всё о любом фильме:

...А зори здесь тихие

год
страна
слоган-
режиссерСтанислав Ростоцкий
сценарийСтанислав Ростоцкий, Борис Васильев
директор фильмаГригорий Рималис
операторВячеслав Шумский
композиторКирилл Молчанов
художникСергей Серебренников
монтажВалентина Миронова
жанр драма, военный, история, ... слова
зрители
СССР  66 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время160 мин. / 02:40
Номинации:
В прифронтовой полосе группа девушек-зенитчиц вынуждена вступить в неравный бой с вражескими десантниками. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле — но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по одноименной повести Бориса Васильева.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1973 году.
    • Пять часов Ростоцкий уговаривал девчат сняться в эпизоде в бане обнажёнными, но они отказывались, так как были воспитаны в строгости.
    • С банным эпизодом было много проблем. После первого просмотра картины начальство потребовало вырезать откровенную сцену. Но Ростоцкому каким-то чудом удалось её отстоять.
    • В фильме была сцена, где девочки-зенитчицы загорают голышом на брезенте. Режиссёру пришлось её убрать.
    • Фильм показывает довоенное и послевоенное время в цвете, а войну в чёрно-белых цветах.
    • Ростоцкий придирчиво отбирал актрис на роли девушек-зенитчиц. Перед режиссёром за три месяца подготовительного периода прошли несколько сотен вчерашних выпускниц и действующих студенток творческих вузов.
    • Писатель Борис Васильев приезжал на съёмки всего один раз. И остался очень недоволен. Сказал, что является поклонником спектакля Любимова, а вот с концепцией фильма не согласен.
    • Полная версия имеет продолжительность 180 минут.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Уговаривая актрис сняться обнажёнными в эпизоде в бане, Ростоцкий говорил: «Мне нужно показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род».
    • еще 7 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2092 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Замечательный фильм. И, конечно, его нужно начинать смотреть с определённым настроем, нужно знать на что идёшь. А идёшь ты на то, что узнаешь, что такое война по-настоящему, увидишь смерть… но всё же такое кино нужно смотреть, просто нужно настроиться. Это важно.

    Пять девушек — зенитчиц, вместе со старшиной Федотом Васковым уходят в лес, где были замечены два врага. Но на месте они обнаружили шестнадцать фашистов.

    Кажется, лишним каждый раз упоминать величие советской школы кинематографа. Но от чего-то всегда хочется сказать об этом…

    Картина снята с душой и с талантом. Актёрская игра каждой из девочек, и старшины сумели передать те эмоции, мысли и страх их героев. Обычные девушки, которые просто хотят счастья и любви, которые боятся смерти, но не боятся войны превращаются в пропитанных мудростью и опытом военных, которые уже повидали смерть и на своём опыте поняли, что такое война, чего стоит победа и чего стоит жизнь.

    Вообще, каждый момент фильма играет большую роль в повествовании. Это и музыка, которая усиливает зрительские эмоции в нужный момент и операторская работа, и работа гримёров, статистов, монтажёров и т. д.

    «… А зори здесь тихие» — картина, которая западает в душу. Ленту нужно смотреть всем и лучше это делать в компании, но каждый член в этой компании должен понимать, что они сейчас будет смотреть.

    9 из 10

    23 июля 2016 | 11:18

    Фильм «А зори здесь тихие» поражает прекрасной актёрской игрой, мастерской операторской работой и великолепной режессурой. Его видное место в советских фильмах о войне вполне заслужено. Но…

    Я никогда не относился к тем людям, которые, выражаясь языком классика «всё наше хают и бранят и с умилением глядят на заграничные наклейки». Но по моему глубокому убеждению, такие фильмы о войне снимать нельзя. Постараюсь объяснить свою позицию.

    Старшина Федот Васков — бывший участник финской войны и ещё молодой (вопреки его характеристики со стороны девчат), тридцатилетний человек. И вот, он в несёт службу в тылу, командуя зенитным подразделением второго эшелона. Значит, он — фактически нестроевой служака, списанный в этот самый эшелон. Запомним это.

    Командир он — так себе. Не может наладить дисциплину во вверенном ему подразделении. И это — в Красной армии времён Великой Отечественной, когда даже самое мелкое неповиновение командиру каралось самым суровым образом.

    Не совладав с подчинёнными ему солдатами, он добивается их отправки на фронт.

    Стоп! Они — тоже нестроевики, т. к. находились в тылу. А такое положение характерно, скорее всего, для тех, кто не мог воевать на передовой по ранению…

    Значит, эти зенитчики, будучи далеко не совсем здоровыми, уходят на фронт. Причём, поскольку их этапируют туда по рапорту командира — в самое пекло.

    Вам их не жалко? Сколько дней (именно — дней) они там протянут?

    На смену этим несчастным прибывают девушки и… Васков снова не блещет талантом командира. Ведь если разобраться, девочки творят почти всё, что хотят. Правда жизнь этой вольницы отягощена кошмарными воспоминаниями о недавнем прошлом. Это сочетание делает их образы рельефными, живыми. И тут…

    Обнаружив высадку немецких диверсантов, как вначале показалось — двоих, Васков берёт с собой пять девчат и идёт на перехват… Кошмар!!!

    Вы себе представляете, что такое немецкий спецназ? Нет? Жаль…

    И вот на этих волков Васков, сам, как вы теперь поняли, человек с подорванным здоровьем, идёт во главе пятерых девушек… А немцев — шестнадцать!

    Что надо делать? Правильно — срочно отступить и приложить все усилия для передачи срочного сообщения о диверсионной группе «куда следует». На этих опытных хищников начнут охотиться опытные же охотники — спецподразделения НКВД, армейской контрразведки. Не твоё дело, вояка-инвалид во главе необстрелянных девчат (да и вообще — девчат!) гоняться по лесу за зверем-людоедом!

    И я убедительно прошу не ставить мне в вину известную поговорку «моя хата с краю — ничего не знаю» в том смысле, что я призываю героев фильма уклониться от священного долга. Ведь дело в том, что они в реальности никогда не вышли бы победителями из ТОЙ схватки.

    Они были предназначены для борьбы с самолётами и наблюдения. А упомянутые мною подразделения по борьбе с диверсантами находились в постоянной боеготовности. И иначе быть не могло. Не может не обученная тактике лесного боя против спецназовца девочка одолеть его. Даже если ею командует списанный во второй эшелон старшина.

    Васков — убийца. Его воительницы не обстреляны наземным противником, ни разу не были в ближнем бою, не владеют рукопашкой, не «сыграны» в единую команду в экстремальных условиях. Одно дело бить по самолётам с наземной батареи ПВО (тоже нелёгкое, сам, как зенитчик, знаю), но совсем другое — встретиться на узкой дороге лицом к лицу с профессиональным убийцей. А вы обратили внимание, в чём они идут в летнюю карельскую тайгу? В юбках! Какой подарок для комаров гнуса и прочей кровососущей напасти! Да через пол-километра их красивые ноги, и всё, что выше них, превратились бы в кровавое месиво.

    Итог закономерен — назад не вернётся ни одна. Эй, Васков, ты, воин, этого не предполагал? Мы, конечно, в итоге в этой схватке победим. В только этом кино. В реальности — нет.

    В этой связи встаёт другой вопрос — а с кем же мы воевали? Что это был за противник, полтора десятка спецназовцев которого смогли одолеть нестроевик и пять девчат? Как же такой никчемушный враг четыре года терзал нашу страну, уложил в землю миллионы наших молодых, сильных мужчин, многие из которых были очень даже неплохо обучены военному делу? Как эти паршивые вояки дошли до Москвы и Сталинграда?Зачем нам вообще нужна была армия, подполье, партизаны, разведка, техника, коль наш супостат был таким квёлым? Да надо было выставить на пути у него заслоны по пять — семь девчонок с трёхлинейками во главе с контуженными старшинами и всё — «малой кровью, в кратчайшие сроки» одержали бы верх!

    Кто-то мне возразит — были девочки с трёхлинейками, дрались контуженные старшины. Были. Знаю и без вас. Но они совершали свои бессмертные подвиги в иных ситуациях — не менее ужасных и трагических. Но в реальных. Когда у них (конечно же — неосознанно для них самих) шанс на свершение подвига, даже посмертного, был.

    О женщине на войне снято немало фильмов. Именно о женщине-воине. Снайпере, подпольщице, диверсантке, медсестре, радистке. И многие из них реалистичны. Ведь есть же «Освобождение», «На безымянной высоте», «Утомлённые солнцем 2 и 3».

    Но только не «А зори…». Простите, но это — фильм-сказка. Красивая, патриотическая и патетичная, но сказка.

    Казалось бы — пусть будет! Ведь сказки тоже нужны… Но тогда не возмущайтесь по поводу гламурного «Снайпер 2 — Тунгус», где девчата на войну в чулочках пришли, и флиртуя с вышестоящими офицерами, одним махом тысячу фашистов побивахом. Или тому, что в «Мы из будущего» медсестра в сексапильной мини-юбке по брустверу окопа на передовой линии обороны во весь рост ходит. По-моему, такое искривление образа женщины-воина в горниле Великой Отечественной войны берёт начало от «А зори здесь тихие».

    Да, красивый фильм, хорошо сделанный. Но совсем, совсем недостоверный.

    Поэтому

    3 из 10

    3 мая 2015 | 10:56

    Я согласна с отзывом о том, что такие фильмы нужно показывать в школе. Если бы у нас давали оскара, то непременно бы дали этому фильму. Недавно смотрела фильм в новой постановке — очень большая разница, спасибо Ростоцкому за этот фильм! Всё-таки я рада, что зарубежный кинематограф обратил внимание на наши шедевры.

    10 из 10

    6 мая 2007 | 17:19

    Самая лучшая экранизация одного из самых тяжелых произведений о войне…

    Каждый раз пересматриваю и не могу сдержать слез… В который раз поражаюсь внутренней силе этих женщин, почти девочек, которым так хотелось жить, радоваться, любить и быть любимыми, воспитывать детей… Как страшно, что они встретили смерть такими молодыми, когда казалось, что жизнь только начинается… Они шли до конца, забывая о себе, жертвуя собою ради других. Это настоящий подвиг. Ради того, чтобы наша жизнь продолжалась…

    Нет ничего страшнее войны.

    14 февраля 2012 | 20:14

    Война. Страх и ненависть ко всему на свете? Но только не для девченок-зенитчиц!

    История о том, как вопреки всему дарить свою доброту и нежность людям, ободрять их, даже когда под носом смерть и раны. Этот фильм ещё раз говорит о том, как наша Советская держава была бодра своим духом.

    Хочется смеяться и плакать одновременно, вечная жизнь вопреки смерти — это судьба наших бабушек и дедушек, погибших на войне. Когда смотришь такие фильмы, то кажется, что это выдумка, просто сочиненная история, но нет, они были и погибли за нас.

    Потрясающая книга, потрясающий фильм. Больше чем слёзы, больше чем признание.

    10 из 10

    20 октября 2011 | 18:27

    В 1972 году уже немолодой и опытный кинорежиссер Станислав Ростоцкий создал свой далеко не первый фильм про войну. В его арсенале уже были такие военные драмы, как «Майские звезды» и «На семи ветрах», да и сам режиссер уже имел свой личный почерк в создании картин. Зрителя было трудно удивить фильмами на эту тему, так как она была одной из самых популярных в советском кинематографе того времени, однако, несмотря на это, Ростоцкому удалось снять шедевр, который превратился не только в эталон военных произведений, но и в классику киноискусства в целом.

    Картина снята по повести Бориса Васильева с одноименным названием, которым, кстати, является знаменитая цитата главного героя Васкова. Ростоцкий, далеко не отходя от книжного произведения, адаптировал повесть в сценарий для большого экрана, изменив некоторые незначительные детали. Режиссеру удалось не только воссоздать всю трагедию этой истории, но и внести свою определенную лепту. Ростоцкий нашел множество интересных художественных ходов, главным из которых, безусловно, является подача картинки. Так, в мирное время — до и после войны — картинка на экране цветная, будто бы символизирующая для героев настоящую разностороннюю жизнь, имеющую свои цвета. Время войны в фильме показано в черно-белом изображении, словно говоря нам о внутреннем состоянии героев, которые ничего не видят, кроме ужасов первой половины сороковых годов. Героини пытаются отвлечься от этих кошмаров принятием бани или скромной пародией на бал, но все эти иллюзии недолги: впереди ждут смерть и горе.

    Так как же Ростоцкому удалось настолько сильно привлечь зрителя к своему кинополотну? На первый взгляд обычный для военных фильмов сюжет реализован на высоком уровне. Пять девушек-зенитчиц отправляются вместе со своим командиром в лес на поиски ранее замеченных двух немцев, которые могут нести определенную угрозу. На их пути — страшное вязкое болото, как раз и олицетворяющее тяжелый путь. Дойдя до немцев, герои обнаруживают, что тех вовсе не двое, а целых шестнадцать человек. Но отступать нет ни малейшей возможности, и группе юных красавиц вместе с одним командиром придется сражаться с немалым отрядом фрицев, выполняющих свое задание. Однако тема тяжелого пути во время войны поднималась уже чуть ли не у всех режиссеров. Это и «Иди и смотри» Климова, и «Судьба человека» Бондарчука, и «Сашка» Сурина, и, конечно, «Иваново детство» Тарковского. Но в «… Зорях…» роль сильных и волевых бойцов играют прекрасные и местами робкие девушки или «русалки», как говорили о Жене Камельковой. Главное для Ростоцкого было показать, что всем этим чудесным и красивым созданиям детей бы рожать и семью иметь, а вместо этого они гибнут на войне, обрывают ниточку жизни, которая могла бы появиться на свет. Как известно, режиссер потому долгое время и уговаривал девушек сняться обнаженными в эпизоде, где они парятся в бане. Ему надо было продемонстрировать зрителю всю женственность, шарм и очарование слабого пола, чтобы каждый понял, что им надо бы дарить новые жизни, воспитывать своих детей, а не погибать на войне.

    В фильме присутствует еще один особенный для того времени художественный ход — флешбек, как это называют американцы. Главные герои вспоминают свою довоенную жизнь. Из этих воспоминаний мы узнаем, что каждая из девушек когда-то любила; также мы понимаем, какие у девчат искренние и чистые души. Ростоцкий не дает нам забыть этого ни в одной из сцен фильма. Еще одной важной особенностью картины является раскрытие образов и взаимоотношений героев. Каждый персонаж имеет настолько ярко выраженный характер, что порой удивляешься, как в кино можно открыть настолько достоверно столько образов одновременно. Ростоцкий очень удачно адаптировал книжное произведение под киносценарий, сохранив самые важные и ключевые детали. Автор также продемонстрировал нам свой профессионализм, показав плавный переход во взаимоотношениях между девушками и их командиром. Если сначала они смеялись над ним, то к концу фильма уже не могли представить своей жизни без этого, как оказалось, мужественного, смелого и волевого человека.

    Итак, фильм «…А зори здесь тихие» абсолютно справедливо признан шедевром кинематографа. Он сочетает в себе как богатый подтекст и огромное количество художественных особенностей, так и отличное раскрытие образов и качественнейшую актерскую работу. Наверное, именно поэтому 33 года спустя была сделана попытка воссоздать данную картину, адаптировав ее в мини-сериал. Но такой глубины не получилось, да никто и не сомневался. Разве можно превзойти классику?

    9,5 из 10

    19 января 2013 | 00:07

    В советское время была очень жесткая цензура. Многие хорошие фильмы не пропускались, но и то, чем заполнен наш сегодняшний отечественный кинорынок, не прошло бы!

    Великий фильм о Великой войне. Пронзительный до слез благодарности. Правдоподобный и естественный (Лиза Бричкина действительно тонула в болоте, испытывала нешуточный страх). Молодые, красивые девчонки. У них могло быть прекрасное будущее, они продолжили бы свой род… Но правильно Васков сказал: «Оборвали фрицы ниточку.» Женщинам не место на войне, но они боролись! Боролись за то, чтобы сегодня мы могли жить под мирным небом! Низкий им поклон за это.

    В фильме много запоминающихся сцен. Это и «личные счеты» Овсяниной, когда она подстрелила не только немецкий самолет, но и самого фрица, и баня, и купание Женьки… Но самой яркой, на мой взгляд, была сцена, где Комелькова уводила фрицев от раненой Риты и Васкова. Она совершенно не пыталась скрываться. Даже когда возникла возможность спастись (фрицы могли просто пройти мимо), Женька не удержалась от мести:" Это вам за Соню, Лизу, Галю, Риту!».

    Огромное спасибо режиссеру, актерам и всем ьем, кто принимал участие в создании этого фильма!

    Безусловно,

    10 из 10

    10 мая 2010 | 11:27

    В 1969 году в журнале «Юность» была опубликована повесть «…А зори здесь тихие». Произведение Бориса Васильева вызвало большой резонанс в читательской среде и стало одной из самых популярных книг 1960-1970-х годов о Великой Отечественной войне. В 1971 году за экранизацию повести взялся классик советского кинематографа Станислав Ростоцкий. Как впоследствии вспоминал режиссёр и бывший фронтовик — фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти

    Режиссер Станислав Ростоцкий на основе повести Бориса Васильева снял фильм о человеческой душе, о красоте женщины, и о том, как страшно, нелепо и ужасно, когда здоровые мужики убивают юных девушек. А всё только потому, что они враги. Фильм о войне, которой все равно, кого убивать. При этом совершенно нет пафоса, но это и трогает — так просто, естественно и прямолинейно, но не обыденно. Сильнейшая по своей эмоциональной мощи история. Пронзительная, ужасная…

    Действие фильма проходит в тылу, и название второй серии «Бой местного значения» подчеркивает то, что произошедшее — всего лишь эпизод большой войны, который, тем не менее, привлёк пристальное внимание. История пяти девушек стала обобщающим портретом народа, выстоявшего в Великой Отечественной Войне. После просмотра этого шедевра задаешься вопросом — и сколько таких боёв было? Сколько таких безызвестно погубленных жизней? Принято считать, что война — мужское занятие, и победу сделали именно мужчины. Но сколько вот таких вот женских отрядов существовало во время войны, медсестер на передовой, выносящих из под пуль раненых бойцов и тех, кто вдохновлял наших солдат на героические подвиги и великие победы!

    Станислав Ростоцкий применил в фильме очень удачный художественный прием — сцены военного времени сняты в подчёркнуто реалистичном ключе и чёрно-белой гамме, тогда как в цвете сняты сцены современности, а воспоминания и мечты девушек — в цвете и в условно-романтическом стиле.

    «…А зори здесь тихие» — великолепный фильм, полюбившийся нашему народу, а также оцененный на Западе (номинация Оскар). Один из моих любимых фильм о Великой Отечественной Войне — без пафоса, без пропаганды, жестокая история о большом подвиге молодых девчат, под опытным командованием своего старшины, ставшего для них практически отцом, а они для него в свою очередь — родными дочерьми.

    10 из 10

    11 октября 2013 | 02:32

    Советские фильмы о войне для любого русского человека всегда буду самыми родными и близкими. Потому что это наша история. История, которую творили наши бабушки и дедушки. Благодаря их отваге и смелости мы живём в мирное время.

    Станиславу Ростоцкому удалось воплотить на экране невероятную историю Бориса Васильева. Этот фильм трогает до глубины души, невозможно не переживать за судьбы пяти девчонок, которые спасали нашу Родину ценой собственных жизней. Лиза, Галя, Женя, Рита и Соня — это «героини своего времени», тяжелого военного времени.

    Мне кажется, все актёры, исполняющие главные роли в этой киноленте, настолько хорошо отражают свой образ, что все попытки переснять этот шедевр 1972 года, обречены на провал. Такой Бричкиной, Четвертак, Комельковой, Осяниной и Гурвич уже не будет.

    Этот фильм нужно посмотреть всем и каждому, особенно это касается нашей молодёжи. Только такое кино способно разбудить патриотические чувства даже в самом чёрством сердце.


    10 из 10

    12 августа 2014 | 20:55

    Не спугните — 
    Утру дрозд поет,
    И туман по травам расстилается.
    Тише, ветры, женщина идет!
    Пусть она со счастьем повстречается!


    Хочу начать свою рецензию с отрывка из стихотворения замечательной Саратовской поэтессы Ады Родиной. Ада Викторовна — бывшая малолетняя узница фашистского лагеря. Пройдя через невероятно трудный и кошмарный путь, она не теряет оптимизма и радует почитателей своим творчеством.

    Дети, старики, женщины и война. Казалось бы, несовместимые понятия, потому что защищать Родину должны мужчины. Но очень часто судьба распоряжалась иначе. Моя глубокая заинтересованность в различных страницах Великой Отечественной войны началась именно после прочтения тяжелого произведения Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Не описать словами какие впечатления оставила эта книга в моём сердце, взбередила душу, оставила тяжкий осадок. В скором времени я посмотрела экранизацию литературного шедевра.

    Актеры замечательно справились со своей задачей. Сложилось ощущение, что они не играли роль, они жили ей, будто они на самом деле испытали те, чувства и трагедию, которую показали нам на экране. Мягкая Соня Гурвич, веселая Лиза Бричкина, скромная Галя Четвертак, взбалмошная Женька Комелькова и строгая Рита Осянина. В роковой час девушки проявили невероятную стойкость, которой могут позавидовать мужчины. Эти образы запоминаются надолго, благодаря великолепной актерской игре. Ты думаешь: «Почему так произошло? Почему хрупкие, смешные девушки, у которых всё впереди — семья, дети, работа, радости жизни — должны погибать под пулями врага?». Ответ один — война.

    Отдельно хочу поговорить о персонаже Васкове. Сначала он и сам не рад, что его назначили командиром «такого» полка, но позже каждая девушка становится для Федота дочерью, кровинкой. Он также, как и зритель, остро переживает боль утраты и вся его ярость выливается в финале ленты.

    Весьма удачна и задумка Ростоцкого о показе военных действий в черно-белых тонах. Действительно, за это страшное время, что шла война, не существовало других оттенков. Только черное, и только белое.

    Это фильм на все времена и для всех поколений. Смотрите и учитесь мужеству! Хотя наверно ему нельзя научиться, это идет изнутри, от сердца. И, ради Бога, не смотрите иностранные фильмы о войне, где все извращено и поставлено с ног на голову. «А зори здесь тихие…» и остальные великолепные фильмы советского кинематографа — вот наша правдивая история, вот истина. Так же, как-то раз довелось мне посмотреть адаптацию книги в виде сериала, поставленного китайским режиссером Мао Вэйниным. Стало очень обидно, что у девушек-бойцов в лесу есть серебрянные ложечки и чайнички. Я тоже хочу так чаёвничать!

    Фильм дает нам прекрасную возможность понять роль Женщины и Матери в годы Великой Отечественной войны. Для обязательного просмотра!

    Мы живы, Земля!
    Только этого мало!
    Погибших по душам
    Ты всех сосчитала…
    Скажи, сколько пало
    Сынов, дочерей?
    Скажи, сколько в память
    Поставить свечей?..
    (А. В. Родина «Мы живы, Земля!»)

    21 июня 2011 | 23:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>