всё о любом фильме:

Проверка на дорогах

год
страна
слоган-
режиссерАлексей Герман
сценарийЭдуард Володарский, Юрий Герман
директор фильмаВладимир Беспрозванный, Ф. Эскин
операторЯков Склянский
композиторИсаак Шварц
художникВалерий Юркевич
монтажАнна Бабушкина
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  9 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время97 мин. / 01:37
Зима 1942 года. В одной из северо-западных областей России, оккупированной фашистами, действует партизанский отряд лейтенанта Ивана Локоткова, в прошлом — сельского милиционера. Отряд кормить нечем: в округе — одни сожженные деревни и каратели.

Командир принимает решение захватить фашистский эшелон с продовольствием на узловой станции, где охраняется каждый метр. Провести операцию берется раскаявшийся полицай Лазарев, которого немцы знают в лицо. Но можно ли ему довериться?..
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по повести Юрия Германа «Операция „С Новым годом!“».
    • Председатель Госкино СССР Алексей Романов усмотрел в фильме нападки на лучшие образцы советского искусства, посвящённого ВОВ, и позаботился о том, чтобы лента не увидела свет. В результате фильм положили «на полку» на 15 лет.
    • Первоначально фильм был снят под названием «Операция «С Новым годом»».
    • Выпущен на экран только в 1986 году под названием «Проверка на дорогах».
    • На роль Локоткова пробовались Михаил Ульянов, Евгений Евстигнеев, Алексей Глазырин.
    • Первоначально в роли Лазарева должен был сниматься Владимир Высоцкий.
    • На роль Петушкова пробовался Михаил Глузский, но потом он отказался от роли, о чём в последствии сожалел.
    • еще 4 факта

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Творческая манера Алексея Германа всегда определялась как документально достоверная, протокольно правдивая, чуть ли не гиперреалистичная. Хотя уже в «Проверке на дорогах», снятой 33-летним режиссёром в качестве первой самостоятельной работы (ведь «Седьмой спутник» был создан совместно с Григорием Ароновым), есть стремление Германа к явно обобщающей и даже символической трактовке событий. Это проявляется, например, в ставшей уже знаменитой сцене с так и не взорванной баржой, где находятся пленные красноармейцы, в эпизоде гибели на железнодорожной станции бывшего полицая Лазарева или в самом финале-эпилоге, где, несмотря на намеренную заземлённость ситуации, всё же есть внутренний пафос в воспевании таких простых солдат и простых людей, как Иван Локотков, которого можно было бы сравнить, допустим, с капитаном Тушиным из «Войны и мира». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 301 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    В 1971 году режиссёр Владимир Роговой снял один из лучших фильмов о войне «Офицеры»., который знают практически все. А в этот же самый год режиссёр Алексей Герман, снял своё кино не менее значительное и интересное. Нет правда в нём этой песни, берущей за душу, что в «Офицерах», но я вынес её в заглавие отзыва, как дань памяти погибшим русским воинам.

    Тяжела ты шапка Мономаха. Нелёгкое бремя выбора, особенно когда у тебя нет ни времени на размышления, ни ассортимента вариантов. Либо ты, либо тебя. Кто может заранее знать, какой сделает выбор ? Даже если ты в душе горячо и преданно любишь Родину, неизвестно как поведёшь себя, оказавшись в плену. Вот и Александр Лазарев (Владимир Заманский) не думал, что сломается. Он просто хотел жить, по его же собственным словам. Но одно дело перейти в стан врага и навсегда забыть дорогу домой, и совсем другое умирать в душевных муках о сделанном предательстве. И когда обоз советских солдат под предводительством лейтенанта Локоткова (Ролан Быков) повстречался бывшему советскому сержанту Лазареву, а в нынешнем настоящему предателю и изменнику, герой Владимира Заманского не раздумывал…

    Кино не просто модель какого-то заезженного сюжета. Это глубокая проникновенная драма о людях и судьбах. О великом народе, который и карает и прощает. На одной чаши весов герой Анатолия Солоницына, а на другой герой Быкова. А в центре предатель. Как быть ? Пустить в расход, тем более дело это нехитрое, минутное. Или разобраться ? Дать человеку шанс кровью искупить вину. Вот об этом кино Алексея Германа. Картина многострадальная, как и те события, описанные в ней. И снято по военной прозе Юрия Германа и Эдуарда Володарского. Как же мне понравился в ней лейтенант Локотков, исполненный Роланом Быковым! Он ведь по сути, как Айболит, лечит, наставляет и предоставляет шанс найти себя. Ну, скажите разве это плохо ? Разве это не милосердно ? Вот наверно поэтому и картина пылилась долгие 15 лет в архивах, потому как наказывать и карать все проще и легче. Как не вспомнить фразу из фильма, когда Лазарев встречается с Локотковым:

    -Ну, человек божий, обшит кожей.

    Уже в ней закладывается фундамент того, что мы собственно и увидим. Не карающий меч, хотя давление последнего будет ощущаться кожей. Наш заслуженный актёрский цех здорово потрудился. Тут все эмоции налицо. И помимо эмоций, вполне добротные декорации. Понравилась мне игра молодого Николая Бурляева, который сыграл труса и настоящего предателя. Аж поджилки у бедного тряслись, когда он был заточён под арест. Отмечу и симпатичную прибалтийскую актрису Анду Зайце, исполнившую роль переводчицы и по совместительству возлюбленной Виктора (Олега Борисова). Да, Герман постарался затронуть все аспекты человеческой жизни. И любовь бесхитростную показал, и дружбу, и сплочение людей пред лицом беды. Ну, а финал, когда капитан Локотков, а впрочем не буду… Фильм серьёзный и тяжёлый. Такой с кавалерийского наскока не возьмёшь. Хотите не просто приобщиться к истории нашего народа, но очиститься душой, тогда вперёд, за просмотр картины Алексея Германа «Проверка на дорогах».

    10 из 10

    30 июня 2015 | 16:34

    Великий фильм гения Алексея Германа, один из лучших советских военных фильмов. Постановка безупречна, гиперреализм, документальность цепляет, зритель как будто погружается в реальный мир. Такое я помню только у двух еще наших режиссеров — Арановича и Светозарова. Актеры как и водится у Германа играют без какой-либо фальши, никакой халтуры в их игре. Художественный уровень высок, детали тщательно проработаны, ни одного киноляпа за столькие годы просмотра не заметил.

    Кино рекомендую всем поклонникам Германа и всем ценителям серьезных, умных фильмов.

    10 из 10

    19 октября 2014 | 21:36

    «- Погибнуть тебе нельзя. Пропасть без вести тебе тоже нельзя. Тебе нужно эшелон с продовольствием пригнать. И чтоб это другие подтвердить смогли…» (с)

    Пожалуй один из самых тяжёлых и правдивых фильмов о Великой Отечественной войне. Рядом с ним меркнет реалистичный «Иди и Смотри». Даже безупречные «Двадцать Дней Без Войны» того же Германа в сравнении с запрещёнными в своё время «Проверками…» отходят на второй план… Фильм совершенно заслуженно входит в различные списки «лучших», в том числе находится среди рекомендованных ВГИКом. Попавший после премьеры на «полку», ставший знаменитым в кинематографических кругах ещё до своего представления широкому зрителю, а после выхода на экраны моментально ставший классикой отечественного кино, этот чёрно — белый шедевр Алексея Германа показывает настоящую, не киношную войну. Не удивительно, что тогда его запретили — фильм снят без чёткого деления на «хороших» и «плохих», демонстрирует страшные первые годы войны через призму растерянных, испуганных русских людей с покалеченными судьбами. Сценарий насыщен оттенками серого — все герои неоднозначны: вроде неприятные люди совершают самоотверженные поступки, а те кого жалеешь в виду определённых причин — в итоге оказываются настоящими мерзавцами. Показан быт людей живущих на оккупированных врагом территориях, суровая и тяжёлая лесная жизнь партизан, геройство и самоотверженность самых разных людей, которое увы некому оценить, ибо местные бояться вылазок своих, так как сразу после партизанских набегов к ним приходят немецкие каратели. Среди последних есть и предатели — русские которые перешли на сторону врага за то, что бы продлить своё существование. Сытые, откормленные, прекрасно вооружённые и экипированные немцы, и наши голодные, страдающие от холода и перебивающиеся без толкового снаряжения партизаны. Отряд набранный из бывших офицеров и рядовых, чьи части погибли или попали в плен, а так же из тех, кто в определённый момент струсил и перешёл к врагу, но после решил вернутся к своим, что бы сражаться за свою Родину…Сильное, правдивое и непревзойдённое по реалистичности полотно о Великой Отечественной войне. Совершенно лишённое пафоса и затёртых штампов и клише военного кино. Совсем не «патриотическое», в прямом понимании этого определения, но вызывающее боль вперемешку с гордостью за свою отчизну, и всех тех безвестных героях, которые как Локотков сражались, трудились и переносили немыслимые тяготы на своих плечах во имя этой Великой Победы. Ведь для того, что бы победить мало умереть, надо жить и выживать вопреки всему, надо самому убивать врага и идти вперёд. А это гораздо труднее мгновенной смерти: не погибать ради победы, а ради победы жить…

    Сценарий картины написан одним из лучших отечественных сценаристов — Эдуардом Володарским, по военной прозе отца режиссёра — советского писателя — фронтовика Юрия Германа. На основе творчества своего отца Алексей Юрьевич в последствии снимет прославившего его «Лапшина…» (кстати, так же запрещённого и вышедшего на экраны в первый год Перестройки). Поскольку «Лапшин…» был первым выпущен в свет, он стал первым фильмом, который явил зрителям творчество Германа и его неповторимый стиль и манеру съёмки, максимально приближённую к реальности. Хотя стиль и манера были найдены автором ещё в «Двадцати Днях…», впрочем там они были не столь ярко выражены. А вот в его первом самостоятельном фильме (до этого он совместно с Григорием Ароновым экранизировал «Седьмого Спутника») подобных режиссёрских находок и экспериментов было больше. В частности операторская работа потрясает своей органичностью, трудно представить где именно находится сам оператор со своей громоздской аппаратурой! Если учесть тот факт, что картина вообще снималась на паршивую советскую киноплёнку «Свема», то оператору — просто цены нет! Странно, что в послужном списке у Якова Склянского всего одна достойная работа и сплошные короткометражки, под конец карьеры вообще оказавшийся американский треш. Осветители, художники, мастера по гриму и постановщики декораций, совместными усилиями создали атмосферу первых месяцев Великой Отечественной войны настолько скрупулёзно, что даже сегодня, располагая значительно более богатыми средствами, современные режиссёры практически не могут этого повторить. Некоторые маститые творцы ищут свой стиль, кто то может снять хорошее кино о войне, кто то нет — но снять как Герман не под силу некому из них. Осознавая это, тем более сложно поверить в то, что снимал «Проверки на Дорогах» совсем не мэтр, а вчерашний дебютант — молодой, только начинающий свой непростой путь в кино режиссёр…

    Сюжет повествует о том, как в начале зимы 41 — ого, из окружения выходил отряд партизан. К ним примкнул сдавшийся сержант Лазарев — одетый в немецкую форму, запутавшийся и давший в важный момент слабину человек, до войны работавший простым таксистом. Майор Петушков сперва хотел его расстрелять, но на счастье командовал отрядом не он, а бывший участковый — капитан Локотков. Который смог отстоять Лазарева, и после проверки оного — принял в свой отряд, взяв на опасную и чрезвычайно важную операцию — угон продовольственного эшелона с территории противника. Благо Лазарев как раз служил немцам в тех местах, он может помочь группе диверсантов проникнуть на хорошо охраняемый вокзал… В сюжете нашлось место и для конфликта, и для нравственных терзаний сломленной личности, и много для чего ещё. Чувствуется, что Герман адаптировал текст Володарского под себя. Диалоги героев произносятся словно в жизни (люди перебивают друг — друга, пока говорят одни на заднем плане разговаривают о чём то своём другие), много в скользь брошенных фраз и нечего не значащих речей эпизодических персонажей, обрывки песен, насвистывания и какие то бормотания проходящих перед камерой второстепенных героев. Всё это будет утрированно и возведено в абсолют в другом шедевре мастера — фантасмагорическом ужастике о финале Сталинской эпохи «Хрусталёв, Машину!». Правда там перегибы с фоновым «наполнением» пошли в ущерб для сюжетного восприятия рассказываемой истории. В «Проверках…» имеется баланс между стилем и содержанием, поэтому сюжет прост и даже линеен…

    Запоминается спор Петушкова (Анатолий Солоницын) и Локоткова (Ролан Быков) по поводу расстрела Лазарева (Владимир Заманский). Прав майор — он предатель, служил немцам, в то время как тысячи других, среди которых был и его сын — лётчик, на его месте предпочли пленению геройскую гибель. Но прав и капитан — Лазарев не совершал на службе фрицев не каких преступлений против советского народа, и сам сдался, пришёл к ним в отряд; стало быть осознаёт свою вину перед Родиной и готов кровью смыть свою ошибку. Поэтому ему следует дать второй шанс, а уже потом судить, если тот не сдержит данного слова…Невероятно мощный актёрский ансамбль, много выпуклых и запоминающихся персонажей, крайне драматичная история и заставляющий пустить скупую, мужскую слезу финал. Однозначно:

    10 из 10

    8 мая 2015 | 02:27

    Идея ленты появилась у Алексея Германа после прочтения повести своего отца Юрия Германа. Из неё он узнал что, в войну среди партизан было принято проверять перебежчиков из власовских частей таким способом: останавливалась машина с немцами, затем бывшие власовцы расстреливали всех кроме одного, что бы немцы знали ответственных за смерть их людей. В ленте показаны две силы: командир партизанского отряда старший лейтенант Локотков (Р. Быков) и комиссар майор Петушков (А. Солоницын), которые бьются за жизнь власовца перешедшего на сторону партизан Лазарева (В. Заманский).

    Локотков стремиться понять Лазарева, он не хочет выносить скоропалительный приговор на основании эмоций. Ведь убить человека легко, партизаны обладают необходимой для этого властью, но уничтожив человека на основании лишь неприязни, не доказав предварительно его вины, они тем самым покажут что стали зверьми живущими единственным инстинктом — инстинктом выживания. А это будет означать, что они воют ради самой войны, а не за какие-то идеалы. Петушков же ослеплен ненавистью, у него погиб единственный сын и теперь он одержим лишь одним — уничтожить врага любой ценой. Ему не интересны морализаторские рассуждения Локоткова, свой приговор предателю он уже вынес, и если бы была возможность, собственноручно прикончил Лазарева.

