всё о любом фильме:

Старший сын (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссерВиталий Мельников
сценарийВиталий Мельников, Александр Вампилов
директор фильмаВиктор Бородин
операторЮрий Векслер
композиторСергей Рахманинов
художникБерта Маневич, Владислав Орлов, О. Коковкина
монтажЗинаида Шейнеман
жанр драма, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время134 мин.
Это история о том, как два молодых шалопая, провожая случайно знакомых девиц, оказались холодной осенней ночью в глухом пригороде, а все их попытки пристроиться на ночлег оканчивались неудачно.

Наконец, позвонив в отсутствие хозяина дома в первую попавшуюся квартиру и чувствуя, что их вот-вот выставят за дверь, молодые люди не нашли ничего лучше, как объявить, что один из них… внебрачный сын главы семьи… Неожиданно их шутке поверили. Ситуация становится еще более удивительной, когда в вымышленное родство вдруг начинает верить и сам автор этой выдумки…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм «Старший сын» был поставлен по одноимённой пьесе драматурга Александра Вампилова, который погиб за четыре года до выхода картины. Ему было всего 34 года.
    • Судьба произведений Александра Вампилова была очень не простой. Их не разрешали к постановке, а если и разрешали то только на маленьких провинциальных сценах. Его творчество долго не понимали и игнорировали.
    • На роль, которую сыграла Светлана Крючкова, претендовали несколько известных актрис. В том числе, Маргарита Терехова, Людмила Зайцева. Поэтому, как утверждает Светлана Крючкова, она абсолютно не волновалась и вела себя очень спокойно, так как была уверена, что при такой серьёзной конкуренции роль ей не достанется. Возможно, благодаря этому спокойствию и уверенности в себе она и была утверждена на эту роль.
    • На съёмках Евгений Леонов нюхал нашатырный спирт, чтобы заплакать.
    • еще 1 факт
    Начало фильма 09:04

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Замечательная экранизация пьесы Александра Вампилова, осуществлённая режиссёром Виталием Мельниковым, которого следовало бы причислить к когорте лучших мастеров отечественного кино за ряд его работ, существенных для понимания того, какими мы все были всего лишь несколько десятилетий назад. Помимо того, что Мельников, по сути, открыл нам в «Старшем сыне» тогда ещё молодых актёров Николая Караченцова, Светлану Крючкову, Наталью Егорову и Михаила Боярского, он с редкостным тактом позволил Евгению Леонову сыграть на стыке трагикомедии и подлинной драмы одну из его этапных ролей за всю творческую биографию. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 94 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Я смотрел этот фильм не менее 40 раз. Раньше — каждые полгода, сейчас — раз в год. Знаю наизусть, но все равно каждый раз наслаждаюсь просмотром.

    Много чего уже написано выше. Добавлю только, что главный герой этой пьесы (а по моему мнению, это не старший сын, а отец) — Сарафанов — это гениальная иллюстрация того, что было бы с князем Мышкиным, не сойди тот с ума и женись — хоть на Аглае, хоть на Настасье Филипповне, хоть еще на ком-нибудь. Человек не от мира сего, наивный, добрый и беззащитный. Словом, «блаженный», как охарактеризовала его бывшая жена, оставившая его с двумя детьми и уйдя к «человеку серьезному». Бусыгин, человек, как казалось сначала, легкомысленный, меняется после ночного тяжелого разговора едва ли не кардинально. «Нет. это ж не дай Бог — обманывать того, кто верит каждому твоему слову». Не самая тривиальная мысль.

    Плюс ко всему в этой пьесе прозвучало даже определение смысла жизни. Пусть спорное, но все равно крайне редко встречающееся, даже в классике. Ибо многие классики как правило любили ставить вопросы, и мало кто прямо на них отвечал.

    «Каждый человек родится творцом; конечно, каждый в своем деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него, оставалось людям. Поэтому я сочиняю.»

    И немного хочется пройти по актерам. Все сыграли просто блестяще. Леонов, на мой взгляд, вообще сыграл здесь свою лучшую роль. Караченцов — великолепен, Крючкова — хороша. Даже Боярский — лучший Сильва из возможных. Тогда еще не было мушкетеров, и не превратился он в вечного дартаньяна.

    Разумеется,

    10 из 10

    24 апреля 2015 | 11:35

    Советский кинематограф, пожалуй, очень серьезно недооценен в мире, хотя являет собой истинную кладезь шедевров. В 1975 году режиссер Виталий Мельников, прославившийся десятью годами ранее гениальным «Начальником Чукотки», экранизировал одну из пьес трагически погибшего драматурга Александра Вампилова. Большинству современных зрителей, а в особенности молодежи, эти имена и названия не скажут ровным счетом ничего. О нашем кинематографе принято судить по низкосортным комедиям последних лет, тогда как старое кино в лучшем случае не воспринимается никак, в худшем — считается смертной скукой. А между тем, фильм «Старший сын» мог бы вполне попасть в сотню лучших игровых фильмов мира.

    По большому счету эта кинокартина являет собой театральную постановку, с минимумом сцен и акцентом на глубину диалогов. История начинается с обмана: двое молодых людей, не найдя места под ночлег, решаются набиться к первому попавшемуся человеку с крышей над головой в родственники. Судьба как всегда иронична, подкидывает их к дверям отца-одиночки, воспитавшего двух детей. Причем словосочетание «отец-одиночка» вполне можно использовать и по прямому назначению, и как метафору. Пожилой музыкант действительно в глубине души очень одинок, он вынужден играть на похоронах, едва сводит концы с концами, но самое главное, что несмотря на двоих детей, ему не на кого опереться в своей старости. Именно потому музыкант верит в обман и принимает парней на ночлег.

    Это фильм о трогательной любви людей, едва знакомых друг с другом. Владимир (главный герой) постепенно привязывается к обитателям квартиры, помогая им сохранить трещащую по швам семью. Вытаскивая, словно настоящий старший брат, из первой любовной передряги младшего члена семейства, давая «отцу» веру в будущее и собственные силы, Володя сам начинает верить в родство с этими людьми, они становятся ему дороги. За кадром остается множество вопросов, которые при вдумчивом просмотре и не требуют ответов, звуча словно аксиомы с единственно правильной трактовкой. Сложно описать все чувства, которые пробуждает этот фильм, но в первую очередь он заставляет иначе взглянуть на окружающих, куда менее критично и более добродушно.

    Актерский состав фильма просто блистает. Николай Караченцов в главной роли переживает угрызения совести за содеянный обман, и выглядит так, словно уже много лет играл своего персонажа. Евгений Леонов трогателен и добродушен, он великий актер, не сыгравший ни одной плохой роли. Я не люблю Михаила Боярского, но и он на высоте, идеальный прохвост и шалопай с гитарой, единственный не вникший в истинную суть вещей. Ну а Владимир Изотов — вспыльчивый юноша, безответно влюбленный во взрослую женщину, познавший горесть безответности и испытавший безумие от безысходности.

    В фильме играет музыка Сергея Рахманинова, ах эта замечательная прелюдия op.23 N5 соль-минор, придающая фильму слегка грустный колорит.

    Фильм получил всего одну награду, за лучший сценарий на малоизвестном кинофестивале в Праге, а ведь заслуживает куда большего.

    Вывод: «Старший сын», если так можно выразиться, кино камерное. Экранизация театральной постановки с целой плеядой «звезд» советского кино. Потрясающий, добрый, вдумчивый и человечный. Подбирать хвалебные эпитеты к нему можно бесконечно.

    10 из 10

    17 февраля 2011 | 23:26

    Наверное, вы много раз слышали, что в советских фильмах есть «душа». Что же это такое? Почему, когда мы смотрим такое кино, мы ощущаем, как через экран нам передаются чувства, простые, человеческие переживания — радость и боль, восторг и смущение, умиление и жалость. И для этого не нужны дорогие декорации, сложные съемки или лихо закрученный сюжет. Для этого нужна искренность, с которой актеры рассказывают ту или иную историю. И честность режиссера, открывающего нам простые истины.

    Фильм начинается с того, как двое «балбесов», распустившихся и хулиганистых молодых человека Володя и Сильва, опаздали на последнюю электричку в незнакомом городе. Не имея ни малейшего понятия, где скоротать холодную осеннюю ночь, они случайно подслушивают разговор двух соседей и узнают, как зовут одного из них. Набравшись смелости или наглости, друзья звонят в его квартиру. И Володя представляется: «Я — ваш сын».

    Вряд ли друзья питали хоть малейшую надежду, что им поверят. Но Сарофановы — не обычная семья. Сарофанов-отец — человек удивительно наивный и добрый, с открытым и доверчивым сердцем. Он поверил. Он счастлив, что нашел «старшего сына». Это восторженность, с которой Сарафанов принимает друзей в свою семью, сначала забавляет, а потом ошеломляет Володю. И в нем просыпается совесть. Ему стыдно за свой поступок, ведь «очень сложно обманывать человека, который верит каждому твоему слову». Но Володя не может уйти. Не может потому, что сердце Сарофанова не выдержит правды, потому, что влюблен в свою «сестру», потому, что не может бросить «брата» — трудного подростка. Что же делать в такой ситуации? А может быть, не важно кровный ты сын или нет? Может быть главное — любовь, уважение, дружба — то что удалось обрести, познакомившись с прекрасными людьми, и то, что удалось им отдать.

    Сколько теплоты в этом фильме, сколько мудрости. Какие талантливые актеры играют, какие замечательные образы они создают — балбес Сильва (Боярский), совестливый балбес Володя(Караченцов), папаша «святой человек»(Леонов), умница-отличница Ниночка(Егорова), одинокая соседка Наталья(Крючкова), чувствительный Васенька… Каждый персонаж интересен и абсолютно реален. Но особо отметить, все же, хочется гениальную игру Евгения Леонова. Его персонаж и смешон, и трогателен. Ты веришь ему, сопереживаешь и поражаешься тому, что есть и такие люди на земле. Всю жизнь пишет музыкальную сюиту «Все люди — братья» и все на первой странице…

    Душевное кино,

    10 из 10

    9 ноября 2008 | 14:43

    Фильм просто отличный. Посмотрев на игру актеров, понимаешь — так уже никто не играет, да наверное уже и никогда этого не сделает. Прекрасный дуэт Боярский и Караченцов, бесподобный Леонов. Это просто нужно смотреть.
    Сценарий заслуживает отдельной темы.

    Каждый кадр, каждая деталь фильма цепляет и заставляет смотреть и смотреть, впиваясь глазами и рассматривая быт того времени, отношение людей к друг другу.

    20 августа 2007 | 14:24

    Всем, кто неравнодушен к творчеству настоящего «инженера человеческих душ» Александра Вампилова (один из лучших сценаристов в истории отечественного кинематографа), такого же замечательного режиссёра Виталия Мельникова, великолепного оператора Юрия Векслера, всем поклонникам Леонова, Караченцова, Егоровой, Крючковой, Боярского, всем любителям тонкого, умного, доброго, камерного кино — рекомендую, посмотрите.

    Отложите всё, сядьте и посмотрите фильм не отвлекаясь, и вы будете вознаграждены за ваше внимание удивительно тёплым и уютным климатом этой картины, где, несмотря на холодную позднюю осень унылого двора, в старом неказистом доме где-то отшибе то ли маленького городка, то ли станционного посёлка, происходит чудо — буквально за сутки жизнь героев претерпевает изменения, о которых они и помышлять не могли накануне: кто-то становится счастливее, кто-то понимает, что наконец-то находит свою истинную любовь… А ведь могло быть всё не так, если бы не душевная доброта и искренние желания героев понять друг друга. Фильм о том, что всё зависит только от нас самих…

    7 января 2008 | 18:31

    Данный фильм по каким-то причинам, совсем незаметно прошёл в советском прокате. Его не раскручивали по ТВ, не сыпали из него цитатами. На самом деле, работа Виталия Мельникова, заслуживает всяческого внимания, даже сейчас.

    Сюжетная канва незатейлива (фильм к слову снят по пьесе, ощущаешь практически сразу, так как действо происходит, по сути, в одной квартире) и проста, как всё советское кино того времени.

    Дабы не растекаться мыслью, все сюжетные перипетии, отложу в сторону, и пройдусь по актёрскому составу, тем паче, что основная линия повествования, простому пересказу не поддаётся — а только лишь просмотрев всю картину, можно понять о чём она, и какова основная идея создателей.

    Скажу о завязке лишь кратко: два молодых человека, волею случая оказываются одни в незнакомом районе города. Время позднее, трамваи не ходят, а ночевать негде.. И тут, в голову одному из наших друзей приходит мысль — звоня в очередную дверь многоквартирного дома, незадачливые путники, не находят ничего лучшего, как объявить, что один из них внебрачный сын главы семьи…

    Задействован следующий ансамбль: Евгений Леонов, Михаил Боярский, Николай Караченцов, Светлана Крючкова и другие. Играют прекрасно, отдаются до конца. Что всегда отличало отечественную школу, повторяю уже в который раз, актёры смело переносят часть себя на героя, особенно это касается Леонова. Блестящий комедийный и драматический актёр, Евгений Павлович в острохарактерном стиле, исполнил роль простоватого отца семейства, мягкотелого и одновременно такого сердечного человека. Для Караченцого с Боярским это были одни из первых ролей, и справились они с ними очень даже недурно (особенно понравился Боярский).

    Наталья Егорова также не подкачала, роль сестры новоявленного братца, удалась ей здорово.

    В общем и целом кино о любви к ближнему, что все мы не чужие друг другу люди, все мы одна семья. Современному зрителю действо может показаться сперва слегка мудрёным и немного скучным, но не нужно забывать что это — экранизация пьесы.

    Вердикт: можно конечно сетовать на некоторую затянутость процесса, на односложные темы, поднимаемые вскользь, но по доброте душевной и в дань безграничному таланту Евгения Леонова, ставлю 7,5 баллов.

    26 июля 2011 | 17:31

    С экранизацией пьесы Александра Вампилова «Старший сын» познакомился благодаря рекламному воздействию ТОП-250 Кинопоиска, где данный фильм обосновался в районе середины списка.

    Сформировавши кинематографические вкусы исключительно на советских картинах 1970-80-ых годов (школу я закончил ещё при СССР), я видел много душевного кино, раскрывающего душу и помыслы человека, его взаимоотношения с окружающим миром. Скорее всего, «Старший сын» я тоже видел когда-то в детстве или юности, но он совершенно не отложился в памяти. Сегодня понял почему.

    Мало того, что по традиции советского канона на фильм наложено много ограничений — от политических до бытовых (например, на деле пригорода близ мегаполисов как правило очень криминогенны, в выходные вечером два залётных молодца там бы ночью не побуянили, в отличии от сюжета картины), так ещё бюджетных единиц выделено немного, в связи с чем две серии отыграло 6-7 актёров в двух-трёх маленьких павильонах и небольшой натурной площадке. Назовём это камерными съёмками.

    Несмотря на восторженные отзывы об игре артистов, согласен только тогда, когда речь идёт про Евгения Леонова. Действительно, звезда советского кино и здесь на высоте — образ разобранного стареющего интеллигента, пытающего склеить осколки жизни удался артисту идеально.

    В карьере молодёжного дуэта Караченцов-Боярский будет великое множество ролей, отыгранных куда более ярко, чем образы шалопаев, готовых нестись куда глаза глядят за призрачной надеждой снять девчонок.

    31-летний пухленький Караченцов и 26-летний усатый Боярский выглядят слишком опытными для своих персонажей юных студентов-авантюристов. Вот через пару лет в «Собаке на сене» или спустя десяток годков в «Человеке с бульвара Капуцинов» на их месте трудно кого-либо представить. Здесь же по сценарию нужны более молодые лица.

    Остальной актёрский ансамбль (Н. Егорова, В. Изотов, С. Крючкова, Н. Николаев-Никольский) сыграл пьесу добротно, слаженно, но не хитово. В принципе, от их ролей второго плана это и требовалось.

    Основная идея — строй своё счастье вокруг основы — семейного гнезда достаточно часто используется в кинематографе. К примеру, в незасвеченном в ТОП-250 «Жестоком романсе» Э. Рязанова она подана на гораздо более высоком художественном уровне.

    Проигрыши произведений Рахманинова не усиливают чувства в ключевые моменты картины — скорее, это фон страстного увлечения главы семейства Сарафановых классической музыкой. Не увидел я здесь и особых находок операторского искусства. От талантливого Ю. Векслера — изобразителя приключений Шерлока Холмса — можно было ожидать чего-нибудь более цепляющего взгляд, тем более он снимал здесь свою жену Светлану Крючкову.

    Но в целом, фильм вполне нормальный представитель советского кинематографа. Возможно, поставившие ему максимальные оценки, увидели больше. Хотя мне кажется, что другие фильмы Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай», «Луной был полон сад» и, несомненно, «Начальник Чукотки» достойны упоминания не меньше.

    14 декабря 2008 | 23:19

    Очень хочется поделиться впечатлениями, оставшимися после просмотра этой невероятно душевной картины.

    Фильм «Старший Сын» снят по пьесе Александра Вампилова и вышел на экраны в середине семидесятых годов. Его можно по праву назвать классикой советского кинематографа.

    Сюжет картины не отличается особой сложностью и закрученностью, действующих лиц можно пересчитать по пальцам, однако фильм не получился от этого затянутым, он держит в напряжении до самого конца; чем больше погружаешься в него, чем больше узнаешь героев, тем ближе и роднее они становятся, тем меньше с ними хочется расставаться. Каждый образ уникален, неповторим! И каждый раскрыт до конца.

    В фильме приняли участие талантливейшие актеры, всем вместе им удалось создать атмосферу тепла, уюта, доброты и семейного счастья. Переживания были показаны настолько правдоподобно и естественно, что казалось, будто события происходят не на экране, а в реальной жизни. Конец даже заставил меня расплакаться, я была тронута искренностью чувств героев.

    Мне показалось, что «Старший Сын» просто никого не может оставить равнодушным. Такой фильм стоит смотреть! Он будет интересен людям всем поколений.

    Огромная благодарность создателям этого шедевра!

    Без всяких сомнений,

    10 из 10

    11 мая 2013 | 17:32

    Это настолько душевное, доброе, невероятное кино, что сложно даже и описать словами.

    Пересматривая его вот уже который раз, я дивлюсь тому, что каждый просмотр я переживаю такие же сильные эмоции.

    Сюжет картины, мне кажется, еще более актуален сейчас, в наши дни, чем 30 лет назад. Потому что сейчас время интернета, люди меньше общаются, меньше видятся, и одиночество ощущается куда более остро, и порой первому встречному ты готов открыть душу, принять, как родного.

    А тут по удивительной случайности столкнулись очень близкие по духу люди, которым не надо много времени чтобы понять и узнать друг друга. Каких-то два дня — и уже никто из них не может представить раздельной жизни, вдали. Пускай обман раскрыт и никаких кровных связей и нет, но ни у самого Сарафанова, ни у его детей не возникает даже вопроса о том, простить или не простить, выгнать или оставить. ПОтому что Володя стал для Сарафановых каким-то недостающим элементом, сплотивших их воедино, разрушив их разделенность и одиночество.

    Это кино о бесконечно широких, добрых душах, о чувствительных сердцах хороших людей.

    А какие актеры, какое исполнение! По ходу фильма сама начинаешь влюбляться в героя Караченцова, а как в конце они с Ниной смотрят друг на друга.. А как пронзительно играет Леонов, все-таки роли добродушных чувствительных людей у него получилась лучше всего. Надменная Крючкова как всегда просто обворожительна.

    Как можно ставить фильму что-то меньше, чем

    10 из 10

    31 марта 2013 | 14:47

    Лучшее игровое кино, какое я видел. Дух советского времени — лучших декораций для фильма не придумать. Все по-родному и по-русски. И что здесь самое бесподобное: сценарий на основе пьесы Вампилова и невероятная по накалу и искренности игра 6 из 7 актеров(радиоинженер был какой-то дополняющей и не раскрытой ролью).

    В то время Караченцов, Боярский, Крючкова еще не стали знаменитыми и нарасхват, а все ровно играли как мэтры.

    И сейчас я радуюсь, что посмотрел и открыл великолепный советский кинематограф в новой грани. И если я эту пьесу и этих актеров увидел в театре, то я бы долго кричал «Браво» и аплодировал как только бы смог. А так мое мелкое, печатное БРАВО.

    10 из 10

    22 марта 2009 | 18:01

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    подробнее
    Записи в блогах
    1-2 мая
    30.04.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 1-2 мая
    Кинематографисты спешили показать первомайский парад в тот же день! (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Форсаж 7Furious Seven29 156 595
    2.Толстяк против всехPaul Blart: Mall Cop 223 762 435
    3.Убрать из друзейCybernatural15 845 115
    4.ДомHome10 608 947
    5.Дальняя дорогаThe Longest Ride7 020 782
    17.04 — 19.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Форсаж 7Furious Seven364 432 041
    2.Битва за Севастополь35 029 035
    3.Территория34 042 448
    4.Ночной беглецRun All Night31 733 465
    5.ДомHome17 892 263
    16.04 — 19.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 117 6651 581 367
    Деньги574 644 892 руб.468 526 394
    Цена билета271,36 руб.10,65
    16.04 — 19.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    10.Бойцовский клубFight Club8.714
    11.Жизнь прекраснаLa vita è bella8.702
    12.Иван Васильевич меняет профессию8.695
    13.Достучаться до небесKnockin' on Heaven's Door8.661
    14.Крестный отецThe Godfather8.653
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.ГоловоломкаInside Out93.72%
    27.Фантастические звери и места их обитанияFantastic Beasts and Where to Find Them93.66%
    28.Всё как ты захочешьAbsolutely Anything93.60%
    29.Иллюзия обмана: Второй актNow You See Me: The Second Act93.55%
    30.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One93.46%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Париж: Город мёртвыхAs Above, So Below45
    Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey522
    КристинаChristine44
    Настоящий детективTrue Detective198
    Я – зомбиiZombie5
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Форсаж 7Furious Seven7.373
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron7.944
    Территория7.473
    Ночной беглецRun All Night6.647
    Битва за Севастополь7.841
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    А зори здесь тихие...30.04
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road14.05
    Земля будущегоTomorrowland21.05
    ТрейсерыTracers21.05
    Однажды21.05
    премьеры