всё о любом фильме:

Баария

Baarìa
год
страна
слоган«История любви по-сицилийски»
режиссерДжузеппе Торнаторе
сценарийДжузеппе Торнаторе
продюсерТарак Бен Аммар, Марио Котоне
операторЭнрико Лучиди
композиторЭннио Морриконе
художникМаурицио Сабатини, Маурицио Ди Клементе, Козимо Гомес, ...
монтажМассимо Квалья
жанр драма, комедия, ... слова
бюджет
€28 000 000
сборы в России
зрители
Италия  1.81 млн,    Испания  40.9 тыс.,    Германия  32.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время163 мин. / 02:43
Номинации (1):
Эпический фильм, рассказывающий о жизни трех поколений одной сицилийской семьи в городке Багерия.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.90 (4704)
ожидание: 86% (221)
Рейтинг кинокритиков
в мире
55%
6 + 5 = 11
5.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Багерия, название которого на сицилийском диалекте звучит как «Баария», — родной город режиссера и сценариста Джузеппе Торнаторе.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 85 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Не так-то просто достать этот фильм в адекватном качестве. Насколько мне известно, в России не было релиза на DVD, не говоря уже о широком прокате. Поэтому смотрел с субтитрами, столь ненавистными среднестатистическому зрителю. Хотя я сам обеими руками за просмотр в подобном формате. Забегая вперед, напишу. что ожидал большего, но и не сказать, что разочарован.

    Т. к. «Баарию» мало освещали в средствах массовой информации, я практически ничего не знал о фильме. Поэтому единственное что меня привлекало это режиссёр (ну и композитор). Джузеппе Торнаторе снял такие фильмы, как «Новый кинотеатр Парадизо» (1988) и «Легенда о пианисте» (1998), что в свою очередь порождает большие надежды увидеть новое качественное и добротное кино. Тем более «Баария» — родной город Торнаторе, а когда делают своего рода автобиографию, то, как правило, стараются изо всех сил.

    На первых минутах вроде всё устраивает. Бегущий парнишка под аккомпанемент симфонии Морриконе создает здоровское представление о дальнейшем просмотре. Но в последствии я стал понимать, что не вижу смысла. Основной задумки, главной сюжетной линии. Так же не давало покоя бесконечное ощущение дежавю. Опять та же улица и площадь, опять нарезки из старых черно-белых фильмов, та же цветовая гамма, тот же вокзал, дворовая шпана. Всё это мы уже видели, как и в «Малене» (2000), так и в том же «кинотеатре Парадизо». Будто у Торнаторе нет новых идей.

    Последнего, чего я ожидал от Баарии — это политического уклона. Если снимаешь историю о жизни нескольких поколений одной семьи или хочешь выразить любовь к родной земле, то зачем стремиться передавать эволюцию сознания отдельного коммуниста? Зачем столько размахивать в кадре различными знамёнами?

    Вот к кому нет ни малейшей претензии, так это, естественно, композитор — Эннио Морриконе, который уже фактически является соавтором Торнаторе, судя по их многолетнему сотрудничеству. Эти ноты ласкают слух. Эти мотивы передают настроение. Хотя, справедливости ради, отмечу, что не уловил какого-то определённого, запоминающегося мотивчика, как было, опять таки, в тех же «кинотеатр Парадизо» и «Малена».

    Сильвио Берлускони, председатель Совета министров Италии, он же продюсировал и финансировал «Баарию», однажды сказал: «это шедевр, который «должен» посмотреть каждый итальянец». Правда в том, что это фильм именно для итальянцев. Для их собственного менталитета. Только они, как мне кажется, могут полностью понять и проникнуться Баарией. Лично я, под конец уже не мог слушать их специфическую манеру речи.

    Несмотря на всё вышесказанное, в целом фильм вышел удачным. Думаю именно таким, каким его и задумывал режиссёр.

    7 из 10

    Рекомендуется к просмотру ради общего развития. Особо рекомендуется, если вы — итальянец.

    21 апреля 2010 | 16:38

    Опытный итальянский режиссер Джузеппе Торнаторе, автор «Малены», вновь оказался на должном уровне и создал фильм, на который обязательно стоит сходить. На фоне виртуального ширпотреба он выглядит очень цельным, искренним и настоящим.

    Сюжет картины разворачивается вокруг событий, связанных с разными периодами жизни одного из уроженцев Сицилии, города Багерия. В начале картины он еще совсем маленький мальчик, а в конце — уже зрелый мужчина, у которого вот-вот должны начать появляться внуки. История начинается во времена Муссолини и заканчивается где-то ближе к восьмидесятым годам, минуя по пути многие вехи трудного развития Италии. В фильме есть и семейная история, и политика, и просто бытовые зарисовки. Но в целом все получилось очень гармонично.

    По жанру это и комедия, и драма. В фильме много смешных и даже сатирических моментов, причем они преподносятся не путем «осмешнения» текста, а через раскрытие натур. Трагические моменты тоже есть, но они даются очень аккуратно, по-итальянски мягко. Есть много трогательных сцен. Скажем так: настоящее итальянское кино (автор, наверно, возразил бы и сказал — сицилийское). Смешное и драматическое постоянно идут рука об руку. Много экспрессии, национального колорита. Политика совершенно не выпирает за положенные рамки. Главное в картине — семья, основа общества, на которой держится все. Очень хорошо сыграли актеры, игравшие главные роли — Пеппино и его жены. Отметилась и Моника Белуччи, но так органично, что ее даже и не узнаешь (играет она в единственном в своем роде, но очень эротическом эпизоде).

    Фильм сделан изящно, красочно, очень много хороших постановочных планов, вообще замечательная работа оператора. Вот, например, один из героев пьет вино из горлышка бутыли, вставленной в плетеную оболочку, — ах, как это он делает! И все по уму — от видавшего вида шейного платка до щетины. Также в очередной раз хочется поблагодарить Эннио Морриконе, который в очередной раз выдал отличную музыку к киноленте. Дополнительный шарм фильму придает и его демонстрация с субтитрами — зрители в полной мере могут насладиться певучим итальянским языком, его интонациями, а заодно и убедиться, что зачастую нетрудно сопоставить итальянское слово с переведенным.

    В итальянском кино было немало эпических фильмов, с которыми волей-неволей приходится сравнивать только что отсмотренный. Признаться, этот фильм мне понравился больше «Амаркорда» Феллини. За два с половиной часа я ни разу не оторвался от экрана, не было и намека на длинноты или пустые сцены. Все было на положенном месте.

    До сих пор с трудом понимаю, как режиссеру удалось сначала снять Баарию в очаровательно-обшарпанном образе 30-х годов, а потом — в довольно цветущем современном состоянии, причем это были одни и те же улицы и площади. Впрочем, кинематограф может все.

    В целом от фильма остается глубокое впечатление, зрители даже остаются, чтобы посмотреть титры до конца. Возникает послевкусие, как от хорошего итальянского вина.

    8 августа 2010 | 21:07

    Кино спешит, мелькая глянцем журнальных страниц. Торнаторе знает, что сейчас не время, чтобы растекаться мыслию по древу, иначе, где найти тех, кто осилит у экрана два с половиной часа меняющихся десятилетий времён и проходящих через них десятков жизней. Оттого он не множит слов и не хватает лишнего, чтобы, неся великие истины, втиснуть между делом слово позднего мудреца. Он помещает внутрь красивый миф и простое поверье, доверяя мораль доверчивости ребёнка, чтобы потом, оттолкнувшись от начала, красиво завершить заплыв по волнам своего длиннопамятного пути.

    Альбомная конструкция фильма прочно впитала в себя по-домашнему близкий режиссёру фотографический изобразительный стиль, кристаллизованный в декорациях фасадов зданий и нарисованных видах старых уличных перспектив, отражающийся в отборно фотогеничных лицах взрослых и детей, коим в фильме положена функция визуальных маячков смены поколений, ярких знаков текущего времени и уходящих эпох. В оттеночном гриме стареющих взрослых — всё та же ретушь глянцевых снимков с торопливо переворачиваемых автором картонных листов.

    Торнаторе выбрал для рассказа длинную историю семьи, чтобы проложить её индивидуальной философией жизни, без откровений и глубины, в прямых линиях простого сюжета, мельком касаясь мафиозной репутации сицилийских краёв, отдавая внимание не столько событиям в мире, сколько личной жизни ищущего свой путь коммунистического партийца Пеппино Торренуово.

    Большая жизнь ускользает вместе с большой политикой, оставляя только знаки и символы, отмечающие текущий момент — мальчиком взмывает над крохотным посёлком, озирая красоту окружающих его горных вершин, ищет приключений, лазая вместе с подростками по садам, и продирается сквозь толпы недовольных горожан, требующих себе лучшего житья.

    Фильм распадается на множество миниатюр, которыми режиссёр рисует жизнь семьи, города, характеры главы семейства и подрастающей вокруг него детворы. Везде и всегда с усмешкой, соединяя вместе за моментом момент, не углубляясь в драматические провалы, быстро выныривая на поверхность, чтобы скользить дальше, тратя время на широкие солнечные просторы и мелкие слова, уповая на внешний эффект и не остерегаясь содержательной пустоты.

    По-прежнему кинематографичный Энио Морриконе степенно разливается оркестром, наполняя нотами окрест, но найти сквозную тему, чтобы скрепить ею мозаичный рисунок Торнаторе маэстро на этот раз не удалось. Музыке досталась роль невзрачного грунта для масштабного визуального полотна, а композитору — место тапёра, умело укрощающего темп и ритм, обозначая мелодией каждый экранный прорыв, наливая звуком минуты театральных взглядов и оттеняя им всплески житейских передряг.

    Среди множества лиц есть известные и не очень, но и Микеле Плачидо, и Моника Белуччи не имеют особого места, работая в эпизодах на общий ансамблевый манер, один к одному, добавляя мазки, которые не складываются в пространственное целое, оставаясь пёстрой лентой из несущихся потоком лёгких сериальных сцен.

    Так складывается парадоксальная ситуация, когда зрелищный и простой для восприятия фильм оставляет безучастным к судьбам населяющих его людей, потому как, перескакивая от одного к другому, режиссёр, превращает действие в обыкновенное представление, не рискуя уходить в дебри истории и копаться в глубинах психологии человеческих чувств.

    Торнаторе рационально играет на публику, прибегая к формам популярного жанра, однако, как видно, стесняется отдаться им до самого конца, замыкая исход истории философско-притчевым кольцом мудрости жизни и опыта поколений, символизирующим не столько личную тему отдельного героя, сколько павший жертвой красивого зрелища, незаменимый для эффектной точки жизнеутверждающий общечеловеческий смысл.

    4 июля 2010 | 23:03

    Джузеппе Торнаторе как всегда великолепен, его новое творение «Баария» снято по всем канонам итальянского кино, в котором переплетены мафия, любовь, предательство и вера в светлое будущее. Этот фильм просто бесподобен, с первых кадров ты начинаешь влюбляться в этот маленький городок, его вид с высоты птичьего полета привел меня в восхищение. Главные герои картины простые люди, такие как мы. У них все те же проблемы что и у нас: любовь, деньги, карьера, семья, тем самым ты сам уже начинаешь переживать за них и надеяться, что бы в концовке фильма все у них сложилось хорошо.

    Если вы любите Италию, драмы или просто качественное кино тогда этот фильм для вас. Меня он поразил, и я надеюсь, что вы разделите мои эмоции по поводу этой картины.

    Спасибо вам мистер Торнаторе за этот фильм!

    10 из 10

    7 января 2012 | 10:16

    Джузеппе Торнаторе — великий маэстро, художник, гений своего ремесла. Его ремесло это вовсе не кино, это философия заключенная в 70-милиметровую кинопленку. Его фильмы это всегда нечто эпохальное. Он Федерико Феллини современного итальянского кинематографа. Речь идет не о стиле, речь идет о масштабе личности в рамках чего-либо.

    До просмотра «Баарии» я был знаком всего с двумя картинами Джузеппе Торнаторе. «Малена» и «Легенда о пианисте» оставили сильное впечатление,«Баария» затмила собой оба вышеназванных фильма. Просто есть стойкое впечатление что это творение совсем иного калибра. Что же такое эта самая «Баария»?

    «Баария» — это стиль и реализм. Трудно вспомнить с ходу более стильный фильм. Речь идет не о том показушном «стиле» которые мы могли видеть в российском мюзикле «Стиляги», например. Нет, нет — здесь стильно качество проделанной работы. На удивление стильные молодые и красивые актеры. Франческо Шианна и Маргарет Мадэ новые для меня лица, но лица свежие и запоминающиеся. Одежда, архитектура, дизайн продуманы до мелочей и бесспорно передают дух каждого из затронутых в картине временных отрезков. Фильм снят до мельчайших деталей реалистично — чего стоит хотя бы сцена с умирающим отцом Пипинно.

    «Баария» — это страсть. Если вы хоть раз бывали в Италии, то уверен вы согласитесь — итальянцы самый страстный народ в мире. А сицилианцы это континентальные итальянцы помноженные на 10. Как четко эту самую страсть передал Джузеппе Торнаторе! Страсть на Сицилии во всем — в разговорах, в любви, в ненавести. Сами итальянцы говорят что если у них отнять возможность громко разговаривать и жестикулировать — они вымрут. И в очередной раз мои комплименты одной из любимых актрис Джузеппе Торнаторе — Монике Беллуччи. В фильме ей отвели ровно 30 секунд, но даже этих 30 секунд хватило чтоб наполнить фильм страстью и сексуальностью.

    «Баария» — это эпохальность. Каждый человек знаменует своим рождением начало эпохи и эпоха завершается с его смертью. В фильме мы видим как сменяются времена, нравы на примере маленького городка и обычной сицилианской семьи. Сколько событий локального и мирового масштаба пришлось на время трех поколений семьи Торрануова! И каждое из них бесспорно важно и заслуживало упоминания. Джузеппе Торнаторе упомянул обо всем умудрившись сделать это так что фильм не стал от этого затянутым и неинтересным. Браво!

    «Баария» — это искренность. Думаю не один я угадываю в персонаже Пьетро самого режиссера. Тема кино проскальзывает в фильме не раз — режиссер отдает должное своему призванию и своей главной страсти. Он сам родом из этого городка и наверняка фильм основан на его личном жизненном опыте и рассказах предков. По сути «Баария» работа автобиографичная. Что в ней правда, а что вымысел мы так и не узнаем пожалуй, собственно говоря это не играет роли. Главное что все показанное искренне и душевно.

    «Баария» — это поучительно и познавательно. Если фильм не несет посыла, то это не фильм, а просто веселые картинки — это мое личное убеждение. «Баария» очень познавательна и будет интересна всем любителям исторического жанра. На примере жизни в маленьком городке показан путь развития Италии в 20м столетии. Так же этот фильм интересен показанной в нем культурой, обычаями, традициями, суевериями и бытом простого итальянского люда. Поучительная часть фильма заключается в диалогах между персонажами. Персонаж Франческо Шианны пару раз в разговоре с сыном произносил фразы над которыми стоит задуматься. Еще один скрытый посыл фильма заключается в том что всякому действию всегда приходит соответствующее последствие. Будь то преданность своим убеждениям которая рано или поздно выведет тебя к успеху, либо приверженность к курению которая рано или поздно приведет к заболеванию легких.

    Что такое «Баария»? Это кино мирового класса, которое обязательно к просмотру абсолютно всем. Уделите два с половиной часа времени — оно того стоит!

    Заказал себе BlueRay который по праву займет место в моей личной коллекции выдающегося кино. Твердая 9ка и рекомендация всем знакомым к просмотру. Всех благ вам!

    9 из 10

    6 октября 2011 | 02:47

    Мое знакомство с работами этого режиссера прошло в дружеской, теплой обстановке с небольшим непониманием и приятными ощущениями, а главное очень красивым послевкусием. Картина, не является ни драмой, ни тем более исторической, ни мелодрамой, ни биографией — я бы сказал, что это очерк. Очерк жизни сельского и городского люда за одно столетие в Италии. Рассказ ведется мыслями и глазами мальчика, который в итоге то ли очарован, то ли испуган своей же жизнью, будущей жизнью, которую должен будет провести в отведенный ему срок.

    История проходит сбивчиво перед зрителем, миниатюрами, постепенно набирающими собственный ритм, немного непривычный, но в итоге складывающийся в полноценное повествование. Показалось, что таким образом режиссер пытался сохранить чувство, ощущение каждого момента, который он помнил или помнит, не распространяясь на осмысление, на подробности, где-то ограничившись просто броской фразой, где-то показав лишь скромный бессознательный эпизод действий. Но во всяком случае, ему это удалось. Картина вкусна, у нее есть аромат, она немного разочаровывает, чтобы воздействовать на зрителя иначе, через воспоминания. Не то чтобы вы осознавали фильм после просмотра, нет — он останется до конца дня солнечным шлейфом горячей Италии, что под московским пеклом, сохраняется еще дольше.

    За фильм, нам успевают рассказать совершенно обыденную, лишенную драмы повседневную жизнь семьи, показать счастье и раздоры, которые не могут сломать человеческую любовь, рожденную в глазах. Показывают политическую обстановку и бессмысленность смены сторон среди неграмотного населения, которая приводит к боли и смерти, разрывает дружеские узы, пока все участники находятся в рамках одной улицы. Режиссер законно акцентируется иногда на характерах присущих местному люду, привычках и традициях, расширяющих наш кругозор, когда сам при съемке этих эпизодов, вероятно, незаметно прикрывал глаза, вдыхал аромат детства.

    Зная, что музыка в фильме made by Morricone я как-то упустил это во время просмотра, отвлекаясь на чтение плохо выделенных титров и вслушиваясь в эмоциональный говор итальянцев, которыми я чуть-чуть брежу, так что рассуждать о саундтреке не возьмусь. А вот операторская работа понравилась своей основательностью при необходимости снимать маленькими эпизодами: конструировать из больших частей может быть даже легче, чем целостно запечатлеть множество разорванных частей.

    В сухом остатке: фильм с высушенным песком памяти на губах после просмотра, с переданной зрителю собственной, режиссерской ностальгией. Бессодержательный, но снятый с очень большим чувством. Достойно.

    15 июля 2010 | 10:09

    Замечательный, потрясающий фильм!

    Одно из лучших европейских и вообще мировых кинотворений последнего времени!


    --

    По своему духу и наполнению, это кино очень сильно напоминает известнейшее произведение Габриэля Гарсии Маркеса «Сто лет одиночества». В своё время прочитал. Это очень не простоая, увлекательная книга.

    Главная разница лишь в том, что этот фильм показывает всё в живых, ярких тонах без минорного настроя. Хотя «дух» того самого символичного одинчества витает над многими персонажами этой киноленты.

    Этот фильм обо всём. Этот фильм о жизни простых, обычных людей. Которые любят, рожают и воспитывают детей; эти люди вместе переживают различные жизненные потрясения, моменты горечи и радости; мимо них проносится быстротечно история, заставляя пережить те или иные события, трагические и праздничные.

    Фильм выполнен настолько ярко, в живых, реальных тонах. Грим на персонажах здесь чисто технически, чтобы показать неумолимое влияние возраста. И всё.

    На экране пролетают десятилетия 20-го века. Вторая Мировая и времена итальянского фашизма, послевоенное время. Время мечтаний о коммунизме и светлом будущем, о справедливости для рабочих и крестьян. Это лишь фон, а в основе лежат истории жизни нескольких больших семей, родственников и друзей, односельчан. Собственно город Баария — и есть одна большая семья, где каждый знает друг дружку в лицо.

    Это сага о жизни семьи Торренуова. В центре событий — главный герой, Пеппино. От самых малых лет, до преклонного возраста — он несет с собой свою неисчерпаемую жизненную энергию, которая поддерживала его и его близких всю его жизнь.

    Большая часть фильма посвящается его деятельности в компартии. Раскрывается его стремление служить на благо простых людей из которых он и сам вышел. Из самой бедности. Но этот человек сделал самого остался до конца верен идеалам, создал чудесную семью, воспитал замечательных детей. Я бы назвал его лучшим образом коммуниста в европейском кино.

    Сицилия… Это красивейшая земля, природа и потрясающие пейзажи то и дело захватывают дух. Это земля гордых и сильных людей, подчас жестоких, знающих цену себе и своему делу. Понятие мести на этой земли — закон.

    В фильме изображена и в классике традиционная сицилийская мафия. Люди чести верные своим донам. Смерть здесь вовсе не потрясение. Никто не сможет спастись от мафии. Но вместе с этим здесь очень детально и предметно показана деятельность людей в рамках идеи, в данном случае это коммунистическая идеология. И этим очень сильно проникаешся, словно появляется желание присоеднится и самому к ихниму движению…

    Фильм пропитан классическими сицилийскими жизненными мотивами. Неповторный жёстки юмор этих людей, традиции и обычаи жизни и отношений часто заставлят просто рассмеяться. Настолько это тонкие ситуации…

    Здесь очень много здорового, не фальшивого жизненного символизма. Всё гениальное просто. Так и здесь. Не надо делать великих открытий чтобы просто заставить людей горячо чувствовать происходящее, поднимать особые нотки в человеческом сознании.

    --

    Мы видим на экране как меняется этот мир. Меняется вместе с ним и городок Баария. Он растёт и развивается. Из пыльного потрепанного захолустья — в крупный обустроенный городок.

    Моё мнение — это не подлежит оценке ибо это невозможно оценить. Смотреть всем ОБЯЗАТЕЛЬНО! Фильм точно не оставит равнодушным. В течении этих двух с половиной часов вы точно не будете скучать ни минуты.

    25 апреля 2010 | 12:06

    Хороший режиссер Джузеппе Торнаторе родился на Силиции, в коммуне Багерия, которая на местном диалекте называется Баария. Название города происходит от арабского Bab-el-gberib — «Врата ветра». И Тарнаторе, следуя традиции итальянских творцов, воспел свои родные места, сняв по собственному сценарию эпический фильм длиною два с половиной часа.

    В фильме есть много замечательных эпизодов, которые вызывают совершенно разные эмоции. Вот, например, маленькая сценка времен Муссолини: женщина покупает мясные обрезки «для кошки», приносит их домой и бросает в угли для запаха. Дочка удивляется, ведь семья голодает! Но мать, выгоняя запах жареного мяса на улицу, отвечает: «Лучше умереть от голода, чем оказаться у соседей на языке». Она выходит на улицу, гордо усаживается у раскрытой двери и на вопрос соседки «Как дела?» гордо отвечает: «Прекрасно!».

    Отмечу хорошую режиссуру, интересные операторские планы, оригинальный ход проникновения прошлого в будущее и наоборот. Актеры сыграли вдохновенно, а композитор Эннио Морриконе как всегда талантливо переработал итальянские и собственные мелодии. Но есть во всей этой истории большой минус: кусочки так и не сложились в целостную картину. Торнаторе хотел рассказать об очень многом, но это ему не позволил сделать формат кинофильма. Возможно, из «Баарии» получился бы высокохудожественный сериал.

    И напоследок: некоторые события культового фильма о сицилийцах «Крёстный отец 3» происходит в Баарии — киноманы могут поискать вывеску с названием города, несколько раз мелькнувшую в кадре.

    7 из 10

    4 февраля 2015 | 17:29

    Торнаторе, бесспорно, однолюб. Его тянет сюда, как магнитом. Он снова возвращается сюда — в этот свой Paradiso Perduto, на Сицилию середины века. Он может снимать что угодно и о чем угодно — он это доказал. Но подлинная легкость, легкость гения, подарившего миру «Новый кинотеатр «Парадизо», обретается им только здесь, на земле детства. На этот раз даже конкретнее: в Багерии, маленьком сицилийском городке, где он родился. Местные зовут городок «Баария» — именно этим, не всякому понятным, тайным именем Торнаторе называет свое очередное признание в любви. Об этой земле он снимает свой «Амаркорд», свое «Зеркало», нанизывая на нитку сюжета разномастные бусины воспоминаний, в которых драгоценное мешается со случайным — и таким образом случайное, эти застрявшие в памяти обрывки ушедшей, нежно любимой жизни, тоже становится драгоценным.

    И вновь мы видим ту старую, настоящую Италию, которую знаем и любим по итальянскому кино: страну сильных чувств и красивых жестов, страну людей, готовых сесть в тюрьму ради хорошей шутки, страну бедных влюбленных, смеющихся от счастья в супружеской постели под протекающей крышей и раскрытым зонтом.

    Рассказывая в «Баарии» о судьбе вымышленного земляка-коммуниста Пеппино Торренуова, Торнаторе как никогда откровенно рассказывает о себе (не случайно он дает герою вариант собственного имени Джузеппе). Канва фильма густо пересыпана эпизодами его личной истории, историями, которым он был очевидцем, в которых участвовал, о которых слышал от других. И из всех этих историй складывается узор поэтической хроники родного города Торнаторе.

    Каждый кадр этой хроники — это бесконечный разговор с далекой родиной, с бывшими соседями и земляками, живыми и давно умершими, — «А помните? А помнишь?…»

    Как во всяком разговоре такого рода, тут будут воспоминания и шутки, понятные и дорогие только своим, и ход рассказа часто будет прыгать с одного на другое, хаотически мешая сцены смешные, трагичные, трогательные и нелепые, без которых тоже никак нельзя, ведь это — «А помнишь, что тогда было…» Не стоит всякий раз искать связь отдельных эпизодов, лучше просто отдаться потоку чужих, полных нежности воспоминаний о несуществующем ныне чудесном краю.

    … Кто-то сказал, что в образе Пеппино Торренуова Торнаторе удалось создать самый обаятельный образ коммуниста в кино — и это верно. «Баария» рисует его биографию с любовью и юмором. Его история начинается еще до войны, в кромешной нищете, на фоне вполне узаконенного рабства простых людей у местных донов (рабство, правда, сезонное — в пору сбора урожая, но оттого не менее дикое), и подходит к концу уже почти в наши дни.

    Его жизнь была пестрой, как у большинства людей. В ней были потери, разочарования, бедность, разбитые корыта, но была и большая любовь, и счастье, обретенное в семье. В общем, это была хорошая жизнь. И все же нельзя не заметить, что чем дальше уходит повествование от дней нищего детства и бедной молодости, тем — несмотря на то, что жизнь Пеппино и его семьи становится все налаженнее, все богаче, и на смену хитроумно выцыганенному чужому пальто приходит собственный двухэтажный дом, — тем печальнее звучит внутренняя мелодия рассказа, тем реже фильм искрится лукавой радостью жизни. Даже колорит кадра становится иным: раньше в нем преобладали золотые тона солнца, теперь — серо-голубые холодные оттенки. Взрослый сын Пеппино не знает, в отличие от своего отца, как можно изворачиваться, изобретая сложный способ съесть кусок хлеба, — и это здорово. И все же что-то случилось с полноводной рекой жизни в то самое время, когда люди на ее берегах стали жить богаче. Жизнь стала лучше, но не стала веселей — так, по крайней мере, ощущается это Торнаторе.

    Можно долго упрекать его в идеализме, но мне его верность в любви к иному времени нравится. Нравится его искренность. Он помнит эти улицы и площади пустыми, спящими в желтой солнечной пыли и слушающими крик осла — и любит их такими. То, что теперь они запружены новенькими автомобилями разбогатевших земляков, почему-то вызывает в нем не законную радость, а упрямую, алогичную ностальгическую грусть. Грусть по времени, которое было таким трудным — и таким любимым. По времени, которое не вернешь.

    В том времени молодым людям нельзя было встречаться без одобрения родителей, и возлюбленную Пеппино хотели выдать замуж за другого, но они встречались тайком, и она спросила его: «А твоя партия не говорит, что в таком случае мужчина должен украсть свою любимую девушку?» А он ответил: «Не говорит… Но она это думает!» И хотя бежать влюбленным было некуда, способ похищения невесты они все же придумали, прославившись на весь город.

    В том времени две семьи — коммуниста и полицейского — жили напротив, и рано утром жены провожали мужей на один и тот же митинг, на котором один должен был готовиться арестовать другого, и жены сдержанно, но все же по-соседски здоровались, да и мужья слегка смущенно кивали друг другу, а потом шли на свой митинг параллельными курсами по разным сторонам узкой улочки. А позже жена полицейского, у которой сломалось радио, стесняясь и извиняясь, заходила к соседке — жене коммуниста, — чтобы послушать новости, волновавшие обеих, и обе женщины слушали репортаж о драке и пострадавших на митинге, одинаково тревожась.

    В том времени мальчишки отвлекались от урока, потому что в окне дома напротив загорелый строитель покрывал жаркими поцелуями тело Моники Беллуччи, и учитель, такой же сицилийский мальчишка в теле пожилого преподавателя, говорил: «Мальчики, я разрешу вам смотреть, но только чтоб было тихо!»

    В том времени заезжий художник украсил плафон местной церкви религиозной сценой, взяв в качестве натурщиков для святых местные «типажи», так что проводить богослужения стало невозможно: вместо того, чтобы внимать проповеди, прихожане шептались, показывая друг другу на потолок: «Изобразил этого пьяницу в виде Святого Петра! Где это видано? А вон тот, ангел, — это мой брат, ему недавно сделали операцию в Палермо. — И как? — Удачно, спасибо…»

    В том времени…

    В том времени было много плохого, грустного, несправедливого. Но сердцу не прикажешь — сердце Торнаторе очевидно влюблено именно в ТО время. И благодаря ему оно вновь оживает. Оживают городские чудаки, старые распри, истории любви, нераскрытые тайны, страшные случаи, вновь становятся молодыми и задиристыми скрюченные старики, вновь на улицах Баарии доят коз и говорят об СССР… Всего этого больше нет, и все это живо — в памяти Пеппино Торренуова, в памяти Джузеппе Торнаторе, в памяти всех тех жителей Баарии, которые еще узнают в этих поэтических хрониках себя и своих родных.

    10 из 10

    7 февраля 2013 | 22:42

    Номинант премии Golden Globe Awards (2010) и проигнорированный Американской Киноакадемией вместе с «Разомкнутыми объятиями» Педро Альмодовара очередной шедевр настоящего итальянца Джузеппе Торнаторе.

    Являюсь давним поклонником творчества Торнаторе. Шокирован от уже давно ставшего легендарным «Нового кинотеатра „Парадизо“, загипнотизирован „Легендой о пианисте“, приятно удивлен от «Малены» (оказывается, Моника Белуччи еще и отличная актриса), долго ждавший «Незнакомку» (а что же там Ксения Раппопорт смогла сделать?! — оказывается она очень многое может сыграть) и недождавшийся фильма «Баария» — смотрел в Италии на итальянском языке прошлой осенью и не пожалел, фильм ничуть не хуже предыдущих работ Джузеппе Торнаторе.

    Мне все равно, что говорил Берлускони по поводу этого фильма и кто выделил на картину деньги. Главное — Джузеппе в очередной раз не оскорбил киноленту пустотой, черствостью и бездушием.

    Вот у кого нужно научиться любить свою страну, то место, где ты родился и вырос. Это главная идея фильма — человека (любого) все равно осознанно или подсознательно тянет к своим корням, к месту, где он родился и вырос, независимо от того, что даже сам Джузеппе Торнаторе говорил, что из Сицилии нужно уезжать как можно раньше, и, если бы он мог, то так и сделал бы. Я думаю, он слукавил.

    Фильм повествует о нескольких поколениях одной семьи, об их друзьях, знакомых, которых они встречают на своем жизненном пути. Это фильм-сага, действие которого происходит практически на одной улочке, где все друг друга знают, кто-то кого-то ненавидит, кто-то о ком-то мечтает, и все они переживают события двадцатого века по-разному. Это фильм, который разбрасывает людей по разные стороны баррикад, проверяет их на вшивость, здесь и мафия своя, и бедность, переплетающаяся с неграмотностью, зажиточностью, и дети, которые с малолетства видят всю жизнь без прикрас, и легенда, которую передают из поколения в поколение, и — гениальнейшая музыка Эннио Морриконе, перед которым падаю на колени (гений есть гений).

    Кино очень яркое, красочное в прямом и переносном смысле слова, я даже не знаю, как его можно продублировать на русский язык, настолько много в нем главных и второстепенных персонажей, которые подчас одновременно говорят и оживленно спорят.

    Главный герой фильма проходит школу жизни тоже с малых лет на этой же улице, он, взрослея, делает много ошибок, которые иногда тяжело исправить. Разные политические режимы и разные люди попадаются на его жизненном пути, свои люди и чужие. Естественно, в фильме, повествующем почти о целом двадцатом столетии, присутствует политика. Но здесь она уместна.

    Главное — люди в фильме «живые», со своими бедами и проблемами, с пороками и добродетелями, и они воспринимают происходящее с ними как данность. Они действительно варятся в итальянском соусе и эта жизнь их устраивает. Они любят свою маленькую родину, всегда готовы помочь незнакомцу, и тем более — соседу. В конце фильма главный персонаж как бы возвращается к истокам, к самому себе. Это так непросто — вернуться к себе самому и просто жить. Давайте попробуем.

    28 июня 2010 | 04:52

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    подробнее

    Новости


    Пользуясь отсутствием конкурентов, на американскую киноарену взбегает новая часть франшизы «Паранормальное явление» — лента «Метка дьявола». В ограниченном прокате США стартует эстетский триллер Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение». (...)
     
    все новости
    Записи в блогах
    Репетиция
    17.01.2010

    Через несколько часов станут известны обладатели «Золотых глобусов». Давайте освежим память и посмотрим на основных номинантов. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Идеальный голос 2Pitch Perfect 269 216 890
    2.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road45 428 128
    3.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron38 859 900
    4.Красотки в бегахHot Pursuit5 722 488
    5.Форсаж 7Furious Seven3 648 980
    15.05 — 17.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road276 554 999
    2.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron40 328 317
    3.Одной левой35 313 855
    4.А зори здесь тихие...14 113 092
    5.Мисс ПереполохShe's Funny That Way10 580 193
    14.05 — 17.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 564 656187 649
    Деньги429 331 800 руб.79 708 042
    Цена билета274,39 руб.20,49
    14.05 — 17.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    220.ПодменаChangeling8.090
    221.Иваново детство8.090
    222.Ирония судьбы, или С легким паром!8.089
    223.МуланMulan8.088
    224.Холодное лето пятьдесят третьего8.087
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.МарсианинThe Martian97.74%
    2.ВозвращенецThe Revenant97.08%
    3.Отряд самоубийцSuicide Squad96.37%
    4.Боги ЕгиптаGods of Egypt96.22%
    5.МакбетMacbeth96.22%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Земля будущегоTomorrowland29
    СлендерAlways Watching: A Marble Hornets Story9
    Идеальный голос 2Pitch Perfect 25
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road128
    Век АдалинThe Age of Adaline3
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road8.514
    Земля будущегоTomorrowland6.518
    Однажды6.750
    Век АдалинThe Age of Adaline7.627
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron7.673
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Разлом Сан-АндреасSan Andreas28.05
    Вне времениThe Lovers28.05
    Мир Юрского периодаJurassic World11.06
    МордекайMortdecai18.06
    Третий лишний 2Ted 225.06
    премьеры