всё о любом фильме:

Брестская крепость

год
страна
слоган«Я умираю, но не сдаюсь!»
режиссерАлександр Котт
сценарийВладимир Еремин, Алексей Дударев, Екатерина Тирдатова, ...
продюсерИгорь Угольников, Рубен Дишдишян, Владимир Заметалин, ...
операторВладимир Башта
композиторЮрий Красавин
художникАлим Матвейчук
монтажМария Сергеенкова
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
253 000 000 руб.
сборы в России
зрители
Россия  755.8 тыс.,    Китай  140.4 тыс.,    Украина  39.5 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время131 мин. / 02:11
Фильм рассказывает о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар немецко-фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. С документальной точностью описываются события, происходившие в первые дни обороны. Фильм рассказывает о главных трёх очагах сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Гавриловым, комиссаром Ефимом Фоминым и начальником 9-й погранзаставы Андреем Кижеватовым.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.50 (5508)
ожидание: 79% (2906)
Рейтинг кинокритиков
в России
50%
5 + 5 = 10
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В конце фильма начальник заставы лейтенант Кижеватов отдаёт Саше Акимову свёрнутое боевое знамя, однако непонятно, знамя какой части он мог при себе иметь, т. к. пограничная застава не является воинской частью и знамени иметь не может. Видимо, так художественно обыгрывается реальный исторический эпизод со знаменем 393-го зенитно-артиллерийского дивизиона, которое младший сержант Родион Семенюк носил на груди под гимнастёркой, а потом спрятал в крепости и откопал после войны. Сейчас оно хранится в Музее обороны Брестской крепости.
    • Роли немецких танков в фильме, судя по ходовой части и пушке, играют переделанные БМП-1.
    • Съёмки фильма происходили на территории Брестской крепости, на месте реальных событий, показанных в картине. По проекту Алима Матвейчука были построены уникальные декорации, копии построек довоенного времени и точная копия Холмских ворот. В последний день съёмок (14 октября) утром выпал снег, так был снят последний кадр «Брестской крепости» (с него начинается фильм), через 2 часа от сугробов не осталось и следа.
    • Длительность телевизионной версии — 178 минут.
    • В фильме присутствует фрагмент фильма «Весёлые ребята» (1934). В реальности 21 июня 1941 года в крепости показывали фильм «Валерий Чкалов» (1941).
    • Сашка Акимов — собирательный образ, посвящённый мальчишкам из музвзвода 333-го полка (44-го), которые вместе со взрослыми защищали Брестскую крепость. В их числе Пётр Клыпа пионер-герой, награждённый Орденом Отечественной войны 1-й степени) и ныне живущий Пётр Котельников.
    • По заявлению продюсера фильма, некоторые участки земли были разминированы для съёмок взрывов, обнаружены неразорвавшиеся гранаты и снаряды, а также немецкая резиновая лодка.
    • В музее Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» теперь есть экспозиция, посвящённая съёмкам фильма, среди прочего там находится форма Кижеватова, в которой снимался Андрей Мерзликин, и пострадавшая от взрыва гранаты труба Сашки Акимова (Алексей Копашов).
    • еще 5 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Немецкий майор в кадре награждён знаком «За ближний бой», введённом в конце 1942 года.
    • Неясно, каким образом немецкие диверсанты могли проникнуть в СССР через железнодорожный вокзал, прибыв на поезде и минуя пограничный контроль в пункте пропуска.
    • Большинство немецких солдат в фильме вооружены винтовками Mauser 98k (что исторически верно), однако винтовки укомплектованы несоответствующими им ремнями (вероятно от винтовки Мосина).
    • Показанный в конце фильма немецкий огнемётный танк не мог использоваться в 1941 году.
    • В конце фильма утверждается, что Петр Михайлович Гаврилов был репрессирован после войны, что является ошибкой или исторической неточностью. Майор Гаврилов после освобождения из плена был восстановлен в звании и продолжил службу в Красной Армии на территории Сибири и Дальнего Востока. Получил несколько благодарностей по службе, после чего был восстановлен в партии (сразу после войны его не восстановили по причине утраты партбилета). В 1957 году ему было присвоено звание «Герой Советского Союза».
    • еще 2 ошибки
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5813 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Совместный проект России и Белоруссии, этот фильм был запущен в 2007 году; сообщалось, что он не укладывается в бюджет $ 9000000, премьера состоялась на Московском кинофестивале, и наконец в начале ноября, получив поддержку Фонда кино, он выходит в прокат на скромных четырехстах копиях (у «Края» их было почти в два раза больше).

    Действие фильма начинается 21 июня 1941 года — обитатели Брестской крепости живут своими обычными делами: офицеры танцуют, фотографируются с семьей, покупают пиво, собираются в кино. Добродушный сотрудник НКВД Вайнштейн ласково журит паникера, принимающего всерьез тревожные свидетельства польских перебежчиков. Командированный комиссар не может уехать из Бреста, поскольку билетов нет и начальнику станции запретили трогать бронь.

    Рассказ идет от лица воспитанника Акимова, мальчика-трубача, который сохранит для потомков имена героев и знамя гарнизона.

    Фильм мне не понравился. Не покидает ощущение, что авторы «Брестской крепости» как-то даже благодарны Великой Отечественной за то, что она была такой мучительной и кровопролитной, иначе откуда бы взялись бюджет и масштаб? Поэтому, наскоро представив своих абсолютно безупречных героев, режиссер переходит к их вдохновенному уничтожению.

    Александр Котт нагромождает окровавленные тела, выстраивает кадры (в сцене первого налета немецкой авиации экран вмещает бегущую по мосткам девочку, падающего в реку мальчика и водяной столб от взорвавшейся в воде бомбы). Работает с милитаристским контекстом (то пограничник с собакой мелькнет, то цитата из военной хроники, то журавль пролетит в небе перед расстрелом комиссара). Не обошлось и без милых бестактностей, в очередной раз подтверждающих, что трагедию, которая случилась семьдесят лет назад, трудно считать своей: открывающий титр «Брестская крепость» нацарапан на стене, как будто умирающие солдаты решили напоследок проанонсировать выход совместного продукта «Беларусьфильма» и ЦПШ.

    Фильм выглядит как набор эпизодов, в каждом из которых режиссер решал собственные формальные задачи (в принципе, в этом нет ничего плохого и ничего нового: «Спасти рядового Райана» было во многом переосмыслением жанра с учетом новых технологических возможностей; военные эпизоды «Искупления» Джо Райта запомнились четырехминутным лихорадочным блужданием героя по пляжу в Дюнкерке). Вот это стало можно: выкладывать тела штабелями, отрывать в кадре головы и руки, поднимать столбы окровавленной пыли.

    Нельзя, очевидно, другого: никаких содержательных дополнений к усвоенной еще в советские годы информации, ни малейшей попытки объяснить (или хотя бы намекнуть), почему, собственно, эти люди оказались в глубоком немецком тылу уже в первые — даже не дни — часы войны. Сказать о том как было на самом деле, что немцы уничтожили все радиостанции, и передать сообщение по рации невозможно, что противник потеснил Советские войска, что фронт за часы отдалился от крепости на десятки, а через месяц пока крепость оборонялась на сотни километров, и помощи не от кого ожидать. Разве что от авиации, у которой на тот момент был дефицит техники (1 — 10 в пользу Геринга), т. к. большая часть самолетов (в которых на тот момент войны даже рации не было) и аэродромов была уничтожена в первые часы войны.

    Но содержание, кажется, меньше всего интересует создателей: нет его — и не надо. Судя по всему — главное чтобы все взрывалось и было эффектнее.

    На сколько я знаю «Фонд Кино» вкладывал инвестиции в «патриотические блокбастеры». Однако, единственный урок, который может вынести из «Брестской крепости» аудитория: — в случае чего, государство бросит вас в тяжелую минуту без объяснения причин, через двадцать лет наградит чем-нибудь посмертно, а еще через семьдесят выделит средства на то, чтобы про вас сняли некий фильм, который все равно никто не захочет смотреть

    И самое обидное, то что добило меня в самом конце фильма — не пойму за что А. Котт, «репрессировал Гаврилова». Наверное очередная антипропоганда Советского режима. На самом деле после освобождения из немецкого плена П. М. Гаврилова исключили из ВКП(б), ввиду утраты партбилета. Однако, восстановленный в прежнем воинском звании, осенью 1945 года он был назначен начальником советского лагеря для японских военнопленных в Сибири, где получил несколько благодарностей по службе (считается, что он предотвратил эпидемию тифа среди японских военнопленных, а также пресекал злоупотребления со стороны японских офицеров).

    После увольнения в отставку в связи с сокращением вооруженных сил уехал в Татарию, а затем в Краснодар, где нашёл жену и сына (которых кстати по воле режиссера и сценаристов убили немецко-фашистские захватчики), с которыми не виделся с первого дня войны.

    После выхода на радио в 1955 году цикла передач под названием «В поисках героев Брестской крепости», их автором — Сергеем Смирновым — в 1956 году была написана, и в 1957 году издана книга «Брестская крепость», в которой был показан подвиг гарнизона крепости в 1941 году. Благодаря этому П. М. Гаврилов восстановил членство в партии и был представлен к награде.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1957 года за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости в 1941 году и проявленные при этом мужество и героизм Гаврилову Пётру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (N 10807).

    Впоследствии Гаврилов совершил ряд поездок по СССР, активно занимался общественной работой. С 1968 года до конца жизни жил в Краснодаре в доме 103 на Светлой улице (в 1980 году она была переименована в улицу Гаврилова).

    Пётр Михайлович Гаврилов скончался в Краснодаре 26 января 1979 года. Он был похоронен с воинскими почестями на гарнизонном мемориальном кладбище Бреста.

    Судя по всему режиссер и сценаристы явно не читали Смирнова или хотя бы Википедию.

    Спецэффекты в фильме на высоте, благодаря им фильм получился масштабным и зрелищным, это и спасло его от низкой оценки.

    5 из 10

    25 марта 2015 | 11:40

    Очень сильное кино, снятое с правдивой точностью и мастерски, на высшем уровне. О том, какая была красивая и счастливая жизнь до войны, и как все это было зверски уничтожено. О том, каким может быть человек в тех или иных сложнейших условиях и при этом не сломаться. Три разных группы в разных местах оказывают сопротивление немцам, кто-то из них мог сдаться, но все поступили совершенно одинаково — боролись и защищали Родину до последнего. Героизм и мужество солдат восхищает, в то же время душа разрывается при виде маленьких плачущих детей рядом с мертвыми родителями. Да, фильм жестокий, но такова была реальность того времени…

    Гармонист, игравший перед немцем, позже убитый им, символизирует поющую русскую душу и говорит о том, насколько искренней и настоящей она может быть даже перед лицом смерти. А танк, который проехал по телам жителей Бреста, так же говорит о том, насколько жестоким может быть человек!

    Этот фильм меняет сознание, отношение к прошлому, воспитывает уважение к подвигам участников войны, поэтому молодое поколение особенно должно увидеть этот шедевр!

    Выражаю глубокое уважение и благодарность за этот фильм и ставлю оценку

    10 из 10

    1 декабря 2010 | 15:32

    Фильмы о войне в нашей стране всегда больше, чем просто фильмы. Тем более, что этот фильм о героях Брестской крепости, о которой никому не надо ничего объяснять. С этой точки зрения любой фильм априори обречен на успех. Думаю, что это и есть основная причина такого теплого отношения к этому фильму. Более того, я согласен с тем, что такие фильмы должны сниматься и должны появляться в прокате вне зависимости от их художественных достоинств.

    Если отвлечься от героической истории защиты Брестской крепости и сказать о моем впечатлении от этого фильма, я бы не стал давать ему восторженных оценок. Ничего выдающегося я не увидел. Мне не понравился сценарий и довольно-таки вялый ход повествования, меня не зацепила история мальчика. Этот фильм оставил впечатление продукта современной русской «сериальной» культуры. Очень мало свежих идей и много ненужных диалогов.

    Этот фильм — очень сильная работа Павла Деревянко. Очень понравились женские работы, так что мне даже сложно кого-нибудь выделить. Жалко, что в нем так мало Евгения Цыганова.

    Думаю, я все-таки порекомендую этот фильм к просмотру, ведь по моему мнению это лучший фильм последних лет о войне.

    2 апреля 2011 | 14:35

    Слоган «Великое кино о великой войне», как мы уже знаем, приписан фильму «Утомлённые солнцем: Предстояние». Но после просмотра фильма «Брестская крепость» я понял (и наверняка понял не один), что со слоганом явно ошиблись. У вторых «Утомлённых солнцем» этим слоганом явно выдвигался на самый передний план бюджет фильма, и ничего больше. «Великое» кино — здесь оно потребовало о-о-очень великих затрат! Современные зрители ведь должны понимать, что главное в фильме — смысл, а не тот факт, сколько угрохали денег.

    Я совершенно уверен, что сравнивать «Брестскую крепость» и «УС-2» бесполезно. В каждом критерии чаша весов склонится в пользу первого, за исключением, естественно, бюджета. Но, как я сказал, бюджет — не главное.

    «Брестская крепость» — просто великолепный фильм, я бы сказал даже — самый лучший российский фильм двадцать первого века. Это история о том, как наши деды и прадеды защищали в первые часы войны свою землю, до последней капли крови. Ведь им было за что бороться — за своих родных и за свою Родину.

    Фильм с первых минут окунает зрителя в атмосферу роковых событий почти семидесятилетней давности. Он не просто захватывает — он всерьёз заставляет задуматься о прошлом нашего народа и нашей страны, о солдатах, павших смертью храбрых. В фильме в полной мере раскрыт и показан весь ужас войны, а главное — патриотизм героев-защитников.

    В фильме продумана буквально каждая деталь, в нём совершенно нет ничего лишнего. Всё прекрасно и зрелищно. Прекрасно подобраны актёры, каждый полностью вошёл в своего персонажа. Алексей Копашов, Андрей Мерзликин и Александр Коршунов сыграли свои роли просто великолепно. Очень хорошо смотрелся и Павел Деревянко.

    Композитор Юрий Красавин, уже известный нам по фильму «Царь», тоже на роль композитора подошёл великолепно. Правда, музыка здесь имеет немало общего с музыкой из «Царя», но в «Брестской крепости» она лучше, намного лучше. Работа оператора, выполненная с различных и довольно сложных ракурсов, просто великолепна. Но самое потрясающее — это, конечно же, взрывы и великолепные спецэффекты, а уж чего стоит взрыв двухтонной бомбы! Для всех взрывов и спецэффектов бюджет в 225 млн рублей кажется довольно малым.

    Итог.

    Картина Александра Котта «Брестская крепость» — не просто фильм. Это самый настоящий шедевр современного российского кинематографа, который по праву заслуживает от Iamromanov-а оценку:

    10 из 10

    P.S. Никогда не забывайте подвиги наших дедов и прадедов во время всей Великой Отечественной войны. Это история — её надо знать.

    P.P.S. Лучше бы на соискание Оскара от России была выдвинута именно «Брестская крепость», а не «Край».

    14 ноября 2010 | 14:33

    Этот фильм — достойная попытка открыть новую страницу в истории российского военного кино. Я давно ждала его выхода на экраны. Фильм мне понравился, но после просмотра осталось чувство, что не все мои ожидания оправдались. Те сильные эмоции, что вызвали у меня в детстве замечательные книги «Брестская крепость» С. Смирнова и «В списках не значился» Б. Васильева, этот фильм не пробудил. Может поутратилась острота восприятия?

    Но я рада, что этот фильм понравился молодым. Надеюсь, на этой волне многие захотят прочитать книгу С. Смирнова, благо ее недавно переиздали.

    Чего же мне не хватало? Попробую разобраться.

    Мне показалось странным, что, называя подлинные имена героев обороны — Фомина, Гаврилова, Кижеватова, Матевосяна, — Петю Клыпу, «Брестского Гавроша», в фильме назвали Сашей Акимовым. На мой пристрастный взгляд исполнитель этой роли, Алексей Копашов, не справился с задачей. Мальчик выглядит инородным телом, каким-то «попаданцем» из будущего, который слоняется по фильму, пытаясь изобразить чувства и эмоции, но у него это не получается абсолютно. Тут нужен был пацан калибра Кристиана Бэйла в «Империи солнца» или с такой же органичностью как у С. Колтакова в «Соучастниках». Но, увы…

    Закопченные и залитые кровью лица защитников крепости на протяжении многодневной обороны остаются чисто выбритыми. И это при отсутствии воды. Но это так, мелкая придирка.

    Дурацкий эпизод с выгрузкой вражеских диверсантов на железнодорожной станции, бодро и громко отдающих команды на немецком языке.

    Не очень понравился финал в духе «Титаника», финал и послание фильма должны были быть другими, более четкими. Очень хорошо сказал о Брестской крепости Б. Васильев в своей статье «Героическая оборона»: «Брестскую крепость защищали сыновья и дочери почти сорока народов: русские и украинцы, белорусы и казахи, азербайджанцы и армяне, евреи и дагестанцы, мордва и татары, калмыки и грузины, узбеки и ингуши и многие, многие другие. Что же сплотило их в единую целостность? Ненависть к врагу, о которой мы столь много говорим и до сей поры? Не верю: ненависть способна только разъединять. Их сплотила любовь, а совсем не ненависть. Любовь к своему народу, к своей земле, к своей истории и культуре.

    Поклонимся им не только за их великий подвиг. Но и за великий урок любви и братства».

    Вот такая идея, объединяющая героев Великой войны и нас, россиян 21 века, скрепила бы этот фильм, добавила бы пафоса, патетики в лучшем смысле этих слов.

    Спасибо создателям фильма за то, что они взялись за такую трудную тему — трагический сорок первый, самое начало войны. Брестская крепость — это уникальный образец мужества и самопожертвования. Общее число погибших на Восточном фронте немцев в период до 30 июня составляло 8886 убитыми. На долю одной Брестской крепости пришлось 5(!) процентов всех уничтоженных немцев. Если бы все сражались так, как эти герои, враг никогда бы не дошел до Москвы и Сталинграда. Так что о подвиге защитников Брестской крепости должны знать и помнить все, кто живет в нашей стране, и поэтому я ставлю этому фильму

    7 из 10

    16 ноября 2010 | 16:05

    О сожалении. Я не пошла на «Брестскую крепость» в кино. Испугалась, что это будет очередное «Великое кино о Великой войне». А теперь жалею: пусть бы мои несчастные 200 рублей влились в общую кассу фильма.

    О войне и патриотизме. У меня довольно трепетное отношение к предмету описания — Великой Отечественной войне. Все из-за моего деда. Ему было 15, когда началась война. А осенью его призвали. На завод. Все было серьезно: повестка, трехмесячная подготовка и тяжелейшие рабочие смены. Сами понимаете, Иркутская область довольно далеко от линии фронта; дед сбегал на войну три раза. Три раза его ловили и отправляли обратно. 9 мая 1945 года на городской площади среди общего ликования он встретил своего довоенного друга — тот был на 2 года старше, — побывавшего на войне, но тяжело раненного и поэтому встретившего День Победы дома. Дед плакал, когда рассказывал мне это. Ему до сих пор обидно, что он не удостоился чести защищать свою Родину… И таких, как дед были миллионы.

    О Бресте. К своему стыду, садясь смотреть фильм, я очень смутно помнила хронологию событий. Сейчас, восстановив в памяти события из письменных источников, я понимаю, что создатели фильма не точны в самых разных деталях, но именно не точны, а не не правы.

    О фильме. «Брестская крепость» — тяжелый фильм. Грустный и тяжелый. Реалистичный. Но не скатывающийся при этом в грязь и мерзость, как у господина Михалкова. Какой-то очень искренний, несмотря на шероховатости. Патриотичный. Очень меня порадовали актеры. Очень. Порадовали. Маленький Алексей Копашов просто прекрасен в роли Сашки. Яро нелюбимый мною Андрей Мерзликин полностью реабилитировался ролью лейтенанта Кижеватова. Также как и Павел Деревянко. В фильме вообще нет плохо прописанных и исполненных ролей. Даже устрашающего вида Николаев в исполнении Алексея Дмитриева выглядит очень органично в роли эдакого русского богатыря. Хотя постойте! Два раза в кадре появляется Михаил Евланов. Вот только зачем и к чему? Но это уже, согласитесь, придирки.

    О сути. Этот фильм можно любить и не любить. Восхищаться, говорить о возрождении русского массового кино или плеваться. Дело ваше. Но вы его посмотрели. И задумались. Полезли в интернет или в книги. Вы вспомнили! И теперь никогда не забывайте!

    9 из 10

    13 декабря 2010 | 09:24

    В самом начале обзора хочу сказать, что я далеко не фанат русского кинематографа, а принадлежу именно к тому поколению, которое выросло на Терминаторах, Назад в будущее и т. д. За всю мою 23-летнюю жизнь появилось ощущение, что русскому кинематографу приходится все время догонять заграничный. Не только в плане фантастики (Черная молния, Дозоры и т. д.), но и в плане военных фильмов (мы из будущего, УС-2.).

    После просмотра фильма Брестская крепость сложилось впечатление, что «мы не туда идем товарищи!». Нам не надо никого догонять! Надо идти по другой дороге. Вот оно настоящее НАШЕ кино. Душевное, глубоко драматическое, запоминающееся, которое берет за душу. И не надо коситься на запад в попытках подсмотреть, а как там снимают кино о войне. Мы воевали больше всех, мы умирали больше всех, у нас это в венах. Мы знаем как снимать такие фильмы. Надо было только вспомнить. Котт вспомнил.

    Мне непонятно почему некоторые люди плюются в сторону коммунизма и «излишнего», как им кажется, патриотизма в Брестской Крепости. Мол, «не навязывайте нам прежние ценности, они уже не в моде, мы уже другие». Другие — не всегда правильнее. Неужели непонятно, что жители Брестской крепости защищали не коммунизм, не партию, а Родину и Семью. Это вечные ценности, которые будет защищать любой здравомыслящий человек на войне. Коммунизм в фильме не бросается в глаза, не выставляется как противоестественное существование человека. Это просто дань времени. Да, люди жили в такую эпоху и, тем не менее, оставались людьми.

    Очень понравилась сама атмосфера фильма. Хаос первых часов войны заставляет зрителя думать «а что бы я сделал», «а куда бы я бежал». Остро ощущаешь себя беспомощным перед лицом врага, который не только стреляет, взрывает, но лишает тебя основ жизнедеятельности — воды, электричества, связи. Все до ужаса реально. Это не означает, что повсюду летают окровавленные части тела (хотя и этого хватает), это означает, что ты веришь тому, что показано на экране! Все было именно так, а не иначе! И это чудесно. Это настоящая магия кино. Ты — участник этих событий. Ты сидишь в зале и кулаки сжимаются от желания побить «фашистскую мразь». Слезы наворачиваются от того, что ТЫ (а не герой на экране) не можешь защитить беспомощную девушку или ребенка. За такими ощущениями люди и ходят в кино.

    Отдельное спасибо за спецэффекты. Видимо Угольников не врал, когда говорил, что они смотрели рядового Райана при подготовке к фильму. Все сделано на редкость удачно. Настоящая война.

    В заключение скажу что это не просто фильм, это повод изменить своё отношение к истории, к Родине и к близким. Обязательно сходите на это кино. Возможно после него у вас появится желание сказать деду и бабушке: «Спасибо». Сказать не просто как формальность, а прочувствовав эту благодарность всем своим существом.

    10 из 10

    п. с.

    И еще две мысли, которые очень хочется сказать:

    1) Михалков — иди и конспектируй.

    2) Последний раз такие эмоции вызывал «Список Шиндлера».

    16 ноября 2010 | 15:21

    Так уж сложилось, в силу истории, что истоки кинематографа в России берут свое начало в СССР, эпохе жесткой цензуры и идеологии. Там людям внушали, что их страна самая великая держава, что жить в ней прекрасно, ничего плохого не происходит, и что даже такого естественного процесса, как секс, в стране нет. Тоже творилось и в кино, иностранные фильмы к нам почти не допускались, а если и были, то в основном ближнего зарубежья. Для советского правительства важно было, чтобы в кино была показана великая страна, без преступлений, без наркотиков, без семейных скандалов, в которой все счастливы и добры. Такая уж была идеология. Все фильмы проходили жесткую цензуру (а точнее не проходили) и были в основном трех групп (или, если хотите жанров): комедии, драмы и военно-патриотические. С первыми двумя вроде все понятно, повеселился, поплакал и забыл. А вот с военно-патриотическими фильмами не все так просто. На нашу страну оказало огромное влияние вторая мировая война, и снимать такое кино люди были просто обязаны. А вот как снимать, это вопрос…

    Согласитесь, далеко не все фильмы советского периода о войне были хороши. А если убрать из остальных эффект переживания, эффект нашего национального горя, то в сухом остатке мы получим 4-5 действительно стоящих картин о второй мировой войне, за лет 50 советского кинематографа.

    Но вернемся в наше время, и поговорим о новом военно-патриотическом фильме о второй мировой войне, недавно вышедшем в кинотеатрах «Брестская крепость».

    Я сразу оговорюсь, что я буду рассуждать не об эмоциональной части фильма, а в нем она очень сильна, а просто как о продукте нашего российского кинематографа. Что касается эмоций, то в фильме много душераздирающих моментов и сцен, в некоторых местах было реально трудно сдержать слезы, хотя так переживать мне не свойственно, а когда я вышел из кино, минут 10 смотрел на всех людей и на все великолепие современного мира, как-то отдаленно и совершенно другими глазами. Что и говорить, такие ощущения после фильма у меня впервые. Наверно, именно про такое кино и говорят «снято с душой».

    Но попробуем абстрагироваться от всей этой эмоциональной составляющей, и что мы получим в итоге? А получим то мы не совсем уж такое великое кино, как многие его сейчас называют. И проблема, как мне кажется, здесь кроется в режиссуре. Не знаю как вы, но я не считаю, что ужас войны прямо пропорционален количеству трупов и оторванных ног на квадратный метр. Прошли те времена, когда люди выбегали из кинотеатров, увидя приближавшийся поезд. Все прекрасно понимают, что война это страшно, но только люди это пережившие могут сказать насколько. Здесь очень уместны слова из фильма: «Я думал, что знал, что такое война, но я не знал, что такое война». И показывать кадры, когда по горе трупов едет танк, это, по крайней мере, кощунственно. То, что нацистская Германия была ужасно жестока к мирному населению и так все знают, но насколько, знает только, бабушка, пережившая блокаду Ленинграда или дедушка-еврей, чудом спасшийся из концлагеря, поэтому смысловой нагрузки у этой сцены не было никакой. Мне было неприятно. И даже в «Спасти рядового Райана», в знаменитой сцене высадке в Нормандии, ужас не в том, как людям отрывает руки и ноги, а в том, какими глазами на это смотрит герой Тома Хэнкса. И все написано именно в них, глазах. Вот тут всплывает вторая проблема этого фильма, игра молодого актера Алексея Копашова. Конечно, да Тома Хэнкса ему еще очень далеко! Но дело даже не в том, как играет этот парень, а в том, как снимает режиссер. Сцена, когда он кричит «Я ее найду» и выбегает из дома с советскими солдатами, на поляну со всех сторон обстреливаемую немцами, согласитесь, выглядит не очень органично. В таких условиях даже Том Хэнкс не сыграет! А вот остальные актерские работы очень порадовали. Андрей Мерзликин, Павел Деревянко на удивление очень сильно сыграли, но отдельно хотелось бы выделить Александра Коршунова: так советского боевого офицера не играли давно. Одна сцена прощания со своими солдатами много стоит. Великолепная актерская работа!

    Не очень понравилось, что режиссер частое и утомительно долго показывал нам крупные планы актеров, ритм фильма от этого сильно страдает. Что касается спецэффектов, то своих 8 млн $ они безусловно стоят, хотя, в эру Аватаров, Трансформеров и еже с ними выглядят уж больно неестественно (хоть и бюджеты этих картин и «Брестской крепости» несравнимы). Да и, в принципе, не особо они там и нужны, просто так, дань моде. Но все же, спецэффектов можно было бы сделать поменьше, а то уж больно напыщенно все это выглядит. Хотим быть похожими на Голливуд?! Очередной камень в огород Александра Котта.

    А в остальном, это очень сильный, в эмоциональном плане, фильм, которому не достает опытности режиссера, но при этом не мешает ему быть одним из лучших фильмов о войне российского, но не мирового, кинематографа.

    Тема второй мировой войны нам очень близка. Она коснулась каждой семьи и в России, и на постсоветском пространстве. К таким фильмам мы относимся очень трепетно и эмоционально. Такие фильмы нужно снимать. И плевал я на не самую удачную режиссуру. Я попытался анализировать данный фильм без эмоций, но как подумаю, что сижу в этом кресле только потому, что были такие люди, и именно они победили

    Безусловно, в России такое кино, больше чем кино!

    P.S. Очень сложно оценить этот фильм… Для меня, безусловно, 10. Объективно, из-за режиссуры и других незначительных оплошностей — 8. Итог — 

    9 из 10

    9 ноября 2010 | 02:06

    Фильм повествует нам о героях Второй мировой войны, которые готовы были насмерть защищать Брестскую крепость. И данная история действительно имела место быть, а потому фильм еще и документальный. Но это история именно о героях, а не сухо документальное кино о войне. Героях, вызывающих воодушевляющее чувство гордости, способных прожигать наши сердца и по сей день, ведь нам поистине есть, кем гордиться. Здесь собраны отдельные истории отдельных людей, переплетающиеся в эту общую историю о нападении и стойком отражении атаки.

    Этот фильм ярко выделяется из большинства фильмов о войне, потому как это настоящее кино. Честно говоря, всегда скептически отношусь к российскому кино в целом, а тем более к военным фильмам, которые весьма редко могут заинтересовать меня из-за своего, как правило, несколько подобного друг на друга сюжета.

    Хоть я и не любитель бесконечного тупого экшена и могу с удовольствием посмотреть фильм с полным его отсутствием, но в данном случае военная тематика сама по себе обязывает «действие», что, конечно же, не означает, что в фильме можно совсем исключить присутствие «смысла» — действия другого, эмоционального. Поэтому этот фильм просто поразил меня своей скомпонованностью и того и другого.

    Еще одним огромным плюсом фильма является, как уже много раз замечено, действительно грамотные эффекты, монтаж, безукоризненная игра актеров, и вообще картина смотрится целостной и проработанной. Причем обычно русские фильмы смотрятся с каким-то укором, ты постоянно сравниваешь его с его западными прародителями, но это один из единичных случаев, когда ты забываешь, что это именно русский фильм. Ты просто смотришь по-настоящему хорошее кино.

    Все мы знаем, на каком уровне сейчас находится наш российский кинематограф. Ни на каком. Он умер уже лет двадцать назад. К примеру, продолжение чуть ли не культовой новогодней комедии «Ирония судьбы, или с легким паром!» служит тому ярким подтверждением. И как же приятно, когда сегодня, на развалинах этого уже погибшего кинематографа кто-то все же пытается снимать настоящее кино. И, надо заметить, в единичных случаях это выходит вполне удачно.

    Итак, фильм является новым словом в жанре военное кино, и это слово звучит весьма метко. Хочу выразить свою благодарность творцам этой картины, его стоит смотреть всем, кто чтит память тех, кто подарил нам эту свободу. Приятного просмотра!

    10 из 10

    11 января 2011 | 12:51

    Буду писать о том, что не понравилось, благо этого меньше. Плюсы же фильма, такие как актерская игра и прочее, вполне очевидны. Однако, на мой взгляд, тематика фильма, заслуживает совершенно иного подхода, иначе у нас как всегда, получается «выезжание на теме», а не полноценный самостоятельный продукт.

    Долгое время не хотел смотреть фильм, по ролику сложилось ощущение, что продукт полусериальный, что-то типа Штрафбата. Ощущение, к сожалению, оправдалось и вот почему.

    Создатели взялись за благое патриотическое кино, но настолько увлеклись самим фактом, что забыли, собственно, о фильме. В итоге мы имеем все атрибуты правильного фильма на заданную тему, но склеены они в каком-то странном порядке, что вызывает ощущение неполноценного просмотра — как будто увидена только половина фильма, нарезанная в целях экономии эфирного времени. Сам же фильм изобилует обращающими на себя внимание нюансами, которые стоит упомянуть.

    Что именно не понравилось:

    1. Слишком много персонажей, поданных таким образом, что для полноценного восприятия требуется более глубокое раскрытие характеров, которого не происходит. В итоге, к примеру, сцена с мужчиной, убивающим свою жену чтобы она не попала в плен не вызывает тех эмоций, которые должна и выглядит по этой причине не драматично, а просто мерзко и неприятно.

    2. Странное поведение защитников крепости. Зачем, к примеру, бросать заведомо выигрышную для стрельбы позицию в здании и бежать на идущих по площади и видных как на ладони фашистов с ножами и табуретками? Или еще один совсем уж странный момент — попытка прорыва блокады крепости. Сам заранее обреченный факт можно объяснить отвагой и героизмом, но на кого они в этой ситуации решили оставить женщин, детей и раненых, оставшихся в крепости — непонятно абсолютно. Ну и так далее.

    3. Очень мало музыки. Уверен, что героические сцены идущих в атаку солдат красной армии заслуживают гораздо большего, чем едва различимые заунывные мелодии. Слава глобализации, имя в распоряжении нормальный бюджет вполне можно позволить себе даже Ханса Зиммера для такого проекта. Авторы фильма же решили заменить музыку огромных количеством явно избыточных взрывов, но идея, мягко говоря, не очень.

    Лично меня давно мучает вопрос — когда, наконец, наши кинематографисты снимут фильм о войне хотя бы близкий по уровню фильм к (на мой взгляд) эталону жанра «38 параллель». Время идет, а хотя бы движения в эту сторону даже не наблюдается.

    Ждем дальше.

    13 декабря 2010 | 19:25

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    Blu-Ray, 199 руб.
    Blu-Ray, 499 руб.
    подробнее

    Новости


    Российские сериалы нечасто обзаводятся трейлерами, и еще реже они получаются кинематографичными. К нам попал именно такой ролик телевизионной драмы «Фарца» с Александром Петровым, Евгением Цыгановым и Алексеем Серебряковым, которая расскажет о дружбе четырех парней с 1961 по 1991 год. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Мои любимые картины — это фильмы режиссера Йоса Стеллинга. „Иллюзионист“, „Стрелочник“ — я был ими поражен, как можно без слов рассказать историю и участвовать в этой истории, сопереживать… (...)
     
    все интервью

    Статьи


    В мае грядет 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, а значит, киноиндустрия готовит целый залп картин, посвященных самым разным страницам военной истории — от битвы за Севастополь до операции на Дальневосточном фронте. КиноПоиск предлагает обратить внимание на семь лент. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    На экраны вышла картина «Батальонъ» — драматическая история женского батальона времен Первой мировой войны от Дмитрия Месхиева, режиссера фильма «Свои», и продюсеров Федора Бондарчука и Игоря Угольникова, ответственных за «Сталинград» и «Брестскую крепость» соответственно. КиноПоиск побывал на пресс-конференции картины и выслушал рассказы о пулемете «Максим», работе в холодной грязи, эмоциональном накале канала «Культура» и настоящем патриотизме. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Российская кинолента «Август. Восьмого» стартовала сегодня в Китае. По количеству экранов и сеансов это самый масштабный российский релиз за всю историю в Китае. Рекордными будут и сборы. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ДомHome54 000 000
    2.Крепись!Get Hard34 610 000
    3.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent22 075 000
    4.ЗолушкаCinderella17 515 000
    5.Оно следует за тобойIt Follows4 021 000
    27.03 — 29.03подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДомHome318 630 293
    2.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent230 943 081
    3.ЗолушкаCinderella61 591 578
    4.Робот по имени ЧаппиChappie32 331 567
    5.Духless 228 889 207
    19.03 — 22.03подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 992 466906 238
    Деньги764 633 700 руб.238 279 027
    Цена билета255,52 руб.3,22
    19.03 — 22.03подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    115.Девчата8.233
    116.РэйRay8.233
    117.Свидетель обвиненияWitness for the Prosecution8.233
    118.Малышка на миллионMillion Dollar Baby8.231
    119.Самый быстрый IndianThe World's Fastest Indian8.226
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.18%
    42.Ключи от улицыThe Keys to the Street92.00%
    43.Охотники за привидениямиGhostbusters91.88%
    44.ФлэшThe Flash91.86%
    45.Три девяткиTriple 991.67%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Форсаж 7Furious 72
    Новая подружкаUne nouvelle amie15
    Ангел-хранитель1
    Человеческая многоножкаThe Human Centipede (First Sequence)159
    Пропавший без вестиThe Missing3
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДомHome7.519
    Призрак7.534
    Барашек ШонShaun the Sheep Movie7.926
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent6.662
    ПоклонникThe Boy Next Door5.157
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Форсаж 7Furious 709.04
    ДикаяWild09.04
    Номер 44Child 4416.04
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron23.04
    Любовная загвоздкаAccidental Love30.04
    премьеры