всё о любом фильме:

Поп

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Хотиненко
сценарийВладимир Хотиненко, Александр Сегень
продюсерВера Малышева, Наталия Гостюшина, Сергей Кравец
операторИлья Дёмин
композиторАлексей Рыбников
монтажМаксим Полинский
жанр драма, военный, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  320.4 тыс.,    Болгария  17.6 тыс.,    Словения  8.7 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время124 мин. / 02:04
Псковская православная миссия — одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны. С августа 1941 по февраль 1944 года священники-миссионеры из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада России. После занятия этих областей советскими войсками участники Псковской миссии были высланы в лагеря.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.10 (912)
ожидание: 79% (525)
Рейтинг кинокритиков
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм поставлен по одноименному роману Александра Сегеня.
    Трейлер 01:59

    файл добавилLowChurch

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5163 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Цель режиссера в этом фильме, высокая до невозможности: дать не образец даже (этого добра полно, особенно в искусстве тенденциозном), а идеал. И мне кажется, как люди вменяемые они прекрасно понимали ее неподъемность средствами искусства. Только у иконописцев такие «краски» есть, чтоб святость проступала однозначно и чтоб молитва росла из нее, но не у режиссеров и актеров.

    Но и Хотиненко, и Маковецкому, это в фильме видно отчетливо, близок постулат Гете: «высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже низких целей, хотя бы достигнутых». Это стремление показать путь к эталону, вершине, путь ввысь мне близко в этом кино, причем путь не святого, а просто человека. И именно путь, а не столпничество в однажды достигнутом совершенстве.

    Хотитненко дает не просто патриотическое кино, не просто кино историческое — о былом, о замечающей изъяны любви к нему. Он дал актуальный фильм о том, что именно делает человека настоящим. И как можно сохранить в себе это, защититься, отмыться от не себя в себе.

    Все герои фильма «Поп», даже отрицательные, практически лишены наносного. Ни в ком нет прикрытий и загородок для настоящего (зла или добра). Никто не претворяется, не играет. Может, такое время — война, маски не для нее — для мирной жизни.

    С радостью, если не со смаком, исповедуется предатель, бывший милиционер, а ныне полицай Владшин, словно плюет в лицо священнику, будто над самим добром глумится, с остатками человека живого в себе прощается. И нет у него желания скрыть зло свое, патокой замазать, подрумянить как-то.

    Так же, не таясь, не прячась, в фильме действует и добро. Оно открыто и в любви, и в ненависти. И очень действенно. Не случайно главный герой носит имя Александр. Его покровитель св. Александр Невский — не только святой, но и воин, а для него необходимость не только любовь, но и ненависть. «Все, что гнусно, нестерпимо/ Должен он сгонять со света». Не насилием, силой, силой веры, получается это у отца Александра.

    Враг для него — это именно враг, а не просто заблудший, также как зло — зло, и розовую жалость к нему он не примешивает. Полицаев не отпевает, а Фрайгаузену кричит: «Вон из моего дома!». Ведь у православных все четко и ясно: к чему мешать соленую и сладкую воду? Ни соленой, ни сладкой не будет смесь. Так и с добром и злом…

    А Иван Федорович — русский немец — как раз такой герой — балансирующий, не горький, не сладкий, половинчато-срединный, средний. Несъедобный на вкус. Может, поэтому он и платит меньшую цену на этой войне. Высокую цену платят те, кто сделал четкий выбор.

    Немец Иван много умствует, о религии в том числе, о пользе и выгоде, о том, как правильнее, безопаснее поступить. Из его лексикона словно ластиком стерто слово «правда». Он живет даже себе не веря, это видно.

    Рядом с цельным человеком — отцом Александром — словно сдувается вся спесь Фрайгаузена. И он понимает, наверное, что задай ему тот откровенно и в лоб простой вопрос: «Ты в Бога веришь ли?», также просто, прямо и откровенно он не ответит. Только длинно, ступенчато, системно, со всеми уместными доказательствами и пользами…Так, как он, верить нельзя.

    Это договор, а не вера. А с Богом не договариваются, ему молятся…

    Отец Александр просто верит. И беспримесной простотой этой веры своей заражает других. Ведь рядом с прямым словно бы сам выпрямляешься. Или хоть начинаешь видеть свою кривизну …

    Вера попа абсолютна. Такая только и может спасти. А кто-то всю жизнь пьет молоко из-под мертвой коровы, механически, рассудочно, скользко прикасаясь к тому, что не требует подтверждений, объяснений, уверений, касаний…

    Гете сказал: «всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в чем он убежден». Война — это та самая ситуация, где это наиболее очевидно. Побеждают те, в ком есть вера, кто убежден в своей правоте, влюблен в свою истину. А не исполнилось убеждение твое, значит, не было должной веры. Действовать в согласии с тем и согласно тому, во что веришь, — самое трудное в мире.

    Какая же трудная была задача у Маковецкого! Не скрою, я не поклонница этого актера, когда смотрела на него здесь, почему-то вспоминала его инвалида из виктюковской «Рогатки». И все же тут он сыграл самое настоящее чудо. Почти радугу. А с ней ведь как: если держится четверть часа, то ее перестают замечать. Маковецкому пришлось светить дольше, причем «доставать» радужные блики и отблески из трагедии, погружаясь вместе со своим героем во зло и смерть (сон попа — удачная иллюстрация такого погружения).

    Фильм прошел для меня ровно, спокойно, и не утомил, и в состояние шока или аффекта не бросил. Но финальная сцена, где крупные планом глаза Маковецкого и это его тихое Слово «дети» — безусловное потрясение. Настоящее, без эйфории, без розовых соплей, без наплыва сентиментальных слезинок.

    Когда-то я много писала о религиозно окрашенном искусстве, пыталась как заправский исследователь выявить его внутренние законы, «формулы», символы, константы, «типажи». Есть один знак у такого искусства отличительный. Оно всегда имеет Центр, к которому сведены, устремлены, повернуты все линии, все лица, все образы, все мотивы. И это не человек.

    Хотиненко же сделал центром именно человека. Он — и доказательство Бога, и доказательство веры, надежды, любви, и торжество жизни, и правота, и подвиг. Все в нем. И при этом человек этот вовсе не стремится быть святым, может ошибаться, гневаться, не прощать…

    Его стремление — именно остаться собой. Человеком — до конца. А способ -

    следовать за Христом, причем не след в след ступая, а намечая свои следы, близкие, рядом, иногда не очень верные, иногда нечеткие, слепые, но свои.

    Есть аналогия у меня одна. Из школьной программы. Идеальный «круглый» русский тип — Платон Каратаев Толстого. Он толстовская иллюстрация идеи непротивления злу. Очищен от злобы и ненависти. И не воин уже вовсе. А в добре своем почти юродивый.

    Отцу Александру путь непротивления не подходит.

    Он идет дорогой Невского. Его любовь — борьба. Его смирение — стояние на своем до конца. Его мягкость — не созерцание, а действие. Его стезя — не удаление от сует, а прямое, здоровое, уверенное, меняющее жизнь вмешательство.

    Есть еще одно определение подвига на войне для меня теперь: не оставаться в стороне, знать твердо, какая — твоя. А сторон у войны, как выясняется, бывает много… И выборов тоже. Не только между смертью и жизнью, между добром и злом, между Богом и дьяволом…

    Между собой и не собой еще. Самый зыбкий выбор…

    25 июня 2013 | 17:42

    … а казалось, выйдет высокодуховная, грамотно исторически поставленная картина, которая всколыхнёт сознание обыкновенного русского зрителя, если не перевернёт его полностью… Казалось мне так, когда смотрела я на постер сего творения. Да ещё занимала меня тема такая животрепещущая — тёмное пятно в истории ВОВ и РПЦ…

    На деле что вышло — лоскутное одеяло из множества вырванных из плавного контекста повествования фрагментов, часто, ни к селу, ни к городу, без начала и конца, и фальшь, фальшь, фальшь…

    Всё смешалось в картине Владимира Хотиненко — и немцы, и религия, даже вроде как несчастная любовь. Но смешалось настолько безвкусно и, я даже сказала бы, бездуховно (а фильм ведь снимался с намёком на духовность), что смотреть было не то, чтобы просто скучно, а даже как — то иной раз гадко. Слишком много в своё творение — варение положил режиссёр неудобоваримых кореньев — ягод. Вышло этакое сумбурное варево из разряда кто не понял — сам дурак.

    Герои сего неясного повествования подбирались по принципу — а всё одно не долго им быть в кадре, убьют, благо, по сценарию, так пусть хоть, как деревяшки сыграют.

    Неожиданные духовные прозрения некоторых персонажей (их было много, но все однотипны, оттого и не запомнились), выглядели мягко говоря как резкая белая горячка после недельного запоя.

    Наигранная набожность заставляла просто передёргиваться. Не каждому дано настоящего священника сыграть, и мало для этого просто по — вологодски окать в речи.

    Приблудная еврейская девочка Ева в весьма неискусном и наигранном исполнении Елизаветы Арзамасовой вызвала лишь массу вопросов на морально — этические темы, которые и поднимать не хочется.

    Да и вообще, я посчитала для себя подвигом досмотреть это русское духовное, точнее, претендующее на духовность, варенье из непонятных фраз, действий и сцен, чего мне совсем не хотелось уже с середины картины.

    5 из 10

    28 ноября 2012 | 22:17

    Когда-то подававший большие надежды на ниве авторского и даже скандального кино Владимир Хотиненко сегодня снимает фильмы, которым позавидовали бы многие мастера советского агитационного искусства.

    Различие состоит в том, что эпоха российская и, как горячие пирожки из печки, из-под режиссерского крыла Хотиненко выходят то воспевание подвига моряков-подводников для излечения травмы «Курска» ("72 метра»), то новая мифология вокруг нового праздника ("1612»), то развенчание старой мифологии вокруг старого праздника (сериал «Гибель империи»)… А началось все, к слову, со старого советского плаката под названием «Следствие ведут знатоки» и его последней серии «Третейский судья», а впереди и вовсе экранизация «Слова о полку Игореве». И ведь еще в начале 90-х (в контексте времени) у него была совсем не патриотическая «Патриотическая комедия».

    Все это говорит не то, чтобы не в пользу режиссера, но как-то и не в «плюс». Хотиненко всегда в правильной позе, соответствует конъюнктуре, но, как говорят в последнее время, качественно. Вот и очередной конъюнктурный, но вполне себе качественный фильм.

    На сей раз использованы аж две патриотические «фишки» — православие (так и хочется продолжить самодержавием и народностью) и Великая Отечественная война. В центре повествования Псковская епархия, которая в период войны «отметилась» сотрудничеством с оккупационными властями и, в частности, семья православного священника, который служит в нескольких деревнях на Псковщине (или Латвии, что тоже близко).

    Сама тема, надо признать, достаточно нова — даже в советский период ее обходили, хотя вся советская идеология, казалось бы, была направлена супротив религии и церкви. Не говоря уже о том, что в кино ее старались не трогать в принципе. Из священников в советском кинематографе «засветился» разве что сельский батюшка в «Противостоянии» Семена Арановича, свидетельствовавший о зверствах нацистов в кадрах хроники. Иногда в признанных шедеврах фигурировали храмы (особенно показателен эпизод в «Они сражались за Родину»), не говоря уже о разных присказках. Но в целом тема не затрагивалась. 90-е не подарили в этом отношении ничего нового — и фильмов было немного, да и интерес представляли почему-то коллаборационисты (предатели т. е. на советском языке), но не священники. Кстати, и в данном фильме неожиданное развитие получает тема коллаборационизма.

    О достоинствах. К таковым, безусловно, стоит отнести актерские работы. Маковецкий всеми фибрами своего актерского мастерства вытягивает своего персонажа на позицию меж двух, а то и трех огней, играя драму человека, вынужденного мириться с врагами ради паствы, которой и помогает, в том числе и посредством немцев. Как всегда феерична Нина Усатова — хранительница и хозяйственница, а проще — русская баба в самом исконном и скорее положительном значении слова.

    Еще одно достоинство, идеологического плана, сводится к тезису: предатель предателю рознь. Почему-то приходит на ум параллель со Штирлицем: тот ведь тоже находился на службе у Рейха, но и пастора спас (вот, кстати, и еще служитель церкви), и Кэт с детишками в Швейцарию вывез и колясочку детскую подвез… Логика малых дел: чего зря в лес уходить партизанить и усугублять конфликт, если можно помочь людям здесь и сейчас. Каждый должен заниматься своим делом…

    Вот здесь-то и кроется главная проблема фильма — Хотиненко настолько увлекся оправданием священнослужителей, что проникся добрыми чувствами ко всем, в т. ч. к немцам. Очень «колоритный» куратор отца Александра полковник Иван Федорович Фрайгаузен персонаж скорее положительный, потому как православный Иван Федорович, но служит нацистам, потому что немец Фрайгаузен. Немцы в лагере просто служат неведомым приказам, и это не их вина. и т. д. Естественно, что священники в категорию неоднозначных попасть не могут по определению. То же самое касается деревенских жителей и большей части партизан. Дело не в том, что это идеализация военной действительности (а немцы и вправду не все были зверями), а в том, что кино почти не несет в себе конфликта в то время как война в разгаре. И будто бы испугавшись подобной гладкой картины, хотя в фильме есть и казни и протест отца Александра против них, но общего бесконфликтного посыла фильма они сильно не меняют — носителей зла все равно не хватает, режиссер решает ввести классический штамп последних лет — вредного кровожадного комиссара, туповатого фанатика. И, конечно, гэбисты служат главными врагами прогрессивного человечества, потому и избивают и сажают… Но и этого маловато — война все-таки, поэтому надо, чтобы кто-то умер из главных героев. Избирают на заклание матушку — зрителя наверняка проймет. И вполне пронимает, но в сценарий не вписывается совсем и весомо снижает художественную ценность, больше смахивая на новые формы пропаганды. Местами очень сильно в лоб.

    И как тут правильно оценить, я не знаю. Разочарования от фильма, как от «Утомленных солнцем-2», нет, но восторгаться особых поводов нет тоже. Неплохой фильм, каких немного, но и немало. Безусловно, полезно узнать что-то новое. Меня, к примеру, фильм сподвиг на поиск информации о позиции церкви в период войны — оказалось безумно интересно, потому что трагедия расколотого народа там прослеживается как нигде. Кстати, и тема коллаборационизма получает новый виток в изучении. Но в фильме нет позиции автора. Если фильм пролежит на полке лет 10, то, боюсь интерес к нему поугаснет совсем. У православной аудитории он найдет горячий отклик поддержки — женщины будут сочувствовать главному герою, мужчины будут клеймить Советскую власть, которая не поняла (и не могла понять) подвижничество попов, у коммунистов-патриотов будет вызывать большие сомнения и, естественно, протест против не светлых образов НКВД-шников и партизан. Но было ли это непредсказуемо по прочтении только лишь названия фильма и аннотации к нему?

    6 из 10

    23 августа 2012 | 21:28

    Перед просмотром фильма мое отношение к нему было довольно настороженным. 70 лет советского диктата атеизма внесли почти неискоренимые стереотипы на все, что касается Церкви. Каждый школьник знает, что первыми декретами советской власти были декреты «О Мире» и «О Земле», где четко говорилось, что Церковь отделана от государства, а, значит, противоположна ему. Такой образ, как «поп», герой непристойных анекдотов и главная мишень всех сатирических нападок юмористов, стал настоящим достоянием в культуре советского государства. Тем более взятая режиссером тема Псковской миссии сейчас только начинает обсуждаться, ее роль в нашей истории только предстоит выяснить.

    Первые же кадры просто лишили меня слов…. Я увидела на экране не актера, а священника. Простого деревенского священника. Впервые после фильма «Остров» так верно и четко передан этот образ, для мирового кинематографа весьма ценный. Это просто удивительно. Целой плеяде европейских фильмов, посвященных этой теме (это и «Миссия» с Робертом де Ниро, и «История монахини» с Одри Хепберн, и многие-многие другие) мы можем лишь несмело противопоставить одинокого «Андрея Рублева» да столь же одинокий «Остров». И это при условии такого по величине и значимости в общеевропейской культуре кинематографа, как российский. Только спустя около пятнадцати лет с падения монополии атеизма мы начинаем снимать кино о Церкви и ее судьбе. Судьбе порой более суровой, чем окружающая ее реальность. Отчего? Да оттого, что о. Александр не может отпеть предателей родины и исповедует только что стрелявшего в него человека. Он не подчиняется законам ни советским, ни фашистским — он выполняет лишь то, что предписано ему Богом, которому служит.

    Сам этот священник — образ собирательный, как сам потом признавался режиссер, вобравший в себя все главные черты миссионера-проповедника, главный из которых это молитва и милосердие. Даже фамилия героя отсылает нас к Евангельскому отрывку прощения Христом Петра, когда Он трижды вопрошает: «Симоне Ионин, любиши ли Меня?». С этой фразы началась вся история христианских миссий по всей Земле. Пожалуй, впервые на экране были показаны трудности, возникающие на пути священника, как все тот же отказ отпеть изменников и прощение попытки убийства его самого. Сыграть все эти противоречия — сама по себе задача не из простых. Но Маковецкий, на мой взгляд, справляется с ней, хотя чувствуется временами и интуитивность игры, и неуверенность рисунка роли. Однако видна динамика персонажа. Сравните: Алексею в церкви он признается, что боится смерти, но в самом конце о. Александр безропотно садиться в грузовик. На расстрел.

    Не менее сложен и путь жены священника Алевтины Андреевны. Каждую минуту быть рядом, беречь того, кто по своему определению не может молчать, когда говорят неправду, всегда подбадривать и находить слова утешения — вот все то, что было в ее жизни. Пожалуй, роль Алевтины Иониной — одна из лучший в репертуаре мною глубоко уважаемой Нины Усатовой. Ее работу отличает поразительная сила и правдоподобность. Она и Маковецкий — это дуэт не партнеров, а сердец, когда душа, как и судьба, одна на двоих.

    Так же отдельно хочется выделить среди актерского состава Лизу Арзамасову, верно и точно передавшую колорит и духовную стойкость своей героини. Это, на мой взгляд, дало ей возможность вывести Еву из разряда второстепенных персонажей на крупный план. Режиссерская работа Вл. Хотиненко достойна того, чтобы сказать о ней отдельно. После разочарования «1612», вновь мы узнаем в нем творца «72 метров», когда-то прозвучавших, как отголосок трагедии «Курска». Его ясность и простота в сочетании с новым осмыслением этих страниц истории сделали этот фильм достойным «открывателем» духовной темы в нашем кино. А финальная сцена, открывающаяся песней «Rivers of Babylon» дает нам ощущение катарсиса, «духовного очищения» по определению Аристотеля. Отдельное спасибо композитору Ал. Рыбникову за глубокую, ненавязчивую фоновую музыку, дающую возможность задуматься над происходящим.

    Этот фильм — не романтический идеализированный рассказ о давно прошедшем, а реальная история Псковской миссии в период Великой Отечественной войны.

    Мое мнение — 

    9 из 10

    13 августа 2010 | 13:21

    Не себя, не вождя, а ближнего, нуждающегося в защите и поддержке…

    Смысл фильма вижу даже не в драме отдельно взятого Священника, трагедии невинно страдавших людей, жизненной драме истинно верующих людей… Для меня показан подвижнический путь, пример истинного самопожертвования — «Что мне идеологические разногласия, когда Родина в беде, когда невинные младенцы страдают, когда русские люди в муках гибнут»…

    У каждого свой путь был в то время. Но именно вера часто спасала людей — от предательства родных и близких, охраняла разум, направляла.

    Разве не советская власть, не до воспитала, а может быть и воспитала, всех этих вылезших в тяжелую минуту выродков- карателей-полицаев, забывших истинные заповеди, не беря во внимание белогвардейцев, идейно поддерживающих фашистов?

    Но пласт атеизма ещё очень тонок. Русскую, православную сущность в людях ещё не вытрясли. В минуту полной растерянности от поражений «отец народов» начинает цинично играть и «православную карту». Помните — «братья и сестры», даже нкведешник в фильме это признает.

    Фашисты — аналогично удовлетворяют свои политические и агитационные мотивы — создание пятой колонны, разрушение Советов изнутри. СССР. Есть ли он в фильме? Нет, если не считать надпись на куполе. Есть русский народ.

    Все ли погибшие в этой войне, царствие им небесное, гибли за советскую власть? были ли такие? думаю люди защищали свою Родину, семью, деревню, город, матерей, отцов, дедов, от оккупантов, и принимали геройскую гибель во имя их свободы от фашистов. Верили — кто в Бога, кто в чудо, кто в правду…

    Но не пора ли нам отбросить черно белое представление о том времени? Я не призываю обелять предателей, нет… А могла ли советская власть, комиссар и партизаны дать что то умирающим детям, спасти их? что сделал этот комиссар для облегчения участи умирающих пленных? Насколько сравнимы поступки комиссара, убившего предателей, и батюшки, открыто отказавшему этим «псам» в отпевании? Сколько геройства добавляет этому комиссару сцена избиения священника?

    Какие две роли — отец и матушка… Какая потрясающая игра актеров — Маковецкого и Усатовой. Создана потрясающая атмосфера. Да — воспринимается тяжело через призму нашего пионерского-павлика-морозова детства, да — нам ещё идти и идти к осознанию значимости православия в России. Шаг за шагом.. «Остров», «Поп»…

    10 из 10

    4 мая 2010 | 21:11

    После прочтения рецензий заинтересовался данным фильмом и втайне даже удивился, не веря, что в России могут снимать подобные фильмы оказалось, что так и не могут.

    Да это нравственное кино, да тут показана хорошая жизнь священника, да неподдельная игра главных актеров

    Но!

    Главное же как я понял, что фильм снят для православных и духовных людей по заказу некой православной энциклопедии. Где тут тогда духовность?

    1) поп со смирением принимает на себя задачу Псковской миссии

    2) принимает многих детей к себе домой

    3) не отпевает изменников(хотя сам таким является) и пытается спасти партизан

    4) говорит, что не изменял стране, а служил Единому Богу и готов за свою правду пойти на расстрел

    5) возил в лагерь теплые вещи и продукты

    А теперь, что из этого получилось. Это же Россия хотели как лучше, а получилось как всегда

    1) да действительно поп приехал из своего села к митрополиту, что он обязан был сделать. Тут босс вызывает подчиненного, никакого подвига в этом нет. Вот если бы он поехал на фронт из своего уютного села тогда хоть что-то. Босс отправил его на повышение, но сказал что будем работать на завоевателей. Наш поп попробовал повозмущаться, но быстро угас. Да я понимаю, что это смирение, но с другой стороны это и повышение по службе

    2) Поп живет хорошо, что потом и говорят партизане вынося из его дома вещи, он ни в чем не нуждается. Себя он многим не лишал принимая их к себе в дом. Многие люди тогда хлеб делили наполовину с незнакомцем, а тут у него полные закрома, он их взял к себе и подвиг должен быть

    3) Обвиняет своих же, что продались и в этой гневной речи скорее всего выплескивает ненависть к себе и в конце концов он себя не прощает.

    Сцена с партизанами вообще смешная. Он подбежал надеясь выполнить невозможную задачу и зная, что ничего ему не будет так как он находится под защитой рейхсканцлера. После размахивания Библией его уводят и он от безысходности дает увести себя его жене. Так почему он не отпустил грехи партизанам и почему стыдливо дал себя увести?

    4) служение Богу оно конечно едино, но эта мысль в фильме так до конца и не объясняется хорошо ли это быть изменником Родине или так делать нельзя

    5) это сострадание и помощь близкому, но никакой серьезной помощи он им не оказывает и видя как немцы увозят его припасы ничего не делает. Когда же в лагере была эпидемия тифа он постоял, постоял около забора да и ушел. Но почему же он не совершил подвиг хотя бы как Дамиан де Вёстер и не остался в этом лагере?

    Это 5 неудавшихся подвигов духовности.

    - Красивые виды Русской земли, но недостаточно разнообразные

    - Так и не понял где тут можно сдерживать слезы? Хотите сцен голода и насилия? Посмотрите Пианиста, тут даже близко уровень трагичности не подходит к уровню того фильма.

    - Если это фильм о вере, то стоило больше уделить внимание внутренним мукам попа. Может добавить внутренний голос или больше рассказать о его мыслях. Как например внутренний монолог в фильме Револьвер или более полно показать его мысли как в брат Солнце, сестра Луна

    - Зачем ему идти 2 часа? Много лишних кадров и без них картина фильма нисколько не пострадала бы

    Ну чтож Россия я в тебя верю и в будущее нашего кинематографа, но видно еще не время

    5 из 10

    25 марта 2011 | 09:56

    Практически в преддверии «Золотого витязя» посмотрел хотиненковского «Попа», который бурляевский кинофорум в этом году открывал. Фильм, судя по всему, делался по заказу бригады Нарышкина, ну и РПЦ естественно руку приложило — там в титрах собственно список всех «сочувствующих» есть, среди которых даже гордо «Газпром» реет (ну и добавим к такому патернализму премьеру в ХХС в Пасху). Т. е. на самом деле уже титры вызвали странное ощущение от грядущего, но, забегая вперед, хочу сказать, что сильного давления сверху в фильме не чувствуется, либо это у нас агитмашина так работает, для галочки. Хотя от Хотиненко после «1612» и «Гибели империи» люди сверху уже коллаборационизма видимо не ждут, поэтому вполне может статься, что режиссер работал себе в поле и начальников не знал.

    Фильм рассказывает об истории псковской православной миссии во время Великой отечественной. Если вкратце, то оккупировав Прибалтику и прилегающие территории, немцы решили возродить православие, которое большевики успели за время своего правления уничтожить. В центре сюжета — отец Александр Ионов, который между немцами и большевиками, а над ними Бог. Сомнений нет, что тема у Хотиненко сложная, тема неисследованная не только в кино, но и в историческом сообществе, и вместе с тем тема важная, потому что хватает российскую священную корову — Великую отечественную войну — чуть ли не за самое вымя. При этом, с точки зрения драматургии, у режиссера имеется такое пространство для маневра, потому что сама история вроде как конфликт создает: обстоятельства ставят человека перед непростым выбором, и выбор этот делать надо. И если Федор Михайлович на подобных вещах романы строил, то тут все скатывается до уровня мизансцен с Маковецким, жестоких фашистов и не менее жестоких большевиков (кровососы, в буквальном смысле слова, и те и другие), пасторальных пейзажей на широкоугольный объектив, ну и полетов мух и птиц. С птицами вообще все скверно получилось: благая весть тут возникает 22 июня 1941 г., а освобождение от нацистов села Закаты уже что-то из серии репинских «Не ждали».

    К середине фильма вообще начинаешь так болеть за сельского попа, что и не очень-то Красную армию хочешь в кадре видеть, лишь бы пленные с голоду и тифа не умирали, партизаны бы не шалили, а так все окей — Бог один, ему-то какое дело, кто ты — немец или русский. При этом, позиция режиссера остается очень удобной, пунктирно намеченное смирение, тут возводится в степень уже какого-то буддийского послушания и аскезы. Хорошо там, где Бог, а если Бог с врагом, то где твой настоящий враг? Прямого ответа на вопрос Хотиненко не даст до конца фильма, хотя именно в этой загадке вся соль выбранной для экранизации темы.

    Слово «поп» — палиндром, одинаково читается слева и справа. Вот и фильм получился таким же: с какой стороны к нему не подходи звучит он, а точнее молчит, амбивалентно. Подобно калейдоскопу, камера прокручивает одни и те же картинки немецкого грузовика, который выбивает «почву» из под ног у висящих в гитлеровских петлях советских партизан, и грузовика НКВД, увозящего в поле невиновных, — все это мы уже видели, теперь нас хотят приучить ставить между этими машинами знак равенства.

    27 мая 2010 | 20:14

    Долго сомневалась, а стоит ли вообще смотреть этот фильм. Слишком уж неоднозначная тема, непростая, а для меня так и вовсе не свойственная. Практически на сто процентов была уверена, что художественный фильм превратится в этакую двухчасовую пропаганду. Удивилась ещё, что задействованы такие хорошие актёры. Честно признаюсь: ждала худшего и… ошиблась.

    Фильм «Поп» Владимира Хотиненко раскрывает перед нами страницы жизни отца Александра, участника Псковской православной миссии. Скромный деревенский священник — простой, приятный, «житейский» — отправляется на оккупированные немцами территории «возрождать церковную жизнь». Его верная жена Алевтина, роль которой блестяще исполнила Нина Усатова, едет с ним.

    Вера всегда «подпитывала» русского человека, служила опорой в трудные времена. Идёт Великая Отечественная война — испытание не только для тела, но и для духа, для веры. Невоспитанные, наглые и пошлые немцы врываются в православный островок непрошенными гостями и одним только своим присутствием рушат от основания всю идиллию. Только-только отреставрировали храм, колокол повесили, службу провели — и на тебе… Вопрос веры является здесь ключевым, но даже люди неверующие с удовольствием посмотрят этот фильм. Здесь и правда есть, за что зацепиться, ведь здесь — жизнь. Жизнь солдата, мечтающего вернуться домой к любимой, жизнь осиротевших детей, нашедших приют у попа с попадьей, жизнь гитлеровских немцев, которые, вразрез со сложившимся стереотипом, не все подряд кровожадные упыри.

    Многообразие действующих лиц и затрагиваемых проблем вместе образуют такой бурлящий водоворот, который создателям фильма наверняка было трудно втиснуть в рамки двухчасового импортного стандарта (снимали на киностудии «Двадцатый Век Фокс»). Действие развивается очень быстро, скачками, контрастами: только что отзвучали выстрелы, алым фонтанчиком бьёт кровь и заливает белое полотно рубашки, а мгновение спустя осиротевшие дети весело «распробывают» заграничное мороженое. Среди зрителей наверняка найдутся люди, которые никогда и не слышали о Псковской православной миссии. Интернет в этом случае обидно скуп на информацию. В силу всех этих причин некоторые «переходы» в фильме покажутся резковатыми, а отдельные моменты так и будут требовать разъяснений. За ними — к первоисточнику. Как это всегда у нас бывает, с выходом фильма не возникает проблем с покупкой одноимённой книги.

    Снято всё невероятно живо и красочно. Фильм очень символичен, повсюду разбросаны знаки и подсказки для внимательных зрителей. Отдельное слово хочется сказать о музыке. Композитору Алексею Рыбникову, автору саундтреков более чем к семидесяти российским картинам, удалось удивительно точно передать настроение и динамику фильма. Наблюдать «мирное время» под мелодичные переливы — одно удовольствие, когда приходит беда — сердце щемит.

    В двух словах: экранизация удалась. Это действительно качественный не однобокий фильм. «Верю!».

    19 апреля 2010 | 01:28

    Фильм важный и нужный. Просто необходимый. Новый взгляд на войну. Особый взгляд на православие. Честное мнение режиссера Хотиненко. Это фильм о Псковской Православной миссии, одной из неизученных страниц русской истории. Снят по роману Александра Сегеня «Поп». И по благословению Алексия Второго. И это просто честное и частное мнение Владимира Ивановича Хотиненко на эту тематику. И оно заслуживает внимания.

    О сюжете говорить не хочется. Это часть нашей с вами истории, часть русского православия и горькая страница истории. Про это можно почитать, если возникнет у вас такая необходимость. Я в этом фильме увидела своё. Что задело меня лично. Ведь там потрясающие актерские работы Сергея Васильевича Маковецкого и юной Лизы Арзамасовой.

    Какой он там удивительный, этот Маковецкий… Просто поразительный! Все-таки его роль. Только его. Какие у него глаза, как он говорит… Это надо смотреть, это жизненно, это пронизывающе.

    А Лиза… А Лиза — будущая звезда мирового масштаба, вот увидите. Лиза в своем образе очень органична. Она такая светлая, такая чистая, такая одухотворенная. Думаю, многое в этой роли от Лизы-актрисы, от ее мироощущения. Лиза — это классика понимания термина «органика». Настолько она естественна. Но и просматиривается исполнительность. Чувствуется, что у Арзамасовой и Хотиненко особые отношения. Невероятное взаимопонимание. Лиза — это для меня открытие. Лучик света. Нет, без темного царства. Просто лучик.

    Также в фильме меня приятно порадовала операторская работа, снято прекрасно. Режиссерская работа вне обсуждений.

    Вот что лично я для себя уяснила. Это то, что мы не черно-белые, мы люди. И тот, кто за нас и тот, кто против. И те немцы, которые за Гитлера и те русские, которые за Сталина. Все — люди. И каждый делал то, что делал. «Богу — богово, а кесарю — кесарево». Так говорил отец Александр. Он был честным, смелым, милосердным и великодушным. И просто служил Господу и никому другому. И никого никогда не судил. Это я отметила. Меня фильм учит не судить (а мы все каждый день это делаем!!!), не штамповать ярлыки, а просто честно делать свое дело, быть собой и не смотреть на других и надеяться на милость Божью. А Господь всех рассудит. И только он на это имеет право.

    Поразил еще меня эпизод с маленьким мальчиком. Не хочу рассказывать, увидите — поймете.

    Ну и непросто так в конце фильма звучит хит дискотек 80-ых про реки Вавилона, о времени, когда мы все были едины и все говорили на одном языке и понимали друг друга…

    Храни Вас Бог, Владимир Иванович!

    10 из 10

    14 марта 2010 | 21:55

    В свое время Алексий II обратился к Владимиру Хотиненко с идеей создания такой картины. Последний не мог отказать. Да и чутье свое кинематографическое его не подвело. И актер был подобран нужный, способный верой в веру окунуть.

    Третий по счету показ картины состоялся на 80ом Московском Кинорынке. Заранее, пожалуй, мало, кто мог предположить какой свет прольется на тот вечер. Затронув действительно прежде в кино невиданную тему, нам показывают жизнь священника, по волею судьбы вынужденного жить в единстве в совсем не едином мире. Даже те ужасы второй мировой, которые приобрели в кинематографе воплощения всех видов, все равно оборачиваются для нас чем-то новым, поскольку мы видим их проходящими через совершенно новые для нас чувства человека оказавшегося меж совсем разными мирами.

    Можно сказать, это камерное, скромное кино в котором нет тяжелой техники, движущейся в разных направлениях. Это картина одного человека. Желавшего, пожалуй, больше чем кто-либо разорвать себя на части от видения того как одни и те же, любимые тобой как дети Божьи люди, так относятся друг к другу. И спасибо Маковецкому, как единственному, наверное, современному актеру способному творить столь пронзающие вещи.

    Очень редко случается так, что, к примеру, сцена голода задевает вас в первую очередь не голодающим человеком, а тем персонажем, что за этой сценой наблюдает. Это также редко, как и то, что я увидел и почувствовал, выходя из зала. За все годы, что хожу в кино, такой атмосферы, прежде никогда не видел.

    10 из 10

    10 декабря 2009 | 00:56

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 270 руб.
    подробнее

    Новости


    Британский телевизионный хит «Бесстыдники», чьей американской версии с Уильямом Х. Мэйси и Эмми Россам удалось еще сильнее полюбиться зрителям, получит российскую адаптацию со звездами «Каменской» и «Чернобыля». Производством отечественного ремейка займется студия Yellow, Black and White, а покажет его канал НТВ(...)
     
    все новости

    Статьи


    КиноПоиск беседует с тем, чьими глазами зрители видят фильм еще до его появления на экранах, — с фотографом на площадке. Эта работа сначала может показаться настоящей сказкой: бесконечные путешествия, необычные места съемок, известные актеры и режиссеры в кадре. Но так ли все просто? Рассказывает Ирина Середа, фотограф «Курьера из „Рая“». (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    30.Властелин колец: Две крепостиThe Lord of the Rings: The Two Towers8.504
    31.МатрицаThe Matrix8.503
    32.Американская история ХAmerican History X8.494
    33.Большой кушSnatch.8.491
    34.ВАЛЛ·ИWALL·E8.487
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Доктор СтрэнджDoctor Strange95.63%
    7.Призрак в доспехахGhost in the Shell95.32%
    8.Бегущий по лезвию 2Untitled Blade Runner Project95.28%
    9.Дом странных детей Мисс ПерегринMiss Peregrine's Home for Peculiar Children95.09%
    10.Девушка в поездеThe Girl on the Train95.03%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ВаркрафтWarcraft64
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass22
    Семейная тайнаUn secret7
    Я – легендаI Am Legend315
    Король обезьянXi you ji zhi da sheng gui lai3
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.268
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.895
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.557
    Angry Birds в киноAngry Birds6.544
    Экипаж8.173
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры