всё о любом фильме:

Осенний марафон

год
страна
слоган-
режиссерГеоргий Данелия
сценарийАлександр Володин
директор фильмаВиталий Кривонощенко
операторСергей Вронский
композиторАндрей Петров
художникЭлеонора Немечек, Леван Шенгелия, Светлана Ольшевская
монтажТатьяна Егорычева
жанр драма, мелодрама, комедия, ... слова
зрители
СССР  22.3 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время89 мин. / 01:29
У талантливого педагога и переводчика Бузыкина нерешительный характер. Он не может оставить жену и уйти к любимой женщине, не может отказать эксплуатирующей его талант сокурснице, терпит посещения доморощенного философа-алкаша, а когда, наконец, решается на смелый шаг — терпит фиаско, так как по природе мягок и податлив, как воск.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Норберт Кухинке был иностранным корреспондентом журнала «Шпигель» из ФРГ. После того, как Георгий Данелия взял его на роль немецкого профессора Хансена, возникли разногласия на уровне ЦК КПСС. Если профессор немецкий, то возникла бы необходимость пояснить, из ФРГ он, или из ГДР. Но при любом раскладе стало бы невозможно продать фильм либо в западногерманский, либо в восточногерманский прокат. Поэтому национальность профессора Хансена была заменена на датскую.
    • Среди выпускников ЛГУ / СПбГУ фильм известен невероятными перемещениями Бузыкина по главному зданию университета и вокруг него. Так, в одной из сцен Бузыкин входит в здание Двенадцати коллегий, после чего сдает одежду в никогда не существовавший гардероб, расположенный в проходе с площадки второго этажа лестницы (от входа с Менделеевской линии) в главный коридор. Затем он поднимается по той же лестнице на третий этаж, на котором не расположено ничего, кроме музея истории университета (в помещении бывшей университетской церкви) и входа на хоры актового зала. Поднявшись на третий этаж, он оказывается в главном коридоре второго этажа на пути к дверям, через которые он мог бы туда войти. После чего Бузыкин, заметив Шершавникова, чтобы избежать встречи с ним, заскакивает в одну из боковых дверей и оказывается в помещении университетской библиотеки (в жизни расположена в том конце коридора, откуда он шел).
    • В сцене, где Бузыкин попадает под машину в Таможенном переулке, машина на большой скорости едет неизвестно откуда. В том месте, откуда она выезжает, нет никакой улицы: примерно в пятидесяти метрах от места столкновения по курсу движения машины расположен Институт акушерства и гинекологии им. Отта. В этом месте машины могут только поворачивать на Таможенный переулок на относительно малых скоростях.
    • Наталья Гундарева играет стареющую жену главного героя, с которым у них взрослая, уже замужем дочь. Между тем, на момент выхода фильма Гундаревой был лишь 31 год, и она на год моложе Марины Неёловой, играющей роль молодой любовницы.
    • Первоначально в роли Бузыкина должен был сниматься Александр Калягин.
    • еще 2 факта
    Фрагмент 01:51

    файл добавилАнна в лепестках

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Если лучшая лента Георгия Данелии называлась программно «Не горюй!», а, пожалуй, самая горькая и безысходная — «Слёзы капали», то «Осенний марафон», занимающий хронологически и смыслово промежуточное положение между ними, следовало бы озаглавить так: «Навёртываются слёзы». Первоначальное же название сценария Александра Володина, который, кстати, потом сотрудничал с Данелией и над фильмом «Слёзы капали», было позавлекательнее — «Горестная жизнь плута». Может быть, в итоге смутило определение главного героя Бузыкина в качестве плута, поскольку он — в большей степени страдательная фигура, так сказать, пассивный авантюрист, на голову которого вечно сваливаются вроде бы мелкие хлопоты, пожирающие, тем не менее, без остатка всю его жизнь. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 86 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В который уже раз я снова получаю удовольствие от просмотра советского кино. Удовольствие, несравнимое с тем, которое достается от лицезрения современных фильмов. Оно из той когорты, когда искренность впечатлений и правдивость положительных эмоций не поддаются ни сомнениям, ни оговоркам, ни хотя бы одному «но». «Осенний марафон» Георгия Данелия — еще одна гордость советского кинематографа.

    Фильм насколько простой, настолько и со смыслом. Персонаж Бузыкин — не выдуманная личность, порожденная воспаленной фантазией. Основная фабула заключена в коротком тезисе — умей говорить «нет». Сие, в свою очередь, не означает то же самое, что обидеть, задеть, оскорбить любого человека. Способность сказать «нет» и президенту, и попрошайке дорогого стоит, поскольку нелегкая такая загвоздка кроется в изначально дурацких и паразитирующих мыслях о том, что подумают другие люди. Естественно, типичная нерешительность развивается с годами, и преимущественно с детских лет. Так что Бузыкин — яркий пример того, каким может стать мужчина в 40 лет, если он не решится перебороть настоящий недуг.

    Неприятно и некрасиво, когда все вокруг, извиняюсь за выражение, «безотказной давалки» довольны и даже счастливы, в то время как этот «человек в футляре» вынужден с усталью участвовать в безостановочном марафоне жизни. Нет, в этом марафоне участвуют все, но они хотя бы имеют право передохнуть и привести себя в порядок. Страшно, когда индивид совершенно не замечает, что каждый прожитый день заключает в себе удовлетворение чужих желаний и требований, но никак не своих нужд и целей. Страшно…

    Все мы знаем, что на самом деле марафоны предназначены для того, чтобы испытать возможности человеческого организма при весьма впечатляющих условиях. Только вот осенний марафон героя Олега Басилашвили раскидывает свою дорожку для совершенно хаотичных действий слабохарактерного мужчины. Когда беспорядок в жизни, то присутствует беспорядок и в душе. Характерной была сцена в институте, когда студенты наперебой предлагали синонимы слова «убегать».

    Замечательная и трогательная история. Для себя я заметил больше печали, чем комедии. Хотя виртуозная работа режиссера не манипулирует сознанием зрителя и не выдавливает из него слёз. Как намереваешься вдруг всплакнуть, получаешь очередной смешной момент. Вот и не грех потом учиться именно на таких фильмах. Выражение «без знания прошлого не будет будущего» сильно применительно к советскому кинематографу. Хотя чего уж там… И не только к кинематографу.

    «Осенний марафон» Георгия Данелия. Смотрите доброе, отличное и душевное кино. Тоже.

    9 мая 2016 | 22:30

    Прекрасная киноиллюстрация режиссера Георгия Данелия на вечную, как мир, тему, — можно ли быть одинаково добрым и хорошим для всех, и не будут ли, как ни странно, окружающие от этого страдать?

    Своей историей Андрей Бузыкин, которого очень удачно играет Олег Басилавшвили, дает очевидный ответ на этот вопрос. Вроде бы и намерения у его героя самые добрые по отношению практически ко всем: близким, родственникам, друзьям, но в результате его усилий всех облагодетельствовать и никого не обидеть стает, как правило, только хуже. Да и самому Андрею живется не так весело и сладко, как должно, по идее, было бы житься такому славному человеку.

    В картине тесно переплетены комические и драматические ситуации, которые объединяет жизненность: такое может произойти с твоим родственником или соседом, от этого не застрахован никто. Над злоключениями персонажей улыбаешься, но в других моментах им же и сочувствуешь.

    Это кино стало настоящим парадом звездных ролей второго плана, которые стали одними из лучших для Евгения Леонова, Борислава Брондукова, Николая Крючкова, Людмилы Ивановой и многих других, а ведь на счету каждого из них не один десяток хороших ролей.

    Ну и конечно, неповторим Норберт Кухинке в роли датского профессора Билла Хансена, осваивающегося в советских реалиях. Все сцены с ним — это что-то!

    Незабываемы и мелодии из фильма, которые подарил нам композитор Андрей Петров. Музыку из «Осеннего марафона» не спутаешь ни с какой другой.

    Отличный фильм, который не устаешь смотреть по много раз.

    9 из 10

    5 декабря 2011 | 17:22

    По-разному можно относиться к Людмиле Улицкой и ее творчеству. Но одного у писательницы не отнять — мазать жизненные коллизии своих героев глухой черной краской она умеет виртуозно. Роман «Искренне ваш Шурик» о талантливом, добрейшем, но абсолютно бесхарактерном человеке. Стремясь угодить огромному количеству одинаково близких женщин, герой за несколько лет проживает, по сути несколько жизней, что ничуть не делает счастливее. Улицкую легко можно заподозрить в плагиате, потому как трагичная картина Георгия Данелии, о том же самом. «Осеннему марафону» уже 35 лет, но как выяснилось типаж Андрея Бузыкина вполне актуален и в настоящее время. Не стоит сразу махать руками, глядя на жалкие потуги ленинградского переводчика, мол «уж я бы такого не допустил». Отношения с близкими людьми — точно хрупкое стекло. Наделать ошибок и навеки лишиться взаимопонимания в таких делах легче легкого, а вот добиться подлинной гармонии — великое искусство.

    «Всё, погиб! Пускаю пузыри!

    Как же предельно честный и по-русски открытый Бузыкин дошел до жизни такой? Неужели одна из главных людских добродетелей может обернуться сущим проклятием? Наконец, есть ли выход, когда все лишь кивают, но никто помочь не стремиться? От темы бега не уйти — она клинком пронизывает весь фильм. Андрей в буквальном смысле передвигается бегом, ибо лишь так он может поспеть во все адреса. Аналогии с бегом марафонца просто напрашиваются. Даже очень выносливому стайеру не по силам держать единый темп. Дистанция слишком внушительная и волей-неволей приходится разбивать ее на этапы. Также живет и Бузыкин.

    Этап 1 — от жены к любовнице

    «Эн Е привет!»

    В едкой реплике Аллы, кажется сконцентрирована вся женская ненависть к более удачливой по ее мнению сопернице. Нет врага страшнее, чем отвергнутая женщина. Неизвестно, зачем вообще Бузыкину понадобился роман на стороне, как-то с собственной порядочностью это плохо вяжется. Женщины любят решительных мужчин, но вот парадокс: и Нина и Алла независимо друг от друга считают, что определившись, с кем ему быть, Андрей переменится. Наивная позиция, ибо корни аморфности Бузыкина лежат гораздо глубже. Персонаж Улицкой лишился стержня в результате сугубо женского воспитания. Быть может у героя Олега Басилашвили схожая история? Другой характер себе не купишь. Судя по всему, на определенном этапе некто внушил Бузыкину идею гиперответственности за всех и вся. Не похоже, что дочь очень гордится воспитанием отца. Свою жизнь она строит скорее в пику родителям. Неспроста она не спрашивает у них разрешения на долгосрочную командировку. Что до двух возлюбленных Андрея, то в чем-то они кардинально разнятся. Но здесь речь идет о разнице в статусах. Одна, несмотря на обиды, боится его лишиться, другая, до ужаса прямолинейными методами, жаждет его получить. Мягко либо жестко, но на деле ни та, ни другая не пытаются прочувствовать любимого, избавить его от мучений. Да, порой жестко рубанув, можно разрешить противоречия. Но такого как Андрей, это может лишь доконать.

    Этап 2 — от института до квартиры Варвары

    «Ленинград — город маленький, Андрей Палыч»

    Андрея на работе ценят, но с его образом жизни он неизбежно начинает срывать сроки сдачи своих переводов. Представьте ситуацию: у вас есть близкий родственник, вы его любите, но он регулярно вас подводит, раз за разом подставляя. Будете терпеть такого? Конечно, предел терпения есть у каждого. Коллега Бузыкина, Варвара является олицетворением потребительского подхода к людям. Ее не назовешь злодейкой, жизнь сама подсказывает пути решения вопросов. Удивительное дело: неотесанная Варвара даже берется «разруливать» личные проблемы Андрея! Оказывается и его можно зацепить за живое. Бузыкин способен и кричать и бунтовать, но выходит только хуже. За многие годы человека привыкают как-то воспринимать и столь резкая метаморфоза не найдет у окружающих понимания. Трагичности в фильме даже больше чем кажется. Страшно видеть, как Андрей на глазах седеет. Бог дает человеку доброту не для того, чтобы она доводила его до умопомрачения. Где же выход? Ленинград — город вовсе не «маленький», можно было бы найти иное место работы, ведь Бузыкин остается крепким профессионалом. Неспроста ведь люди стремятся уехать подальше от изъевших хлопот.

