всё о любом фильме:

...А зори здесь тихие

год
страна
слоган-
режиссерСтанислав Ростоцкий
сценарийСтанислав Ростоцкий, Борис Васильев
директор фильмаГригорий Рималис
операторВячеслав Шумский
композиторКирилл Молчанов
художникСергей Серебренников
монтажВалентина Миронова
жанр драма, военный, история, ... слова
зрители
СССР  66 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время160 мин. / 02:40
Номинации:
В прифронтовой полосе группа девушек-зенитчиц вынуждена вступить в неравный бой с вражескими десантниками. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле — но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по одноименной повести Бориса Васильева.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1973 году.
    • Фильм показывает довоенное и послевоенное время в цвете, а войну в чёрно-белых цветах.
    • Пять часов Ростоцкий уговаривал девчат сняться в эпизоде в бане обнажёнными, но они отказывались, так как были воспитаны в строгости.
    • С банным эпизодом было много проблем. После первого просмотра картины начальство потребовало вырезать откровенную сцену. Но Ростоцкому каким-то чудом удалось её отстоять.
    • В фильме была сцена, где девочки-зенитчицы загорают голышом на брезенте. Режиссёру пришлось её убрать.
    • Ростоцкий придирчиво отбирал актрис на роли девушек-зенитчиц. Перед режиссёром за три месяца подготовительного периода прошли несколько сотен вчерашних выпускниц и действующих студенток творческих вузов.
    • Писатель Борис Васильев приезжал на съёмки всего один раз. И остался очень недоволен. Сказал, что является поклонником спектакля Любимова, а вот с концепцией фильма не согласен.
    • Полная версия имеет продолжительность 180 минут.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Уговаривая актрис сняться обнажёнными в эпизоде в бане, Ростоцкий говорил: «Мне нужно показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род».
    • еще 7 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2094 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Я уже не знаю сколько раз я смотрела этот великий фильм. Первый раз моё знакомство с ним произошло в детстве, хотя раньше, может из-за «небольшого» возраста и опыта жизни, я враждебно относилась к советскому кино.

    Мне казалось, что оно какое-то старое, неинтересное. «А зори здесь тихие» — первый фильм советского кинематографа, который зацепил, тронул меня. Именно с него началась моя любовь к кино шедеврам того времени. Сейчас я даже близко не могу поставить сегодняшнее русское кино с советской классикой. Сегодня мы стараемся слепо подражать Западу. Зачем? Я не понимаю. Мы — самобытный народ, мы порой имеем совершенно чуждые Западу, Америке ценности, которые им не понять. Мы совершенно по-разному относимся ко многим вещам. Даже сравнивая фильмы о войне, ну нет у них такого патриотизма, как у нас!

    Возвращаюсь к фильму. Каждый просмотр затягивает, словно я смотрю кино в первый раз. Герои кажутся мне до боли в сердце родными, ведь это мои соотечественники и это наша война, которую прошли наши прадеды. Этот фильм просто обязателен к просмотру. Он учит правде, вере в победу, любви к Родине. От этого шедевра веет каким-то добром, и после просмотра мне хочется дарить эту доброту окружающим!

    А может быть именно мне фильм очень близок, потому что я тоже девушка. Я даже не могу представить каково это в самые чудесные годы жизни воевать за спасение Родины, каждый миг рискуя жизнью за судьбы будущих поколений.. А они — пять красивых, молодых, жизнерадостных девчонок смогли достойно сражаться с врагом!

    Сколько мужества, храбрости, внутренней борьбы с самими собой мы видим в Рите, Жене, Гале, Соне, Лизе. Они олицетворяют собой весь советский народ, поднявшийся на борьбу с фашистами. Особенного признания требует товарищ старшина. Он по-настоящему русский от головы до пят. Вначале и середине фильма мы невольно улыбаемся над его добрыми «колкостями», которые он отпускает своим «товарищам-бойцам». А в конце фильма мы гордимся им и плачем от его высказываний, которые так больно ранят сердце и разум. Он говорит правду, которая оказывается очень горькой.

    Эти девушки, жизнь которых прервала война, могли бы жить, работать, создавать семьи, дарить жизни детям. Но нет. Есть ужасное слово «война которое обрывает все мечты и надежды. Меня просто поражает, как эти девушки радуются жизни во время войны, как они хотят жить вопреки всему, ведь они понимают, что именно они должны сражаться, задерживать врага, который нарушил незыблемый мир, который покушается на их родные земли. Он хочет прервать ту рутину жизни, в которой они живут. Но эти девушки и миллионы советских жителей готовы стоять за Родину до конца, чтобы никто не смог нарушить тишину и покой русских земель.

    Я переживаю этот фильм вместе с героями. Каждый раз наворачиваются слёзы. Очень жалко тех, чьи жизни унесла война. Именно на таких фильмах должно воспитываться сегодняшнее поколение. Уделяя внимание таким светлым, правдивым картинам, мы сможем получить сильную духом нацию, здоровое физически и, прежде всего, морально общество!

    22 февраля 2011 | 00:39

    Но лёгкая женская поступь.

    (гр. «Гражданская Оборона»)

    Советская кинокартина прославленного (и прославившегося) режиссёра Станислава Ростоцкого «…А зори здесь тихие» буквальным образом потрясает основы сознания, подсознания и даже миросознания человека и мироздания всего сущного. И, при беглом взгляде на стартовое предложение моего текста, может показаться, что я залил всё пафосом. Но так может показаться тому, кто не знаком с этим замечательным и всевеликим фильмом! Тот же, кто имел честь эту ленту пропустить через себя, не даст мне соврать: этот фильм является из той категории, которые нужно посмотреть обязательно в том случае если вас трогает тема Великой Отечественной Войны, если вы — славянин, если вы, наконец, уважаете настоящее кино. И я уверен, сейчас каждый понял, что именно я имею в виду.

    Разделённая на две части, лента имеет в каждой из серий глубокую историю. «Во втором эшелоне» нас знакомит с персонажами одноимённой повести Бориса Васильева, интерпретированными в кино. Нас знакомят как с характерами главных героев, так и с атмосферой тех страшных пережитых лет. Но те лета ещё только надо было пережить… А пока у железнодорожного разъезда (место действия — Карелия) к коменданту этого самого разъезда, ветерану финской войны старшине Федоту Васкову прибыла замена солдатам, которые отметились со знаком минус (пьянство, тяга к противоположному полу) в лице девушек-добровольцев. Милые очаровательные создания в большинстве своём только-только окончили школу. А одна из них так и вовсе (это узнаётся по ходу повествования) накинула себе годик от роду, чтобы быть в числе взвода зенитчиц и прибыть сюда же, в прифронтовую полосу.

    В принципе, так и проходит половина нашей истории. Лица на экране становятся роднее друзей. А история каждой из девушек душещипательна и душераздирающа. И просто понимаешь, что на войну их привела не романтика. Воспоминания красавиц, которые должны были становиться матерями, окрашены яркими красками, в то время как события настоящего времени бесцветны и приходит сразу же понимание, что создатели говорят о том нам, что же такое эта война: сегодня жизнь, а завтра смерть…

    И вот поначалу посреди серой повседневности ярко выделяются героини Ирины Швчук и Ольги Остроумовой. Поистине красивая командир отделения Рита Осянина (И. Шевчук) сразу же приковала моё внимания как внешностью, так и шармом, внутренней силой, что струилась и лилась из этой главной героини. На Ольгу Остроумову я обратил внимание, наверное, после того, как мне посоветовал это сделать мой отец. Мы с ним несколько разошлись в предпочтениях. Однако уже вскоре ею сыгранная Женя Комелькова обратит на себя внимание уже по делу. Начиная от её линии и до конца, где просто сидишь с открытым ртом…

    Так проходит наше зрительское знакомство с ними, а их — друг с другом. Лиза Бричкина влюбляется в Васкова. Группа зенитчиц на разъезде подбивает разведывательный самолёт. Девушки устраивают баню (Васков подсобил). В общем жизнь идёт своим чередом. Может быть, и не было бы дальше ничего, если бы Рита Осянина не обнаружила в самовольной отлучке двух немцев-диверсантов.

    Старшина Васков — за пределами фильма он Андрей Мартынов — отныне становится самым центром картины. Ещё Борис Васильев придумал ему такую роль, что он в прошлом — разведчик. К Васкову присоединяются Рита Осянина, Женя Комелькова, влюблённая Лиза Бричкина (Елена Драпеко), Соня Гурвич (Ирина Долганова) и Галя Четвертак (Екатерина Маркова). И, не стану греха таить, две последние девушки становятся заметны только тогда, когда фильм разменяет вторую половину.

    А вторая половина носит название «Бой местного значения». Но показан такой бой, что просто понимаешь, что именно благодаря таким вот самым боям, в целом, и была выиграна вся война. Сюжет стал острее. Немцам нужна была Кировская железная дорога. А их оказалось не двое, а больше (не хочу раскрывать секреты). Но с этих пор фильм становится настолько умным, что я с готовностью заявляю: Этот фильм должен стать не просто хрестоматийным, а даже настольным.

    - Война — это не то, кто кого перестреляет, а кто кого передумает.

    Как Васков водил нацистов по лесу, путая их!.. Какую находчивость, сообразительность и смекалку надо было проявить, чтобы додуматься до этого! Но девушки ему не уступают. И вот как раз героиня Ольги Остроумовой показала себя во всей красе.

    Но Васков — это ещё и мудрый человек.

    - Это не трусость, это растерянность. Трусость видна со второго боя, — так он говорил, когда одна из девчат (простите, намеренно не скажу кто) испугалась вступить в спор со Смертью.

    Васков — это ведь и хладнокровный боец. Помню, в детстве, меня леденил страх от того, как в военных фильмах кто-то вступает в схватку на ножах.

    - Это надо душой закостенеть.

    До сих пор мне жутко от восприятия, от понимания самой сути убийства ножом. Это когда мужики ещё так друг друга на войне лишают жизни. А что если:

    - Это была будущая мать. Эта ниточка вела к продолжению рода. А он (немец) по этой ниточке ножом…

    Да, этот фильм сильнее меня… Цитаты могут быть не совсем дословные. Но фильм действительно находка! Он есть, смотрите его. А чего при съёмках только не использовалось, чтобы добиться результата!

    «Девочки, мне надо показать, куда попадают пули. Не в мужские тела, а в женские». Так Станислав Ростоцкий уговаривал барышень сняться для сцены в бане. Так-то…

    Я в большом восторге от этого фильма. Он живой! И не померкнет слава его до скончания веков!!!

    10 из 10

    20 октября 2015 | 00:07

    Если первоклассное произведение получается из несложного рецепта, это показатель подлинно высокого искусства — ведь, как известно, все гениальное просто. Рецепт повести Бориса Васильева гениален, как архимедовская «эврика»: выбор женского батальона в качестве объекта повествования выделяет ее из сотен талмудов на тему ВОВ.

    То, что война бесчеловечна и антигуманна, все и так знают. Но образ женщины позволяет на порядок заострить эту мысль — женщины, воплощения всего мирного и жизнеутверждающего. Возьми ее — и сюжетные схемы уже готовы. Вначале, когда сталкиваются уставная казенщина и девичье легкомыслие, вдоволь простора для комизма. А затем, когда юных красавиц начинают убивать, начинается трагедия.

    Впрочем, все это абстракции, которые еще надо уметь воплотить. В постановке Станислава Ростоцкого слабых мест нет, кажется, вообще. Ему подвластна вся стилистическая палитра — от наивной мелодрамы до мощного саспенса, благодаря которому бои местного значения выглядят увлекательнее галактических побоищ. Помню, был впечатлен режиссурой Спилберга в «Списке Шиндлера» — три часа, десятки действующих лиц, множество сцен и диалогов, и — ничего лишнего. В «Зорях» все то же самое — с той лишь разницей, что персонажей можно по пальцам пересчитать. За счет чего сочетать динамизм эпизодов с психологической глубиной Ростоцкому удается даже лучше.

    Отдельный поклон труппе — обаятельные образы не копируют друг друга, и, вместе с тем, ни один не кричит своей индивидуальностью. Актерский ансамбль похож на правильно сделанный винегрет, в котором виден каждый овощ, а не одна лишь бурая мешанина. И, как и должно быть в хорошей драме, характеры развиваются и меняются — выглядит логично, жизненно и впечатляюще.

    Визуальная сторона более чем достойна. Ловкая камера вкупе с качественной пленкой дарят зрителю массу красивых картинок — особенно удачны крупные планы. Кстати, черно-белая, контрастная цветовая гамма уместна и для лесных, и для девичьих красот. Она только подчеркивает главные характеристики ленты — выразительность и трагичность.

    В результате три часа хронометража отнюдь не перебор — такое кино можно было бы смотреть еще и еще. Вроде и военный фильм, а создает ощущение чего-то домашнего и трогательного. К слову, взаимоотношения полов показаны тонко и деликатно: соленые шутки наличествуют, но куда больше чувства и целомудрия. Только представьте, как аналогичным сюжетом распорядились бы теперь в Голливуде (см. «Враг у ворот») или, чего хуже, у нас (непотребства последних михалковских «шедевров» намекают).

    «А зори здесь тихие» язык не поворачивается назвать «советским» фильмом. Да, с экрана звучат слова «Сталин», «комсомол» и т. д., но в большей степени он народный, русский. Не так даже важно, куда держит путь отряд немцев и какую цель преследует, — это просто история о том, как милые девушки столкнулись лицом к лицу с бесжалостными извергами. Правда, в таком контексте монументальная концовка с эпитафиями павшим за Родину выглядит чересчур пышной и идеологичной. Но не ко всему же придираться, в конце концов.

    10 из 10

    3 ноября 2011 | 13:18

    В 1972 году уже немолодой и опытный кинорежиссер Станислав Ростоцкий создал свой далеко не первый фильм про войну. В его арсенале уже были такие военные драмы, как «Майские звезды» и «На семи ветрах», да и сам режиссер уже имел свой личный почерк в создании картин. Зрителя было трудно удивить фильмами на эту тему, так как она была одной из самых популярных в советском кинематографе того времени, однако, несмотря на это, Ростоцкому удалось снять шедевр, который превратился не только в эталон военных произведений, но и в классику киноискусства в целом.

    Картина снята по повести Бориса Васильева с одноименным названием, которым, кстати, является знаменитая цитата главного героя Васкова. Ростоцкий, далеко не отходя от книжного произведения, адаптировал повесть в сценарий для большого экрана, изменив некоторые незначительные детали. Режиссеру удалось не только воссоздать всю трагедию этой истории, но и внести свою определенную лепту. Ростоцкий нашел множество интересных художественных ходов, главным из которых, безусловно, является подача картинки. Так, в мирное время — до и после войны — картинка на экране цветная, будто бы символизирующая для героев настоящую разностороннюю жизнь, имеющую свои цвета. Время войны в фильме показано в черно-белом изображении, словно говоря нам о внутреннем состоянии героев, которые ничего не видят, кроме ужасов первой половины сороковых годов. Героини пытаются отвлечься от этих кошмаров принятием бани или скромной пародией на бал, но все эти иллюзии недолги: впереди ждут смерть и горе.

    Так как же Ростоцкому удалось настолько сильно привлечь зрителя к своему кинополотну? На первый взгляд обычный для военных фильмов сюжет реализован на высоком уровне. Пять девушек-зенитчиц отправляются вместе со своим командиром в лес на поиски ранее замеченных двух немцев, которые могут нести определенную угрозу. На их пути — страшное вязкое болото, как раз и олицетворяющее тяжелый путь. Дойдя до немцев, герои обнаруживают, что тех вовсе не двое, а целых шестнадцать человек. Но отступать нет ни малейшей возможности, и группе юных красавиц вместе с одним командиром придется сражаться с немалым отрядом фрицев, выполняющих свое задание. Однако тема тяжелого пути во время войны поднималась уже чуть ли не у всех режиссеров. Это и «Иди и смотри» Климова, и «Судьба человека» Бондарчука, и «Сашка» Сурина, и, конечно, «Иваново детство» Тарковского. Но в «… Зорях…» роль сильных и волевых бойцов играют прекрасные и местами робкие девушки или «русалки», как говорили о Жене Камельковой. Главное для Ростоцкого было показать, что всем этим чудесным и красивым созданиям детей бы рожать и семью иметь, а вместо этого они гибнут на войне, обрывают ниточку жизни, которая могла бы появиться на свет. Как известно, режиссер потому долгое время и уговаривал девушек сняться обнаженными в эпизоде, где они парятся в бане. Ему надо было продемонстрировать зрителю всю женственность, шарм и очарование слабого пола, чтобы каждый понял, что им надо бы дарить новые жизни, воспитывать своих детей, а не погибать на войне.

    В фильме присутствует еще один особенный для того времени художественный ход — флешбек, как это называют американцы. Главные герои вспоминают свою довоенную жизнь. Из этих воспоминаний мы узнаем, что каждая из девушек когда-то любила; также мы понимаем, какие у девчат искренние и чистые души. Ростоцкий не дает нам забыть этого ни в одной из сцен фильма. Еще одной важной особенностью картины является раскрытие образов и взаимоотношений героев. Каждый персонаж имеет настолько ярко выраженный характер, что порой удивляешься, как в кино можно открыть настолько достоверно столько образов одновременно. Ростоцкий очень удачно адаптировал книжное произведение под киносценарий, сохранив самые важные и ключевые детали. Автор также продемонстрировал нам свой профессионализм, показав плавный переход во взаимоотношениях между девушками и их командиром. Если сначала они смеялись над ним, то к концу фильма уже не могли представить своей жизни без этого, как оказалось, мужественного, смелого и волевого человека.

    Итак, фильм «…А зори здесь тихие» абсолютно справедливо признан шедевром кинематографа. Он сочетает в себе как богатый подтекст и огромное количество художественных особенностей, так и отличное раскрытие образов и качественнейшую актерскую работу. Наверное, именно поэтому 33 года спустя была сделана попытка воссоздать данную картину, адаптировав ее в мини-сериал. Но такой глубины не получилось, да никто и не сомневался. Разве можно превзойти классику?

    9,5 из 10

    19 января 2013 | 00:07

    «А зори здесь тихие»- экранизация одноимённой книги Бориса Васильева, повествующая нам о пяти девушках-зенитчицах. Пять совершенно разных девушек, пять разных судеб. Они были молоды, смелы, каждая красива по-своему. Каждая мечтала о благополучном будущем, о счастливой семье и детях, но всем их надеждам не суждено было сбыться. Всё разрушила война.

    Если рассуждать о теме книги и фильма, то в то время она была весьма популярна. Тема патриотизма нашего народа показывала силу русского духа, нравственной стойкости и способности пожертвовать всем ради спасения Отечества. Ведь девушки пожертвовали своими жизнями ради спасения Родины.

    Недаром фильм стал одной из любимых лент всех поколений и классикой советского кинематографа. Весь фильм- огромный труд. Ольга Остроумова, Ирина Долганова, Елена Драпеко, Ирина Шевчук, Екатерина Маркова выложились на полную. В то время ведь не каждая бы согласилась сняться обнажённой в кино. Они даже признались, что долго не могли после этого фильма сниматься где-либо. Слишком сильно он повлиял на их жизнь.

    Также хочется отметить Андрея Мартынова за воплощение образа старшины Васкова. Он раскрыл своего героя, дал нам понять его переживания, неустрашимость перед лицом врага и смелость в бою местного значения.

    До свидания, девочки!
    Девочки, постарайтесь вернуться назад.


    10 из 10

    Заслуженно!

    31 июля 2011 | 22:58

    Ничто и никто не могут остановить полёт творческой фантазии автора. Например персонажи во время прошлой войны могут летать на ковре-самолёте или разить врага мечом-кладенцом. Единственно, что требуется — правильно обозначить жанр своего творения. В данном случае это будеи сказка. Если автор пишет о любви во время той же войны, подходит баллада (" Баллада о солдате»," Альпийская баллада»), Но если автор обозначает свой труд как повесть, то, как ни прискорбно, придётся ограничить её рамками приземлённого реализма. Например зенитчики или даже зенитчицы не могут стрелять в 41-42 гг из ЗПУ-4, которая

    появилась после войны. Ближний разведчик-корректировщик ФВ-190 не будет летать ночью. И даже днём он не полетит на малой высоте над напичканным ПВО фронтом.

    Контуженный пехотинец, приставленный автором для проверки замка на пакгаузе, не может иметь никакого отношения к батарее ПВО, даже если имеет высокое воинское звание «старшина», Кстати командир батареи-минимум лейтенант, но никак не сержант. Зенитчица, находясь в «самоходе», обнаруживает двух вражеских десантников и все почему-то считают, что диверсантов двое, хотя в армии не бывает подразделения, состоящего из двух человек, тем более рядовых. Диверсионно-разведывательное подразделение-минимум 12 человек с офицером. Анекдотичны слова старшины, что ему не простят, если немцы «кого-то убьют или что-то взорвут». Контузия перешла в манию величия. В таких случаях погоны слетают у старших офицеров. Как на самом деле реагируют на сообщение о группе в тылу можно видеть из действительно правдивых фильмов о войне. У немцев мы видим вереницу тентованных грузовиков из которых как горох сыпятся автоматчики и собаки. То же и у нас. Докладывается минимум командующему армией. Руководят не загадочный «третий» или десятый, а начальник контразведки и командующий войск охраны тыла фронта. Поднимается полк войск охраны, контразведка, нквд, заградкомендатуры. Начинается прочёсывание. Группа тоже не играет в казаки-разбойники. Обнаружение-это провал. Они совершают отчаянный марш-бросок с целью выполнить задание любой ценой.

    Список несуразностей можно продолжать. Авторы не поскупились на ляпы. С одной стороны высокопрофессиональная работа кинематографистов, с другой высосанная из пальца пропагандистская мелодрама по заказу ГЛАВПУР. Идея-не было чудовищных и бессмысленных потерь по вине бестолковых начальников, а был массовый героизм под руководством мудрой партии. Лживую мысль попытались протащить через лживый сюжет.

    Дамам, которые сильно переживают по поводу данного фильма, посоветую. Намотайте портянки и наденьте кирзачи. Не театральные сапожки. подогнанные как у актрис, а настоящие, солдатские» сорок-раздолбанного» размера. да на голую ногу. без галифе. Возьмите подсумок с десятью обоймами, «сидор» с сухпайком на три дня, скатку, винтовку, фляжку с водой и протопайте километров пять. Сразу поймёте разницу между жизнью и пропагандой.

    7 сентября 2013 | 20:17

    Советские фильмы о войне для любого русского человека всегда буду самыми родными и близкими. Потому что это наша история. История, которую творили наши бабушки и дедушки. Благодаря их отваге и смелости мы живём в мирное время.

    Станиславу Ростоцкому удалось воплотить на экране невероятную историю Бориса Васильева. Этот фильм трогает до глубины души, невозможно не переживать за судьбы пяти девчонок, которые спасали нашу Родину ценой собственных жизней. Лиза, Галя, Женя, Рита и Соня — это «героини своего времени», тяжелого военного времени.

    Мне кажется, все актёры, исполняющие главные роли в этой киноленте, настолько хорошо отражают свой образ, что все попытки переснять этот шедевр 1972 года, обречены на провал. Такой Бричкиной, Четвертак, Комельковой, Осяниной и Гурвич уже не будет.

    Этот фильм нужно посмотреть всем и каждому, особенно это касается нашей молодёжи. Только такое кино способно разбудить патриотические чувства даже в самом чёрством сердце.


    10 из 10

    12 августа 2014 | 20:55

    На самом деле, у меня в голове не укладывается, каким образом можно было создать такой фильм: такой пронзительный, глубокий, драматичный, запоминающийся. я не понимаю, как снимают такие фильмы? Как надо играть или даже не играть, а жить?

    Просто в преддверии 9 мая смотрела новый фильм о войне: вроде, сюжет есть, драматичность положения людей показана, да, и, в принципе, отражены события этой же самой страшной кровопролитной Великой Отечественной войны, но не цепляет… Не погружаешься полностью в события, не прокручиваешь в голове после просмотра снова и снова эпизоды, не сжимается сердце…

    Я не знаю, как снимаются такие фильмы, но только пересматривая именно такие сильные фильмы, никто и ничто не будет забыто.

    10 из 10

    11 мая 2009 | 21:33

    Военная тематика всегда занимала особое место в кинематографе СССР: страна, потерявшая в годы Второй Мировой миллионы своих граждан, не могла не помнить о тех людях, которые сражались за Родину на поле брани, умирали в концлагерях или работали в тылу. Фронтовик Станислав Ростоцкий, испивший солдатскую долю до конца, видевший гибель боевых товарищей и вытащенный с поля боя смелой русской женщиной, стремился рассказать о суровых днях, поделиться со зрителем бередящими душу переживаниями. Художественное осмысление того страшного периода истории, которое называется войной, начиналось в нем подспудно, требовало накала до критической точки, когда все оживает, приобретает зримые черты, конкретные и тревожные образы. Вспоминать лихолетье Великой Отечественной режиссер начал еще с картины «Майские звезды» в 1959 году, но пика аутентичности постановщик достиг в «Зорях»: спустя тридцать лет после начала вторжения фашистов на территорию нашей страны он поставил особую киноленту, где вместо мужественных небритых парней героями сюжета стали хрупкие юные девушки-зенитчицы.

    Основой киносценария послужила повесть другого фронтовика — Бориса Васильева, но произведение, написанное бывшим кадровым офицером в стиле страстной, но жесткой «окопной правды» с подачи Ростоцкого, ставшего соавтором сценария, поменяла концепцию. И хотя писатель в период совместной работы неоднократно возражал против версии постановщика, режиссер сделал экранизацию по сравнению с первоисточником более сентиментальной и лиричной. У Ростоцкого в едином сюжетном русле сливаются: военная картина, женская мелодрама и приключенческий фильм.

    Забрезживший рассвет в карельском селе сменяет белую ночь. Речушка с маленьким мостиком, прохудившаяся лодчонка у берега, где-то вдали виднеется небольшая церквушка, в избе с резной верандой на грубо вытесанном столе — кувшин с парным молоком и рассыпчатая картошка в чугунке, хозяйка в русском платке с узорами — Ростоцкий так живописно рисует мирный быт в первой половине фильма, что лишь военная форма героинь да стоящие на пустыре зенитные установки напоминают о том, что где-то рядом находится враг. И милое смешное оканье вологодской Лизы, и задумчивый взгляд минской еврейки Сони, и практичность и рассудительность старшины Васкова, и грешная красота влюбчивой Женьки, и нерасторопность сиротки Гали Четвертак, и самопожертвование не по годам серьезной Риты — все это за каких-то три часа экранного времени окажется родным и близким настолько, что чувствуешь себя сопричастным к судьбе девчат.

    Так уж задумал мастер, что в «Зорях» три основных цвета: черный, белый и красный. И если киношное настоящее — боевые действия и судьбоносный переход через болота — сняты в черно-белой палитре, то цветные грезы девушек, замешанные на воспоминаниях, ослепляют кристальной белизной: фоном преднамеренно выбраны либо чистейшие молочные стены, либо пушистые хлопья снега. Эпизоды в цвете наполнены женственностью и мелодраматизмом: одна девушка кружится в вальсе с любимым, другая мечтает о принце, приехавшем в королевской карете, третьей мил увалень в меховом полушубке на санях-розвальнях, запряженных тройкой лошадей, четвертой снится близорукий рассеянный студентик, стеснительно улыбающийся, пятой привиделся романтический вечер с офицером и шампанское на брудершафт — невинные фантазии, подсказанные истомившимися девичьими сердцами, не познавшими первое «люблю», не почувствовавшими нежность поцелуя, не ощутившими легкое дыхание страсти. И внезапно — как знак опасности, знак тревоги — огненно-красный горизонт. Красный цвет в «Зорях» — это знак беды. Лишь цветные фрагменты наполнены музыкой, точно передавая настроение, прорываясь то балалаечными наигрышами, то звонкими аккордами пианино, то переборами русской гармони.

    Что, пожалуй, отмежевывает «Зори» от масштабной ура-патриоческой эпопеи «Освобождение», завершенной годом ранее, и от величия братства легендарных быковских «Стариков», выпущенных немного позже, так это авторский подтекст: Ростоцкий, наделенный обостренным чувством трагического, ибо его жизнь, как и жизнь Бориса Васильева, была под прицелом смерти, выбрал ситуацию на первый взгляд экстремальную, поместив героев в то безвыходное положение, в котором они оказались вроде бы и по случайности, акцентирует по ходу ленты, что на самом деле это было неизбежно, потому что война права на выбор не давала. Трактовка создателей такова, что кому-то из героев придется погибнуть не потому, что зло сильнее, а потому, что добро необходимо разбудить. Гибель героев — это безысходная правда — бескомпромиссная и честная, а ультимативность художественной правды всегда выше примирения. Ростоцкий в «Зорях» — режиссер непримиримый: он не идет на компромиссы ни с добротой, ни с жесткостью, оставаясь между тем одним из самых душевных творцов семидесятых. Просто его доброта в фильме о пятерых девчатах, не побоявшихся дать бой отряду немецких десантников, сродни скальпелю хирурга, удаляющего опухоль: только так можно спасти жизнь. В данном случае, режа по живому, удаляя черствость сердец, — спасти мирно спящее сознание внуков молоденьких зенитчиц. Да, здесь много трагизма, но не потому, что создатели — и Васильев, и Ростоцкий — не видели иного выхода, а потому, что хотели не только рассказать, но еще и предупредить людей: нельзя быть равнодушными и эгоистичными. Милосердие, которое фильм в нас пробуждает, необходимо нашему веку. Финальные сцены киноленты, как строгий священник на исповеди, снова и снова неумолимо задают вопросы, заставляя вспомнить и оценить подлинную историю страны, чтобы в одночасье понять важность такого маленького, но ценного слова «победа». И не стоит стесняться слез во время просмотра фильма: возможно, мир спасут слезы — чистые, искренние, как светлые души девчонок из «Зорь».

    8 апреля 2015 | 17:44

    После этого фильма я смело могу называть Станислава Ростоцкого настоящим гением. Такой качественной экранизации такой тяжелой книги я еще не видел. Довольно тонкую книгу Ростоцкий умудрился растянуть почти на три часа, и, при этом, получилась шикарная экранизация, и я ничуть не преувеличиваю.

    Начнем с того, что дух книги сохранен полностью. Все драматические и комедийные моменты переданы с той же энергией, с тем же посылом, что и в книге. Плюс ко всему, в фильме добавлено несколько сцен предвоенной жизни и причем сняты эти сцены в белых тонах, а белый — цвет чистоты, добра, уюта. И этот белый фон резко контрастирует с черно-белыми кадрами военной жизни и этот эффект создает непередаваемое ощущение.

    Да, фильм очень тяжелый. Смотреть его внимательно — значит сопереживать героям, значит понять всю ту горечь войны, когда погибают близкие люди, люди, с которыми ты едва знаком — и все равно безумно жаль, на душе лежит камень. Сцены, где девушки сражаются с фашистами не хуже опытных вояк просто поражают. Эти пять девчонок заставляют страдать до глубины души, а финальная фраза из радио: «На фронтах ведутся бои местного назначения» просто приводят в шок: в одном бою местного назначения погибло пять молодых девчонок, которые и жизни толком то не видели, а сколько было этих боев? Сколько там людей погибло? В общем, эта фраза заставляет задуматься очень и очень серьезно об утратах во время этой страшной войны…

    Финал картины просто заставляет проронить пару (а может пару сотен) слезинок.

    Актеры — великолепны все без исключения. Прекрасно передали образы своих героев. Как будто Васильев писал книжные образы, смотря на прекрасных актрис фильма.

    В общем — одна из лучших экранизаций и явно один из лучших фильмов о войне.

    10 из 10

    8 мая 2010 | 22:54

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 459 руб.
    аудиокнига, 204 руб.
    подробнее

    Новости


    24 марта на кольцевой линии московского метро появился необычный поезд. Он целиком посвящен истории отечественного кино. Перед глазами пассажиров вместо привычной рекламы предстали афиши и кадры из фильмов, интересные факты и ключевые этапы развития российского кино. КиноПоиск первым побывал в новом поезде. (...)
     
    все новости

    Статьи


    Как Толстой и Достоевский покорили Американскую киноакадемию? Каким образом Марчелло Мастроянни и Акира Куросава помогли нам с номинациями? Почему Владимир Меньшов принял победу ленты «Москва слезам не верит» за розыгрыш? Какие рекорды установил Никита Михалков? В ожидании 87-й церемонии «Оскара» КиноПоиск вспоминает путь отечественных картин к знаменитой премии и скрещивает пальцы за победу «Левиафана», которая может стать первой для России за 20 лет. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    Едкий дым, летящие градом комья земли и бегущие лошади — журналистам пришлось несладко на съемочной площадке нового фильма «А зори здесь тихие...». КиноПоиск наблюдает за тем, что происходит на съемках спорного проекта, и выясняет, что сложнее — взрывы и трюки с лошадьми или работа с младенцами и бездарными актрисами. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах
    24-28 апреля
    23.04.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 24-28 апреля
    90 лет лозунгу «Кино — самое важное из всех искусств». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    130.Ромео и ДжульеттаRomeo and Juliet8.192
    131.Звёздочки на землеTaare Zameen Par8.191
    132.Танцующий с волкамиDances with Wolves8.188
    133.АфераThe Sting8.186
    134.Город БогаCidade de Deus8.185
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Двадцать восемь панфиловцев92.11%
    32.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.09%
    33.Тор: РагнарёкThor: Ragnarok92.05%
    34.Изгой-Один. Звёздные Войны: ИсторииRogue One: A Star Wars Story92.02%
    35.Великолепная семеркаThe Magnificent Seven92.01%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Гуманитарные наукиLiberal Arts44
    И никого не сталоAnd Then There Were None18
    НаваждениеGoing Clear: Scientology and the Prison of Belief12
    ВаркрафтWarcraft59
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse86
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.314
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.570
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.917
    Экипаж8.175
    Angry Birds в киноAngry Birds6.536
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры