всё о любом фильме:

Полеты во сне и наяву

год
страна
слоган-
режиссерРоман Балаян
сценарийВиктор Мережко
директор фильмаОлег Пикерский
операторВилен Калюта
композиторВадим Храпачёв
художникВиталий Волынский, Н. Пастушенко, Евгений Питенин
монтажЕлена Лукашенко
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  6.4 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время92 мин. / 01:32
Накануне своего сорокалетия герой фильма пытается подвести итоги прожитых лет. Увы: он подводит их, а они подводят его. Ничто не приносит ему удовлетворения и счастья: ни любящая жена, ни юная любовница, ни друзья, ни работа…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Балаян рассказывал, что во время съемок «Полетов во сне и наяву» на площадке звучала музыка из фильма «Восемь с половиной» — целью режиссера было создание такого же настроения.
    • В фильме вместо Янковского поначалу должен был сниматься Никита Михалков.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Труднее всего, как выясняется, определить жанр этой ленты, которой уже исполнилось четверть века, и тогдашним сорокалетним создателям и героям ныне-то вообще под семьдесят. Картина работавшего на студии имени Александра Довженко и мало кому ведомого режиссёра Романа Балаяна (хотя на его счёту были такие необычные экранизации классики, как «Каштанка» по повести Антона Чехова и «Бирюк» по рассказу Ивана Тургенева) сразу была воспринята как история поколения, лирическая исповедь «лишних людей» 80-х годов XX века, причём именно в момент «расцвета застоя». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 11 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Кризис среднего возраста в эпоху.. . Впрочем за всеми теми политическими и экономическими, сопровождавшими СССР, была как то подзабыта сущность отдельно взятого гражданина. И Балаян в начале 80-х в соавторстве с Ю. Мережко создали удивительно нужную и многослойную картину.

    Одна из любимых ролей Олега Янковского. У «Полетов.. .» собственная атмосфера. В данный момент я прекрасно понимаю героя картины — Сергея, его переживания и метания. Есть даже схожие моменты в личной жизни, что несомненно усиливает мое отношение к ней.

    Режиссер показал и указал на проблему. Проблему не одного конкретного человека (как мне кажется), а в конечном счете — общества. Это отображено во многих сценах, особенно в «рабочие часы», когда Сергея отчитывают в коллективе, а он в ответ отчитывает их. 

    Как говорил потом сам Балаян: «Полеты…» — накопившееся желчное состояние, которое необходимо было выплеснуть.

    Шикарный актерский состав. Запоминающаяся музыка, настраивающая на процесс размышлений во время просмотра. Отдельной похвалы заслуживает стиль главного героя: свитер, модные джинсы и кроссовки сделали персонажа Янковского суперзвездой 80-х.

    Ну что тут еще говорить? «Полеты.. .» надо смотреть.. .

    20 октября 2013 | 13:42

    Накануне своего сорокалетия герой фильма пытается подвести итоги прожитых лет. Увы: он подводит их, а они подводят его. Ничто не приносит ему удовлетворения и счастья: ни любящая жена, ни юная любовница, ни друзья, ни работа…

    -«У меня 20 лет назад было всё впереди. У меня и сейчас всё впереди…» (с)

    «Когда такие люди, как Макаров, вторгаются в нашу жизнь они, как огонь, обжигают явное, осмысленное существование… Дело в том, что большинство из нас-утописты или философы повседневной жизни. Он-другой, вот почему его так трудно понять и принять.» Роман Балаян -режиссёр фильма.

    Я долго думал с чего начать свою рецензию на один из своих самых любимых фильмов. И решил, что лучше будет привести в качестве вступления слова самого создателя картины. Он не совсем прав был в одном. Понять и принять героя Олега Янковского-запутавшегося в самом себе и своих поступках инженера Сергея Макарова- для меня было как раз таки очень легко. Тем более печально и странно то, что мне на момент первого просмотре картины было всего 18 лет. С тех пор прошло почти 5 лет, но ровным счётом нечего не изменилось в моей жизни. И после, несколько раз пересматривая этот невероятно глубокий, в чём то философский, в чём то грустный, ну и в чём то смешной фильм, я проецировал судьбу главного героя на себя. И находил что мы с ним, как не грустно- похожи…

    Думаю не я один так близко принял главного героя. Не меня одного так сильно тронула рассказанная в этом фильме история. Иначе он не стал бы культовым и не запомнился бы первому поколению зрителей, и не «дошёл бы» до наших дней. Хотя фильму более 30-ти лет, он удивительно современен и своевременен. Поразительно, как удалось снять такое кино, вообщем то далеко не выдающемуся советскому режиссёру. Или ещё большая загадка, как удалось написать эту историю посредственному сценаристу Виктору Мережко. У которого всего несколько удач (помимо фильма Балаяна, это «Родня» Никиты Михалкова), и сплошь череда провалов, яркий пример -ТВ сериал нулевых «Сонька Золотая Ручка». Но в мире кино случаются иногда настоящие чудеса. Новички-дебютанты выдают нагара шедевр, а творцы-«статисты» нес того не с сего -великое произведение искусства. Не в коем случае не хочу умалить заслуги нестандартного и самобытного режиссёра «советского артхауса» Романа Балаяна, ибо снять такое кино — уже счастье для любого кинорежиссёра. Но с момента выхода своих «Полётов во Сне и Наяву» (1982)- он так и не снял нечего равноценного. Многие ждали его картину середины 90-ых «Две Луны, Три Солнца» (1997)- с Владимиром Машковым в главной роли. Но второго откровения не произошло. Тему этой спорной ленты навеяла противоречивая и совершенно бессмысленная Чеченская война, и всё крутилось вокруг «возмездия». А на поверку -скучное и заунывное зрелище, не имеющая с оригинальными, поэтичными и прочувственными «Полётами…» нечего общего. Не удивительно, что многие как критики, так и зрители были тогда разочарованы…

    Сила этого, снятого в начале 80-ых фильма, прежде всего в том, что это-«жизненное кино». Узнаваемые характеры персонажей, живая речь героев, понятные и вместе с тем незавидные судьбы участников этой «оптимистической трагедии». И ещё в том, что в своей работе Балаян говорит фактически о том же, о чём и «великий гений» Федерико Феллини в своём классическом «8,5». Но делает это в более доступной для восприятия «рядового» зрителя, форме. Поэтому лично для меня, «Полёты во Сне и Наяву» -более значительная и сильная картина, нежели чёрно-белая «проекция подсознания» или «праздник не послушания» (кому как больше нравится).

    Глядя на то как бегает, врёт, изворачивается инженер Макаров, легко узнать кого то из близких, знакомых (а то и вовсе самого себя, как в моём случае). И выводы из этого можно делать разные. Каждый будет сам с собой более честен, нежели обсуждая личные проблемы с посторонними. В чём беда Макарова?Почему многим героям картины так плохо, если они по большому счёту неплохие люди? «Об этом стоит задуматься», как сказал сам режиссёр. А это уже достижение для любого фильма. Не оставлять зрителя после финальных титров. Сделать так, что бы зритель задумался. Не только о коллизиях в жизни героя картины. Но в первую очередь о самом себе, о своей жизни. Которую многие из нас растратили на пустяки или попросту прожили пусто и напрасно нечего не нажив (не в плане быта, разумеется), некого не встретив. Или по дурному упустив свой шанс на настоящую, живую жизнь — и вынужденными на «приемлемое существование». Вернее даже-сосуществование с остальным миром, как автор сей рецензии…

    Что касается технических аспектов фильма, то он и тут совершенен. Прекрасная операторская работа Вилена Калюты, без каких либо изысков, но и не совсем статичная- идеально подходит для данного фильма. Совершенно потусторонняя, фееричная музыка звучащая время от времени в картине целиком растворяет тебя в излагаемом с экрана сюжете. Композитор Вадим Храмачёв написал один из самых лучших саундтреков за всю историю кино, и с этим глупо спорить-музыка просто невероятна!

    Актёрский состав-сливки советского кинематографа, и мастодонты старой школы. Главная роль удивительно точно легла на замечательного актёра Олега Янковского (даже странно, что сценарий изначально писался с прицелом на Никиту Михалкова-это не его типаж совершенно). В остальных ролях задействованы: Олег Табаков, Людмила Гурченко, Любовь Руднёва, Александр Адабашьян и молодой Олег Меньшиков (только что прославившейся ретро-комедией «Покровские Ворота», и играющий совершенно противоположного героя), а так же Никита Михалков в роли, вообщем то самого себя- харизматичного и волевого кинорежиссёра, который ставит на место героя Янковского…

    Режиссура Романа Балаяна превосходна. Фильм не торопливый и обстоятельный. Но совершенно не скучный и не «морализаторский». Именно это и позволяет возвращаться к нему снова и снова, хотя бы раз увидев его в по телевидению. Ещё в картине милый и такой узнаваемый юмор. Ирония автора чувствуется во многих сценах. Даже в тех, где на первый взгляд не происходит нечего смешного-смотреть фильм довольно легко и забавно. Вот ещё одно достоинство творения Балаяна — фильм смотрится легко и непринуждённо, хотя и не является представителем так называемого «лёгкого жанра»…

    Рекомендовать к просмотру «Полёты…» не стоит. На мой субъективный взгляд -смотреть это кино, или нет- решит каждый зритель сам. Но одно могу сказать определённо- бывают фильмы, которые необходимо увидеть. Не для развития, не для ознакомления с классикой, и уж тем более не для развлечения. А прежде всего- для познания самого себя. И «Полёты…» как раз таки -именно такой фильм…

    10 из 10

    13 августа 2013 | 19:05

    Олег Янковский исполнил одну из самых своих сильных и трагических ролей. Его главный герой Серёжа попадает в яму, которую нас учат копать с малых лет. Яма счастья завтрашнего дня.

    И что остаётся делать, когда всё есть? И жена, и любовница, и дочь, и работа. Только ощущения того, что всё это настоящее уже нет. Осталась лишь неизбежная клаунада в цирке, где все вокруг друг друга любят, и никто взаимно, и никто искренне, потому что искренность страшна, как ужасна правда. И мир этот вдруг так внезапно истерзан лицемерием. А вокруг уже осень. Жизни осень. И воздушный змей, нарисованный на смятом письме маме. Маме — первой истине и единственной, над которой не властны годы бессмысленных копаний и тревог. Не найти на это времени ни в будни, ни в праздники. Не добраться туда ни машиной, ни поездом. В жизни весну.. И ни осталось ничего. Лишь нарисованная правда на смятом клочке жизни.

    2 апреля 2012 | 18:11

    Казалось бы, фильм с таким актерским ансамблем просто не может не понравиться, не влюбить в себя раз и навсегда. Просто математически даже. А вот…

    Не соврать, осилил его до конца только с 3 попытки. Из принципа. И то, кажется, в серединке мальца вздремнул. А всё почему? Нереально скучно! Просто безумие какое-то!

    Я вообще не понимаю, о чем эта картина. Ни грамма! Ей богу, была даже надежда на «аннотацию» к фильму на его страничке. Увы, общие слова. С одной стороны, хорошо — выходит, ничего не пропустил, с другой — плохо — картина «ни о чем». Зачем, спрашивается, смотреть?

    Может, просто время уже не то? Да нет, вряд ли. Нынче вон тоже полным-полно тех, про кого можно сказать «потерял себя». Наверное, проблема в другом. Это, так называемая, личная актуальность. По принципу: «кто не был — то будет (здесь эта часть не применяется, ибо не факт), кто был (вот это то, что надо) — не забудет». Кино для, условно выражаясь, собраний анонимных алкоголиков. Сели, посмотрели, обсудили, каждый своё вспомнил, рассказал, опять обсудили и т. д. Не пропала даром картина.

    А нормальным людям такое смотреть как-то… Незачем, наверное. Потому что кроме как классическое «С жиру беситесь! Довели ребенка до паранойи!» ничего в голову не приходит. Куда бы деться! Бедный ты бедный! Всё-то у тебя есть и всё-то тебе мало! «Папе скучно!» И все забегали, засуетились сразу. Человек погибает! Спасать товарища надо! Ты, дескать, лучше сам того, но выручи! А зачем?! Кому он такой нужен? Какой от него прок? Об этом, надо полагать, не подумали. Некогда. Вдруг не успеем! Очень похвально! Гуманизм, милосердие и иже с ними. Эмоции. «Мне это неинтерэсно!», как говорила героиня И. Стрелковой-Оболдиной в «Докторе Живаго», когда у главных героев начиналось выяснение семейных отношений.

    А сыграно хорошо — тут не поспоришь. С чего начали, как говорится, к тому и возвращаемся. Цикл. К счастью, не всегда еще убедительность формы определяет содержание.

    5 из 10

    24 ноября 2009 | 20:55

    Один из моих любимейших отечественных фильмов. Просматривая его в очередной раз, я открываю для себя новые нюансы, какие-то ранее незамеченные или неосознанные детали, и вновь и вновь пытаюсь постигнуть мотивы поведения главного героя картины в исполнении блистательного Олега Янковского. Другими словами говоря, «Полёты во сне и наяву» для меня своего рода фильм — размышление. Или даже что-то вроде самоанализа.

    Бывает такая категория людей, которые чётко знают, чего они хотят от жизни. И как этого достичь. И достигают. И это, безусловно, прекрасно. Но вот случаются на белом свете и персонажи, подобные Сергею Макарову: умные, но в то же время без конца совершающие глупости, искренние, но врущие налево и направо, любящие, но одновременно предающие. Чем же объяснить эти сплошные НО? Откуда такая двойственность натуры? Зачем человек мучая других, мучается при этом сам? Почему он не собирается что-либо менять в своей такой вот, на первый взгляд, непутёвой жизни? Слишком много вопросов возникает при просмотре… И ответы, думается мне, у каждого зрителя свои.

    В моём видении Макаров — это человек — порыв. Все его действия, поступки строятся именно на сиюминутных желаниях: обидел, соврал, побежал, закричал, притворился, обнял, извинился, рассердился, нарвался, получил и прочие глаголы эмоционального характера. Последствия не имеют никакого значения. Они существуют для окружающих, но не для Сергея…

    При внешнем бесконечном дураковалянии, персонаж Янковского всё ж довольно глубокая натура. Нетривиальная, циничная, эгоистичная личность, замкнутая в узкие рамки быта. Поплёвывающая на окружающих, на их страдания, переживания, негодования и т. д. В этом, собственно, и трагедия. Не находит Макаров себе места в этой жизни… Разве что в стоге сена…

    Неоднозначное отношение у меня к герою Янковского. При всей своей поганости, Макаров напоминает то ли рано повзрослевшего ребёнка, то ли инфантильного взрослого, и я чувствую тоску и испытываю жалость какую-то… Не самое плохое чувство, вопреки известному утверждению. Чёрт его знает! И ведь при всей абсурдности его поступков — в чём-то даже понимаю.

    Довольно пустынные улицы, серые загородные пейзажи, мрачность, осень, беспросветность — так и сквозят на протяжении всего фильма. Музыка печальна и иронична. Актёры — проникновенно. Режиссёр — восхитительно. Кино это — люблю.

    10 из 10

    4 июня 2010 | 07:05

    Обычно я рассказываю первые полчаса фильма после чего перехожу к всякому другому, но в данном случае так не получится. Лучше я вам сразу расскажу о чём там речь.

    Центральный персонаж — малолетний идиот, несмотря на то, что ему 40 лет. Самый натуральный мальчишка, который с детства купался в излишнем внимании женщин. Купался-то он купался, однако повзрослеть забыл. И вот ему 40 лет, а ничего в жизни не сделано. Его однокурсник уже какой-никакой, но начальник, его старый друг уже отдал дочку замуж, а у Сергея (именно так зовут главного персонажа) всего-то однокомнатная квартира, машина по доверенности, совсем маленькая дочка и куча долгов по всему городу.

    У него даже поведение как у 15-летнего. Увидел лыжников — побежал их догонять. Увидел велосипедистов — побежал их обгонять. Увидел воров — побежал пресекать правонарушение. Попал на съёмочную площадку — давай всем мешать. А когда всё надоело — сел в товарный поезд и уехал. Хорошо!

    Только заканчивается всё грустно. Внутренний ребёнок отказывается верить, что снаружи ему 40 лет. Через это у Сергея начинается когнитивный диссонанс с последующей истерией и клоунадой — не хватает только крика «Хочу домой, к маме».

    Многие рецензии на этот фильм гласят, что режиссёр снял гимн целому поколению. Честно говоря, в 80-ых не жил, но почему-то не верится что к этой эпохе в стране скопилось целое поколение вот таких вот идиотов. Если рецензенты правы, то оказывается, что все городские люди 1940-1945 годов рождения — беспомощные подростки, поголовно несчастные и ненужные. Не верю.

    Но если смотреть с другой стороны, то фильм, несомненно, хорош. Есть у него хорошая педагогическая составляющая. Если этот фильм показать человеку 18-22 лет и сказать «посмотри что с тобой будет, если не возьмёшься за ум», то можно добиться определённых положительных результатов. Ну и, конечно, актёры хороши — сейчас таких нет.

    22 августа 2010 | 21:12

    Главному герою исполняется 40 лет. Время подвести итоги, понять, чего ты добился в жизни, чем ты можешь гордиться в ней, а чего лучше не вспоминать.

    Я не буду говорить о сюжете фильма, так как в этом фильме главное атмосфера одиночества, главный герой является лишним человеком в сером окружающем его мире. Олег Янковский даже не играет своего персонажа, он им живет. Этот тот случай, когда актер полностью погружается в образ Макарова. Его героя можно презирать, можно сопереживать ему, но никак нельзя оставаться равнодушным. Таков и сам фильм, он вызывает эмоции, переживания.

    Стоит немного рассказать о других актерских работах в это фильме. Олег Табаков как всегда прекрасен. Его герой является полной противоположностью героя Янковского, но может поэтому в фильме они лучшие друзья. Людмила Гурченко и Олег Меньшиков сыграли хорошо, но их герои блекнут перед главным героем. Хотелось бы отметить Елену Костину. Этот фильм был её дебютом в кино, и на фоне таких великих актеров она ничуть не затерялась.

    Не думаю, что это фильм понравится всем, это авторское кино, которое является лучшим фильмом в фильмографии прекрасного режиссера Романа Балаяна.

    10 из 10

    11 июня 2010 | 22:13

    Эту картину я очень люблю. Все в ней мне нравится: и режиссер, и великолепные актеры, и атмосфера, особая атмосфера. Там, где сценарист Виктор Мережко, не может быть посредственно.

    Снимается фильм. В огороженное пространство на улице случайно вбегает человек и именно этот человек станет героем фильма.

    Молодым снятся сны, в которых они летают. Со временем у большинства эти сны проходят, но Сергей их до сих пор видит. Он привык к своему внешнему виду(свитер, джинсы),он просрочил свой возраст — не заметил ту черту, которая отделяет молодость от зрелости. Он по, сути, еще ребенок, он так и не повзрослел. Его существование превратилось в игру, в нескончаемое представление. В нем все условно, все готово к перемене декораций. Для него все легко и просто. Он ничего не берет в голову.

    Ссора с женой, обман сослуживцев, легкомысленные выходки стали его каждодневной необходимостью. Защищаясь от серых будней, этот «баловень судьбы» искренен и притворен одновременно. Он и забавляется, и втягивает в свои безобидные, как ему кажется, забавы других. В нем как будто сломался какой-то механизм взросления и нарушена логика человеческого становления. Это своего рода сопротивление среде: у него это стало игрой во время игры, но в этой игре отсутствуют чувства, у него нет привязанностей, нет опоры, все оборачивается пустотой и тоской.

    Так и происходит деформация личности, во всяком случае, режиссер показал нам неординарный характер своего героя.

    Олег Янковский идеально раскрыл характер своего персонажа: артистичность, обаяние, легкость, непосредственность, ирония — все дано в пропорции. Поэтому, тем и ценен фильм для зрителя.

    27 ноября 2011 | 14:31

    Это один из моих любимых фильмов с моим любимым актёром.

    Даже не знаю с чего начать.

    Человек, человек довольно не глупый, по меркам того времени, успешный:работа(при чём далеко не грузчик),семья(жена, дочь),молодая любовница, машина, пусть записанная и не на него, но находящаяся в его распоряжении… казалось бы, что ещё нужно человеку для счастья?Но, как бывает и в реальном мире, не хватает чего-то, а чего не обьяснить. Просто вот сидит в душе тоска и сам не понимаешь почему, и из-за этого мучаешься. Олег очень хорошо перенёс это состояние, очень правдиво сыграл, душевно и так реалистично, что не может не брать за душу.

    Это единственный фильм, где поднята тема кризиса среднего возраста!Пусть не у всех этот кризис и бывает, но он бывает у многих, просто проявляется по разному.

    Герой мечется от одного к другому:«Вот сейчас это поможет, утолит жажду»-думает он, но нет, не радует, не цепляет, сухо… бежит к любовнице… нет, не то, к воздыхательнице… опять пусто… на самом деле это очень серьёзное испытание, испытание прежде всего для личности. Ведь кто-то не сумел пройти этот этап жизни, он просто сломался и погиб. Это можно понимать по-разному и каждый вариант будет правдой. Кто-то нашёл пристанище у горлышка бутылки, а кто-то и того больше, просто ушёл из жизни.

    В данном случае рассказ остался недосказанным, зрителю представляется шанс самому придумать, что будет дальше.

    Особенно трогательна последняя сцена… человек устал от всего, вроде праздник, день рождения, но нет, это ещё больше подавляет, душит… и он откровенно свински пошутив уходит, уходит от всех, хотя идти не куда. Там его жизнь, друзья, любовь… но нет, это слишком тяжело, слишком однообразно… он залезает в стог сена и зарывается в нём. Нет нигде, кажется во всём мире, нет чего то, что бы успокоило душу, изгнало эту тоску, эту разочарованность во всём мире и в самом себе… на самом деле это очень страшно, когда нет реального выхода при множестве дверей… эта внутренняя неустроенность, внутренний хаос.. хаос мыслей, чувств, желаний.

    Весь фильм герой пытается преодолеть в себе эту подавленность серых будней, его тяготит что-то, даже не понятное ему самому, но он точно знает, что сил так жить практически нет, а жить то хочется, но как???Чем занять себя, что сделать, чтобы заполнить пустоту внутри?…

    Очень, очень искренний и уникальный фильм, фильм о жизни и душе, душе простого человека, который попал во внутренний кризис, крисиз личности среднего возраста.

    31 июля 2010 | 00:26

    Коля любит Ларису, Лариса любит Серёжу, Серёжа вроде как любит Алису, Алиса вроде как любит своего друга.

    «А что собственно случилось?», — спрашивает ещё один персонаж, который тоже вроде как заинтересован в Ларисе, когда Лариса поцеловала Серёжу на глазах у всей честной компании. «Трудно сказать», — честно ответила Лариса.

    Вот так же трудно честно сказать, о чём же всё-таки фильм.

    Главный герой — Сергей Макаров — «клоун», «подонок», «дурак дураком», которому через три дня сорок лет, а в ассортименте — нелюбимая работа, нелюбимая жена, и нелюбимая любовница. Он утверждает, что обе женщины ему одинаково близки и одинаково дороги, и проблема заключается только в том, что с первой его ничего не связывает, кроме долга, а со второй — всё, кроме долга.

    Но вот как-то интуитивно предчувствуешь, что ни с первой, ни со второй не будет ему счастья. Потому что не каждый человек создан для счастья. Некоторые — исключительно для полётов.

    Макаров — прожженный циник, который врёт на каждом шагу. Когда ему нужно сбежать с работы к любовнице, выдумывает несусветную историю про старенькую, худенькую мать, которую якобы нужно встретить на вокзале, которая якобы приехала к сыну на юбилей. Вы только вдумайтесь — врать про старенькую, худенькую мать… И ему не стыдно. «А вам не бывает стыдно?» — вызывающе парирует герой обществу. Конечно бывает. Но зачем же так упрямо совершать поступки, за которые определённо будет стыдно?

    Но Макарову похоже просто нравится, когда ему стыдно. И самое интересное, что при всём этом своем «подонстве», он нравится обществу — тому, которое окружает его в фильме, да и реальному — советскому и постсоветскому — которое считает этот фильм культовым.

    Нравится, потому что при всём своем «подонстве» Макаров обаятельный, привлекательный, в джинсах и растянутом свитере. Потому что не такой, как все. Нету ему места ни в семье, ни на работе, а, значит, и нигде. Такой вот неуместный человек. А кому не приходилось переживать подобную неуместность… Вот и жалко его, как самого себя бывает жалко, когда такая неуместность накатит — хоть в сорок, хоть в двадцать три. Бывает.

    Но одно дело, когда это — состояние, а другое — когда стиль жизни. И вот в этом случае героя уже и обаяние не спасает. И никаких чувств, кроме раздражения, он уже не вызывает. Надо как-то определяться: работа не нравится — меняй, жена не устраивает — иди к любовнице, любовница не подходит — найди другую. Но Макаров предпочитает зарыться в стогу сена. Он не хочет действовать. Это его путь.

