всё о любом фильме:

Брестская крепость

год
страна
слоган«Я умираю, но не сдаюсь!»
режиссерАлександр Котт
сценарийВладимир Еремин, Алексей Дударев, Екатерина Тирдатова, ...
продюсерИгорь Угольников, Рубен Дишдишян, Владимир Заметалин, ...
операторВладимир Башта
композиторЮрий Красавин
художникАлим Матвейчук
монтажМария Сергеенкова
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
253 000 000 руб.
сборы в России
зрители
Россия  755.8 тыс.,    Китай  140.4 тыс.,    Украина  39.5 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время131 мин. / 02:11
Фильм рассказывает о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар немецко-фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. С документальной точностью описываются события, происходившие в первые дни обороны. Фильм рассказывает о главных трёх очагах сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Гавриловым, комиссаром Ефимом Фоминым и начальником 9-й погранзаставы Андреем Кижеватовым.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.50 (5284)
ожидание: 79% (2906)
Рейтинг кинокритиков
в России
50%
5 + 5 = 10
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В конце фильма начальник заставы лейтенант Кижеватов отдаёт Саше Акимову свёрнутое боевое знамя, однако непонятно, знамя какой части он мог при себе иметь, т. к. пограничная застава не является воинской частью и знамени иметь не может. Видимо, так художественно обыгрывается реальный исторический эпизод со знаменем 393-го зенитно-артиллерийского дивизиона, которое младший сержант Родион Семенюк носил на груди под гимнастёркой, а потом спрятал в крепости и откопал после войны. Сейчас оно хранится в Музее обороны Брестской крепости.
    • Роли немецких танков в фильме, судя по ходовой части и пушке, играют переделанные БМП-1.
    • По заявлению продюсера фильма, некоторые участки земли были разминированы для съёмок взрывов, обнаружены неразорвавшиеся гранаты и снаряды, а также немецкая резиновая лодка.
    • Длительность телевизионной версии — 178 минут.
    • В фильме присутствует фрагмент фильма «Весёлые ребята» (1934). В реальности 21 июня 1941 года в крепости показывали фильм «Валерий Чкалов» (1941).
    • Сашка Акимов — собирательный образ, посвящённый мальчишкам из музвзвода 333-го полка (44-го), которые вместе со взрослыми защищали Брестскую крепость. В их числе Пётр Клыпа пионер-герой, награждённый Орденом Отечественной войны 1-й степени) и ныне живущий Пётр Котельников.
    • Съёмки фильма происходили на территории Брестской крепости, на месте реальных событий, показанных в картине. По проекту Алима Матвейчука были построены уникальные декорации, копии построек довоенного времени и точная копия Холмских ворот. В последний день съёмок (14 октября) утром выпал снег, так был снят последний кадр «Брестской крепости» (с него начинается фильм), через 2 часа от сугробов не осталось и следа.
    • В музее Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» теперь есть экспозиция, посвящённая съёмкам фильма, среди прочего там находится форма Кижеватова, в которой снимался Андрей Мерзликин, и пострадавшая от взрыва гранаты труба Сашки Акимова (Алексей Копашов).
    • еще 5 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В конце фильма утверждается, что Петр Михайлович Гаврилов был репрессирован после войны, что является ошибкой или исторической неточностью. Майор Гаврилов после освобождения из плена был восстановлен в звании и продолжил службу в Красной Армии на территории Сибири и Дальнего Востока. Получил несколько благодарностей по службе, после чего был восстановлен в партии (сразу после войны его не восстановили по причине утраты партбилета). В 1957 году ему было присвоено звание «Герой Советского Союза».
    • Немецкий майор в кадре награждён знаком «За ближний бой», введённом в конце 1942 года.
    • Показанный в конце фильма немецкий огнемётный танк не мог использоваться в 1941 году.
    • Большинство немецких солдат в фильме вооружены винтовками Mauser 98k (что исторически верно), однако винтовки укомплектованы несоответствующими им ремнями (вероятно от винтовки Мосина).
    • Неясно, каким образом немецкие диверсанты могли проникнуть в СССР через железнодорожный вокзал, прибыв на поезде и минуя пограничный контроль в пункте пропуска.
    • еще 2 ошибки
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5305 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Про фильм услышала случайно. И от кого-бы-вы-думали? От Игоря Угольникова, одного из продюсеров, человека, чье творчество у меня ассоциировалось с остроумными скетчами 90-х, но уж никак не с серьезным, большим кино.

    А потом, Мерзликин, Деревянко — ну какие из них герои? В общем, многого от фильма я не ожидала — думала, что это будет очередная калька с голливудских блокбастеров, приправленная долей нездорового национализма.

    А сейчас, после просмотра, даже нет желания искать в картине какие-то недостатки. При всем скепсисе, с которым я отношусь к современному российскому кинематографу, мне совершенно не хочется критиковать. Потому что впервые за долгое время я испытала гордость.

    Гордость за то, что мы богаты своим прошлым. В наших венах течет кровь предков, которые любили свою землю, защищали ее, готовы были умереть, чтобы жила их страна. Может быть, нам не достались их мужество и стойкость, может быть, когда мы кричим о том, что Россия — великая страна, мы сами не до конца понимаем значения этих слов — но, может быть, еще не поздно что-то изменить.

    Я хочу сказать, как бы напыщенно это не звучало, что, если мы не позаботимся о том, чтобы сохранить свою историю, свою культуру, свою особость, мы действительно окажемся недостойны своих предков.

    И в этом смысле, «Брестская крепость» — шаг на пути к осознанию, что мы можем создавать достойные произведения искусства. А самое главное — они сразу же найдут отклик в сердцах людей.

    В общем, трудно сформулировать мысль, да, пожалуй, и не нужно. Это правильное кино, кино, которое понимаешь сердцем, кожей, костями, которое, как будто, повторяет то, что ты давно пережил, всегда знал — но почему-то позабыл.

    Я горжусь. Я советую вам посмотреть. Это очень достойный фильм.

    7 ноября 2010 | 13:43

    «Я представлял себе войну, но я не представлял себе войну… Такую войну. Все ее ждали, но никто не ждал, что вот так — сразу. Просто и страшно»

    Фильм я ждал с того самого момента как увидел первую нарезку эпизодов из него. По первой информации мало что было понятно. Сейчас основной из главных характеристик фильма стал его бюджет, по нему якобы можно определить, чего примерно ждать от фильма. Денег он стоил не много по современным меркам, сравнимо с новыми простенькими комедиями. Но даже в тех первых увиденных кадрах было что-то такое настоящее, чего не хватает последним российским картинам. Ждал. Правда, после «великого фильма» о великой войне и прочих «лейтенантов Суворовых» у меня появилось некоторое предубеждение о современных фильмах про Великую Отечественную, однако, надежда умирает последней, и на этот раз умереть ей не дали!

    С первых кадров мы оказываемся в крепости и покинем ее теперь только через 150 минут которые покажутся вечностью. Война еще не началась, люди живут своей обычной жизнью, танцуют, ходят в клуб на новое кино, делают семейные фотографии на память, влюбляются, с надеждой смотрят в завтрашний день, а там… Перебежчики называют даты и время начала войны, отбывающие в глубь страны поезда забиты людьми до отказа, все ждут ее начало, но никто не думает что вот так — сразу…

    Все сделано настолько детально и реалистично, что уже через несколько минут после начала с головой погружаешься в картину. Забываешь обо всем, и когда звучат первые разрывы бомб, невольно вздрагиваешь вместе с отправившимися на рыбалку детьми. От непрекращающейся пальбы и канонады начинаешь уставать, но к этому моменту ты полностью находишься в атмосфере фильма, и это только лишний раз заставляет тебя переживать за каждого героя, ты же практически с ними, хоть и наблюдаешь за трагедией этих людей со стороны. Тут всё — и картинка и звуки и голоса и музыка закручиваются страшным вихрем, который не отпускает уже до самых последних кадров. Это нужно видеть и слышать.

    Каждую минуту война порождает героев и трусов, чувства накалены до предела, авторы, на мой, никогда не воевавшего человека, взгляд, передали все с предельной точностью. Каждая минута это новое испытание для командиров и солдат, каждую минуту приходится делать выбор, от которого зависят жизни товарищей и близких. Всего за несколько первых дней войны каждому, кто находился в крепости, придется пройти проверку на прочность, кто-то не сможет, дрогнет перед страхом и отчаяньем, но этот фильм совсем о других людях. «Брестская крепость» — это настоящая героическая сага основанная на реальных событиях, фильм о сильных людях, которых не смогла сломить война.

    Не смотря на то, что в фильме не принимает участие не одна «суперзвезда», а скорее даже благодаря этому, он смотрится почти как документальный. Не скатываясь в сухой пересказ событий, авторы насыщают сюжет многочисленными деталями, на которые можно и не обратить внимания, но все они однозначно создают самое реалистичное полотно о войне за последние годы. Все выполнено здесь с доскональной точностью начиная от формы солдат и заканчивая военной техникой и самой крепостью.

    Что же касается игры актерского состава, то ее попросту не замечаешь, потому что и Андрей Мерзликин и Александр Коршунов и Павел Деревянко и Евгений Цыганов и Алексей Копашов замечательно сыграли простых русских людей, людей не произносящих пафосных речей, людей переживающих самые страшные дни своей жизни, людей защищающих свою семью и свою Родину. А Сашка Акимов (Алексей Копашов) настолько неподделен и не наигран, что удивляешься как в таком возрасте можно так сыграть. В общем молодцы все и ни к кому никаких претензий тут быть не может.

    Стоит ли еще раз говорить о музыке, декорациях, костюмах? Для того бюджета, на который пришлось рассчитывать создателям фильма, все сделано идеально. «Им бы побольше средств такое бы сделали!» — думается мне, а также, вспоминая о «великом» фильме барского режиссера, возникает мысль что «не тем нынче деньги дают!».

    И заканчивая свой отзыв, хотелось бы сказать огромное человеческое спасибо всем, кто работал над фильмом, всем, кто заставил стены Брестской крепости пережить все еще раз. Эти люди создали картину, каких давно не было, картину страшную, но сплочающую; немногословную, но заставляющую задуматься; реалистичную, практически документальную, но захватывающую, не сухую. В «Брестской крепости» вы не найдете модных сегодня остервенелого антисталинизма и показушной веры в бога, нет там ни дорогих звезд, ни пошлости, ни супергероев. «Брестская крепость» — это героизм обычных людей, это товарищество, готовность выполнить свой долг, фильм — пример, фильм напоминающий о патриотизме не произнося громкие красивые фразы, а показывая поступки реальных людей в реальной ситуации, фильм от которого льются слезы и сжимаются кулаки… потому что все рассказанное в нем было на самом деле…

    Где-то там до сих пор раздается стук радиостанции и голос радиста: «Я — крэпость, я — крэпость, веду бой, жду подкрепления». Помолчим о героях…

    8 ноября 2010 | 20:26

    Сказать об этом фильме «хороший», — значит не сказать ничего. Выходя из зала люди молчали… Молчали не потому, что им было нечего сказать или не было эмоций, которыми можно поделиться после просмотра.. Молчали потому, что в фильме сказано всё.. С документальной точностью нас погрузили в мир войны. «Я представлял себе войну, но я не представлял себе войну такую»,- вспоминал главный герой фильма. Действительно, без пафоса, без возвышенности, без прикрас она открылась для нас. Давно уже такого не испытывала, чтобы сидеть на протяжении всего фильма с наворачивающимися на глаза слезами. Я не жалела кого-то конкретно, я могла думать только о том, что такого быть не должно.. Не в мире цивилизованный людей..

    Когда в конце фильма называли имена и фамилии командующих, как они были изгнаны из партии, и только потом через годы им посмертно присваивали звания героев, я подумала, что только наша парадоксальная страна на такое способна. А еще подумала, что они ВСЕ герои.. Все, кто участвовал в войне: и те, кто сражался с оружием в руках, и те, что воевали голыми руками, и те, кто вел женщин и детей под белым флагом, и те, кто, не выдержав всех кошмаров войны, покончили с собой… «Я — Крепость! Я — Крепость! Ведём бой! Держим оборону! Ждем подкрепления!» и так до последнего (последнего патрона, последнего упавшего на головы снаряда, последнего человека)..

    Жаль только, что в зале сидело порядка 15 человек в то время, как в соседнем зале пустых мест почти не было.. Жаль, что мы всё реже и реже думаем о нашем прошлом. Жаль своего народа, походящего на стадо всё больше с каждым днем. Но «Я — Крепость!», — и я буду помнить!

    Я даже не знаю, каких размеров должно быть СПАСИБО за этот фильм.

    И оценка моя никак не меньше 10 из 10

    4 ноября 2010 | 10:55

    Пожалуй, нет в России ни одной семьи, которой тем или иным образом не коснулась бы Великая Отечественная война. Мой дед тоже воевал. И в отличие от миллионов своих сверстников он вернулся домой. А они остались там. Остались навсегда. Вечно живые. Вечно молодые. Он считал это несправедливостью. Мой дедушка не любил рассказывать о войне и смотреть фильмы о войне (он говорил, что в них показывают сказки). Я думаю, у него было на это право, потому что он сам был непосредственным участником тех событий. Правда, что касается книг о той страшной войне, то читал он много, но отнюдь не все написанное ему нравилось. Из писателей очень уважал Константина Симонова. Фильм «Бессмертный гарнизон» о защитниках Брестской крепости, поставленный по его сценарию, всегда смотрел молча.

    На мой взгляд, оборона Брестской крепости — одна из ярких и тяжелых страниц истории не только нашей страны, но и всей Второй мировой войны. Нам, потомкам, рожденным уже в мирное время трудно понять и объективно оценить случившееся в июне 1941 года. А людей, которые могли бы из первых уст рассказать нам правду о тех роковых днях, с каждым годом становится все меньше… Поэтому хочется, в первую очередь, выразить благодарность создателям нового фильма «Брестская крепость» за попытку запечатлеть в нашей памяти картину начала войны. Картину страшную и кровавую. Тем более, что режиссер фильма Александр Котт — совсем еще молодой человек, не видевший ужасов тех далеких лет.

    Так уж получилось, что я, как и мой дед, довольно критически отношусь к кино о войне. Иногда, начиная просмотр очередного «боевика» или «комедии» на эту тему, нервы не выдерживают, и я выключаю телевизор, так и не досмотрев фильм до конца. Понятно, что далеко не все современные военные исторические картины отличаются высокой художественностью и правдивостью. Но это еще можно простить. Бывает просто и смотреть-то нечего — полностью отсутствует какой-нибудь внятный сюжет, либо он настолько надуман, что теряется всякий смысл наблюдать за ним в течение двух часов. Короче, драматургия хромает.

    Были большие сомнения насчет фильма «Брестская крепость» — смотреть или не смотреть… И я не пожалела о том, что посмотрела. Он оказался одним из тех фильмов, которые проникают глубоко в душу и задевают за живое. Нам, в отличие от французов, которые без боя сдали фашистам Париж летом 1940 года, есть о чем рассказать и что показать. Отдельное спасибо актерскому ансамблю, который, по-моему, отлично справился с поставленными перед ним задачами. Можно было бы много написать о каждом актере и сыгранной им роли, но, боюсь, не хватит места. Да и этого все равно будет мало. Одно скажу: в глазах до сих пор стоят бойцы Красной армии и их командиры, защищавшие крепость от фашистских захватчиков…

    Никому из нас сегодня не нужно долго объяснять, что случилось в Брестской крепости ранним утром 22 июня 1941 года. Само словосочетание «Брестская крепость» вызывает в нашей памяти вполне конкретные ассоциации. Это уже, наверное, на уровне генетической памяти. И немалая заслуга в том принадлежит отечественному кинематографу. Поэтому, безусловно, такие фильмы нужны. Ведь время течет неумолимо, и на смену участникам и свидетелям той страшной войны приходят новые поколения, которые должны знать и помнить о ней. Сейчас, по прошествии 70 лет с момента начала Великой Отечественной войны, когда многие исторические факты, неизвестные ранее, рассекретили и предали гласности, это особенно актуально.

    Даже страшно себе представить, что случилось бы с нашей страной, с нашими дедушками и бабушками, с нашими родителями, если бы мы не победили в войне с фашизмом. Не говорю уже о том, что сам факт нашего существования оказался бы под большим сомнением. Но самого ужасного, слава Богу, не произошло. В том числе благодаря беспримерному мужеству и самопожертвованию защитников героической Брестской крепости. Ведь гитлеровцы рассчитывали на молниеносную войну и быструю победу, как в Европе, только они сильно просчитались. Брестская крепость, один из первых рубежей обороны, продержалась целый месяц, хотя взять ее планировалось всего за несколько дней, ведь у немцев уже был положительный опыт по штурму этой самой крепости в сентябре 1939 года (только тогда она располагалась на территории Польши и защищали ее польские войска — факт, кстати, малоизвестный). За то время, пока гарнизон крепости держал оборону, фашисты продвинулись вглубь нашей страны местами уже до 600 км. Но о подвиге советских солдат — защитников крепости, впервые стало известно только в феврале 1942 года из штабного немецкого донесения, захваченного в бумагах разгромленной части в районе Кривцово под Орлом при попытке уничтожить болховскую группировку немецких войск Именно битва за крепость стала началом конца планов немецкого командования на молниеносную войну. В первые же дни войны «Блицкриг» провалился.

    Одна из надписей в крепости, оставленная 20 июля 1941 года, гласит: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина». По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа…

    10 из 10

    22 июня 2011 | 14:10

    Да… если бы завтра..? Как бы было? Как бы поступили мы? Как тот мальчик, из военного оркестра?, как комиссар, которому так и не суждено было отъехать в отпуск в Эстонию?, или как молодой НКВДшник вынужденный накануне вести допрос командира? А может как те, которых в кино не показали, но они ведь тоже были? Я имею ввиду рядовых солдат-«западэнцев», пачками сдававшихся в плен, не желавших воевать за чуждую им идеологию и строй. Ведь западные районы Белоруссии и Украины незадолго до этого (в 1939 г.) перешли под контроль СССР.

    Фильм впечатлил. Фильм заставил задуматься большинство молодых, сидевших в зале. Задуматься, притихнуть, и так сидеть до конца… Кто-то даже шептал:"… какой ужас!» И не было хождений, и было в зале-то человек 25 примерно. Ведь параллельно шёл какой-то «Мегамозг», наверное «кино для большинства»…

    А «Беларусьфильм» — молодцы! От начала и до конца. И сценарий, и актеры, и операторы и спецэффекты! Обо всём этом уже написано в отзывах. Обращу внимание на «мелочи», исторические и военно-технические. Танки немцы при штурме крепости действительно использовали мало. Они им были нужны в большей степени для стремительного рывка на Минск. Крепость была блокирована и уже не имела для Гудериана важного стратегического значения. Её просто обошли и покатили дальше. Танки-дейсвительно Т-3 (шесть катков), как и положено к началу войны у вермахта. У немецких солдат-винтовки системы Маузер в подавляющем большинстве, так и было. Пистолет-пулемёт МР-40 в основном был у офицеров и унтер-офицеров, да ещё у специальных штурмовых групп. Даже наш маленький истребитель И-16 (правда почему-то в белом зимнем камуфляже) затравленный двумя Мессершмидтами, так правдоподобно закладывал виражи, что вся крепость и наш маленький кинозал с открытыми ртами и сжатыми кулаками ждали, чем-же закончится эта неравная дуэль?

    «В августе 44-го», «Звезда» и вот теперь эпическая «Брестская крепость» — фильмы о Великой Отечественной, постсоветского периода, за которые не стыдно а наоборот (правда в основном благодаря белорусам), фильмы которые нужно смотреть всем и каждому, что-бы те кто не знал — знали, и что-бы помнили…

    10 из 10

    17 ноября 2010 | 22:03

    И на этот фильм я ходил в кинотеатры. Выходя я оставил частичку того, что происходило в своем сердце и вечная память тем, кто защищал Брестскую крепость от фашистов. Война- это штука страшная и современным поколением не познанная. С одной стороны хорошо, потому что нет больше смертей и жертв, с другой — плохо, потому что нынешняя молодежь не оценивает масштабов катастрофы и каждый, выпивая лишнюю бутылочку водки, или выкуривая по три витка марихуаны должен понимать, что их жизнь стала возможна благодаря подвигу советских солдат и воровать у них награды ради получения денег нелегальным путем — это просто тупо!

    Этот фильм создан людьми знающими толк в отечественной истории и способных воспроизвести события с детальной точностью. В пользу этого фильма говорит его тематика: снять фильм о начале войны без многочасового ее пересказа, говоря только о важном и насущном, раскрывая по нескольку сюжетных линий в минуту- это ли не мастерство. Пусть фильм можно сравнивать с работами американских коллег, ну и что? Нам какая разница: воевали все и каждый должен видеть и знать, хотя бы в общих чертах, каково человеку на войне, его состояние, его переживания, его чувства. Оскар бы этому фильму, да только никуда его не посылали, а зря, может, отвоевал бы что-нибудь, в чем я практически не сомневаюсь.

    Россия славиться фильмами о войне и как правильно заметил кто-то в своей рецензии «Нет российских актеров, которые будут играть плохо в фильме о войне». Война- была есть и будет самой большой занозой в российской заднице (да простят меня за такое сравнение). Как бы экспрессивно это не звучало, но это так и есть. Мы все боимся войны, а значит и армии, потому что в нас уже заложена генами вот такая вот реакция: «Я не хочу в армию, я жить хочу, а вдруг меня убьют?!». Уверен, что большинство из нас именно так реагировало на подобные сообщения. Опасность, конечно, имеется, но это связано чаще всего с комплексом новичка. Ты «сос» и над тобой будут издеваться. Дедовщина, с которой усиленно борются. На войне же этого нет, там есть только четко поставленная задача, которую надо выполнить любой ценой. Мир во всем мире зависит именно от этого.

    Актеры сыграли великолепно, Андрей Мерзликин молодец, ему настолько хорошо удалось вжиться в этот образ, что за него переживаешь и ему веришь до самого конца, хотя что я сейчас об актерах, ведь о них уже сказано много слов. Важен результат игры, не всегда проникновенность в персонажа определяется глубиной харизмы актера. Иногда бывает, что неотесанная деревенщина сыграет лучше барской актрисы, что ходит все время в бирюльках и с напыщенным видом говорит о политическом кризисе, хотя сама играет только в комедиях или мелодрамах, поверьте, так бывает. Но не в тему сказано, сам признаю.

    Итог: Фильм, которому уже сейчас суждено стать великим и пусть Михалков перевернется в своем кресле, пусть все критики мира оглянуться и увидят. Вот он- русский шедевр, русский характер и русский дух. Фильму десять, за все. Вечная память павшим и забота о выживших.

    10 из 10

    17 июля 2012 | 15:54

    10 минут мира и полтора часа войны в фильме Александра Котта рассказывают о жизни, которая была расколота в одну секунду — самую известную и трагическую секунду в истории России — в 3 часа 30 минут 22 июня 1941-го года. Впрочем, начало не грешит пафосом, а подкупает ироничностью и простотой. Как и сказал один из главных героев, Брестская крепость к моменту начала войны действительно была похожа на санаторий для офицеров и их семей. Солнечный день, оркестр, танцы, люди обнимаются, улыбаются, готовят спектакль. Но давящее ощущение приближения чего-то ужасного не покидает. Каждый день на границе ловят пленных, которые называют точную дату нападения фашистов. В гарнизоне даже выделили дом, куда приказано бежать всем гражданским в случае атаки. Но по документам Германия — союзник, поэтому говорить во всеуслышание о войне строжайше запрещено. И люди молчали, так же, как молчал туман над рекой, пока его спокойствие не вспорол смертоносный визг зениток!

    За последние годы у нас выработалось стойкое недоверие к российским фильмам, особенно, если они призваны поднять патриотический дух. Презрительная формулировка: «гос. заказ», — в лучшем случае означает глупый экшен, залитый пафосными возгласами. И вот появилась картина «Брестская крепость». Тот же гос. заказ, те же взрывы и сражения, да и бравурные кадры сверкают то тут, то там. Но отправить эту ленты на полку к остальному отечественному киносуррогату не получается. Ибо в этот раз нам не предлагают гордиться и кричать «ура». «Брестская крепость» рассказывает о страшной исторической ошибке и людях, ставших ее жертвами. Причем, напрашивающееся сравнение с романом Б. Васильева «В списках не значился» не подойдет, потому что Котт не создает миф о беспримерном героизме, он изображает реальных людей в грязи и крови, в их храбрости и трусости. Картину нельзя назвать и возвращением к советскому стилю, ибо она скорее оплакивает, нежели возвеличивает.

    Режиссеру не удалось выдержать взятую в начале планку изображения жизни. Ощущение мира, повисшего над пропастью войны, передано блестяще, оно будто разлито по всей вступительной части фильма. А введение героев оригинально и точно. И с первых кадров бомбежки, разносящей дома, поднимающей землю на дыбы, врезающейся в кадр окровавленными лицами, возникает удушающее чувство катастрофы, которая сметает красоту и любовь, оставляя лишь смерть. Но дальше сюжет развивается в череде атак и оборон, перемежаясь описанием существования в осажденной крепости: без воды, без медикаментов, без патронов. Когда камера отвлекается от боев и начинает показывать женщин, детей, солдат с обугленными лицами и опустошенными глазами, фильм вновь перестает надоедать старомодным пиротехническим аттракционом и стремится к художественной правде.

    Котт снял простую историю с незамысловатой драматургией, работающей на контрасте «война — мир», которую, по-честному, можно было сделать в 2 раза короче, а эффект не потерялся бы. И лента вышла без претензий, без великорусской статности и с маленьким бюджетом (который чуть ли не впервые исчисляется в рублях). Даже патриотический пафос не лезет на рожон, оставляя финальные сцены конкретным людям и их памяти. И в конечной счете, этой картиной можно гордиться, ибо она такая, какой сейчас в России может быть популярная батальная лента о Великой отечественной. Это вовсе не вершина киноискусства, здесь нет экзистенциализма «Иванова детва», хотя главные герои внешне похожи, и нет ужаса «Иди и смотри», ибо такую тяжесть широкий зритель навряд ли выдержит. Однако режиссер снял правильную картину, сумев вывести из нее почти всю фальшь, подстерегающую такие фильмы. И показал, как это было и, главное, Кто это был.

    30 декабря 2010 | 22:16

    О сожалении. Я не пошла на «Брестскую крепость» в кино. Испугалась, что это будет очередное «Великое кино о Великой войне». А теперь жалею: пусть бы мои несчастные 200 рублей влились в общую кассу фильма.

    О войне и патриотизме. У меня довольно трепетное отношение к предмету описания — Великой Отечественной войне. Все из-за моего деда. Ему было 15, когда началась война. А осенью его призвали. На завод. Все было серьезно: повестка, трехмесячная подготовка и тяжелейшие рабочие смены. Сами понимаете, Иркутская область довольно далеко от линии фронта; дед сбегал на войну три раза. Три раза его ловили и отправляли обратно. 9 мая 1945 года на городской площади среди общего ликования он встретил своего довоенного друга — тот был на 2 года старше, — побывавшего на войне, но тяжело раненного и поэтому встретившего День Победы дома. Дед плакал, когда рассказывал мне это. Ему до сих пор обидно, что он не удостоился чести защищать свою Родину… И таких, как дед были миллионы.

    О Бресте. К своему стыду, садясь смотреть фильм, я очень смутно помнила хронологию событий. Сейчас, восстановив в памяти события из письменных источников, я понимаю, что создатели фильма не точны в самых разных деталях, но именно не точны, а не не правы.

    О фильме. «Брестская крепость» — тяжелый фильм. Грустный и тяжелый. Реалистичный. Но не скатывающийся при этом в грязь и мерзость, как у господина Михалкова. Какой-то очень искренний, несмотря на шероховатости. Патриотичный. Очень меня порадовали актеры. Очень. Порадовали. Маленький Алексей Копашов просто прекрасен в роли Сашки. Яро нелюбимый мною Андрей Мерзликин полностью реабилитировался ролью лейтенанта Кижеватова. Также как и Павел Деревянко. В фильме вообще нет плохо прописанных и исполненных ролей. Даже устрашающего вида Николаев в исполнении Алексея Дмитриева выглядит очень органично в роли эдакого русского богатыря. Хотя постойте! Два раза в кадре появляется Михаил Евланов. Вот только зачем и к чему? Но это уже, согласитесь, придирки.

    О сути. Этот фильм можно любить и не любить. Восхищаться, говорить о возрождении русского массового кино или плеваться. Дело ваше. Но вы его посмотрели. И задумались. Полезли в интернет или в книги. Вы вспомнили! И теперь никогда не забывайте!

    9 из 10

    13 декабря 2010 | 09:24

    - надпись, сделанная неизвестным защитником Брестской крепости 20 июля 1941 года.

    «Я представлял себе войну, но я не представлял себе такую войну.»

    Сашка Акимов

    3 ноября в Москве прошла премьера фильма «Брестская крепость» режиссера Александра Котта. Я смотрела этот фильм на вечерней премьере не то, что со слезами: трудно было сдерживать рыдания, настолько мощным было происходящее на экране…

    «Брестская крепость» — это не просто очередной военно-патриотический опус среднего пошиба. Фильм сделал настоящий прорыв, прорыв в душах и сердцах людей. Даже не смотрите трейлеры к нему: они не передадут и 1% эмоциональной бури, которую переживаешь в кинотеатре. Для зрителя стало привычно, что чем круче и навороченней трейлер, тем больше рекламируемый фильм оказывается бездарной пустышкой, не несущей ни глубокой идеи, ни наслаждения от просмотра. И в этом «Брестская крепость» являет собой исключение.

    Перед началом показа режиссер картины Александр Котт сказал, что смотреть это кино — это труд, этим напутствием он готовил зрителя к восприятию груза боли и чужих переживаний, которые вот-вот польются с экрана. Но не точно сказать, что переживания чужие, от них нельзя отстраниться, закрыться стеной из почти 70 прошедших лет. Эта война коснулась каждого, отчаяние, ужас и потери близких оставили память практически во всех семьях бывшего СССР.

    Война… Она для каждого своя. Война не подкрадывается тихо, как кошка. Она не будет деликатно стучать в ваши двери и окна. Она вышибет двери мощным ударом тяжелого армейского ботинка, сожжет ваши дома из огнемета, грубо насмеется и плюнет в глаза ваших детей и жен, надругавшись над всеми нормами морали, нравственности и гражданскими законами, в которые вы наивно верили до этого момента. У войны свои законы — их не существует! Только бы выжить… Каким-то образом, чувствуя полную беспомощность и смертельный страх, но выжить! Не обращая внимания на трупы, похожие на кровавый сожженный фарш, оторванные конечности, мертвые искореженные тела близких, родных, любимых, соседей, друзей, однополчан: смерть не пожалеет ни младенцев, ни стариков! Иногда становясь на перепутье такого выбора, который может представить себе только сумасшедший в больном бреду, понимаешь, что не фашист смотрит, ухмыляясь в лицо умирающего, а сама Смерть с косой.

    События тех страшных дней июня 1941 мы видим глазами пятнадцатилетнего мальчишки Сашки Акимова (Алексей Копашов) — воспитанника музыкального взвода. 21 июня — обычная жизнь, люди гуляют с семьями, фотографируются, Сашка исподтишка глядит на Аню Кижеватову (Вероника Никонова), дочку начальника 9-й погранзаставы Андрея Кижеватова (Андрей Мерзликин). Он влюблен в нее, и она, кажется, отвечает ему взаимностью. На улице жарко, парит. Но что-то готовится, и о чем-то знают высшие военные власти, что-то держат в секрете…

    Как все происходящее похоже на затишье перед грандиозной бурей!

    Ее приближение чувствуют: и начальник 9-й погранзаставы Кижеватов, убаюкивая младшую дочурку, вглядывается куда-то вглубь себя, терзается предчувствиями, и командир полка Петр Гаврилов (Александр Коршунов) ходит взад-вперед по комнате… А потом наступает 4 часа утра — буря резко обрушивает свою мощь на беспомощных спящих людей и набирает свою силу в считанные минуты: вся крепость просыпается от канонады обстрелов, взрывов, а кто-то просыпается лишь на мгновение, чтобы навсегда закрыть глаза после этого последнего в его жизни мига…

    Вместе с ними в эту бурю погружается и зритель. Она не дает передышки и времени на размышления, так все происходит стремительно. С экрана разворачиваются события из трех очагов сопротивления. Один возглавляем командиром полка Петром Михайловичем Гавриловым, второй — комиссаром Ефимом Моисеевичем Фоминым (Павел Деревянко), третий — начальником 9-й погранзаставы Андреем Митрофановичем Кижеватовым. Связывает их Саша, ищущий свою любимую Аню, которую потерял в самом начале обстрела. Он чувствует долг перед родиной и страстно желает помочь: принести воды раненым, разузнать обстановку, доставить вести из одного очага сопротивления в другой. Ситуация становится все хуже, надежды не остается, а наши оказываются глубоко в тылу врага.

    Буря редко кого щадила. Фашисты, отчаявшись справиться с защитниками крепости, вначале предлагают им сдаться в плен, а после сбрасывают на Брестскую крепость двухтонную бомбу. Но, сдаваясь, никто и представить не мог, что их ждет расстрел в 1942. Всего 1 год в неволе и позоре. А избежавших плена и свинца ждут лагеря, суд, бесконечные вопросы…

    В конце фильма Сашка бредет по дороге. Измученный, он практически не думает ни о чем и не чувствует ничего, так тяжела сила пережитого. Он выбрался, «утек», как говорил сам. Но оставил позади все, всех, даже себя, тем, каким он был несколько дней назад. И вдруг небеса разверзаются и идет дождь. Возможно, это надежда. Что война когда-нибудь кончится. И она кончится через долгие 4 года…

    После фильма трудно было говорить, зал плакал и не старался скрыть слезы. Это очень тяжелый фильм. Но его нужно и необходимо смотреть.

    Чтобы помнили и чтоб не повторилось вновь.

    5 ноября 2010 | 02:52

    Нам повезло жить в эпоху мира, демократии и свободы ценностей. Правда, гордиться нам особо нечем и некем. Наша эпоха начисто лишена героизма. Мы с наслаждением расколошматили советскую империю, но за двадцать лет капитализма так и не построили ничего более стоящего. Бежали без оглядки от пресловутой «совковости» в надежде превратиться в образцово-показательных представителей новой российской действительности, но еще больше погрязли в морально-нравственном уродстве. Новое поколение теперь выбирает Пепси, кумирами делает голливудских суперменов и искренне верит, что Ленин — это тот, кто победил Гитлера. Любить Родину стало не модно, а умирать за нее нет ни желания, ни необходимости. Гораздо привычней это делать от отсутствия смысла жизни, от передозов или из-за денег. Зато в большой чести, брызжа слюной, ругать собственное прошлое. А ведь, по сути, мы же сами без конца то и дело оглядываемся на него, назад, за пелену лет. А что еще остается? Ведь именно там, несмотря на войны, революции и ужасы тоталитаризма, жили настоящие герои, отважные люди с большими сердцами, своими великими поступками проложившие путь к нашему светлому и бестолковому настоящему.

    Картина «Брестская крепость» лично для меня стала примером предельно честного и правдивого взгляда на героическое прошлое России. Бесспорно, это самое стоящее, что я видела о Великой отечественной войне. А ведь казалось, чего только не пересмотрела. Кошмары Холокоста в «Списке Шиндлера», мытарства американских союзников в «Спасении рядового Райана», надрывные, хотя и лишенные предельной откровенности советские картины, «Предстояние» с претензией на статус современного «Откровения от Михалкова». Но именно двухчасовое, выполненное с безупречным художественным натурализмом безумие «Брестской крепости» стало моим настоящим откровением и маленьким личным катарсисом. Опустошающая и надрывная картина дала мне понять самое главное: какой на самом деле была она — самая невероятная по своей жестокости в истории человечества Великая отечественная война.

    …Прошло уже несколько дней, а я большими изумленными глазами юного трубача Сашки Акимова как будто снова и вижу тот теплый летний день 21 июня 1941 года в крепости Брест-Литовск у впадения реки Мухавец в Западный Буг. Он будет таким же, как всегда. В клуб привезут кино про любовь, а на танцплощадке будут кружить счастливые пары. Лейтенант НКВД Вайнштейн будет бойко отплясывать перед портретом Сталина, а продавщица Сонечка с киномехаником Колькой мечтать о свадьбе. Тугушу скакать на коне среди полей, а лейтенант Почерников под ворчание жены покупать пиво в местном сельмаге. Андрей Кижеватов с семьей фотографироваться на память, а майор Гаврилов в который раз выслушивать беззлобные насмешки — какая такая война, если Риббентроп обнимался в Кремле со Сталиным? Наполненный такой будничной и в то же время такой приятной суетой, этот день будет последним. Всего через несколько минут экранного времени он будет навсегда сметен ураганом смерти и погребен под обломками прошлого. Под пронзительный вальс «На сопках Манчжурии» вместе с взрывами гранат и бомб, со стонами умирающих будет взрываться и мое сердце…

    Многочисленные мизансцены врежутся в память острой болью беспредельно трагичных человеческих судеб, каждую из которых актеры проживут на экране как настоящую. Сжимая окровавленную фотографию из того самого, безвозвратно канувшего в прошлое летнего дня, Мерзликин навсегда перестанет быть для меня всего лишь Димоном «Ошпаренным» из «Бумера». Павел Деревянко, в последний раз в жизни видящий в небе прекрасного белого аиста, будет тем самым красным комиссаром Ефимом Моисеевичем Фоминым, которого расстреляют у Холмских ворот. Александр Коршунов превратится в майора Петра Гаврилова, который будет биться до конца и вынесет ад Брестской крепости, чтобы пройти ад немецких концлагерей. А Евгений Цыганов и Татьяна Камина превратятся в тех самых лейтенанта Почерникова и его жену, что вчера ругались из-за пива в местном сельмаге, а теперь предпочли героическую смерть гитлеровскому плену… А еще я никак не могу забыть солдата с собакой. Они будут часто появляться в кадре. Вместе бросаться в атаку на врагов. В крепостных казематах в перерывах между боями месте бороться за последние глотки воды, которые, он, человек, будет отдавать ей, собаке. И идя умирать в последний бой они и после смерти останутся вместе лежать на поле брани. Обнявшись…

    Мы все еще умеем снимать прекрасное кино и даже меркантильное время бессильно нам помешать, если мы вкладываем в это душу. Никто не кричал о его «великости», никто не тратил на него миллионы долларов, никто его не пиарил, а оно получилось великим и неподдельно искренним, в нем я увидела по-настоящему великую войну. Игорь Угольников. Что я знала про него, кроме того, что это шутник и балагур из «Оба-на!»? Теперь знаю, что он продюсер «Брестской крепости». Мечтая с самого детства создать фильм об этой незаслуженно оставшейся в тени трагической странице нашей истории в соавторстве с Александром Коттом он не только сделал явью свою мечту, он подарил мне то, что я должна была обязательно увидеть. И я за это бесконечно благодарна. А еще совместное белорусско-российское творчество как будто стирает все межнациональные границы и разбивает вдребезги искусственные стены из предрассудков и обид, которые мы нагородили за это время. Посыл прост: давайте же жить дружно и любить нашу общую Родину. Тогда, в далеком и страшном сорок первом, в Брестской крепости воины тридцати национальностей героически сражались бок о бок и ни у кого не возникало мысли, что рядом с тобой не соплеменник, а чужак. Наверное, поэтому отступление нацистов в первый же день войны стало отзвуком их будущего и позорного провала и нашей величайшей Победы.

    …Прошло уже несколько дней, а у меня перед глазами тысячи чьих-то недожитых жизней, неоконченных судеб, неиспытанных любовей … Мне так хочется, чтобы это никогда больше не повторилось…Чтобы небо над нашими головами всегда было чистым. Чтобы новое поколение училось жизни через призму таких картин. Чтобы выбирало своими кумирами вот таких вот живых людей из плоти и крови, а не трюкачей с накачанными стероидами мышцами из западных блокбастеров. А еще я очень хочу, чтобы на школьных тетрадях моих будущих детей снова печатали текст песни «С чего начинается Родина?». Может, у них все-таки получится снова обрести то, что мы так безбожно умудрились растерять?

    10 из 10

    Come On Closer, спасибо, что открыл для меня этот фильм

    18 ноября 2010 | 21:44

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    Blu-Ray, 199 руб.
    Blu-Ray, 438 руб.
    подробнее

    Новости


    XVI международный форум «Кино Экспо» в Санкт-Петербурге открылся презентацией Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing. Компания показала новые материалы из грядущих картин Marvel, Disney и Pixar: впечатляющий трейлер «Мстителей 2», умилительные нарезки из «Города героев» и «Головоломки», красочный трейлер «Золушки». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Мои любимые картины — это фильмы режиссера Йоса Стеллинга. „Иллюзионист“, „Стрелочник“ — я был ими поражен, как можно без слов рассказать историю и участвовать в этой истории, сопереживать… (...)
     
    все интервью

    Статьи


    В июле в Подмосковье собрались 30 человек, мечтающих снимать кино. Талантливых дебютантов искали по всей России организаторы Лаборатории короткометражного кино. Занятия по всем аспектам кинопроизводства проходили под руководством режиссера «Брестской крепости» Александра Котта... (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    КиноПоиск посетил съемки военной драмы «Батальон смерти» в Санкт-Петербурге, где узнал у Игоря Угольникова, Дмитрия Месхиева, Марии Кожевниковой и Марата Башарова о том, что связывает картину с «Брестской крепостью», в какой чрезвычайной ситуации съемочной группе пришлось прибегать к помощи спасателей и как 200 актрис пытались доказать, что русские женщины самые сильные в мире. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах

    Российская кинолента «Август. Восьмого» стартовала сегодня в Китае. По количеству экранов и сеансов это самый масштабный российский релиз за всю историю в Китае. Рекордными будут и сборы. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings24 115 934
    2.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 112 686 742
    3.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar7 206 293
    4.Топ-5Top Five6 894 814
    5.Город героевBig Hero 66 055 901
    12.12 — 14.12подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies738 000 000
    2.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar87 151 019
    3.ПирамидаThe Pyramid28 777 810
    4.Любит не любит28 315 163
    5.ИнтерстелларInterstellar11 043 453
    11.12 — 14.12подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители3 161 2611 113 116
    Деньги939 451 898 руб.426 779 299
    Цена билета297,18 руб.46,87
    11.12 — 14.12подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    30.Властелин колец: Две крепостиThe Lord of the Rings: The Two Towers8.510
    31.Американская история ХAmerican History X8.506
    32.МатрицаThe Matrix8.504
    33.Пролетая над гнездом кукушкиOne Flew Over the Cuckoo's Nest8.498
    34.ПробуждениеAwakenings8.492
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Бегущий в лабиринте: Испытания огнёмMaze Runner: Scorch Trials90.99%
    52.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IIThe Hunger Games: Mockingjay - Part 290.84%
    53.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.82%
    54.Миссия: невыполнима 5Mission: Impossible 590.77%
    55.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted90.68%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Роман конокрадаRomansa konjokradice1
    Тайное окноSecret Window138
    Гроши с небаPennies from Heaven2
    ИсчезнувшаяGone Girl164
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1101
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies8.156
    Астерикс: Земля БоговAstérix: Le domaine des dieux
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar6.954
    Вычислитель
    Феи: Легенда о чудовищеLegend of the NeverBeast
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    Седьмой сынSeventh Son01.01
    Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings01.01
    Джон УикJohn Wick01.01
    Большие глазаBig Eyes15.01
    премьеры