всё о любом фильме:

Полеты во сне и наяву

год
страна
слоган-
режиссерРоман Балаян
сценарийВиктор Мережко
директор фильмаОлег Пикерский
операторВилен Калюта
композиторВадим Храпачёв
художникВиталий Волынский, Н. Пастушенко, Евгений Питенин
монтажЕлена Лукашенко
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  6.4 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время92 мин. / 01:32
Накануне своего сорокалетия герой фильма пытается подвести итоги прожитых лет. Увы: он подводит их, а они подводят его. Ничто не приносит ему удовлетворения и счастья: ни любящая жена, ни юная любовница, ни друзья, ни работа…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Балаян рассказывал, что во время съемок «Полетов во сне и наяву» на площадке звучала музыка из фильма «Восемь с половиной» — целью режиссера было создание такого же настроения.
    • В фильме вместо Янковского поначалу должен был сниматься Никита Михалков.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Труднее всего, как выясняется, определить жанр этой ленты, которой уже исполнилось четверть века, и тогдашним сорокалетним создателям и героям ныне-то вообще под семьдесят. Картина работавшего на студии имени Александра Довженко и мало кому ведомого режиссёра Романа Балаяна (хотя на его счёту были такие необычные экранизации классики, как «Каштанка» по повести Антона Чехова и «Бирюк» по рассказу Ивана Тургенева) сразу была воспринята как история поколения, лирическая исповедь «лишних людей» 80-х годов XX века, причём именно в момент «расцвета застоя». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 11 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    А фильм-то социально злой! Поэтому и был так благосклонно принят интеллигенцией в период эзопова языка. Странно, но мне фильм не показался сложным для понимания. Далее я сильно огрубляю, чтобы донести мысль…

    Сергей, 40 лет. Безусловно умный, яркий человек. Служба в чертежном бюро. Вокруг гнетущая беспросветная серость. Ничто не приносит удовлетворения. Откуда, почему эта невозможность реализации у неглупого, казалось бы, человека, хотя бы и в чисто карьерном плане? Чтобы состояться, а это, в конечном итоге, значит получить общественное признание, советскому служащему надо лгать — произносить правильные, одобренные наверху слова, стать членом партии. Противно.

    Попытка вырваться — это и любовница, и лихорадочная, но бесцельная активность — езда по городу на автомобиле.

    Кино, разумеется, это не социальное исследование. Попытки философских обобщений и научных высказываний ошибочны или банальны. И сентенции Балаяна о потерянном поколении соотносимы лишь узкой прослойке лиц, близких к кругам творческой интеллигенции периода застоя. В это же самое время другие представители населения активно пытались продвинуться по карьерной лестнице, воровали и «цеховничали», спивались — занимались весьма разнообразными видами деятельности…

    14 июня 2010 | 23:01

    Не секрет, что если копнуть советский кинематограф чуть глубже всего лежащего на поверхности, то можно наткнуться на удивительные его образцы. Ведь сложно поверить в то, что в 70-х Герман-старший создал военную ленту, где на полном серьезе сделал героем бывшего власовца. А в 80-ых Данелия под видом грустных сказок, может быть, сам того не подозревая, отвесил Стране Советов такую порцию критики, которая, не будь упрятана в причудливые аллегорические формы, поставила бы жирную точку на карьере классика. Это не говоря уже о супругах Шепитько-Климов, шокировавших мир своими военными лентами. И таких примеров можно найти достаточно для того, чтобы перевернуть зашоренное представление о совковом кино. Так и фильм молодого режиссера Романа Балаяна становится полноценным участником списка советского «несоветского» кино.

    Кстати, год выхода (1982) ленты довольно показателен — после смерти Брежнева произошел всплеск творческой активности в стране. Подобный тому, что был в 60-ых во времена хрущевской оттепели после смерти Сталина и получивший название так называемого поколения «шестидесятников». Картина была почти единодушно признана программным манифестом целого поколения, да и вообще эпохи 80-ых. Фильм тут же возвели чуть ли не в ранг культового, он был предметом жарких дискуссий и даже поклонения. Вряд ли на подобный эффект рассчитывали сценарист Виктор Мережко и постановщик Роман Балаян, поэтому такой успех их даже немного смутил. Создателям удалось запечатлеть на пленке дух тогдашнего поколения, у которого, оказывается, были пороки и слабости, не складывалась жизнь, и они изменяли супругам.

    Не покривим душой, если скажем, что Сергей Макаров слишком нетипичен для роли героя в привычном понимании этого слова. Рядовой чертежник заштатной конторы, находящийся на пороге очень важного этапа в жизни любого мужчины — 40-летнего рубежа. Время, когда пора уже подводить первые жизненные итоги, строить определенные планы, оглядываться на уже сделанное. А если позади ничего нет? А если окружающим ты больше напоминаешь несмешного клоуна? Если есть и жена, и дочь, и любовница — но они не приносят радости? Если ты не видел маму уже несколько лет? Если ты врешь напропалую всем вокруг? Если через три дня юбилей, а у тебя в жизни, да и в голове, такая путаница, что впору кукарекать под столом. Но нет, Макаров не будет исправляться и начинать жизнь заново, и хоть он уже много в ней упустил, меняться обратно ему уже, похоже, тоже поздно.

    По признанию Олега Янковского персонаж Сергей Макаров — любимый во всей его обширной фильмографии. Что, в принципе, неудивительно, ведь в Макарове много его самого. Тот же возраст, те же проблемы и вопросы, которые возникают на жизненном пути. Интересно, что роль, которая стала одной из лучших и неотъемлемой для образа актера, писалась для совсем другого исполнителя, а именно для Никиты Михалкова. Но когда Роман Гургенович увидел Олега в фильме «Мы, нижеподписавшиеся» Татьяны Лиозновой, то ясно осознал, что вот — его герой. Надо сказать, что Михалков все же появился в фильме в крошечной роли заезжего надменного режиссера, который презрительно прогоняет Сергея Макарова со съемочной площадки.

    Героем Янковского можно восхищаться, можно даже презирать, но сложно не признать того, что им движет некая внутренняя сила, которая заключается то ли в неудовлетворенности собой и окружающим миром, то ли в попытке исправить ошибки молодости, то ли хоть как-то выделиться на фоне серой действительности.
    Успех Олега Ивановича в этой роли можно объяснить как его природной харизмой, так и удивительным умением этого актера подбирать к каждому своему образу какие-то тонкие, еле заметные интонации, мимику, жесты, которые на первый взгляд вроде и не так важны, а на самом деле способны больше расположить зрителя к его герою, чем весь недюжинный актерский арсенал. Сложно теперь, спустя столько лет с момента выхода фильма, представить кого-то на его месте. А если и можно, то это была бы уже, пожалуй, совсем другая картина.

    Помимо центральной фигуры в исполнении будущего «талисмана» режиссера здесь блистает Людмила Гурченко, исполнившая роль в нетипичной для себя манере, задействовав на полную свою природную притягательность. Ненадолго появляется в фильме и совсем еще молодой тогда Олег Меньшиков — его персонаж был введен в фильм помимо сценария, чтобы немного уравновесить героя Янковского. К тому же здесь определенная символика — 20-летний обставляет 40-летнего, молодое поколение рвется вперед, невзирая на более опытных и старших.

    Показателен во многом и герой Олега Табакова — отличник в институте, начальник на работе, человек со строгим моральным кодексом, а вместе с тем с неразделенной любовью и внутренним, очень хорошо спрятанным чувством глубокого неудовлетворения жизнью. Только в отличие от своего однокашника, что-то менять он уже не хочет, а вместо этого опять надевает маску прилежного советского гражданина и укрывается обратно в свой панцирь, где его ждет советская идиллия среднего возраста.

    И хоть Роман Гургенович не был совсем неопытным постановщиком, а снискал определенный успех переосмыслением классики, именно «Полеты…» сделали ему имя и стали настоящей визитной карточкой. Интересно, что режиссер всячески открещивается от скрытого символизма своей ленты, который ей порой приписывают. Тут, скорее, дело в ином: просто звезды так сложились, что собралась компания одного поколения и сделала фильм, по сути, о себе, о своих проблемах, переживаниях, просто о том, что им казалось важным тогда. И сделали это в момент, когда зритель был готов и даже в какой-то мере подсознательно ждал такого фильма и героя такого типа. В меру аморального, в меру обаятельного, в меру оппортунистского. А если откинуть все эти возрастные рамки, то мы увидим кино, прежде всего, о потерявшемся в обществе человеке, остро переживающем несоответствие своего внутреннего мира паспортному возрасту и сражающемся с серьезным жизненным кризисом. А такое может настигнуть в любом возрасте и в самый неожиданный момент.

    Финал произведения не дает ни четких ответов на расставленные вопросы, ни даже каких-то определенных акцентов, вплоть до того, что герой у нас не прошел развития. И зритель вполне может домыслить его дальнейшую историю. Все события фильма каким-то образом крутятся вокруг того самого, как бы этапного юбилея. Но когда он наступает, ничего-то, собственно, не меняется, и предельно ясно, что юбилей не более чем повод хорошо гульнуть и повидать старинных друзей, но никак не момент превращения в не мальчика, но мужа. И не приблизит его ни количество разбитых женских сердец, ни тонны вранья, ни правда, от которой плакать хочется, ни глупые шуточки, ни никому не нужные нелепые извинения. Нужны Поступки. И вот возможность, а, главное, желание совершать их куда лучше ускорят этот важный момент.

    28 июля 2009 | 17:21

    Это один из моих любимых фильмов с моим любимым актёром.

    Даже не знаю с чего начать.

    Человек, человек довольно не глупый, по меркам того времени, успешный:работа(при чём далеко не грузчик),семья(жена, дочь),молодая любовница, машина, пусть записанная и не на него, но находящаяся в его распоряжении… казалось бы, что ещё нужно человеку для счастья?Но, как бывает и в реальном мире, не хватает чего-то, а чего не обьяснить. Просто вот сидит в душе тоска и сам не понимаешь почему, и из-за этого мучаешься. Олег очень хорошо перенёс это состояние, очень правдиво сыграл, душевно и так реалистично, что не может не брать за душу.

    Это единственный фильм, где поднята тема кризиса среднего возраста!Пусть не у всех этот кризис и бывает, но он бывает у многих, просто проявляется по разному.

    Герой мечется от одного к другому:«Вот сейчас это поможет, утолит жажду»-думает он, но нет, не радует, не цепляет, сухо… бежит к любовнице… нет, не то, к воздыхательнице… опять пусто… на самом деле это очень серьёзное испытание, испытание прежде всего для личности. Ведь кто-то не сумел пройти этот этап жизни, он просто сломался и погиб. Это можно понимать по-разному и каждый вариант будет правдой. Кто-то нашёл пристанище у горлышка бутылки, а кто-то и того больше, просто ушёл из жизни.

    В данном случае рассказ остался недосказанным, зрителю представляется шанс самому придумать, что будет дальше.

    Особенно трогательна последняя сцена… человек устал от всего, вроде праздник, день рождения, но нет, это ещё больше подавляет, душит… и он откровенно свински пошутив уходит, уходит от всех, хотя идти не куда. Там его жизнь, друзья, любовь… но нет, это слишком тяжело, слишком однообразно… он залезает в стог сена и зарывается в нём. Нет нигде, кажется во всём мире, нет чего то, что бы успокоило душу, изгнало эту тоску, эту разочарованность во всём мире и в самом себе… на самом деле это очень страшно, когда нет реального выхода при множестве дверей… эта внутренняя неустроенность, внутренний хаос.. хаос мыслей, чувств, желаний.

    Весь фильм герой пытается преодолеть в себе эту подавленность серых будней, его тяготит что-то, даже не понятное ему самому, но он точно знает, что сил так жить практически нет, а жить то хочется, но как???Чем занять себя, что сделать, чтобы заполнить пустоту внутри?…

    Очень, очень искренний и уникальный фильм, фильм о жизни и душе, душе простого человека, который попал во внутренний кризис, крисиз личности среднего возраста.

    31 июля 2010 | 00:26

    Ничего себе трагикомедия! Да натуральная это трагедия. Трагедия человека, который просыпается ночью в супружеском ложе — рядом кроватка с ребёнком — и понимает, что живёт не свою жизнь. У него от осознания убожества ЭТОЙ судьбы сносит крышу, и, не в силах оставаться более безучастным исполнителем роли, которую он добровольно играл в течение многих лет, Сергей идёт крушить стереотипы. Ему бы, конечно, к психоаналитику, или на тренинг личностного роста, но в реалиях того времени подобные возможности отсутствовали. «Ломка стереотипов» у нашего героя выражается в ссоре с женой, клоунаде в общественных местах, «выведении на чистую воду» коллег по работе. При этом Сергею хреново так, что это передаётся с экрана особо чувствительным зрителям. Думаю, подбор режиссёром нарочито приторных шлягеров начала 80-х в качестве саундтрека немало этому способствует.

    Лично я вижу в фильме мотив Провидения. Сергей не зря в начале своего приступа «экзистенциальной тошноты» садится писать письмо матери, с которой связь прервана, судя по всему, уже давно. Это было бы самым правильным шагом для Сергея в тот момент — начать восстанавливать отношения с мамой, побыть не только Мужем, Любовником, Коллегой, но и Сыном. Но какой-то бес всё толкает Сергея в сторону от матери, от мест, где он родился. Количество приключений, найденных Сергеем на свою ж… увеличивается, а качество жизни всё не улучшается. Спасибо режиссёру за стог сена в финале. Очень трогательный образ, грустный и показательный.

    Янковский в фильме настолько мерзкий, насколько возможно. Вот так выглядит мужчина, бегущий от честного разговора с самим собой. И, наверное, не умеющий отдавать любовь людям в своей жизни.

    2 октября 2011 | 03:38

    Накануне своего сорокалетия герой фильма пытается подвести итоги прожитых лет. Увы: он подводит их, а они подводят его. Ничто не приносит ему удовлетворения и счастья: ни любящая жена, ни юная любовница, ни друзья, ни работа…

    -«У меня 20 лет назад было всё впереди. У меня и сейчас всё впереди…» (с)

    «Когда такие люди, как Макаров, вторгаются в нашу жизнь они, как огонь, обжигают явное, осмысленное существование… Дело в том, что большинство из нас-утописты или философы повседневной жизни. Он-другой, вот почему его так трудно понять и принять.» Роман Балаян -режиссёр фильма.

    Я долго думал с чего начать свою рецензию на один из своих самых любимых фильмов. И решил, что лучше будет привести в качестве вступления слова самого создателя картины. Он не совсем прав был в одном. Понять и принять героя Олега Янковского-запутавшегося в самом себе и своих поступках инженера Сергея Макарова- для меня было как раз таки очень легко. Тем более печально и странно то, что мне на момент первого просмотре картины было всего 18 лет. С тех пор прошло почти 5 лет, но ровным счётом нечего не изменилось в моей жизни. И после, несколько раз пересматривая этот невероятно глубокий, в чём то философский, в чём то грустный, ну и в чём то смешной фильм, я проецировал судьбу главного героя на себя. И находил что мы с ним, как не грустно- похожи…

    Думаю не я один так близко принял главного героя. Не меня одного так сильно тронула рассказанная в этом фильме история. Иначе он не стал бы культовым и не запомнился бы первому поколению зрителей, и не «дошёл бы» до наших дней. Хотя фильму более 30-ти лет, он удивительно современен и своевременен. Поразительно, как удалось снять такое кино, вообщем то далеко не выдающемуся советскому режиссёру. Или ещё большая загадка, как удалось написать эту историю посредственному сценаристу Виктору Мережко. У которого всего несколько удач (помимо фильма Балаяна, это «Родня» Никиты Михалкова), и сплошь череда провалов, яркий пример -ТВ сериал нулевых «Сонька Золотая Ручка». Но в мире кино случаются иногда настоящие чудеса. Новички-дебютанты выдают нагара шедевр, а творцы-«статисты» нес того не с сего -великое произведение искусства. Не в коем случае не хочу умалить заслуги нестандартного и самобытного режиссёра «советского артхауса» Романа Балаяна, ибо снять такое кино — уже счастье для любого кинорежиссёра. Но с момента выхода своих «Полётов во Сне и Наяву» (1982)- он так и не снял нечего равноценного. Многие ждали его картину середины 90-ых «Две Луны, Три Солнца» (1997)- с Владимиром Машковым в главной роли. Но второго откровения не произошло. Тему этой спорной ленты навеяла противоречивая и совершенно бессмысленная Чеченская война, и всё крутилось вокруг «возмездия». А на поверку -скучное и заунывное зрелище, не имеющая с оригинальными, поэтичными и прочувственными «Полётами…» нечего общего. Не удивительно, что многие как критики, так и зрители были тогда разочарованы…

    Сила этого, снятого в начале 80-ых фильма, прежде всего в том, что это-«жизненное кино». Узнаваемые характеры персонажей, живая речь героев, понятные и вместе с тем незавидные судьбы участников этой «оптимистической трагедии». И ещё в том, что в своей работе Балаян говорит фактически о том же, о чём и «великий гений» Федерико Феллини в своём классическом «8,5». Но делает это в более доступной для восприятия «рядового» зрителя, форме. Поэтому лично для меня, «Полёты во Сне и Наяву» -более значительная и сильная картина, нежели чёрно-белая «проекция подсознания» или «праздник не послушания» (кому как больше нравится).

    Глядя на то как бегает, врёт, изворачивается инженер Макаров, легко узнать кого то из близких, знакомых (а то и вовсе самого себя, как в моём случае). И выводы из этого можно делать разные. Каждый будет сам с собой более честен, нежели обсуждая личные проблемы с посторонними. В чём беда Макарова?Почему многим героям картины так плохо, если они по большому счёту неплохие люди? «Об этом стоит задуматься», как сказал сам режиссёр. А это уже достижение для любого фильма. Не оставлять зрителя после финальных титров. Сделать так, что бы зритель задумался. Не только о коллизиях в жизни героя картины. Но в первую очередь о самом себе, о своей жизни. Которую многие из нас растратили на пустяки или попросту прожили пусто и напрасно нечего не нажив (не в плане быта, разумеется), некого не встретив. Или по дурному упустив свой шанс на настоящую, живую жизнь — и вынужденными на «приемлемое существование». Вернее даже-сосуществование с остальным миром, как автор сей рецензии…

    Что касается технических аспектов фильма, то он и тут совершенен. Прекрасная операторская работа Вилена Калюты, без каких либо изысков, но и не совсем статичная- идеально подходит для данного фильма. Совершенно потусторонняя, фееричная музыка звучащая время от времени в картине целиком растворяет тебя в излагаемом с экрана сюжете. Композитор Вадим Храмачёв написал один из самых лучших саундтреков за всю историю кино, и с этим глупо спорить-музыка просто невероятна!

    Актёрский состав-сливки советского кинематографа, и мастодонты старой школы. Главная роль удивительно точно легла на замечательного актёра Олега Янковского (даже странно, что сценарий изначально писался с прицелом на Никиту Михалкова-это не его типаж совершенно). В остальных ролях задействованы: Олег Табаков, Людмила Гурченко, Любовь Руднёва, Александр Адабашьян и молодой Олег Меньшиков (только что прославившейся ретро-комедией «Покровские Ворота», и играющий совершенно противоположного героя), а так же Никита Михалков в роли, вообщем то самого себя- харизматичного и волевого кинорежиссёра, который ставит на место героя Янковского…

    Режиссура Романа Балаяна превосходна. Фильм не торопливый и обстоятельный. Но совершенно не скучный и не «морализаторский». Именно это и позволяет возвращаться к нему снова и снова, хотя бы раз увидев его в по телевидению. Ещё в картине милый и такой узнаваемый юмор. Ирония автора чувствуется во многих сценах. Даже в тех, где на первый взгляд не происходит нечего смешного-смотреть фильм довольно легко и забавно. Вот ещё одно достоинство творения Балаяна — фильм смотрится легко и непринуждённо, хотя и не является представителем так называемого «лёгкого жанра»…

    Рекомендовать к просмотру «Полёты…» не стоит. На мой субъективный взгляд -смотреть это кино, или нет- решит каждый зритель сам. Но одно могу сказать определённо- бывают фильмы, которые необходимо увидеть. Не для развития, не для ознакомления с классикой, и уж тем более не для развлечения. А прежде всего- для познания самого себя. И «Полёты…» как раз таки -именно такой фильм…

    10 из 10

    13 августа 2013 | 19:05

    Одна из лучших картин о кризисе среднего возраста эпохи 80-х годов 20 века, в ней продолжается литературная традиция 19 века, чеховских произведений, пьес Вампилова «Утиная охота» и др.

    Так получается, что для многих картин с участием Олега Янковского характерен мотив полета, внутренних метаний героя, оказавшегося в разладе с существующей действительностью, с которой он не может построить нормальных отношений, ввиду того, что герой оказывается так и не понят обществом, даже не смотря на то, что всеми любим. В итоге все это вливается в абсурдный бег в никуда, который становится иллюстрацией всех его душевных переживаний и надломов.

    Фильм очень глубокий, несмотря на то, что сама история очень проста — изображается 3 дня из жизни 40 летнего интеллигента, включая день его юбилея, который лишь усиливает его потерянность и обособленность. И внутренние противоречия героя, и его запутанность в жизни великолепно переданы Олегом Янковским. Ироничная усталость, хулиганистость, магнетический взгляд с прищуром, умение так выразительно молчать столь свойственные его актерской игре делают образ настолько сверхобаятельным и рельефным, невозможно оторвать от него взгляд на протяжении всего фильма. Он не дает уловить, что за герой перед нами — вроде бы всеми любим, но в то же время и обособлен, отвергнут, супергерой и в то же время казалось бы неудачник, который не может жить как все, который находится в поиске ему самому непонятных вещей и истин, которому нужно куда-то двигаться, идти, всегда чего-то недостает.

    Жена и любовница, с одной из них героя связывает долг, с другой — все, кроме долга, по большому счету и стой, и с другой у него довольно мало общего, лишь попытка как-то вырваться из скучной обыденности, но неудачная. Лариса Юрьевна (персонаж Л. Гурченко) возможно единственный человек, который если и не понимает до конца, то любит и принимает его таким, какой он есть, иногда и подыгрывая ему в некоторых шутовских поступках. Хотя все это его шутовское хулиганство наполнено драматизмом и печалью, это как попытка привлечь внимание именно к этим моментам, горькая попытка против двойной общественной морали, которая всегда оправдает красиво прикрытую ложь и отвергнет искреннюю, но неприглядную правду, порыв души, это стремление всех привести к некому усредненному виду и не будет акцентировать внимание на личностных различиях и свойствах каждого человека.

    Все заканчивается, впрочем, все той же обособленностью, отдаленностью, попыткой согреться, зарывшись в стог сена, и остаться наедине с собой, отгородившись от всего и всех..

    9 из 10

    1 декабря 2013 | 19:06

    Непросто писать отзыв на подобный фильм. Это как объять необъятное, понять непостижимое, как рассказать о самом сокровенном, о самом скрытом. Для меня до сих пор остается загадкой, как Роман Балаян смог вместить в 92 минуты практически все «зерно» нравственных проблем современного человека.

    «Как ты прожил век» — звучат фоном слова из песни Валерия Леонтьева в кульминационной сцене фильма, где главный герой Олега Янковского собирается «полетать» на тарзанке на праздновании своего сорокалетия. «Как ты прожил век?» — этот вопрос терзает его на протяжении всей картины и, отвечая на этот вопрос, он погружается все глубже и глубже в осознание неправильности, аморальности своих поступков и действий. Наверное, ему было бы легче «принять» себя со всеми недостатками, если бы не люди, которые его окружают. Если бы не самые близкие, которые всю жизнь его прощали, молчали, тем самым еще больше обнажая все пороки главного героя. «Клоун», — крикнет в сердцах персонаж Олега Табакова после последней выходки Олега Янковского. «Грустный, несчастный клоун», — добавит зритель, глядя на мокрого, дрожащего главного героя, прячущегося от своих друзей за деревом.

    «Время собирать камни»

    Накануне юбилея главный герой задался этим чудовищным для среднестатистического мужчины со среднестатистической жизнью вопросом — Что ты сделал в своей жизни? И, чтобы ответить на этот вопрос, О. Янковский совершит длительный и мучительный путь. Он уходит из дома к молодой любовнице. Но то, каким он себя увидит рядом с Алисой, станет грустной и невыносимой для глаз картиной. Он вернется домой к жене, и там его будет ждать лишь разочарование — старые обиды, многолетние раны. Он едет на поезде к своей маме, которую не видел 5 лет, но постоянно говорит о ней, используя ее как прикрытие, чтобы сбегать пораньше с работы к любовнице. Но не сможет добраться до пункта назначения. Потом будет его «старая» любовь Людмила Гурченко, потом — близкий друг Олег Табаков. Все эти люди как зеркала главного героя, его нравственный портрет: он смотрит в них, и видит в отражение человека, которым он не хотел быть, но был всю жизнь — балагуром, бабником, безответственным коллегой, другом, мужем, отцом и даже любовником.

    Знаете, про что этот фильм для меня? Вот если докопаться до самого дна, до самой сути. Этот фильм про то, что самую большую боль мы причиняем людям, которые нам ближе всех и которые любят нас больше всего. Главный герой неосознанно (или все-таки осознанно?) причиняет боль, обманывает, пренебрегает самыми близкими, но страшнее, что тем самым он пренебрегает самим собой. Однако конец истории — на самом деле ее начало, так как новая страница истории главного героя начнется с принятия своего поражения перед жизнью.

    Отдельно хочется отметить Виктора Мережко. В который он поражает своим сценарием, проблемами, которые поднимает, глубиной персонажей.

    10 из 10

    23 февраля 2013 | 21:30

    Шедевр Романа Балаяна «Полёты во сне и наяву» (1982), вошедший в список лучших российских фильмов, по мнению гильдии киноведов и кинокритиков РФ.

    «Полёты во сне и наяву» — как «Осенний марафон» (Данелия), только расположенный на более глубоких, даже можно сказать более интеллектуальных, кинематографических пластах. Картина о потерянных людях и обществе в целом, как семя одуванчика под натиском ветра, перемещающегося от одного пристанища к другому и назад. Безликое, серое, пустое, прожившее достаточно бессмысленного времени, так и не найдя себе места, оставаясь навеки потерянным, будто находясь в безвременье.

    «Полеты во сне и наяву» — как одна из лучших ролей Олега Янковского и совершенно типажных, но, тем не менее, безупречных ролей Гурченко, Табакова и молодого Меньшикова.

    «Полёты во сне и наяву» — как очередной чувственный, отчасти метафизический, меланхоличный, экзистенциальный шедевр советского кинематографа, надолго оставляющий в памяти, ярко вычерченные, образы героев.

    22 августа 2013 | 18:12

    Один из моих любимейших отечественных фильмов. Просматривая его в очередной раз, я открываю для себя новые нюансы, какие-то ранее незамеченные или неосознанные детали, и вновь и вновь пытаюсь постигнуть мотивы поведения главного героя картины в исполнении блистательного Олега Янковского. Другими словами говоря, «Полёты во сне и наяву» для меня своего рода фильм — размышление. Или даже что-то вроде самоанализа.

    Бывает такая категория людей, которые чётко знают, чего они хотят от жизни. И как этого достичь. И достигают. И это, безусловно, прекрасно. Но вот случаются на белом свете и персонажи, подобные Сергею Макарову: умные, но в то же время без конца совершающие глупости, искренние, но врущие налево и направо, любящие, но одновременно предающие. Чем же объяснить эти сплошные НО? Откуда такая двойственность натуры? Зачем человек мучая других, мучается при этом сам? Почему он не собирается что-либо менять в своей такой вот, на первый взгляд, непутёвой жизни? Слишком много вопросов возникает при просмотре… И ответы, думается мне, у каждого зрителя свои.

    В моём видении Макаров — это человек — порыв. Все его действия, поступки строятся именно на сиюминутных желаниях: обидел, соврал, побежал, закричал, притворился, обнял, извинился, рассердился, нарвался, получил и прочие глаголы эмоционального характера. Последствия не имеют никакого значения. Они существуют для окружающих, но не для Сергея…

    При внешнем бесконечном дураковалянии, персонаж Янковского всё ж довольно глубокая натура. Нетривиальная, циничная, эгоистичная личность, замкнутая в узкие рамки быта. Поплёвывающая на окружающих, на их страдания, переживания, негодования и т. д. В этом, собственно, и трагедия. Не находит Макаров себе места в этой жизни… Разве что в стоге сена…

    Неоднозначное отношение у меня к герою Янковского. При всей своей поганости, Макаров напоминает то ли рано повзрослевшего ребёнка, то ли инфантильного взрослого, и я чувствую тоску и испытываю жалость какую-то… Не самое плохое чувство, вопреки известному утверждению. Чёрт его знает! И ведь при всей абсурдности его поступков — в чём-то даже понимаю.

    Довольно пустынные улицы, серые загородные пейзажи, мрачность, осень, беспросветность — так и сквозят на протяжении всего фильма. Музыка печальна и иронична. Актёры — проникновенно. Режиссёр — восхитительно. Кино это — люблю.

    10 из 10

    4 июня 2010 | 07:05

    Мне нет сорока лет, но я вижу в фильме изнанку себя. У меня нет любовницы и жены нет, и нет детей, но если просто предположить, что я расслаблюсь и дам жизни идти так, как хочет общественность, то всё произойдёт именно так. т. е. всё это будет, но будет не для меня, а чтобы было. Буду ли я другим человеком тогда, не таким как главный герой? Очень спорный вопрос.

    Если копнуть глубже, то образ, предложенный режиссёром, это не просто человек или поколение в какой-то стране. Мне представляется, что это в общей своей сути то, чем является душа современного человека в современном обществе. Одолеваемая бесами (роллерами, велосипедистами, ворами, которых, кажется, никто не замечает больше), снедаемая грехами (изменой даже не по любви), измученная страданиями (непонимания друга) и неудовлетворённостью своего бытия (как следствие). И неважно, чья это душа, богатого, бедного, рабочего или интеллигента, она у всех такая, если в ней нет любви. Сам человек может страдать по жизни разнообразно, быть в депрессии или проявлять агрессию, а может и вовсе спокойно проживать свой век, закрыв сердце на замок. Такое спокойствие — карточный домик. Спасением же всегда будет оставаться Любовь. Только она позволит по-настоящему жить в этом мире. Без неё здесь слишком много шероховатостей, которые выпирают со всех сторон.

    10 из 10

    7 января 2013 | 05:15

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    книга, 277 руб.
    подробнее

    Новости


    КиноПоиск узнал у Федора Бондарчука, Алексея Учителя, Светланы Ходченковой и у многих других о том, какие события стали для них главными в уходящем году. Почему «Географа» можно записать в неудачи, какими работами гордится Светлана Ходченкова, чего российские продюсеры добивались много лет и дождались только в этом году — все это в их ответах. (...)
     
    все новости

    Статьи


    Фуа-гра или острая лапша? Как непросыхающий герой заработал 137 миллионов? Какой пикантный российский фильм собирал аншлаги за рубежом? КиноПоиск вспоминает главные события 2013 года и просит их прокомментировать эксперта в области российского кино и программного директора фестиваля «Кинотавр» Ситору Алиеву(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    22-23 июня
    22.06.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 22-23 июня
    Пришлось Оргбюро ЦК ВКП (б) полноценно ответить за кинематограф (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier41 274 861
    2.Рио 2Rio 239 327 869
    3.ОкулусOculus12 005 402
    4.День драфтаDraft Day9 783 603
    5.НойNoah7 553 607
    11.04 — 13.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДивергентDivergent111 198 959
    2.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier106 717 148
    3.НойNoah84 545 053
    4.Рио 2Rio 245 287 405
    5.ОкулусOculus41 389 544
    10.04 — 13.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 981 027490 134
    Деньги500 052 108 руб.174 984 437
    Цена билета252,42 руб.20,75
    10.04 — 13.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    10.Жизнь прекраснаLa Vita è bella8.710
    11.Иван Васильевич меняет профессию8.695
    12.Достучаться до небесKnockin' on Heaven's Door8.675
    13.Крестный отецThe Godfather8.665
    14.ПрестижThe Prestige8.649
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.ФрэнкFrank90.61%
    42.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To90.60%
    43.Соседи. На тропе войныNeighbors90.58%
    44.Седьмой сынSeventh Son90.57%
    45.Подставное лицоThe Drop90.57%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ГаннибалHannibal79
    ГигантыLes géants2
    Крепкий орешек 2Die Hard 252
    СтыдShame203
    Зеленый ФонарьGreen Lantern187
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Реальная белкаThe Nut Job6.021
    Скорый «Москва-Россия»
    ДивергентDivergent7.223
    Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier7.675
    СаботажSabotage6.273
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 224.04
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin24.04
    ПревосходствоTranscendence01.05
    13-й район: Кирпичные особнякиBrick Mansions08.05
    ГодзиллаGodzilla15.05
    премьеры