всё о любом фильме:

Судьба человека

год
страна
слоган-
режиссерСергей Бондарчук
сценарийЮрий Лукин, Федор Шахмагонов, Михаил Шолохов
директор фильмаГлеб Кузнецов
операторВладимир Монахов
композиторВениамин Баснер
художникИпполит Новодережкин, Сергей Воронков, Орест Верейский
монтажТатьяна Лихачева
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  39.2 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время97 мин. / 01:37
Фильм рассказывает о русском солдате, которого война подвергла страшным испытаниям, лишила дома и семьи, бросила в концлагерь. Но судьба не сломила его дух — он выжил, отстоял своё право быть человеком, сохранил способность любить…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» (1957).
    • Занимает по посещаемости 97-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1960 году.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 347 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Судьба человека» — это не просто жизнь солдата Андрея Соколова, а судьба человека вообще, потому что слово «человек» в названии обобщающее. Испытания выпали на долю каждого солдата, прошедшего Великую Отечественную войну, война отобрала у людей все самое дорогое: у кого-то дом, у кого-то здоровье, а Андрея Соколова война лишила семьи. В рассказе и в фильме нет политико-идеологического аспекта: не упоминается ни Сталин, ни советская власть, а солдат называют просто русскими солдатами. Не упоминается и тот факт, что многих людей, побывавших в плену, власть радушно не принимала, а после освобождения направляла в свои же лагеря. Поэтому считается, что война и события приукрашены, но ведь главная цель картины и повести — показать личную трагедию одного человека и всех людей вместе, не только советских людей, а всех, кого война лишила самого дорогого.

    «Судьба человека» — это экранизация повести Михаила Шолохова, снятая почти сразу после ее выхода. Режиссером картины выступил Сергей Бондарчук, главные роли исполнили сам режиссер, Зинаида Кириенко и Павел Полунин. После просмотра фильма я углубилась в чтение рецензий и, что меня просто поразило, нашла отрицательные отзывы. Я считаю, что негативные рецензии на фильм и повесть — это самое настоящее кощунство. Какой же это «звездой» надо быть, чтобы критиковать Михаила Шолохова и Сергея Бондарчука? Михаил Шолохов первый автор, показавший военные события как трагедию всего человечества, его повесть — это обращение к общечеловеческим ценностям, и задача каждого читателя — проникнуться уважением к подвигу наших дедов и понять, что война — это самое страшное, что может выпасть на долю человека, в ней нет никакой романтики.

    Да, я, конечно, не могу понять людей, повязывающих георгиевские ленточки на 9 мая в самые неподходящие для этого места, кричащих при каждом удобном случае «деды воевали». Как раз эти люди и меньше всего понимают, что такое война, в них нет глубокого уважения. Мне уважение привила моя бабушка, сжигавшая списки коммунистов, бежавшая в одних тапочках из Краснодара в Сибирь: война отняла у нее здоровье. Моя вторая бабушка научила меня не смотреть на все однобоко, ведь выжить ей помогли немцы. И это очень хорошо, что у меня есть такие бабушки, они очень многому смогли меня научить и многое рассказали. Но веду я к тому, что они тоже смотрели и читали «Судьбу человека» и считают эту историю лучшим отражением общей трагедии.

    Главный герой картины — шофер Андрей Соколов, повествование же ведется от лица рассказчика. Рассказчик сидел на берегу и ожидал переправы, вдруг он увидел приближающегося к нему мужчину с маленьким сынишкой. Мужчина представился рассказчику Андреем Соколовым и рассказал историю своей жизни. Герой вспоминает о своем детстве, семье, годах войны. Он воскрешает в своей памяти образы самых дорогих ему людей: жены Иринки, детей, которых война отняла у него. Выстоять в тяжелое время ему помогли духовные ценности, приобретенные до войны, ведь жена и дети, мир и достаток в семье всегда были главным для Андрея Соколова.

    Главную роль в картине исполнил сам режиссер Сергей Бондарчук. Сергей Бондарчук прекрасный актер, ему удаются самые сложные роли, самые противоречивые характеры. А как Играет Павел Полунин! Мы смотрели фильм «Судьба человека» в школе и все до одного рыдали на последнем моменте, даже мальчики. Ну невозможно сдержать слез, как ни пытайся. Зинаида Кириенко — идеальная актриса на роль Иринки, с такими же добрыми глазами, такая же кроткая.

    В общем, в советское время вообще не было фильмов с плохим подбором актеров, но в, когда смотришь «Судьбу человека» складывается ощущение, что актеры были рождены для этих ролей, честное слово.

    Таким образом, «Судьба человека» — эта такая картина, мимо который ни один человек не должен пройти. Не «Утомленные солнцем», а «Судьба человека» — это Великое кино о Великой войне.

    8 июля 2014 | 10:42

    «Судьба человека» — это не просто фильм, а целая драма о простом человеке-солдате. Еще со школы книга Шолохова «Судьба человека» вызывала во мне глубокое уважение к персонажу (Андрей Соколов).
    Актера на роль Андрея Соколова, на мой взгляд, подобрали просто идеально, им оказался Сергей Бондарчук.

    В фильме показано как простой русский человек прошел через все трудности жизни, в том числе война, лагерь, потеря жены и детей и, несмотря на все трудности, Андрей Соколов остается — ЧЕЛОВЕКОМ.

    Фильм шедевр. Кто не смотрел, обязательно посмотрите!!!

    100 баллов по 10 балльной шкале.

    19 сентября 2007 | 19:35

    Раньше я прочитал повесть Шолохова «Судьба человека» и она тронула меня раскрытой картиной страданий одного человека, его борьбы с невзгодами на войне и мире. Показали и экранизацию этого произведения.

    Фильм еще правдивей и жестче показал, через что пришлось пройти простому человеку Андрею Соколову. Война, плен, концлагеря, трудная жизнь в послевоенное время — все показано без прикрас. Черно- белое кино, на мой взгляд, придает картине оттенок документальности, что лучше дает представление о событиях той войны.

    Андрей Соколов — это та личность, которую можно назвать «советским человеком», без всяких двусмысленных намеков. Он не теряет собственного достоинства ни дома, ни в плену у врага. Его сила воли помогает справиться с нечеловеческими условиями. от которых другие люди ломались и больше всего мечтали о смерти. Сцена с немецким комендантом Мюллером — вершина художественного мастерства фильма. Испытываешь гордость за наших дедов, которые перед лицом смерти вели себя достойно. Даже фашист признал это, отпустив своего противника живым.

    Казалось, после войны все должно закончиться и Андрей получит наконец покой. Но война безжалостно вмешивается в его судьбу даже после завершения войны. Ему придется узнать о гибели всех родных. Воронка от бомбы — вот что осталось от надежд на мирную жизнь после войны…

    Но Соколов не падает духом, как ни горька была его боль от утраты близких. Судьба сводит его с мальчиком Ванюшей. Судьба Ванюши ничем не отличается от судьбы Андрея. Оба они — сироты. Им придется вместе строить новую жизнь, старая погибла в пламени войны. Но зная характер Андрея, можно быть уверенным, что какие угодно испытания ни встанут на его пути, он сумеет их преодолеть. Такова судьба русского человека.

    Надеюсь, что в наше время не возникнет мысли снять новую версию «Судьбы человека». Учитывая, во что превращаются фильмы прошлого при современной пересъемке, это было бы кощунством.

    10 из 10

    12 февраля 2012 | 13:16

    Роковым препятствием на благородном человеческом пути была и остаётся война — самое безнравственное действие из всех, какие породил человек.

    (Виктор Астафьев)

    В 2009 году исполняется ровно полвека с момента рождения триумфа: фильма «Судьба человека», фильма, который вопреки логике не только превзошёл оригинал в литературе, но и дал этой истории новую жизнь. Снятая по шолоховскому произведению картина появилась на свет, когда прошли годы, необходимые для глубинного осмысления произошедшего, но ещё была свежа память о трагедии и героическом подвиге народа. Именно с неё в советском кино начался всесторонний процесс нравственно-философского осмысления войны, мотивов выбора и испытания героев перед лицом опасности, смерти и вечности.

    «Судьба человека» в большей мере вобрала в себя те лучшие нравственные черты, которые присущи в целом военному кинематографу. Она бесстрастно правдива в изображении любой стороны действительности и в этом своём познавательном качестве представляет для зрителя своеобразный учебник истории, но не общества в целом, а историю в призме единственной судьбы.

    Бондарчук не стал изображать масштабных сражений или выводить на экран исторических деятелей. Он продолжил традицию оригинала, обратившись к судьбе «маленького человека» из народа, попавшего в водоворот глобальных исторических событий, блистательно передав при этом не только эпоху, но и гораздо более тонкие нюансы. Концепция фильма также не претерпела изменений, сюжетная линия представлена авторской экспозицией, повествованием героя — Андрея Соколова и авторской концовкой.

    Меркнет пред «Судьбой человека» любое из известных мне кинополотен. Гаснет, не оставляя после себя ничего кроме пафоса и скуки. А этот фильм, словно неугасающая свеча, навсегда останется в сердцах людей памятником мужеству и могучей воле человека. Подвиг здесь предстал в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова. Вдали от Родины Андрей пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое мужество и до конца оставался человеком. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь он из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни: семью, любовь, счастье. Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. Жизнь не может предъявить ему счета. Он выполнил перед нею все человеческие обязательства, но вот она перед ним за его личную жизнь — в долгу, и Соколов осознает это. И после всего того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумою. Но Андрей не ропщет на мир, не замыкается в своем горе и, оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца.

    Всей логикой своего творения, всей своей игрой и режиссурой, всем своим неисчерпаемым талантом Бондарчук доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен своей непростой жизнью, он верит в себя и судьбу. И каждый из нас должен брать пример с Соколова, в сложные моменты черпая из картины магические силы для дальнейшей борьбы.

    Показать антигуманную суть войны, ломающую и коверкающую судьбу, не щадящую саму жизнь, — главная задача, которую поставил перед собой Бондарчук в «Судьбе человека». Глубокой, светлой верой в человека пронизан этот фильм. При этом заглавие его непросто символично, оно фундаментально. Режиссёр сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого по истине величайшего шедевра.

    Историки ещё долго будут разбираться в причинах и итогах войны. Но мы знаем, что многих и многих в эти годы к подвигу вела вера. Во что? В то, что наше общество во чтобы то ни стало должно спасти страну, мир от фашистской орды. И пока смазливые американцы в лощеных комбинезонах искали Райана, советским людям никто не возмещал горечь потерь. Поэтому, если Вы действительно хотите понять, почему именно наша Родина одержала великую победу во второй мировой войне, обязательно посмотрите эту картину.

    9 мая 2009 | 16:12

    Довольно тяжелое и очень трогательное кино. Вот так умели снимать только наши. Фильм трогает до глубины души. Один из лучших фильмов про Вторую мировую! Это кино, на мой взгляд, в первую очередь о том, что война забирает самое дорогое у человека — его близких. Самое страшное на войне — это потерять родного человека. И именно об этом этот фильм.

    Мне очень понравилась работа оператора. Есть некоторые сцены, которые, мне кажется, можно смотреть бесконечно. Например, тот момент, когда главный герой лежит в поле после побега или ужасающая сцена огромной очереди в печь в концлагере. С точки визуальной точки зрения — просто потрясающе.

    Конечно, замечательно сыграли актеры. И, хотя по моему мнению фрицы не очень похожи на тех, что обычно описывают ветераны (имею в виду, что они получились на настолько жестокими), остальные персонажи получились замечательно. Ну, конечно же главную роль, которую сыграл Бондарчук, нельзя не отметить!

    9 из 10

    18 ноября 2011 | 02:00

    Посмотрев этот фильм, я сразу же вспомнил о школе и моменте, когда мы на уроке литературы проходили Шолохова и как раз «Судьбу человека». По многочисленной просьбе классного руководителя мы посмотрели фильм в школе, но за сорок пять минут урока фильм не посмотришь, а за это время уже начинаешь проникаться философией этого фильма, созданного на Мосфильме режиссером и исполнителем главной роли Сергеем Бондарчуком, отец Федора Бондарчука, который ныне является одним из производителей разного рода фильмов, в частности «9 рота» и нашумевшей три года назад дилогии «Обитаемый остров», которые мне тоже стоит пересмотреть. Хотя чтобы обрести славу отца, сыну понадобиться снять еще как минимум четыре нормальных фильма по книгам, да хоть и не по книгам! Главное чтобы смысловой и эффектный посыл был соблюден. Но мы отошли в сторону.

    Михаил Шолохов не раз был экранизирован в нашей стране, потому что его произведения настолько сильны с точки зрения морали и общечеловеческой этики, что увидеть их воплощение на экране было бы делом ближайшего времени, ну и в пятьдесят девятом году двадцатого столетия Бондарчук снял свою ленту практически не изменив книгу ни на йоту, а самое главное- он оставил тот смысловой посыл, который должен передаваться из поколения в поколение: «Война- это страшная вещь, но больше всего пострадали русские люди, которые были способны противостоять фашистам и стойко переносить все неприятности. Их вера непоколебима и в этом их сила». Но наше поколение родилось уже после войны и не застало то страшное но патриотичное время, в нас уничтожают нашу душу, нас пытаются поработить и это плохо. Наш характер гниет и равнодушие к павшим в боях за наше будущее все более удивляет, ветераны гибнут, а мы не хотим на это обращать внимание, как сказал Задорнов «Чтим погибших, не платим выжившим».

    Этот фильм задел меня до глубины души и что самое главное пробудил во мне патриотические нотки, ибо эта драматическая история человека, у которого война отняла все, у которого не была смысла жизни и заветной цели вдруг становиться нужен и как закаляется русский характер. Этот фильм «золотой», это одна из тех немногих картин, которая на фоне современных драм выглядит как «то, что надо», собственно, это и есть «то, что надо»!

    Итог: «Судьба человека»- фильм о русском человеке, о характере, который способен выдержать всякую муку и патриотический фильм, который настраивает на лучший лад, отличный повод собраться как-нибудь и посмотреть, как один наш человек обвел немцев вокруг пальца. Моя десятка и «Золотой фонд советского кино».

    10 из 10

    1 июля 2012 | 12:18

    Поставленный в 1959 году по великолепному рассказу Шолохова режиссером, тогда дебютантом, Сергеем Бондарчуком фильм «Судьба человека» оказался примечательным и этапным для советского кино.

    Отображая трагедию войны, столкнувшись воочию с бесчеловечностью фашизма, наше кино остается гуманным, стремится, прежде всего, раскрыть нравственный потенциал человека. В этом отношении наши фильмы о войне, наши старые фильмы о войне, противостоят откровенно западным, которые убогие не только в духовном плане, но и художественно. В западные фильмы проникнуты безысходностью, отчаянием, война изображается как гибель всего человечества. Нет никакого сострадания к героям: их убивают, а тебе не жаль. Ради чего он гибнет? Но зато есть «экш»! Стрельба, взрывы! В героя красиво впиваются пули, он также красиво падает и истекает кровью.

    «Судьба человека» — потрясение, трагическое и героическое. Бондарчук сыграл роль Соколова превосходно, он убедил в правде своего героя, в силе его характера, не сломленного пленом.

    Невозможно забыть кадры, когда бежавший от немцев русский солдат прячется во ржи, когда сухой мирный ветерок колеблет спелые колосья. А вот еще кадры: яблонька, которая стоит в талой воде и буквально светится, потому что вся в цвету. Этого нет в рассказе, но это образ возрождения неувядаемой жизни. И сцену нападения самолета на одинокий грузовик с практически беззащитным Андреем Соколовым. Сцена расстрела у церкви, ведь именно у церкви фашисты расстреливали людей.

    Проза Шолохова ожила на экране и это было стопроцентное попадание. Фильм рассказывает о судьбе человека с проникновенностью, сердечностью, с драматизмом. Заставляет зрителя волноваться, переживать плакать и ликовать. Нужна великая любовь и уважение к нашему человеку, чтобы показать его таким живым, сильным, прекрасным, как это сделал Шолохов и как это воплотил на экране Бондарчук.

    Во всех эпизодах все от жизни. Жизни беспощадной, трагической, щемяще доброй. Сам Бондарчук прошел войну солдатом, был участником битвы за Кавказ. Так что он знал, что и как снимать.

    Сила рассказа Шолохова и фильма в том, что хоть здесь и представлена монодрама, но в одной судьбе человеческой здесь воплотилась судьба всей страны, всего народа.

    Мы выстояли и победили. Помним и цену спасения Отечества: всех пожилых и молодых мужиков, многие из которых так и не обзавелись семьями, детьми. Сколько поколений убито! Все ради нас, чтобы мы жили! Жили, понимаете?

    24 мая 2011 | 22:55

    Что мы знаем о нашей Войне? То, что она была. И что были молодые и красивые бабушки (прабабушки), дедушки (прадедушки), которые воевали — спасали. И только…

    Однако когда мы смотрим «Иваново детство» Тарковского, «Летят журавли» Калатозова, военные фильмы Германа и Ростоцкого, экранизации Бондарчука, мы знаем о ней все. Все! То, как они победили, что они — Боги Войны, что они — вечны.

    Смотрела «Судьбу человека» и была уверена, что после стольких прочтений шолоховской книги не заплачу. И заплакала. В тот момент, когда Андрей (С. Бондарчук) сказал малолетнему Ванюшке ненастоящую правду, но ту, что важнее и выше любой настоящей: «А ты знаешь, кто я такой? Я твой отец».

    Бог Войны — тот, чье сердце умягчается за считанные секунды от горького взгляда ребенка и способно стучать после «смерти». Сергей Бондарчук, который не стесняется играть зашкаливающую восторженность, мягкость, акварельное умиление, неожиданные в зачерствевшем от горя человеке, — секунды чуда, минуты самого настоящего Молчания и Смысла. Больше, чем кино.

    Это фильм пиковых событий, поступков и переживаний, и он вполне может удостоиться прозвания «сентиментальный» за нескрываемое, прямое, настойчивое обращение к самым потаенным струнам зрительских сердец. Однако есть более подходящие слова для его характеристики — сердцещипательный и душещипательный. Яркая экспрессивность этих выражений полностью соответствует явной экспрессивности киноповествования Бондарчука. До предела насыщена эмоциями сцена, где наши пленные поют Катюшу, которая звучит, словно выстрелы ружей, а значит — тоже борьба (воистину Бондарчук — мастер массовок, в них неглавных нет). Сверхэмоциональны увеличенная камерой улыбка доктора и его повторяющиеся вопросы: «Товарищи, раненые есть? Есть раненые…». Как яркий, экзальтированный полет снята сцена побега Андрея Соколова из лагеря. Бог Войны — стремительный, освещенный огромными лучами солнца, — как птица в небо, врывается в колосящееся поле, лежит раскинув руки, словно крылья, взятый камерой будто с высоты птичьего полета. Но даже с такой высоты Соколов огромен и силен от прикосновения к родной земле. Он принадлежит ей, она — ему. Без сомнений. И это та чистая правда и тот чистый патриотизм, которые помогли ему победить.

    Ключевая сцена фильма: начальник лагеря В-14 предложил «русскому Ивану» перед смертью выпить за победу немецкого оружия. На что получил ответ: «Я непьющий». Зато он — ЖИВОЙ — пьет за свою погибель три огромных стакана, закусывая только после третьего небольшим кусочком хлеба. Крепость водки — крепость характера, достоинство — пить за свою смерть не кланяясь, не приседая, не моля о пощаде, даже не беря «великодушно» предложенную закуску, твердость — смотреть прямо в лицо врага, побеждая его и свою смерть одним взглядом.

    Вопрос: может ли все это обычный человек?

    В монументальном советском искусстве очень любили укрупнять людей. Но не всегда это выглядело естественно и достойно. Бондарчук показал глыбу, человечище, в существование, в возможность которого почему-то невозможно не верить. Как и у Эйзенштейна, у него был дар увеличивать и «приподнимать» личность без фальши.

    Он жил в эпоху, когда официально «не было» Бога. И он своей режиссерской волей перенес все источники выживания, всю мощь, все Небо — в Человека. Его бог Войны — источник высшей справедливости, у него врожденный инстинкт добра и он — проводник истины, правды, чуда.

    Вопреки всякой исторической логике, мне кажется, что «Судьба человека» очень религиозна. В подтексте. Когда Андрей и Ванюшка изображаются в паре, как-то самой собой вдруг приходит понимание, что их двойничество — иллюстрация глубоко религиозной идеи: необходимо видеть в другом человеке себя, невозможно жить только для себя!

    Любившие Толстого Шолохов и Бондарчук вообще каждому своему произведению могли бы в качестве эпиграфа предпослать его слова «чтобы не для одного меня шла моя жизнь». Личная война Андрея Соколова выиграна только тогда, когда он это понял. И его «трофей», Ванюшка, кидаясь ему на шею, кричит: «Папка, родненький! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь».

    Победа!

    13 октября 2013 | 19:52

    Чего только не повидал на своем веку Андрей Соколов, чего только не пережил за четыре года войны: плен, пытки, голод и тяжелый труд в концлагере. Жил он одной надеждой — увидеть семью. Но и тут судьба не пощадила русского солдата: погибли все родные и близкие. Не осталось ни одной родимой кровинушки на свете у Андрея. Выжил, выстоял, но как жить дальше? Однако пересмотрели что-то небеса и решили сделать так, чтобы две одинокие души, опаленные войной, нашли друг друга: встречает на перепутье исстрадавшийся человек мальчонку Ванюшку.

    Война. Это страшное слово оставляет за собой не только выжженные деревни, искореженные танки, разрушенные города, но и разлученных братьев и сестер, мужей и жен, родителей и детей. Дети. Эти крохотные создания, которым нужно мирное небо над головой и улыбка мамы, так быстро взрослеют в военное время. Особенно, когда над ними нависает вдруг страшное и жестокое слово «сирота». Сироты, чьи отцы полегли на поле боя, чьи матери были убиты, растерзаны, растоптаны кованым сапогом фашистской нечисти. Сироты, чьи судьбы были изломаны уже в раннем детстве. Увидав такого вот сироту — одного из сотен тысяч ребятишек, оставшихся без родителей, без крова, вынужденного подбирать объедки у шоферской столовки, — дрогнуло сердце фронтовика.

    Рассказ «Судьба человека» — вершинное произведение послевоенного периода писателя Михаила Шолохова, показавшего лучшие черты русского национального характера в образе Андрея Соколова. Именно благодаря стойким людям, тип которых четко описал писатель, наша страна смогла одержать победу. Не понаслышке знал Шолохов о невзгодах войны: в годы Великой Отечественной он работал военным корреспондентом. Рассказ, опубликованный в газете «Правда», потряс всю общественность, но еще больше он потряс актера Сергея Бондарчука: для него снять фильм по мотивам рассказа стало «больше, чем мечтой». Это стало целью его жизни.

    Сюжет ленты почти слово в слово повторяет короткий рассказ Шолохова, но его многослойное художественное оформление наполняет историю человека той широтой, в которой уже угадывается Бондарчук-архитектор, Бондарчук-создатель, Бондарчук-глыба. Да, именно в дебютной ленте режиссера видно, что появился титан — ему по силам впоследствии создать «Войну и мир» и «Они сражались за Родину». «Судьба человека» — воистину эпохальная картина, демонстрирующая мужество одних и трусость других. Постановщик не упускает ничего: здесь есть и героизм, и предательство, и храбрость, и малодушие. Бондарчук-режиссер порицает гнусность, крупным планом демонстрируя лицо труса, Бондарчук-актер в кадре душит собственными руками предателя, ярко демонстрируя свой вердикт: нет места на земле всякой гадине. Жесткая щетина, впалые щеки, круги под глазами, изможденный взгляд — мы видим лицо персонажа, точно переданное яркой игрой Сергея Федоровича. Колючая проволока ограждения, полосатая роба с номерком на груди в бараке концлагеря, лохмотья, запачканные кровью, на теле исхудавшего человека — все это режиссер не прячет, но и не акцентирует внимание на натуралистических подробностях, предлагая зрителю самому представить полную картину творившегося безумия и тотального уничтожения мирных жителей. Нескончаемый поток людей, идущих по направлению к зданию с небольшой табличкой «баня». Покорная толпа, которую ждет лишь вход, а вместо выхода — высоченная труба, из которой валит чернейший дым. Страшно даже предположить то, что осталось за кадром.

    Тема неба идет рефреном по всему фильму: оно то чистое и ясное, то с набежавшими неожиданно грозными тяжелыми тучами, то — заволоченное дымкой. При помощи вида неба постановщик демонстрирует контраст — разницу между миром и войной, тишиной и звуками, исходящими от разрывающихся бомб и автоматных очередей. Чем спокойнее и светлее небо, тем сильнее угроза приближающейся беды. Вот человек спит средь пшеничного поля, раскинув руки, на губах его прилипшие зерна пшеницы, в небе поют жаворонки. Но через минуту покой нарушен: слышен остервенелый лай собак, которые мчат вдогонку за беглецом, чтобы рвать его на части, вонзаясь в исхудалую плоть острыми клыками. Эмоциональный накал картины Бондарчук передает крупными мазками: бегущая вслед за эшелоном жена со сложенными крестообразно на груди руками, как перед причастием, новорожденный ребенок, пытающийся неумело ухватиться губками за мамкину грудь, первенец Андрея, делающий неуверенные шажочки, заливающийся смех дочерей. И в противовес — закатанные по локоть рукава фашистских автоматчиков, жестокий комендант концлагеря, бьющий пленных кастетом, спрятанном в перчатке, расстрелянные в овраге евреи, лоснящийся жиром гитлеровский майор, бросающий обглоданную куриную кость пленному русскому. Бондарчук даже и не пытается искать оправдание палачам и мучителям, громко об этом заявляя в каждом кадре и гордо глядя им в глаза, как его герой, выпивающий перед немецкими офицерами три стакана водки. В этом эпизоде режиссер с подачи автора рассказа, опираясь на внятные каждому с детства приемы фольклора, придал Андрею Соколову черты богатыря из народных сказок. Нас не победить, — говорит его взгляд, и враг — тоже как в сказке — признает достоинство русского мужика. И эта богатырская сила, эта мощь лишь усиливает уважение к герою, ко всем без исключения воевавшим за свою страну.

    Несмотря на год выпуска киноленты, мастер избежал всякой «агитки», сосредоточившись на жизни одного человека, но вложив в прочувствованный образ солдата истории миллионов. Конечно, опасаясь цензуры, Шолохов в первоисточнике не стал указывать на неприглядную действительность: публичное унижение и ссылку в лагеря, ожидавшие всякого военнослужащего, побывавшего в немецком плену. И это пошло картине на пользу: зачем марать перед будущими поколениями подвиг тех, кто сражался за родину. И сегодня как никогда в фильме явственно видны сюжетные пощечины, словно призванные разбудить мирно спящий разум детей и внуков ветеранов. Не видно здесь ни социального заказа, ни коммунистической пропаганды — видна лишь участь людей на фоне исторических событий. Видны судьбы исстрадавшегося мужского сердца и маленького воробушка по имени Ванюшка. Копна соломенных волос, чумазые щечки, глаза, смотрящие в самое сердце зрителю и дрожащие губки, кричащие: «Папка! Родненький!». И крик этот, посланный ранимой детской душой, прерывающийся всхлипами, прорезает грудь, достигает сознания всякого понимающего, что нет страшнее слова, чем слово «Война».

    19 ноября 2014 | 00:20

    -Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель.

    -За свою погибель и избавление от мук я выпью.

    Потрясающая картина о войне и личности. Как и повесть Михаила Шолохова. Смотрел один раз и давно, но в памяти сохранились сильные впечатления и переживания.

    Человек проходил через нечеловеские испытания и все-таки оставался собой, был верен своим убеждениям. Что хорошего только и есть в войне, так это то, что она обнажает сущности людей. И некоторые оказываются поистине прекрасными.

    Андрей Соколов действовал по-человечески. Происходящее с ним можно было бы назвать удивительными приключениями, если бы не реки крови и людских страданий вокруг. Смотришь и представляешь себя на его месте. Что делать, если предатель хочет сдать «своего»? Что делать, если тебя заперли в церкви, а надо по нужде? Как вести себя с врагами, когда ты в плену? А чего стоит история про «три стакана водки без закуски». И это не выдумка писателя, у Соколова были реальные прототипы, например, в этом случае с чудесным спасением — Григорий Дольников. Чего только не происходило на войне. И образ получился собирательный, но реальный. Он состоит из настоящих действий настоящих людей. А ведь человека определяют его дела.

    9 из 10

    28 сентября 2012 | 01:18

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 109 руб.
    подробнее

    Новости


    Когда-то второплановый актер во многих важных советских картинах, ставший известным благодаря роли криминального авторитета Антибиотика из саги «Бандитский Петербург», Лев Борисов умер в возрасте 77 лет. Среди картин с его участием «Высота», «Баллада о солдате» и «Облако-рай». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Понимаете ли, можно получать награды на фестивалях за то кино, которое здесь на родине не смотрят. Обычно это объясняется тем, что «нет пророков в своем отечестве». Но лично мне, все-таки, интересно снимать то кино, которое понимаемо и любимо теми людьми, которые говорят на том же языке, на котором я это кино снял (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Издательство «Сеанс» выпускает книгу критика Антона Долина, посвященную главному ныне живущему шведскому постановщику, мастеру абсурдистского трагифарса Рою Андерссону. КиноПоиск представляет фрагмент этого текста, в котором режиссер рассказывает о том, что он делал так много лет в отдалении от большого кино, а также признается в любви к русским фильмам. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Вспоминаем отечественного обладателя «Оскара» — «Войну и мир» Сергея Бондарчука. 14 марта исполнится 50 лет со дня премьеры первой части едва ли не самой масштабной эпопеи советского кино. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    150.Песнь моряSong of the Sea8.168
    151.Умница Уилл ХантингGood Will Hunting8.167
    152.Андрей Рублев8.167
    153.Славные парниGoodfellas8.164
    154.Семь самураевShichinin no samurai8.164
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.09%
    32.Тор: РагнарёкThor: Ragnarok92.03%
    33.Изгой-Один. Звёздные Войны: ИсторииRogue One: A Star Wars Story92.02%
    34.Великолепная семеркаThe Magnificent Seven92.02%
    35.Двадцать восемь панфиловцев91.83%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ВаркрафтWarcraft64
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass22
    Семейная тайнаUn secret7
    Я – легендаI Am Legend315
    Король обезьянXi you ji zhi da sheng gui lai3
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.268
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.895
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.557
    Angry Birds в киноAngry Birds6.544
    Экипаж8.173
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры