всё о любом фильме:

Афоня

год
страна
слоган«Плохой хороший человек»
режиссерГеоргий Данелия
сценарийАлександр Бородянский
директор фильмаАлександр Яблочкин
операторСергей Вронский
композиторМоисей Вайнберг, Андрей Макаревич, Юрий Шахназаров
художникБорис Немечек, К. Разумовская
монтажТатьяна Егорычева
жанр драма, мелодрама, комедия, ... слова
зрители
СССР  62.2 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время92 мин. / 01:32
Весело и беззаботно жил слесарь-сантехник Афанасий. Не гнушался левыми заработками, любил выпить, поволочиться за девушками. Так проходил день за днем, но однажды… О том, что случилось с Афоней, рассказывает фильм признанного мастера комедии Георгия Данелии.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В фильме «Афоня» состоялся кинодебют группы «Машина времени». Песня для фильма была приобретена по всем законам и спустя несколько месяцев Макаревич получил деньги, около 500 рублей, большая по тем временам сумма. На эти деньги группа купила в комиссионке магнитофон «Грюндиг», на котором музыканты записали не один хит.
    • Роль Федулы для актера Борислава Брондукова стала знаковой. Актер так вошел в роль, что однажды охранники ресторана московской гостиницы, где проходили съемки, приняли его за алкаша. В перерывах между съемками Брондуков, не переодеваясь, вышел на улицу покурить и. .. пропал. Кто-то из киногруппы пошел его искать и увидел, как упирающегося Брондукова с бранью выкидывают из гостиницы: «Тоже выдумал — артист! Сказали тебе, пьянь болотная: нечего тебе здесь делать!»
    • На главную роль претендовали три человека — польский актер Даниэль Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев.
    • Многие помнят эпизод, когда Афоня «кадрит» пышногрудую девицу на танцах. Актрисе Татьяне Распутиной, чтобы увеличить грудь, решили подложить в бюстгальтер манную крупу. Грудь так «заиграла» в прозрачной блузке, что потом критики искренне восхищались этой художественной находкой.
    • Занимает по посещаемости 15-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • На роль Борщова также пробовались Николай Караченцов, Владимир Носик, Борис Щербаков, Владимир Меньшов, Георгий Бурков, Виктор Проскурин, Владислав Долгоруков.
    • Съёмки проводились в г. Ярославле. В фильме можно увидеть виды Спасо-Преображенского монастыря, брагинские «хрущёвки», кафе «Ассоль», универмаг «Ярославль» на улице Свободы.
    • В фильме на сцене вместо музыкантов «Машины времени» снималась группа «Аракс». После «Солнечного острова» «Аракс» исполнил свою песню «Мемуары».
    • Все сцены с актрисой Евгенией Симоновой, которая играла роль медсестры Кати, сняли всего за три съёмочных дня. Дело в том, что Евгения Симонова уже подписала договор на съёмки в другой картине и всё лето должна была сниматься в Башкирии.
    • Играя роль алкоголика и пьяницы, Афоня пьет спиртное в кадре всего дважды и то в небольших количествах. В начале фильма в кафе «Ассоль» он пригубил пиво, а в середине фильма он у себя дома выпивает рюмку вина.
    • Первоначально фильм должен был сниматься на киностудии Довженко. На главную роль Афони был утвержден Борислав Брондуков. Однако по распоряжению Минкультуры фильм отдали Георгию Данелии на Мосфильм.
    • еще 8 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В конце фильма, когда милиционер проверяет паспорт у Борщова, отчетливо видна дата выдачи паспорта: 24 июня 1984 года. Фильм вышел на экраны в октябре 1975 года.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.5/10
    В начале будет смешно. На сцене, где танцуют изящные балерины в своих белых, словно воздушных одеяниях, появится забулдыга в нелепых шароварах и в таком же затрапезном халате, надетом прямо на майку. Соединение несоединимого рождает смех. Но Георгию Данелии внешнего противопоставления мало. Он сталкивает в прямом смысле слова — пьяницу и балерин. Федул крикнет своим резким, пропитым голосом: «Осторожнее!». Он чувствует себя везде хозяином, во всём правым, потому что ему Афоня рубль должен. Этот самый 1 р. для Федула — наибольшая ценность на свете. И что Федулу искусство, если голова трещит с похмелья, поэтому надо срочно выпить, а «вечный должник» Афоня куда-то запропастился…  (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 241 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    В золотых семидесятых зрителям в кино показали вырождение идеи «воспитательное влияние коллектива на индивидуума» и постельную сцену. Ну, как постельную… постпостельную, но все очевидно. И, наверное, все увидели в этом «правду жизни» и восхитились. И это все, понятное дело, в исполнении Данелии, Куравлева, Леонова, Симоновой. Профессионализм, все дела.

    Но при этом как-то режиссер, на мой взгляд, слишком самой структурой фильма культивирует у зрителя сочувствие к главному герою. А всех его положительных черт — он незлобив и для своего круга «куртуазен» с дамами.

    Да, ужасно тупо было то, что на работе все «организованно осуждали» героя за то, что он в нерабочее время купался в фонтане. Да это его личное дело, акт хулиганства был пресечен родной милицией и вопрос закрыт. Он никого не убил и не изнасиловал, в конце концов. И сотрудникам это все, очевидно, было неинтересно. Они либо спали, как герой Басова, либо развлекались, как его соседи. Но эта сатира уже неактуальна, сейчас так, слава богам, не делают — не тратят чужое время на «воспитание» взрослых людей.

    Но при этом Борщов отвратительный работник, это факт. Он вымогает взятки и даже крадет у клиентов вещи. Это же кошмар, и самое печальное, мы даже в современной России полностью не избавлены от подобной тирании. Тоже, бывает, прорвет трубу горячей воды, пытаешься вызвать, а у них воскресенье, короче, в частном порядке неофициально-платно. Хотя, может, они и обязаны бесплатно, пес их знает, но бегать скандалить, когда у тебя ЧП — уж легче заплатить.

    Отвратительно Борщов поступил и с теткой своей. Вполне возможно, впрочем, что это она его развратила воспитанием, отдав всю себя. Последнее платье на рубашку перешила и все такое. Возможно. Но это его совершенно не оправдывает, потому что ну хоть адрес-то свой мог бы и сообщить новый. Тетку жалко. Борщова не жалко вообще. Его раскаяние ближе к концу фильма — дешевенькое возмещение его поведения. Никому с его слез не полегчало, особенно тетке.

    Еще меня лично жутко напугала героиня прелестной Симоновой. Почему-то все ее восприняли как «скромную» и насквозь положительную. Народ, мы один фильм смотрели? Это скромность? Она нагло домогается главного героя весь фильм. Он уже извелся придумывать, как вежливо сообщить настырной деве, что не заинтересован. А она прет и прет, как паровоз, просто «возьми меня прямо здесь». Это же жутко, вот представьте, что с вами кто-то познакомился, вам не понравился, вы это всеми методами ему продемонстрировали, но этот кто-то… ну просто лезет в вашу постель, приходит к вам домой, потому что показалось, что вы звонили, едет за вами через пол-страны… это же натуральное преследование. Один раз по пьянке, от отчаяния и «на безрыбье» он ей уступил — ну и видимо все, попал окончательно. Единственный момент, в которому я главному герою сочувствую. Потому что от таких психов, скорее всего, даже прямым матерным посылом не отвяжешься. Это под конец фильма такая сложилась ситуация, что герой, может, ей и рад, но в подавляющем большинстве случаев такие «влюбленные» превращают жизнь объекта своей страсти в сущий ад.

    А вот герой Леонова милый. Простой, конечно, как угол стола, к случайному собутыльнику аж жить переехал без спроса, но милый. Гуманист, хочет, чтобы не было войны. Но, видимо, Афоне развитие дружбы с ним не показалось достаточным наполнением своей духовной жизни в будущем. Можно понять — и разница в возрасте, и опыта и умения настоящей дружбы у Афони нет, и у того все же семья, дети, и постоянно с Афоней он «тусить» не будет.

    В общем, не так внятно тут все как в «Осеннем марафоне» том же. Позиция режиссера, опять же, не ясна, особенно в отношении героини Симоновой. Дальнейшая судьба главного героя тоже под вопросом. Фильм так снят, будто все будет хорошо, а если бы такое произошло в реальности, ничего особенно хорошего в будущем с таким раскладом я не вижу у героя.

    В общем, не вершина творчества Данелии.

    19 января 2014 | 19:19

    Недавно я посмотрел довольно старый советский фильм «Афоня». Наверняка, многие из вас удивятся, что у меня не доходили руки до данного творения. Признаюсь, что я довольно плохо знаю классику советского кинематографа, но тем не менее любимые фильмы, созданные в стране давно минувших дней, у меня тоже имеются. Например, «12 стульев» Гайдая, «Зеркало для героя», «Город Зеро», и почти все фильмы Тарковского. Так что более-менее известные фильмы мне знакомы, но, как я сказал ранее, с «Афоней» я ознакомился совсем недавно.

    Меня поразила не столько составляющая фильма, которая показывает нам метания в душе главного героя и его противоречивость, а больше всего моё внимание привлекла харизма протагониста. Афоня с одной стороны кажется совсем дикой личностью, которая живёт в квартире без радио, телевизора и других средств массовой информации (может оно и к лучшему) и более всего походит на пещерного человека. Со стороны Афоня может показаться даже циничным существом, но когда он помогает своему собутыльнику Коле (с которым он выпил всего лишь один раз) моё мнение о главном герое резко изменилось. Было видно, что и в дальнейшем Афоня пытается встать на «путь истинный».

    Многие могут сказать, что в СССР любили снимать пропагандистское кино, обличающее подобных «Афонь», но ведь это и неплохо. Подобных «Афонь» даже на нашем постсоветском пространстве хоть отбавляй, а фильм, несомненно, будет актуален и в наше время. Рекомендую.

    10 из 10

    3 ноября 2014 | 00:27

    Афоня друг!

    Ты мне рубль должен!


    Два!!!

    Афоня (я люблю этот фильм)

    Почему-то так получалось, что великий грузинский режиссер Георгий Данелия очень часто стоял в тени другого режиссера Леонида Гайдая. Сравнивать их фильмы конечно занятие глупое и неблагодарное. Я лишь хочу сказать, что Данелия тоже очень часто снимал шедевры мирового кинематографа. Про один такой шедевр я и хотел немного вам рассказать.

    Хотя он не нуждается в представление, и практически все русские люди видели фильм под названием «Афоня». Я тоже его смотрел, и я полюбил этот фильм еще ребенком. Только мне всегда почему-то было очень грустно его смотреть. Самое главное при просмотре этого фильма нужно знать, что Данелия не снимал чистую комедию. Я вообще не помню, чтобы Данелия снимал фильм с одним жанром. Фильм «Афоня» не стал исключением, поэтому в нем есть и грустные и смешные моменты. Особенно конечно финал картины удался. Это очень трогательная и грустная история.

    Главного героя абсолютно нельзя охарактеризовать. Иногда он очень добрый, а иногда он сам не знает, чего хочет. Он может пообещать залезть на самую высокую гору в мире, а потом просто забудет про это и наврет всем, что уехал на картошку. Мне кажется жить с таким человеком очень тяжело. А еще мне кажется Афоня похож очень сильно на меня. Я тоже не знаю, чего я хочу от этой жизни и со мной тоже тяжело жить.

    Я не знаю, зачем Данелия снял такой странный и вроде простой фильм одновременно. Что он хотел сказать этим фильмом и своим героем? Это вопросы без ответа. Но финал фильма был сделан в светлых тонах и поэтому придется только надеяться на то, что у него все будет в жизни хорошо со своей молодой и настырной спутницей. Данелия снял очень глубокий фильм.

    А еще Данелия подарил культовую роль великому актеру Леониду Куравлеву. Я вообще не представляю другого актера на эту роль. Куравлев сыграл очень сильно и правдоподобно свою роль. За это ему огромное спасибо. А еще в этом фильме есть другие отличные актеры, на которых смотреть всегда было приятно. Особенно конечно удались Борислав Брондуков и Евгений Леонов. Только ради актеров уже можно посмотреть этот великий фильм. Конечно, я поставлю ему максимальную оценку. Это фильм из моего детства. Комментарии тут излишни.

    Спасибо.

    10 из 10

    20 июня 2010 | 21:35

    Отличная лента, равно как и все картины Данелия!

    Сюжет банален донельзя! Пьющий сантехник, что может быть прозаичнее в наше, да и в советское время? Однако, переживания главного героя настолько мастерски переданы в этом фильме, что хочется снять шляпу перед режиссером. Что я и делаю.

    Герой Куравлева, Борщов — бунтарь, пытается плыть против течения, показывать свое внутреннее «Я», однако никто его не понимает, все видят в нем хулигана и забулдыгу, а на самом деле это обычный русский мужик, который мечтает о тихом своем приюте в деревне, в глуши, с красавицей женой и целой ватагой детей, которые будут корпеть над бумагой. «Учитесь, сейчас без образования — худо!» — говорит Борщов своим будущим детям.

    Еще два персонажа в этой ленте крайне цепляют своими образами. Это герои Евгения Леонова и Евгении Симоновой. Яркие!

    От Николая Евгения Леонова идет мощный позитив, вежливость и самое главное — простая жизненная философия. Вроде бы незаметная, а в то же время открытая и добрая роль. Евгений Леонов, как и всегда, на высоте. Мастер ролей второго плана.

    Женя Симонова. Если не ошибаюсь, одна из ее первых ролей в большом кино была в «Афоне». Ее Катюша — тихая и скромная девушка, которая пытается взять инициативу в свои хрупкие женские руки, приглашает Борщова в цирк на гималайских медведей и искренне расстраивается, когда узнает, что таинственный звонок от некоего кого-то был не от Афони. В конечном итоге, своей мягкостью и настоящей любовью она завоевывает сердце бунтаря. Настоящая русская девушка.

    Фильм трагикомичен, фирменный почерк Георгия Данелия. Но в этом вся наша жизнь, она трагикомична. И Данелия филигранно передает это на экран. Респект!

    12 апреля 2009 | 23:44

    Современная литература и кинематограф в последнее время находится в поиске героя своего времени. «Афоня» — это одна из попыток предложить свою версию героя.

    В фильме заявлена серьезная проблема, а что есть человек как часть общества? Какую пользу он несет другим? Насколько хорош человек, который не пьет, не курит, приличный семьянин, если никто не знает, что у него твориться внутри, в его душе? Проблема в том, что такой тип «тихого» человека просто удобен обществу. Он не мешает жить. За него не нужно беспокоиться, из-за его неправильного поведения организовывать собрания. А вот когда «неудобный» человек появляется в коллективе, никто не считает должным помочь ему, все действительно пытаются нравоучениями, оскорблениями «перевоспитать» личность, в душе которой все борется за поиск правды.

    Он не хочет становиться как эти люди, которые сейчас судят его. Афоня и начал пить только потому что он увидел, что этот мир вокруг лжет сам себе. И автор не зря вкладывал основную смысловую нагрузку фильма именно в слова своего главного героя — отсюда парадоксальная ситуация: пьяница учит других жизни. Когда людям указывают на их ошибки, да еще если это делает какой-то пьяница-забулдыга (он ведь не человек… ну ладно товарищ, но больной товарищ), то конечно общество никогда не примет его всерьез.

    То, что осталось в душе Афони — это его память о родной деревне, о тете, о детстве и друзьях, с которыми он был счастлив. Каменные джунгли деревенского человека могут либо научить жизни, либо поломать и выбить последнее доброе, что было в человеке. Афоню почти сломало, но он не забыл — в его сердце еще было то укромное место, где он мог найти себе покой. Но как выясняется и его он потерял…

    Трагедия жизни одного человека или целого поколения? Этот вопрос задает автор. Мне из фильма запомнилось много фраз, но одна для меня стала хорошим напоминанием по жизни: «Не так уж страшны предатели и убийцы, потому что они могут предать или убить, как страшны РАВНОДУШНЫЕ, потому что с их молчаливого согласия начинаются все преступления в мире… «

    Общество, которое стремиться убежать к телевизору, к работе — по своей сути ничем не лучше того же Афони, который также глушит свое равнодушие в водке. Равнодушие — это болезнь, которая появилась у общества от безысходности. Я не знаю, как помочь себе, а ты мне говоришь помочь другому. Приду на товарищеский суд, покричу, что надо и как положено, а потом уйду… С равнодушием.

    Катерина — это пожалуй редкий тип человека, который не страдал этой распространенной болезнью. Она не заразилась ей, потому что любовь мотивирует человека что-то делать для другого, она не замыкается в себе, она не эгоистична, от этого Катерина и не может позволить Афоне падать вниз дальше.

    Настолько тонкий и профессионально поставленный фильм, что я сначала подумала, что он был создан по мотивам какого-то классического литературного произведения, в последствии я познакомилась с «Москва-Петушки» В. Ерофеева, в котором Венечка, ну очень похож на нашего с вами героя. Но это не значит, что фильм снят по мотивам. Из этого можно сделать вывод, что если такие образы частотны, то наверное, есть определенная проблема.

    И безусловно, оценка не может быть низкой

    10 из 10

    10 июня 2008 | 08:15

    - Афонасий, если бы тебе предложили планету с любой жизнью, ты бы с какой выбрал?
    - Да, где пиво бесплатно.
    -
    А я бы с такой как наша.

    Посмотрел таки этот чудесный фильм. Мне очень давно его нахваливали и вот я приобрёл его. Я не много смотрел фильмов советского времени, так как категорически не перевариваю Российский кинематограф. А вот во времена СССР оказывается снимали очень хорошие и интересные картины. Нет, я не говорю, что до этого не видел такие шедевры как: «Джентльмены удачи», «Приключения Шурика» и т. д. Просто я не когда не ловил себя на мысли (фильмы иностранного происхождения затуманили мне разум), что нужно сесть и посмотреть что нибудь из тех времён, ведь тогда снимали великолепное кино.

    Ну вот всё таки руки дошли и посмотрел я первым делом именно «Афоню» и не капельки не пожалел. В первую очередь хочу сказать, что я безумно люблю, как играет Евгений Леонов. Это просто гениальный человек и очень жаль, что сейчас его уже нет с нами. Леонид Куравлёв сыграл не хуже, а тоже на все сто процентов.

    Как минимум два актёра я уже приглядел в свои любимчики фильмов советского времени.

    Очень позитивная и добрая картина. Этот фильм настолько легко смотреть, что просто не заметил как он подошёл к концу. Прекрасный сюжет про простого работягу и его различные метания в гуще всего этого просто радуют глаз и хочется всё больше и больше, но увы всему есть конец и этот фильм тоже кончился. Я уверен, что ещё не раз пересмотрю это кино и снова буду переживать и с интересом наблюдать за Афоней и за тем, как он выбирается из различных ситуаций т. п.

    Спасибо прекрасному режиссёру Георгию Данелия, не мене прекрасным актёрам Евгению Леонову и Леониду Куравлёву за такой прекрасный фильм.

    10 из 10

    20 января 2011 | 17:26

    Одиночество — вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека.

    Александр Грин

    Любовь — главный способ бегства от одиночества, которое мучит большинство мужчин и женщин в течение почти всей их жизни.

    Бертран Рассел

    В полной степени описать этот многогранный фильм очень сложно, поэтому позвольте мне лишь коснуться рассуждений об основном, как мне кажется, стержне этого фильма.

    На мой взгляд, в картине рассказывается о человеке самодостаточном, человеке живущего обособлено от общества, живущего только для себя. У него нет ни телевизора, ни радио и газеты он не выписывает, ему все равно, что триста человек останутся без воды, потому что он знает, что рабочий день его закончился и т. д. и т. п. Но всему есть своя цена и эта цена душевная пустота, пустота после, которой остается только осадок горького одиночества.

    Со временем Борщев начинает чувствовать, а позднее и осознавать, что единственное, что способно заполнить эту пустоту это любовь. Сюжет фильма складывается так, что решение его внутреннего конфликтов находится у него под носом на протяжении всего фильма, но стена, которой он отгородился настолько высока, что попросту он не видит Катю, которая безумно в него влюблена и которая смогла сквозь эту неприступную стену все, же разглядеть истинную суть Афони — доброго весельчака искренне желающего любить и быть любимым, быть кому-то нужным. Он вспоминает о своей тёте Фросе, которая вырастила его, которой он точно нужен и которая так нужна ему сейчас.

    Весть о кончине тетки и последующий разговор с дядей Егором о письмах, которые тётя Фрося писала сама себе от его имени, просто взрывают эту стену изнутри и осколки этой стены падают слезами раскаянья на пол в полной темноте, которая словно олицетворение этой черной пустоты, вырвавшейся из его души. Теперь Афоня отлично понимает, кто ему была нужна все это время, но он не знает, что ему теперь делать, ведь как раз её он и потерял.

    И в финале он, она, деревенский аэропорт и буря аплодисментов гениальности Данелия!!!



    Рекомендую фильм всем, а особенно людям, не видящим выхода из всепоглощающей пучины душевного одиночества.

    10 из 10

    25 марта 2010 | 18:23

    Когда-то давно я думал, что это бессмыссленный фильм про алкоголика, которого все жалеют и с которым требуется возиться. Не понимал — зачем это, почему и главное для кого?

    Но прошло время, я продолжал не понимать его и однажды мне показали смысл этого фильма одной фразой: «Показано, что есть другая жизнь и можно жить по другому.». И я всё понял, именно за это, фильм нам нравится. Всегда есть выход, всегда можно решиться и начать жить по другому.

    Фильм проникнут не просто пассивной надеждой, а яркой силой действовать и изменять свою жизнь.

    1 мая 2012 | 10:06

    Вроде бы 70-е давно прошли, а вместе с ними и канули в прошлое годы торжества СССР в умах и сердцах людей. И все равно, идя в такт с человеческим развитием и непосредственно самим человеком, живут и здравствуют темы, которые вечны. Такие, как, например, уход от реального мира в иллюзорность своих представлений, своего мнения и привычек, за которым скрывается страшнейшее и опустошающее одиночество. И советский кинематограф был в состоянии практически перманентного создания великих лент, одной из которой является горячо любимый «Афоня» Георгия Данелия.

    Трагикомедия с блистательным Леонидом Куравлевым, неподражаемым Евгением Леоновым и во всех смыслах прекрасной Евгенией Симоновой в главных ролях — лента, которой хочется без устали признаваться в любви. Никогда нельзя сказать точно, что история про немного ветреного, но чертовски обаятельного сантехника Борщова А. Н., известна и прожита от и до. Полотна признанных художников, мелодии композиторов или строки баснописцев тем и хороши, что отражают вечное, то, что позволяет людям взглянуть глубже в себя и каждый раз находить что-то новое и важное.

    Это фильм, которому не суждено постареть. Соцветие переживаний, концентрированных в этом искрометно смешном, но также чертовски грустном кино, потрясает каждый раз. Работа гения Данелия, как и другие его фильмы, будет и дальше распускаться цветком лотоса, чтобы подарить нашему зрителю слезы и улыбку от осознания простых житейских истин. А подрастающему поколению, которое нуждается в опоре и совете мудрого взрослого, этот фильм не хуже родителя может открыть глаза. На что? Да хотя бы на то, как пробудить в себе способность к тонко выверенной жизни по совести.

    Цитаты давно в народе. Некоторые сцены невозможно забыть, а пересказывать без приступов смеха — глупая надежда.

    Кино, которое в сердце.

    13 апреля 2015 | 10:10

    «Афоня» — ещё один представитель бессмертного кино, классики советского и мирового кино в целом. Как ни странно, именно ещё один — как известно, в советские времена отечественная киноиндустрия произвела десятки культовых фильмов на все времена, что не теряют актуальности и по сей день.

    Герой картины — Борщов Афанасий Николаевич считает себя значимым для этого мира, постоянно что-то делает, чтобы внушить себе это, даже сам себя считает именно Борщовым Афанасией — но люди называет его просто Афоней. А Афоней его назвали за его простоту и по сути раздолбайство. Герой Данелиевской картины действительно добродушный, неплохой малый — но очень равнодушный, и как следствие — практически эгоистичный и циничный. Его жизнь сама по себе ничего не стоит, его образ жизни, всё, что его окружает — он одинок, теперь у него нет даже жены — но он очень сильно, пускай и на подсознании, старается закрыть на всё это глаза. Таким образом мы видим человека, который всю свою жизнь убегает от себя, но при этом причиняет боль всем окружающим. Эта картина напоминает произведение Вампилова «Утиная охота» — главный герой живёт своей жизнью, не знает, чего он хочет сам, но страдают люди вокруг. Так же и здесь — ему безразлично всё, тётя, ставшая ему родной матерью и ждавшая его всю жизнь, симпатичная и добрая девушка, которая буквально сразу влюбилась в него, коллеги по работе, некоторые из которых искренне желают ему добра и протягивают руку помощи. Но Афоня бежит от всего этого. Бежит и до поры до времени даже не понимает тот факт, что у него большие проблемы, что он вот уже сколько лет бежит от самого себя.

    Вначале картина представляет себя зрителю, как комедия — такие герои, как сам Афоня, поразительно выкручивающийся из некоторых курьёзных ситуаций, герой Леонова, настоящий друг Афони — Коля, уморительный псевдо-друг Афони — Федул. Все эти персонажи безусловно кажутся нам такими простыми, смешными и беззаботными. И прекрасный актёрский состав во главе с Куравлёвым только усиливает впечатление. Но рано или поздно приходится проснуться — и вот ты уже понимаешь, что все эти персонажи глубоко несчасты и по сути — они все бегут от себя, только Коля делает вынужденно, на время, а такие люди, как Федул и сам Афоня — делает это намеренно и постоянно, это входит у них в привычку, и они уже не задумываются ни над чем, становятся идеально равнодушными для той жизни, которая их бы устроила.

    Но именно в главном персонаже мы видим развитие — на примере горя вокруг него, страданий его близких — мы видим, что в его сознании появляются вопросы, озарение, просветление. Так умирает его тётя, которую он не видел много лет после армии — и вот приходит осознание того, насколько жестоким и безразличным может быть человек вообще.

    И, казалось бы, главный герой уже теряет надежду — но вот мы видим красавицу Катю Снегирёву и в сердце появляется надежда на благополучный исход событий для этого героя, для Афони — человека, возможно, уже с большой буквы.

    Такие люди были всегда и всегда будут — мир, безусловно, слишком сложная штука и никогда ничего не бывает идеальным, слишком сложная структура человеческого существования порождает всё новые и новые проблемы и в независимости от характера — некоторые люди в них просто теряются.

    «Афоня» — произведение искусства, актуальность которого не потеряет смысл, пожалуй, никогда. Это картина, позволяющая нам увидеть все грани человеческой безнравственности и при этом всём духовное перерождение человека, как личности, классика советского кино, великолепно снятая действительно талантливыми людьми.

    7 мая 2011 | 17:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    КиноПоиск в Каннах

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 1356 руб.
    DVD, 331 руб.
    подробнее

    Новости


    В России продолжают раздавать кинонаграды. Жюри сценарной премии «Слово» предпочли комедии трагедиям, а российские кинокритики сделали выбор в пользу серьезного кино. Без призов не остались и мультфильмы — уже известный всем «Мы не можем жить без космоса» и продюсерский проект Тимура Бекмамбетова «До любви». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Я бесконечно могу пересматривать парные сцены Алисы Фрейндлих и Андрея Мягкова. Какая актерская школа, какая блистательная импровизация! Это можно и нужно показывать на первом курсе театрального института. Это на века. (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах
    1-3 марта
    01.03.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 1-3 марта

    Прекратить широко применяющуюся практику разбазаривания государственных средств и производства брака кинокартин в связи со съёмкой без сценариев и смет. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 543 964102 969
    Деньги686 544 097 руб.10 608 672
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    235.Леди и бродягаLady and the Tramp8.066
    236.Максим Перепелица8.066
    237.Ночи КабирииLe notti di Cabiria8.066
    238.Однажды двадцать лет спустя8.065
    239.РусалочкаThe Little Mermaid8.064
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.Мстители: Война бесконечности. Часть 2Avengers: Infinity War - Part II91.34%
    37.Индиана Джонс 5Indiana Jones 591.24%
    38.Плохие парни 3Bad Boys 391.21%
    39.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 390.81%
    40.ФлэшThe Flash90.78%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ВаркрафтWarcraft6
    Падение ЛондонаLondon Has Fallen33
    Торренте 5Torrente V: Misión Eurovegas1
    Взорвать ГитлераElser4
    Война и мирWar & Peace25
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.768
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.611
    Angry Birds в киноAngry Birds6.549
    Экипаж8.178
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    Дочь БогаExposed16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры