всё о любом фильме:

Солярис

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Тарковский
сценарийФридрих Горенштейн, Андрей Тарковский, Станислав Лем
директор фильмаВячеслав Тарасов
операторВадим Юсов
композиторЭдуард Артемьев
художникМихаил Ромадин, Нэлли Фомина
монтажЛюдмила Фейгинова, Нина Маркус
жанр фантастика, драма, детектив, ... слова
бюджет
1 000 000 руб.
зрители
СССР  10.5 млн
премьера (мир)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время169 мин. / 02:49
Номинации (1):
Смотрите в кино:
1 сеанс в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
На космическую станцию, сотрудники которой давно и тщетно пытаются сладить с загадкой планеты Солярис, покрытой Океаном, прибывает новый обитатель, психолог Крис Кельвин, чтобы разобраться в странных сообщениях, поступающих со станции, и «закрыть» ее вместе со всей бесплодной «соляристикой». Поначалу ему кажется, что немногие уцелевшие на станции ученые сошли с ума. Потом он и сам становится жертвой жуткого наваждения: ему является его бывшая возлюбленная Хари, некогда на земле покончившая с собой.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
45 + 2 = 47
8.5
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Станислава Лема «Солярис» (Solaris, 1961).
    • В сцене, где Крис встречается с матерью, на стуле лежат советские деньги. Например, юбилейный рубль «В честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» 1970 года и бумажная купюра достоинством 3 рубля образца 1961 года.
    • Одно время Тарковский хотел снять в роли Хари шведскую актрису Биби Андерссон. И она даже дала согласие сниматься «бесплатно». Но из-за бюрократических проволочек ничего не вышло.
    • Эпизод, в котором Бертон едет на машине по бесконечным тоннелям и развязкам, снимали в Токио.
    • Эпизоды фильма снимались не по порядку. Поэтому получилось, что в одном кадре Крис в майке, а в следующем — в пижаме. Тарковский заметил это, но переснимать было поздно, поэтому он махнул рукой: «У нас же фантастика. Пусть все думают, что так и надо!».
    • Сначала книга, а потом и сам фильм, стали причиной нескольких ссор писателя Лема и режиссера Тарковского. В частности, писатель утверждал, что режиссер снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание».
    • Сцена в зеркальной комнате была снята, но не вошла в окончательный монтаж, режиссёр изъял её из фильма. Сейчас этот загадочный шаг поклонники Тарковского связывают с происками цензуры. На самом деле цензуру и редактуру эта сцена не волновала, и мотивы у режиссёра были внутренними. Известно, что он не раз возражал против того в фильмах, что казалось ему «слишком красивым».
    • еще 4 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Крис просматривает сообщение от доктора Гибаряна, в мониторе отражается съемочная группа.
    Трейлер 01:20

    файл добавилHunter103

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Подыскивая в поэзии Арсения Тарковского ассоциативный эпиграф, хоть как-то подходящий к фильму «Солярис» Андрея Тарковского, я остановил своё внимание на следующем стихотворении: (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2015 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Первая мысль после просмотра — странный фильм. Я до этого как-то с высоты своей колокольни пытался ставить фильмам оценки по десятибальной системе. В этот раз не получится, просто не знаю, как его оценивать. Нет того балла, которым я мог бы наградить «Солярис».

    Из актеров мне больше всех понравился не исполнитель главной роли — Криса Кельвина — Донатас Банионис, а Юрий Ярвет — Доктор Снаут. Хотя, должен сказать, поначалу, в момент знакомства Снаута и Криса, когда тот только прилетел на станцию, Доктор не вызывал во мне большой симпатии. Зато к концу картины заметно подтянулся.

    Отдельное слово хочется сказать про декорации — даже спустя тридцать с лишним лет они смотрятся весьма и весьма достойно! Умели ведь люди работать без компьютерной графики и спецэффектов, и как работали! Это просто… Нет слов! Для того времени настолько достоверно постарались показать космическую станцию будущего — и справились с этой задачей на пять баллов! Особенно радует, что это НАШ фильм.

    Не коснулся пока только идейной оболочки «Соляриса». Признаюсь, книгу Станислава Лема не читал, поэтому сравнить с оригиналом не могу. Но фильм Тарковского мне понравился, хоть я его так до конца и не понял. Что же он в себе несет? Тот же вопрос можно задать и по отношению к планете Солярис. Все это так… странно. Необычно. За пределами стандартных форм мышления. Гениальный фильм.

    2 мая 2008 | 22:55

    Что есть Солярис? Мыслящий океан. Океан памяти. Совесть. Как угодно. «Монстр», как называли его люди. Нам вообще свойственно называть монстрами то, что противится безжалостной жестокости человека. Люди нарушили его покой, он нарушил покой людей. Потому что нельзя ступить на новую ступень познания, не сделав прыжок нравственный. Так говорил сам Тарковский. Это он хотел до нас донести.

    Конечно же, это не единственная философская оболочка «Соляриса». Здесь есть и отношение человека к его собственным творениям (кино, живопись), и извечный конфликт Отцов и Детей, и мотив покаяния, но все это вы сами увидите, или не увидите в фильме.

    Из актеров мне больше всего понравился Юри Ярвет, сыгравший Снаута. Сарториус появлялся изредка, так что об игре Анатолия Солоницына трудно что-то сказать. Донатас Банионис и Наталья Бондарчук играют главных героев, так что их игру вы сможете созерцать сами.

    С технической стороны фильма можно отметить довольно интересную работу оператора и, конечно же, сам «Мыслящий океан», который, кстати, умещался в обыкновенном тазу(за исключением натурных съемок с вертолета, естественно).

    Ну и в заключение признаюсь, я не понял этот фильм до конца. Наверное, это хорошо, значит, что мне есть к чему стремиться.

    25 сентября 2009 | 23:08

    Фильм вызвал очень странные впечатления.

    Великолепная игра актеров и интересная работа режиссера — Андрея Тарковского без сомнения очевидна и лежит на поверхности, но стоит отметить, что «Солярис» — это произведение Станислава Лема. Большинство людей считающих этот фильм шедевром сами признаются что не читали «Солярис» в оригинале, а данное творение является по-настоящему великим, одним из самых гуманистических и завораживающих произведений всей мировой фантастики. Тем обиднее видеть экранизации, что нашу Советскую Тарковского, что Голливудскую, и если в американская является откровенной пустышкой, то наша имеет очевидный стиль и заставляет посмотреть весь фильм до конца. Однако обе экранизации очень далеки от идей и целей, которые преследовал Лем. Американский Солярис не имеет идей и сюжета вообще. Наш — это другое дело, но с Солярисом Лема, он тоже имеет общими только главных героев, получается не экранизация Соляриса Лем, а собственный Солярис Тарковского, где он не показал практически не одного важного для сюжета эпизода, зато добавил массу своих.

    Андрей Тарковский очень талантливый режиcсер и, несомненно, имеет право для своего взгляда на произведение, однако этот взгляд настолько уникальный и странный, что его вряд ли поддержат люди, читавшие книгу.

    Однако, Тарковский, в отличии от большинства современных режиссеров, которые экранизируют не читая оригинала, Лема конечно читал. Спасибо ему за его оригинальный взгляд, который лично я и не склонен разделять, и спасибо за то, что не побоялся его показать… свой некий альтернативный взгляд на Солярис.

    6 из 10

    27 октября 2008 | 19:10

    Крис получает второй шанс спустя множество лет. Перед ним — молодая возлюбленная. Женщина, что он упустил. Пусть, он и забывал про нее временами, пусть водился с другими. Но Солярис не обманешь — он видит душу. Она — то, что у него на самой верхушке души. Она — та, кто был необходим ему всю его жизнь, чтобы стать счастливым, чтобы отпустить несчастье, висящее грузом. Но остается ли что-то еще, кроме всепоглощающей любви к Хари?

    Он не занимается работой, он не занимается ничем, проводит лишь сутки с ней в постели, опуская тот факт, что это не настоящий человек. Крис готов отречься от дома, чтобы она стала его реальностью. Он готов отдать все — лишь бы она была рядом. И не важно, что это не та, кем выглядит, он любит новую Хари еще больше. Просто потому, что любит.

    Человеку необходим тот, кого любить.

    Он был циничным, резким, но в одно мгновение переродился. Если Крису необходимо было отправиться на другую планету, чтобы провести время с нереальной женой, забыть все принятые нормы, но при этом, найти себя, вырасти нравственно, духовно — игра того стоила.

    В конце концов, если порожденное неведомой силой существо способно развиваться и становиться человечнее, почему же сами люди не стремятся к тому же самому?

    8 из 10

    9 апреля 2015 | 08:24

    Посмотрел американский фильм — ничего не понял, посмотрел советский и опять ничего не понял. Придётся книгу читать. Накрутил видать там Лем, раз киноязыком смыслы передать трудно.

    Фильм чем-то напомнил фильмы Антониони — претензия на высокую интеллектуальность, сплошные образы-символы и снобизм по отношению к зрителю. А я-то вобщем-то парень простой, деревенский…

    Понравилось чувство стиля Тарковского. Здесь его действительно можно сравнить с Кубриком. Музыка Баха, полотно Брейгеля, икона, предметы дизайна. Даже тазик и тот, не иначе как от итальянских дизайнеров.

    7 из 10

    23 февраля 2009 | 18:54

    Гениальная лента «Cолярис» Андрея Тарковского вышедшая на экран, в теперь уже далеком 1972 году, и сейчас занимает самые высокие места в списке научно-фантастических фильмов. Глубокий и умный сюжет, замечательная игра актеров, отличная операторская работа, прекрасное музыкальное сопровождение, эти факторы возносят картину «Солярис» на Олимп мирового кинематографа.

    «Солярис» Тарковского, является экранизацией одноименного произведения польского писателя Станислава Лема(интересно, что самому Лему не понравился фильм Тарковского, а вот о своем мнение про откровенно убогую картину снятую в 2002 году, писатель предпочел не распространяться). Главный герой фильма, психолог Крис Кельвин, прилетает на космическую станцию. На огромной научной станции «Солярис» уже несколько лет живут только трое учёных: Снаут, Сарториус и Гибарян(последний покончил с собой не задолго до прилета Кельвина). Когда Крис впервые встречает экипаж станции, он решает, что Снаут и Сарториус сошли с ума. Но вскоре ему открывается обстоятельства странного поведения ученых на станции, ведь к каждому из них приходит образ из его прошлого, образ, от которого нельзя избавиться, образ, который будет преследовать каждого из них до последнего дня.

    Главную роль в картине исполнил популярный советский актер Донатас Банионис (Крис Кельвин), доктора Снаута блистательно сыграл эстонский актер Юри Ярвет, Анатолий Солоницын исполнил роль сухого ученого-технократа Сарториуса. Бывшую возлюбленную Криса — Хари, исполнила совсем юная(на момент съемок ей был 21 год) Наталья Бондарчук.

    Похвалы заслужили художник картины Михаил Ромадин и оператор Вадим Юсов. Особенно хочется отметить эпизод, время которого трансформатор медленно приближается к уху героя и в течении длительного периода времени на экране крупным планом зрителю показывают ушную раковину Криса. Известно, что сам Андрей Тарковский придавал этому эпизоду первостепенное значение, утверждая, что «Тот, кто не понимает, зачем эпизод с «ухом», тот, вообще ничего не смыслит в его кинематографе». Крупный план ушной раковины Кельвина предельно заостряет метафизическую идею всего фильма — смерть как необходимое условие, рождения. «Cолярис» Тарковского представляет собой многоступенчатую последовательность умирании, длящееся до тех пор, пока оно не достигнет своей решительной отметки и не начнется обратный процесс. Тарковский проводит идею фильма, идею смерти и воскрешения духа, смерти — воскрешения, смертивоскрешения как неразрывного единства.

    Так же в фильме «Cолярис» Тарковский развивает свои личные темы: единство человеческой личности, ответственность человека за свои поступки, за свое прошлое; связь между индивидом и мирозданием. Отправившись вместе с Крисом Кельвином на космическую станцию, расположенную где-то над поверхностью таинственной планеты Солярис, Тарковский как бы из глубин мирового пространства бросает взгляд на родную Землю, заново осмысливая место человека во вселенной.

    Итог: выдающийся фильм не только советского, но и мирового кинематографа. Одна из лучших научно-фантастических лент в истории.

    10 из 10

    11 апреля 2013 | 23:57

    На выходных возникло настроение погрузиться в «Солярис» Тарковского. Это то кино, благодаря которому я влюбился в киноискусство, суть которого не расстановка реплик, сюжет и хорошие актеры, а нечто большее. То, что объемней его создателей и зрителя. Мне было шесть, когда гравюрами в сознание легли дождь внутри дома, оледенелое платье, хрустящее страшным блеском, невесомость, множество фигур Хари и домашнее видео главного героя, его образы: Детство, Отец, Мать. На фоне Брейгеля.

    «Солярис» выключает реальность с первых же кадров: водоросли, лениво помахивающие мохнатыми лапами в чистой воде. Шорох поверхности воды. Пульс сокращается, тело плывет в состоянии покоя… Фильм медлителен, но это мой ритм, когда мысль перестает бесноваться.

    Тарковский начал работать над «Солярисом» в ответ на механическую ораторию «Космической одиссеи 2001 года», о которой писал: «Но кому интересно произведение, где технические достижения сами по себе стоят в центре внимания художника? Ведь искусство не может существовать вне человека, вне его нравственных проблем».

    Андрей Арсеньевич хотел показать, что Земля важнее космоса и того, что за пределами Солнечной системы. «Человеку нужен человек». В финале его ответа на фильм Кубрика блудный сын возвращается в Землю Обетованную, что воссоздана на поверхности чуждой планеты. Интерпретаций смыслов «Соляриса» — масса, в том числе известны и некоторые пояснения самого Тарковского. Но настоящее произведение искусства живет дольше автора и со временем обретает иные прочтения.

    Недавно мне попалась инфографика о будущем, которое ждет человечество в 21 веке: нано-роботы, вечная молодость, виртуальная реальность. Расскажи кому-нибудь в 1972 году о технических достижениях нашего времени, этот человек взорвался бы от зависти, а может, и не поверил бы вовсе: Интернет, миниатюрные носители информации, скайп, компьютерные игры, hi-tech-одежда etc. Мы же воспринимаем все, как должное. И спустя 50 лет, когда, возможно, будет доступна простая смена неработающего или больного органа, новые люди будут считать, что так было всегда. И не смогут даже помыслить (а зачем?), что кто-то жил иначе.

    Прогресс развращает нас. Именно эту мысль я всегда читал в картине Тарковского. Да, прогресс вдохновляет: мы победим болезни, старение, будем летать в космос со скоростью света, наделаем роботов, что там еще нам надо от высоких технологий? Однако, в итоге уйдем от собственного, человеческого облика (который для многих в 20 веке ассоциировался с образом и подобием Божьим). Нашим уделом будет одиночество. Воплощенная фантазия на кусочке земли. Виртуальный отпечаток мечты. Иллюзия внутри иллюзии.

    Однако, «Солярис» — не сигнал тревоги. Это напоминание об истоках. Музыка Баха не просто так пронизывает кадры этой ленты: сцена в невесомости, которая, кажется, венчает хрупкий мир воспаленного сознания Криса и подарок мыслящего океана. У Тарковского была вера в то, что победит культура. Что человек не сорвется в первобытное или амебное состояние, достигнув цели. А испытает благодарность за жизнь и мир, подаренный ею. Будет мир оберегать. Ту самую воду и журчание ее поверхности.

    12 февраля 2016 | 15:47

    Хотел потратить больше времени на рецензию об одном из самых любимых фильмов, но, собрав все впечатления, понял, что все они сводятся к одному… к совести. Нет, этот фильм — не фантастика, нет, этот фильм — не драма. Этот фильм — зеркало. Вы увидите там свое отражение, и будет ли вам совестно за ваши поступки, за ваше отношение к близким? Дай бог, чтобы этого не было. У каждого своя жизнь, у каждого своя совесть, каждый видит этот фильм по-своему. Один из лучших фильмов человечества. не повествующий, а открывающий.

    10 из 10

    31 декабря 2009 | 16:27

    Очень трудно писать комментарии к этому фильму. Творчество Тарковского вообще не сравнимо с Голливудскими фильмами, да и со всеми остальными фильмами вообще. Оно настолько глубже, что дать ему оценку практически невозможно. Тот, кто не видел этого фильма, ничего не видел.

    10 из 10

    8 февраля 2007 | 15:42

    Больше всего фильм поразил меня идей заложенной в него,

    Всё остальное: игра актеров, сцены, ракурсы, музыка имеют огромное значение,

    и направлены, на мой взгляд, на погружения зрителя в то эмоциональное состояние которое позволило бы ему адекватно воспринять и понять смысл происходящего в сюжете. И должен Вам сказать, уверен как Вы и сами заметили, смысл этот многогранен, а потому привлекателен и завораживающ, как и многое другое в картине.

    Я раскрою ту часть его, которая стала для меня доступной.

    «Мне кажется что мы кем-то обмануты
    и чем больше будет длится этот обман
    тем ужасней все кончится…»

    Многое для человечества в мире не познано и является загадкой, одним пунктом в их числе стоит сам человек.

    Человек, который самочинно объявил себя венцом эволюции-царем природы, но так ли это?

    Если взглянуть на человечество со стороны, c которой оно выглядит всего лишь ничтожно маленькой горсткой -из космоса. Займет ли в таком случае оно лидирующие позиции, в том числе и интеллектуальные?

    Сюжет фильма даёт понять, что нет.

    В космосе человечество сталкивается с жизнью, совершенно не свойственной формы — планетой «Солярис». Но воспринять её в качестве «мыслящей субстанции», «мозга» во многом ему не позволяют сложившиеся стереотипы.

    Вокруг данной темы разворачивается оживленная дискуссия, одни учены говорят, что человечество находится на пороге грандиозного открытия, которое позволит пересмотреть все представление о мироздании, о месте в нем человека, другие настаивают на том, что в научном смысле открытия нет, а если и есть то оно не представляет из-себя ничего ценного, «соляристика» вырождается, проект необходимо закрывать.

    Интересным является тот факт, что вторая группа ученых, придерживающихся последней точки зрения, ведёт не чистую игру, подменяя пленку летчикана Бертона, которую он заснял материал подтверждающий теорию первой группы ученых, придерживающихся точки зрения -мыслящей планеты. Это позволяет зрителю задуматься о значимости данного открытия, и о том кто и почему на Земле пытаются закрыть данную тему.

    «человеку нужен Человек»

    Изучение данного явления является сложной, беспрецедентной задачей,

    в попытке сдвинуть исследования с «мертвой точки» ученые предпринимают решение физического воздействия, но оказываются не готовы к ответной реакции. Планета с целю понят чего хотят учены извлекает из их памяти наиболее беспокоившие их мысли, сокровенное,

    и материализует их на станцию. В некоторых случаях на станцию «приходят» умершие близкие люди, с которыми остались неразрешенные вопросы.

    Достаточно логичный алгоритм если понимать, что средств взаимопонимания между человеком и планетой не больше чем между человеком и муравьем.

    Но ученые оказываются не готовы к такого рода взаимодействию, не до конца понимая цели происходящего,

    воспринимают попытку «Солярис» найти взаимопонимание и удовлетворение их же потребностей за издевательство и даже агрессию, под час называя планету чудовищем.

    Это позволяет задуматься, а готов ли человек к встрече с интеллектуально многократно превосходящей его иной формой жизни? Способен ли он понят и адекватно оценить её?

    С интерпретацией какого явления столкнулось человечество в сюжете данного фильма?

    И не кажется ли Вам, что специфика этих взаимоотношений, похожа не специфику истинного взаимоотношения Человека и Бога?

    22 февраля 2012 | 20:55

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>