 | 19:46

    Дэвид Линч — гениальный фрик, длинные щупальца ночных кошмаров которого так и тянутся из каждого фильма к хрупким зрительским сердцам. Сквозь склизкое отрезанное ухо легко провалиться в иную реальность, где алый шелк и синий бархат скрывают подавленные порочные желания и иррациональные опасности. Где совы не есть то, чем кажутся, а две половины амнезированного сознания скручиваются в тугую спираль пустынного ночного шоссе. Бесконечные темные коридоры линчевских фантазий соединяют ничто со всем, но пытаться их осветить — значит потерпеть безоговорочное фиаско. И среди всего этого мракобесия вдруг появляется «Простая история», линейно-лапидарное кино, которому только чудом удается не утонуть в паточном любовании простой сельской жизнью и бесконечном повторении фундаментальных истин.

    Семидесятитрехлетний Элвин Стрейт, узнав о болезни брата, оставляет в Висконсине свой маленький домик, заторможенную дочку и ароматную брауншвейгскую колбасу и отправляется в пятимесячное путешествие на газонокосилке в городок Маунт-Зайон, штат Айова. Пока скрипит потертое седло движущегося с черепашьей скоростью агрегата, Элвин любуется красотами родной земли, впитавшей кровь и пот таких, как он, выходцев из народа. А еще этот пожилой мужчина ковбойской наружности встречает людей: сильных, злых и веселых, убивавших оленей и… еще двенадцать раз — оленей. Убеленный сединами старик делится со случайными знакомыми тем единственным, что нажил за свой долгий век — простой житейской мудростью. И, если задуматься, то все это довольно своеобразно. В привычной системе художественных координат дорога — удел молодых, путешествие — способ постижения себя самого, кладезь бесценных эмпирических знаний, а случайные попутчики — лучшие преподаватели такого непростого предмета, как жизнь. В «Простой истории» все наоборот: странствие Элвина к Маунт-Зайон — это не движение вперед, но возвращение к корням, он не набирается опыта, но щедро делится им. Поездка к брату для героя — своеобразное паломничество к своему личному Сиону, Земле Обетованной. А выбранное средство передвижения — способ избавления от накопленных ненароком грехов через трудности пути и боль в хрупких старческих суставах. Недаром Элвин каждый раз отказывается от более комфортных условий поездки — он сам назначил себе это испытание и должен его преодолеть.

    Дэвид Линч как художник всегда уделял особое внимание палитре и текстуре. И вот «The Straight Story» можно сравнить с домотканым ковром, на котором вышиты пасторальные этюды из жизни американской глубинки. Органику фильма портит лишь одно, и, как ни странно, это имя режиссера. Не он сам, но закрепившееся за ним амплуа. Вначале «Простая история» невольно воспринимается как шкатулка с сюрпризом, из которой вот-вот должен выскочить чертик фирменного линчевского сюра. Но ласковое осеннее солнце вплетается в охровые кроны деревьев, вьется серая лента двухполосного шоссе, мерно покачиваются закрепленные на прицепе оленьи рога, и проплывают мимо утопающие в дорожной пыли и рассветном тумане пашни. Так постепенно происходит погружение в бесхитростную историю грубоватого морщинистого старика в клетчатой рубахе, с достоинством преодолевающего каждый нелегкий километр родной земли. Поэтика дороги разбавляется легким юмором, а пронзительные мелодии Анджело Бадаламенти мимикрируют под кантри. Нежное лунное сияние смягчает черты лица востроносой Сисси Спейсек, делая его почти красивым, а царственная Миссисипи внушает благоговейное почтение. Круговорот жизни закольцовывается бескрайним звездным океаном, в который вглядываются то ли двое ворчливых стариков, то ли пара беспечных мальчишек.

    Дом — это семья, и Элвин вернулся домой. А Дэвид Линч вернулся к тому, с чего когда-то начинал — к гуманизму «Человека-слона». И, наверное, это вполне в его духе. Круто повернув от магнетически-параноидальной эстетики «Шоссе в никуда» к лаконичности «Простой истории», а потом обратно — к тревожному эскапизму «Малхолланд Драйва», режиссер, по сути, повторил путь множества своих героев, перемещающихся между разными реальностями. И ведь только ему самому доподлинно известно, какая вселенная настоящая: мир, населенный головоластиками и сексуальными извращенцами, или тихий пригород в самом сердце Америки. «The Straight Story» — не этап линчевского взросления, не пример переосмысления им системы творческих методов или жизни как таковой. Это часть режиссерской натуры, если хотите — светлая ее сторона. Так почему бы не поверить в то, что этот гениальный фрик действительно нежно влюбился в растиражированную газетчиками притчу о старом фермере и его газонокосилке? В конце концов, гадать можно долго, а сам Линч в ответ на все эти гипотезы сказал бы о съемках «Простой истории» что-то вроде: «Словом, было интересно, а остальное знать тебе ни к чему».

    21 августа 2013 | 19:26

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Статьи


    В российском прокате стартовала ностальгическая комедия «Starперцы», чьи пожилые главные герои решаются на довольно рискованные для их возраста предприятие — отправляются на мальчишник в Лас-Вегас. В честь выхода фильма КиноПоиск решил вспомнить несколько картин, где уже далеко немолодые главные герои тоже оказываются в сложных ситуациях. (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy17 077 000
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles11 902 000
    3.Если я останусьIf I Stay9 300 000
    4.Париж: Город мёртвыхAs Above, So Below8 606 000
    5.Типа копыLet's Be Cops8 275 000
    29.08 — 31.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Избави нас от лукавогоDeliver Us from Evil134 125 459
    2.Типа копыLet's Be Cops72 379 712
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue57 371 218
    4.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For49 161 154
    5.Если я останусьIf I Stay40 076 674
    28.08 — 31.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 210 669115 407
    Деньги530 082 296 руб.10 559 792
    Цена билета239,78 руб.8,17
    28.08 — 31.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    170.Бешеные псыReservoir Dogs8.161
    171.МедведьL'ours8.161
    172.Золотой теленок8.159
    173.Звездные войны: Эпизод 3 – Месть СитховStar Wars: Episode III - Revenge of the Sith8.157
    174.Военный ныряльщикMen of Honor8.152
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.ДракулаDracula Untold92.44%
    37.ФранкенштейнFrankenstein92.30%
    38.ВаркрафтWarcraft92.26%
    39.Великий уравнительThe Equalizer92.16%
    40.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 192.05%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Хороший, плохой, злойIl Buono, il brutto, il cattivo124
    БлумингтонBloomington7
    НеобратимостьIrréversible209
    ПирFeast26
    Избави нас от лукавогоDeliver Us from Evil16
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.401
    ПосвященныйThe Giver6.972
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue6.706
    Типа копыLet's Be Cops6.880
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles6.549
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    премьеры