всё о любом фильме:

...А зори здесь тихие

год
страна
слоган-
режиссерСтанислав Ростоцкий
сценарийСтанислав Ростоцкий, Борис Васильев
директор фильмаГригорий Рималис
операторВячеслав Шумский
композиторКирилл Молчанов
художникСергей Серебренников
монтажВалентина Миронова
жанр драма, военный, история, ... слова
зрители
СССР  66 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время160 мин. / 02:40
Номинации:
В прифронтовой полосе группа девушек-зенитчиц вынуждена вступить в неравный бой с вражескими десантниками. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле — но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Полная версия имеет продолжительность 180 минут.
    • В фильме была сцена, где девочки-зенитчицы загорают голышом на брезенте. Режиссёру пришлось её убрать.
    • Пять часов Ростоцкий уговаривал девчат сняться в эпизоде в бане обнажёнными, но они отказывались, так как были воспитаны в строгости.
    • С банным эпизодом было много проблем. После первого просмотра картины начальство потребовало вырезать откровенную сцену. Но Ростоцкому каким-то чудом удалось её отстоять.
    • Занимает по посещаемости 10-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Фильм показывает довоенное и послевоенное время в цвете, а войну в чёрно-белых цветах.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1973 году.
    • Ростоцкий придирчиво отбирал актрис на роли девушек-зенитчиц. Перед режиссёром за три месяца подготовительного периода прошли несколько сотен вчерашних выпускниц и действующих студенток творческих вузов.
    • Писатель Борис Васильев приезжал на съёмки всего один раз. И остался очень недоволен. Сказал, что является поклонником спектакля Любимова, а вот с концепцией фильма не согласен.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Уговаривая актрис сняться обнажёнными в эпизоде в бане, Ростоцкий говорил: «Мне нужно показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род».
    • еще 7 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1285 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого давно уже стали классикой кино и сколько бы фильмов — на военную тему и на любую другую, ты не смотрел, он всё равно останется в памяти как один из лучших. Секрет не в масштабных батальных сценах. Секрет в том, что режиссёру и актёрам удалось не только сыграть, но прожить свои роли.

    Простодушная, открытая и честная Лиза Бричкина; ещё по-детски обаятельная, юная Галя Четвертак; интеллигентная, романтичная Соня Гурвич; дерзкая и смелая, красавица Женя Комилькова; рассудительная, отважная Рита Осянина — они воевали за своих любимых, сыновей, подруг.

    «Это вам за Соню, Лизу, Галю, Риту!»

    Никто из нас, смотрящих сейчас в прошлое, не был на войне, но мы понимаем, что каждому есть, что защищать, как и девушкам-зенитчицам.

    Героини фильма «А зори здесь тихие» излучают молодость, юную весёлость, беззаботность. Они полны жизнью. Просто так случилось, что время их молодости совпало с временем войны.

    В фильме прекрасно показано, что война не стирает саму жизнь — каждая из группы девушек-зенитчиц мечтает о будущем и непременно светлом. Как понятно каждому простое желание счастья и стремление сохранять жизнелюбие вопреки войне, ведь жизнь и молодость даются один раз… Одной из ключевых является сцена в бане. Как говорил сам Станислав Ростоцкий, он хотел показать, в какие красивые тела попадают вражеские пули — тела, созданные для любви и материнства.

    Один мой знакомый сказал, что каждая война в конечном итоге будет забыта и Великая Отечественная в том числе. Но они отдавали жизнь за тихие зори над родной землёй, за то, чтобы Солнце вставало не под звуки пулемётных очередей.

    Подвиг людей невозможно забыть.

    »… а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…»
    Борис Васильев


    Великое кино о великой войне.

    10 мая 2010 | 14:46

    В фильме встают сразу две проблемы: женщина и война, служебное отношение к женщине-военному. Кроме этих двух проблем, герои картины носят с собой еще личные катастрофы, которые неприличны и неуместы для открытия во время войны.

    Мне понравилось, как, казалось бы, безнадежный вавилон из этих девушек-зенитчиц, в большинстве своем городской, интеллигентной начинки, под командованием деревенщины-старшины, вдруг обретает стройность и слаженность. И все причиной тому — угроза врага, посягнувшего на родину. Присутствие родины неосязаемо, но именно эта единая жила протянута через сознание наших случайно собранных вместе людей и, несомненно, она объединяет всех, примиряет, прощает личные невзгоды, дает универсальное знание.

    «… А зори здесь тихие-тихие» — эти слова старшины как бы есть бессознательное, но точное определение родины, того, за что их маленькая команда так кротко сражается, чего ждут миллионы людей для своего обновления, переиначивания непутевой или неудачно прерванной доселе жизни.

    Проблема женщины и войны решается по ходу фильма сама собой — зенитчицы сбивают самолет и более того: мы видим как они беспощадны даже и к катапультировавшимся немцам, добивая их из той же крупнокалиберной очереди. Мы видим, что женщинам присуще в характере все то же, что и мужчинам и вопрос то том, имеет ли место быть женщине на войне или нет исчерпан.

    Проблема служебных отношений между мужчиной и женщиной на войне также разрешена. Мы увидели это из предпринятой вылазки для выслеживания направления двух немцев: общая цель и опасность скрепили коллектив. Но более всего этому, конечно, способствовало искреннее изложение своих личных катастроф, у которых нет лица, завидных форм. Здесь сработали простые душевные механизмы сочувствия и сострадания, которым не пристали страсти, они-то и организовали свободное течение равновесия, разумной сплоченности в независимости от половых различий.

    9 из 10

    27 сентября 2014 | 17:29

    На самом деле, у меня в голове не укладывается, каким образом можно было создать такой фильм: такой пронзительный, глубокий, драматичный, запоминающийся. я не понимаю, как снимают такие фильмы? Как надо играть или даже не играть, а жить?

    Просто в преддверии 9 мая смотрела новый фильм о войне: вроде, сюжет есть, драматичность положения людей показана, да, и, в принципе, отражены события этой же самой страшной кровопролитной Великой Отечественной войны, но не цепляет… Не погружаешься полностью в события, не прокручиваешь в голове после просмотра снова и снова эпизоды, не сжимается сердце…

    Я не знаю, как снимаются такие фильмы, но только пересматривая именно такие сильные фильмы, никто и ничто не будет забыто.

    10 из 10

    11 мая 2009 | 21:33

    Я согласна с отзывом о том, что такие фильмы нужно показывать в школе. Если бы у нас давали оскара, то непременно бы дали этому фильму. Недавно смотрела фильм в новой постановке — очень большая разница, спасибо Ростоцкому за этот фильм! Всё-таки я рада, что зарубежный кинематограф обратил внимание на наши шедевры.

    10 из 10

    6 мая 2007 | 17:19

    Не спугните — 
    Утру дрозд поет,
    И туман по травам расстилается.
    Тише, ветры, женщина идет!
    Пусть она со счастьем повстречается!


    Хочу начать свою рецензию с отрывка из стихотворения замечательной Саратовской поэтессы Ады Родиной. Ада Викторовна — бывшая малолетняя узница фашистского лагеря. Пройдя через невероятно трудный и кошмарный путь, она не теряет оптимизма и радует почитателей своим творчеством.

    Дети, старики, женщины и война. Казалось бы, несовместимые понятия, потому что защищать Родину должны мужчины. Но очень часто судьба распоряжалась иначе. Моя глубокая заинтересованность в различных страницах Великой Отечественной войны началась именно после прочтения тяжелого произведения Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Не описать словами какие впечатления оставила эта книга в моём сердце, взбередила душу, оставила тяжкий осадок. В скором времени я посмотрела экранизацию литературного шедевра.

    Актеры замечательно справились со своей задачей. Сложилось ощущение, что они не играли роль, они жили ей, будто они на самом деле испытали те, чувства и трагедию, которую показали нам на экране. Мягкая Соня Гурвич, веселая Лиза Бричкина, скромная Галя Четвертак, взбалмошная Женька Комелькова и строгая Рита Осянина. В роковой час девушки проявили невероятную стойкость, которой могут позавидовать мужчины. Эти образы запоминаются надолго, благодаря великолепной актерской игре. Ты думаешь: «Почему так произошло? Почему хрупкие, смешные девушки, у которых всё впереди — семья, дети, работа, радости жизни — должны погибать под пулями врага?». Ответ один — война.

    Отдельно хочу поговорить о персонаже Васкове. Сначала он и сам не рад, что его назначили командиром «такого» полка, но позже каждая девушка становится для Федота дочерью, кровинкой. Он также, как и зритель, остро переживает боль утраты и вся его ярость выливается в финале ленты.

    Весьма удачна и задумка Ростоцкого о показе военных действий в черно-белых тонах. Действительно, за это страшное время, что шла война, не существовало других оттенков. Только черное, и только белое.

    Это фильм на все времена и для всех поколений. Смотрите и учитесь мужеству! Хотя наверно ему нельзя научиться, это идет изнутри, от сердца. И, ради Бога, не смотрите иностранные фильмы о войне, где все извращено и поставлено с ног на голову. «А зори здесь тихие…» и остальные великолепные фильмы советского кинематографа — вот наша правдивая история, вот истина. Так же, как-то раз довелось мне посмотреть адаптацию книги в виде сериала, поставленного китайским режиссером Мао Вэйниным. Стало очень обидно, что у девушек-бойцов в лесу есть серебрянные ложечки и чайнички. Я тоже хочу так чаёвничать!

    Фильм дает нам прекрасную возможность понять роль Женщины и Матери в годы Великой Отечественной войны. Для обязательного просмотра!

    Мы живы, Земля!
    Только этого мало!
    Погибших по душам
    Ты всех сосчитала…
    Скажи, сколько пало
    Сынов, дочерей?
    Скажи, сколько в память
    Поставить свечей?..
    (А. В. Родина «Мы живы, Земля!»)

    21 июня 2011 | 23:41

    Советские фильмы о войне для любого русского человека всегда буду самыми родными и близкими. Потому что это наша история. История, которую творили наши бабушки и дедушки. Благодаря их отваге и смелости мы живём в мирное время.

    Станиславу Ростоцкому удалось воплотить на экране невероятную историю Бориса Васильева. Этот фильм трогает до глубины души, невозможно не переживать за судьбы пяти девчонок, которые спасали нашу Родину ценой собственных жизней. Лиза, Галя, Женя, Рита и Соня — это «героини своего времени», тяжелого военного времени.

    Мне кажется, все актёры, исполняющие главные роли в этой киноленте, настолько хорошо отражают свой образ, что все попытки переснять этот шедевр 1972 года, обречены на провал. Такой Бричкиной, Четвертак, Комельковой, Осяниной и Гурвич уже не будет.

    Этот фильм нужно посмотреть всем и каждому, особенно это касается нашей молодёжи. Только такое кино способно разбудить патриотические чувства даже в самом чёрством сердце.


    10 из 10

    12 августа 2014 | 20:55

    Это первый и последний фильм, после просмотра которого я плакала.

    11 августа 2006 | 15:02

    При всем богатстве русского языка слов, которые бы наиболее полно отразили мои впечатления и в первую очередь чувства после просмотра данного фильма, я не нахожу, не могу найти. Ибо картина «…А зори здесь тихие» вместила в себя невероятно много, а весь ее глубинный смысл, даже по прошествии более чем сорока лет, еще надлежит постигнуть, пропустить через себя, пережить, прочувствовать до глубины души.

    Иногда невольно да мелькнет мысль: а ожидал ли сам Станислав Ростоцкий такого успеха, такой мощной эмоциональной отдачи? Ответа на этот вопрос мы, увы, уже не получим, но на предположения и гипотезы каждый имеет право. Лично мое мнение: режиссер просто снимал кино. О жизни. О людях. О войне. И еще о многих вещах, коснувшись которых даже поверхностно, не уместишь и в формат десятка положительных рецензий.

    Лент, где щемит сердце на протяжении двух третей хронометража, в архиве просмотренных мной на сегодня художественных кинолент единицы. Фильм Ростоцкого — один из них. Для начала это одно из лучших наглядных пособий, которое должно находиться в кабинетах власть предержащих, служа для них самым веским, неумолимым напоминанием и предостережением о том, что война — это прежде всего отнятые жизни и искалеченные судьбы, притом не одного поколения. С обеих сторон, независимо от обстоятельств. И раньше, чем обрекать на это тысячи и миллионы, нужно не семь, а семьдесят раз семь подумать, соизмерима ли жертва с поставленной целью? Поскольку даже одна сломанная судьба есть трагедия. Фильм «…А зори здесь тихие» служит этому пронзительной и точной иллюстрацией: без малейшей фальши, лакировки и идеализации, только кричащие и вопиющие сами за себя реалии, правда жизни. И на конкретных примерах: старшина Васков, девушки-зенитчицы, жители разъезда — по всем война проходится катком, сминая, давя, пригибая к земле. И даже если тебя не сломало, опять подняться очень тяжело.

    Второй мощнейший посыл картины — абсолютная и полная несовместимость женщины и войны. В ленте Ростоцкого это подается как непоколебимая константа, и, на мой взгляд, — целиком справедливо. Дело тут совсем не в мужской силе и женской слабости, а в исконной предначертанности женщины, которой Богом дарован дар рождения, созидания, но никак не насилия и разрушения, изначально противного ее природе. И соответствующих посылов в ленте масса, по сути, начиная с первого момента появления зенитчиц в кадре. Важным звеном в этой цепи является, в частности, и эпизод в бане, за который Ростоцкий боролся совершенно сознательно и оправданно. При желании тут можно смаковать пошленький «клубничный» мотив, я же безоговорочно верю словам Ростоцкого, что главной целью тут была демонстрация того, что на войне гибнет много красивых, молодых, талантливых, умных людей (в том числе и в первую очередь — женщин), которые бы украсили собой человеческое бытие и сделали нашу жизнь во стократ лучше. И логический отсюда вывод: война — зло, которому в этом бытии не место. Только один пример, а какой яркий! А ведь таких и перед ним, и после него масса, поэтому равнодушным это кино оставить в принципе не может. Например, созвучная вышеназванной сцена купания в озере, только уже на виду у вражеских солдат, несущая в себе колоссальное напряжение, но и столь же мощнейший подтекст. Как для персонажей, так и для зрителя. И даже смешные ситуации (с одной из которых, собственно, и начинается фильм) тут призваны не столько разрядить атмосферу, сколько подчеркнуть контраст и разлад, которые привнесли в жизнь простых людей страшные реалии военного времени. Хотя тут присутствует и стремление автора подчеркнуть неизбывный человеческий оптимизм и надежду на лучшее, стремление видеть светлую, или, если угодно, смешную сторону жизни и в самых неблагоприятных условиях.

    Актерские работы в картине замечательны — от главной до формально второстепенной. Напротив всех фамилий — Андрея Мартынова, Елены Драпеко, Екатерины Марковой, Ольги Остроумовой, Ирины Шевчук, Ирины Долгановой и всех остальных — хочется просто поставить восклицательные знаки и воскликнуть: «Гениально!». Гениально, потому что просто. Гениально, потому что искренне. Гениально, потому что убедительно. Гениально, потому что с душой, со всей душой и до конца. Это прозвучит как никогда банально, но несмотря на солидный опыт работы в кино для каждого из занятых в картине актеров роли в фильме Станислава Ростоцкого останутся единственными и неповторимыми. Только на очень неглубокий взгляд может показаться, что тут все грубовато и без шлифовки. На самом же деле, ни одного лишнего взгляда, жеста, движения и слова в картине «…А зори здесь тихие» нет вообще. Как нет и вычурного философского умствования, подчас бес толку блуждающего в своих же запутанных лабиринтах. А есть правда жизни. Просто, но гениально изложенная, заставляющая сжиматься живое человеческое сердце.

    Относительно большинства фильмов я согласен слушать и прислушиваться к разным мнениям. Однако есть несколько картин-аксиом, которые в моем представлении обжалованию не подлежат. И одна из них — «…А зори здесь тихие». Большое кино на все времена. Один из лучших фильмов в истории мирового кино о жизни и о войне.

    10 из 10

    14 сентября 2013 | 04:59

    Как хотел бы суровый и черствый с виду старшина Васков, чтобы эти девочки сейчас были как можно дальше от этого леса. Чтобы они были дома, в красивых, нарядных платьях, в кругу живых и здоровых родных и любимых. Как хотел бы он, чтобы эти невинные, хрупкие создания не знали, что такое война… Чтобы не слышали воя вражеских самолетов в небе, не слышали выстрелов. Чтобы их тонкие пальчики не сжимали автоматы и винтовки…

    Они такие разные, эти девочки. Пять юных зенитчиц, пять разных судеб, пять разных характеров. Но объединило их общее горе — война. Они добровольно пошли на фронт, чтобы отомстить за убитых близких и защищать Родину наравне с мужчинами. Только за одно это они достойны высокого почета и бессмертной славы.

    Гениальный фильм, который смотришь не отрываясь с замиранием сердца. Фильм, который с гордостью хочется показать детям и внукам. Чтобы знали. Чтобы понимали… Чтобы были благодарны этим молоденьким девчушкам за то, что они живут в мирной стране и видят тех ужасов, которые увидели они…

    Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
    вместо свадеб — разлуки и дым,
    наши девочки платьица белые
    раздарили сестренкам своим.
    Сапоги — ну куда от них денешься?
    Да зеленые крылья погон…
    Вы наплюйте на сплетников, девочки.
    Мы сведем с ними счеты потом.
    Пусть болтают, что верить вам не во что,
    что идете войной наугад…
    До свидания, девочки!
    Девочки,
    постарайтесь вернуться назад.
    (Булат Окуджава)


    10 из 10

    (жаль, что нельзя поставить 500)

    11 января 2009 | 15:37

    «Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!. А — не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь…»

    Даже сейчас, набирая этот отзыв где-то год спустя после последнего просмотра «А зори здесь тихие», чувствую, что в горле стоит ком.

    Сцену, когда Женя Комелькова уводит немцев от Риты и Васкова, долго не могли снять. Помните, девушка с песней убегает от друзей в лес, одновременно отстреливаясь? Переснимали много раз… а все что-то не так было. И наконец поняли: она же боится…

    Не считаю себя вправе оценивать шедевры.

    Вечная память погибшим в этой войне. Низкий поклон победителям!

    19 ноября 2008 | 12:10

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 525 руб.
    аудиокнига, 204 руб.
    подробнее

    Новости


    4 июля стартуют съемки новой экранизации повести Бориса Васильева «...А зори здесь тихие». В прокат фильм выйдет к 70-му юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Режиссером выступит Ренат Давлетьяров, который рассказал КиноПоиску, чем его картина будет отличаться от классической версии 1972 года. (...)
     
    все новости

    Статьи


    К 9 мая российские телеэкраны станут черно-белыми: эфир займут «Баллада о солдате», «...А зори здесь тихие» и другие фильмы о войне. В преддверии Дня Победы КиноПоиск составил гид по классическим советским лентам на ТВ, а также нашел в коллекциях онлайн-кинотеатров малознакомые зарубежные и документальные картины о Второй мировой. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    Едкий дым, летящие градом комья земли и бегущие лошади — журналистам пришлось несладко на съемочной площадке нового фильма «А зори здесь тихие...». КиноПоиск наблюдает за тем, что происходит на съемках спорного проекта, и выясняет, что сложнее — взрывы и трюки с лошадьми или работа с младенцами и бездарными актрисами. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах
    24-28 апреля
    23.04.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 24-28 апреля
    90 лет лозунгу «Кино — самое важное из всех искусств». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 1123 000 000
    2.Город героевBig Hero 620 086 000
    3.ИнтерстелларInterstellar15 100 000
    4.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To13 820 000
    5.ИсчезнувшаяGone Girl2 815 000
    21.11 — 23.11подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ИнтерстелларInterstellar275 234 928
    2.Уиджи: Доска ДьяволаOuija76 297 597
    3.Город героевBig Hero 660 307 547
    4.День дурака49 517 201
    5.С любовью, РозиLove, Rosie20 889 561
    13.11 — 16.11подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 192 299776 065
    Деньги573 686 868 руб.169 269 999
    Цена билета261,68 руб.11,39
    13.11 — 16.11подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    160.Тренер КартерCoach Carter8.176
    161.Шерлок ХолмсSherlock Holmes8.173
    162.Как приручить дракона 2How to Train Your Dragon 28.173
    163.Человек-слонThe Elephant Man8.173
    164.12 стульев8.170
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.76%
    52.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted90.71%
    53.ИнтервьюThe Interview90.62%
    54.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road90.30%
    55.Третий лишний 2Ted 289.82%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ИнтерстелларInterstellar284
    Звездная картаMaps to the Stars10
    УбежищеLe refuge14
    СтрелаArrow58
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 159
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 16.790
    ИнтерстелларInterstellar8.971
    День дурака4.798
    Город героевBig Hero 68.320
    С любовью, РозиLove, Rosie7.645
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Джон УикJohn Wick04.12
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies11.12
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    премьеры