    Этап 3 — от кухни до двора

    «Хорошо сидим»

    Эта фраза просто гимн целому укладу жизни. Как у Островского «лишь бы все шито-крыто было». Беспардонный сосед-сантехник по всем параметрам антипод Бузыкина. Даже мешковатая внешность Евгения Леонова тут в кассу. Харитонов далеко не монстр интеллекта и на манипулятора тянет не особо. Но бесхребетность Андрея настолько кричащая, что и великого ума не надо дабы ее использовать. Во время вынужденного похода по грибам Бузыкин сумрачно размышляет. Совсем не глупый, он хорошо понимает цену своей жизни. Почему он не может также, как сосед? Он взбрыкивает, но это лишь единичный акт, приносящий только новые неприятности. А выход-то на поверхности: можно было просто не пускать выпивоху на порог, тем более если работа горит. Топорный метод, но для такого, как Харитонов сгодится. Леонова привыкли воспринимать этаким добрячком, но бывают случаи, когда простота действительно хуже воровства. Опять-таки, Василий Игнатьич совсем не злодей. Окружающие Бузыкина как-то сами по себе открывают негативные стороны личности. Даже милейший Хансен с его-то европейской деликатностью легко подчиняет себе эго Андрея. В Дании своей ведь наверняка бегал один, а на чужбине не хочет. Малодушие лишает Бузыкина даже элементарного досыпа.

    Удивителен в «Осеннем марафоне» Олег Басилашвили, до сих пор не вериться, что это тот же актер, несколькими годами ранее сыгравший холеного подлеца Самохвалова. Стоило лишь сгорбиться, примерить безвкусное одеяние и вчерашний красавец оборачивается жалким отщепенцем. Наблюдая за талантом Басилашвили, можно лишь догадываться — какими могли бы предстать наши близкие, сложись жизнь для них как-то иначе.

    Мог ли у этой истории быть иной конец? Думается, все же нет. Потому что к 40 годам уже поздновато меняться и человек лишь пожинает плоды многолетней работы, а точнее отсутствия работы над собой.

    - Андрей, а ви — ходок.
    - Ходок, я ходок!


    Вот она цена безразмерной доброты — человек уже готов считать себя кем угодно. Невероятно грустная история, из которой необходимо сделать выводы каждому, и уровень собственного благонравия не имеет значения. Андрей Бузыкин — гротескный образ человека для кого угодно, только не для самого себя. Он не может по-настоящему любить других, потому что он не любит себя. И не уважает, что еще хуже. В своей безумной беготне горемычному переводчику следовало почаще останавливаться и глядеться в зеркало. Однажды, за кучей женских и мужских образов он должен был увидеть себя. Не увидел. А нам всем нужно увидеть. Давайте будем искренними сперва перед собой, а лишь затем перед другими.

    10 из 10

    19 декабря 2014 | 14:39

    Закрывать глаза на самого себя — вот к чему мы склонны. Мы стареем, не замечаем, поддаемся, плывем по течению… Между тем, жизнь — штука точная, она тикает, как хронометр, и порою даже сигналит, как будильник. А мы ее не слышим… Нам боязно, нам лень, да и просто — тяжеловато бывает выбраться из-под липкого вороха собственных неправд… Мы — талантливые люди, мы — отзывчивые люди, но мы — никчемные люди… Нас, таких, много. А когда наконец мы решаемся стряхнуть с себя гниль, — оказывается, что уже поздно. Акценты уже расставлены. На наши вопросы уже ответили другие — более решительные, более наглые, более… бездушные. А мы вот остались со своим умом, талантом и глубоко спрятанной совестью наедине. И у нас достаточно ума, чтобы это осознать. Только вот исправлять уже поздно.

    У Басилашвили прекрасно получилось создать такой образ. А вместе с ним целая плеяда именитых актеров развернула перед нами полотно бесцельно потерянного времени, глупых надежд, нерешительности и волевого невежества. Если разобраться, то ни один герой фильма ни разу не совершил настоящего поступка. Очередная пьеса без героя? Да нет, главный герой в ней есть. Парадоксальный герой — талантливый и ничтожный.

    Как же все таки хорошо, что стильная жёлтая куртка досталась соседу, а переводить излюбленного писателя будет бездарная героиня Галины Волчек. Я рад. Мне ничуть не жаль Бузыкина. Ему больше к лицу неприметное серое пальто.

    3 ноября 2008 | 23:57

    «Осенний марафон» — шедевр. Настоящий, а не из числа тех, чья гениальность высосана критиками из пальца. Ибо говорит о сложных вещах простыми, общедоступными словами.

    … Итак, живёт на белом свете, в городе Ленинграде, хороший человек, переводчик. Кроме жены, у него — как у любого порядочного мужчины есть и любовница, не очень молодая, и не красавица, но всё-же. С одной его связывает — как говорил герой другого фильма — всё кроме долга, с другой — ничего кроме долга. В общем, все трое, всё прекрасно понимают, все трое — хорошие люди, но никто из них не может, а может и не хочет сделать тот единственный, решительный шаг, чтобы развязать этот гордиев узел. Как результат классический любовный треугольник, коих было, есть, и будет немереное количество.

    Но тут главное нюансы. Возможно фильму помогло — то, что практически все создатели и актёры, участвующие в фильме, прошли через подобные истории в собственной жизни. Отсюда и такая искренность, и подлинность происходящего на экране.

    А ещё этот фильм говорит — что от себя убежать не возможно; если ты не рождён бунтарём, то любой маленький акт мятежа, тобою затеянный заканчивается пшиком, и возвращением в любимое стойло.

    9 из 10

    8 декабря 2013 | 19:29

    До этого момента, никогда бы не пришла в голову, что советские фильмы могут нравиться, западать в душу. Сейчас только и разговоров о том, сколь бездарны наши режиссёры, когда приглашают в актёрский состав не Джоли, а обычных, так сказать, ничем не примечательных актёров современности. Признаться, придерживаясь столь категоричной точки зрения, сложно не пропустить по-настоящему хорошего фильма, каким является «Осенний марафон».

    Если Вы устали от картин, перегруженных спец эффектами, разрекламированных на весь мир по чём зря — это выход. Достаточно спокойный фильм, в котором события развиваются постепенно, не приходится без конца метаться взглядом по экрану, дабы понять происходящее. Конец — оттенок лёгкой незавершённости. Цикличность жизни тех, кто боится сделать выбор. «Первый блин» становится комом для главного героя, его решимость вновь уступает страху чего-то нового. И эта традиция бега по утрам, на рассвете, когда улицы всё ещё пустуют без прохожих. Он бежит, от себя ли, от выбора?

    Мне сложно судить сейчас, но более старшее поколение, нещадно критикуя этот фильм, боялось перемен. В то напряжённое время вопрос собственного мнения так и остался открытым. А, выражаясь точнее, его и вовсе не спрашивали. Вспомнить хотя бы одинаковую мебель, квартиры и т. п. Нерешительность человека — основная тема «Осеннего Марафона», всегда остаётся актуальной, вне зависимости от времени.

    Что касается раскрытия темы, здесь всё великолепно. Актёрский состав, игра, музыкальное сопровождение. Невольно оказываешься в 70-80 годах, переживаешь драму с героями фильма.

    Фильм запал в душу

    10 из 10

    10 октября 2010 | 23:05

    -Как?
    -Хорошо!
    -Что?
    -А вот это…


    Боже, неужели ты снова забираешь у меня силы писать беспристрастно? Неужели опять я выскажу всеобщее мнение? Неужели вновь использую для отзыва добрый десяток цитат из сего фильма?

    Да. Пожалуй, так. Ну, а что делать, если ноне выбранный шедевр есть всеми любимый «Осенний марафон»? Пусть я буду банален и примитивен в своих «критических» бреднях, пусть стану одним из миллионов поклонников, но признаюсь в любви к буднично-восхитительной истории господина Бузыкина — каждого пятого господина бывшего Союза, вершащего судьбы оных лишь в книгах и собственных мечтах.

    Да, вот уж чего не отнять у Георгия Николаевича Данелия так это наблюдательности. Согласитесь, «Осенний марафон» повествует о самом азбучном и житейском проявлении, встречающемся нам ежедневно, но ведь как повествует! Это сродни советской открытке, на которой изображен городской пейзаж — мы видим его каждый день, пробегая мимо на работу, но на картонке он почему-то кажется неизвестным, неземным, волшебным, придуманным. То и с историей переводчика Бузыкина. А ведь как все жизненно!

    Мужские герои. Да это же зеркало русской ментальности! До зрительского самобичевания подлинный Андрей, чья нерешительность и никчемность актуальна всегда и везде, в исполнении овладевающего Олега Валерьяновича Басилашвили. До идолопоклоннической любви харизматичный Василий Игнатьевич, подобие которого обычно живет в квартире слева и каждое утро зовет «хорошо посидеть», в воплощении дивного Евгения Павловича Леонова. Ну, а женские образы? Боже, они чудесны! До сочувствия наивная «разрушительница» Алла, чей образ мог сложиться только в Советском Союзе, в игре потрясающей Марины Мстиславовны Неёловой, непонятно почему напоминающей мне то ли Одри Хепберн, то ли Софи Лорен. До жалости жизненно-сильная хранительница Нина, образ которой могли разрушить только в современной России, в исполнении неповторимой Натальи Георгиевны Гундаревой… Да что разглагольствовать? Они иконы. Иконы жизненности, образности, насущности, талантливости.

    Ну, а сюжет, мораль, метафора? Все доподлинно. «Осенний марафон» — бесконечный путь, чей бешеный ритм не позволяет взглянуть назад и вспомнить о забытом, вернуться и понять, что ты здесь уже был. Это движение по кругу, в которое попадает каждый, где, как бы не было неприятно и глупо, грабли всегда лежат на одном и том же месте, каковое мы никак не можем запомнить.

    Да, чего скрывать, Георгий Николаевич рассказал своему среднестатистическому зрителю о самом земном, проявлении. Но сделал он это со свойственным лишь ему вкраплением собственного мастерства, добавлением замечательного юмора и глубокомысленной философии Володина, примесью уникального таланта Петрова и плеяды «доско-почетных» актеров, получив на выходе незабвенный «коктейль», романтично названный «Осенним марафоном» — буднично-цветной историей «впукло-выпуклой» массовой маленькой личности, ставшей родной, полюбившейся сердцу классикой.

    Ну, а теперь спросите, спросите же меня — как? И я скажу — шедеврально!

    4 ноября 2008 | 11:47

    Классное кино. Редчайший случай, когда я могу утверждать это, не оглядываясь на весьма сомнительное с точки зрения нравственности, морали и пр. содержание.

    Думается, причиной тому послужил высочайший профессионализм режиссера-постановщика и актеров, задействованных в картине. Сыграно, что и говорить, замечательно.

    Больше всего подкупает абсолютная жизненность происходящего на экране, то, что принято называть реалистичностью. Ну и, безусловно, драма главного героя, интрига, если позволите. Сможет или нет, скажет или промолчит, уйдет или останется. Даже когда смотришь этот фильм не в первый раз, до последнего надеешься, что выбор всё-таки будет сделан. Потому что герой О. Басилашвили — это не просто безвольная тряпка или, скажем, подлец, бессовестно обманывающий сразу двух женщин. Тут, и это-то меня и зацепило, всё куда как тоньше и интереснее. Речь идет о чрезвычайно мягком человеке. Человеке, совершенно неспособном кому-либо в чем-либо отказать. С одной стороны, это, вне всякого сомнения, недостаток и существенный — спорить с этим бессмысленно. Но при этом нельзя и не учитывать природу этой мягкости, нерешительности т. п. Мне кажется, что в основе всего лежит доброта. И именно поэтому данный человек вопреки всем своим совершенно неприемлемым с моей точки зрения поступкам мне симпатичен. Сам удивляюсь, право слово, но… вот так.

    Оценивая решения, действия главного героя, я не могу не принимать во внимание и те стечения обстоятельств — смешные до нелепости и столь же трагичные — в которых они принимались или осуществлялись. В первую очередь я имею в виду ситуации с правдой, в которую уже никто (справедливо, не спорю, но, тем не менее) не верит! И, разумеется, женщины. О, было бы в высшей мере несправедливо обвинять во всем одного лишь мужчину, отдавая им на откуп роли невинных жертв. Нет уж! В случившемся их вины не меньше, а то и много больше. В особенности героиня М. Нееловой. Долгое время я просто не мог спокойно смотреть этот фильм — настолько она меня бесила. Стопроцентный, концентрированный ее эгоизм и совершеннейшая недалекость в плане последствий своих необдуманных поступков, крайняя степень непоследовательности, наконец, — тому причины. Ей богу, крайне сложно спокойно воспринимать эту, очевидно, выдающуюся актрису после ролей в «Осеннем марафоне», «Ты у меня одна» и пр. Эмоции просто перехлестывают через край, и справиться с ними не всегда получается.

    А фильм хорош — «это есть факт, мсье Дюк!» Блистательный Е. Леонов, неповторимый Н. Кухинке, просто неподражаемый Б. Брондуков, замечательная мелодия А. Петрова — это словно россыпь драгоценных камней на великолепном ювелирном изделии — ценном и, главное, любимом многими «экспонате» в музее советского кино.

    10 из 10

    12 октября 2009 | 12:24

    - Прибыли в Советский Союз? — Прибыл, да.
    - Надолго? — Надолго, но скоро уезжаю.


    Всю жизнь я не воспринимала советские мелодрамы. Ну не считала их образцом в жанре, потому что были гениальнейшие комедии. Мы сейчас конечно не о них, но все же для меня до сих пор очевиден тот факт, что коньком СССР были именно комедии, а не драмы с мелодрамами. Но такие фильмы, как «Осенний марафон» пропускать ни в коем случае в жизни нельзя, просто потому что они вовсе не комедийные, хоть и в них заложен некий «Гоголевский» юмор. И не важно, что это мелодрама. Жанр вообще не имеет значения, когда перед тобой блестящий фильм с прекрасной и жизненной темой — темой бесхребетного человека.

    Бузыкин — хороший переводчик, дипломированный педагог и по всем параметрам интеллигентный человек, женат, с детьми и любовницей. Всё как у людей. Но вот одна проблема. Он не может отказать ни одной живой душе. Это довольно трагично, потому что люди неустанно пользуются этим, что в итоге приводит его к внутреннему конфликту. -Поможешь мне с переводом а то мне не платят за мной? -Хорошо. -Выпьешь со мной, сосед? -Мне надо работать, сейчас утро, но конечно…И так везде и со всеми.

    Такую же ситуацию освятил еще один замечательный советский фильм «Назначение» с Андреем Мироновым, который не так известен, как «Марафон». Но фильмы оба чудесно раскрывают тему и природу довольно современного типа человека, который всегда и везде плывет по течению, не вызывая бурь и как можно незаметнее. Это уже не застенчивость, это бесхарактерность. Не зря почти каждая мать говорит своей дочери «Не выходи, дочь за наглеца, но и остерегайся бесхарактерных подкаблучников, они еще хуже». Посмотрите, как к примеру настрадалась любовница Базыкина, пронзительно сыгранная Мариной Нееловой, от ситуации с семьей ее возлюбленного (в которой он даже признаться жене в измене не способен). Героя безумно жалко, но людей, которых он тянет за собой, тоже.

    Казалось бы, ну в чем тут проблема? Просто скажи «Нет». Просто признайся. Просто будь смелым. Плыви против течения, если тебе что-то не нравится, не допускай над собой насилие. Но для Бузыкина это становится пролемой его жизни.

    - Что, очень плохо, да? — Ну почему?
    - Ну ты же всё повычёркивал. — Ну, мелочи кое-какие… Например: «Коза кричала нечеловеческим голосом». Это я не мог оставить.
    - Ну а каким? — Да никаким. Просто кричала.


    Должна сказать, что сценарий за пределами всех ожиданий — просто на все времена. И конечно же актерские роли разнопланового Олега Басилашвили, трогательной Натальи Гундаревой, неподражаемого моего любимого Евгения Леонова и иностранца Норберта Кухинке, сделали эту историю какой-то цельной, душевной, а иногда и сумасшедше комичной, но в рамках жанра мелодрамы.

    Могу с уверенностью сказать, что «Осенний марафон» есть за что пересматривать и думаю, что если когда-нибудь словлю его по телевиденью, с удовольствием сделаю это. Там есть то еще, что можно заново открывать. Да и просто наслаждение от слаженной игры талантливейших актеров, уже мэтров.

    9 из 10

    9 апреля 2014 | 22:36

    Эталон советского кинематографа — тут вам и сценарий Володина, и музыка Петрова, и режиссура Данелия, и глаза Неёловой. «Печальная комедия» — написано в титрах. И печальный город на фоне. Так приятно видеть незнакомый для меня Ленинград. Коридор в университете все такой же. А у входа никаких телефонных будок.

    Неелова — как злой ребенок. Басилашвили ест из кастрюли, как кролик. И еще Леонов, Гундарева — есть ли сейчас им замена?..

    «Хорошо сидим». Сосед дядя Коля. Ленинградские мосты. «И чего их разводят?» Синонимы слова «убегать». Повседневность на фоне переводов классиков. Не дай Бог никому такой любви. Но, к сожалению, она такая, кажется, и есть.

    8 марта 2009 | 01:34

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>