всё о любом фильме:

Поп

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Хотиненко
сценарийВладимир Хотиненко, Александр Сегень
продюсерВера Малышева, Наталия Гостюшина, Сергей Кравец
операторИлья Дёмин
композиторАлексей Рыбников
жанр драма, военный, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  320.4 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время124 мин. / 02:04
Псковская православная миссия — одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны. С августа 1941 по февраль 1944 года священники-миссионеры из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада России. После занятия этих областей советскими войсками участники Псковской миссии были высланы в лагеря.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (723)
ожидание: 78% (525)
Рейтинг кинокритиков
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм поставлен по одноименному роману Александра Сегеня.
    Трейлер 01:59

    файл добавилLowChurch

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5194 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Зарождающаяся тенденция современного российского кино снимать что-то глубокое, филосовское, почти артхаусное, и выводить такие продукты на всеобщее обозрение, кидая банкноты на рекламу, с одной стороны не может не радовать. Умные, настоящие фильмы людям нужны. В первую очередь хотя бы для того, чтобы воспитывать в зрителях любовь к настоящему кино. Однако, посмотреть с другой стороны, выйдет так, что подобное удачно снимает лишь один российский режиссёр — Лунгин. А всё остальное — либо неудачный фарс, либо неудачная попытка. Фильм Владимира Хотиненко «Поп» как раз относится к категории неудачных попыток.

    Я согласна с теми, кто говорит, что подобная тема для современной России важна. Да, свою историю нужно знать, это раз, да, если хотим возродить веру и духовно просвятить людей, это подходит — два. Я бы назвала идею снять фильм подобной тематики почти гениальной. Так как в основе своей, тема церкви у нас нераспространённая, а уж тема церкви во время ВОВ вообще девственна. Однако идею нужно ещё воплотить в жизнь, и вот тут следует провал.

    Мне не хватило в этом фильме практически всего: актёрской искренности и мастерства, режиссёрских находок, операторских финтов, пронзительных сцен и диалогов — всего того, что сделало бы этот фильм шедевром современной кинемотографии. Фильм смотрится, да, он довольно добротный, даже интересный и запоминающийся, но осадок от того, что не доделали, не досняли, не доиграли, не раскрыли до конца — всё-таки остаётся.

    Соглашусь и с теми, кто советует фильм к просмотру: смотреть следует хотя бы для того, чтобы составить своё собственное мнение. И в конце концов, фильм-то неплохой, просто с пометкой «не до…».

    6 из 10

    3 сентября 2010 | 17:39

    Фильм важный и нужный. Просто необходимый. Новый взгляд на войну. Особый взгляд на православие. Честное мнение режиссера Хотиненко. Это фильм о Псковской Православной миссии, одной из неизученных страниц русской истории. Снят по роману Александра Сегеня «Поп». И по благословению Алексия Второго. И это просто честное и частное мнение Владимира Ивановича Хотиненко на эту тематику. И оно заслуживает внимания.

    О сюжете говорить не хочется. Это часть нашей с вами истории, часть русского православия и горькая страница истории. Про это можно почитать, если возникнет у вас такая необходимость. Я в этом фильме увидела своё. Что задело меня лично. Ведь там потрясающие актерские работы Сергея Васильевича Маковецкого и юной Лизы Арзамасовой.

    Какой он там удивительный, этот Маковецкий… Просто поразительный! Все-таки его роль. Только его. Какие у него глаза, как он говорит… Это надо смотреть, это жизненно, это пронизывающе.

    А Лиза… А Лиза — будущая звезда мирового масштаба, вот увидите. Лиза в своем образе очень органична. Она такая светлая, такая чистая, такая одухотворенная. Думаю, многое в этой роли от Лизы-актрисы, от ее мироощущения. Лиза — это классика понимания термина «органика». Настолько она естественна. Но и просматиривается исполнительность. Чувствуется, что у Арзамасовой и Хотиненко особые отношения. Невероятное взаимопонимание. Лиза — это для меня открытие. Лучик света. Нет, без темного царства. Просто лучик.

    Также в фильме меня приятно порадовала операторская работа, снято прекрасно. Режиссерская работа вне обсуждений.

