всё о любом фильме:

Не горюй!

год
страна
слоган-
режиссерГеоргий Данелия
сценарийРеваз Габриадзе, Клод Тилье
директор фильмаДж. Гвенетадзе, В. Гракина
операторВадим Юсов
композиторГия Канчели
художникДмитрий Такаишвили, Л. Ершова, Т. Хахнелидзе, ...
монтажГалина Спирина
жанр драма, комедия, ... слова
зрители
СССР  20.2 млн
премьера (мир)
возраст
для любой зрительской аудитории
время90 мин. / 01:30
После окончания Петербургского университета, полный надежд и грандиозных планов, возвращается в родной городок молодой врач Бенжамен Глонти. Но жизнь, как и до его отъезда, течет своим чередом: растет семейство сестры, усердно с утра до вечера переписывает бумаги ее муж Лука, время от времени спускаясь в погребок, чтобы «опрокинуть» рюмочку.

И по-прежнему, слоняясь без дела, «достает» всех адвокат Додо. Бенжамен стал горевать по несостоявшейся жизни. И тогда, чтобы поправить дела брата, решила Софико женить его на дочери старого лекаря…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Во время сцены у цирюльника, на стене можно заметить портрет борца Ивана Поддубного с усами и наградами. Фильм рассказывает нам о событиях начала 90-х годов 19 века, в то время Ивану Поддубному было 19 лет, и никому он известен не был.
    Фрагмент 06:00

    файл добавилvic1976

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Оказывается, не только цыгане и сербы умеют жить и умирать с песней. Грузины тоже это умеют, может, даже лучше. Прекрасная картина. Чаурели и Кикабидзе — замечательный тандем. Когда хочется грустить и плакать, пой, когда весело, тоже пой. Родился ребенок, пой. А если ты собрался перейти в мир иной, то позови друзей, накрой им стол, да пой и танцуй.

    5 февраля 2007 | 18:10

    Незамысловатая история, простейшие сюжетные ходы — а фильм великий! Пронзительный фильм. Сюжет как бы набросан пунктиром, главное здесь КАК это сделано. Что это, комедия, трагедия, мелодрама? Рука не поднимается назвать фильм комедией: благородство, эмоции, смех сквозь слезы, трагедия, ирония, достоинство… Светлый и глубокий, умный и тонкий, веселый и грустный.

    Блестящее, безумно красивое грузинское многоголосие. Музыка на первом плане, самозабвенно поющие люди — не здесь ли истоки Кустурицы? Но Данелия тоньше, благороднее, человечнее, наконец, просто умнее Кустурицы!

    Даже если бы у Данелия вообще не было бы больше фильмов, благодаря этому он вошел бы в историю кинематографа. Другой вопрос, что Данелия сильно недооцененный на Западе режиссер. И это несмотря на то, что Феллини в свое время очень высоко оценил «Не горюй!».

    Фильм нуждается в переосмыслении и переоценке.

    9 февраля 2010 | 16:38

    Это фильм один из немногих, жанр которого определить невозможно, да и не нужно. Здесь сочетается как комедия, так и драма, возможно, философская притча.

    Характеры главных героев яркие, иногда шаржевые, запоминающиеся. Одна и та же музыкальная тема в начале, середине и конце фильма звучит абсолютно по-разному.

    Фильм снят по роману Клода Тилье. Оттого что-то французское есть в этом фильме. От фамилии главного героя — Глонти, до типично французских шуток, которые разбавлены изрядным количеством грузинского юмора. На мой взгляд, самое «французское» место в фильме — это эпизод с князем. Даже люди из свиты князя одеты в своеобразные сюртуки, старомодные лосины, европейская мода восемнадцатого века. Конфликт с князем достигает своего апогея, когда тот требует, чтобы Бенжамен «поцеловал его в зад». Это желание странное не изощрённостью, а нарочитостью, выглядит как символ, нежели как истинная документальная правда. Вообще, всё, что происходит в фильме, сделано по канонам литературы Барокко, где главный герой, как песчинка, попадает в разные ситуации, мыслимые и немыслимые. Из всех испытаний жизни барочный герой выпутывается и продолжает жить дальше. Так же, как и Бенжамен Глонти, который горюет по неудавшейся жизни, но при этом не сидит на месте. Он деятелен. У него есть свои интересы. Он не идеальный герой, не идеальный человек; как и все персонажи фильма, он — неудачник. Но неудачник с какого-то определённого ракурса. Если посмотреть на него другими глазами, то он вполне обычный человек. Одно из главных качеств у него — это чувство собственного достоинства, что заставляет его уважать. Поэтому он мстит князю, отпускает свою невесту с её возлюбленным. Заканчивается всё печально, неудачно. Но Бенжамен и тогда переносит всё «с высоко поднятой» головой. Тем более что все неудачи идут рядом с достижениями. От этого нет такого образа затравленного жизнью героя. Особенно, если учесть присутствие огромного количество юмора и комических ситуаций, то всё сразу воспринимается сквозь призму шутки. Вся жизнь — как шутка, так зачем плакать над своими бедами.

    Фильм состоит из нескольких ярких событий, которые без развития уместились бы в короткий метр. Главное здесь не что происходит, а как происходит. Изящная ирония над жизнью. Друг героя, Леван, говорит, что хочет при жизни услышать, что о нём будут говорить после смерти. Странная абсурдная шутка, ведущая за собой ещё более абсурдную ситуацию. Люди вместо тостов начинают говорить поминальные речи. Опять здесь всплывает барочный идеал «жизнь как сон», всё так зыбко и валко, что стоит ли всерьёз думать о смерти и бояться смерти.

    Достойный фильм достойного мастера кино, Георгия Данелии. Хорошая операторская работа Вадима Юсова. Фильм на все времена. Вечный. Классический. Он до сих пор вызывает симпатии людей, молодых людей, которые принадлежат уже к новому поколению любителей такого кино.

    22 января 2012 | 00:45

    Георгий Данелия — поистине уникальный режиссер, без всяких преувеличений. Для начала, попробуйте найти у него хотя бы один фильм, который заметно выпадал бы из общего ряда его работ — потратите время впустую, потому что таких просто-напросто нет, — Данелия хоть и проделал достаточно длинный творческий путь и выпустил порядочное количество картин за свою жизнь, но при этом ничего половинчатого, противоречивого и откровенно слабого вы у него не встретите, не-а. Особенно показательно то, что Данелия, по сути, — единственный из российских режиссеров, кто остался верен самому себе даже после распада Советского Союза, умудряясь снимать такие же проникновенные, душевные и искренние фильмы, как и десятилетиями раннее. Ко всему прочему каждый из фильмов Данелия по-своему примечателен, незабываем и неповторим, несмотря на то, что все они и по жанру, и по стилю очень близки между собой и даже в каком-то смысле объединены общей идей.

    В общем, мне для своей рецензии было довольно-таки сложно выбрать из всех данелиевских фильмов какой-то один. Но в итоге я остановился на фильме «Не горюй», потому что, во-первых, эта картина наиболее наглядна и показательна в плане попытки объяснения на ее примере, в чем же заключается мастерство Данеилия как художника, а во-вторых, как мне показалось, этому произведению незаслуженно уделялось слишком мало внимания.

    Прежде всего поговорим об идейном содержании этого фильма. Как и в других своих фильмах Данелия говорит с нами о высоких чувствах, глубоких переживаниях и очень тонких и хрупких душевных волнениях, — о тех вещах, которые никогда не перестанут быть актуальными. Уже одним этим Данелия выгодно отличается от так называемых «творцов», которые считают, что искусство — это просто способ самовыражения, и которым совсем невдомек, что отговорка: «Ничего не знаю, я просто так вижу», — на самом деле здесь не канает. У искусства во все времена было свое назначение, своя функция. В наше непростое время одним из основных назначений искусства — это то, что с достаточной долей условности можно назвать утешением, — собственно, само название фильма уже говорит о том, что сходную задачу ставил перед собой и режиссер.

    Идейное начало произведений искусства, безусловно, должно идти всегда об руку с его высокой художественностью. Сам фильм выполнен в сложнейшем жанре трагикомедии. Сложен этот жанр потому, что нужно говорить о сложных вещах максимально просто, используя весьма ограниченный набор изобразительных средств и приемов (ведь само комическое по определению никак не может относиться непосредственно к чему-то такому высокому, к каким-то сложным и глубоким чувствам; предметом комического всегда являются мелкие, незначительные недостатки). Причем такое ограничение — это сознательный режиссерский прием, так как, чем сильнее ты в этом плане себя ограничиваешь, тем глубже в итоге удается погрузиться, не растекшись, что говорится, мыслью по древу; ну и плюс к тому, думаю, всем и так понятно, что, чем глубже и основательнее идея спрятана, с тем большим эстетическим наслаждением она будет понята и оценена.

    Сюжет фильма до банальности прост и незамысловат. История разворачивается в небольшой грузинской деревушке в конце XIX века. Главный герой картины — молодой практикующий врач Бенжамен Глонти. С виду Бенжамен — просто-напросто беспечный гуляка, которого ничего в этой жизни по-серьезному не заботит: большую часть своего времени он проводит на посиделках с друзьями, и если уж и заглянет к нему какой-нибудь клиент, он все равно не возьмет с него плату за свои услуги, — и это несмотря на то, что он полностью находится на содержании у своей сестры и еще остается в долгах за свое обучение. Его сестра в один прекрасный момент, устав от хлопот, решает свести своего брата с девушкой из состоятельной семьи. После чего на молодого доктора неожиданно обрушивается целый ворох несчастий, которые он неожиданно встречает с небывалым достоинством…

    Да, в целом рассказик не затейливый, но в этом то и вся прелесть — ведь все сделано так, что ты с самого начала и до конца полностью погружаешься в эту историю, с головой окунаешься в те чувства, эмоции и переживания, которые испытывают герои картины. Философия всей этой истории очень лаконична и не громоздка — тут нет никаких интеллектуальных головоломок, запутанных символов и непонятных ассоциации, свойственных претенциозным философским картинам. Не знаю, как вы, но лично я от любого фильма в первую очередь жду, что создатели меня возьмут и протащат через весь фильм так, что я за время просмотра толком и задуматься не успею, а после просмотра останется то самое послевкусие, которое, собственно, и заставляло бы меня размышлять и обдумывать увиденное. Фильм «Не горюй» в этом плане полностью оправдывает мои ожидания.

    Сценарий прописан просто блестяще. Стержень повествования — это своеобразное «путешествие» главного героя по миру разнообразнейших страстей и чувств, и на протяжении всего этого «пути» с ним случаются разнообразные приключения комического плана. Вся эта цепь комедийных эпизодов идеально вписана в общий сюжет и мастерски разбавлена событиями другой эмоциональной тональности. При этом все выглядит очень естественно, непринужденно, ненавязчиво; никакого многословия, растянутости и повторов, которыми грешат многие кинокомедии. Персонажи фильма обрисованы превосходно: некоторая карикатурность присутствует (это все же комедия, как иначе), но там, где нужно, Данелия делает образы живыми и очень правдоподобными, смягчая карикатурность демонстрацией положительных качеств персонажей (но то же в меру, упоминая о них вскользь, мимоходом). Вообще, стоит сказать, что юмор картины преимущественно добрый, мягкий и дружелюбный, то есть такой, при котором сквозь внешние проявления небольших недостатков открываются положительные внутренние качества персонажей — это очень редкое умение на самом деле, немногие в действительности способны вызывать добрый смех так талантливо, как это делает Данелия.

    В заключении — пара слов об атмосфере. Музыка в фильме играет очень важную роль, она, настраивая на определенный лад, словно задает ход всему повествованию: то залихватски разгульному, то наивно игривому, то задумчиво печальному. Все это вкупе с грузинским колоритом создает просто непередаваемые ощущения, и чтобы это почувствовать, надо просто это смотреть, особые разглагольствования здесь бессмысленны.

    В общем, я подвожу к тому, что если вы еще не видели этого фильма, просто забудьте все то, о чем только что прочитали, и посмотрите его. Попробуйте воспринимать увиденное с открытой душой, наивно. Возможно, он оставит такой же значительный след в вашей душе, как и у меня.

    10 из 10

    2 июля 2013 | 18:30

    «Было это или не было…» скажет голос Рома в начале фильма…

    Но я уже не сомневаюсь: было, а если кто не верит, то просто еще не видел «Не горюй!», где маленький грузинский городок греет черепичные крыши своих уютных домиков. Стены их впитали в себя жар солнца, их балкончики повисли над мощеными узкими улочками, а деревянные резные двери всегда распахнуты дорогим сердцу гостям…

    Французская основа этой удивительной истории обрела новое качество смысла в руках Данелии, оставив только имена и события. Молодой доктор Глонти, чья жизнь течет, что та горная грузинская река, посреди надежд, веселья, слез, тревог, песен, танцев, врагов и друзей — набора дней, которым так щедро сдобрил Данелия бесхитростную историю частной жизни любимой Грузии.

    Да, их нельзя не любить. Их, живущих для всего того, что и составляет жизнь. И лозунг, что звенит в песне, плывущей над горами Грузии — не горюй! — даже если сердце плачет; не горюй — даже если это закат твоей жизни. И если ты оскорблен, и если в кармане пусто, и если жизнь не так сладка, как хотелось бы — не горюй! Зайдись в своем танце, выпей свой рог до дна и пропой свою песню до конца — так доживи свой последний день, через грусть улыбаясь своим друзьям.

    Данелия, настоящий грузин, хоть и московской прописки, сделал сочный фильм. Яркие образы, часто шаржированные персонажи, яркие краски, яркие эмоции — все на грани, присущей грузинскому колориту. И, конечно, ритмы и звуки слов и музыки, что не покидают фильм все время. Но, наверное, оставь все только «на грани», не было бы той тонкости и чувственности, свойственных мастеру — отбросил тени. Да, такая роль тени — оттенять, но не гасить солнце, что включает Данелия в каждой своей картине. Солнце настоящей жизни, чувств и людей, чьи самые высокие человеческие качества он делает стержнем картин. «Орел и решка», «Путь к причалу», «Кин-дза-дза», «Совсем пропащий»… Простыми словами и обычными поступками, чья героика почти незаметна, он умеет сказать о главном — лаконичная философия, и эту формулу он тихо вкладывает в каждый свой фильм.

    Но довольно слов, которые все равно мало что передают, смотрите сами, это гораздо интереснее, чем читать то, что надо смотреть. И не горюйте слишком долго — жизнь может оказаться короче горя, а это будет нечестно и даже обидно. Ведь всегда лучше, если горе короче жизни, а тень меньше солнца…

    15 июня 2011 | 17:35

    Один из любимых фильмов детства, да и всей жизни. Когда Данелия снимает Кикабдзе, аж душа поет. Можно пересматривать бессчетное количество раз, подпевая: `А-а-эй! А-а-эй!`.

    С одной стороны, это особо не примечательная и даже несколько наивная история о пофигисте: что бы ни свалилось на этого человека, он неизменно беззаботен и весел. В детстве это просто забавляет. А когда пересматриваешь этот фильм, будучи взрослым, загруженным домашними, карьерными и многими другими заботами, просто завидуешь. Хоть и не хочется в этом признаваться.

    С другой стороны, глубочайший и в то же время такой простой смысл картины — девиз `Не горюй!`. Как бы ни корячились современные киношники, музыканты и литераторы, претендующие на сверхинтеллектуальность и вечно рассуждающие о бренности всего сущего и о сущности всего бренного, СМЫСЛ ВСЕГО ПРОСТ, и изобретать тут давно нечего…

    Фильм можно рвать на цитаты, смотреть в любом настроении, в любой компании, в любое время.

    Редкий фильм. Фильм на все времена.

    22 ноября 2009 | 17:00

    Данелия очень хорошо чувствует и понимает человеческие эмоции, это он демонстрирует практически во всех своих фильмах (в первую очередь в «Я шагаю по Москве»). Редко его картины насыщены каким-то активным действием, редко конфликты у него «киношные» (за исключением, разве что, «Кин-Дза-Дзы»).

    Так и события этого фильма как бы нанизываются на историю медика Бенжамина Глонти, своего рода «прожигателя жизни». В фильме много пьют и поют, а действие — это, сначала, просто гуляния, потом — двухмесячное выжидание мести, несостоявшаяся дуэль, смерть старшего друга.

    Собственно, именно эпизод о смерти друга Бенжамина — самый содержательный, и немного напоминает кустуривское отношение к смерти и похоронам. Он собирает всех своих друзей и говорит: «Я хочу при жизни услышать то, что обо мне будут говорить после смерть» — и гости за столом вместо тостов говорят надгробные речи. Грустно и смешно одновременно. Фильм превращается в некий философский фарс, до этого являясь простым фарсом и, возможно, комедией абсурда.

    Мои

    10 из 10

    2 августа 2009 | 04:51

    Когда-то в нашей стране умели снимать хорошее, настоящее кино, которое смотришь и не можешь оторваться. Кино, которое было для всех и при этом заставляло думать. Кино, где ещё были актёры, где писали хорошие сценарии и умели ставить кадры. Кино, где ценны каждый эпизод и каждая реплика, где не пойдёшь лениво на кухню сделать бутерброд в перерывах между стрельбой или потными совокуплениями.

    Ранний фильм Г. Данелия «Не горюй!» прекрасен и совсем не кажется незрелой пробой пера. Или как правильно в данном случае? Пробой плёнки?

    История молодого врача Бенжамена Глонти на первый взгляд незатейлива и проста, полна задора, мягкого юмора и забавных эпизодов, связанных с больными, друзьями и семьёй. Фильм снят по мотивам повести французского писателя Клода Тилье «Мой дядюшка Бенжамен», что мне совершенно ни о чём не говорит. Мне он всегда казался исключительно грузинским: он снят на фоне гор и горных речек, там пьют грузинское вино и поют грузинские песни, и конечно же, играют грузинские актёры. Замечательные актёры!

    Впервые мы видим главного героя в начале фильма идущим по тропке домой — солнце светит, ослик рядом цокает копытами, бурдюк полон вина, вино пьётся, песня поётся — вот она, жизнь, живи и радуйся. И не горюй! Пройдёт совсем немного времени, и всё изменится. И в жизни героя и в кадре. В финале та же дорога, даже спутник и ослик те же, но нет солнца — зима, холод и снег, и совсем не весело нашему Бенджамену. Впрочем, и спутник появится ещё один.

    Бенджамена играет молодой Вахтанг Кикабидзе, которого и в титрах называют его дружеским прозвищем Буба. Некрасивый на первый взгляд, при этом чертовски обаятельный! Не Ален Делон, а грузинский Фернандель.

    Нет ни одной проходной роли, чего только стоит старушка-мать, знаменитая когда-то Верико Анджапаридзе. Она приводит на приём мальчика, сына, так его и называет: «Вы посмотрите мальчика, доктор! Нет, вы его хорошо посмотрите! Всего посмотрите!» — и гордо отправляет того за ширму. Раздеваться. А мальчику-то лет 40.

    Ещё в эпизодах Е. Леонов, играющий старого солдата

    И великолепный С. Филиппов, парикмахер. Этому актёру, кажется, за всю его длинную кинематографическую жизнь не досталось ни одной главной роли — только комические эпизоды.

    А дети! Это просто песня! Тут, конечно, и слава сценаристу, который написал им потрясающие реплики.

    Сестра главного героя, вечно беременная и уставшая от забот, в исполнении С. Чиаурели — ещё одна замечательная актриса. Что первым делом делает грузинская жена, когда ночью её буди соседка с криком: «Вай! Твой брат твоего мужа убил!» Она деловито хватает ружьё, думаете, убивать? «Он ведь сбежит в горы, ружьё ему там пригодится!»

    Молоденькая красавица Анастасия Вертинская кажется здесь тоже самой настоящей грузинкой. И даже лезгинку танцует, как будто там и жила, и росла всегда.

    Впрочем, в этом фильме так много всего, что его надо просто смотреть. И приготовиться к тому, что в нём, как в жизни, от смеха можно перейти к слезам. Да, как-то вот так вдруг: пели-плясали, а жизнь-то состоит не только из этого…

    У неё на вас свои планы.

    4 ноября 2014 | 16:05

    «Не горюй» — это тот фильм, который можно считать исключительным по своей манере, так как ни где в мире вы не встретите таких картин, включающие в себя элементы комедии и философской драмы. Обычно режиссеры выбирают что-то одно и строят свои идеи на этой или той основе, стремясь поразить зрителя. Но как мы знаем в любой комедии есть своя драма, она не сильно там видна, но все же она присутствует и этим прекрасен этот жанр, в отличие от драмы чистой, где юмора нет и не может быть. Поэтому, мне кажется, не зря сказал Андрей Кончаловский следующее: «Пытался снять комедию, получается трагедия. А все потому, что у меня нет чувства юмора.» Кончаловский прекрасный кинорежиссер, но он лишен того редкого таланта, когда человек в состоянии снять и комедию и драму. Но Георгий Николаевич Данелия — это особая стихия.

    Будь моя воля я бы обособил его от всех остальных и сделал бы новый жанр в кино — жанр Данелии. Да, существует трагикомедия, но у него она происходит в совершенно другом направлении. Какая-то музыкальная трагикомедия, где музыка играет особую роль, выступает неким вторым сценарием фильма, в котором можно услышать и понять всю психологию персонажей, окружающие их условия, внутренний подтекст картины. И у советского режиссера это получается мастерски. Совмещать песни и действие фильма, при этом не теряя динамики и темпа, полностью следуя за сюжетом в той манере, какая ему характерна. Тот эпизод, который стал ключевым в фильме, когда герой Серго Закариадзе подошел в умиротворенном состоянии к окну и стал растерянно смотреть в него, а Бенджамен начал петь, можно считать эталоном раскрытия человеческой души перед скорой смертью. И это было сделано с помощью песни в исполнении Вахтанга Кикабидзе под видеоряд, снятый Вадимом Юсовым, великим оператором советского и мирового кино.

    Его работа в этой киноленте была как всегда безупречной, особенно был интересен уход камеры в черное и возвращение ее уже зимой, когда Бенджамен шел с маленьким ребенком, с несчастным малышом, которого постигла такая ужасная участь — горячего безрассудного и гордого отца убили на дуэли, созданной не из чего, мать умерла при родах, подарив свою жизнь ребенку, но оставив своего отца в глубоком трауре, правда ненадолго. Кстати эта кинолента стала предпоследней и по сути пророческой для Серго Закариадзе, он последовал за своим персонажем спустя два года после выхода картины на экран. Закариадзе знал, что скоро умрет, и поэтому он так органично и невероятно сыграл Левана Цинциадзе, но не стоит из-за этого уменьшать его актерский талант, вспомните великий фильм «Отец солдата», где он был неотразим, показав зрителям истинно гениальное актерское перевоплощение.

    Их конечная встреча доктора и малыша в конце фильма была закономерным итогом всего произошедшего с ними. Заботясь о Леване, Бенджамен обязан был взять на попечение ребенка. Это вопрос чести, также как и сатисфакция с князем, только там был вопрос личного характера, а здесь более глобального и общечеловеческого. Ведь воспитать этого человека нужно правильно, так как в глазах героя Серго Закариадзе читалось все отношение к герою Кикабидзе. В них была благодарность, покаяние, и просьба позаботиться о его внуке. Эти глаза и та музыка, соответствующая внешней обстановке были общим итогом приезда сюда Бенджамена Глонти, так сильно похожего на одного из чеховских персонажей.

    10 из 10

    16 декабря 2013 | 01:29

    Самый «грузинский» фильм в творчестве Георгия Данелия, «Не Горюй!» (1969) поставлен по мотивам романа французского писателя Клода Tилле (1801-1844) «Mой Дядя Бенджамин». Действие романа происходит во Французской провинции начала 18 века. Великая французская революция еще впереди, но её неминуемый приход уже витает в воздухе. Главный герой романа — Бенджамин, молодой местный врач, душа общества, образован, дружелюбен и часто лечит бедных бесплатно. Это делает его очень популярным среди местных жителей, но, безусловно, не помогает его банковскому счёту. Он влюблен в прекрасную Манетт, которая также без ума от него, но её отец бдительно следит за любыми посягательствами на невинность своей дочери до момента подписания брачного контракта.. .

    «Мой Дядя Бенджамин» был любимым романом мамы Герогия Данелия, Мэри Анджапаридзе, и он сам прочёл его пять раз. Я не читала книгу, которая по описанию звучит как милый и изящный французский роман, но я абсолютно очарована результатом переселения персонажей и перенесением некоторых сюжетных линий из Франции 18 века в Грузию конца 19-ого. До совсем недавнего времени я только догадывалась, но теперь знаю наверняка (после прочтения первого тома воспоминаний Данелии «Безбилетный Пассажир»), что Данелия создал всех ярких запоминающихся персонажей из воспоминаний детства и юности, придал им черты своих родных и друзей, и поместил их в в Грузию давно и навсегда ушедшую, но ожившую под его пером сценариста и благодаря его мастерству режиссёра. Грузия в фильме Не Горюй — это срана старинных и прекрасных традиций, таких как искусство виноделия и вино-пития в уютных духанах под названиями Не Горюй, Сам Пришёл или Не Уходи, Мой Голубчик, редкий талант к музыке и пению, которым, похоже, обладали все грузины, уникальный юмор, и высокий кодекс чести и благородства.

    Так случилось, что я не видела в cоветское время этот фильм Георгия Данелия, один из наиболее, на мой взгляд, его личных и интимных. Не спрашивайте, почему. Может быть я в летаргию впала, когда фильм показывали в кино. Скорее всего, слишком маленькая была в 1969 году, а потом как-то мы с фильмом разминулись. Я его в первый раз увидела год назад, и это было одно из потрясений, которые я испытываю, когда сталкиваюсь с прекрасным уникальным произведением искусства. «Не горюй!» — удивительное сочитание грустной комедии и арт-фильма, нежного, доброго, грустного и смешного, не относящегося к своим зрителям свысока, не заумного или преисполненного усложнёнными, амбивалентными образами и цитатами, чем зачастую грешат арт-фильмы. Пока я его смотрела, восхищалась юмором, чудаковатыми, слегка не от мира сего, но очень человечными персонажами, удивительной красотой мира, запечатлённого камерой Вадима Юсова, мира, окрашенного любовью и пониманием людей, которые этот мир населили, придя из памяти и воображения режиссёра/сценариста.

    Совершенно не обязательно быть киноведом, специализирующимся на истории кино, чтобы любить «Не Горюй!» и отождествляться с его героями, чтобы следовать за добрым и благородным Доктором Бенджамином Глонти (Вахтанг «Буба» Кикабидзе) по горным дорогам Грузии. Или быть гостем на единственном в своем роде торжестве, где друзья собираются, чтобы отпраздновать жизнь старого врача Левана (яркая и трогательная роль Серго Закариадзе, его лебединая песня), который хотел быть живым участником своих собственных поминок, чтобы узнать, как друзья будут вспоминать его и что говорить о нём, когда день его похорон действительно настанет. Или вздохнуть о печальной судьбе дочери Левана, прекрасной Мэри (Анастасия Вертинская) и улыбнуться попыткам неутомимой, энергичной Софико (Софико Чиаурели) женить любимого младшего брата Бенджамина.

    Когда я смотрела фильм, мне пришла в голову мысль, что он очень бы понравился Федерико Феллини. И что Вы думаете? Я нашла статью о фильме, где говорилось, что замечательные режиссёры Леонид Гайдай и Сергей Параджанов не любили и раскритиковали Не Горюй!, а Феллини был от него в восторге (А вчера я прочитала об этом в воспоминаниях самого Георгия Николаевича). Я себе позволила предположить, что Не Горюй! повлиял на автобиографический фильм итальянского мастера, «Амаркорд» (1973), потому что оба фильма окружены похожей атмосферой. В обоих — их создатели возвращаются к своим истокам, к местам, где прошли их детство и юность, к людям, которых они помнили, любили и став мастерами кино, запечатлели в своих фильмах. Не Горюй! и Амаркорд полны улыбок сквозь слёзы. Оба — арт фильмы, достающие до сердец зрителей. Оба — шедевры, над которыми время и социальные потрясения не властны.

    Георгий Николаевич Данелия — один из моих самых любимых режиссеров. Он создал совершенно блестящие фильмы в моём любимом жанре драматической, скорее даже трагической комедии, которые соединяют мастерски смешное и горькое, земное и возвышенное, нежное и гротескное, надежду и печаль. За 50 с лишним лет работы в кино, Данелия не сделал ни одного плохого или просто слабого фильма, начиная с его дебюта Серёжа в 1960 году. Многие из его фильмов в списке моих любимых, и я уверена, что они любимы миллионами благодарных зрителей. Мастер, подаривший нам Сережу, Совсем Пропащего (1972), Тридцать Три, Я Шагаю по Москве (1964), Не Горюй! (1969), Афоню (1975), Мимино (1977), Осенний марафон или Грустную Комедию (1979) — очень подходящее название и для этого фильма и для всего жанра, который Данелия практически изобрел, и культовый фаворит на протяжении более 20 лет Кин-дза-дза (1986), заслуживает нашу глубокую любовь и искреннюю благодарность за незабываемые минуты кинематографического счастья.

    10 из 10

    22 февраля 2012 | 07:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 289 руб.
    книга, 154 руб.
    подробнее

    Новости


    Великий русский оператор, снимавший фильмы Тарковского, Бондарчука и Данелии, Вадим Юсов ушел из жизни в возрасте 84 лет. В его послужном списке ленты «Я шагаю по Москве», «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Они сражались за Родину», «Подстрочник». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Главный телевизионный критик современного российского кино Александр Гордон выпустил в прокат собственную картину „Огни притона“ — экранизацию повести своего отца о судьбе одесской хозяйки борделя… (...)
     
    все интервью

    Статьи


    В честь старта в отечественном прокате ленты Георгия Параджанова «Все ушли» КиноПоиск предложил создателям этого фильма вспомнить свои любимые грузинские картины — от творений Георгия Данелии до экспериментальных работ Сергея Параджанова(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    19-21 июля
    05.08.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 19-21 июля
    «в составе Комитета нет ни одного работника, который мог бы разбираться в вопросах киноискусства…». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Земля будущегоTomorrowland32 972 000
    2.Идеальный голос 2Pitch Perfect 230 830 000
    3.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road24 815 000
    4.ПолтергейстPoltergeist22 600 000
    5.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron21 691 000
    22.05 — 24.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Земля будущегоTomorrowland194 909 197
    2.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road137 788 937
    3.Век АдалинThe Age of Adaline19 020 834
    4.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron13 675 819
    5.Одной левой10 698 111
    21.05 — 24.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 527 75636 900
    Деньги409 819 420 руб.19 512 380
    Цена билета268,25 руб.6,14
    21.05 — 24.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    20.ГладиаторGladiator8.594
    21.Карты, деньги, два стволаLock, Stock and Two Smoking Barrels8.560
    22.Назад в будущееBack to the Future8.556
    23.ПианистThe Pianist8.548
    24.Поймай меня, если сможешьCatch Me If You Can8.538
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.ВаркрафтWarcraft92.48%
    42.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.19%
    43.ФлэшThe Flash91.80%
    44.АлохаAloha91.79%
    45.Ключи от улицыThe Keys to the Street91.78%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road140
    ЦоциTsotsi10
    Мисс ПереполохShe's Funny That Way7
    СлендерAlways Watching: A Marble Hornets Story10
    Восхождение ЮпитерJupiter Ascending115
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road8.497
    Земля будущегоTomorrowland6.508
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas
    Хранитель ЛуныMune, le gardien de la lune
    Век АдалинThe Age of Adaline7.607
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Астрал 3Insidious: Chapter 304.06
    ШпионSpy04.06
    Мир Юрского периодаJurassic World11.06
    МордекайMortdecai18.06
    Третий лишний 2Ted 225.06
    премьеры