всё о любом фильме:

Брестская крепость

год
страна
слоган«Я умираю, но не сдаюсь!»
режиссерАлександр Котт
сценарийВладимир Еремин, Алексей Дударев, Екатерина Тирдатова, ...
продюсерИгорь Угольников, Рубен Дишдишян, Владимир Заметалин, ...
операторВладимир Башта
композиторЮрий Красавин
художникАлим Матвейчук
монтажМария Сергеенкова
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
253 000 000 руб.
сборы в России
зрители
Россия  754.8 тыс.,    Китай  140.4 тыс.,    Украина  39.5 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время131 мин. / 02:11
Фильм рассказывает о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар немецко-фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. С документальной точностью описываются события, происходившие в первые дни обороны. Фильм рассказывает о главных трёх очагах сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Гавриловым, комиссаром Ефимом Фоминым и начальником 9-й погранзаставы Андреем Кижеватовым.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.50 (5121)
ожидание: 78% (2907)
Рейтинг кинокритиков
в России
20%
1 + 4 = 5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В музее Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» теперь есть экспозиция, посвящённая съёмкам фильма, среди прочего там находится форма Кижеватова, в которой снимался Андрей Мерзликин, и пострадавшая от взрыва гранаты труба Сашки Акимова (Алексей Копашов).
    • Съёмки фильма происходили на территории Брестской крепости, на месте реальных событий, показанных в картине. По проекту Алима Матвейчука были построены уникальные декорации, копии построек довоенного времени и точная копия Холмских ворот. В последний день съёмок (14 октября) утром выпал снег, так был снят последний кадр «Брестской крепости» (с него начинается фильм), через 2 часа от сугробов не осталось и следа.
    • В фильме присутствует фрагмент фильма «Весёлые ребята» (1934). В реальности 21 июня 1941 года в крепости показывали фильм «Валерий Чкалов» (1941).
    • Длительность телевизионной версии — 178 минут.
    • Сашка Акимов — собирательный образ, посвящённый мальчишкам из музвзвода 333-го полка (44-го), которые вместе со взрослыми защищали Брестскую крепость. В их числе Пётр Клыпа пионер-герой, награждённый Орденом Отечественной войны 1-й степени) и ныне живущий Пётр Котельников.
    • По заявлению продюсера фильма, некоторые участки земли были разминированы для съёмок взрывов, обнаружены неразорвавшиеся гранаты и снаряды, а также немецкая резиновая лодка.
    • Роли немецких танков в фильме, судя по ходовой части и пушке, играют переделанные БМП-1.
    • В конце фильма начальник заставы лейтенант Кижеватов отдаёт Саше Акимову свёрнутое боевое знамя, однако непонятно, знамя какой части он мог при себе иметь, т. к. пограничная застава не является воинской частью и знамени иметь не может. Видимо, так художественно обыгрывается реальный исторический эпизод со знаменем 393-го зенитно-артиллерийского дивизиона, которое младший сержант Родион Семенюк носил на груди под гимнастёркой, а потом спрятал в крепости и откопал после войны. Сейчас оно хранится в Музее обороны Брестской крепости.
    • еще 5 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В конце фильма утверждается, что Петр Михайлович Гаврилов был репрессирован после войны, что является ошибкой или исторической неточностью. Майор Гаврилов после освобождения из плена был восстановлен в звании и продолжил службу в Красной Армии на территории Сибири и Дальнего Востока. Получил несколько благодарностей по службе, после чего был восстановлен в партии (сразу после войны его не восстановили по причине утраты партбилета). В 1957 году ему было присвоено звание «Герой Советского Союза».
    • Немецкий майор в кадре награждён знаком «За ближний бой», введённом в конце 1942 года.
    • Показанный в конце фильма немецкий огнемётный танк не мог использоваться в 1941 году.
    • Большинство немецких солдат в фильме вооружены винтовками Mauser 98k (что исторически верно), однако винтовки укомплектованы несоответствующими им ремнями (вероятно от винтовки Мосина).
    • Неясно, каким образом немецкие диверсанты могли проникнуть в СССР через железнодорожный вокзал, прибыв на поезде и минуя пограничный контроль в пункте пропуска.
    • еще 2 ошибки
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5175 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    22 июня 1941 года. Западная граница СССР. Брестская крепость. Мирное течение жизни прервано начавшейся войной. Нет ничего страшнее в нашей жизни, чем война, вторгающаяся в повседневное бытие. Все становится мелким и незначительным перед лицом опасности и стремлением выжить, выжить любой ценой. Обывательская психология. Но есть и другая психология, психология воина и солдата, дать врагу вооруженный отпор. Встать на защиту Родины, семьи, укрепления и отражать нападение врага всеми доступными способами. В фильме «Брестская крепость» показаны эти две психологии, причем без нравоучительных указаний, что хорошо, а что плохо — камера бесстрастно фиксировала события июньских дней 1941 года. В результате зрителю явлен не героизм отдельного человека или трусость другого, а подвиг защитников крепости состоящий из отдельных эпизодов выполнения долга людьми на фоне неизвестности. Что немаловажно создатели не стали впадать в политическую конъюнктуру об изображении «плохого» советского строя или зверствах фашистов, от чего все происходящие на экране выглядело как документальная хроника. Враг изображен беспощадным и жестоким, война безжалостна, люди при этом показаны людьми со своими страхами и сомнениями. Кто то поборол свой страх и стал героем, а кто то выбрал выживание и сдался, а кто то был лишен выбора и погиб под бомбежкой или артобстрелом, или под пулями (последнее относится практически ко всему мирному населению). Но в памяти потомков остались те защитники крепости, кто презрев опасность и неизвестность вступил в неравную битву с захватчиками.

    Фильм «Брестская крепость» захватил и вошел в меня, отвык смотреть произведенные на территории СНГ фильмы, в которых взгляд невозможно отвести от экрана и где происходящие входит в тебя и не отпускает после просмотра. Майор Гаврилов, комиссар Фомин, лейтенант Кижеватов, воспитанник музыкального взвода Акимов, механик клуба Колька, не хотели выходить из головы, каждый из них занозой сидел в сердце не давая забыть их судьбу как экранного героя. Они стали живыми воплощениями подвига народа. Спасибо актерам Александру Коршунову (майор Гаврилов), Павлу Деревянко (комиссар Фомин), Андрею Мерзликину (Кижеватов) и конечно Алексею Копашеву, сыгравшего ребенка Сашку Акимова, от чьего лица идет повествование, за то как они сыграли в этом фильме исполненных долга солдат. Нет не разучились играть наши актеры, не разучились передавать характеры и эмоции. А Колька (в исполнении Костромыкина) чего стоит в конце фильма подносящий немцу гранату после того, как увидел мертвую любимую женщину, сколько презрения к жизни в его взгляде обращенном к захватчику.

    Режиссер смог так выстроить композицию фильма, что зритель испытывает схожие эмоции с героями фильма, в начале приближение грозы, затем огненный шквал, метания и напряжение накаляется, после этого следует некоторый спад, укрепления удержаны нашими и ожидание подмоги защитниками совпадает с возможностью перевести дух в зале. Затем томление неопределенностью вызывает чувство затянутости фильма, но вот выясняется, что помощи ждать неоткуда и защитники идут на прорыв, новый взрыв драматизма передается зрителю и уже не покидает до самого конца. Отличная режиссерская работа и отличный визуальный ряд. Удалось снять практически идеальный фильм про войну, где нет одного героя, а есть коллективный подвиг, боль и страдания.

    По окончанию сеанса зал аплодировал, чего на моей памяти давно не было, женщины утирали слезы, мужчины выходили какими то собранными, никто не толкался, только были теплые отзывы о съемочной группе просмотренного фильма, да поминания недобрым словом некого режиссера снявшего «самый правдивый фильм о войне», но обманувшего видимого смотревших.

    Однозначно можно сказать, что «Брестская крепость» это батальное полотно, и наверное самый лучший из просмотренных мной фильмов о войне за последние 10-15 лет. Большое спасибо всем создателям и актерам за проделанную работу.

    10 из 10

    15 ноября 2010 | 03:09

    Не буду говорить много, уже написанные рецензии по достоинству оценили все, что есть в этом фильме. Идея — отлично, операторская работа — отлично, игра актеров — отлично, режиссура — отлично. Но самое главное, что несет этот фильм — это гордость за предков, благодарность им за то, что мы сейчас можем жить в свободной от нацизма стране.

    Каждый раз, когда поднимается тема войны, меня озадачивает один вопрос, как мы вообще смогли выиграть в такой войне, когда нас застали врасплох, когда все государственные чины не хотели видеть очевидного и поэтому не граница была в техническом плане не готова к такому натиску.

    И каждый раз, ответ одинаков — выиграли благодаря таким людям как Кижеватов, Фомин, Гаврилов. Людям, которые смогли найти в себе силы, зная что случилось с их семьями, вести за собой и бороться уже не за себя, а за каждую минуту, которая будет у страны, чтобы собраться с силами против фашистских захватчиков.

    Да, фильм, действительно, заставляет плакать, переживать, проживать все это снова и снова.

    Еще раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО всей съемочной команде за то, что сняли такое кино, непафосное, не разрекламированное по всем каналам средств связи, а скромное и сильное.

    10 из 10

    6 ноября 2010 | 11:29

    Тема войны для меня всегда была очень особенной, как и, думаю, для всего нашего народа. Сложно представить, сколько жертв забрала с собой война, как страдала наша родная земля, сколько усилий пришлось приложить нашим предкам, чтобы мы жили в мире и никогда не знали этого ужаса.

    Вторая мировая война — это величайшая общечеловеческая трагедия! И даже удивительно, насколько людей сближает общее горе. Война родила сотни тысяч песен, стихотворений, именно в них люди изливали свою душу, делились переживаниями. Впоследствии было создано огромное количество фильмов об этом времени. Все они с разных сторон представляли войну. Но на все, что так или иначе связано с войной, невозможно смотреть без слез и боли.

    Два года назад, на 9 мая, я случайно увидела на Первом этот фильм, который только-только начинался, и решила его посмотреть. Он завлек меня с самого начала.

    Это история об обыкновенном мальчишке. Мальчишке, который за каких-то пару дней успел стать настоящим мужчиной, причем, так быстро повзрослел он не по своей воле. Во всем виновата война. Он видел сотни убитых людей. Людей, которых он совсем недавно встречал на улице, здоровался с ними. Людей, которые совсем недавно смеялись и радовались жизни. Он потерял всех своих близких.

    В этом фильме переплелись совершенно разные судьбы. Все эти люди жили, любили, радовались, имели планы на будущее, но в один миг все разрушилось. За это короткое время они познали, что такое предательство, ложь, безумная жестокость. Этот фильм дарит столько эмоций и переживаний! Глубокое человеческое отчаяние так хорошо показано! Просто невозможно описать все те чувства, что просыпают при просмотре этого фильма! В такие моменты начинаешь осознавать, какое же глобальное значение имеет человеческая жизнь, насколько важны все те люди, что окружают тебя, насколько важна наша земля, наша Родина, насколько важен мир!

    Я смотрю «Брестскую крепость» каждый год, на День Победы. Обязательно буду смотреть и в этом. Мне кажется, это лучший фильм про войну, что я видела. Действительно пробирает до мурашек.

    9 мая — Величайший праздник! День, к которому так долго шли, стремились наши прадеды! И жаль, что зачастую только 9 мая мы вспоминаем, насколько важна эта Победа! Победа, которая так тяжело далась! Так давайте же чаще благодарить наших ветеранов, чтобы они знали: не забыт их ПОДВИГ! И никогда забыт не будет!

    10 из 10

    2 апреля 2013 | 02:19

    Заинтересовалась этим фильмом по той причине, что он внезапно оказался в Топ-250. Новые русские фильмы редко туда попадают. Это и вызвало мое любопытство.

    Вторая причина, по которой я пошла на фильм, была связана с моим интересом к Великой Отечественной войне. Но, к великому сожалению, наше российское фильмо-производство разучилось после 90-х годов снимать достойные фильмы о войне. Разве что «Мы из будущего» — исключение. Хотя…кому как!

    Я не хочу объяснять каждый балл за свою оценку. Я ее поставила общую: за весь фильм. Но расскажу вам об эмоциях:

    Начиная с 30-х минут фильма, я не могла удержать поток слез. От боли, которую мне причиняли кадры, погибающих от беспощадных немцев людей, хотелось кричать. Перед нами абсолютно беспомощные люди, которые верили, что войны не будет. Кто-то хотел пожениться, кто-то уехать домой к семье, у кого-то только появилась первая любовь. И внезапно 22 июня в 4 утра Брестскую крепость атакуют немцы в форме красной армии!

    Что делать, когда в дом твоих родных влетает снаряд, разрушающий не только стены дома, но любую надежду на спасение? Что делать, когда нет воды, последний врач совершает самоубийство, а помощь так и не приходит? Как поступить, когда единственный близкий тебе человек потерян среди горы трупов и частей разрушенных домов?

    Трогательная история про двух детей, разворачивающаяся в течение всего действия, покорила мое сердце окончательно. Мальчик, простой маленький мальчик, у которого только что трагически погиб брат, который остался без родителей, бросается исполнять последний приказ командира в одиночку! Разве это не геройство?

    Совсем небольшую, но важную часть фильма, занимают незначительные сценки. Я бы их назвала деталями к фильму. Эпизод, когда раненный мужчина спасает ребенка, прикрывая собой снаряд. Или тот кадр, когда девочка лежит у тела мертвой матери, а в этот момент на нее едет беспощадный немецкий танк. Видя эти кадры, нельзя остаться равнодушным.

    2 часа и 15 минут вы не просто смотрите кино. Вы живете трагедией наших бабушек и дедушек. Вы видите, как им было нелегко во время войны. У них на глазах убивали их друзей. Перед ними падали и разрывали людей на части снаряды. Они оставались без еды и питья. Но продолжали бороться. Они умирали, но не сдавались! Потому что им было за что бороться…

    Советую этот фильм людям, которым не безразлична наша история. Людям, которые готовы смотреть правде в глаза. Людям, которые хотят увидеть истинную картину той ужасной и зверской войны. И, наконец, людям, которые хотят знать, как сражались наши драгоценные родные, оставшиеся ради нас на поле боя.

    Не стоит описывать актеров. Не зачем говорить о режиссерской работе. Почему? Посмотрите этот фильм и поймете, что не это в нем важно.

    Я просто ставлю

    10 из 10


    За то, что смогли показать, как это было.

    Спасибо создателям за картину! Браво!

    13 ноября 2010 | 22:22

    Очередная военная драма вышла на экраны страны в конце прошлого года. Об обороне Брестской крепости 22 июня 1941 года рассказал режиссер Александр Котт. Только нет в этом фильме всего того, чем отличаются современные «военные драмы». Нет назойливого ура-патриотизма, когда солдаты с криком «За Родину» рвут рубаху на груди и кидаются в бой. Нет навязчивого анти-фашизма, когда немцы показаны жестокими извергами. Есть захватчики, и есть оборона — все четко и документально, без разжигания ненависти, без «художественных» прикрас и лишнего натурализма. Немецкая армия целенаправленно двигается к своей цели, русские солдаты искренне защищают свой дом (в широком смысле этого слова) и свои семьи. Самый символичный момент, заменяющий все эти мелочи, которыми напичкано современное кино, — это когда Сашка таки «утек» из крепости и вынес знамя. Это впечатляющее действо, выводит на эмоции и приводит к выводам. «Брестская крепость» — самый патриотичный фильм.

    Повествование в фильме ведется от лица Сашки Акимова — в то время еще маленького по годам, но уже такого взрослого мыслями мальчугана. «Я все помню» — начинает он свой рассказ. Сейчас это уже старенький дедушка Саша, и рассказ его обращен к внуку, то есть к «подрастающему поколению». И это так правильно. Этот фильм обязательно нужно показывать детям, потому что «воспитание чувства патриотизма и гордости за страну» не должно быть пустыми словами. И поэтому «Брестская крепость» — самый нужный фильм.

    Впечатлило кино, да. Как произведение в целом, так и по многим отдельным параметрам в частности. Не могу не отметить актерскую игру, в особенности Павла Деревянко в роли полкового комиссара и Лёши Копашова в роли, собственно, главного героя — Сашки. Особую эмоциональную атмосферу добавляет фильму музыка — волнующая, но не ужасающая. Также присоединяюсь к решению экспертного совета кинопремии «Золотой орел», присудившего фильму награду за монтаж. «Брестская крепость» — самый качественный фильм.

    10 из 10

    28 февраля 2011 | 16:35

    Такой вот знаете ли типичный фильмец для современного массового зрителя (далее СМЗ). Со своими находками, штампами и.. . всем остальным.

    СМЗ — он во-первых современный, а потому ему подавай графику, динамику и экшн. Во-вторых он массовый. То есть его много и это ни хорошо и не плохо. 50 лет назад массы смотрели несколько отличное кино.

    Начну с интересных находок. Ожидал, что опять будут мусолить тему злобной гэбни. Счас это какой-то прямо таки бич современного отечественного кинематографа. Но нет, я ошибся. НКВД тут засветилось, но вполне адекватно и тонко, а главное уместно.

    Второе. СССР был многонациональной страной, при этом любой мог быть хоть кем по нации, но этим не кичился с одной стороны, с другой не скрывал. Во многих современных фильмах если и появляются люди малых народов, то это избыточно акцентируется и гордо именуется национальным самоопределением. Вот только часто забывают, что ВОВ шла не между американцами и немцами, а между странами и идеологиями. В итоге то, что здесь показаны люди разных наций, но адекватно и без перегибов — это плюс.

    Спецэффекты. Я знаю очень много зрителей, которые смотрели этот фильм исключительно ради их. Один из них даже пошёл дальше других. Выкачал соответствующие ролики со всяческих рутов и ютубов, а фильм смотреть не стал. Что ж, ему виднее. Это ни хорошо и не плохо. Это — современно. А спецэфеффекты здесь эффектные. Так что — зачёт.

    Далее. Если раньше трагедию, скажем страны, можно было показать через душевные терзания одного героя, то сейчас нужно много мяса и крови. И чем больше тем лучше. Во многих кадрах этого было чересчур, но СМЗ это ценит. Это опять же не плохо, как то, как это описывают критики. Это для СМЗ — норма. Так что нехотя ставлю плюс. По крайней мере до зомбейства и прочей мистики дела не дошло.

    Неуязвимость пацана. СМЗ знает, что когда играешь в шутер (не важно от какого лица), то для успешного, а главное гарантированного прохождения можно использовать чит-коды, которые дают, например, неуязвимость, невидимость и прочие блага. Так как фильм современный, и пацан явно тоже, то вот и ответ на вопрос.

    Пацан и девочка. Во многих современных фильмах о войне обязательна фигура пацана (желательно лет 10), если не справляется то к нему добавляют девочку сходного возраста. Где я это только не видел. от пресловутых «Сволочей», до не менее пресловутого «Конвой PQ-17». Так что ход для СМЗ — обязательный. Раз обязательный то в минус я не записываю при всей топорности обыгрывания этой пары.

    Любовная линия. Не менее обязательный штамп современного кинематографа, который запихивают по принципу куда надо и не надо. Как следствие тема киномеханика и продавщицы мне показалась надуманной, но если бы не было и её то СМЗ этого бы не простил.

    исторические несоответствия. Некоторые критики указали на то. что бомба мол была не 2т а 1800 кг, или там началось всё не в три пятьдесят с чем-то а в 4.15… На мой взгляд большинство из этого — придирки. Вот если бы авторы сказали что было это всё в рабочий полдень.. . или ещё чего. что радикально бы повлияло на сюжет. Да. Странное поведение пуль и осколков радости не вызывало. Но в целом было в рамках жанра. И потом не забываем. что фильм то НЕ документальный, хотя и с претензией на оную.

    Актёры. Особых откровений не заметил. Однако здесь это пожалуй было правильно. Война это хотя и театр военных действий, но когда разговаривают пушки — музы молчат.

    Теперь о том, что не понравилось. Как отметил KinokritikD… а собственно лучше него и не напишешь. Из негатива очень толковая хотя и местами спорная рецензия.

    Короче. Фильм рассчитанный на СМЗ. Потребностям сегодняшнего дня он удовлетворяет. Современным требованиям соответствует. А придраться можно к чему угодно.

    16 июня 2011 | 15:00

    В зале стояла тишина. Не было слышно хруста поп-корна, никто не болтал по мобильнику и не комментировал происходящее на экране, как это у нас обычно принято. Лишь время от времени было видно, как люди тихо вытирают слёзы. Показывали «Брестскую крепость»….

    «Почему в год юбилея Великой Победы нет новых фильмов о войне?» — недоумевали в мае этого года ветераны. Исключением было лишь грандиозное, стоимостью в 50 миллионов «зелени», полотно Никиты — всея Руси режиссёра — Михалкова, которое в итоге оказалось мертворожденным детищем, с треском провалившимся в прокате.

    И вот, без особого пафоса и громких пиар-кампаний, без лозунгов вроде «великий фильм о великой войне» в ноябре на экраны вышла «Брестская крепость» — просто и доступно снятое кино о том, как начиналась самая страшная в истории человечества война.

    Первый совместный проект союзного государства России и Беларуси получился на редкость аполитичным. В нём нет ненависти к сталинскому режиму или, напротив, восторженной ностальгии по Союзу. Зато в нём есть место любви — к Родине, своей семье, к своим соратникам. Даже первой детской любви здесь есть место.

    «Брестская крепость» — это, с одной стороны, дань уважения лучшим образцам советского кино о войне, а с другой, это добротно сделанный современный фильм, качественно и лихо снятый, с достоверными спецэффектами, а также тем, что сегодня называется термином «экшн».

    Только вот при просмотре голливудских боевиков у зрителя, в лучшем случае, захватывает дух. А при просмотре боевых сцен «Брестской крепости» замирает сердце, на глаза наворачиваются слёзы и насквозь пронизывает желание точно так же, как герои фильма, бежать очертя голову в сокрушительный бой с захватчиками, биться до последнего, чтобы выгнать с нашей земли беспощадную фашистскую гадину.

    В работе режиссёра Александра Котта есть и прекрасные актёры (очень порадовали Павел Деревянко, драматический потенциал которого весьма велик, Андрей Мерзликин и Александр Коршунов, а также дебютант — мальчик Алёша Копашов), и талантливейший оператор Владимир Башта, не перестающий удивлять необычными ракурсами, и впечатляющие своей реалистичностью сцены со спецэффектами, но это не главное. Главное, у фильма есть стержень, душа, которая не позволяет оторваться от экрана и в течение в 2-х с лишним часов отчаянно сопереживать его героям, даже зная, что судьба большинства из них предрешена самой историей.

    К сожалению, в последнее время появляется всё больше и больше наших соотечественников, которые говорят: «Вот было бы хорошо, если бы нас тогда захватили немцы! Жили бы в современной европейской стране, горя не знали». «Крепость» очень точно показывает, как относились захватчики к советским людям. Как они создавали живой щит из женщин, стариков и детей, как расстреливали врачей, медсестёр и раненых в госпитале, как без сомнения и сожаления уничтожали целые семьи. Считая себя высшей расой, фашисты не признавали морали — их единственной целью было уничтожать и разрушать…

    Уже очень давно наш кинематограф не выдавал по-настоящему достойных фильмов о войне. Если вспомнить премьеры последних лет, то из фильмов на военную тематику можно вспомнить лишь «Мы из будущего» (но там притянутый за уши фантастический сюжет пестрел уймой нелепиц и несостыковок) или «Утомлённые солнцем-2», которые попросту стыдно показать ветеранам. Ну как им объяснить, что матерящиеся уголовники со стальными когтями, размотанные по танковым гусеницам внутренности, крупный план голой фашистской задницы, пытающейся обгадить советский корабль «красного креста» из кабины самолёта, или взрывающий мост со своими соотечественниками солдатик — это просто авторское великодержавно-михалковское прочтение истории нашей страны?!

    В «Брестской крепости» всех этих вывертов нет. Зато есть подлинное дыхание жизни и неподдельный страх смерти. Есть чувства. Сначала — ужаса и растерянности, когда в одночасье война обрушивается на людей всей своей чудовищной мощью. Потом — гнева и ненависти к захватчикам. Ещё позже — надежды: вот-вот, и подоспеют наши войска, и всё исправится, войдёт в прежнее русло. Затем — отчаянья, когда приходит понимание: никто не придёт на помощь, линия фронта ушла далеко вперёд, там кипят ожесточённые бои, и до горстки выживших в крепости никому нет дела. И, наконец, созревшей решимости — держаться до конца, биться с врагом до последней капли крови, умирать, но не сдаваться…

    Я искренне верю, что для каждого из потомков тех, кто воевал на полях Великой Отечественной, память о героическом подвиге наших дедов должна быть священной. Я очень редко использую термины «патриотизм», «любовь к Родине», «воинский долг» — да ими и нельзя разбрасываться, чтобы они не превратились в заезженный штамп, лишённый силы. И фильм «Брестская крепость» — именно об этом, о главном. Может, поэтому на самом популярном российском сайте о кино «Кинопоиск» абсолютное большинство зрительских рецензий на «Брестскую крепость» положительно. Насколько я помню, это первый отечественный фильм, который так активно поддерживают зрители.

    И это не удивительно, ведь, по большому счёту, каждый из нас ждал нового фильма о войне, который бы выжимал воздух из лёгких в нервных схватках и разил в самое сердце.

    Станет ли он современной киноклассикой, покажет время. А пока я искренне предлагаю вам сходить в кино, открыть для себя первую трагическую страницу далёкой, но всё ещё настолько близкой войны и почувствовать неподдельную гордость за то, что сегодня мы живём в великой стране, где рождались, жили и умирали в бою великие люди — защитники Брестской крепости…

    11 ноября 2010 | 16:28

    Невозможно передать реальные ощущения и видение самих воевавших в ту ужасную, кровопролитную пору, и всех тех, кто отдал свою жизнь, ради спасения Родины. В каждой рецензии к картинам о Второй Мировой я буду высказывать слова благодарности тем героям, благодаря которым я сейчас могу просто жить…

    - Спасибо всем, кто во время жестокой войны, дал нам жизнь! -

    Никто до конца не сможет понять каковы были ощущения в те злосчастные годы, пока они не испытают такого же. Врагу не пожелать этого! Отвагой, бесстрашием, упорством и многими другими мужественными качествами людей, защищавших свою Родину, можно только восхищаться, гордиться. Эти люди — национальные герои. Забыть подвиги каждого воевавшего — преступление.

    Пусть в данной картине есть некоторые недоработки, но это всё мелочи. В целом фильм заставил меня переживать, хоть как-то пытаться понять ощущения тех времен. Без придирчивости отнесусь к игре актеров. Андрей Мерзликин был как всегда на высоком уровне. Один из многих отечественных талантливых актеров, который мне импонирует. Отмечу, что в этом творчестве отлично передана атмосфера времени военного периода. Одежда, архитектура, здания и такие мелочи как листок бумаги с карандашом.

    К сожалению, я не бывал в Брестской крепости, что очень обидно. Однако после просмотра фильма, я получил много эмоций сострадания и восхищения, и теперь, в моем списке мест, которые я хочу посетить, появилась Брестская крепость.

    Никогда не забывайте подвиги людей, благодаря которым мы сегодня живы!

    8 из 10

    30 марта 2014 | 00:32

    На моё стойкое желание посмотреть фильм «Брестская крепость» повлияло интервью, взятое у продюсера фильма Игоря Угольникова. Я помню его как комедианта, но в этом интервью у него горели глаза, было заметно по человеку, что он сам словно переживает тот ужас начала войны, когда люди оказались в «котле», но не сдавались, а сражались; даже были видны проглядывающие слёзы, было видно невооружённым взглядом, что Угольников переживает за производство фильма, а значит такое кино надо обязательно смотреть.

    И всё же внутри были межевания: давно, очень давно отечественный кинематограф не выпускал что-то стоящее на тематику Второй Мировой войны, всё частенько скатывалось или к ширпотребным сериалам или же даже псевдоисторическим эпопеям, как будто специально забывался героизм, храбрость, стойкость наших дедов и даже уже прадедов. Но, благо и спасибо за это создателям, мне не было стыдно за этот фильм, «Брестская крепость» вышла картиной, выстроенной по канонам блестящего советского кино, когда качество и актёрская игра была на высочайшем уровне, а от просмотра таких лент всё нутро наполнялось гордостью.

    «Брестская крепость» рассказывает об одном из подвигов наших солдат, когда они в окружении давали отпор немецким захватчикам, переносили все лишения, умирали, но не сдавались. В фильме есть одно главное действующее лицо — это рассказчик, старческий голос нам повествует историю, когда он ещё был молод и звали его Сашка Акимов (Алексей Копашов), служил он в музыкальном отряде и война застала его в крепости. На его глазах гибли наши солдаты и мирное население, но он видел и стоический героизм. За этим главным действующим лицом следуют трое других. Это уже взрослые военные, которые под своим руководством держали три главных очага сопротивления.

    Первым я отмечу Павла Деревянко. К этому актёру у меня есть сложившаяся антипатия после ужасающих ролей в «Гитлер капут!» и «Ржевском против Наполеона» (последний вышел, правда, позже, чем «Брестская крепость»), но он сумел доказать, что актёр он разноплановый, и в этой картине себя показал с наилучшей стороны. Перед глазами так и стоит сцена, когда он спас множество раненых, женщин и детей, когда тех вели немцы перед дулами автоматов, прикрываясь ими, как живым щитом. Там не нужно было слов, там всё сказал взгляд, полный горечи и какого-то безумия, а ведь он настоящий герой, благодаря таким мы и одержали победу в самой кровавой войне в истории человечества. А ещё я просто уже закрывал уши, когда среди мест, где находились защитники крепости под командованием героя Деревянко, когда слышал слова: «Я крэпость, я крэпость! Веду бой, жду подкраплення». В горле стоял ком…

    Андрей Мерзликин также отлично сыграл свою роль. Непреклонный, командир со стальным стержнем внутри, могучей рукой он вёл бой, выходил на прорыв, сражался, а затем спасал как мог тех, кого ещё можно было спасти. Слова рассказчика о том, что его попытка оказалась неудачной были как ковш холодной воды на голову и вновь к горлу подкатился ком.

    И третьим командиром, который создал очаг сопротивления, в ленте показан актёром Александром Коршуновым. В нём слились опыт и талант с пониманием военного дела. Вначале нам покажут его как паникёра, но мы-то знаем, что он прав. В этот момент я даже внутренне стал ожидать когда он окажется в цепких руках зловещего НКВД, но далее начнётся война и такие кадры нужны. Коршунов всем своим видом показывает, что его герой — это один из тех, кто себя не пожалеет ради простого солдата, но и трусость никогда не простит.

    Есть в картине и второстепенные, на первый взгляд, персонажи, как, допустим, киномеханик Коля (Максим Костромыкин). Но сцены с его участием и с его возлюбленной Соней (Анна Цуканова) показывают ещё одни поворотные детали войны и то, как люди себя ведут в этих условиях. Жуткий страх может сковывать, но дальше в душе рождается злоба, которая страшнее, чем оружие. Так Коля положил свою голову, но ушёл не сам, а забрал с собой «трофеи».

    В фильме дело не в спецэффектах или в масштабных батальных сценах, дело тут в тех людях, которых сыграли актёры, те переживания, что передаются через экран, когда руки сами собой сжимаются в кулаки, а на глазах наворачиваются слёзы. Никому нельзя забывать, что было пережито, какие подвиги совершались, как сражались за наше будущее. Честь и хвала создателям, что именно на это был сделан упор, а не на тупое попкорн-зрелище.

    «Брестская крепость» — фундаментальная работа в том смысле, что она может повлиять на новое дыхание в жанре военно-исторического кино, пробудить в нас дух гордости за отцов, сыновей, братьев, которые ушли навечно, чтобы мы с вами могли жить. Это суровая, порою жестокая картина, но разве кто-то сказал, что война она другая? Благодаря таким отчаянным людям, свято верящих в свою страну и ненавидящих врага, никакой план «Блицкриг» не смог бы состояться. Настоящее мужественное кино, стоит смотреть всем, особенно хотелось бы, чтобы молодое поколение посмотрело фильм в обязательном порядке.

    9 из 10

    15 марта 2013 | 19:49

    Итак, дамы и господа, шок и трепет… Шок и трепет! На экраны вышел фильм, который по праву можно считать одним из лучших за последнее время снятых российскими кинематографистами, «Брестская крепость» Александра Котта. Прошло много времени, но было снято очень мало хороших отечественных фильмов, в основном они жалко подражали голливудским блокбастерам, хотя у них и этого не получалось. Казалось, российский кинематограф никогда не сможет понять, что надо снимать своё, русское кино. А что же такое «русское кино»? В нынешнее время эти два слова уже служат гарантией того, что картина бездарна. Но в этом не виноваты наши зрители, в этом виноваты сами создатели тех лент, которые стараются походить на американские. Наш кинематограф стал слишком наивным, он думает, что зрители одобрят пусть даже не жалкие пародии на западные блокбастеры, но хотя бы ремейки советской классики. И все понимают, что это путь к саморазрушению. Классика — это то, что надо уважать, но нельзя трогать. «Ирония судьбы. Продолжение», «Возвращение мушкетёров», «Служебый роман 2»… Куда катится Россия! Даже такие режиссёры, как Никита Михалков, например, начал совершать коварные ошибки, и «Утомлённые солнцем: Предстояние» тому подтверждение. Для меня, лично, бальзамом на сердце является только талантливый «Квартет И», который выпускает прекрасные комедии. И существует, конечно, ещё немного хороших российских картин, но этого всё-равно мало…

    «Брестская крепость» — это новый глоток чистого и свежего воздуха. Прочитав несколько положительных рецензий (а в основном они все положительные), я понял, что новый фильм от Александра Котта  — это, скорее всего, прорыв в нашем кинематографе. И я немедленно пошёл на картину. И вот, что я могу сказать по этому поводу: одно дело услышать, другое дело увидеть. Перед просмотром зрители готовились к тому, что картина будет грустной и тяжёлой, но слёз они всё равно не сдерживали. И это вполне естественно, ведь это военный фильм, и отсутствие слёз здесь как-то неуместно. Но уже после просмотра появляется новая мысль: одно дело увидеть, а другое дело оказаться на месте происшествия… Фильм и вправду очень тяжёлый, и когда ты задумываешься, что это происходило на самом деле, по инерции пробегаются мурашки по телу. Зритель при просмотре картины находится в аду целых два с половиной часа, а реальные узники брестской крепости — несколько дней. Это не просто устрашает, а заставляет преклониться перед погибшими героями начала Второй мировой, которые отдали свои жизни ради наших.

    А теперь довольно рассуждать о героизме наших предков. Все и так прекрасно понимают, что русские солдаты — посмертные герои. А моя миссия в одном — описать картину. И скажу честно, от всего сердца: режиссёр Александр Котт снял замечательный военный фильм, качественно и со вкусом. «Брестская крепость» позволяет целиком погрузиться в мир ужаса и жестокости, при этом вызывая у зрителей бессмертный русский патриотизм. Всё, что мы видим на экране, — это горечь, страх и отчаяние. У героев есть вера, но надежды нет, всё бесполезно. И это ужасает, шокирует, заставляет впасть в ступор. Перед началом просмотра стоит учесть, что чем дальше, тем хуже. В этой картине нет счастливой концовки, потому что это история, в которой нет места хэппи-энду. Если хотите военный фильм со счастливым, но неправдоподобным финалом, посмотрите культовый фильм Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки». Там маэстро в буквальном смысле переписал историю. Но здесь, в фильме «Брестская крепость» ничего не подверглось изменению, нам показывают события такими, какими они были на самом деле: страшными, жестокими, тёмными. Здесь нет главных героев, потому что буквально все испытали одно и то же. Любой из встретившихся в фильме персонажей проявляет великий героизм, чтобы не сдаться немецким захватчикам. Это внушает бесконечную гордость за советских героев.

    Масштаб съёмок картины приятно поражает. Сразу видно, на что было потрачено 225 миллионов рублей. А на что же? Конечно, на громадные декорации, костюмы, правдоподобный грим и приличные спецэффекты. Зритель буквально переносится во времена 40-ых годов. А когда начинается страшная война с фашистами, то всё и вовсе кажется настоящим: пыльные руины зданий, кровавые трупы людей, израненные животные, вечные бомбёжки… Везде царит настоящий кошмар, атмосферу которого создатели прекрасно перенесли на экран. Грим сильно впечатляет. Раны, кровь, грязь на лицах измученных солдатов очень правдоподобны. С каждым днём состояние героев ухудшается, и это сразу видно по их избитым, исхудавшим лицам, что повергает зрителя в шок.

    А теперь об актёрах. На них, впрочем-то и говоря, и держится весь фильм. Все, как взрослые, так и маленькие исполнители играют просто блестяще. Андрей Мерзликин и Павел Деревянко поразительно вжились в свои сложные драматические роли. А Александр Коршунов играет просто великолепно, актёр очень харизматичен и талантлив. Приятно было увидеть Яну Есипович, которая очень правдоподобно умеет изображать страх, горечь и отчаяние. Отдельно хочу упомянуть и Алексея Копашова, который играет в фильме ключевую роль. Юноша сыграл достаточно хорошо и живо, за что его можно похвалить. Безусловно, все актёры, играющие даже второстепенных персонажей, сыграли бесподобно, очень выразительно и красиво. Молодцы, я приятно удивлён.

    И всё-таки слов на описание фильма не хватит в этой рецензии, потому что это надо видеть. И самое главное — чувствовать. Того зрителя, который не понял картину, можно с уверенностью назвать хладнокровным, бессердечным, бездушным существом. Надеюсь, что таких мало.

    10 из 10

    «Бретская крепость» — это причина, по которой с твёрдой уверенностью можно заявить, что российский кинематограф способен на хорошее кино. И не просто на хорошее, а на сильное, душевное и качественное. Умные монологи навевают очень много мыслей, а красивая игра актёров заставляет только аплодировать. Это та картина, которой хочется гордиться.

    А зачем же снимают такие тяжёлые и грустные фильмы? Ответ очевиден: чтобы мы знали. Знали, через что прошли герои Второй мировой ради нас с вами. И чтобы их героическая смерть не казалась напрасной, мы должны прожить свою жизнь достойно.


    P.S. Фильм настолько живой и сильный, что после просмотра при выходе из зала я на всякий случай общупал себя с мыслю: «Так, вроде бы жив, здоров. Живу в 21 веке… Я счастливый человек!» Вот, ради чего стоит сходить на эту картину. Чтобы осознать, что мы живём в счастливое время.

    15 ноября 2010 | 21:07

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    Blu-Ray, 199 руб.
    Blu-Ray, 525 руб.
    подробнее

    Новости


    На прошлой неделе завершился Каннский кинорынок, на котором российские студии и дистрибьюторы активно искали покупателей. Почему «Горько 2» за рубежом считают артхаусом, где увидят отечественные мультфильмы, «Игру в правду» и «Екатерину Великую», растет ли интерес к нашему кино — об этом читайте в материале КиноПоиска(...)
     
    все новости

    Интервью


    Мои любимые картины — это фильмы режиссера Йоса Стеллинга. „Иллюзионист“, „Стрелочник“ — я был ими поражен, как можно без слов рассказать историю и участвовать в этой истории, сопереживать… (...)
     
    все интервью

    Статьи


    В июле в Подмосковье собрались 30 человек, мечтающих снимать кино. Талантливых дебютантов искали по всей России организаторы Лаборатории короткометражного кино. Занятия по всем аспектам кинопроизводства проходили под руководством режиссера «Брестской крепости» Александра Котта... (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    КиноПоиск посетил съемки военной драмы «Батальон смерти» в Санкт-Петербурге, где узнал у Игоря Угольникова, Дмитрия Месхиева, Марии Кожевниковой и Марата Башарова о том, что связывает картину с «Брестской крепостью», в какой чрезвычайной ситуации съемочной группе пришлось прибегать к помощи спасателей и как 200 актрис пытались доказать, что русские женщины самые сильные в мире. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Российская кинолента «Август. Восьмого» стартовала сегодня в Китае. По количеству экранов и сеансов это самый масштабный российский релиз за всю историю в Китае. Рекордными будут и сборы. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy17 202 212
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles16 725 447
    3.Если я останусьIf I Stay15 679 190
    4.Типа копыLet's Be Cops10 810 533
    5.Игра на высотеWhen the Game Stands Tall8 381 509
    22.08 — 24.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For121 448 012
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles87 659 729
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue79 442 321
    4.ПосвященныйThe Giver66 630 159
    5.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy58 673 184
    21.08 — 24.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 007 758277 555
    Деньги494 825 551 руб.70 859 831
    Цена билета246,46 руб.1,07
    21.08 — 24.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    110.Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Охота на тигра8.255
    111.КазиноCasino8.254
    112.Семь жизнейSeven Pounds8.249
    113.РэйRay8.248
    114.Одиннадцать друзей ОушенаOcean's Eleven8.244
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy 295.17%
    7.Джон УикJohn Wick95.15%
    8.Доктор СтрэнджDoctor Strange94.77%
    9.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings94.64%
    10.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.61%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Кошмар дома на холмахToolbox Murders17
    8 миля8 Mile104
    Уитчвилль: Город ведьмWitchville2
    Настоящий детективTrue Detective143
    Реквием по мечтеRequiem for a Dream776
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.406
    ПосвященныйThe Giver6.980
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue6.747
    Типа копыLet's Be Cops6.910
    Если я останусьIf I Stay7.217
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    премьеры