всё о любом фильме:

Свой среди чужих, чужой среди своих

год
страна
слоган-
режиссерНикита Михалков
сценарийНикита Михалков, Эдуард Володарский
директор фильмаВладимир Комаровский
операторПавел Лебешев
композиторЭдуард Артемьев
художникАлександр Адабашьян, Ирина Шретер, Алина Будникова
монтажЛюдмила Елян
жанр боевик, драма, ... слова
зрители
СССР  23.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время93 мин. / 01:33
Действие этого психологического «вестерна» происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России. Гражданская война кончилась, но до полной победы большевиков еще далеко. Группа бандитов из бывших белых офицеров грабит поезд с золотом, на которое нужно было купить хлеб для голодающих, и пятеро друзей, бывших красных бойцов, вступают с ними в смертельную схватку.

Получается так, что подозрение в предательстве падает на одного из них (первая роль Богатырева в полнометражном кино), и, сбежав от товарищей, он один должен вернуть золото, чтобы доказать свою невиновность.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Съемки фильма проходили на територрии Чечено-Ингушской АССР, отец режиссёра — Сергей Михалков — был в те годы депутатом от этой республики.
    • В цветном фильме есть черно-белые эпизоды, что обусловлено не только художественной необходимостью, но и тем, что Мосфильм выделил на съемки фильма только 5400 метров пленки «Кодак».
    • Фильм снят по повести Э. Я. Володарского и Н. С. Михалкова «Красное золото».
    • Согласно выписке и платежной ведомости фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», гонорары участвовавших в нем актеров таковы: Н. Михалков — 2809 руб. за режиссуру и 725 руб. за роль; Ю. Богатырев — 1102 руб. 50 коп.; А. Кайдановский — 850 руб.; А. Солоницын — 2060 руб.; С. Шакуров — 1139 руб.; А. Пороховщиков — 826 руб.; К. Райкин — 504 руб.; Н. Засухин — 560 руб.; А. Калягин — 235 руб.
    • Эпизод, в котором Каюм пытается помочь забраться Шилову на скалу, но в итоге сам оказывается в воде, снимался на реке Аргун. Константину Райкину надо было упасть с 12-метровой скалы в бурный водоворот. Перед съёмкой сцены долго не могли измерить глубину реки — шест сносило сильным течением. Тогда вместо шеста опустили стальной рельс. Показалось достаточно глубоко, но как выяснилось, рельс тоже снесло, и на самом деле глубина в том месте была около 2 метров. Температура воды в реке Аргун — 3 градуса. К счастью, съёмка эпизода обошлась без травм, сняли с первого дубля.
    • Когда эпизод с ограблением поезда был уже отснят, выяснилось, что практически вся отснятая плёнка с данной сценой оказалась бракованной. В начале ноября 1973 года в Чечне внезапно испортилась погода и выпал обильный снег. Снимать в таких условиях стало невозможно, и эпизод пришлось переснимать уже в Азербайджане в окрестностях Баку.
    • еще 3 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В одной из сцен после пуска под откос отцепленного вагона в кадре отчетливо видна ламповая светофорная железно-дорожная сигнализация, которой в двадцатые годы прошлого века еще не было.
    • 500 тысяч рублей золотом по самым скромным подсчетам должны были бы весить никак не меньше 250 килограмм, в то время как в фильме эта сумма легко умещается в дорожный саквояж с которым герой Михалкова даже совершал небольшие пробежки.
    • Сцена расстрела предателя в ЧК взята из кинопроб. Актёр сначала в одной рубашке, через минуту в другой, сначала без бороды, потом с бородой.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Стильная работа 29-летнего Никиты Михалкова давно уже стала почти культовой и, как говорят, даже Леонид Брежнев лично был к ней неравнодушен. Вообще-то удивительно, что подчёркнуто цитатный (сейчас бы мы сказали — постмодернистский, тем самым глубоко обидев автора, ставшего с годами более консервативным в жизни и искусстве) фильм, который по-своему перелагает американские вестерны и их виртуозные модификации в творчестве итальянца Серджо Леоне, всё же был принят широкой зрительской аудиторией. Конечно, он без зазора вписывается в ряд «вестернов по-советски», начиная с «Белого солнца пустыни» и кончая несколькими опусами Самвела Гаспарова, кстати, сокурсника Михалкова по ВГИКу (вместе они сочинили сценарий ещё одного «истерна» под названием «Ненависть»). И все они имели практически один и тот же успех в прокате, несмотря на то, что дебютная картина Никиты Михалкова справедливо кажется более изощрённой в кинематографическом плане. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 272 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Был в своё время такой английский афорист Сэмюэл Джонсон. Главной примечательностью этого альбионного демагога являлась оригинальная способность лукавомудренно возводить исключения в правила. Именно он автор лицемерной сентенции «Благими намерениями…», а также другого не менее известного и не менее сомнительного изречения: «Патриотизм — последнее прибежище негодяя». Пускай последний афоризм и носит характер исключения, но феномен конъюнктурных патриотов так или иначе существует, а в нынешние времена пополняется всё новыми и новыми прозелитами.

    Патриотизм же мастодонта отечественной кинорежиссуры Михалкова давно уже стал его неотчуждаемым атрибутом. Вместе с тем всё разностороннее творчество Никиты Сергеевича выказывает в нём натуру сколько гибкую, столько и колеблющуюся, регулярно ищущую творчески удобоприемлемый ей историко-эпохальный знаменатель. Апология раннесовдеповской эпохи с характерным для неё разгулом ленинско-троцкистской братии ("Свой среди чужих…»), а вслед и низложение этой самой братии в период сталинских чисток ("Утомлённые солнцем»), плавно перетекает у мэтра в ностальгию по дореволюционной России ("Обломов», «Неоконченная пьеса…», «Сибирский цирюльникъ» и др.). Если в «Свой среди чужих…» нам показывают белогвардейцев разбойниками, промышляющими налётами на железнодорожные поезда, в «Рабе любви» — жестокими изуверами, не идущими в сравнение даже со злейшими претворителями красного террора, то в «Солнечном ударе» они уже преображаются в персон вполне себе благовоспитанных и благопристойных.

    Какого же цвета Михалков? За кого он в принципе? За рабоче-крестьянского комдива или за офицера Белой гвардии? За палача-революционера или за верноподданного обер-полицмейстера? За чёрствого, внешне производящего впечатление человека разумного, однако принявшего нелогичное (если не сказать подозрительное) решение отцепить предназначенный для охраны золота броневагон, комитетчика или за рефлексирующего интеллигента XIX века? Ясности здесь не наблюдается. Название оного фильма также свидетельствует о некоторой неопределённости. Ведь если отойти от поверхностного подхода, согласно которому свой среди чужих — герой Богатырёва, а чужой среди своих — «рабочий Никодимов», окажется, что чужой среди чекистской братии — это выходец из казаков Шилов, а доподлинно свой среди чужих — скорее всего отображение каких-то личностных режиссёрских подтекстов…

    24 декабря 2015 | 22:09

    «Свой среди чужих, чужой среди своих» воспринимается большинством зрителей как героическо-приключенческий фильм, этакий русский истерн. Это верно лишь отчасти. Если сравнивать эту картину с «Неуловимыми мстителями», «Достоянием республики», «Белым солнцем пустыни», то замечаешь, что здесь нет лихости и легкости приведённых фильмов. Даже наоборот.

    В 1974 году тема становления Страны Советов двух трактовок не имела. Мы шли трудной, но правильной дорогой, торя широкий проспект в коммунистическое будущее. А молодой Михалков нашёл способ показать между кадров совсем другое.

    Закончилась Гражданская война, и молодые большевики приступили к постройке корабля, который не могли спустить на воду деды и прадеды. Сплоченные верой и кровью друзья заняли все руководящие посты, и началось непонятное. Ломать — не строить. А созидать верные ленинцы абсолютно не умели.

    Доведя одну из сильнейших стран мира до тотального голода, вожди дали понятный пролетарию приказ «Грабь награбленное». И вот одна южная советская губерния набрала золотишка Дзержинскому сотоварищи. Правда, то ли уже в нищей области реквизировать было нечего, то ли старания было немного — насобирали всего лишь саквояжик. Но сумма была на слух внушительная — 500 000 золотых.

    И все — кончилась дружба. Через буквально несколько дней преданного революции Егора Шилова (Юрий Богатырев) везли на расстрел, а председатель Губкома Василий Сарычев (Анатолий Солоницын) проходил полфильма в прострации, готовясь ответить перед Тройкой по законам Тяжелого Времени.

    И финальная сцена выглядит не выстраданным хеппи-эндом. Это Конец. Ясно, что через некоторое время будет расстрелян Егор. Для этого достаточно одного брата-беляка, не говоря про странные похождения Шилова у бандитов — пришел, увидел, отобрал, кто ж в это поверит. Великая Чистка, без сомнения, скоро унесет и Василия Сарычева и председателя местного ЧК Николая Кунгурова (Александр Пороховщиков), как стерла тысячи и миллионы людей «с горячим сердцем и холодной головой». А вот герой Сергея Шакурова начфин Андрей Забелин имеет все шансы оказаться по другую сторону — уже у него проявляется страстишка выбивать из «врагов народа» признания и зубы. Да и делать он больше ничего не умеет, только шашкой махать.

    Но в лоб это показать было невозможно. Поэтому в фильме есть лихой ковбой, он же есаул Брылов (Никита Михалков), невозмутимо идущий навстречу паровозу, хрумкая яблочком. Недотепистый азиат, скорее всего, узбек Каюм (Константин Райкин) с ужимками и репризами. Шелудивый станционный смотритель Ванюкин (Александр Калягин). Классическое ограбление поезда в стиле Дикого Запада. И, разумеется, отряд «красных альбатросов», порубившего бандитскую нечисть в капусту.

    Однако симпатия к Белому движению проглядывала и в эпоху развитого социализма. Вспомним адъютанта Кудасова (Владимир Ивашов) из «Новых приключений неуловимых» (Поле, русское поле…) или братьев Турбиных (Дни Турбиных) в исполнении Андрея Мягкова и Андрея Ростоцкого. Так и здесь, персонаж Александра Кайдановского ротмистр Лемке вроде бы насквозь отрицательный в ореоле честного чекиста. А все равно вызывает сочувствие.

    Никиту Михалкова не любят. Но он не делает плохих фильмов. Все его без малого два десятка картин заняли достойное место в истории нашего кино. Чему способствует и сыгранная команда, которая делала и этот истерн. Эдуард Артемьев (17 совместных проектов), Павел Лебешев (10), Александр Адабашьян (9), Юрий Богатырев (7), Николай Пастухов (5), Эдуард Володарский (5). Эти и другие мастера своего дела заставляют в который раз пересматривать лучшие отечественные фильмы.

    В том числе и «Свой среди чужих, чужой среди своих».

    18 февраля 2010 | 01:16

    Да, фильм о настоящей дружбе, верности идеалам, принципиальности, о истинной радости и счастье. Можно даже сказать, что картина о мужской любви, но не в нашем современном понятии гомосексуальности, а о том чувстве, когда ты долго находишься в одной человеческой связке и проходишь с ними все — от смерти близких до радости появления новых близких…

    Фильм о событиях Красной революции, и всего, что связано с этим временем — анархии, разбоя, нищеты, свержении идеалов и полной неопределенности во всем. Во всем, кроме идеологии Коммунизма — все поделить и всем раздать Пятеро однополнчан, отвоевав на фронтах Великой Октябрьской Революции от начала и до конца оказываются в гражданских реалиях. Там, на войне было все просто — есть враг, и надо его уничтожить, а теперь кто враг а кто не враг, кто свой, а кто чужой — не понятно, и как жить вне войны тоже сложно… Метамарфозы, трансформации с военного времени на гражданское, происходящие с главными героями — и есть основа фильма, а сюжет, ровно как и сценарий — заправка, майонез, так сказать.

    Хочется отметить незабываемый актерский состав — Анатолий Солоницын- гениальнейший и мой самый любимый актер, сказочно сексуальный Юрий Богатырев, Александр Кайдановский, и молодой и просто сводящий с ума своей грузинской красотой Александр Пороховщиков… Отдельной строкой этой рецензии я хочу выделить музыкальное оформление Эдуарда Артемьева — слушая эту мелодию невольно становится и сентиментально и радостно, память вспоминает лучшие моменты собственной жизни и ты словно вместе с юными бойцами радуешься долгожданной победе, так же валяешься в траве, громко хохочешь и дурачишься, и видишь над собой в залитом солнцем воздухе пух летящих одуванчиков…

    9 марта 2016 | 08:37

    Фильм, в принципе, про революцию. Неважно кто какую найдет — социальную или духовную. Фильм провоцирует.

    На кинопленке, как и в любой теории всё прекрасно. А на деле чем заканчиваются большинство революций? Именно по этому это фильм для ОДНОГО человека и опасен для общества (даже для маленькой компании).

    Человек, как правило, стремится к спокойной и прогнозируемой жизни. К этому же стремиться и общество. И это правильно — иначе эта голубая планетка давно перестала бы существовать.

    А общество будет и дальше убивать в себе Тайлера Дердена во имя Жизни и это правильно… правильно.

    22 июня 2006 | 00:24

    Всегда поражался умению Никиты Михалкова превращать золото в черепки. Вроде бы и актерский ансамбль ему дали собрать хороший, и музыка Э. Артемьева, как обычно, интересна, и тема важная, и жанр острый, и красивых натурных съемок в нем немало, а цельного кинопроизведения не получилось. Вроде бы всего в фильме много: стрельбы, погонь, столкновений отчаянных людей в непримиримой борьбе. Но что получилось в итоге? Почти бессвязный набор отдельных эпизодов, порою ярких и интересных, но чаще скучных, серых и банальных (что уже говорить об идейном содержании!) — как такое смотреть, просто ума не приложу. Сколько ни пытался — не сумел. Жаль, что не засекал, на какой минуте фильма терялся всякий к нему интерес, хотя часто старался понять, чем же он так нравится некоторым людям. Усилием воли заставлял себя его смотреть, но то полет мухи отвлекал, то узоры на обоях приковывали внимание, ну, никак этот «шедевр» не давал отвлечься от происходящего вокруг экрана. То вдруг внутри начинало закипать возмущение: ну, кто так ставит-то! Только в результате множества попыток, вконец себя измучив, кусками как-то его одолел. Браво режиссеру за такое испытание! Впрочем, фильм все-таки был знаковый. Правда, не сам он, а его роль в отечественном кино, так как его не только «пипл схавал», так еще и критика, наряду с некоторыми иными подобными фильмами, вышедшими в эпоху разворота, прославляла, и киноначальство баловало. Представляется, что подобная невзыскательность вперемешку с уважением к «хорошим семьям» как раз и стали тогда толчковыми для отечественного кинематографа — вниз, к упадку.

    Итак, фильму в целом — 4 с минусом из 10, а режиссеру из хорошей семьи — твердую двойку также, конечно, из 10.

    4 из 10

    8 марта 2010 | 16:29

    А ведь еще полгода назад я понятия не имел, что есть такой замечательный фильм. Да-да! В свои 25 я его ни разу не видел. Что изменилось? Поглядев его на каком-то пиратском сборнике, я просто пошел и купил себе нормальный DVD-диск. Пересмотрел еще раз. Ну, класс же! Честное слово, это просто здорово. Браво создателям и привет всем ценителям хорошего кино. Аплодисменты.

