всё о любом фильме:

Полеты во сне и наяву

год
страна
слоган-
режиссерРоман Балаян
сценарийВиктор Мережко
директор фильмаОлег Пикерский
операторВилен Калюта
композиторВадим Храпачёв
художникВиталий Волынский, Н. Пастушенко, Евгений Питенин
монтажЕлена Лукашенко
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  6.4 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время86 мин. / 01:26
Накануне своего сорокалетия герой фильма пытается подвести итоги прожитых лет. Увы: он подводит их, а они подводят его. Ничто не приносит ему удовлетворения и счастья: ни любящая жена, ни юная любовница, ни друзья, ни работа…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Балаян рассказывал, что во время съемок «Полетов во сне и наяву» на площадке звучала музыка из фильма «Восемь с половиной» — целью режиссера было создание такого же настроения.
    • В фильме вместо Янковского поначалу должен был сниматься Никита Михалков.
    Фан-ролик 01:54

    файл добавилimacintosh

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Труднее всего, как выясняется, определить жанр этой ленты, которой уже исполнилось четверть века, и тогдашним сорокалетним создателям и героям ныне-то вообще под семьдесят. Картина работавшего на студии имени Александра Довженко и мало кому ведомого режиссёра Романа Балаяна (хотя на его счёту были такие необычные экранизации классики, как «Каштанка» по повести Антона Чехова и «Бирюк» по рассказу Ивана Тургенева) сразу была воспринята как история поколения, лирическая исповедь «лишних людей» 80-х годов XX века, причём именно в момент «расцвета застоя». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 32 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Это едва ли не самое значительное произведение отечественного кино первой половины 1980-х годов. Оно анализирует драму 40-летних, вступающих в новое для себя десятилетие с «нулевым результатом». Главный герой Сергей Макаров в исполнении Олега Янковского сразу стал почти нарицательным персонажем, своего рода alter egо советского интеллигента, вчерашнего шестидесятника, оказавшегося вдруг аутсайдером, растерявшим по дороге не только идеалы и принципы, но и самого себя.

    Игривое отношение к жизни, в которой всё уже схвачено и распределено, как раз и призвано скрыть неспособность героя что-либо изменить в этой жизни. Избегая демонстрации явных социальных издержек, Балаян и автор сценария Виктор Мережко продолжают скорее чеховскую традицию, позволяющую в незначительных деталях, в косвенных конфликтах разглядеть масштабную проблему. Макаров предстаёт здесь в образе классического «лишнего человека», обнажая разлад, нестыковку личности и эпохи. Янковский как бы подхватывает этой ролью эстафету у скончавшегося годом раньше Олега Даля.

    Даль максимально сконцентрировал в своих поздних работах (особенно в картинах «В четверг и больше никогда» и «Отпуск в сентябре») суть духовного томления и расхождения героя с окружающим его миропорядком. Рефлексирующий паяц Сергей Макаров зарывается в финале в стог сена (своеобразный парафраз знаменитого «Пепла и алмаза»), и как бы уходит, скрывается, избавляется от жизни. Сами «Полёты…", став культовой картиной советской интеллигенции, обнажили глубокий духовный кризис бытия и жития в несвободной стране эпохи стагнации.

    30 января 2014 | 09:35

    Шедевр Романа Балаяна «Полёты во сне и наяву» (1982), вошедший в список лучших российских фильмов, по мнению гильдии киноведов и кинокритиков РФ.

    «Полёты во сне и наяву» — как «Осенний марафон» (Данелия), только расположенный на более глубоких, даже можно сказать более интеллектуальных, кинематографических пластах. Картина о потерянных людях и обществе в целом, как семя одуванчика под натиском ветра, перемещающегося от одного пристанища к другому и назад. Безликое, серое, пустое, прожившее достаточно бессмысленного времени, так и не найдя себе места, оставаясь навеки потерянным, будто находясь в безвременье.

    «Полеты во сне и наяву» — как одна из лучших ролей Олега Янковского и совершенно типажных, но, тем не менее, безупречных ролей Гурченко, Табакова и молодого Меньшикова.

    «Полёты во сне и наяву» — как очередной чувственный, отчасти метафизический, меланхоличный, экзистенциальный шедевр советского кинематографа, надолго оставляющий в памяти, ярко вычерченные, образы героев.

    22 августа 2013 | 18:12

    А фильм-то социально злой! Поэтому и был так благосклонно принят интеллигенцией в период эзопова языка. Странно, но мне фильм не показался сложным для понимания. Далее я сильно огрубляю, чтобы донести мысль…

    Сергей, 40 лет. Безусловно умный, яркий человек. Служба в чертежном бюро. Вокруг гнетущая беспросветная серость. Ничто не приносит удовлетворения. Откуда, почему эта невозможность реализации у неглупого, казалось бы, человека, хотя бы и в чисто карьерном плане? Чтобы состояться, а это, в конечном итоге, значит получить общественное признание, советскому служащему надо лгать — произносить правильные, одобренные наверху слова, стать членом партии. Противно.

    Попытка вырваться — это и любовница, и лихорадочная, но бесцельная активность — езда по городу на автомобиле.

    Кино, разумеется, это не социальное исследование. Попытки философских обобщений и научных высказываний ошибочны или банальны. И сентенции Балаяна о потерянном поколении соотносимы лишь узкой прослойке лиц, близких к кругам творческой интеллигенции периода застоя. В это же самое время другие представители населения активно пытались продвинуться по карьерной лестнице, воровали и «цеховничали», спивались — занимались весьма разнообразными видами деятельности…

    14 июня 2010 | 23:01

    Кто-то сказал, что когда Янковский бежит в конце, а на ботинках у него красные подошвы, то это значит, что земля «горит» у него под ногами. Не знаю, думал ли об этом Мережко, когда писал сценарий или Балаян, когда снимал фильм. Но суть этого высказывания определяет всю суть фильма. Герой Табакова говорит ему под конец: «Ты же больной!». Может быть, не в прямом смысле, но в этой его неприкаянности есть что-то болезненное для окружающих.

    Фильм о кризисе в жизни. Герою неспроста исполняется сорок лет. Половина жизни прошла, возраст «акме», пора подводить итоги и отвечать на вопрос «Для чего я живу?». Видимо, главный герой пытается найти для чего он живёт, но всё ему быстро надоедает, становится неинтересным. Он говорит, сидя с женой и с любовницей: «С одной женщиной меня не связывает ничего, кроме долга, с другой женщиной меня связывает всё, кроме долга». Но не верится ему. У него был роман и с героиней Гурченко какое-то время назад. Как только что-то начинает не ладиться в отношениях с одной из женщин, он тут же переключается на другую, всё время ища любви и внимания, не понимая, что его и так все любят.

    Он живёт параллельно собственной жизни, пытаясь иногда выхватить что-то, урвать большой кусок, у него это получается, на несчастье тех, кто его любит и на зависть его соперников. Эпизод, когда герой Менщикова побеждает его в игре, показателен тем, что герой стареет, перестаёт быть тем самым молодым и озорным, который строит глазки всем похожим девицам молодого возраста. Он уже и не привлекает к себе такого внимание, какое, очевидно, привлекал в молодости, но он не понимает этого.

    Женщина, которая подбирает его на станции — это, пожалуй, единственный персонаж, который давлеет своим характером над его, ему явно с ней некомфортно, он не знает как себя вести. Он привык управлять балом, положение подобранного оборванца он воспринимает не так легко, как казалось бы мог воспринять.

    Весь фильм идёт рефреном образ матери. В самом начале он начинает ей писать письмо, потом врёт, что едет её встречать, что не видел её два года, потом сам едет к ней, влипает в историю, его избивают, и он поворачивает назад, а в самом конце на его юбилее говорят, что с матерью он не общался пять лет. Вот этот расплывчатый образ, диапазон времени с тех пор как они не виделись порождает что-то загадочное, это уже не образ матери, это образ его поиска.

    Отношения с дочерью и с женой интересны тем, что жена любит его, и, не получая ответной любви от него, срывает своё зло на дочери, потому что — это воплощение его. Если ему она ничего сделать не может, то проще злиться на дочь, на её схожесть с отцом, на то, что она родила её. Поэтому ей так хочется соврать мужу, что это не его дочь, для себя, ей самой станет легче думать, воображать, представлять, что это не его дочь.

    Весь фильм герой Янковского одет в одну и ту же одежду: джинсы, джинсовая рубашка и свитер. К концу вся его одежда изнашивается, под глазом появляется синяк, он становится похожим уже не на бродягу по жизни, в переносном смысле, а на обычного бродягу.

    Момент, когда он бросается с тарзанки в воду является неким перевёртышем. «Клоун! Клоун!», — кричит герой Табакова. Так же эту сцену воспринимают зрители и герои фильма, но это не просто очередной трюк, чтобы привлечь внимание. Это желание спрятаться или умереть, скрыться. Это подтверждается позже. Когда он закапывает сам себя в стог сена.

    Интересно, что начинается фильм тем, как он спит и видит что-то пугающее, и просыпается в поту. Заканчивается тем, как он трясётся от холода и сырости и прячется в сено. Если полёты во сне ему удаются, то наяву человек не может летать, как бы ему не хотелось. Потому что у него нет крыльев, чтобы облететь всё вокруг.

    Сцена, где он танцует с Гурченко. Она радуется, играет на публику. Гордится вниманием. Оборачивается, а его уже нет. Вот это суть героя. Попробовать всё. Если бы перед ним стояла ваза с печеньем, он бы откусил по разу каждую и оставил, не найдя самой вкусной.

    Фильм снят на классическую тему, потому будет любим многими следующими поколениями зрителей. Каждый увидит себя, потому что тема знакома всем и каждому. Фильм не учит жить. Здесь просто показан человек и его история. В этом для меня есть одна из его главных ценностей. Чистое кино как объективный взгляд, подсмотренная жизнь, без лишнего пафоса и напускного, показного налёта.

    30 июня 2012 | 03:57

    Коля любит Ларису, Лариса любит Серёжу, Серёжа вроде как любит Алису, Алиса вроде как любит своего друга.

    «А что собственно случилось?», — спрашивает ещё один персонаж, который тоже вроде как заинтересован в Ларисе, когда Лариса поцеловала Серёжу на глазах у всей честной компании. «Трудно сказать», — честно ответила Лариса.

    Вот так же трудно честно сказать, о чём же всё-таки фильм.

    Главный герой — Сергей Макаров — «клоун», «подонок», «дурак дураком», которому через три дня сорок лет, а в ассортименте — нелюбимая работа, нелюбимая жена, и нелюбимая любовница. Он утверждает, что обе женщины ему одинаково близки и одинаково дороги, и проблема заключается только в том, что с первой его ничего не связывает, кроме долга, а со второй — всё, кроме долга.

    Но вот как-то интуитивно предчувствуешь, что ни с первой, ни со второй не будет ему счастья. Потому что не каждый человек создан для счастья. Некоторые — исключительно для полётов.

    Макаров — прожженный циник, который врёт на каждом шагу. Когда ему нужно сбежать с работы к любовнице, выдумывает несусветную историю про старенькую, худенькую мать, которую якобы нужно встретить на вокзале, которая якобы приехала к сыну на юбилей. Вы только вдумайтесь — врать про старенькую, худенькую мать… И ему не стыдно. «А вам не бывает стыдно?» — вызывающе парирует герой обществу. Конечно бывает. Но зачем же так упрямо совершать поступки, за которые определённо будет стыдно?

    Но Макарову похоже просто нравится, когда ему стыдно. И самое интересное, что при всём этом своем «подонстве», он нравится обществу — тому, которое окружает его в фильме, да и реальному — советскому и постсоветскому — которое считает этот фильм культовым.

    Нравится, потому что при всём своем «подонстве» Макаров обаятельный, привлекательный, в джинсах и растянутом свитере. Потому что не такой, как все. Нету ему места ни в семье, ни на работе, а, значит, и нигде. Такой вот неуместный человек. А кому не приходилось переживать подобную неуместность… Вот и жалко его, как самого себя бывает жалко, когда такая неуместность накатит — хоть в сорок, хоть в двадцать три. Бывает.

    Но одно дело, когда это — состояние, а другое — когда стиль жизни. И вот в этом случае героя уже и обаяние не спасает. И никаких чувств, кроме раздражения, он уже не вызывает. Надо как-то определяться: работа не нравится — меняй, жена не устраивает — иди к любовнице, любовница не подходит — найди другую. Но Макаров предпочитает зарыться в стогу сена. Он не хочет действовать. Это его путь.

    Возможно, таким вот бездействием герой и подкупает зрителя — особенно по части треугольника муж-жена-любовница. Потому как многие и многие семьи переживали, переживают и будут переживать подобные сюжеты. И зачастую мужчина в них ведёт себя идентично Макарову: бездействует. И можно представить себе, сколько женщин после просмотра фильма подумало: «Вот бедненький мой. Как же ему тяжело. Ведь со мной его связывает ВСЁ кроме долга…». О чём подумала другая «сторона баррикад», лучше и не предполагать… И что с этим всем делать? А зачастую никто ничего и не делает, предпочитая жить в своем персональном аду.

    Возможно, создатели фильма не предполагали акцентов на эту семейную драматургию, предпочитая вывести своего героя на другой уровень — такого себе социального отщепенца, неприспособленца, такого себе Живаго, который задохнулся от нехватки свободы и т. д. И скорее всего это уже некая киноаудитория возвела Макарова в культ героев поколения 70-х, подвела события фильма под конец брежневской эпохи «застоя» — потому что там, видите ли, песни Леонтьева играют. А какие там должны быть песни — Армстронга что ли?

    Но, похоже, сам Балаян меньше всего заинтересован в выискивании каких-то псевдосакральных подтекстов в своем произведении. Роман Гургенович сам с улыбкой вспоминает трактовку одного эпизода учеником профессора семиотики Юрия Лотмана. А именно кадры, где Макаров бежит по полю в кроссовках с красной подошвой: «Критик писал: «Это не просто подошвы — это красные подошвы. Потому что у него горит земля под ногами!». А я вспоминаю, как на площадке орал на реквизитора: «Дура, ты что, не могла найти обувь с нормальными подошвами?!»

    Нисколько не умаляю достоинств этого фильма — он на самом деле очень хорош — с тонкой атмосферой, фантастической игрой фантастических актёров. Но меня лично постигло светлое разочарование. Не люблю истории про слабых мужчин.

    20 января 2012 | 19:38

    Вы летаете во сне? А я вот снова начал, совсем как в детстве. Легонько так, кончиками пальцев ног, отталкиваюсь, раскидываю руки в сторону и парю над землей. Люди вокруг тоже пытаются. Но ни у кого не получается. А мне кажется, это так просто — летать. Но такие сны ничего хорошего не предвещают. Вот и наяву тоже летаю. Но чаще падаю. То мордой на чей-нибудь кулак. То с тарзанки в студеную реку. Или иные неприятности сами падают на мою голову.

    Мне без пяти минут сорок. Мои полеты, наверно, как-то связаны с этой знаменательной датой. Вы же меня понимаете: «кризис среднего возраста», «переходный период» и тому подобная чепуха. Время подводить итоги и задумываться об оставшейся половине жизни. А что там думать: грядущее мое иль пусто, иль темно. И в прошлое оглядываться тоже страшно неприятно. Чего я достиг? Семья, работа, любовница. Все, как у всех, должно быть. Но откуда это острое недовольство собой и всем, что меня окружает? Какой-то я чужой на этом празднике жизни. Лишний человек своего времени. Тепленькая подобралась компания — Онегин, Печорин, Базаров и Серега Макаров.

    Может, вы мне завидуете? Мол, бабы меня любят, а я строю кислую мину. И я их обожаю. Да почему-то все одно — погано на душе. Вот, женщина, близкая и дорогая, но кроме долга, ничего меня с ней не связывает. Это жена. Довел я ее до того, что заявила, что не любила она меня, а только создавала видимость. И что Машка не от меня. Врет, конечно. Вот другая, совсем девочка. Наивная, милая. Это, если угодно, любовница. Казалось, меня с ней связывает, наоборот, всё, кроме долга. А узнав поближе, понимаю, что между нами такая пропасть, которую перепрыгнуть мне не под силу. Да и не очень хочется. Есть у нее друг, в два раза моложе меня. Наглый такой. Ухлестывает за ней и ей это нравится. Мне за ним не угнаться. И черт с ними. Я не гордый. Заслужил «кукареку» под столом — сделаю. Это один треугольник о четырех углах. И мне мало радости, что я одна из сторон.

    А вот другой. Начальник мой, однокашник и просто друг, Коля, страдает от неразделенного чувства к Ларисе. Это наша сослуживица и ровесница. Неувядающая красавица и потрясающий друг. У нас было с ней кое-что по молодости лет. Теперь я поостыл, а она продолжает по мне сохнуть. Впрочем, это не треугольник получается, а цепочка какая-то, которая прерывается на мне. И это тоже меня огорчает. Я бы поговорил с Ларисой, чтобы она смилостивилась над Колей. Но вряд ли они оба будут мне благодарны за это.

    И так всегда и повсюду. Из добрых побуждений говорю правду, а меня бьют по роже, выгоняют из дому. Солгу — пожалуйте написать заявление об увольнении. Коля правильно назвал меня клоуном. Только от моих ужимок зрители горько усмехаются или плачут. Хотел пошутить с нырянием в речку. А гости мои навесили на меня табличку «подонок», дружно повернулись и ушли. Оставив меня умирать от воспаления легких.

    Есть еще одна женщина. И на нее вся моя надежда. Это мама. Уверен, что всё у меня кувырком оттого, что мы пять лет не виделись. Пытаюсь написать ей письмо, но кроме «здравствуй, мама» больше не могу выдавить из себя ничего. Хочу поехать к ней, но по пути обязательно попадаю в историю. Это проклятие какое-то. А она бы все исправила. Если надо, влепила бы затрещину, в угол поставила. Или погладила по непутевой головушке 40-летнего оболтуса: «Не переживай, сынок, все образуется. Только не теряй себя». Да поздно уже. Потерялся я.

    14 ноября 2012 | 10:48

    Одна из лучших картин о кризисе среднего возраста эпохи 80-х годов 20 века, в ней продолжается литературная традиция 19 века, чеховских произведений, пьес Вампилова «Утиная охота» и др.

    Так получается, что для многих картин с участием Олега Янковского характерен мотив полета, внутренних метаний героя, оказавшегося в разладе с существующей действительностью, с которой он не может построить нормальных отношений, ввиду того, что герой оказывается так и не понят обществом, даже не смотря на то, что всеми любим. В итоге все это вливается в абсурдный бег в никуда, который становится иллюстрацией всех его душевных переживаний и надломов.

    Фильм очень глубокий, несмотря на то, что сама история очень проста — изображается 3 дня из жизни 40 летнего интеллигента, включая день его юбилея, который лишь усиливает его потерянность и обособленность. И внутренние противоречия героя, и его запутанность в жизни великолепно переданы Олегом Янковским. Ироничная усталость, хулиганистость, магнетический взгляд с прищуром, умение так выразительно молчать столь свойственные его актерской игре делают образ настолько сверхобаятельным и рельефным, невозможно оторвать от него взгляд на протяжении всего фильма. Он не дает уловить, что за герой перед нами — вроде бы всеми любим, но в то же время и обособлен, отвергнут, супергерой и в то же время казалось бы неудачник, который не может жить как все, который находится в поиске ему самому непонятных вещей и истин, которому нужно куда-то двигаться, идти, всегда чего-то недостает.

    Жена и любовница, с одной из них героя связывает долг, с другой — все, кроме долга, по большому счету и стой, и с другой у него довольно мало общего, лишь попытка как-то вырваться из скучной обыденности, но неудачная. Лариса Юрьевна (персонаж Л. Гурченко) возможно единственный человек, который если и не понимает до конца, то любит и принимает его таким, какой он есть, иногда и подыгрывая ему в некоторых шутовских поступках. Хотя все это его шутовское хулиганство наполнено драматизмом и печалью, это как попытка привлечь внимание именно к этим моментам, горькая попытка против двойной общественной морали, которая всегда оправдает красиво прикрытую ложь и отвергнет искреннюю, но неприглядную правду, порыв души, это стремление всех привести к некому усредненному виду и не будет акцентировать внимание на личностных различиях и свойствах каждого человека.

    Все заканчивается, впрочем, все той же обособленностью, отдаленностью, попыткой согреться, зарывшись в стог сена, и остаться наедине с собой, отгородившись от всего и всех..

    9 из 10

    1 декабря 2013 | 19:06

    Мне нет сорока лет, но я вижу в фильме изнанку себя. У меня нет любовницы и жены нет, и нет детей, но если просто предположить, что я расслаблюсь и дам жизни идти так, как хочет общественность, то всё произойдёт именно так. т. е. всё это будет, но будет не для меня, а чтобы было. Буду ли я другим человеком тогда, не таким как главный герой? Очень спорный вопрос.

    Если копнуть глубже, то образ, предложенный режиссёром, это не просто человек или поколение в какой-то стране. Мне представляется, что это в общей своей сути то, чем является душа современного человека в современном обществе. Одолеваемая бесами (роллерами, велосипедистами, ворами, которых, кажется, никто не замечает больше), снедаемая грехами (изменой даже не по любви), измученная страданиями (непонимания друга) и неудовлетворённостью своего бытия (как следствие). И неважно, чья это душа, богатого, бедного, рабочего или интеллигента, она у всех такая, если в ней нет любви. Сам человек может страдать по жизни разнообразно, быть в депрессии или проявлять агрессию, а может и вовсе спокойно проживать свой век, закрыв сердце на замок. Такое спокойствие — карточный домик. Спасением же всегда будет оставаться Любовь. Только она позволит по-настоящему жить в этом мире. Без неё здесь слишком много шероховатостей, которые выпирают со всех сторон.

    10 из 10

    7 января 2013 | 05:15

    Я в который раз смотрела «Полёты…». И опять на экране пытался жить (или выжить) маетный Серёга Макаров — тот, кто всё летал и летал в своих мучительно счастливых снах.

    Наслаждалась каждой минутой той истории, что рассказывал мне Балаян Янковским. Герой не своего времени на вечном взрыде снова жил так, что было больно смотреть. Печальный клоун шатался по жизни, в свои без трёх дней сорок лет, но «дурак-дураком», и я понимала как он прав в этом мучении.

    Просто так случилось, что полёты во сне должны стать явью, иначе, зачем такие сны?.. Просто так случилось, что для той жизни, что теперь есть у Макарова, нужно срочно найти смысл. И он ищет, как может… В юной красавице Алисе, что уйдет за молодостью; в дочке, что пока не поймёт; в друге, что хоть и выставит правильный диагноз — болен, — но не сможет помочь; в бывшей своей истории — Ларисе, что готова, может быть, больше всех прочих стать для него и смыслом, и лекарством, но не её это роль в судьбе Макарова, и потому её помощь — не помощь…

    Просто так живёт мой летающий во снах Макаров, добровольно выпадая из самых привычно приходящих на ум вариантов нормы. Я вижу: неправильно всех и всё подводить под общепринятый тускло материальный стандарт. Какие внешние материально осязаемые вещи могут вылечить того, кто летает? Исключительность Макаров, сам понимающий всю свою неуместность, и громко иронизирующий над собой знаменитой улыбкой Янковского — улыбкой через плач.

    Живи он веке в 19-ом, было бы ему две дороги — в монастырь за верой или на Кавказ за пулей. Но он живёт в советском 20-ом, где такие дороги не проложены. Заложник себя самого, он уже почти перестал искать точку опоры, послушно болея этой жизнью. Болея тяжело и без прививок, страдая сам, мучая окружающих и отталкивая тех, кто пытался стать для него смыслом.

    Я снова смотрела «Полёты…» и снова страдала с Макаровым. Время к финалу, а Макаров на последней жиле в стог сена, в теплое никуда, внутрь, эмбрионом, без сил, без желаний, без обещаний жить — устал…

    «Мчится всадник прямо в осень…» — твоя осень уже открыта, Макаров. Добро пожаловать в желанное одиночество…

    В своём интервью Балаян сказал, что выплеснул в этот фильм всю желчь, накопившуюся у него за 5 лет простоя с последнего (и любимого) «Бирюка». Он отказывался от съёмок доступной тогда «производственной лабуды», не желая размена на меньший труд. И хоть очень, видимо, устал в простое, но сдержал себя, удержав героя от прописанной в сценарии гибели. Что ж, открытый финал даёт мне право оставить за Макаровым право хотя бы выжить. В этом фильме многое недосказано, но это и хорошо — иногда не надо говорить, все понятно без слов, потому что это молчит Янковский.

    15 мая 2011 | 23:00

    Не секрет, что если копнуть советский кинематограф чуть глубже всего лежащего на поверхности, то можно наткнуться на удивительные его образцы. Ведь сложно поверить в то, что в 70-х Герман-старший создал военную ленту, где на полном серьезе сделал героем бывшего власовца. А в 80-ых Данелия под видом грустных сказок, может быть, сам того не подозревая, отвесил Стране Советов такую порцию критики, которая, не будь упрятана в причудливые аллегорические формы, поставила бы жирную точку на карьере классика. Это не говоря уже о супругах Шепитько-Климов, шокировавших мир своими военными лентами. И таких примеров можно найти достаточно для того, чтобы перевернуть зашоренное представление о совковом кино. Так и фильм молодого режиссера Романа Балаяна становится полноценным участником списка советского «несоветского» кино.

    Кстати, год выхода (1982) ленты довольно показателен — после смерти Брежнева произошел всплеск творческой активности в стране. Подобный тому, что был в 60-ых во времена хрущевской оттепели после смерти Сталина и получивший название так называемого поколения «шестидесятников». Картина была почти единодушно признана программным манифестом целого поколения, да и вообще эпохи 80-ых. Фильм тут же возвели чуть ли не в ранг культового, он был предметом жарких дискуссий и даже поклонения. Вряд ли на подобный эффект рассчитывали сценарист Виктор Мережко и постановщик Роман Балаян, поэтому такой успех их даже немного смутил. Создателям удалось запечатлеть на пленке дух тогдашнего поколения, у которого, оказывается, были пороки и слабости, не складывалась жизнь, и они изменяли супругам.

    Не покривим душой, если скажем, что Сергей Макаров слишком нетипичен для роли героя в привычном понимании этого слова. Рядовой чертежник заштатной конторы, находящийся на пороге очень важного этапа в жизни любого мужчины — 40-летнего рубежа. Время, когда пора уже подводить первые жизненные итоги, строить определенные планы, оглядываться на уже сделанное. А если позади ничего нет? А если окружающим ты больше напоминаешь несмешного клоуна? Если есть и жена, и дочь, и любовница — но они не приносят радости? Если ты не видел маму уже несколько лет? Если ты врешь напропалую всем вокруг? Если через три дня юбилей, а у тебя в жизни, да и в голове, такая путаница, что впору кукарекать под столом. Но нет, Макаров не будет исправляться и начинать жизнь заново, и хоть он уже много в ней упустил, меняться обратно ему уже, похоже, тоже поздно.

    По признанию Олега Янковского персонаж Сергей Макаров — любимый во всей его обширной фильмографии. Что, в принципе, неудивительно, ведь в Макарове много его самого. Тот же возраст, те же проблемы и вопросы, которые возникают на жизненном пути. Интересно, что роль, которая стала одной из лучших и неотъемлемой для образа актера, писалась для совсем другого исполнителя, а именно для Никиты Михалкова. Но когда Роман Гургенович увидел Олега в фильме «Мы, нижеподписавшиеся» Татьяны Лиозновой, то ясно осознал, что вот — его герой. Надо сказать, что Михалков все же появился в фильме в крошечной роли заезжего надменного режиссера, который презрительно прогоняет Сергея Макарова со съемочной площадки.

    Героем Янковского можно восхищаться, можно даже презирать, но сложно не признать того, что им движет некая внутренняя сила, которая заключается то ли в неудовлетворенности собой и окружающим миром, то ли в попытке исправить ошибки молодости, то ли хоть как-то выделиться на фоне серой действительности.
    Успех Олега Ивановича в этой роли можно объяснить как его природной харизмой, так и удивительным умением этого актера подбирать к каждому своему образу какие-то тонкие, еле заметные интонации, мимику, жесты, которые на первый взгляд вроде и не так важны, а на самом деле способны больше расположить зрителя к его герою, чем весь недюжинный актерский арсенал. Сложно теперь, спустя столько лет с момента выхода фильма, представить кого-то на его месте. А если и можно, то это была бы уже, пожалуй, совсем другая картина.

    Помимо центральной фигуры в исполнении будущего «талисмана» режиссера здесь блистает Людмила Гурченко, исполнившая роль в нетипичной для себя манере, задействовав на полную свою природную притягательность. Ненадолго появляется в фильме и совсем еще молодой тогда Олег Меньшиков — его персонаж был введен в фильм помимо сценария, чтобы немного уравновесить героя Янковского. К тому же здесь определенная символика — 20-летний обставляет 40-летнего, молодое поколение рвется вперед, невзирая на более опытных и старших.

    Показателен во многом и герой Олега Табакова — отличник в институте, начальник на работе, человек со строгим моральным кодексом, а вместе с тем с неразделенной любовью и внутренним, очень хорошо спрятанным чувством глубокого неудовлетворения жизнью. Только в отличие от своего однокашника, что-то менять он уже не хочет, а вместо этого опять надевает маску прилежного советского гражданина и укрывается обратно в свой панцирь, где его ждет советская идиллия среднего возраста.

    И хоть Роман Гургенович не был совсем неопытным постановщиком, а снискал определенный успех переосмыслением классики, именно «Полеты…» сделали ему имя и стали настоящей визитной карточкой. Интересно, что режиссер всячески открещивается от скрытого символизма своей ленты, который ей порой приписывают. Тут, скорее, дело в ином: просто звезды так сложились, что собралась компания одного поколения и сделала фильм, по сути, о себе, о своих проблемах, переживаниях, просто о том, что им казалось важным тогда. И сделали это в момент, когда зритель был готов и даже в какой-то мере подсознательно ждал такого фильма и героя такого типа. В меру аморального, в меру обаятельного, в меру оппортунистского. А если откинуть все эти возрастные рамки, то мы увидим кино, прежде всего, о потерявшемся в обществе человеке, остро переживающем несоответствие своего внутреннего мира паспортному возрасту и сражающемся с серьезным жизненным кризисом. А такое может настигнуть в любом возрасте и в самый неожиданный момент.

    Финал произведения не дает ни четких ответов на расставленные вопросы, ни даже каких-то определенных акцентов, вплоть до того, что герой у нас не прошел развития. И зритель вполне может домыслить его дальнейшую историю. Все события фильма каким-то образом крутятся вокруг того самого, как бы этапного юбилея. Но когда он наступает, ничего-то, собственно, не меняется, и предельно ясно, что юбилей не более чем повод хорошо гульнуть и повидать старинных друзей, но никак не момент превращения в не мальчика, но мужа. И не приблизит его ни количество разбитых женских сердец, ни тонны вранья, ни правда, от которой плакать хочется, ни глупые шуточки, ни никому не нужные нелепые извинения. Нужны Поступки. И вот возможность, а, главное, желание совершать их куда лучше ускорят этот важный момент.

    28 июля 2009 | 17:21

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    КиноПоиск в Каннах

    DVD, Blu-Ray ...

    книга, 377 руб.
    подробнее

    Новости


    КиноПоиск узнал у Федора Бондарчука, Алексея Учителя, Светланы Ходченковой и у многих других о том, какие события стали для них главными в уходящем году. Почему «Географа» можно записать в неудачи, какими работами гордится Светлана Ходченкова, чего российские продюсеры добивались много лет и дождались только в этом году — все это в их ответах. (...)
     
    все новости

    Статьи


    Фуа-гра или острая лапша? Как непросыхающий герой заработал 137 миллионов? Какой пикантный российский фильм собирал аншлаги за рубежом? КиноПоиск вспоминает главные события 2013 года и просит их прокомментировать эксперта в области российского кино и программного директора фестиваля «Кинотавр» Ситору Алиеву(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    22-23 июня
    21.06.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 22-23 июня
    Пришлось Оргбюро ЦК ВКП (б) полноценно ответить за кинематограф (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Angry Birds в киноAngry Birds375 241 027
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War172 524 967
    3.Экипаж60 036 515
    4.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur16 759 506
    5.Голограмма для короляA Hologram for the King13 402 357
    13.05 — 15.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 646 933518 842
    Деньги675 935 425 руб.181 144 455
    Цена билета255,37 руб.15,36
    13.05 — 15.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    150.Умница Уилл ХантингGood Will Hunting8.168
    151.Андрей Рублев8.168
    152.Песнь моряSong of the Sea8.168
    153.Славные парниGoodfellas8.164
    154.Семь самураевShichinin no samurai8.164
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Чёрная ПантераBlack Panther90.78%
    42.Книга джунглей: НачалоJungle Book90.77%
    43.МумияThe Mummy90.76%
    44.Лига справедливости: Часть 2Justice League Part Two90.60%
    45.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.58%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Последний из могиканThe Last of the Mohicans46
    Конец каникул4
    Игра в имитациюThe Imitation Game250
    ДвойникThe Double54
    Идеальный деньA Perfect Day8
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Angry Birds в киноAngry Birds6.553
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.638
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War7.787
    Экипаж8.179
    Любовь не по размеруUn homme à la hauteur7.155
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры