всё о любом фильме:

Поп

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Хотиненко
сценарийВладимир Хотиненко, Александр Сегень
продюсерВера Малышева, Наталия Гостюшина, Сергей Кравец
операторИлья Дёмин
композиторАлексей Рыбников
жанр драма, военный, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  320.4 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время124 мин. / 02:04
Псковская православная миссия — одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны. С августа 1941 по февраль 1944 года священники-миссионеры из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада России. После занятия этих областей советскими войсками участники Псковской миссии были высланы в лагеря.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (722)
ожидание: 78% (525)
Рейтинг кинокритиков
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм поставлен по одноименному роману Александра Сегеня.
    Трейлер 01:59

    файл добавилLowChurch

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5194 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Вот это я понимаю российское кино, такое приятно посмотреть и за границу не стыдно отправить. Несмотря на то, что в картине уложен весь период военного время, сюжет детально проработан и понятен. При просмотре ни на минуту не теряешь сути происходящего.

    Фильм повествует об одном из нелёгких периодов жизни попа. Его сыграл Сергей Маковецкий, кстати, очень реалистично, словно это не актёр, а на самом деле человек, посвятивший всю жизнь церкви. Главному герою при оккупации немцев пришлось принять довольно непростое решение: либо принять сторону немцев и начать возрождение церкви, так как нехорошие коммунисты разорили все святыни. Либо отправится в лагеря нацистов. После посещения Риги, где владыка Сергей посоветовал батюшке возглавить Псковскую православную миссию, поп всё же решил выбрать веру при нацистах, нежели безверие при своих. Но данное решение не означало предательство, так как всё было формально, и главный герой не оказывал помощи немцам. Вместо этого он собирал гуманитарную помощь с окрестностей и отвозил её в лагерь к пленным.

    Задумка кажется скучной, но это только на первый взгляд. Затягивает история попа, решения и действия, принимаемые им, которые буквально балансировали на грани веры и предательства. Насколько история правдоподобна особо не задумываешься, потому что наверняка это не единичный случай того времени, когда человек вместо войны выбирает восстановление церквей и веры среди народа. Конечно, в конце войны православная миссия была варварски прекращена СССР. Именно это в финале картины особо удручает. Все священники того времени прошли тяжкие гонения от своей же страны, которая, когда стало трудно (битвы под Сталинградом и Москвой), не побрезговала назначить митрополита и попросить благословения на победу. Жаль, что после победы разорения церквей продолжились.

    В итоге твёрдо ставлю 9/10. Картина вполне достойна просмотра, но не каждому нравятся духовные фильмы, поэтому думайте сами, смотреть или проходить мимо… Я же советую уделить внимание столь удачному кино.

    9 из 10

    1 июля 2010 | 17:44

    Я читаю рецензии многих почитателей кино и поражаюсь их недалёкости в знании нашей истории! Я думаю, что многим надо припомнить хотя бы школьную программу, не говоря уже о чём-то более масштабном.

    Фильм настолько ярок в описании того времени, что становится неумолимо больно и обидно за наше прошлое. Гонение церкви, подавление веры в высшую силу. Все наверное забыли, что делал Сталин. Огромный поклон ему за победу перед фашистами, но и наших добропорядочных людей он немало погубил!

    Этот фильм сделан безукоризненно, нет ни одного актёра, который бы портил общую картину! Да, может голубь там и выглядел не совсем естественно, но это ничто по сравнению с самой сутью фильма!

    Эта картина катализирует многие чувства забытые нами. Если в нашей жизни было бы побольше таких священников, то и Веры было бы гораздо больше. Очень интересно наблюдать, как в реальной жизни «реальные» священники разъезжают на последних моделях Mersedes, и для которых Православие — это не больше, чем бизнес.

    Если честно, русский кинематограф мне не по душе, но этот фильм — непоколебимое исключение. Эта картина выводит нас на новый уровень.

    Советую посмотреть его всем. Он подарит Вам свежие переживания и разбудит те чувства, которые топит наша эпоха.

    10 из 10

    1 июня 2010 | 13:48

    Фильм очень сильно отличается от большинства современных российских лент, если не сказать, что является полной их противоположностью.

    В первую очередь, это глубоко нравственное кино, затрагивающее огромное количество вопросов, связанных с духовным состоянием человека. Постоянно перед героями ставятся сложные жизненные задачи, трудности, из которых, в большинстве случаев, есть только два выхода — хороший или плохой, добро или зло, жизнь или смерть.

    Посмотрев картину, ощущаешь некий душевный подъем, взлет. Каждая минута фильма заставляет задуматься, заглянуть в себя и спросить: «А как бы я поступил на его месте, что бы я сделал?»

    Очень поразил Сергей Маковецкий своей великолепной и неподдельной игрой, показывающей образец истинного смирения и христианских добродетелей. Он рожден для таких ролей.

    Мой окончательный вывод: это кино для всех и каждого. Обязательно нужно хоть раз увидеть, прочувствовать и понять, потому что нельзя упускать ни единой возможности духовно образовываться.

    10 из 10

    24 марта 2010 | 17:20

    Актеры — это лицедеи по своей сути, рядятся в разные одежды, примеряют личины и маски. Но среди армии разномастной братии встречаются диаманты, артисты, познавшие суть кадра. Они тоже гримируются согласно сценарным задумкам, шутят и умирают на экране, но умудряются при этом совершать невозможные по дуализму вещи. Зритель видит Леонова или Евстигнеева, особо не старающихся визуально измениться в разных картинах, и не видит их, полностью ассоциируя с горе-дрессировщиком или Петей-Ручечником. Это совсем не тот эффект, что вызывают Джекки Чан или Арнольд Шварценеггер, там самого актера зачисляют в персонажи (как у нас это было особенно ярко выражено тройкой Никулин-Вицин-Моргунов).

    Такой редкой по теперешним временам особенностью обладает Сергей Маковецкий. Хоть убейте меня, но именно он, а не его персонаж сидит с подводниками на глубине 72 метра, именно он покупает на последние деньги пистолет Макарова, чтобы разбудить в интеллигенте воина, именно он ввязался в суд присяжных, чтобы разобраться. И, разумеется, это сам Сергей Васильевич служил в сельском приходе священнослужителем, батюшкой, попом.

    Образ целителя человеческих душ редко получается разносторонним, словно и не люди они, а Функция. Бросает по самым разным полюсам — то бесноватый отец Фёдор оголтело рубит гамбсовские полукресла, то непорочный старец Сергий благословляет богатырей на подвиги ратные. Отцу Александру тоже выпала вполне однозначная миссия — творить добро вечное среди зла земного. И хочется верить, что такие священники были в реальности — не отращивали живот непомерный подаяниями прихожан, не искали местечко потеплее, а готовы были поделиться, чем есть с беспризорниками или другими нуждающимися. Мягкая речь отца Александра, словно речушка чистая, останавливает руку с карабином. Его поступки заставляют людей почувствовать потребность в самой церкви. И даже солдаты, арестовывающие попа, выглядят неуютно, тяготясь пилатовской ролью.

    Конечно, жизнь далека от канонических образов. Прототип главного героя, Алексей Ионов не терзался мыслями о предательстве, он безоговорочно принял фашистский режим, как меньшее зло и шел с ним до конца. Псковская православная миссия была тоже не столь прозрачна, как отображена в фильме. Но произведение Владимира Хотиненко, в первую очередь, это художественная картина, с образами и размышлениями, и подходить к ней с меркой исторической правды будет неправильно. Тем более, что кто эту правду истинную ведает. Многие ли вообще интересовались ролью православной церкви в войне.

    Конечно, заслуга Сергея Маковецкого в восприятии кино неоспорима. Но, как говорил его герой, без жены я как единица без нуля. Попадья вышла колоритная, и статью не обделена, и характером, и добротой. И её уход — эмоциональный пик всей ленты. Правда, всё-таки видно, что Нина Усатова играет роль. Честно, старательно, но всё же играет. Как и другие актеры — подросток Арзамасова, красноармеец Плетнев, русский немец Лобоцкий.

    Современное российское кино в массе своей является чем угодно — эпатажем, мейнстримом, плэйсмент продакшном, мылом, но только не кино. Но то тут, то там ростки все же пробиваются. Конечно, титульные заставки, повествующие о ведущей роли Газпрома, Министерства культуры или православной киностудии заставляют напрячься, но финальная благостность, несмотря на весьма не сусальное происходящее, полностью растворяет напряжение. Как бы ни относились к неоднозначным вопросам религии и атеизма, партизан — полицаев — фашистов, латвийско — российской дружбы, лента затрагивает более вечное, и посмотреть её стоит.

    2 мая 2013 | 21:16

    В свое время Алексий II обратился к Владимиру Хотиненко с идеей создания такой картины. Последний не мог отказать. Да и чутье свое кинематографическое его не подвело. И актер был подобран нужный, способный верой в веру окунуть.

    Третий по счету показ картины состоялся на 80ом Московском Кинорынке. Заранее, пожалуй, мало, кто мог предположить какой свет прольется на тот вечер. Затронув действительно прежде в кино невиданную тему, нам показывают жизнь священника, по волею судьбы вынужденного жить в единстве в совсем не едином мире. Даже те ужасы второй мировой, которые приобрели в кинематографе воплощения всех видов, все равно оборачиваются для нас чем-то новым, поскольку мы видим их проходящими через совершенно новые для нас чувства человека оказавшегося меж совсем разными мирами.

    Можно сказать, это камерное, скромное кино в котором нет тяжелой техники, движущейся в разных направлениях. Это картина одного человека. Желавшего, пожалуй, больше чем кто-либо разорвать себя на части от видения того как одни и те же, любимые тобой как дети Божьи люди, так относятся друг к другу. И спасибо Маковецкому, как единственному, наверное, современному актеру способному творить столь пронзающие вещи.

    Очень редко случается так, что, к примеру, сцена голода задевает вас в первую очередь не голодающим человеком, а тем персонажем, что за этой сценой наблюдает. Это также редко, как и то, что я увидел и почувствовал, выходя из зала. За все годы, что хожу в кино, такой атмосферы, прежде никогда не видел.

    10 из 10

    10 декабря 2009 | 00:56

    Фильм мне очень понравился. Удачнейшая работа Маковецкого, Усатовой.

    В таких фильмах даже средние актеры раскрываются. Приятно удивила Лиза Арзамасова — молодец!

    Что меня удивляет, так это то, что даже в положительных отзывах пишут о «хороших фашистах» и «негодяях своих».

    А я не увидела в фильме хороших фашистов. Точно так же не увидела и негодяев своих — чтобы их можно было защищать. Полицаи и изображены полицаями — людьми, которые во что бы то ни стало хотят сохранить свою жизнь. При любых режимах, за любые злодеяния они хотят тупо жить.

    Отец Александр ни на кого не работает, он в ответе только перед Христом (о чем в фильме прямо и сказано). Это Человек, который знает только одно — свое служение, и живет в полном согласии со своим знанием.

    И тем более возвышаю этого героя, что он понимает — ни от фашистов, ни от своих ему не уйти. При любой власти он будет казнен, и несмотря на это он не идет на компромиссы.

    А Фрайгаузен — вовсе не хороший добрый фашист. Он — приспособленец. И не зря в конце есть строчка о его воспоминаниях, в которых об Отце Александре ни слова. Этим двум людям никогда не понять и не приблизиться друг к другу, так что ж и писать то, о чем не понятно.

    Я было тоже оправдала Фрайгаузена для себя, но эта финальная строчка все расставила по местам.

    Для меня этот фильм о том, что во все времена, во всех нациях есть хорошие, и плохие, есть очень хорошие и очень плохие. А есть Люди, которые стоят Над. Над теми и над другими. Понимают весь ужас происходящего, помогают, чем могут, и продолжают служить своему предназначению.

    Фильму 10 из 10, не раздумывая и не колеблясь.

    8 апреля 2010 | 11:03

    В фильме Владимира Хотиненко «Поп» рассказывается история священника Александра Ионина, который в рядах Псковской Православной миссии в годы Великой Отечественной войны нес нелегкое бремя служения Богу и людям.. .

    Хотиненко не стал делать акцент исключительно на теме православия, он здраво рассудил, что ненужный религиозный пафос и фанатизм здесь совсем не к месту. В современном обществе и без того отношение к религии весьма скептическое, и если бы режиссер акцентировал внимание исключительно на вопросах веры и высокой духовности, он бы, скорей всего, ошибся с выбором. Но вместо пафоса, громких стонов «Аллилуйя», вериг, сверхъестественного аскетизма, разбивания лбом пола в храме и прочих ненужных атрибутов зрителю показана спокойная, размеренная, реалистично воссозданная в историческом плане история. История силы духа, любви к Богу и ближнему своему и непоколебимой веры. Причем в тяжелых условиях. В условиях войны.

    Отец Александр — это представитель тех православных священников, которых в годы сталинских репрессий ссылали в лагеря либо ставили к стенке. Смирение, высокая духовность, горячая любовь к своей пастве, готовность всегда прийти на помощь, помочь и словом, и делом, кротость, простота в общении даже с самым юродивым человеком — это далеко не полный перечень моральных качеств отца Александра. Он прекрасно знал, в какое время они живут, что в любой момент у товарища Сталина может испортиться настроение и за ним, отцом Александром, как говорится, «придут посреди ночи». И тем не менее исправно продолжал нести свою службу.

    Политические дрязги отца Александра не интересуют. Пусть генералы сами между собой разбираются и воюют, а у священника своих забот хватает. И это, по сути, правильно — священнослужитель поставлен заботиться о душах своей паствы, а не ломать голову над тем, когда состоится Ялтинская конференция. Митрополиту Сергию приходилось, как он сам выразился, «вертеться» — но у митрополита и статус другой. А отец Александр — человек скромный. Разумеется, он, как русский человек и патриот, не питал особых симпатий к немцам, но тем не менее даже в них он старался видеть людей, а не солдат в униформе. «Перед Богом все равны». А сволочей и среди русских в годы войны хватало.

    Сергей Маковецкий прекрасно справился с тяжелой ролью. Перед актером стояла задача показать простого русского батюшку, не заканчивавшего академий, но любимого своей паствой, смиренного, но твердого в своей вере, без грамма гордыни и заносчивости. Справился ли он? Безусловно. Маковецкий — мастер актерского перевоплощения и сыграл роль именно так, как надо было. Сразу вспомнился образ митрополита Филиппа в исполнении Олега Янковского в фильме «Царь». Два великих актера — два сильных образа.

    Конечно, изумительнейшая роль Нины Усатовой. Тут вообще без комментариев! Попадья — очень добрая женщина, русская женщина. Да, она бывает строга, но справедлива. В ее богатом сердце живет самая настоящая Любовь. Матушка Алевтина вызывает только искреннее восхищение!

    Вообще, актерская в фильме на очень высоком уровне. Ну могут ведь, когда захотят!

    Еще хотелось бы отметить, что в фильме есть место самым разным символам. Например, мир глазами мухи, убитая корова, рябина крупным планом. Зачем это? Думаю, режиссер хотел показать нам, что человек и природа — это все-таки одно целое, они не могут существовать по раздельности. А песочные часы, которые носил с собой полицай — это символ скоротечности земного бытия. Никогда не можешь знать, где и когда тебя настигнет смерть…

    Вердикт: очень сильный и светлый фильм Владимира Хотиненко. Он пронизан не религиозным фанатизмом и экспрессией, а серьезным, вдумчивым православным духом.

    8 из 10

    13 апреля 2010 | 14:15

    Как водится, незамедлительно выношу вердикт: я считаю «Попа» неплохим фильмом и полагаю, что его обязательно стоит посмотреть, однако, на мой взгляд, он потенциально вредоносен, поэтому я не рекомендовал бы его тем, кто не способен критически воспринимать информацию. Моя оценка: 6 из 10

    ***

    Начну с недостатков содержания.

    Тема, которую затрагивает фильм «Поп» — интересна и поучительна. Создатели фильма хотели показать зрителю, как непросто сделать выбор, когда на одной чаше весов находятся жизнь и души отдельных людей, а на другой — судьба всей страны; с одной стороны — твои личные убеждения, а с другой — официальная идеология государства. Право выбора — это свобода, данная человеку. Свобода не мыслима без ответственности. И к сожалению, эта тема — тема ответственности человека за свой выбор — оказалась скомканной, а подаётся она не слишком объективно.

    Рассказывая историю человека, который добровольно сотрудничал с врагом, создатели фильма сознательно ступили на тонкий лёд. Известно, что в недавнем прошлом все гитлеровские пособники рассматривались, как изменники Родины. Поэтому ясно, что фильм «Поп» с самого начала преследует цель показать, что на самом деле всё было «не так просто» и среди предателей, оказывается, тоже были настоящие патриоты Русской земли.

    Фактически, речь идёт о реабилитации. И действительно, перед нами проносится вся история сотрудничества о. Александра с врагом, а зрителю ненавязчиво предлагают стать судьёй священника. Мы как бы присутствуем при повторном рассмотрении «дела» и должны либо утвердить прежнее решение суда, либо оправдать о. Александра. В любом случае, мы должны быть уверены в полной объективности нового суда. Иначе, зачем пересматривать дело? И как раз этой-то объективности и не хватает фильму «Поп».

    Немцы в фильме, откровенно говоря, совсем не страшные: скучают по своим любимым, размышляют о русской природе, своеобразно отмечают Рождество, шутят и смеются — этакие забавные «колбасники», по выражению о. Александра. За исключением убитой девушки и нескольких казнённых партизан ничего ужасного не совершают. Да и то, девчонку убили почти случайно, а партизан едва не помиловали, а позже даже раскаивались.

    Что характерно, и девушка и партизаны формально получили «по заслугам»: девчонка разбила фашисту нос, а партизаны — «стреляли по немцам». Да и советские военнопленные страдали в лагере исключительно по «вине» Сталина. Короче говоря, всё зло от нас самих: не стреляй в немцев, не сопротивляйся, когда они лезут под юбку — и будешь есть мороженое (как жители оккупированной фашистами Риги) или, как нынче любят говорить, «пить баварское».

    Советские солдаты, представленные партизанами и одним комиссаром, показаны в основном с негативной стороны. Партизан Алёша хладнокровно и в упор расстреливает фашиста, который долго умоляет о пощаде. До кучи этот немец держит в руках фотографию любимой, о которой он вспоминал за минуту до смерти. Выглядит этот фашист, как сущее дитя. Ну, вы представляете, какое впечатление производит эта сцена? Чтобы не пожалеть немца (а это трудно не сделать), я мысленно повторил известные строчки Симонова:

    Так убей же хоть одного!
    Так убей же его скорей!
    Сколько раз увидишь его,
    Столько раз его и убей!


    Это о фашисте, если кто не знает.

    Что касается красного комиссара, то он показан не просто необъективно — налицо явные передёргивания. Во-первых, его играет внешне неприятный актёр; во-вторых, он корчит мерзкие рожи и говорит отвратительным тоном. Всё это резко контрастирует на фоне очень красивого православного полковника-фашиста, бывшего белогвардейца.

    Упырь-комиссар решает провести «карательную акцию — казнить предателей-полицаев» (обратите внимание на лексику). Партизаны заступаются за полицаев (!), но комиссар приказывает, и они нехотя плывут зачищать фашистских прихвостней. Затем следует одна из самых гнусных сцен в фильме: партизаны убивают безоружных полицаев, которые одеты в чистые белые рубашки! Если кто не понимает, то чистая белая рубашка в искусстве подсознательно воспринимается как символ чистоты и невинности. И вот этих невинных, безоружных полицаев стреляют грязные партизаны, при этом едва не попадают по мирно спящим детям. Сопровождается это действие трагической музыкой. Всё это настолько отвратительно, что следующий затем отказ о. Александра отпеть этих полицаев, ситуацию не исправляет.

    Ещё одна чудовищная по своему психологическому воздействию сцена происходит, когда дети упрашивают «гнусного» комиссара отпустить о. Александра. Сцену, на мой взгляд, нужно включить в пособие по созданию образа жуткого негодяя и вышибанию из зрителя слёз. Объективности здесь ноль!

    ***

    Мне, конечно, могут возразить, что всё выше перечисленное не имеет отношения к самому о. Александру, а наш «суд» был призван рассмотреть именно его поступки. Что на это ответить? Действительно, показанная в фильме жизнь священника не содержит ничего преступного. Но это сегодня нам кажется, что отец Александр не заслужил наказания. А во время тотальной войны не существует «мирного населения». Всеми силами ты должен подрывать мощь врага.

    С точки зрения государственной пользы — о. Александру следовало агитировать народ против фашистов. Я понимаю, что у Псковской миссии была другая точка зрения: они надеялись «возродить церковную жизнь», спасти побольше душ. На это могу напомнить, что самая надёжная гарантия спасения души — положить «душу свою за други своя», то есть пасть смертью храбрых за Отечество. По итогам Великой Отечественной войны в нашей стране таких — 9 миллионов. Да ещё 17 миллионов мучеников. Спасся ли кто-то из паствы Псковской миссии? Уверенности нет.

    О. Александр совершенно сознательно пошёл против законов СССР. Он выбрал потенциально спасённые души Псковской миссии. Это был его свободный выбор. Как я писал в самом начале, за свободу нужно отвечать. Вот священника просят признать, что он сотрудничал с гитлеровцами. Он отказывается! Начинает вертеться, как уж на сковородке: дескать, я не виноват, а даже молился за русское воинство и помогал военнопленным. Вместо смирения и признания вины, о. Александр полностью отрицает факт сотрудничества! А ещё говорил, что никогда не врёт.

    ***

    Всё вышесказанное касалось содержания фильма. Теперь коротко о недостатках «формы».

    Основной минус в том, что картина — экранизация книги. Режиссёр перенёс со страниц одноимённого романа множество завязок, но совершенно не смог их развернуть. Довольно интересные темы полицая-детоубийцы, психа-военнопленного, священника-немца, взаимоотношений еврейки и партизана и многие другие остались практически не раскрытыми. Заметно, что материала было в избытке, но экранного времени не хватило. Смотреть на это не очень приятно.

    ***

    После всего вышесказанного вполне закономерен вопрос: почему 6 из 10, почему такая высокая оценка? Отвечаю: потому что Сергей Маковецкий сыграл блестящую роль, а Нина Усатова здорово ему помогла. А ещё, потому что фильм заставляет хорошенько задуматься. Спасибо ему за это!

    Итак. Я считаю фильм «Поп» неплохой картиной. Я полагаю, что фильм идеологически опасен. Я рекомендую картину «Поп» тем, кто способен критически воспринимать информацию.

    6 из 10

    17 июля 2010 | 12:32

    Давно хотел посмотреть это кино, хотя, безусловно, наслышан был о том, сколь неоднозначную реакцию оно вызывает. Но в данном случае, полагаю, это только усиливало интерес. Хотя тема религии как таковой, сама возможность трактовки тех или иных действий героев (а то и авторов) картины как предательства… Да еще и Л. Арзамасова в одной из главных ролей (ох эти мне молодые сериальные дарования) — по сути, фильм начинался для меня с «минус одного балла». Элементарно на уровне настроя.

    Собственно итоговая оценка тоже представляет собой «минус один балл», но уже от максимума, да и то, главным образом, лишь по причине совсем необязательного, на мой взгляд, ненужного, лишнего «послесловия». Слишком резкий получился переход, при том, что ничего нового, жизненно необходимого заключительная пятиминутка в картину не привнесла. Честно говоря, я бы даже от «письменного» эпилога отказался — настолько самодостаточна истинно финальная по своему духу сцена с отъезжающим грузовиком.

    Ну да, в самом деле, это всего лишь пять минут видео и несколько титров — маленький недочет, и только. Во всем остальном я был по-настоящему приятно удивлен. В С. Маковецком и Н. Усатовой, конечно, не приходилось сомневаться в принципе, но здесь они, уж не знаю, дополняя ли, в самом деле, друг друга или просто, будучи актерами высочайшего уровня, выглядели не иначе как восхитительно. Глаз радуется, честное слово!

    Л. Арзамасова — вынужден признать — переубедила. Полноценным (так, чтобы со всеми вытекающими последствиями) гадким утенком ей, может, и не стать, но это, вне всяких сомнений, достойный уважения уровень. И А. Лобоцкий. Помню, после «Зависти богов» я даже думал какое-то время, что это неизвестный мне приглашенный француз. Забавно. Теперь вот немец получился не хуже. Очень, меж тем, важный персонаж. Ценнее успех.

    По поводу же усматриваемого в картине отдельными поборниками исторической справедливости поклепа на «власть народа» я скажу, что каждый видит то, что желает видеть. Оспаривать борьбу советского государства с православной церковью глупо, а «благие» мотивы Рейха в фильме объяснены более чем в достаточной степени. «Имеющий уши да услышит».

    Оценивая в первую очередь художественную составляющую произведения, останавливаюсь, как уже было отмечено, на 

    9 из 10

    9 мая 2012 | 12:10

    В ещё нетронутой Великой Отечественной войной латышской деревни Тихое православный священник отец Александр Ионин (Сергей Маковецкий) рассуждает об особенностях семейной жизни («я — единичка, а жена моя — ноль, но вместе мы образуем десятку»), крестит после отговоров девочку-еврейку (Лиза Арзамасова), глядящую на него обожающим взглядом, и вскоре отправляется в Ригу, где митрополит даёт ему задание основать в псковской деревни Закаты миссию под протекторатом германской армии — главным поборником миссии выступает русский немец, полковник Фрайгаузен (Анатолий Лобоцкий). Зажатый между большевиками (представленными тут партизанами) и фашистами, отец Александр как может пытается помочь своей пастве. Однако, при явной поддержке со стороны немцев, наотрез отказывается придавать свою родину — Россию.

    По структуре заявленной в фильме темы (отношения религии с властью) «Поп» напрашивается на сравнение с недавним «Чудом» Александра Прошкина. Оба фильма основаны на реальных событиях. В обоих есть конфликт православия с большевизмом (в «Попе», поскольку дело происходит во времена ВОВ, примешивается ещё и третья сила — фашизм). В обоих играет Маковецкий. Но, как говорится, с нюансами. Роли у него настолько диаметрально противоположные (в «Чуде» — злостный подхалим со стеклянным глазом, в «Попе» — сама благость), что уже нет смысла хвалить его за мастерство перевоплощения. Кто ещё хорош в ленте, так это матушка Алевтина — жена Ионина. Нина Усатова убедительно сыграла мать, у которой есть свои, взрослые дети (мы их, правда, в кадре не видим), но которая, не смотря на трудное время, готова приютить чужих.

    Если же говорить о художественных достоинствах фильма, то тут сложнее. Хотиненко в последнее время упражняющейся в жанре патриотического лубка (см. «1612»), кажется, только отточил свои кондовые ремесленные навыки, однако его чувство прекрасного до сих пор вызывает вопросы. Зачем показывать мир глазами мухи и крупным планом коровье вымя, если эти кадры не несут никакой смысловой нагрузки, не совсем понятно. Равно как и напускать инфернальной жути при уходе положительного советского солдата в лесную чащу. Приёмы Хотиненко дубоваты. На каждый удачный план у него найдётся вызывающе неудачный. И, если быть уже совсем откровенными, его картина больше похожа на сериал «Первого канала» (пусть и по сериальным меркам очень короткий).

    7 апреля 2010 | 15:02

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 134 руб.
    Blu-Ray, 155 руб.
    подробнее

    Новости


    Российское кино на текущей неделе доминирует в прокате: «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского, «Дом Солнца» Гарика Сукачева и «Поп» Владимира Хотиненко. С опозданием, но тем не менее все равно стартуют эстонский «Класс» и корейская «Жажда». Из голливудских лент в России выходят «Потрошители» Мигеля Сапочника и «Слишком крута для тебя» Джима Филда Смита(...)
     
    все новости

    Статьи


    КиноПоиск беседует с тем, чьими глазами зрители видят фильм еще до его появления на экранах, — с фотографом на площадке. Эта работа сначала может показаться настоящей сказкой: бесконечные путешествия, необычные места съемок, известные актеры и режиссеры в кадре. Но так ли все просто? Рассказывает Ирина Середа, фотограф «Курьера из „Рая“». (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier41 274 861
    2.Рио 2Rio 239 327 869
    3.ОкулусOculus12 005 402
    4.День драфтаDraft Day9 783 603
    5.НойNoah7 553 607
    11.04 — 13.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДивергентDivergent111 198 959
    2.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier106 717 148
    3.НойNoah84 545 053
    4.Рио 2Rio 245 287 405
    5.ОкулусOculus41 389 544
    10.04 — 13.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 981 027490 134
    Деньги500 052 108 руб.174 984 437
    Цена билета252,42 руб.20,75
    10.04 — 13.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    85.Унесенные ветромGone with the Wind8.322
    86.Красавица и чудовищеBeauty and the Beast8.320
    87.Жизнь другихDas Leben der Anderen8.319
    88.АмадейAmadeus8.318
    89.Ходячий замокHauru no ugoku shiro8.313
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.ИнтерстелларInterstellar97.55%
    2.ИсчезнувшаяGone Girl95.46%
    3.ЛюсиLucy95.46%
    4.Багровый пикCrimson Peak95.44%
    5.Человек из U.N.C.L.E.The Man from U.N.C.L.E.95.33%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ЖеланиеSo-won1
    Хоббит: Нежданное путешествиеThe Hobbit: An Unexpected Journey549
    Дориан ГрейDorian Gray609
    Волк с Уолл-стритThe Wolf of Wall Street333
    КрампакKrámpack4
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Реальная белкаThe Nut Job6.027
    Скорый «Москва-Россия»5.012
    ДивергентDivergent7.223
    Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier7.666
    СаботажSabotage5.689
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 224.04
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin24.04
    ДвойникThe Double01.05
    13-й район: Кирпичные особнякиBrick Mansions08.05
    ГодзиллаGodzilla15.05
    премьеры