всё о любом фильме:

Письма мертвого человека

год
страна
слоган-
режиссерКонстантин Лопушанский
сценарийКонстантин Лопушанский, Вячеслав Рыбаков, Борис Стругацкий, ...
директор фильмаРаиса Проскурякова, Юрий Голынчик
операторНиколай Покопцев
композиторАлександр Журбин
художникЕлена Амшинская, Виктор Иванов
жанр фантастика, драма, ... слова
зрители
СССР  9.1 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время88 мин. / 01:28
В результате незапланированного ядерного взрыва на американской военной базе погибла большая часть населения. Кругом выжженные мертвые пространства, опустевшие города. Но в катакомбах и подвалах люди, среди которых — и дети, пытаются как-то наладить свой быт — и им это отчасти удается.

Главный герой фильма — ученый Ларсен пытается понять причины происшедшего и найти духовную точку опоры, чтобы обрести надежду на выживание…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Выход картины практически совпал с Чернобыльской аварией, поэтому для своего времени картина была очень острой и шокирующей: люди могли представить события фильма в своей жизни, особенно из-за того факта, что в год выхода картины шла Холодная война, основанная на гонке ядерных вооружений.
    • На кадре из фильма показан взрыв возле двух высоких башен, по виду своему похожих на Башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Перед этим показан город на берегу залива, внешне похожий на Нью-Йорк.
    • Многие киноведы полагают, что роль Ларсена списана с академика Сахарова: в частности, Ларсен обладает такой же гуманистической позицией и волей, а также является лауреатом Нобелевской премии мира.
    • Тематика фильма отражает популярную в годы Холодной войны теорию ядерной зимы.
    • Сценарий фильма изначально был более длинным, с большим количеством эпизодов и героев, но режиссер-дебютант в процессе съемок многое выбросил и к концу совершенно запутался в материале (его было снято очень много, на 2 серии по полтора часа минимум), поэтому окончательный монтаж фильма сделали Семен Аранович и Алексей Герман. Роль Р. Быкова озвучил З. Гердт, что вызвало крайнее недовольство первого. Быков даже намеревался подать в суд на съемочную группу, но затем передумал, добившись того, что смонтированная роль была им вновь переозвучена.
    • еще 2 факта
    Фан-ролик 01:45

    файл добавилСинобит

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 5 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    1 января 1986 года — Горбачев и Рейган в послании своим народам говорят о снижении напряженности между СССР и США. 16 декабря — Горбачев разрешает Сахарову вернуться в Москву.

    Фильм снят в классическом стиле отечественного артхауса. Он предоставляет пищу для размышлений и, что не мало важно, дает вам для этого время. Тематика — ядерный апокалипсис. Можно выделить два основных направления мысли режиссера. Первое — абстрактные размышления о причинах и последствиях, во многом передаваемые посредством переживаний главного героя. Как любой интеллектуал, он задает себе вопрос: «Почему?», и прячется, отрицая катастрофу и ее причины, однако сохраняет в себе человека. Вторая, это реакция отдельных представителей вида на катастрофу. В центральных героях фильма, нашедших временное убежище в подвалах музея, воплощены все основные виды помешательства присущие человеку, когда его мир уходит у него из под ног. Финал фильма практически библейский. Рекомендован к просмотру всем способным к мыслительному процессу представителям вида.

    По некоторым сведениям, лишь два вида на Земле способны наслаждаться насилием и формировать боевые отряды, а затем совершать вылазки на территорию противника с целью убийства себе подобных: шимпанзе и homo sapiens.

    10 из 10

    6 февраля 2015 | 01:46

    Действительно блестящее детище отечественного кинематографа, стоящее в одном ряду с лучшими творениями гениев русской классической литературы, всегда отличавшейся особенным вниманием к внутреннему миру человека и гуманизмом, состраданием даже к людям, казалось бы, не очень его заслуживающим.

    Появившийся на исходе советского преиода нашей истории, фильм «Письма мёртвого человека» рассказывает нам историю пожилого учёного, нобелевского лаурета, переживающего смерть сына и наблюдающего болезненное и мучительное угасание его жены в кошмаре ядерного апокалипсиса, к которому его исследования, видимо, имеют непосредственное отношение.

    На первый взгляд, может показаться, что фильм о том, что происходит с людьми после ядерного взрыва: по причине досадной ошибки или по злой воле нашего или их руководства взорвалась ядерная бомба и всё сразу стало плохо. Очень плохо. Еды и лекарств стало не хватать, перспективы выживания крайне туманны, человеческая история уже закончилась. Потом будут какие-нибудь инопланетяне и мутанты, а то и вовсе ничего не будет.

    Однако, мне кажется, посыл заложенный в фильме несколько сложнее. Дело не в том, что нам надо бы жить дружно и тогда всё обязательно будет хорошо. Дело в том, что всё обязательно будет плохо, видимо примерно так, как показано в фильме. Конкретно мы вообще не сможем ничего изменить, всё было предрешено ещё со дня возникновения мира.

    Человечество обречено на погибель. Обречено из-за своей неспособности спастись самостоятельно, своими силами. Научное знание и успехи технического прогресса не помогут нам выбраться из могилы, а ещё вернее в неё загонят и отольют неподъёмную плиту над ней.

    Мы так живём и будем жить, что непременно погибнем. Нашу цивилизацию тоже ожидает конец, вполне вероятно, что мы так никогда и не выберемся с планеты Земля, которая и станет нашим склепом.

    И винить мы в этом можем только самих себя. Мы уже сейчас оставляем чьих-то детей умирать от голода, уходя в подземные и наземные свои бункеры. А как же иначе, если здоровые не всегда выживают? Мы уже сейчас сходим с ума и отбираем будущее у своих детей, даже тех, которые вполне здоровы или вовсе ещё не рождались.

    С другой стороны, возможно, именно эти страдания помогают нам в полной мере почувствовать красоту этой жизни. Её мимолётность и скоротечность, возможность внезапной смерти (как каждого из нас, так и всего человечества) позволяет нам что-то такое понять, чего, возможно, мы бы никогда не поняли и за сотни лет прозябания в сытом довольстве. Может быть, с осознания человеком или обществом своей ограниченности во времени только и возможно понять и осознать себя?

    Особенно этот фильм актуален сегодня, когда становится уже окончательно понятно, что гуманистический пафос, видимо, не остановит человечество от третьей мировой войны, которая, с большой долей вероятности, и будет последней. Казалось, давно забытые погремушки ядерного оружия снова достали из чулана и ими снова пугают друг друга. И как бы я хотел тут ошибаться и оказаться трижды не правым.

    Что я могу сказать вам, как мёртвый мёртвым? Только претерпешие до конца спасутся и оживут, смертию смерть поправ.

    29 сентября 2014 | 01:01

    Тематика пост апокалипсиса в последние несколько лет, наверное, на пике своей популярности. Глуховский с его «Метро», целая серия книг в жанре игры «Сталкер» и т. д. Все это настолько помпезно и разрекламировано, что теряется всяческий смысл данной, на самом деле важной, проблемы. Некоторые настолько помешались на этом экшене и приключениях, что готовы испытать, а каково это, побывать в подобном мире.

    Вот именно этим людям советую посмотреть данный фильм. Он отображает атмосферу мрака, ужаса и полной безысходности. Эта безысходность везде… в письмах, в разговорах и монологах, в действиях. Там нет зомби и мутантов, там есть обычные люди, которые уже не живут.

    Эта нить безысходности протянута через весь фильм. Кто читал Стругацких, тот поймет. Я не знаю более писателей, которые бы так точно и так проникновенно могли бы описать это чувство. И дело не в фантастике и в будущем, а в том, в каком положении могут оказаться люди.

    Фильм очень сложный. Не в плане понимания, а в плане восприятия. Сложно и больно смотреть эту картину… на безмолвных детей, которые ни в чем не виноваты, на страдания главного героя, на мрак, творящийся с людьми.

    В фильме очень много символов. Чувствуется все-таки влияние Тарковского. Но все же, как по мне, Лопушанский ближе к зрителю.

    Это просто нужно посмотреть и прочувствовать.

    10 из 10

    18 марта 2010 | 00:38

    Когда я начинал смотреть этот фильм, я ещё не знал, что к сценарию приложил руку Борис Стругацкий. Это известие в виде начальных титров придало ещё больший азарт непосредственно перед просмотром.

    Итак, если Вас пугает 86-й год выпуска, то можете смело отбросить в сторону эти сомнения и опасения. Конечно, в фильме нет спецэффектов, как в «Трансформерах», но он является предвестником нашего будущего. Меня искренне поразил тот факт, что люди ещё 23 года назад задумывались об этом, да ещё и как задумывались!

    Фильм мрачный. Снят в тёмных, постапокалиптических тонах. Звуковое сопровождение и того более угнетающее.

    Давайте всё разберём…

    Идея фильма
    Актуальная проблема, которая всех заставила задуматься о будущем Земли после происшествия на ЧАЭС. А Вы задумывались, к чему приведут конфликты двух сверхдержав?

    Игра актёров
    … меня просто сразила. Настолько ВСЕ актёры влились каждый в свою роль, что просто мурашки по коже идут. Каждые мини-сцены с их участием приводят в восторг, а точнее, в ужас. Какая игра…

    Съёмки
    Конечно, перед началом просмотра я морально подготовил себя, что может быть будет даже немного смешно, ведь всё-таки это СССР и всё-таки это 1986-й год, но и здесь я ошибался. Где нужно — снято атмосферно и довольно качественно, сомнений нет, что произошла ядерная катастрофа. А где нужен мрак — он там есть, о-да…

    Вывод
    Фильм очень грузит. Если Вам хочется позитива или «хэппи энда» — обходите этот фильм стороной. Но если же Вас хоть немного интересует наше общее будущее, если Вы неравнодушны ко всему тому, что происходит между странами и к чему это может привести… то обязательно ознакомьтесь с этим материалом. Шедевр советского кино.

    «Перед нами лежит путь непрерывного прогресса, счастья, знания и мудрости. Изберём ли мы вместо этого уничтожение только потому, что не можем забыть наших ссор? Мы обращаемся ко всем, как люди к людям: помните, Вы принадлежите к роду человечесокму, забудьте обо всём остальном!» © Б. Рассел, А. Энштейн, Ф. Жолио-Кюри,. .. из Обращения выдающихся учёных мира к правительствам великих держав.

    10 из 10

    10 июня 2009 | 23:43

    Странно, что это малоизвестный фильм. Как мне думается, именно в 1986 году ему должно было стать знаменитым, ведь именно этот год наполнен событиями, являющимися своеобразной предтечей того, во что мог бы превратиться мир, если бы ситуация с Чернобыльской АЭС стала непредсказуемой. Кроме того, в этом же году вышло «Жертвоприношение», а фильм Лопушанского, как мне показалось, насквозь пропитан настроениями Тарковского, да и вопросы в этих очень разных фильмах, по сути, поднимаются одни и те же, но под разным углом и с совершенно разным настроением. Однако фильм Лопушанского, на мой взгляд, несравнимо сильнее фильма Тарковского. Хотя бы потому, что первый гораздо точнее представляет себе то, что хочет показать, не позволяя себе ни одного лишнего кадра или бессмысленного диалога. Тарковский же этим явно злоупотребляет, добираясь лишь к середине фильма к пониманию того, о чем же и, главное, зачем снимает свой фильм.

    Понравился цвет. Не черно-белый, что было бы вполне закономерно, а именно желтовато-коричневый, как на старых фотографиях. Картина разрушенного мира лишена нарочитости — он выглядит именно так, как обычно выглядят военные развалины — все это очень напоминает кадры послевоенной хроники, только груды камней гораздо выше, ведь в уничтоженном мире Лопушанского останки строений уже не прошлого, а недалекого будущего — всюду бетон, кирпич почти не используется.

    Об идеях фильма писать не буду. В фильме, как мне кажется, важны даже не сами идеи, а энергия, с которой они подаются, та атмосфера безысходности, в которой их формулируют главные герои.

    Замечательно то, что начало фильма, в котором Ларсен в письме к сыну утверждает осмысленность происходящего, продолжается в его последних кадрах, когда рождается новая религия, истинная уже потому, что опирается на осмысленное событие — дети уходят не в никуда, а словно в вечность, но не личную вечность, а бесконечную вечность всего человечества. Ларсен оказался прав — это не конец человечества, это очередной поворот к его развитию.

    10 из 10

    22 декабря 2012 | 04:25

    Фильм «Письма мертвого человека», является документированным предвидением будущего человечества. Если выразиться современным языком- это советский киберпанк, при чем киберпанк в лучших традициях жанра. Непередаваемая, гнетущая атмосфера безысходности, преследует зрителя весь фильм. Ужасные постапокалептические пейзажи, страдания людей, ненависть., бесполезные попытки спасения, паника, не покидающий страх. Страх даже не смерти, а своей участи, если ты все же решишься продолжить жить в мире, в котором погибло все. Психоделические звуковые эффекты, особый стиль сьемки, специальная световая и цветовая гамма, в моем разуме создали такое впечатление, что я уже мертв и вокруг меня тоже нет ничего живого.

    Это кинополотно насквозь пронизано философскими рассуждениями, смелыми мыслями и красивыми монологами героев. Не вижу смысла передавать суть этих размышлений, однако тезисно можно выделить два противоположных мировоззрения: идея ненависти к человечеству и идея любви к оному. Скажу лично про себя, что речь героев построена так лаконично, красиво и убедительно, что я по мере просмотра фильма мысленно примыкал то к одному, то к другому лагерю. В конечном же итоге ощутил опустошение и непонимания происходящего. Я целиком, вместе с душой проник в атмосферу и ментальность этого фильм. После просмотра я был не в силах смотреть в свое окно, за которым ходили люди, светило солнце, ездили машины. Я понимал, все это иллюзорно. Это все ненадолго. Все мы скоро спустимся вниз.

    Хочу отметить небольшой символ внесенный в этот продукт отечественного кинематографа. Безмолвные дети. Этот коллективный персонаж поразил меня больше всего. Я не умею читать душу человека по его глазам, однако сдесь я на глаза обратил внимание сразу. Глаза их были, словно у мертвых. Они смотрели на врача отрешенным взглядом, подписывая себе тем самым смертный приговор.

    10 из 10

    21 июля 2008 | 10:58

    Люди едва ли представляют себе, что опасности подвергаются они сами, их дети и внуки, а не только абстрактно воспринимаемое понятие «человечество».

    Манифест Рассела — Эйнштейна


    Дневники последних дней человечества. Запись N 3745.

    Холодно. Рваные тряпки, обмотавшие тело, насквозь продуваются ветром, тонкие кости облизываются его металлическим языком, раздирающим высохшую кожу. Серый бетон вечно вибрирует, расшатывая затхлый воздух тления, оседающий грязной копотью на белое лицо. Неумолимый электрический гул, проступая вместе с мертвой жижей, смывающей с поверхности трупную воду, сквозь каменные трещины разносится в больном желтом свете, врезаясь в слух то изнемогающим биением сердца, то немым стуком проглатываемой пустоты. Рыдание тишины обнимает атрофированные губы людей, свернувшихся в безнадежные узлы в углах кирпичного саркофага, ставшего последним местом, где возможна жизнь, которая уже потеряла всякое значение, сохранившись лишь бессмысленным рудиментом, гнойным нарывом в идеальной симфонии черной долины с занозами уничтоженной цивилизации, поглощенной хрипящей землей в ее адской пропасти смоляных глаз.

    Я не видел солнца уже… уже не помню когда. Оно дышало теплом, и ласкало спину яркими потоками. На него нельзя было глядеть прямо, настолько велика была заключенная в нем сила, что не позволяла стать равным ей ни одному из людей. Однако мы чувствовали отеческую доброту всемогущего светила, которое дарило нам нежную зарю, играло улыбками бликов и открывало бесконечную красоту, пропитанную красками живого цвета. Но мы не ценили это, и теперь мы здесь.


    Опасность разрушения Земли, уничтожения цивилизации орудиями науки первыми поняли сами ученые, создававшие их. В 55-ом году А. Эйнштейн, Б. Рассел, Л. Полинг, Ф. Жолио-Кюри и другие выдающееся умы, которые определили огромный технический прогресс 20-го века, основали Пагуошское движение, призвавшее правительства всех стран запретить использование ядерного оружия. Искусство, как самый чуткий камертон, улавливает малейшее колебание общественных настроений, вопросов и проблем, усиливая слабый звук, оно превращает его в звенящий набат, который пробирается под панцирь праздности, повседневной зашоренности и уверенного цинизма в сердцевину сознания, где задевает нежные струны искренних чувств. Фильм Константина Лапушанского «Письма мертвого человека» буквально ворвался в фестивальные программы в 86-ом году, представив невыносимо тяжелое, безжалостно трагическое, разрывающее сердце пророчество постядерного мира, заставив оцепенеть каждого зрителя, обезобразив его лицо гримасой мучения от того потухшего ада, в который погружает искореженная тихим страданием беспомощности картина погибающего человечества.

    Как остроумно заметил критик В. Гардеев, «кино — это такая штука, которая обладает сюжетом», однако эта лента, видать, из тех «штук», что в нем не нуждаются, являя исчерпывающее полотно, прекрасное и завершенное в своем неподвижном желтом мареве. Камера не рассказывает, но, словно, разглядывает старую, опаленную фотографию. Медленно, внимательно, миллиметр за миллиметром, останавливаясь на каждой детали страшного пейзажа, который, скорее, возник в бредовом кошмаре, нежели мог быть по-настоящему. Все, что находилось на поверхности земли, разрушено, превращено в цементно-железную груду, растерзанную в мириадах осколков когда-то существовавших городов, ставших теперь могильником исполинских скелетов из обожженные машин, развеянного хлама никому не нужных вещей, гигантских обломков плит взорванных домов, распоротых язв асфальта, усыпанного зловонными почерневшими телами.

    Немногие выжившие спрятались от радиации (события происходят после взрыва атомной бомбы) в подземных убежищах, похожих на каменные норы с облезлыми обгорелыми стенами, в которых люди доживают свои дни, хотя и понятия не имеют, когда свет сменяется тьмою. И самое страшное слов здесь «доживают», ибо все, до одного, знают, что осталось совсем чуть-чуть, что нет больше ничего, достойного стремления дышать ради него. Остается лишь из животного самосохранения бесцельно лежать с глазами, вечно направленными в потолок, будто в крышку гроба, и ждать. Они уже погребены и не только под землей, но и под собственной памятью, и наследием тысячелетий культуры, которая выдала им торжественное право завершить историю нашего многострадального рода. Не случайно, что главный герой (у него, как и у всех персонажей, в сценарии нет имени) (Р. Быков) и еще несколько человек живет в бункере, под который переделан антропологический музей, играющий роль вещественного символа потерянного прошлого миллионов поколений, обесценившихся свидетельств времени. Его работники приспособили бывшие экспонаты под простые бытовые нужды: едят из средневекового фарфора за столом какого-то императора, накрываются ночью кольчугами, подпирают стены мраморными статуями — все, что имело смысл, исчезло. Но это лишь следствие крушение идеалов в головах.

    Любовь и уважение теряют смысл, когда остается единственный выбор: жизнь или смерть — они, не нужны там, где все ограничено практической необходимостью. Поэтому государство переходит на военное положение с комендантским часом, после которого расстреливают любого попавшегося на улице, гуманные рассуждения отправлены в топку, и в главное убежище берут только молодых и здоровых, предлагая остальным просто умереть. Взрыв уничтожил не только вещи, здания, дороги, он вырвал с корнем идеалы, лежащие в основе цивилизации, оттого служившие им орудия перестали что-то значить. Пожалуй, вот так, через апокалипсический пожар режиссер показал первичность мысли и чувства по отношению к материальному, проникнув в суть человечества, способного развеяться, как сухой песок, без связывающей его воды — добра и сострадания.

    Многословная демагогия о глупости и жестокости цивилизации, убившей самое себя, теперь звучит нелепо, она никому не нужна, ведь эти пустые сотрясание воздуха безвозвратно опоздали и потому так горьки и одновременно смешны. Однако единственный монолог, произнесенный буднично, перед обедом, застревает в памяти: «Итак. История человечества закончилась: пора подвести итоги», — начинается оправдательное выступление в защиту нас с вами, не сумевших сберечь данный им мир. И выходит, что никакие мы не циничные подонки, но наивный дети, мечтавшие о великой красоте, изображая ее в искусстве, игравшие в во всемогущих творцов, но однажды, буквально на несколько секунд, кто-то случайно нарушил правила этой игры, которая приобрела титанические масштабы, и все рухнуло, став ядовитым пеплом. Поэтому где-то на задворках сознания ютится хлипкая надежда, быть может, все удастся вернуть. И режиссер видит ее в немых детях, отправляющихся в серый туман в поисках жизни. Вцепившись друг в друга худыми пальцами, они слабой цепью движутся вперед, в холодную мглу неизвестности, которая все же лучше реальности, уже врученной им благоразумными родителями.

    Дневники последних дней человечества. Запись N 1.

    Нет… Этого не может быть… Как… Как такое могло случиться? Ведь случайно же… нажал, ну, эту кнопку, ведь она такая же, как вон та, другая… Кожа впитывает пот, сердце замирает после каждого удара, руки немеют, бьются в лихорадочной дрожи. Похоже все… окончательно… Уже ничего не изменить. Осталось 14 минут… последние 14 минут, и начнется ядерная атака…, а после нее… пустота… Ха-ха, даже смешно — а, вроде, так глупо…

    16 мая 2010 | 00:26

    Одинокая лампочка тускло горит в подвале. Совсем недавно здесь был архив музея, а теперь тут томятся не только экспонаты, но и люди. Их сердца еще бьются, но фактически они скорее мертвы. Так же, как земля над их головами, как природа, обреченная на погибель чьей-то неосторожностью. Огонек жизни в спасшихся пока не угас, но для чего им жить, когда все вокруг прекратило существование? К чему теперь стремиться, если научные разработки обратились против создателей и погубили миллионы жизней? Люди из подвала теперь лишь существуют в городе с неизвестным названием. В стране, которую больше некому нанести на карту. Однако они уцелели, и хотят жить дальше. Облако ядерной пыли еще долго не отпустит землю, но солнце понемногу пробивается сквозь смоговый заслон, а значит, жизнь продолжается. Жизнь после смерти.

    Сколько бы ни минуло поколений, а 1986 навеки отпечатается в мировом хронографе как самый черный год конца XX века. Когда до аварии на Чернобыльской АЭС оставались считанные месяцы, Константин Лопушанский представил дебютную картину о зримых последствиях непрекращающейся гонки вооружений и наращивания ядерного потенциала. Небрежность ракетчика, нажавшего злополучную кнопку, привела человечество в другую цивилизацию, в мир, где люди прячутся в бункерах, и где надежда стала роскошью, доступной избранным. Окрашенный в тона сепии фильм живописует мрачный пейзаж постапокалиптического настоящего. Над мертвым городом царит вечная зима, а несмолкающие ветра разносят по бескрайним руинам рукотворную заразу, от которой не спасают брезент и противогаз. Сокрытый от взора центр власти приучает выживших людей к командам. Людям предписано переселяться в главный бункер на неопределенный срок. Туда пропустят не каждого, но среди беженцев есть тот, кому и не нужна жизнь в вечной консервации. Профессор Ларсен не хочет тихо угасать под металлическим саркофагом. Его теории и знания должны подсказать иной путь.

    В отличие от знаменитого «Сталкера», в «Письмах мертвого человека» философская тема растворена в безысходности. Не остается места мечтам о лучшей доле. Образованные люди не смогли сберечь собственный мир от тотального разрушения, даже на пепелище каждый сам за себя. Тысячелетия знаний, культуры, прогресса обратились в прах, человечество вернулось к первобытным истокам. Прежний мир перестал существовать, так почему не построить новый? К чему абсурдные теории о порядке, основанном на всеобщей ненависти, если цивилизация и так на грани исчезновения? В критический момент каждому человеку нужна точка опоры, для того, чтобы двигаться дальше. Профессор Ларсен нашел спасение от нравственного опустошения — он пишет письма погибшему сыну. Пожилой мужчина сумел в новых условиях понять истинную цену жизни. Сколь долго ни клубилось бы над землей радиоактивное облако, а человеку не следует превращаться в озлобившееся создание. В кругу обреченных все смотрят друг на друга пустыми глазами, но только не тот, кто сам растил жизнь — он не смирится до конца с утратой.

    Тягучее полотно картины Лопушанского взрывается сценой воспоминаний Ларсена. В холодном серо-голубом фоне утопает госпиталь, куда свозят облученных детей. Обезумевший ученый отчаянно ищет своего сына, надеясь в леденящей кровь какофонии криков услышать знакомый голос. Страшные образы способны заставить человека найти цель даже в компании отчаявшихся. Смириться с ролью жертвы обстоятельств — слишком простой выход. Ларсен же ищет ответ на вопрос — а был ли апокалипсис неизбежен и есть ли будущее у человеческой цивилизации? Константин Лопушанский не случайно отказался от привычных черно-белых цветов. Сепия словно символизирует робкий лучик надежды, способный проникнуть даже под землю. Профессор хочет видеть мир в свете дня, и потому так разителен контраст между кадрами печального прошлого и картинами вероятного будущего.

    Ролана Быкова многие зрители помнят прежде всего по роли уморительного логопеда из комедии «По семейным обстоятельствам». «Фети очень чуфстфительны» — картавя, утверждал чудаковатый врач. Пройдут годы, и все тот же Быков, но уже как профессор Ларсен, увидит проблески надежды в горстке детей-беспризорников. Несчастные создания, от пережитого шока разучившиеся говорить, вызывают сострадание, но лишь в тех сердцах, что еще способны чувствовать. «Детям подземелья» нет места на плацдарме нового государства, они обречены на медленную мучительную смерть. Их печальные глаза не производят впечатления на черствого доктора, выдающего пропуска в заветный бункер. Но в эти же глаза глядится усталый ученый и отчетливо понимает: свет в конце тоннеля еще не погас. Это очень хрупкая надежда, но она жива, пока живы дети, способные идти в лучшее будущее.

    «Письма мертвого человека» — не каноническая картина апокалипсиса, а лента-предупреждение. В отличие от многих фильмов перестроечной поры, кино Лопушанского не привязано к конкретной эпохе, и в этом его не проходящая значимость. Ядерные боеголовки и спустя десятилетия продолжают ждать своего часа в пусковых шахтах. Пока великие державы и их правители видят потенциальную или реальную угрозу друг в друге, риск глобальной катастрофы будет существовать всегда. Не имеет значения уровень оснащенности стран пресловутыми «щитами». За все поступки пока еще несут ответственность люди, а не механизмы. А стало быть, цена ошибки останется максимально высокой.

    8 апреля 2015 | 06:58

    Честно сказать, я несколько разочарован. Фильм не о разрушении или смерти, не об анархии или коллапсе всех общественных институтов в случае глобальной катастрофы, и даже не о выживании в суровых условиях ядерной осени. И вроде бы так или иначе здесь всё это есть./. Но здесь не это главное.

    Главное — это кухонные страдания и переживания интеллигентов, рассуждающих о том, как же они (а заодно и весь мир) дошли до жизни такой. По уровню рефлексии фильм может сравниться разве что с работами Тарковского, но честно говоря, не могу назвать это комплиментом. Весь фильм не покидало ощущение, что смотрю какую-то вариацию на тему небезызвестного «Сталкера». И хорошо, это или нет, решать не мне.

    Не скажу, что фильм так уж плох, но, к сожалению, даже до британских «Нитей» он совершенно не дотягивает.

    Актерская игра не плоха, но видеть рефлексирующих музейных работников, их переживания и сумасбродство желания совершенно нет.

    Грамотный финал несколько скрашивает общее впечатление от фильма. Поэтому моя итоговая оценка, на балл или даже два повыше, а цвет рецензии пусть будет таким же серым, как и этот фильм.

    8 из 10

    11 марта 2014 | 12:41

    Влияние Бориса Стругацкого на эту кинокартину обозначено словом «участие». Я не знаю, как именно участвовал Борис Натанович, но фильм словно снят по сценарию фантаста. Постапокалиптическая атмосфера; в центре, что прослеживается в ряде произведений Стругацких, учёный, во что-то не верящий или что-то пытающийся понять, а также рассуждения, мысли, чувства, слова, мудрость, и крупинка предсказания, фантазия на тему «когда наступит конец света».

    Фильм тяжёлый. Картинкой, музыкальным сопровождением, и, конечно же, самим сюжетом. Более того, даже представляется собственная жизнь в этих условиях. А как бы я думал и рассуждал, находясь в этих катакомбах. А может я и не рассуждал бы никак, валяясь бездвижным телом вместе с толпой таких же тел на улицах, в грязи, в пепле, в лужах, и через нас всех обречённо перешагивали люди в защитной форме.

    Нельзя не отметить потрясающую актёрскую игру. Сейчас я побуду немного меркантильным и скажу, что очень заметен не самый высокий бюджет фильма, да и вообще видна его ненаправленность на широкого зрителя. Даже на Кинопоиске, на момент написания рецензии, оценки фильму поставили чуть больше шестисот человек. Фильм не особо известен. И снимал его режиссёр на тот момент начинающий свой путь в полнометражном кино. Но каждый актёр выложился более чем на 100%. Не поверить в реальность происходящего на экране просто невозможно, благодаря актёрской игре.

    Я не могу сказать, что после этого фильма я начал задумываться о ядерной войне, о конце света. Я не верю в то, что сверхдержавы устроят взаимное поливание ракетами. Раньше, когда свежи были впечатления от «холодной войны», такие мысли волновали творцов. Сейчас времена не те. Но, учитывая периодичность катастроф на АЭС в различных странах, не стоит вовсе забывать о том, что ветер может разнести смерть на многие сотни километров.

    8 из 10

    30 марта 2011 | 17:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    КиноПоиск в Каннах

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    подробнее

    Новости


    Российский прокат испытает «Гравитацию», снятую Альфонсо Куароном и уже признанную самым захватывающим трехмерным опытом последнего времени. Несмотря на название, куда приземленнее сиквел хоррора «Астрал», также стартующий в этот уик-энд. Из российских кинематографистов свое долгое молчание прервал Константин Лопушанский, поставивший фильм «Роль». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Мой герой в «Роли» верит в драматическое искусство, в те идеи, которые в нем живут, и в осуществление этих идей. Он идет на осуществление эксперимента, в том числе и эксперимента над собой: насколько ему удастся быть убедительным до конца и для окружающих, и для себя? (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Истории про конец света умрут только непосредственно во время самого конца света. Поразит ли нас новый вирус, как в «Заражении»? Погубят ли потоп или засуха, как в «Послезавтра»? Вариантов много — суть одна. В преддверии очередной «роковой даты» КиноПоиск предлагает скоротать время с пользой и как следует подготовиться. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах
    5-7 августа
    04.08.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 5-7 августа
    Это не Общество друзей советского кино, а Общество его врагов. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 543 964102 969
    Деньги686 544 097 руб.10 608 672
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    85.ГонкаRush8.303
    86.Дневник памятиThe Notebook8.301
    87.Спасти рядового РайанаSaving Private Ryan8.301
    88.Жизнь другихDas Leben der Anderen8.293
    89.Эффект бабочкиThe Butterfly Effect8.288
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Чёрная ПантераBlack Panther90.72%
    42.Книга джунглей: НачалоJungle Book90.68%
    43.МумияThe Mummy90.64%
    44.Росомаха 3Untitled Wolverine Sequel90.58%
    45.Лига справедливости: Часть 2Justice League Part Two90.50%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Ниндзя из Беверли ХиллзBeverly Hills Ninja5
    МалышThe Kid57
    Я – началоI Origins75
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse75
    Физрук83
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft9.078
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.623
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass
    Angry Birds в киноAngry Birds6.555
    Экипаж8.178
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    Дочь БогаExposed16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры