всё о любом фильме:

Полеты во сне и наяву

год
страна
слоган-
режиссерРоман Балаян
сценарийВиктор Мережко
директор фильмаОлег Пикерский
операторВилен Калюта
композиторВадим Храпачёв
художникВиталий Волынский, Н. Пастушенко, Евгений Питенин
монтажЕлена Лукашенко
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  6.4 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время86 мин. / 01:26
Накануне своего сорокалетия герой фильма пытается подвести итоги прожитых лет. Увы: он подводит их, а они подводят его. Ничто не приносит ему удовлетворения и счастья: ни любящая жена, ни юная любовница, ни друзья, ни работа…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Балаян рассказывал, что во время съемок «Полетов во сне и наяву» на площадке звучала музыка из фильма «Восемь с половиной» — целью режиссера было создание такого же настроения.
    • В фильме вместо Янковского поначалу должен был сниматься Никита Михалков.
    Фан-ролик 01:54

    файл добавилimacintosh

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Труднее всего, как выясняется, определить жанр этой ленты, которой уже исполнилось четверть века, и тогдашним сорокалетним создателям и героям ныне-то вообще под семьдесят. Картина работавшего на студии имени Александра Довженко и мало кому ведомого режиссёра Романа Балаяна (хотя на его счёту были такие необычные экранизации классики, как «Каштанка» по повести Антона Чехова и «Бирюк» по рассказу Ивана Тургенева) сразу была воспринята как история поколения, лирическая исповедь «лишних людей» 80-х годов XX века, причём именно в момент «расцвета застоя». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 32 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Шедевр Романа Балаяна «Полёты во сне и наяву» (1982), вошедший в список лучших российских фильмов, по мнению гильдии киноведов и кинокритиков РФ.

    «Полёты во сне и наяву» — как «Осенний марафон» (Данелия), только расположенный на более глубоких, даже можно сказать более интеллектуальных, кинематографических пластах. Картина о потерянных людях и обществе в целом, как семя одуванчика под натиском ветра, перемещающегося от одного пристанища к другому и назад. Безликое, серое, пустое, прожившее достаточно бессмысленного времени, так и не найдя себе места, оставаясь навеки потерянным, будто находясь в безвременье.

    «Полеты во сне и наяву» — как одна из лучших ролей Олега Янковского и совершенно типажных, но, тем не менее, безупречных ролей Гурченко, Табакова и молодого Меньшикова.

    «Полёты во сне и наяву» — как очередной чувственный, отчасти метафизический, меланхоличный, экзистенциальный шедевр советского кинематографа, надолго оставляющий в памяти, ярко вычерченные, образы героев.

    22 августа 2013 | 18:12

    Потрясающая картина! Осмелюсь дать ему альтернативное название «Серость». В нем не надо искать логику, да и возрастного кризиса там тоже нет. Фильм о заурядности окружающего мира незаурядного человека, о том, как душит все вокруг и нет прежней радости и хмель не доставляет веселье и женщины опостылели. Что ж мне очень понятны поступки героя, тоже безумно раздражает формула: «Уснул-проснулся, уснул-проснулся — Новый год!». Ответить на главный вопрос «Что же теперь делать дальше?» должен каждый сам за себя и, как и героя Янковского утешить в этом поможет разве что мама.

    13 мая 2010 | 07:25

    Одна из лучших картин о кризисе среднего возраста эпохи 80-х годов 20 века, в ней продолжается литературная традиция 19 века, чеховских произведений, пьес Вампилова «Утиная охота» и др.

    Так получается, что для многих картин с участием Олега Янковского характерен мотив полета, внутренних метаний героя, оказавшегося в разладе с существующей действительностью, с которой он не может построить нормальных отношений, ввиду того, что герой оказывается так и не понят обществом, даже не смотря на то, что всеми любим. В итоге все это вливается в абсурдный бег в никуда, который становится иллюстрацией всех его душевных переживаний и надломов.

    Фильм очень глубокий, несмотря на то, что сама история очень проста — изображается 3 дня из жизни 40 летнего интеллигента, включая день его юбилея, который лишь усиливает его потерянность и обособленность. И внутренние противоречия героя, и его запутанность в жизни великолепно переданы Олегом Янковским. Ироничная усталость, хулиганистость, магнетический взгляд с прищуром, умение так выразительно молчать столь свойственные его актерской игре делают образ настолько сверхобаятельным и рельефным, невозможно оторвать от него взгляд на протяжении всего фильма. Он не дает уловить, что за герой перед нами — вроде бы всеми любим, но в то же время и обособлен, отвергнут, супергерой и в то же время казалось бы неудачник, который не может жить как все, который находится в поиске ему самому непонятных вещей и истин, которому нужно куда-то двигаться, идти, всегда чего-то недостает.

    Жена и любовница, с одной из них героя связывает долг, с другой — все, кроме долга, по большому счету и стой, и с другой у него довольно мало общего, лишь попытка как-то вырваться из скучной обыденности, но неудачная. Лариса Юрьевна (персонаж Л. Гурченко) возможно единственный человек, который если и не понимает до конца, то любит и принимает его таким, какой он есть, иногда и подыгрывая ему в некоторых шутовских поступках. Хотя все это его шутовское хулиганство наполнено драматизмом и печалью, это как попытка привлечь внимание именно к этим моментам, горькая попытка против двойной общественной морали, которая всегда оправдает красиво прикрытую ложь и отвергнет искреннюю, но неприглядную правду, порыв души, это стремление всех привести к некому усредненному виду и не будет акцентировать внимание на личностных различиях и свойствах каждого человека.

    Все заканчивается, впрочем, все той же обособленностью, отдаленностью, попыткой согреться, зарывшись в стог сена, и остаться наедине с собой, отгородившись от всего и всех..

    9 из 10

    1 декабря 2013 | 19:06

    Главному герою исполняется 40 лет. Время подвести итоги, понять, чего ты добился в жизни, чем ты можешь гордиться в ней, а чего лучше не вспоминать.

    Я не буду говорить о сюжете фильма, так как в этом фильме главное атмосфера одиночества, главный герой является лишним человеком в сером окружающем его мире. Олег Янковский даже не играет своего персонажа, он им живет. Этот тот случай, когда актер полностью погружается в образ Макарова. Его героя можно презирать, можно сопереживать ему, но никак нельзя оставаться равнодушным. Таков и сам фильм, он вызывает эмоции, переживания.

    Стоит немного рассказать о других актерских работах в это фильме. Олег Табаков как всегда прекрасен. Его герой является полной противоположностью героя Янковского, но может поэтому в фильме они лучшие друзья. Людмила Гурченко и Олег Меньшиков сыграли хорошо, но их герои блекнут перед главным героем. Хотелось бы отметить Елену Костину. Этот фильм был её дебютом в кино, и на фоне таких великих актеров она ничуть не затерялась.

    Не думаю, что это фильм понравится всем, это авторское кино, которое является лучшим фильмом в фильмографии прекрасного режиссера Романа Балаяна.

    10 из 10

    11 июня 2010 | 22:13

    Непросто писать отзыв на подобный фильм. Это как объять необъятное, понять непостижимое, как рассказать о самом сокровенном, о самом скрытом. Для меня до сих пор остается загадкой, как Роман Балаян смог вместить в 92 минуты практически все «зерно» нравственных проблем современного человека.

    «Как ты прожил век» — звучат фоном слова из песни Валерия Леонтьева в кульминационной сцене фильма, где главный герой Олега Янковского собирается «полетать» на тарзанке на праздновании своего сорокалетия. «Как ты прожил век?» — этот вопрос терзает его на протяжении всей картины и, отвечая на этот вопрос, он погружается все глубже и глубже в осознание неправильности, аморальности своих поступков и действий. Наверное, ему было бы легче «принять» себя со всеми недостатками, если бы не люди, которые его окружают. Если бы не самые близкие, которые всю жизнь его прощали, молчали, тем самым еще больше обнажая все пороки главного героя. «Клоун», — крикнет в сердцах персонаж Олега Табакова после последней выходки Олега Янковского. «Грустный, несчастный клоун», — добавит зритель, глядя на мокрого, дрожащего главного героя, прячущегося от своих друзей за деревом.

    «Время собирать камни»

    Накануне юбилея главный герой задался этим чудовищным для среднестатистического мужчины со среднестатистической жизнью вопросом — Что ты сделал в своей жизни? И, чтобы ответить на этот вопрос, О. Янковский совершит длительный и мучительный путь. Он уходит из дома к молодой любовнице. Но то, каким он себя увидит рядом с Алисой, станет грустной и невыносимой для глаз картиной. Он вернется домой к жене, и там его будет ждать лишь разочарование — старые обиды, многолетние раны. Он едет на поезде к своей маме, которую не видел 5 лет, но постоянно говорит о ней, используя ее как прикрытие, чтобы сбегать пораньше с работы к любовнице. Но не сможет добраться до пункта назначения. Потом будет его «старая» любовь Людмила Гурченко, потом — близкий друг Олег Табаков. Все эти люди как зеркала главного героя, его нравственный портрет: он смотрит в них, и видит в отражение человека, которым он не хотел быть, но был всю жизнь — балагуром, бабником, безответственным коллегой, другом, мужем, отцом и даже любовником.

    Знаете, про что этот фильм для меня? Вот если докопаться до самого дна, до самой сути. Этот фильм про то, что самую большую боль мы причиняем людям, которые нам ближе всех и которые любят нас больше всего. Главный герой неосознанно (или все-таки осознанно?) причиняет боль, обманывает, пренебрегает самыми близкими, но страшнее, что тем самым он пренебрегает самим собой. Однако конец истории — на самом деле ее начало, так как новая страница истории главного героя начнется с принятия своего поражения перед жизнью.

    Отдельно хочется отметить Виктора Мережко. В который он поражает своим сценарием, проблемами, которые поднимает, глубиной персонажей.

    10 из 10

    23 февраля 2013 | 21:30

    Прекрасный актерский состав. Убедительная игра. Не игра слов, а игра тишины. Когда успеваешь за время, пока актер скажет фразу продумать десятки вариаций и вариантов. Фильм своим началом вызывает некую ностальгию. Эта детская рукавичка, которой подпирается не закрывающаяся дверь, этот второй тапочек, за которым лень лезть под кровать… На самом деле это не способ вызвать какие-то определенные чувства, а прямая характеристика героя. Он не живет в материальном мире и не любит заканчивать начатое продолжая идти по жизни в одном тапочке. Ну, или в нелепых кроссовках с красными подошвами.

    На носу 40-летие, а он… Хотя, при чем тут 40-летие? Человек не может найти счастье в материальном мире. Так и наш, с позволения сказать, герой.

    Личная жизнь: обычная жена; обычный ребенок; юная любовница, желающая лишь убегать и танцевать в силу возраста; любящая его Гурченко, которая впрочем прекрасно знает, что не уживется с его нравом и ей проще мечтать, мечтать, поцеловать, мечтать…

    Работа: одним словом рутина. Сотрудники? Та же Гурченко, начальник-отличник, прощающий всё, 19-летняя девочка и женщина, как бы прямо относящаяся к жизни и тем не менее избегающая проблем.

    А еще есть мама главного героя. Он ее очень хочет увидеть и любит очень сильно. Но, никак не может к ней съездить. Но очень любит. Правда-правда. Ведь не может же такой человек врать. Он ведь отдаст с получки, чес-слово. Вы только еще полтинник одолжите.

    Но Вы оглянитесь вокруг. Мало ли среди Ваших знакомых таких людей? Пустых внутри, ненужных обществу, не решающих своих проблем, в упор не видящих что они никому не нужны такими.

    Все люди, которые к нему тянутся хотят дать ему еще один шанс. И он принимает это как должное не считаясь с их желаниями. Он не собирает меняться. Зачем? Проще выть волком в позе эмбриона. Такие люди никогда не меняются и никогда не доведут дело до конца.

    И ВСЕГДА БУДУТ ОДИНОКИМИ! В любой толпе. Как впрочем и многие другие персонажи из этой ленты, которым проще себя жалеть вместо попытки улучшить свою жизнь.

    4 из 10

    13 января 2014 | 17:01

    Потрясающий фильм. Отлично показана жизнь человека, без цели, без любви, без царя в голове. Не побоюсь написать это КИНОКЛАССИКА!!. Фильм 1982 года. Прошло уже больше 30 лет, пройдет еще 10, 20, 30, 50 лет, а его герой будет узнаваем, среди окружающих нас людей. «Клоун» — как сказал ему герой О. Табакова. И дело не в том, что главному герою 40, а у него вроде как за душой ничего нет. А в том, что главному герою уже 40, а он не хочет менять себя, искать свой путь жизни, «зажечь огонь» вокруг себя и осмотреться. Посмотреть в глаза окружающих его людей, что бы в них увидеть ответы на свои вопросы. Он даже вопросы не хочет задавать самому себе. Хотя нет, прошу прощения — один вопрос он все-таки задал, правда не себе, а одновременно жене и любовнице, в начале фильма. И получил от них соответствующий ответ. Будет ли у такого человека, будущее? Ответ авторы дают в конце. Эпизод со стогом сена просто блестящ и УВЫ — печален.

    Без вариантов

    10 из 10

    24 ноября 2014 | 21:00

    Я в который раз смотрела «Полёты…». И опять на экране пытался жить (или выжить) маетный Серёга Макаров — тот, кто всё летал и летал в своих мучительно счастливых снах.

    Наслаждалась каждой минутой той истории, что рассказывал мне Балаян Янковским. Герой не своего времени на вечном взрыде снова жил так, что было больно смотреть. Печальный клоун шатался по жизни, в свои без трёх дней сорок лет, но «дурак-дураком», и я понимала как он прав в этом мучении.

    Просто так случилось, что полёты во сне должны стать явью, иначе, зачем такие сны?.. Просто так случилось, что для той жизни, что теперь есть у Макарова, нужно срочно найти смысл. И он ищет, как может… В юной красавице Алисе, что уйдет за молодостью; в дочке, что пока не поймёт; в друге, что хоть и выставит правильный диагноз — болен, — но не сможет помочь; в бывшей своей истории — Ларисе, что готова, может быть, больше всех прочих стать для него и смыслом, и лекарством, но не её это роль в судьбе Макарова, и потому её помощь — не помощь…

    Просто так живёт мой летающий во снах Макаров, добровольно выпадая из самых привычно приходящих на ум вариантов нормы. Я вижу: неправильно всех и всё подводить под общепринятый тускло материальный стандарт. Какие внешние материально осязаемые вещи могут вылечить того, кто летает? Исключительность Макаров, сам понимающий всю свою неуместность, и громко иронизирующий над собой знаменитой улыбкой Янковского — улыбкой через плач.

    Живи он веке в 19-ом, было бы ему две дороги — в монастырь за верой или на Кавказ за пулей. Но он живёт в советском 20-ом, где такие дороги не проложены. Заложник себя самого, он уже почти перестал искать точку опоры, послушно болея этой жизнью. Болея тяжело и без прививок, страдая сам, мучая окружающих и отталкивая тех, кто пытался стать для него смыслом.

    Я снова смотрела «Полёты…» и снова страдала с Макаровым. Время к финалу, а Макаров на последней жиле в стог сена, в теплое никуда, внутрь, эмбрионом, без сил, без желаний, без обещаний жить — устал…

    «Мчится всадник прямо в осень…» — твоя осень уже открыта, Макаров. Добро пожаловать в желанное одиночество…

    В своём интервью Балаян сказал, что выплеснул в этот фильм всю желчь, накопившуюся у него за 5 лет простоя с последнего (и любимого) «Бирюка». Он отказывался от съёмок доступной тогда «производственной лабуды», не желая размена на меньший труд. И хоть очень, видимо, устал в простое, но сдержал себя, удержав героя от прописанной в сценарии гибели. Что ж, открытый финал даёт мне право оставить за Макаровым право хотя бы выжить. В этом фильме многое недосказано, но это и хорошо — иногда не надо говорить, все понятно без слов, потому что это молчит Янковский.

    15 мая 2011 | 23:00

    Думаю, что каждый в этом фильме увидит что-то уже знакомое ему, некогда произошедшее и сейчас вдруг всплывшее из клубов памяти.

    Мне хочется понять, почему этот фильм ввел меня в состояние неизвестностной задумчивости и какого-то умиротворенного восхищение, что сложно передать на словах.

    Олег Янковский — ответ. Даже не Сергей Макаров, а само то, что передал через этого героя Янковский. Передал он состояние некого душевного поиска, когда некуда пристать, нигде нет желаемого и что есть желаемое — неизвестно. Этот герой, он существует во вне всего того, что происходит в фильме, только тогда, когда он один — он живет: когда спит, когда пинает мяч, когда бежит за мальчишками, когда лежит под стогом сена.

    Полеты во сне — это реальность, и полеты наяву — тоже реальность, она одна здесь и нет грани между сном и явью. Если различать их, то только со взгляда других героев, которые не видят полетов, и потому существуют отдельно. Сергей лишь соприкасается с ними и тут же исчезает, а потом вновь возвращается. Почему? Без ответа. Именно образ того состояния неведения показан здесь и отражен отсутствием каких-либо пояснений в фильме. Это ни притча, ни комедия, ни драма, это атмосфера, для которой нет жанра.

    Интересно, почему сено? Если обратиться к средневековой символике и к словам «в конце все станет сеном», то получается, что человек гибнет, но возможно ли обратное: может, это и есть спасение? Я не знаю.

    29 января 2013 | 23:18

    Казалось бы, фильм с таким актерским ансамблем просто не может не понравиться, не влюбить в себя раз и навсегда. Просто математически даже. А вот…

    Не соврать, осилил его до конца только с 3 попытки. Из принципа. И то, кажется, в серединке мальца вздремнул. А всё почему? Нереально скучно! Просто безумие какое-то!

    Я вообще не понимаю, о чем эта картина. Ни грамма! Ей богу, была даже надежда на «аннотацию» к фильму на его страничке. Увы, общие слова. С одной стороны, хорошо — выходит, ничего не пропустил, с другой — плохо — картина «ни о чем». Зачем, спрашивается, смотреть?

    Может, просто время уже не то? Да нет, вряд ли. Нынче вон тоже полным-полно тех, про кого можно сказать «потерял себя». Наверное, проблема в другом. Это, так называемая, личная актуальность. По принципу: «кто не был — то будет (здесь эта часть не применяется, ибо не факт), кто был (вот это то, что надо) — не забудет». Кино для, условно выражаясь, собраний анонимных алкоголиков. Сели, посмотрели, обсудили, каждый своё вспомнил, рассказал, опять обсудили и т. д. Не пропала даром картина.

    А нормальным людям такое смотреть как-то… Незачем, наверное. Потому что кроме как классическое «С жиру беситесь! Довели ребенка до паранойи!» ничего в голову не приходит. Куда бы деться! Бедный ты бедный! Всё-то у тебя есть и всё-то тебе мало! «Папе скучно!» И все забегали, засуетились сразу. Человек погибает! Спасать товарища надо! Ты, дескать, лучше сам того, но выручи! А зачем?! Кому он такой нужен? Какой от него прок? Об этом, надо полагать, не подумали. Некогда. Вдруг не успеем! Очень похвально! Гуманизм, милосердие и иже с ними. Эмоции. «Мне это неинтерэсно!», как говорила героиня И. Стрелковой-Оболдиной в «Докторе Живаго», когда у главных героев начиналось выяснение семейных отношений.

    А сыграно хорошо — тут не поспоришь. С чего начали, как говорится, к тому и возвращаемся. Цикл. К счастью, не всегда еще убедительность формы определяет содержание.

    5 из 10

    24 ноября 2009 | 20:55

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    книга, 311 руб.
    подробнее

    Новости


    КиноПоиск узнал у Федора Бондарчука, Алексея Учителя, Светланы Ходченковой и у многих других о том, какие события стали для них главными в уходящем году. Почему «Географа» можно записать в неудачи, какими работами гордится Светлана Ходченкова, чего российские продюсеры добивались много лет и дождались только в этом году — все это в их ответах. (...)
     
    все новости

    Статьи


    Фуа-гра или острая лапша? Как непросыхающий герой заработал 137 миллионов? Какой пикантный российский фильм собирал аншлаги за рубежом? КиноПоиск вспоминает главные события 2013 года и просит их прокомментировать эксперта в области российского кино и программного директора фестиваля «Кинотавр» Ситору Алиеву(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    22-23 июня
    21.06.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 22-23 июня
    Пришлось Оргбюро ЦК ВКП (б) полноценно ответить за кинематограф (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Форсаж 7Furious Seven29 156 595
    2.Толстяк против всехPaul Blart: Mall Cop 223 762 435
    3.Убрать из друзейCybernatural15 845 115
    4.ДомHome10 608 947
    5.Дальняя дорогаThe Longest Ride7 020 782
    17.04 — 19.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Форсаж 7Furious Seven364 432 041
    2.Битва за Севастополь35 029 035
    3.Территория34 042 448
    4.Ночной беглецRun All Night31 733 465
    5.ДомHome17 892 263
    16.04 — 19.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 117 6651 581 367
    Деньги574 644 892 руб.468 526 394
    Цена билета271,36 руб.10,65
    16.04 — 19.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    155.Отец солдата8.175
    156.Умница Уилл ХантингGood Will Hunting8.174
    157.Остров сокровищ8.172
    158.Пираты Карибского моря: Сундук мертвецаPirates of the Caribbean: Dead Man's Chest8.169
    159.Тренер КартерCoach Carter8.168
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.94.90%
    17.Кредо убийцыAssassin's Creed94.56%
    18.Мстители: Война бесконечности. Часть 1Avengers: Infinity War. Part I94.35%
    19.007: СПЕКТРSpectre94.34%
    20.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens94.32%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron61
    Чем дальше в лес...Into the Woods63
    ПочтальонThe Postman24
    АББА: ФильмABBA: The Movie4
    Призрак30
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Форсаж 7Furious Seven7.376
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron7.973
    Территория7.453
    Ночной беглецRun All Night6.641
    Битва за Севастополь7.864
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    А зори здесь тихие...30.04
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road14.05
    Земля будущегоTomorrowland21.05
    ТрейсерыTracers21.05
    Однажды21.05
    премьеры