всё о любом фильме:

Проверка на дорогах

год
страна
слоган-
режиссерАлексей Герман
сценарийЭдуард Володарский, Юрий Герман
директор фильмаВладимир Беспрозванный, Ф. Эскин
операторЯков Склянский
композиторИсаак Шварц
художникВалерий Юркевич
монтажАнна Бабушкина
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  9 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время97 мин. / 01:37
Зима 1942 года. В одной из северо-западных областей России, оккупированной фашистами, действует партизанский отряд лейтенанта Ивана Локоткова, в прошлом — сельского милиционера. Отряд кормить нечем: в округе — одни сожженные деревни и каратели.

Командир принимает решение захватить фашистский эшелон с продовольствием на узловой станции, где охраняется каждый метр. Провести операцию берется раскаявшийся полицай Лазарев, которого немцы знают в лицо. Но можно ли ему довериться?..
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по повести Юрия Германа «Операция „С Новым годом!“».
    • На роль Петушкова пробовался Михаил Глузский, но потом он отказался от роли, о чём в последствии сожалел.
    • Первоначально в роли Лазарева должен был сниматься Владимир Высоцкий.
    • Первоначально фильм был снят под названием «Операция «С Новым годом»».
    • Выпущен на экран только в 1986 году под названием «Проверка на дорогах».
    • Председатель Госкино СССР Алексей Романов усмотрел в фильме нападки на лучшие образцы советского искусства, посвящённого ВОВ, и позаботился о том, чтобы лента не увидела свет. В результате фильм положили «на полку» на 15 лет.
    • На роль Локоткова пробовались Михаил Ульянов, Евгений Евстигнеев, Алексей Глазырин.
    • еще 4 факта

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Творческая манера Алексея Германа всегда определялась как документально достоверная, протокольно правдивая, чуть ли не гиперреалистичная. Хотя уже в «Проверке на дорогах», снятой 33-летним режиссёром в качестве первой самостоятельной работы (ведь «Седьмой спутник» был создан совместно с Григорием Ароновым), есть стремление Германа к явно обобщающей и даже символической трактовке событий. Это проявляется, например, в ставшей уже знаменитой сцене с так и не взорванной баржой, где находятся пленные красноармейцы, в эпизоде гибели на железнодорожной станции бывшего полицая Лазарева или в самом финале-эпилоге, где, несмотря на намеренную заземлённость ситуации, всё же есть внутренний пафос в воспевании таких простых солдат и простых людей, как Иван Локотков, которого можно было бы сравнить, допустим, с капитаном Тушиным из «Войны и мира». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 300 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Не впервой убеждаюсь в том, что даже фильмы Бориса Барнета (Окраина, Подвиг разведчика), снятые двумя десятками лет ранее германовской «Проверки на дорогах», даже сравнивать нельзя с работами Германа, настолько Барнет лучше. Причем лучше во всем: от идеи до ее воплощения, от сценария до постановки, и так вплоть до качества операторской работы и постановки звука. Смотря произведения отечественных режиссеров и допуская некоторые исключения, создается впечатление, что кинематограф движется по убывающей. Находится в стадии деградации, если выражаться более грубо, но зато и более правдиво. При этом, если «Мой друг Иван Лапшин» — совсем конченая на мой взгляд любительская работа, то «Проверка на дорогах» имеет хоть какие-то задатки более-менее качественного кино. Хотя куда там… На кой вот черт, так необходимо было затягивать действие разговорами, не просто не задающими обстановки и не делающими действие более реалистичным, но и вообще не имеющими смысла в рамках данного кинофильма, как такового. Это скучно!

    Вот многие буквально орут, мол, какие неинтересные и однообразные картины снимал Тарковский Андрей! А в тоже время, в каждом его фильме столько мыслей, столько идей, что не то что фильм сидишь и переживаешь словно бы целые тома гениальных философских произведений, но умные люди его фильмы на всю жизнь запомнят! Ибо мысли в его фильмах — основы жизни, глубины ее необъятного фундамента. А что можно увидеть у Германа? В большинстве картин — совсем ничего. В «Проверке на дорогах», как лучшему плоду его творчества, дело обстоит не совсем пусто. Здесь и новаторское изображение войны с точки зрения одумавшегося солдата-дезертира, и реалистичность нравов военного времени, переплетенного с тонким психологизмом отдельных персонажей, основанном на индивидуальных людских нравах. Плюс ко всему красоту предает картине весомый элемент экзистенциального реализма, а конкретнее — тяжелейшего человеческого выбора. Экзистенциальный реализм как литературное направление начал активно развиваться в СССР как раз с 70-х годов, когда и был снят данный кинофильм. Несомненно, это сыграло огромный плюс в данной работе не самого моего любимого режиссера.

    Подведя итог, хочу заметить, что совершенно неоспоримо этот фильм является лучшей работой Германа. В отличие от остальных картин, создающих впечатление «проходных» для режиссера, к этой проглядывается очень серьезное отношение, что, конечно же, не может не радовать.

    Пожалуй, увидеть сие произведение хотя бы раз в жизни нужно. Оно очень даже содержательно, хотя и нудновато.

    Сносно для исторического кино и превосходно для военного.

    3 мая 2012 | 21:21

    Алексей Герман уникальное явление для мирового кинематографа. Сложно сказать, найдется ли еще в мировой истории режиссер, который в условиях прохладного отношения к нему тоталитарного строя неизменно создавал кино высочайшего мирового уровня. На Западе любят диссидентов, к которым Алексей Юрьевич никогда не принадлежал, но его картины своей честностью и человечностью заставляли ощущать дискомфорт местных чиновников. И даже через двадцать лет после распада советского государства имя Германа так и не стало хорошо известным ни в мировом сообществе, ни не получило должного почета на постсоветском пространстве.

    «Проверку на дорогах» принято считать одной из самых значительных жертв советской киноцензуры, запретившей ленту на полтора десятка лет. Режиссер утверждает, что запрет ленты был определенным творческим пиком и непрямым признанием заслуг. Отправка фильма на полку, вопреки существующим стереотипам, не была повсеместной практикой, чаще для неформатного фильма «выделяли» опытного и политически благонадежного режиссера, который с помощью цензурных ножниц в катушках целлулоида творил идеологические чудеса. В ситуации с первой самостоятельной картиной Германа сделать это было попросту невозможно, ведь фильм не просто отступал от канонов героических военных лент, он от начала и до конца был пропитан своеобразной атмосферой, справиться с которой не могли бы даже талантливые советские монтажеры.

    Сюжет картины довольно прост: партизанскому отряду сдается бывший сержант Красной армии Лазарев, попавший в плен к немцам и согласившийся на сотрудничество. Дважды плененного и дважды предателя Лазарева, которого никто даже имени не спрашивает, от немедленного расстрела спасает командир отряда Локотков. Он считает, что рубить сплеча даже на войне не выход и пытается по-человечески разобраться в поступках однажды оступившегося бывшего таксиста, желающего искупить вину за то, что однажды предпочел смерти жизнь.

    «Проверка…» вовсе не развенчивает миф про подвиги советских людей на войне и отнюдь не принижает значимость партизанского движения, режиссер просто допускает серый взгляд на методически выстраиваемую черно-белую историю советских учебников и военных фильмов. Преобладающий в ленте гуманистический посыл стал главным камнем преткновения не только на этапе утверждения фильма, но и сутью центрального конфликта фильма, разворачивающегося между мудрым и простым командиром, по-отечески управляющим своим отрядом (великолепная роль Ролана Быкова) и настоящим чекистом Петушковым (как всегда безукоризненная игра Анатолия Солоницына).

    Это фильм не о своих среди чужих и чужих среди своих, он, прежде всего, о столкновении систем ценностей, где насажденному сверху партийно-героическому формализму противопоставляют общечеловеческие ценности. Предавший однажды не имеет права на снисхождение, считает герой Солоницына, тогда как бывший участковый Локотков даже на войне сумел сохранить уважение к человеческой жизни и чувство юмора, а поэтому в минуты покоя вспоминает мирное время и травит сослуживцам анекдоты про Гитлера.

    Скупые визуальные приемы только подчеркивают суровую экранную действительность, а режиссер полностью сосредотачивается на собственных героях, которым откровенно сочувствует. Удерживаясь от сантиментов, он дает емкую характеристику каждому из героев и предателей поневоле, статус которых определил не моральный выбор, а лишь цепочка случайностей. Рисованные грубыми мазками художника бойцы в бытовых ординарных ситуациях вызывают больше зрительского сострадания и участия, чем специально помещенные в героический фон персонажи официальной кинодоктрины, сочувствовать и восхищаться которыми надо по определению.

    Дегероизируя войну, Герман создает наиболее справедливый ее портрет, выводя на первый план коллективный образ бойца, которого обошли большие подвиги и звон медалей. Того, которому даже на фоне победного шествия по Берлину отведено скромное место в сторонке. Того, который без выходных сражался с фронтовой рутиной сначала за собственную совесть, а только потом уже за Красную армию и товарища Сталина.

    27 марта 2012 | 17:30

    Война сама по себе не стоит, чтобы снимать про неё фильм. Ни один хороший военный фильм не снят о войне. Война хороша тем, что даёт проявиться человеческим качествам, которые «дремлют» в мирной жизни. Любой человек, и друг и враг, познаётся в беде. В войне.

    Поэтому экстремальные условия в полной мере дают развернуться драме. На фронте все равны. Здесь нет богатых и бедных. И каждый человек как на ладони.

    В фильме «Проверка на дорогах» разворачивается самая настоящая, неподдельная драма. И речь здесь не о лидерстве, как это часто бывает в мужском коллективе, а о истинной чести и любви к Родине. Эта драма показана Германом с удивительной честностью, без громких слов и без капли ложного пафоса. Это один из лучших фильмов… нет, не о войне, а о человеке на войне. Просто о человеке.

    18 июня 2008 | 13:56

    Идея ленты появилась у Алексея Германа после прочтения повести своего отца Юрия Германа. Из неё он узнал что, в войну среди партизан было принято проверять перебежчиков из власовских частей таким способом: останавливалась машина с немцами, затем бывшие власовцы расстреливали всех кроме одного, что бы немцы знали ответственных за смерть их людей. В ленте показаны две силы: командир партизанского отряда старший лейтенант Локотков (Р. Быков) и комиссар майор Петушков (А. Солоницын), которые бьются за жизнь власовца перешедшего на сторону партизан Лазарева (В. Заманский).

    Локотков стремиться понять Лазарева, он не хочет выносить скоропалительный приговор на основании эмоций. Ведь убить человека легко, партизаны обладают необходимой для этого властью, но уничтожив человека на основании лишь неприязни, не доказав предварительно его вины, они тем самым покажут что стали зверьми живущими единственным инстинктом — инстинктом выживания. А это будет означать, что они воют ради самой войны, а не за какие-то идеалы. Петушков же ослеплен ненавистью, у него погиб единственный сын и теперь он одержим лишь одним — уничтожить врага любой ценой. Ему не интересны морализаторские рассуждения Локоткова, свой приговор предателю он уже вынес, и если бы была возможность, собственноручно прикончил Лазарева.

    Не часто люди пытаются понять своего врага, тем более, если враг — это страшная сила, которая беспощадно уничтожает все вокруг. В такие моменты очень сложно применять к миру такие привычные в обыденной жизни этические категории как: сострадание, милосердие. Царящее разрушение, хаос, дезориентируют человека, а гнев, ненависть, злоба помогают сосредоточиться и найти точку опоры в разрушающемся мире. Ненавидеть проще, ненависть к врагу не оставляет человеку выбора, она избавляет его от такой мучительной процедуры как «принятие решения», на все вопросы она дает лишь один ответ — убивай.

    Но что такой человек может дать миру? Ведь он не несет в себе ничего созидательного, все силы он отдал на борьбу в которой предпочитает не задумываться на нравственные темы. Не будет ли это означать, что такой человек просто не в состоянии прекратить бой, и ненависть к врагу никогда в нем не погаснет? Победив одного врага, он тут же найдет себе другого, с которым будет так же беспощадно воевать.

    Именно эти вопросы, которые поднимает лента, выгодно выделают «Проверку на дорогах» от массы снятых агиток, в которых война показана крайне односторонне, где нет месту сложным характерам и все герои словно трафареты с нанесенными на них надписями: «Враг», «Наш». Естественно ни о какой психологической глубине таких персонажей говорить не приходиться, хотя бы в силу того, что играть-то им особо нечего. Их роли стереотипны, если ты советский значит, с выпученными глазами должен орать «За Родину», если ты немец кричи «Русс сдавайся». Но в жизни никогда не бывает так просто и понятно.

    Впрочем от стереотипов трудно избавиться, а может быть не хочется, в силу того что с шаблонами проще жить, ведь без них придется заново оценивать произошедшие на войне события. За примерами далеко ходить не надо, в недалеком прошлом депутаты одного края осуждали известно писателя Астафьва за то, что он в своем романе «Прокляты и убиты» изобразил врага с человеческим лицом, эпизод состоял из сцены, в которой немец наткнувшись на советский госпиталь, вместо того что бы взять обессиленных людей в плен, приносит им лекарства и перевязочные материалы. Показав тем самым, что они не готовы задумываться над событиями Великой Отечественной, предпочитая видеть прошлое исключительно в черно-белом цвете.

    В жизни важно избегать крайностей в оценках, но на войне от этого трудно удержаться. Когда видишь разоренные села, хладнокровно убитых стариков женщин детей становиться не до рассуждений, хочется лишь одного — убивать. Без промедления, раздумий, сомнений. Но как в таких условиях остаться цельной личностью, способной на более-менее адекватную оценку реальности? Не потеряет ли человек способности отличить Добро от Зла? Именно на этот вопрос, как мне кажется и пытается ответить «Проверка на дорогах».

    10 из 10

    22 июля 2008 | 12:53

    Третий просмотренный фильм Алексея Германа.

    Фильмы Германа меня просто завораживают. «Проверка на дорогах» кажется самым лёгким для восприятия, самым доступным: линейный сценарий, знакомая и близкая тема, простые диалоги. Но наполнение такого простого материала просто невообразимое! Актёрские работы превосходны: восхищает, как из едва заметных мелочей, из пустяковых деталей актёры, направляемые мастерством сценаристов и режиссёра, выстраивают невероятно глубокие и точные, по-настоящему живые образы! Невозможно не восхищаться одной из самых сильных работ — капитан Локотков в блестящем исполнении Ролана Быкова!

    Финал великолепен — это одна из сильнейших сцен, я думаю, во всем военном кинематографе!

    Высший бал!

    10 из 10

    28 марта 2012 | 17:24

    Эпиграфом к этому фильму Германа, наверное, лучше всего подошли бы слова Александра Твардовского из его стихотворения «Две строчки» — такого же нелюбимого советским официозом (именно там финскую войну поэт впервые назвал «незнаменитой»), как и германовская «Проверка на дорогах»: «…Среди большой войны жестокой, С чего -ума не приложу, Мне жалко той судьбы далекой…».

    «Проверка на дорогах» — не только самый лучший (для меня — вне всякого сомнения) фильм в скупой, но блистательной, фильмографии Германа. Это один из лучших фильмов о войне в целом. Вместе с шолоховской «Судьбой человека» он составляет трагическую дилогию о судьбах советских людей, оказавшихся в плену в годы войны, но при всем шолоховском таланте, режиссер Герман и драматург Володарский сумели добиться в своем фильме того, чего не удалось ни писателю из Вешенской, ни экранизаторам его действительно пронзительного рассказа с их киноверсией «Судьбы человека» 1958 года, ни самому автору литературной основы «Проверки» и отцу Алексея Германа, Юрию Герману в его «Операции «С Новым годом!».

    Им удалось показать обе стороны этой трагедии и наглядно продемонстрировать, что возвращение из плена гарантировало конец только первой ее части. Что удивительно — ни во время, ни после перестройки, в разгаре которой впервые вышла на экраны картина Германа, ничего подобного, тем более превосходящего этот фильм, создано не было. И, к сожалению, уже, скорее всего, не будет.

    Быть может дело в том, что война, о которой фильм Германа, была отделена от времени съемок какой-то четвертью века, а от нас их скоро будут отделять все семь десятилетий. Помните, как в 1987-м отмечали 70-летие Октября? И какой древней историей это казалось, тогда как даже в конце 80-х война была вот она, рядом, буквально вчера? А ведь не за горами уже 70-летие Победы.
    И чего не отнимешь у того поколения, поколения Германа, заставшего войну — так это умения снимать фильмы о войне.

    Как и во всяком отличном фильме, и не только по мотивам литературного произведения, авторы прекрасно угадали с выбором актеров на роли — как на главные, так и второстепенные. Последние — от безымянного героя Николая Бурляева до разведчика Соломина в блистательном исполнении Олега Борисова (прошедшего за какие-то сутки сложную эволюцию от заложенной в нем пропагандой и собственным убеждением патологической реакции на побывавшего в плену, а тем паче в полицаях: «Шкура!», до покаяния перед еще вчера незаслуженно им обиженным, а сегодня старающегося спасти ему жизнь Лазаревым: «Ты, это, прости меня… Нехорошо я…»).

    Что уж говорить о главных героях картины. «Проверка на дорогах» — это лучшие в их кинокарьере (по моему мнению) роли двух артистов — Владимира Заманского и Ролана Быкова.

    Угловатый, неуклюжий, неяркий в общем-то мужичок, сельский участковый, в трудную пору ставший командиром партизанского отряда — эта роль, кажется, созданной для Быкова, хотя он привык играть ярких эксцентриков. Немногословный да и не умеющий в общем-то красиво и долго говорить, своими скупыми оценками он нередко расставляет все точки над «и», да так, что… Чего только стоит три его короткие фразы, брошенные комиссару Петушкову (этакому Мехлису отрядного масштаба), когда тот пытается очернить едва вернувшегося живым с «проверки» Лазарева: «Не надо, так товарищ майор… Не по-людски это… Скотство это!». Умри, Денис! Но и уйти, вырваться из крови и плоти той системы, в которую он вплавлен и войной, и всеми предшествующими годами, и кровожадной идеологией, согласно которой «у нас нет пленных, а есть изменники», он не может, хоть, очевидно, и хочет. Потому весь фильм -это помимо противостояния Локоткова с комиссаром-отморозком (правда, пережившим свою личную трагедию — потерю сына — а потому имеющим право на понимание, но не оправдание, своей позиции) — еще и борьба того же Локоткова с самим собой. Борьба того, кто верит Лазареву, сочувствует и хочет избавить его от ада, который он пережил и переживает, с тем, кто должен карать, а в лучшем случае проверять и перепроверять оступившегося, даже если произошло это помимо его воли.

    Герой же Заманского, хотя актерский талант последнего и так бесспорен, действительно стал (благодаря этому таланту) в данной картине тем персонажем, которого не смогла заслонить даже колоритная и претендующая временами на роль главной фигура Локоткова. Последние кадры с Лазаревым — знаменитая сцена на пулеметной вышке — вообще просится в золотой фонд всех времен и народов. Кажется, что это не человек стреляет из пулемета, а они слились воедино — человек и оружие — и вся горечь, обида, горе, обрушившиеся на этого простого свердловского таксиста, попавшего в мясорубку громадной войны, весь тот немалый счет, какой он может предъявить своей исковерканной, изувеченной этой войной, жизни, которая заканчивается в эти минуты, на этой вышке, среди этого дыма и грохота — все это пулевым веером мщения разлетается по расстреливаемой им станции, покуда не закончится пулеметная лента. Это не просто советский патриот погибает «За Родину, за Сталина!». Это простой средний советский человек, уходящий в расцвете лет из жизни, спрашивает последний в этой своей земной жизни отчет с тех, кто ее так страшно искорежил и привел его в конце концов на эту вышку — на его Голгофу, — с тех, из-за кого пришлось ему стать чужим среди своих, выпасть отовсюду, из всех схем, структур, групп, очутиться в полном вакууме еще до физической своей смерти. И все равно, даже такую жизнь он не хочет прерывать (хотя сцена с неудавшимся самоубийством Лазарева — одна из самых, если не самая эмоционально нагруженная во всем фильме). Отомстить — да, оправдаться перед своими — да, но не умереть, а дожить до чего-то. До победы, до правды, просто до чего бы то ни было хорошего. Потому, видимо, уже смертельно раненный, и бежит он за уходящим вдаль эшелоном.

    Этот фильм, который в некоторых эпизодах трудно смотреть без слез, — о подлинном лице войны. У нее много лиц, но это — одно из самых страшных и нелюбимых к показу советским агитпропом. И заслуга Германа и других создателей «Проверки» — в том, что он не побоялся посмотреть в это лицо, и показать его нам.

    31 августа 2008 | 20:14

    Среди советских фильмов о Великой Отечественной войне «Проверка на дорогах» стоит особняком, потому и увидеть эту картину зрители смогли только в период перестройки и гласности.

    Основное отличие — человечный взгляд на тех, кто попал в плен или даже одел форму врага. Также необычно показан командир отряда — мирный, почти домашний мужичок, желающий «разобраться», а не пускать «в расход».

    Фильм чёрно-белый, есть эффект документальности, смотреть на жизнь и борьбу с врагом партизанского отряда просто страшно. И эпизод с мостом — всего одну кнопку нажать, но ведь на это приказ нужен…

    Обратите внимание: Владимир Заманский, получивший приз «За лучшую роль» на МКФ в Югославии (1986), сыграл не кристально чистого героя войны, а совсем наоборот: «Не ту дорожку выбрал. — Не выбирал, она сама меня нашла.»

    9 Мая — День Победы — отмечали в очередной раз совсем недавно, к этой дате фильм очень хорошо подходит, не проходите мимо! Он стоит в ряду лучших советских военных картин, которые обязательно нужно смотреть. Я буду смотреть его ещё не раз, позже дочке покажу.

    «Злость — это хорошо, покуда она мозгов не заливает. Так ведь и жить трудно, и воевать хреново».

    9 из 10

    2 июня 2014 | 17:43

    К своему огромному стыду, это первая картина Алексея Германа в роли режиссера, которую я увидел. Я уже очень давно собирался ознакомиться с творчеством этого знаменитейшего советского режиссера. И вот, так случилось, что мне под руку попалась его вторая картина под названием «Проверка на дорогах».

    Я прекрасно понимаю, что сейчас в моё сторону полетят вихри оскорблений и тезисов о том, что я ничего не понимаю в кинематографе, но скажу прямо — от этой картины я ожидал большего.

    Я не говорю, что фильм мне не понравился. Это очень хороший, тяжелый, правдивый (из-за чего, наверное, лента и пролежала на полке пятнадцать лет) фильм о войне, который несомненно остаётся в памяти. Однако, я не увидел в этой картине ничего, что действительно чем-то сильно отличало эту ленту от других картин про Вторую Мировую Войну.

    Безусловно, нельзя не упомянуть прекрасную игру таких актёров, как Ролан Быков, Анатолий Солоницын, Владимир Заманский. Их замечательные образы, воплощенные на экране, в очередной раз доказывают, насколько сильна была советская актёрская школа.

    Этот фильм безусловно имеет значение. И, в первую очередь, в историческом смысле. В смысле истории советского кино. Однако, я видел и более хорошие фильмы про войну.

    2 октября 2015 | 21:57

    Фильм Алексея Германа получился не совсем о войне, хотя она представлена в нем очень реалистично. Точнее, не о войне, как событии, или как о процессе.

    На мой взгляд, в фильме поднят вопрос, который был очень болезненным для того времени, и обращение к которому в значительной степени предопределило дальнейшую судьбу картины. Вопрос этот выходит за рамки темы искупления вины, или темы жизненного успеха, хотя каждая из них и присутствует в картине.

    Это вопрос об ещё одной, не самой обсуждаемой по ряду причин, несправедливости войны. Несправедливости, будучи героем, быть забытым и униженным. Не секрет, что зачастую героями в войне становятся люди заслуженные, но, в силу обстоятельств, случайные. Война — это не олимпиада, там никто не будет измерять масштаб подвига каждого солдата. Да и воюют там не ради очередной медали, а ради общей победы. Но как получается, что за этой общей победой оказываются забыты конкретные люди? Не может ли получиться так, что со временем это унижение окажется перенесено на весь наш народ, и унижать его будут в целом неплохие люди, но случайные, единственным достоинством которых будет их манера улыбаться в камеру и врождённая наглость, ставшая образом их жизни? А, может быть, это уже произошло, и мы уже давно живём среди всего этого? И именно поэтому, сейчас, когда на образ солдата-победителя не боятся ни то что бросить тень, а вылить ушат помоев, этот фильм так нужен людям. Ведь за официальными заявлениями, орденами, статьями в газетах, в то же время, были люди, по настоящему, не надеясь ни на что, отдавшие свои жизни за общую победу. И, сколько бы не менялась мода на изображения праздничных плакатов, память должна быть именно о людях, а не о символах, подверженных бесконечному переосмыслению.

    И, если бы каждый человек мог каждую минуту своей жизни ощущать настоящую цену той победы, может быть, сейчас многое воспринималось бы совсем иначе?

    Но фильм, конечно, не может ответить на этот вопрос, хотя чувствуется, что и режиссёру, и актерам он не дает покоя. Исполнитель главной роли Владимир Заманский, для которого она стала главной и в его актерской карьере, испытал на себе всю ту несправедливость и унижение, о которой я писал выше. Вернувшись с войны орденоносцем, он был незаконно репрессирован и пережил все тяготы сталинских лагерей. Может, именно поэтому его герой в этом фильме обладает таким невероятным взглядом, от которого невозможно скрыться?

    8 из 10

    6 ноября 2011 | 18:49

    В 1971 году режиссёр Владимир Роговой снял один из лучших фильмов о войне «Офицеры»., который знают практически все. А в этот же самый год режиссёр Алексей Герман, снял своё кино не менее значительное и интересное. Нет правда в нём этой песни, берущей за душу, что в «Офицерах», но я вынес её в заглавие отзыва, как дань памяти погибшим русским воинам.

    Тяжела ты шапка Мономаха. Нелёгкое бремя выбора, особенно когда у тебя нет ни времени на размышления, ни ассортимента вариантов. Либо ты, либо тебя. Кто может заранее знать, какой сделает выбор ? Даже если ты в душе горячо и преданно любишь Родину, неизвестно как поведёшь себя, оказавшись в плену. Вот и Александр Лазарев (Владимир Заманский) не думал, что сломается. Он просто хотел жить, по его же собственным словам. Но одно дело перейти в стан врага и навсегда забыть дорогу домой, и совсем другое умирать в душевных муках о сделанном предательстве. И когда обоз советских солдат под предводительством лейтенанта Локоткова (Ролан Быков) повстречался бывшему советскому сержанту Лазареву, а в нынешнем настоящему предателю и изменнику, герой Владимира Заманского не раздумывал…

    Кино не просто модель какого-то заезженного сюжета. Это глубокая проникновенная драма о людях и судьбах. О великом народе, который и карает и прощает. На одной чаши весов герой Анатолия Солоницына, а на другой герой Быкова. А в центре предатель. Как быть ? Пустить в расход, тем более дело это нехитрое, минутное. Или разобраться ? Дать человеку шанс кровью искупить вину. Вот об этом кино Алексея Германа. Картина многострадальная, как и те события, описанные в ней. И снято по военной прозе Юрия Германа и Эдуарда Володарского. Как же мне понравился в ней лейтенант Локотков, исполненный Роланом Быковым! Он ведь по сути, как Айболит, лечит, наставляет и предоставляет шанс найти себя. Ну, скажите разве это плохо ? Разве это не милосердно ? Вот наверно поэтому и картина пылилась долгие 15 лет в архивах, потому как наказывать и карать все проще и легче. Как не вспомнить фразу из фильма, когда Лазарев встречается с Локотковым:

    -Ну, человек божий, обшит кожей.

    Уже в ней закладывается фундамент того, что мы собственно и увидим. Не карающий меч, хотя давление последнего будет ощущаться кожей. Наш заслуженный актёрский цех здорово потрудился. Тут все эмоции налицо. И помимо эмоций, вполне добротные декорации. Понравилась мне игра молодого Николая Бурляева, который сыграл труса и настоящего предателя. Аж поджилки у бедного тряслись, когда он был заточён под арест. Отмечу и симпатичную прибалтийскую актрису Анду Зайце, исполнившую роль переводчицы и по совместительству возлюбленной Виктора (Олега Борисова). Да, Герман постарался затронуть все аспекты человеческой жизни. И любовь бесхитростную показал, и дружбу, и сплочение людей пред лицом беды. Ну, а финал, когда капитан Локотков, а впрочем не буду… Фильм серьёзный и тяжёлый. Такой с кавалерийского наскока не возьмёшь. Хотите не просто приобщиться к истории нашего народа, но очиститься душой, тогда вперёд, за просмотр картины Алексея Германа «Проверка на дорогах».

    10 из 10

    30 июня 2015 | 16:34

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>