    Не часто люди пытаются понять своего врага, тем более, если враг — это страшная сила, которая беспощадно уничтожает все вокруг. В такие моменты очень сложно применять к миру такие привычные в обыденной жизни этические категории как: сострадание, милосердие. Царящее разрушение, хаос, дезориентируют человека, а гнев, ненависть, злоба помогают сосредоточиться и найти точку опоры в разрушающемся мире. Ненавидеть проще, ненависть к врагу не оставляет человеку выбора, она избавляет его от такой мучительной процедуры как «принятие решения», на все вопросы она дает лишь один ответ — убивай.

    Но что такой человек может дать миру? Ведь он не несет в себе ничего созидательного, все силы он отдал на борьбу в которой предпочитает не задумываться на нравственные темы. Не будет ли это означать, что такой человек просто не в состоянии прекратить бой, и ненависть к врагу никогда в нем не погаснет? Победив одного врага, он тут же найдет себе другого, с которым будет так же беспощадно воевать.

    Именно эти вопросы, которые поднимает лента, выгодно выделают «Проверку на дорогах» от массы снятых агиток, в которых война показана крайне односторонне, где нет месту сложным характерам и все герои словно трафареты с нанесенными на них надписями: «Враг», «Наш». Естественно ни о какой психологической глубине таких персонажей говорить не приходиться, хотя бы в силу того, что играть-то им особо нечего. Их роли стереотипны, если ты советский значит, с выпученными глазами должен орать «За Родину», если ты немец кричи «Русс сдавайся». Но в жизни никогда не бывает так просто и понятно.

    Впрочем от стереотипов трудно избавиться, а может быть не хочется, в силу того что с шаблонами проще жить, ведь без них придется заново оценивать произошедшие на войне события. За примерами далеко ходить не надо, в недалеком прошлом депутаты одного края осуждали известно писателя Астафьва за то, что он в своем романе «Прокляты и убиты» изобразил врага с человеческим лицом, эпизод состоял из сцены, в которой немец наткнувшись на советский госпиталь, вместо того что бы взять обессиленных людей в плен, приносит им лекарства и перевязочные материалы. Показав тем самым, что они не готовы задумываться над событиями Великой Отечественной, предпочитая видеть прошлое исключительно в черно-белом цвете.

    В жизни важно избегать крайностей в оценках, но на войне от этого трудно удержаться. Когда видишь разоренные села, хладнокровно убитых стариков женщин детей становиться не до рассуждений, хочется лишь одного — убивать. Без промедления, раздумий, сомнений. Но как в таких условиях остаться цельной личностью, способной на более-менее адекватную оценку реальности? Не потеряет ли человек способности отличить Добро от Зла? Именно на этот вопрос, как мне кажется и пытается ответить «Проверка на дорогах».

    10 из 10

    22 июля 2008 | 12:53

    Алексей Герман, увы, я мало смотрел его фильмы. В основном это были картины после развала СССР. И эти картины были отвратительны в особенности Трудно быть богом. И вот я решил рискнуть и посмотреть этот фильм. И каково было мое удивление, когда я не увидел тонные бездарного артхаусного треша, а прекрасно сделанную роботу.

    И так этот фильм является антивоенным по своей сути. Он повествует о периоде жизни партизанского отряда, когда в его ряды пришел предатель родины. И в этом вся фишка фильма, ибо он повествует о искупления этого ужасного греха.

    В этом фильме можно у видеть как воевали партизаны. Но не это главное в фильме. Главное в этом фильме отношения партизан к предателю, который хочет искупаться. В этом лагере есть те, кто не простил ему такого и хочет его смерти, такие как Петушков. А есть такие, которые простили ему этот грех, и хотят, что бы он искупил это кровью, и это такие как Локотков. Все это выглядит реалистично, и всему этому веришь, ибо люди разными могут быть.

    Но честно говоря, мне в этом фильме понравился финал. Во-первых в некоторых моменты напоминает мне фильмы Бесславные ублюдки, Убить Билла и Бешеных псов. Первый, потому что фильм настолько круто сделан, что ему немного не хватает до тарантиновского уровня. Надеюсь, что если будет ремейк, не приведи господь конечно, то он будет больше похож на это творения Тарантино. Остальные же только из-за музыкальных композиций. Во-вторых это отличный экшен для тех лет. И причем это было задолго до Рембо. И потом, после такой сцены понимаешь, что не хватала в Трудно быть богом (2014). Да, и вообще не веришь, что эти картины снимал один и тот же режиссер.

    В итоги этот фильм настоящий шедевр, и его стоит посмотреть каждому человеку, которому больше 16 лет.

    9 из 10

    7 августа 2014 | 04:12

    Эпиграфом к этому фильму Германа, наверное, лучше всего подошли бы слова Александра Твардовского из его стихотворения «Две строчки» — такого же нелюбимого советским официозом (именно там финскую войну поэт впервые назвал «незнаменитой»), как и германовская «Проверка на дорогах»: «…Среди большой войны жестокой, С чего -ума не приложу, Мне жалко той судьбы далекой…».

    «Проверка на дорогах» — не только самый лучший (для меня — вне всякого сомнения) фильм в скупой, но блистательной, фильмографии Германа. Это один из лучших фильмов о войне в целом. Вместе с шолоховской «Судьбой человека» он составляет трагическую дилогию о судьбах советских людей, оказавшихся в плену в годы войны, но при всем шолоховском таланте, режиссер Герман и драматург Володарский сумели добиться в своем фильме того, чего не удалось ни писателю из Вешенской, ни экранизаторам его действительно пронзительного рассказа с их киноверсией «Судьбы человека» 1958 года, ни самому автору литературной основы «Проверки» и отцу Алексея Германа, Юрию Герману в его «Операции «С Новым годом!».

    Им удалось показать обе стороны этой трагедии и наглядно продемонстрировать, что возвращение из плена гарантировало конец только первой ее части. Что удивительно — ни во время, ни после перестройки, в разгаре которой впервые вышла на экраны картина Германа, ничего подобного, тем более превосходящего этот фильм, создано не было. И, к сожалению, уже, скорее всего, не будет.

    Быть может дело в том, что война, о которой фильм Германа, была отделена от времени съемок какой-то четвертью века, а от нас их скоро будут отделять все семь десятилетий. Помните, как в 1987-м отмечали 70-летие Октября? И какой древней историей это казалось, тогда как даже в конце 80-х война была вот она, рядом, буквально вчера? А ведь не за горами уже 70-летие Победы.
    И чего не отнимешь у того поколения, поколения Германа, заставшего войну — так это умения снимать фильмы о войне.

    Как и во всяком отличном фильме, и не только по мотивам литературного произведения, авторы прекрасно угадали с выбором актеров на роли — как на главные, так и второстепенные. Последние — от безымянного героя Николая Бурляева до разведчика Соломина в блистательном исполнении Олега Борисова (прошедшего за какие-то сутки сложную эволюцию от заложенной в нем пропагандой и собственным убеждением патологической реакции на побывавшего в плену, а тем паче в полицаях: «Шкура!», до покаяния перед еще вчера незаслуженно им обиженным, а сегодня старающегося спасти ему жизнь Лазаревым: «Ты, это, прости меня… Нехорошо я…»).

    Что уж говорить о главных героях картины. «Проверка на дорогах» — это лучшие в их кинокарьере (по моему мнению) роли двух артистов — Владимира Заманского и Ролана Быкова.

    Угловатый, неуклюжий, неяркий в общем-то мужичок, сельский участковый, в трудную пору ставший командиром партизанского отряда — эта роль, кажется, созданной для Быкова, хотя он привык играть ярких эксцентриков. Немногословный да и не умеющий в общем-то красиво и долго говорить, своими скупыми оценками он нередко расставляет все точки над «и», да так, что… Чего только стоит три его короткие фразы, брошенные комиссару Петушкову (этакому Мехлису отрядного масштаба), когда тот пытается очернить едва вернувшегося живым с «проверки» Лазарева: «Не надо, так товарищ майор… Не по-людски это… Скотство это!». Умри, Денис! Но и уйти, вырваться из крови и плоти той системы, в которую он вплавлен и войной, и всеми предшествующими годами, и кровожадной идеологией, согласно которой «у нас нет пленных, а есть изменники», он не может, хоть, очевидно, и хочет. Потому весь фильм -это помимо противостояния Локоткова с комиссаром-отморозком (правда, пережившим свою личную трагедию — потерю сына — а потому имеющим право на понимание, но не оправдание, своей позиции) — еще и борьба того же Локоткова с самим собой. Борьба того, кто верит Лазареву, сочувствует и хочет избавить его от ада, который он пережил и переживает, с тем, кто должен карать, а в лучшем случае проверять и перепроверять оступившегося, даже если произошло это помимо его воли.

    Герой же Заманского, хотя актерский талант последнего и так бесспорен, действительно стал (благодаря этому таланту) в данной картине тем персонажем, которого не смогла заслонить даже колоритная и претендующая временами на роль главной фигура Локоткова. Последние кадры с Лазаревым — знаменитая сцена на пулеметной вышке — вообще просится в золотой фонд всех времен и народов. Кажется, что это не человек стреляет из пулемета, а они слились воедино — человек и оружие — и вся горечь, обида, горе, обрушившиеся на этого простого свердловского таксиста, попавшего в мясорубку громадной войны, весь тот немалый счет, какой он может предъявить своей исковерканной, изувеченной этой войной, жизни, которая заканчивается в эти минуты, на этой вышке, среди этого дыма и грохота — все это пулевым веером мщения разлетается по расстреливаемой им станции, покуда не закончится пулеметная лента. Это не просто советский патриот погибает «За Родину, за Сталина!». Это простой средний советский человек, уходящий в расцвете лет из жизни, спрашивает последний в этой своей земной жизни отчет с тех, кто ее так страшно искорежил и привел его в конце концов на эту вышку — на его Голгофу, — с тех, из-за кого пришлось ему стать чужим среди своих, выпасть отовсюду, из всех схем, структур, групп, очутиться в полном вакууме еще до физической своей смерти. И все равно, даже такую жизнь он не хочет прерывать (хотя сцена с неудавшимся самоубийством Лазарева — одна из самых, если не самая эмоционально нагруженная во всем фильме). Отомстить — да, оправдаться перед своими — да, но не умереть, а дожить до чего-то. До победы, до правды, просто до чего бы то ни было хорошего. Потому, видимо, уже смертельно раненный, и бежит он за уходящим вдаль эшелоном.

    Этот фильм, который в некоторых эпизодах трудно смотреть без слез, — о подлинном лице войны. У нее много лиц, но это — одно из самых страшных и нелюбимых к показу советским агитпропом. И заслуга Германа и других создателей «Проверки» — в том, что он не побоялся посмотреть в это лицо, и показать его нам.

    31 августа 2008 | 20:14

    Картина «Проверка на дорогах» Алексея Германа, совсем непохожа на большинство советских фильмов о войне. Дело не в том, что они плохи, нет совсем даже наоборот, просто фильм Германа именно другой. С первого раза понять, прочувствовать, и как следствие по достоинству оценить его очень сложно. Труднее всего прочувствовать его. Если после фильма «А зори здесь тихие» Ростоцкого или «Звезда» Иванова, зритель заливается слезами, испытывает очень сильное эмоциональное напряжение, то после ленты Германа не выступают слезы, но возникает смешанное сложное, тянущее ощущение. Ощущение, заставляющие пересмотреть картину еще раз.

    Что же такого магического в ленте Германа? Гениальность в совершенной, безукоризненной целостности. Стилистика изображения, и даже монтажа, полностью совпадает со стилистикой драматургии фильма. Кино Германа — «суровая проза», главный критерий в нем — жизненность. Зритель буквально чувствует неприкаянный холодный ветер. Именно свист ветра, а не музыка, сопровождает развитие событий. Единственная музыкальная вставка — небезупречная, жизненная игра оркестра, в самом конце фильма. Нет музыки во время катарсиса — смерти Лазарева, нет музыки во время воспоминаний Локоткова, во время ностальгии Петушкова. Нет на войне музыки.

    Сценарий для фильма, написан Алексеем Германом по мотивам произведения его отца Юрия Германа. Алексей Герман развил сюжет своего отца, превратил его в пронзительную трагедию. Во многих рецензиях на этот фильм я встречала мысль о том, что конфликт картины заключается в противостоянии Локоткова и Петушкова, в «казнить нельзя помиловать». Но не в конфликт ли с судьбой вступает Лазарев пытаясь избежать смерти сражаясь за родину, и не силы ли судьбы одерживают над ним верх, заставляя умереть отстреливаясь от войск вермахта?

    По-моему, основной конфликт фильма состоит не в «правильном» и «неправильном» отношении к власовцам, перебежчикам, предателям, основной конфликт трагедийный, конфликт между сильным человеком и роком, который все-равно сильнее всего. Смерть Лазарева снята сурово, жестоко. Темная фигура, пробежав несколько метров падает на ослепительно белый снег.

    Но в фильме Германа суров каждый кадр, от первого до последнего. Цветовое решение, отсутствие мелодраматических ноток в сюжете и изображении, «сдержанная» но невероятно глубокая игра актеров, монтаж создающий ощущение панорамы, все это неразрывно связано друг с другом.

    Именно эта неразрывная связь и лежит в основе механизма гениальности Германа.

    3 мая 2009 | 01:20

    «Проверка на дорогах» Алексея Германа достаточно простой по структуре, компактный, четко встроенный по определенной схеме, по словам самого режиссера — антивестерн, но где «не могло быть бутафорских «пиф-паф» и кинотрюков, а должна была быть густая, страшная, странная, во всех мелочах правдивая жизнь», оправдывающий свое название по пунктам, а все происходящее как озвученную тему по нотам — главные три проверки — на автомобильной дороге, железнодорожном полотне и даже водном пути.

    Фильм выделяется эпизодами, где Герман проявил себя как постановщик, способный добиваться нужного ему кинематографического эффекта воздействия на зрителя. Особенно хорошо удались два эмоционально заряженных эпизода проверок, и два эффектных эпизода (выход немецкого отряда из тумана и кадры с русскими пленными на барже). Последняя проверка как кульминация, выполненная, подстать происходящему на экране, филигранно, когда эмоционально подкованному зрителю остается только ощущать на себе спектр чувств высочайшего напряжения вместе с героями.

    Драматургия. В картине о Великой Отечественной — что придумывать велосипед, есть хорошие — братские народы, и плохие — фашисты. Не нужная тогда и не требовавшаяся. Но Герман по-другому не мог. Как художник, как исследователь жизней и судеб, расставил акценты именно на человеке: на тяжких мужских рыданиях, которые вызывает тотальная безысходность и невозможность управлять своей судьбой. Когда после метаний и надежд ожесточаешься и в твердой уверенности, отбросив все лишние сомнения и гнетущие переживания, идешь на самые опасные испытания, пытаясь доказать и оправдать то, что не простится в любом случае.

    Картина больше о людях и их поступках в условиях безвременья, чем о войне как таковой. О войне как поле и возможности для раскрытия дремавших в людях сил и истинных сущностей. О человеке, ставшим поневоле, по стечению обстоятельств, предателем. И главное, этот фатальный путь, эта дорога проверок, на которой герой как кошка теряет было уже обесценившиеся, но с каждым разом все явственнее получающие смысл драгоценные жизни, приближая себя и фильм к логичному завершению.

    - Да, война все перемешала. До войны легко жилось, хорошо, никаких забот. Про себя думал: я сильный, а вышло — наоборот. В лагере только и понял. Поздновато. Понимаете?

    Но тут даже не в силе и смелости дело, а в обстоятельствах, в попадании человека в новую среду, однозначно более жестокую и враждебную. И когда понятно, что последняя надежда на возобновление нормально жизни у тебя уже умирает, остается бросить себя в пучину. Обратной дороги нет, но.. в данный момент тебе доверяют жизни, ты ведешь в тыл к врагу партизан, и спрашивается — чем ты хуже? Ты, живущий, здесь и сейчас, но уже отмеченный печатью позора и смерти. Неужели, почему же нельзя отделаться от прошлого?

    Драма человека, у которого нет пути назад. От этого, кончено, можно и смалодушничать, но не здесь и не сейчас.

    29 сентября 2010 | 16:35

    К своему огромному стыду, это первая картина Алексея Германа в роли режиссера, которую я увидел. Я уже очень давно собирался ознакомиться с творчеством этого знаменитейшего советского режиссера. И вот, так случилось, что мне под руку попалась его вторая картина под названием «Проверка на дорогах».

    Я прекрасно понимаю, что сейчас в моё сторону полетят вихри оскорблений и тезисов о том, что я ничего не понимаю в кинематографе, но скажу прямо — от этой картины я ожидал большего.

    Я не говорю, что фильм мне не понравился. Это очень хороший, тяжелый, правдивый (из-за чего, наверное, лента и пролежала на полке пятнадцать лет) фильм о войне, который несомненно остаётся в памяти. Однако, я не увидел в этой картине ничего, что действительно чем-то сильно отличало эту ленту от других картин про Вторую Мировую Войну.

    Безусловно, нельзя не упомянуть прекрасную игру таких актёров, как Ролан Быков, Анатолий Солоницын, Владимир Заманский. Их замечательные образы, воплощенные на экране, в очередной раз доказывают, насколько сильна была советская актёрская школа.

    Этот фильм безусловно имеет значение. И, в первую очередь, в историческом смысле. В смысле истории советского кино. Однако, я видел и более хорошие фильмы про войну.

    2 октября 2015 | 21:57

    Алексей Герман уникальное явление для мирового кинематографа. Сложно сказать, найдется ли еще в мировой истории режиссер, который в условиях прохладного отношения к нему тоталитарного строя неизменно создавал кино высочайшего мирового уровня. На Западе любят диссидентов, к которым Алексей Юрьевич никогда не принадлежал, но его картины своей честностью и человечностью заставляли ощущать дискомфорт местных чиновников. И даже через двадцать лет после распада советского государства имя Германа так и не стало хорошо известным ни в мировом сообществе, ни не получило должного почета на постсоветском пространстве.

    «Проверку на дорогах» принято считать одной из самых значительных жертв советской киноцензуры, запретившей ленту на полтора десятка лет. Режиссер утверждает, что запрет ленты был определенным творческим пиком и непрямым признанием заслуг. Отправка фильма на полку, вопреки существующим стереотипам, не была повсеместной практикой, чаще для неформатного фильма «выделяли» опытного и политически благонадежного режиссера, который с помощью цензурных ножниц в катушках целлулоида творил идеологические чудеса. В ситуации с первой самостоятельной картиной Германа сделать это было попросту невозможно, ведь фильм не просто отступал от канонов героических военных лент, он от начала и до конца был пропитан своеобразной атмосферой, справиться с которой не могли бы даже талантливые советские монтажеры.

    Сюжет картины довольно прост: партизанскому отряду сдается бывший сержант Красной армии Лазарев, попавший в плен к немцам и согласившийся на сотрудничество. Дважды плененного и дважды предателя Лазарева, которого никто даже имени не спрашивает, от немедленного расстрела спасает командир отряда Локотков. Он считает, что рубить сплеча даже на войне не выход и пытается по-человечески разобраться в поступках однажды оступившегося бывшего таксиста, желающего искупить вину за то, что однажды предпочел смерти жизнь.

    «Проверка…» вовсе не развенчивает миф про подвиги советских людей на войне и отнюдь не принижает значимость партизанского движения, режиссер просто допускает серый взгляд на методически выстраиваемую черно-белую историю советских учебников и военных фильмов. Преобладающий в ленте гуманистический посыл стал главным камнем преткновения не только на этапе утверждения фильма, но и сутью центрального конфликта фильма, разворачивающегося между мудрым и простым командиром, по-отечески управляющим своим отрядом (великолепная роль Ролана Быкова) и настоящим чекистом Петушковым (как всегда безукоризненная игра Анатолия Солоницына).

    Это фильм не о своих среди чужих и чужих среди своих, он, прежде всего, о столкновении систем ценностей, где насажденному сверху партийно-героическому формализму противопоставляют общечеловеческие ценности. Предавший однажды не имеет права на снисхождение, считает герой Солоницына, тогда как бывший участковый Локотков даже на войне сумел сохранить уважение к человеческой жизни и чувство юмора, а поэтому в минуты покоя вспоминает мирное время и травит сослуживцам анекдоты про Гитлера.

    Скупые визуальные приемы только подчеркивают суровую экранную действительность, а режиссер полностью сосредотачивается на собственных героях, которым откровенно сочувствует. Удерживаясь от сантиментов, он дает емкую характеристику каждому из героев и предателей поневоле, статус которых определил не моральный выбор, а лишь цепочка случайностей. Рисованные грубыми мазками художника бойцы в бытовых ординарных ситуациях вызывают больше зрительского сострадания и участия, чем специально помещенные в героический фон персонажи официальной кинодоктрины, сочувствовать и восхищаться которыми надо по определению.

    Дегероизируя войну, Герман создает наиболее справедливый ее портрет, выводя на первый план коллективный образ бойца, которого обошли большие подвиги и звон медалей. Того, которому даже на фоне победного шествия по Берлину отведено скромное место в сторонке. Того, который без выходных сражался с фронтовой рутиной сначала за собственную совесть, а только потом уже за Красную армию и товарища Сталина.

    27 марта 2012 | 17:30

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    подробнее

    Новости


    Один из главных классиков отечественного кинематографа, режиссер Алексей Герман-старший умер в возрасте 74 лет в Санкт-Петербурге. За свою жизнь он снял лишь несколько фильмов (четыре самостоятельно и один в соавторстве), однако каждый из них был грандиозным явлением. Последний его проект «История Арканарской резни» создавался больше 10 лет и до сих пор находится в стадии постпродакшна. (...)
     
    все новости

    Интервью


    28 марта Александру Митте исполнилось 80 лет. В преддверии юбилея режиссер рассказал КиноПоиску о новой картине «Шагал — Малевич», в которой попытался объединить два разных направления своего творчества, поделился соображениями о том, как государство может помочь российскому кино, и вспомнил времена, когда сам был студентом. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Смерть актера во время съемок, отсутствие денег, судебные тяжбы, война, бракованные объективы, неуемный перфекционизм режиссера — все это не раз приводило к тому, что фильмы шли к зрителю десятилетиями. К выходу в прокат «Трудно быть Богом» КиноПоиск вспоминает самые интересные случаи. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Когда в 2006 году Алексея Германа спрашивали, почему он так долго (на тот момент — 6 лет) снимает свой фильм, тот отвечал, что Александр Иванов всю свою жизнь писал одно полотно «Явление Христа народу», что ж его, клеймить теперь? (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    85.ГонкаRush8.303
    86.Дневник памятиThe Notebook8.301
    87.Спасти рядового РайанаSaving Private Ryan8.301
    88.Жизнь другихDas Leben der Anderen8.293
    89.Эффект бабочкиThe Butterfly Effect8.288
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Фантастические твари и где они обитаютFantastic Beasts and Where to Find Them94.88%
    12.Чужой: ЗаветAlien: Covenant94.72%
    13.Рыцари Круглого стола: Король АртурKnights of the Roundtable: King Arthur94.57%
    14.ОноIt94.56%
    15.Кредо убийцыAssassin's Creed94.55%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass8
    ВаркрафтWarcraft27
    Оранжевый — хит сезонаOrange Is the New Black30
    Финансовый монстрMoney Monster1
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse80
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.451
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.756
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.595
    Angry Birds в киноAngry Birds6.548
    Экипаж8.177
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры