всё о любом фильме:

Аэроград

Аэроград (Aerograd)
год
страна
слоган-
режиссерАлександр Довженко
сценарийАлександр Довженко, Н. Симонов
директор фильмаЗахар Даревский
операторМихаил Гиндин, Николай Смирнов, Эдуард Тиссэ
композиторДмитрий Кабалевский
художникВиктор Пантелеев
монтажЭсфирь Тобак
жанр фантастика, драма, ... слова
премьера (мир)
возраст
для любой зрительской аудитории
время82 мин. / 01:22
Смотрите в кино:
1 сеанс в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
Начало 30-х годов. Дальний Восток. В центре фильма — борьба сибиряков против диверсантов-самураев, пытающихся сорвать строительство форпоста обороны у восточных границ СССР.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Слово «партизан» в фильме употребляется исключительно в значении «тот, кто был красным партизаном в Гражданскую войну», что не соответствует более современному употреблению термина.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • 1 пост в Блогосфере>


    «Аэроград» — фильм не для всех. Фильм на любителя. На гурмана.

    Ещё до того, как начнётся действие, на экране вспыхнут титры, по содержанию более похожие на театральную программку. Титры предупреждают, что в фильме будут действовать пограничники, лётчики, комсомольцы, староверы, самураи, кулаки и даже один предатель Родины.

    Пёстрый состав, не правда ли?

    Затем мы увидим кадры Дальнего Востока, перемежаемые картинами аэропланов, взрывающих пропеллерами облака.

    И только потом на сцене появятся враги — они несут динамит. Появляются титры: «Сейчас мы их убьём». Выходит отчаянный пограничник, завязывается схватка. Почти все враги побеждены, только двое самураев пускаются наутёк. Начинается сумасшедшая погоня по тайге, длящаяся восемь трудодней. Один неприятель успевает скрыться, но второй попадается в руки герою.

    Дальнейшее действие фильма, не демонстрируя ничего особенно сверхъестественного, будет поражать воображение.

    Оно будет разворачиваться на живописном фоне глухой, цивилизацией почти не тронутой, тайги. Музыкальный фон — работы Кабалевского. Здесь то зазвучит привычное хоровое пение пограничников, то вдруг ворвётся японский мотив, отчасти решённый почему-то в джазовом ключе, а то и вообще оркестр начнёт подражать шуму авиамотора. Столь же странен сценарий. Герои то молчат, то вдруг разражаются монологами, то переходят на гекзаметрические стихи.

    Между тем, в фильме с неподдельным трагизмом освещена тема классовой борьбы. Например, главный герой по прозвищу Тигриная Смерть расстреливает предателя Худякова со словами: «Убиваю врага трудового народа и моего друга».

    Ну и, конечно, совершенно ошеломляет финал. Довженко даёт кадры летящих самолётов (сняты с чрезвычайной экспрессией) и парашютистов. Заметьте, парашютисты спрыгивают не из люка, а прямо с крыльев аэропланов. И это не просто демонстрация военной мощи. Это — подлинный гимн человеческой смелости. Ради этого разворачивалась на экране причудливая история, ради этого стоило сражаться.

    «Аэроград» — странное кино, до сих пор производящее впечатление своей дерзостью, своей непохожестью ни на один другой фильм мирового кинематографа.

    А снято в далёком 1935-м году.

    Попрошу этот факт занести в протокол.

    10 ноября 2009 | 09:01

    Александр Довженко, этот «поэт экрана», «Гомер XX века», мастер романтической экспрессии, в 1930-е гг., как и другие советские киноавангардисты, был вынужден усилить в своих работах пропагитационное начало. Путь Довженко в этом направлении, как и у Эйзенштейна, как и у Пудовкина, как и у ФЭКСов, был особенным. Посмотрите его «Аэроград» 1935 года, и убедитесь. Я вот уже какой день теряюсь в догадках — как этот фильм воспринимать-то? На первый взгляд, вроде бы, агитка, только сильная, мощная, фанатичная. А если приглядеться, да призадуматься — чудо получается не только то, что картина была создана и вышла на экраны, но и то, что Довженко после этого фильма жив остался, да ещё и снимать продолжал. В общем, как мне показалось, от яростной пропаганды до горькой критики здесь один лишь шаг.

    Сюжет в точности по канонам своего времени. «На берегу великого океана» начинается строительство города Аэрограда: советская власть укрепляет свои рубежи. Вслед за этим в таёжных лесах Дальнего Востока ожесточается борьба между сторонниками большевиков, представленными партизанами, колхозниками, охотниками, лётчиками, и их противниками, в лице диверсантов, кулаков, бандитов, староверов. Остроту конфликту придаёт то, что в стане последних оказывается «изменник РОДИНЫ», закадычный друг главного героя. Кто выйдет победителем из этого противостояния — догадаться не трудно. Трудно понять, какой на самом деле смысл вкладывал Довженко в свою работу. Двойное смысловое дно по ходу фильма встречается тут и там, каноны и догмы оборачиваются своей изнанкой.

    Смущает уже само название фильма, оно же — имя планируемого города. Аэроград, иначе говоря, «небесный город», оказывается утопией, «местом, которого нет». О нём говорят и даже песни слагают. Его видят во снах и в мечтах, и чукчи, преодолевая по «восемьдесят солнц», даже направляются туда на учёбу. Но города нет, он не существует, его только собираются построить. Сделают ли это, или нет — неизвестно, так как своеобразным и страшным оказывается фундамент. Город и мечта буквальным образом строятся на горе и насилии, причудливым образом переплетающимися с радостью и энтузиазмом.

    Вот в высоком, бескрайнем небе парит самолёт. Угрожающе гудит его мотор, а песня лётчика звучит одиноко и тревожно. Вот мы видим необъятную тайгу, прекрасную и пугающую. Из Маньчжоу-Го, через Амурскую границу с динамитом идут «чужие люди». После изумительного титра «Внимание! Сейчас мы их убьём», диверсантов, словно в тире, расстреливает старый, но бодрый советский партизан, Степан Глушак. Один из уцелевших тщетно пытается спастись бегством, длящимся аж «восемь трудодней». Загнанный в угол, жалкий, этот диверсант-японец с отчаянной злобой распространяется в своей предсмертной речи о ненависти к «коллективному труду», требует отдать ему золото, «зверь», хлеб, и другие, статистически подсчитанные богатства Дальнего Востока. Очередное убийство флегматичный партизан совершает со словами: «Спокойно, стреляю!» Он вообще любит сообщать о своих намерениях, в том числе и прямо в лицо зрителям. Так, перед тем, как выломать дверь в сторожке, где могут скрываться диверсанты, партизан невозмутимо сообщает нам: «Сейчас войдём и убьём». И это только краешек наглядной иллюстрации «усиления классовой борьбы» и готовности большевиков эту борьбу всячески подогревать и ожесточать. Апофеозом же противоборства станет расстрел Глушаком своего друга. Предатель умрёт совершенно не так как японский диверсант, а с достоинством, попрощавшись со своим лесом, на устах со словом «мама». Глушак взгрустнёт на минутку, да дальше пойдёт.

    Проводил ли таким образом Довженко идею о том, что «враг» может быть повсюду, и искать его надо, в первую очередь, в близких, в родственниках, в друзьях? Честно говоря, сомнительно. Но может режиссёр хотел сказать о подлинном трагизме братоубийственной борьбы? Такое говорить, разумеется, надо было осторожно. Вот Довженко и избрал самый экстравагантный, но, надо полагать, единственно возможный метод — он пошёл от обратного. Он довёл фанатизм персонажей до исступления, до абсурда. По форме получилось всё вроде бы идеологически верно, да только так верно, что страшно. Вышла обманка в обманке, то есть Довженко подделал тоталитарный миф, подделывавший действительность. Происходящий абсурд режиссёр ловко подчёркнул разнообразными странностями поведения героев: то они театрально обращаются с монологом прямо к зрителю, то начинают читать стихи, то грянут что-нибудь хором.

    Самые же ужасающие кадры мы видим в конце картины. Под героическую музыку с неба спускается массовый парашютный десант. Выглядит красиво, впечатляюще. Одна лишь деталь смущает. Среди сотен парашютистов можно разглядеть несколько несчастных, падающих «свечкой», запутавшихся в стропах или зависших за самолётом. Остатётся лишь гадать, намеренно ли Довженко вставил в фильм именно те кадры, на которых видны эти трагедии. Ещё страшнее оттого, что эти маленькие, едва заметные эпизоды никоим образом не подрывают всеобщего ликования. Залихватские песни, торжественные речи, бурные овации продолжатся, как продолжится строительство «небывалого города» Аэрограда, как продолжится насилие, идеологически закреплённое финальным призывом бить врага «в глаз, бить его в сердце».

    10 из 10

    24 ноября 2011 | 22:04

    Мне было как-то страшновато включать этот фильм, учитывая год выхода и мощь фамилии режиссёра, несколько дней морально готовилась, опасалась, что чего-то не пойму. Напрасно опасалась, всё вполне ясно.

    Качество картинки так себе (не поняла, было ли восстановление плёнки, если было, то давно), и текст иногда трудно расслышать, но, в целом, смотреть вполне можно, впечатляет. Рейтинг невысок, видимо, некоторым на первый взгляд кажется, что это агитка. Да нет же! Александр Довженко проявил в этом фильме какой-то особый талант и умение высказаться в те годы, не уехав после в те самые места, в места отделённые. Жёстко показано страшное время, эта жёсткость ловко прикрыта странностями поведения героев и громкими речами. В буквальном смысле — отойти подальше и громовым голосом вещать. И эффект обращения к зрителю впечатляет.

    Думаю, что некоторых потенциальных зрителей отпугивает упоминание о новом городе — возникает впечатление чего-то типа комсомольских строек, но тут нет никакой стройки. Тут именно борьба, борьба старого и нового — укладов жизни, веры. Рождение и смерть, верность долгу, предательство, и, конечно, победа над врагом — всё есть. Самолёт как символ приходящей новой жизни, от которой не скрыться даже в глухих лесах. Он летит высоко, ему всё видно.

    Противостояние «свой против своего» есть, оно сглаживается присутствием иноземных врагов, но всё-таки оно есть. Никакого дружного «ура!» новой жизни нет, и это вызывает уважение к режиссёру. В фильме такой суровый реализм тех лет и событий, много пафоса, и лица, каких сейчас в кино увидеть вряд ли удастся. На разрыв говорят, смотрят, живут и умирают. И те, и эти.

    Полёт на Тихий океан в самом начале выглядит несколько затянутым, но зато какие облака! Местами пафос и сила «наших» превосходят все пределы, даже смешно, а в общем — сурово. Этот фильм смотреть трудно, но нужно. Тем, кто хочет больше знать об истории страны. Да и об истории кинематографа тоже.

    До смешного доходит, когда шестеро врагов, выстроившись у ручейка в ряд для более прицельной стрельбы по ним, позволяют убить нескольких (это ещё можно объяснить эффектом неожиданности), а потом двое оставшихся в живых долго удирают через лес, по пути бросая винтовки. И это не какие-то дремучие мужики, это японские самураи. Да, и от кого убегают? От одного советского охотника! Вот она — мощь! И позже похожую силу демонстрирует его сын — летчик. А как жена главного героя Степана провожает на бой! «Иди, старая лесная собака… Иди, бродяга!», а он в ответ: «Господи, зачем я на этой тигре женился?». Живенько, в общем.

    Сурово показано, как вернулся к староверам человек, побывавший «там» — в Хабаровске, и видевший трупы своих по дороге: «В Хабаровске читал „Правду“ на заборе, поплыл забор перед глазами… Наткнулся на тела случайно, бредя 2 месяца в тайге (бабы по очереди падают без чувств, услышав свою фамилию)… Земля кругла и вертится, слышь, вертится! Бога нет, бабы в штанах, ляжки голые. Музыка в тайге, таёжный лес бежит, дороги, лес рубят справа — слева…».

    В конце я напряжённо вглядывалась в парашютистов — здесь прочитала, что видны люди, запутавшиеся в стропах. Да, две весьма похожих чёрточки мелькнули слишком быстро. Видимо, кто-то разбился при съёмках. Действительно, странно, что эти куски цензоры не вырезали, пропустили. На фоне всеобщего ликования вот такие «нюансы».

    И в последних кадрах никакой лёгкости нет. Есть пафос, но одновременно привкус безнадежности а правильно ли всё это? Такими средствами? По живому-то? Дальше-то как пойдёт? Вот какие мысли появились у меня на завершающих кадрах. Теперь мы знаем, как дальше пошло, но как режиссер это всё предвидел тогда?

    Этот фильм — историческая реликвия, высчитывать доли оценки не вижу возможности. Длительность всего-то 01:22, а встряску даёт основательную. Кому интересна история нашей страны и кинематографа, советую посмотреть.

    10 из 10

    28 ноября 2013 | 11:55

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 164 руб.
    подробнее
    Записи в блогах

    Хроника событий отечественного кинематографа: 18—19 октября

    Сергей Эйзенштейн оказался на детективной работе. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Великий уравнительThe Equalizer34 137 828
    2.Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner17 437 020
    3.Семейка монстровThe Boxtrolls17 275 239
    4.Дальше живите самиThis Is Where I Leave You6 894 340
    5.История дельфина 2Dolphin Tale 24 788 153
    26.09 — 28.09подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner120 214 328
    2.Великий уравнительThe Equalizer111 590 113
    3.Проклятие АннабельAnnabelle80 745 955
    4.ЛюсиLucy69 401 441
    5.Семейка монстровThe Boxtrolls46 766 831
    25.09 — 28.09подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 117 01161 798
    Деньги520 584 998 руб.7 743 651
    Цена билета245,91 руб.3,42
    25.09 — 28.09подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    240.АнастасияAnastasia8.086
    241.Секреты Лос-АнджелесаL.A. Confidential8.085
    242.Трасса 60Interstate 608.084
    243.Рапунцель: Запутанная историяTangled8.083
    244.Брат 28.083
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    21.Чем дальше в лесInto the Woods93.30%
    22.Фантастические звери и места их обитанияFantastic Beasts and Where to Find Them93.16%
    23.МордекайMortdecai93.09%
    24.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron92.93%
    25.Охотник на лисFoxcatcher92.92%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Великий уравнительThe Equalizer17
    Облачный атласCloud Atlas580
    КаменьDol2
    Грань будущегоEdge of Tomorrow239
    Танцы во время ЛуназыDancing at Lughnasa3
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Семейка монстровThe Boxtrolls6.808
    ЛюсиLucy7.128
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner7.105
    Корпоратив4.168
    Великий уравнительThe Equalizer7.273
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    ДракулаDracula Untold09.10
    СудьяThe Judge16.10
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    премьеры