всё о любом фильме:

Поп

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Хотиненко
сценарийВладимир Хотиненко, Александр Сегень
продюсерВера Малышева, Наталия Гостюшина, Сергей Кравец
операторИлья Дёмин
композиторАлексей Рыбников
монтажМаксим Полинский
жанр драма, военный, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  320.4 тыс.,    Болгария  17.6 тыс.,    Словения  8.7 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время124 мин. / 02:04
Псковская православная миссия — одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны. С августа 1941 по февраль 1944 года священники-миссионеры из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада России. После занятия этих областей советскими войсками участники Псковской миссии были высланы в лагеря.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (835)
ожидание: 79% (525)
Рейтинг кинокритиков
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм поставлен по одноименному роману Александра Сегеня.
    Трейлер 01:59

    файл добавилLowChurch

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5173 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    После прочтения рецензий заинтересовался данным фильмом и втайне даже удивился, не веря, что в России могут снимать подобные фильмы оказалось, что так и не могут.

    Да это нравственное кино, да тут показана хорошая жизнь священника, да неподдельная игра главных актеров

    Но!

    Главное же как я понял, что фильм снят для православных и духовных людей по заказу некой православной энциклопедии. Где тут тогда духовность?

    1) поп со смирением принимает на себя задачу Псковской миссии

    2) принимает многих детей к себе домой

    3) не отпевает изменников(хотя сам таким является) и пытается спасти партизан

    4) говорит, что не изменял стране, а служил Единому Богу и готов за свою правду пойти на расстрел

    5) возил в лагерь теплые вещи и продукты

    А теперь, что из этого получилось. Это же Россия хотели как лучше, а получилось как всегда

    1) да действительно поп приехал из своего села к митрополиту, что он обязан был сделать. Тут босс вызывает подчиненного, никакого подвига в этом нет. Вот если бы он поехал на фронт из своего уютного села тогда хоть что-то. Босс отправил его на повышение, но сказал что будем работать на завоевателей. Наш поп попробовал повозмущаться, но быстро угас. Да я понимаю, что это смирение, но с другой стороны это и повышение по службе

    2) Поп живет хорошо, что потом и говорят партизане вынося из его дома вещи, он ни в чем не нуждается. Себя он многим не лишал принимая их к себе в дом. Многие люди тогда хлеб делили наполовину с незнакомцем, а тут у него полные закрома, он их взял к себе и подвиг должен быть

    3) Обвиняет своих же, что продались и в этой гневной речи скорее всего выплескивает ненависть к себе и в конце концов он себя не прощает.

    Сцена с партизанами вообще смешная. Он подбежал надеясь выполнить невозможную задачу и зная, что ничего ему не будет так как он находится под защитой рейхсканцлера. После размахивания Библией его уводят и он от безысходности дает увести себя его жене. Так почему он не отпустил грехи партизанам и почему стыдливо дал себя увести?

    4) служение Богу оно конечно едино, но эта мысль в фильме так до конца и не объясняется хорошо ли это быть изменником Родине или так делать нельзя

    5) это сострадание и помощь близкому, но никакой серьезной помощи он им не оказывает и видя как немцы увозят его припасы ничего не делает. Когда же в лагере была эпидемия тифа он постоял, постоял около забора да и ушел. Но почему же он не совершил подвиг хотя бы как Дамиан де Вёстер и не остался в этом лагере?

    Это 5 неудавшихся подвигов духовности.

    - Красивые виды Русской земли, но недостаточно разнообразные

    - Так и не понял где тут можно сдерживать слезы? Хотите сцен голода и насилия? Посмотрите Пианиста, тут даже близко уровень трагичности не подходит к уровню того фильма.

    - Если это фильм о вере, то стоило больше уделить внимание внутренним мукам попа. Может добавить внутренний голос или больше рассказать о его мыслях. Как например внутренний монолог в фильме Револьвер или более полно показать его мысли как в брат Солнце, сестра Луна

    - Зачем ему идти 2 часа? Много лишних кадров и без них картина фильма нисколько не пострадала бы

    Ну чтож Россия я в тебя верю и в будущее нашего кинематографа, но видно еще не время

    5 из 10

    25 марта 2011 | 09:56

    Тема, затронутая в фильме — очень важная, интересная, глубокая и многогранная. С одной стороны эта тема жизни населения на оккупированной территории. Здесь открывается целый пласт еще не раскрытых не не полностью осмысленных вопросов, поступков человека, тяготы его быта, общение с оккупантами, взаимодействие или невзаимодействие с партизанами и т. д. (Да еще авторы сами усложнили себе задачу, взяли не простого человека, а священника.) Для кинематографа с претензией на глубокий смысл — непаханное поле вопросов и ответов. С другой стороны в фильме прослеживается тема собственно нравственного и морального выбора человека, что сейчас напрочь отсутствует в отечественном современном кино. Это еще более широкая тема. И замечательно, что авторы обратились к ней.

    Но, увы, к величайшему сожалению, на вопросы по данной теме не только не даны ответы, но и сами-то вопросы не поставлены, а это очень огорчает, обнажает слабость и сценаристов, и режиссера. Фильм получился унылый, пустой и неинтересный. Еще раз, увы, это искренне огорчает.

    Не надо далеко ходить за примером. Да, о. Александр отказался отпевать убиенных (так и напрашивается «невинно») полицаев. Прекрасный пример моральной стойкости, но в фильме у сюжета нет продолжения, нет остроты. Все получилось нелепо и смазано. Авторы, видимо, сами не смогли ни вопроса, ни ответа найти. Хотя видится, что именно из таких острых и сложных моментов и должен был этот фильм состоять.

    Положим, о. Александр — положительный герой, пусть и по началу согласившийся при фашистах проповедовать православную веру, затем на месте понявший, что оккупация фашистов ужасна, тяжела и унизительна начинает вести антифашистскую деятельность, своим примером (он же пастырь) укрепляет моральный дух окружающих людей, призывает бороться. Да, его служение продлилось бы не долго, но оставило бы след в душах людей. Этого всего в фильме нет, потому что он насквозь ложен. В фильме вообще не показано, что идет тяжелейшая великая народная(!) война. Не показаны и тяготы оккупации, жестокость врага, жертвы мирного населения (кроме убитой в начале девушки). А ведь эти жертвы превосходили военные потери. А фильме мы видим наоборот солнечные дни, реставрация церкви, достают из воды припрятанный колокол, кипит работа, жизнь налаживается…

    Авторы сами себя загнали в ловушку. Как показать сопротивление врагу в лице о. Александра, если они сами демонстрируют и подчеркивают, что все идет отлично. Немцы сами по себе, народ сам по себе. Не чему сопротивляться. Немца-куратора о. Александра играет обаятельный актер, исповедуется, ведет задушевные беседы с о. Александр. Нет повода для противостояния с фашистами, словно нет оккупации. Поэтому все сплошь ложно и неубедительно.

    И если судить строго, что это тянет на предательство памяти наших предков, которые ценой своих жизней сопротивлялись, воевали и победили.

    Видимо почувствовав всю ложность созданной ими ситуации, авторы подсовывают нам обманку. Они хотят нас убедить, что, мол, с одной стороны фашисты, с другой большевики, а посередине Бог. И о. Александр служит именно ему, а тема служения Родины отходит на второй план, точнее на самый последний план. Хотя, как верно замечено в отрицательном отзыве, нет большей радости для истинного православного, как умереть «за други своя». Этот важнейших вопрос тоже прошел мимо авторов фильма. Идет тяжелейшая война, казалось, бы есть повод. Люди гибнут за Родину, не все были верующими, но эта их гибель искупает всё. Атеизм — путь к Богу через черный ход, говорил Бердяев. А для Бога хуже всего быть теплохладными, средними. Об этом наша великая русская литература. Но не таким ли показан о. Александр? Не беда, если бы это подчеркивалось в фильме, обострялась его душевная слабость и немощь, но авторы-то хотят нам доказать, что он положительный…

    Далее по шаблонам современно кино фильм показывает немцев добренькими и совсем незлобными, вынуждают им сочувствовать. Не буду повторяться, об этом писали. Зачем эта ложь? Жалость к немцам, ненависть к советским солдатам удручает и злит. Сколько можно?

    Сцены с исповедями кажутся надуманными. Ну, все хотят о. Александру исповедаться и предатели, и красноармейцы, и фашисты в одном фильме. Странно? Можно допустить, что у каждого есть муки совести, но так массово стремиться к исповеди кажется ложным.

    Ложен и положительный (по фильму) герой Плетнёва. По началу он вообще смахивает на дезертира. Не потому, что оказался в окружении, а потому что остановился в родной деревне, сидит в засаде, прячется. Потом вроде примыкает к партизанам, чем себя оправдывает, хотя кажется, что он должен был идти дальше к своим, но родные места его, мол, не пускали, да еще примешивается личная месть, опять же замещается служением Родине.

    Да и вообще ложен подход дни ВОВ мерить церковными праздниками.

    Это только частности. А таких частностей много, и фильм уже кажется пропитанным ложью насквозь.

    Приход Красной Армии вообще оборачивается наступлением произвола, а не долгожданной выстраданной и заслуженной Победой. Конец церковным службам, кровожадные комиссары-кровопийцы заседают в церкви, бьют священника, грубят его детям и т. д. Да и вообще в кадре уже нет размеренной тихой жизни, а наоборот сумятица, все мелькает, шум, крики… Зачем опять нас подспудно приучают к мысли, что приход большевиков обернулся злом кошмаром, арестом о. Александра. Да, да, присутствуют все антисоветские штампы современного кино, о которых очередной раз и говорить не хочется.

    Но кино посмотреть надо, чтобы самому задуматься на заданную тему, перед собой вопросы поставить, и не на деле конечно, а мысленно попытаться дать на них ответы.

    Авторы могли бы в фильме показать, что не нам судить людей, оказавшихся на оккупированной территории или в окружении, в плену. Я имею в виду не пособников врагов, а именно гражданского населения — жертв обстоятельств, военнопленных. Частично этот вопрос поставлен в «Проверке на дорогах».

    Но фильм нам этого не говорит, молчит. С православной точки зрения это звучит так: у каждого есть свобода выбора. Но какой выбор сделал отец Александр так и не ясно. И даже не показаны, например, его страдания и душевные муки от того, что он это выбор сделать не может.

    Показано лишь поверхностно — формально он за немцев, но сомневается и совершает какие-то мелкие сомнительные деяния или же не может ни на что повлиять.

    Повторюсь, что идея была отличная, но исполнение не нулевое, а отрицательное.

    Остается отметить только прекрасную игру актеров, особенно Маковецкого и Усатовой. Операторская работа на высоте. Мастерски показана величественная родная красота нашей природы. Так вот показали бы, как она дорога нашим людям, и за родную землю и воевали наши деды, но, увы, этого нет.

    3 из 10

    3 марта 2011 | 20:48

    СпасиБо за такие фильмы!

    За то что мы дожили до того, что моем видеть объективную правду жизни. За то, что здесь нет просто поливания грязью фашистов или коммунистов, здесь ЖИЗНЬ настоящего Человека и те испытания, которые ему пришлось пройти.

    Самый радостный фильм. Радостный и трогательный.

    Радость сквозь боль и слезы, сквозь сострадание и преклонение перед подвигами Русского народа.

    Фильм, в котором нет фальши, лицемерия, наигранности. нет моментов где затянуто или перегружено. Всё гармонично и искренне. Зрителя не пытаются впечатлить спецэффектами, напротив, взывают к нашей душе.

    Всё в нем подобрано с точностью до каждого мгновения. В своем образе, вдухе православия, в любви не только Батюшка, но и жена, и Ева, и даже кошка, которой вообще нет равных.

    История о тех, о ком мы не знаем совсем ничего.

    История трагичная, добрая и пронизанная светом.

    -Батюшка, а пищать грешно?
    -Нет, но лучше не пищать.

    и как после этого можно не улыбаться, не радоваться?

    Это великое Счастье, что мы можем просто взять однажды вечером, сесть смотреть этот фильм и невольно погрузиться в тепло уют и Любовь.

    19 апреля 2010 | 15:18

    Поначалу фильм вызвал смешанные впечатления. Если оценивать техническую сторону (работу оператора, сцены, «давление на нервы» и тд) — то честно говоря не впечатлен. Действительно, зачем ветер-мегашум в спину уходящего солдатика, или детишки протягивающие ручки и ненатурально предлагающие «взять их кровь вместо отца»? Еще эта муха бренная в начале.

    Есть конечно моменты удачные, особенно мне понравился сон отца Александра, также кадр с выменем мертвой коровы. Кстати, чтобы понять эту сцену с коровой — нужно знать сам первоисточник, по которому сняли фильм. Тут кто-то уже писал в рецензиях про сравнение с Москвой и т. д.

    Но техника техникой, а в фильме все же важна суть. И суть в фильме, на мой взгляд, в вере.

    Вера священника, не зависящая от власти, от личной трагедии, от любых условий. Это впечатляет по настоящему, дает заряд бодрости, вдохновляет.

    В фильме много пронзительных моментов, всплывающих в памяти вновь и вновь.

    Когда местный полицай рассказывал как он убивал бабку с дедкой, пацана 15 лет, а потом годовалого ребенка… отец Алексей плакал, это видно было по глазам, душа плакала в сопереживании.

    Много сцен, в которых раскрыта живая вера в Искупителя, единственного Начальника. И Начальник у отца Алексея — всегда Бог, а не временные яростные советские комиссары или «ни теплые ни горячие» немецкие полковники.

    Немного отвлекал православный налет, но не суть. Вера показана, Иисус прославлен, вклад в духовную копилку сделан.

    В заключение, небольшая вырезка из интервью с автором романа:

    Сегень: Плохое православное кино — это гораздо страшнее, чем просто плохое кино.

    Известия: Какое православное кино вы считаете хорошим?

    Сегень: То, которое заставляет людей задуматься и подталкивает их к вере. Задача художника — подтолкнуть человека к спасению.


    На мой взгляд, фильм однозначно попадает в категорию «хорошее православное кино». На одну полочку с Островом.

    9 из 10

    17 апреля 2010 | 02:24

    Долго не решался смотреть этот фильм. Актёрский состав хороший, и режиссёр вроде неплохой, да и про попов люблю, но вот тема… тема уж больно скользкая, непростая. Боялся, что акценты расставят неверно, прицел будет сбит и выйдет какая-нибудь политическая агитка — придется тыкать мышкой в низкую оценку, несмотря на Маковецкого в главной роли.

    Сейчас, когда «Поп» выйдет на большие и малые экраны, тут такое начнётся в прессе перед празднованием юбилейной годовщины великой Победы… Ага-а! Поп, собака, кому ты служишь — нашим или вашим?! Да как ты смел не рвануть на фронт в первые же дни войны?! Да как ты мог не плюнуть в морду первому же попавшемуся оккупанту?! Выразители этих отповедей есть среди персонажей фильма, скоро они сойдут с экрана для написания разоблачительных рецензий.

    И не удивительно. Ведь надо знать новейшую историю Русской Православной Церкви, а кто ее нынче знает? Надо примерить на себя ситуацию, в которой оказались главные герои и честно задуматься: а как я бы, а что я бы на их месте?.. Надо найти в себе силы отстраниться от советских стереотипов: комиссары и партизаны — исключительно добрые былинные богатыри, гитлеровские немцы — исключительно злые звери, полицаи — вообще грязные насекомые, а попов и не было совсем. И женщин, выбегавших с букетами к первой колонне захватчиков, а потом к первой колонне освободителей — тоже не было. А если были, то нелюди они.

    Поп Маковецкого и весь «Поп» Хотиненко — он как раз о том, что и те и другие и третьи — это в первую очередь люди. Не инфернальные упыри, не былинные полубоги, а всего лишь обычные человеки. Только у одного на голове фашистская каска, у другого офицерская фуражка, у третьего окровавленные советские бинты, у четвертого, пятого, шестого — картуз полицая, деревенская кепка, косынка, но все они независимо от головного убора — люди со своими страстями, чувствами и мыслями. И над каждой головой независимо от головного убора — Бог. Все под Богом ходят независимо от рода, нации и гражданства.

    Ну и как к ним относиться бедному окающему деревенскому священнику? Деревенский священник собирает со всей округи в свою избушку осиротевших детишек… и к заигравшимся в войну взрослым относится как к детям.

    Он прекрасно знает, что «псковская миссия» — прожект временный. Одержит победу Гитлер — пойдут под нож все русские попики вместе с со своей миссией, одержит победу Сталин — то же самое, пойдут как миленькие в лагеря. Но раз свече дают возможность ярко вспыхнуть перед тем, как догореть, маленький деревенский священник спокойно соглашается на горение в вере. Получает благословение у священноначалия, восстанавливает оскверненный храм, проповедует Христа распятого, а потом уж пусть распинают и его…

    Поражает разнообразие и яркость красок в фильме при, казалось бы, мрачности сюжета. Особенно в сравнении с «Островом» Лунгина. Фильм давит, но светло на душе, его хочется пересматривать в отличие от недавнего «Царя».

    Опять же не один Маковецкий «вытягивает» фильм. Ему эта тема близка, он не играл, а жил своей ролью. Но интересно и то, что раскрылись практически все актеры, даже те, от которых мы этого и не ждали. Надо думать, здоровая атмосфера царила на съёмочной площадке.

    Для меня лично Хотиненко полностью реабилитировался после своего «1612». Теперь без особых опасений жду «Достоевского».

    10 из 10

    24 марта 2010 | 12:33

    Актеры — это лицедеи по своей сути, рядятся в разные одежды, примеряют личины и маски. Но среди армии разномастной братии встречаются диаманты, артисты, познавшие суть кадра. Они тоже гримируются согласно сценарным задумкам, шутят и умирают на экране, но умудряются при этом совершать невозможные по дуализму вещи. Зритель видит Леонова или Евстигнеева, особо не старающихся визуально измениться в разных картинах, и не видит их, полностью ассоциируя с горе-дрессировщиком или Петей-Ручечником. Это совсем не тот эффект, что вызывают Джекки Чан или Арнольд Шварценеггер, там самого актера зачисляют в персонажи (как у нас это было особенно ярко выражено тройкой Никулин-Вицин-Моргунов).

    Такой редкой по теперешним временам особенностью обладает Сергей Маковецкий. Хоть убейте меня, но именно он, а не его персонаж сидит с подводниками на глубине 72 метра, именно он покупает на последние деньги пистолет Макарова, чтобы разбудить в интеллигенте воина, именно он ввязался в суд присяжных, чтобы разобраться. И, разумеется, это сам Сергей Васильевич служил в сельском приходе священнослужителем, батюшкой, попом.

    Образ целителя человеческих душ редко получается разносторонним, словно и не люди они, а Функция. Бросает по самым разным полюсам — то бесноватый отец Фёдор оголтело рубит гамбсовские полукресла, то непорочный старец Сергий благословляет богатырей на подвиги ратные. Отцу Александру тоже выпала вполне однозначная миссия — творить добро вечное среди зла земного. И хочется верить, что такие священники были в реальности — не отращивали живот непомерный подаяниями прихожан, не искали местечко потеплее, а готовы были поделиться, чем есть с беспризорниками или другими нуждающимися. Мягкая речь отца Александра, словно речушка чистая, останавливает руку с карабином. Его поступки заставляют людей почувствовать потребность в самой церкви. И даже солдаты, арестовывающие попа, выглядят неуютно, тяготясь пилатовской ролью.

    Конечно, жизнь далека от канонических образов. Прототип главного героя, Алексей Ионов не терзался мыслями о предательстве, он безоговорочно принял фашистский режим, как меньшее зло и шел с ним до конца. Псковская православная миссия была тоже не столь прозрачна, как отображена в фильме. Но произведение Владимира Хотиненко, в первую очередь, это художественная картина, с образами и размышлениями, и подходить к ней с меркой исторической правды будет неправильно. Тем более, что кто эту правду истинную ведает. Многие ли вообще интересовались ролью православной церкви в войне.

    Конечно, заслуга Сергея Маковецкого в восприятии кино неоспорима. Но, как говорил его герой, без жены я как единица без нуля. Попадья вышла колоритная, и статью не обделена, и характером, и добротой. И её уход — эмоциональный пик всей ленты. Правда, всё-таки видно, что Нина Усатова играет роль. Честно, старательно, но всё же играет. Как и другие актеры — подросток Арзамасова, красноармеец Плетнев, русский немец Лобоцкий.

    Современное российское кино в массе своей является чем угодно — эпатажем, мейнстримом, плэйсмент продакшном, мылом, но только не кино. Но то тут, то там ростки все же пробиваются. Конечно, титульные заставки, повествующие о ведущей роли Газпрома, Министерства культуры или православной киностудии заставляют напрячься, но финальная благостность, несмотря на весьма не сусальное происходящее, полностью растворяет напряжение. Как бы ни относились к неоднозначным вопросам религии и атеизма, партизан — полицаев — фашистов, латвийско — российской дружбы, лента затрагивает более вечное, и посмотреть её стоит.

    2 мая 2013 | 21:16

    Цель режиссера в этом фильме, высокая до невозможности: дать не образец даже (этого добра полно, особенно в искусстве тенденциозном), а идеал. И мне кажется, как люди вменяемые они прекрасно понимали ее неподъемность средствами искусства. Только у иконописцев такие «краски» есть, чтоб святость проступала однозначно и чтоб молитва росла из нее, но не у режиссеров и актеров.

    Но и Хотиненко, и Маковецкому, это в фильме видно отчетливо, близок постулат Гете: «высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже низких целей, хотя бы достигнутых». Это стремление показать путь к эталону, вершине, путь ввысь мне близко в этом кино, причем путь не святого, а просто человека. И именно путь, а не столпничество в однажды достигнутом совершенстве.

    Хотитненко дает не просто патриотическое кино, не просто кино историческое — о былом, о замечающей изъяны любви к нему. Он дал актуальный фильм о том, что именно делает человека настоящим. И как можно сохранить в себе это, защититься, отмыться от не себя в себе.

    Все герои фильма «Поп», даже отрицательные, практически лишены наносного. Ни в ком нет прикрытий и загородок для настоящего (зла или добра). Никто не претворяется, не играет. Может, такое время — война, маски не для нее — для мирной жизни.

    С радостью, если не со смаком, исповедуется предатель, бывший милиционер, а ныне полицай Владшин, словно плюет в лицо священнику, будто над самим добром глумится, с остатками человека живого в себе прощается. И нет у него желания скрыть зло свое, патокой замазать, подрумянить как-то.

    Так же, не таясь, не прячась, в фильме действует и добро. Оно открыто и в любви, и в ненависти. И очень действенно. Не случайно главный герой носит имя Александр. Его покровитель св. Александр Невский — не только святой, но и воин, а для него необходимость не только любовь, но и ненависть. «Все, что гнусно, нестерпимо/ Должен он сгонять со света». Не насилием, силой, силой веры, получается это у отца Александра.

    Враг для него — это именно враг, а не просто заблудший, также как зло — зло, и розовую жалость к нему он не примешивает. Полицаев не отпевает, а Фрайгаузену кричит: «Вон из моего дома!». Ведь у православных все четко и ясно: к чему мешать соленую и сладкую воду? Ни соленой, ни сладкой не будет смесь. Так и с добром и злом…

    А Иван Федорович — русский немец — как раз такой герой — балансирующий, не горький, не сладкий, половинчато-срединный, средний. Несъедобный на вкус. Может, поэтому он и платит меньшую цену на этой войне. Высокую цену платят те, кто сделал четкий выбор.

    Немец Иван много умствует, о религии в том числе, о пользе и выгоде, о том, как правильнее, безопаснее поступить. Из его лексикона словно ластиком стерто слово «правда». Он живет даже себе не веря, это видно.

    Рядом с цельным человеком — отцом Александром — словно сдувается вся спесь Фрайгаузена. И он понимает, наверное, что задай ему тот откровенно и в лоб простой вопрос: «Ты в Бога веришь ли?», также просто, прямо и откровенно он не ответит. Только длинно, ступенчато, системно, со всеми уместными доказательствами и пользами…Так, как он, верить нельзя.

    Это договор, а не вера. А с Богом не договариваются, ему молятся…

    Отец Александр просто верит. И беспримесной простотой этой веры своей заражает других. Ведь рядом с прямым словно бы сам выпрямляешься. Или хоть начинаешь видеть свою кривизну …

    Вера попа абсолютна. Такая только и может спасти. А кто-то всю жизнь пьет молоко из-под мертвой коровы, механически, рассудочно, скользко прикасаясь к тому, что не требует подтверждений, объяснений, уверений, касаний…

    Гете сказал: «всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в чем он убежден». Война — это та самая ситуация, где это наиболее очевидно. Побеждают те, в ком есть вера, кто убежден в своей правоте, влюблен в свою истину. А не исполнилось убеждение твое, значит, не было должной веры. Действовать в согласии с тем и согласно тому, во что веришь, — самое трудное в мире.

    Какая же трудная была задача у Маковецкого! Не скрою, я не поклонница этого актера, когда смотрела на него здесь, почему-то вспоминала его инвалида из виктюковской «Рогатки». И все же тут он сыграл самое настоящее чудо. Почти радугу. А с ней ведь как: если держится четверть часа, то ее перестают замечать. Маковецкому пришлось светить дольше, причем «доставать» радужные блики и отблески из трагедии, погружаясь вместе со своим героем во зло и смерть (сон попа — удачная иллюстрация такого погружения).

    Фильм прошел для меня ровно, спокойно, и не утомил, и в состояние шока или аффекта не бросил. Но финальная сцена, где крупные планом глаза Маковецкого и это его тихое Слово «дети» — безусловное потрясение. Настоящее, без эйфории, без розовых соплей, без наплыва сентиментальных слезинок.

    Когда-то я много писала о религиозно окрашенном искусстве, пыталась как заправский исследователь выявить его внутренние законы, «формулы», символы, константы, «типажи». Есть один знак у такого искусства отличительный. Оно всегда имеет Центр, к которому сведены, устремлены, повернуты все линии, все лица, все образы, все мотивы. И это не человек.

    Хотиненко же сделал центром именно человека. Он — и доказательство Бога, и доказательство веры, надежды, любви, и торжество жизни, и правота, и подвиг. Все в нем. И при этом человек этот вовсе не стремится быть святым, может ошибаться, гневаться, не прощать…

    Его стремление — именно остаться собой. Человеком — до конца. А способ -

    следовать за Христом, причем не след в след ступая, а намечая свои следы, близкие, рядом, иногда не очень верные, иногда нечеткие, слепые, но свои.

    Есть аналогия у меня одна. Из школьной программы. Идеальный «круглый» русский тип — Платон Каратаев Толстого. Он толстовская иллюстрация идеи непротивления злу. Очищен от злобы и ненависти. И не воин уже вовсе. А в добре своем почти юродивый.

    Отцу Александру путь непротивления не подходит.

    Он идет дорогой Невского. Его любовь — борьба. Его смирение — стояние на своем до конца. Его мягкость — не созерцание, а действие. Его стезя — не удаление от сует, а прямое, здоровое, уверенное, меняющее жизнь вмешательство.

    Есть еще одно определение подвига на войне для меня теперь: не оставаться в стороне, знать твердо, какая — твоя. А сторон у войны, как выясняется, бывает много… И выборов тоже. Не только между смертью и жизнью, между добром и злом, между Богом и дьяволом…

    Между собой и не собой еще. Самый зыбкий выбор…

    25 июня 2013 | 17:42

    Фильм мне очень понравился. Удачнейшая работа Маковецкого, Усатовой.

    В таких фильмах даже средние актеры раскрываются. Приятно удивила Лиза Арзамасова — молодец!

    Что меня удивляет, так это то, что даже в положительных отзывах пишут о «хороших фашистах» и «негодяях своих».

    А я не увидела в фильме хороших фашистов. Точно так же не увидела и негодяев своих — чтобы их можно было защищать. Полицаи и изображены полицаями — людьми, которые во что бы то ни стало хотят сохранить свою жизнь. При любых режимах, за любые злодеяния они хотят тупо жить.

    Отец Александр ни на кого не работает, он в ответе только перед Христом (о чем в фильме прямо и сказано). Это Человек, который знает только одно — свое служение, и живет в полном согласии со своим знанием.

    И тем более возвышаю этого героя, что он понимает — ни от фашистов, ни от своих ему не уйти. При любой власти он будет казнен, и несмотря на это он не идет на компромиссы.

    А Фрайгаузен — вовсе не хороший добрый фашист. Он — приспособленец. И не зря в конце есть строчка о его воспоминаниях, в которых об Отце Александре ни слова. Этим двум людям никогда не понять и не приблизиться друг к другу, так что ж и писать то, о чем не понятно.

    Я было тоже оправдала Фрайгаузена для себя, но эта финальная строчка все расставила по местам.

    Для меня этот фильм о том, что во все времена, во всех нациях есть хорошие, и плохие, есть очень хорошие и очень плохие. А есть Люди, которые стоят Над. Над теми и над другими. Понимают весь ужас происходящего, помогают, чем могут, и продолжают служить своему предназначению.

    Фильму 10 из 10, не раздумывая и не колеблясь.

    8 апреля 2010 | 11:03

    Не секрет, что во времена ВОВ отличительной чертой русского человека, будь то воин или крестьянин, в глазах немцев была вера, доводившая порой до противоречащего инстинктам самопожертвования. Эта сила духа имела безусловный патриотический подтекст, поддерживаемый пропагандой непобедимости, и религиозную составляющую. Последняя усилилась за счет послаблений нетерпимого к религии советского режима, сохранившихся «островков» веры по всей стране и стремления Германии к созданию автономных церковных структур, что «превращали бы каждую деревню в независимую секту». Одной из таких структур стала Псковская православная миссия, охватившая обширные территории, захваченные немцами. Именно о происходящих в ней событиях идет повествование в картине Владимира Хотиненко «Поп».

    Затронутая тема привлекла внимание за счет своей неоднозначности и деликатности — исторические искажения и однополярность идеи неизбежно вызвали бы дискуссии. В то же время создатели была стеснены скупостью фактического материала, что делало картину уязвимой для критики. Тем не менее, по окончании просмотра сложно предъявить претензии к предвзятости или неправдоподобности, что тем более ценно при столь щепетильном описании атмосферы оккупированной территории. «Поп» — военная драма, но в нем нет места сражениям и, как следствие, бесчисленным трупам, голоду и всепоглощающему ужасу. Точно и лаконично окружающую героев среду описал один из солдат немецкой армии: «Странное место эта Россия — какое чудовищное сочетание убожества жизни и красоты природы». Убожеству жизни, однако, противопоставляется вера населения, прежде всего самого попа, Александра Ионина. «Самый что ни на есть выдающийся тип русского батюшки» — это про него: добрый, рассудительный, верный своему делу и Богу, любящий жену и детей, как своих, так и приемных беженцев, которые стали одним из немногих, но ощутимых веяний войны.

    Роль священника и в мирное время важна, что уж говорить о военном — отец Александр преобразил свое окружение, восстановил храм, превращенный режимом в «Клуб им. тов. Кирова», крестил приемных детей, окружив их заботой. Найдя общий язык с немцами, он все равно оказался под ударом: партизанские войска не жаловали «миссионеров». Дальнейшие события описывают зыбкий баланс, который священнослужитель пытался найти между долгом, осознанием реалий и внешним давлением. Множественность приоритетов не привела к непоследовательности описания, ответвления сюжетной линии привнесли разнообразия — сплошные плюсы.

    Несправедливому, но столь свойственному священникам Советского Союза исходу отца Александра поневоле не удивляешься — за время просмотра привыкаешь к лицезрению реалий жизни, пусть и в толерантном свете. Как и главный герой, режиссер картины смог угодить «и вашим, и нашим» — «Поп» смотрится легко, как для военного фильма, живо, как для правдоподобного исторического, и чувственно, соответствуя своей драматической сути.

    Результат достигнут благодаря мастерству актеров (вдохновенная игра Маковецкого и Усатовой, которая уже получила «Золотого орла» за роль попадьи), интересному сюжету, показавшему военное время в новом ракурсе — глазами попа, который в ответ на призывы к побегу спокойно отвечает: «Я от немцев не бегал, неужто от своих побегу». Чего в этой фразе больше — уверенности, покорности, веры или отчаяния — кто знает, но то, что экранизация одноименного романа Александра Сегеня удалась — несомненно.

    28 марта 2010 | 00:15

    «Псковская православная миссия — одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны," — говорят нам афиши. «Ну и слава богу» — не раз подумала я в течение фильма.

    Честно говоря, противишься всему уже с первых секунд, когда по экрану ползут через запятую «Газпром», «Фонд поддержки патриотического кино» и Министерство культуры — от такой компании сразу веет каким-то душком. Ну а дальше…

    Мне показалось, что, ставя перед собой вопрос, зачем снимать этот фильм, г-н Хотиненко был немногим честнее режиссеров, снимавших при поддержке всевозможных фондов народного просвещения иные псевдопатриотические ленты последних лет — от «9 роты» до «Адмирала». Потому что этот фильм выглядит плохо слепленной под госзаказ «программной» — не драмой даже — драмкой, а не режиссерским откровением. Потому что он едва ли заставит «рядового зрителя» задуматься, а задумавшихся — не гнать в ужасе свои мысли. Потому что в этой тяжелой, страшной и беспросветной ленте нет ни одного представителя «светлых сил», хоть на первый взгляд таковым и кажется поп Ионин. Фильм, вышедший за полтора месяца до юбилея Победы, под флагом освещения малоизвестных страниц отечественной истории просто валит на лопатки среднестатистическую картину этой войны: поколению, знающему о ней лишь из прекрасных лент советской классики, поверьте, не хочется видеть обоюдные ужасы, происходившие в на оккупированных территориях. Прекрасно понимая умом, что уродов со всех сторон хватало, я не хочу, чтобы весьма сомнительный режиссер насильно сдирал весь романтически-патриотический флер с образа советского народа времен ВОВ.

    Дальше. Я, не являясь верующим человеком, все же хочу надеяться, что вера не есть приспособленчество и соглашательство (не будем сейчас о патриаршем «майбахе»); но зачем, зачем министерству культуры и фонду патриотического воспитания понадобился фильм, где попы едят с той руки, которая кормит, и если трепыхаются, то как-то слабенько, скорее для проформы? Там, где творящийся беспредел выходит за все рамки и человеческий разум, кажется, не может постигнуть его животной природы, там, где люди в целях самосохранения запрещают себе мыслить и начинают приспосабливаться, ведя животное существование, — не свет и не спасение ли должна нести вера? А вместо этого нам показывают беседы с мухой, лихорадочные сны и безучастное созерцание оккупационного произвола. Смирение попу-то, может, и положено, но оно отчего-то вызывает у зрителя очень неприятное впечатление. Смирение! Этому ли учит нас вера, чьи посланцы представлены, словно трава, которая клонится туда, куда ветер дует? Те, что подставляют после пощечины вторую щеку. Их безучастный фатализм — на все воля Господа! — должен, казалось бы, символизировать внутреннюю силу личности, а становится бессилием и безнадегой.

    Единственным более-менее живым, а оттого симпатичным получился Леха — герой Плетнева, да и сцена в храме, когда он стреляет по иконе, произвела впечатление.

    Которое, однако, было испорчено какими-то совершенно идиотскими и неуместными спецэффектами, не несущими к тому же смысловой нагрузки — вроде голубя, летящего над рекой или трепещущего письма Алевтины. Эти-то спецэффекты и добили. Ни по форме, ни по содержанию фильм, мне кажется, не пришелся ко двору.

    3 из 10

    1 мая 2010 | 06:40

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 140 руб.
    Blu-Ray, 143 руб.
    подробнее

    Новости


    Британский телевизионный хит «Бесстыдники», чьей американской версии с Уильямом Х. Мэйси и Эмми Россам удалось еще сильнее полюбиться зрителям, получит российскую адаптацию со звездами «Каменской» и «Чернобыля». Производством отечественного ремейка займется студия Yellow, Black and White, а покажет его канал НТВ(...)
     
    все новости

    Статьи


    КиноПоиск беседует с тем, чьими глазами зрители видят фильм еще до его появления на экранах, — с фотографом на площадке. Эта работа сначала может показаться настоящей сказкой: бесконечные путешествия, необычные места съемок, известные актеры и режиссеры в кадре. Но так ли все просто? Рассказывает Ирина Середа, фотограф «Курьера из „Рая“». (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Мир Юрского периодаJurassic World30 900 000
    2.ГоловоломкаInside Out30 105 000
    3.Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys28 700 000
    4.Супер Майк XXLMagic Mike XXL11 600 000
    5.Третий лишний 2Ted 211 000 000
    03.07 — 05.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГоловоломкаInside Out197 667 684
    2.Третий лишний 2Ted 2184 601 619
    3.Мир Юрского периодаJurassic World124 063 569
    4.ПолтергейстPoltergeist31 092 390
    5.ШпионSpy21 436 932
    25.06 — 28.06подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 343 811855 764
    Деньги602 504 977 руб.210 484 821
    Цена билета257,06 руб.2,97
    25.06 — 28.06подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    120.Малышка на миллионMillion Dollar Baby8.229
    121.Самый быстрый IndianThe World's Fastest Indian8.223
    122.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Король шантажа8.221
    123.Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен8.217
    124.Брат8.210
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.МарсианинThe Martian97.84%
    2.ВозвращенецThe Revenant97.05%
    3.5-ая волнаThe 5th Wave96.39%
    4.Отряд самоубийцSuicide Squad96.30%
    5.ЛевшаSouthpaw96.18%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Карен плачет в автобусеKaren llora en un bus1
    Терминатор: ГенезисTerminator Genisys80
    Супер Майк XXLMagic Mike XXL4
    Citizenfour: Правда СноуденаCitizenfour6
    Единичка10
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Терминатор: ГенезисTerminator Genisys6.909
    Третий лишний 2Ted 26.349
    ГоловоломкаInside Out8.461
    Мир Юрского периодаJurassic World7.155
    Супер Майк XXLMagic Mike XXL6.605
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    МиньоныMinions09.07
    Человек-муравейAnt-Man16.07
    Шальная картаWild Card30.07
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation06.08
    СтрингерNightcrawler06.08
    премьеры