всё о любом фильме:

Полеты во сне и наяву

год
страна
слоган-
режиссерРоман Балаян
сценарийВиктор Мережко
директор фильмаОлег Пикерский
операторВилен Калюта
композиторВадим Храпачёв
художникВиталий Волынский, Н. Пастушенко, Евгений Питенин
монтажЕлена Лукашенко
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  6.4 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время86 мин. / 01:26
Накануне своего сорокалетия герой фильма пытается подвести итоги прожитых лет. Увы: он подводит их, а они подводят его. Ничто не приносит ему удовлетворения и счастья: ни любящая жена, ни юная любовница, ни друзья, ни работа…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Балаян рассказывал, что во время съемок «Полетов во сне и наяву» на площадке звучала музыка из фильма «Восемь с половиной» — целью режиссера было создание такого же настроения.
    • В фильме вместо Янковского поначалу должен был сниматься Никита Михалков.
    Фан-ролик 01:54

    файл добавилimacintosh

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Труднее всего, как выясняется, определить жанр этой ленты, которой уже исполнилось четверть века, и тогдашним сорокалетним создателям и героям ныне-то вообще под семьдесят. Картина работавшего на студии имени Александра Довженко и мало кому ведомого режиссёра Романа Балаяна (хотя на его счёту были такие необычные экранизации классики, как «Каштанка» по повести Антона Чехова и «Бирюк» по рассказу Ивана Тургенева) сразу была воспринята как история поколения, лирическая исповедь «лишних людей» 80-х годов XX века, причём именно в момент «расцвета застоя». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 32 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Не секрет, что если копнуть советский кинематограф чуть глубже всего лежащего на поверхности, то можно наткнуться на удивительные его образцы. Ведь сложно поверить в то, что в 70-х Герман-старший создал военную ленту, где на полном серьезе сделал героем бывшего власовца. А в 80-ых Данелия под видом грустных сказок, может быть, сам того не подозревая, отвесил Стране Советов такую порцию критики, которая, не будь упрятана в причудливые аллегорические формы, поставила бы жирную точку на карьере классика. Это не говоря уже о супругах Шепитько-Климов, шокировавших мир своими военными лентами. И таких примеров можно найти достаточно для того, чтобы перевернуть зашоренное представление о совковом кино. Так и фильм молодого режиссера Романа Балаяна становится полноценным участником списка советского «несоветского» кино.

    Кстати, год выхода (1982) ленты довольно показателен — после смерти Брежнева произошел всплеск творческой активности в стране. Подобный тому, что был в 60-ых во времена хрущевской оттепели после смерти Сталина и получивший название так называемого поколения «шестидесятников». Картина была почти единодушно признана программным манифестом целого поколения, да и вообще эпохи 80-ых. Фильм тут же возвели чуть ли не в ранг культового, он был предметом жарких дискуссий и даже поклонения. Вряд ли на подобный эффект рассчитывали сценарист Виктор Мережко и постановщик Роман Балаян, поэтому такой успех их даже немного смутил. Создателям удалось запечатлеть на пленке дух тогдашнего поколения, у которого, оказывается, были пороки и слабости, не складывалась жизнь, и они изменяли супругам.

    Не покривим душой, если скажем, что Сергей Макаров слишком нетипичен для роли героя в привычном понимании этого слова. Рядовой чертежник заштатной конторы, находящийся на пороге очень важного этапа в жизни любого мужчины — 40-летнего рубежа. Время, когда пора уже подводить первые жизненные итоги, строить определенные планы, оглядываться на уже сделанное. А если позади ничего нет? А если окружающим ты больше напоминаешь несмешного клоуна? Если есть и жена, и дочь, и любовница — но они не приносят радости? Если ты не видел маму уже несколько лет? Если ты врешь напропалую всем вокруг? Если через три дня юбилей, а у тебя в жизни, да и в голове, такая путаница, что впору кукарекать под столом. Но нет, Макаров не будет исправляться и начинать жизнь заново, и хоть он уже много в ней упустил, меняться обратно ему уже, похоже, тоже поздно.

    По признанию Олега Янковского персонаж Сергей Макаров — любимый во всей его обширной фильмографии. Что, в принципе, неудивительно, ведь в Макарове много его самого. Тот же возраст, те же проблемы и вопросы, которые возникают на жизненном пути. Интересно, что роль, которая стала одной из лучших и неотъемлемой для образа актера, писалась для совсем другого исполнителя, а именно для Никиты Михалкова. Но когда Роман Гургенович увидел Олега в фильме «Мы, нижеподписавшиеся» Татьяны Лиозновой, то ясно осознал, что вот — его герой. Надо сказать, что Михалков все же появился в фильме в крошечной роли заезжего надменного режиссера, который презрительно прогоняет Сергея Макарова со съемочной площадки.

    Героем Янковского можно восхищаться, можно даже презирать, но сложно не признать того, что им движет некая внутренняя сила, которая заключается то ли в неудовлетворенности собой и окружающим миром, то ли в попытке исправить ошибки молодости, то ли хоть как-то выделиться на фоне серой действительности.
    Успех Олега Ивановича в этой роли можно объяснить как его природной харизмой, так и удивительным умением этого актера подбирать к каждому своему образу какие-то тонкие, еле заметные интонации, мимику, жесты, которые на первый взгляд вроде и не так важны, а на самом деле способны больше расположить зрителя к его герою, чем весь недюжинный актерский арсенал. Сложно теперь, спустя столько лет с момента выхода фильма, представить кого-то на его месте. А если и можно, то это была бы уже, пожалуй, совсем другая картина.

    Помимо центральной фигуры в исполнении будущего «талисмана» режиссера здесь блистает Людмила Гурченко, исполнившая роль в нетипичной для себя манере, задействовав на полную свою природную притягательность. Ненадолго появляется в фильме и совсем еще молодой тогда Олег Меньшиков — его персонаж был введен в фильм помимо сценария, чтобы немного уравновесить героя Янковского. К тому же здесь определенная символика — 20-летний обставляет 40-летнего, молодое поколение рвется вперед, невзирая на более опытных и старших.

    Показателен во многом и герой Олега Табакова — отличник в институте, начальник на работе, человек со строгим моральным кодексом, а вместе с тем с неразделенной любовью и внутренним, очень хорошо спрятанным чувством глубокого неудовлетворения жизнью. Только в отличие от своего однокашника, что-то менять он уже не хочет, а вместо этого опять надевает маску прилежного советского гражданина и укрывается обратно в свой панцирь, где его ждет советская идиллия среднего возраста.

    И хоть Роман Гургенович не был совсем неопытным постановщиком, а снискал определенный успех переосмыслением классики, именно «Полеты…» сделали ему имя и стали настоящей визитной карточкой. Интересно, что режиссер всячески открещивается от скрытого символизма своей ленты, который ей порой приписывают. Тут, скорее, дело в ином: просто звезды так сложились, что собралась компания одного поколения и сделала фильм, по сути, о себе, о своих проблемах, переживаниях, просто о том, что им казалось важным тогда. И сделали это в момент, когда зритель был готов и даже в какой-то мере подсознательно ждал такого фильма и героя такого типа. В меру аморального, в меру обаятельного, в меру оппортунистского. А если откинуть все эти возрастные рамки, то мы увидим кино, прежде всего, о потерявшемся в обществе человеке, остро переживающем несоответствие своего внутреннего мира паспортному возрасту и сражающемся с серьезным жизненным кризисом. А такое может настигнуть в любом возрасте и в самый неожиданный момент.

    Финал произведения не дает ни четких ответов на расставленные вопросы, ни даже каких-то определенных акцентов, вплоть до того, что герой у нас не прошел развития. И зритель вполне может домыслить его дальнейшую историю. Все события фильма каким-то образом крутятся вокруг того самого, как бы этапного юбилея. Но когда он наступает, ничего-то, собственно, не меняется, и предельно ясно, что юбилей не более чем повод хорошо гульнуть и повидать старинных друзей, но никак не момент превращения в не мальчика, но мужа. И не приблизит его ни количество разбитых женских сердец, ни тонны вранья, ни правда, от которой плакать хочется, ни глупые шуточки, ни никому не нужные нелепые извинения. Нужны Поступки. И вот возможность, а, главное, желание совершать их куда лучше ускорят этот важный момент.

    28 июля 2009 | 17:21

    Впервые увидела фильм в 2013-м, так что и отношение к нему не может не быть соответствующим — не столько из-за собственного возраста, сколько из-за нынешних российских реалий.

    Первое, что бросилось в глаза, — давненько мне не попадались такие не слишком сюжетные фильмы. Без чёткой линии повествования, без стержня, который пронизывает события, без вектора, по которому движется происходящее. Для меня подобных фильмов существует около трёх, и все михалковские — «Свой среди чужих…», «Неоконченная пьеса…» и «Родня». Смотрела «Полёты…» и думала: не упускаю ли я что-то, не приложил ли руку Никита Сергеич, тем более, что он мелькал там в эпизодической роли, равно как и Адабашьян. Вышло так, что «Полёты…» откинули меня на пятнадцать-двадцать назад, в советское прошлое, от которого остались сегодня только разрушающиеся материальные объекты и странное, неуловимое послевкусие.

    Второе, на что я обратила внимание, — кризис среднего возраста, который переживает Сергей, герой Янковского. А вернее, отсутствие его как такового. Не было кризиса, каким я ожидала его увидеть. Начиная просмотр, я готовила себя к тому, что благородный, интеллигентный человек тонкой душевной организации дожил-таки до момента, когда окружающая действительность встала ему окончательно поперёк горла, и он сорвался. Вместо этого передо мной предстал пустой и безалаберный враль, который к сорока годам потерялся в собственных невнятных желаниях.

    Мне очень понятно такое состояние души, когда не знаешь, куда двигаться и зачем, но сочувствие у меня Сергей не вызывает. Мало того, что он не знает, чего хочет, хотя ему уже сорок. Для начала мужчине в таком возрасте достаточно было бы знать, чего он категорически не хочет для себя в этой жизни, раз уж серая повседневность не научила его мыслить абстрактными категориями и мечтать. Начинать новую, переосмысленную жизнь можно и с отсечения негатива. Но Сергей ведь просто затерялся в этой повседневности и теперь, якобы в кризисе, мечется, как зверь в клетке. Типичный пример энергии без вектора. Я согласна понять терзания человека, чьи идеалы разрушены. Но как прощать и сочувствовать тому, у кого никогда и не было никаких идеалов?..

    Хуже всего отношения Сергея с женщинами. Практически со всеми героинями у него что-то есть или было. Он всем что-то непонятное обещал, а может и не обещал, только существовал рядом, а они уже сами, мысленно, достроили недостающее — просто глядя на него и слушая его. И он умудрялся одалживать у них деньги, имущество! Какой безобразно алкашеский подход к отношениям! И ведь он не был алкоголиком, вот что странно. Он по всем параметрам — типичный интеллигент, творческая личность, но с маленькой поправкой — ни интеллигентности, ни творчества в нём нет, если, конечно, не считать за таковые манеру ухаживать за прекрасным полом и фантазии о каких-то мифических полётах.

    Против своего ожидания я пришла в восторг от героини Людмилы Гурченко — Ларисы Юрьевны. В ней было прямо-таки королевское достоинство, благородство, присущее дворянам! Вот это роль! Допустим, Сергею надоела простоватая жена. Но как, какими путями он мог прийти к желторотой, пустой, озабоченной танцульками Алисе, оставив где-то позади настоящую Женщину? Нонсенс. Неужели непонятно, что в конце-концов хипповатая Алиса превратится в глупую клушу, а Лариса Юрьевна так и останется Женщиной, сколько бы лет ей ни было? Но Сергею не хватает ума, чтобы это понять. Иначе стал бы он так метаться…

    Потерянный Николай Павлович Олега Табакова, ортодоксальная Нина Сергеевна Людмилы Ивановой, очарованный настоящей Женщиной скульптор Александра Адабашьяна… Ради них одних можно смотреть «Полёты во сне и наяву» раз за разом без остановки. Чудесно отыгранные образы, безоговорочное попадание в «десятку».

    Вопросов о том, правильно ли отдана роль Сергея Олегу Янковскому, неуместен. Только он и может быть таким Сергеем, потому что только глядя на него понимаешь, почему женщины, умные и рассудительные, теряли волю и терялись сами в его бесшабашности и его странных фантазиях. Ведь женщины всегда склонны к полётам, и наяву даже больше, чем во сне…

    10 из 10

    6 марта 2013 | 19:34

    Эту картину я очень люблю. Все в ней мне нравится: и режиссер, и великолепные актеры, и атмосфера, особая атмосфера. Там, где сценарист Виктор Мережко, не может быть посредственно.

    Снимается фильм. В огороженное пространство на улице случайно вбегает человек и именно этот человек станет героем фильма.

    Молодым снятся сны, в которых они летают. Со временем у большинства эти сны проходят, но Сергей их до сих пор видит. Он привык к своему внешнему виду(свитер, джинсы),он просрочил свой возраст — не заметил ту черту, которая отделяет молодость от зрелости. Он по, сути, еще ребенок, он так и не повзрослел. Его существование превратилось в игру, в нескончаемое представление. В нем все условно, все готово к перемене декораций. Для него все легко и просто. Он ничего не берет в голову.

    Ссора с женой, обман сослуживцев, легкомысленные выходки стали его каждодневной необходимостью. Защищаясь от серых будней, этот «баловень судьбы» искренен и притворен одновременно. Он и забавляется, и втягивает в свои безобидные, как ему кажется, забавы других. В нем как будто сломался какой-то механизм взросления и нарушена логика человеческого становления. Это своего рода сопротивление среде: у него это стало игрой во время игры, но в этой игре отсутствуют чувства, у него нет привязанностей, нет опоры, все оборачивается пустотой и тоской.

    Так и происходит деформация личности, во всяком случае, режиссер показал нам неординарный характер своего героя.

    Олег Янковский идеально раскрыл характер своего персонажа: артистичность, обаяние, легкость, непосредственность, ирония — все дано в пропорции. Поэтому, тем и ценен фильм для зрителя.

    27 ноября 2011 | 14:31

    В своё время советские кинокритики окрестили фильм декадентским, упадническим, совершенно противоестественным реалиям жизни. По-моему, они не верили сами себе. Картина получилась даже слишком убедительной. Потому как людей, похожих на главного героя, можно представить себе без всякого напряга. Даже представлять не надо — они были и есть во множестве воплощений, люди, не имеющие никаких целей в жизни, мающиеся от безделья и досаждающие всем вокруг, превращая свою тоску в бесшабашность. Советская критика, наверное, учуяла здесь очернение нашей действительности, но тема, затронутая в фильме, гораздо более общая и глубокая, и пусть речь идёт только об одном человеке, но таким может стать (а может быть, и есть уже кто-то) любой из представленных персонажей.

    Это тема присутствия в данном мире. Цельности, направленности, устроенности своей жизни, желания или нежелания каких-то перемен. И речь не о бедняках, бомжах или немощных, речь в данном случае о тех, кто может, но ничего не хочет противопоставить обстоятельствам, потому что им буквально всё неинтересно.

    Неглупый человек с высшим образованием, имеющий семью, какие-то навыки, наверное, друзей, мечется изо дня в день по городу, как подросток, убегая от себя и обманывая других. И дело не в унылости провинциальных будней. Просто в 40 лет уже должна быть какая-то основательность, пусть и обременительные, но какие-то занятия, обязанности само собой. В 40 лет не должен быть потерянным, растерянным, убогим. Любить свой дом, жену, растить детей, по крайней мере — теперь уже не право, а необходимость, коль решил когда-то стать семейным человеком. Но дни проходят, годы летят, а просвета не видно. Душа в потёмках, люди непонятны. Литература, музыка, театр, рыбалка, спорт, какое-то хобби, наконец, — ничего этого нет. Есть автомобиль, который он одалживает у старой знакомой и водит по доверенности, и… какой-то непонятный сон, который был придуман, дабы оправдаться перед самим собой в своей полной опустошённости.

    Что это? Какая такая скука? Что за кризис среднего возраста у творчески развитой личности? Такие вопросы, помнится, я прочитал в одной из рецензий на страницах какой-то газеты, когда фильм вышел в прокат. Но автор, в сущности, был прав, озадаченный странным отсутствием всяких интересов к бытию у главного героя (подразумевая, правда, что все личности в стране были обязательно творчески развитыми). Нахамить, обмануть, завестись, даже нарываясь на грубость, постоянно пребывая в состоянии поиска приключений — это всё в порядке вещей, заполнение времени какой-то пустой суетой с явными признаками инфантилизма. Однако человек должен понимать, что для того чтобы прожить долгую счастливую жизнь, надо всё-таки пристать однажды к какому-либо берегу. Чувство неудовлетворённости не имеет свойства проходить само собой. Он несостоятелен ни в чём, но то ли обманывает себя постоянно, веря, что сам он и есть такая вот безболезненная шалость, такой вот тип личности, то ли надеется, что стать разумным и серьёзным совсем просто, это он всегда успеет, а пока можно покуражиться, поскольку жизнь ещё совсем не кувырком. Но чем дальше, тем больше его «милые» шутки становятся понятными только ему одному, а перспективы мрачного одиночества становятся всё более реальными.

    8 из 10

    14 ноября 2010 | 20:30

    Это кино, наверное, окажет на меня более сильно влияние, когда я буду находиться в возрасте главного героя…

    Но это не значит, что кино плохое или оно мне не понравилось. Я просто не до конца понял все поступки и мотивацию главного героя, в блистательном исполнении Олега Янковского… Все таки, в фильме герой очень много вещей объясняет с позиции того, что «я прожил сорок лет, и понял…». Я не прожил еще и двадцати, поэтому весь смысл, скрываемый в его словах, для меня остался не то, чтобы непонятным — скорее непрочувствованным!

    Да, это кино для любителей. Это не «мейнстрим» (в советском кино такого понятия в принципе не существовало), это авторское кино, которое несет в себе частицу души режиссера — Романа Балаяна, которую он решил подарить зрителям. Но, далеко не все фильм восприняли хорошо, сославшись на «непонятность» сюжета и концовки в частности. Да авторское кино далеко не всегда примечательно сценарием! Оно примечательно великолепно поставленными сценами, которые нужно заметить и понять! Эта картина — работа художника, если можно так выразиться. Тут важен жест, действия главного героя, картина, висящие на стенах и тому подобное. А те, кто говорят, что сюжет фильма непонятен — просто невнимательно смотрели картину. Мы видим чуть ли не прямолинейное повествование о нескольких днях жизни мужчины, который готовится к своему 40-летию. Он осмысливает, что он сделал в жизни хорошего и плохого. Он старается изменить свою жизнь к лучшему. Он старается не замечать все плохое, что с ним происходит. Но на него наваливаются все новые и новые проблемы, изо дня в день, из часа в час… И этому герою искренне сочувствуешь, но не понимаешь его мотивацию (по причинам, указанным выше).

    Картина переполнена авторскими новаторствами, или, как это многие называют — непонятными сценами. Это сцены, где люди, как бы переносятся в другую реальность и делают поступки, как бы не влияющие на их жизнь, но, все равно, значимые. Или это сцены, где главные герои выражают свои эмоции не при помощи речи или жестов, а при помощи непонятных звуков. Сцена «кукареканья» вообще шедевральна до безобразия!

    Ну и, несмотря на то, что это — авторское кино, где главным является режиссер, актеры играют так великолепно, что придают своим образам двузначность и, таким образом, придают сюжету немного иную трактовку. Актеры, играют великолепно, кстати говоря: Олег Янковский, Людмила Гурченко, Олег Табаков, Олег Меньшиков — все они справились со своими ролями выше всяких возможных похвал. Ну, от артистов такого ранга не следовало иного ожидать.

    В общем — гениальный фильм, который я обязательно пересмотрю лет через 20-25. Ну, а сейчас я буду восхищаться фильмом и строить доводы по поводу его трактовки.

    9 из 10

    (1 балл скинул по причине, указанной в начале)

    6 апреля 2010 | 21:56

    Вы летаете во сне? А я вот снова начал, совсем как в детстве. Легонько так, кончиками пальцев ног, отталкиваюсь, раскидываю руки в сторону и парю над землей. Люди вокруг тоже пытаются. Но ни у кого не получается. А мне кажется, это так просто — летать. Но такие сны ничего хорошего не предвещают. Вот и наяву тоже летаю. Но чаще падаю. То мордой на чей-нибудь кулак. То с тарзанки в студеную реку. Или иные неприятности сами падают на мою голову.

    Мне без пяти минут сорок. Мои полеты, наверно, как-то связаны с этой знаменательной датой. Вы же меня понимаете: «кризис среднего возраста», «переходный период» и тому подобная чепуха. Время подводить итоги и задумываться об оставшейся половине жизни. А что там думать: грядущее мое иль пусто, иль темно. И в прошлое оглядываться тоже страшно неприятно. Чего я достиг? Семья, работа, любовница. Все, как у всех, должно быть. Но откуда это острое недовольство собой и всем, что меня окружает? Какой-то я чужой на этом празднике жизни. Лишний человек своего времени. Тепленькая подобралась компания — Онегин, Печорин, Базаров и Серега Макаров.

    Может, вы мне завидуете? Мол, бабы меня любят, а я строю кислую мину. И я их обожаю. Да почему-то все одно — погано на душе. Вот, женщина, близкая и дорогая, но кроме долга, ничего меня с ней не связывает. Это жена. Довел я ее до того, что заявила, что не любила она меня, а только создавала видимость. И что Машка не от меня. Врет, конечно. Вот другая, совсем девочка. Наивная, милая. Это, если угодно, любовница. Казалось, меня с ней связывает, наоборот, всё, кроме долга. А узнав поближе, понимаю, что между нами такая пропасть, которую перепрыгнуть мне не под силу. Да и не очень хочется. Есть у нее друг, в два раза моложе меня. Наглый такой. Ухлестывает за ней и ей это нравится. Мне за ним не угнаться. И черт с ними. Я не гордый. Заслужил «кукареку» под столом — сделаю. Это один треугольник о четырех углах. И мне мало радости, что я одна из сторон.

    А вот другой. Начальник мой, однокашник и просто друг, Коля, страдает от неразделенного чувства к Ларисе. Это наша сослуживица и ровесница. Неувядающая красавица и потрясающий друг. У нас было с ней кое-что по молодости лет. Теперь я поостыл, а она продолжает по мне сохнуть. Впрочем, это не треугольник получается, а цепочка какая-то, которая прерывается на мне. И это тоже меня огорчает. Я бы поговорил с Ларисой, чтобы она смилостивилась над Колей. Но вряд ли они оба будут мне благодарны за это.

    И так всегда и повсюду. Из добрых побуждений говорю правду, а меня бьют по роже, выгоняют из дому. Солгу — пожалуйте написать заявление об увольнении. Коля правильно назвал меня клоуном. Только от моих ужимок зрители горько усмехаются или плачут. Хотел пошутить с нырянием в речку. А гости мои навесили на меня табличку «подонок», дружно повернулись и ушли. Оставив меня умирать от воспаления легких.

    Есть еще одна женщина. И на нее вся моя надежда. Это мама. Уверен, что всё у меня кувырком оттого, что мы пять лет не виделись. Пытаюсь написать ей письмо, но кроме «здравствуй, мама» больше не могу выдавить из себя ничего. Хочу поехать к ней, но по пути обязательно попадаю в историю. Это проклятие какое-то. А она бы все исправила. Если надо, влепила бы затрещину, в угол поставила. Или погладила по непутевой головушке 40-летнего оболтуса: «Не переживай, сынок, все образуется. Только не теряй себя». Да поздно уже. Потерялся я.

    14 ноября 2012 | 10:48

    Кто-то сказал, что когда Янковский бежит в конце, а на ботинках у него красные подошвы, то это значит, что земля «горит» у него под ногами. Не знаю, думал ли об этом Мережко, когда писал сценарий или Балаян, когда снимал фильм. Но суть этого высказывания определяет всю суть фильма. Герой Табакова говорит ему под конец: «Ты же больной!». Может быть, не в прямом смысле, но в этой его неприкаянности есть что-то болезненное для окружающих.

    Фильм о кризисе в жизни. Герою неспроста исполняется сорок лет. Половина жизни прошла, возраст «акме», пора подводить итоги и отвечать на вопрос «Для чего я живу?». Видимо, главный герой пытается найти для чего он живёт, но всё ему быстро надоедает, становится неинтересным. Он говорит, сидя с женой и с любовницей: «С одной женщиной меня не связывает ничего, кроме долга, с другой женщиной меня связывает всё, кроме долга». Но не верится ему. У него был роман и с героиней Гурченко какое-то время назад. Как только что-то начинает не ладиться в отношениях с одной из женщин, он тут же переключается на другую, всё время ища любви и внимания, не понимая, что его и так все любят.

    Он живёт параллельно собственной жизни, пытаясь иногда выхватить что-то, урвать большой кусок, у него это получается, на несчастье тех, кто его любит и на зависть его соперников. Эпизод, когда герой Менщикова побеждает его в игре, показателен тем, что герой стареет, перестаёт быть тем самым молодым и озорным, который строит глазки всем похожим девицам молодого возраста. Он уже и не привлекает к себе такого внимание, какое, очевидно, привлекал в молодости, но он не понимает этого.

    Женщина, которая подбирает его на станции — это, пожалуй, единственный персонаж, который давлеет своим характером над его, ему явно с ней некомфортно, он не знает как себя вести. Он привык управлять балом, положение подобранного оборванца он воспринимает не так легко, как казалось бы мог воспринять.

    Весь фильм идёт рефреном образ матери. В самом начале он начинает ей писать письмо, потом врёт, что едет её встречать, что не видел её два года, потом сам едет к ней, влипает в историю, его избивают, и он поворачивает назад, а в самом конце на его юбилее говорят, что с матерью он не общался пять лет. Вот этот расплывчатый образ, диапазон времени с тех пор как они не виделись порождает что-то загадочное, это уже не образ матери, это образ его поиска.

    Отношения с дочерью и с женой интересны тем, что жена любит его, и, не получая ответной любви от него, срывает своё зло на дочери, потому что — это воплощение его. Если ему она ничего сделать не может, то проще злиться на дочь, на её схожесть с отцом, на то, что она родила её. Поэтому ей так хочется соврать мужу, что это не его дочь, для себя, ей самой станет легче думать, воображать, представлять, что это не его дочь.

    Весь фильм герой Янковского одет в одну и ту же одежду: джинсы, джинсовая рубашка и свитер. К концу вся его одежда изнашивается, под глазом появляется синяк, он становится похожим уже не на бродягу по жизни, в переносном смысле, а на обычного бродягу.

    Момент, когда он бросается с тарзанки в воду является неким перевёртышем. «Клоун! Клоун!», — кричит герой Табакова. Так же эту сцену воспринимают зрители и герои фильма, но это не просто очередной трюк, чтобы привлечь внимание. Это желание спрятаться или умереть, скрыться. Это подтверждается позже. Когда он закапывает сам себя в стог сена.

    Интересно, что начинается фильм тем, как он спит и видит что-то пугающее, и просыпается в поту. Заканчивается тем, как он трясётся от холода и сырости и прячется в сено. Если полёты во сне ему удаются, то наяву человек не может летать, как бы ему не хотелось. Потому что у него нет крыльев, чтобы облететь всё вокруг.

    Сцена, где он танцует с Гурченко. Она радуется, играет на публику. Гордится вниманием. Оборачивается, а его уже нет. Вот это суть героя. Попробовать всё. Если бы перед ним стояла ваза с печеньем, он бы откусил по разу каждую и оставил, не найдя самой вкусной.

    Фильм снят на классическую тему, потому будет любим многими следующими поколениями зрителей. Каждый увидит себя, потому что тема знакома всем и каждому. Фильм не учит жить. Здесь просто показан человек и его история. В этом для меня есть одна из его главных ценностей. Чистое кино как объективный взгляд, подсмотренная жизнь, без лишнего пафоса и напускного, показного налёта.

    30 июня 2012 | 03:57

    Потрясающий фильм. Отлично показана жизнь человека, без цели, без любви, без царя в голове. Не побоюсь написать это КИНОКЛАССИКА!!. Фильм 1982 года. Прошло уже больше 30 лет, пройдет еще 10, 20, 30, 50 лет, а его герой будет узнаваем, среди окружающих нас людей. «Клоун» — как сказал ему герой О. Табакова. И дело не в том, что главному герою 40, а у него вроде как за душой ничего нет. А в том, что главному герою уже 40, а он не хочет менять себя, искать свой путь жизни, «зажечь огонь» вокруг себя и осмотреться. Посмотреть в глаза окружающих его людей, что бы в них увидеть ответы на свои вопросы. Он даже вопросы не хочет задавать самому себе. Хотя нет, прошу прощения — один вопрос он все-таки задал, правда не себе, а одновременно жене и любовнице, в начале фильма. И получил от них соответствующий ответ. Будет ли у такого человека, будущее? Ответ авторы дают в конце. Эпизод со стогом сена просто блестящ и УВЫ — печален.

    Без вариантов

    10 из 10

    24 ноября 2014 | 21:00

    А фильм-то социально злой! Поэтому и был так благосклонно принят интеллигенцией в период эзопова языка. Странно, но мне фильм не показался сложным для понимания. Далее я сильно огрубляю, чтобы донести мысль…

    Сергей, 40 лет. Безусловно умный, яркий человек. Служба в чертежном бюро. Вокруг гнетущая беспросветная серость. Ничто не приносит удовлетворения. Откуда, почему эта невозможность реализации у неглупого, казалось бы, человека, хотя бы и в чисто карьерном плане? Чтобы состояться, а это, в конечном итоге, значит получить общественное признание, советскому служащему надо лгать — произносить правильные, одобренные наверху слова, стать членом партии. Противно.

    Попытка вырваться — это и любовница, и лихорадочная, но бесцельная активность — езда по городу на автомобиле.

    Кино, разумеется, это не социальное исследование. Попытки философских обобщений и научных высказываний ошибочны или банальны. И сентенции Балаяна о потерянном поколении соотносимы лишь узкой прослойке лиц, близких к кругам творческой интеллигенции периода застоя. В это же самое время другие представители населения активно пытались продвинуться по карьерной лестнице, воровали и «цеховничали», спивались — занимались весьма разнообразными видами деятельности…

    14 июня 2010 | 23:01

    ЧудноЕ ощущение от фильма — какой-то сюр. Как будто все это сон.

    Сон, в котором не пронизывает, нет, но обволакивает человеческая тоска по смыслу.

    Сергею нужен вызов. А его нет. В стране благополучно. Война не идет. Даже большой грандиозной стройки и то нет. Зато есть работа. Не пыльная, еще и не уволят. Жена есть, ребенок. Все здоровы. Может, дерево посадить? Ну посадит, а дальше что? В стране уже не было той идеи, ради которой хотелось делать что-то большое и великое. И не было этой идеи и у самого Сергея. И это его личная трагедия. Он в какой-то момент поплыл по течению, его все устраивало, все комфортно. Он сам принял эти правила. А, получилось, себе разменял и мечется теперь — нелюбимая жена, нелюбимая любовница, нелюбимая работа, нелюбимая подруга, дочь — вроде как все же любимая, да и мать.

    Что его может выдернуть из душевного болота? Сильное потрясение. Что-такое, которое бы всколыхнуло его мысли и сбило весь шум с них. Но в фильме нет потрясений — лишь легкая рябь. Ничего такого, чтобы выбило его с колеи.

    Мне жаль Сергея. Многие люди, если не все, проходят через подобное. В какой-то момент ты понимаешь, что едешь не в своем поезде или в своем, но проехал свою станцию. Что ж делать то… а выйти и пересесть придется. Рано или поздно. Хорошо тем, у кого есть рядом близкие люди, которые все поймут, простят и поверят в тебя. Для Сергея — это его мать, но до нее в этой истории он так и не доехал…

    10 февраля 2012 | 15:24

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    книга, 278 руб.
    подробнее

    Новости


    КиноПоиск узнал у Федора Бондарчука, Алексея Учителя, Светланы Ходченковой и у многих других о том, какие события стали для них главными в уходящем году. Почему «Географа» можно записать в неудачи, какими работами гордится Светлана Ходченкова, чего российские продюсеры добивались много лет и дождались только в этом году — все это в их ответах. (...)
     
    все новости

    Статьи


    Фуа-гра или острая лапша? Как непросыхающий герой заработал 137 миллионов? Какой пикантный российский фильм собирал аншлаги за рубежом? КиноПоиск вспоминает главные события 2013 года и просит их прокомментировать эксперта в области российского кино и программного директора фестиваля «Кинотавр» Ситору Алиеву(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    22-23 июня
    21.06.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 22-23 июня
    Пришлось Оргбюро ЦК ВКП (б) полноценно ответить за кинематограф (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Голос улицStraight Outta Compton26 364 020
    2.Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation11 451 746
    3.Синистер 2Sinister 210 542 116
    4.Хитмэн: Агент 47Hitman: Agent 478 326 530
    5.Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.7 317 374
    21.08 — 23.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Фантастическая четверкаFantastic Four159 207 141
    2.Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.99 430 069
    3.Синистер 2Sinister 269 971 203
    4.Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation35 462 019
    5.Упс… Ной уплыл!Ooops! Noah is Gone...26 979 715
    20.08 — 23.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 803 636266 735
    Деньги442 852 588 руб.33 014 497
    Цена билета245,53 руб.21,14
    20.08 — 23.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    30.МатрицаThe Matrix8.506
    31.Американская история ХAmerican History X8.501
    32.Большой кушSnatch.8.500
    33.ВАЛЛ·ИWALL·E8.489
    34.Остров проклятыхShutter Island8.488
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.Отцы и дочериFathers and Daughters91.67%
    47.Ключи от улицыThe Keys to the Street91.50%
    48.АкваменAquaman91.29%
    49.ФлэшThe Flash91.13%
    50.Чёрная ПантераBlack Panther91.13%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ЛевшаSouthpaw34
    Синистер 2Sinister 223
    На гребне волныPoint Break87
    Z – значит ЗахарияZ for Zachariah1
    Последняя ночь9
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Фантастическая четверкаFantastic Four4.555
    Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.7.920
    КаникулыVacation7.180
    УльтраамериканцыAmerican Ultra6.829
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation7.439
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Хитмэн: Агент 47Hitman: Agent 4703.09
    Темные тайныDark Places10.09
    Бегущий в лабиринте: Испытание огнёмMaze Runner: The Scorch Trials17.09
    Шальная картаWild Card24.09
    ЭверестEverest24.09
    премьеры