    15 января 2007 | 09:29

    Отличный фильм! Жаль что сейчас такого нет, пускай даже не про революцию. Михалков мастер и как режиссер, и как актер. Ну, а про других актеров и говорить не стоит! Стоит смотреть фильм и наслаждаться их игрой!

    9 из 10

    13 ноября 2005 | 02:03

    Хвалебные отзыва, высокий рейтинг, именитые актеры, все это оказалось пропагандой. Ох ребята видят силы небесные верил я в Михалкова, верил!

    Скажу сразу, мне понравились актеры, а точнее их наличие, но не игра. Музыка оставила свой след, сцена остановки поезда брутальна и нова. Неплохая идея со спущенной со склона каретой, падение поезда и все.

    Остальное нудное, бессвязное бормотание, в котором нужно напрягать не только мозг, но и зрение, нет не чтобы следить за искрометным сюжетом, а чтобы понять что автор хочет донести?

    Половину фильма и все диалоги можно вырезать, ничего мы не пропустим, это вам не детективная развязка, не стрельба в классическом вестерне, она там к слову только в начале и конце. Данная картина является набором картинок которые лишь при детальном рассмотрении худо-бедно складываются, во что-то невзрачное. Лучше бы весь фильм стреляли и использовали талант приглашенных звезд.

    Константин Райкин вообще раздражал, так же и Шакуров, истеричные вопли на протяжении добрых десяти пятнадцати минут. В кого превратился сын великого Аркадия Райкина.

    Вердикт такой, унылое, тягучее, действо подкрепленное хорошей музыкой и отличным составом взятым для мебели. Ну и излюбленная тема Михалкова крики и затянутость, а именно неумелое нагнетание саспенса.

    4 марта 2016 | 00:43

    Первый раз я смотрел этот фильм ещё во времена советской власти (в детстве, вместе с отцом), но и тогда он мне не очень понравился. Всему виной была чрезмерная истеричность некоторых персонажей (особенно, конечно, Шакуров постарался). Они меня тогда просто напугали (по типу: «Господи, как страшно было жить-то в те времена!»). Когда же я увидел этот фильм, будучи взрослым, то он мне не понравился гораздо сильнее. Сейчас объясню почему.

    На мой взгляд, во многих деталях этого фильма просматривается какая-то «голубизна». Да-да, та самая, связанная с сексуальными меньшинствами. Эта атмосфера разлита по всему фильму, и поскольку я не могу связать её с кем-то конкретным из актёров — но в то же время она есть — то в ней, очевидно, виноват режиссёр.

    Безусловно, это самый главный недостаток, но кроме него, мне не понравилась и песня Градского в начале фильма. По-моему, она получилась какой-то несуразной.

    Конечно, можно было бы ещё добавить, что фильм насквозь лживый и пропагандистский, но не буду. Его снимали в советские годы, и тогда никто не знал правды о Гражданской войне, а если кто-то даже и знал, то помалкивал. Нет, «голубая» атмосфера в фильме — куда более серьёзный недостаток.

    2 из 10

    12 ноября 2011 | 20:34

    Буду пристрастен.

    Кино, увиденное в детстве, несёт на себе ореол волшебства, сияние погружённого в сновидение образов и событий. В нём всё кажется идеальным, сногсшибательным, удивительно непонятным и поэтому вложенным в ладони недостижимого и настоящего — магии искусства.

    Этот фильм я увидел в раннем детстве, лет в 5. С тех пор я пересматривал фильм много раз. Уже более аналитическим взглядом, различая в нём цитаты из другого, западного кино.

    Этот фильм очень светлый, наивный, пафосный, нагловатый, безоглядный, абсолютно правильный: негодяи и герои сошлись вокруг пресловутого чемоданчика с золотом, чтобы в очередной раз сыграть бесконечную пьесу о добре и зле, в которой теплыми свечами горят прекрасные чистые, коммунистические души — вопреки окружающей их жажде личной наживы, эгоизму и беспринципности.

    Фильм о настоящей дружбе, вере и благородстве.

    Именно такой, который надо смотреть в детстве.

    26 января 2015 | 15:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>