всё о любом фильме:

Полеты во сне и наяву

год
страна
слоган-
режиссерРоман Балаян
сценарийВиктор Мережко
директор фильмаОлег Пикерский
операторВилен Калюта
композиторВадим Храпачёв
художникВиталий Волынский, Н. Пастушенко, Евгений Питенин
монтажЕлена Лукашенко
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  6.4 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время86 мин. / 01:26
Накануне своего сорокалетия герой фильма пытается подвести итоги прожитых лет. Увы: он подводит их, а они подводят его. Ничто не приносит ему удовлетворения и счастья: ни любящая жена, ни юная любовница, ни друзья, ни работа…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Балаян рассказывал, что во время съемок «Полетов во сне и наяву» на площадке звучала музыка из фильма «Восемь с половиной» — целью режиссера было создание такого же настроения.
    • В фильме вместо Янковского поначалу должен был сниматься Никита Михалков.
    Фан-ролик 01:54

    файл добавилimacintosh

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Труднее всего, как выясняется, определить жанр этой ленты, которой уже исполнилось четверть века, и тогдашним сорокалетним создателям и героям ныне-то вообще под семьдесят. Картина работавшего на студии имени Александра Довженко и мало кому ведомого режиссёра Романа Балаяна (хотя на его счёту были такие необычные экранизации классики, как «Каштанка» по повести Антона Чехова и «Бирюк» по рассказу Ивана Тургенева) сразу была воспринята как история поколения, лирическая исповедь «лишних людей» 80-х годов XX века, причём именно в момент «расцвета застоя». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 32 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Вы летаете во сне? А я вот снова начал, совсем как в детстве. Легонько так, кончиками пальцев ног, отталкиваюсь, раскидываю руки в сторону и парю над землей. Люди вокруг тоже пытаются. Но ни у кого не получается. А мне кажется, это так просто — летать. Но такие сны ничего хорошего не предвещают. Вот и наяву тоже летаю. Но чаще падаю. То мордой на чей-нибудь кулак. То с тарзанки в студеную реку. Или иные неприятности сами падают на мою голову.

    Мне без пяти минут сорок. Мои полеты, наверно, как-то связаны с этой знаменательной датой. Вы же меня понимаете: «кризис среднего возраста», «переходный период» и тому подобная чепуха. Время подводить итоги и задумываться об оставшейся половине жизни. А что там думать: грядущее мое иль пусто, иль темно. И в прошлое оглядываться тоже страшно неприятно. Чего я достиг? Семья, работа, любовница. Все, как у всех, должно быть. Но откуда это острое недовольство собой и всем, что меня окружает? Какой-то я чужой на этом празднике жизни. Лишний человек своего времени. Тепленькая подобралась компания — Онегин, Печорин, Базаров и Серега Макаров.

    Может, вы мне завидуете? Мол, бабы меня любят, а я строю кислую мину. И я их обожаю. Да почему-то все одно — погано на душе. Вот, женщина, близкая и дорогая, но кроме долга, ничего меня с ней не связывает. Это жена. Довел я ее до того, что заявила, что не любила она меня, а только создавала видимость. И что Машка не от меня. Врет, конечно. Вот другая, совсем девочка. Наивная, милая. Это, если угодно, любовница. Казалось, меня с ней связывает, наоборот, всё, кроме долга. А узнав поближе, понимаю, что между нами такая пропасть, которую перепрыгнуть мне не под силу. Да и не очень хочется. Есть у нее друг, в два раза моложе меня. Наглый такой. Ухлестывает за ней и ей это нравится. Мне за ним не угнаться. И черт с ними. Я не гордый. Заслужил «кукареку» под столом — сделаю. Это один треугольник о четырех углах. И мне мало радости, что я одна из сторон.

    А вот другой. Начальник мой, однокашник и просто друг, Коля, страдает от неразделенного чувства к Ларисе. Это наша сослуживица и ровесница. Неувядающая красавица и потрясающий друг. У нас было с ней кое-что по молодости лет. Теперь я поостыл, а она продолжает по мне сохнуть. Впрочем, это не треугольник получается, а цепочка какая-то, которая прерывается на мне. И это тоже меня огорчает. Я бы поговорил с Ларисой, чтобы она смилостивилась над Колей. Но вряд ли они оба будут мне благодарны за это.

    И так всегда и повсюду. Из добрых побуждений говорю правду, а меня бьют по роже, выгоняют из дому. Солгу — пожалуйте написать заявление об увольнении. Коля правильно назвал меня клоуном. Только от моих ужимок зрители горько усмехаются или плачут. Хотел пошутить с нырянием в речку. А гости мои навесили на меня табличку «подонок», дружно повернулись и ушли. Оставив меня умирать от воспаления легких.

    Есть еще одна женщина. И на нее вся моя надежда. Это мама. Уверен, что всё у меня кувырком оттого, что мы пять лет не виделись. Пытаюсь написать ей письмо, но кроме «здравствуй, мама» больше не могу выдавить из себя ничего. Хочу поехать к ней, но по пути обязательно попадаю в историю. Это проклятие какое-то. А она бы все исправила. Если надо, влепила бы затрещину, в угол поставила. Или погладила по непутевой головушке 40-летнего оболтуса: «Не переживай, сынок, все образуется. Только не теряй себя». Да поздно уже. Потерялся я.

    14 ноября 2012 | 10:48

    Сложно прочувствовать этот фильм. Янковский играет не только кризис среднего возраста, но и кризис целого поколения. Что это за поколение, эти люди 70-х, эпохи брежневского застоя, мне неизвестно. Да и о кризисе средних лет в мои годы думать — не ко времени.

    Камера не выпускает Янковского из кадра, и можно подумать, что это метафора пустоты/скуки, от которой не удается спрятаться. Герой бежит сам не зная куда, паясничает, гримасничает и грустит. Глядя на него, я несколько раз вспомнил барона Мюнхгаузена. Знаете, что сближает этих героев, кроме актера Янковского? Шутовство и презрение к «приличиям». Высмеивая все на свете, они не станут смеяться только над самыми важными вещами. Однако, барон — вечный, сказочный, легкомысленный и серьезный одновременно — на этом празднике жизни. А герой этого фильма — шут по причине отчаянья, настигшего его к сорокалетию.

    Посмотрю в другой раз.

    6 из 10

    6 ноября 2013 | 20:01

    Не секрет, что если копнуть советский кинематограф чуть глубже всего лежащего на поверхности, то можно наткнуться на удивительные его образцы. Ведь сложно поверить в то, что в 70-х Герман-старший создал военную ленту, где на полном серьезе сделал героем бывшего власовца. А в 80-ых Данелия под видом грустных сказок, может быть, сам того не подозревая, отвесил Стране Советов такую порцию критики, которая, не будь упрятана в причудливые аллегорические формы, поставила бы жирную точку на карьере классика. Это не говоря уже о супругах Шепитько-Климов, шокировавших мир своими военными лентами. И таких примеров можно найти достаточно для того, чтобы перевернуть зашоренное представление о совковом кино. Так и фильм молодого режиссера Романа Балаяна становится полноценным участником списка советского «несоветского» кино.

    Кстати, год выхода (1982) ленты довольно показателен — после смерти Брежнева произошел всплеск творческой активности в стране. Подобный тому, что был в 60-ых во времена хрущевской оттепели после смерти Сталина и получивший название так называемого поколения «шестидесятников». Картина была почти единодушно признана программным манифестом целого поколения, да и вообще эпохи 80-ых. Фильм тут же возвели чуть ли не в ранг культового, он был предметом жарких дискуссий и даже поклонения. Вряд ли на подобный эффект рассчитывали сценарист Виктор Мережко и постановщик Роман Балаян, поэтому такой успех их даже немного смутил. Создателям удалось запечатлеть на пленке дух тогдашнего поколения, у которого, оказывается, были пороки и слабости, не складывалась жизнь, и они изменяли супругам.

    Не покривим душой, если скажем, что Сергей Макаров слишком нетипичен для роли героя в привычном понимании этого слова. Рядовой чертежник заштатной конторы, находящийся на пороге очень важного этапа в жизни любого мужчины — 40-летнего рубежа. Время, когда пора уже подводить первые жизненные итоги, строить определенные планы, оглядываться на уже сделанное. А если позади ничего нет? А если окружающим ты больше напоминаешь несмешного клоуна? Если есть и жена, и дочь, и любовница — но они не приносят радости? Если ты не видел маму уже несколько лет? Если ты врешь напропалую всем вокруг? Если через три дня юбилей, а у тебя в жизни, да и в голове, такая путаница, что впору кукарекать под столом. Но нет, Макаров не будет исправляться и начинать жизнь заново, и хоть он уже много в ней упустил, меняться обратно ему уже, похоже, тоже поздно.

    По признанию Олега Янковского персонаж Сергей Макаров — любимый во всей его обширной фильмографии. Что, в принципе, неудивительно, ведь в Макарове много его самого. Тот же возраст, те же проблемы и вопросы, которые возникают на жизненном пути. Интересно, что роль, которая стала одной из лучших и неотъемлемой для образа актера, писалась для совсем другого исполнителя, а именно для Никиты Михалкова. Но когда Роман Гургенович увидел Олега в фильме «Мы, нижеподписавшиеся» Татьяны Лиозновой, то ясно осознал, что вот — его герой. Надо сказать, что Михалков все же появился в фильме в крошечной роли заезжего надменного режиссера, который презрительно прогоняет Сергея Макарова со съемочной площадки.

    Героем Янковского можно восхищаться, можно даже презирать, но сложно не признать того, что им движет некая внутренняя сила, которая заключается то ли в неудовлетворенности собой и окружающим миром, то ли в попытке исправить ошибки молодости, то ли хоть как-то выделиться на фоне серой действительности.
    Успех Олега Ивановича в этой роли можно объяснить как его природной харизмой, так и удивительным умением этого актера подбирать к каждому своему образу какие-то тонкие, еле заметные интонации, мимику, жесты, которые на первый взгляд вроде и не так важны, а на самом деле способны больше расположить зрителя к его герою, чем весь недюжинный актерский арсенал. Сложно теперь, спустя столько лет с момента выхода фильма, представить кого-то на его месте. А если и можно, то это была бы уже, пожалуй, совсем другая картина.

    Помимо центральной фигуры в исполнении будущего «талисмана» режиссера здесь блистает Людмила Гурченко, исполнившая роль в нетипичной для себя манере, задействовав на полную свою природную притягательность. Ненадолго появляется в фильме и совсем еще молодой тогда Олег Меньшиков — его персонаж был введен в фильм помимо сценария, чтобы немного уравновесить героя Янковского. К тому же здесь определенная символика — 20-летний обставляет 40-летнего, молодое поколение рвется вперед, невзирая на более опытных и старших.

    Показателен во многом и герой Олега Табакова — отличник в институте, начальник на работе, человек со строгим моральным кодексом, а вместе с тем с неразделенной любовью и внутренним, очень хорошо спрятанным чувством глубокого неудовлетворения жизнью. Только в отличие от своего однокашника, что-то менять он уже не хочет, а вместо этого опять надевает маску прилежного советского гражданина и укрывается обратно в свой панцирь, где его ждет советская идиллия среднего возраста.

    И хоть Роман Гургенович не был совсем неопытным постановщиком, а снискал определенный успех переосмыслением классики, именно «Полеты…» сделали ему имя и стали настоящей визитной карточкой. Интересно, что режиссер всячески открещивается от скрытого символизма своей ленты, который ей порой приписывают. Тут, скорее, дело в ином: просто звезды так сложились, что собралась компания одного поколения и сделала фильм, по сути, о себе, о своих проблемах, переживаниях, просто о том, что им казалось важным тогда. И сделали это в момент, когда зритель был готов и даже в какой-то мере подсознательно ждал такого фильма и героя такого типа. В меру аморального, в меру обаятельного, в меру оппортунистского. А если откинуть все эти возрастные рамки, то мы увидим кино, прежде всего, о потерявшемся в обществе человеке, остро переживающем несоответствие своего внутреннего мира паспортному возрасту и сражающемся с серьезным жизненным кризисом. А такое может настигнуть в любом возрасте и в самый неожиданный момент.

    Финал произведения не дает ни четких ответов на расставленные вопросы, ни даже каких-то определенных акцентов, вплоть до того, что герой у нас не прошел развития. И зритель вполне может домыслить его дальнейшую историю. Все события фильма каким-то образом крутятся вокруг того самого, как бы этапного юбилея. Но когда он наступает, ничего-то, собственно, не меняется, и предельно ясно, что юбилей не более чем повод хорошо гульнуть и повидать старинных друзей, но никак не момент превращения в не мальчика, но мужа. И не приблизит его ни количество разбитых женских сердец, ни тонны вранья, ни правда, от которой плакать хочется, ни глупые шуточки, ни никому не нужные нелепые извинения. Нужны Поступки. И вот возможность, а, главное, желание совершать их куда лучше ускорят этот важный момент.

    28 июля 2009 | 17:21

    Это один из моих любимых фильмов с моим любимым актёром.

    Даже не знаю с чего начать.

    Человек, человек довольно не глупый, по меркам того времени, успешный:работа(при чём далеко не грузчик),семья(жена, дочь),молодая любовница, машина, пусть записанная и не на него, но находящаяся в его распоряжении… казалось бы, что ещё нужно человеку для счастья?Но, как бывает и в реальном мире, не хватает чего-то, а чего не обьяснить. Просто вот сидит в душе тоска и сам не понимаешь почему, и из-за этого мучаешься. Олег очень хорошо перенёс это состояние, очень правдиво сыграл, душевно и так реалистично, что не может не брать за душу.

    Это единственный фильм, где поднята тема кризиса среднего возраста!Пусть не у всех этот кризис и бывает, но он бывает у многих, просто проявляется по разному.

    Герой мечется от одного к другому:«Вот сейчас это поможет, утолит жажду»-думает он, но нет, не радует, не цепляет, сухо… бежит к любовнице… нет, не то, к воздыхательнице… опять пусто… на самом деле это очень серьёзное испытание, испытание прежде всего для личности. Ведь кто-то не сумел пройти этот этап жизни, он просто сломался и погиб. Это можно понимать по-разному и каждый вариант будет правдой. Кто-то нашёл пристанище у горлышка бутылки, а кто-то и того больше, просто ушёл из жизни.

    В данном случае рассказ остался недосказанным, зрителю представляется шанс самому придумать, что будет дальше.

    Особенно трогательна последняя сцена… человек устал от всего, вроде праздник, день рождения, но нет, это ещё больше подавляет, душит… и он откровенно свински пошутив уходит, уходит от всех, хотя идти не куда. Там его жизнь, друзья, любовь… но нет, это слишком тяжело, слишком однообразно… он залезает в стог сена и зарывается в нём. Нет нигде, кажется во всём мире, нет чего то, что бы успокоило душу, изгнало эту тоску, эту разочарованность во всём мире и в самом себе… на самом деле это очень страшно, когда нет реального выхода при множестве дверей… эта внутренняя неустроенность, внутренний хаос.. хаос мыслей, чувств, желаний.

    Весь фильм герой пытается преодолеть в себе эту подавленность серых будней, его тяготит что-то, даже не понятное ему самому, но он точно знает, что сил так жить практически нет, а жить то хочется, но как???Чем занять себя, что сделать, чтобы заполнить пустоту внутри?…

    Очень, очень искренний и уникальный фильм, фильм о жизни и душе, душе простого человека, который попал во внутренний кризис, крисиз личности среднего возраста.

    31 июля 2010 | 00:26

    Ничего себе трагикомедия! Да натуральная это трагедия. Трагедия человека, который просыпается ночью в супружеском ложе — рядом кроватка с ребёнком — и понимает, что живёт не свою жизнь. У него от осознания убожества ЭТОЙ судьбы сносит крышу, и, не в силах оставаться более безучастным исполнителем роли, которую он добровольно играл в течение многих лет, Сергей идёт крушить стереотипы. Ему бы, конечно, к психоаналитику, или на тренинг личностного роста, но в реалиях того времени подобные возможности отсутствовали. «Ломка стереотипов» у нашего героя выражается в ссоре с женой, клоунаде в общественных местах, «выведении на чистую воду» коллег по работе. При этом Сергею хреново так, что это передаётся с экрана особо чувствительным зрителям. Думаю, подбор режиссёром нарочито приторных шлягеров начала 80-х в качестве саундтрека немало этому способствует.

    Лично я вижу в фильме мотив Провидения. Сергей не зря в начале своего приступа «экзистенциальной тошноты» садится писать письмо матери, с которой связь прервана, судя по всему, уже давно. Это было бы самым правильным шагом для Сергея в тот момент — начать восстанавливать отношения с мамой, побыть не только Мужем, Любовником, Коллегой, но и Сыном. Но какой-то бес всё толкает Сергея в сторону от матери, от мест, где он родился. Количество приключений, найденных Сергеем на свою ж… увеличивается, а качество жизни всё не улучшается. Спасибо режиссёру за стог сена в финале. Очень трогательный образ, грустный и показательный.

    Янковский в фильме настолько мерзкий, насколько возможно. Вот так выглядит мужчина, бегущий от честного разговора с самим собой. И, наверное, не умеющий отдавать любовь людям в своей жизни.

    2 октября 2011 | 03:38

    История человека, потерявшего себя. Пронизывающая, сквозящая из каждой сцены тоска по какой-то другой, новой, но недостижимой жизни. Уже недостижимой. И вроде все есть — работа, жена, любовница, дочь. Только ничто не радует, везде тупик. Извечный вопрос — что делать, ради чего это все — остро стоит перед Сергеем.

    Картина просто поразила, сразила. И совсем не играет роли то, что поступки героя далеки от идеала. Что он ранит чувства других, унижает близких, обижает людей. От этого смысл картины не меняется. Те вопросы, которые задает себе герой перед сорокалетием, так или иначе встают перед любым человеком, хорошим и плохим. Вот ответы на них у каждого разные.

    Мне кажется, что финал картины должен был быть совсем иным. Такой разодранной душе нет места на этом свете, не сможет она здесь задержаться. Может быть, за кадром это с Сергеем и произойдет. Для меня этот фильм — вершина творческого успеха Янковского. Доставляет эстетическое наслаждение наблюдение за каждым моментом игры.

    10 из 10

    2 марта 2013 | 02:00

    Один из моих любимейших отечественных фильмов. Просматривая его в очередной раз, я открываю для себя новые нюансы, какие-то ранее незамеченные или неосознанные детали, и вновь и вновь пытаюсь постигнуть мотивы поведения главного героя картины в исполнении блистательного Олега Янковского. Другими словами говоря, «Полёты во сне и наяву» для меня своего рода фильм — размышление. Или даже что-то вроде самоанализа.

    Бывает такая категория людей, которые чётко знают, чего они хотят от жизни. И как этого достичь. И достигают. И это, безусловно, прекрасно. Но вот случаются на белом свете и персонажи, подобные Сергею Макарову: умные, но в то же время без конца совершающие глупости, искренние, но врущие налево и направо, любящие, но одновременно предающие. Чем же объяснить эти сплошные НО? Откуда такая двойственность натуры? Зачем человек мучая других, мучается при этом сам? Почему он не собирается что-либо менять в своей такой вот, на первый взгляд, непутёвой жизни? Слишком много вопросов возникает при просмотре… И ответы, думается мне, у каждого зрителя свои.

    В моём видении Макаров — это человек — порыв. Все его действия, поступки строятся именно на сиюминутных желаниях: обидел, соврал, побежал, закричал, притворился, обнял, извинился, рассердился, нарвался, получил и прочие глаголы эмоционального характера. Последствия не имеют никакого значения. Они существуют для окружающих, но не для Сергея…

    При внешнем бесконечном дураковалянии, персонаж Янковского всё ж довольно глубокая натура. Нетривиальная, циничная, эгоистичная личность, замкнутая в узкие рамки быта. Поплёвывающая на окружающих, на их страдания, переживания, негодования и т. д. В этом, собственно, и трагедия. Не находит Макаров себе места в этой жизни… Разве что в стоге сена…

    Неоднозначное отношение у меня к герою Янковского. При всей своей поганости, Макаров напоминает то ли рано повзрослевшего ребёнка, то ли инфантильного взрослого, и я чувствую тоску и испытываю жалость какую-то… Не самое плохое чувство, вопреки известному утверждению. Чёрт его знает! И ведь при всей абсурдности его поступков — в чём-то даже понимаю.

    Довольно пустынные улицы, серые загородные пейзажи, мрачность, осень, беспросветность — так и сквозят на протяжении всего фильма. Музыка печальна и иронична. Актёры — проникновенно. Режиссёр — восхитительно. Кино это — люблю.

    10 из 10

    4 июня 2010 | 07:05

    Это кино, наверное, окажет на меня более сильно влияние, когда я буду находиться в возрасте главного героя…

    Но это не значит, что кино плохое или оно мне не понравилось. Я просто не до конца понял все поступки и мотивацию главного героя, в блистательном исполнении Олега Янковского… Все таки, в фильме герой очень много вещей объясняет с позиции того, что «я прожил сорок лет, и понял…». Я не прожил еще и двадцати, поэтому весь смысл, скрываемый в его словах, для меня остался не то, чтобы непонятным — скорее непрочувствованным!

    Да, это кино для любителей. Это не «мейнстрим» (в советском кино такого понятия в принципе не существовало), это авторское кино, которое несет в себе частицу души режиссера — Романа Балаяна, которую он решил подарить зрителям. Но, далеко не все фильм восприняли хорошо, сославшись на «непонятность» сюжета и концовки в частности. Да авторское кино далеко не всегда примечательно сценарием! Оно примечательно великолепно поставленными сценами, которые нужно заметить и понять! Эта картина — работа художника, если можно так выразиться. Тут важен жест, действия главного героя, картина, висящие на стенах и тому подобное. А те, кто говорят, что сюжет фильма непонятен — просто невнимательно смотрели картину. Мы видим чуть ли не прямолинейное повествование о нескольких днях жизни мужчины, который готовится к своему 40-летию. Он осмысливает, что он сделал в жизни хорошего и плохого. Он старается изменить свою жизнь к лучшему. Он старается не замечать все плохое, что с ним происходит. Но на него наваливаются все новые и новые проблемы, изо дня в день, из часа в час… И этому герою искренне сочувствуешь, но не понимаешь его мотивацию (по причинам, указанным выше).

    Картина переполнена авторскими новаторствами, или, как это многие называют — непонятными сценами. Это сцены, где люди, как бы переносятся в другую реальность и делают поступки, как бы не влияющие на их жизнь, но, все равно, значимые. Или это сцены, где главные герои выражают свои эмоции не при помощи речи или жестов, а при помощи непонятных звуков. Сцена «кукареканья» вообще шедевральна до безобразия!

    Ну и, несмотря на то, что это — авторское кино, где главным является режиссер, актеры играют так великолепно, что придают своим образам двузначность и, таким образом, придают сюжету немного иную трактовку. Актеры, играют великолепно, кстати говоря: Олег Янковский, Людмила Гурченко, Олег Табаков, Олег Меньшиков — все они справились со своими ролями выше всяких возможных похвал. Ну, от артистов такого ранга не следовало иного ожидать.

    В общем — гениальный фильм, который я обязательно пересмотрю лет через 20-25. Ну, а сейчас я буду восхищаться фильмом и строить доводы по поводу его трактовки.

    9 из 10

    (1 балл скинул по причине, указанной в начале)

    6 апреля 2010 | 21:56

    Это едва ли не самое значительное произведение отечественного кино первой половины 1980-х годов. Оно анализирует драму 40-летних, вступающих в новое для себя десятилетие с «нулевым результатом». Главный герой Сергей Макаров в исполнении Олега Янковского сразу стал почти нарицательным персонажем, своего рода alter egо советского интеллигента, вчерашнего шестидесятника, оказавшегося вдруг аутсайдером, растерявшим по дороге не только идеалы и принципы, но и самого себя.

    Игривое отношение к жизни, в которой всё уже схвачено и распределено, как раз и призвано скрыть неспособность героя что-либо изменить в этой жизни. Избегая демонстрации явных социальных издержек, Балаян и автор сценария Виктор Мережко продолжают скорее чеховскую традицию, позволяющую в незначительных деталях, в косвенных конфликтах разглядеть масштабную проблему. Макаров предстаёт здесь в образе классического «лишнего человека», обнажая разлад, нестыковку личности и эпохи. Янковский как бы подхватывает этой ролью эстафету у скончавшегося годом раньше Олега Даля.

    Даль максимально сконцентрировал в своих поздних работах (особенно в картинах «В четверг и больше никогда» и «Отпуск в сентябре») суть духовного томления и расхождения героя с окружающим его миропорядком. Рефлексирующий паяц Сергей Макаров зарывается в финале в стог сена (своеобразный парафраз знаменитого «Пепла и алмаза»), и как бы уходит, скрывается, избавляется от жизни. Сами «Полёты…", став культовой картиной советской интеллигенции, обнажили глубокий духовный кризис бытия и жития в несвободной стране эпохи стагнации.

    30 января 2014 | 09:35

    Коля любит Ларису, Лариса любит Серёжу, Серёжа вроде как любит Алису, Алиса вроде как любит своего друга.

    «А что собственно случилось?», — спрашивает ещё один персонаж, который тоже вроде как заинтересован в Ларисе, когда Лариса поцеловала Серёжу на глазах у всей честной компании. «Трудно сказать», — честно ответила Лариса.

    Вот так же трудно честно сказать, о чём же всё-таки фильм.

    Главный герой — Сергей Макаров — «клоун», «подонок», «дурак дураком», которому через три дня сорок лет, а в ассортименте — нелюбимая работа, нелюбимая жена, и нелюбимая любовница. Он утверждает, что обе женщины ему одинаково близки и одинаково дороги, и проблема заключается только в том, что с первой его ничего не связывает, кроме долга, а со второй — всё, кроме долга.

    Но вот как-то интуитивно предчувствуешь, что ни с первой, ни со второй не будет ему счастья. Потому что не каждый человек создан для счастья. Некоторые — исключительно для полётов.

    Макаров — прожженный циник, который врёт на каждом шагу. Когда ему нужно сбежать с работы к любовнице, выдумывает несусветную историю про старенькую, худенькую мать, которую якобы нужно встретить на вокзале, которая якобы приехала к сыну на юбилей. Вы только вдумайтесь — врать про старенькую, худенькую мать… И ему не стыдно. «А вам не бывает стыдно?» — вызывающе парирует герой обществу. Конечно бывает. Но зачем же так упрямо совершать поступки, за которые определённо будет стыдно?

    Но Макарову похоже просто нравится, когда ему стыдно. И самое интересное, что при всём этом своем «подонстве», он нравится обществу — тому, которое окружает его в фильме, да и реальному — советскому и постсоветскому — которое считает этот фильм культовым.

    Нравится, потому что при всём своем «подонстве» Макаров обаятельный, привлекательный, в джинсах и растянутом свитере. Потому что не такой, как все. Нету ему места ни в семье, ни на работе, а, значит, и нигде. Такой вот неуместный человек. А кому не приходилось переживать подобную неуместность… Вот и жалко его, как самого себя бывает жалко, когда такая неуместность накатит — хоть в сорок, хоть в двадцать три. Бывает.

    Но одно дело, когда это — состояние, а другое — когда стиль жизни. И вот в этом случае героя уже и обаяние не спасает. И никаких чувств, кроме раздражения, он уже не вызывает. Надо как-то определяться: работа не нравится — меняй, жена не устраивает — иди к любовнице, любовница не подходит — найди другую. Но Макаров предпочитает зарыться в стогу сена. Он не хочет действовать. Это его путь.

    Возможно, таким вот бездействием герой и подкупает зрителя — особенно по части треугольника муж-жена-любовница. Потому как многие и многие семьи переживали, переживают и будут переживать подобные сюжеты. И зачастую мужчина в них ведёт себя идентично Макарову: бездействует. И можно представить себе, сколько женщин после просмотра фильма подумало: «Вот бедненький мой. Как же ему тяжело. Ведь со мной его связывает ВСЁ кроме долга…». О чём подумала другая «сторона баррикад», лучше и не предполагать… И что с этим всем делать? А зачастую никто ничего и не делает, предпочитая жить в своем персональном аду.

    Возможно, создатели фильма не предполагали акцентов на эту семейную драматургию, предпочитая вывести своего героя на другой уровень — такого себе социального отщепенца, неприспособленца, такого себе Живаго, который задохнулся от нехватки свободы и т. д. И скорее всего это уже некая киноаудитория возвела Макарова в культ героев поколения 70-х, подвела события фильма под конец брежневской эпохи «застоя» — потому что там, видите ли, песни Леонтьева играют. А какие там должны быть песни — Армстронга что ли?

    Но, похоже, сам Балаян меньше всего заинтересован в выискивании каких-то псевдосакральных подтекстов в своем произведении. Роман Гургенович сам с улыбкой вспоминает трактовку одного эпизода учеником профессора семиотики Юрия Лотмана. А именно кадры, где Макаров бежит по полю в кроссовках с красной подошвой: «Критик писал: «Это не просто подошвы — это красные подошвы. Потому что у него горит земля под ногами!». А я вспоминаю, как на площадке орал на реквизитора: «Дура, ты что, не могла найти обувь с нормальными подошвами?!»

    Нисколько не умаляю достоинств этого фильма — он на самом деле очень хорош — с тонкой атмосферой, фантастической игрой фантастических актёров. Но меня лично постигло светлое разочарование. Не люблю истории про слабых мужчин.

    20 января 2012 | 19:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    книга, 311 руб.
    подробнее

    Новости


    КиноПоиск узнал у Федора Бондарчука, Алексея Учителя, Светланы Ходченковой и у многих других о том, какие события стали для них главными в уходящем году. Почему «Географа» можно записать в неудачи, какими работами гордится Светлана Ходченкова, чего российские продюсеры добивались много лет и дождались только в этом году — все это в их ответах. (...)
     
    все новости

    Статьи


    Фуа-гра или острая лапша? Как непросыхающий герой заработал 137 миллионов? Какой пикантный российский фильм собирал аншлаги за рубежом? КиноПоиск вспоминает главные события 2013 года и просит их прокомментировать эксперта в области российского кино и программного директора фестиваля «Кинотавр» Ситору Алиеву(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    22-23 июня
    21.06.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 22-23 июня
    Пришлось Оргбюро ЦК ВКП (б) полноценно ответить за кинематограф (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Идеальный голос 2Pitch Perfect 269 216 890
    2.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road45 428 128
    3.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron38 859 900
    4.Красотки в бегахHot Pursuit5 722 488
    5.Форсаж 7Furious Seven3 648 980
    15.05 — 17.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road276 554 999
    2.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron40 328 317
    3.Одной левой35 313 855
    4.А зори здесь тихие...14 113 092
    5.Мисс ПереполохShe's Funny That Way10 580 193
    14.05 — 17.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 564 656187 649
    Деньги429 331 800 руб.79 708 042
    Цена билета274,39 руб.20,49
    14.05 — 17.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    175.МедведьL'ours8.150
    176.Бешеные псыReservoir Dogs8.147
    177.Звёздные войны: Эпизод 6 – Возвращение ДжедаяStar Wars: Episode VI - Return of the Jedi8.147
    178.Военный ныряльщикMen of Honor8.147
    179.Три идиота3 Idiots8.144
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Кредо убийцыAssassin's Creed94.58%
    17.Аве, Цезарь!Hail, Caesar!94.53%
    18.Дом странных детейMiss Peregrine's Home for Peculiars94.39%
    19.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens94.39%
    20.Мстители: Война бесконечности. Часть 2Avengers: Infinity War - Part II94.27%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Земля будущегоTomorrowland29
    СлендерAlways Watching: A Marble Hornets Story9
    Идеальный голос 2Pitch Perfect 25
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road128
    Век АдалинThe Age of Adaline3
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road8.521
    Земля будущегоTomorrowland6.522
    Однажды6.735
    Век АдалинThe Age of Adaline7.632
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron7.674
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas28.05
    Вне времениThe Lovers28.05
    Мир Юрского периодаJurassic World11.06
    МордекайMortdecai18.06
    Третий лишний 2Ted 225.06
    премьеры