всё о любом фильме:

Пацаны

год
страна
слоган-
режиссерДинара Асанова
сценарийЮрий Клепиков
директор фильмаИгорь Каракоз
операторЮрий Векслер
композиторВиталий Черницкий, Виктор Кисин
художникВладимир Светозаров, Наталья Васильева
монтажТамара Липартия
жанр драма, криминал, ... слова
зрители
СССР  24.9 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время90 мин. / 01:30
Хотя бы один взрослый, которого можно называть на «ты», должен быть в жизни каждого пацана… Актеры экстракласса — Валерий Приемыхов и тринадцатилетний Андрей Зыков — и ведущая тема фильмов Динары Асановой: непонимание, бесправие и одиночество подростка, против которого — весь мир взрослых.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 402 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм, вне времени, и вне возрастных рамках, жизненный фильм о человеческих взаимоотношениях. Динара Асанова поднимает в своей кинокартине, проблемы и вопросы, которые всегда были и будут актуальными для людей любого возраста — проблемы взаимопонимания, причем именно взаимопонимания в широком смысле этого слова.

    Картина повествует нам о трудовом исправительном летнем лагере для трудных подростков, в котором работают два человека — педагога диаметрально противоположенных по мировоззрению и подходам к воспитанию детей. Работают они с подростками, чей небольшой жизненный опыт вынудил их придерживаться принципа «ЧЕЧЕВО» (человек человеку волк) — и лучше тот волк у кого острее зубы. Центральной фигурой в фильме является педагог Павел Васильевич Антонов… для ребят, ставший просто Пашей, человеком на кого хочется ровняться, человеком, похожим на которого «хочется быть, когда я вырасту».

    Проблема понимания «детей» и «отцов» — всегда стояла перед нами, и никогда не могла и, наверное, не сможет разрешиться. А как быть когда «отцов» нет, когда нет таких людей, которых можно уважать, на которых можно равняться, а ведь именно в детском возрасте закладываются понятия о чести, справедливости — поэтому становится неудивительно, когда вырастает такое поколение ребят; ребят, которые просто не знают, как нужно правильно жить, их этому не научили, которым приходится ненавидеть и скалиться на окружающий мир, который их просто не понимает и не принимает. А почему?, наверное здесь и замыкается круг… «Хотя бы один взрослый, которого можно называть на «ты», должен быть в жизни каждого пацана»… и такой человек в фильме находится в лице педагога Паши, который заслуживает уважения детей не своими «острыми зубами», а тем, что готов понять ребят и главное, полюбить. И, действительно, мы видим в фильме еще совсем детей, которые могут и хотят поменяться, которых просто нужно «пробудить», дать шанс как говорит Павел Васильевич, ведь кто это сделает, если не мы? Увы, с его мнение и в фильме и в реально жизни согласны далеко не все? И в итоге мы получаем родителей и педагогов, которым наплевать на судьбы ребят, которым важно показать свое превосходство над ними, показать, кто главный в жизни, забывая, что детей в первую очередь нужно уважать и любить. А ведь когда нет взаимоуважения, взаимопонимания — то, о какой любви может идти речь?

    Динара, замечательно преподносит материал, она не старается нас поучать и давать нравоучения, она просто рассказывает нам историю, одну из немногих, но, конечно, самой переломной в жизни каждого персонажа в фильме. Четко прослеживается мысль режиссера, которая полностью раскрывается в сцене со вторым интервью мальчиков. Также замечательная проработка характеров не только главных героев, а абсолютно всех ребят, в начале кажущимися нам безликим стадом, но при ближайшем рассмотрении, каждый оказывается неповторимой индивидуальностью, которая хочет что-то изменить в своей жизни, стать лучше, добрее, и главное быть понятым, но пока не может этого до конца осознать.

    Отдельно хочется сказать про звуковое решение фильма — которое, полностью играет на раскрытие режиссерского замысла картины. Интересные находки в сцене первого интервью, когда на фоне звучат щебетание птиц и беззаботные детские голоса, давая нам понять, что ребята в кадре, которые уже так много наделали за свою небольшую жизнь, все равно еще дети, умеющие мечтать.

    Один из финальных эпизодов — решения Вовы Киреева украсть ракетницу и убежать в город, сопровождающийся звуком африканского барабана, возможно раскрывающий нам, внутренние переживание героя — вновь нарастающую злобу, пробуждение «волка» (хотелось бы здесь провести параллель с фильмом «Повелитель мух», Брука, где в подобные моменты, звучали звуки ритуального африканского барабана).

    Также интересное музыкальное решение картины, запоминающаяся основная тема, я бы назвал ее темой «красоты» или «доброты», которую мы слышим несколько раз за фильм и которая подчеркивает внутреннюю красоту персонажей их еще детскую непосредственность и беззаботность. Хороший подбор песен, один из ключевых эпизодов песня «Мне нравится, что вы больны не мной…" подчеркнутый интересной режиссерской идеей.

    Великолепная картина, которая никогда не потеряет свою актуальность, мало того, она будет расти с каждым годом, потому что современное общество теряет друг друга, становится эгоистичным, все меньше людей, которые готовы пожертвовать чем-либо ради помощи ближнему, и все меньше таких, как Павел Васильевич, которые способны биться до последнего и не опускать никогда руки, ради воспитания честных, порядочных, добрых и воспитанных людей… Ведь, кто, если не мы?

    10 из 10

    28 января 2012 | 01:24

    Этот фильм нельзя отнести к категории эстетического кино, но именно в этом его сила. Здесь нет приукрашенных историй, нет попытки сгладить острые углы.

    Жизнь, показанная в этом фильме на первый взгляд упрощена до невозможности: выживает сильнейший. И на самом деле эти ребята в начале ничем не отличаются от волчат… у них один принцип — ЧЕЧЕВО (человек- человеку волк) и лучший волк тот, у кого больше зубы.

    Но есть Паша, не Павел и не Павел Васильевич… просто Паша. Именно он показывает этим молодым волкам, что сила-это не челюсти и не когти, это что-то, что кроется в самом человеке причем порой начтолько глубоко, что с первого раза ее не увидеть. Сила читается во взгляде и пацаны не столько умом, сколько инстинктом чувствуют эту силу, они подчиняются Паше и никому другому. А, подчиняясь они принимают его правила игры и теперь у них есть ориентир… «Кем ты хочешь стать?»… «Как Паша…»

    Не все пойдут по дороге, которую Антонов им указал, но те, которые пойдут станут настоящими людьми.

    Таких пацанов много, и дай им Бог хотя бы раз встретить Пашу…

    31 июля 2008 | 21:47

    Жизненный фильм, показывающий сложности отношений. Даже отъявленные подонки при должном обращении становятся людьми. Казалось бы эти пацаны, живущие по уличному, блатному если хотите, принципу, где человек должен показывать другому зубы, обречены на зону, на неблагополучие, но им становится стыдно перед собой. Здесь самое главное фраза «перед собой», потому что перед окружающими они никогда и не стыдились, но люди меняются и часто в лучшую сторону, но для этого рядом должен быть пример для подражания, сильный во всех отношениях человек, такой как Антонов. Паша не кончал педагогических институтов, но он относился к ним с пониманием, вряд ли как отец, но точно как родной дядя, и это дало свои плоды. Желаю всем воспитывать в себе хотя бы часть «Паши».

    Стоит сказать, что фильм не для всех, многие не получать удовольствия от просмотра фильма только о человеческих качествах, без экшена, как сейчас принято говорить, кто будет искать в фильме «блатную романтику» тоже разочаруется, но все же советую всем. К плюсам фильма так же стоит отнести хорошую музыку того времени.

    10 из 10

    22 марта 2010 | 00:20

    Я только что вновь посмотрел кинофильм «Что бы ты выбрал?». И стоит заметить, что я еще ближе стал героям, а они мне. Но обо всем по порядку.

    Эта картина — шедевр! Но шедевр не эпичный, не огромный, не сложный и новаторский.. Это совершенно другого рода шедевр — утонченный, философский, так чисто и просто поданный, что душевное тепло от него на долго согревает.

    Основная тема в этом кино — это жизнь двух миров. Мира детей и мира взрослых. Совсем юный Володя Асанов блестяще играет свою роль, то углубляясь в философские рассуждения, то ведя себя как типичный ребенок, выводя мать из бытового равновесия. Чем-то персонаж Володи напомнил мне Тома Сойера: соединение авантюры, рассудительности, тихого лидерства и юной мудрости и мужества.

    Внутренние и внешние диалоги Володи просто поражают. Чего только стоит фраза «Среди взрослых тоже есть нормальные люди… «Это очень характеризует нашего героя.

    Ты сначала положительно-недоверчиво вслушиваешься в его мысли, пытаешься угадать его возраст, осмыслить его своим шаблонным мышлением, но потом постепенно погружаешься в новый мир его взаимоотношений с окружающего мира, с его мировоззрением и продолжаешь плавно созерцать происходящее на экране, забыв о наличии последнего… Ты воспринимаешь его как Персонажа, как часть истории, в которой нет необходимости знать все детали.

    Очень интересный прием режиссера или звукорежиссера: когда от созерцаемых действий мы переходим к озвученным мыслям. Иногда действия и рассуждения героев (Володя, а потом и академик) схожи, иногда отдаляются друг от друга. Хочется так же отметить хорошую сцену, снятую одним кадром — когда мы идем следом за Володей домой после школы. Мы как будто становимся его тенью, наблюдаем за ним неотрывно.

    3 марта 2013 | 22:39

    Фильм сильный, фильм очень сильный… Фильм о тяжёлых и в то же время весёлых буднях трудных подростков. В «Пацанах» затрагивается постоянная и очень глобальная проблема. Эта проблема — взаимоотношение между взрослыми и детьми — конфликт поколений. Также видны пороки общества тех годов, всё это становится явным только благодаря великолепной игре актёрского состава. Фильм прост до невозможности, но в простоте заключается вся сила и глубина этой картины. Нам показывается жизнь мальчишек, которые являются трудными подростками, которые выросли и выживали в подворотне, но от духовной и физической гибели их спас добрый человек — Паша. Именно он перевернул их жизнь.

    В фильме затронута тема вечных ценностей. Доброта, помощь близким, милосердие.

    Недаром у ребят спрашивают, что такое доброта… Вначале они не знают что это…

    Фильм просто шедевр.

    P.S. До глубины души задел фрагмент в самом начале, где пацанам задавали вопросы.

    Преклоняюсь перед Асановой.

    13 февраля 2011 | 01:47

    Фильм про жестокость и реальность жизни молодежи и одновременно силу доброты и человечности, в детстве этот фильм произвел на меня сильнейшее впечатление, а актуальность фильма и сегодня не угасает. образ «Паши» невероятен по своей понятливости, обаятельности и осмысленности, таких людей к сожалению я нигде и никогда не встречал, но я верю что такие люди существуют.

    Фильм очень глубок по своей идейной составляющей, смотря его действительно веришь всему происходящему, в отличие от голливудских «турбулентных» боевиков от которых я устал, а от Пацанов не устаешь никогда. Крайне жаль что сейчас российский кинематограф забыл про своё великое прошлое, и создает бесчисленные ремейки западных сериалов и фильмов. Сильный фильм во всех отношениях, в т. ч. и саундтреке под авторством Черницкого,«Догони меня», «Я подозвал коня» и другие песни очень хороши.

    26 января 2011 | 13:39

    Единственный вопрос, на который главные герои фильма затрудняются ответить, хотя на такие вопросы как «когда ты начал выпивать?» или «можешь ли ты ударить человека?», ответы не заставляют себя ждать. Создатели киноленты постарались дать ответ на этот вопрос, что же, все-таки, есть доброта для этих пацанов, не ощутивших на себе практически никаких проявлений человеческой или родительской заботы, тепла, ласки, сочуствия. Горсть ли это конфет, подаренных на день рождения? Или отсрочка от тюремного заключения из уст строгой судьи? Или может редкая весточка от родных, а если повезет и посещение?

    Возможно, доброта для них — это лишь должная, хотя бы минимальная степень заботы, внимание со стороны к их доле, участие в их жизни… И самая огрубевшая, обездоленная душа хоть и трудных, но все же подростков, способна ощутить на себе этот теплый и небезучастный импульс человеческого отношения и показать, что они не отъявленные негодяи, не озлобившиеся волчата железобетонных джунглей, а всего лишь дети, попавшие в пустоты общества, среди движущихся тектонических плит смутных 80-х. Я, конечно, понимаю, что рассуждения на этот счет с моей стороны, после которых я сытно поем и продолжу праздно поживать, да добра наживать, звучат как никчемные разлогольствования, однако и не сказать ничего тоже невозможно.

    «… его не пускают в приличные дома, чтобы он не испортил хороших мальчиков, и поэтому, единственное место, где он чувствует себя человеком — это подворотня.» (с)

    Фильм очень тяжелый и очень сильный. И тому есть ряд причин. Первая из которых — поразительная правдивость игры актеров. Будто это и не игра вовсе. Валерий Приемыхов создал образ, заставляющий верить каждому его слову, действию и помыслу на экране. Это же относится и к более молодым актерам, удивительно реалистично показавших отчужденность, боль, обиду на этот мир, и способность прощать, раскаиваться, принимать правильные решения, несмотря на то, что их этому никто не учил.

    Ну и вторая причина «тяжести» повествования, наверное, в общепринятом людском отношении к данной неотъемлемой составляющей нашего общества, а именно «потерянных» детей. Мы настолько привыкли закрывать на это глаза, что они, практически не открываются. Для среднестатистического человека, не обделенного кровом и куском хлеба с маслом, эта тема настолько далека, что порой кажется, будто подобная проблема существует не рядом с каждым из нас, а где-то далеко, в другом городе, в другой стране, в телевизоре, когда можно просто переключить канал и не «грузиться»… Сколько нас таких? Большинство? Все? К сожалению это правда, как бы цинично и отвратительно это не звучало.

    P.S. Побольше бы таких людей, как Паша, возможно тогда бы история страны 90-х сложилась совсем иначе.

    1 апреля 2013 | 22:57

    Гениальный, на мой взгляд, фильм, который лично меня при сегодняшнем просмотре дважды заставил пустить слезу.

    Великолепная игра всех актеров, отменная передача духа времени, полное раскрытие проблемы отбросов общества, а также высокая идея о том, что даже в самом заблудшем сердце все-таки можно найти лучик надежды на спасение, делают эту ленту шедевром.

    В моем восприятии подобные картины всегда будут на шаг впереди даже самых кассовых да сверхбюджетных, но абсолютно бессмысленных блокбастеров, подражать которым, к сожалению, теперь так стремятся режиссеры постсоветского пространства-великой в прошлом державы с лучшим в мире кинематографом!

    21 марта 2009 | 22:13

    По-настоящему, пацанский фильм…

    Понять его могут, скорее всего, только пацаны и мужики, которые когда то были «пацанвой»…

    И все вышеперечисленное не укладывается в голове с одним фактом — фильм сняла женщина!

    Динара Асанова — вряд ли известный широким кругам режиссер, но ценители советского кино ее знают точно. Да и простой народ довольно тепло принял ленту «Пацаны» под свое кино, в один счет сделав фильм культовым.

    Нам показывают, небольшой отрывок истории трудового исправительного лагеря, куда попадают особо провинившиеся дети, стоящие на учете в милиции, судимые, «обычные фраеры» и т. п. И вся эта свора малолетних преступников находится под руководством Паши. Именно Паши, а не Павла Алексеевича. Воспитатель разрешает называть себя по имени и это он объясняет достаточно просто:

    «У каждого пацана, должен быть мужик, которому он смог бы сказать «ты»… хорошо, если это отец… а если его нет?»

    И над его словами сложно не задуматься. А ведь, действительно, если у ребенка нет отца или есть такой, которому все до лампочки? С кем поделиться пацану? У кого научиться? И Паша берет на свои плечи тяжелейшую ношу — он становится для этих детей вторым, а для кого то и первым отцом, но отцом настоящим. Дети относятся к нему с особыми чувствами, которые можно описать, как «отцовская любовь». Даже сложно представить, какие титанические усилия предлагает Паша каждый день, чтобы добиться такого уважения к своей личности.

    Паша учит этих ребят тому, что сила не у того, у кого мускулы больше, не у того, у кого зубы острее (ребята поначалу придерживаются принципа ЧЧВ), а сила в самом человеке — она кроется у него внутри, но под толстым слоем слабости, равнодушия, лени и прочего и чтобы пробудить эту силу, надо совершать что то хорошее и каждый вечер, вместо молитвы перед ужином, Паша говорит: «Задумайтесь над тем, чего хорошего сегодня сделали вы?».

    Это великолепный фильм! В высшей степени гениальный! Думаю, что я не один, кто пустил слезу во время просмотра фильма. Ведь все это очень и очень близко каждому из нас — кто был и остается пацаном. И не важно, сколько человеку лет — все равно, в душе чуть ли не каждый является пацаном, которого хлебом не корми — дай поиграть в футбол до отвала. Фильм не столько приближен к реальности, сколько к мужской душе и поэтому он вызывает такие сильные чувства во время просмотра!

    Спасибо Юрию Клепикову за отличный сценарий! Спасибо Динаре Асановой за прекрасную постановку! И, наконец, огромнейшее спасибо и низкий поклон Валерию Приемыхову, за гениальную и, что самое главное, по-настоящему чувственную игру и образ, который засел у меня в душе надолго!

    10 из 10

    7 апреля 2010 | 22:18

    «Вечером подумай, что полезного ты сделал в этот день?»

    Начальник летнего спортивно-трудового лагеря, собрал «трудных» подростков, многие из которых состояли на учете в милиции.
    Фильм рассказывает о том, как сумел Антонов стать для них другом и наставником. По этому поводу герой Валерия Приёмыхова, Антонов, говорит своему коллеге по работе Олегу Павловичу: «У каждого пацана, должен быть мужик, которому он смог бы сказать «ты»… хорошо, если это отец… а если его нет».

    Имена персонажей, на мой взгляд, даны в фильме неслучайно:
    Павел добр и отзывчив. Его способность к сопереживанию привлекает к нему многих людей, и они охотно доверяют ему свои тайны. Спокойный, добрый, умеющий чувствовать, он нередко и профессию выбирает под стать характеру. Склонен к философствованию.

    Определенное упрямство Олега делает его трудным в общении, к тому же ему не всегда удается подавить в себе чувство некоторого превосходства над людьми.
    Как сказал в фильме Павел Васильевич (Приёмыхов), ошибка Олега Павловича лишь в том, что он всё время учит детей, а их надо любить.

    Валерий Приёмыхов, хорошо известный по фильмам «Холодное лето пятьдесят третьего», и «Кто, если не мы», настолько хорошо вошёл в роль своего героя в картине «Пацаны», что и в жизни, кажется, его тоже зовут Павлом. Его игра завораживала, потому как вовсе не казалась игрой.

    Весьма впечатлило и то, что такое множество молодых актёров смогли выделиться, играли один лучше другого. А всё-таки, мне кажется, что большинство из них играли в картине самих себя — они ведь и в реальной жизни наверняка были бесшабашными подростками.

    В начале фильма зрителю были представлены небольшие характеристики ребят. Мы знакомимся с пацанами через ответы на вопросы, которые им задают, например, был хороший вопрос: «Что такое добрый человек?». Все они, поразмыслив, не могут найти слов, сказав только, что это ведь так сложно быть добрыми! Конечно, сейчас можно на него ответить так: «Добрый человек — это тот, который не злой?». Но данный ответ хитер, не так ли? Исходя из сказанного, мы узнаем, что парни не знают ласки и нежности, они не знают добра, они не знают прекрасного, своровать для них было частью обыденной жизни.
    Но в сердце каждого из них, как показал фильм, царит тепло, огонёк надежды, который ещё не успела потушить окружающая равнодушная действительность, и который пробуждает в подростках Павел Антонов. Это раскрывается зрителю, стоит только Павлу Васильевичу заговорить с ними, как с людьми, по-человечески.

    Недостатки и погрешности картины остаются незамеченными, так как атмосфера и сюжет фильма доминируют над чисто технической работой в кино. К тому же, для 1983 года работа монтажёра и оператора выполнена довольно-таки качественно.
    Да, атмосфера картины поглотила меня как зрителя. Это результат и душевного, жизненного сценария, написанного Юрием Клепиковым, и режиссёра (Динары Асановой) с оператором (Юрием Векслером), которые уделили большое внимание лицам и эмоциям героев.

    «Пацаны» сняты в 1983 году. Поэтому, я считаю, фильм несёт в себе, ярко выраженную, истинно русскую черту.

    Просмотрев данную картину, душа наполняется чувством сострадания, хочется делать больше добра, и фильм, так или иначе, заставляет задуматься над тем, что полезного совершено тобой за прошедший день.

    Приятного просмотра!

    24 октября 2007 | 00:21

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 164 руб.
    подробнее
    Записи в блогах

    Хроника событий отечественного кинематографа: 19-21 августа
    Установить уголовную ответственность за нарушение запрета на съёмки (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy17 202 212
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles16 725 447
    3.Если я останусьIf I Stay15 679 190
    4.Типа копыLet's Be Cops10 810 533
    5.Игра на высотеWhen the Game Stands Tall8 381 509
    22.08 — 24.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For121 448 012
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles87 659 729
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue79 442 321
    4.ПосвященныйThe Giver66 630 159
    5.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy58 673 184
    21.08 — 24.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 007 758277 555
    Деньги494 825 551 руб.70 859 831
    Цена билета246,46 руб.1,07
    21.08 — 24.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    215.Иваново детство8.106
    216.Совершенный мирA Perfect World8.102
    217.Окно во дворRear Window8.099
    218.Знакомьтесь, Джо БлэкMeet Joe Black8.098
    219.ПодменаChangeling8.098
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.Человек-муравейAnt-Man91.52%
    47.Врожденный порокInherent Vice91.41%
    48.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted91.32%
    49.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IIThe Hunger Games: Mockingjay - Part 291.26%
    50.Первый мститель 3Captain America 391.16%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Если я останусьIf I Stay4
    Меняющие реальностьThe Adjustment Bureau281
    Нику дарумаNiku daruma5
    Форт Росс: В поисках приключений14
    ПсихоPsycho149
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.419
    ПосвященныйThe Giver7.003
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue6.831
    Типа копыLet's Be Cops7.063
    Если я останусьIf I Stay7.345
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Самый опасный человекA Most Wanted Man11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    премьеры