    Возможно, таким вот бездействием герой и подкупает зрителя — особенно по части треугольника муж-жена-любовница. Потому как многие и многие семьи переживали, переживают и будут переживать подобные сюжеты. И зачастую мужчина в них ведёт себя идентично Макарову: бездействует. И можно представить себе, сколько женщин после просмотра фильма подумало: «Вот бедненький мой. Как же ему тяжело. Ведь со мной его связывает ВСЁ кроме долга…». О чём подумала другая «сторона баррикад», лучше и не предполагать… И что с этим всем делать? А зачастую никто ничего и не делает, предпочитая жить в своем персональном аду.

    Возможно, создатели фильма не предполагали акцентов на эту семейную драматургию, предпочитая вывести своего героя на другой уровень — такого себе социального отщепенца, неприспособленца, такого себе Живаго, который задохнулся от нехватки свободы и т. д. И скорее всего это уже некая киноаудитория возвела Макарова в культ героев поколения 70-х, подвела события фильма под конец брежневской эпохи «застоя» — потому что там, видите ли, песни Леонтьева играют. А какие там должны быть песни — Армстронга что ли?

    Но, похоже, сам Балаян меньше всего заинтересован в выискивании каких-то псевдосакральных подтекстов в своем произведении. Роман Гургенович сам с улыбкой вспоминает трактовку одного эпизода учеником профессора семиотики Юрия Лотмана. А именно кадры, где Макаров бежит по полю в кроссовках с красной подошвой: «Критик писал: «Это не просто подошвы — это красные подошвы. Потому что у него горит земля под ногами!». А я вспоминаю, как на площадке орал на реквизитора: «Дура, ты что, не могла найти обувь с нормальными подошвами?!»

    Нисколько не умаляю достоинств этого фильма — он на самом деле очень хорош — с тонкой атмосферой, фантастической игрой фантастических актёров. Но меня лично постигло светлое разочарование. Не люблю истории про слабых мужчин.

    20 января 2012 | 19:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    книга, 277 руб.
    подробнее

    Новости


    КиноПоиск узнал у Федора Бондарчука, Алексея Учителя, Светланы Ходченковой и у многих других о том, какие события стали для них главными в уходящем году. Почему «Географа» можно записать в неудачи, какими работами гордится Светлана Ходченкова, чего российские продюсеры добивались много лет и дождались только в этом году — все это в их ответах. (...)
     
    все новости

    Статьи


    Фуа-гра или острая лапша? Как непросыхающий герой заработал 137 миллионов? Какой пикантный российский фильм собирал аншлаги за рубежом? КиноПоиск вспоминает главные события 2013 года и просит их прокомментировать эксперта в области российского кино и программного директора фестиваля «Кинотавр» Ситору Алиеву(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    22-23 июня
    22.06.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 22-23 июня
    Пришлось Оргбюро ЦК ВКП (б) полноценно ответить за кинематограф (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes36 254 310
    2.Судная ночь 2The Purge: Anarchy29 816 675
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue17 509 407
    4.Домашнее видеоSex Tape14 608 152
    5.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction9 845 720
    18.07 — 20.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes346 038 489
    2.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In95 410 829
    3.Поддубный41 780 386
    4.Трансформеры: Эпоха истребленияTransformers: Age of Extinction33 994 705
    5.Оз: Возвращение в Изумрудный ГородLegends of Oz: Dorothy's Return29 236 297
    17.07 — 20.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 400 449518 580
    Деньги612 188 194 руб.165 495 572
    Цена билета255,03 руб.17,66
    17.07 — 20.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    185.СхваткаHeat8.140
    186.Три идиота3 Idiots8.140
    187.ХулиганыHooligans8.139
    188.Корпорация монстровMonsters, Inc.8.138
    189.Принцесса МононокеMononoke-hime8.135
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Восхождение ЮпитерJupiter Ascending93.03%
    27.ИнтервьюThe Interview92.88%
    28.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron92.82%
    29.В лесInto the Woods92.75%
    30.Самый опасный человекA Most Wanted Man92.73%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes43
    Хотел бы я быть здесьWish I Was Here11
    ГераклHercules12
    Хочу. Не могуPremature1
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy4
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.525
    ГераклHercules6.329
    Домашнее видеоSex Tape5.908
    Король сафариKhumba5.861
    Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In6.676
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy31.07
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin31.07
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    премьеры