всё о любом фильме:

Сталкер

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Тарковский
сценарийАркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, Андрей Тарковский
директор фильмаАлександра Демидова, Вилли Геллер
операторАлександр Княжинский, Георгий Рерберг, Леонид Калашников
композиторЭдуард Артемьев
художникАлександр Бойм, Андрей Тарковский, Шавкат Абдусаламов, ...
монтажЛюдмила Фейгинова
жанр фантастика, драма, детектив, приключения, ... слова
бюджет
6 000 000 руб.
зрители
СССР  4.3 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время163 мин. / 02:43
В этой ленте, снятой по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», действие происходит в некой запретной Зоне, где, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания.

К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор — каждый по своим причинам, о которых предпочитают не говорить. А ведет их туда Сталкер — проводник по Зоне — то ли юродивый, то ли апостол новой веры…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
17 + 0 = 17
8.2
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине» (1972).
    • Рабочее название сценария — «Машина желаний».
    • Сталкер снимали в окрестностях Таллина (Эстония) в 1977-1978 гг.
    • В 2008 году один из участков дороги в квартале Роттермана в Таллине было предложено назвать переулком Сталкера (эст. Stalkeri käik) в честь фильма «Сталкер», который частично снимался в этих местах.
    • В феврале 1976 года Тарковский официально получил «добро» на начало съёмок от председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша.
    • Сам Тарковский, его жена Лариса (второй режиссер фильма) и исполнитель главной роли Анатолий Солоницын умерли от одной и той же болезни — рак бронхов.
    • Актер Александр Кайдановский, известный своим горячим нравом, подрался на съемках «Сталкера» с Тарковским, но был прощен, и фильм все-таки закончили.
    • В эпизоде ближе к началу второй серии фильма (19:55), где показываются разнообразные брошенные в Зоне и затопленные вещи, среди нескольких монет видна одна с гербом Эстонской Республики, соответствующая по размерам и чеканке пятикроновой монете 1993 годa.
    • Первоначально необходимая натура была найдена возле города Исфара, в Таджикистане, но город был разрушен в результате землетрясения. Самим съёмкам это обстоятельство не мешало, но съёмочной группе было негде жить.
    • В двух эпизодах фильма мимолетом виден листок отрывного календаря — «28 декабря». Режиссёр никому не смог объяснить, зачем нужен этот эпизод, и что у него связано с этой датой. Андрей Тарковский скончался 29 декабря 1986 года.
    • Долгое нахождение в экологически загрязненном районе съемок отрицательно сказалось на здоровье всех участников съемочной группы, в том числе и на самом Андрее Тарковском. Фактически избежал болезней и осложнений только один человек — композитор Эдуард Артемьев, так как ни разу не был в местах съемок, работая над музыкой к фильму в Москве.
    • Из-за конфликта с режиссёром (Андреем Тарковским) имя главного оператора Георгия Рерберга не было внесено в титры фильма.
    • Там, где снимался эпизод с заставой ООН, около котельной старой Таллинской электростанции, на трубе до сих пор осталась надпись «UN». В 2006 году на трубе была повешена памятная табличка на эстонском и английском языках о том, что в этом месте снимали фильм «Сталкер».
    • еще 10 фактов
    Трейлер 03:30

    файл добавилVadikKravchuk1994

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    В творчестве Андрея Тарковского становление притчи происходит в «Сталкере», сочетающем ясность и простоту формы, свойственные традиционной притче (не случайно использование в фильме элементов русской сказки), со сложностью и философской глубиной мысли. Внешний сюжет — это путешествие в Зону, в которой есть волшебная комната, где исполняются все желания (а поиски счастья — устойчивый мотив сказки). Причём может исполниться только то, что человек действительно желает в глубине души, порой даже не подозревая об этом. Но позже выясняется: сам Сталкер не знает, что происходит с его спутниками дальше, после посещения Зоны: обретают ли они искомое счастье и удовлетворение, исполняются ли их желания? И вообще существует ли волшебная комната на самом деле?  (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 4542 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    В отношении этого фильма любые отрицательные отзывы — ничтожны. Если кому-то этот фильм не понравился — значит вы не доросли до него. И некоторые люди никогда не дорастут до подобного кино. Если кто-то собирается посмотреть «Сталкер» — не обращайте внимания на отрицательные отзывы.

    Помню после того как увидел в третий раз этот фильм, вышел из комнаты — родители смотрят какой-то очень неплохой блокбастер, качественный, американский. Сел, начал смотреть с ними. И просто не смог даже через силу, игра актеров после подобных фильмов как «Сталкер» ни о чем. Пластмасса по ощущениям.

    Актерский состав просто ошеломляет исполнением ролей. Ты как-будто находишься не перед экраном, а вместе с ними проживаешь все происходящее. Фильм настолько сильно погружает тебя, смотришь не отрываясь. Все философские диалоги в фильме — просто шедевральны. Когда досматриваешь, понимаешь, что это творчество ради творчества. Это очень чистый посыл, понимаешь, что люди создавали именно КИНО.

    Работа оператора — ошеломляет не меньше. Как композиционно красиво всё снято, ты смотришь будто бы на картину на стене, на которой всё на своих местах. Цветокоррекция, да и вообще всё отлично создает неповторимую атмосферу. Очень нравится как настроены цвета когда герои находятся в баре.

    Всё в этом фильме очень естественно и искренне. Я не нахожу слов. Работы Тарковского можно смело ставить в один ряд с нашими известными классическими писателями. Я имею ввиду по великости. Особенное спасибо ему за этот фильм, наверное, это мой любимый из всех его работ.

    Очень глубоко. Спасибо, Андрей.

    10 из 10

    18 апреля 2014 | 22:10

    На самом деле, Я считаю, что фильм не для каждого… Хотя правильнее будет сказать, что в этом фильме есть что-то особенное и необычное…мне кажется «Сталкер» должен найти зрителя, а не зритель «Сталкера».

    Сам я начинал смотреть несколько раз, но хватало меня лишь на начало фильма, дальше не получалось… А может быть я был не готов тогда понять его…Но в этот раз, создавалось впечатление, что я смотрю абсолютно другой фильм, я не мог понять… И спрашивал себя: «Где все то, что мне не нравилось раньше, при предыдущих попытках?» Время просто пронеслось, я даже не заметил, как фильм подошел к концу.

    Если попытаться охарактеризовать или описать фильм несколькими словами, то думаю, это будут: серьезный, философский и жизненный фильм. Фильм, который просто заставляет брать лист бумаги, ручку и цитировать каждый диалог. Ведь посмотрите, в фильме полностью отсутствуют «пустые» диалоги. Каждый, абсолютно каждый диалог, заставляет нажать на паузу и задуматься.

    На меня больше всего произвели впечатления высказывания писателя и сталкера:
    «…когда человек родится — он слаб и гибок, когда умирает — он крепок и черств…»
    «Черствость и сила — спутники смерти»
    «…Откуда мне знать, как назвать то, чего я хочу, и откуда мне знать на самом-то деле, что я не хочу того, чего я хочу…


    Очень жаль, что сейчас таких фильмов нет, и мне кажется, что и не будет…так как современные фильмы направлены совершенно в другое русло.

    Что касается темы фильма — она глобальная, из нее можно очень много понять… и сделать множество абсолютно разных, но абсолютно правильных выводов. В фильме очень глубоко раскрыта тема людской неопределенности. Люди не знают, чего они хотят. Люди не будут просить что-то для себя, они захотят перевернуть мир. И на этот счет нам предлагают послушать версию писателя о истории «дикобраза». Это потрясающе. Насколько большая разница… между натурой человека и его желаниями.

    Фильм, если можно так выразится, «автономный». У него свой индивидуальный мир, своя тема, своя манера… он не похож на другие. Хотелось бы еще отметить места, и то, как Режиссер передал нам красоту и силу «Зоны», путем смены черно-белого города на цветную «Зону». В фильме ярко выражен «эффект присутствия», будто мы путешествуем вчетвером…

    Фильм бесспорно достоин внимания зрителя, но зрителя, готового погрузится в столь философскую тему, и зрителя, который способен сделать выводы…

    Чем еще меня очень затронул фильм, так это неким сходством с Чернобыльской АЭС… может быть я и ошибаюсь, ведь книга была написана задолго до аварии. Но все-таки некоторые детали наводят на мысли…

    -«Зона» — где никто не живет, и вроде как ходили слухи о мутантах
    -Авария, которая произошла за 20 лет до событий
    -Дочь Сталкера — инвалид, и как говорили, у тех, кто ходит в «Зону» рождаются больные дети. Что это? Радиация?
    -Антураж всего фильма и особенно сооружение похожее на ЧАЭС на заднем плане в городе
    … не знаю, вероятно это все просто совпадения, сходства и моя фантазия.

    10 из 10

    20 июля 2010 | 03:27

    Атмосферный, сильный, но и в тоже время недостаточно сильный, чтобы удержать внимание зрителя фильм Андрея Тарковского «Сталкер» повествует в определенных мерах о таких вещах, как о семье, смысле жизни, мечтах, о вере.

    С точки зрения жанра, «Сталкер» — эталон жанра фантастики, где через призму человеческих отношений, их предрассудков, желаний, вырисовывается альтернативный мир, который поглощает зрителя, открывая для него по истине фантастический, не похожий на остальные мир, где другие правила, другой склад жизни, где невозможное становится возможным, но сами люди остаются прежними, что создает ощущение «невидимого коллапса» когда одно неверное движение и все может полететь к чертям.

    Шедевр мировой кинофантастики, успех повторить которой не способен даже сам ее породитель.

    8,5 из 10

    17 апреля 2012 | 23:41

    Над этим фильмом не надо думать. Всё было уже передумано и выстрадано. Три часа, как целая жизнь. Как если бы поехать туда, где есть ответы на все вопросы. Зона — это зеркало, она показывает человека таким, каков он есть на самом деле: тщеславным, самонадеянным, трусливым, подобострастным, неверующим, завидующим. И та самая комната, к которой идут герои, это и есть зона, она целиком. Но удивительно то, что зона, она не только вне, но она и внутри каждого героя. И тут уж хоть вправо иди, хоть влево, хоть прямо, а придёшь всё равно к своему внутреннему я, к своей совести, к страхам. А кто-то придёт к пустоте. Но лучше бы к вере.

    Когда я смотрела этот фильм в детстве, мне также было скучно, как и многим сейчас, я его не понимала. Понадобились годы и опыт, чтобы понять, услышать, оценить. Хотя моя оценка ничто по сравнению с самим фильмом. Спасибо Тарковскому за такой искренний фильм.

    5 мая 2010 | 19:01

    Сам Андрей Арсеньевич в разные времена говорил о своём фильме по-разному, но можно догадаться, что, чтобы не говорил режиссёр, для него «Сталкер» является знаковым. Эдакая идиллия формы и содержания, над которой Тарковский будет корпеть и которую будет развивать в двух своих последующих фильмах: «Ностальгии» и «Жертвоприношении».

    Тарковский пытается вглядеться в Человека — пристально, испытующе, внимательно. В «Зеркале» он вглядывался в себя, теперь настало время обратить свой взор на других людей, на другие души. Как и любой фильм Тарковского, «Сталкер» требует к себе повышенного внимания, и кому это удаётся, а кому нет, ибо искусство — сфера диалога, и если нет уважения к собеседнику, то и собеседник будет относится к вам с таким же «почтением». Андрей Арсеньевич говорил, что «атмосфера не создаётся специальными приёмами, а вырастает из проделанной работы: в том случае, когда работа проделана на совесть, рождается надлежащая атмосфера». Не стоит говорить про обратный случай, когда работа сделана наспех, на скорую руку — Тарковского это не касается, это один из тех людей, кто знает, что надо делать, и делает это. Привеженность к искусству у этого человека неколебима и вызывает неподдельное восхищение и уважение. «Сталкер» требует от зрителя ровного дыхания, спокойной мысли и готовности стать «погружённым» — тогда гений Тарковского откроет человеку какую-то грань, по ту сторону которой покоится чистое созерцание.

    7 июня 2013 | 10:37

    Начну с того, что являюсь большим любителем и почитателем фильма Тарковского «Солярис». И пересматриваю его иногда и всегда это интересно. Там есть глубокая драма, основанная на реальных человеческих страстях, там присутствуют интересные мысли и догадки, там есть тонкости фрейдизма в неожиданных интерпретациях, там есть высокопробное актерское мастерство; там есть великая музыка, режисерские и операторские картины, при просмотре и прослушивании которых возникает ощущение гармонии.

    «Сталкера» решил посмотреть в надежде обнаружить в нём что-то аналогичное. Кое-что нашлось, но этого для меня оказалось слишком мало в двух часовом поиске.

    «Кое-что» — это некоторые картины операторской работы, например: местность и необычные звуки и кафе, где встречаются герои, напомнили мне эпизоды из фильма «Голова-ластик» Д. Линча. Были и дргие интересные картины, не буду описывать их все, чтобы тем самым не вскрыть случайно большую часть не хитро сплетённого сюжета.

    Я внимательно слушал монологи героев и наблюдал за их поведением: Сталкер, Писатель, Профессор и остальные, некоторые их мысли вслух были не безинтересны, но… Меня не покидало чувство неловкости и меня посещала противоречивая мысль: может быть я поздно взялся смотреть этот фильм, или всё-таки рано, и я настолько глуп, что не понимаю о чём это и к чему? По окончании просмотра я решил почитать положительные отзывы. И пришел к выводу, что этот фильм не устроил меня по своему художественному формату.

    Раньше в юности фильм казался мне малопонятным, скучным, занудным и заумным, когда я видел какие-то отрывки. А теперь, ближе к старости, когда посмотрел его целиком, меня не устроила форма рассмотрения проблем, выбранных Тарковским для этого произведения. Всё то, что вдохновляет людей, пишущих о всевозможных эфимерностях или банальностях общими шаблонными эмоциональными фразами, мне уже по большей части в таком виде физически не свойственно, поскольку пережито, пройдено и оставлено в прошлом. Я ожидал большей новизны, остроты и резкости в нарисованных картинах, в мыслях и поведении главных героев по озвученным автором философским проблемам человеческого бытия.

    «Это не клиника…» возмущенно кричит один из героев, хватая трубку звонящего в «Зоне» телефона, а у меня как у зрителя со стороны ощущение, что это как раз она и есть, но только отчасти конечно.

    «Идите на…» говорит Сталкер спутнице Писателя в начале сюжета, дабы отпугнуть эту светскую львицу от «Зоны», и она в недоумении садится в спорткар и отправляется во свояси не солоно хлебавши. Теперь уже зная, чем всё закончится для меня в этой самой «Зоне», я, пожалуй, сяду в машину рядом с ней.

    5 из 10

    1 февраля 2013 | 14:01

    С причала рыбачил апостол Андрей, а Спаситель ходил по воде.

    И Андрей доставал из воды пескарей, а Спаситель — погибших людей.


    Начну-ка я издалека. Пожалуй, на такие глубокие и философские притчи (именно притчи, а не фильмы) писать рецензии крайне тяжело. Вот и у меня история с написанием длилась почти пол года. Умолчу деликатно о том, что сам фильм досмотрел только с четвертой попытки — уж слишком много в нем было заложено тяжелой и философской информации.

    Жанр фантастики — очень противоречивый жанр. В нем было снято огромное количество фильмов. И именно потому, что большая часть из них была лишенным смысла ширпотребом про НЛО, пришельцев и прочую ересь, многие достаточно серьезные зрители скептически морщатся при упоминании слова «фантастика». А зря. Ведь в этих фильмах были и действительно безумно сильные работы: советский и американский Солярис, экранизации Филиппа Дика (Бегущий по лезвию бритвы, Помутнение) и другие действительно философские фильмы, которые через призму фантастики поднимали очень серьезные вопросы.

    И Андрей закричал — я покину причал, если ты мне откроешь секрет.

    И Спаситель ответил: «Спокойно Андрей, никакого секрета здесь нет.»


    Глубоко уважаемые мною писатели-фантасты братья Стругацкие давным давно написали замечательную книгу под названием «Пикник у обочины». В центре повествования которой была никому не понятная Зона. Зона, возникшая в результате аномалии, привлекала к себе исследователей охотников за артефактами. Но после переработки сценария от книги в ней практические ничего и не осталось — осталось только сама Зона и понятие проводника в Зону — Сталкер (stalker от англ. to stalk — «преследовать крадучись»).

    Как и любая другая притча, данная картина опускает многие детали, которым уделили бы внимание режиссеры, если бы они снимали, скажем, фантастический боевик. В фильме всего три героя: Сталкер, Профессор и Писатель. Их имена опускаются. Мы знаем только их клички. Вторичны и их биографии, крохотные сведения о которых, так скрепя зубами выдает 3-х часовое действие фильма. Первичны только их немногочисленные действия. Почему? От того ли, что в этих трех людях маэстро Тарковский делает аллюзию на весь человеческий род?

    «Видишь там, на горе, возвышается крест. Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем. А когда надоест, возвращайся назад, гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!»

    По предварительной договоренности Сталкер организовывает нелегальную переправу Писателю и Профессору прямо в Зону, чтобы найти потаенную комнату. Сталкер в этом походе гланый, его надо беспрекословно слушаться. В этом путешествии самый короткий путь не самый безопасный. В награду за путешествие каждый получит право посетить ту самую комнату, которая, по слухам, выполнит любое желание того, кто её посетит. Лишь бы только это желание было искренне желанно.

    По сути дела, в последнем абзаце я пересказал весь 3-х часовой хронометраж картины. Ей богу, я на полном серьезе! Совершенно закономерный вопрос. Почему же тогда этот фильм до сих пор будоражит умы думающих зрителей и ценителей гениального кино? На поверку все не так просто. Почему самый короткий путь Сталкером всегда отвергается? Не потому ли, что в жизни мы всегда идем к чему-то желанному слишком долго, сбивая руки и ноги в кровь, задыхаясь от усталости, готовы проклинать всех и вся?

    Но учитель, на касках блистают рога, черный ворон кружит над крестом…

    Объясни мне сейчас, пожалей дурака, а распятье оставь на потом.


    Преодолевая ловушку за ловушкой, троица медленно но верно идет к своей цели. Ещё с самого начал пути Писатель не верит Сталкеру, ибо он никто не может внятно объяснить что это за ловушки и в чем их предназначение. Но, столкнувшись несколько раз с проявлениями аномалий, он подчиняется его воле и не сопротивляется. Почему самой опасной ловушкой зоны называют Мясорубку, и почему Зона пропустила к себе через неё троицу исследователей так и остается без ответа. Может просто потому что все трое прекратили сомневаться и обрели веру в своих действиях?

    И вот вся троица попадает наконец в искомую Комнату. И открывается тайна. На самом деле никто не знает, что будет после посещения Зоны и Комнаты. Исполняются ли на самом деле желания? И почему некоторые, после исполнения желаний кончают жизнь самоубийством? Что важнее? Иметь перед собою цель или её достижение? Оправдывает ли цель средства? Вера в человечество и вера в самих себя, в свои силы, в Бога. Этого так не хватает человечеству. И слова Сталкера об этом в конце фильма не оставляют никаких сомнений: никто не может приструнить Зону (и свою жизнь тоже). Боясь потерять смысл жизни, Сталкер так и ни разу не загадал ни одного желания в комнате… даже для исцеления своей дочери.

    Онемел Спаситель и топнул в сердцах по водной глади ногой.

    «Ты и верно дурак!» и Андрей в слезах побрел с пескарями домой.


    Вот такая вот получилась длинная рецензия, извиняйте господа, но покороче излить мысли никак не получилось. Данная притча не дает ответов на вопросы, она лишь задает их и иногда указывает направление для размышления. Или не указывает. Эта притча полна глубинных философских мыслей и настолько умна, что находить ответы на вопросы каждый зритель будет сам для себя и далеко не с первого просмотра. Одна только сцена диалога в Комнате, когда ни с того ни с сего начинает идти дождь — сцена, которую, наверное до конца понять сложнее всего.

    Именно поэтому все мои мысли по поводу картины не в утвердительной, а в вопросительной форме. Я не претендую на то, что понял этот фильм на 100%. Я не говорю, что я во всем прав. Но я очень надеюсь, что после прочтения этой рецензии у читателя появится желание смотреть и пересматривать этот шедевр Андрея Тарковского. Посмотрев этот фильм становится очень больно и обидно до слез за современный русский кинематограф, насквозь прогнивший нескончаемыми Ржевскими против наполеона, Карлосонами и Счастливы вместе. Ведь умели же снимать в советском союзе… и как умели!!!

    Видишь там, на горе, возвышается крест. Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем. А когда надоест, возвращайся назад, гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!

    Дорогу осилит идущий, господа. Смотрите хорошее кино, не теряйте веры в себя. Спасибо за внимание. У меня все.

    10 из 10

    11 мая 2012 | 15:59

    Судя по всему, Тарковский так задрал Стругацких бесконечными требованиями переделать сценарий, что они плюнули и сказали: «да делай ты что хочешь». А он того и добивался.

    И я бы слова дурного не сказала, если бы в своем желании снять притчу он вспомнил бы, что притча не может быть длинной. Идеально — двадцать минут, ну, час, если уж так хочется, но не три.

    В общем-то, «Сталкер» — не фильм, и явно не экранизация «Пикника на обочине». Это три часа прекрасной операторской работы с некоторым количеством философских идей. Артхаус, в общем. Тарковский очень хорошо понимал, что он хотел сказать, но, по-моему, слегка не учел, что зритель кое-какие из его мыслей и сам уже давно подумал. И разглагольствования трех героев будут выглядеть, ну, понимаете ли, очередным витком интеллигентского кухонного трепа «о фатализме, о жизни, о мистике».

    Все те идеи, что в диалогах, не шибко оригинальные и подчеркнуто «умные», что не есть хорошо. Вот в сценарии есть одна мысль, показавшаяся мне интересной. О «ловушках-не ловушках». На пути Сталкер постоянно и нервно рассказывает о том, насколько ужасны ловушки Зоны, но, не сочтите за спойлер, это ловушки Шредингера, и пресловутый ящик за весь фильм так и не открывается. В общем, многое то, что определяет наш путь к цели, известно нам только со слов других и не очень-то умных людей, в данном случае, «блаженненького» Сталкера, из которого проводник по опасным местам как из меня балерина.

    Еще в плюс идет актерская работа, правда, внимание уделено только Сталкеру, и то, что фильм в целом добрый. Для артхауса это, на самом деле, большое достижение.

    Но по большей части это все-таки не искупает недостатков. Никакой смысловой нагрузки большинство сцен, в которых по пять минут экранного времени ничего не происходит, не несет. Если за то время, пока камера рассматривает затылки героев, едуших на дрезине, можно спеть песню из двух куплетов, это значит, что эти минуты лишние. Потому что тут даже пейзажем не полюбоваться. Вот когда герои так же долго идут по лугу, тут еще можно спекулировать на тему «земной путь долог и в массе своей не полон приключениями», но одной такой сцены хватило бы за глаза.

    Образы не очень естественны, так как, по задумке режиссера, куда более эйдосы, чем живые люди. И все трое довольно жалкие субъекты. Если Тарковский хотел сказать, что род человеческий в целом жалок перед лицом вечности, то это ему не удалось, так как он изначально играл в поддавки, выбрав трех несчастных и не шибко умных людей как пример. Четырех, если брать жену Сталкера с ее пораженческой философией. Ее это «да, я несчастна, но в этом счастье» — просто попытка самозащиты перед осознанием того, что она не смогла стать счастливее, а не выстраданная позиция. Ученый, кстати, не похож на ученого-естественника. Даже на изверившегося ученого. Скорее, он похож на образ ученого в глазах определенного круга творческой интеллигенции. А писатель не очень похож на циника. Типаж распространенный, да, псевдоциник, весь цинизм которого — защита крайне ранимой души. Он даже сострадателен.

    В общем, это надо было либо сократить минимум в три раза, либо сделать «внешнее» наполнение в добавление к «внутреннему». Было бы и тоньше, и интереснее, но, конечно, в этом случае Тарковский не дождался бы наград от высоколобых критиков.

    22 июля 2012 | 16:08

    Коли веришь, — есть; не веришь, — нет. Во что веришь, то и есть.

    Максим Горький «На дне»


    Творчество Тарковского обладает некими гипнотическими свойствами, оно даже подобно действию сна. Мы его не столько понимаем, сколько в него попадаем, в него — впадаем. Иными словами, его кино требует интуитивного созвучия.

    Главный герой, Сталкер, излучая доброту и радость, оборванный, голодный, суетливо пытается уберечь людей (в частности, Профессора и Писателя) от опасности и светится ожиданием того непостижимого, что готовит искомая комната. И почему-то сразу становится ясно, что он блаженный. Но любовь к людям даёт ему право звать за собой несчастных — в неведомое. И не так важно, какой точки достигнут странники, важен сам путь, ведь именно он позволяет надеяться и дарит веру, сила которой воистину велика. Вот только обрести веру каждый должен сам — её нельзя навязать. Чуткое Сталкерское сердце полно желания помочь, осчастливить, и он продолжает направлять заблудившихся, а Тарковский правдиво показывает, чем завершаются вечные поиски.

    Жена Сталкера позволяет нам усомниться в правильности действий мужа. Мы гонимся за недостижимой яркой сказкой, вперёд в светлое будущее, чтобы не дать себе возможности остановиться — упасть и заплакать. Беззвучно. Неподвижно.

    Постоянное стремление к неизведанному и чудесному заставляет нас забыть о простых, на первый взгляд, ценностях — любви, доброте, верности, взаимной надобности. Истина чаще всего рядом, но мы пролетаем мимо в погоне за иллюзорным счастьем.

    Андрей Арсеньевич словно бросает в воду камень, а разобьются ли волны от этого камня о наши чёрствые сердца и проникнут ли в самые потайные уголки души, зависит от нас. Может быть, мы всё-таки лучше, чем хотим казаться?

    29 января 2011 | 08:24

    Картина «Сталкер», снятая замечательным отечественным режиссером Андреем Тарковским, является глубоко переработанным и переосмысленным сценарием фантастического романа «Пикник на обочине», написанного братьями Стругацкими в 1971 году. Картина, как и предыдущие фильмы Таковского, получила признание за рубежом, и удостоилась награды на Каннском кинофестивале.

    Еще перед началом сьемок, сюжет романа Стругацких был множество раз переписан, в итоге в фильме от романа остался только образ Зоны, и профессия сталкера. Стругацкие несколько раз предлагали Тарковскому свой вариант сценария, но режиссер не останавливался на предложенном материале. Он все больше очищал сценарий от фантастических элементов, превращая рискованный поход в Зону в дискуссию. Тарковский снимал новый фильм, изменив акценты в образе главного героя и усилив внимание к грани «возможного-невозможного» в кадре (операторская работа Александра Княжинскиого). Главную роль, роль сталкера, исполнил Александр Кайдановский. В образе сталкера Тарковский блистательно запечатлел крушение надежд и тщетность прежних пыток. Его мучит непонимание какого-то важного смысла, который он напряженно старается постичь, как и загадку Зоны. Сталкер Кайдановского одержим стремлением довести своих путников до чудодейственной комнаты и предоставить им возможность исполнения желаний. Но путь к Зоне, раскрывает сущность Ученого и Писателя — мелкую, суетную. Надежда сталкера медленно умирает. Он начинает сомневаться в самой идее улучшения мироздания волей человека.

    Зона в «Сталкере», пугает однообразием мертвенности (Съемки проходили недалеко от Таллина, на территории заброшенной электростанции). Зона завораживает, держа в постоянном напряжении трех пришедших на ее территорию гостей. Тарковский угадал механизм страха, который, заключается в ожидании неведомого, когда, звонок старого телефона в заброшенных развалинах — казался более пугающим, чем комбинированные съемки каких-то ужасов.

    Итог: «Сталкер», пожалуй самая целостная картина Тарковского. Фильм, главной идеей которого было испытание фундаментальных нравственных ценностей перед лицом неминуемо грядущей беды. Ведь спасти человечество может лишь победа его духовности над материальными устремлениями — здесь Тарковский проводит свою главную мысль с полной отчетливостью.

    10 из 10

    14 апреля 2013 | 00:49

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 499 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 281 руб.
    игра, 559 руб.
    подробнее

    Новости


    Раз в десять лет британское издание Sight & Sound публикует список пятидесяти лучших фильмов по результатам опроса кинематографистов и киноведов. Свыше 800 кинокритиков, режиссеров, сценаристов, прокатчиков из самых разных уголков мира поставили на первое место ленту Альфреда Хичкока «Головокружение». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Роль жертвы - это пассивная роль, и пока женщины ощущают себя жертвами, мужчинам проще манипулировать ими и навязывать позицию ведомого. Но если женщина чувствует в себе силы бороться за свои права, она непобедима. Поэтому Лисбет - очень важный персонаж, она является примером для подражания. (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах
    15-17 апреля
    15.04.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 15-17 апреля
    «Имеем ли мы право на «просто смех»?» (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier41 274 861
    2.Рио 2Rio 239 327 869
    3.ОкулусOculus12 005 402
    4.День драфтаDraft Day9 783 603
    5.НойNoah7 553 607
    11.04 — 13.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДивергентDivergent111 198 959
    2.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier106 717 148
    3.НойNoah84 545 053
    4.Рио 2Rio 245 287 405
    5.ОкулусOculus41 389 544
    10.04 — 13.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 981 027490 134
    Деньги500 052 108 руб.174 984 437
    Цена билета252,42 руб.20,75
    10.04 — 13.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    100.Легенда о пианистеLa leggenda del pianista sull'oceano8.273
    101.Меня зовут КханMy Name Is Khan8.273
    102.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись8.272
    103.Адвокат дьяволаThe Devil's Advocate8.268
    104.Общество мертвых поэтовDead Poets Society8.268
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Багровый пикCrimson Peak95.40%
    7.Человек из U.N.C.L.E.The Man from U.N.C.L.E.95.32%
    8.ИсходExodus: Gods and Kings94.71%
    9.Кредо убийцыAssassin's Creed94.71%
    10.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy94.69%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Окно во дворRear Window58
    Скорый «Москва-Россия»16
    Ченнайский экспрессChennai Express9
    Мальчишник в ВегасеThe Hangover339
    Университет монстровMonsters University106
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Реальная белкаThe Nut Job5.997
    Скорый «Москва-Россия»4.870
    ДивергентDivergent7.225
    Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier7.661
    СаботажSabotage5.694
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 224.04
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin24.04
    ДвойникThe Double01.05
    13-й район: Кирпичные особнякиBrick Mansions08.05
    ГодзиллаGodzilla15.05
    премьеры