всё о любом фильме:

Последнее искушение Христа

The Last Temptation of Christ
год
страна
слоган-
режиссерМартин Скорсезе
сценарийПол Шредер, Никос Казандзакис
продюсерБарбара Де Фина, Гарри Дж. Уфлэнд
операторМихаэль Балльхаус
композиторПитер Гэбриел
художникДжон Бирд, Эндрю Сандерс, Жан-Пьер Делифер, ...
монтажТельма Шунмейкер
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  2.04 млн
премьера (мир)
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время164 мин. / 02:44
Номинации:
Иисус Христос — плотник из Иудеи. Он зарабатывает на жизнь тем, что рубит кресты, на которых представители римской власти распинают преступников. Иисуса посещают голоса и видения — он догадывается, что избран, но не может понять, в чём его предназначение и кем он избран: Богом или дьяволом. Иуда, друг Иисуса, страстно осуждает его за сотрудничество с властями и даже избивает Иисуса.

Пытаясь понять и постичь себя, Иисус уходит странствовать вместе с Иудой. Ему предстоит пройти трудный путь Мессии.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
84%
42 + 8 = 50
7.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • «Последнее искушение Христа» — экранизация одноимённого романа Никоса Казандзакиса.
    • Эпиграфом к фильму являются слова Никоса Казандзакиса: «Двойственная сущность Христа — величайшая жажда человека познать Бога, жажда столь человечная и одновременно столь же и нечеловеческая… всегда была для меня непостижимой тайной. С ранней юности моим глубочайшим страданием и источником всех моих радостей и мук была непрекращающаяся и беспощадная битва между духом и плотью… а моя душа была ареной, где две эти армии сошлись и скрестили оружие».

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.5/10
    Американский режиссёр Мартин Скорсезе мечтал поставить фильм по роману греческого писателя Никоса Казанцакиса в течение пятнадцати лет. Его привлекла трактовка евангельской истории как притчи о вечном соперничестве в человеке плотского и духовного, земного и божественного. По этой версии, обычный плотник из Назарета, призванный Богом, вынужден нести все тяготы своего предназначения. А последним искушением для него оказалось видение будущей жизни с Марией Магдалиной, если бы Иисус был всё-таки спасён от распятия на кресте. Вот почему картина Скорсезе вызвала бурю споров, противоречивых мнений и даже террористические акции со стороны католических фанатиков, которые протестовали против её демонстрации в кинотеатрах. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 28 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Свою юбилейную (двухсотую) рецензию я предпочёл посвятить фильму «Последнее искушение Христа»

    Мартин Скорсезе представляет… Фильм для размышлений. «Последнее искушение Христа» как-то странно мною воспринимался. Сначала меня разрывали сомнения: что передо мною вообще — апокрифы, или сущая ересь… Ответ? — ни то, ни другое! «Последнее искушение Христа» не является оскорбительным фильмом для верующих христиан. Для неверующих же людей этот фильм будет также интересно посмотреть. Но главное! Досмотрите его до конца!

    Лично я хотел посмотреть этот фильм, потому что… являлся не так давно фанатом нашей отечественной рок-группы «Ария». Песни им пишет Маргарита Пушкина. Её очень вдохновил фильм «Последнее искушение Христа» и она спроецировала немного его сюжет в тексте песни «Свет дневной иссяк». Там был краткий пересказ искушения Христа в пустыни. Я 10 лет хотел натолкнуться на этот фильм. Хотя в наш век нетрудно найти кино для просмотра, я просто забывал об этой картине. А когда вспоминал — откладывал на потом.

    В фильме показана земная жизнь Иисуса Христа со всеми ловушками, со всеми стяжаниями. И жизнь апостолов тоже показывается с такого ракурса, что прежде видеть не доводилось. Например, согласитесь, довольно необычно наблюдать крепкую дружбу Иисуса и Иуды Искариота… При всём при этом просто даётся понять, что всё показанное имело место быть. Но необязательно, что именно так всё и было. Как нам ещё закадрово говорят: «В основу фильма легло не Евангелие…»…

    Да, здесь также как и на сольнике Кипелова и Маврина сатана искушал Иисуса в пустыне.

    Дальше происходит нечто такое, после чего я поспешно посчитал данную картину омерзением. Но с выводами я поторопился. Слава Богу, не выключил за 20 минут до конца.

    Поэтому важное пожелание зрителям, только готовящимся к просмотру этой киноленты: Терпение… будьте терпеливы, не выключайте кино, дождитесь конца, — и ваше терпение вознаградится!

    А главное! Померещилось, или в правду всё это было?

    9 из 10

    20 октября 2012 | 12:44

    Мастер гангстерского кино Мартин Скорсезе своим фильмом «Последнее искушение Христа» доказал кинематографу, что может снимать далеко не только фильмы про плохих парней, тем самым показывая и развивая свою многосторонность и многогранность как разноплановый выдающийся режиссёр.

    Снять такую картину и показать её всему миру — довольно трудный и подчас опасный поступок, который может привести к жёсткой и сокрушительной критике и даже анафеме не только рядовыми зрителями, но и церковными деятелями. Из-за противоречивости и иного, несуразного, и может даже абсурдного взгляда на Библейские сказания, этот фильм в нашей стране пытались запретить, и он был подвергнут беспощадной критике священнослужителями. Но истинный поклонник кинематографа, а в особенности творчества выдающегося классика Мартина Скорсезе, просто не должен оставить без просмотра данную картину.

    Не надо хорошо разбираться в религии или быть священнослужителем, чтобы представлять о чём данный фильм, это уже понятно и из названия, но если зритель рассчитывает увидеть здесь медленное, занудное повествование жизненного пути Иисуса Христа, про которое написано уйма книг и снято заурядное количество фильмов, то он сильно ошибается, так как данная история отличается своим взглядом на эти события, и вроде бы, самое ключевое библейское сказание преподнесено зрителю под небольшим другим углом. Сказать, что авторы картины вслед за Казантакисом пошли наперекор Библии, пожалуй, не стоит, ведь у каждого человека глубоко в сердце заложено свое представление этим событиям, и если они немного отличаются от написанных веками назад сказаниями о Христе, о Боге, то мне кажется, ничего страшного в этом нет, и не стоит таких людей подвергать различным гонениям, проклинать и подвергать анафеме. Бог есть у каждого человека, и живёт он в душе людской, но душа то у всех разная.

    Данный фильм не должен пугать зрителя своим хронометражем, эти почти три часа проходят незаметно из-за последовательного, неторопливого, но в то же время не затянутого действия. Здесь каждая сцена, каждый разговор и взгляд несёт в себе некий заложенный смысл, и даже зная хорошо Библию, точно нельзя предвидеть дальнейшее разворачивание событий и из-за этого фильм только и выигрывает.

    Нельзя упустить из вида историческую достоверность в пейзажах, декорациях, костюмах и гримах, благодаря которым, создаётся чёткая картина той эпохи и трудно найти какие-либо претензии и замечания по этому поводу, а музыка, написанная Питером Гэбриелом, очень тонко накладывается на события и действия фильма.

    Трудно себе представить Уильяма Дефо в образе Иисуса, но, просматривая картину, я напрочь забыл его как актёра и видел перед собой достоверного Иисуса Христа, ведь попадание актёра в этот образ было максимальным. И не теряется на его фоне Харви Кейтель в образе Иуды, его слезившиеся глаза в последних кадрах фильма до сих пор стоят у меня перед глазами.

    Большой похвалы заслуживают все авторы данной картины, которые не побоялись показать всему миру некий взгляд на это Библейское сказание, и мне, как зрителю, было интересно окунуться в те далёкие времена и переживать за мучения и страдания, которые в этом фильме стоят первым планом и вызывают горькое чувство боли и сострадания.

    21 апреля 2008 | 00:31

    О фильме:

    Вольная и, по большому счету, противоречивая трактовка центрального мотива Нового Завета, конечным продуктом своим имеющая скорее картину в жанре исторической фантастики, чем просто экранизации Евангелий.

    Дуализм личности Иисуса — бога и человека — суть стержень фильма, некий творческий посыл, отталкиваясь от которого авторы картины раскрывают диалектику искупительной жертвы Христа, хотя и весьма неожиданным образом.

    Похвала режиссеру:

    Мартин Скорсезе, чьим основным жанром были и остаются криминальные драмы, на удивление хорошо разыграл этот щекотливый кинематографический этюд, пополнив свою фильмографию еще одним шедевром.

    Пара слов насчет актеров:

    Уиллем Дефо, на чьи хрупкие плечи выпала ноша воплощения на экране образа Христа, с задачей справился, на мой взгляд, очень даже хорошо. Иисус в его исполнении хоть и уступает отменной работе Джереми Систо, но, все же, дает сто очков форы игре Джеймса Кэвизейла и Тэда Нили.

    Харви Кейтель, признанный мастер маргинального толка, не отходит от своего «конька» и в этой ленте. Иуда в его исполнении хорош настолько, что порой даже затмевает главного фигуранта всей истории.

    Музыка:

    Отдельного упоминания, я думаю, заслуживает блистательный Питер Гэбриэл, чей эклектичный саундтрек органично вплетается в фактуру фильма, оплетая библейский сюжет нежными ростками хорошей музыки

    Оценка:

    10 из 10

    3 августа 2007 | 23:17

    Если ты снимаешь фильм про Христа, хорошенько подумай, прежде чем ввести хотя бы одно, самое незначительно отклонение от мнения церкви. Не то из-за какой-то мелочи, фанатики мира с пеной на устах будут доказывать, что этот фильм само зло, создатели антихристы, а режиссёр сын дьявола. И если картине, созданной ради денег, всё это будет только на руку, для художника это будет действительно сильный удар плёткой.

    Так вот представьте храбрость Мартина Скорсезе, который решил снять фильм, полностью переигрывающий фигуру Иисуса и делающий его совершенно не похожим на прототип из евангелии. Естественно эта картина вызвала буру эмоций и негодования не только на западе, но и у нас в стране. Даже в 1997(спустя почти десять лет после премьеры) святоши нашей страны требовали запретить показ этого фильма по НТВ. Гнев был настолько силён, что даже не стал скандальной рекламой для фильма. Жалкая приключенческая (но зато скандальная!) лента «Код да Винчи» собрала, чуть ли ни 800 миллионов в прокате, когда Искушение провалилось, и сегодня имеет скромный рейтинг IMDB. Видно, по мнению многих, фигура Христа неприкосновенна, и находиться под запретом. Но ведь искусство, не просто сознание, фантазии человека, это его душа. Уже плохо, когда табу расставляются в физической жизни, но когда они доходят и до духовного существования, то можно считать что апокалипсис не за горами. Так вот Мартин не собирается ставить пределы, он создаёт фильм, наверное, самый правдивый, об Иисусе Христе.

    Для главной роли Скорсезе позвал Уилльема Дефо. Можно предположить, что у него уже был опыт игры Христа. В картине «Взвод» он хоть и играет самого обычного человека, но по смыслу представляет собой как раз таки олицетворение Иисуса. В этом же фильме Мартин даёт Уилльему развернуть этот образ до конца. И вышла у актёра если не лучшая, то, безусловно, одна из лучших ролей в кино. Ведь надо самому прочувствовать боль своего героя, дабы передать столь эмоциональное и глубокое перерождение из человека в бога. И он действительно всё это передаёт на экране, создавая действительно образ, которому веришь и искренне сопереживаешь. Ну, так давайте же перейдём от актёра, к его герою, и попытаемся разобраться, что же снял Мартин.

    В «Искушении» Иисус вовсе не робот, знающий, что он должен делать. Здесь он самый обычный человек, который совершает ошибки, и подчас не знает, что же будет дальше. Почему? Дело в том, что Скорсезе пытается рассмотреть Христа как реально существующего человека, а не какое-то олицетворение мира и добра. Представьте, что вы обычный маленький человек тех лет, узнаёте что вам, немного не мало, нужно искупить грехи всего человечества и стать богом. Нет, это не означает то, что вас ждут события фильма «Брюс всемогущий»! Быть богом, значит забыть о себе и жить исключительно ради других. Терпеть боль и страдания всего человечества, и каждого человека. Естественно от такой новости появляется страх, перед огромной ответственностью. Иисус всеми силами пытается навлечь гнев отца, дабы тот снял с него ответственность, но потом, понимая, что всё это бесполезно, всё же пытается смириться, но это лишь искусственное согласие, которое вынужден принять Христос, для этого бог и посылает ему последнее искушение…

    Прежде чем преступить к этому искушению, надо вспомнить ещё одного важного героя данной картины. Иуда. Бессовестные люди всё же номинировали исполнителя этой роли Харви Кейтеля на «Золотую малину». Хотя он тоже сыграл, пожалуй, главную роль в жизни, и создал неповторимый образ. Его Иуда вовсе не предатель, он крепкий человек который в отличие от того же Христа, знает своё предназначение и с лёгкостью готов умереть на кресте. Между Иисусом и Иудой, есть одно весомое различие, первый верит, что в основу всего положен дух, второй уверен, что тело. Этот спор не просто не создаёт конфликт между ними, а наоборот роднит и делает одним целым. Христос, олицетворение духа, Иуда олицетворение тела. Дух без тела быть не может, так же как и на оборот. Поэтому именно Иуда в данной картине становится самым приближенным к Христу человеком, и играет важную роль в его становлении. Ну, всё ж давайте вернёмся к основной теме данного фильма (хотя и эта, имеет большое значение).

    Иисус всегда хотел одно. Быть как все, не желая великой судьбы. Именно это искушение ему и преподносят в конце. Христос сходит с креста, не дождавшись смерти, и живёт обычной жизнью. Наверное, этот момент может быть самым нелюбимым и провокационным для церкви. Как это так? Иисус наш бог, моральный ориентир, сам поддаётся искушению! На самом деле Христос просто не мог, и не должен был сопротивляться. Последнее искушение для него не испытание, а урок. Иисус видит что произойдёт, если не следовать своему пути, своей судьбе. В данной истории это основной шаг в становлении Христа. Ведь теперь он следует судьбе не потому, что вынужден, а потому что сам принимает её и соглашается с ней. В конце главный герой очищается, пропадает всё земное, страх, сомнения, боль, теперь он понимает свою судьбу и произносит «Свершилось».

    В заключение моего скромного отзыва хочется вспомнить другой фильм, принятый на ура, как публикой, так и церковью. «Страсти христовы». Мэл Гибсон ставит основой всего насилие, и показывает, что путь от человека к богу, лежит через физическое страдание, когда Мартин утверждает, что этот путь лежит через куда большие, духовные муки. Герою фильма Гибсона повезло, его Иисус страдал примерно 12 часов, когда Иисус Скорсезе страдал всю жизнь. Но будь выбор, за кем идти, я бы выбрал Христа из «Последнего искушения». Ведь наставить заблудшего на путь истинный может лишь тот, кто однажды с этого пути сбивался, но нашёл в себе силы вернуться.

    20 сентября 2009 | 16:13

    То, что местом действия фильма является Палестина первого столетия и главные герои — евреи, а также обыгрываемая в фильме то ли пародия, то ли извращенная копия истории Евангелия, еще не должно вызывать у зрителя уверенности в истинности употребленных имен: «Иисус», «Иуда», «кресты», «Бог», «искушение», «Мария Магдалина» и т. д. — все это, если хорошенько разобраться, к жизни Христа и сути Евангелия не имеет в фильме ни малейшего отношения.

    Естественно, что мы не станем называть Сократа Сократом в фильме, где образ, долженствующий воплотить в себе его сущность, будет иметь лишь некоторые привходящие свойства этого великого философа, — например, то, что он был плешив и с шишкой, а так же, безусловно, любил спорить. Так и этот фильм — это фильм о ком угодно, но не об Иисусе Христе. Но, вроде бы, изначально об этом и говориться, дабы избежать конфликтов и недопонимания, — что фильм, мол, «художественное осмысление»; однако осмысление — это процесс понимания чего-то определенного, а не его извращение. Автор фильма был обязан исправить ошибку автора книги — переименовать главных героев, которые по сути своей совершенно другие и делают другие вещи, нежели те, о ком на самом деле ведется речь.

    Итак, дабы не делать фильму большой чести, хватит сказать, что ни философской мудрости, ни изящной художественности в нем нет. А всё, что есть, — это зарабатывание фальшивой славы на известных всему миру именах, как если бы кто захотел прославиться, изобразив совершенный бред под вывеской: «Переосмысление мудрости в художественном оформлении». Только на основании этого (что автор использует известные имена, а не придумывает другие) можно заключить, что это умышленный обман. Большая ошибка — считать этот фильм фильмом про Христа. Да и как, позвольте, из подобного сюжета можно вообще найти для себя что-либо ценное (ведь по идее это должно произойти)?

    5 из 10

    12 февраля 2013 | 21:08

    В этой неоднозначной картине ставится под сомнение столько христианских догм, что одно их перечисление будет вызывать ассоциации со всем известным эпизодом Илиады. Впрочем, сомнение — это главное слово этого фильма. Сомневаются тут все и обо всем, главным образом, конечно, Иисус, на роль которого был взят Уиллем Дефо. И хотя сомневаться (опять это слово!) в режиссерском умении Мартина Скорсезе образца 1988 года не приходится, все же нельзя не признать, что это было спорное решение. Каков Дефо-Иисус? Грубые черты лица, мощная фигура, да и типаж скорее злодея, чем положительного персонажа. Можно возразить, что Скорсезе создает своего собственного Христа, без блэкджека, но с сами-знаете-кем. Но, встав на путь оригинальности, надо было взять на эту роль Роберта Де Ниро, ведь когда слышишь, как апостолы разговаривают с нью-йоркским акцентом, кажется, что вот-вот из-за угла выйдет улыбающийся Джо Пеши и скажет своим говорком что-нибудь вроде «What`s the matter with you? Are you stupid?»

    Не буду перечислять многочисленные эпизоды, в которых актерская игра меня не убедила — в конце концов, это вещь субъективная. Остановлюсь лишь на том, что Мартин Скорсезе вместе с автором сценария взялись подвергать сомнению чуть ли не всю христианскую философию, предлагая взамен лишь один тезис, да и тот «с душком», с моральной точки зрения. Иисус поддается искушению сойти с креста, чтобы прожить жизнь обычного человека, и лишь на смертном одре, понимая свою ошибку, возвращается обратно на Голгофу, тем самым перечеркивая всю великую философию собственной жертвы. Ведь устоять перед искушением съесть, к примеру, немного сладкого на ночь это вовсе не значит съесть всю банку варенья, оставив лишь последнюю ложку на дне и вернув, как ни в чем не бывало, ее на полку. Это значит съесть ровно ноль ложек варенья! Разве вообразима в библейской истории эта странная подмена? Нет, дорогой Мартин Скорсезе, такой возможности ни у Иисуса, ни, тем более, у нас нет. Так что и вам стоило бы не идти в своей страсти до конца и фильм этот не снимать. Книга все равно, как говорится, лучше.

    7 из 10

    29 сентября 2015 | 02:02

    С этим фильмом я знакомился издалека. Сначала, в 1989, мне в руки попал саундтрек Гэбриэла «Passions». Я был взорван изнутри этими пустынными ритмами, оплакан тягучими завываниями и развеян по ветру где-то над Генисаретским озером. Я ничего не знал о фильме, кроме того, что он о Христе.

    В 1994 наш пиратский VHS-рынок окреп и стал выдавать на застекленные витрины киосков шедевры: Феллини, Антониони, Бунюэль, Бергман… Тут меня и цепануло заглавие видеоряда для саундтрека. «Последнее искушение Христа». А за пару месяцев до этого я ездил в Израиле по христианским святыням.

    Я сразу поверил Скорсезе во всем, что касалось натуры. Галилея 2 000 лет назад наверняка так и выглядела — сухой, скупой, жесткой. Это сейчас богоизбранный народ вырастил там сады и разбил парки (а также построил бетонные стены и натянул колючку), а изначально земля обетованная — она прежде всего для отшельников обетованная. Потрясающая сцена встречи Иоанна Крестителя с Иисусом — в скудной речонке под палящим солнцем проповедует Предтеча, сзади осторожно приближается Спаситель — резкий поворот «Кто ты?!» И ведь как все просто! И скромно по части бюджета! А главное, что без голливудской массовки времен «золотого века» Галилея выглядит гораздо правдоподобнее и реалистичнее.

    Отличный эпизод — Иисус на свадьбе, с превращением воды в вино. Просто, с улыбкой, хорошим настроением и веселыми танцами. Блеск! Очень убедительна Барбара Херши — Магдалина. Потрясающая сцена — воскрешение Лазаря. Ну, нету там компьютерной графики! Нету! А бьет наотмашь! Изгнание торговцев из храма… Стигматы… Гефсиманский сад… Тайная вечеря… Это я просто в голове куски фильма просматриваю — они там впечатаны высококачественной копией, исполненной в 5d-технологии.

    А ведь я задолго до этого с животным ужасом смотрел Скорсезевского «Таксиста» с великим на тот момент Де Ниро! А тут он мотает меня по Галилее, как сухую ветку оливы… И звуки ловлю, и запахи чую — так снято!

    Было у меня два вопроса по Евангелиям. Первый: кто такой все-таки Иуда? Спасибо Харви Кейтелю — разъяснил. Нет, Никас Казандзакис тоже постарался с романом своим, но Харви, этот рыжий бандюган первого века от Рождества Христова убедил меня в искренности своей веры, которой хватило на предательство Учителя. А второй вопрос — что значили последние слова Иисуса «Свершилось!» — «It`s Accomplished!»

    Для этого и потребовалось последнее искушение. Кстати, личины и образы дьявола — просты и страшны. Особенно девочка-ангел. Но я отвлекся. Так вот… Когда, дожив до старости, ты взвываешь от осознания упущенной возможности стать собой, ползешь, моля Бога вернуть тебя на крест, с которого ты был хитроумно снят и упакован в ежедневную бытовуху, — и вдруг свершается чудо, вспышка, флэш, и ты, окровавленный, снова повисаешь на гвоздях, а вокруг беснуется чернь… Вот тогда ты, Уиллем Дефо, счастливо улыбаешься — «It`s Accomplished!» А Питер Гэбриэл взмахивает рукой и из партитуры взвиваются колокола и ангелы! И сердце мое разрывается от тоски и восторга, и слезы все равно наворачиваются на глаза.

    «CUT!» — «СНЯТО!»

    Посмотрев фильм Скорсезе, я пошел и окрестился по православному обряду. Слава тебе, Господи! Бывает и так… Отличайте, братья и сестры, проповедников от проповеди! Господь, если он есть, то в сердце, а не на экране. И Галилея у каждого своя. И последнее искушение.

    26 марта 2010 | 19:01

    Сложный, умный, скандальный фильм, который необходимо видеть каждому киноману и эстету. Игра актеров выше всяких похвал. Невольно начинаешь беспокоиться за умственное состояние тех, кто номинировал Харви Кейтеля на «Золотую малину», ведь актер исполнил роль Иуды блестяще. Впрочем, как и все свои роли.

    Отдельно нужно отметить Уиллема Дефо. После этого фильма я всерьез полюбил актера, хотя перед началом просмотра мне казался странным выбор исполнителя главной роли. Но Мартин Скорсезе не ошибся.

    Так же прекрасны исполнители второстепенных ролей: Гарри Дин Стэнтон, Барбара Херши и Дэвид Боуи.

    Великолепный фильм. Подлинный шедевр.

    6 мая 2006 | 14:23

    Трудно сказать что-то новое об общепризнанном шедевре. Разве что свои личные впечатления.

    Впервые я прочитал книгу Никоса Казандзакиса, по которой был снят фильм Мартина Скорсезе, еще в 11 классе школы, в 1994 году. Интересно, что до «Искушения» я и Скорсезе не знал. Это потом уже были просмотрены «Казино», «Славные парни», «Таксист» и другие работы мастера.

    Позже я перечитывал книгу уже в более взрослом возрасте. Несколько раз смотрел фильм. В разном качестве, с разными переводами. Но каждый раз был восторг. «Последнее искушение» — это не унылая история «насилья и бессилья» вроде гибсоновских «Страстей Христовых», которых ввиду отвратительного натурализма смотреть второй раз не тянет. Это «путь борца», как писал автор книги в своем предисловии.

    Автор нового образа Христа следует евангельской хронологии событий, в книге-фильме можно увидеть много знакомых (если кто, конечно, сподобился прочитать хоть одно евангелие) сюжетов, персонажей и диалогов. Где-то дает свою, вольную трактовку событий, объединяя, скажем, евангельскую историю о грешнице с образом Марии Магдалины или «приговаривая» Варавву (того преступника, что отпустили вместо Христа) к убийству воскрешенного Христом Лазаря.

    Достоинство же фильма Скорсезе в том, что он является именно экранизацией книги, а не вольной ее интерпретацией.

    Главная тема, которая проходит через всё насыщенное смыслом и событиями повествование о Христе, — это тема свободы воли, с одной стороны и долга и предназначения, с другой. Христос, которому предначертано было стать мессией, с самого начала противится своей судьбе, он хочет жить обычной жизнью. И потому делает кресты, на которых распинают его собратьев. Каждую ночь его мучают сводящие с ума видения, и, не в силах больше бороться с предначертанным, он начинает проповедь. Говорит словами Бога, сам не ведая, что именно скажет в следующий миг. Сначала любовь, потом секира, и, наконец, распятие — вот этапы проповеди Христовой, описанные в книге и показанные в фильме.

    В финале затрагивается еще одна важная тема — это тема предательства. Как страшно жить, когда внутри тебя сидит осознание того, что те, кто тебе верил, кто шел за тобой, вслушивался в твои слова и следовал твоим наставлениям, оказались преданы тобой. И как становится легко, когда это предательство оказывается лишь наваждением Сатаны. Легко и радостно, даже на кресте.

    Для тех, в чьей жизни была борьба, кто ведет ее сегодня с превосходящими силами зла, кто способен идти наперекор обстоятельствам и отстаивать свою Правду, «Последнее искушение Христа» станет хорошим подспорьем и источником вдохновения.

    1 сентября 2013 | 21:10

    Все-таки, какой хороший фильм, впрочем, других у Скорсезе не бывает, лучший режиссёр всех времен и народов, по моему скромному мнению. Я давно хотел посмотреть фильм «Последнее Искушение Христа», причины далекие от религии. Никогда не был религиозным человеком и, по сути, мне все равно, как кто воспринимает историю, произошедшую 2000 лет назад, Казанзакис описал её так, Браун вообще нашёл там массу загадок… и другие тоже могут предположить что угодно, я бы поверил только очевидцу, и то если бы он мне лично всё рассказал.

    Сразу же напрашивается сравнение фильма со «Страстями Христовыми» М. Гибсона, но мне бы этого делать не хотелось, фильмы получились настолько разными, что и ясно, вряд ли Гибсон стал бы списывать со Скорсезе и правильно сделал. Но без сравнений не обойтись. Если «Страсти» больше напоминают документальный фильм, переносящий нас в то время, прямо в место действий, то «Последнее Искушение Христа» говорит, что все мы на этой земле люди, и всем свойственно грешить, а значит жить. И это является плюсом картины.

    Также не хочется говорить, что один фильм лучше другого, потому-то, потому-то… Да, оба фильмы мне понравились, оба фильма заслуженно признаны общественностью, а мной так вообще шедеврами. А вот в отличие от «Страстей», что смотрело большее количество кинолюбителей, фильм Скорсезе не является скучным, картина яркая и запоминающаяся, выполнена в большей части легко, без лишних пыток для зрителя аля слезадавилка. Пока всего несколько минут после просмотра прошло, но думаю, со временем фильм также крепко будет сидеть в голове и не грузить самых впечатляемых в отличие от побратима.

    Тут и великолепно исполненные роли главными героями. Особенно роль удалась Уильяму Дефо, актеру, обладающему заметной харизмой и справляющемуся с большим количеством своих ролей на ура. И снова напрашивается сравнение с Иисусом из «Страстей», оба получились здорово, лица немного разные и всё. И судьба у каждого, как не странно, может сложиться по-разному, но это уже видение событий режиссёром и авторами сценария, а зрителю всегда хорошо, если сюжет разворачивается непредсказуемо, мне это всегда нравилось, плюс несколько вистов такому фильму. Харви Кейтель мастерски исполнил роль Иуды, он у него получился сильным персонажем одним из лучших у этого незаурядного актёра.

    После просмотра становится ясно, почему фильм, также как и «Код да Винчи», создал не один скандал, ну что поделать тематика такова, иногда нужно отходить от общественно принятых норм и придумать что-то своё, такое, что может шокировать и заставить говорить, это не запрещено. Это и есть художественная составляющая величайших из искусств, то есть литературы и кино.

    7 июля 2006 | 23:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>