всё о любом фильме:

...А зори здесь тихие

год
страна
слоган-
режиссерСтанислав Ростоцкий
сценарийСтанислав Ростоцкий, Борис Васильев
директор фильмаГригорий Рималис
операторВячеслав Шумский
композиторКирилл Молчанов
художникСергей Серебренников
монтажВалентина Миронова
жанр драма, военный, история, ... слова
зрители
СССР  66 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время160 мин. / 02:40
Номинации:
В прифронтовой полосе группа девушек-зенитчиц вынуждена вступить в неравный бой с вражескими десантниками. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле — но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по одноименной повести Бориса Васильева.
    • Полная версия имеет продолжительность 180 минут.
    • С банным эпизодом было много проблем. После первого просмотра картины начальство потребовало вырезать откровенную сцену. Но Ростоцкому каким-то чудом удалось её отстоять.
    • Пять часов Ростоцкий уговаривал девчат сняться в эпизоде в бане обнажёнными, но они отказывались, так как были воспитаны в строгости.
    • В фильме была сцена, где девочки-зенитчицы загорают голышом на брезенте. Режиссёру пришлось её убрать.
    • Фильм показывает довоенное и послевоенное время в цвете, а войну в чёрно-белых цветах.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1973 году.
    • Ростоцкий придирчиво отбирал актрис на роли девушек-зенитчиц. Перед режиссёром за три месяца подготовительного периода прошли несколько сотен вчерашних выпускниц и действующих студенток творческих вузов.
    • Писатель Борис Васильев приезжал на съёмки всего один раз. И остался очень недоволен. Сказал, что является поклонником спектакля Любимова, а вот с концепцией фильма не согласен.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Уговаривая актрис сняться обнажёнными в эпизоде в бане, Ростоцкий говорил: «Мне нужно показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род».
    • еще 7 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2092 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Я уже не знаю сколько раз я смотрела этот великий фильм. Первый раз моё знакомство с ним произошло в детстве, хотя раньше, может из-за «небольшого» возраста и опыта жизни, я враждебно относилась к советскому кино.

    Мне казалось, что оно какое-то старое, неинтересное. «А зори здесь тихие» — первый фильм советского кинематографа, который зацепил, тронул меня. Именно с него началась моя любовь к кино шедеврам того времени. Сейчас я даже близко не могу поставить сегодняшнее русское кино с советской классикой. Сегодня мы стараемся слепо подражать Западу. Зачем? Я не понимаю. Мы — самобытный народ, мы порой имеем совершенно чуждые Западу, Америке ценности, которые им не понять. Мы совершенно по-разному относимся ко многим вещам. Даже сравнивая фильмы о войне, ну нет у них такого патриотизма, как у нас!

    Возвращаюсь к фильму. Каждый просмотр затягивает, словно я смотрю кино в первый раз. Герои кажутся мне до боли в сердце родными, ведь это мои соотечественники и это наша война, которую прошли наши прадеды. Этот фильм просто обязателен к просмотру. Он учит правде, вере в победу, любви к Родине. От этого шедевра веет каким-то добром, и после просмотра мне хочется дарить эту доброту окружающим!

    А может быть именно мне фильм очень близок, потому что я тоже девушка. Я даже не могу представить каково это в самые чудесные годы жизни воевать за спасение Родины, каждый миг рискуя жизнью за судьбы будущих поколений.. А они — пять красивых, молодых, жизнерадостных девчонок смогли достойно сражаться с врагом!

    Сколько мужества, храбрости, внутренней борьбы с самими собой мы видим в Рите, Жене, Гале, Соне, Лизе. Они олицетворяют собой весь советский народ, поднявшийся на борьбу с фашистами. Особенного признания требует товарищ старшина. Он по-настоящему русский от головы до пят. Вначале и середине фильма мы невольно улыбаемся над его добрыми «колкостями», которые он отпускает своим «товарищам-бойцам». А в конце фильма мы гордимся им и плачем от его высказываний, которые так больно ранят сердце и разум. Он говорит правду, которая оказывается очень горькой.

    Эти девушки, жизнь которых прервала война, могли бы жить, работать, создавать семьи, дарить жизни детям. Но нет. Есть ужасное слово «война которое обрывает все мечты и надежды. Меня просто поражает, как эти девушки радуются жизни во время войны, как они хотят жить вопреки всему, ведь они понимают, что именно они должны сражаться, задерживать врага, который нарушил незыблемый мир, который покушается на их родные земли. Он хочет прервать ту рутину жизни, в которой они живут. Но эти девушки и миллионы советских жителей готовы стоять за Родину до конца, чтобы никто не смог нарушить тишину и покой русских земель.

    Я переживаю этот фильм вместе с героями. Каждый раз наворачиваются слёзы. Очень жалко тех, чьи жизни унесла война. Именно на таких фильмах должно воспитываться сегодняшнее поколение. Уделяя внимание таким светлым, правдивым картинам, мы сможем получить сильную духом нацию, здоровое физически и, прежде всего, морально общество!

    22 февраля 2011 | 00:39

    Пронзительная экранизация пронзительной повести Бориса Васильева. О нелегкой судьбе тех Русских Женщин, которые вслед за мужчинами отправились на фронт. История пятерых зенитчиц во главе со старшиной разъезда, давших бой немецкому десанту.

    Это был всего лишь бой местного значения, не значительная войсковая операция, не масштабное контрнаступление, но не из таких ли боев местного значения и складывается победа в долгой изнурительной войне?

    В этом фильме нет зрелищных спецэффектов, зато есть простое мужество простых русских людей, нет громких пафосных речей, но фильм задевает самые тонкие грани души.

    При всей зрелищности голливудских фильмов, посвященных военной тематике, они за душу не берут, как бы ни были хороши режиссер, картинка и актерская игра. Наверное, все дело в том, что Великая Отечественная война осталась в генетической памяти народа-победителя, принесшего на алтарь победы такую жертву, какую никто и никогда в мировой истории не приносил.

    «… А зори здесь тихие» обязательно нужно показывать школьникам, чтобы помнили, чего стоила победа в той войне, как ковалась победа.

    Кстати говоря, идея снять фильм двойным: черно-белым и цветным, была реализована на высшем уровне и добавляет дополнительный эффект при просмотре. Краски есть только в мирной жизни, война же делает реальность и жизнь серыми.

    10 из 10

    28 февраля 2014 | 16:26

    «Идёт паренёк и ему невдомёк, то, что завтра начнётся
    война…»
    В. Цой

    Экранизация одноименной повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» пользовалась оглушительным успехом в советское время, и вот, уже спустя более 30 лет, до сих пор интересует и увлекает многих зрителей, в том числе, и наше, молодое поколение, а это премного радует и воодушевляет. Моё знакомство с этим произведением началось с прочтения той самой повести, по мотивам которой и снят кинофильм, — буквально за один день, не отрываясь и ни в коем случае не отвлекаясь от прочтения книги, заинтригованно и с рвением, энтузиазмом и нетерпением читал я главу за главой, ожидая, что же будет дальше, дальше и дальше… Буквально возликовав от прочтённой книги, премного порадовавшись и вдохновившись на просмотр кинофильма, как можно быстрее решил я и лицезреть на экране, посмотреть, как режиссёр перенёс все те волнующие действия со страниц повести на экран, как он смог всё это воплотить и реализовать.

    Трогательная, проникновенная история эта способна добраться до Вашего сердца, затронуть до костей мозга, опечалить, но в то же время привести в восторг своей реалистичностью, простотой, но и яркостью, — человечной и столь чувственной. Перед нами сюжетная линия, повествующая о пятерых девчушках, которые направлены на срочную службу в гарнизон, в прифронтовую полосу. Ожидания старшины Васкова (их непосредственного начальника) о том, что в подмогу ему пришлют крепких, смелых и отчаянных бойцов, оправдались лишь наполовину — ну кто бы мог подумать, что этими самыми бойцами окажутся девушки — яркие, весёлые и чрезмерно оживлённые.

    Конечно, поначалу Васков с недоверием относился к ним, но позже, чуть попривыкнув и сменив гнев на милость, стал с ними настоящими друзьями, что называется, не разлей-вода. Однако, время военное, нельзя терять бдительности и предаваться веселью с расслаблением — впереди ещё очень много схваток. И вот, нашему отряду поступает информация, что немцы будут пробираться через чащу, рядом с дислокацией отряда Васкова. Бой неминуем, схватка свершится!..

    В процессе прочтения книги, равно, как и просмотра кинофильма, знакомишься со всеми персонажами, уделяя внимание каждой из героинь, а впоследствии — становишься чуть ли не родными людьми с этими девушками и с виду грубоватым старшиной. К сожалению, но эта история довольно печальна, хотя и с намёком на утешительно-успокоительное окончание, но тем не менее… Очень тяжело наблюдать, как в столь неравном бою отряд Васкова неумолимо уменьшается — потерям не вести счёт, ибо каждый человечек по-своему дорог и близок, не только нашим героям, но и самому зрителю, который взволнованно и с трепетом сердца наблюдает за происходящими — жестокими, страшными событиями. Что же, — это война, которая, как сказал один мудрый человек, «приносит лишь слёзы, пот и кровь». Ужасная, но правда, она существует и сейчас, и забывать о тех временах было бы неправильным, оскорблением наших предков, доблестно сражавшихся, бесстрашно отдавших жизнь за нашу нынешнюю свободную, мирную жизнь и спокойное существование русского народа…

    Данную картину я не устаю смотреть и пересматривать, с одной стороны — в память погибших в Великой Отечественной, с другой, — дабы вновь ощутить, прочувствовать ту атмосферу, которая пройти незамеченной попросту не может, нет-нет, да и проявится в виде горьких слёз, сползающих по щекам, или долгого и томительного щемления в сердце. Но, несмотря на такие довольно тяжёлые ощущения, я премного благодарен и автору книги, — Борису Васильеву, и режиссёру кинофильма, — Станиславу Ростоцкому, которые подарили нам воплощение нашей истории в художественном стиле, — через повесть и её экранизацию соответственно. Интересная, печальная, но увлекательная и полная ключевых моментов и примечательных мыслей, эта лента будет любима, пока жив русский дух, пока незыблема память о тех событиях, которые были, которые трагичны, страшны и печальны; но ведь это — наша история, это наша жизнь, и мы должны ею гордиться!..

    22 июня 2009 | 11:22

    «… И вечный бой. Покой нам только снится…».

    Посмотрев около недели тому назад картину Станислава Ростоцкого «… А зори здесь тихие», я впервые столкнулся с таким ступором, что мой письменный стиль (если таковой имеется) просто не в состоянии передать все эмоции, что я испытал при просмотре. А ведь мне давно его рекомендовали со всех концов света люди разного поколения и вкусовых предпочтений.

    Картина рассказывает о подвиге девушек-зенитчиц во главе с товарищем старшиной — Федотом Васковым. Я бы сразу поставил во главу картины исполнителя этой роли — Андрея Мартынова. Его герой выказал недовольство разгульным поведением солдат. И вот ему присылают девушек. А это другая ответственность. И поначалу фильм приобретает налёт незатейливой смешливости в связи с разностью полов.

    Параллельно нам ведают истории той или иной девушки, рассказывая и давая понять зрителю: какие пути-дороги привели их на войну. Воспоминания идут красочным цветом, время на войне — чёрно-белым. И это выгодная составляющая создателей ленты. Сама же лента разбита как бы на две серии, но идут они непрерывно. И первая из них, в которой всё показано жизнерадостно, носит название «Во втором эшелоне». Но и в этой части было показано что-то такое, из-за чего нельзя картину отнести к разряду легкомысленных. Командир отделения — Рита Осянина (я после просмотра действительно полюбил актрису Ирину Шевчук) — на прогулке заприметила в лесу двух немцев. Сложив в уме обстоятельства, прикидывается, что немцам стратегически нужна железная дорога.

    Вторая часть носит название «Бой местного значения». Но я бы отметил: какого же всё-таки важного значения! Старшина — комендант разъзда — вкупе с пятью девчонками во главе с Ритой Осяниной выдвигаются на вылазку (всё в согласовании со штабом). Но немцев оказывается не двое, а 16…

    И вот с этого момента и до самого конца я бы заключил, что не видел ничего интереснее этого фильма! И ни разу не покривил душой. То, как наши ребята (больше всё же девчата, хотя находчивость старшины Васкова нельзя обойти стороной) водили немцев по лесу, путая их — это по-настоящему достойно не только просмотра, но и того, чтобы возвести этот фильм на вершину советского кино.

    Этот фильм должен увидеть каждый русский человек. Это очень умный (но не заумный) фильм. Ведь, в конце концов, война — это не кто кого перестреляет, а кто кого передумает (Федот Васков).

    10 из 10

    12 октября 2015 | 23:52

    Тема Великой Отечественной Войны последние десять лет переживает новую волну зрительского интереса. И даже с учетом множества новых попыток воссоздать этот значимый период, есть фильмы, ставшие настоящим символом военной драмы, символом советского кинематографа. Если по какой-то невероятной причине, вы еще не знакомы с картиной Станислава Ростоцкого, у вас впереди целый калейдоскоп эмоций.

    События разворачиваются в двух временных плоскостях, с естественным преобладанием сцен военного периода. Кроме этого, отдельное, очень важное для восприятия целостной картины, значение уделено воспоминаниям героев. Оригинальный подход к цветопередаче запоминается надолго и больше всего ассоциаций возникает с изобразительным искусством. Постоянная смена цветовой и образной палитр не дает заскучать, и каждая из двух серий пролетает незаметно. Таким образом, создатели ушли от традиционных условностей и смогли передать нечто большее, чем привычный мотив о героическом штурме немецких укреплений, в битве за каждый метр родной земли. Перед нами история о долге и самопожертвовании, о маленьком невоспетом эпизоде войны на карте боевых действий.

    - После споём, Лизавета. Вот выполним боевое задание и споём. Обязательно споём.

    Основные события фильма оживают на экране в черно-белой палитре, и при этом полностью передан дух русской глубинки в ее летнем цветении. Главные герои сталкиваются с врагом среди живописных пейзажей, и если бы не война и трагичность происходящего, безусловно, хотелось бы пройтись теми же тропами, искупаться в речке, полежать в тени березы. Даже спустя столько лет, качество постановки приятно удивляет, а события, разворачивающиеся на экране, вызывают яркие эмоции. Здесь удивительным образом сочетаются комедийные и трагические моменты. После просмотра в голове оживает рой мыслей — хочется изменить некоторые события, додумать продолжение, вспоминаешь различные мелочи.

    Картина относится к той редкой категории произведений кино, вмещающих огромное количество крылатых выражений, афоризмов. В этом огромная заслуга как автора одноименного литературного произведения, так и, без сомнений, яркого актерского состава. Некоторые отдельные диалоги возникает желание буквально разложить на фразы. В особенности запоминается игра исполнителя главной мужской роли — Андрея Мартынова. Воплощение черт настоящего мужчина своего времени, плюс, очень положительный образ, даже в рамках в целом драматической истории.

    Фильм, давно ставший настоящей классикой, и накладывающий отпечаток на целый жанр современного кино. После просмотра возникает желание на долго не откладывать следующий просмотр, а в перерыве ознакомиться с литературным первоисточником. Два с половиной часа ярких и непередаваемых эмоций.

    9 из 10

    15 мая 2014 | 22:48

    А зори здесь тихие-тихие… И небо бездонное… голубое… И лес осенью золотом полыхает так, что в глазах больно… Озера здесь холодные, и вода в них черная…ледяная… А вокруг озер скалы крутые, мрачные… Север… Суровый край…

    Шел май 1942 года. До Победного Мая было еще ой как далеко — долгих три года. Еще долгих три года страданий, слез, потерь, великих грандиозных битв и никому не известных боев местного значения.

    Сколько их было таких боев местного значения? И сколько неизвестных солдат полегло на всех фронтах в таких сражениях? В коротких стычках за маленькие деревушки, за никому неизвестные холмы и леса, которые на картах обозначены какими-нибудь скромными цифрами, за безымянные железнодорожные переезды, мосты, за каждый кусочек родной земли…

    Фильм «А зори здесь тихие», снятый по одноименной повести Бориса Васильева, рассказывает об одном таком маленьком эпизоде большой войны. Всего шесть главных героев — пять девушек и один мужчина. И один великий подвиг на всех!

    Кто они, скромные солдаты страшной войны?

    Лиза Бричкина. Дочь лесника, милая, курносая, светленькая, скромная, мечтающая о любви, живущая ощущением завтрашнего дня, простодушная, честная и отважная…

    Соня Гурвич. Дочь доктора. Выросла в Минске, в интеллигентной еврейской семье, умница и круглая отличница. Стихи Блока — ее давняя любовь. Училась в Москве, в институте, когда началась война. Родители остались в захваченном фашистами Минске. Их дальнейшую судьбу Соня не знает…

    Галя Четвертак — самая молоденькая из них. Сирота. Воробушек. Подкидыш. Выросла в детском доме. На фронт попала благодаря тому, что соврала в военкомате, прибавив себе лишний год. Так ей было только 17. Фантазерка, Золушка и принцесса в душе, маленький ребенок наяву…

    Женька Комелькова — красавица с гривой золотых волос, русалочка с прозрачной кожей и идеальной фигурой… Острая на язычок, огневушка-поскакушка, упрямая, как сто чертей, безрассудно смелая и прекрасная! У нее свой счет к фашистам. Война отняла у нее всех близких. Маму, сестренку расстреляли немцы…

    Рита Осянина — юная вдова, потерявшая мужа в самом начале войны. Мама маленького мальчика… Самая серьезная из них, строгая, неразговорчивая, сообразительная и смелая…

    И он — Федот Евграфович Васков — старшина, комендант разъезда. «Пенек замшелый. В запасе двадцать слов, да и те из устава…» — так сначала думают о нем смешливые девчонки … И так они никогда не подумают о Васкове потом, когда будут стоять плечом к плечу с ним, как с родным старшим братом, в лесу с автоматами в руках перед лицом врага.

    Пять молоденьких девчат-зенитчиц и один старшина. А против них шестнадцать матерых, натасканных убивать, вооруженных до зубов фашистских диверсантов. «Не люди они, не человеки, не звери даже — фашисты!» Двое суток будет длиться этот бой местного значения. Двое суток. И не пройдут враги. Наткнется их злоба на девичью отвагу, что окажется посуровей мрачных северных утесов. Зубами будут враги скрежетать, но не смогут пройти, заплутают их девчонки в лесах между озер, перехитрят, обведут вокруг пальца… «Война — это ведь не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает…»

    И хоть сильны противники, опасны и беспощадны, но сгинут они с лица земли, как нелюди!

    «Человека ведь одно от животных отделяет: понимание, что человек он. А коли нет понимания этого — зверь. О двух ногах, о двух руках, и — зверь. Лютый зверь, страшнее страшного. И тогда ничего по отношению к нему не существует: ни человечности, ни жалости, ни пощады. Бить надо. Бить, пока в логово не уползет…»

    И уничтожат их ценой собственной жизни девчонки, хрупкие, нежные, смешливые, светлые, мечтательные и в кого-то влюбленные… Все их девчачьи мечты, надежды, книжки со стихами, запретные шелковые комбинашки, пузыречки с духами и маленькие кокетливые зеркальца навсегда останутся здесь, в этом северном угрюмом краю…в их грубых солдатских вещмешках, завязанных накрепко суровыми узлами…

    Бой местного значения… Как нелепо звучит эта фраза. В том бою девчата бились не просто за кусок северного леса или отрезок железной дороги. Нет. В том бою они стояли за своих любимых и близких: за детей, матерей и братьев… За свое и общее право нормальных людей мечтать, смеяться и петь песни, влюбляться и заводить романы, за возможность растить детей свободными и красивыми людьми, за будущие мирные рассветы и закаты…

    Бой местного значения… Никогда у меня язык не повернется назвать этот бой таким. Никогда.

    Вечная память девушкам, женщинам, матерям, женам, сестрам, дочерям, отдавшим свои жизни в той страшной войне за нас с вами, за наше с вами сегодняшнее бездонное голубое небо!

    P. S. А зори здесь по утрам холодные и тихие-тихие… И гроздья горькой рябины и по сей день алеют в листве, как капли запекшейся крови…


    В отзыве использованы фрагменты из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»


    10 из 10

    12 мая 2008 | 23:28

    Как хотел бы суровый и черствый с виду старшина Васков, чтобы эти девочки сейчас были как можно дальше от этого леса. Чтобы они были дома, в красивых, нарядных платьях, в кругу живых и здоровых родных и любимых. Как хотел бы он, чтобы эти невинные, хрупкие создания не знали, что такое война… Чтобы не слышали воя вражеских самолетов в небе, не слышали выстрелов. Чтобы их тонкие пальчики не сжимали автоматы и винтовки…

    Они такие разные, эти девочки. Пять юных зенитчиц, пять разных судеб, пять разных характеров. Но объединило их общее горе — война. Они добровольно пошли на фронт, чтобы отомстить за убитых близких и защищать Родину наравне с мужчинами. Только за одно это они достойны высокого почета и бессмертной славы.

    Гениальный фильм, который смотришь не отрываясь с замиранием сердца. Фильм, который с гордостью хочется показать детям и внукам. Чтобы знали. Чтобы понимали… Чтобы были благодарны этим молоденьким девчушкам за то, что они живут в мирной стране и видят тех ужасов, которые увидели они…

    Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
    вместо свадеб — разлуки и дым,
    наши девочки платьица белые
    раздарили сестренкам своим.
    Сапоги — ну куда от них денешься?
    Да зеленые крылья погон…
    Вы наплюйте на сплетников, девочки.
    Мы сведем с ними счеты потом.
    Пусть болтают, что верить вам не во что,
    что идете войной наугад…
    До свидания, девочки!
    Девочки,
    постарайтесь вернуться назад.
    (Булат Окуджава)


    10 из 10

    (жаль, что нельзя поставить 500)

    11 января 2009 | 15:37

    Военная тематика всегда занимала особое место в кинематографе СССР: страна, потерявшая в годы Второй Мировой миллионы своих граждан, не могла не помнить о тех людях, которые сражались за Родину на поле брани, умирали в концлагерях или работали в тылу. Фронтовик Станислав Ростоцкий, испивший солдатскую долю до конца, видевший гибель боевых товарищей и вытащенный с поля боя смелой русской женщиной, стремился рассказать о суровых днях, поделиться со зрителем бередящими душу переживаниями. Художественное осмысление того страшного периода истории, которое называется войной, начиналось в нем подспудно, требовало накала до критической точки, когда все оживает, приобретает зримые черты, конкретные и тревожные образы. Вспоминать лихолетье Великой Отечественной режиссер начал еще с картины «Майские звезды» в 1959 году, но пика аутентичности постановщик достиг в «Зорях»: спустя тридцать лет после начала вторжения фашистов на территорию нашей страны он поставил особую киноленту, где вместо мужественных небритых парней героями сюжета стали хрупкие юные девушки-зенитчицы.

    Основой киносценария послужила повесть другого фронтовика — Бориса Васильева, но произведение, написанное бывшим кадровым офицером в стиле страстной, но жесткой «окопной правды» с подачи Ростоцкого, ставшего соавтором сценария, поменяла концепцию. И хотя писатель в период совместной работы неоднократно возражал против версии постановщика, режиссер сделал экранизацию по сравнению с первоисточником более сентиментальной и лиричной. У Ростоцкого в едином сюжетном русле сливаются: военная картина, женская мелодрама и приключенческий фильм.

    Забрезживший рассвет в карельском селе сменяет белую ночь. Речушка с маленьким мостиком, прохудившаяся лодчонка у берега, где-то вдали виднеется небольшая церквушка, в избе с резной верандой на грубо вытесанном столе — кувшин с парным молоком и рассыпчатая картошка в чугунке, хозяйка в русском платке с узорами — Ростоцкий так живописно рисует мирный быт в первой половине фильма, что лишь военная форма героинь да стоящие на пустыре зенитные установки напоминают о том, что где-то рядом находится враг. И милое смешное оканье вологодской Лизы, и задумчивый взгляд минской еврейки Сони, и практичность и рассудительность старшины Васкова, и грешная красота влюбчивой Женьки, и нерасторопность сиротки Гали Четвертак, и самопожертвование не по годам серьезной Риты — все это за каких-то три часа экранного времени окажется родным и близким настолько, что чувствуешь себя сопричастным к судьбе девчат.

    Так уж задумал мастер, что в «Зорях» три основных цвета: черный, белый и красный. И если киношное настоящее — боевые действия и судьбоносный переход через болота — сняты в черно-белой палитре, то цветные грезы девушек, замешанные на воспоминаниях, ослепляют кристальной белизной: фоном преднамеренно выбраны либо чистейшие молочные стены, либо пушистые хлопья снега. Эпизоды в цвете наполнены женственностью и мелодраматизмом: одна девушка кружится в вальсе с любимым, другая мечтает о принце, приехавшем в королевской карете, третьей мил увалень в меховом полушубке на санях-розвальнях, запряженных тройкой лошадей, четвертой снится близорукий рассеянный студентик, стеснительно улыбающийся, пятой привиделся романтический вечер с офицером и шампанское на брудершафт — невинные фантазии, подсказанные истомившимися девичьими сердцами, не познавшими первое «люблю», не почувствовавшими нежность поцелуя, не ощутившими легкое дыхание страсти. И внезапно — как знак опасности, знак тревоги — огненно-красный горизонт. Красный цвет в «Зорях» — это знак беды. Лишь цветные фрагменты наполнены музыкой, точно передавая настроение, прорываясь то балалаечными наигрышами, то звонкими аккордами пианино, то переборами русской гармони.

    Что, пожалуй, отмежевывает «Зори» от масштабной ура-патриоческой эпопеи «Освобождение», завершенной годом ранее, и от величия братства легендарных быковских «Стариков», выпущенных немного позже, так это авторский подтекст: Ростоцкий, наделенный обостренным чувством трагического, ибо его жизнь, как и жизнь Бориса Васильева, была под прицелом смерти, выбрал ситуацию на первый взгляд экстремальную, поместив героев в то безвыходное положение, в котором они оказались вроде бы и по случайности, акцентирует по ходу ленты, что на самом деле это было неизбежно, потому что война права на выбор не давала. Трактовка создателей такова, что кому-то из героев придется погибнуть не потому, что зло сильнее, а потому, что добро необходимо разбудить. Гибель героев — это безысходная правда — бескомпромиссная и честная, а ультимативность художественной правды всегда выше примирения. Ростоцкий в «Зорях» — режиссер непримиримый: он не идет на компромиссы ни с добротой, ни с жесткостью, оставаясь между тем одним из самых душевных творцов семидесятых. Просто его доброта в фильме о пятерых девчатах, не побоявшихся дать бой отряду немецких десантников, сродни скальпелю хирурга, удаляющего опухоль: только так можно спасти жизнь. В данном случае, режа по живому, удаляя черствость сердец, — спасти мирно спящее сознание внуков молоденьких зенитчиц. Да, здесь много трагизма, но не потому, что создатели — и Васильев, и Ростоцкий — не видели иного выхода, а потому, что хотели не только рассказать, но еще и предупредить людей: нельзя быть равнодушными и эгоистичными. Милосердие, которое фильм в нас пробуждает, необходимо нашему веку. Финальные сцены киноленты, как строгий священник на исповеди, снова и снова неумолимо задают вопросы, заставляя вспомнить и оценить подлинную историю страны, чтобы в одночасье понять важность такого маленького, но ценного слова «победа». И не стоит стесняться слез во время просмотра фильма: возможно, мир спасут слезы — чистые, искренние, как светлые души девчонок из «Зорь».

    8 апреля 2015 | 17:44

    Советские фильмы о войне для любого русского человека всегда буду самыми родными и близкими. Потому что это наша история. История, которую творили наши бабушки и дедушки. Благодаря их отваге и смелости мы живём в мирное время.

    Станиславу Ростоцкому удалось воплотить на экране невероятную историю Бориса Васильева. Этот фильм трогает до глубины души, невозможно не переживать за судьбы пяти девчонок, которые спасали нашу Родину ценой собственных жизней. Лиза, Галя, Женя, Рита и Соня — это «героини своего времени», тяжелого военного времени.

    Мне кажется, все актёры, исполняющие главные роли в этой киноленте, настолько хорошо отражают свой образ, что все попытки переснять этот шедевр 1972 года, обречены на провал. Такой Бричкиной, Четвертак, Комельковой, Осяниной и Гурвич уже не будет.

    Этот фильм нужно посмотреть всем и каждому, особенно это касается нашей молодёжи. Только такое кино способно разбудить патриотические чувства даже в самом чёрством сердце.


    10 из 10

    12 августа 2014 | 20:55

    При слове «боец» перед глазами сразу встает бравый воин, смелый, храбрый, решительный, готовый на все ради спасения страны и родины. Этот фильм тоже показывает нам героев-бойцов — решительных и находчивых девушек-зенитчиц. Они не сражались не передовой, но воевали за каждый клочок родной земли. Та земля, которую они спасли — спасена ценой их крови, их жизней!

    Они были юными, молодыми, у них вся жизнь была впереди, а вместо этого им пришлось, позабыв страх и сон, полностью отдаться служению родине. 5 девушек стойко держали оборону. Защитников было всего 6, вместе со старшиной, а немцев — целые отряды. И все равно они никуда не прошли! Уничтожили весь отряд, а так и не сумели перейти в наступление.

    Одно дело — сражаться с мужчинами, которые равны тебе, как и физически, так и морально, побеждать их, а другое дело — хрупкие девчонки, только окончившие школу, мечтавшие стать матерями, женами, переводчиками…

    И ведь сколько таких боев «местного значения» проходило по всей необъятной стране! Страшно представить сколько безызвестных героев полегло на полях сражений. Они сражались за светлое будущее, за мир, за солнце, за будущих нас! Положили свои жизни на защиту родной страны — вот что достойно уважения.

    10 из 10

    5 июня 2012 | 14:20

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>