всё о любом фильме:

Сталкер

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Тарковский
сценарийАркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, Андрей Тарковский
директор фильмаАлександра Демидова
операторАлександр Княжинский, Георгий Рерберг, Леонид Калашников
композиторЭдуард Артемьев
художникАлександр Бойм, Андрей Тарковский, Шавкат Абдусаламов, ...
монтажЛюдмила Фейгинова
жанр фантастика, драма, детектив, приключения, ... слова
бюджет
6 000 000 руб.
зрители
СССР  4.3 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время163 мин. / 02:43
В этой ленте, снятой по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», действие происходит в некой запретной Зоне, где, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания.

К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор — каждый по своим причинам, о которых предпочитают не говорить. А ведет их туда Сталкер — проводник по Зоне — то ли юродивый, то ли апостол новой веры…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
20 + 0 = 20
8.2
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине» (1972).
    • Из-за конфликта с режиссёром (Андреем Тарковским) имя главного оператора Георгия Рерберга не было внесено в титры фильма.
    • Сам Тарковский, его жена Лариса (второй режиссер фильма) и исполнитель главной роли Анатолий Солоницын умерли от одной и той же болезни — рак бронхов.
    • Сталкер снимали в окрестностях Таллина (Эстония) в 1977-1978 гг.
    • Рабочее название сценария — «Машина желаний».
    • В 2008 году один из участков дороги в квартале Роттермана в Таллине было предложено назвать переулком Сталкера (эст. Stalkeri käik) в честь фильма «Сталкер», который частично снимался в этих местах.
    • В феврале 1976 года Тарковский официально получил «добро» на начало съёмок от председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша.
    • Актер Александр Кайдановский, известный своим горячим нравом, подрался на съемках «Сталкера» с Тарковским, но был прощен, и фильм все-таки закончили.
    • Первоначально необходимая натура была найдена возле города Исфара, в Таджикистане, но город был разрушен в результате землетрясения. Самим съёмкам это обстоятельство не мешало, но съёмочной группе было негде жить.
    • В двух эпизодах фильма мимолетом виден листок отрывного календаря — «28 декабря». Режиссёр никому не смог объяснить, зачем нужен этот эпизод, и что у него связано с этой датой. Андрей Тарковский скончался 29 декабря 1986 года.
    • Долгое нахождение в экологически загрязненном районе съемок отрицательно сказалось на здоровье всех участников съемочной группы, в том числе и на самом Андрее Тарковском. Фактически избежал болезней и осложнений только один человек — композитор Эдуард Артемьев, так как ни разу не был в местах съемок, работая над музыкой к фильму в Москве.
    • Там, где снимался эпизод с заставой ООН, около котельной старой Таллинской электростанции, на трубе до сих пор осталась надпись «UN». В 2006 году на трубе была повешена памятная табличка на эстонском и английском языках о том, что в этом месте снимали фильм «Сталкер».
    • еще 9 фактов
    Трейлер 03:30

    файл добавилHunter103

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    В творчестве Андрея Тарковского становление притчи происходит в «Сталкере», сочетающем ясность и простоту формы, свойственные традиционной притче (не случайно использование в фильме элементов русской сказки), со сложностью и философской глубиной мысли. Внешний сюжет — это путешествие в Зону, в которой есть волшебная комната, где исполняются все желания (а поиски счастья — устойчивый мотив сказки). Причём может исполниться только то, что человек действительно желает в глубине души, порой даже не подозревая об этом. Но позже выясняется: сам Сталкер не знает, что происходит с его спутниками дальше, после посещения Зоны: обретают ли они искомое счастье и удовлетворение, исполняются ли их желания? И вообще существует ли волшебная комната на самом деле?  (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5772 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Он не помнит слова «да» и слова «нет»,
    Он не помнит ни чинов, ни имен,
    И способен дотянуться до звезд,
    Не считая, что это сон…

    Этот отрывок из песни характеризует главного героя в полной мере. Сталкер -это тот человек, который не ищет счастье в виде денег или с помощью других людей. Очутившись в Зоне, он не стал искать в ней способ обогащения. Отсутствие алчности дало Сталкеру возможность понять Зону настолько, насколько это было подвластно человеческому разуму. Несмотря на нелегкую жизнь, он был счастлив, по-настоящему счастлив. Счастлив, когда приходил туда, где он сам себе голова, где можно отдохнуть от грязных общественных проблем, вдохновится, наполнить себя энергией и, наконец, почувствовать себя Человеком с большой буквы.

    Что касается самого фильма, то это кино не про зубодробительные поиски комнаты желаний, или научные исследования аномальной территории. Это фильм про человеческие отношения. Зона — это инструмент, который раскрывает твою сущность, дает понять кто ты: Сталкер или алчный турист.

    Тарковский один из немногих режиссеров, который так искусно по крупинкам разбирал человеческую психологию в своих фильмах. Очень жалко, что современные отечественные фильмы — жалкие комедии для дегенератов. Из-за их влияния просмотр «Сталкера» теряет всякий смысл.

    10 из 10

    23 ноября 2011 | 21:12

    Посмотрел я наконец «Сталкера» Тарковского. Смотрел я и «Солярис» у него, после которого жутко плевался желчью, и «Зеркало», которое я не понял ни на грамм, и «Иваново детство», которое меня, если честно, поразило.

    А вот теперь «Сталкер».

    Вообще, знаете, я думаю, что фантастика — это прикрытие. Это своего рода жанр, который нравится людям, но люди ждут от него другого. Люди ждут экшн, а получают реальную философскую драму.

    Так бы все книги были бы своего рода интеллектуальными ловушками. А то часто бывает и наоборот и того, чего ожидаешь, не оказывается. А вместо этого — просто пустышка с обложкой. Печку топить.

    Если вы дочитали до этого момента, то можно прекратить читать, ибо дальше начнутся мои псевдофилософские бредни.

    Да, а вы все читаете. Ну, читайте, что теперь.

    «Ну а зачем мне писать, если через сто лет обо мне не вспомнят?» — говорит Писатель в фильме. Когда он это сказал, я невольно ухмыльнулся. «Удивительное дело», — пришла мне в голову мысль, — «Так думает, верно, каждый первый усомнившийся в себе человек». Зачем писать, страдать, бегать, изучать? Обо мне не вспомнят, это и так ясно. «Неужели это все ради жратвы? Ну банально ради жратвы, чтобы не сдохнуть от голода и не представиться раньше времени, как говорили в старину», — ползет вторая мыслишка вслед за первой. Острее первой стократ.

    Вот и идем мы дальше с вами по кругу к своей заветной цели. Мотыльки чертовы. Не правда ли? «Будь человеком, надень рубаху и иди на завод! Будь мужиком, блеять!» — это гвалт сострадания и жаления, он весьма силён, — «Слейся со всеми, перестань создавать отличия. Отличия ни к чему не ведут. Останься особью», — символизм отрицания всегда поражал разум.

    И мы всегда ищем. А отличий нет. Внутри полигона с определенными размерами и возможностями есть всегда некое количество вариантов. Оно большое, но счетное. Соответственно и ваши отличительности внутри него. Да, вы обычная моль. За вас уже все давно сосчитано и проделано.

    И мы идем дальше. Мы боимся. Чего мы боимся? Мы слышали, что надо бояться. Если ты боишься, то не так страшно мириться с тем, что будет. Боишься чего-то и получаешь тут же — банальщина, ты знал, что так и будет. Поэтому боишься. Ну, на всякий пожарный.

    Лично я, не знаю, как вы, но и вы тоже, я почти уверен не можете совладать с мыслями. Вы просто не умеете их выражать. Вы ищете истину, находите, как говорил Писатель в фильме, а вместо этой истины вам кукиш с маслом. Что-то вроде надписи: «Я посмеялся над тобой, ищи лучше» или «Проснись, ты не там искал». Хуже если ты нашел истину и никто её не посрамил и она осталась сидеть у тебя на шее. Что теперь тебе с ней делать? Она тебя ни славит, на гармони тебе не играет, а только сидит и назойливо говорит тебе, что теперь-то ты все знаешь, умник, теперь тебе не нужно сидеть в контактах-онлайнах или обсуждать с самим собой какие-то псевдобредни, которые неизменно лезут. Эта истина тебе скажет так, смотря что она за птица, конечно: «Скажи людям, что ты все знаешь. Что ты нашел. Ты — археолог ума. Кисточкой очистил грош, а он оказался хорош».

    И среди этого вороха бессмысленных лабиринтов, которые строятся самим человеком для человека есть масса неразрешенных задач. И выхода из этого философского лабирина нет просто по той причине, что при нахождении оного он становится неправильным, этот выход. Просто потому, что в случае этого выхода бесконечный поиск прекращается.

    И правда ли искусство так бескорыстно? Я в это не верю. И в каждом бескорыстном поступке есть ряд корыстей. Маленьких и тихих, если их не разогревать славой и популярностью.

    Но я-то знаю, что уж лучше пусть они будут маленькими и тихими, а мы все займемся своим делом. Продолжим погоню в попытке догнать свой хвост.

    Разумеется, высший балл.

    15 июня 2011 | 11:38

    В этом году «Сталкеру» Андрея Тарковского исполняется 35 лет. Для фильма возраст солидный и выживают, как объекты зрительского интереса, только шедевры. Что же это за волшебство, сотворенное создателями фильма, которое заставляет людей пересматривать «Сталкера» спустя столько лет?

    Действие разворачивается неспешно, планы длинные, плавные, поэтому есть время рассмотреть весь антураж, интерьеры и восхититься работой оператора. Посмотрите на еле уловимое присутствие цвета. Ведь это изображение не черно-белое, а максимально приглушенное окрашенное! Цвет, пропущенный через какие-то сложные фильтры, дает иллюзию монохромности с едва уловимыми оттенками зеленого, коричневого. (Не отсюда ли растут ноги у «Матрицы»?) Но зато на первый план выступает объемность вещей: неровные стены комнаты, где спит семья Сталкера, полы в кафешке, треснутые и блестящие от постоянной влаги, полуразрушенные склады на КПП. И вот убогое жилище уже смотрится, как дизайнерская реализация стиля жизни, забегаловка абсолютно соответствует нестандартному контингенту, а кирпичные обломки напоминают о волне разрушений, оставшихся после «посещения». Цвет, да и то без особой яркости, появляется только после прихода Сталкера и его ведомых в Зону. А время года, какое здесь время года? Никакое. Безвременье: сырость, зябкость, бесприютность. Только на таком фоне без яркости во всех ее проявлениях может разворачиваться действие, этот поход трех людей к осознанию себя. Да, кстати, про действие. Оно тоже весьма условно. Почти 2 часа экранного времени, пока герои находятся в Зоне, они куда-то идут (при чем, общих планов нет и понятие насколько далеко им надо продвинуться отсутствует), Сталкер предупреждает о потенциальных опасностях, бросает гаечки с бинтиками, рассказывает треснутым голосом разные исторические хроники. И ни разу, ни разу ничего не происходит! Нет даже музыки, которая нагнетала бы саспенс. Можно ли представить в современном кинематографе такой поход сейчас, без спецэффектов, со съемками в натуральных условиях, без героев с мужественными интересными лицами? Не тот вопрос, чтобы думать над ответом. Ибо он очевиден.

    А здесь, на фоне минного поля, смоделированного Зоной, не откладывая на потом, ибо «потом» может не наступить вовсе, трое мужчин не героической внешности рассуждают о вере, счастье, самореализации. И мы слушаем этот нечистый шумноватый звук, боясь пропустить слово, не понять, не догнать замысел режиссера. Черный пес, как воплощение самой Зоны, не замечаемый персонажами там, тянется за Сталкером вне периметра, подчеркивая их взаимозависимость и связь. Проплешина белых волос на стриженной голове Сталкера — метка поставленная кем-то.

    Финальная сцена, в которой дочь Сталкера Мартышка взглядом двигает стаканы на столе, просто гениальна. Единственное кинематографическое проявление паранормальности истории, простенький спецэффект порождает мощное озарение из разряда «все так и было, все правда». Поэтому, хорошо, что мы шли за Сталкером след в след.

    9 из 10

    21 апреля 2014 | 22:51

    Александр Кайдановский в образе странного человека, он Сталкер, личность явно не из мира сего, что похожа больше на юродивого времен царской России, чем на других людей. Он проводник, который в непонятное время и в не такой уж и ясный период зарабатывает на жизнь тем, что проводит всех желающих за символическую сумму в так называемую Зону, место, свободное от всего, место, о котором запрещено даже думать. Туда однажды даже были отправлены войска, но им не суждено было задержаться, а сейчас все танки заросли плесенью.

    Сталкер является скорее призванием, чем профессией, о чем ясно сообщается в фильме. Герой Кайдановского и дня не может прожить в своем доме с женой и своим ребенком-инвалидом, которым вообще ничего не способен дать, он наоборот лишний раз стремится к тому, чтобы провести на заброшенную землю, где творятся невиданные вещи, очередных клиентов. И это несмотря на то, что Сталкер уже несколько раз сидел в тюрьме, его действия давно отпечатались на жизни семьи. А все дело в этой комнате, в которую, войдя, люди неизменно становятся счастливыми, сбываются их самые сокровенные мечты.

    Исключая эту вроде бы легкость изложенного повествования, вряд ли можно найти в данный момент какой-либо другой фильм, после которого находишь себя после просмотра в неподвижном ступоре, в активной мыслительной работе, что пытается сосредоточиться и, все-таки, решить лично для себя, какой же именно смысл всего изображенного А. А. Тарковским. Режиссер, прикрывшись жанровой отметкой «фантастика» сумел тем самым уйти от внимания советских цензоров и вложить в свое детище намного большее, чем просто историю о поездке к тайной комнате.

    Замедленные и отдаленные планы оператора, неспешно следящие за одной изображенной точкой, за одним планом. Подход впрямую к лицам персонажей Кайдановского, Солоницына, Гринько и Фрейндлих, то отделение и демонстрация лишь пейзажей, изобилующих грязью, нищетой, разрухой.

    Брошенное оружие и техника, то ли после войны, то ли за счет действия Зоны, заполненной волшебством или же радиацией. Брошенные аптечки, монеты, разбитые дома, затопленная местность, бродячая собака, наконец. Все это здесь и все это имеет какое-то объяснение и определенное значение для всего изображенного. Возможно, что начинены чем-то важным и предметы, на которые никакого внимания не обращаешь.

    Повествование этой ленты способно обманывать ожидания, а особенно это чувствуется после просмотра первой части, что вызывает к себе достаточный интерес, действия происходят в динамике, но потом все принимает характер чистой философии, что ставит основными задачами поиск истин и рассуждения об обыденности окружающего. Скорее всего, действительно, каждому хочется верить в существование некоего места, которое чудесным образом поможет излечить душевные раны и исполнить все, о чем мечтаешь, но, по словам героини Алисы Фрейндлих — счастье может быть и при самой тяжелой жизни.

    «Сталкер» — это один из тех фильмов, которые требуют к себе пристального внимания во время просмотра, но и этого будет не совсем достаточно, ведь всего смысла притчи и аллегорий, что были вложены в повествование, уловить мгновенно никак не удастся. Тарковский создал картину, которая, безусловно, требует определенного возраста от зрителя, опыта и понимания жизни.

    Трагедия основного персонажа, который с ходом действа становится все больше похожим на душевнобольного, кажется не столько единичной, сколько масштабной, включающей в себя всю массу человеческого населения. Контингент, словно ластиком стер из своей головы, своих чувств понимание счастья, надежды и веры. Все давно живут днем сегодняшним, а не завтрашним и окончательно забывают о своем прошлом, что способно сделать человека на мгновенье добрее. Люди перевелись, оставив в качестве основного своего качества лишь жестокость, а других желаний, кроме утоления жажды они уже и не знают.

    Возможно, что это и хотел передать Тарковский, а, наверное, и не это, а может быть, что и еще что-то дополнительно, кроме этого, так или иначе, но полноценно мы всего никогда уже не узнаем.

    23 января 2012 | 21:22

    В искусстве есть имена и произведения, при упоминании которых необходимо закатывать глаза закатывать ввверх, восхищённо ухать, и заходиться в экстазе. Всякая попытка высказать своё мнение, отличное от принятого — сравнима с броском под поезд. Тебя тут же запишут в ничего не понимающего в искусстве варвара, подвергнут публичному порицанию, и запишут в разряд деградирующих личностей.

    К подобному виду искусства относится и «Сталкер» Андрея Тарковского. Он входит в обязательный для поклонения список, наравне с «Чёрным квадратом» Малевича, фильмами Феллини, картинами Пикассо, Шагала и т. д. и т. д..

    Скажу честно, посмотреть фильм целиком — за один присест мне ни разу не удалось, пришлось довольствоваться 20-30 минутными «сюжетами». И каждый раз меня мучил вопрос, а где же хвалёная гениальность Андрея Арсеньевича? Три актёра мучаются на экране — в прямом и переносном смысле. Говорят умные слова, пытаясь хоть как то связать воедино тоскливую картинку (почти не двигающуюся), и заунывную закадровую музыку. Не удаётся. Не греет душу. А ведь настоящее произведение искусства отличается от подделки именно тем, что будет в душе спавшие чувства (неважно — позитивные, или негативные).

    Не являясь поклонником творчества братьев Стругацких, всё таки не удержался, и прочитал повесть «Пикник на обочине», по которой якобы поставлен фильм «Сталкер». И был поражён, насколько книга превосходит свою экранную подделку. Книжный Рэй Шухарт отличается от Сталкера — Кайдановского, как Эльбрус от горки в песочнице. Циничный, деловой, он живёт одной мечтой — заработать на лечение своей дочери, болезнь которой — это его проклятье за посещения Зоны.

    Увы — но «гению» Тарковскому даже на сотую долю не удалось приблизиться к книге. А может он вовсе и не пытался? Перед отъездом на Запад, да и для нашей доморощенной интеллигенции, в очередной раз нужно было продемонстрировать что СССР, это болото (Зона) — где только кучка «умных» людей знает как вывести народ к свету. Собственно об этом и фильм. И теперь эти «умные» люди носятся со «Сталкером» — как с писаной торбой, только я быть в их числе не намерен. Не дорос. Умом не вышел.

    1 из 10

    P.S. Мой совет, не тратьте время, и вместо 2,5 часов, потратьте два вечера на оригинал братьев Стругацких.

    23 ноября 2013 | 21:21

    Слухи о глубоком интеллектуальном кино для развитых дядь мне кажутся немного искаженным восприятием фильма.

    Я советую посмотреть «сталкер» людям, которым интересно оригинальное медитативное сюжетное кино с неожиданными поворотами. Термин занудности я категорически не считаю верным употреблять.

    Сталкер — интересный, цепляющий фильм, но он сильно зависит от настроения во время просмотра. Он размеренный, впечатляющий, немного невнятный (в хорошем или плохом значении этого слова — тоже зависит от настроения) и крайне поэтичный.

    Особенность поэтизма фильмов Тарковского в том, что они были сняты в тяжелой обстановке советского быта с людьми, выросшими в советском быту, они — то есть фильмы, — выстраданы и довольно тяжеловесны. Но Тарковский пытается, он искренне пытается сделать эту тяжеловесность поэтичной. И у него получается, только нужно помочь самому себе простить фильму эту тяжесть восприятия и вникнуть — в первую очередь, эмоционально. Я не имею ввиду, что фильм легкий и романтичный, он остаётся тяжелым, но немного с другой стороны.

    Одно дело — раздражающий скрип железяк по будням от проводящих ремонт сил районного ЖКХ, а другое — поэтичный стук колёс поезда звездной ночью. Действие одно, но в первом случае оно доставляет дискомфорт, во втором — затягивает в себя и некоторым образом умиротворяет. (Надеюсь, вы поняли, что примерно так выглядит разница между положительным и неприязненным восприятием этого фильма)

    Настрой на сложное философское кино не для всех вызовет желание заняться вещами поинтереснее и подождать более серого расположения духа — как минимум, и решение о полной бредовости сценария и нежелания возвращаться к этому фильму вообще — как максимум.

    Медлительность сталкера — не зануднось, она нужна для втягивания в атмосферу, что усиливает впечатление от фильма в дальнейшем.

    Смысл укладывается в основной сюжетной линии и диалогах о вере, дальше — уже может быть вложен какой угодно.

    Пожалуй, фильм вместе со своими стихами, атмосферой и шумом поездов не может быть понят объективно правильно, у каждого своя идея, поэтому если вы не поняли, к чему была, допустим, финальная сцена — не расстраивайтесь, это нормально. Главное — вслушайтесь в диалоги, вникните в атмосферу, проведите два с половиной часа с интересом.

    А моя оценка на сей раз

    8,5 из 10

    10 октября 2012 | 10:43

    Не знаю, короткой получится эта рецензия, или нет, да это и рецензией, назвать то трудно, наверное… Но это не важно.

    Восхваления, восхищения, вознесение гения Тарковского — это лишнее. Субъективное. Обойдусь без этого.

    Актерская игра, режиссерская, операторская работа, музыка — честное слово, глупо это обсуждать. Кому надо — есть другие рецензии.

    Просто, наблюдая за спорами вокруг фильма (отзывы на форумах, здесь — очень много положительных рецензий — справедливых, есть отрицательные, но — развернутые и, так же — справедливые), понимаю, что он по крайней мере достоин внимания и никак не попадает под стандартные критерии.

    «Сталкер» — это самое точное отражение метаний человеческих мыслей и души. Квинтэссенция… ммм… как бы точнее сказать… Всего человеческого. Этот фильм можно справедливо любить и справедливо ненавидеть. Диалоги героев — читать как книгу и впитывать в себя. Для кого-то это будет набор бессвязных фраз, не спорю. Но люди, которые ПОНЯЛИ и вынесли из фильма хотя бы что-нибудь для себя, могут как-то измениться. По себе знаю.

    Здесь нашлось место практически всем аспектам дискуссий о смысле жизни, существования человека, его долге и вере. Такого больше никто не сможет снять, тем более сейчас. Фильм переснимался несколько раз полностью. Актер Александр Кайдановский подрался с режиссером во время съемок. Стругацкие писали сценарий, основываясь, фактически, только на отчаянной жестикуляции Тарковского, настолько трудно было передать свое видение жизни и будущей картины. Но все справились. Этот фильм вымучен, как человек, наполнен душой — это невозможно не почувствовать. И кто-то проникнется, кто-то плюнет, отвернется. Как в жизни.

    «Сталкер» если и не находится над всем кинематографом, то уж точно стоит отдельно, независимо, в стороне.

    Произведение, вне рамок и оценок. В тех рамках, о которых мы уже давно забыли.

    21 декабря 2013 | 23:01

    Все, кто имеют глаза, уши и сердце, просто не могут остаться равнодушными к «Сталкеру», после его просмотра. Фильм по-хорошему шокирует своей глубокой, обвалакивающей, медитативной атмосферой.

    Мрачное начало кинокартины выдержано в духе антиутопии: мифическая (или же реальная?) страна, полицейский патруль, тщательно охраняющий вход в запретную Зону и три волонтёра решивших прорваться сквозь кордон — писатель, профессор и сталкер. Но вот наши герои достигают заветной цели и перед нами предстаёт уже другая картина: поваленные столбы, выжженные и ржавеющие остовы техники, полуразрушенное здание, бурлящие потоки мутной воды… и не единой души вокруг! И как бы в противовес всему этому «благолепию» — леса и поля. Поистине впечатляющие пейзажи! А операторская работа, просто безукоризнена: плавно наезжающая камера — это настоящая классика!

    Но всё это лишь визуальные составляющие главного — глубоких раздумий и философских изысканий. Монологи и диалоги героев балансируют на грани гениальности. И в довершению ко всему — цитаты из Евангилея и музыка в стиле эмбиент…

    Увы, но «Сталкер» слишком элитарен для массового явления. А посему не всем понравится, но тех кого он зацепит, будут пребывать в восторге.

    21 января 2011 | 23:02

    Сразу сказать можно следующее: Тарковский — есть Тарковский. Ему попросту проблематично снять плохой фильм. К тому же когда литературная основа картины — роман самих братьев Стругацких, считающийся их лучшим творением.

    Итак, коротко об экранизации. Действие происходит в некой запретной Зоне, где, по слухам, существует комната, исполняющая самые заветные желания. К этой комнате (Бункер N6) отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор — каждый по своим причинам, о которых предпочитают не говорить. А ведет их туда Сталкер — проводник по Зоне — то ли юродивый, то ли апостол новой веры. В фильме все персонажи образны, ни у одного нет настоящего имени, только прозвища: Сталкер, Писатель, Профессор, Мартышка и так далее… Это придает фильму еще больше загадочности и фантастичности. Даже сама Комната — образ джина из бутылки, исполняющего желания. Однозначную тему сформулировать довольно-таки сложно, как, собственно, и всё, о чем пишут Стругацкие, которые любят копаться в нас самих, людях, находящихся в бесконечных поисках. Можно сказать, что фильм о Зоне, Припяти, Чернобыле — называйте эту загадочную и опасную местность как хотите. Можно сказать, что он о человеческих отношениях. О неисполнимых желаниях, мечтах и (подчеркиваю!) иллюзиях. Фильм многогранен, и каждый зритель увидит в нем что-то свое. Идею же можно обозначить несколько парадоксально: мы настолько сильно хотим осуществить свои желания, что в преддверии их осуществления даем задний ход, отказываясь от предоставленной нам возможности. Идея четко доказывается в финале картины — ведь никто из героев так и не переступил порог Комнаты. Миссия заключалась не в конечном результате, а в самом процессе ее выполнения. Именно это — постоянный саспенс — удерживает зрителя у экрана, мотивируя его досмотреть кинороман до последнего титра.

    Как я уже сказал ранее, фильм снят по роману Стругацких «Пикник на обочине». А это гарантия продуманного и интересного сюжета, логичного развития отношений между героями и философского уклона внутреннего конфликта. Главная заслуга режиссера — Тарковский смог перенести на пленку переживания и мысли героев, зритель понимает каждый, казалось бы, ненароком брошенный взгляд актеров.

    Операторская работа в фильмах Андрея Тарковского всегда отличалась длительными кадрами, преимущественно общими. Это, в свою очередь, может спугнуть новичка, но бывалому зрителю прямо-таки выкрикнет, что «это снял Маэстро». Отметить надо «фантастические» кадры фильма. При помощи виртуозного монтажа создатели картины из обычных кадров сделали фантастический фильм. Примитивно это можно объяснить так: герои заходят в дом с улицы, а, открыв дверь с внутренней стороны, видят перед собой уже совсем иной ландшафт. По замыслу режиссера это чудеса Зоны. Она может думать, может решать сама, дойдут путники до цели или нет. В семидесятых годах, а тем более в СССР, практически невозможно было снять фантастические (в современном понимании) фильмы, но Тарковский справился с этой задачей на все сто.

    Роль Сталкера исполнил Александр Кайдановский, известный мне в первую очередь по «Десяти негритятам». Стоит ли сравнивать двух его персонажей в этих экранизациях? Друг на друга не похожи. Тот, вдумчивый и рассудительный интеллигент, попавший на остров к «блюстителю правосудия», и этот — сутулый, несколько психоватый и даже маниакальный последователь «сталкерской» веры. Лучшего сталкера, возомнившего себя мессией, проводника к оплоту человеческих желаний, не найти.

    Тарковский — большой любитель естественных шумов и протяжных, томных мелодий, передающих атмосферу фильма. От себя скажу, что после просмотра «Сталкера» мне захотелось отправиться на заброшенную пустошь, чтобы вновь услышать естество гиблой природы.

    Жанр фильма принято определять как философско-фантастическая притча. На мой взгляд, это определение попало в самую точку. Есть и философия, и фантастическое допущение и мораль.

    «Сталкер» — фильм не для всех, но для каждого, кто что-то ищет.

    10 из 10

    29 мая 2012 | 16:49

    Сам Андрей Арсеньевич в разные времена говорил о своём фильме по-разному, но можно догадаться, что, чтобы не говорил режиссёр, для него «Сталкер» является знаковым. Эдакая идиллия формы и содержания, над которой Тарковский будет корпеть и которую будет развивать в двух своих последующих фильмах: «Ностальгии» и «Жертвоприношении».

    Тарковский пытается вглядеться в Человека — пристально, испытующе, внимательно. В «Зеркале» он вглядывался в себя, теперь настало время обратить свой взор на других людей, на другие души. Как и любой фильм Тарковского, «Сталкер» требует к себе повышенного внимания, и кому это удаётся, а кому нет, ибо искусство — сфера диалога, и если нет уважения к собеседнику, то и собеседник будет относится к вам с таким же «почтением». Андрей Арсеньевич говорил, что «атмосфера не создаётся специальными приёмами, а вырастает из проделанной работы: в том случае, когда работа проделана на совесть, рождается надлежащая атмосфера». Не стоит говорить про обратный случай, когда работа сделана наспех, на скорую руку — Тарковского это не касается, это один из тех людей, кто знает, что надо делать, и делает это. Привеженность к искусству у этого человека неколебима и вызывает неподдельное восхищение и уважение. «Сталкер» требует от зрителя ровного дыхания, спокойной мысли и готовности стать «погружённым» — тогда гений Тарковского откроет человеку какую-то грань, по ту сторону которой покоится чистое созерцание.

    7 июня 2013 | 10:37

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 499 руб.
    DVD, 297 руб.
    игра, 559 руб.
    подробнее

    Новости


    Раз в десять лет британское издание Sight & Sound публикует список пятидесяти лучших фильмов по результатам опроса кинематографистов и киноведов. Свыше 800 кинокритиков, режиссеров, сценаристов, прокатчиков из самых разных уголков мира поставили на первое место ленту Альфреда Хичкока «Головокружение». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Роль жертвы - это пассивная роль, и пока женщины ощущают себя жертвами, мужчинам проще манипулировать ими и навязывать позицию ведомого. Но если женщина чувствует в себе силы бороться за свои права, она непобедима. Поэтому Лисбет - очень важный персонаж, она является примером для подражания. (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах
    15-17 апреля
    14.04.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 15-17 апреля
    «Имеем ли мы право на «просто смех»?» (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Мир Юрского периодаJurassic World54 532 615
    2.ГоловоломкаInside Out52 323 354
    3.Третий лишний 2Ted 233 507 870
    4.МаксMax12 155 254
    5.ШпионSpy7 911 786
    26.06 — 28.06подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГоловоломкаInside Out197 667 684
    2.Третий лишний 2Ted 2184 601 619
    3.Мир Юрского периодаJurassic World124 063 569
    4.ПолтергейстPoltergeist31 092 390
    5.ШпионSpy21 436 932
    25.06 — 28.06подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 343 811855 764
    Деньги602 504 977 руб.210 484 821
    Цена билета257,06 руб.2,97
    25.06 — 28.06подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    170.Золотой теленок8.155
    171.УраганThe Hurricane8.151
    172.Планета Ка-ПэксK-PAX8.150
    173.Тот самый Мюнхгаузен8.150
    174.Хоббит: Пустошь СмаугаThe Hobbit: The Desolation of Smaug8.149
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse94.87%
    17.В сердце моряIn the Heart of the Sea94.86%
    18.ИнферноInferno94.77%
    19.СтажерThe Intern94.72%
    20.Кредо убийцыAssassin's Creed94.58%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys7
    Лондонские каникулыA Royal Night Out1
    ОноIt Follows28
    ПолтергейстPoltergeist24
    ГоловоломкаInside Out72
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys7.019
    Третий лишний 2Ted 26.429
    ГоловоломкаInside Out8.468
    Мир Юрского периодаJurassic World7.158
    Супер Майк XXLMagic Mike XXL
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    МиньоныMinions09.07
    Человек-муравейAnt-Man16.07
    ПикселиPixels23.07
    Шальная картаWild Card30.07
    Вне/себяSelf/less30.07
    премьеры