всё о любом фильме:

...А зори здесь тихие

год
страна
слоган-
режиссерСтанислав Ростоцкий
сценарийСтанислав Ростоцкий, Борис Васильев
директор фильмаГригорий Рималис
операторВячеслав Шумский
композиторКирилл Молчанов
художникСергей Серебренников
монтажВалентина Миронова
жанр драма, военный, история, ... слова
зрители
СССР  66 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время160 мин. / 02:40
Номинации:
В прифронтовой полосе группа девушек-зенитчиц вынуждена вступить в неравный бой с вражескими десантниками. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле — но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по одноименной повести Бориса Васильева.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1973 году.
    • Фильм показывает довоенное и послевоенное время в цвете, а войну в чёрно-белых цветах.
    • Пять часов Ростоцкий уговаривал девчат сняться в эпизоде в бане обнажёнными, но они отказывались, так как были воспитаны в строгости.
    • С банным эпизодом было много проблем. После первого просмотра картины начальство потребовало вырезать откровенную сцену. Но Ростоцкому каким-то чудом удалось её отстоять.
    • В фильме была сцена, где девочки-зенитчицы загорают голышом на брезенте. Режиссёру пришлось её убрать.
    • Ростоцкий придирчиво отбирал актрис на роли девушек-зенитчиц. Перед режиссёром за три месяца подготовительного периода прошли несколько сотен вчерашних выпускниц и действующих студенток творческих вузов.
    • Писатель Борис Васильев приезжал на съёмки всего один раз. И остался очень недоволен. Сказал, что является поклонником спектакля Любимова, а вот с концепцией фильма не согласен.
    • Полная версия имеет продолжительность 180 минут.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Уговаривая актрис сняться обнажёнными в эпизоде в бане, Ростоцкий говорил: «Мне нужно показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род».
    • еще 7 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1778 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    А зори здесь тихие-тихие… И небо бездонное… голубое… И лес осенью золотом полыхает так, что в глазах больно… Озера здесь холодные, и вода в них черная…ледяная… А вокруг озер скалы крутые, мрачные… Север… Суровый край…

    Шел май 1942 года. До Победного Мая было еще ой как далеко — долгих три года. Еще долгих три года страданий, слез, потерь, великих грандиозных битв и никому не известных боев местного значения.

    Сколько их было таких боев местного значения? И сколько неизвестных солдат полегло на всех фронтах в таких сражениях? В коротких стычках за маленькие деревушки, за никому неизвестные холмы и леса, которые на картах обозначены какими-нибудь скромными цифрами, за безымянные железнодорожные переезды, мосты, за каждый кусочек родной земли…

    Фильм «А зори здесь тихие», снятый по одноименной повести Бориса Васильева, рассказывает об одном таком маленьком эпизоде большой войны. Всего шесть главных героев — пять девушек и один мужчина. И один великий подвиг на всех!

    Кто они, скромные солдаты страшной войны?

    Лиза Бричкина. Дочь лесника, милая, курносая, светленькая, скромная, мечтающая о любви, живущая ощущением завтрашнего дня, простодушная, честная и отважная…

    Соня Гурвич. Дочь доктора. Выросла в Минске, в интеллигентной еврейской семье, умница и круглая отличница. Стихи Блока — ее давняя любовь. Училась в Москве, в институте, когда началась война. Родители остались в захваченном фашистами Минске. Их дальнейшую судьбу Соня не знает…

    Галя Четвертак — самая молоденькая из них. Сирота. Воробушек. Подкидыш. Выросла в детском доме. На фронт попала благодаря тому, что соврала в военкомате, прибавив себе лишний год. Так ей было только 17. Фантазерка, Золушка и принцесса в душе, маленький ребенок наяву…

    Женька Комелькова — красавица с гривой золотых волос, русалочка с прозрачной кожей и идеальной фигурой… Острая на язычок, огневушка-поскакушка, упрямая, как сто чертей, безрассудно смелая и прекрасная! У нее свой счет к фашистам. Война отняла у нее всех близких. Маму, сестренку расстреляли немцы…

    Рита Осянина — юная вдова, потерявшая мужа в самом начале войны. Мама маленького мальчика… Самая серьезная из них, строгая, неразговорчивая, сообразительная и смелая…

    И он — Федот Евграфович Васков — старшина, комендант разъезда. «Пенек замшелый. В запасе двадцать слов, да и те из устава…» — так сначала думают о нем смешливые девчонки … И так они никогда не подумают о Васкове потом, когда будут стоять плечом к плечу с ним, как с родным старшим братом, в лесу с автоматами в руках перед лицом врага.

    Пять молоденьких девчат-зенитчиц и один старшина. А против них шестнадцать матерых, натасканных убивать, вооруженных до зубов фашистских диверсантов. «Не люди они, не человеки, не звери даже — фашисты!» Двое суток будет длиться этот бой местного значения. Двое суток. И не пройдут враги. Наткнется их злоба на девичью отвагу, что окажется посуровей мрачных северных утесов. Зубами будут враги скрежетать, но не смогут пройти, заплутают их девчонки в лесах между озер, перехитрят, обведут вокруг пальца… «Война — это ведь не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает…»

    И хоть сильны противники, опасны и беспощадны, но сгинут они с лица земли, как нелюди!

    «Человека ведь одно от животных отделяет: понимание, что человек он. А коли нет понимания этого — зверь. О двух ногах, о двух руках, и — зверь. Лютый зверь, страшнее страшного. И тогда ничего по отношению к нему не существует: ни человечности, ни жалости, ни пощады. Бить надо. Бить, пока в логово не уползет…»

    И уничтожат их ценой собственной жизни девчонки, хрупкие, нежные, смешливые, светлые, мечтательные и в кого-то влюбленные… Все их девчачьи мечты, надежды, книжки со стихами, запретные шелковые комбинашки, пузыречки с духами и маленькие кокетливые зеркальца навсегда останутся здесь, в этом северном угрюмом краю…в их грубых солдатских вещмешках, завязанных накрепко суровыми узлами…

    Бой местного значения… Как нелепо звучит эта фраза. В том бою девчата бились не просто за кусок северного леса или отрезок железной дороги. Нет. В том бою они стояли за своих любимых и близких: за детей, матерей и братьев… За свое и общее право нормальных людей мечтать, смеяться и петь песни, влюбляться и заводить романы, за возможность растить детей свободными и красивыми людьми, за будущие мирные рассветы и закаты…

    Бой местного значения… Никогда у меня язык не повернется назвать этот бой таким. Никогда.

    Вечная память девушкам, женщинам, матерям, женам, сестрам, дочерям, отдавшим свои жизни в той страшной войне за нас с вами, за наше с вами сегодняшнее бездонное голубое небо!

    P. S. А зори здесь по утрам холодные и тихие-тихие… И гроздья горькой рябины и по сей день алеют в листве, как капли запекшейся крови…


    В отзыве использованы фрагменты из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»


    10 из 10

    12 мая 2008 | 23:28

    Если первоклассное произведение получается из несложного рецепта, это показатель подлинно высокого искусства — ведь, как известно, все гениальное просто. Рецепт повести Бориса Васильева гениален, как архимедовская «эврика»: выбор женского батальона в качестве объекта повествования выделяет ее из сотен талмудов на тему ВОВ.

    То, что война бесчеловечна и антигуманна, все и так знают. Но образ женщины позволяет на порядок заострить эту мысль — женщины, воплощения всего мирного и жизнеутверждающего. Возьми ее — и сюжетные схемы уже готовы. Вначале, когда сталкиваются уставная казенщина и девичье легкомыслие, вдоволь простора для комизма. А затем, когда юных красавиц начинают убивать, начинается трагедия.

    Впрочем, все это абстракции, которые еще надо уметь воплотить. В постановке Станислава Ростоцкого слабых мест нет, кажется, вообще. Ему подвластна вся стилистическая палитра — от наивной мелодрамы до мощного саспенса, благодаря которому бои местного значения выглядят увлекательнее галактических побоищ. Помню, был впечатлен режиссурой Спилберга в «Списке Шиндлера» — три часа, десятки действующих лиц, множество сцен и диалогов, и — ничего лишнего. В «Зорях» все то же самое — с той лишь разницей, что персонажей можно по пальцам пересчитать. За счет чего сочетать динамизм эпизодов с психологической глубиной Ростоцкому удается даже лучше.

    Отдельный поклон труппе — обаятельные образы не копируют друг друга, и, вместе с тем, ни один не кричит своей индивидуальностью. Актерский ансамбль похож на правильно сделанный винегрет, в котором виден каждый овощ, а не одна лишь бурая мешанина. И, как и должно быть в хорошей драме, характеры развиваются и меняются — выглядит логично, жизненно и впечатляюще.

    Визуальная сторона более чем достойна. Ловкая камера вкупе с качественной пленкой дарят зрителю массу красивых картинок — особенно удачны крупные планы. Кстати, черно-белая, контрастная цветовая гамма уместна и для лесных, и для девичьих красот. Она только подчеркивает главные характеристики ленты — выразительность и трагичность.

    В результате три часа хронометража отнюдь не перебор — такое кино можно было бы смотреть еще и еще. Вроде и военный фильм, а создает ощущение чего-то домашнего и трогательного. К слову, взаимоотношения полов показаны тонко и деликатно: соленые шутки наличествуют, но куда больше чувства и целомудрия. Только представьте, как аналогичным сюжетом распорядились бы теперь в Голливуде (см. «Враг у ворот») или, чего хуже, у нас (непотребства последних михалковских «шедевров» намекают).

    «А зори здесь тихие» язык не поворачивается назвать «советским» фильмом. Да, с экрана звучат слова «Сталин», «комсомол» и т. д., но в большей степени он народный, русский. Не так даже важно, куда держит путь отряд немцев и какую цель преследует, — это просто история о том, как милые девушки столкнулись лицом к лицу с бесжалостными извергами. Правда, в таком контексте монументальная концовка с эпитафиями павшим за Родину выглядит чересчур пышной и идеологичной. Но не ко всему же придираться, в конце концов.

    10 из 10

    3 ноября 2011 | 13:18

    «Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!. А — не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь…»

    Даже сейчас, набирая этот отзыв где-то год спустя после последнего просмотра «А зори здесь тихие», чувствую, что в горле стоит ком.

    Сцену, когда Женя Комелькова уводит немцев от Риты и Васкова, долго не могли снять. Помните, девушка с песней убегает от друзей в лес, одновременно отстреливаясь? Переснимали много раз… а все что-то не так было. И наконец поняли: она же боится…

    Не считаю себя вправе оценивать шедевры.

    Вечная память погибшим в этой войне. Низкий поклон победителям!

    19 ноября 2008 | 12:10

    «А зори здесь тихие» — сильная и чувственная военная советская драма, которую должен посмотреть каждый. Фильм получился вдохновляющим и чрезвычайно трогательным, а его история пропитана храбростью, отвагой, честью и долгом перед своей Родиной. Мы видим молодых девушек, у которых вся жизнь была впереди, но им пришлось защищать Родину от врагов и пожертвовать своими жизнями во имя чего-то большого и необходимого. Мы видим настоящую драму, которая с детства меня затронула, и я очень много думал об этом фильме.

    Данная военная драма один из лучших фильмов 1972 года, и это кино получило номинацию на Оскар, что еще раз подтверждает его исключительность и силу. Фильм снят интересно и трогательно, и увидев его, потом невозможно забыть. Все советские актрисы играли талантливо и правдоподобно. Мне больше всех запомнилась Ольга Остроумова. Она играла шикарно, а ее милая героиня была настоящей личностью и русской женщиной. Андрей Мартынов замечательный советский актер, и в этом фильме он тоже играл хорошо: весьма эмоционально и правдоподобно, и его герой пережил настоящую драму, потеряв всех девонек, которых убили немцы. Лично для меня «А зори здесь тихие» является шедевром и одним из любимых военных фильмов, и я считаю это кино золотой коллекцией советского кино и его гордостью. Фильм без сомнений заслуживает положительных откликов и внимания. Посмотрите данную драму, и она затронет Вас до глубины души, и без слез этот фильм смотреть не возможно.

    Приятного просмотра!

    10 из 10

    24 декабря 2013 | 10:17

    В Советском Союзе, а затем и в России всегда было принято с особым трепетом относиться к картинам о Великой Отечественной войне, и в этом плане фильм «… А зори здесь тихие» не стал исключением. Но даже безотносительно глубинных патриотических настроений на фоне многих других картин подобной тематике картина выделяется высоким уровнем режиссерской, операторской и актерских работ, а также запоминающимся сюжетом.

    Для режиссера Станислава Ростоцкого это был не первый фильм, посвященный войне. У него в активе к тому моменту были и «Майские звезды», и «На семи ветрах». В своих работах Ростоцкий имел обыкновение воспевать не широкомасштабные военные операции, а нелегкие судьбы простых людей в военные годы. Так что картина, снятая по бестселлеру Бориса Полевого, стала логичным продолжением излюбленной творческой линии и, пожалуй, карьерным пиком режиссера. Она снискала широкую любовь советского зрителя, а также была замечена на Западе и отмечена номинацией на «Оскар», что само по себе явление нечастое.

    Нельзя не отметить актерский состав. В это сложно поверить, но Андрею Мартынову, сыгравшего опытного и умудренного жизнь старшину Васкова на момент съемок было всего 26 лет. Девушек же, актрис, сыгравших военнослужащих зенитных войск, каждая из которых является несомненным украшением фильма, уже хотя бы с эстетической точки зрения, Ростоцкий и вовсе набирал из вчерашних выпускниц театральных вузов. Со своей задачей великолепно справились все, однако мне все ж хотелось бы отметить Ольгу Остроумову, сыгравшую бойца Комелькову, которая с одной стороны призвана олицетворять собой главную красавицу взвода, а с другой являть собой очень яркий и порой противоречивый персонаж, как в мирной, так и в военной жизни.

    Конечно, все это осталось бы лишь заметными составляющими, необходимыми для создания любого добротного фильма, если бы не исключительная пронзительная горечь, рассказанной в нем истории. Все мы как-то привыкли видеть мужчин с оружием в руках, войны издавна считалась именно мужскими делом, именно потому столь неожиданной выглядеть рассказ о совершенно молодых девушках, вставших на защиту своей Родины. Действие разворачивается вокруг пяти военнослужащих из зенитного отделения под предводительством старшины Васкова, вступивших в неравный бой с почти трехкратно превосходящими немецкими солдатами в глухих болотистых лесах Карелии. Здесь можно говорить о том, что подобный расклад стал расплатой за некоторую самоуверенность, проявленную при планировании боевой операции, но какое это уже имеет значение. Война требует жертв и требует героев и вот уже Федоту Васкову, который, вообще говоря, даст сто очков форы любому забугорном Рембо по боевой и тактической подготовке, приходится воевать и за себя, и за своих бойцов, подобно тому, как несушка оберегает едва оперившихся цыплят от опасностей, поджидающих их в большом мире. А цыплята эти, как водится, совершенно не настроены сидеть под крылом и разбегаются в разные стороны, то один, то второй. Все эти девушки даже на войне остаются девушками, все они грезят мирной жизнью, любовью. И эта любовь у всех разная: кого-то ждет, кого-то уже не ждет, у кого-то далеко, а у кого-то совсем рядом, у кого-то уже прошла, а кому-то еще предстоит впереди. И в этой связи хочется еще раз отдать должное великолепной режиссерской работе. Картина полна определенной надежды и оптимизма, исходящих от героев, которые раз за разом отодвигают некое ужасное нечто, которое вот-вот должно наступить, и когда, наконец, это происходит, все это походит более на дурной сон, который по идее должен бы скорей закончиться. И тут еще определенный вопрос, кому приходится тяжелее: тому, кто сложил свою голову или тому, кто выжил и вынужден нести этот крест до конца своих дней.

    - Положил я вас, а за что? За десяток фрицев?
    - Все же понятно — война.
    - Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно?


    Безусловно, одна из самых выдающихся советских картин подобной тематики.

    9 из 10

    14 октября 2013 | 19:11

    Тема Великой Отечественной Войны последние десять лет переживает новую волну зрительского интереса. И даже с учетом множества новых попыток воссоздать этот значимый период, есть фильмы, ставшие настоящим символом военной драмы, символом советского кинематографа. Если по какой-то невероятной причине, вы еще не знакомы с картиной Станислава Ростоцкого, у вас впереди целый калейдоскоп эмоций.

    События разворачиваются в двух временных плоскостях, с естественным преобладанием сцен военного периода. Кроме этого, отдельное, очень важное для восприятия целостной картины, значение уделено воспоминаниям героев. Оригинальный подход к цветопередаче запоминается надолго и больше всего ассоциаций возникает с изобразительным искусством. Постоянная смена цветовой и образной палитр не дает заскучать, и каждая из двух серий пролетает незаметно. Таким образом, создатели ушли от традиционных условностей и смогли передать нечто большее, чем привычный мотив о героическом штурме немецких укреплений, в битве за каждый метр родной земли. Перед нами история о долге и самопожертвовании, о маленьком невоспетом эпизоде войны на карте боевых действий.

    - После споём, Лизавета. Вот выполним боевое задание и споём. Обязательно споём.

    Основные события фильма оживают на экране в черно-белой палитре, и при этом полностью передан дух русской глубинки в ее летнем цветении. Главные герои сталкиваются с врагом среди живописных пейзажей, и если бы не война и трагичность происходящего, безусловно, хотелось бы пройтись теми же тропами, искупаться в речке, полежать в тени березы. Даже спустя столько лет, качество постановки приятно удивляет, а события, разворачивающиеся на экране, вызывают яркие эмоции. Здесь удивительным образом сочетаются комедийные и трагические моменты. После просмотра в голове оживает рой мыслей — хочется изменить некоторые события, додумать продолжение, вспоминаешь различные мелочи.

    Картина относится к той редкой категории произведений кино, вмещающих огромное количество крылатых выражений, афоризмов. В этом огромная заслуга как автора одноименного литературного произведения, так и, без сомнений, яркого актерского состава. Некоторые отдельные диалоги возникает желание буквально разложить на фразы. В особенности запоминается игра исполнителя главной мужской роли — Андрея Мартынова. Воплощение черт настоящего мужчина своего времени, плюс, очень положительный образ, даже в рамках в целом драматической истории.

    Фильм, давно ставший настоящей классикой, и накладывающий отпечаток на целый жанр современного кино. После просмотра возникает желание на долго не откладывать следующий просмотр, а в перерыве ознакомиться с литературным первоисточником. Два с половиной часа ярких и непередаваемых эмоций.

    9 из 10

    15 мая 2014 | 22:48

    На самом деле, у меня в голове не укладывается, каким образом можно было создать такой фильм: такой пронзительный, глубокий, драматичный, запоминающийся. я не понимаю, как снимают такие фильмы? Как надо играть или даже не играть, а жить?

    Просто в преддверии 9 мая смотрела новый фильм о войне: вроде, сюжет есть, драматичность положения людей показана, да, и, в принципе, отражены события этой же самой страшной кровопролитной Великой Отечественной войны, но не цепляет… Не погружаешься полностью в события, не прокручиваешь в голове после просмотра снова и снова эпизоды, не сжимается сердце…

    Я не знаю, как снимаются такие фильмы, но только пересматривая именно такие сильные фильмы, никто и ничто не будет забыто.

    10 из 10

    11 мая 2009 | 21:33

    Думаю, что о фильме уже сказано всё, что можно и нельзя, но тем не менее хочу внести и свой вклад в обсуждении прекрасной картины.

    Естественно фильм был мной просмотрен много лет назад и естественно такое кино не может не понравиться. Так редко ловлю себя на этой мысли, но такие вещи как «Баллада о солдате»,"… А зори здесь тихие», «Они сражались за Родину», «Офицеры» не могут не понравиться зрителю.

    Не знаю насколько вообще уместно такое деление, но я бы разделил кино о Великой Отечественной на три неравных категории: есть «панорамные» фильмы — это циклы Юрия Озерова например или фильм, который почему-то не очень любит отечественный и Советский зритель — «Блокада» Михаила Ершова. Есть т. н. «нравственные» фильмы — куда можно отнести абсолютное большинство картин — в том числе и данную и есть «окопные» фильмы, где показана непосредственная война — боевик, где отображена локальное событие — как то «Они сражались за Родину» или «Иди и смотри».

    Всё-таки о картине. Я не зря так смело отнёс данный фильм к «нравственной». Поскольку как такового боевика здесь нет, как все знают. Есть редкие боевые моменты, от силы занимающие процентов пять экранного времени. Здесь именно на эмоциях держится фильм, на боли, на сострадании. И будь то, назову такое пошлое по отношению к военной тематике понятие — триллер — нам бы не показали смерть не дошедшей до лагеря Лили Бричкиной — было бы другое восприятие — мы бы переживали лишь о том — получили бы сообщение «на базе» или нет. Здесь же сценарист с режиссером нарочито нам показывают этот момент и мы понимаем, что ВСЁ! Девушки обречены. Мы-то понимаем, что надежды никакой не осталось, но юные героини отважно и с надеждой ожидают прибытия помощи. Это и есть самый болезненный нерв фильма.

    И наконец совсем о личном. Моя бабушка смотрела этот фильм в 73 или 74 году, естественно не юным человеком, уже и её ребенку — моему отцу — было десять лет. Так вот она рассказывала, что, посмотрев фильм один раз — в те далёкие годы — в кинотеатре, больше так ни разу и не смогла его посмотреть. А в кино, рассказывает, плакал весь зал.

    10 из 10

    8 сентября 2012 | 02:50

    Фильмов о Великой Отечественной Войне много. Как старых советских, так и современных. И многие из них действительно шедевры: «В бой идут одни старики», «Летят журавли» и т. д. Но фильм «А зори здесь тихие…» чудесным образом выделяется на фоне всех этих фильмов.

    История о пяти девушках, которые были вырваны из мирной жизни войной. Все их мечты, планы, надежды — война все перечеркнула. Они отдали свои жизни за нас, за светлое будущее, которое у них самих отняли.

    Блестящая экранизация неописуемо трогательной книги. Невозможно описать словами, какие эмоции испытываешь, когда смотришь на пробирающуюся через болото Лизу Бричкину, на уводящую от своей подруги врагов Женю Комелькову, на бегущую за кисетом Соню Гурвич, на пытающуюся стать смелее и отверженней Галю Четвертак, на лежащую с гранатой в руке Риту Осянину и на кричащего в отчаянии Васкова: «Ну что, взяли? Взяли? Пять девчат… пять девочек было всего! Всего пятеро! И не прошли вы! Никуда не прошли! Сдохнете здесь, все сдохнете. Лично каждого убью. Лично. А там пусть судят меня. Пусть судят.» !

    Эти образы навсегда останутся в памяти.

    Я не знаю ни одного человека, которого не тронул бы этот фильм.

    И, конечно же, нельзя не сказать про актеров. Браво! Просто браво! Я даже не могу назвать это «игрой»,ибо это была просто жизнь. Они жили, а не играли!

    Это фильм, как и книга, западет в душу с первого просмотра или прочтения.

    Неудивительно, что актрисы, исполняющие главные роли, потом долгое время не снимались в кино-настолько этот фильм изменил их.

    Как человек, которому посчастливилось сыграть роль Сони Гурвич в театральной постановке, могу с уверенностью сказать- эта история не отпустит. Никогда

    Не буду оценивать, все и так ясно

    22 апреля 2012 | 00:37

    При всем богатстве русского языка слов, которые бы наиболее полно отразили мои впечатления и в первую очередь чувства после просмотра данного фильма, я не нахожу, не могу найти. Ибо картина «…А зори здесь тихие» вместила в себя невероятно много, а весь ее глубинный смысл, даже по прошествии более чем сорока лет, еще надлежит постигнуть, пропустить через себя, пережить, прочувствовать до глубины души.

    Иногда невольно да мелькнет мысль: а ожидал ли сам Станислав Ростоцкий такого успеха, такой мощной эмоциональной отдачи? Ответа на этот вопрос мы, увы, уже не получим, но на предположения и гипотезы каждый имеет право. Лично мое мнение: режиссер просто снимал кино. О жизни. О людях. О войне. И еще о многих вещах, коснувшись которых даже поверхностно, не уместишь и в формат десятка положительных рецензий.

    Лент, где щемит сердце на протяжении двух третей хронометража, в архиве просмотренных мной на сегодня художественных кинолент единицы. Фильм Ростоцкого — один из них. Для начала это одно из лучших наглядных пособий, которое должно находиться в кабинетах власть предержащих, служа для них самым веским, неумолимым напоминанием и предостережением о том, что война — это прежде всего отнятые жизни и искалеченные судьбы, притом не одного поколения. С обеих сторон, независимо от обстоятельств. И раньше, чем обрекать на это тысячи и миллионы, нужно не семь, а семьдесят раз семь подумать, соизмерима ли жертва с поставленной целью? Поскольку даже одна сломанная судьба есть трагедия. Фильм «…А зори здесь тихие» служит этому пронзительной и точной иллюстрацией: без малейшей фальши, лакировки и идеализации, только кричащие и вопиющие сами за себя реалии, правда жизни. И на конкретных примерах: старшина Васков, девушки-зенитчицы, жители разъезда — по всем война проходится катком, сминая, давя, пригибая к земле. И даже если тебя не сломало, опять подняться очень тяжело.

    Второй мощнейший посыл картины — абсолютная и полная несовместимость женщины и войны. В ленте Ростоцкого это подается как непоколебимая константа, и, на мой взгляд, — целиком справедливо. Дело тут совсем не в мужской силе и женской слабости, а в исконной предначертанности женщины, которой Богом дарован дар рождения, созидания, но никак не насилия и разрушения, изначально противного ее природе. И соответствующих посылов в ленте масса, по сути, начиная с первого момента появления зенитчиц в кадре. Важным звеном в этой цепи является, в частности, и эпизод в бане, за который Ростоцкий боролся совершенно сознательно и оправданно. При желании тут можно смаковать пошленький «клубничный» мотив, я же безоговорочно верю словам Ростоцкого, что главной целью тут была демонстрация того, что на войне гибнет много красивых, молодых, талантливых, умных людей (в том числе и в первую очередь — женщин), которые бы украсили собой человеческое бытие и сделали нашу жизнь во стократ лучше. И логический отсюда вывод: война — зло, которому в этом бытии не место. Только один пример, а какой яркий! А ведь таких и перед ним, и после него масса, поэтому равнодушным это кино оставить в принципе не может. Например, созвучная вышеназванной сцена купания в озере, только уже на виду у вражеских солдат, несущая в себе колоссальное напряжение, но и столь же мощнейший подтекст. Как для персонажей, так и для зрителя. И даже смешные ситуации (с одной из которых, собственно, и начинается фильм) тут призваны не столько разрядить атмосферу, сколько подчеркнуть контраст и разлад, которые привнесли в жизнь простых людей страшные реалии военного времени. Хотя тут присутствует и стремление автора подчеркнуть неизбывный человеческий оптимизм и надежду на лучшее, стремление видеть светлую, или, если угодно, смешную сторону жизни и в самых неблагоприятных условиях.

    Актерские работы в картине замечательны — от главной до формально второстепенной. Напротив всех фамилий — Андрея Мартынова, Елены Драпеко, Екатерины Марковой, Ольги Остроумовой, Ирины Шевчук, Ирины Долгановой и всех остальных — хочется просто поставить восклицательные знаки и воскликнуть: «Гениально!». Гениально, потому что просто. Гениально, потому что искренне. Гениально, потому что убедительно. Гениально, потому что с душой, со всей душой и до конца. Это прозвучит как никогда банально, но несмотря на солидный опыт работы в кино для каждого из занятых в картине актеров роли в фильме Станислава Ростоцкого останутся единственными и неповторимыми. Только на очень неглубокий взгляд может показаться, что тут все грубовато и без шлифовки. На самом же деле, ни одного лишнего взгляда, жеста, движения и слова в картине «…А зори здесь тихие» нет вообще. Как нет и вычурного философского умствования, подчас бес толку блуждающего в своих же запутанных лабиринтах. А есть правда жизни. Просто, но гениально изложенная, заставляющая сжиматься живое человеческое сердце.

    Относительно большинства фильмов я согласен слушать и прислушиваться к разным мнениям. Однако есть несколько картин-аксиом, которые в моем представлении обжалованию не подлежат. И одна из них — «…А зори здесь тихие». Большое кино на все времена. Один из лучших фильмов в истории мирового кино о жизни и о войне.

    10 из 10

    14 сентября 2013 | 04:59

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 135 руб.
    DVD, 432 руб.
    аудиокнига, 204 руб.
    подробнее

    Новости


    Вторую неделю подряд в российском прокате большой потенциал показывают отечественные проекты. В прошлый раз это была комедия «Призрак», теперь — масштабная военная драма «Битва за Севастополь», посвященная личности выдающегося снайпера Людмилы Павличенко. Важный бой Первой мировой рассматривает режиссерский дебют Рассела Кроу «Искатель воды». (...)
     
    все новости

    Статьи


    Как Толстой и Достоевский покорили Американскую киноакадемию? Каким образом Марчелло Мастроянни и Акира Куросава помогли нам с номинациями? Почему Владимир Меньшов принял победу ленты «Москва слезам не верит» за розыгрыш? Какие рекорды установил Никита Михалков? В ожидании 87-й церемонии «Оскара» КиноПоиск вспоминает путь отечественных картин к знаменитой премии и скрещивает пальцы за победу «Левиафана», которая может стать первой для России за 20 лет. (...)
     
    все статьи

    Репортажи


    Едкий дым, летящие градом комья земли и бегущие лошади — журналистам пришлось несладко на съемочной площадке нового фильма «А зори здесь тихие...». КиноПоиск наблюдает за тем, что происходит на съемках спорного проекта, и выясняет, что сложнее — взрывы и трюки с лошадьми или работа с младенцами и бездарными актрисами. (...)
     
    все репортажи
    Записи в блогах
    24-28 апреля
    23.04.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 24-28 апреля
    90 лет лозунгу «Кино — самое важное из всех искусств». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Форсаж 7Furious Seven29 156 595
    2.Толстяк против всехPaul Blart: Mall Cop 223 762 435
    3.Убрать из друзейCybernatural15 845 115
    4.ДомHome10 608 947
    5.Дальняя дорогаThe Longest Ride7 020 782
    17.04 — 19.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Форсаж 7Furious Seven364 432 041
    2.Битва за Севастополь35 029 035
    3.Территория34 042 448
    4.Ночной беглецRun All Night31 733 465
    5.ДомHome17 892 263
    16.04 — 19.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 117 6651 581 367
    Деньги574 644 892 руб.468 526 394
    Цена билета271,36 руб.10,65
    16.04 — 19.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    20.ГладиаторGladiator8.595
    21.Карты, деньги, два стволаLock, Stock and Two Smoking Barrels8.561
    22.Назад в будущееBack to the Future8.556
    23.ПианистThe Pianist8.549
    24.Поймай меня, если сможешьCatch Me If You Can8.538
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Кредо убийцыAssassin's Creed94.56%
    17.007: СПЕКТРSpectre94.36%
    18.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens94.31%
    19.ПрогулкаThe Walk94.31%
    20.ЭверестEverest94.29%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron48
    Территория20
    Чем дальше в лес...Into the Woods62
    Форсаж 7Furious Seven104
    Призрак29
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Форсаж 7Furious Seven7.382
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron8.052
    Территория7.480
    Ночной беглецRun All Night6.632
    Битва за Севастополь7.864
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    А зори здесь тихие...30.04
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road14.05
    Земля будущегоTomorrowland21.05
    ТрейсерыTracers21.05
    Однажды21.05
    премьеры