всё о любом фильме:

Осенний марафон

год
страна
слоган-
режиссерГеоргий Данелия
сценарийАлександр Володин
директор фильмаВиталий Кривонощенко
операторСергей Вронский
композиторАндрей Петров
художникЭлеонора Немечек, Леван Шенгелия, Светлана Ольшевская
монтажТатьяна Егорычева
жанр драма, мелодрама, комедия, ... слова
зрители
СССР  22.3 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время89 мин. / 01:29
У талантливого педагога и переводчика Бузыкина нерешительный характер. Он не может оставить жену и уйти к любимой женщине, не может отказать эксплуатирующей его талант сокурснице, терпит посещения доморощенного философа-алкаша, а когда, наконец, решается на смелый шаг — терпит фиаско, так как по природе мягок и податлив, как воск.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Норберт Кухинке был иностранным корреспондентом журнала «Шпигель» из ФРГ. После того, как Георгий Данелия взял его на роль немецкого профессора Хансена, возникли разногласия на уровне ЦК КПСС. Если профессор немецкий, то возникла бы необходимость пояснить, из ФРГ он, или из ГДР. Но при любом раскладе стало бы невозможно продать фильм либо в западногерманский, либо в восточногерманский прокат. Поэтому национальность профессора Хансена была заменена на датскую.
    • Среди выпускников ЛГУ / СПбГУ фильм известен невероятными перемещениями Бузыкина по главному зданию университета и вокруг него. Так, в одной из сцен Бузыкин входит в здание Двенадцати коллегий, после чего сдает одежду в никогда не существовавший гардероб, расположенный в проходе с площадки второго этажа лестницы (от входа с Менделеевской линии) в главный коридор. Затем он поднимается по той же лестнице на третий этаж, на котором не расположено ничего, кроме музея истории университета (в помещении бывшей университетской церкви) и входа на хоры актового зала. Поднявшись на третий этаж, он оказывается в главном коридоре второго этажа на пути к дверям, через которые он мог бы туда войти. После чего Бузыкин, заметив Шершавникова, чтобы избежать встречи с ним, заскакивает в одну из боковых дверей и оказывается в помещении университетской библиотеки (в жизни расположена в том конце коридора, откуда он шел).
    • В сцене, где Бузыкин попадает под машину в Таможенном переулке, машина на большой скорости едет неизвестно откуда. В том месте, откуда она выезжает, нет никакой улицы: примерно в пятидесяти метрах от места столкновения по курсу движения машины расположен Институт акушерства и гинекологии им. Отта. В этом месте машины могут только поворачивать на Таможенный переулок на относительно малых скоростях.
    • Наталья Гундарева играет стареющую жену главного героя, с которым у них взрослая, уже замужем дочь. Между тем, на момент выхода фильма Гундаревой был лишь 31 год, и она на год моложе Марины Неёловой, играющей роль молодой любовницы.
    • Первоначально в роли Бузыкина должен был сниматься Александр Калягин.
    • еще 2 факта
    Фрагмент 01:51

    файл добавилАнна в лепестках

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Если лучшая лента Георгия Данелии называлась программно «Не горюй!», а, пожалуй, самая горькая и безысходная — «Слёзы капали», то «Осенний марафон», занимающий хронологически и смыслово промежуточное положение между ними, следовало бы озаглавить так: «Навёртываются слёзы». Первоначальное же название сценария Александра Володина, который, кстати, потом сотрудничал с Данелией и над фильмом «Слёзы капали», было позавлекательнее — «Горестная жизнь плута». Может быть, в итоге смутило определение главного героя Бузыкина в качестве плута, поскольку он — в большей степени страдательная фигура, так сказать, пассивный авантюрист, на голову которого вечно сваливаются вроде бы мелкие хлопоты, пожирающие, тем не менее, без остатка всю его жизнь. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 42 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Георгий Данелия снял немало отличных фильмов — «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Мимино», «Афоня», «Кин-дза-дза», которые вошли, как принято говорить, в золотой фонд отечественного кинематографа.

    Но даже на этом фоне «Осенний марафон» выделяется.
    Чем, спросите вы?

    Выделяется он потрясающей жизненностью, при чём жизненны здесь все персонажи — от главных до эпизодических. Нет смысла перечислять достоинства игры актёров — Басилашвиили, Неёлова, Леонов, Кухинке, Гундарёва сыграли прекрасно, нет нужды лишний раз хвалить Андрея Петрова за замечательную музыку, нет необходимости вспоминать афоризмы, ушедшие в народ — «Бузыкин, рюмаху хочешь?», «Здесь уже стучат. — Где стучат?!! На кафедре??» «Сходил? — Сходил. — Отпустили? — Отпустили. — А про меня трёп был? — Был. — И что сказали?! — Сказали, что Харитонов водку с портвейном мешает!», «Тостуемый пьёт до дна!», «А он „коктейль“, „коктейль“ — хиппи лохматый!», но вспомнить всё это и перечислить хочется, ибо сделано всё с душой.

    Для фильма подобного жанра здесь слабых мест — сделано именно так как надо и даже более того.

    В общем, устал я расхваливать «Осенний марафон», могу только позавидовать тем, кому еще предстоит увидеть этот фильм впервые.

    10 из 10

    25 февраля 2008 | 04:02

    В отличие от Человека-Паука, этот вид «супергероев» очень распространен в реальности, и этот фильм рекомендуется смотреть всем молодым женщинам — чтобы избегать ситуаций, описанных в фильме.

    Как отлично показали нам Данелия и Басилашвили, Человек-Вранье очень обаятелен, мил и всегда готов помочь. Но он всегда врет. Не потому, что он любит ложь как искусство или чтобы получить какую-то выгоду. Нет. Он постоянно врет потому, что никого не хочет обидеть. Ему органически неприятна мысль, что хоть кто-то подумает о нем плохо.

    Единственное что, обычно в реальности они все-таки врут чуть более умело. Герой Басилашвили врать умеет из рук вон плохо, и поэтому постоянно «прокалывается». В отличие от декларируемой морали, на самом деле честным человеком в обществе считают не того, кто не врет, а того, кто врет умело и не к чужому вреду. Человек, который реально никогда не лжет, скорее всего не вполне адекватен психически.

    Но ложь Человека-Вранья в приложении к отношениям с женщинами обычно приводит к показанным последствиям. Эти «супергерои» могут годами изводить жену и любовницу, кормя их сказками о том, что «вернулся окончательно» и «вот сейчас уже разведусь». И то, что они сами при этом не коварно потирают ручки с мыслью о том, что «классно я этих двух дебилок развожу», а тоже мучаются, их совершенно не оправдывает.

    Милые девушки, как бы говорит нам героиня Нееловой, не трудитесь доказывать, что вы лучше, чем жена Человека-Вранья. Не надо ему готовить, перешивать пуговицы и дарить куртки в наивной надежде, что он поймет, где ему лучше (и, возможно, с некоторым коварством — что жена его «запалит» на пуговицах и куртках и выгонит). Как совершенно справедливо заметила Варвара, которая единственная из показанных женщин научилась правильно обращаться с Человеком-Враньем, он все равно «промурыжит до сорока лет». Говоря современным языком, Варвара держит его во «френдзоне» — причем это совершенно добровольная френдзона, которая позволяет герою чувствовать себя «милым и готовым помочь» на полную катушку.

    По мужчинам-друзьям героя Басилашвили тоже понятно, что дружить с ним куда приятнее и выгоднее, чем поддерживать романические отношения. Его несложно «прогнуть» в вопросах времяпрепровождения, типа выпивания еще рюмки, пробежки по городу (показателен момент, где герой бурчит под нос в адрес датчанина «пошел ты к черту», но не решается ему прямо сказать, что ему надоело с ним бегать). К счастью, есть у него также и такие друзья, которые согласны его к себе поселить, если что — то есть на него не то чтобы все «сели и поехали».

    Финал отличный. Без всякого «подгона» под любые ценности и моралите. Правдиво так.

    В общем, очень жизненный фильм, классика советского кино, с хорошей актерской игрой.

    8 из 10

    19 января 2014 | 20:03

    Не так давно смотрела «Весь этот джаз» (1979) Боба Фосси, фильм-эстетический-шок, фильм-временную-ловушку; пока не посмотрела на год выпуска — долго не могла понять, почему в современной картине немного не хватает шика и роскоши, таких нужных для воплощения идеи режиссера. Потом я, конечно, поняла, что для конца семидесятых и шика, и роскоши достаточно.

    Но сегодня поговорим об «Осеннем марафоне» (реж. Г. Данелия, СССР, 1979)

    Это был, конечно, тоже эстетический шок, и если бы не разговоры о выполнении планов, заграничных куртках и не автобусы-гармошки (кои я еще застала в глубоком детстве) — никогда бы не догадалась, что действо происходит в конце семидесятых; это правда невероятно, но все предельно современно; и эти сапожки на шпильке, и куртки, и сумки, и застежки, и хвостики, и засохшие цветы в вазе на подоконнике — все, все снято неимоверно вдохновенно; до этого фильма я нигде не замечала такого плавного перемещения фокуса со стены дома, стоящего напротив, на сухоцветы на подоконнике.

    Многие мои друзья говорят, что это фильм-метафора, фильм-сравнение или фильм-символ; на самом деле это — фильм-глагол, фильм-действие; если хотите — не фильм-бег, а фильм-бегство от себя, одиночества, ответственности, неприятных разговоров; это оттягивание неминуемого финала; это маленький жизненный бунт безвольного плута, обреченный закончиться крахом.

    В «Осеннем марафоне» нет ничего лишнего, все предельно стройно и изящно подчинено идее режиссера и не отвлекается на какие-нибудь глупости-завитушки; всего ровно столько, сколько требуется, ни граммом меньше, ни граммом больше.

    Будете смотреть — а он к просмотру обязателен! — запаситесь каким-нибудь вареньем и печеньем, потом поймете зачем.

    29 мая 2011 | 09:31

    -Как?
    -Хорошо!
    -Что?
    -А вот это…


    Боже, неужели ты снова забираешь у меня силы писать беспристрастно? Неужели опять я выскажу всеобщее мнение? Неужели вновь использую для отзыва добрый десяток цитат из сего фильма?

    Да. Пожалуй, так. Ну, а что делать, если ноне выбранный шедевр есть всеми любимый «Осенний марафон»? Пусть я буду банален и примитивен в своих «критических» бреднях, пусть стану одним из миллионов поклонников, но признаюсь в любви к буднично-восхитительной истории господина Бузыкина — каждого пятого господина бывшего Союза, вершащего судьбы оных лишь в книгах и собственных мечтах.

    Да, вот уж чего не отнять у Георгия Николаевича Данелия так это наблюдательности. Согласитесь, «Осенний марафон» повествует о самом азбучном и житейском проявлении, встречающемся нам ежедневно, но ведь как повествует! Это сродни советской открытке, на которой изображен городской пейзаж — мы видим его каждый день, пробегая мимо на работу, но на картонке он почему-то кажется неизвестным, неземным, волшебным, придуманным. То и с историей переводчика Бузыкина. А ведь как все жизненно!

    Мужские герои. Да это же зеркало русской ментальности! До зрительского самобичевания подлинный Андрей, чья нерешительность и никчемность актуальна всегда и везде, в исполнении овладевающего Олега Валерьяновича Басилашвили. До идолопоклоннической любви харизматичный Василий Игнатьевич, подобие которого обычно живет в квартире слева и каждое утро зовет «хорошо посидеть», в воплощении дивного Евгения Павловича Леонова. Ну, а женские образы? Боже, они чудесны! До сочувствия наивная «разрушительница» Алла, чей образ мог сложиться только в Советском Союзе, в игре потрясающей Марины Мстиславовны Неёловой, непонятно почему напоминающей мне то ли Одри Хепберн, то ли Софи Лорен. До жалости жизненно-сильная хранительница Нина, образ которой могли разрушить только в современной России, в исполнении неповторимой Натальи Георгиевны Гундаревой… Да что разглагольствовать? Они иконы. Иконы жизненности, образности, насущности, талантливости.

    Ну, а сюжет, мораль, метафора? Все доподлинно. «Осенний марафон» — бесконечный путь, чей бешеный ритм не позволяет взглянуть назад и вспомнить о забытом, вернуться и понять, что ты здесь уже был. Это движение по кругу, в которое попадает каждый, где, как бы не было неприятно и глупо, грабли всегда лежат на одном и том же месте, каковое мы никак не можем запомнить.

    Да, чего скрывать, Георгий Николаевич рассказал своему среднестатистическому зрителю о самом земном, проявлении. Но сделал он это со свойственным лишь ему вкраплением собственного мастерства, добавлением замечательного юмора и глубокомысленной философии Володина, примесью уникального таланта Петрова и плеяды «доско-почетных» актеров, получив на выходе незабвенный «коктейль», романтично названный «Осенним марафоном» — буднично-цветной историей «впукло-выпуклой» массовой маленькой личности, ставшей родной, полюбившейся сердцу классикой.

    Ну, а теперь спросите, спросите же меня — как? И я скажу — шедеврально!

    4 ноября 2008 | 11:47

    Осенний марафон.

    Однажды в одной из рецензий увидела на эту тему- «Горькая правда в любом случае лучше предательства». В корне не согласна. Я бы поставила вопрос так: Можно ли отравить этой «горькой» правдой? Думаю, да. Расставить все точки над и, разрубить все нити «одним ударом топора» — по-моему это не подтверждение силы человеческого духа, не подвиг, а в первую очередь «красивый жест». Люди любят такие «жесты». Но чаще всего это ни к чему не приводит. Вспомните эпизод, где Алла рвет телефонный провод.. А ведь спустя некоторое время опять звонит Бузыкину и спрашивает, решил ли он что- нибудь? Вот вам и «жест».

    Фильм заставил задуматься в который раз на тему: нужны ли эти «жесты». Ведь бывают ситуации в жизни, когда любишь и не можешь ничего поделать, когда пытается решить, а запутывается еще больше. Из всего этого делать трагедию? Можно, в таком случае выжить из ума. Не случайно в титрах мы видим «печальная комедия».

    Да, все то, что проделывает главный герой может быть подло, гадко, антиморально и еще тысячи- тысячи «умных слов»; все это грустно, печально. Да. Но тогда почему все- же комедия? Я думаю, что именно из- за этих «жестов». Помните, как Василий Иванович Харитонов — сосед Бузыкина заставляет Билла выпить? Хотя Василий прекрасно понимает, что им некогда и нужно заниматься переводами, но все же он совершает этот «жест». Что это? Желание приобщить иностранца к исконно русским развлечениям, или это происходит так — по инерции; но тем не менее и этот «жест» вызывает одни смешные и нелепые неприятности, ведь все кончается отрезвителем. Кажется все, что не делается в этом фильме героями верного, отважного — все обращается в шутку. И даже жена Нина возвращается в квартиру, уже оставив мужу записку, что навсегда уходит. Никто не уйдет. Вот, как еще можно было бы назвать этот фильм. Ведь действительно- все по сути возвращается на круги своя. Можно строить версии и планы, а жизнь идет своим чередом. Марафон продолжается. И изменится ли направление, не надоест ли один и тот же маршрут, одна и та же трасса — это решат не жесты. И как не смешно, даже люди порой бессильны. Не то чтобы бесхарактерны, а просто слишком добры, мягки.

    Этот фильм для меня — всеобщая ирония над кардинальными изменениями. Наверное, чтобы изменить ситуацию, необходимо изменить себя. А может быть это опять- пустые слова. И вот пока мы сидим и версификаторствуем, продолжается и наш жизненный марафон. У каждого он свой. Смешной, забавный, нелепый. А может быть трагичный и невыносимый. И зависит это, мне кажется, просто от нашего отношения к жизни. Этим фильмом по- моему легко определить человеческий темперамент. Да. По мне- так это самый лучший индикатор.

    10 из 10

    14 мая 2012 | 20:25

    Закрывать глаза на самого себя — вот к чему мы склонны. Мы стареем, не замечаем, поддаемся, плывем по течению… Между тем, жизнь — штука точная, она тикает, как хронометр, и порою даже сигналит, как будильник. А мы ее не слышим… Нам боязно, нам лень, да и просто — тяжеловато бывает выбраться из-под липкого вороха собственных неправд… Мы — талантливые люди, мы — отзывчивые люди, но мы — никчемные люди… Нас, таких, много. А когда наконец мы решаемся стряхнуть с себя гниль, — оказывается, что уже поздно. Акценты уже расставлены. На наши вопросы уже ответили другие — более решительные, более наглые, более… бездушные. А мы вот остались со своим умом, талантом и глубоко спрятанной совестью наедине. И у нас достаточно ума, чтобы это осознать. Только вот исправлять уже поздно.

    У Басилашвили прекрасно получилось создать такой образ. А вместе с ним целая плеяда именитых актеров развернула перед нами полотно бесцельно потерянного времени, глупых надежд, нерешительности и волевого невежества. Если разобраться, то ни один герой фильма ни разу не совершил настоящего поступка. Очередная пьеса без героя? Да нет, главный герой в ней есть. Парадоксальный герой — талантливый и ничтожный.

    Как же все таки хорошо, что стильная жёлтая куртка досталась соседу, а переводить излюбленного писателя будет бездарная героиня Галины Волчек. Я рад. Мне ничуть не жаль Бузыкина. Ему больше к лицу неприметное серое пальто.

    3 ноября 2008 | 23:57

    Вот странная ситуация с «Осенним марафоном». Печальная комедия Данелии, 1979 года выпуска, с блистательным актёрским составом, классика советского кинематографа, полтора часа цитат и афоризмов и т. д. и т. п., а вот лично мне более старшое поколение говорило, что фильм с безнравственным главным героем, смотреть на которого вредно для морали, но вот посмотреть кино, чтобы поучиться у этого самого героя, как нельзя жить — вполне можно. И всё это отбивало у меня охоту, оно и понятно — кому ж хочется, чтоб его учили в свободное от учёбы время. «В школе учат-учат, ещё тут сказки навалились»© Вот что значит зависимость от чужого мнения.

    Но всё же я посмотрел этот фильм. А потом, что для многих считается верхом оценивания фильма, его название появилось на моей странице в одной социальной сети в рубрике «любимые фильмы». Фильм шедеврален. Бесподобен. Фильмом может гордиться каждый человек, который работал над его созданием. А если кто-то говорит Вам обратное — не верьте. Посмотрите сами и составьте своё мнение. А моё таково:

    10 из 10

    30 апреля 2010 | 04:24

    Фильм о гуманитариях, как об особой, неэффективной категории людей. Гуманитарные науки — самые прекрасные, спору нет, но, как напрасно, придуманы для неорганизованных разгильдяев и невест.

    Весь фильм главный герой в лице Олега Басилашвили пытается наладить свои дела, успеть всё за один день, но, как известно, в сутках слишком мало часов — и вот он опять не успевает попасть домой до развода мостов.

    Всё, за что берётся Бузыкин, получается у него с одинаковым успехом. Не успев взяться за одно дело, приходится переключаться на два других. Ситуация, когда эффективность стремится к нулю.

    Данная проблема довольно актуальна для современного мира, существует технология организации времени — т. н. «тайм-менеджмент». Люди, не справляющиеся с делами в виду нехватки временных и организационных средств, раздражительны, подвержены депрессии, и плохо спят по ночам. Чего не скажешь о Бузыкине, человеке очень уравновешенном и не отягощённом грузом «совести».*

    Лично мне фильм интересен прежде всего с исторической точки зрения — в нём я вижу те места, где провёл свои 5 лет учёбы в Университете, 20 лет спустя съёмок данного фильма.

    *Речь идёт о понятии, к сожалению, имеющем свою временную принадлежность — для 1979 года оно ещё применимо, в наше время это всего лишь слово, затесавшееся в лексикон по причине оторванности его носителя от современных реалий.

    23 декабря 2013 | 16:00

    По-разному можно относиться к Людмиле Улицкой и ее творчеству. Но одного у писательницы не отнять — мазать жизненные коллизии своих героев глухой черной краской она умеет виртуозно. Роман «Искренне ваш Шурик» о талантливом, добрейшем, но абсолютно бесхарактерном человеке. Стремясь угодить огромному количеству одинаково близких женщин, герой за несколько лет проживает, по сути несколько жизней, что ничуть не делает счастливее. Улицкую легко можно заподозрить в плагиате, потому как трагичная картина Георгия Данелии, о том же самом. «Осеннему марафону» уже 35 лет, но как выяснилось типаж Андрея Бузыкина вполне актуален и в настоящее время. Не стоит сразу махать руками, глядя на жалкие потуги ленинградского переводчика, мол «уж я бы такого не допустил». Отношения с близкими людьми — точно хрупкое стекло. Наделать ошибок и навеки лишиться взаимопонимания в таких делах легче легкого, а вот добиться подлинной гармонии — великое искусство.

    «Всё, погиб! Пускаю пузыри!

    Как же предельно честный и по-русски открытый Бузыкин дошел до жизни такой? Неужели одна из главных людских добродетелей может обернуться сущим проклятием? Наконец, есть ли выход, когда все лишь кивают, но никто помочь не стремиться? От темы бега не уйти — она клинком пронизывает весь фильм. Андрей в буквальном смысле передвигается бегом, ибо лишь так он может поспеть во все адреса. Аналогии с бегом марафонца просто напрашиваются. Даже очень выносливому стайеру не по силам держать единый темп. Дистанция слишком внушительная и волей-неволей приходится разбивать ее на этапы. Также живет и Бузыкин.

    Этап 1 — от жены к любовнице

    «Эн Е привет!»

    В едкой реплике Аллы, кажется сконцентрирована вся женская ненависть к более удачливой по ее мнению сопернице. Нет врага страшнее, чем отвергнутая женщина. Неизвестно, зачем вообще Бузыкину понадобился роман на стороне, как-то с собственной порядочностью это плохо вяжется. Женщины любят решительных мужчин, но вот парадокс: и Нина и Алла независимо друг от друга считают, что определившись, с кем ему быть, Андрей переменится. Наивная позиция, ибо корни аморфности Бузыкина лежат гораздо глубже. Персонаж Улицкой лишился стержня в результате сугубо женского воспитания. Быть может у героя Олега Басилашвили схожая история? Другой характер себе не купишь. Судя по всему, на определенном этапе некто внушил Бузыкину идею гиперответственности за всех и вся. Не похоже, что дочь очень гордится воспитанием отца. Свою жизнь она строит скорее в пику родителям. Неспроста она не спрашивает у них разрешения на долгосрочную командировку. Что до двух возлюбленных Андрея, то в чем-то они кардинально разнятся. Но здесь речь идет о разнице в статусах. Одна, несмотря на обиды, боится его лишиться, другая, до ужаса прямолинейными методами, жаждет его получить. Мягко либо жестко, но на деле ни та, ни другая не пытаются прочувствовать любимого, избавить его от мучений. Да, порой жестко рубанув, можно разрешить противоречия. Но такого как Андрей, это может лишь доконать.

    Этап 2 — от института до квартиры Варвары

    «Ленинград — город маленький, Андрей Палыч»

    Андрея на работе ценят, но с его образом жизни он неизбежно начинает срывать сроки сдачи своих переводов. Представьте ситуацию: у вас есть близкий родственник, вы его любите, но он регулярно вас подводит, раз за разом подставляя. Будете терпеть такого? Конечно, предел терпения есть у каждого. Коллега Бузыкина, Варвара является олицетворением потребительского подхода к людям. Ее не назовешь злодейкой, жизнь сама подсказывает пути решения вопросов. Удивительное дело: неотесанная Варвара даже берется «разруливать» личные проблемы Андрея! Оказывается и его можно зацепить за живое. Бузыкин способен и кричать и бунтовать, но выходит только хуже. За многие годы человека привыкают как-то воспринимать и столь резкая метаморфоза не найдет у окружающих понимания. Трагичности в фильме даже больше чем кажется. Страшно видеть, как Андрей на глазах седеет. Бог дает человеку доброту не для того, чтобы она доводила его до умопомрачения. Где же выход? Ленинград — город вовсе не «маленький», можно было бы найти иное место работы, ведь Бузыкин остается крепким профессионалом. Неспроста ведь люди стремятся уехать подальше от изъевших хлопот.

    Этап 3 — от кухни до двора

    «Хорошо сидим»

    Эта фраза просто гимн целому укладу жизни. Как у Островского «лишь бы все шито-крыто было». Беспардонный сосед-сантехник по всем параметрам антипод Бузыкина. Даже мешковатая внешность Евгения Леонова тут в кассу. Харитонов далеко не монстр интеллекта и на манипулятора тянет не особо. Но бесхребетность Андрея настолько кричащая, что и великого ума не надо дабы ее использовать. Во время вынужденного похода по грибам Бузыкин сумрачно размышляет. Совсем не глупый, он хорошо понимает цену своей жизни. Почему он не может также, как сосед? Он взбрыкивает, но это лишь единичный акт, приносящий только новые неприятности. А выход-то на поверхности: можно было просто не пускать выпивоху на порог, тем более если работа горит. Топорный метод, но для такого, как Харитонов сгодится. Леонова привыкли воспринимать этаким добрячком, но бывают случаи, когда простота действительно хуже воровства. Опять-таки, Василий Игнатьич совсем не злодей. Окружающие Бузыкина как-то сами по себе открывают негативные стороны личности. Даже милейший Хансен с его-то европейской деликатностью легко подчиняет себе эго Андрея. В Дании своей ведь наверняка бегал один, а на чужбине не хочет. Малодушие лишает Бузыкина даже элементарного досыпа.

    Удивителен в «Осеннем марафоне» Олег Басилашвили, до сих пор не вериться, что это тот же актер, несколькими годами ранее сыгравший холеного подлеца Самохвалова. Стоило лишь сгорбиться, примерить безвкусное одеяние и вчерашний красавец оборачивается жалким отщепенцем. Наблюдая за талантом Басилашвили, можно лишь догадываться — какими могли бы предстать наши близкие, сложись жизнь для них как-то иначе.

    Мог ли у этой истории быть иной конец? Думается, все же нет. Потому что к 40 годам уже поздновато меняться и человек лишь пожинает плоды многолетней работы, а точнее отсутствия работы над собой.

    - Андрей, а ви — ходок.
    - Ходок, я ходок!


    Вот она цена безразмерной доброты — человек уже готов считать себя кем угодно. Невероятно грустная история, из которой необходимо сделать выводы каждому, и уровень собственного благонравия не имеет значения. Андрей Бузыкин — гротескный образ человека для кого угодно, только не для самого себя. Он не может по-настоящему любить других, потому что он не любит себя. И не уважает, что еще хуже. В своей безумной беготне горемычному переводчику следовало почаще останавливаться и глядеться в зеркало. Однажды, за кучей женских и мужских образов он должен был увидеть себя. Не увидел. А нам всем нужно увидеть. Давайте будем искренними сперва перед собой, а лишь затем перед другими.

    10 из 10

    19 декабря 2014 | 14:39

    Фильм-метафора. Главный герой, Бузыкин, «бегает» между женой и любовницей. Ему приходится постоянно лгать жене. А она «читает» каждую его ложь, но ради детей не показывает этого. Необходимость постоянно прятаться мучает и любовницу. Бег и ложь сливаются в единое и в фильме «проступает» ирония: Бузыкин бежит от автобусной остановки к Институту, Бузыкин и Билл бегут на утренней пробежке, Бузыкин бежит домой под утро (от любовницы). И переносных много значений: Бузыкин «бежит» от того чтобы сказать своему сотруднику, что он подлец, Бузыкин «бежит» от того чтобы сказать своей сотруднице, что она его использует, Бузыкин «бежит» от того чтобы признаться жене, что у него есть любовница. Жена, тем времен, уже впрямую говорит, что знает обо всём — но он «бежит». Бег это подкрепление страха, его укоренение и Бузыкин бежит, не может остановиться и укрепляет страх. А страх заставляет его бежать. Везде этот осенний марафон и везде эта горькая ирония.

    В какой-то момент я подумал — замучали эти бабы Бузыкина, чего-то недодали, если выбрать не может. Любовница — невольная манипуляторша и ясно, что с этим инфантильным существом счастья он не найдёт. Хорошо ли будет с женой тоже не понятно, они выдохлись и устали друг от друга — но за брак он держится. Он может быть и выбрал бы, но «бег» уже привычка. У него есть еще шанс, за минуту до конца фильма вырваться из порочного круга. Но ложь и страх заставляют Бузыкина бежать непрерывно, не находя места и покоя, отказываться, уходить, отворачиваться, поддаваться, прогибаться — только бы «бежать». Ему уже не верят когда он говорит правду, но прекрасно догадываются, когда он эту правду не говорит. Им пользуются. Это состояние постоянного неспокойствия полностью оплачивает его ложь и Бузыкина становится просто по-человечески жалко.

    Много тонкого юмора. Великое искусство не обязательно должно быть сложным. Огромное удовольствие от естественности изложения и художественности смысла.

    ЗЫ: кое-что из фраз пошло в народ — «Ленинград — город маленький», «Хорошо сидим!»

    15 октября 2009 | 00:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 289 руб.
    подробнее

    Новости


    В субботу, 27 сентября, завершил свою работу 56-й кинофестиваль в Сан-Себастьяне, по праву считающийся одним из ведущих европейских кинофорумов после Канна, Берлина и Венеции. Среди прочих знаменитостей здесь были замечены Вуди Аллен, Педро Альмодовар, Пол Томас Андерсон, Антонио Бандерас, Мэрил Стрип и Хавьер Бардем(...)
     
    все новости

    Статьи


    Как продюсеры из разных стран могут помешать режиссеру? Какое отношение Рэй Лиотта и Роуз Лесли из «Игры престолов» имеют к России? Можно ли с помощью копродукции снизить затраты, или фильм лишь становится дороже? КиноПоиск расспросил продюсеров о плюсах и минусах сотрудничества с другими странами. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Хроника событий отечественного кинематографа: 1-3 сентября
    В годы войны заботились о кинематографистах, а потом — не всегда (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.СнайперAmerican Sniper64 628 304
    2.ПоклонникThe Boy Next Door14 910 105
    3.Приключения ПаддингтонаPaddington12 266 287
    4.Шафер напрокатThe Wedding Ringer11 309 381
    5.Заложница 3Taken 37 412 597
    23.01 — 25.01подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Приключения ПаддингтонаPaddington167 458 618
    2.Ограбление по-американскиAmerican Heist83 188 654
    3.Тупой и еще тупее 2Dumb and Dumber To79 000 050
    4.ИгрокThe Gambler41 573 224
    5.Заложница 3Taken 339 742 493
    22.01 — 25.01подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 366 870129 868
    Деньги620 233 491 руб.430 154
    Цена билета262,05 руб.15,40
    22.01 — 25.01подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    65.Офицеры8.386
    66.ПрислугаThe Help8.383
    67.В погоне за счастьемThe Pursuit of Happyness8.369
    68.МалышThe Kid8.369
    69.Терминатор 2: Судный деньTerminator 2: Judgment Day8.363
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.МарсианинThe Martian97.82%
    2.ВозвращенецThe Revenant96.71%
    3.Отряд самоубийцSuicide Squad96.34%
    4.Робот по имени ЧаппиChappie96.04%
    5.Король АртурKnights of the Roundtable: King Arthur96.01%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ПоклонникThe Boy Next Door2
    Игра в имитациюThe Imitation Game29
    Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service4
    Дикие историиRelatos salvajes9
    Голые перцыSearch Party5
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Ёлки лохматые5.929
    Приключения ПаддингтонаPaddington7.691
    КиберBlackhat5.296
    Ограбление по-американскиAmerican Heist4.705
    ИгрокThe Gambler6.144
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Восхождение ЮпитерJupiter Ascending05.02
    Левиафан05.02
    Игра в имитациюThe Imitation Game05.02
    Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey12.02
    Шальная картаWild Card26.02
    премьеры