всё о любом фильме:

Не горюй!

год
страна
слоган-
режиссерГеоргий Данелия
сценарийРеваз Габриадзе, Клод Тилье
директор фильмаДж. Гвенетадзе, В. Гракина
операторВадим Юсов
композиторГия Канчели
художникДмитрий Такаишвили, Л. Ершова, Т. Хахнелидзе, ...
монтажГалина Спирина
жанр драма, комедия, ... слова
зрители
СССР  20.2 млн
премьера (мир)
возраст
для любой зрительской аудитории
время90 мин. / 01:30
После окончания Петербургского университета, полный надежд и грандиозных планов, возвращается в родной городок молодой врач Бенжамен Глонти. Но жизнь, как и до его отъезда, течет своим чередом: растет семейство сестры, усердно с утра до вечера переписывает бумаги ее муж Лука, время от времени спускаясь в погребок, чтобы «опрокинуть» рюмочку.

И по-прежнему, слоняясь без дела, «достает» всех адвокат Додо. Бенжамен стал горевать по несостоявшейся жизни. И тогда, чтобы поправить дела брата, решила Софико женить его на дочери старого лекаря…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Во время сцены у цирюльника, на стене можно заметить портрет борца Ивана Поддубного с усами и наградами. Фильм рассказывает нам о событиях начала 90-х годов 19 века, в то время Ивану Поддубному было 19 лет, и никому он известен не был.
    Фрагмент 06:00

    файл добавилvic1976

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Один из любимых фильмов детства, да и всей жизни. Когда Данелия снимает Кикабдзе, аж душа поет. Можно пересматривать бессчетное количество раз, подпевая: `А-а-эй! А-а-эй!`.

    С одной стороны, это особо не примечательная и даже несколько наивная история о пофигисте: что бы ни свалилось на этого человека, он неизменно беззаботен и весел. В детстве это просто забавляет. А когда пересматриваешь этот фильм, будучи взрослым, загруженным домашними, карьерными и многими другими заботами, просто завидуешь. Хоть и не хочется в этом признаваться.

    С другой стороны, глубочайший и в то же время такой простой смысл картины — девиз `Не горюй!`. Как бы ни корячились современные киношники, музыканты и литераторы, претендующие на сверхинтеллектуальность и вечно рассуждающие о бренности всего сущего и о сущности всего бренного, СМЫСЛ ВСЕГО ПРОСТ, и изобретать тут давно нечего…

    Фильм можно рвать на цитаты, смотреть в любом настроении, в любой компании, в любое время.

    Редкий фильм. Фильм на все времена.

    22 ноября 2009 | 17:00

    Незамысловатая история, простейшие сюжетные ходы — а фильм великий! Пронзительный фильм. Сюжет как бы набросан пунктиром, главное здесь КАК это сделано. Что это, комедия, трагедия, мелодрама? Рука не поднимается назвать фильм комедией: благородство, эмоции, смех сквозь слезы, трагедия, ирония, достоинство… Светлый и глубокий, умный и тонкий, веселый и грустный.

    Блестящее, безумно красивое грузинское многоголосие. Музыка на первом плане, самозабвенно поющие люди — не здесь ли истоки Кустурицы? Но Данелия тоньше, благороднее, человечнее, наконец, просто умнее Кустурицы!

    Даже если бы у Данелия вообще не было бы больше фильмов, благодаря этому он вошел бы в историю кинематографа. Другой вопрос, что Данелия сильно недооцененный на Западе режиссер. И это несмотря на то, что Феллини в свое время очень высоко оценил «Не горюй!».

    Фильм нуждается в переосмыслении и переоценке.

    9 февраля 2010 | 16:38

    Довольно хорошая (но, сразу скажу, что не лучшая) картина от Данелия с присущим юмором и философскими заходами.

    Лично для меня эта лента очень необычная, так как я, кажется впервые, смотрю фильм, который вполне можно назвать чисто грузинским. Я, кстати, попал на этот фильм из-за Леонова, который играет здесь весьма второстепенную роль, и особенно даже ничем не запоминается. И, мне показалось, что Евгений, чуть ли не единственный «негрузинский» актер в этом фильме.

    В этом фильме очень много песен. Их просто нереально много. Я всегда знал, что грузинский народ ассоциируется с гостеприимством и застольем, и вином и песнями. Но, смотря этот фильм, понимаешь, что в Грузии любое дело, да, вообще абсолютно все, начинается и заканчивается песней.

    Конечно, в этой картине есть глубокие мысли, которые, на первый взгляд, скрыты под замечательным комедийным образом. Были моменты, над которыми я смеялся от души. Смотрится фильм очень легко и ненавязчиво. Но, тем не менее, это далеко не лучшая работа Данелия.

    14 мая 2013 | 05:31

    Это фильм один из немногих, жанр которого определить невозможно, да и не нужно. Здесь сочетается как комедия, так и драма, возможно, философская притча.

    Характеры главных героев яркие, иногда шаржевые, запоминающиеся. Одна и та же музыкальная тема в начале, середине и конце фильма звучит абсолютно по-разному.

    Фильм снят по роману Клода Тилье. Оттого что-то французское есть в этом фильме. От фамилии главного героя — Глонти, до типично французских шуток, которые разбавлены изрядным количеством грузинского юмора. На мой взгляд, самое «французское» место в фильме — это эпизод с князем. Даже люди из свиты князя одеты в своеобразные сюртуки, старомодные лосины, европейская мода восемнадцатого века. Конфликт с князем достигает своего апогея, когда тот требует, чтобы Бенжамен «поцеловал его в зад». Это желание странное не изощрённостью, а нарочитостью, выглядит как символ, нежели как истинная документальная правда. Вообще, всё, что происходит в фильме, сделано по канонам литературы Барокко, где главный герой, как песчинка, попадает в разные ситуации, мыслимые и немыслимые. Из всех испытаний жизни барочный герой выпутывается и продолжает жить дальше. Так же, как и Бенжамен Глонти, который горюет по неудавшейся жизни, но при этом не сидит на месте. Он деятелен. У него есть свои интересы. Он не идеальный герой, не идеальный человек; как и все персонажи фильма, он — неудачник. Но неудачник с какого-то определённого ракурса. Если посмотреть на него другими глазами, то он вполне обычный человек. Одно из главных качеств у него — это чувство собственного достоинства, что заставляет его уважать. Поэтому он мстит князю, отпускает свою невесту с её возлюбленным. Заканчивается всё печально, неудачно. Но Бенжамен и тогда переносит всё «с высоко поднятой» головой. Тем более что все неудачи идут рядом с достижениями. От этого нет такого образа затравленного жизнью героя. Особенно, если учесть присутствие огромного количество юмора и комических ситуаций, то всё сразу воспринимается сквозь призму шутки. Вся жизнь — как шутка, так зачем плакать над своими бедами.

    Фильм состоит из нескольких ярких событий, которые без развития уместились бы в короткий метр. Главное здесь не что происходит, а как происходит. Изящная ирония над жизнью. Друг героя, Леван, говорит, что хочет при жизни услышать, что о нём будут говорить после смерти. Странная абсурдная шутка, ведущая за собой ещё более абсурдную ситуацию. Люди вместо тостов начинают говорить поминальные речи. Опять здесь всплывает барочный идеал «жизнь как сон», всё так зыбко и валко, что стоит ли всерьёз думать о смерти и бояться смерти.

    Достойный фильм достойного мастера кино, Георгия Данелии. Хорошая операторская работа Вадима Юсова. Фильм на все времена. Вечный. Классический. Он до сих пор вызывает симпатии людей, молодых людей, которые принадлежат уже к новому поколению любителей такого кино.

    22 января 2012 | 00:45

    Что-то волшебное происходило. Где я только не побывал во время просмотра «Не горюй». Залез в интернет, прочитал кратко изложенную историю Грузии от Колхиды до нынешнего времени. Прочитал отдельно историю Тбилиси. Зачем-то полазил по турагентствам, порассматривал, какие бывают туры в Грузию. Потом не помню. Очнулся посреди ночи, на мониторе мерцал какой-то кулинарный сайт, который рассказывал, как вкусно приготовить блюдо под названием «грузинчики».

    Кино просто не оставляет шанса остаться равнодушным к этим милым людям на экране. Ну вот по-честному, вам не захотелось туда к ним? Пройтись по улочкам, выпить вина из рога, как минимум послушать, а как максимум попеть в многоголосье. Смеха ради поклясться маленьким Варламом, чтобы он смешно начал кричать «Эй, а почему я?! Что, кроме меня никого нету??».

    А вообще этот фильм похож на бытовую трагикомедийную сказку, которые так любит снимать Данелия. Сказка, где главному герою удаётся чудом попасть в передрягу, чудом из неё выйти, чтобы попасть в другую. И даже эпизодические роли и сцены с ними представлены очень ярко, будь то солдат в исполнении Евгения Леонова, или заключённый, сыгранный Фрунзиком Мкртчяном. Всё это приправлено как доброй порцией фарса, иронии, хорошего юмора, так и сценами, наполненными трагедией и драмой.

    9 из 10

    16 марта 2016 | 14:04

    Когда-то в нашей стране умели снимать хорошее, настоящее кино, которое смотришь и не можешь оторваться. Кино, которое было для всех и при этом заставляло думать. Кино, где ещё были актёры, где писали хорошие сценарии и умели ставить кадры. Кино, где ценны каждый эпизод и каждая реплика, где не пойдёшь лениво на кухню сделать бутерброд в перерывах между стрельбой или потными совокуплениями.

    Ранний фильм Г. Данелия «Не горюй!» прекрасен и совсем не кажется незрелой пробой пера. Или как правильно в данном случае? Пробой плёнки?

    История молодого врача Бенжамена Глонти на первый взгляд незатейлива и проста, полна задора, мягкого юмора и забавных эпизодов, связанных с больными, друзьями и семьёй. Фильм снят по мотивам повести французского писателя Клода Тилье «Мой дядюшка Бенжамен», что мне совершенно ни о чём не говорит. Мне он всегда казался исключительно грузинским: он снят на фоне гор и горных речек, там пьют грузинское вино и поют грузинские песни, и конечно же, играют грузинские актёры. Замечательные актёры!

    Впервые мы видим главного героя в начале фильма идущим по тропке домой — солнце светит, ослик рядом цокает копытами, бурдюк полон вина, вино пьётся, песня поётся — вот она, жизнь, живи и радуйся. И не горюй! Пройдёт совсем немного времени, и всё изменится. И в жизни героя и в кадре. В финале та же дорога, даже спутник и ослик те же, но нет солнца — зима, холод и снег, и совсем не весело нашему Бенджамену. Впрочем, и спутник появится ещё один.

    Бенджамена играет молодой Вахтанг Кикабидзе, которого и в титрах называют его дружеским прозвищем Буба. Некрасивый на первый взгляд, при этом чертовски обаятельный! Не Ален Делон, а грузинский Фернандель.

    Нет ни одной проходной роли, чего только стоит старушка-мать, знаменитая когда-то Верико Анджапаридзе. Она приводит на приём мальчика, сына, так его и называет: «Вы посмотрите мальчика, доктор! Нет, вы его хорошо посмотрите! Всего посмотрите!» — и гордо отправляет того за ширму. Раздеваться. А мальчику-то лет 40.

    Ещё в эпизодах Е. Леонов, играющий старого солдата

    И великолепный С. Филиппов, парикмахер. Этому актёру, кажется, за всю его длинную кинематографическую жизнь не досталось ни одной главной роли — только комические эпизоды.

    А дети! Это просто песня! Тут, конечно, и слава сценаристу, который написал им потрясающие реплики.

    Сестра главного героя, вечно беременная и уставшая от забот, в исполнении С. Чиаурели — ещё одна замечательная актриса. Что первым делом делает грузинская жена, когда ночью её буди соседка с криком: «Вай! Твой брат твоего мужа убил!» Она деловито хватает ружьё, думаете, убивать? «Он ведь сбежит в горы, ружьё ему там пригодится!»

    Молоденькая красавица Анастасия Вертинская кажется здесь тоже самой настоящей грузинкой. И даже лезгинку танцует, как будто там и жила, и росла всегда.

    Впрочем, в этом фильме так много всего, что его надо просто смотреть. И приготовиться к тому, что в нём, как в жизни, от смеха можно перейти к слезам. Да, как-то вот так вдруг: пели-плясали, а жизнь-то состоит не только из этого…

    У неё на вас свои планы.

    4 ноября 2014 | 16:05

    «Не горюй» — это тот фильм, который можно считать исключительным по своей манере, так как ни где в мире вы не встретите таких картин, включающие в себя элементы комедии и философской драмы. Обычно режиссеры выбирают что-то одно и строят свои идеи на этой или той основе, стремясь поразить зрителя. Но как мы знаем в любой комедии есть своя драма, она не сильно там видна, но все же она присутствует и этим прекрасен этот жанр, в отличие от драмы чистой, где юмора нет и не может быть. Поэтому, мне кажется, не зря сказал Андрей Кончаловский следующее: «Пытался снять комедию, получается трагедия. А все потому, что у меня нет чувства юмора.» Кончаловский прекрасный кинорежиссер, но он лишен того редкого таланта, когда человек в состоянии снять и комедию и драму. Но Георгий Николаевич Данелия — это особая стихия.

    Будь моя воля я бы обособил его от всех остальных и сделал бы новый жанр в кино — жанр Данелии. Да, существует трагикомедия, но у него она происходит в совершенно другом направлении. Какая-то музыкальная трагикомедия, где музыка играет особую роль, выступает неким вторым сценарием фильма, в котором можно услышать и понять всю психологию персонажей, окружающие их условия, внутренний подтекст картины. И у советского режиссера это получается мастерски. Совмещать песни и действие фильма, при этом не теряя динамики и темпа, полностью следуя за сюжетом в той манере, какая ему характерна. Тот эпизод, который стал ключевым в фильме, когда герой Серго Закариадзе подошел в умиротворенном состоянии к окну и стал растерянно смотреть в него, а Бенджамен начал петь, можно считать эталоном раскрытия человеческой души перед скорой смертью. И это было сделано с помощью песни в исполнении Вахтанга Кикабидзе под видеоряд, снятый Вадимом Юсовым, великим оператором советского и мирового кино.

    Его работа в этой киноленте была как всегда безупречной, особенно был интересен уход камеры в черное и возвращение ее уже зимой, когда Бенджамен шел с маленьким ребенком, с несчастным малышом, которого постигла такая ужасная участь — горячего безрассудного и гордого отца убили на дуэли, созданной не из чего, мать умерла при родах, подарив свою жизнь ребенку, но оставив своего отца в глубоком трауре, правда ненадолго. Кстати эта кинолента стала предпоследней и по сути пророческой для Серго Закариадзе, он последовал за своим персонажем спустя два года после выхода картины на экран. Закариадзе знал, что скоро умрет, и поэтому он так органично и невероятно сыграл Левана Цинциадзе, но не стоит из-за этого уменьшать его актерский талант, вспомните великий фильм «Отец солдата», где он был неотразим, показав зрителям истинно гениальное актерское перевоплощение.

    Их конечная встреча доктора и малыша в конце фильма была закономерным итогом всего произошедшего с ними. Заботясь о Леване, Бенджамен обязан был взять на попечение ребенка. Это вопрос чести, также как и сатисфакция с князем, только там был вопрос личного характера, а здесь более глобального и общечеловеческого. Ведь воспитать этого человека нужно правильно, так как в глазах героя Серго Закариадзе читалось все отношение к герою Кикабидзе. В них была благодарность, покаяние, и просьба позаботиться о его внуке. Эти глаза и та музыка, соответствующая внешней обстановке были общим итогом приезда сюда Бенджамена Глонти, так сильно похожего на одного из чеховских персонажей.

    10 из 10

    16 декабря 2013 | 01:29

    Оказывается, не только цыгане и сербы умеют жить и умирать с песней. Грузины тоже это умеют, может, даже лучше. Прекрасная картина. Чаурели и Кикабидзе — замечательный тандем. Когда хочется грустить и плакать, пой, когда весело, тоже пой. Родился ребенок, пой. А если ты собрался перейти в мир иной, то позови друзей, накрой им стол, да пой и танцуй.

    5 февраля 2007 | 18:10

    Георгий Данелия — поистине уникальный режиссер, без всяких преувеличений. Для начала, попробуйте найти у него хотя бы один фильм, который заметно выпадал бы из общего ряда его работ — потратите время впустую, потому что таких просто-напросто нет, — Данелия хоть и проделал достаточно длинный творческий путь и выпустил порядочное количество картин за свою жизнь, но при этом ничего половинчатого, противоречивого и откровенно слабого вы у него не встретите, не-а. Особенно показательно то, что Данелия, по сути, — единственный из российских режиссеров, кто остался верен самому себе даже после распада Советского Союза, умудряясь снимать такие же проникновенные, душевные и искренние фильмы, как и десятилетиями раннее. Ко всему прочему каждый из фильмов Данелия по-своему примечателен, незабываем и неповторим, несмотря на то, что все они и по жанру, и по стилю очень близки между собой и даже в каком-то смысле объединены общей идей.

    В общем, мне для своей рецензии было довольно-таки сложно выбрать из всех данелиевских фильмов какой-то один. Но в итоге я остановился на фильме «Не горюй», потому что, во-первых, эта картина наиболее наглядна и показательна в плане попытки объяснения на ее примере, в чем же заключается мастерство Данеилия как художника, а во-вторых, как мне показалось, этому произведению незаслуженно уделялось слишком мало внимания.

    Прежде всего поговорим об идейном содержании этого фильма. Как и в других своих фильмах Данелия говорит с нами о высоких чувствах, глубоких переживаниях и очень тонких и хрупких душевных волнениях, — о тех вещах, которые никогда не перестанут быть актуальными. Уже одним этим Данелия выгодно отличается от так называемых «творцов», которые считают, что искусство — это просто способ самовыражения, и которым совсем невдомек, что отговорка: «Ничего не знаю, я просто так вижу», — на самом деле здесь не канает. У искусства во все времена было свое назначение, своя функция. В наше непростое время одним из основных назначений искусства — это то, что с достаточной долей условности можно назвать утешением, — собственно, само название фильма уже говорит о том, что сходную задачу ставил перед собой и режиссер.

    Идейное начало произведений искусства, безусловно, должно идти всегда об руку с его высокой художественностью. Сам фильм выполнен в сложнейшем жанре трагикомедии. Сложен этот жанр потому, что нужно говорить о сложных вещах максимально просто, используя весьма ограниченный набор изобразительных средств и приемов (ведь само комическое по определению никак не может относиться непосредственно к чему-то такому высокому, к каким-то сложным и глубоким чувствам; предметом комического всегда являются мелкие, незначительные недостатки). Причем такое ограничение — это сознательный режиссерский прием, так как, чем сильнее ты в этом плане себя ограничиваешь, тем глубже в итоге удается погрузиться, не растекшись, что говорится, мыслью по древу; ну и плюс к тому, думаю, всем и так понятно, что, чем глубже и основательнее идея спрятана, с тем большим эстетическим наслаждением она будет понята и оценена.

    Сюжет фильма до банальности прост и незамысловат. История разворачивается в небольшой грузинской деревушке в конце XIX века. Главный герой картины — молодой практикующий врач Бенжамен Глонти. С виду Бенжамен — просто-напросто беспечный гуляка, которого ничего в этой жизни по-серьезному не заботит: большую часть своего времени он проводит на посиделках с друзьями, и если уж и заглянет к нему какой-нибудь клиент, он все равно не возьмет с него плату за свои услуги, — и это несмотря на то, что он полностью находится на содержании у своей сестры и еще остается в долгах за свое обучение. Его сестра в один прекрасный момент, устав от хлопот, решает свести своего брата с девушкой из состоятельной семьи. После чего на молодого доктора неожиданно обрушивается целый ворох несчастий, которые он неожиданно встречает с небывалым достоинством…

    Да, в целом рассказик не затейливый, но в этом то и вся прелесть — ведь все сделано так, что ты с самого начала и до конца полностью погружаешься в эту историю, с головой окунаешься в те чувства, эмоции и переживания, которые испытывают герои картины. Философия всей этой истории очень лаконична и не громоздка — тут нет никаких интеллектуальных головоломок, запутанных символов и непонятных ассоциации, свойственных претенциозным философским картинам. Не знаю, как вы, но лично я от любого фильма в первую очередь жду, что создатели меня возьмут и протащат через весь фильм так, что я за время просмотра толком и задуматься не успею, а после просмотра останется то самое послевкусие, которое, собственно, и заставляло бы меня размышлять и обдумывать увиденное. Фильм «Не горюй» в этом плане полностью оправдывает мои ожидания.

    Сценарий прописан просто блестяще. Стержень повествования — это своеобразное «путешествие» главного героя по миру разнообразнейших страстей и чувств, и на протяжении всего этого «пути» с ним случаются разнообразные приключения комического плана. Вся эта цепь комедийных эпизодов идеально вписана в общий сюжет и мастерски разбавлена событиями другой эмоциональной тональности. При этом все выглядит очень естественно, непринужденно, ненавязчиво; никакого многословия, растянутости и повторов, которыми грешат многие кинокомедии. Персонажи фильма обрисованы превосходно: некоторая карикатурность присутствует (это все же комедия, как иначе), но там, где нужно, Данелия делает образы живыми и очень правдоподобными, смягчая карикатурность демонстрацией положительных качеств персонажей (но то же в меру, упоминая о них вскользь, мимоходом). Вообще, стоит сказать, что юмор картины преимущественно добрый, мягкий и дружелюбный, то есть такой, при котором сквозь внешние проявления небольших недостатков открываются положительные внутренние качества персонажей — это очень редкое умение на самом деле, немногие в действительности способны вызывать добрый смех так талантливо, как это делает Данелия.

    В заключении — пара слов об атмосфере. Музыка в фильме играет очень важную роль, она, настраивая на определенный лад, словно задает ход всему повествованию: то залихватски разгульному, то наивно игривому, то задумчиво печальному. Все это вкупе с грузинским колоритом создает просто непередаваемые ощущения, и чтобы это почувствовать, надо просто это смотреть, особые разглагольствования здесь бессмысленны.

    В общем, я подвожу к тому, что если вы еще не видели этого фильма, просто забудьте все то, о чем только что прочитали, и посмотрите его. Попробуйте воспринимать увиденное с открытой душой, наивно. Возможно, он оставит такой же значительный след в вашей душе, как и у меня.

    10 из 10

    2 июля 2013 | 18:30

    Самый грузинский фильм в творчестве Георгия Данелии, «Не Горюй!» (1968) был поставлен по мотивам романа Клода Тилье (1801-1844), «Mой Дядя Бенжамeн», действие которого разворачивается во французской провинции начала 18 века. Бенжамeн Глонти, молодой местный врач, душа общества, образован, дружелюбен и часто лечит бедных бесплатно. Это делает его очень популярным среди местных жителей, но никак не помогает пополнению банковского счёта. Он влюблен в прекрасную Манетт, которая тоже без ума от него, но её отец бдительно следит за любыми посягательствами на невинность дочери до момента подписания брачного контракта.

    В фильме сохранены основные сюжетные линии книги Тилье, но действие перенесено из дореволюционной Франции в Грузию конца 19-го века, куда Данелия поселил героев романа, наделив их чертами своих родных и друзей из воспоминаний детства и юности. Сценарий картины, написанный в Тбилиси и вобравший в себя атмосферу солнечной осени в старом городе с черепичными крышами под окном, исполнен доброжелательностью и гостеприимством, которыми были проникнуты вечера в доме Верико Анджепаридзе, знаменитой грузинской актрисы и родной тётушки Данелии. Давно и навсегда ушедшая Грузия, ожившая под пером Данелии-сценариста и благодаря его мастерству режиссёра, предстаёт страной старинных и прекрасных традиций, таких, как искусство виноделия, вино-пития и дружеских бесед, длящихся за полночь в уютных духанах под названиями «Не Горюй», «Сам Пришёл» или «Не Уходи, Мой Голубчик». А обитатели этой страны наделены певческим талантом и высоким нравственным кодексом чести и благородства.

    Гармонично сочетая печальную комедию и арт-фильм, нежный, добрый и слегка эксцентричный «Не горюй!» не подавляет зрителя усложнёнными, амбивалентными образами и кино-цитатами, чем зачастую грешат арт-фильмы. Он преисполнен душевностью и любовью к чудаковатым, темпераментным, не от мира сего, человечным персонажам, в лица которых камера всматривается с интересом и пониманием. Георгий Николаевич Данелия приглашает зрителей пройти по крутым горным дорогам Грузии вместе с беспечным бессеребренником, доктором Бенжамeном Глонти (Вахтанг «Буба» Кикабидзе) и улыбнуться попыткам его неутомимой, энергичной сестры Софико (Софико Чиаурели) женить любимого младшего брата. Невидимыми гостями присутствуем мы на единственном в своем роде торжестве, где друзья собираются, чтобы отпраздновать жизнь старого доктора Левана (яркая и трогательная роль Серго Закариадзе, его лебединая песня), решившего стать живым участником своих собственных поминок, чтобы узнать, как друзья будут вспоминать его, что говорить, когда день его похорон действительно настанет, и какого цвета выберут гроб, в котором понесут его к месту упокоения. В течение всего лишь 90 минут, в фильме отразилась жизнь человеческая в поисках смысла, во всей широте спектра душевных эмоций, сопровождаемая дивной полифонией а капелла.

    Освещённая мягким юмором, трагикомическая история жизни и смерти, любви и дружбы, достоинства и чести, стала, своего рода, водоразделом в творчестве Данелия. Многое из того, что определило его кино-почерк и сложилось в уникальный стиль, узнаваемый в последующих картинах, получило начало в «Не Горюй». Начиная с него, постоянным композитором в фильмах Данелии стал Гия Канчели, чья лиричная музыка, обладает ярко выраженным мелодическим рисунком и создаёт неповторимое настроение. «Не Горюй» — первый фильм режиссёра, снятый в цвете, и он окрашен в радостные тона, в которых преобладают чистый ультрамарин и яркая зелень. Отрадное чувство разливается по жилам от запечатлённых камерой Вадима Юсова синих гор, громоздящихся амфитеатром, чьи снеговые вершины сливаются в серебряную цепь. Воздух, чистый и свежий, так и струится с экрана. Солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? Но Данелия идёт дальше в творческом озарении. Именно в «Не Горюй» он впервые смешивает в идеальных пропорциях не только цвета, но смешное с горьким, земное с возвышенным, нежное с гротескным, надежду и печаль, положив начало жанру грустной эксцентрической комедии.

    С лёгкостью преодолевая литературные и географические границы, «Не горюй» входит в галерею вдохновенных артистических фильмов — воспоминаний о родных городах, городках, деревнях с чудаками-обитателями. Среди них и «Синема Парадизо» Тарнаторе, и «Жизнь как чудо» Кустурицы, и «Эпоха Радио» Вуди Аллена, и самый известный из всех, «Амаркорд» Федерико Феллини, пожалуй, наиболее близкий фильму Данелия по духу. Итальянский мастер кино пришёл от «Не горюй» в восторг, который ничуть не уменьшился с годами. Oсновав в начале 1990-х кино-фестиваль в Римини, своём родном городе, где он снял «Амаркорд», Феллини настоял на том, чтобы премия фестиваля 1991 года за лучшую режиссуру была вручена Георгию Данелии, который участвовал только во внеконкурсном показе с фильмом «Настя». Феллини eгo не видел, так как лежал в больнице, но это его не остановило. «Я видел «Не Горюй», сказал он, «и мне достаточно.»

    Здесь позволю предположить, что «Не Горюй!» вполне мог повлиять на создание автобиографической кино-фантазии Феллини «Амаркорд», вышедшей на экраны через пять лет после ленты Данелии. Оба фильма окружены похожей атмосферой. В обоих их создатели возвращаются к своим истокам, к людям, которых они помнили, любили и, став мастерами кино, запечатлели на экране. «Не Горюй!» и «Амаркорд» полны улыбок сквозь слёзы и достают напрямую до зрительских сердец. Благодаря обоим, мы начинаем понимать и ценить то особое мироощущение, которое при других обстоятельствах сочли бы эксцентричным или даже безумным. Над ними не властны ни время, ни социальные потрясения. Оба вызывают тo редкое, заветное чувство, которое ни на одном языке не выразишь лучше, чем «Мне грустно и легко; печаль моя светла…»

    Посвящается юбилею Мастера грустных и светлых комедий

    28 августа 2015 | 17:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 297 руб.
    подробнее

    Новости


    Великий русский оператор, снимавший фильмы Тарковского, Бондарчука и Данелии, Вадим Юсов ушел из жизни в возрасте 84 лет. В его послужном списке ленты «Я шагаю по Москве», «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Они сражались за Родину», «Подстрочник». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Главный телевизионный критик современного российского кино Александр Гордон выпустил в прокат собственную картину „Огни притона“ — экранизацию повести своего отца о судьбе одесской хозяйки борделя… (...)
     
    все интервью

    Статьи


    В честь старта в отечественном прокате ленты Георгия Параджанова «Все ушли» КиноПоиск предложил создателям этого фильма вспомнить свои любимые грузинские картины — от творений Георгия Данелии до экспериментальных работ Сергея Параджанова(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    19-21 июля
    05.08.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 19-21 июля
    «в составе Комитета нет ни одного работника, который мог бы разбираться в вопросах киноискусства…». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    115.Малышка на миллионMillion Dollar Baby8.223
    116.Как украсть миллионHow to Steal a Million8.223
    117.Одиннадцать друзей ОушенаOcean's Eleven8.221
    118.КазиноCasino8.221
    119.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Король шантажа8.214
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.ИнферноInferno94.33%
    17.ГенийGenius94.08%
    18.Джейсон БорнJason Bourne93.75%
    19.Голос монстраA Monster Calls93.75%
    20.Великая стенаThe Great Wall93.72%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass8
    ВаркрафтWarcraft27
    Оранжевый — хит сезонаOrange Is the New Black30
    Финансовый монстрMoney Monster1
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse80
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.451
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.756
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.595
    Angry Birds в киноAngry Birds6.548
    Экипаж8.177
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры