всё о любом фильме:

Судьба человека

год
страна
слоган-
режиссерСергей Бондарчук
сценарийЮрий Лукин, Федор Шахмагонов, Михаил Шолохов
директор фильмаГ. Кузнецов
операторВладимир Монахов
композиторВениамин Баснер
художникИпполит Новодережкин, Сергей Воронков, Орест Верейский
монтажТатьяна Лихачева
жанр драма, военный, биография, ... слова
зрители
СССР  39.2 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время97 мин. / 01:37
Фильм рассказывает о русском солдате, которого война подвергла страшным испытаниям, лишила дома и семьи, бросила в концлагерь. Но судьба не сломила его дух — он выжил, отстоял своё право быть человеком, сохранил способность любить…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» (1957).
    • Занимает по посещаемости 97-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1960 году.
    Фрагмент 05:46

    файл добавилvic1976

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 266 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Война — это многочисленные смерти, сломанные судьбы, потери самых дорогих и любимых, боль, слёзы, страх; время, когда на карту ставится бесценное: жизнь, свобода, счастье. У прошедших через неё никогда не будет возврата к прошлому.

    С книгой Михаила Шолохова «Судьба человека» я, как и многие, познакомилась ещё в школьные годы, и для меня она стала одним из самых сильных и впечатляющих произведений на военную тематику.

    Шолохов описывает реальную историю, которую он случайно узнал от её участника Андрея Соколова, прошедшего через все ужасы Великой Отечественной. Спустя несколько лет Сергей Бондарчук взялся перенести описанные события на экран. Так его режиссёрский дебют вновь сделал «маленького» человека героем большого рассказа.

    Соколов прощается с семьёй и уходит на фронт. Очень скоро он получает ранение и попадает в фашистский концлагерь, где вместе со своими соотечественниками содержится в кошмарных условиях и терпит жестокое обращение. Видит предательство и смерти, голодает, мёрзнет, тяжело работает, безуспешно пытается бежать, чудом избегает расстрела. Когда же ему всё-таки удаётся добраться до русской армии и кажется, что самое жуткое осталось позади, хладнокровная судьба наносит ему новый сокрушительный удар.

    «Судьба человека» — это как повествование одного воина, Андрея Соколова, так и фильм одного актёра — Сергея Бондарчука. В каждом своём взгляде, в любом жесте артист крайне правдив и мучительно точен. Одна из самых душераздирающих сцен — момент, где отец читает письмо своего храброго, достойно воспитанного сына, ставшего офицером, и строит планы, как всё устроится и наладится: тот вернётся, создаст собственную семью и подарит деду внуков, которые станут для обоих опорой и объектом бесконечной любви. И тут следующие кадры, где главный персонаж лишается даже этого последнего лучика надежды. Мир в который раз рухнул, но всё же не сломил его, не лишил напрочь всех чувств и основной способности — любить, что доказывает такая трогательная встреча с Ванечкой. Забыть пронзительную игру актёра просто невозможно!

    Стойкость Соколова и других, которые, теряя всё, не озлобились на весь белый свет, не утратили лучших человеческих качеств, смогли восстать после всех выпавших на их долю испытаний словно птица Феникс и остались прежде всего людьми, вызывает огромное восхищение и, несомненно, заслуживает уважения. И таких примеров очень много. В это верил Шолохов, верил Бондарчук, должны верить и мы.

    Ведь все хотят мирного неба для себя и будущих поколений, так почему постоянно происходят войны? И, как начинает свой рассказ автор, за что же жизнь может так «исказнить»? Эти вопросы остаются открытыми.

    8 из 10

    10 сентября 2014 | 21:50

    Что можно сказать, кроме как: «Гениально!»? Ничего больше и добавить нельзя.

    В который раз пересматривая фильм, нахожу в нем все новые грани, как и в самом бессмертном творении М. Шолохова. Фильм превосходит все ожидания.

    Можно долго рассуждать об актерской игре, о неправдоподобности сюжета, о незаслуженном превозношении советского народа, как многие это и делают. Не нужно рассуждать. Нужно посмотреть этот фильм, нужно прочитать книгу, нужно проникнуться в эту атмосферу.

    Ни один американский боевик даже рядом не стоит с таким захватывающим сюжетом. Фильм берет за душу в прямом смысле слова. И радость, и боль, и страдания, и страх, и любовь, и восхищение — эти чувства не просто гениально показываются, а еще и передаются на 100% зрителю. Я думаю, что у многих, как и у меня, во время просмотра этого шедевра на глазах появлялись слезы.

    Этот фильм должны… нет, обязаны посмотреть все! Бессмертное творение Бондарчука меняет сознание, заставляет относиться по другому к жизни. «Судьба человека» отвечает на вопрос «Зачем мы живем?». Затем, чтобы быть Людьми, Человеком с большой буквы.

    10 из 10

    18 марта 2013 | 12:15

    Раньше я прочитал повесть Шолохова «Судьба человека» и она тронула меня раскрытой картиной страданий одного человека, его борьбы с невзгодами на войне и мире. Показали и экранизацию этого произведения.

    Фильм еще правдивей и жестче показал, через что пришлось пройти простому человеку Андрею Соколову. Война, плен, концлагеря, трудная жизнь в послевоенное время — все показано без прикрас. Черно- белое кино, на мой взгляд, придает картине оттенок документальности, что лучше дает представление о событиях той войны.

    Андрей Соколов — это та личность, которую можно назвать «советским человеком», без всяких двусмысленных намеков. Он не теряет собственного достоинства ни дома, ни в плену у врага. Его сила воли помогает справиться с нечеловеческими условиями. от которых другие люди ломались и больше всего мечтали о смерти. Сцена с немецким комендантом Мюллером — вершина художественного мастерства фильма. Испытываешь гордость за наших дедов, которые перед лицом смерти вели себя достойно. Даже фашист признал это, отпустив своего противника живым.

    Казалось, после войны все должно закончиться и Андрей получит наконец покой. Но война безжалостно вмешивается в его судьбу даже после завершения войны. Ему придется узнать о гибели всех родных. Воронка от бомбы — вот что осталось от надежд на мирную жизнь после войны…

    Но Соколов не падает духом, как ни горька была его боль от утраты близких. Судьба сводит его с мальчиком Ванюшей. Судьба Ванюши ничем не отличается от судьбы Андрея. Оба они — сироты. Им придется вместе строить новую жизнь, старая погибла в пламени войны. Но зная характер Андрея, можно быть уверенным, что какие угодно испытания ни встанут на его пути, он сумеет их преодолеть. Такова судьба русского человека.

    Надеюсь, что в наше время не возникнет мысли снять новую версию «Судьбы человека». Учитывая, во что превращаются фильмы прошлого при современной пересъемке, это было бы кощунством.

    10 из 10

    12 февраля 2012 | 13:16

    Бездарная картина. Её пытается спасти одна сцена, на которую все клюют, сцена с ребёнком в кабине грузовика.

    Бондарчук вырисовывает нереальную войну, нереальный мир, в следствие чего осознание ценности его поступка становится не таким уж простым занятием.

    Если следовать методом гениально-сумасшедшей индукции, то герой Бондарчука забирает к себе мальчика, чтобы устроить ужасный людоедский акт. Вот и плачет от того, что съест этого ничего не подозревающего мальчугана. Крокодильи слёзы.

    Да, это всё несерьёзно, что мною написано, это лишь шутка. Но вы мне ничего не сможете возразить, кроме призыва подумать над ситуацией ещё раз. Ведь в этом вымышленном мире возможно всё: людоедство, побеги, три стакана водки. От этого фильма, мне становится обидно за остальные миллионные жертвы войны. Какими же они были дураками, что шли на врага, проявляли свою отвагу, со всем причинами и следствиями… Какими же были овцами, что спокойно ждали своего сожжения в камерах нацистского лагеря. Получается — так?

    Я не верю, и никогда не поверю в то, что факты могут существовать отдельно. Я никогда не поверю, что можно есть мороженое, если не зима и ни у кого, нигде в мире нет холодильника или его подобия. Но я поверю, что выдумать сказку, где мороженное делается из выделений некой гигантской устрицы — возможно. Да перед нами именно такая сказка! Лишь один трогающий сердце реальный момент — и всё! — все сразу любят этот фильм, забывая об остальных эпизодах, забывая о картине в целом.

    А здесь военное и мирное время, послевоенное, всё сплелось нет никаких различий и оттенков. Он герой! Он взял мальчика, обманул его детское сердце, для его же блага. Этот поступок нельзя брать и оценивать любыми мерками вот так, в лоб, пытаясь докопаться от истины. Все остатки ценности картины можно срубить на корню, оставив лишь сухой пенёк сожалений о содеянном.

    На благодатной почве фантазии, можно взращивать мораль, религию, законы, победы, счастье. Ещё никому и никогда не удавалось этого, но все знают, что можно, где-то это они слышали. Не хочу дурацких примеров из жизни, посмотрите вокруг — вы увидите всё своими глазами. Заканчивается ночь, наступает утро, страна фантазий умирает, а вместе с ней её почва. Эко круто может вас расстроить фраза: «фильм ужасного качества», по отношению к «Судьбе человека».

    ___

    * Мнение автора может не совпадать с тем что написано им.

    9 апреля 2010 | 09:13

    Идя по улице, часто ли Вы задумывались что пережила во время войны вон та бабушка, сидящая на скамеечке или какая судьба была у дедушки в старом потертом пальто? Скольктх близких они потеряли и что сделали во имя Победы? Во сколько лет их настигла война и помнят ли они те ужасы, которые все хотят забыть? Не проходите мимо ветеранов и участников военных действий, ведь у каждого была своя Война и каждому, поверьте, есть что рассказать.

    Сороковые — роковые, свинцовые, пороховые!

    Моё знакомство с книгой Михаила Шолохова «Судьба человека» произошло в восьмом классе на уроке литературы. Как сейчас помню, я не стала писать сочинение на заданную тему, а углубилась в чтение на задней парте. Произведение оставило глубокое впечатление, как и экранизация замечательного советского режиссера Сергея Бондарчука.

    Это фильм-монолог, монолог Человека, которому есть что рассказать, судьба которого была настолько насыщенна разными событиями, что иной раз думаешь — лучше всю жизнь на печи просидеть, чем встретиться лицом к лицу с такими тяжелыми преградами. Герой Бондарчука построил прекрасную семью, вырастил детей, строил планы на будущее, но как и в семьи многих, ворвалась дура-война, война беспощадная, не щадящая ни женщин, ни детей, ни стариков. Черным коршуном склевала она всё хорошее, что было у Соколова. Словно страницы книги, мы перелистываем этапы солдата, прошедшего две войны: фронт, плен, концлагерь, предательство, весть о смертях, и светлым лучом касается его сердца встреча с мальчиком-сиротой Ванюшей. Соколов понимает, что не может пройти мимо, отвернувшись. Вот и встретились две одинокие души.

    - А знаешь ли ты, кто я, Ваня?
    - Кто?
    - Отец твой.
    - Папка! Папка родненький! Я знал, что ты меня найдешь!


    Эта щемящая, трогательная сцена запоминается надолго. Не ждите от этого фильма точных исторических фактов или прочих стереотипов, а-ля «он был в плену, а его вместо расстрела к награде» или «как-то он слишком вежливо с немчурой общался», акцент не на этом. Миллионов людей коснулись военные события, образ солдата Соколова — собирательный. А теперь только представьте, сколько невзгод выпало на долю наших, ВАШИХ предков. Вам кажется, что в таких фильмах слишком все наигранно жестко? В реальности всё было намного хуже. Хорошо, что сейчас мы можем видеть ту войну лишь на экранах, и скажем спасибо за это всем тем, чьи имена забыла история, но помнит наша память.

    Обязательно посмотрите!

    23 июня 2011 | 15:35

    Как хочется иногда плюнуть на тот кошмар, который сейчас снимают про наших солдат, сражавшихся за Родину, без которых нас бы вообще не было!

    Зачем вообще смотреть большинство современных фильмов про Великую Отечественную войну? В одних — у всех солдат зубы белые, в других — зубы не белые, но изо рта такой грязный мат летит, что хочется уши заткнуть. А в наших добрых советских фильмах эпохи оттепели — ничего этого нет. Почему бы не посмотреть их?

    «Судьба человека» — гениальная экранизация великолепной повести Шолохова. Этот фильм — дебют талантливого режиссера Сергея Бондарчука, и он там играет главную роль. Актер он просто бесподобный.

    Это фильм об обычном человеке Андрее Соколове, у которого была жестокая судьба. Его взяли в плен фашисты. Судьба носила его по немецкой земле, и везде он выполнял тяжелую, непосильную работу.

    Не приснилась ли мне жизнь моя? (Андрей Соколов)

    Сергею Бондарчуку удалось поразительно точно изобразить народ, который действительно является победителем в Великой Отечественной войне. Народ, который не лишен самопожертвования. Народ, который пять лет дрался за свою родину. Каждый, кто на ней не погиб, потерял своих близких.

    Актеры сыграли восхитительно. Особенно Сергей Бондарчук и Юрий Аверин, который сыграл немца Мюллера.

    Я тоже солдат и уважаю достойных противников. (Мюллер)

    Блестящий фильм. Эталон своего жанра.

    10 из 10

    9 июня 2011 | 19:21

    Роковым препятствием на благородном человеческом пути была и остаётся война — самое безнравственное действие из всех, какие породил человек.

    (Виктор Астафьев)

    В 2009 году исполняется ровно полвека с момента рождения триумфа: фильма «Судьба человека», фильма, который вопреки логике не только превзошёл оригинал в литературе, но и дал этой истории новую жизнь. Снятая по шолоховскому произведению картина появилась на свет, когда прошли годы, необходимые для глубинного осмысления произошедшего, но ещё была свежа память о трагедии и героическом подвиге народа. Именно с неё в советском кино начался всесторонний процесс нравственно-философского осмысления войны, мотивов выбора и испытания героев перед лицом опасности, смерти и вечности.

    «Судьба человека» в большей мере вобрала в себя те лучшие нравственные черты, которые присущи в целом военному кинематографу. Она бесстрастно правдива в изображении любой стороны действительности и в этом своём познавательном качестве представляет для зрителя своеобразный учебник истории, но не общества в целом, а историю в призме единственной судьбы.

    Бондарчук не стал изображать масштабных сражений или выводить на экран исторических деятелей. Он продолжил традицию оригинала, обратившись к судьбе «маленького человека» из народа, попавшего в водоворот глобальных исторических событий, блистательно передав при этом не только эпоху, но и гораздо более тонкие нюансы. Концепция фильма также не претерпела изменений, сюжетная линия представлена авторской экспозицией, повествованием героя — Андрея Соколова и авторской концовкой.

    Меркнет пред «Судьбой человека» любое из известных мне кинополотен. Гаснет, не оставляя после себя ничего кроме пафоса и скуки. А этот фильм, словно неугасающая свеча, навсегда останется в сердцах людей памятником мужеству и могучей воле человека. Подвиг здесь предстал в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова. Вдали от Родины Андрей пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое мужество и до конца оставался человеком. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь он из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни: семью, любовь, счастье. Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. Жизнь не может предъявить ему счета. Он выполнил перед нею все человеческие обязательства, но вот она перед ним за его личную жизнь — в долгу, и Соколов осознает это. И после всего того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумою. Но Андрей не ропщет на мир, не замыкается в своем горе и, оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца.

    Всей логикой своего творения, всей своей игрой и режиссурой, всем своим неисчерпаемым талантом Бондарчук доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен своей непростой жизнью, он верит в себя и судьбу. И каждый из нас должен брать пример с Соколова, в сложные моменты черпая из картины магические силы для дальнейшей борьбы.

    Показать антигуманную суть войны, ломающую и коверкающую судьбу, не щадящую саму жизнь, — главная задача, которую поставил перед собой Бондарчук в «Судьбе человека». Глубокой, светлой верой в человека пронизан этот фильм. При этом заглавие его непросто символично, оно фундаментально. Режиссёр сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого по истине величайшего шедевра.

    Историки ещё долго будут разбираться в причинах и итогах войны. Но мы знаем, что многих и многих в эти годы к подвигу вела вера. Во что? В то, что наше общество во чтобы то ни стало должно спасти страну, мир от фашистской орды. И пока смазливые американцы в лощеных комбинезонах искали Райана, советским людям никто не возмещал горечь потерь. Поэтому, если Вы действительно хотите понять, почему именно наша Родина одержала великую победу во второй мировой войне, обязательно посмотрите эту картину.

    9 мая 2009 | 16:12

    Странные и противоречивые чувства вызывает и тот неоднозначный отрезок времени в истории страны, и та неоднозначная литература — естественное порождение эпохи, двояко толкующиеся многими, в том числе и здешними рецензентами. Вот и я решаюсь на подобный субъективизм впечатлений.

    Сразу оговорюсь, что c литературной основой знакома и несоответствия киновоплощения или далекого ухода от первоисточника не обнаружила совершенно точно. И это немалый плюс.

    Плюсом, в моем понимании, явилась и точная передача настроения, пафоса произведения — история личной мужественности человеческого духа в советском варианте. Приведенная через призму отдельной личности к общему знаменателю всей страны.

    Должно быть, желание жить, такое простое в основе своей чувство и движет героем, — как, впрочем, и многими людьми — приводя его и к личным подвигам, и к отчаянным поступкам, поневоле становящимися смелыми. Естественно, в жесткой увязке с советской идеологией, принимающей порой жуткие формы, как, например, в случае с убийством в церкви. И понятно, что тот критерий морали, который заложен в Соколове, не позволит ему переступить определенную черту, пусть даже с условием сохранения собственной жизни. Вот ровно с этого момента и можно попытаться рассмотреть чрезмерную как патетику, так и историческую гиперболизацию и неправдоподобие.

    Итак, правы уже высказавшиеся ранее, что за взятие «языка», да еще и сбежав из долгого плена, в реалиях тех лет нашему герою не светили бы ни улыбки командиров, ни награды и обеды. Первым и единственно положенным в таких случаях действии был бы долгих допрос, с огромной долей вероятности перешедший (в лучшем случае) в очередной срок. Про худший даже упоминать не хочется…

    И такие моменты в фильме, чаде своего времени, безусловно, есть. Ими же пронизан и рассказ Шолохова. Но, помня о государственной идеологии, равно как и о личности самого писателя, зрителю важно понять эту особенность, как признак эпохи, как, между прочим, образ мышления многих в ней живущих. И именно с учетом этих знаний и подходить к рассматриваемому материалу, не ожидая от него исторической правдивости.

    Но все-таки, кинематограф — это ко всему прочему и искусство художественное. И вот с этой позиции претензии перестают себя обнаруживать. Полагаю, что и выбор отсутствия цвета не случаен и вполне оправдан, как дополнительный оттенок трагедийности и хроникальности изложенных событий. Полагаю, что и художественные приемы были очень к месту и действительно работали на общее впечатление. Стоит знать, что и Бондарчук, и оператор картины Монахов были участниками той войны, и как очевидцы не могли не привнести свой непосредственный опыт в картину. Может, отсюда и особая эстетика кадра, когда камера в отдельные моменты почти документально фиксирует персонажа и бессловесно передает его внутреннюю трагедию. И целый ряд символов, который не мог не усилить ленту.

    Можно до бесконечности дискутировать об исторической достоверности фильма, но его художественной ценности невозможно не заметить. И именно по этой причине он не пылится на забытых полках кинематографа, а вот уже более пятидесяти лет остается заметным явлением русского киноискусства. А осознавая, что судеб, подобных судьбе Соколова в то пагубное время было немало, понимаешь, что видишь самую обычную судьбу самого обычного человека, зажатую в тисках своего временного отрезка и оттого так отчаянно, неисправимо трагичную. Судьбу человека немирной эпохи, с немирными поступками, со стремлением к миру…

    10 августа 2010 | 19:22

    Советские фильмы, они никогда не показывали реальную картинку происходившего. Все мягче, идеализированнее. Человеку тех времен, да, пожалуй, следовало смотреть подобные. Если же смотреть взглядом человека нынешнего, не видевшего ужасы войны, но способного просмотреть хронику, прочитать описания очевидцев, да и просто послушать бабушек-дедушек, фильм, подобный «Судьбе человека», первым делом может начать мозолить глаза нестыковками.

    По моим прикидкам, главного героя пристрелить должны были еще в самом начале, когда он сбежал. Обнаружили с собаками — убили бы на месте. Ан нет, привели обратно в плен. Да только не ценили немецкие солдаты вражескую жизнь настолько. Рабочей силы полно было. К слову, наблюдать стариков, едва держащихся на ногах, в рядах работающих военнопленных — тоже диковато. Убивали неспособных работать, убивали. И таких нестыковок великое множество.

    Но зрителю суют под нос, понимаете ли, тяжкую судьбинушку солдата Соколова. Хорош герой — союзника, что в партию не вступил, семь классов окончил, да коммуниста сдать собирался, придушил на месте. Три стакана водки опрокинул, мужество показал. Вот он РусИван — водку без закуски, своего, инстинкт самосохранения демонстрирующего, придушить. В фильме показан солдат, который выражал совершенную покорность в плену. Он плывет по течению, а не борется — ну, да, советскому человеку предполагалось видеть это, а не плюющих в лицо врагу бойцов, гордо отворачивающих нос от фашистских подачек, конечно.

    Я не смог посочувствовать главному герою, не смог и посмотреть на фильм взглядом советского человека тех времен. Видимо, я слишком своего времени человек.

    20 июля 2012 | 08:20

    Сложно начать написание отзыва к этому фильму. Сложно потому, что чувствуешь ответственность за каждое слово, которое напишешь, ведь может быть, кто-то будет принимать решение, смотреть ли этот шедевр отечественного кинематографа или нет, прочитав именно этот отзыв. В не зависимости от того понравится ли то, что я здесь изложу или нет, знайте — фильм вы должны посмотреть обязательно.

    «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: за что же ты жизнь меня так покалечила, за что так исказнила?»
    Рассказ Андрея Соколова о своей жизни и из случайного слушателя душу вынимает, слезы ему на глаза наворачивает, и его самого заставляет все пережить еще раз, внутренние раны свои незаживающие тревожит, а зритель каждый по-своему сопереживает. Кто легко расчувствоваться может тому совсем тяжко смотреть наблюдать за «Судьбой человека», да и тот, кто покрепче в этом смысле будет, тоже равнодушным не останется.

    И до войны не легко Андрею жилось. После гражданской войны один из семьи остался, родные померли, сам голод пережил — батрачил на кулаков на Кубани, потом на Родину вернулся. И тут вроде бы стала жизнь у него налаживаться. Полюбил женщину, женился, детей нарожали — двух дочерей и сына, душа в душу жили. «Не было для меня красивее и желаннее ее, не было и не будет». А тут война.

    Надо сказать, что Сергей Бондарчук умел показать войну. Не могу говорить насколько реально, потому что сам там не был, но, по-моему, именно такой ее нужно показывать. Страшной, бесчеловечной, не признающей ничего святого. Великий режиссер умел показать ее с любого ракурса. И глазами обыкновенного солдата на поле боя, как в «Они сражались за Родину», и со стороны полководцев, как в «Ватерлоо» и «Войне и мире» (где им были поставлены батальные сцены потрясающих масштабов и зрелищности), и глазами пленного, отосланного в фашистские концлагеря Андрея Соловьева.

    Наверное, не мог Бондарчук доверить никому роль Андрея Соколова, поскольку только сам точно знал, как ее нужно сыграть. Столько оттенков характера и столько чувств предстояло ему передать, что невозможно было объяснить кому-то другому каждую деталь, каждое выражение лица главного персонажа. Да и невероятно подходит он для роли. Пожалуй могу представить на этом месте только Тихонова.

    С каждым днем все дальше он от Родины, каждый день предстоит ему переносить унижения и издевательства, видеть смерть товарищей, выматываться на каторжных работах, но русский солдат не сломается. Все время думает он о возвращении домой, живет воспоминаниями о семье, надеется и верит. И смерть обходит его стороной, не по зубам ей русский человек со стальным характером. Все вынесет, все вытерпит, огонь и воду пройдет, потому что силен духом.

    Вернулся, а на Родине еще одно испытание, да почище плена будет. Возвращается Андрей на руины своего города, а там где его дом стоял теперь воронка от бомбы. Не пощадила война его семью. «А ведь я там в плену каждую ночь с ними разговаривал. Выходит я два года с мертвыми разговаривал.» Отбирает жизнь все, что у него было. Во что верил, к чему стремился, чем жил ничего не осталось у Андрея. «Не приснилась ли мне жизнь моя!?»  — спрашивает он у судьбы. Другой бы проклял все, сломался бы, потерял надежду. Но есть еще ради чего и чем жить Андрею — его сын ушел на фронт и дослужился до капитана. Вот закончится война, и заживут они вместе, сына женит, сам будет внуков нянчить…

    И вот Победа! Вокруг радость, счастье, празднество, но не может Андрей Соколов порадоваться вместе со всеми, сын его погиб, один он остался. Отчаянье пропитывает солдата, не знает Андрей куда бежать от своей судьбы, не знает чем теперь успокоиться, как теперь забыться, чем залечить шрамы в своей душе. Не вернется он в свой родной город, там все будет напоминать ему о перенесенных потерях. Нет у Андрея больше родины. Да и надо ли ему теперь что-то? Но он не будет жаловаться на свою судьбу, не будет сломлен его характер и сейчас. Все те чувства, благодаря которым он пережил все испытания, но так и не смог выразить, он подарит маленькому осиротевшему мальчику Ванюше, который заменит ему сына. Андрей пойдет на обман, но он имеет на него право после всего перенесенного им за годы войны. «Ведь жить то надо, как-то надо, сынок, жить то».

    Рассказ великого русского писателя Михаила Шолохова превратился в шедевр великого русского режиссера Сергея Бондарчука. Он поставил фильм и сыграл Андрея настолько глубоко и чувственно, что ни на минуту не сомневаешься, что прообразом героя стал один из вернувшихся с войны солдат, что Родина наша богата такими прекрасными людьми с железной волей, большим добрым сердцем, неугасаемой жаждой жизни. Веришь, что какие бы испытания не выпали на долю России, благодаря таким вот героям вынесет страна все невзгоды.

    Значение фильма для нашей культуры трудно переоценить. «Судьба человека» — это напоминание будущим поколениям о том, какую цену пришлось заплатить нашему народу за чистое мирное небо над нашими головами. Нужно понимать, что для многих война не закончилась, когда они вернулись домой, война продолжалась в душах, и многим нужно было начинать совершенно новую жизнь, чтобы одержать свою личную победу. Андрей Соколов одержал эту победу. Победу человеческой личности над кошмарами, лишениями, бедами, горем. Он выстоял, и благодаря таким как он выстояла наша страна.

    13 июня 2009 | 03:39

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 476 руб.
    подробнее

    Новости


    Когда-то второплановый актер во многих важных советских картинах, ставший известным благодаря роли криминального авторитета Антибиотика из саги «Бандитский Петербург», Лев Борисов умер в возрасте 77 лет. Среди картин с его участием «Высота», «Баллада о солдате» и «Облако-рай». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Понимаете ли, можно получать награды на фестивалях за то кино, которое здесь на родине не смотрят. Обычно это объясняется тем, что «нет пророков в своем отечестве». Но лично мне, все-таки, интересно снимать то кино, которое понимаемо и любимо теми людьми, которые говорят на том же языке, на котором я это кино снял (...)
     
    все интервью

    Статьи


    К 9 мая российские телеэкраны станут черно-белыми: эфир займут «Баллада о солдате», «...А зори здесь тихие» и другие фильмы о войне. В преддверии Дня Победы КиноПоиск составил гид по классическим советским лентам на ТВ, а также нашел в коллекциях онлайн-кинотеатров малознакомые зарубежные и документальные картины о Второй мировой. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    15-16 июня
    15.06.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 15-16 июня
    Союзкинопрокат будет выплачивать студиям сметную стоимость фильмов и 5% надбавки. (...)
     
    все записи »

    Результаты уик-энда
    Зрители1 301 421909 248
    Деньги315 472 529 руб.214 609 767
    Цена билета242,41 руб.2,63
    04.09 — 07.09подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    75.Судьба человека8.337
    76.Однажды в АмерикеOnce Upon a Time in America8.335
    77.Шестое чувствоThe Sixth Sense8.334
    78.Укрощение строптивогоIl bisbetico domato8.330
    79.Темный рыцарь: Возрождение легендыThe Dark Knight Rises8.329
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.Врожденный порокInherent Vice91.33%
    47.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IIThe Hunger Games: Mockingjay - Part 291.24%
    48.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 391.12%
    49.БивеньTusk91.09%
    50.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted91.04%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Жизнь прекраснаLa Vita è bella231
    Небо ТибетаPhurbu & Tenzin1
    ХичкокHitchcock73
    МеталлисткаMálmhaus6
    Корпоратив1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ЛюсиLucy7.179
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars8.077
    История дельфина 2Dolphin Tale 27.357
    Пряности и страстиThe Hundred-Foot Journey7.838
    Избави нас от лукавогоDeliver Us from Evil6.402
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    ДракулаDracula Untold09.10
    СудьяThe Judge16.10
    премьеры