всё о любом фильме:

Сталкер

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Тарковский
сценарийАркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, Андрей Тарковский
директор фильмаАлександра Демидова
операторАлександр Княжинский, Георгий Рерберг, Леонид Калашников
композиторЭдуард Артемьев
художникАлександр Бойм, Андрей Тарковский, Шавкат Абдусаламов, ...
монтажЛюдмила Фейгинова
жанр фантастика, драма, детектив, приключения, ... слова
бюджет
6 000 000 руб.
зрители
СССР  4.3 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время163 мин. / 02:43
В этой ленте, снятой по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», действие происходит в некой запретной Зоне, где, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания.

К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор — каждый по своим причинам, о которых предпочитают не говорить. А ведет их туда Сталкер — проводник по Зоне — то ли юродивый, то ли апостол новой веры…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
20 + 0 = 20
8.2
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине» (1972).
    • Из-за конфликта с режиссёром (Андреем Тарковским) имя главного оператора Георгия Рерберга не было внесено в титры фильма.
    • В феврале 1976 года Тарковский официально получил «добро» на начало съёмок от председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша.
    • Сталкер снимали в окрестностях Таллина (Эстония) в 1977-1978 гг.
    • Рабочее название сценария — «Машина желаний».
    • В 2008 году один из участков дороги в квартале Роттермана в Таллине было предложено назвать переулком Сталкера (эст. Stalkeri käik) в честь фильма «Сталкер», который частично снимался в этих местах.
    • Сам Тарковский, его жена Лариса (второй режиссер фильма) и исполнитель главной роли Анатолий Солоницын умерли от одной и той же болезни — рак бронхов.
    • Актер Александр Кайдановский, известный своим горячим нравом, подрался на съемках «Сталкера» с Тарковским, но был прощен, и фильм все-таки закончили.
    • Первоначально необходимая натура была найдена возле города Исфара, в Таджикистане, но город был разрушен в результате землетрясения. Самим съёмкам это обстоятельство не мешало, но съёмочной группе было негде жить.
    • В двух эпизодах фильма мимолетом виден листок отрывного календаря — «28 декабря». Режиссёр никому не смог объяснить, зачем нужен этот эпизод, и что у него связано с этой датой. Андрей Тарковский скончался 29 декабря 1986 года.
    • Долгое нахождение в экологически загрязненном районе съемок отрицательно сказалось на здоровье всех участников съемочной группы, в том числе и на самом Андрее Тарковском. Фактически избежал болезней и осложнений только один человек — композитор Эдуард Артемьев, так как ни разу не был в местах съемок, работая над музыкой к фильму в Москве.
    • Там, где снимался эпизод с заставой ООН, около котельной старой Таллинской электростанции, на трубе до сих пор осталась надпись «UN». В 2006 году на трубе была повешена памятная табличка на эстонском и английском языках о том, что в этом месте снимали фильм «Сталкер».
    • еще 9 фактов
    Трейлер 03:30

    файл добавилHunter103

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    В творчестве Андрея Тарковского становление притчи происходит в «Сталкере», сочетающем ясность и простоту формы, свойственные традиционной притче (не случайно использование в фильме элементов русской сказки), со сложностью и философской глубиной мысли. Внешний сюжет — это путешествие в Зону, в которой есть волшебная комната, где исполняются все желания (а поиски счастья — устойчивый мотив сказки). Причём может исполниться только то, что человек действительно желает в глубине души, порой даже не подозревая об этом. Но позже выясняется: сам Сталкер не знает, что происходит с его спутниками дальше, после посещения Зоны: обретают ли они искомое счастье и удовлетворение, исполняются ли их желания? И вообще существует ли волшебная комната на самом деле?  (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5568 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Александр Кайдановский в образе странного человека, он Сталкер, личность явно не из мира сего, что похожа больше на юродивого времен царской России, чем на других людей. Он проводник, который в непонятное время и в не такой уж и ясный период зарабатывает на жизнь тем, что проводит всех желающих за символическую сумму в так называемую Зону, место, свободное от всего, место, о котором запрещено даже думать. Туда однажды даже были отправлены войска, но им не суждено было задержаться, а сейчас все танки заросли плесенью.

    Сталкер является скорее призванием, чем профессией, о чем ясно сообщается в фильме. Герой Кайдановского и дня не может прожить в своем доме с женой и своим ребенком-инвалидом, которым вообще ничего не способен дать, он наоборот лишний раз стремится к тому, чтобы провести на заброшенную землю, где творятся невиданные вещи, очередных клиентов. И это несмотря на то, что Сталкер уже несколько раз сидел в тюрьме, его действия давно отпечатались на жизни семьи. А все дело в этой комнате, в которую, войдя, люди неизменно становятся счастливыми, сбываются их самые сокровенные мечты.

    Исключая эту вроде бы легкость изложенного повествования, вряд ли можно найти в данный момент какой-либо другой фильм, после которого находишь себя после просмотра в неподвижном ступоре, в активной мыслительной работе, что пытается сосредоточиться и, все-таки, решить лично для себя, какой же именно смысл всего изображенного А. А. Тарковским. Режиссер, прикрывшись жанровой отметкой «фантастика» сумел тем самым уйти от внимания советских цензоров и вложить в свое детище намного большее, чем просто историю о поездке к тайной комнате.

    Замедленные и отдаленные планы оператора, неспешно следящие за одной изображенной точкой, за одним планом. Подход впрямую к лицам персонажей Кайдановского, Солоницына, Гринько и Фрейндлих, то отделение и демонстрация лишь пейзажей, изобилующих грязью, нищетой, разрухой.

    Брошенное оружие и техника, то ли после войны, то ли за счет действия Зоны, заполненной волшебством или же радиацией. Брошенные аптечки, монеты, разбитые дома, затопленная местность, бродячая собака, наконец. Все это здесь и все это имеет какое-то объяснение и определенное значение для всего изображенного. Возможно, что начинены чем-то важным и предметы, на которые никакого внимания не обращаешь.

    Повествование этой ленты способно обманывать ожидания, а особенно это чувствуется после просмотра первой части, что вызывает к себе достаточный интерес, действия происходят в динамике, но потом все принимает характер чистой философии, что ставит основными задачами поиск истин и рассуждения об обыденности окружающего. Скорее всего, действительно, каждому хочется верить в существование некоего места, которое чудесным образом поможет излечить душевные раны и исполнить все, о чем мечтаешь, но, по словам героини Алисы Фрейндлих — счастье может быть и при самой тяжелой жизни.

    «Сталкер» — это один из тех фильмов, которые требуют к себе пристального внимания во время просмотра, но и этого будет не совсем достаточно, ведь всего смысла притчи и аллегорий, что были вложены в повествование, уловить мгновенно никак не удастся. Тарковский создал картину, которая, безусловно, требует определенного возраста от зрителя, опыта и понимания жизни.

    Трагедия основного персонажа, который с ходом действа становится все больше похожим на душевнобольного, кажется не столько единичной, сколько масштабной, включающей в себя всю массу человеческого населения. Контингент, словно ластиком стер из своей головы, своих чувств понимание счастья, надежды и веры. Все давно живут днем сегодняшним, а не завтрашним и окончательно забывают о своем прошлом, что способно сделать человека на мгновенье добрее. Люди перевелись, оставив в качестве основного своего качества лишь жестокость, а других желаний, кроме утоления жажды они уже и не знают.

    Возможно, что это и хотел передать Тарковский, а, наверное, и не это, а может быть, что и еще что-то дополнительно, кроме этого, так или иначе, но полноценно мы всего никогда уже не узнаем.

    23 января 2012 | 21:22

    «Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать»

    К этому фильму я пришел не сразу, сначала была книга, потом осознание ее.

    Фильм поначалу показался попыткой переписывания мастеров фантастики, в дальнейшем я осознал, что это не искажение, а полноценный альтернативный взгляд.

    Зона Стругацких из книги — это безжалостное порождение инопланетного разума, приумножающее все человеческие стороны — несущая знания и взимающая плату за них- жизнь или исковерканные судьбы. Зона Тарковского это некая альтернативная реальность-картина, где люди, не действующие лица, а лишь образы человеческой натуры. Разность подходов к восприятию образа Сталкера также весьма заметна — сталкер из книги — Рэдрик Шухарт, человек привыкший рисковать, достаточно грубый в силу своей профессии, выражающий свои мысли незатейливым языком при всем при этом очень противоречивая фигура — в нем постоянно сталкиваются лбами два мировоззрения и к финалу становится ясно какая сторона возьмет верх над жестокостью окружающего мира. Сталкер из фильма — юродивый-проводник в мир человеческих желаний, его характер несколько размыт и переплетается с образом зоны Тарковского. Образы других действующих лиц также как бы размазаны по холсту при этом, не теряя яркой символичности. Зона Тарковского — это один большой символ перерождающегося мира, мира без человека и его слабостей, мира, где время не имеет значения, и лишь ржавые остовы человеческой эпохи напоминают нам о былых хозяевах этой земли. Тут и ржавая военная техника — символ крушения человеческих амбиций, затопленная больница — символ очищения, бомба в рюкзаке — страх перед неизвестностью, собака — помощь, голуби — символ жизни(мира) и пожалуй один из главных символов — телефон — связь двух разных миров, тесно переплетен с образом Сталкера — проводник. Этот фильм нельзя воспринимать буквально, так как воспринимают очередной блокбастер, ведь это не просто кино, а целостная картина, многогранное художественное произведение и если смотреть его с позиции среднестатистического обывателя оно теряет свою суть, да этот фильм не для всех, да до него нужно дорасти в первую очередь внутренне. Логика здесь обернута в многослойную оболочку эмоциональных картин и лишь зритель умеющий чувствовать думая и думать чувствуя, целиком раскроет огромный смысл заложенный в данном полотне. Мне самому удалось лишь приоткрыть одну из страниц книги Тарковского. Отдельно хочу отметить музыку Эдуарда Артемьева, настолько органично вплетающуюся в картину, что образует с ней неразрывное целое. Композитор всецело передал всю палитру человеческих ощущений и является образчиком отечественного амбиента и при просмотре легко потерять чувство времени, плавая в океане синтезаторного звука.

    Мир Тарковского получился не таким как у Стругацких, тем не менее, книга и фильм не противоречат друг другу, а как бы взаимодополняют друг друга, помогая нам целостнее воспринимать их по отдельности.

    Рекомендуется всем любителям интеллектуального кино и Тарковского в частности. Всем любителям голливудских стрелялок фильм, пожалуй, покажется нудным и бесполезным.

    Моя оценка — 

    10 из 10

    абсолютный шедевр для всех ценителей.

    «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!»

    Аркадий и Борис Стругацкие — «Пикник на обочине».

    22 октября 2009 | 19:59

    Посмотрел я наконец «Сталкера» Тарковского. Смотрел я и «Солярис» у него, после которого жутко плевался желчью, и «Зеркало», которое я не понял ни на грамм, и «Иваново детство», которое меня, если честно, поразило.

    А вот теперь «Сталкер».

    Вообще, знаете, я думаю, что фантастика — это прикрытие. Это своего рода жанр, который нравится людям, но люди ждут от него другого. Люди ждут экшн, а получают реальную философскую драму.

    Так бы все книги были бы своего рода интеллектуальными ловушками. А то часто бывает и наоборот и того, чего ожидаешь, не оказывается. А вместо этого — просто пустышка с обложкой. Печку топить.

    Если вы дочитали до этого момента, то можно прекратить читать, ибо дальше начнутся мои псевдофилософские бредни.

    Да, а вы все читаете. Ну, читайте, что теперь.

    «Ну а зачем мне писать, если через сто лет обо мне не вспомнят?» — говорит Писатель в фильме. Когда он это сказал, я невольно ухмыльнулся. «Удивительное дело», — пришла мне в голову мысль, — «Так думает, верно, каждый первый усомнившийся в себе человек». Зачем писать, страдать, бегать, изучать? Обо мне не вспомнят, это и так ясно. «Неужели это все ради жратвы? Ну банально ради жратвы, чтобы не сдохнуть от голода и не представиться раньше времени, как говорили в старину», — ползет вторая мыслишка вслед за первой. Острее первой стократ.

    Вот и идем мы дальше с вами по кругу к своей заветной цели. Мотыльки чертовы. Не правда ли? «Будь человеком, надень рубаху и иди на завод! Будь мужиком, блеять!» — это гвалт сострадания и жаления, он весьма силён, — «Слейся со всеми, перестань создавать отличия. Отличия ни к чему не ведут. Останься особью», — символизм отрицания всегда поражал разум.

    И мы всегда ищем. А отличий нет. Внутри полигона с определенными размерами и возможностями есть всегда некое количество вариантов. Оно большое, но счетное. Соответственно и ваши отличительности внутри него. Да, вы обычная моль. За вас уже все давно сосчитано и проделано.

    И мы идем дальше. Мы боимся. Чего мы боимся? Мы слышали, что надо бояться. Если ты боишься, то не так страшно мириться с тем, что будет. Боишься чего-то и получаешь тут же — банальщина, ты знал, что так и будет. Поэтому боишься. Ну, на всякий пожарный.

    Лично я, не знаю, как вы, но и вы тоже, я почти уверен не можете совладать с мыслями. Вы просто не умеете их выражать. Вы ищете истину, находите, как говорил Писатель в фильме, а вместо этой истины вам кукиш с маслом. Что-то вроде надписи: «Я посмеялся над тобой, ищи лучше» или «Проснись, ты не там искал». Хуже если ты нашел истину и никто её не посрамил и она осталась сидеть у тебя на шее. Что теперь тебе с ней делать? Она тебя ни славит, на гармони тебе не играет, а только сидит и назойливо говорит тебе, что теперь-то ты все знаешь, умник, теперь тебе не нужно сидеть в контактах-онлайнах или обсуждать с самим собой какие-то псевдобредни, которые неизменно лезут. Эта истина тебе скажет так, смотря что она за птица, конечно: «Скажи людям, что ты все знаешь. Что ты нашел. Ты — археолог ума. Кисточкой очистил грош, а он оказался хорош».

    И среди этого вороха бессмысленных лабиринтов, которые строятся самим человеком для человека есть масса неразрешенных задач. И выхода из этого философского лабирина нет просто по той причине, что при нахождении оного он становится неправильным, этот выход. Просто потому, что в случае этого выхода бесконечный поиск прекращается.

    И правда ли искусство так бескорыстно? Я в это не верю. И в каждом бескорыстном поступке есть ряд корыстей. Маленьких и тихих, если их не разогревать славой и популярностью.

    Но я-то знаю, что уж лучше пусть они будут маленькими и тихими, а мы все займемся своим делом. Продолжим погоню в попытке догнать свой хвост.

    Разумеется, высший балл.

    15 июня 2011 | 11:38

    Он не помнит слова «да» и слова «нет»,
    Он не помнит ни чинов, ни имен,
    И способен дотянуться до звезд,
    Не считая, что это сон…

    Этот отрывок из песни характеризует главного героя в полной мере. Сталкер -это тот человек, который не ищет счастье в виде денег или с помощью других людей. Очутившись в Зоне, он не стал искать в ней способ обогащения. Отсутствие алчности дало Сталкеру возможность понять Зону настолько, насколько это было подвластно человеческому разуму. Несмотря на нелегкую жизнь, он был счастлив, по-настоящему счастлив. Счастлив, когда приходил туда, где он сам себе голова, где можно отдохнуть от грязных общественных проблем, вдохновится, наполнить себя энергией и, наконец, почувствовать себя Человеком с большой буквы.

    Что касается самого фильма, то это кино не про зубодробительные поиски комнаты желаний, или научные исследования аномальной территории. Это фильм про человеческие отношения. Зона — это инструмент, который раскрывает твою сущность, дает понять кто ты: Сталкер или алчный турист.

    Тарковский один из немногих режиссеров, который так искусно по крупинкам разбирал человеческую психологию в своих фильмах. Очень жалко, что современные отечественные фильмы — жалкие комедии для дегенератов. Из-за их влияния просмотр «Сталкера» теряет всякий смысл.

    10 из 10

    23 ноября 2011 | 21:12

    С оригинальной книгой фильм связывает только название, это два самостоятельных произведения. От этого какие либо аналогии, по-моему, проводить не стоит.

    Начинается фильм с черно-белой картинки. С серости бытия. Повседневной семейной жизни Сталкера (на мой взгляд олицетворяющего в киноенте Веру). Про скучное и неинтересной существование рассуждает Писатель (Художество). Профессора (Наука) мы так же встречаем в рядовом антураже. Обычное существование лишено красок, оно погрязло в человеческих проблемах, проблемах толпы и только Вера знает путь из этого омута.

    Не Зона находится за колючей проволокой, а Земля заключена за высоким забором. Выход в зону, это в первую очередь отстранение от мирского. Тут все меняется каждую минуту, со слов Сталкера.

    Из серости небытия Вера ведет Науку и Художество, поучая и уберегая от ловушек. Они преодолевают путь, раскрываясь и развиваясь по ходу. Но стоит им пройти испытания, как оба отвергают Веру. И вот они уже сами претендуют на место новой религии. Не даром в фильме появляется фрагмент Гентского алтаря — изображение Иоанна Крестителя, как бы предвещая пришествие Мессии. Сначала Писатель примеряет венец, у него есть философия, у него есть взгляд на человека, он заменит Веру. Профессор повелевает бомбой, Наука готова заменить своей силой Веру. Наука, Художество не пойдут в комнату к счастью, они не верят в чудо, их мир в пределах человеческого, только Сталкер способен заглянуть за горизонт человеческого сознания, отречься от шаблонного восприятия. Их счастье меряется днем вчерашним, сокровенные желания из житейского опыта, а не духовного. Профессор и Писатель созданы по образу и подобию человека, они служат прихотям толпы, материальным интересам, а не призванию. А Вера слепо наоборот.

    Видимо в определенный момент перед режиссером возник вопрос смысла жизни, на который попробовал ответить этим произведением.

    9 из 10

    10 сентября 2014 | 23:38

    Картина (в полном смысле этого слова), не поддается описанию. Полное погружение в мир «зоны». Мощнейшая работа режиссера и сценаристов: ни одной лишней детали. Такое кино, наверное, действует прямо на подсознание. Я не критик, поэтому пишу, как умею. Но выразить словами ощущения от просмотра невозможно. Просто любимейший фильм. Его образы с самого детства (а смотрел его я наверное впервые лет в 6) прочно засели в голове и по сей день остаются двигателями воображения и понимания окружающего мира. Смотреть рекомендую только после предварительной подготовки и прочтения литературы — это взрослым, детям, если высидят, без ограничений.

    17 августа 2009 | 00:39

    И ведь кто-то действительно считает, что в очень длинных сценах с тремя мужиками, которые вообще ничего не делают, есть какая-то тайна. По-моему, если в кадре плывёт рыба (карп вроде), то это не значит, что где-то поблизости бродит апостол Андрей.

    Существует ли вероятность, хотя бы доля процента, что режиссёру просто нравится так снимать, а чёрный пёс символизирует чёрного пса? Не знаю почему, но так уж повелось, что стоит затронуть в каком-нибудь произведении тему смысла человека и его жизни, так сразу набегают любители порассуждать о том, что автор хотел всем этим сказать. И вот начинается свистопляска: бог, вера, религия, рассуждения о добре и зле. И с чего вдруг такое внимание уделяется всей этой лабуде? К чему так глубоко копать, когда всё лежит на поверхности?

    Нытьё о бытии, о гнидах и гнусах, о существовании — не так уж это и важно. Важно то, что периодически пересматривая понравившиеся сцены, я прихожу к одному и тому же выводу: «Сталкер» снят очень качественно. Каждый кадр выверен и выжат до последней капли. Во всём видится высокий класс. Природа, руины, останки танков и машин, залитый водой кафель, в котором валяются шприцы, монеты и прочий мусор — это выглядит очень притягательно и очень красиво. Диалоги здесь великолепны настолько, что их форма затмевает содержание. Разговоры льются, словно музыка, и, даже если ты не знаешь нот, всё будет понятно. Герои не говорят, они поют. Слова можно заменить другими, а фильм останется тем же. Голова отдыхает, мозг расслабляется.

    Это медитативное кино, которое заставляет о многом забыть. Напряжённо думать над каждой фразой Писателя или Профессора не стоит. Боюсь, что в них не так уж и много откровений. Тут всё просто и прекрасно. Все актёры, даже пёс и даже рыбки, играют на недосягаемом уровне. Любая декорация или пейзаж — произведение искусства, в которое хочется окунуться с головой, как окунался Сталкер в высокую траву своей любимой Зоны.

    Сокровище мирового кинематографа. И остаётся только гордиться, что оно говорит с нами на русском языке.

    31 января 2012 | 13:47

    На Земле появляется Зона, вроде бы оставленная сверхцивилизацией из космоса. В Зоне пропало множество людей, но никто так и не смог понять, что это за место на самом деле, а потому его оцепили и стали охранять. Но любопытствующих остановить не так просто, к тому же распространилась легенда, что в Зоне есть комната, в которой может исполниться любое желание. И появились люди, могущие довести до этой комнаты, — сталкеры.

    В фильме мы не встретим ни одного имени, только клички: Сталкер, Писатель, Профессор, Жена, Мартышка, Дикобраз, Флюгер. Неизвестность страны, в которой они живут, времени, в котором происходит действие, — всё это подчёркивает глобальность, вечность рассматриваемых проблем. Герои существуют в некотором бытие, которое сочетает в себе и будущее, и прошлое. Сталкер (А. Кайдановский) повёл в Зону двоих, которым необходимо, на его взгляд, там побывать: Писателя (А. Солоницын), этакий современный нигилист, сомневающийся во всём, разочарованный, запутавшийся в собственной системе ценностей, и Профессора (Н. Гринько), совсем жалкого и никчёмного человечишку, думающего только о своих мелких интересах, прикрывающегося к тому же, как оказалось позже, желанием спасти человечество.

    Сталкер ведёт Писателя и Профессора очень сложным путём к той самой комнате, в которой сбываются желания, но в которую самому Сталкеру заходить нельзя.

    Зона у Тарковского — это, по сути, наша жизнь, судьба, если хотите. Всё зависит только от того, как ты сам себя ведёшь, человек творец своего пути, и все «ловушки» мы ставим тоже сами себе. Тарковский мастерски смог создать атмосферу, состояние в Зоне. Зритель попадает в другой мир: тишина, покой, в то же время что-то тревожит, возможно, пугающая, но не отталкивающая красота. Туман, гайки, пески, исчезнувшая птица и телефонный звонок… Невозможно не влюбиться. Всё это подчёркнуто цветным изображением с вирированными кусками, очень гармонично. Некоторой мистичности придаёт собака, которая появилась в фильме по собственному желанию, и календарь, на котором начертана дата смерти Тарковского. Да и весь фильм — это дыхание тайны.

    Зона пропустила Сталкера и его ведомых до комнаты. Сталкер вёл их по пути самопознания, и вот, дойдя до цели, они поняли, что сбываются только самые сокровенные желания, только Истинные желания. И они побоялись. Испугались, что не знают себя, что теперь есть возможность узнать, но как бы потом не пришлось лезть в петлю, по примеру Дикобраза. Не в комнате дело, как оказалось. Важно то, что бомбу, которую принёс Профессор, он так и не взорвал, и писатель, наконец, услышал, что ему говорит Сталкер. Они изменились. Может быть, когда прошли через, своего рода, купель в «мясорубке», может быть, когда Сталкер признался им в своей любви к людям.

    Никакое не желание чувствовать себя царём и Богом движет им, а просто вера. Вера, что в мире есть нечто, способное помочь человеку быть счастливым, потому что он, Сталкер, хорошо знает, что такое быть несчастным, и не хочет, чтобы другие люди тоже страдали и мучались. Когда каждый думает о себе, счастливых нет, но только самопожертвование ради других и абсолютное бескорыстие — вот истинная радость, смысл жизни, необходимость для дыхания души. Возможно, Тарковский проводил параллель между собой и Сталкером — режиссёр тоже помощник в осознании себя, в нахождении собственного пути и истины.

    И вот сидят три человека на островке, окружённом водой, и светит солнце. А потом проливается короткий дождь, и вновь становится спокойно и солнечно. И ты сидишь вместе с ними, и не хочется никуда уходить, а только наблюдать за бликами на воде и думать о своей прошлой и грядущей жизни. И знаешь, что самое главное и самое простое, но такое верное, говорит преданная и любящая Жена Сталкера (А. Фрейндлих): «…ведь если бы не было горя, то и счастья бы тоже… не было…». Надо только верить, надеяться, и тогда сокровенные желания исполнятся, и не будут они страшными и разрушительными, а принесут умиротворение, радость и светлое, тихое счастье. А сталкер Тарковский об этом расскажет и поможет поверить, надо лишь просто захотеть.

    2 июля 2008 | 20:06

    Начну с того, что произведение, послужившее сценарием к фильму, братьев Стругацких я не читал, но играл в одноименную комп. игру (извините, конечно за подобное сравнение) и мне её сюжет очень даже понравился. Еще раз хочу извиниться за подобное начало рецензии…

    Вернемся к фильму, он — сугубо философский. Фантастический сюжет и редкие действия — лишь задний план, почва для диалогов, которые и являются самыми важными по замыслу режиссера. Ожидания мои были несколько иными (я любитель именно фантастики), но все же фильм понравился, всё снято идеально: пространство, обстановка, настроения переданы превосходно. В современных фильмах такого уже совсем и не встретишь. Повторюсь, замысел картины — именно в передаче философских идей автора.

    6,5 из 10

    29 августа 2010 | 12:49

    Сталкер…

    Очень сложный фильм, очень… Просто бездумно смотреть не получится — он покажется затянутым, занудным и бессмысленным. А вот приняв фильм не как зрелище, но как собеседника, причем сразу же, с самого начала войдя с фильмом в диалог, зритель получит счастливую возможность остановиться и оглянуться на жизнь, еще раз задавшись вопросами целеполагания, смысла жизни, добра и зла, и, возможно, даже обрести посредством этого фильма, если не ответ на вопрос о том, в чем все таки счастье и где его следует искать, то хотя бы возможность задуматься о направлении в котором следует его искать, и о том, что вряд ли его можно обрести во вне.

    Счастье — это скорее внутреннее состояние человека — вот о чем для меня говорит этот фильм. Счастье — это не то, что просто можно найти на пути, куда бы ты не шел и нельзя подобрать с земли, где бы ты ни находился.

    На улице ли ты, дома ли, или в таинственной комнате в зловещей зоне отчуждения — как далеко ты готов зайти в поисках счастья? на что ты можешь решиться ради него?

    Мы готовы идти за ним на край света, мы готовы рискнуть ради него всем, мы верим, что чем дальше мы пойдем и чем сложнее и опаснее будет наше путешествие, тем с большей вероятностью мы наконец обретем его, хотя мы даже не понимаем подчас до конца, что же мы ищем…

    В основе фильма — легенда о комнате, исполняющей заветные желания побывавших в ней. Комната находится в так называемой зоне отчуждения, находящейся под постоянным надзором. До конца непонятно, правда это или ложь, существует ли эта комната на самом деле, и если да, то действительно ли она обладает приписываемыми ей свойствами.

    Главный герой картины — проводник, нелегально сопровождающий желающих обрести счастье посредством исполнения своих заветных желаний, сам ни разу не был в этой комнате и не может сказать сам, действительно ли она исполняет желания.

    На вопрос одного из своих сопровождаемых о других, побывавших там, он отвечает, что не знает, поскольку больше их не видит… они больше не возвращаются…

    Зона не только охраняется по периметру, она сама охраняет себя, расставляя для осмелившихся потревожить ее покой ловушки, ежеминутно трансформируя действительность, которая не течет последовательно, но меняется как картинки, и обернувшись, можно уже не увидеть то, мимо чего ты только что прошел.

    Естественно зону охраняют, но как и кто — тоже не совсем понятно… становится жутко. Логично предположить, что ее охрана инициирована государством, в котором она находится, но складывается ощущение, что это не так, что ее охраняют вообще не люди, а какие-то иные существа, что она сама предназначена для какой-то особой касты людей (ли? существ?), которые выше и недоступнее пониманию остальных, что она воббще находится не на земле или не в нашем измерении…

    Вообще моменты фильма о том, как герои прорывались в зону оставили лично для меня неизгладимое ощущение какого-то животного страха, причины которого я не могу постичь. Такое чувство, как будто я вместе с героями шагнула в бездонную пропасть, или вошла в заброшеный ядерный реактор, пронизывающий радиацией, из которого если и можно выйти, но это будет первый шаг к смерти… Казалось меня вслед за героями засосет в эту звенящую пустоту зоны, откуда я уже не вернусь… Сильное и неигладимое впечатление, первое, но не последнее, подаренное этим фильмом…

    Следующее, мимо чего нельзя пройти — это образы героев, показанные в фильме…

    Мало где человек показан так неоднозначно, как здесь.

    Такой трогательно беспомощный и наивный — вроде бы взрослый и умудреный жизнью, образованный, умный, мыслящий и прагматичный — но абсолютно не способный несмотря на все это, постичь свою суть, разобраться самостоятельно в своих проблемах, добиться желаемого — он, как ребенок, ищет свое счастье неизвестно где, подвергаясь смертельной опасности… И даже не подозревая, что секретная комната дана ему с рождения, она только его и для него и находится ни где бы то ни было, но внутри него самого. Полюби себя, прими таким каков есть, даже если не все получается так, как хочешь, оглянись на жизнь, пойми, что за стремлением к чему-то призрачному, ты упускаешь самое главное — жить здесь и сейчас, наслаждаться самим моментом бытия, бытия, которое скоротечно, которое не повторяется, которое, если упустишь, никогда не вернешь обратно…

    Бесполезно искать счастья вне, если не можешь найти его внутри… Бесполезно требовать от жизни сделать тебя счастливым, если ты не можешь постичь основного — счастья бытия, суть которого — в дыхании, движении, способности мыслить, чувствовать, любить, радоваться, печалится… жить… быть человеком.

    И вновь и вновь идут люди, не понимая этого, искать секретную комнату, чтобы опять потребовать от кого-то сделать их счастливыми… и их невозможно переубедить…

    Сталкер уже давно все понял, или знал изначально? Каждый раз рискуя своей собственной жизнью и ведя людей к заветной комнате, он только с сочувствием и пониманием смотрит на своих спутников, даже не пытаясь донести до них что то, что они хотят найти на самом деле спрятано в них самих. Он понимает, что это бесполезно, что это человек может постичь только сам, может быть даже только после того, как пройдет через разочарование, боль, страх, поэтому он ведет людей ничего не объясняя, любя их, жалея их в их заблюждении, как маленьких детей.

    Поверьте, ему самому есть что попросить у комнаты — у него маленькая больная дочка… но он не просит, он даже не заходит туда, хотя находится рядом. Это подчеркивает его отличие от ведомых им спутников, идущих на самом деле за пустяками в виде личного успеха, постижения абстрактных истин etc. etc. etc.

    Сталкер не похож на человека — это квитэссенция добра, милосердия, мудрости.

    Я осмелюсь сказать, что поняла этот фильм и согласна с ним, но все же я пошла бы туда чтобы попросить только одного, чего не хватает для счастья, но что я никогда не смогу обрести, несмотря на всю мою любовь к жизни — человека, которого потеряла. Это единственное, что делает эту комнату ценной, больше ничего… все остальное — пыль…

    Фильм сложно смотреть, его просмотр больше труд, нежели развлечение. Но именно так делаются шаги к истине, к пониманию смысла жизни, к осознанию ее ценностей.

    10 из 10

    Думаете о смысле жизни, но не на все можете найти ответы? Спросите у этого фильма и, возможно, вы обретете в нем советчика, которого нигде не могли найти.

    30 декабря 2012 | 01:07

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 499 руб.
    DVD, 289 руб.
    игра, 559 руб.
    подробнее

    Новости


    Раз в десять лет британское издание Sight & Sound публикует список пятидесяти лучших фильмов по результатам опроса кинематографистов и киноведов. Свыше 800 кинокритиков, режиссеров, сценаристов, прокатчиков из самых разных уголков мира поставили на первое место ленту Альфреда Хичкока «Головокружение». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Роль жертвы - это пассивная роль, и пока женщины ощущают себя жертвами, мужчинам проще манипулировать ими и навязывать позицию ведомого. Но если женщина чувствует в себе силы бороться за свои права, она непобедима. Поэтому Лисбет - очень важный персонаж, она является примером для подражания. (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах
    15-17 апреля
    14.04.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 15-17 апреля
    «Имеем ли мы право на «просто смех»?» (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.СнайперAmerican Sniper64 628 304
    2.ПоклонникThe Boy Next Door14 910 105
    3.Приключения ПаддингтонаPaddington12 266 287
    4.Шафер напрокатThe Wedding Ringer11 309 381
    5.Заложница 3Taken 37 412 597
    23.01 — 25.01подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Приключения ПаддингтонаPaddington167 458 618
    2.Ограбление по-американскиAmerican Heist83 188 654
    3.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To79 000 050
    4.ИгрокThe Gambler41 573 224
    5.Заложница 3Taken 339 742 493
    22.01 — 25.01подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 366 870129 868
    Деньги620 233 491 руб.430 154
    Цена билета262,05 руб.15,40
    22.01 — 25.01подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    85.Темный рыцарь: Возрождение легендыThe Dark Knight Rises8.314
    86.Унесенные ветромGone with the Wind8.314
    87.Красавица и чудовищеBeauty and the Beast8.312
    88.Жизнь другихDas Leben der Anderen8.310
    89.Ходячий замокHauru no ugoku shiro8.301
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Иллюзия обмана: Второй актNow You See Me: The Second Act93.94%
    17.Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.93.91%
    18.ДэдпулDeadpool93.85%
    19.Всё как ты захочешьAbsolutely Anything93.75%
    20.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One93.69%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings66
    Овечка Долли была злая и рано умерла1
    Ёлки лохматые10
    Игра в имитациюThe Imitation Game29
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Ёлки лохматые5.818
    Приключения ПаддингтонаPaddington7.684
    КиберBlackhat5.302
    Ограбление по-американскиAmerican Heist4.705
    ИгрокThe Gambler6.143
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Восхождение ЮпитерJupiter Ascending05.02
    Левиафан05.02
    Игра в имитациюThe Imitation Game05.02
    Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey12.02
    Шальная картаWild Card26.02
    премьеры