всё о любом фильме:

Поп

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Хотиненко
сценарийВладимир Хотиненко, Александр Сегень
продюсерВера Малышева, Наталия Гостюшина, Сергей Кравец
операторИлья Дёмин
композиторАлексей Рыбников
монтажМаксим Полинский
жанр драма, военный, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  320.4 тыс.,    Болгария  17.6 тыс.,    Словения  8.7 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время124 мин. / 02:04
Псковская православная миссия — одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны. С августа 1941 по февраль 1944 года священники-миссионеры из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада России. После занятия этих областей советскими войсками участники Псковской миссии были высланы в лагеря.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (815)
ожидание: 82% (525)
Рейтинг кинокритиков
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм поставлен по одноименному роману Александра Сегеня.
    Трейлер 01:59

    файл добавилLowChurch

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5182 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Поп» — это ещё одна историческая драма, являющаяся частью единого российского проекта. Цель проекта заключается в том, чтобы представить зрителям историю, заставить окунуться в неё и прочувствовать всем сердцем и сознанием. Заодно на подобных работах отечественные «киноделы» стараются научиться снимать хорошее кино, чтобы, в конце концов, больше не засматриваться на Голливуд и уметь самому создавать шедевры и хиты. Конечно, это получается у российского кинематографа постепенно, но, к счастью, уверенно и целеустремлённо. И вскоре у меня начал проявляться безумный интерес и светлая надежда: всё-таки в будущем наши научатся снимать достойное кино, которым не стыдно будет хвалиться перед теми же голливудцами или европейцами, которые, кстати, давно научились снимать именно своё, уникальное и своеобразное кино, при этом ещё и хорошее. А пока что приходится восхищаться только теми отечественными картинами, которые относят к классу «тихого кино» или «арт-хауса».

    Работа Владимира Хотиненко тоже относится к данному классу. О картине говорили мало, но положительно и благосклонно. Вот и я буду говорить о нём довольно неравнодушно. Конечно, это не шедевр и даже не культовый фильм, но он хороший, нелишний и полезный, а такие ленты ругать вовсе не стоит — их надо ценить.

    В целом данный фильм — история о вере, религии, душевном спокойствии и равновесии, которое необходимо для каждого человека, а в то страшное время, во Вторую Мировую было особенно важно. Идеология о вере в надежду современному зрителю не нова, но здесь она является важным и ключевым компонентом сюжета. Картина задевает не всю войну целиком и не показывает нам её в огромном масштабе, который обычно свойственен фильмам на военную тему. Мы видим развитие событий с другой стороны, с неожиданной и непримечательной, но значительной, глазами доброжелательного и миролюбивого попа, пытающегося обрести мир с врагами ради сохранения жизни многих близких ему людей и религии. Конечно, это не предательство родины, а тяжкое смирение с положением, которое на самом деле оказывается настоящим испытанием.

    Просмотр доставит неоднозначные эмоции и ранее не постижимые переживания. Сюжетный конфликт строится в первую очередь не между фашистами и русскими, а в узком кругу людей, между теми, кто предан родине, и теми, кто превратился в поганого изменника. «Поп» вызывает у зрителя тихий гнев по отношению к полицаям, интригующее волнение за главных героев и страх, переходящий из поверхностного в глубокий. Если тщательно следить за каждым действием фильма и не зевать, то из просмотра можно с лёгкостью извлечь пищу для ума. Вера — вещь субъективная, но надёжная и незаменимая, только вера способна заставить человека не сдаваться, терпеть и жить, только вера делает нас сильными духом людьми. Картина несёт в себе религиозный характер, и это отчётливо видно, лента не навязчива, но трогательна и даже в чём-то захватывает дух.

    Сергей Маковецкий  — актёр удивительно неординарный и, безусловно, очень богатый своим умением исполнять ту или другую роль. Здесь, в образе главного героя он смотрится очень интересно, а игра оказывается очень многогранной и профессиональной, чего можно было и ожидать. Но вот, чего действительно я не ожидал, так это присутствие в фильме Лизы Арзамасовой, которая всем известна по «Папиным дочкам». Естественно, из семейного сериала она сразу же перебралась в большое кино, её можно увидеть и в других фильмах. В данном случае ей досталась не очень эффектная и запоминающаяся, но ключевая роль. Саму актрису ругать как-то не хочется, у неё всё впереди, да и вообще претензий к ней у меня нет. Её игра довольно хороша и чувственна, видно, что юная девица старается, и не зря.

    8 из 10

    Это хорошая картина. Картина, снятая просто, но со вкусом и с душой, переживаний тут много, а мыслей — ещё больше. «Поп» является ещё одним российским творением, к которому можно, но не желательно придираться, потому что это достойное кино. В отличие от современных «бестолковщин», которыми отечественный кинематограф пытается подражать Западу, данный фильм — отличный повод осознать, что наши ещё могут и будут снимать приличные киноленты, да ещё с хорошими актёрами.

    18 января 2011 | 21:00

    Тема, затронутая в фильме — очень важная, интересная, глубокая и многогранная. С одной стороны эта тема жизни населения на оккупированной территории. Здесь открывается целый пласт еще не раскрытых не не полностью осмысленных вопросов, поступков человека, тяготы его быта, общение с оккупантами, взаимодействие или невзаимодействие с партизанами и т. д. (Да еще авторы сами усложнили себе задачу, взяли не простого человека, а священника.) Для кинематографа с претензией на глубокий смысл — непаханное поле вопросов и ответов. С другой стороны в фильме прослеживается тема собственно нравственного и морального выбора человека, что сейчас напрочь отсутствует в отечественном современном кино. Это еще более широкая тема. И замечательно, что авторы обратились к ней.

    Но, увы, к величайшему сожалению, на вопросы по данной теме не только не даны ответы, но и сами-то вопросы не поставлены, а это очень огорчает, обнажает слабость и сценаристов, и режиссера. Фильм получился унылый, пустой и неинтересный. Еще раз, увы, это искренне огорчает.

    Не надо далеко ходить за примером. Да, о. Александр отказался отпевать убиенных (так и напрашивается «невинно») полицаев. Прекрасный пример моральной стойкости, но в фильме у сюжета нет продолжения, нет остроты. Все получилось нелепо и смазано. Авторы, видимо, сами не смогли ни вопроса, ни ответа найти. Хотя видится, что именно из таких острых и сложных моментов и должен был этот фильм состоять.

    Положим, о. Александр — положительный герой, пусть и по началу согласившийся при фашистах проповедовать православную веру, затем на месте понявший, что оккупация фашистов ужасна, тяжела и унизительна начинает вести антифашистскую деятельность, своим примером (он же пастырь) укрепляет моральный дух окружающих людей, призывает бороться. Да, его служение продлилось бы не долго, но оставило бы след в душах людей. Этого всего в фильме нет, потому что он насквозь ложен. В фильме вообще не показано, что идет тяжелейшая великая народная(!) война. Не показаны и тяготы оккупации, жестокость врага, жертвы мирного населения (кроме убитой в начале девушки). А ведь эти жертвы превосходили военные потери. А фильме мы видим наоборот солнечные дни, реставрация церкви, достают из воды припрятанный колокол, кипит работа, жизнь налаживается…

    Авторы сами себя загнали в ловушку. Как показать сопротивление врагу в лице о. Александра, если они сами демонстрируют и подчеркивают, что все идет отлично. Немцы сами по себе, народ сам по себе. Не чему сопротивляться. Немца-куратора о. Александра играет обаятельный актер, исповедуется, ведет задушевные беседы с о. Александр. Нет повода для противостояния с фашистами, словно нет оккупации. Поэтому все сплошь ложно и неубедительно.

    И если судить строго, что это тянет на предательство памяти наших предков, которые ценой своих жизней сопротивлялись, воевали и победили.

    Видимо почувствовав всю ложность созданной ими ситуации, авторы подсовывают нам обманку. Они хотят нас убедить, что, мол, с одной стороны фашисты, с другой большевики, а посередине Бог. И о. Александр служит именно ему, а тема служения Родины отходит на второй план, точнее на самый последний план. Хотя, как верно замечено в отрицательном отзыве, нет большей радости для истинного православного, как умереть «за други своя». Этот важнейших вопрос тоже прошел мимо авторов фильма. Идет тяжелейшая война, казалось, бы есть повод. Люди гибнут за Родину, не все были верующими, но эта их гибель искупает всё. Атеизм — путь к Богу через черный ход, говорил Бердяев. А для Бога хуже всего быть теплохладными, средними. Об этом наша великая русская литература. Но не таким ли показан о. Александр? Не беда, если бы это подчеркивалось в фильме, обострялась его душевная слабость и немощь, но авторы-то хотят нам доказать, что он положительный…

    Далее по шаблонам современно кино фильм показывает немцев добренькими и совсем незлобными, вынуждают им сочувствовать. Не буду повторяться, об этом писали. Зачем эта ложь? Жалость к немцам, ненависть к советским солдатам удручает и злит. Сколько можно?

    Сцены с исповедями кажутся надуманными. Ну, все хотят о. Александру исповедаться и предатели, и красноармейцы, и фашисты в одном фильме. Странно? Можно допустить, что у каждого есть муки совести, но так массово стремиться к исповеди кажется ложным.

    Ложен и положительный (по фильму) герой Плетнёва. По началу он вообще смахивает на дезертира. Не потому, что оказался в окружении, а потому что остановился в родной деревне, сидит в засаде, прячется. Потом вроде примыкает к партизанам, чем себя оправдывает, хотя кажется, что он должен был идти дальше к своим, но родные места его, мол, не пускали, да еще примешивается личная месть, опять же замещается служением Родине.

    Да и вообще ложен подход дни ВОВ мерить церковными праздниками.

    Это только частности. А таких частностей много, и фильм уже кажется пропитанным ложью насквозь.

    Приход Красной Армии вообще оборачивается наступлением произвола, а не долгожданной выстраданной и заслуженной Победой. Конец церковным службам, кровожадные комиссары-кровопийцы заседают в церкви, бьют священника, грубят его детям и т. д. Да и вообще в кадре уже нет размеренной тихой жизни, а наоборот сумятица, все мелькает, шум, крики… Зачем опять нас подспудно приучают к мысли, что приход большевиков обернулся злом кошмаром, арестом о. Александра. Да, да, присутствуют все антисоветские штампы современного кино, о которых очередной раз и говорить не хочется.

    Но кино посмотреть надо, чтобы самому задуматься на заданную тему, перед собой вопросы поставить, и не на деле конечно, а мысленно попытаться дать на них ответы.

    Авторы могли бы в фильме показать, что не нам судить людей, оказавшихся на оккупированной территории или в окружении, в плену. Я имею в виду не пособников врагов, а именно гражданского населения — жертв обстоятельств, военнопленных. Частично этот вопрос поставлен в «Проверке на дорогах».

    Но фильм нам этого не говорит, молчит. С православной точки зрения это звучит так: у каждого есть свобода выбора. Но какой выбор сделал отец Александр так и не ясно. И даже не показаны, например, его страдания и душевные муки от того, что он это выбор сделать не может.

    Показано лишь поверхностно — формально он за немцев, но сомневается и совершает какие-то мелкие сомнительные деяния или же не может ни на что повлиять.

    Повторюсь, что идея была отличная, но исполнение не нулевое, а отрицательное.

    Остается отметить только прекрасную игру актеров, особенно Маковецкого и Усатовой. Операторская работа на высоте. Мастерски показана величественная родная красота нашей природы. Так вот показали бы, как она дорога нашим людям, и за родную землю и воевали наши деды, но, увы, этого нет.

    3 из 10

    3 марта 2011 | 20:48

    Я читаю рецензии многих» почитателей» кино и поражаюсь их недалёкости в знании нашей истории! Я думаю, что многим надо припомнить хотя бы школьную программу, не говоря уже о чём-то более масштабном.

    Фильм настолько ярок в описании того времени, что становится неумолимо больно и обидно за наше прошлое. Гонение церкви, подавление веры в высшую силу. Все наверное забыли, что делал Сталин. Огромный поклон ему за победу перед фашистами, но и наших добропорядочных людей он немало погубил!

    Этот фильм сделан безукоризненно, нет ни одного актёра, который бы портил общую картину! Да, может голубь там и выглядел не совсем естественно, но это ничто по сравнению с самой сутью фильма!

    Эта картина катализирует многие чувства забытые нами. Если в нашей жизни было бы по-больше таких священников, то и Веры было бы гораздо больше. Очень интересно наблюдать, как в реальной жизни «реальные» священники разъезжают на последних моделях Mersedes и для которых Православие — это не больше, чем бизнес.

    Если честно, русский кинематограф мне не по-душе, но этот фильм — непоколебимое исключение. Эта картина выводит нас на новый уровень.

    Советую посмотреть его всем. Он подарит Вам свежие переживания и разбудит те чувства, которые топит наша эпоха.

    10 из 10

    19 мая 2010 | 17:49

    Первое, что хочется сказать о фильме Поп: Маковецкий — настоящий батюшка! Такое впечатление, что он не играл роль, а наконец-то признался нам: «Никакой я не актер, это я притворялся, а на самом деле я — простой православный священник!».

    Прямо радость какая-то при виде его весь фильм.

    И это при том, что понимаешь, что в некоторых сценах режиссер сознательно бьет по нервам зрителя, причем больно и жестко. Как в сцене с коровой или убийством девушки-невесты одного из героев. Сразу внутри просыпается возмущение и негодование, и желание отомстить… И становится страшно за этих несчастных миролюбивых людей, которые не умеют воевать, у которых по 5 детей в хате, которые унижены, беспомощны, обречены видеть все эти ужасы войны изо дня в день… При этом понимаешь, что им нужно как-то выжить, да еще желательно не сойти с ума.

    И тут же, на контрасте, батюшка Маковецкий, с ясным внимательным взглядом на мир… И понимаешь, что имея внутри веру, пережить можно все, даже самые трудные и страшные времена. Как-то все становится ясно, глядя на этого человека.

    Это не фильм про религию, не фильм про церковь, это фильм про личность и фильм про веру. Как там было сказано вначале: «Есть на Руси такой тип сельского священника…». От себя скажу, что это тот тип батюшки, для которого его вера — это его жизненная правда. Вера, доказанная не службой в церкви, а ежедневными делами, трудами и поступками.

    Сильный образ, сильный фильм.

    Одна из лучших ролей Сергея Маковецкого.

    8 из 10

    30 июня 2010 | 12:52

    Зарождающаяся тенденция современного российского кино снимать что-то глубокое, филосовское, почти артхаусное, и выводить такие продукты на всеобщее обозрение, кидая банкноты на рекламу, с одной стороны не может не радовать. Умные, настоящие фильмы людям нужны. В первую очередь хотя бы для того, чтобы воспитывать в зрителях любовь к настоящему кино. Однако, посмотреть с другой стороны, выйдет так, что подобное удачно снимает лишь один российский режиссёр — Лунгин. А всё остальное — либо неудачный фарс, либо неудачная попытка. Фильм Владимира Хотиненко «Поп» как раз относится к категории неудачных попыток.

    Я согласна с теми, кто говорит, что подобная тема для современной России важна. Да, свою историю нужно знать, это раз, да, если хотим возродить веру и духовно просвятить людей, это подходит — два. Я бы назвала идею снять фильм подобной тематики почти гениальной. Так как в основе своей, тема церкви у нас нераспространённая, а уж тема церкви во время ВОВ вообще девственна. Однако идею нужно ещё воплотить в жизнь, и вот тут следует провал.

    Мне не хватило в этом фильме практически всего: актёрской искренности и мастерства, режиссёрских находок, операторских финтов, пронзительных сцен и диалогов — всего того, что сделало бы этот фильм шедевром современной кинемотографии. Фильм смотрится, да, он довольно добротный, даже интересный и запоминающийся, но осадок от того, что не доделали, не досняли, не доиграли, не раскрыли до конца — всё-таки остаётся.

    Соглашусь и с теми, кто советует фильм к просмотру: смотреть следует хотя бы для того, чтобы составить своё собственное мнение. И в конце концов, фильм-то неплохой, просто с пометкой «не до…».

    6 из 10

    3 сентября 2010 | 17:39

    Сам я — человек православный и, естественно, этот фильм стремился посмотреть. Но, честно говоря, после фильма осталось некое двоякое ощущение.

    В нашем городе устраивали закрытый показ этого фильма за 3 недели до премьеры. Закрытым он был в плане того, что на просмотр пускались только священники местной епархии. Создатели фильма, так сказать, решили узнать мнение духовенства по данному творению Владимира Хотиненко. Билеты были бесплатными и рассылались по нескольку штук на каждый храм. Мой отец, будучи священником, не при минул воспользоваться данным приглашением.

    Как мне потом рассказывал мой отец, после показа некоторые священнослужители высказали такое мнение, что «Поп» на порядок превосходит фильм Павла Лунгина «Остров». Последнее меня немного заинтриговало.

    Но моим надеждам не суждено было сбыться. Фильм не произвёл должного на меня впечатления. Вроде бы и идея хороша, но всё равно не понравился. А если сравнивать с Островом, то вообще очень слабый. Если в фильме Павла Лунгина нам наглядно показывали душевные мучения главного героя, закаменевшие сердца людей, для которых житейские проблемы важнее их родных: жена ветерана войны, мать ребёнка — инвалида. Показана мелочная привязанность к вещам на примере героя Виктора Сухорукова. А так же результата того, до чего человека может довести безбожная жизнь. По правде говоря, фильмы Лунгина всегда были глубокого содержания, возьмём хотя бы недавно вышедший «Царь»

    В фильме Хотиненко убого представлена жизнь Православной церкви в период оккупации на примере одного священника, хоть и в блестящем исполнении Сергея Маковецкого. А идея показать роман 15-летней «Папиной дочки`и советского солдата, в исполнении 30-летнего актёра выглядит нелепо и смешно.

    Итог: В общем то неплохой фильм, в смысле попытки духовно-нравственного воспитания населения, но слабоват.

    7 из 10

    18 мая 2010 | 14:56

    На пасху в прокат вышла картина «Поп» Владимира Хотиненко она повествует о нелёгкой жизни и судьбе в великую отечественную войну, на оккупированной фашистами территории. Сама идея фильма интересна, показать жизнь людей в оккупированной деревне. Мы видим как в село приезжает поп, назначенный в Псковскую православную миссию, созданную фашистами. Отец Александра Ионина волею судьбы становится активным её участником. Идя на картину, боялся увидеть очередную чернуху, замаскированную под артхаус со злобой на Советский Союз, но в общим опасения не оправдались, фильм очень даже достойный. Мы видим спокойную картину рассказывающую все стороны жизни и реалии тех времён.

    После ввода немецких войск перед главным героем встаёт нелёгкий выбор возобновить приход, тем самым начав работать на фашистов или дожидаться Красной армии. Отец Александр Ионин принимает очень спорное решение — возобновить работу прихода, но не служить немцам. Он берёт на воспитание нескольких детей и с добротой относится к партизанам. Немцы показаны в основном как добрые и весёлые ребята, прежде всего в высших эшелонах. В фильме они даже после морозных зим (как известно после них они особенно озлобились), никого не угоняют в плен и всего того, что творили на нашей земле.. Советские войска в лице чекистов показаны в привычном сегодня виде матёрых злодеев, но всё же фашисты показаны как отрицательные персонажи, какие бы хорошие они не были люди при личном общении как например Фрайгаузен, русский немец. Человек, разрывающийся между двумя родинами России и Германией которому всё время приходится делать не лёгкий выбор. А советские — как положительные герои, освободители. В этом большое мастерство сценаристов и режиссёра. Но послевкусие всё равно остаётся, какой-то привкус горечи. Победитель — народ, но никак не власть, она сравнена с фашистами, а может даже и хуже. Что в корне не правильно, на мой взгляд. Да, наверно, такое было, но всё же они захватчики, в виду сегодняшней популярности фашизма в некоторых кругах это может подлить масла в огонь, да и отрицание собственного прошлого, сжигание мостов и отказ от традиций ни к чему хорошему привести не может. Без прошлого нет будущего.

    Хороший символ — сбитая корова и умалишенный, пьющий её молоко, затем попадающий в немецкий лагерь. Парное молоко этой коровы, как символ страны доставшейся немцам с лёгкостью, дошедших практически до самой Москвы(если бы они взяли Москву, то в войну вступила бы Япония). Так же, корова, символ православной церкви после прихода фашистов. По сути, умалишённый — сам отец Александр в заключении, не только перед фашистами, и не даже перед своими, когда те освободят их село, он будет наказан за сотрудничество с фашистами. В первую очередь он виновен перед самим собой и своей совестью. Он как то умалишённый, который по лагерю ходит с фашистским флагом. Что он сделал для победы? Когда всё в пожаре, миллионы погибших, а он в тепле и уюте с попадьёй. Помогая заключенным, отец Александр пытается помочь себе, спасти себя, ведь он назван в честь Александра Невского. Его битва — битва за совесть оккупированных территорий. Он смелый человек, он не прятался, не убегал и не боялся никого, оставшись с немцами, с ежедневной угрозой с их стороны и неизбежными наказанием в конце войны. По законам военного времени любое сотрудничество с врагом — предательство, что правильно. Но его сотрудничество с немцами за русский народ, помощь в тяжёлое время — это правильно по человеческим законам. После мы его уже видим глубоким старцем, приглашающим новое поколение зайти и укрыться в церкви.

    Хорошо то, что хорошо заканчивается.

    7 апреля 2010 | 22:10

    Когда-то подававший большие надежды на ниве авторского и даже скандального кино Владимир Хотиненко сегодня снимает фильмы, которым позавидовали бы многие мастера советского агитационного искусства.

    Различие состоит в том, что эпоха российская и, как горячие пирожки из печки, из-под режиссерского крыла Хотиненко выходят то воспевание подвига моряков-подводников для излечения травмы «Курска» ("72 метра»), то новая мифология вокруг нового праздника ("1612»), то развенчание старой мифологии вокруг старого праздника (сериал «Гибель империи»)… А началось все, к слову, со старого советского плаката под названием «Следствие ведут знатоки» и его последней серии «Третейский судья», а впереди и вовсе экранизация «Слова о полку Игореве». И ведь еще в начале 90-х (в контексте времени) у него была совсем не патриотическая «Патриотическая комедия».

    Все это говорит не то, чтобы не в пользу режиссера, но как-то и не в «плюс». Хотиненко всегда в правильной позе, соответствует конъюнктуре, но, как говорят в последнее время, качественно. Вот и очередной конъюнктурный, но вполне себе качественный фильм.

    На сей раз использованы аж две патриотические «фишки» — православие (так и хочется продолжить самодержавием и народностью) и Великая Отечественная война. В центре повествования Псковская епархия, которая в период войны «отметилась» сотрудничеством с оккупационными властями и, в частности, семья православного священника, который служит в нескольких деревнях на Псковщине (или Латвии, что тоже близко).

    Сама тема, надо признать, достаточно нова — даже в советский период ее обходили, хотя вся советская идеология, казалось бы, была направлена супротив религии и церкви. Не говоря уже о том, что в кино ее старались не трогать в принципе. Из священников в советском кинематографе «засветился» разве что сельский батюшка в «Противостоянии» Семена Арановича, свидетельствовавший о зверствах нацистов в кадрах хроники. Иногда в признанных шедеврах фигурировали храмы (особенно показателен эпизод в «Они сражались за Родину»), не говоря уже о разных присказках. Но в целом тема не затрагивалась. 90-е не подарили в этом отношении ничего нового — и фильмов было немного, да и интерес представляли почему-то коллаборационисты (предатели т. е. на советском языке), но не священники. Кстати, и в данном фильме неожиданное развитие получает тема коллаборационизма.

    О достоинствах. К таковым, безусловно, стоит отнести актерские работы. Маковецкий всеми фибрами своего актерского мастерства вытягивает своего персонажа на позицию меж двух, а то и трех огней, играя драму человека, вынужденного мириться с врагами ради паствы, которой и помогает, в том числе и посредством немцев. Как всегда феерична Нина Усатова — хранительница и хозяйственница, а проще — русская баба в самом исконном и скорее положительном значении слова.

    Еще одно достоинство, идеологического плана, сводится к тезису: предатель предателю рознь. Почему-то приходит на ум параллель со Штирлицем: тот ведь тоже находился на службе у Рейха, но и пастора спас (вот, кстати, и еще служитель церкви), и Кэт с детишками в Швейцарию вывез и колясочку детскую подвез… Логика малых дел: чего зря в лес уходить партизанить и усугублять конфликт, если можно помочь людям здесь и сейчас. Каждый должен заниматься своим делом…

    Вот здесь-то и кроется главная проблема фильма — Хотиненко настолько увлекся оправданием священнослужителей, что проникся добрыми чувствами ко всем, в т. ч. к немцам. Очень «колоритный» куратор отца Александра полковник Иван Федорович Фрайгаузен персонаж скорее положительный, потому как православный Иван Федорович, но служит нацистам, потому что немец Фрайгаузен. Немцы в лагере просто служат неведомым приказам, и это не их вина. и т. д. Естественно, что священники в категорию неоднозначных попасть не могут по определению. То же самое касается деревенских жителей и большей части партизан. Дело не в том, что это идеализация военной действительности (а немцы и вправду не все были зверями), а в том, что кино почти не несет в себе конфликта в то время как война в разгаре. И будто бы испугавшись подобной гладкой картины, хотя в фильме есть и казни и протест отца Александра против них, но общего бесконфликтного посыла фильма они сильно не меняют — носителей зла все равно не хватает, режиссер решает ввести классический штамп последних лет — вредного кровожадного комиссара, туповатого фанатика. И, конечно, гэбисты служат главными врагами прогрессивного человечества, потому и избивают и сажают… Но и этого маловато — война все-таки, поэтому надо, чтобы кто-то умер из главных героев. Избирают на заклание матушку — зрителя наверняка проймет. И вполне пронимает, но в сценарий не вписывается совсем и весомо снижает художественную ценность, больше смахивая на новые формы пропаганды. Местами очень сильно в лоб.

    И как тут правильно оценить, я не знаю. Разочарования от фильма, как от «Утомленных солнцем-2», нет, но восторгаться особых поводов нет тоже. Неплохой фильм, каких немного, но и немало. Безусловно, полезно узнать что-то новое. Меня, к примеру, фильм сподвиг на поиск информации о позиции церкви в период войны — оказалось безумно интересно, потому что трагедия расколотого народа там прослеживается как нигде. Кстати, и тема коллаборационизма получает новый виток в изучении. Но в фильме нет позиции автора. Если фильм пролежит на полке лет 10, то, боюсь интерес к нему поугаснет совсем. У православной аудитории он найдет горячий отклик поддержки — женщины будут сочувствовать главному герою, мужчины будут клеймить Советскую власть, которая не поняла (и не могла понять) подвижничество попов, у коммунистов-патриотов будет вызывать большие сомнения и, естественно, протест против не светлых образов НКВД-шников и партизан. Но было ли это непредсказуемо по прочтении только лишь названия фильма и аннотации к нему?

    6 из 10

    23 августа 2012 | 21:28

    После просмотра фильма в кинотеатре меня переполняли эмоции. Весь фильм мне ни разу не хотелось посмотреть на часы, более того — я не хотел, чтобы этот прекрасный фильм заканчивался вообще, потому что весь он — от начала и до конца продуман очень хорошо. Все роли на высочайшем уровне сыграны талантливыми актёрами. Сценарий написан идеально, «без сучка и задоринки».

    Сама идея фильма очень интересна. Фильм заставляет нас подумать о практически самом малоизученном эпизоде Великой Отечественной Войны. Он заставляет задуматься о тех людях, которые пребывали под фашисткой оккупацией, о тех, кто возрождал веру этих людей в Бога или давал возможность людям молиться в храмах, насильно переоборудованных в клубы. Безусловно, всё это возрождение происходит на фоне немецкой оккупации. Нельзя сказать, что немцы способствовали возрождению Православия, это был всего лишь шаг для того, чтобы в случае успешного захвата земель нашего Отечества, показаться нам не оккупантами, врагами, а избавителями от большевицкой власти. Но, к счастью, у них этого не получилось. Я даже думаю, что война немного помогла возрождению Православия, но я даже не пытаюсь защищать захватчиков.

    Меня заинтересовал один из эпизодов фильма, когда в комнату где сидит батюшка, залетает муха. В целом около полуминуты на экране мы наблюдаем мир глазами мухи. Хочу заметить, что никакого влияния на сюжет она не произвела, режиссёр решил показать её просто так, подчёркивая то, что природа имеет место быть даже в таком драматичном фильме. Я не собираюсь проводить аналогий с какими-то либо фильмами, но в ноябре 2009 года мне довелось посмотреть совершенно иной по жанру фильм «Укрощение строптивых», где около минуты мы видели мир глазами пчелы, которая тоже никакого вклада в общую картину не внесла, но в частности за этот эпизод режиссёр и всё его творение было достаточно сильно раскритиковано. На сей счёт я скажу следующее: «Человек хочет видеть глупость эпизода в том фильме, который по каким-то причинам ему не понравился, и поэтому критикует практически любой эпизод не понравившегося ему фильма».

    Но вернусь к этому фильму. Сергей Маковецкий, сыграл свою роль просто безукоризненно, великолепно, с полной самоотдачей. Он так перевоплотился в роль священнослужителя, что если бы я не знал его как актёра ранее, я подумал бы, что в фильм пригласили сниматься настоящего батюшку. Остальные актёры, фамилии которых, я думаю, не нужно озвучивать, также были на высоте.

    Такие фильмы как «Поп» откладываются в сердце навсегда, они на 100 голов выше и ближе, чем какие-то зарубежные фантастические боевики. Посмотрев такое кино, кино выпущенное нашим Отечеством про нашу, Отечественную историю, хочется гордиться Родиной ещё больше, чем гордился раньше.

    10 из 10

    6 апреля 2010 | 00:03

    Когда куры слишком много несутся или когда грибов слишком много в лесу — всегда к войне.

    Псковская православная миссия в годы Великой Отечественной войны. Для многих эта страница истории малознакома. Пастырско-монастырское учреждение поставило перед собой задачу возрождения церковной православной жизни на оккупированных Вермахтом территориях. Главную роль в этой миссии играли русские православные священники, но их деятельность до сих пор получает неоднозначную оценку. Да, с одной стороны духовное возрождение в такой непростой период, а с другой — предательство Родины. Данная кинокартина предостерегает каждого человека от осуждения кого бы то ни было. Разные люди — разные цели, намерения. Довелось мне в одной из рецензий прочесть про заказной характер картины. Ну и пусть! Я не Станиславский — я верю. Верю каждому слову отца Александра, в его добрые помыслы и намерения. «Поп» — это один из немногих фильмов с наличием абсолютно положительного характера, но без намека на фальшивость или неубедительность. Как может быть неубедителен Александр Ионин, пригревший ораву ребятишек, заступающийся за партизан, нежно любящий свою жену Алевтину Андреевну, пытающийся помочь военнопленным?

    «Поп» — это военная драма российского режиссера Владимира Хотиненко. Главные роли в фильме исполнили Сергей Маковецкий, Нина Усатова и Лиза Арзамасова. Сергей Маковецкий — талантливый и интересный актер. Я даже и не представляла, что можно так вжиться в роль. Несмотря на выраженную внешнюю мягкость и однотипность, идеально справляется как с комедийными, так и драматическими ролями. Впервые я увидела этого актера в «Ликвидаци» и меня, конечно же, просто поразил его Фима Полужид. Ведь, подумать только, роль на две серии, а всех затмевает. «Поп» — это вершина его актерского мастерства, тут и не поспоришь. Кстати, картина является экранизацией одноименного романа Александра Сегеня. После таких фильмов убеждаешься, что у российского кинематографа все впереди, несмотря на наличие огромного количества никуда не годных фильмов. Пока снимают такие фильмы, не забудутся правила морали и нравственности: в любой ситуации главное — оставаться человеком. Это ведь так просто. Лейтмотив картины — это, в первую очередь, человечность и гуманизм, что тождественно православию. Именно религия не занимает здесь центральное место, как мне показалось.

    Кроме того в фильме раскрывается и тема патриотизма. Когда «обижают» родную страну, то в каждом человеке пробуждается дремлющий патриот. Однако мало кто задумывается над тем, какое же это широкое и неоднозначное понятие — любовь к Родине. Люди, помогающие фашистам освобождать страну от большевизма, любили Россию не меньше, чем солдаты, защищающие свою землю до последней капли крови. На стороне Германии выступали и бывшие белогвардейцы, и прибалты, в чьих селах немцев встречали хлебом да солью. Тема эта тяжелая, говорить можно много, перебивая друг друга, до посинения предлагая все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения. Но, как гласит мудрая абхазская пословица: «У сражающегося под родным небом — силы утраиваются». И только защитники достойны славы и благодарности, а никак не «освободители», идущие войной за «правое» дело.

    В общем, такие фильмы как «Поп» задевают зрителя за струнки души, они просто не могут оставить человека равнодушным. Конечно, хочется, чтобы такие картины снимали чаще, не все же нам чернью и комедиями перебиваться. «Поп» — драма про сильную личность и веру, я точно знаю, что когда-нибудь покажу этот фильм своим детям, ведь это будет отличная помощь в нравственном и духовном воспитании.

    «Я, скажу по секрету, сам, иной раз, до того свою Алевтину боюсь и недолюбливаю, от самого себя деваться некуда. А потом подумаю, ведь, она мой точильный камень — я об неё затачиваюсь. И если бы она, время от времени, не была бы такая плохая, разве я стал бы такой хороший? Господь дает нам жён, чаще всего, совсем непохожих на нас. Вот, взять бы хотя бы меня и мою Алевтину Андреевну. Я — худён, строен, подтянут. Она — округла и полновата. Взглянуть на нас со стороны: я — единица, она — ноль. Но вместе мы образуем — десяточку. Без меня, без единицы, она была бы ноль, но и я без неё, без нуля, остался всего лишь единичкой».

    4 ноября 2014 | 15:08

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 137 руб.
    Blu-Ray, 143 руб.
    подробнее

    Новости


    Британский телевизионный хит «Бесстыдники», чьей американской версии с Уильямом Х. Мэйси и Эмми Россам удалось еще сильнее полюбиться зрителям, получит российскую адаптацию со звездами «Каменской» и «Чернобыля». Производством отечественного ремейка займется студия Yellow, Black and White, а покажет его канал НТВ(...)
     
    все новости

    Статьи


    КиноПоиск беседует с тем, чьими глазами зрители видят фильм еще до его появления на экранах, — с фотографом на площадке. Эта работа сначала может показаться настоящей сказкой: бесконечные путешествия, необычные места съемок, известные актеры и режиссеры в кадре. Но так ли все просто? Рассказывает Ирина Середа, фотограф «Курьера из „Рая“». (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.ФокусFocus18 685 137
    2.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service11 880 077
    3.Губка Боб в 3DThe SpongeBob Movie: Sponge Out of Water10 820 212
    4.Пятьдесят оттенков серогоFifty Shades of Grey10 555 195
    5.Эффект ЛазаряThe Lazarus Effect10 203 437
    27.02 — 01.03подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ФокусFocus232 637 296
    2.Батальонъ111 964 128
    3.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service59 752 097
    4.Губка Боб в 3DThe SpongeBob Movie: Sponge Out of Water49 655 498
    5.Книга жизниThe Book of Life37 773 990
    26.02 — 01.03подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 397 619330 140
    Деньги628 433 299 руб.93 740 074
    Цена билета262,11 руб.2,64
    26.02 — 01.03подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    140.Белый пленEight Below8.187
    141.Заплати другомуPay It Forward8.185
    142.Лицо со шрамомScarface8.184
    143.Андрей Рублев8.184
    144.ТерминалThe Terminal8.183
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.Мир Юрского периодаJurassic World92.53%
    37.ФранкенштейнVictor Frankenstein92.45%
    38.ВаркрафтWarcraft92.40%
    39.Охотники за привидениямиGhostbusters92.38%
    40.Тор: РагнарёкThor: Ragnarok92.31%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Турецкое седлоSella Turcica1
    Двойняшки непоседыSandwich2
    Затерянный лагерьCamp Nowhere1
    ЛюсиLucy262
    Робот по имени ЧаппиChappie4
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Духless 26.263
    ФокусFocus7.242
    Робот по имени ЧаппиChappie7.720
    Книга жизниThe Book of Life7.639
    СнайперAmerican Sniper6.861
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЗолушкаCinderella06.03
    МордекайMortdecai12.03
    Суперфорсаж!Superfast!12.03
    Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent19.03
    Любовная загвоздкаAccidental Love02.04
    премьеры