всё о любом фильме:

Великий диктатор

The Great Dictator
год
страна
слоган«The Comedy Masterpiece!»
режиссерЧарльз Чаплин
сценарийЧарльз Чаплин
продюсерЧарльз Чаплин, Картер Де Хейвен
операторКарл Штрусс, Роланд Тотеро
композиторЧарльз Чаплин, Мередит Уиллсон
художникДж. Расселл Спенсер, Эдвард Дж. Бойл
монтажУиллард Нико, Харольд Райс
жанр драма, комедия, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Великобритания  9 млн,    Франция  8.03 млн,    Испания  2.51 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
для любой зрительской аудитории
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время125 мин. / 02:05
Номинации:
Главный герой фильма, еврейский цирюльник, сражается в рядах армии своего государства Томании. Однажды, во время одного из сражений, он спасает жизнь летчику Шульцу, но в результате довольно жесткого приземления ударяется головой, теряет память и долгое время находится в больнице.

Шли годы, война давно уже закончилась, и в Томании приходит к власти диктатор Аденоид Хинкель, который яро ненавидит евреев и очень сильно похож на того самого еврейского цирюльника. Хинкель жаждет завоевать весь мир, а в это время цирюльник выходит из больницы и, ни о чем не подозревая, пытается наладить старую жизнь. Однако впереди его ждут невероятные приключения…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
92%
34 + 3 = 37
8.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм был хорошо принят после премьеры и был популярен среди американской публики. Реакции критиков были неоднозначны, многие критиковали речь в конце фильма. Многие также считали некорректным образ штурмовиков из фильма.
    • Имена соратников Хинкеля похожи на имена соратников Гитлера. Гарбич (что звучит похоже на англ. garbage — мусор), правая рука Хинкеля, похож на Йозефа Геббельса, маршал Херринг был явно скопирован с шефа люфтваффе Германа Геринга. Также нет сомнения в том, что Бензино Напалони был пародией на Бенито Муссолини.
    • Создание фильма совпало с ростом международной напряжённости. Ходили слухи, что этот фильм, как и некоторые другие антифашистские фильмы, не выйдет в прокат, чтобы не навредить нейтральным отношениям между США и Германией. Однако этого не произошло из-за того, что Чаплин был финансово и творчески независим от других студий. К тому же отказ вывести фильм в прокат привёл бы к банкротству Чаплина, так как он вложил в него полтора миллиона долларов.
    • По данным документального фильма «Бродяга и диктатор» (2002), фильм был послан Гитлеру, и Гитлер сам видел этот фильм (этот факт подтверждается свидетелями). Чаплин, услышав что Гитлер посмотрел фильм, сказал: «Я бы отдал всё, чтобы узнать, что он думает об этом фильме».
    • Согласно мемуарам маршала Мерецкова, во время Великой Отечественной войны фильм был предложен для проката в СССР, но после закрытого просмотра для членов правительства Сталин дал низкую оценку художественным качествам фильма.
    • Еврейская публика была тронута изображением еврейских персонажей, их верностью долгу, что было табу в тогдашнем Голливуде. В своей автобиографии, опубликованной в 1964 году, Чаплин пишет: «Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения».
    • Фильм демонстрировался в Лондоне во время битвы за Британию и, как сообщалось, способствовал поднятию боевого духа.
    • еще 4 факта
    Трейлер 02:32

    файл добавилFineBed1985

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Замысел этой картины Чарльза Спенсера Чаплина возник ещё в 1937 году, когда многие не считали Адольфа Гитлера настоящей угрозой для всего человечества. Между прочим, на внешнее сходство экранных персонажей Чаплина и нацистского вождя впервые обратил внимание британский продюсер и режиссёр Александр Корда, венгерский еврей по происхождению. Сам Чарльз Чаплин потом с изумлением обнаружил другие «общие черты» с Гитлером: они родились с разницей всего лишь в четыре дня, были примерно одного роста и веса, в детстве и юности встретились с бедностью и житейскими лишениями. Позднее Чаплин признался, что не смог бы просто пародировать фюрера в «Великом диктаторе», если бы ведал всю правду о концентрационных лагерях и истреблении евреев. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 110 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Сначала мы уничтожим евреев, а потом займемся брюнетами»

    Я аналогичным образом, как и все, скажу, что это самый смелый фильм, который я когда-либо видел. И надо же, кто бы поверил, что эту ленту снял сам Чарльз Чаплин. Для того, чтобы во всем убедиться, нужно самостоятельно посмотреть это творение. Вы только представьте, в Европе, да и во всем мире постепенно накаляются страсти, готовится бомба медленного действия, так называемая, а Чарли Чаплин выпускает свою картину, которая одним махом высмеивает все политические и военные планы, принципы. Чаплин первым разглядел всю сущность Адольфа Гитлера и изобразил ее в «Великом диктаторе» с помощью своего Аденоида Хинкеля, не побоявшись никого.

    Само действие картины разворачивается в 1918 году во время Первой Мировой войны. Неумелый, скромный еврей однажды спасает жизнь своему однополчанину Шульцу на поле боя, так называемом. Но во время этого происшествия еврей получает травму, и его отправляют в госпиталь. Травма настолько развивается, что превращается в настоящую амнезию, в общем, еврей все забывает, ничего не помнит. Ему кажется, что на самом деле в больнице он лежит совсем недолгое время, недели две, но на самом деле это совсем не так. По профессии этот парень цирюльник, он очень переживает за свою цирюльню, которая находится в центре города Гетто. За время болезни этого человека многое поменялось. Ситуация в стране обострена. Во главе стоит диктатор по имени Аденоид Хинкель. В планы этого вождя входит завоевание мира и истребление еврейского народа. Наш герой стал уязвимым, как никогда раньше. Теперь настало очень тяжелое время.

    Перед началом ленты на экране появляется надпись, говорящая о том, что совпадение между Хинкелем и евреем из Гетто совершенно случайно. Мне кажется, что здесь есть свой философский подтекст. Чарльз Чаплин этим хочется сказать то, что все люди очень похожи друг на друга. Ведь все люди братья по определению. То есть получается, что на месте Гитлера (по киношному Хинкеля) мог оказаться, кто угодно. А на месте еврейского цирюльника тоже мог оказаться любой из нас. А этой озвученной надписью в начале ленты Чаплин обозначил свою основную идею. Основное, на что должны опираться и что проповедовать люди — мир во всем мире, пусть и звучит банально, словно из уст какой-нибудь королевы красоты. Будет мир на нашей планете, значит, будут и шаги по улучшению этого мира. Конечно, все идет со стороны диктаторов, а они с помощью своего ораторского мастерства способны самым наисильнейшим образом воздействовать на толпы людей. Поэтому во главе любого государства просто необходим здравомыслящий человек, который будет осознавать, что войны означают крах всей вселенной.

    Это творение знаковое. Это первый полностью звуковой фильм Чарльза Чаплина. Фильм, в котором он не побоялся экспериментировать. Каким же образом? Ну, во-первых, поменялся уровень юмора, на этот раз перед нами сатира на политику и диктаторский режим. Во-вторых, как многие отмечают, и это, конечно же, самое обидное, нет всеми полюбившегося Маленького Бродяги. Чарльз Чаплин полностью отказался от этого образа. Бродяга остался жить в немом кино. В звуковом формате же настало время новых образов и персонажей. Ради всего этого Чаплин не пожалел себя, не пожалел своих средств, ведь на производство картины Чарльз потратил свое собственное нажитое на то время состояние в размере 2 миллиона долларов. Случись что, и Чарли остался бы ни с чем. Конечно, был риск, что лента может не окупиться из-за сложившейся мировой ситуации. Был также риск, что картину могут вообще не пропустить в широкий прокат, но Чаплин допустить этого никак не мог, боролся с этим, не жалея своих сил. В итоге, «Великий диктатор» полюбился американской публикой, а особенно евреями и окупился в несколько раз. Да, естественно, что в некоторых странах лента в прокате так и не появилась, а в Германии Чарльз стал самым ненавистным деятелем мирового кинематографа, этого и стоило ожидать.

    Что уж тут говорить, актерская игра всех и каждого здесь выглядит просто замечательно. В те времена мастерами своего дела были просто все, это можно сказать без какого-либо преувеличения. Про Чарльза Чаплина уже сказано достаточно слов, чего-то нового уже и не придумаешь. Скажу лишь, что переход на новый звуковой формат на него никак не подействовал ни в игровом плане, ни в режиссуре, ни тем более на сценарном поприще. Надо сказать, что он гениально сыграл обоих сразу: и Хинкеля, и, конечно же, еврейского цирюльника. Полетт Годдар великолепна. Это моя самая любимая актриса классических фильмов. И в этой картине она не подвела, играет очень искренне, не утаивая в себе никаких эмоций. А их пара с Чаплином отлична, они сыграли свою собственную жизнь, жаль только, что через некоторое время после выхода картины, они расстанутся.

    В этом фильме есть все, что душе угодно. Здесь просто масса юмора и запоминающихся моментов. Каждый будет смеяться очень долго, найдет что-то свое. А какие диалоги, можно только восторгаться этим. Многие отдельные фразы так и вбиваются в память. Ну и не обойдется без серьезных моментов. Происходящее на экране, если признаться, заставляет серьезно задуматься. А финал картины, в котором Чаплин произносит речь уже от имени себя, дорогого стоит. Над этим нужно задуматься. Все сказанное не теряет актуальности и в наше время, да и вообще сам фильм более, чем актуален. Смотрите великие картины.

    31 июля 2010 | 03:22

    Чарли Чаплин сумел создать такого героя, который уже почти век живёт своей жизнью. Причём героя чисто кинематографического.

    Своей жизнью (в фольклоре, в анекдотах, в массовой культуре) живёт, к примеру, Штирлиц — но там есть и литературная основа и социальная мифология. То же самое с Василь-Иванычем: замечательно, когда анекдоты о нём рассказывают те, кто не читал Фурманова, не в курсе сюжета об истории Гражданской войны и не видел легендарного фильма. Но нельзя упускать из виду того, что кроме треска кинокамеры здесь был скрип писательского пера и скрежет шестерёнок истории. В то время как чаплинский Бродяга — не имеет ни только книжной биографии или знаменитого исторического прототипа, но даже и голоса.

    Немота чаплинского героя сама по себе может послужить интереснейшим объектом анализа. Это и явный недостаток — неслучайно же звуковое кино победило. И некоторое достоинство — в том плане, что Бродяга космополитичен и общепонятен, в отличие от уже упомянутых Штирлица и Чапаева, которые как мифологические герои существуют только в рамках определённого культурного ареала. Немота Бродяги вступает в любопытное несоответствие с «разговорчиками» его создателя: за «разговорчики» Чаплина даже выдворили из Соединённых Штатов, как всем известно.

    Мы, однако, не будем здесь вдаваться в подробный анализ, а отметим только три момента.

    Во-первых, экранный Чарли Чаплин (или даже чарличаплин) — не хохотал. Он понуждает хохотать зрителя, но сам, при всей эксцентрике и при всей клоунаде — не хохочет. Или, по крайней мере, присутствует в массовой культуре не хохочащим: каким угодно — по-особенному семенящим, грустно улыбающимся, нюхающим цветок, пинающим человека в форме — но не хохочащим.

    Во-вторых, двойник Бродяги, его тень и даже трикстер — Адольф Гитлер может быть адекватно представлен каким угодно, но только не немым. В итоге именно таким он и существует во всё той же массовой культуре: когда девочка-пятый элемент из одноимённого фильма вникает в историю человечества, она видит на экране Гитлера, который орёт с трибуны (она видит его без звука, но он всё равно орёт).

    В-третьих, появление упомянутого трикстера, имело для Бродяги весьма существенные последствия: Бродяга заговорил.

    Появился первый полнометражный, первый звуковой, самый дорогой фильм Чарли Чаплина — «Великий диктатор».

    Обычно, пересказывая фабулу этой киноленты, концентрируют внимание на том, что диктатор и цирюльник поменялись местами. При просмотре фильма приходится долго, даже очень долго, ждать этого поворота сюжета. Мы считаем важным обратить внимание благосклонного читателя на то, что фигура замены — не только не единственная, но даже и не ключевая в «Великом диктаторе». Не менее важны и ещё несколько фигур:

    - случайный герой: в данном случае речь идёт не о герое кино, а о полноценном военном героизме — недотёпистый солдатик (которого играет, естественно, Чаплин) совершает подвиг — эта фигура крайне важна в контексте обеих мировых войн, в которых на всех фронтах обычно действовали массы и вообще в контексте века масс, массового потребления, массовой культуры;

    - человек без памяти: амнезия потом станет неприлично популярной в мыльных операх, но в «Великом диктаторе» ещё выглядит вполне пристойно — главный герой выпадает из социально-политического контекста и, по идее, должен быть неадекватен, но, поскольку безумна именно социально-политическая обстановка, получается наоборот- этот ход на тот момент был достаточно свеж и для передовой психологии (Карен Хорни, Эрих Фромм);

    - человек из гетто: при всей пропагандистской прямолинейности фильма, Чаплину удалось вполне раскрыть функциональную амбивалентность гетто — оно существует не только для изоляции и угнетения меньшинства, но и для его защиты (эпизод, когда все жители гетто прячутся во дворе главного героя).

    Эти фигуры совмещаются достаточно гармонично — притом, что действие время от времени прерывается ради того, чтобы Чаплин показал очередную комическую сцену. Следует отметить, что эти «вставные» сцены — в основном немые или недалеко ушли от немых. Учитывая общий контекст, а именно то, что фильм появился во многом как протест Чаплина («немого» гения) простив его двойника — Гитлера (многословного злодея), системные связи «немых» сцен и сцен с диалогами должны представляться особенно значимыми. И самое важное здесь наверное то, что ораторству Хинкля и размеренным беседам жителей гетто противопоставляется мирная и спокойная жизнь в Остерлихе — большей частью хоть и под музыку, но без диалогов. Причём Остерлих показан с пышностью и размахом, напоминающим более всего сталинистские колхозные мюзиклы. Здесь неожиданно ярко предъявляется то, что как раз Хинкель более-менее вписывается в стандарты политической культуры западной демократии, в то время как ему противопоставляется нечто, что мы легко опознаём как тоталитаризм.

    4 ноября 2011 | 23:56

    1940 год. Вторая Мировая уже началась, а до начала Великой Отечественной войны остается совсем не много времени. Все страны Европы ожидают нападения со стороны фашистской Германии. И в это время самый известный актер, режиссер, один из самых богатых людей в мире выпускает свой очередной шедевр. Шедевр, который незаслуженно не достался Оскар. Шедевр, который совершенно не похож на все его другие фильмы.

    Во-первых, все услышали голос великого, во-вторых, это неимоверная атмосфера картины. Которая то наводит ужас, то заставляет задуматься, то делает улыбку на вашем лице. В-третьих, это сам Чарльз Чаплин. В этом фильме мы его увидели сразу в двух ролях. Его герои не похожи друг на друга, а с другой стороны они одинаковые, тут я имею в виду внешнее сходство. Он отвлекся от уже привычного образа бродяги, в котором был много лет, и перешел к образу человека, которых собирается захватить весь мир. Конечно еврейский цирюльник напоминает мне того неуклюжего бродягу, но все же это не он. И, конечно же политика. Разве раньше Чаплин использовал в своих фильмах политическую тему? Нет. Но в «Великом Диктаторе» это основная тема, причем преподнесена она просто великолепно! Так, что на нее не скучно смотреть, а наоборот очень интересно.

    «Он оскорбляет мой народ!!! Он рвет спагетти!!!»

    Диктатор Хинкель. Он и есть «Великий диктатор», который наводит ужас на весь народ. Чаплин сыграл его просто волшебно. Пусть образ бродяги стал бессмертным в кинематографе, а образ Хинкеля стал бессмертным для меня. В этой роль он откровенно высмеивает Гитлера, и, что самое главное указывает Гитлеру на его ошибки, которые приведут его к поражению. К сожалению, он не обратил на это внимание.

    Еврейский цирюльник. Это так же новый образ Чарльза Чаплина. Конечно он похож на маленького бродягу. У них похожая одежда, поведение, мимика, но все же по словам Чаплина бродяга не может говорить, может это его и «убило».

    А самое главное в фильме то, что мы увидели, как один маленький человек бросает вызов самому страшному на земле. «Великий диктатор» для меня самый лучший фильм Чарльза Чаплина, он не такой, как все его другие картины. Разве можно было не дать этому фильму Оскар?

    P.S.: Если Гитлер смотрел этот фильм, то мог бы и обратить внимание на эпизод с глобусом.

    P.P.S.: финальная речь Чаплина гениальна!

    5 января 2011 | 13:42

    Фильм Чарли Чаплина «Великий диктатор» вышел в 1940 году. Во время Второй мировой войны зритель смог увидеть отнюдь не смешную пародию на Гитлера, а скорее грустную историю о жизни евреев в еще довоенной Германии.

    Итак, в некой стране «Томании» после первой мировой войны к власти приходит агрессивная партия во главе которой стоит Хинкель. И все различие с его прототипом является пожалуй имя. А остальное — мимика, манера произносить речи до боли похожа на настоящего Гитлера.

    В то же время в свой дом, после двадцатилетней амнезии, вызванной войной, возвращается еврей-парикмахер, которые ничего не подозревает об изменениях произошедших в стране в связи с приходом новой власти. В его еврейском «гетто» полиция творит абсолютный беспредел: громит лавки, избивает жителей, а люди смиренно терпят происходящее. В своем доме он знакомится с девушкой, которая смело отбивается сковородкой от нападающих и мечтает сбежать в другую страну.

    На самом деле фильм получился не о самом диктаторе, а скорее о том, что происходило, когда он оказался у власти. А начались ужасы, которые я не ожидала увидеть в комедии, но с другой стороны как вообще можно было снять чистую комедию о гонениях евреев? Как можно было их высмеивать? — в фильме они были изображены самыми искренними и положительными героями, которые даже в самых неловких ситуациях были показаны мило.

    Но в то же время фильм оставил отпечаток Чаплина. Он от души поиздевался над Хинкелем: этот герой падает, микрофоны гнутся от его речей, а девушек он соблазняет забавным рычанием. Тут же и одна из известнейших сцен, а именно, его игра с шариком в форме земли, которую он кокетливо подбрасывает и очаровательно ловит.

    Чаплин никогда не скрывал тот факт, что он был противником Гитлера, несмотря на то, что образ бродяги был схож с внешним обликом Гитлера, а их разница в их днях рождениях всего в четыре дня. Гонения на евреев были ему омерзительны, это то, что он не смог оставить без внимания и это было одной из причин того, что фильм вышел в прокат.

    Последняя сцена, где герой произносит речь, обращенную ко всем жителями Томании и солдатам, это и есть голос Чаплина, ужаснувшегося тем, что происходило в мире, во время съемки киноленты. Мне хочется закончить его цитатой.

    … Мы набрали скорость, но замкнулись в себе: имея машины, которые приносят богатство, мы по-прежнему нуждаемся. Наше знание сделало нас циничными, а наш ум сделался жестким и недобрым. Мы слишком много думаем и слишком мало чувствуем: больше чем машины, нам нужна человечность, больше чем ум, нам нужна доброта. Без этих качеств жизнь будет полна насилия, и все будет потеряно.

    7 из 10

    15 сентября 2012 | 21:38

    Каждый человек имеет право быть свободным. Казалось бы, простая мысль — и так много в ней находит человечество противоречий, что искажает ее и переиначивает на свой лад, зачастую деспотичный и жестокий. Ярким примером является идея Адольфа Гитлера, идея превосходства одной расы над другими и их истребление. Одним словом политика геноцида, причем уничтожение не одной еврейской нации, гонимой многими веками, а всех подряд. Фильм «Великий диктатор» очень четко дает понять зрителю, что такое людская жестокость и полная апатия к ближнему. Эта картина призывает к добру и миру во всем мире, потому что ненависть не может продолжаться вечно и быть единственным качеством человека. Другими словами эта картина-пробуждение, призывающая действовать во имя человеческой свободы. Великий гений кино Чарльз Спенсер Чаплин не мог оставаться равнодушным тирании диктаторов тех времен и их политики против человеческой свободы. Именно поэтому он создал этот поистине светлый фильм, чтобы зритель, погрязший в омраченной идеологии государственных деятелей, мог вздохнуть полной грудью и выйти из кинотеатра с убеждением в своей непоколебимой вере в добро и, что самое главное в самого себя.

    Маэстро Чаплин как всегда оставался универсальным и преданным самому себе профессионалом, посудите сами он выступил во множестве ипостасий: режиссер, сценарист, актер (и надо заметить две роли, абсолютно разных людей), композитор, и в конце концов продюсер (потратил немного немало около двух миллионов долларов). Надо еще заметить, что у Чаплина было большое преимущество перед другими кинодеятелями — он был человеком финансово независимым, что, безусловно, является громадным стимулом для творческого процесса.

    В фильме очень много моментов аллегоричных, заставляющих задуматься, например, вспомните кадр, когда была показана клетка с птичкой внутри и в тоже время цирюльник прятался от военных. По моему, этим Чаплин определенно хотел сказать, насколько угнетающе действует на человека система тоталитаризма.

    Что режиссер изображал в лице Аденоида Хинкеля вождя Третьего рейха, я думаю не стоит говорить, потому как это сразу бросается в глаза внешним видом диктатора из Томэнии.

    И какая бы не была политическая подоплека в этом фильме, стоит отдать дань величайшего уважения Чарльзу Чаплину, что он хотел пробудить людей от их апатии и призвать действовать во имя свободы, здесь речь идет не о демократии, речь идет о человеке вообще, его принципах и правах. Он должен жить, а не прислуживать — такова, на мой взгляд позиция великого мастера, который своей финальной речью вдохновлял множества людей, и мне верится, будет вдохновлять грядущие поколения.

    10 из 10

    26 октября 2013 | 21:23

    «Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения»

    Чарли Чаплин, 1964

    Идея картины возникла у Чарльза Чаплина в 1939 году, когда многие еще не считали Гитлера настоящей угрозой для всего населения Земли. Но процесс съемок начался уже на девятый день Второй Мировой Войны, а окончание работы совпало с вторжением нацистов во Францию. В связи с этим Чаплин меняет финальный спич, разоблачая реального фашиста — Гитлера (уже от своего имени).

    Именно Чаплин был первым, кто честно, прямо, ничего не умалчивая, глубоко копнул в поисках причин Второй Мировой. Он высказался жестко, едко, но максимально правдиво о том, о чем другие боялись даже подумать. На мой взгляд, «ВД» — самая мощная антифашистская картина, которая без крови, зверств и пыток передает весь ужас гитлеровского фашизма. Неудивительно, что на то время «ВД» запрещают к показу во всех оккупированных странах. Лишь в 1945 во Франции, в 1975 в Испании и только в 1989 в СССР зритель увидел картину на широком экране (в Союзе премьера была приурочена к открытию московского Музея Кино).

    Так в чем же смелость и гениальность чаплиновского «Диктатора»?

    Сценарий великолепный, простой, легкий, забавный, но одновременно с оригинальной, четко выверенной идеей, что делает его практически идеальным. Здесь нет ни пафоса, ни скудности сюжета, ни затянутости.

    Сам Чаплин, бесподобно сыграл сразу две роли: бессердечного и жестокого Гитлера (показанного с такого ракурса, что уму непостижимо, какой храбростью нужно обладать, чтобы ТАК сыграть!) и еврея-парикмахера (наивного, такого гуманного и похожего на каждого из нас). Его игра гениальна! Блестящее изображение Гитлера и потрясающие своей тонкостью и точностью диалоги заставляют относиться к господину Чаплину с великим уважением. А финальный монолог … — монолог уже не героя картины, а самого Чаплина — монолог резкий, острый, мощный! Речь человека, верящего в справедливый, честный мир.

    Стоит ли смотреть двухчасовой «ВД» сегодня?

    Определенно — ДА! Потому как это фильм о свободе, справедливости, равенстве, храбрости, братстве. Фильм о судьбе Человека и человечества, о надежде и вере в светлое будущее, о стабильности и ее отсутствии. Фильм о нашем с вами прошлом и, кто знает, возможно, о нашем с вами будущем. Фильм яркий, актуальный, сильный, смелый и такой необходимый — необходимый именно сегодня.

    9 марта 2015 | 22:21

    Жанр военной сатиры не так популярен в мировом кинематографе, но есть отдельно взятые ленты которые выделяются своей оригинальностью и остроумностью на фоне других. Одним из таких избранных, является «Великий Диктатор», который также является одним из первых фильмов где создатели решили с юмором и некоторой долей иронией взглянуть на военные мировые события. Конечно сделать кино уморительно смешным и одновременно политкорректным очень трудно, но если за съемки взялся мастер комедийного жанра Чарльз Спенсер Чаплин, то фильм по любому получится сверх смешным, правильным в плане идеи и абсолютно точно не пересекающим какие-либо нравственные границы. Несмотря на все старания Чаплина, «Великий диктатор» в свое время таки получил в своей адрес множество неприятных и весьма негативных откликов как со стороны зрителей, так и со стороны опытных критиков. Об этом конечно многие знают, так что на этом заострять внимание я не буду.

    Если писать строго про фильм, то он для тех времен сделан несомненно очень хорошо. Для Чаплина лично это первый опыт в звуковом кино и могу утверждать с полной уверенностью что первый блин у великого комика не вышел комом, а наоборот, получился даже не хуже чем предыдущие немые ленты комедийного жанра. Вот только в старых добрых немых фильмах у Чаплина не было никакой политической сатиры над весьма агрессивно настроенной страной и её диктатором, а также без каких-либо политических подтекстов. Конечно кино от этого получилось не менее смешным, но скандал в свое время был не хилый. К счастью в наше время «Великого диктатора» таки признали и теперь он является легендарной классикой ироническо-сатирического жанра и одним из самых успешных фильмов маэстро Чаплина.

    Некоторые сцены стали уже культовыми, где же еще можно увидеть противостояние двух злобных и жестоких диктаторов в буфете, где их оружием были спагетти, сливки и вся близлежащая от них еда. А танцующий под классическую музыку Хинкель, попутно играющий с воздушным шаром в форме глобуса и наверняка мечтающий в этот момент о мировом господстве и безграничной власти, это же блестяще в плане оригинальности и остроумия. Было еще множество смешных, эмоциональных и грустных, но по совместительству классных сцен, которые делают «Диктатора» непревзойденным шедевром не только своего времени, но и всего мирового кинематографа.

    Очень жаль конечно что в России это кино не так высоко котируется как немые творения Чаплина, да что там говорить, «Великий Диктатор» даже в Топ-250 не входит, но все же картина великолепная по всем параметрам, начиная от неординарной, но очень смелой и оригинальной идеи и заканчивая характерами персонажей и конечно же блестящим, понятным опять же на любом языке мира юмором, который как всегда радует своей искренностью и приметностью. Жаль что никаких наград ленте так и не удалось получить, хотя как мне кажется она этого несомненно заслуживает, чего только стоит финальная речь главного героя, которая глаголет давно известную истину и пытается раскрыть всем диктаторам планеты глаза, попутно призывая объявить всеобщее перемирие.

    Ну и немного собственно о сюжетной линии. После первой мировой войны, в стране Томании появляется новый властный и жестокий диктатор Аденоид Хинкель, главная цель которого мировое господство и полное уничтожение еврейского народа, для которого он даже создает «гетто», в котором все люди данной религии и проживают. Теперь Хинкель решает с помощью своего гениального вроде бы плана начать захват соседних еврейских территорий, но вот средств на это у него нет. В это же время в госпитале после серьезной травмы полученной во время войны приходит в себя еврей-цирюльник, у которого начинается амнезия и он не понимает что он находится в медицинском учреждении уже пару лет и что за это время в его родной стране многое изменилось, а все евреи подверглись гонениям со стороны военных.

    Цирюльник возвращается домой, в гетто и не понимает что здесь происходит и почему военные пишут на его парикмахерской слово «еврей» белой краской и не дают стереть. Объясняет ему всю ситуацию очаровательная девушка Ханна, чьи родители погибли и которая живет вместе с другом того самого цирюльника. Есть кстати еще одно «но», ведь этот самый цирюльник как две капли воды похож на диктатора Хинкеля, собирающегося принимать у себя своего союзника Бензино Напалони, с которым Аденоид хотел бы обсудить перспективы насчет завоевания соседних территорий. Из этой встречи к сожалению ничего хорошего не получается, ведь каждый из тиранов пытается показать что он самый лучший, ужасный и властительный во всем мире. Пока два злодея отдыхают во дворце, в гетто происходят погромы из-за беспардонности и грубости военных, которых Хинкель послал дабы не дать еврейскому народу скучать…

    Сценарий великолепный, простой и легкий, но весьма оригинальный, с правильной идеей и одновременно забавный, что делает его идеальным. Здесь нет никакого пафоса, хотя финальный монолог о мире во всем мире может по сути таковым и является, затянутости, скудности и глупости, все на высшем уровне. Актеры также шикарны, конечно две главные роли играет вездесущий Чарли Чаплин и делает он это нереально круто и качественно, но и другие актеры играют хорошо, но о них совсем чуть-чуть позже. Пока что еще немного похвалю Чарли, который создал убойнейший образ диктатора Хинкеля, глаза которого наполняла некая злость, агрессия и несмотря на это сам он был человеком глуповатым и трусливым. Образ цирюльника мне чем-то напомнил старого доброго Бродягу, только на этот раз он является евреем и умеет разговаривать. В общем Чаплин как всегда гениален и не признавать это глупо! Браво Чарли, аплодисменты и громкие овации!

    Отметил бы еще также прекрасно отыгравшего Джека Оуки, исполнившего роль забавного и чем-то схожего с Хинкелем по характеру диктатора Напалони, а также красавицу Полетт Годдар, сыгравшую девушку Ханну, в которую цирюльник влюблен, но боится ей в этом признаться. Остальные актеры также были хороши, но запомнились и понравились они мне меньше, чем вышеперечисленные. Ну а в общем и целом «Великий Диктатор» прекрасное комедийное кино сатирического и пародийного характера, где Чарли Чаплин раскрывает свое мнение по поводу постоянных войн и фашизма как религии. Мне фильм безумно понравился, смешно, искренне, актуально, свежо, смело и изящно. Оценка максимальная и это не обсуждается, шедевры меньше и не получают.

    10 из 10

    «Вы самый главный, нет, вы самый великий диктатор на планете!»
    «Не говорите так, а то я начинаю себя боятся!»

    26 июля 2011 | 19:39

    Для меня это очень страшный фильм. Страшный оттого, что снят он в 1940. Страшен он своей пронзительной актуальностью для того времени и неким, даже почти мистическим, предвидением. Чаплин, наверное, даже сам того не понимая, показал всю правду того времени. Жестокую правду. Хоть это все и комедийные кадры, но глядя сквозь десятилетия понимаешь, что это намеренное для режиссера утрирование на самом деле было печальной реальностью для германских «неарийцев».

    Чаплин молодец, он не промолчал, он высказал свой протест. Он, быть может, хотел поднять волну противодействия фашистской германии. Быть может он думал и надеялся, что сможет своим фильмом, привлечением внимания к этой проблеме остановить её. И поэтому слова его в финальной речи столь патетичны. Но, увы, глядя назад мы видим, что его слова так и остались неуслышанны и дальше стало только хуже…

    8 февраля 2010 | 10:05

    Дела давно минувших дней

    Перенесемся на 70 лет назад. Забудем о войне, о голоде, о противостояниях держав и мнений. В 1939 году выходит «Унесенные ветром» (сродни сегодняшнему «Аватару»), а через год в Нью-Йорке состоится премьера «Великого диктатора», созданного целиком и полностью на накопления Чарльза Спенсера Чаплина и представляющего из себя сатиру и пародию на рейхсканцлера Германии тех времен Адольфа Гитлера. Ни один фильм Чаплина не содержал такого количества политической подоплеки и потому получилось очень символично, что это первый полностью звуковой фильм «комика с тростью».

    Бенефис двойного «Ч»

    В 30-е годы каждый американский мальчишка узнавал Чарли Чаплина без его трости, походки, котелка, смоляных волос и усов. Более того, он был богат и независим, и у него были собственные идеи наподобие «сходства „бродяги“ и фюрера». И он создает щекотливый и поныне фильм „Великий диктатор“, сыграв при этом две роли: роль безымянного еврея-цирюльника и вождя Томании Аденоида Хинкеля.

    По сюжету еврейский рядовой солдат спасает жизнь летчику Шульцу во время Первой Мировой войны ценой собственного сознания — он впадает в кому с последующей амнезией. Спустя 20 лет он возвращается в родную цирюльню, в еврейский квартал, оккупированный немецкой полицией, расписывающей на каждой двери «Jew». Параллельно разворачивается линия жизни политического главы Томании — Аденоида Хинкеля, как две капли воды похожего на цирюльника. Он произносит громогласные речи, советуется с министрами Гарбичем и Херрингом (Геббельсем и Герингом), соревнуется в «кто выше» с Бензино Напалони (тот самый Муссолини). Судьба приводит к тому, что пути ничтожного еврея и вершителя судеб переплетаются и все происходит как в твеновском романе «Принц и нищий» (напомню, что рассказы Твена в большинстве своем основывались на сатире и критике), однако, осознание того, что далеко не эта случайная ошибка является изюминкой фильма, приходит не сразу.

    Маленький человек заговорил?!

    Если Эйнштейн (кстати и о нем есть упоминание в фильме) является представителем физики тех времен, то Чаплин является представителем тогдашнего кинематографа. И оба они являются представителями борьбы с тоталитаризмом. Недвусмысленная речь в конце фильма, в которой цирюльник от самого Чаплина заявляет, что не хочет больше видеть насилия,- ради нее и стоит смотреть эту «сагу по-чаплиновски», стоит ее смотреть хотя бы ради сцены, в которой Аденоид танцует с глобусом под увертюру Вагнера или ради сцены, где цирюльник бреет клиента под «Венгерский танец» Брамса, любимого композитора Эйнштейна в последние годы жизни.

    Итог. «Великий диктатор» — это фильм, созданный на злобу дня, но оставшийся на века не столько благодаря именитому режиссеру, сколько благодаря политическим посланиям через океан.

    10 из 10

    10 января 2010 | 14:18

    Многие скажут, что «Огни большого города» — вершина творчества Чарльза Чаплина. Но именно «Великий диктатор» окончательно доказал нам, что Чарли Чаплин абсолютно заслуженно назван «Великим».

    Возможно, у кого-то осмелится повернуться язык назвать Чарльза — актёром (а в его случае ещё и режиссером, сценаристом, продюсером и композитором) одного жанра — комедии, ведь мы привыкли видеть его в комичном образе Бродяги. Но это всего лишь предубеждение. Чарли способен воплощаться в образы совершенно разных героев. В данном случае он осмелился изобразить на экране Адольфа Гитлера.

    «Великого диктатора» я смотрела после киношедевра Стивена Спилберга — Список Шиндлера, в котором рассказывается о страшной судьбе еврейского народа во время правления Адольфа Гитлера. Я не имела ни малейшего представления о том, как Чарли сможет преподнести нам историю об этих ужасных временах в жанре комедия. Но он всё-таки сделал это, и поверьте, сделал он это мастерски. Он не приуменьшил всех тяжестей жизни евреев, он показал тиранизм Гитлера, но в то же время он сумел найти в этой картине место и для юмора. И я смеялась! Я смеялась и одновременно плакала. В этом и заключается гениальность этого непревзойдённого комика, которой к тому же ещё и герой. Во время Второй Мировой Войны Чарльз Чаплин был единственным человеком в кинематографе, осмелившийся своим фильмом бросить вызов самому Гитлеру. Этот фильм Чарльз снял не ради денег и не ради славы. Нет. Он хотел дать людям надежду, хотел хоть немного развеять мрак, заполонивший весь мир. Финальная речь в этом фильме сказана не евреем — парикмахером, не Адольфом Гитлера, а самим Чарли Чаплином. Это его обращение к людям, в котором он просит нас сохранять единство, сохранить мир в этом мире, сохранять веру и надежду, даже в такое тяжелое время.

    На мой взгляд, Великий диктатор — лучшая работа Чарльза Чаплина, потому что именно в этой кинокартине воплощено всё: мастерство, талант и гениальность этого Великого комика.

    10 из 10

    13 февраля 2011 | 18:24

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 599 руб.
    DVD, 119 руб.
    Blu-Ray, 324 руб.
    подробнее

    Интервью


    Я сам большой сторонник цензуры. Но Би-би-си, конечно, перегнула палку. Они запретили меня на всех радио- и телеканалах. И все это потому, что я хотел в их прямом эфире рассказать о своей антизападной и антисионистской политической программе. Что ж, как говорится, инициатива наказуема… (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Зимой 2012 года КиноПоиск побывал в городе Тампере, где состоялась финская премьера фантастической комедии «Железное небо". Визит на студию, где делались спецэффекты, разговор с режиссером и концерт Laibach — три дня оказались крайне насыщенными… (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    60.НокдаунCinderella Man8.401
    61.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство8.395
    62.ИграThe Game8.392
    63.ОдержимостьWhiplash8.387
    64.Собачье сердце8.383
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Красавица и чудовищеBeauty and the Beast90.11%
    52.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted89.90%
    53.Полный расколбасSausage Party89.74%
    54.Джон Уик 2John Wick: Chapter Two89.51%
    55.Проект ХXProject XX89.47%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    1+1Intouchables526
    5-я волнаThe 5th Wave99
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass24
    ВаркрафтWarcraft79
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War141
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.244
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.890
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.549
    Angry Birds в киноAngry Birds6.547
    Экипаж8.172
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры