всё о любом фильме:

Поп

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Хотиненко
сценарийВладимир Хотиненко, Александр Сегень
продюсерВера Малышева, Наталия Гостюшина, Сергей Кравец
операторИлья Дёмин
композиторАлексей Рыбников
монтажМаксим Полинский
жанр драма, военный, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  320.4 тыс.,    Болгария  17.6 тыс.,    Словения  8.7 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время124 мин. / 02:04
Псковская православная миссия — одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны. С августа 1941 по февраль 1944 года священники-миссионеры из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада России. После занятия этих областей советскими войсками участники Псковской миссии были высланы в лагеря.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (820)
ожидание: 79% (525)
Рейтинг кинокритиков
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм поставлен по одноименному роману Александра Сегеня.
    Трейлер 01:59

    файл добавилLowChurch

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5182 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Актеры — это лицедеи по своей сути, рядятся в разные одежды, примеряют личины и маски. Но среди армии разномастной братии встречаются диаманты, артисты, познавшие суть кадра. Они тоже гримируются согласно сценарным задумкам, шутят и умирают на экране, но умудряются при этом совершать невозможные по дуализму вещи. Зритель видит Леонова или Евстигнеева, особо не старающихся визуально измениться в разных картинах, и не видит их, полностью ассоциируя с горе-дрессировщиком или Петей-Ручечником. Это совсем не тот эффект, что вызывают Джекки Чан или Арнольд Шварценеггер, там самого актера зачисляют в персонажи (как у нас это было особенно ярко выражено тройкой Никулин-Вицин-Моргунов).

    Такой редкой по теперешним временам особенностью обладает Сергей Маковецкий. Хоть убейте меня, но именно он, а не его персонаж сидит с подводниками на глубине 72 метра, именно он покупает на последние деньги пистолет Макарова, чтобы разбудить в интеллигенте воина, именно он ввязался в суд присяжных, чтобы разобраться. И, разумеется, это сам Сергей Васильевич служил в сельском приходе священнослужителем, батюшкой, попом.

    Образ целителя человеческих душ редко получается разносторонним, словно и не люди они, а Функция. Бросает по самым разным полюсам — то бесноватый отец Фёдор оголтело рубит гамбсовские полукресла, то непорочный старец Сергий благословляет богатырей на подвиги ратные. Отцу Александру тоже выпала вполне однозначная миссия — творить добро вечное среди зла земного. И хочется верить, что такие священники были в реальности — не отращивали живот непомерный подаяниями прихожан, не искали местечко потеплее, а готовы были поделиться, чем есть с беспризорниками или другими нуждающимися. Мягкая речь отца Александра, словно речушка чистая, останавливает руку с карабином. Его поступки заставляют людей почувствовать потребность в самой церкви. И даже солдаты, арестовывающие попа, выглядят неуютно, тяготясь пилатовской ролью.

    Конечно, жизнь далека от канонических образов. Прототип главного героя, Алексей Ионов не терзался мыслями о предательстве, он безоговорочно принял фашистский режим, как меньшее зло и шел с ним до конца. Псковская православная миссия была тоже не столь прозрачна, как отображена в фильме. Но произведение Владимира Хотиненко, в первую очередь, это художественная картина, с образами и размышлениями, и подходить к ней с меркой исторической правды будет неправильно. Тем более, что кто эту правду истинную ведает. Многие ли вообще интересовались ролью православной церкви в войне.

    Конечно, заслуга Сергея Маковецкого в восприятии кино неоспорима. Но, как говорил его герой, без жены я как единица без нуля. Попадья вышла колоритная, и статью не обделена, и характером, и добротой. И её уход — эмоциональный пик всей ленты. Правда, всё-таки видно, что Нина Усатова играет роль. Честно, старательно, но всё же играет. Как и другие актеры — подросток Арзамасова, красноармеец Плетнев, русский немец Лобоцкий.

    Современное российское кино в массе своей является чем угодно — эпатажем, мейнстримом, плэйсмент продакшном, мылом, но только не кино. Но то тут, то там ростки все же пробиваются. Конечно, титульные заставки, повествующие о ведущей роли Газпрома, Министерства культуры или православной киностудии заставляют напрячься, но финальная благостность, несмотря на весьма не сусальное происходящее, полностью растворяет напряжение. Как бы ни относились к неоднозначным вопросам религии и атеизма, партизан — полицаев — фашистов, латвийско — российской дружбы, лента затрагивает более вечное, и посмотреть её стоит.

    2 мая 2013 | 21:16

    Когда куры слишком много несутся или когда грибов слишком много в лесу — всегда к войне.

    Псковская православная миссия в годы Великой Отечественной войны. Для многих эта страница истории малознакома. Пастырско-монастырское учреждение поставило перед собой задачу возрождения церковной православной жизни на оккупированных Вермахтом территориях. Главную роль в этой миссии играли русские православные священники, но их деятельность до сих пор получает неоднозначную оценку. Да, с одной стороны духовное возрождение в такой непростой период, а с другой — предательство Родины. Данная кинокартина предостерегает каждого человека от осуждения кого бы то ни было. Разные люди — разные цели, намерения. Довелось мне в одной из рецензий прочесть про заказной характер картины. Ну и пусть! Я не Станиславский — я верю. Верю каждому слову отца Александра, в его добрые помыслы и намерения. «Поп» — это один из немногих фильмов с наличием абсолютно положительного характера, но без намека на фальшивость или неубедительность. Как может быть неубедителен Александр Ионин, пригревший ораву ребятишек, заступающийся за партизан, нежно любящий свою жену Алевтину Андреевну, пытающийся помочь военнопленным?

    «Поп» — это военная драма российского режиссера Владимира Хотиненко. Главные роли в фильме исполнили Сергей Маковецкий, Нина Усатова и Лиза Арзамасова. Сергей Маковецкий — талантливый и интересный актер. Я даже и не представляла, что можно так вжиться в роль. Несмотря на выраженную внешнюю мягкость и однотипность, идеально справляется как с комедийными, так и драматическими ролями. Впервые я увидела этого актера в «Ликвидаци» и меня, конечно же, просто поразил его Фима Полужид. Ведь, подумать только, роль на две серии, а всех затмевает. «Поп» — это вершина его актерского мастерства, тут и не поспоришь. Кстати, картина является экранизацией одноименного романа Александра Сегеня. После таких фильмов убеждаешься, что у российского кинематографа все впереди, несмотря на наличие огромного количества никуда не годных фильмов. Пока снимают такие фильмы, не забудутся правила морали и нравственности: в любой ситуации главное — оставаться человеком. Это ведь так просто. Лейтмотив картины — это, в первую очередь, человечность и гуманизм, что тождественно православию. Именно религия не занимает здесь центральное место, как мне показалось.

    Кроме того в фильме раскрывается и тема патриотизма. Когда «обижают» родную страну, то в каждом человеке пробуждается дремлющий патриот. Однако мало кто задумывается над тем, какое же это широкое и неоднозначное понятие — любовь к Родине. Люди, помогающие фашистам освобождать страну от большевизма, любили Россию не меньше, чем солдаты, защищающие свою землю до последней капли крови. На стороне Германии выступали и бывшие белогвардейцы, и прибалты, в чьих селах немцев встречали хлебом да солью. Тема эта тяжелая, говорить можно много, перебивая друг друга, до посинения предлагая все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения. Но, как гласит мудрая абхазская пословица: «У сражающегося под родным небом — силы утраиваются». И только защитники достойны славы и благодарности, а никак не «освободители», идущие войной за «правое» дело.

    В общем, такие фильмы как «Поп» задевают зрителя за струнки души, они просто не могут оставить человека равнодушным. Конечно, хочется, чтобы такие картины снимали чаще, не все же нам чернью и комедиями перебиваться. «Поп» — драма про сильную личность и веру, я точно знаю, что когда-нибудь покажу этот фильм своим детям, ведь это будет отличная помощь в нравственном и духовном воспитании.

    «Я, скажу по секрету, сам, иной раз, до того свою Алевтину боюсь и недолюбливаю, от самого себя деваться некуда. А потом подумаю, ведь, она мой точильный камень — я об неё затачиваюсь. И если бы она, время от времени, не была бы такая плохая, разве я стал бы такой хороший? Господь дает нам жён, чаще всего, совсем непохожих на нас. Вот, взять бы хотя бы меня и мою Алевтину Андреевну. Я — худён, строен, подтянут. Она — округла и полновата. Взглянуть на нас со стороны: я — единица, она — ноль. Но вместе мы образуем — десяточку. Без меня, без единицы, она была бы ноль, но и я без неё, без нуля, остался всего лишь единичкой».

    4 ноября 2014 | 15:08

    Данный фильм — отличный пример плохой режиссуры на фоне в целом-то богатого материала. Если разобраться, то фильм по сути своей — мелодрама. Целевая аудитория: гражданки под 50 и старше. Ну, может ещё православные хоругвиносцы, они тоже пустят свою скупую православную слезу. Т. е. определенная категория людей, которые при виде одних только икон, церквушек и крестящихся детей в кадре готовы плакать. Остальным (я обратил внимание на зрительный зал, где, кстати, и вышеуказанная аудитория присутствовала) было либо откровенно скучно, либо, как мне, откровенно смешно. Смешно было наблюдать за нелепой режиссурой Хотиненко. Это всё равно, что пришедший под утро пьяный муж пытается объяснить жене, что работал над отчетом, а то, что в помаде весь, так это на него в автобусе пьяная женщина несколько раз падала. После такого примитивного вранья верить режиссеру (принять тот смысл, который он хотел своим фильмом донести) не получается.

    Я не могу назвать себя слишком чувствительным человеком, но тоже могу пустить слезу в кинотеатре. И в «Попе» было полно моментов, когда казалось вот-вот должно подкатить, но тут же Хотиненко всё портил. Он использует для слезодавилки такие примитивные приемы, какие при его (казалось бы!) режиссерском уровне использовать нельзя. Мальчик: «Боженька, теперь ты меня защищать будешь?», девочка: «возьмите всю мою кровь, но отпустите батюшку», все хором: «и меня, меня обнимите». Собственно так же в рекламе для продвижения товара используют младенцев и щенков.

    И все образы настолько прозрачны и примитивны, что молоко киснет. Голубь мира (святой дух) летит над мирной страной. Ветер ветки теребит — герой в гневе. Створка окон хлопнула — тревога! Полицай ужасы рассказывает — мрачная музыка играет. Эта последняя сцена вообще отвратительно снята, хотя можно было столько психологизма нагнать. Хоть я и не люблю Михалкова, как человека, но в режиссерском мастерстве ему не откажешь. Сцена с монологом Гармаша в «12» очень трогала, хотя никаких прибамбасов в виде музыки или игры света-тени не было. Здесь же Хотиненко завалил просто в стократ выгодную тему. Не то, что не тронуло — спать захотелось.

    И ходы сценарные уж такие примитивные. У героя Алексея убивают невесту, и у убитого им «фрица» тоже есть невеста. Еврейка крестилась — и спаслась. Я был удивлен, почему не показали взорванный танк, который не успели окрестить.

    При этом в фильме была пара сцен, которые режиссеру удались. Например, сцена казни партизан. Всё хорошо, всё на местах. Отчего же такой примитивизм в остальных эпизодах?

    Вот после такой слабой режиссуры, прозрачности образов, примитивности сцен принимать те мысли, которые автор хочет до зрителя донести, просто желания нет. Нет ему веры. Хотиненко нас за идиотов принимает? Мы, что? Балды для его «Попа»? Те мысли, которые он не смог показать, он просто прямым текстом выдает.

    О чем фильм? Ну, уж не о войне — это точно. И не об оккупированных территориях. Был уже хороший фильм, как раз же про Псковщину: «Свои». Всё, что можно было на эту тему сказать, там и было сказано. А фильм Хотиненко про церковь. А главный идейный враг для РПЦ сейчас — это СССР, потому как можно больше какашек в него кинул Хотиненко в своей ленте. Вас не удивляет, что немецкий офицер такой милый? Так он же бывший белый офицер! В войсках Деникина воевал против большевиков, а теперь вот в вермахте служит. Что уж тут удивляться тому, что главный злодей — комиссар, а злодей из полицаев — бывший советский милиционер. А остальные полицаи в фильме хоть и убийцы, и над попом смеются, но сцена их истребления показана уж больно трагически. Ах, погиб полицай, невольник чести, пал оклеветанный молвой! Отказ священника отпевать их после такой сцены более чем странен. Погибли трагично и как герои, а протагонист на них бочку катет. Нелогично! Ещё один пример плохой режиссуры.

    Образ церкви представлен в фильме мертвой коровой, которая продолжает давать молоко веры и поить им и русских, и немцев. А если б не война, не фашисты, то погибла бы вера православная окончательно. Вон оно чё, Михалыч! Вот тут и проявилось замечательное лицо нашей РПЦ. Для всего народа война зло, а для церкви — возрождение. Так и 700 лет назад с монгольским нашествием было. Потому как наша церковь с любой властью договорится. Позавчера с немцами, вчера с советами, сегодня с Газпромом, завтра зеленые человечки прилетят — они и под них приспособятся. А потом оправдаются, мол, Христу служили, а про себя всегда за вашу победу молились.

    Так и охота вскинуть руки к небу и воскликнуть: «Господи, если ты такой мудрый, то зачем фильмы про свою веру доверяешь таким идиотам снимать? Они же всё испортят, причем, искренне думая, что помогают».

    21 апреля 2012 | 02:52

    На самом деле я скептически отношусь к фильмам, которые были произведены в России, либо к фильмам с русскими актерами. Придя в кинотеатр и предполагая, что повествование будет идти о религии, я была готова раскритиковать картину. Но в итоге кардинально поменяла свои взгляды.

    В фильме «Поп» Владимир Хотиненко затрагивает очень «тонкие материи» — веру русского народа. Вера, надежда и любовь — три составляющих русской души. И вера в этой картине является огромной силой, которая помогает остаться человеком. В фильме тема православия аккуратно вписалась в период Великой Отечественной войны и проблеме русских и немцев. Картина не представляет немцев бездушными убийцами, напротив показывает, что они тоже могут чувствовать, однако, несмотря на это, они жестоки. Вся пошлость немецких войск показана на примере, когда отец Александр крестил Еву, и параллельно показывали кадры, как толстый, некрасивый, похожий в прямом смысле этого слова на свинью немец, умывался. Красота православия контрастирует с мерзостью захватчиков.

    Музыка подобрана точно. В самом начале фильма, когда на экране показывают идущих то ли военнопленных, то ли просто народ, музыка такая, что перехватывает дух. И на протяжении всего фильма я не разочаровалась в музыке. Однако в конце был использована мелодия, напоминающая диско. Меня это просто поразило, я считаю, что не стоило этого делать. По моему мнению, этот фильм должен вызывать у людей трепет, а не улыбку и смех. И если это была попытка разрядки накалившейся атмосферы, то она была неудачна.

    Что касается актерского состава, то Маковецкий в роли отца Александра смотрится довольно органично, и как бы сказал великий Станиславский — «Верю!». А какая матушка получилась из Нины Усатовой — просто прелесть, олицетворение доброты и понимания. Но я считаю, что на роль Евы стоило подобрать актрису годика на три постарше, а то ее любовь с Алексеем Луготинцевым, героем Кирилла Плетнёва, выглядит немного странно.

    Посмотрев эту картину, я впервые не была разочарована в фильме российского производства. Это именно очень хороший фильм, затрагивающий важные проблемы, а не как обычно просто удачная рекламная компания и интересный трейлер. И не случайно его премьера была в день Пасхи и в год 65 летия Победы в Великой Отечественной войне. Я думаю, что этот фильм стоит посмотреть всем. Очень хороший фильм.

    9 из 10

    7 апреля 2010 | 09:20

    Наверное, нужно начать с того, что смотрела этот фильм за компанию, отвели друзья. Кстати, в совершенно пустом зале, что немного обидно. Я понимаю, что само название картины «Поп» говорит за себя и следовало ожидать историю о церкви, истории, Боге, но все же мне показалось, что в фильме слишком много религии. При просмотре я ощущала, что на меня давят, навязывают веру именно в таком виде — с молитвами, православными праздниками и т. д. И уже получив такой посыл, хочется скорее оттолкнуть это, чем принять. Хотя возможно это уже мои личные взгляды.

    При этом, сделав упор на религиозную сторону фильма, режиссер совершенно забывает о войне. Несмотря на огромное количество солдат в форме, изобилие немецкой речи и даже казнь, я не смогла прочувствовать войну именно в моем представлении. Вот пришло 22 июня 1941, прошло еще 2 года, еще год — поведение жителей села практически не меняется. Кажется, что их жизнь какой была, такой и осталась — размеренной и сытой. Для меня это более чем странно. Тоже и с семьей священника Александра — один ребенок или пять — всех прокормит. Единственный намек на трудности местного быта — сцена с коровой. Для меня это не только символ, который все увидели. Наверно, мыслю более приземленно.

    Актеры. Сергей Маковецкий вжился в образ как будто всегда был священником. Нина Усатова мне всегда нравилась, и эта роль не исключение. Все больше симпатизирую Лизе Арзамасовой. Из нее может получится неплохая актриса, если она конечно не уйдет в сериалы. Насчет актерского состава у меня только один вопрос — неужели нет талантливых детей-актеров, которые могут не просто сказать зазубренные фразы? Детские образы (хорошо сыгранные) всегда больше запоминаются и производят огромное впечатление. Но это не тот случай. Мне кажется, в такой ситуации не стоит делать скидку на возраст.

    В итоге достаточно качественная картина с потрясающими пейзажами, отличной игрой актеров. История церкви и веры в то время — главная тема фильма, но все же не стоит забывать и о времени, тех людях, чтобы фильм выглядел более цельным.

    15 апреля 2010 | 14:31

    В ещё нетронутой Великой Отечественной войной латышской деревни Тихое православный священник отец Александр Ионин (Сергей Маковецкий) рассуждает об особенностях семейной жизни («я — единичка, а жена моя — ноль, но вместе мы образуем десятку»), крестит после отговоров девочку-еврейку (Лиза Арзамасова), глядящую на него обожающим взглядом, и вскоре отправляется в Ригу, где митрополит даёт ему задание основать в псковской деревни Закаты миссию под протекторатом германской армии — главным поборником миссии выступает русский немец, полковник Фрайгаузен (Анатолий Лобоцкий). Зажатый между большевиками (представленными тут партизанами) и фашистами, отец Александр как может пытается помочь своей пастве. Однако, при явной поддержке со стороны немцев, наотрез отказывается придавать свою родину — Россию.

    По структуре заявленной в фильме темы (отношения религии с властью) «Поп» напрашивается на сравнение с недавним «Чудом» Александра Прошкина. Оба фильма основаны на реальных событиях. В обоих есть конфликт православия с большевизмом (в «Попе», поскольку дело происходит во времена ВОВ, примешивается ещё и третья сила — фашизм). В обоих играет Маковецкий. Но, как говорится, с нюансами. Роли у него настолько диаметрально противоположные (в «Чуде» — злостный подхалим со стеклянным глазом, в «Попе» — сама благость), что уже нет смысла хвалить его за мастерство перевоплощения. Кто ещё хорош в ленте, так это матушка Алевтина — жена Ионина. Нина Усатова убедительно сыграла мать, у которой есть свои, взрослые дети (мы их, правда, в кадре не видим), но которая, не смотря на трудное время, готова приютить чужих.

    Если же говорить о художественных достоинствах фильма, то тут сложнее. Хотиненко в последнее время упражняющейся в жанре патриотического лубка (см. «1612»), кажется, только отточил свои кондовые ремесленные навыки, однако его чувство прекрасного до сих пор вызывает вопросы. Зачем показывать мир глазами мухи и крупным планом коровье вымя, если эти кадры не несут никакой смысловой нагрузки, не совсем понятно. Равно как и напускать инфернальной жути при уходе положительного советского солдата в лесную чащу. Приёмы Хотиненко дубоваты. На каждый удачный план у него найдётся вызывающе неудачный. И, если быть уже совсем откровенными, его картина больше похожа на сериал «Первого канала» (пусть и по сериальным меркам очень короткий).

    7 апреля 2010 | 15:02

    Вера должна быть личным делом каждого человека. Страшно, когда за веру умирают, когда умирают из-за веры, или когда живут во имя этой веры. Страшно, когда тебя могут убить только за то, что тебя в детстве крестили. Все это было. Не так уж много тех, кто называет себя верующими христианами, стремятся выполнять заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя». Сколько ж фанатизма было по поводу любой религии. Когда государству нужно, оно будет пропагандировать атеизм. Когда государству нужно, оно будет пропагандировать православие. Любое упоминание веры с телеэкрана в самое просматриваемое время на самом деле очень нужно государству. Всегда. В данном случае, скорее всего, тоже, но не об этом речь.

    Владимир Хотиненко, к счастью, снял не идеологическую агитку на тему христианства (мне как-то не нравится эта религия, уж извините), и фильм не говорит тебе прямым языком «Будь верующим» и т. д. Но основные заповеди фильм исполнять учит, а против них я ничего не имею. Хотя относительно агитации…

    Вот Ева (Елизавета Арзамасова), которая добровольно, против воли отца, у которого 5 дочерей (прямейшая отсылка к сериалу «Папины дочки»?), хочет покреститься, стать религиозной, выбрать путь православной веры. Потому что что-то прочла или еще по чему — в фильме не говорится. Нет ли тут призыва к юным зрителям — «Будьте такими, как Ева!»? Вполне может быть, что и есть.

    Или же прощение всех грехов Александром Иониным (Сергей Маковецкий). Родина в опасности. Люди почти потеряли любовь, ими начинает двигать ненависть. И не они в этом виноваты, а господин Гитлер. Кто-то из священников хотел просто восстановить церковь, ибо «так нужно», а кто-то свято верил, что нет другого способа помочь русскому народу. Не знаю, справились ли мы без церкви. Но могу сказать одно — народ, который показал Владимир Хотиненко, может победить в войне в отличие от народа, который, к примеру, показан был Никитой Михалковым в «Утомленных солнцем 2».

    Или убийство умоляющего о пощаде немца. О чем оно нам говорит? О том, что немцы тоже были людьми, такими же, как и все. Дали оружие в руки — делай что хочешь. Есть в Берлине такой человек, который все начал, и зовут его Адольф Гитлер. Убьют его — и можно больше не стрелять в таких немцев. Но пока он жив, надо таких немцев убивать. Это война, это жизнь, и с этим надо бороться, ибо даже если с этим бороться, все так и останется, а если с этим не бороться, то весь мир окончательно впадет в хаос…

    Из больших наград у этого фильма есть «Золотой орел» Нине Усатовой за лучшая женскую роль второго плана. И как же многочисленных феминисток могут разозлить такие цитаты, как: «Я — худён, строен, подтянут. Она — округла и полновата. Взглянуть на нас со стороны: я — единица, она — ноль. Но вместе мы образуем десяточку. Без меня, без единицы, она была бы ноль, но и я без неё, без нуля, остался всего лишь единичкой». Ну патриархат, что скажешь, и официально, и по сути. А женщинам права дали так всего-то несколько лет назад, еще не все отвыкли… На самом деле персонаж достаточно сварливый и не вполне приятный, но все ж окончание ее истории заставляет биться сердце.

    В общем, это фильм, который вполне можно посмотреть, хотя воспринимать картину в целом достаточно сложно.

    3 марта 2012 | 14:09

    Когда-то подававший большие надежды на ниве авторского и даже скандального кино Владимир Хотиненко сегодня снимает фильмы, которым позавидовали бы многие мастера советского агитационного искусства.

    Различие состоит в том, что эпоха российская и, как горячие пирожки из печки, из-под режиссерского крыла Хотиненко выходят то воспевание подвига моряков-подводников для излечения травмы «Курска» ("72 метра»), то новая мифология вокруг нового праздника ("1612»), то развенчание старой мифологии вокруг старого праздника (сериал «Гибель империи»)… А началось все, к слову, со старого советского плаката под названием «Следствие ведут знатоки» и его последней серии «Третейский судья», а впереди и вовсе экранизация «Слова о полку Игореве». И ведь еще в начале 90-х (в контексте времени) у него была совсем не патриотическая «Патриотическая комедия».

    Все это говорит не то, чтобы не в пользу режиссера, но как-то и не в «плюс». Хотиненко всегда в правильной позе, соответствует конъюнктуре, но, как говорят в последнее время, качественно. Вот и очередной конъюнктурный, но вполне себе качественный фильм.

    На сей раз использованы аж две патриотические «фишки» — православие (так и хочется продолжить самодержавием и народностью) и Великая Отечественная война. В центре повествования Псковская епархия, которая в период войны «отметилась» сотрудничеством с оккупационными властями и, в частности, семья православного священника, который служит в нескольких деревнях на Псковщине (или Латвии, что тоже близко).

    Сама тема, надо признать, достаточно нова — даже в советский период ее обходили, хотя вся советская идеология, казалось бы, была направлена супротив религии и церкви. Не говоря уже о том, что в кино ее старались не трогать в принципе. Из священников в советском кинематографе «засветился» разве что сельский батюшка в «Противостоянии» Семена Арановича, свидетельствовавший о зверствах нацистов в кадрах хроники. Иногда в признанных шедеврах фигурировали храмы (особенно показателен эпизод в «Они сражались за Родину»), не говоря уже о разных присказках. Но в целом тема не затрагивалась. 90-е не подарили в этом отношении ничего нового — и фильмов было немного, да и интерес представляли почему-то коллаборационисты (предатели т. е. на советском языке), но не священники. Кстати, и в данном фильме неожиданное развитие получает тема коллаборационизма.

    О достоинствах. К таковым, безусловно, стоит отнести актерские работы. Маковецкий всеми фибрами своего актерского мастерства вытягивает своего персонажа на позицию меж двух, а то и трех огней, играя драму человека, вынужденного мириться с врагами ради паствы, которой и помогает, в том числе и посредством немцев. Как всегда феерична Нина Усатова — хранительница и хозяйственница, а проще — русская баба в самом исконном и скорее положительном значении слова.

    Еще одно достоинство, идеологического плана, сводится к тезису: предатель предателю рознь. Почему-то приходит на ум параллель со Штирлицем: тот ведь тоже находился на службе у Рейха, но и пастора спас (вот, кстати, и еще служитель церкви), и Кэт с детишками в Швейцарию вывез и колясочку детскую подвез… Логика малых дел: чего зря в лес уходить партизанить и усугублять конфликт, если можно помочь людям здесь и сейчас. Каждый должен заниматься своим делом…

    Вот здесь-то и кроется главная проблема фильма — Хотиненко настолько увлекся оправданием священнослужителей, что проникся добрыми чувствами ко всем, в т. ч. к немцам. Очень «колоритный» куратор отца Александра полковник Иван Федорович Фрайгаузен персонаж скорее положительный, потому как православный Иван Федорович, но служит нацистам, потому что немец Фрайгаузен. Немцы в лагере просто служат неведомым приказам, и это не их вина. и т. д. Естественно, что священники в категорию неоднозначных попасть не могут по определению. То же самое касается деревенских жителей и большей части партизан. Дело не в том, что это идеализация военной действительности (а немцы и вправду не все были зверями), а в том, что кино почти не несет в себе конфликта в то время как война в разгаре. И будто бы испугавшись подобной гладкой картины, хотя в фильме есть и казни и протест отца Александра против них, но общего бесконфликтного посыла фильма они сильно не меняют — носителей зла все равно не хватает, режиссер решает ввести классический штамп последних лет — вредного кровожадного комиссара, туповатого фанатика. И, конечно, гэбисты служат главными врагами прогрессивного человечества, потому и избивают и сажают… Но и этого маловато — война все-таки, поэтому надо, чтобы кто-то умер из главных героев. Избирают на заклание матушку — зрителя наверняка проймет. И вполне пронимает, но в сценарий не вписывается совсем и весомо снижает художественную ценность, больше смахивая на новые формы пропаганды. Местами очень сильно в лоб.

    И как тут правильно оценить, я не знаю. Разочарования от фильма, как от «Утомленных солнцем-2», нет, но восторгаться особых поводов нет тоже. Неплохой фильм, каких немного, но и немало. Безусловно, полезно узнать что-то новое. Меня, к примеру, фильм сподвиг на поиск информации о позиции церкви в период войны — оказалось безумно интересно, потому что трагедия расколотого народа там прослеживается как нигде. Кстати, и тема коллаборационизма получает новый виток в изучении. Но в фильме нет позиции автора. Если фильм пролежит на полке лет 10, то, боюсь интерес к нему поугаснет совсем. У православной аудитории он найдет горячий отклик поддержки — женщины будут сочувствовать главному герою, мужчины будут клеймить Советскую власть, которая не поняла (и не могла понять) подвижничество попов, у коммунистов-патриотов будет вызывать большие сомнения и, естественно, протест против не светлых образов НКВД-шников и партизан. Но было ли это непредсказуемо по прочтении только лишь названия фильма и аннотации к нему?

    6 из 10

    23 августа 2012 | 21:28

    А как иначе можно сказать о том трагическом переплетении судеб, которое показано в фильме? Сельский православный священник из Латвии, которому выпала доля давать пастырское утешение на оккупированных территориях в годы войны вынужден общаться с бывшим подданным Российской империи служащего гитлеровской Германии, хотя по сути оба они русские их прошлого. Один несет «Слово Божье», другой меч, но без меча не было бы Слова. Вот такой парадокс. Кроме того трагична судьба Евы — крещенной священником еврейской девочки и Алексея Луготинцева бойца Красной Армии, ставшего партизаном. Они уже новое поколение, над которым не довлеет дата рождения в Российской империи и классовая борьба, но каждый из них проходит свой собственный путь к пониманию Веры и к Любви. Если Ева изначально была настроена на путь православия, а жизнь в семье священника ее только укрепила в правильности выбора, то Алексей прошел путь от все сжигающей ненависти, до простой человеческой радости.

    А фоном к вышеназванным действам и чувствам является Великая отечественная война. Здесь нет танковых атак и налетов авиации, никто не бросается на ДОТ, но безусловной заслугой Хотиненко, считаю то, что он смог показать всю неприглядность войны на примере тыловой оккупированной земли. И смерть девушки, и убийство коровы, и пленные доящие ее и дерущиеся за свеклу, т. к. хотят есть, и расстрел полицаев, и казнь партизан — не оставляют равнодушными зрителя, дыхание Смерти на каждом шагу. И все это без чернухи и наклеивания ярлыков, фиксация факта — не более. А оттого, что убийства и горе показано буднично, а враг не изображен истеричным недоумком становится еще более жутко.

    Не буду давать оценок относительно показа в фильме православной составляющей, она огромна, вопрос Веры это личное дело зрителя, и вопрос «предательства» Александра Ионова тоже оставлю как есть, не вправе судить из XXI века о решениях военных лет, отмечу только, что духовная миссия отца Александра несет больший посыл нежели просто обращение «заблудших душ», это служение Гуманизму в самых высших проявлениях — помощь заключенным в лагере военнопленным, не оставление в нужде детей сирот, готовность к самопожертвованию, «сужение о человеке по делам его» — и благословление Фрайгаузена и отказ отпевать убитых полицаев. Он (отец Александр) пример истинного «Доброго пастыря» для нуждающихся в нем, его деяния это обращение людей к Свету, а Свет для него Господь.

    Игра актеров не оставляет равнодушной, если Маковецкий в роли отца Александра сыграл на высоком профессиональном уровне буквально вжившись в роль, то для меня лучшей была его жена Алевтина — Нина Усатова. Вот где воплощение житейской мудрости, с женской ревностью, она истинная опора в духовном служении мужа на земле. Ее уход зимой в лес, это подвиг самопожертвования — спасение близких от страшной болезни. Прекрасное перевоплощение в роль. Остальные актеры (Плетнев, Арзамасова, Лобоцкой) не дали повода сомневаться в своих актерских способностях и порадовали. Отмечу только «полицая Владыкина» в исполнении Степана Морозова, на мой взгляд ему хорошо удалось показать внутренний мир человека служащего врагам — предателя. Страх за свою жизнь толкает его на убийства и жестокость, внешней «крутизной» он глушит внутреннее убожество. На фоне такого предателя — «предательство» отца Александра бледнеет.

    У режиссера Хотиненко получился хороший фильм, где Смерть идет рука об руку с Жизнью, а Добро неотделимо от Зла, где есть место тревоге и накалу происходящего на экране, и место простой радости, а где то и юмора.

    8 из 10

    26 апреля 2010 | 15:33

    Данный фильм ожидал очень долго. Книжку прочитал даже… и с нетерпением ждал… Через пол года после прочтения книги и моих ожиданий данный фильм был приобретён. С нетерпением открыв упаковку и вставив диск начал просмотр..

    Узнав, что фильм идёт два часа времени, был уверен, что наверное будет что-то необыкновенное и очень эмоциональное и сильное!!! Но увы… самая лучшая сцена, которая несёт эмоции — это крещение Евы (Хавы). Все остальные кадры фильма даже не несут намека на какие-то переживания.

    Тема проведения пасхальной службы с заключенными снята настолько… деревянно, что у меня в голове не укладывалось, КАК можно было снять этот эпизод таким образом.. да ещё убрав центральную тему этого эпизода — причастие? Быт того времени не передан совершенно… жаль это важная часть для общего понимания той исторической эпохи.


    Если кто-то упрекнет меня в предвзятости, указывая, что книга и фильм — это как правило две разные разницы, то тем я отвечу, что за два часа фильма можно было показать такое кино о священнике псковской миссии, что слёзы бы навернулись!!!

    НО! Всё это и многие другие недоработки и недоделки, блекнут на фоне самой идеи, которую ДАЖЕ воплотили в жизнь, учитывая сегодняшний грязно-попсовый поток нашего кинематографа. За это земной поклон всем, кто вложил силы в этот фильм!

    Фильму «Поп», как струйке свежего воздуха, среди затхлости «кинох» с юмором ниже пояса, и с нацеленностью: «как бы срубить денег и ничего не делать» или «как протолкнуть очередную бездарность», смело ставлю 5+.

    За исполнение — 3 бала.

    15 марта 2010 | 21:16

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 137 руб.
    Blu-Ray, 143 руб.
    подробнее

    Новости


    Британский телевизионный хит «Бесстыдники», чьей американской версии с Уильямом Х. Мэйси и Эмми Россам удалось еще сильнее полюбиться зрителям, получит российскую адаптацию со звездами «Каменской» и «Чернобыля». Производством отечественного ремейка займется студия Yellow, Black and White, а покажет его канал НТВ(...)
     
    все новости

    Статьи


    КиноПоиск беседует с тем, чьими глазами зрители видят фильм еще до его появления на экранах, — с фотографом на площадке. Эта работа сначала может показаться настоящей сказкой: бесконечные путешествия, необычные места съемок, известные актеры и режиссеры в кадре. Но так ли все просто? Рассказывает Ирина Середа, фотограф «Курьера из „Рая“». (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.ДомHome54 000 000
    2.Крепись!Get Hard34 610 000
    3.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent22 075 000
    4.ЗолушкаCinderella17 515 000
    5.Оно следует за тобойIt Follows4 021 000
    27.03 — 29.03подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДомHome318 630 293
    2.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent230 943 081
    3.ЗолушкаCinderella61 591 578
    4.Робот по имени ЧаппиChappie32 331 567
    5.Духless 228 889 207
    19.03 — 22.03подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 992 466906 238
    Деньги764 633 700 руб.238 279 027
    Цена билета255,52 руб.3,22
    19.03 — 22.03подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    40.Джентльмены удачи8.476
    41.Запах женщиныScent of a Woman8.474
    42.Огни большого городаCity Lights8.473
    43.Хатико: Самый верный другHachi: A Dog's Tale8.472
    44.Эта замечательная жизньIt's a Wonderful Life8.470
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    41.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.18%
    42.Ключи от улицыThe Keys to the Street92.02%
    43.Охотники за привидениямиGhostbusters91.89%
    44.ФлэшThe Flash91.88%
    45.Три девяткиTriple 991.73%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent38
    БоецThe Fighter216
    Пациенты3
    РестлерThe Wrestler232
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies318
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДомHome7.523
    Призрак7.579
    Барашек ШонShaun the Sheep Movie7.919
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent6.669
    ЗолушкаCinderella7.456
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Форсаж 7Furious 709.04
    ДикаяWild09.04
    Номер 44Child 4416.04
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron23.04
    Любовная загвоздкаAccidental Love30.04
    премьеры