всё о любом фильме:

Поп

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Хотиненко
сценарийВладимир Хотиненко, Александр Сегень
продюсерВера Малышева, Наталия Гостюшина, Сергей Кравец
операторИлья Дёмин
композиторАлексей Рыбников
жанр драма, военный, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  320.4 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время124 мин. / 02:04
Псковская православная миссия — одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны. С августа 1941 по февраль 1944 года священники-миссионеры из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада России. После занятия этих областей советскими войсками участники Псковской миссии были высланы в лагеря.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (752)
ожидание: 78% (525)
Рейтинг кинокритиков
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм поставлен по одноименному роману Александра Сегеня.
    Трейлер 01:59

    файл добавилLowChurch

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5189 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    На этот фильм я наткнулся вчера, перелистывая каналы по телевизору. Решил посмотреть. В самом начале фильма, я не предал большого значение ему. Пошел на кухню, взял чай и продолжил его смотреть. Через несколько минут я понял, что это бесценный фильм.

    Среди всех просмотренных мною исторических фильмов, это, наверное, тот самый, который я ждал всю жизнь.

    Фильм основан на реальных событиях во время Великой Отечественной Войны. Всем известно, что, то время было кровопролитным и бесчеловечным, когда убивали детей и женщин. Фильм поучает жизни, что надо беречь своих близких, быть добрым ко всем, помогать нуждающимся, не отказывать в помощи слабому. Фильм «Поп» передал все это, в нем показаны все грани добра и зла.

    Хочу отметить и самого «Попа», которого сыграл всеми известный и талантливый Сергей Маковецкий. Он настолько вживается в роль, что зрителю становится невероятно интересно и он забывает что происходит вокруг.

    Так же хочу отметить и жену «Попа» — Нину Усатову. Смотря на нее, понимаешь, вот — настоящая русская женщина: добрая, заботливая, вежливая…

    Меня фильм потряс! Советую посмотреть всем, после таких начинаешь понимать, что такое жизнь.

    9 января 2011 | 01:05

    Я читаю рецензии многих почитателей кино и поражаюсь их недалёкости в знании нашей истории! Я думаю, что многим надо припомнить хотя бы школьную программу, не говоря уже о чём-то более масштабном.

    Фильм настолько ярок в описании того времени, что становится неумолимо больно и обидно за наше прошлое. Гонение церкви, подавление веры в высшую силу. Все наверное забыли, что делал Сталин. Огромный поклон ему за победу перед фашистами, но и наших добропорядочных людей он немало погубил!

    Этот фильм сделан безукоризненно, нет ни одного актёра, который бы портил общую картину! Да, может голубь там и выглядел не совсем естественно, но это ничто по сравнению с самой сутью фильма!

    Эта картина катализирует многие чувства забытые нами. Если в нашей жизни было бы побольше таких священников, то и Веры было бы гораздо больше. Очень интересно наблюдать, как в реальной жизни «реальные» священники разъезжают на последних моделях Mersedes, и для которых Православие — это не больше, чем бизнес.

    Если честно, русский кинематограф мне не по душе, но этот фильм — непоколебимое исключение. Эта картина выводит нас на новый уровень.

    Советую посмотреть его всем. Он подарит Вам свежие переживания и разбудит те чувства, которые топит наша эпоха.

    10 из 10

    1 июня 2010 | 13:48

    В ещё нетронутой Великой Отечественной войной латышской деревни Тихое православный священник отец Александр Ионин (Сергей Маковецкий) рассуждает об особенностях семейной жизни («я — единичка, а жена моя — ноль, но вместе мы образуем десятку»), крестит после отговоров девочку-еврейку (Лиза Арзамасова), глядящую на него обожающим взглядом, и вскоре отправляется в Ригу, где митрополит даёт ему задание основать в псковской деревни Закаты миссию под протекторатом германской армии — главным поборником миссии выступает русский немец, полковник Фрайгаузен (Анатолий Лобоцкий). Зажатый между большевиками (представленными тут партизанами) и фашистами, отец Александр как может пытается помочь своей пастве. Однако, при явной поддержке со стороны немцев, наотрез отказывается придавать свою родину — Россию.

    По структуре заявленной в фильме темы (отношения религии с властью) «Поп» напрашивается на сравнение с недавним «Чудом» Александра Прошкина. Оба фильма основаны на реальных событиях. В обоих есть конфликт православия с большевизмом (в «Попе», поскольку дело происходит во времена ВОВ, примешивается ещё и третья сила — фашизм). В обоих играет Маковецкий. Но, как говорится, с нюансами. Роли у него настолько диаметрально противоположные (в «Чуде» — злостный подхалим со стеклянным глазом, в «Попе» — сама благость), что уже нет смысла хвалить его за мастерство перевоплощения. Кто ещё хорош в ленте, так это матушка Алевтина — жена Ионина. Нина Усатова убедительно сыграла мать, у которой есть свои, взрослые дети (мы их, правда, в кадре не видим), но которая, не смотря на трудное время, готова приютить чужих.

    Если же говорить о художественных достоинствах фильма, то тут сложнее. Хотиненко в последнее время упражняющейся в жанре патриотического лубка (см. «1612»), кажется, только отточил свои кондовые ремесленные навыки, однако его чувство прекрасного до сих пор вызывает вопросы. Зачем показывать мир глазами мухи и крупным планом коровье вымя, если эти кадры не несут никакой смысловой нагрузки, не совсем понятно. Равно как и напускать инфернальной жути при уходе положительного советского солдата в лесную чащу. Приёмы Хотиненко дубоваты. На каждый удачный план у него найдётся вызывающе неудачный. И, если быть уже совсем откровенными, его картина больше похожа на сериал «Первого канала» (пусть и по сериальным меркам очень короткий).

    7 апреля 2010 | 15:02

    Одним из «подарков» к 65-летию Победы, приготовленных российскому народу нашей православнутой на всю голову властью, стал новый фильм Владимира Хотиненко «Поп».

    По замыслу авторов, фильм должен был рассказать о непростом нравственном выборе священника, волею судеб оказавшегося между «безбожным» советским молотом и античеловеческой нацистской наковальней. Проблема, действительно, непростая, но создатели фильма, прежде всего, режиссер Владимир Хотиненко и сценарист Александр Сегень, по роману которого и был снят фильм, решили ее исключительно в антисоветском духе и в пользу нацистов.

    Отец Александр (Сергей Маковецкий) едет возрождать православие на оккупированной немцами территории Псковской православной миссии, находившейся под прямым контролем Рейха. Понятно, что Рейх православие интересовало лишь постольку, поскольку помогало держать массы в покорности.

    На Псковщине открывается церковь, батюшка бесконечно творит добрые дела, которые ему неизменно сходят с рук. Нацисты особо не зверствуют, разве что особо отмороженные и сексуально озабоченные. Зверствуют другие — партизаны, комиссар которых призывает не щадить ни полицаев, ни попов. И это, несмотря на то, что по заверению одного из партизан, полицаи-де ведут себя прилично: девок щупают, да самогонку пьют. Милые хулиганы, одним словом.

    В общем, немцы и полицаи, может где-то за кадром и совершают преступления против человечности, но это не является центральной темой фильма. Не до того, мол, — тут моральный конфликт!

    Так бы и творил батюшка свои добрые дела и дальше, если б не пришедшие в конце концов злобные Советы, отправившие несчастного в лагеря. Развевающийся красный флаг выглядит после всего просмотренного чуть ли не как оккупационный. А сами красноармейцы приносят с собой новые расправы и расстрелы. Тот самый комиссар так вообще не желает спокойно разговаривать с батюшкой и со всего маху лупит священника револьвером по затылку. Ну, совсем не так, как друг отца Александра остзеец Иван Федорович Фрейгаузен, которого батюшка хоть и выгнал из дому после повешения нескольких партизан, но очень быстро простил — свой ведь.

    Ляпы фильма предоставим разбирать кинокритикам, которые уже давно и успешно справляются с этой задачей. Вызывает отторжение сама концепция фильма, незамысловатая по сути, совсем, как причитания деревенского деда в фильме «Чапаев»: белые пришли — грабят, красные пришли — грабят, куда бедному крестьянину (попу) податься? Применительно к фильму «Поп» вместо белых немцы. Только если белые (немцы) «грабят» как-то интеллигентно, по западному, то красные (советские) — бесчеловечно, как только и возможно было при «безбожном» режиме.

    Впрочем, как уже не раз отмечалось, сегодняшняя мировоззренческая эклектика — характерная черта времени, пронизывающая общественное сознание наших современников. Победа, конечно свята, но режим был бесчеловечный. Даже попа-коллаборациониста не пожалели. И как жить после этого?

    1 сентября 2013 | 21:25

    Тема, затронутая в фильме — очень важная, интересная, глубокая и многогранная. С одной стороны эта тема жизни населения на оккупированной территории. Здесь открывается целый пласт еще не раскрытых не не полностью осмысленных вопросов, поступков человека, тяготы его быта, общение с оккупантами, взаимодействие или невзаимодействие с партизанами и т. д. (Да еще авторы сами усложнили себе задачу, взяли не простого человека, а священника.) Для кинематографа с претензией на глубокий смысл — непаханное поле вопросов и ответов. С другой стороны в фильме прослеживается тема собственно нравственного и морального выбора человека, что сейчас напрочь отсутствует в отечественном современном кино. Это еще более широкая тема. И замечательно, что авторы обратились к ней.

    Но, увы, к величайшему сожалению, на вопросы по данной теме не только не даны ответы, но и сами-то вопросы не поставлены, а это очень огорчает, обнажает слабость и сценаристов, и режиссера. Фильм получился унылый, пустой и неинтересный. Еще раз, увы, это искренне огорчает.

    Не надо далеко ходить за примером. Да, о. Александр отказался отпевать убиенных (так и напрашивается «невинно») полицаев. Прекрасный пример моральной стойкости, но в фильме у сюжета нет продолжения, нет остроты. Все получилось нелепо и смазано. Авторы, видимо, сами не смогли ни вопроса, ни ответа найти. Хотя видится, что именно из таких острых и сложных моментов и должен был этот фильм состоять.

    Положим, о. Александр — положительный герой, пусть и по началу согласившийся при фашистах проповедовать православную веру, затем на месте понявший, что оккупация фашистов ужасна, тяжела и унизительна начинает вести антифашистскую деятельность, своим примером (он же пастырь) укрепляет моральный дух окружающих людей, призывает бороться. Да, его служение продлилось бы не долго, но оставило бы след в душах людей. Этого всего в фильме нет, потому что он насквозь ложен. В фильме вообще не показано, что идет тяжелейшая великая народная(!) война. Не показаны и тяготы оккупации, жестокость врага, жертвы мирного населения (кроме убитой в начале девушки). А ведь эти жертвы превосходили военные потери. А фильме мы видим наоборот солнечные дни, реставрация церкви, достают из воды припрятанный колокол, кипит работа, жизнь налаживается…

    Авторы сами себя загнали в ловушку. Как показать сопротивление врагу в лице о. Александра, если они сами демонстрируют и подчеркивают, что все идет отлично. Немцы сами по себе, народ сам по себе. Не чему сопротивляться. Немца-куратора о. Александра играет обаятельный актер, исповедуется, ведет задушевные беседы с о. Александр. Нет повода для противостояния с фашистами, словно нет оккупации. Поэтому все сплошь ложно и неубедительно.

    И если судить строго, что это тянет на предательство памяти наших предков, которые ценой своих жизней сопротивлялись, воевали и победили.

    Видимо почувствовав всю ложность созданной ими ситуации, авторы подсовывают нам обманку. Они хотят нас убедить, что, мол, с одной стороны фашисты, с другой большевики, а посередине Бог. И о. Александр служит именно ему, а тема служения Родины отходит на второй план, точнее на самый последний план. Хотя, как верно замечено в отрицательном отзыве, нет большей радости для истинного православного, как умереть «за други своя». Этот важнейших вопрос тоже прошел мимо авторов фильма. Идет тяжелейшая война, казалось, бы есть повод. Люди гибнут за Родину, не все были верующими, но эта их гибель искупает всё. Атеизм — путь к Богу через черный ход, говорил Бердяев. А для Бога хуже всего быть теплохладными, средними. Об этом наша великая русская литература. Но не таким ли показан о. Александр? Не беда, если бы это подчеркивалось в фильме, обострялась его душевная слабость и немощь, но авторы-то хотят нам доказать, что он положительный…

    Далее по шаблонам современно кино фильм показывает немцев добренькими и совсем незлобными, вынуждают им сочувствовать. Не буду повторяться, об этом писали. Зачем эта ложь? Жалость к немцам, ненависть к советским солдатам удручает и злит. Сколько можно?

    Сцены с исповедями кажутся надуманными. Ну, все хотят о. Александру исповедаться и предатели, и красноармейцы, и фашисты в одном фильме. Странно? Можно допустить, что у каждого есть муки совести, но так массово стремиться к исповеди кажется ложным.

    Ложен и положительный (по фильму) герой Плетнёва. По началу он вообще смахивает на дезертира. Не потому, что оказался в окружении, а потому что остановился в родной деревне, сидит в засаде, прячется. Потом вроде примыкает к партизанам, чем себя оправдывает, хотя кажется, что он должен был идти дальше к своим, но родные места его, мол, не пускали, да еще примешивается личная месть, опять же замещается служением Родине.

    Да и вообще ложен подход дни ВОВ мерить церковными праздниками.

    Это только частности. А таких частностей много, и фильм уже кажется пропитанным ложью насквозь.

    Приход Красной Армии вообще оборачивается наступлением произвола, а не долгожданной выстраданной и заслуженной Победой. Конец церковным службам, кровожадные комиссары-кровопийцы заседают в церкви, бьют священника, грубят его детям и т. д. Да и вообще в кадре уже нет размеренной тихой жизни, а наоборот сумятица, все мелькает, шум, крики… Зачем опять нас подспудно приучают к мысли, что приход большевиков обернулся злом кошмаром, арестом о. Александра. Да, да, присутствуют все антисоветские штампы современного кино, о которых очередной раз и говорить не хочется.

    Но кино посмотреть надо, чтобы самому задуматься на заданную тему, перед собой вопросы поставить, и не на деле конечно, а мысленно попытаться дать на них ответы.

    Авторы могли бы в фильме показать, что не нам судить людей, оказавшихся на оккупированной территории или в окружении, в плену. Я имею в виду не пособников врагов, а именно гражданского населения — жертв обстоятельств, военнопленных. Частично этот вопрос поставлен в «Проверке на дорогах».

    Но фильм нам этого не говорит, молчит. С православной точки зрения это звучит так: у каждого есть свобода выбора. Но какой выбор сделал отец Александр так и не ясно. И даже не показаны, например, его страдания и душевные муки от того, что он это выбор сделать не может.

    Показано лишь поверхностно — формально он за немцев, но сомневается и совершает какие-то мелкие сомнительные деяния или же не может ни на что повлиять.

    Повторюсь, что идея была отличная, но исполнение не нулевое, а отрицательное.

    Остается отметить только прекрасную игру актеров, особенно Маковецкого и Усатовой. Операторская работа на высоте. Мастерски показана величественная родная красота нашей природы. Так вот показали бы, как она дорога нашим людям, и за родную землю и воевали наши деды, но, увы, этого нет.

    3 из 10

    3 марта 2011 | 20:48

    Фильм, анонсируемый Православием, — это как минимум вызов. Вызов бытовому восприятию мира, вызов светскому обществу и тем материальным ценностям, которые почитаются в нём. Подобные фильмы всегда воспринимаются неоднозначно — достаточно вспомнить «Остров» или «Чудо». Точно так же и «Поп» — крайне неоднозначный фильм.

    Попытка взглянуть на Великую Отечественную войну глазами верующего человека — сложная задача. Верующие преследовались и гитлеровцами, и большевиками. Даже сразу и не скажешь — при ком священникам было больше уважения и почета, при ком жилось лучше. Именно это и пытается сделать режиссёр — показать ситуацию не с точки зрения свои-чужие, а посмотреть на всё с позиции над любыми общественными убеждениями. Нет иного вождя кроме Бога. Все общественные движения и партии сменяют друг друга, лишь вера остаётся с человеком вечно.

    Попытка, безусловно, интересная — хотя и очень неоднозначная. Хронология по календарю церковных праздников — как жизнь, ход которой не нарушит ни война, ни смерть, ни боль. Священник готов служить везде и всегда — было бы ради чего служить. Но быть меж двух огней вряд ли возможно долгое время — рано или поздно придётся выбирать, с кем ты. И тяжело в такой ситуации выбрать Бога. Образ Маковецкого — человек, мятущийся, снедаемый противоречиями, но в то же время твёрдый в смирении и всепрощении. История основана на реальных событиях — иначе сложно было бы поверить, что такой человек мог бы быть. Впрочем, может, только так и могло быть, и никак иначе. Лишь упорство в вере могло привести к такому восприятию мира — за то и страдали все священники при любой идеологии, претендующей на главенство в умах и душах людей. Игра Маковецкого то пробирает до дрожи, то скучна и наигранна, что сильно удивляет в актёре такого уровня. Впрочем, таких эпизодов немного. Просто удивительна совсем молодая Лиза Арзамасова, поражающая не по годам развитым мастерством и талантом — вот уж кто не отыграл, а отжил в кадре, прочувствовав каждой клеточкой свою героиню. Интересный образ и у Анатолия Лобоцкого — фашист, не вызывающий ненависти, а, скорее, взывающий к пониманию. Вообще, попытка наделить внутренним светом Божьим всех персонажей картины сыграла с режиссёром злую шутку — некоторые образы совсем не сочетаются с добром, а попытка вызвать к ним сочувствие (например, сцена расстрела полицаев) вызывает откровенное отторжение. Впрочем, наверно, и они были овцами в отаре Пастыря? Бог им судья.

    7 из 10

    14 сентября 2011 | 22:25

    «Псковская православная миссия — одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны," — говорят нам афиши. «Ну и слава богу» — не раз подумала я в течение фильма.

    Честно говоря, противишься всему уже с первых секунд, когда по экрану ползут через запятую «Газпром», «Фонд поддержки патриотического кино» и Министерство культуры — от такой компании сразу веет каким-то душком. Ну а дальше…

    Мне показалось, что, ставя перед собой вопрос, зачем снимать этот фильм, г-н Хотиненко был немногим честнее режиссеров, снимавших при поддержке всевозможных фондов народного просвещения иные псевдопатриотические ленты последних лет — от «9 роты» до «Адмирала». Потому что этот фильм выглядит плохо слепленной под госзаказ «программной» — не драмой даже — драмкой, а не режиссерским откровением. Потому что он едва ли заставит «рядового зрителя» задуматься, а задумавшихся — не гнать в ужасе свои мысли. Потому что в этой тяжелой, страшной и беспросветной ленте нет ни одного представителя «светлых сил», хоть на первый взгляд таковым и кажется поп Ионин. Фильм, вышедший за полтора месяца до юбилея Победы, под флагом освещения малоизвестных страниц отечественной истории просто валит на лопатки среднестатистическую картину этой войны: поколению, знающему о ней лишь из прекрасных лент советской классики, поверьте, не хочется видеть обоюдные ужасы, происходившие в на оккупированных территориях. Прекрасно понимая умом, что уродов со всех сторон хватало, я не хочу, чтобы весьма сомнительный режиссер насильно сдирал весь романтически-патриотический флер с образа советского народа времен ВОВ.

    Дальше. Я, не являясь верующим человеком, все же хочу надеяться, что вера не есть приспособленчество и соглашательство (не будем сейчас о патриаршем «майбахе»); но зачем, зачем министерству культуры и фонду патриотического воспитания понадобился фильм, где попы едят с той руки, которая кормит, и если трепыхаются, то как-то слабенько, скорее для проформы? Там, где творящийся беспредел выходит за все рамки и человеческий разум, кажется, не может постигнуть его животной природы, там, где люди в целях самосохранения запрещают себе мыслить и начинают приспосабливаться, ведя животное существование, — не свет и не спасение ли должна нести вера? А вместо этого нам показывают беседы с мухой, лихорадочные сны и безучастное созерцание оккупационного произвола. Смирение попу-то, может, и положено, но оно отчего-то вызывает у зрителя очень неприятное впечатление. Смирение! Этому ли учит нас вера, чьи посланцы представлены, словно трава, которая клонится туда, куда ветер дует? Те, что подставляют после пощечины вторую щеку. Их безучастный фатализм — на все воля Господа! — должен, казалось бы, символизировать внутреннюю силу личности, а становится бессилием и безнадегой.

    Единственным более-менее живым, а оттого симпатичным получился Леха — герой Плетнева, да и сцена в храме, когда он стреляет по иконе, произвела впечатление.

    Которое, однако, было испорчено какими-то совершенно идиотскими и неуместными спецэффектами, не несущими к тому же смысловой нагрузки — вроде голубя, летящего над рекой или трепещущего письма Алевтины. Эти-то спецэффекты и добили. Ни по форме, ни по содержанию фильм, мне кажется, не пришелся ко двору.

    3 из 10

    1 мая 2010 | 06:40

    СпасиБо за такие фильмы!

    За то что мы дожили до того, что моем видеть объективную правду жизни. За то, что здесь нет просто поливания грязью фашистов или коммунистов, здесь ЖИЗНЬ настоящего Человека и те испытания, которые ему пришлось пройти.

    Самый радостный фильм. Радостный и трогательный.

    Радость сквозь боль и слезы, сквозь сострадание и преклонение перед подвигами Русского народа.

    Фильм, в котором нет фальши, лицемерия, наигранности. нет моментов где затянуто или перегружено. Всё гармонично и искренне. Зрителя не пытаются впечатлить спецэффектами, напротив, взывают к нашей душе.

    Всё в нем подобрано с точностью до каждого мгновения. В своем образе, вдухе православия, в любви не только Батюшка, но и жена, и Ева, и даже кошка, которой вообще нет равных.

    История о тех, о ком мы не знаем совсем ничего.

    История трагичная, добрая и пронизанная светом.

    -Батюшка, а пищать грешно?
    -Нет, но лучше не пищать.

    и как после этого можно не улыбаться, не радоваться?

    Это великое Счастье, что мы можем просто взять однажды вечером, сесть смотреть этот фильм и невольно погрузиться в тепло уют и Любовь.

    19 апреля 2010 | 15:18

    Практически в преддверии «Золотого витязя» посмотрел хотиненковского «Попа», который бурляевский кинофорум в этом году открывал. Фильм, судя по всему, делался по заказу бригады Нарышкина, ну и РПЦ естественно руку приложило — там в титрах собственно список всех «сочувствующих» есть, среди которых даже гордо «Газпром» реет (ну и добавим к такому патернализму премьеру в ХХС в Пасху). Т. е. на самом деле уже титры вызвали странное ощущение от грядущего, но, забегая вперед, хочу сказать, что сильного давления сверху в фильме не чувствуется, либо это у нас агитмашина так работает, для галочки. Хотя от Хотиненко после «1612» и «Гибели империи» люди сверху уже коллаборационизма видимо не ждут, поэтому вполне может статься, что режиссер работал себе в поле и начальников не знал.

    Фильм рассказывает об истории псковской православной миссии во время Великой отечественной. Если вкратце, то оккупировав Прибалтику и прилегающие территории, немцы решили возродить православие, которое большевики успели за время своего правления уничтожить. В центре сюжета — отец Александр Ионов, который между немцами и большевиками, а над ними Бог. Сомнений нет, что тема у Хотиненко сложная, тема неисследованная не только в кино, но и в историческом сообществе, и вместе с тем тема важная, потому что хватает российскую священную корову — Великую отечественную войну — чуть ли не за самое вымя. При этом, с точки зрения драматургии, у режиссера имеется такое пространство для маневра, потому что сама история вроде как конфликт создает: обстоятельства ставят человека перед непростым выбором, и выбор этот делать надо. И если Федор Михайлович на подобных вещах романы строил, то тут все скатывается до уровня мизансцен с Маковецким, жестоких фашистов и не менее жестоких большевиков (кровососы, в буквальном смысле слова, и те и другие), пасторальных пейзажей на широкоугольный объектив, ну и полетов мух и птиц. С птицами вообще все скверно получилось: благая весть тут возникает 22 июня 1941 г., а освобождение от нацистов села Закаты уже что-то из серии репинских «Не ждали».

    К середине фильма вообще начинаешь так болеть за сельского попа, что и не очень-то Красную армию хочешь в кадре видеть, лишь бы пленные с голоду и тифа не умирали, партизаны бы не шалили, а так все окей — Бог один, ему-то какое дело, кто ты — немец или русский. При этом, позиция режиссера остается очень удобной, пунктирно намеченное смирение, тут возводится в степень уже какого-то буддийского послушания и аскезы. Хорошо там, где Бог, а если Бог с врагом, то где твой настоящий враг? Прямого ответа на вопрос Хотиненко не даст до конца фильма, хотя именно в этой загадке вся соль выбранной для экранизации темы.

    Слово «поп» — палиндром, одинаково читается слева и справа. Вот и фильм получился таким же: с какой стороны к нему не подходи звучит он, а точнее молчит, амбивалентно. Подобно калейдоскопу, камера прокручивает одни и те же картинки немецкого грузовика, который выбивает «почву» из под ног у висящих в гитлеровских петлях советских партизан, и грузовика НКВД, увозящего в поле невиновных, — все это мы уже видели, теперь нас хотят приучить ставить между этими машинами знак равенства.

    27 мая 2010 | 20:14

    А как иначе можно сказать о том трагическом переплетении судеб, которое показано в фильме? Сельский православный священник из Латвии, которому выпала доля давать пастырское утешение на оккупированных территориях в годы войны вынужден общаться с бывшим подданным Российской империи служащего гитлеровской Германии, хотя по сути оба они русские их прошлого. Один несет «Слово Божье», другой меч, но без меча не было бы Слова. Вот такой парадокс. Кроме того трагична судьба Евы — крещенной священником еврейской девочки и Алексея Луготинцева бойца Красной Армии, ставшего партизаном. Они уже новое поколение, над которым не довлеет дата рождения в Российской империи и классовая борьба, но каждый из них проходит свой собственный путь к пониманию Веры и к Любви. Если Ева изначально была настроена на путь православия, а жизнь в семье священника ее только укрепила в правильности выбора, то Алексей прошел путь от все сжигающей ненависти, до простой человеческой радости.

    А фоном к вышеназванным действам и чувствам является Великая отечественная война. Здесь нет танковых атак и налетов авиации, никто не бросается на ДОТ, но безусловной заслугой Хотиненко, считаю то, что он смог показать всю неприглядность войны на примере тыловой оккупированной земли. И смерть девушки, и убийство коровы, и пленные доящие ее и дерущиеся за свеклу, т. к. хотят есть, и расстрел полицаев, и казнь партизан — не оставляют равнодушными зрителя, дыхание Смерти на каждом шагу. И все это без чернухи и наклеивания ярлыков, фиксация факта — не более. А оттого, что убийства и горе показано буднично, а враг не изображен истеричным недоумком становится еще более жутко.

    Не буду давать оценок относительно показа в фильме православной составляющей, она огромна, вопрос Веры это личное дело зрителя, и вопрос «предательства» Александра Ионова тоже оставлю как есть, не вправе судить из XXI века о решениях военных лет, отмечу только, что духовная миссия отца Александра несет больший посыл нежели просто обращение «заблудших душ», это служение Гуманизму в самых высших проявлениях — помощь заключенным в лагере военнопленным, не оставление в нужде детей сирот, готовность к самопожертвованию, «сужение о человеке по делам его» — и благословление Фрайгаузена и отказ отпевать убитых полицаев. Он (отец Александр) пример истинного «Доброго пастыря» для нуждающихся в нем, его деяния это обращение людей к Свету, а Свет для него Господь.

    Игра актеров не оставляет равнодушной, если Маковецкий в роли отца Александра сыграл на высоком профессиональном уровне буквально вжившись в роль, то для меня лучшей была его жена Алевтина — Нина Усатова. Вот где воплощение житейской мудрости, с женской ревностью, она истинная опора в духовном служении мужа на земле. Ее уход зимой в лес, это подвиг самопожертвования — спасение близких от страшной болезни. Прекрасное перевоплощение в роль. Остальные актеры (Плетнев, Арзамасова, Лобоцкой) не дали повода сомневаться в своих актерских способностях и порадовали. Отмечу только «полицая Владыкина» в исполнении Степана Морозова, на мой взгляд ему хорошо удалось показать внутренний мир человека служащего врагам — предателя. Страх за свою жизнь толкает его на убийства и жестокость, внешней «крутизной» он глушит внутреннее убожество. На фоне такого предателя — «предательство» отца Александра бледнеет.

    У режиссера Хотиненко получился хороший фильм, где Смерть идет рука об руку с Жизнью, а Добро неотделимо от Зла, где есть место тревоге и накалу происходящего на экране, и место простой радости, а где то и юмора.

    8 из 10

    26 апреля 2010 | 15:33

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 134 руб.
    Blu-Ray, 155 руб.
    подробнее

    Новости


    Российское кино на текущей неделе доминирует в прокате: «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского, «Дом Солнца» Гарика Сукачева и «Поп» Владимира Хотиненко. С опозданием, но тем не менее все равно стартуют эстонский «Класс» и корейская «Жажда». Из голливудских лент в России выходят «Потрошители» Мигеля Сапочника и «Слишком крута для тебя» Джима Филда Смита(...)
     
    все новости

    Статьи


    КиноПоиск беседует с тем, чьими глазами зрители видят фильм еще до его появления на экранах, — с фотографом на площадке. Эта работа сначала может показаться настоящей сказкой: бесконечные путешествия, необычные места съемок, известные актеры и режиссеры в кадре. Но так ли все просто? Рассказывает Ирина Середа, фотограф «Курьера из „Рая“». (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles28 523 147
    2.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy25 115 564
    3.Типа копыLet's Be Cops17 813 722
    4.Неудержимые 3The Expendables 315 879 645
    5.ПосвященныйThe Giver12 305 016
    15.08 — 17.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles187 579 988
    2.Неудержимые 3The Expendables 3135 470 468
    3.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy124 619 645
    4.Навстречу штормуInto the Storm51 151 545
    5.Тайна четырех принцесс24 560 902
    14.08 — 17.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 285 313921 481
    Деньги565 685 382 руб.239 148 657
    Цена билета247,53 руб.3,45
    14.08 — 17.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    135.ВоинWarrior8.202
    136.ГандиGandhi8.201
    137.Заплати другомуPay It Forward8.199
    138.Лицо со шрамомScarface8.198
    139.Белый пленEight Below8.197
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.65%
    32.Земля завтрашнего дняTomorrowland92.50%
    33.ДракулаDracula Untold92.47%
    34.ВаркрафтWarcraft92.32%
    35.ФранкенштейнFrankenstein92.25%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    КьюАй. Весьма интересноQI3
    Район №9District 9878
    Скорый «Москва-Россия»47
    ЛокLocke51
    СлепотаBlindness90
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.539
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles6.528
    Неудержимые 3The Expendables 36.276
    ПосвященныйThe Giver7.051
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue6.800
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Если я останусьIf I Stay28.08
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Самый опасный человекA Most Wanted Man11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    премьеры