всё о любом фильме:

Сказ про то, как царь Петр арапа женил

год
страна
слоган-
режиссерАлександр Митта
сценарийЮлий Дунский, Валерий Фрид, Александр Митта, ...
директор фильмаСемен Кутиков
операторВалерий Шувалов
композиторАльфред Шнитке
художникГеоргий Кошелев, Игорь Лемешев, Надежда Бузина
монтажЗ. Карпухина, Надежда Веселовская
жанр мюзикл, мелодрама, ... слова
зрители
СССР  35.9 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время100 мин. / 01:40
Однажды царю Петру был подарен маленький чернокожий принц — добрый и смышленый мальчуган. Быстро усвоив от Петра все науки, он был отправлен во Францию для получения более глубоких знаний и изысканных манер. Вернувшись из Парижа, на одном из балов арап влюбился в дочь богатого дворянина Наташу.

Это явилось событием, которое изменило отношение к нему всего окружения Петра и самого царя. Но немилость только повод для поиска истины. Поэтому наградой за благородство и мужество стала арапу Наташина любовь, новое внимание света и Петра.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Фрагмент 00:30

    файл добавилАнна в лепестках

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.5/10
    Режиссёр Александр Митта развил в этой ленте свои эксперименты в области авантюрно-исторического кинематографа, близкого по манере к народному лубку, что впервые опробовал ещё в фильме «Гори, гори, моя звезда». Обратившись к незаконченной пушкинской повести «Арап Петра Великого», он рискнул не только «поиграть с жанрами», но и пригласить на главные роли вовсе не одобряемых киноначальством Владимира Высоцкого и Алексея Петренко (последний, сыграв двумя годами ранее Распутина в «Агонии», надолго положенной на пресловутую «полку», представил тоже неканонический образ царя Петра, который расходился с общепринятым — в исполнении Николая Симонова — в довоенном «Петре I»). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 50 постов в Блогосфере>


    Фантазийная история о том, как царь Петр I женил своего слугу арапа (негра) Ибрагима Ганнибала на боярской дочери. А жених то был принципиальный и пошел против решения царя, отказался жениться по причине того, что он не был мил девушке.

    История не послушания слуги царскому решению, из-за неразборчивости барышни, звучит, как сказка (да и режиссер в названии фильма именно это слово использует). И визуально Александр Митта хотел, чтобы эта история напоминала сказочную книжицу с красивыми картинками. Для этого в фильм (не всегда удачно, как мне кажется) были внесены элементы анимации, характерно нарисованные декорации, какие-то хитрые, эксклюзивные спецэффекты, и некая «игрушечность» картинки, что несомненно сделало фильм особенным и запоминающимся. Немножко бы изысканности добавить этим визуальным составляющим, чтобы стиль был более утонченным.

    В истории невиданного доселе царского либерализма, во время противостояния «государственного» и «личного», победило последнее, но в итоге, в финале, все были довольны и счастливы. Срок длительности такого счастья отмерен временем горения карнавальных фейерверков в конце фильма, и после того как они потухнут, сказка закончится и история зашагает вперед своим обычным сминающим шагом.

    Все эти огненные праздники в фильмах у Митты несут в себе какое-то предзнаменование дальнейшей беды, ее необратимости.

    Смотрю всегда с удовольствием, авторы поработали «на славу» …фильм наполнен юмором, актеры радуют и удивляют, потрясающая музыка Альфреда Шнитке. Самый пресный персонаж (на фоне остальных) получился у Высоцкого, видимо потому что характер героя по роли нужно было демонстрировать не силой голоса, а внутренней убедительностью. У него запомнился только центральный эпизод с монологом, в котором Ибрагим залез в дом к невесте и рассказывает про счастье-мотылька. Но и этот эпизод больше заслуга режиссера, хотя кому еще играть в 1976 году такого особенного, непослушного и бунтарского героя, как не Высоцкому. Что-то есть символическое в том, что такой «русский характер» играет негра и прадеда Александра Пушкина.

    Это тот удачный пример киноработы, в которой громкие исторические имена вплетенные в сценарий не мешают просмотру, потому что мораль тут не в исторической правде, а в желании художника подарить зрителю удовольствие от просмотра качественного и доброго кино. По-моему это лучший фильм режиссера.

    24 апреля 2012 | 14:00

    Прекраснейший фильм, который просто изумительно показывает нам петровскую Россию. Поэтому Данную картину, я считаю, очень интересно рассматривать с точки зрения повседневной истории. Повседневность показана просто отлично: Обычаи, праздники, наряды, причёски, манера людей говорить, свадебные традиции, сватовство, бояре, которым необходимо перестроиться под реформы Петра, и красочно показанное строительство кораблей, и отношение придворных к царю, да и деятельность и шутки самого царя — всё это несомненно погружает в атмосферу того времени, которую никак не хочется покидать.

    Что касается сюжетной линии, то она легка и ничем не перегружена, всё в гармонии: лёгкая комедия, мелодрама, с элементами драмы, участниками которой стали реальные исторические личности.

    Конечно же, нельзя не сказать и об актёрах: все они просто потрясающе справились со своими ролями, действительно очень красочны образы и Арапа в исполнении В. Высоцкого и Петра Первого в исполнении А. Петренко, и Наташи Ртищевой, и отца её Гаврилы Ртищева и других, все достойны внимания! Им веришь, чувствуешь их эмоции, переживания и радости!

    поэтому

    8 из 10

    7 октября 2011 | 20:53

    Удивительно то, как часто жизненные обстоятельства, а порою и собственные предубеждения отпугивают наше счастье. Как верно заметил арап Ибрагим в ключевой сцене фильма, «счастье — это мотылёк, который, порхая, сядет к тебе на плечо. А спугнёшь — и нет мотылька».

    Царь Пётр — человек волевой, сумевший построить великую державу на руинах нищей, отсталой страны. Вполне оправданно то, что орлиный взор этого человека охватывал не только государственные дела, но также частную жизнь подданных. Вот только забыл царь о том, что человеческая судьба — материя немыслимо тонкая, и выткать на ней узоры грубыми, толстыми нитками не удастся. Да и мотылька ненароком спугнёшь…

    Алексеем Петренко мастерски передана удивительная натура Петра Первого: властность и вспыльчивость единоличного монарха в сочетании с искренностью и добродушием. Одно из ключевых достоинств фильма — детальная проекция на киноплёнку временного промежутка, в котором происходит действие (начало 18 века), точным воспроизведением быта и нравов той эпохи. Это во много крат повышает ценность данной картины для зрителя.

    Несмотря на историческую достоверность, жанр творения Александра Митты я бы определила как «сказ», исходя из его названия. Важным штрихом к нему явились волшебная музыка Альфреда Шнитке и мультипликационные зарисовки, которые внесли в сюжет неповторимое очарование.

    Почему-то у меня данная лента ассоциируется со счастливым сновидением, которое догорит, будто свечка, с первым лучом рассвета. Но режиссер хотел напомнить зрителю о том, что мотылёк счастья, пусть на краткий миг, может сесть на плечо каждому человеку. Главное — его не спугнуть…

    В будущем Ганнибала ожидают взлёты и падения, тревоги о судьбах Родины, но в финальной сцене он испытывает счастье, и никто не имеет права отнимать у него этот солнечный, искренний миг.

    17 июля 2013 | 22:31

    Однажды Петру Великому был подарен маленький арап — «сын чернокожего царя», однако стать рабом ему было не суждено, царь сделал его своим крестником и нарек — Ибрагим Петрович Ганнибал.

    Мальчика отправили во Францию для получения хорошего образования и манер. Достижения его не ограничились званием ученого, он так же преуспел на военном поприще, однако получил ранение в бою с испанцами в следствии чего, был удостоен ордена за героизм. Ибрагим стал известным молодым офицером, имел успех у дам. Но вот несчастье, его любовница, замужняя женщина — графиня де Кавеньяк родила чернокожего младенца, что повлекло за собой дуэль, смерть ее мужа и высылку арапа в Россию.

    Петр очень тепло принял своего крестника, ввел его в курс своих дел, брал с собой на светские мероприятия. На одном из балов, Ибрагим повстречал Наталью Ртищеву, которая запала ему в душу. Заметив увлеченность арапа молодой Натальей, Государь решил поженить их, тем самым желая утвердить положение наперсника в обществе и «укрепить, накрепко связать с иконно русским родом». Но будучи человеком благородным, арап отказался, зная о неприязни молодой барышни. «Это же не любовь, а насилие», — говорит Ибрагим, переча воле Государя. Своим неповиновением он лишается милости своего покравителя.

    Сочтя Ибрагима Петровича своим соперником, Мишка Говоров, претендент на руку и сердце Наташи, вызывает его на дуэль, на что получает отказ. Сомнений нет, арап мог бы легко одержать победу, однако он не хочет причинить этим боль Наташе, которая якобы любит Михаила, своего друга детства, больше жизни. Он решает тайно организовать их свадьбу, чтобы влюбленные смогли быть вместе, хоть и против воли ее родителей. Но свадьба не состоялась, так как Наташа поняла, что любит Ибрагима, немного странного, но благородного и доброго душой.

    Кто же такой этот Ибрагим Петрович Ганнибал? Ответ он дал сам в диалоге со своим холопом Филькой:

    «Лицом — арап, а душой — русский,

    офицер, а книгу люблю больше шпаги,

    любовник, которого не любили,

    отец, которому не суждено видеть своего дитя.»

    С первых минут фильма, мы проникается симпатией к главному герою, ощущаем его одиночество, как свое. Он чувствует себя в России, как дома, однако общество не принимает его из-за африканской наружности. Только Петр I относится к арапу, как к сыну, опекает его, заботится о его будущем, дает ему работу, подбирает удачную партию.

    Отличительной чертой картины является ее ироничность, достаточно комичное преподнесение некоторых сцен, как, например, дуэль с Графом де Кавеньяк. Такие герои как Филька, Мишка Говоров и семейство Ртищевых, а в особенности их отец, не раз заставляют засмеяться зрителя. Ибрагим же, в исполнении Владимира Высоцкого, наоборот, заставляет задуматься, пересмотреть свои взгляды на мир и на самого себя.

    Несмотря на то, что события, описанные в фильме, разворачиваются в 18 веке, они несомненно являются актуальными и поучительными для современников. Ведь порой нам не хватает того благородства, доброты и чести, которые воплощает в себе арап, «сын чернокожего царя».

    19 января 2014 | 16:49

    Пётр Великий здесь действительно велик. Будь это серьёзное историческое кино, и Алексей Петренко составил бы серьёзную конкуренцию знаменитому Симонову Николаю, но здесь его персонаж поставлен в изначально идиотское положение: ему бы с его данными сына собственного в пенитенциарное учреждение отправлять, а не интимные проблемы арапа решать. Арап — это вообще не арап. Это Высоцкий в гриме. И воспринимается он по большей части как Высоцкий, ну в крайнем случае, как наш современник, увлечённый поэзией Пушкина, а не как лицо ненашего века. Пожалуй, наиболее интересный образ — это образ крепостного, сыгранного, кажется. Золотухиным, который умудряется вытворять такое, чего ни один нормальный владелец не потерпел бы, но шут и стихийно бунтующие народные массы в одном флаконе вообще плохо сочетаются.

    Похоже, что Митту испортили:

    1. Его пиетет перед творчеством Пушкина,
    2. Победивший феминизм и зашкаливающий романтизм.

    Первое не позволило ему сесть и как следует подумать: стоило ли продолжать творить за творца? Ведь если сам Пушкин своего «Арапа» благополучно бросил, доведя до пары-тройки эпизодов, в которых Ибрагиму Ганнибалу доводилась, главным образом, роль статиста, значит, так и было нужно. Ну не сложилась в начале 19-го века традиция исторических романов, а лав-роман для освещения эпохи явно не подходил.

    Второе изначально толкнуло его на неверный путь. Сама тенденция прислушиваться при замужестве непосредственно к мнению девушки существует не так давно: где-то с 20-го века и времён победившего феминизма. А до этого, в том числе в 18-м галантном веке, женщина была не более чем живой товар, предпочтительно не б/у (это, пожалуй, самое главное условие), красиво упакованный, обладающий определённым функционалом и приятными бонусами, но товаром, у которого спрашивать согласия было бы по меньшей мере странно. Гораздо более логичным шагом было получить согласие продавца — родителей или посредников-сватов, и уж если оно получено, то поверьте, товару с романтической точки зрения крупно не повезло. Вот и у Пушкина: Пётр решил, арап не препятствовал, родители случая не упустили, девушка опять-таки покорилась жребию своему, а инцидент исчерпался, не успев перерасти во что-то более драматичное, при всём том, что в реальной жизни он вообще не существовал.

    Но даже если допустить, если вопреки историческим реалиям допустить возможность такового выбора, (да с Луны что ли арап свалиться должен, чтоб ему пришло в голову вот такое?) то из кого режиссёр предлагает выбирать:

    Первый благородный герой, но по национальности негр, что не очень красиво,
    Второй красавец-ариец, но по совместительству тупой мажор и хам.

    А больше кандидатов и нет, разве что один Пётр остался, но во-первых, ему конкретно вот эта девушка совершенно безразлична, а во-вторых он слишком занят, чтоб примерять на себя роль героя-любовника.

    Ну и с кем прикажете остаться неглупой девушке, чьи убеждения далеки от расизма? Казалось бы, тут ответ на поверхности, но нет — давайте изведём несчастных зрителей занудными рассуждениями на пустом месте и психоанализом а ля Фрейд, а потом приведём к тому, что давно ясно из названия.

    23 декабря 2013 | 08:44

    Трудно оценивать фильм из детства.

    Когда он вышел на экраны, мы с сестренкой (мне 14, ей 13), бредившие в то время Высоцким, заслушивая до дыр кассеты с его песнями в неважном качестве и редкие пластиночки, купленные по большому везению (до сих пор помню, какие там были песни), просто сошли с ума от радости. Фильм ли отличный, главная ли роль отданная нашему кумиру, но посмотрели мы его раз 15-20 (в кинотеатре), благо были каникулы.

    Высоцкий как киноактер сейчас мне не очень нравится. Лучшая его роль, безусловно, в фильме «Место встречи…», в некоторых других работах я ощущаю какую-то неестественность. Так что в этом фильме он более или менее.

    Но сейчас самая большая для меня ценность в этой картине — волшебная музыка Шнитке. Она засела, как заноза. Совсем не авангардная, но при этом какая-то космическая (чтобы не сказать божественная). Допускаю, что это гипноз от такого количества просмотров.

    10 из 10

    26 июня 2012 | 11:18

    Один из самых ярких фильмов моего детства… Здесь и смех, и слезы идут рука об руку.

    Сочный, неординарный образ Петра — царя-реформатора и царя-диктатора. Человека с энергией, бьющей через край. Потрясающе получилось!

    Не менее красочный образ абапа. Даже слов нет. Да и что говорить, когда играет САМ Высоцкий?! Он гений. И этим все сказано.

    23 октября 2008 | 20:15

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 955 руб.
    книга, 99 руб.
    аудиокнига, 177 руб.
    аудиокнига, 248 руб.
    подробнее

    Новости


    Актер-шестидесятник, чья слава прошла через несколько десятилетий, Валерий Золотухин ушел из жизни в возрасте 71 года. Среди его известных работ такие картины, как «Пакет», «Хозяин тайги», «Бумбараш», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «На всю оставшуюся жизнь», «Ночной дозор», «Черная молния» и многие другие ленты. (...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    Хроника событий отечественного кинематографа: 19-21 августа
    Установить уголовную ответственность за нарушение запрета на съёмки (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    245.Рапунцель: Запутанная историяTangled8.082
    246.Берегись автомобиля8.081
    247.Не может быть!8.081
    248.ШрекShrek8.080
    249.ВверхUp8.079
    250.РусалочкаThe Little Mermaid8.077
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.БёрдмэнBirdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance)94.47%
    12.Три девяткиTriple Nine94.46%
    13.Бонд 24Bond 2494.43%
    14.ФокусFocus94.41%
    15.Звездные войны: Эпизод 7Star Wars: Episode VII94.05%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Любовь на высотеGao hai ba zhi lian II1
    Шторм ZZ Storm1
    Игры страстиPassion Play23
    Такие красивые люди1
    ДракулаDracula42
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.172
    Город героевBig Hero 68.488
    СудьяThe Judge8.217
    ДракулаDracula Untold6.617
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.433
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры