всё о любом фильме:

Служили два товарища

год
страна
слоган-
режиссерЕвгений Карелов
сценарийЮлий Дунский, Валерий Фрид
директор фильмаГеоргий Пастушков
операторМихаил Ардабьевский, Виктор Белокопытов
композиторЕвгений Птичкин
художникЛев Семенов, Борис Царев, З. Коренеева
монтажМ. Ренкова
жанр драма, комедия, военный, ... слова
зрители
СССР  22.5 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время93 мин. / 01:33
Главные персонажи этой истории времен гражданской войны — красноармеец Некрасов, по приказу ставший фронтовым кинооператором, и его помощник Карякин, бывший командир роты, бдительно опекающий беспомощного и, по его мнению, не вполне надежного «фотографа». В конце концов отчаянный спорщик Карякин полюбит фронтового товарища — да только от вражеской пули не сможет уберечь…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Образ Семёна Марковича — доктора, читающего красноармейцам лекцию в стихах, — основан на реальном эпизоде из жизни С. М. Фрида — отца Валерия Фрида.
    • Сценаристы использовали фильм для поиска своих бывших знакомых по ГУЛАГу. Таким же способом пытались отыскать Сашу Брусенцова, геройского парня, бывшего лейтенанта. Его имя, отчество, фамилию и даже воинское звание присвоили одному из героев фильма — поручику Александру Никитичу Брусенцову.
    Фрагмент 00:59

    файл добавилАнна в лепестках

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Казалось бы, неоднократно виденное-перевиденное кино, но в нынешнем социально-политическом и историческом контексте, когда многое в восприятии событий Октябрьской революции и Гражданской войны поменялось на прямо противоположные знаки, эта легендарно-революционная история, не лишённая подспудной лукавости русского сказа, приобретает не столь уж трагикомическое, а вполне трагическое измерение. И героическая гибель бывшего фотографа, красноармейца Андрея Некрасова, которому было поручено с помощью старой кинокамеры снимать с аэроплана укрепления белых на Перекопе, и душераздирающая сцена в порту, где уходит в сторону Турции последний пароход с бегущими из Советской России людьми, а белогвардейцу Брусенцову, вынужденному бросить своего верного коня, приходится в отчаянии застрелиться, — это отнюдь не случайно перекликающиеся моменты. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 30 постов в Блогосфере>


    Самое страшное время в истории России. Ужасно наблюдать за братоубийством. Русские убивают Русских. В фильме разворачиваются события 1920 года.

    Андрей Некрасов, рассудительный, спокойный, тактичный и Иван Карякин противоположность, весельчак, сорвиголова, прямолинейный, располагающий на удачу и случай. Вода и пламя, но в месте, такая связка способна на всё!

    Поручик Александр Брусенцов, воплощение настоящего, русского офицера, без фальши и каких либо очернений белого движения. Его хладнокровность разума, интеллигентность, грамотность, и честь!

    Все эти люди составляли тогда и во все времена Русский Характер. Тот самый истинный, не тот образ, навешанный европой и америкой, непролазных алкашей с дубиной наперевал. И повторюсь, самое страшное для России, противостояние таких личностей. Евгений Карелов показал историческую трагедию «Служили два товарища».

    Выступают слёзы, какое мощное чувство товарищества нас заставляет погрузиться режиссер. Больно, обидно, досадно. Не многие поймут Александра Брусенцова, он не бросил свою лошадь, он остался в России… Карякин, его умении находить выход из любой ситуации с ловкостью и невероятной удачей поражало на протяжении фильма. Та беспомощность, отчаянье, которое чувствовалось в сцене ранения друга, обескураживает спустя часы, после просмотра ленты.

    Фильм великолепен! Без политических и исторических шаблонов. Игра актёров, музыка, сценарий, батальные сцены и самое главное правда, положения сторон того времени, состояние душ героев. Всё так, как есть и было!

    10 из 10

    13 января 2010 | 02:10

    Честно говоря, я раньше думал, что этот фильм про Великую Отечественную Войну, а оказалось про гражданскую. Не люблю я гражданскую. Нет, я, конечно, и к Великой Отечественной неземной любви не питаю, но там хотя бы понятно, что враг — злостный фашист, они все — плохие, мы все — хорошие. Ничто так не сплачивает людей, как общий враг. А в гражданской войне непонятно, кто такие «они» и кто такие «мы». Для меня в гражданской войне вовсе нет «они» и «мы». Есть просто они и они друг с другом воюют. Только парадокс в том, что все «они» это и есть все «мы». И мы друг с другом и воевали. А это уже как-то грустно.

    Первый абзац вышел совсем не про фильм. А про фильм много я сказать не смогу. Я не люблю Олега Янковского, мне он не нравится, не люблю я фильмы с его участием. Вместе с тем я очень ценю актёрское мастерство Ролана Быкова и очень уважаю его работы в кино. Не меньше почитаю Ию Саввину. Ну а Владимир Высоцкий — это что-то на уровне Высоцкого или даже выше, он прекрасный актёр и поэт.

    Разобравшись с симпатиями, могу лишь отметить, что фильм интересен отдельными сценами, диалогами, актёрской игрой Ролана Быкова, на герое которого в общем-то вся дружба и держалась. Попадись Некрасову в помощники такой же угрюмый тип как он, то подобное «товарищество» вряд ли бы возникло. Именно Карякин сделал эту дружбу, он её выточил своей энергией, своими поступками, своим отношением. Конечно, общий плен, «расстрел», допрос могут сблизить, наверно, самых разных или самых одинаково угрюмых людей, но без Карякина это была бы уже не такая искренняя дружба. Не такая интересная я бы сказал.

    А ещё многих по окончанию фильма жалко. Карякина. Брусенцова. И героиню Ии Саввиной, которая последовала за человеком, чья душа не в состоянии была выдержать всего происходящего. Ну и, конечно же, лошадку. «Лошади умеют плавать, но не хорошо, не далеко…»

    7 из 10

    25 августа 2012 | 20:54

    Посмотрел наконец, фильм оказался очень сильный, причем сейчас, спустя время, невольно понимаешь, что сами того не желая создатели показали истинную трагедию страны, когда на место грамотных, умных, талантливых, думающих людей пришли полуграмотные пастухи, пролетарии и прочая матросня. И хорошо еще что есть среди них одаренные от природы, не лишенные напора, предприимчивые люди, как Карякин (Быков), хотя и этого все же очень мало, ведь когда смеёшься в фильме с героев Папанова, Махновца, любящего сало, того же Карякина, всё равно невольно задумываешься о судьбах Родины и становится жалко интеллигенцию в лице Некрасова, и истинных носителей чести государства — среднего дворянства в лице Брусенцова. Но в то же время, понимаешь, когда видишь молоденького идиота-адъютанта — чьего-то папиного сынка и расслабленную вековой роскошью верхушку армии Белых, что все таки перемены были нужны, но не такой ценой и не такими мерами. Но это Россия, это наша страна и в этом самая большая трагичность этой кажущейся на первый взгляд комедией драмы.

    Фильм действительно шедеврален и снят очень ярко, несмотря на то, что он чернобелый. Актеры выложились на полную. Очень рад был увидеть любимых актеров детства: Анатолия Папанова, Ролана Быкова, Олега Янковского.

    И конечно особо хотелось бы выделить наверное истинного Героя Того Времени и самого народного артиста, поэта и исполнителя Владимира Высоцкого. Его герой очень добавил фильму остроты и трагичности, без него это была бы просто советская комедия о Гражданской Войне. Каждая сцена с его участием в кадре это кинематографический праздник, он сразу приковывает внимание на себя и не отпускает пока не выйдет из кадра, но и после ощущается чувство ожидания его следующего появления. Очень жаль, что многие эпизоды с ним были вырезаны, но и того что осталось полностью хватило для раскрытия характера и перехода моей симпатии при просмотре на его сторону, тем более, что красные показаны в фильме не в лучшем свете. Пусть роль не велика по экранному времени, но все равно ясно видно, что эта роль одна из лучших, если не самая лучшая в фильмографии Высоцкого.

    10 из 10

    1 февраля 2010 | 18:40

    Классный фильм. По правде сказать, даже удивлен, как его на экраны-то выпустили. Разве что итоговый расклад в пользу авторов сыграл: в живых остались (надеюсь, это ни для кого не секрет?) исключительно благонадежные «товарищи». Наверное, неспроста.

    Главное достоинство картины — конечно же, актерский состав. И текст. Едва ли не каждое слово — на вес золота, что еще больше удивляет в плане цензуры. В общем, смотри во все глаза называется и не забывай слушать — оно того стоит.

    Мне собственно, единственное, что не понравилось (увы, слишком сильно, отсюда и столь сравнительно низкая общая оценка), так это история со взятием Перекопа. Не потому, что против своей воли болеешь за белых (хотя двадцать лет назад упивался гением красных командиров), а они обречены. Просто лишнее это здесь, на мой взгляд. Не о том кино.

    Равно как совершенно не к месту первые сцены с участием В. Высоцкого и И. Саввиной. Не лучший вариант знакомства, согласитесь. Особенно если впереди — нечто, отдаленно напоминающее роман. Впрочем, тут уже не исключен умысел: требуемый моральный облик (со знаком минус) жизненно необходим по тем самым идейным соображениям. А то, не дай бог, пробудится в ком-то сочувствие. Кто ж знал, что картина переживёт идеи…

    Относительно развязки определенные сомнения тоже присутствуют, прямо скажем. Не очень понимаю, для чего нужно с боем пробиваться на отходящий пароход, если «грусть тоска меня съедает» настолько, что жизнь не мила. Еще один прогиб?

    Ну его, это белое движение, в общем. Тут в рядах красного-то такие «разброд и шатание», что любо-дорого. Дуэт роскошнейший! Р. Быков со своим «Вот такой я человек!» просто бесподобен. Да и герой О. Янковского явно заслуживал большего (например, места в заботливо припасенной для мировой контры тюрьме), нежели предательская пуля в спину. А ведь были еще «дивно усатый» А. Папанов и смертельно усталая А. Демидова — в своем роде фасад и нутро замечательной жизни, что, по словам товарища Карякина, вот-вот должна наступить, в связи с чем даже муки голода постыдно отступают, что уж там говорить за нечестивых врангелевцев. Вот этого хотелось бы побольше увидеть в фильме. И тогда бы!.. Никак не смешные

    7 из 10

    28 января 2013 | 13:18

    Один из лучших старых советских фильмов. Бесподобно смешной в одних эпизодах, трогательно грустный в других и очень человечный. Фильм о войне, в котором практически нет отрицательных героев — если не считать таковыми каких-то бандитов, которые, впрочем, показаны с таким юмором, что их почти прощаешь. В этом кино ни белые, ни красные не вызывают ненависти. И те, и другие вызывают сочувствие и уважение. И у зрителя, и друг у друга.

    Может быть, это не очень правдоподобно. Но это как-то очень хорошо.

    Для советского фильма о революции это работа удивительно тонкая и аполитично-мудрая. Кино, в котором нет пафоса правоты одной стороны, а есть показ революции как национальной трагедии и в то же время прекрасного национального подвига. Сегодня мы все дальше от такого умения подняться над схваткой и понять, что у каждого из участников, героев и жертв Гражданской войны была своя правда. Нам ближе деление на правых и виноватых. А этот фильм — не о правых и виноватых, а о России разных людей. О замечательной, очень истерзанной стране.

    Каждый из героев — и безногий красный командир, и застенчивый храбрец в исполнении Олега Янковского, и блестящий белый офицер Владимира Высоцкого — подлинный идеал мужчины, и его возлюбленная (Ия Саввина), тоже своего рода идеал — идеал русской женщины-аристократки, — показан с глубокой внутренней симпатией. Ты понимаешь каждого из них, и, хотя они враги, — ты не встаешь на чью-то сторону. Потому что здесь нет подлецов — есть хорошие люди, которые по трагической воле истории убивают друг друга.

    Каждому дана возможность оправдаться. Даже железной коммисарше, которая не дрогнув, не выслушав, отправляет невинных людей на расстрел: в фильме ей будет дан коротенький эпизод, в котором она, не щадя себя, так же, как не щадила других, погибнет в бою. И вот уже она не кажется чудовищем: и вот уже она становится погибшей героиней. Человечность фильма, может быть, слишком снисходительная, никому не хочет выносить окончательных приговоров. Этому фильму хочется обнять и утешить своих героев — непримиримых врагов.

    Отдельное спасибо фильму за персонаж Ролана Быкова — бесподобно бессовестное и по-своему героическое великовозрастное дитя, такое искреннее в каждом своем проявлении, что на него и сердиться невозможно.

    Кстати, есть определенная печальная мудрость в том, что из всех замечательных людей, показанных в фильме, в живых останется именно это дитя: человек милый и добрый, но готовый стать игрушкой в чьих угодно руках. Это очень тонкое, очень деликатное, почти неразличимое, но страшное предсказание — о том будущем, которое еще ждет несчастную Россию.

    Но пока мы находимся еще в иной эпохе: эпохе романтиков и героев, и еще можно искренне и весело смеяться, наблюдая сцену побега «двух товарищей» от бандитов. Пока еще хочется верить в идеалы. Так хочется, что почти удается.

    Фильм снят очень умными и добрыми людьми с отменным чувством юмора.

    10 из 10

    8 сентября 2014 | 18:11

    Очень умный и захватывающий фильм! Безупречная игра замечательных актеров, несмотря на 1968 год фильм снят очень современно. Это проявляется в сценах битвы. Очень продуманно взвешенно режиссер представляет картину, чтобы нам было более удобно и без затруднений грамотно оценивать ситуацию.

    С одной стороны очень мужественная, дружная красная армия, с другой-армия с умнющим предводителем и не менее мужественной. И приходиться задуматься: Кто же из них прав? Не могу не отметить очень трогательную сцену с пароходам и выстрелом в спину красноармейцу Некрасову…

    Классика отечественного кинопрома

    10 из 10

    18 марта 2009 | 01:19

    Очень удивительно, что этот фильм, вышедший на экраны в глубокое Советское время, когда перестройкой и гласностью не пахло даже близко, показал белогвардейцев довольно-таки с неплохой точки зрения. Белогвардейцы здесь не представлены как олицетворители зла, а выглядят вполне обычными людьми, которые и за жизнь хорошую борются (впрочем, как и красноармейцы, но у них о хорошей жизни параметрально противоположные мнения), и любить умеют, и страдать…

    Фильм действительно очень честный, и красные и белые здесь показаны полностью на одном одинаковом идеологическом уровне, так что никакой пропаганды социализма здесь нет. Хотя я слышал, что перед тем, как выпустить этот фильм на экраны, многое чего повырезали — строго касательно белогвардейцев — но фильм всё-таки был разрешен к показу. Лично моё мнение — роль поручика Брусенцова в этом фильме, самая лучшая роль Высоцкого в кино, несмотря на всеобщее признанное мнение, что лучшей ролью Высоцкого является легендарный и бессмертный капитан Жеглов…

    1 августа 2008 | 19:58

    Сам я не поклонник отечественного кинематографа, не в последнюю очередь из-за нахального вранья и пропаганды, но это, пожалуй, единственный советский фильм, из тех что я посмотрел, в котором я не обнаружил следов пропаганды.

    Тронул момент, когда Высоцкий уплывает на параходе. Потрясающий фильм и очень, по-моему, честный. Тем, кто не смотрел, если такие есть, рекомендую.

    10 из 10.

    22 января 2006 | 01:16

    Это очень добрый и светлый фильм, несмотря на время, в которое происходят события фильма — чудовищное, страшнейшее время колоссальных перемен, когда ломается весь уклад страны, весь быт, многие берутся за оружие, многие погибают молодыми, и многие вынуждены убегать из страны, ставшей из родной чужой.

    Противостояние белых и красных. Потрясающие актеры и с той и с другой стороны. Смешной Быков, интеллигентный и утонченный Янковский, харизматичный Высоцкий.

    Много запоминающихся моментов, забавных фраз:

    - Вот пуля пролетела и ага…
    - Долетался наш авиатор…
    - Мы с тобой теперь друзья-не разлей вода! Я и извиниться могу, вот такой я человек.
    - Что смотришь, как сова из дупла?
    - доктор, читающий красноармейцам лекцию в стихах.

    Великолепна и сцена прощания Брусенцова (Высоцкого) с конем Абреком! Слезы наворачиваются, когда конь ищет хозяина и, наконец, бросается в воду за кораблем.

    И, хотя, по тем временам в фильме должна быть как коммунистическая пропаганда, то есть зритель должен быть на стороне красных, белым тоже сочувствуешь. Потому что современному поколению тяжело даже представить, что такое революция, что такое убегать, штурмуя пароход, из собственной страны, где ты вдруг стал врагом и должен быть убит. К тому же и не все белые плохие люди, например, Саша, сестра милосердия.

    Особенно прекрасен молодой Олег Янковский, своей утонченностью не вписывающийся в жестокость этой братоубийственной войны.

    В целом фильм очень светлый, глубокий. Рекомендую к просмотру тем, кому интересна наша история и кто любит наших прекрасных сильных актеров. Я наслаждалась при просмотре этого фильма, он навсегда останется в моей памяти

    10 из 10

    27 января 2013 | 19:53

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 281 руб.
    подробнее

    Новости


    Народная артистка СССР, героиня фильмов Андрея Кончаловского, Йосифа Хейфица, Эльдара Рязанова, голос Пятачка в советской версии прозы Алана Милна, актриса Ия Саввина умерла на 76-м году жизни. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Главная проблема экранизации „Шпионского романа“ была в том, что непонятно, как эту фантазию переносить на экран. Потому что он написан как реалистическое произведение, а в конце начинается сдвиг по фазе, ты попадаешь в другую реальность… (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах
    24-25 января
    24.01.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 24-25 января

    Наши фильмы решили хранить ещё 75 лет назад. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    140.Лицо со шрамомScarface8.193
    141.Белый пленEight Below8.193
    142.Звёздочки на землеTaare Zameen Par8.190
    143.ПривидениеGhost8.188
    144.Андрей Рублев8.187
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.ИнтерстелларInterstellar97.76%
    2.ВозвращенецThe Revenant96.92%
    3.В сердце моряIn the Heart of the Sea95.35%
    4.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse95.15%
    5.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings94.93%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Горько! 215
    Прежде чем я уснуBefore I Go to Sleep1
    БэтменBatman98
    Думай, как мужчина 2Think Like a Man Too2
    Крученый мячTrouble with the Curve19
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.175
    Город героевBig Hero 68.520
    СудьяThe Judge8.232
    ДракулаDracula Untold6.615
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.448
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры