всё о любом фильме:

Брестская крепость

год
страна
слоган«Я умираю, но не сдаюсь!»
режиссерАлександр Котт
сценарийВладимир Еремин, Алексей Дударев, Екатерина Тирдатова, ...
продюсерИгорь Угольников, Рубен Дишдишян, Владимир Заметалин, ...
операторВладимир Башта
композиторЮрий Красавин
художникАлим Матвейчук
монтажМария Сергеенкова
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
253 000 000 руб.
сборы в России
зрители
Россия  755.8 тыс.,    Китай  140.4 тыс.,    Украина  39.5 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время131 мин. / 02:11
Фильм рассказывает о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар немецко-фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. С документальной точностью описываются события, происходившие в первые дни обороны. Фильм рассказывает о главных трёх очагах сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Гавриловым, комиссаром Ефимом Фоминым и начальником 9-й погранзаставы Андреем Кижеватовым.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.50 (5740)
ожидание: 79% (2906)
Рейтинг кинокритиков
в России
50%
5 + 5 = 10
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Роли немецких танков в фильме, судя по ходовой части и пушке, играют переделанные БМП-1.
    • Сашка Акимов — собирательный образ, посвящённый мальчишкам из музвзвода 333-го полка (44-го), которые вместе со взрослыми защищали Брестскую крепость. В их числе Пётр Клыпа пионер-герой, награждённый Орденом Отечественной войны 1-й степени) и ныне живущий Пётр Котельников.
    • В фильме присутствует фрагмент фильма «Весёлые ребята» (1934). В реальности 21 июня 1941 года в крепости показывали фильм «Валерий Чкалов» (1941).
    • Длительность телевизионной версии — 178 минут.
    • Съёмки фильма происходили на территории Брестской крепости, на месте реальных событий, показанных в картине. По проекту Алима Матвейчука были построены уникальные декорации, копии построек довоенного времени и точная копия Холмских ворот. В последний день съёмок (14 октября) утром выпал снег, так был снят последний кадр «Брестской крепости» (с него начинается фильм), через 2 часа от сугробов не осталось и следа.
    • По заявлению продюсера фильма, некоторые участки земли были разминированы для съёмок взрывов, обнаружены неразорвавшиеся гранаты и снаряды, а также немецкая резиновая лодка.
    • В музее Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» теперь есть экспозиция, посвящённая съёмкам фильма, среди прочего там находится форма Кижеватова, в которой снимался Андрей Мерзликин, и пострадавшая от взрыва гранаты труба Сашки Акимова (Алексей Копашов).
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В конце фильма начальник заставы лейтенант Кижеватов отдаёт Саше Акимову свёрнутое боевое знамя, однако непонятно, знамя какой части он мог при себе иметь, т. к. пограничная застава не является воинской частью и знамени иметь не может. Видимо, так художественно обыгрывается реальный исторический эпизод со знаменем 393-го зенитно-артиллерийского дивизиона, которое младший сержант Родион Семенюк носил на груди под гимнастёркой, а потом спрятал в крепости и откопал после войны. Сейчас оно хранится в Музее обороны Брестской крепости.
    • еще 5 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В конце фильма утверждается, что Петр Михайлович Гаврилов был репрессирован после войны, что является ошибкой или исторической неточностью. Майор Гаврилов после освобождения из плена был восстановлен в звании и продолжил службу в Красной Армии на территории Сибири и Дальнего Востока. Получил несколько благодарностей по службе, после чего был восстановлен в партии (сразу после войны его не восстановили по причине утраты партбилета). В 1957 году ему было присвоено звание «Герой Советского Союза».
    • Неясно, каким образом немецкие диверсанты могли проникнуть в СССР через железнодорожный вокзал, прибыв на поезде и минуя пограничный контроль в пункте пропуска.
    • Показанный в конце фильма немецкий огнемётный танк не мог использоваться в 1941 году.
    • Большинство немецких солдат в фильме вооружены винтовками Mauser 98k (что исторически верно), однако винтовки укомплектованы несоответствующими им ремнями (вероятно от винтовки Мосина).
    • Немецкий майор в кадре награждён знаком «За ближний бой», введённом в конце 1942 года.
    • еще 2 ошибки
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5930 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В кинозале было необычно тихо. И выходили во время сеанса единицы. Учитывая продолжительность «Брестской крепости» — это более чем явный показатель качества работы Александра Котта, о существовании которого я до последнего времени не знал. Ползли титры, а тишина всё оставалась и оставалась, хотя народу было предостаточно.

    Не буду начинать описывать непосредственно сам фильм какими-то восторженными и красивыми словами, типа «Сууупер!», «Высший класс!», «Новое слово в нашем кинематографе» и это вовсе не потому, что он их не заслужил, а потому что он ассоциируется с такими словами как «Вечная слава», «Вечная память», «Гордость», «Истинное мужество» гораздо больше. Я впервые за долгое время не увидел в фильме о Великой отечественной войне лишнего пафоса и романтизма войны. Она представлена как чудовище, которое без всякой жалости пускает кровь, отрывает конечности, калечит судьбы, делая всё таким же уродливым, как и она. Потому на первые дни войны, о которых снята тьма фильмов, смотришь словно в ином, новом свете.

    В «БК» видно, как воюют все, а не штрафники и не один стойкий оловянных солдатик, как это было в совсем недавних «Утомлённых солнцем 2» и «В июне 1941» соответственно.

    Здесь вы увидите, как воевали все. Только так и надо показывать, ведь это подвиг всего нашего народа.

    Боевые сцены с применением эффекта замедленного времени вызывали исключительно положительные эмоции, и это без огромной массовки и нереальных спецэффектов!

    С актёрами здесь полный порядок, за исключением Павла Деревянко, от которого после «Гитлер капут!» Вайсберга меня корёжит. Даже если и брать только этот фильм, то он не всегда смотрелся хорошо. Зато удался дебют Алексея Копашова, у которого есть серьёзный потенциал. Так получается, что столько времени я уделил всего двум актёрам, но если говорить об игре всех актёров в целом, то «БК» даёт повод остаться очень довольным.

    Ни на миг не задумался о дорогих билетах и потраченном времени.

    В конце рецензии задам вопрос, о котором думал с самого начала «Брестской крепости»: тот ли фильм заслужил выйти к памятной дате, получить большие средства и иметь слоган «Великое кино о великой войне»? Для меня ответ очевиден, а для вас?

    10 из 10

    5 ноября 2010 | 07:45

    Уже очень долгое время я пользуюсь, безусловно, прекрасным сайтом kinopoisk.ru. Но только сегодня, придя домой после просмотра замечательнейшего фильма Брестская Крепость, я решил зарегистрироваться, дабы написать сию рецензию.

    Являясь поклонником военно-исторических драм, я ни в коей мере не мог пропустить фильм, затрагивающий такую величайшую трагедию нашего народа как начало Великой Отечественной войны. Ждал я это кино год без малого, ждал неспроста, так как увидев в паутине рабочий материал, а потом уже и трейлер — не мог поверить в то, что Брестская Крепость окажется михалковской подделкой, ибо уже в этих крупицах грядущего фильма чувствовалась ответственность за снимаемое, чувствовался тот качественно-новый уровень нашего, родного кинематографа и зародилась надежда, что наконец-то будет снят достойный фильм о войне.

    Итак, что мы имеем. А имеем мы совершенно прекрасный, не побоюсь этого слова, лучший фильм из современных о Великой Отечественной. Всё дело в том, что верить в происходящее на экране ты начинаешь с первых минут. Вот оно погружение в эпоху, вот! Реплики и лексика, употребляемая персонажами в них, соответствуют времени. Даже почерк майора Гаврилова не похож на тот, что мы привыкли видеть сегодня. Вы спросите к чему такие мелочи? А я отвечу — из таких вот, казалось бы, незначительных крупиц и выстраивается общая картина.

    Современным российским фильмам, посвящённым Великой Отечественной, не хватало не только духа времени, но и массовости, эпических кадров битв, снятых в очень натуралистичной манере (отсылка к Западу и «Спасению…» Спилберга, в частности), немцев, говорящих по-немецки и с немецким акцентом, а не как ученики 7 класса российской школы на уроке иностранного языка, не хватало настоящей, человеческой драмы и ужаса всего происходящего, творившегося в те далёкие огненные годы, не было и истинного патриотизма — не того ура-патриотизма, что мы привыкли видеть, а патриотизма каким он должен быть.

    Немцы говорят по-немецки и без акцента, они не вооружены поголовно и каждый MP-38, у них нет Тигров на каждом направлении атаки, верно и точно показана субординация между комиссарами и простым офицерским составом нашей армии, наши — естественны во всём, одно «Я крэпость, я крэпость, вядём бой» чего стоит, ведь бой идёт под Брестом, а не под Москвой, массовки и спецэффекты заткнут многие голливудские фильмы, снимавшиеся до этого, оторванные конечности, грязь, пот и кровь — всё натурально, одежда — засаленная и грязная, у мужчин — щетина, да такого не было ещё ни в одном российском фильме!

    Девушки на сеансе закрывали глаза ладонями, парни и мужчины украдкой смахивали слёзы. Других слов и не надо.

    Выражаю огромную благодарность создателям данного фильма и лично Игорю Станиславовичу за реализацию такой идеи! Такие фильмы важны и, более того, в связи с, творящимся в нашей стране, культурным бесперделом и падением нравов — нужны.

    P.S.: Может быть кто-то и не знает, но в 90ые годы у Угольникова была замечательная юмористическая программа — Обана Угол шоу. Самый запомнившийся, лично мне сюжет, конечно же, про «Bledin`у».

    К чему я это пишу? Да просто Игорь Станиславович раньше ассоциировался у меня с человеком с прекрасным чувством юмора и отличным шоумэном, а теперь я вижу перед собой талантливую личность, внёсшую существенный вклад в развитие нашего военного кино. И что самое прекрасное во всём этом, так это то, что Угольников не кричал везде, что его фильм — великий, авторский и артхаус, как кричали и кричат некоторые про своё непонятно что.

    P.P.S.: Никита Сергеевич, знаете, вот Угольникову для его фильма, выверенного с исторической точки зрения до миллиметра, понадобилось чуть больше чем 7,5 млн $, а Вам для Вашего сказочного, псевдо-исторического великого кинца, над которым плевались ветераны и на которое насильно заставляли ходить школьников, потребовалось 33 млн евро (= 45 млн $) налогоплательщиков. Может быть не стоит больше позорить себя, Россию и Русский народ, а?

    10 из 10

    5 ноября 2010 | 01:41

    «Брест в сорок первом.
    Ночь в разгаре лета.
    И тишина, такая тишина!
    Летят последние минуты мира!…»

    Юлия Друнина

    Великая Отечественная война… Она началась 73 года назад. Она унесла миллионы невинных жизней, сровняла с землей города, раскатала, как бульдозером, людские судьбы. Большинства из нас там не было, большинство из нас с вами знаем об этой страшной бойне от своих прадедушек и прабабушек. А когда уйдет в вечность ТО поколение, то мы останемся один на один с их болью и пролитой ими кровью за наш сегодняшний день. День в стране, которой могло просто не быть сейчас на карте. Только вдумайтесь: нашей страны совершенно спокойно могло и не быть сейчас. Мы НИКОГДА не должны предавать забвению тех, кто ценой своей жизни спас целые будущие поколения. Те, кто забывает ТАКОЕ, я считаю просто фашистами.

    Это действительно отличный фильм. Если говорить честно, то я не понимаю тех, кто пишет отрицательные рецензии на него. Мне не понять этих людей. Как можно искать какие-то исторические несоответствия, несовпадения и шероховатости, снова вспоминать набившую оскомину тему про плохих НКВД-шников и командиров, ругать фильм за некачественную работу оператора и голливудские якобы спецэффекты?! Нам показал войну и кровь, смерть и страх. Так умирали НАШИ соотечественники, ТАК расстреливали невинных детей и стариков, ТАК насиловали женщин и девушек, и бросали бомбы на сонные города. Это делали фашисты — слово, которое навечно останется в нашей генетической памяти, как синоним самому страшному преступлению, на которое только способен человек — на преступление ПРОТИВ человечности. А все остальное — это задний план, товарищи.

    Я девушка принципиальная, поэтому пишу такое долгое вступление к рецензии. Фильм вызвал много эмоций, а в конце захотелось заплакать. От бессилия, от ненависти к этим ублюдкам, которые посмели топтать землю моей Родины. Разве у немецких захватчиков МОЖЕТ быть другое название? Это же были отбросы человечества. И когда погибли все — защитники Брестской крепости, и в надвигающуюся летнюю грозу ушел мальчик, чудом выживший в этом аду, несущий знамя на груди, под рубахой… Даже сейчас хочется заплакать. Он сохранил знамя — символ того, что Красная армия не сдается, советский народ выстоит в этой мясорубке и выйдет победителем. Бредущий по полю ребенок — вот конец этого печального действа.

    Безусловно, большой плюс фильму — это удивительно вписывающийся чуть надтреснутый грустный голос пожилого Сашки Акимова, который с искренней болью рассказывает эту историю зрителю. Он словно исповедуется перед нами. Но он Герой, это несомненно. И кадры мирной и спокойной жизни — смеющаяся молодежь, гуляющий семейные пары, спешащие куда-то комиссар и лейтенанты, командиры и генералы, дети и бабушки, голуби и летний день. Это навеки останется 21 июня 1941 года — последний солнечный светлый день ТОЙ жизни, которую перечеркнули в 4 часа утра 22 июня 1941 года. И от этих кадров мне почему-то стало еще больнее. Ведь они все погибли. И точка.

    Знали ли защитники крепости, что подмоги им не дождаться и они не вернуться живыми к родным? Несомненно, они знали. Это видно по глазам актеров, по их жестикуляции и тону голоса. А они стояли насмерть. Это же страшно — стоять до последней капли крови и последнего патрона. Враг этого не ожидал и не оценил. Фашисты так не могут. Так же было и в Сталинграде — когда горело небо и вскипала вода в Волге, а бойцы бились за каждый дом и улицу, за каждую пядь родной земли.

    Я считаю, что этот фильм надо смотреть обязательно. Он снят в удивительной гармонии картинка-слова за кадром, такое ощущение, что попадаешь туда, и кожей чувствуешь страх и смерть в крепости. Хочется закрыть глаза и не видеть этого, но голос рассказчика не дает возможности оторваться от действия.

    В заключение, не удержусь, и попинаю господина Михалкова с его «УС 2». Никита Сергеевич, вот как надо снимать фильмы о войне! Не думайте, что вы один умеете стрелять и взрывать в фильмах, причем, явно без вдохновения. Ну какой в «УС-2» заложен смысл? Никакого. Это пустое кино, снятое на сине-черную пленку про великого Котова. А «Брестская крепость» — это любовь к Родине, стремление её защитить, это патриотизм, в конце концов! И это было не 200 и не 300 лет назад, а всего-то 73 года.

    Это фильм о том, как началась война. Спасибо всем: актерам и режиссеру. Браво. И музыка, этот вальс, теперь он связан только с этим фильмом.

    «Я умираю, но не сдаюсь». В этих словах глубинный смысл. Сами понимаете, о чем я.

    10 из 10

    24 октября 2013 | 22:18

    Шедеврально, сильно, эмоционально, трогательно, грустно и неповторимо! Такие фильмы оставляют глубокий отпечаток в душе и сердце. Показана война как она есть: жестокая, страшная и ужасающая, и подвиг народа. Они не потеряли человеческих качеств и мужественно защищали свою Родину, близких и любимых, каждый сам по себе и все вместе. Настоящие герои, которыми могут гордиться целые поколения

    Здорово, что есть такое кино, которое позволяет не забывать героизм наших соотечественников, саму войну и всех кто пережил ее…

    Несомненно советую всем смотреть.

    10 из 10

    24 декабря 2010 | 22:48

    Фильм отгремел, фильм был просмотрен тысячами людей, фильм оставил за собой громкие фразы «прорыв отечественного кино» и «новое слово национального кинематографа». Шедевр?.. Вряд ли. Качественный продукт? Вполне.

    О минусах. Логично, что теме войны сложно придать уйму оригинальности и самобытности, да еще и в условиях исторического соответствия, к чему так стремилась режиссерская команда. Но, позвольте, не стоит же опускаться до примитивнейших диалогов и банальных сцен, наигранных прошептанных слов, совершенно неуместных и даже, порой, раздражающих. Так и хочется периодически потряхивать актеров за шкирки, приговаривая «Хватит притворяться!»

    НО, эти недоработки сценария отходят на задний план, заваленные кучей плюсов: и музыка, и костюмы, и «картинка».. Не хочется даже расчленять фильм на составляющие, такой уж он вышел целостный и правдоподобный. Отдельные комплименты сценам бомбежки — ну очень реалистично.

    А самая большая заслуга фильма в том, что все мы, зная финал, хоть на минуту, но понадеялись, что на этот раз все будет не так.

    8 из 10

    4 мая 2011 | 02:34

    Так уж сложилось, в силу истории, что истоки кинематографа в России берут свое начало в СССР, эпохе жесткой цензуры и идеологии. Там людям внушали, что их страна самая великая держава, что жить в ней прекрасно, ничего плохого не происходит, и что даже такого естественного процесса, как секс, в стране нет. Тоже творилось и в кино, иностранные фильмы к нам почти не допускались, а если и были, то в основном ближнего зарубежья. Для советского правительства важно было, чтобы в кино была показана великая страна, без преступлений, без наркотиков, без семейных скандалов, в которой все счастливы и добры. Такая уж была идеология. Все фильмы проходили жесткую цензуру (а точнее не проходили) и были в основном трех групп (или, если хотите жанров): комедии, драмы и военно-патриотические. С первыми двумя вроде все понятно, повеселился, поплакал и забыл. А вот с военно-патриотическими фильмами не все так просто. На нашу страну оказало огромное влияние вторая мировая война, и снимать такое кино люди были просто обязаны. А вот как снимать, это вопрос…

    Согласитесь, далеко не все фильмы советского периода о войне были хороши. А если убрать из остальных эффект переживания, эффект нашего национального горя, то в сухом остатке мы получим 4-5 действительно стоящих картин о второй мировой войне, за лет 50 советского кинематографа.

    Но вернемся в наше время, и поговорим о новом военно-патриотическом фильме о второй мировой войне, недавно вышедшем в кинотеатрах «Брестская крепость».

    Я сразу оговорюсь, что я буду рассуждать не об эмоциональной части фильма, а в нем она очень сильна, а просто как о продукте нашего российского кинематографа. Что касается эмоций, то в фильме много душераздирающих моментов и сцен, в некоторых местах было реально трудно сдержать слезы, хотя так переживать мне не свойственно, а когда я вышел из кино, минут 10 смотрел на всех людей и на все великолепие современного мира, как-то отдаленно и совершенно другими глазами. Что и говорить, такие ощущения после фильма у меня впервые. Наверно, именно про такое кино и говорят «снято с душой».

    Но попробуем абстрагироваться от всей этой эмоциональной составляющей, и что мы получим в итоге? А получим то мы не совсем уж такое великое кино, как многие его сейчас называют. И проблема, как мне кажется, здесь кроется в режиссуре. Не знаю как вы, но я не считаю, что ужас войны прямо пропорционален количеству трупов и оторванных ног на квадратный метр. Прошли те времена, когда люди выбегали из кинотеатров, увидя приближавшийся поезд. Все прекрасно понимают, что война это страшно, но только люди это пережившие могут сказать насколько. Здесь очень уместны слова из фильма: «Я думал, что знал, что такое война, но я не знал, что такое война». И показывать кадры, когда по горе трупов едет танк, это, по крайней мере, кощунственно. То, что нацистская Германия была ужасно жестока к мирному населению и так все знают, но насколько, знает только, бабушка, пережившая блокаду Ленинграда или дедушка-еврей, чудом спасшийся из концлагеря, поэтому смысловой нагрузки у этой сцены не было никакой. Мне было неприятно. И даже в «Спасти рядового Райана», в знаменитой сцене высадке в Нормандии, ужас не в том, как людям отрывает руки и ноги, а в том, какими глазами на это смотрит герой Тома Хэнкса. И все написано именно в них, глазах. Вот тут всплывает вторая проблема этого фильма, игра молодого актера Алексея Копашова. Конечно, да Тома Хэнкса ему еще очень далеко! Но дело даже не в том, как играет этот парень, а в том, как снимает режиссер. Сцена, когда он кричит «Я ее найду» и выбегает из дома с советскими солдатами, на поляну со всех сторон обстреливаемую немцами, согласитесь, выглядит не очень органично. В таких условиях даже Том Хэнкс не сыграет! А вот остальные актерские работы очень порадовали. Андрей Мерзликин, Павел Деревянко на удивление очень сильно сыграли, но отдельно хотелось бы выделить Александра Коршунова: так советского боевого офицера не играли давно. Одна сцена прощания со своими солдатами много стоит. Великолепная актерская работа!

    Не очень понравилось, что режиссер частое и утомительно долго показывал нам крупные планы актеров, ритм фильма от этого сильно страдает. Что касается спецэффектов, то своих 8 млн $ они безусловно стоят, хотя, в эру Аватаров, Трансформеров и еже с ними выглядят уж больно неестественно (хоть и бюджеты этих картин и «Брестской крепости» несравнимы). Да и, в принципе, не особо они там и нужны, просто так, дань моде. Но все же, спецэффектов можно было бы сделать поменьше, а то уж больно напыщенно все это выглядит. Хотим быть похожими на Голливуд?! Очередной камень в огород Александра Котта.

    А в остальном, это очень сильный, в эмоциональном плане, фильм, которому не достает опытности режиссера, но при этом не мешает ему быть одним из лучших фильмов о войне российского, но не мирового, кинематографа.

    Тема второй мировой войны нам очень близка. Она коснулась каждой семьи и в России, и на постсоветском пространстве. К таким фильмам мы относимся очень трепетно и эмоционально. Такие фильмы нужно снимать. И плевал я на не самую удачную режиссуру. Я попытался анализировать данный фильм без эмоций, но как подумаю, что сижу в этом кресле только потому, что были такие люди, и именно они победили

    Безусловно, в России такое кино, больше чем кино!

    P.S. Очень сложно оценить этот фильм… Для меня, безусловно, 10. Объективно, из-за режиссуры и других незначительных оплошностей — 8. Итог — 

    9 из 10

    9 ноября 2010 | 02:06

    Пожалуй, нет в России ни одной семьи, которой тем или иным образом не коснулась бы Великая Отечественная война. Мой дед тоже воевал. И в отличие от миллионов своих сверстников он вернулся домой. А они остались там. Остались навсегда. Вечно живые. Вечно молодые. Он считал это несправедливостью. Мой дедушка не любил рассказывать о войне и смотреть фильмы о войне (он говорил, что в них показывают сказки). Я думаю, у него было на это право, потому что он сам был непосредственным участником тех событий. Правда, что касается книг о той страшной войне, то читал он много, но отнюдь не все написанное ему нравилось. Из писателей очень уважал Константина Симонова. Фильм «Бессмертный гарнизон» о защитниках Брестской крепости, поставленный по его сценарию, всегда смотрел молча.

    На мой взгляд, оборона Брестской крепости — одна из ярких и тяжелых страниц истории не только нашей страны, но и всей Второй мировой войны. Нам, потомкам, рожденным уже в мирное время трудно понять и объективно оценить случившееся в июне 1941 года. А людей, которые могли бы из первых уст рассказать нам правду о тех роковых днях, с каждым годом становится все меньше… Поэтому хочется, в первую очередь, выразить благодарность создателям нового фильма «Брестская крепость» за попытку запечатлеть в нашей памяти картину начала войны. Картину страшную и кровавую. Тем более, что режиссер фильма Александр Котт — совсем еще молодой человек, не видевший ужасов тех далеких лет.

    Так уж получилось, что я, как и мой дед, довольно критически отношусь к кино о войне. Иногда, начиная просмотр очередного «боевика» или «комедии» на эту тему, нервы не выдерживают, и я выключаю телевизор, так и не досмотрев фильм до конца. Понятно, что далеко не все современные военные исторические картины отличаются высокой художественностью и правдивостью. Но это еще можно простить. Бывает просто и смотреть-то нечего — полностью отсутствует какой-нибудь внятный сюжет, либо он настолько надуман, что теряется всякий смысл наблюдать за ним в течение двух часов. Короче, драматургия хромает.

    Были большие сомнения насчет фильма «Брестская крепость» — смотреть или не смотреть… И я не пожалела о том, что посмотрела. Он оказался одним из тех фильмов, которые проникают глубоко в душу и задевают за живое. Нам, в отличие от французов, которые без боя сдали фашистам Париж летом 1940 года, есть о чем рассказать и что показать. Отдельное спасибо актерскому ансамблю, который, по-моему, отлично справился с поставленными перед ним задачами. Можно было бы много написать о каждом актере и сыгранной им роли, но, боюсь, не хватит места. Да и этого все равно будет мало. Одно скажу: в глазах до сих пор стоят бойцы Красной армии и их командиры, защищавшие крепость от фашистских захватчиков…

    Никому из нас сегодня не нужно долго объяснять, что случилось в Брестской крепости ранним утром 22 июня 1941 года. Само словосочетание «Брестская крепость» вызывает в нашей памяти вполне конкретные ассоциации. Это уже, наверное, на уровне генетической памяти. И немалая заслуга в том принадлежит отечественному кинематографу. Поэтому, безусловно, такие фильмы нужны. Ведь время течет неумолимо, и на смену участникам и свидетелям той страшной войны приходят новые поколения, которые должны знать и помнить о ней. Сейчас, по прошествии 70 лет с момента начала Великой Отечественной войны, когда многие исторические факты, неизвестные ранее, рассекретили и предали гласности, это особенно актуально.

    Даже страшно себе представить, что случилось бы с нашей страной, с нашими дедушками и бабушками, с нашими родителями, если бы мы не победили в войне с фашизмом. Не говорю уже о том, что сам факт нашего существования оказался бы под большим сомнением. Но самого ужасного, слава Богу, не произошло. В том числе благодаря беспримерному мужеству и самопожертвованию защитников героической Брестской крепости. Ведь гитлеровцы рассчитывали на молниеносную войну и быструю победу, как в Европе, только они сильно просчитались. Брестская крепость, один из первых рубежей обороны, продержалась целый месяц, хотя взять ее планировалось всего за несколько дней, ведь у немцев уже был положительный опыт по штурму этой самой крепости в сентябре 1939 года (только тогда она располагалась на территории Польши и защищали ее польские войска — факт, кстати, малоизвестный). За то время, пока гарнизон крепости держал оборону, фашисты продвинулись вглубь нашей страны местами уже до 600 км. Но о подвиге советских солдат — защитников крепости, впервые стало известно только в феврале 1942 года из штабного немецкого донесения, захваченного в бумагах разгромленной части в районе Кривцово под Орлом при попытке уничтожить болховскую группировку немецких войск Именно битва за крепость стала началом конца планов немецкого командования на молниеносную войну. В первые же дни войны «Блицкриг» провалился.

    Одна из надписей в крепости, оставленная 20 июля 1941 года, гласит: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина». По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа…

    10 из 10

    22 июня 2011 | 14:10

    Профессионально. За качество отвечаю.

    Никогда не любил русское кино, ведь оно такое скользкое, пустое, диалоги написаны на коленке, а актерам лишь бы отыграть и получить деньги. Хорошо, что есть исключения и одно из них мне попалось.

    На войне рождаются герои, даже маленькие, но очень важно, что они играют свои роли на ровне со взрослыми. Героями становились на глазах у зрителя, и не только зрителя, а дальше лишь укрепляли свои позиции этого звания.

    На войне все чувства встают к вам передом, все амбиции — задом. Видна истинная любовь (- Прости меня, Шура), истинный страх (- Малой чеши отсюда), истинная вера (- Играй, все равно что! Играй!), честь (- Беги, сынок *прикрывая гранату телом*).

    Ни воды, ни сна, ни еды, ни патронов. Что бы сделал ты? Ведь слова вначале подходят к нам всем:

    - Я представлял себе войну. Но я не представлял себе войну… такую войну. Все ее ждали, но никто не ждал ее так сразу. Просто и страшно.

    Не хватает у меня слов отметить все, тут каждый момент буквально, что-то да означал.

    Вот некоторые фразы…

    - Везет мне на Акимовых.
    - За котелок воды, за глоток… погибали.


    … и сцены…

    - Гвозди квадратные!
    - Ложись! *толпе людей, окруженной немцами*
    Броневик не проехал, а немецкому танку, что снег, что гора трупов — все по плечу.


    … которые действительно, цепляли.

    Спецэффекты. Честно говоря, впечатлили, а то русские спецэффекты в стиле «лишь бы взорвать» приелись. Конечно, крови маловато, взрывы есть, а крови нуль. Ну… простите за маленький недостаток реальности, а ведь хочется еще реальнее.

    Актеры. Вот моя тройка: Мерзликин, Деревянко, Коршунов. Безупречная игра, харизма, выражение лиц. Я им верю, именно в этом фильме я им верю. Отдельное почетное место — Алексей Копашов. Молодец, даже и не выглядит на 15 лет. Отлично отыграл, я даже не заметил, что для него есть грань между детской (видно, когда ребенок переживает) и взрослой игрой роли, он ее просто стер.

    Странно, разве что с этим прорывом. Куда прорываться они собирались. Никакой разведки не было. Полегли как доминошки. Мне не понять, уж извиняйте.

    Подведя итог, скажу так, упертым быть не разрешишь, упертым станешь лишь за веру.

    p.s. Я до сих пор стыжусь, что не знаю историю. Спасибо за фильм. Ведь так красиво преподнесли… надеюсь, тут хоть 50% правды.

    Оценка: 10 из 10

    18 декабря 2010 | 22:25

    Продюсер фильма «Брестская крепость» не решился перенести на экран идеи Виктора Суворова.

    Демонстрация российско-белорусского исторического боевика о защите Брестской крепости началась с накладки — звук пропал начисто. Но продюсер фильма — Игорь Угольников не растерялся. Пока в зал доставляли копию, он вспомнил свое основное ремесло шоумена и почти час рассказывал прибывшим в Минск российским журналистам о переполняющем душу патриотическом энтузиазме, с которым работал над картиной.

    В ходе беседы гражданин продюсер проявил себя убежденным сторонником идей главного гитлеровского пропагандиста Йозефа Геббельса, впоследствии развитых беглым советским разведчиком Владимиром Резуном (Виктором Суворовым). Геббельс и Резун учили, что бедняга Гитлер был просто вынужден напасть на СССР, чтобы упредить готовящееся вторжение Сталина, а примкнувший к ним Угольников поведал зрителям новые подробности коварных планов кремлевского горца. По его словам, в Брестской крепости предполагалось разместить захваченных в ходе сталинского наступления немецких военнопленных, а охранять их должен был сформированный из чеченцев с ингушами 145-ый полк НКВД. Когда же поневоле ставшие агрессорами немцы ворвались в крепость, вайнахи объявили им джихад, бросились на вражеские пулеметы с одними саперными лопатками и героически погибли.

    Сразу стало понятно, почему режиссером фильма с подачи Угольникова стал Александр Котт. Экранизируя роман Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17», они со сценаристом изъяли из него нетолерантную линию о подставе англичанами конвоя под удар немцев, зато щедро добавили зверств сталинского режима. Согласно Котту, кровавая гэбня заставила несколько десятков мурманчанок грузить на корабль предназначенное для оплаты английских военных поставок золото. Когда же ослабевшие от голода бабы уронили тяжелый ящик и увидели слитки, на пристань прискакал бериевец на белом коне и пустил всех в расход.

    После вступительной речи продюсера я был уверен, что и в «Брестской крепости» нас ожидает нечто подобное, а заверения, что все задействованное вооружение и техника и, прежде всего, немецкие танки — точная копия настоящих, наоборот, окажутся враньем. Я ошибся ровно наполовину. По части танков Угольников и вправду наврал. На экране ползали относительно удачные подобия T-III, тогда как в реале действовали созданные на их базе штурмовые орудия StuG III и французские трофейные S-35. Зато по части содержания меня ждал сюрприз — ничего из заявленного перед сеансом в картине так и не появилось. И про готовящееся нападение на мирные немецкие города никто не заикнулся, и полк чеченских мстителей с саперными лопатками скукожился до трех джигитов, несколько секунд танцевавших в углу зикр.

    Вместо очередного «Штрафбата» или «Утомленных солнцем» российские журналисты увидели не особенно выдающуюся, но вполне добротную и военную картину, подобные которым «Беларусьфильм» и другие советские киностудии снимали при благодушном Леониде Ильиче в немерянных количествах. Есть в ней несколько сильных эпизодов (прежде всего попытка немцев прорваться в крепость, прикрываясь женщинами и детьми), но немало и проходных сцен. Боевые эпизоды сняты в целом пристойно, но попытки скрестить реалистическую манеру с совершенно излишним в данном случае модернистским выпендрежем раздражают. Конечно, Марк Шагал — один из самых известных белорусских художников, но когда в финале штурма после взрыва 1800-килограммовой авиабомбы защитники крепости уподобляются его летающим по небу персонажам, это режет глаз.

    Игра в основном малоизвестных актеров невыразительна, что вряд ли стоит ставить в вину им и режиссеру, ибо выше головы не прыгнешь. Это Тарантино в «Бесславных ублюдках» из немногим более талантливой, чем манекен, топ-модели Дианы Крюгер конфетку а ля Марлен Дитрих сделал, а Котт сильно не Тарантино. Единственным запомнившимся персонажем, как ни странно, получился лейтенант особого отдела НКВД Вайнштейн. Упитанный любитель художественной самодеятельности мог оказаться свирепым упырем, как в «Караване PQ-17», или благостным придурком, как в финале «Утомленных солнцем-2», но обернулся классным опером — в разгар боя под артиллерийским обстрелом расколол немецкого агента, не хуже чем Жеглов Ручечника и Кирпича. Сыгравший особиста актер Михаил Павлик, без сомнения, заслуживает специальной премии белорусского КГБ, а вот за отсутствие в фильме геббельсизма-резунизма и чеченского полка поблагодарить стоит совсем другого человека.

    Ограничить фантазии съемочной группы, могли только заказчики, которыми в данном случае являются власти России и Белоруссии. Первые отпадают сразу. И Дмитрия Медведева, не устающего разоблачать проклятое прошлое, и Владимира Путина, заявившего, что Брестскую крепость обороняли не несколько десятков, как в реальности, а без малого 3 тысячи чеченцев, фильм, снятый в соответствии с идеями Угольникова и Котта, только порадовал бы. Роль свирепого цензора в данном случае мог сыграть только президент Белоруссии Александр Лукашенко. Лично или через поставленных кураторов — не суть важно. Главное, что эти люди справедливо сочли, что продвигать теорию Геббельса — Резуна в данной ленте не стоит. А защищавший брестские бастионы 132-ом батальон НКВД состоял в основном из бойцов славянских национальностей, которых не следует превращать в вайнахов. Точнее, все это делать можно, но только не за государственный счет. Если же для кого-то статус крепостных актеров унизителен, то у нас свобода творчества — всегда можно предложить свои услуги другому барину или перейти в ряды вольных скоморохов.

    Творцам «Брестской крепости» не хотелось менять барина и терять жирный госзаказ в 225 миллионов рублей, а потому ограничились парой-тройкой мелких кукишей в кармане. Например, укоряя будущего героя обороны майора Петра Гаврилова за панические слухи о грядущем вторжении, Вайнштейн мимоходом называет Третий Рейх союзником СССР, хотя в реальности Москва и Берлин заключили всего лишь пакт о ненападении. Затем уже в ходе боя противник захватывает внутри крепости переделанную в гарнизонный клуб церковь, однако о выбившей его с этой важной позиции контратаке умалчивается. Как и о том, что часть гарнизона все же смогла вырваться из окружения, а Гаврилова после освобождения из немецкого лагеря не посадили в советский. (Хотя и долго не присваивали ему заслуженного звания Героя Советского Союза).

    …В светлом демократическом будущем Котт и Угольников смогут рассказать, что они-таки протащили на экран кусочек суровой правды, обманув присланных минским диктатором душителей свободы. Пока же их скорбный труд в очередной раз убедил почтеннейшую публику, что некоторым творцам жизненно необходим строгий надсмотрщик с внушительным пучком финансовых розог.

    6 ноября 2010 | 02:09

    Русское кино о Великой Отечественной Войне после развала Советского Союза переживало значительный спад, как и весь наш трещащий и по сей день по швам кинематограф. В последнее время, в нулевых, то бишь, наметилась тенденция снимать сериалы о войне, иногда даже и фильмы, но в большинстве своём, если и вовсе не все, они уступают Великим фильмам, вроде «Освобождения» или «Батальоны Просят Огня». То кино было, может быть, и не таким правдивым, но зато искренним, добрым и по хорошему патриотичным. После тех фильмов слёзы на глазах и душа томится, а после нынешних… Да так. Посмотрел, протянул «Дааа, вот война-то была, кошмар!» и забыл.

    Так, например, влияют на ваш мозг те же «Мы из Будущего», — тоже хороший и добрый фильм, но он ни в какое сравнение не идёт с Белорусско-российской картиной Александра Котта — «Брестская Крепость».

    «Крепость» — это очень сильная повесть о настоящих героях отечества, без новомодного (может и правдивого, не спорю, но никому не нужного) поливания их грязью. Здесь нет «смешных» русских, нет «добрых» немцев, есть безжалостные захватчики и мужественные герои, ценой своей жизни охраняющие свои семьи и свою Родину от нацистов. И это гораздо более честно, чем показывать, что были и «плохие» русские и «хорошие» немцы, потому что это-то, по большому счёту, значения не имеет, главное — кто захватчик, а кто — герой.

    И ещё я в очередной раз убеждаюсь, что хорошие актёры у нас есть, главное — кто их снимает. Я совершенно не выносил до этого фильма Павла Деревянко, но здесь, мне кажется, он сыграл блестяще. То же самое относиться почти ко всему остальному актёрскому составу, включая не очень жалуемого мною Андрея Мерзликина — и он здесь выглядел внушительно и честно.

    И снято всё, снято — очень на уровне. Батальные сцены… да что, — сцены, почти весь фильм это и есть одна большая, мастерски снятая, батальная сцена, на фоне которой разворачиваются сильные людские трагедии.

    Подводя итог, скажу, — это лучший, на мой взгляд, фильм о Войне и о Героях, снятый на данный момент на пост-советском пространстве.

    9 января 2011 | 01:25

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    Blu-Ray, 199 руб.
    Blu-Ray, 499 руб.
    подробнее

    Новости


    Благодаря 70-летию Победы в Великой Отечественной войне концентрация российских военных фильмов в прокате в этом году особенно высока. КиноПоиск поздравляет всех с Днем Победы и рассказывает о самых ярких новых проектах — от «Битвы за Севастополь» до «Двадцати восьми панфиловцев». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Мои любимые картины — это фильмы режиссера Йоса Стеллинга. „Иллюзионист“, „Стрелочник“ — я был ими поражен, как можно без слов рассказать историю и участвовать в этой истории, сопереживать… (...)
     
    все интервью

    Статьи


    В мае грядет 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, а значит, киноиндустрия готовит целый залп картин, посвященных самым разным страницам военной истории — от битвы за Севастополь до операции на Дальневосточном фронте. КиноПоиск предлагает обратить внимание на семь лент. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    На экраны вышла картина «Батальонъ» — драматическая история женского батальона времен Первой мировой войны от Дмитрия Месхиева, режиссера фильма «Свои», и продюсеров Федора Бондарчука и Игоря Угольникова, ответственных за «Сталинград» и «Брестскую крепость» соответственно. КиноПоиск побывал на пресс-конференции картины и выслушал рассказы о пулемете «Максим», работе в холодной грязи, эмоциональном накале канала «Культура» и настоящем патриотизме. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Российская кинолента «Август. Восьмого» стартовала сегодня в Китае. По количеству экранов и сеансов это самый масштабный российский релиз за всю историю в Китае. Рекордными будут и сборы. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation56 000 000
    2.Mission: Impossible - Rogue Nation14 850 000
    3.Человек-муравейAnt-Man12 619 000
    4.МиньоныMinions12 200 000
    5.ПикселиPixels10 400 000
    31.07 — 02.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ПикселиPixels146 441 426
    2.Человек-муравейAnt-Man111 747 901
    3.МиньоныMinions100 091 872
    4.ВиселицаThe Gallows48 702 428
    5.Бумажные городаPaper Towns28 052 996
    23.07 — 26.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 023 581743 692
    Деньги505 960 504 руб.194 586 807
    Цена билета250,03 руб.3,12
    23.07 — 26.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    240.Совершенный мирA Perfect World8.073
    241.Окно во дворRear Window8.073
    242.ШрекShrek8.072
    243.В диких условияхInto the Wild8.072
    244.ДогвилльDogville8.072
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.МарсианинThe Martian97.82%
    2.ВыжившийThe Revenant97.20%
    3.Отряд самоубийцSuicide Squad96.76%
    4.ЛегендаLegend95.45%
    5.Доктор СтрэнджDoctor Strange95.40%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Путешествие к Центру ЗемлиJourney to the Center of the Earth 3D91
    Осуждение и убийство Жана Поля Марата, осуществленные пациентами Чарентонской психбольницы под руководством маркиза де СадаJean-Paul Marat förföljd och mördad så som det framställs av patienterna på hospitalet Charenton under ledning av herr de Sade1
    Вне/себяSelf/less11
    ЛевшаSouthpaw13
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ПикселиPixels6.294
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation7.678
    МиньоныMinions6.559
    Человек-муравейAnt-Man7.497
    АнтуражEntourage7.119
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation06.08
    СтрингерNightcrawler06.08
    Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.13.08
    Фантастическая четверкаFantastic Four20.08
    Хитмэн: Агент 47Hitman: Agent 4703.09
    премьеры