    Вот что лично я для себя уяснила. Это то, что мы не черно-белые, мы люди. И тот, кто за нас и тот, кто против. И те немцы, которые за Гитлера и те русские, которые за Сталина. Все — люди. И каждый делал то, что делал. «Богу — богово, а кесарю — кесарево». Так говорил отец Александр. Он был честным, смелым, милосердным и великодушным. И просто служил Господу и никому другому. И никого никогда не судил. Это я отметила. Меня фильм учит не судить (а мы все каждый день это делаем!!!), не штамповать ярлыки, а просто честно делать свое дело, быть собой и не смотреть на других и надеяться на милость Божью. А Господь всех рассудит. И только он на это имеет право.

    Поразил еще меня эпизод с маленьким мальчиком. Не хочу рассказывать, увидите — поймете.

    Ну и непросто так в конце фильма звучит хит дискотек 80-ых про реки Вавилона, о времени, когда мы все были едины и все говорили на одном языке и понимали друг друга…

    Храни Вас Бог, Владимир Иванович!

    10 из 10

    14 марта 2010 | 21:55

    Перед просмотром фильма моё отношение было совершенно не таким, как после просмотра. Если честно, я не очень люблю фильмы, которые рассказывают о жизни, о каких либо исторических событиях. Но этот фильм мне очень понравился. Он отражает суровое время войны и кровавых расправ, время, когда точно никто не знал, к кому примкнуть и на чью сторону встать.

    В фильме почти нет сюжета. Вместо него мы увидим жизнь обычного священника. Но весь фильм смотришь, не отрываясь, забываешь обо всём. Актёрская работа поражает, все актёры, даже второстепенные отлично вжились в роль.

    Здесь вы не увидите красивых спец-эффектов, закрученного сюжета или большое количество сражений. Но посмотреть этот фильм нужно каждому. Ведь это не выдуманная история, это наше прошлое и мы должны о нём знать.

    10 из 10

    8 января 2011 | 14:12

    Сразу скажу что фильм (именно фильм, а не история) очень средненький, серенький, без изысков. Это не блюдо для эстетов, это, если хотите макароны по флотски в общественной столовой. Удовольствия не получишь, зато сыт, а когда мы сыты, то и горазды пораздумывать над проблемами мироздания и прочими жизненными мудростями.

    Но несмотря на эту художественную бедность, я за то, чтобы фильм «Поп» жил и порождал другие фильмы подобной тематики и направленности. Алексий II, инициировавший создание фильма, прекрасно понимал современную силу современного кино, через которое можно общаться с людьми «массово» и, между прочим, эта задача уже отчасти решена-200 тысяч россиян посмотрели эту картину, а значит хотя бы на 2 часа аж целых 200 тысяч россиян были погружены в духовный мир военного времени.

    Ну а теперь собственно о самом фильме. Как я уже сказал, фильм слабый и я уверен, что он упадет через месяц в районе 6,0-6,2. Высокие оценки ставят люди, которые либо не разбираются в кино, либо которые оценивают саму историю жизни «настоящего» Попа, а не собственно фильм.

    Подбор актеров считаю неудачным. Маковецкий ожидаемо справился со своей ролью и его персона не оставляет споров, также как и матушка Алевтина в исполнении Нины Усатовы-что называется Верю! Остальные в фильм просто не попали. А. Лобоцкий (Фрайгаузен) был настолько неубедителен, что просто диву даешься-роль то несложная совсем была. Кирилл Плетнев- его считаю очень одаренным актером, но по-моему он не понял куда попал. Фильм «Поп»- это не криминальный боевик, а православная драма (новый жанр придумал), но Плетневу об этом видимо не сказали и он играет молодого парня 21 века, переодетого в военную одежду середины 20 в.

    Финт создателей фильма по привлечению к съемкам детей (довольно много времени) так же стоит признать неудачным. Обычно это работает, но это закон жанра для семейного кино, а у нас тут православная драма, а для драмы важна актерская игра как ни крути. Все дети бояться камер, скованы, играют недостоверно.

    Сцена с беседой Попов тоже не понравилась-не чувствовалось православной харизмы, веры в правое дело, это было похоже на чаепитие в костюмированной вечеринке.

    Пейзаж показан как то скудненько, да и съемочная площадь оказалась меньше, чем огород у некоего зажиточного крестьянина.

    Не знаю почему фильм «Поп» доверили снимать В. Хотиненко, он уже провалил один гос. проект — фильм «1612», и с тех пор толком ничего не изменилось, использованы все те же художественные приемы, простые как газета «Правда» или как Сибирский валенок-это кому как нравиться.

    Еще много можно выискать всяких недостатков в сценарии, сюжете…(например, почему не пошел искать попадью любящий Поп, хотя она далеко в любом случае не ушла, где та любовь к ближнему соему, а ?) но я не буду. Садясь писать, я уже знал результаты первой недели кассовых сборов- ФИАСКО! (причем всеми ожидаемое-22 000 р. с площадки-и это при такой рекламе). Но все таки 200 тыс человек как минимум просвятились, узнав об этой темной стороне советской церкви и испытали гордость (те, кто верует) за несгибаемого Попа в исполнении Маковецкого.

    14 апреля 2010 | 13:52

    Актеры — это лицедеи по своей сути, рядятся в разные одежды, примеряют личины и маски. Но среди армии разномастной братии встречаются диаманты, артисты, познавшие суть кадра. Они тоже гримируются согласно сценарным задумкам, шутят и умирают на экране, но умудряются при этом совершать невозможные по дуализму вещи. Зритель видит Леонова или Евстигнеева, особо не старающихся визуально измениться в разных картинах, и не видит их, полностью ассоциируя с горе-дрессировщиком или Петей-Ручечником. Это совсем не тот эффект, что вызывают Джекки Чан или Арнольд Шварценеггер, там самого актера зачисляют в персонажи (как у нас это было особенно ярко выражено тройкой Никулин-Вицин-Моргунов).

    Такой редкой по теперешним временам особенностью обладает Сергей Маковецкий. Хоть убейте меня, но именно он, а не его персонаж сидит с подводниками на глубине 72 метра, именно он покупает на последние деньги пистолет Макарова, чтобы разбудить в интеллигенте воина, именно он ввязался в суд присяжных, чтобы разобраться. И, разумеется, это сам Сергей Васильевич служил в сельском приходе священнослужителем, батюшкой, попом.

    Образ целителя человеческих душ редко получается разносторонним, словно и не люди они, а Функция. Бросает по самым разным полюсам — то бесноватый отец Фёдор оголтело рубит гамбсовские полукресла, то непорочный старец Сергий благословляет богатырей на подвиги ратные. Отцу Александру тоже выпала вполне однозначная миссия — творить добро вечное среди зла земного. И хочется верить, что такие священники были в реальности — не отращивали живот непомерный подаяниями прихожан, не искали местечко потеплее, а готовы были поделиться, чем есть с беспризорниками или другими нуждающимися. Мягкая речь отца Александра, словно речушка чистая, останавливает руку с карабином. Его поступки заставляют людей почувствовать потребность в самой церкви. И даже солдаты, арестовывающие попа, выглядят неуютно, тяготясь пилатовской ролью.

    Конечно, жизнь далека от канонических образов. Прототип главного героя, Алексей Ионов не терзался мыслями о предательстве, он безоговорочно принял фашистский режим, как меньшее зло и шел с ним до конца. Псковская православная миссия была тоже не столь прозрачна, как отображена в фильме. Но произведение Владимира Хотиненко, в первую очередь, это художественная картина, с образами и размышлениями, и подходить к ней с меркой исторической правды будет неправильно. Тем более, что кто эту правду истинную ведает. Многие ли вообще интересовались ролью православной церкви в войне.

    Конечно, заслуга Сергея Маковецкого в восприятии кино неоспорима. Но, как говорил его герой, без жены я как единица без нуля. Попадья вышла колоритная, и статью не обделена, и характером, и добротой. И её уход — эмоциональный пик всей ленты. Правда, всё-таки видно, что Нина Усатова играет роль. Честно, старательно, но всё же играет. Как и другие актеры — подросток Арзамасова, красноармеец Плетнев, русский немец Лобоцкий.

    Современное российское кино в массе своей является чем угодно — эпатажем, мейнстримом, плэйсмент продакшном, мылом, но только не кино. Но то тут, то там ростки все же пробиваются. Конечно, титульные заставки, повествующие о ведущей роли Газпрома, Министерства культуры или православной киностудии заставляют напрячься, но финальная благостность, несмотря на весьма не сусальное происходящее, полностью растворяет напряжение. Как бы ни относились к неоднозначным вопросам религии и атеизма, партизан — полицаев — фашистов, латвийско — российской дружбы, лента затрагивает более вечное, и посмотреть её стоит.

    2 мая 2013 | 21:16

    На первый взгляд, фильм весьма симпатичный и впечатляющий, да и смотрится хорошо. Но только это не фильм о христианском подвиге, каким он преподносится в СМИ, это вообще фильм не о христианах. Это фильм о том, какими хотят видеть христиан не христиане, т. е. он отражает современные стереотипы неверующих масс населения относительно христианства. И причём по вполне банальной причине — его создавали не христиане.

    Можем ли мы назвать православным христианином человека, не читавшего Григория Паламу, Феофилакта Болгарского, Николая Сербского? Можем! Но только если этот человек — глубоко и искренне верующая бабушка в углу храма, которая, если и листала книгу Григория Паламы о Божественных энергиях, ничего там не поняла по причине своего возраста и среднего образования. Понятно, что к известному режиссёру, «учителю человеков», предъявляются совсем иные требования, чтобы он мог называть себя православным. А Владимир Хотиненко думает, что достаточно обзавестись известным духовником (у которого по причине своего соц. положения можешь вытребовать любое благословение) и регулярно бегать причащаться — и вот ты уже учитель веры!

    Одним словом, священник показан хоть и не бесхребетным, как митрополит Филипп в «Царе» у Лунгина, но и не воином Христовым, а просто хорошим принципиальным человеком. Ну какой из него воин, если он не смог даже собственную семью построить на православных принципах? Поп и есть! Так что название подобрано весьма удачно, жаль только, что нам опять показали попа, а не святого.

    Друзья! Если вы хотите посмотреть фильм, созданный истинными христианами, посмотрите «Франциска» Лилианы Кавани (с Микки Рурком и Хеленой Картер в гл. ролях). А если хотите посмотреть фильм, созданный настоящими православными христианами, посмотрите «Наследников» Константина Одегова.

    5 из 10

    Исключительно за игру Маковецкого.

    16 мая 2011 | 15:10

    Первое, что хочется сказать о фильме Поп: Маковецкий — настоящий батюшка! Такое впечатление, что он не играл роль, а наконец-то признался нам: «Никакой я не актер, это я притворялся, а на самом деле я — простой православный священник!».

    Прямо радость какая-то при виде его весь фильм.

    И это при том, что понимаешь, что в некоторых сценах режиссер сознательно бьет по нервам зрителя, причем больно и жестко. Как в сцене с коровой или убийством девушки-невесты одного из героев. Сразу внутри просыпается возмущение и негодование, и желание отомстить… И становится страшно за этих несчастных миролюбивых людей, которые не умеют воевать, у которых по 5 детей в хате, которые унижены, беспомощны, обречены видеть все эти ужасы войны изо дня в день… При этом понимаешь, что им нужно как-то выжить, да еще желательно не сойти с ума.

    И тут же, на контрасте, батюшка Маковецкий, с ясным внимательным взглядом на мир… И понимаешь, что имея внутри веру, пережить можно все, даже самые трудные и страшные времена. Как-то все становится ясно, глядя на этого человека.

    Это не фильм про религию, не фильм про церковь, это фильм про личность и фильм про веру. Как там было сказано вначале: «Есть на Руси такой тип сельского священника…». От себя скажу, что это тот тип батюшки, для которого его вера — это его жизненная правда. Вера, доказанная не службой в церкви, а ежедневными делами, трудами и поступками.

    Сильный образ, сильный фильм.

    Одна из лучших ролей Сергея Маковецкого.

    8 из 10

    30 июня 2010 | 12:52

    Как водится, незамедлительно выношу вердикт: я считаю «Попа» неплохим фильмом и полагаю, что его обязательно стоит посмотреть, однако, на мой взгляд, он потенциально вредоносен, поэтому я не рекомендовал бы его тем, кто не способен критически воспринимать информацию. Моя оценка: 6 из 10

    ***

    Начну с недостатков содержания.

    Тема, которую затрагивает фильм «Поп» — интересна и поучительна. Создатели фильма хотели показать зрителю, как непросто сделать выбор, когда на одной чаше весов находятся жизнь и души отдельных людей, а на другой — судьба всей страны; с одной стороны — твои личные убеждения, а с другой — официальная идеология государства. Право выбора — это свобода, данная человеку. Свобода не мыслима без ответственности. И к сожалению, эта тема — тема ответственности человека за свой выбор — оказалась скомканной, а подаётся она не слишком объективно.

    Рассказывая историю человека, который добровольно сотрудничал с врагом, создатели фильма сознательно ступили на тонкий лёд. Известно, что в недавнем прошлом все гитлеровские пособники рассматривались, как изменники Родины. Поэтому ясно, что фильм «Поп» с самого начала преследует цель показать, что на самом деле всё было «не так просто» и среди предателей, оказывается, тоже были настоящие патриоты Русской земли.

    Фактически, речь идёт о реабилитации. И действительно, перед нами проносится вся история сотрудничества о. Александра с врагом, а зрителю ненавязчиво предлагают стать судьёй священника. Мы как бы присутствуем при повторном рассмотрении «дела» и должны либо утвердить прежнее решение суда, либо оправдать о. Александра. В любом случае, мы должны быть уверены в полной объективности нового суда. Иначе, зачем пересматривать дело? И как раз этой-то объективности и не хватает фильму «Поп».

    Немцы в фильме, откровенно говоря, совсем не страшные: скучают по своим любимым, размышляют о русской природе, своеобразно отмечают Рождество, шутят и смеются — этакие забавные «колбасники», по выражению о. Александра. За исключением убитой девушки и нескольких казнённых партизан ничего ужасного не совершают. Да и то, девчонку убили почти случайно, а партизан едва не помиловали, а позже даже раскаивались.

    Что характерно, и девушка и партизаны формально получили «по заслугам»: девчонка разбила фашисту нос, а партизаны — «стреляли по немцам». Да и советские военнопленные страдали в лагере исключительно по «вине» Сталина. Короче говоря, всё зло от нас самих: не стреляй в немцев, не сопротивляйся, когда они лезут под юбку — и будешь есть мороженое (как жители оккупированной фашистами Риги) или, как нынче любят говорить, «пить баварское».

    Советские солдаты, представленные партизанами и одним комиссаром, показаны в основном с негативной стороны. Партизан Алёша хладнокровно и в упор расстреливает фашиста, который долго умоляет о пощаде. До кучи этот немец держит в руках фотографию любимой, о которой он вспоминал за минуту до смерти. Выглядит этот фашист, как сущее дитя. Ну, вы представляете, какое впечатление производит эта сцена? Чтобы не пожалеть немца (а это трудно не сделать), я мысленно повторил известные строчки Симонова:

    Так убей же хоть одного!
    Так убей же его скорей!
    Сколько раз увидишь его,
    Столько раз его и убей!


    Это о фашисте, если кто не знает.

    Что касается красного комиссара, то он показан не просто необъективно — налицо явные передёргивания. Во-первых, его играет внешне неприятный актёр; во-вторых, он корчит мерзкие рожи и говорит отвратительным тоном. Всё это резко контрастирует на фоне очень красивого православного полковника-фашиста, бывшего белогвардейца.

    Упырь-комиссар решает провести «карательную акцию — казнить предателей-полицаев» (обратите внимание на лексику). Партизаны заступаются за полицаев (!), но комиссар приказывает, и они нехотя плывут зачищать фашистских прихвостней. Затем следует одна из самых гнусных сцен в фильме: партизаны убивают безоружных полицаев, которые одеты в чистые белые рубашки! Если кто не понимает, то чистая белая рубашка в искусстве подсознательно воспринимается как символ чистоты и невинности. И вот этих невинных, безоружных полицаев стреляют грязные партизаны, при этом едва не попадают по мирно спящим детям. Сопровождается это действие трагической музыкой. Всё это настолько отвратительно, что следующий затем отказ о. Александра отпеть этих полицаев, ситуацию не исправляет.

    Ещё одна чудовищная по своему психологическому воздействию сцена происходит, когда дети упрашивают «гнусного» комиссара отпустить о. Александра. Сцену, на мой взгляд, нужно включить в пособие по созданию образа жуткого негодяя и вышибанию из зрителя слёз. Объективности здесь ноль!

    ***

    Мне, конечно, могут возразить, что всё выше перечисленное не имеет отношения к самому о. Александру, а наш «суд» был призван рассмотреть именно его поступки. Что на это ответить? Действительно, показанная в фильме жизнь священника не содержит ничего преступного. Но это сегодня нам кажется, что отец Александр не заслужил наказания. А во время тотальной войны не существует «мирного населения». Всеми силами ты должен подрывать мощь врага.

    С точки зрения государственной пользы — о. Александру следовало агитировать народ против фашистов. Я понимаю, что у Псковской миссии была другая точка зрения: они надеялись «возродить церковную жизнь», спасти побольше душ. На это могу напомнить, что самая надёжная гарантия спасения души — положить «душу свою за други своя», то есть пасть смертью храбрых за Отечество. По итогам Великой Отечественной войны в нашей стране таких — 9 миллионов. Да ещё 17 миллионов мучеников. Спасся ли кто-то из паствы Псковской миссии? Уверенности нет.

    О. Александр совершенно сознательно пошёл против законов СССР. Он выбрал потенциально спасённые души Псковской миссии. Это был его свободный выбор. Как я писал в самом начале, за свободу нужно отвечать. Вот священника просят признать, что он сотрудничал с гитлеровцами. Он отказывается! Начинает вертеться, как уж на сковородке: дескать, я не виноват, а даже молился за русское воинство и помогал военнопленным. Вместо смирения и признания вины, о. Александр полностью отрицает факт сотрудничества! А ещё говорил, что никогда не врёт.

    ***

    Всё вышесказанное касалось содержания фильма. Теперь коротко о недостатках «формы».

    Основной минус в том, что картина — экранизация книги. Режиссёр перенёс со страниц одноимённого романа множество завязок, но совершенно не смог их развернуть. Довольно интересные темы полицая-детоубийцы, психа-военнопленного, священника-немца, взаимоотношений еврейки и партизана и многие другие остались практически не раскрытыми. Заметно, что материала было в избытке, но экранного времени не хватило. Смотреть на это не очень приятно.

    ***

    После всего вышесказанного вполне закономерен вопрос: почему 6 из 10, почему такая высокая оценка? Отвечаю: потому что Сергей Маковецкий сыграл блестящую роль, а Нина Усатова здорово ему помогла. А ещё, потому что фильм заставляет хорошенько задуматься. Спасибо ему за это!

    Итак. Я считаю фильм «Поп» неплохой картиной. Я полагаю, что фильм идеологически опасен. Я рекомендую картину «Поп» тем, кто способен критически воспринимать информацию.

    6 из 10

    17 июля 2010 | 12:32

    Данный фильм снят по заказу русской православной церкви, как написано на коробке из-под ДВД, и цели, которые он преследует, абсолютно ясны — реабилитировать священников, оказавшихся на оккупированных фашистами территориях.

    Главный герой Александр Ионин призван возглавить Псковскую православную миссию, чтобы возрождать православие в Прибалтике.

    Первый вопрос: хорошее ли это дело? Для большинства населения современной России, особенно это касается молодежи, — это вообще не вопрос, все итак ясно: церковь — хорошо, а большевики, которые её уничтожали — козлы.

    Тогда, второй вопрос, зачем фашистам нужно было поднимать чуждую им религию? Вряд ли бы они стали это делать без веских причин. Скорее всего, именно идеи смирения, лежащие в основе христианской веры, были на руку оккупантам. Смирись — и не нужно идти в партизаны, смирись — и уже все равно, что твоя земля больше несвободна.

    Вопрос третий, относительно центральной личности священника: а что он собственно сделал героического? Я — зритель вредный и мне мало просто сказать, что поп хороший: хочу знать почему. Весь фильм ждал какого-то поступка, который заставил меня изменить отношение к нему, но этого не произошло.

    Попик-то наш жил очень даже неплохо, можно сказать, что война была ему на руку. Во- первых, он получил повышение по службе6 из простых священников в руководители миссии. Во-вторых, достаточно только представить себе его жизнь при коммунистах: прихожан нет, по причине советской антирелигиозной агитации, а соответственно нет и денег, да и церковь того гляди разрушат. То ли дело при нацистах: и церквушку отремонтировали, и народ пошел.

    В то время как русские солдаты гибли в окопах, а труженики тыла трудились не на жизнь, а насмерть, священник наш не сильно утруждает себя работой. Нам показано, что он приютил детей, и мы должны считать его поступок героическим, потому что никто другой этого не сделал. Но если прикинуть, то на деньги Рейха, выделяемые для поднятия православия, плюс на средства, приносимые прихожанами, жить было можно, и не слишком бедствуя.

    Каков итог его «благих» действий? Обобраны прихожане, чтобы собрать одежду для узников концлагеря, а в результате одели фашистских солдат.

    Однако самое худшее — это его нравственный выбор, который он обязан был сделать, но так и сделал. Когда его спрашивают за кого он, он отвечает за Бога. Не хочется выбирать между плохими фашистами, которые церкви стоят и деньги дают, и не менее плохими «красными», которые хоть свои, но служителей культа не уважают.

    Сцена заступничества за партизан, которых предстоит казнить, уважения к попу не добавила, особенно когда попадья, видя, что дело пахнет керосином, кричит, что он под защитой рейхсканцлера. Хочется спросить: «Ваше святейшество, Вы думали, наверное, что рейхсканцлер добрый малый. Раз согласились на него работать?» В общем, позиция у попа удобная и выгодная: ни «нашим», «ни вашим» на словах, а на деле: за них и, в первую очередь, для себя. В конце он все-таки примет решение, но, скорее всего, не из-за силы характера, а из безысходности.

    Художественные достоинства фильма тоже спорны: операторская работа — пожалуй, единственная сильная сторона фильма, красоту русской природы удалось донести до зрителя без потерь.

    Актерская игра Маковецкого, которой принято восхищаться, показалась мне небезупречной: если выражения лица вроде бы были адекватны происходящему, то говор на «О» был недостоверный. Гораздо сильнее играл Анатолий Лобоцкий в роли Фрайгаузена. Лиза Арзамасова, «папина дочка», априори вызывала скептицизм, как оказалось, зря: несмотря на внешнее несходство с представителями нации Давида и Авраама, кроме большого «шнобеля», ей удалось создать девушку с еврейскими чертами характера.

    Итог: несмотря на положительные моменты, главную задачу фильм не выполнил: реабилитация попа в моих глазах не произошла, и Я продолжаю считать его лживым и трусливым персонажем.

    5 из 10

    6 сентября 2010 | 21:50

    На пасху в прокат вышла картина «Поп» Владимира Хотиненко она повествует о нелёгкой жизни и судьбе в великую отечественную войну, на оккупированной фашистами территории. Сама идея фильма интересна, показать жизнь людей в оккупированной деревне. Мы видим как в село приезжает поп, назначенный в Псковскую православную миссию, созданную фашистами. Отец Александра Ионина волею судьбы становится активным её участником. Идя на картину, боялся увидеть очередную чернуху, замаскированную под артхаус со злобой на Советский Союз, но в общим опасения не оправдались, фильм очень даже достойный. Мы видим спокойную картину рассказывающую все стороны жизни и реалии тех времён.

    После ввода немецких войск перед главным героем встаёт нелёгкий выбор возобновить приход, тем самым начав работать на фашистов или дожидаться Красной армии. Отец Александр Ионин принимает очень спорное решение — возобновить работу прихода, но не служить немцам. Он берёт на воспитание нескольких детей и с добротой относится к партизанам. Немцы показаны в основном как добрые и весёлые ребята, прежде всего в высших эшелонах. В фильме они даже после морозных зим (как известно после них они особенно озлобились), никого не угоняют в плен и всего того, что творили на нашей земле.. Советские войска в лице чекистов показаны в привычном сегодня виде матёрых злодеев, но всё же фашисты показаны как отрицательные персонажи, какие бы хорошие они не были люди при личном общении как например Фрайгаузен, русский немец. Человек, разрывающийся между двумя родинами России и Германией которому всё время приходится делать не лёгкий выбор. А советские — как положительные герои, освободители. В этом большое мастерство сценаристов и режиссёра. Но послевкусие всё равно остаётся, какой-то привкус горечи. Победитель — народ, но никак не власть, она сравнена с фашистами, а может даже и хуже. Что в корне не правильно, на мой взгляд. Да, наверно, такое было, но всё же они захватчики, в виду сегодняшней популярности фашизма в некоторых кругах это может подлить масла в огонь, да и отрицание собственного прошлого, сжигание мостов и отказ от традиций ни к чему хорошему привести не может. Без прошлого нет будущего.

    Хороший символ — сбитая корова и умалишенный, пьющий её молоко, затем попадающий в немецкий лагерь. Парное молоко этой коровы, как символ страны доставшейся немцам с лёгкостью, дошедших практически до самой Москвы(если бы они взяли Москву, то в войну вступила бы Япония). Так же, корова, символ православной церкви после прихода фашистов. По сути, умалишённый — сам отец Александр в заключении, не только перед фашистами, и не даже перед своими, когда те освободят их село, он будет наказан за сотрудничество с фашистами. В первую очередь он виновен перед самим собой и своей совестью. Он как то умалишённый, который по лагерю ходит с фашистским флагом. Что он сделал для победы? Когда всё в пожаре, миллионы погибших, а он в тепле и уюте с попадьёй. Помогая заключенным, отец Александр пытается помочь себе, спасти себя, ведь он назван в честь Александра Невского. Его битва — битва за совесть оккупированных территорий. Он смелый человек, он не прятался, не убегал и не боялся никого, оставшись с немцами, с ежедневной угрозой с их стороны и неизбежными наказанием в конце войны. По законам военного времени любое сотрудничество с врагом — предательство, что правильно. Но его сотрудничество с немцами за русский народ, помощь в тяжёлое время — это правильно по человеческим законам. После мы его уже видим глубоким старцем, приглашающим новое поколение зайти и укрыться в церкви.

    Хорошо то, что хорошо заканчивается.

    7 апреля 2010 | 22:10

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 134 руб.
    Blu-Ray, 155 руб.
    подробнее

    Новости


    Российское кино на текущей неделе доминирует в прокате: «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского, «Дом Солнца» Гарика Сукачева и «Поп» Владимира Хотиненко. С опозданием, но тем не менее все равно стартуют эстонский «Класс» и корейская «Жажда». Из голливудских лент в России выходят «Потрошители» Мигеля Сапочника и «Слишком крута для тебя» Джима Филда Смита(...)
     
    все новости

    Статьи


    КиноПоиск беседует с тем, чьими глазами зрители видят фильм еще до его появления на экранах, — с фотографом на площадке. Эта работа сначала может показаться настоящей сказкой: бесконечные путешествия, необычные места съемок, известные актеры и режиссеры в кадре. Но так ли все просто? Рассказывает Ирина Середа, фотограф «Курьера из „Рая“». (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier41 274 861
    2.Рио 2Rio 239 327 869
    3.ОкулусOculus12 005 402
    4.День драфтаDraft Day9 783 603
    5.НойNoah7 553 607
    11.04 — 13.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Скорый «Москва-Россия»82 459 240
    2.Реальная белкаThe Nut Job68 454 368
    3.ДивергентDivergent48 362 188
    4.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier34 532 969
    5.СаботажSabotage29 871 740
    17.04 — 20.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 545 426435 601
    Деньги384 650 042 руб.115 402 066
    Цена билета248,90 руб.3,52
    17.04 — 20.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    150.Умница Уилл ХантингGood Will Hunting8.186
    151.Мой сосед ТотороTonari no Totoro8.186
    152.Писатели свободыFreedom Writers8.186
    153.День суркаGroundhog Day8.185
    154.Человек-слонThe Elephant Man8.185
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy94.69%
    7.Кредо убийцыAssassin's Creed94.69%
    8.ИсходExodus: Gods and Kings94.69%
    9.Люди Икс: Дни минувшего будущегоX-Men: Days of Future Past94.60%
    10.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For94.56%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Не смейтесь мне в лицоHide Your Smiling Faces1
    Волк с Уолл-стритThe Wolf of Wall Street340
    Чудачество любви не помеха 2Chuunibyou demo Koi ga Shitai! Ren2
    Война мировWar of the Worlds127
    Следуя за флотомFollow the Fleet1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Скорый «Москва-Россия»4.646
    Реальная белкаThe Nut Job5.966
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 27.468
    СаботажSabotage5.741
    Под маской жиголоFading Gigolo
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin01.05
    ДвойникThe Double01.05
    13-й район: Кирпичные особнякиBrick Mansions08.05
    ГодзиллаGodzilla15.05
    Люди Икс: Дни минувшего будущегоX-Men: Days of Future Past22.05
    премьеры