всё о любом фильме:

Поп

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Хотиненко
сценарийВладимир Хотиненко, Александр Сегень
продюсерВера Малышева, Наталия Гостюшина, Сергей Кравец
операторИлья Дёмин
композиторАлексей Рыбников
монтажМаксим Полинский
жанр драма, военный, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  320.4 тыс.,    Болгария  17.6 тыс.,    Словения  8.7 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время124 мин. / 02:04
Псковская православная миссия — одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны. С августа 1941 по февраль 1944 года священники-миссионеры из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада России. После занятия этих областей советскими войсками участники Псковской миссии были высланы в лагеря.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (904)
ожидание: 79% (525)
Рейтинг кинокритиков
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм поставлен по одноименному роману Александра Сегеня.
    Трейлер 01:59

    файл добавилLowChurch

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5165 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Пробудись Русь златоглавая! Туманные поля твои озарены светом Божьим. Ласковые крестьяне, белобрысые и голубоглазые, любят тебя и Бога. Голубь мира осеняет землю православную, кроткую и чистую землю.

    Но дьявол не дремлет. С Запада ползет ирод. Хочет нарушить покой страны православной, счастье кротких коммунистов, (коммунистов зачеркиваем) верующих в Святую Троицу.

    21 августа 1941 года. День Всех Святых. Народ прет в церкву в лучших традициях познепутинского режима. Но в умах зреют нерадостные мысли, понеже куры у попадьи стали нестись аки бешенные. Что не минута, то яйцо. Не к добру!

    С первых минут фильма я отдал должное игре актеров. Сергей Маковецкий на высоте. Нина Усатова привычно главная по кухне и хозяйству, словно потчует тебя вкусными пирожками через экран. Режиссер Владимир Хотиненко правильно выстраивает сцены и диалоги. Мастера своего ремесла! Не мне их судить!

    Но настораживает другое, а именно та надуманная слащавость, которую ощущаешь временами. Словно бы хотели сделать немножко православного гламура и по неопытности переборщили. Или это сделано намерено?! Подумаем над этим, а пока посмотрим собственно на сюжет фильма.

    Герой Сергея Маковецкого отец Александр Ионин, служит священников в Псковской земле. После оккупации, по просьбе или приказу своего начальства, он едет в Ригу, где окунается в водоворот политической истории по образованию Псковской православной миссии под контролем фашистских сил.

    Соло пристрастного зрителя.

    --

    Рига. Кабинет православного владыки. Буржуазный лоск интерьера и варенье на столе. Осень 1941 года. За круглым столом идет разговор в духе депутатов Мамонова и Пронина из сериала «Наша Раша». Тут в кабинет входит Маковецкий-Ионин и сходу получает предложение возглавить новую миссию. Немножко поругав братьев за дружбу с фрицами, он как истинный солдат идеологического фронта берет под козырек.

    Пункт назначения — село Закаты.

    --

    Как обычно по традиции советского кинематографа, фрицы предаются античному разврату. «Мамка! Курку давай!» и это еще цветочки. Гадкие солдаты фюрера сбивают на грузовиках коров, убивают девушку (правда по случайности!) Народ негодует, и смело бросает в «освободителей» комья грязи. Тут появляется отец Александр. Он хочет возродить, он хочет окрестить. Попадья (Нина Усатова) пророчествует: «Красивые словеса! Возрождать. С немцами. Прилепят вам всем потом на лоб — иуда!»

    Отец Александр отвечает: «Большевиков обламывали! Колбасников не перехитрим что ли?!»

    Жизнь тем временем ставит все по местам. Вместо партсобраний в церкви, теперь на ее фоне крутят фашистские агитационные ленты. «Кино приехало!» — орут дети, и бегут смотреть на эстетику свастик и гордых нордических орлов.

    Соло пристрастного зрителя.

    --

    14 октября 1941 года. Праздник покрова. Плоть мертвецов покрывает землю от Смоленщины до подмосковной Дубны. На Дальнем Востоке люди просыпаются от гула в ушах. Так бывает, когда миллионы окровавленных ртов кричат одновременно.

    Прихожане церкви села Закаты выходят на улицу после службы.

    - Вот и первый снежок на покров! — голосок крайне умильный.

    - Слава тебе Господи!

    - С прааздником!

    - С празником!

    - И вас с праздником!

    Колокол надрывается. Дите спрашивает у бабки:

    - А почему покров?

    - Это Богородица свой платочек снимает и всех нас покрывает от врагов.

    Народ кучкуется. Предстоит застолье.

    --

    В фильме не обходится без мистики, и наивных попыток пустить слезу у зрителя. Один из партизан приходит убить отца Александра, стреляет, но икона Богоматери берет пулю на себя. Священник не против быть убитым, но просит возможность отпустить грехи своему убийце. Партизан соглашается и преклоняет голову. Зря! Не знает партизан силы христианского человеколюбия! Пять минут спустя, он уже любовно засматривается в глаза Богоматери, и заискивает перед батюшкой.

    Сентиментальный бред! Целевая аудитория которого, впрочем, известна.

    Нина Усатова (попадья) уходит из жизни поучительно. Заболевая тифом, она не возвращается домой, где священник приютил десяток детишек. Она умирает в лесу, в одиночестве.

    1944 год. Александр Ионин ходит вокруг гор трупов советских военнопленных. Один, поседевший и измученный, он отпевает разлагающиеся тела. Где-то не так далеко, эстетика Третьего рейха также догнивает в прочных, но затхлых катакомбах. Что есть это? Победа христианства над эзотерической школой, внезапно потерявшей свою силу? Нет. Это победа одного тирана над другим. Преобладающее движение одного маховика над другим. А между этими маховиками вечно перемалывающаяся плоть. Невинная плоть или виновная, изуродованное мясо не знает краски стыда.

    Фильм «Поп» рождает противоречивые чувства, как и то время, о котором в нем идет речь. Я чувствую истинный порыв священника Александра Ионина сделать мир чуточку лучше, но я также вижу наивность батюшки, наивность, которая граничит с конформизмом. Отец Александр не предатель, он блаженный простак, несколько умудренный опытом. Он не понимает, что машина Лжи питается его праведностью как бензином, что его праведность маскирует Зло той системы, в рамках которой он служит. Изменились времена, но не изменилась эта традиция. Сегодняшние священники, искренне служащие людям и ведущие примерный образ жизни, так же как и Ионин прикрывают фурункулы системы покровами своей праведности. Праведность служит во имя Зла. Праведник служит Тирану.

    9 февраля 2011 | 17:16

    Наверное, нужно начать с того, что смотрела этот фильм за компанию, отвели друзья. Кстати, в совершенно пустом зале, что немного обидно. Я понимаю, что само название картины «Поп» говорит за себя и следовало ожидать историю о церкви, истории, Боге, но все же мне показалось, что в фильме слишком много религии. При просмотре я ощущала, что на меня давят, навязывают веру именно в таком виде — с молитвами, православными праздниками и т. д. И уже получив такой посыл, хочется скорее оттолкнуть это, чем принять. Хотя возможно это уже мои личные взгляды.

    При этом, сделав упор на религиозную сторону фильма, режиссер совершенно забывает о войне. Несмотря на огромное количество солдат в форме, изобилие немецкой речи и даже казнь, я не смогла прочувствовать войну именно в моем представлении. Вот пришло 22 июня 1941, прошло еще 2 года, еще год — поведение жителей села практически не меняется. Кажется, что их жизнь какой была, такой и осталась — размеренной и сытой. Для меня это более чем странно. Тоже и с семьей священника Александра — один ребенок или пять — всех прокормит. Единственный намек на трудности местного быта — сцена с коровой. Для меня это не только символ, который все увидели. Наверно, мыслю более приземленно.

    Актеры. Сергей Маковецкий вжился в образ как будто всегда был священником. Нина Усатова мне всегда нравилась, и эта роль не исключение. Все больше симпатизирую Лизе Арзамасовой. Из нее может получится неплохая актриса, если она конечно не уйдет в сериалы. Насчет актерского состава у меня только один вопрос — неужели нет талантливых детей-актеров, которые могут не просто сказать зазубренные фразы? Детские образы (хорошо сыгранные) всегда больше запоминаются и производят огромное впечатление. Но это не тот случай. Мне кажется, в такой ситуации не стоит делать скидку на возраст.

    В итоге достаточно качественная картина с потрясающими пейзажами, отличной игрой актеров. История церкви и веры в то время — главная тема фильма, но все же не стоит забывать и о времени, тех людях, чтобы фильм выглядел более цельным.

    15 апреля 2010 | 14:31

    В советское время была теория, что в оковах художник творить не может, поэтому такое вокруг г…, но когда оковы падут, то… Потом, когда оковы пали, с полок были извлечены гениальные «Интервенция», «Комиссар», «Проверки на дорогах» и фильмы Муратовой, выяснилось, что без оков лучше них ничего не создаётся, вспомнили про Пушкина, Толстого, Достоевского и про синие мундиры вокруг них, и родилась новая теория, что именно во времена оков мастер творит нетленку, фрустация всякая и т. д.; но наступила очередная осень, если не зима, все замерли в ожидании гениев, но оказалось, с новыми оковами и серыми мундирами как-то нетленка не пишется и не снимается, даже наоборот, те, кто вроде раньше творил от Бога, начал снимать и писать чёрт те знает что; кто-нибудь уже готовит новый миф, что как у Гёте продали душу дьяволу, ну и т. д. Может быть. Только почему дьяволу? В титрах так и написано- ГП. Вы видели в титрах ИХ фильмов спонсорство ВР или ExxonMobil? Уже на следующий день в конгрессе или на собрании акционеров одних требовали бы отдать под суд, других -уволить. Интересно, как менеджер госкомпании с зп в миллионы долларов в стране с минимальной зп меньше чем в Бразилии может спонсировать фильм, и богоугодное ли это дело???

    Для какого-нибудь бондарчуха или канчиловскаго фильм даже неплохой, для режиссёра фильмов «Зеркало для героя», «Патриотическая комедия», «Макаров»- плохо. Тут невольно опять вернёшься к вопросу — кто водил рукой -Бог или менеджер ГП. Ясно только, что не Бог.

    Фильм полон несуразиц и неряшливостей: муха, имитация хроникальных съёмок, бритые пленные за колючей проволокой и сытая рожа солдата, просидевшего несколько недель в амбаре, нелепые сцны с песочными часами, немотивированность поведения героев, замеченные здесь в отзывах -партизан и солдата в церкви, и т. д. и т. п. Мне померещилось или это действительно так — Хотиненко отсылает нас к Андрею Рублёву Тарковского? Все эти похожее деление на главы, пролитое в воду молоко? Если да, то зачем? Или плагиат?

    А ведь были великие фильмы на близкую тему: «Восхождение», «Проверки на дорогах», «Иди и смотри». А тут такая стыдобища.

    Впрочем, дело возможно именно в том, что Хотиненко «не пропил» талант, просто он как талантливый человек, автор великих фильмов, лгать под диктовку не может. Ведь та закономерность, про которую я говорил в самом начале, не просматривается в отношении пошива брюк, или изготовления колбасы или машин. А тут именно или Бог водит рукой, или кто-то другой, ограничимся тем, что явно не Бог.

    Тема уж больно скользкая, тут если говорить, то только правду. Вот, скажем, зарплату батюшка где получал — от фашистов, или из Москвы? И безбожен ли сталинский режим, или нет? И т. д. и т. п. Полуправда хуже лжи. Может оттого и фильм такой?

    ЗЫ от 05.04.10 А вот и возможное объяснение всего. На днях случайно смотрел по зомбоящику передачу «Пока все дома». (Странно, почему в конце названия не стоит вопросительный знак и передача не идёт в разделе здоровья?)

    Так вот. Показывали семью Хотиненнко. Нормальная такая семья. Через одного режиссёры и кинокритики. Ну как семья ткачей или портных, или сталеваров. Сынок тоже снимает кино. Даже показали отрывок. Это такой кошмар, это даже не бондарчух и не канчиловски! Ничего, нормально. Папа рядом сидит улыбается. Прям по Чехову: а сейчас наш Пава сыграет на роялях. И все гости должны из вежливости слушать бренчание. Здесь рояль куплен за госсредства и слушать вынуждена вся страна…

    Нормальный такой буржуазный мирок в стране, сотрясаемой то взрывами, то войнами, то реформами. Здесь всё нормально, сыто, не капает. Рядом сидит красивая, но глупая невестка, которая уже тоже при просмотре фильмов видит правильно поставлен свет или нет. Бездарный сынок почему то допущенный к режиссуре. Полный ажур!

    И вы хотите, чтобы этот человек рвал жилы? Не смешите мои тапочки.

    Хотя он и не обязан их рвать — это верно. Но не у нас, а где -нибудь в сытых бельгиях-люксембургах. Где не полыхает Кавказ, где по одним улицам не маршируют одновременно и коммунисты, и фашисты. У нас в очередной раз поэт больше чем поэт. Или он уже не поэт. «Павлины, говоришь! Мда!»

    12 ноября 2011 | 23:00

    Цель режиссера в этом фильме, высокая до невозможности: дать не образец даже (этого добра полно, особенно в искусстве тенденциозном), а идеал. И мне кажется, как люди вменяемые они прекрасно понимали ее неподъемность средствами искусства. Только у иконописцев такие «краски» есть, чтоб святость проступала однозначно и чтоб молитва росла из нее, но не у режиссеров и актеров.

    Но и Хотиненко, и Маковецкому, это в фильме видно отчетливо, близок постулат Гете: «высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже низких целей, хотя бы достигнутых». Это стремление показать путь к эталону, вершине, путь ввысь мне близко в этом кино, причем путь не святого, а просто человека. И именно путь, а не столпничество в однажды достигнутом совершенстве.

    Хотитненко дает не просто патриотическое кино, не просто кино историческое — о былом, о замечающей изъяны любви к нему. Он дал актуальный фильм о том, что именно делает человека настоящим. И как можно сохранить в себе это, защититься, отмыться от не себя в себе.

    Все герои фильма «Поп», даже отрицательные, практически лишены наносного. Ни в ком нет прикрытий и загородок для настоящего (зла или добра). Никто не претворяется, не играет. Может, такое время — война, маски не для нее — для мирной жизни.

    С радостью, если не со смаком, исповедуется предатель, бывший милиционер, а ныне полицай Владшин, словно плюет в лицо священнику, будто над самим добром глумится, с остатками человека живого в себе прощается. И нет у него желания скрыть зло свое, патокой замазать, подрумянить как-то.

    Так же, не таясь, не прячась, в фильме действует и добро. Оно открыто и в любви, и в ненависти. И очень действенно. Не случайно главный герой носит имя Александр. Его покровитель св. Александр Невский — не только святой, но и воин, а для него необходимость не только любовь, но и ненависть. «Все, что гнусно, нестерпимо/ Должен он сгонять со света». Не насилием, силой, силой веры, получается это у отца Александра.

    Враг для него — это именно враг, а не просто заблудший, также как зло — зло, и розовую жалость к нему он не примешивает. Полицаев не отпевает, а Фрайгаузену кричит: «Вон из моего дома!». Ведь у православных все четко и ясно: к чему мешать соленую и сладкую воду? Ни соленой, ни сладкой не будет смесь. Так и с добром и злом…

    А Иван Федорович — русский немец — как раз такой герой — балансирующий, не горький, не сладкий, половинчато-срединный, средний. Несъедобный на вкус. Может, поэтому он и платит меньшую цену на этой войне. Высокую цену платят те, кто сделал четкий выбор.

    Немец Иван много умствует, о религии в том числе, о пользе и выгоде, о том, как правильнее, безопаснее поступить. Из его лексикона словно ластиком стерто слово «правда». Он живет даже себе не веря, это видно.

    Рядом с цельным человеком — отцом Александром — словно сдувается вся спесь Фрайгаузена. И он понимает, наверное, что задай ему тот откровенно и в лоб простой вопрос: «Ты в Бога веришь ли?», также просто, прямо и откровенно он не ответит. Только длинно, ступенчато, системно, со всеми уместными доказательствами и пользами…Так, как он, верить нельзя.

    Это договор, а не вера. А с Богом не договариваются, ему молятся…

    Отец Александр просто верит. И беспримесной простотой этой веры своей заражает других. Ведь рядом с прямым словно бы сам выпрямляешься. Или хоть начинаешь видеть свою кривизну …

    Вера попа абсолютна. Такая только и может спасти. А кто-то всю жизнь пьет молоко из-под мертвой коровы, механически, рассудочно, скользко прикасаясь к тому, что не требует подтверждений, объяснений, уверений, касаний…

    Гете сказал: «всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в чем он убежден». Война — это та самая ситуация, где это наиболее очевидно. Побеждают те, в ком есть вера, кто убежден в своей правоте, влюблен в свою истину. А не исполнилось убеждение твое, значит, не было должной веры. Действовать в согласии с тем и согласно тому, во что веришь, — самое трудное в мире.

    Какая же трудная была задача у Маковецкого! Не скрою, я не поклонница этого актера, когда смотрела на него здесь, почему-то вспоминала его инвалида из виктюковской «Рогатки». И все же тут он сыграл самое настоящее чудо. Почти радугу. А с ней ведь как: если держится четверть часа, то ее перестают замечать. Маковецкому пришлось светить дольше, причем «доставать» радужные блики и отблески из трагедии, погружаясь вместе со своим героем во зло и смерть (сон попа — удачная иллюстрация такого погружения).

    Фильм прошел для меня ровно, спокойно, и не утомил, и в состояние шока или аффекта не бросил. Но финальная сцена, где крупные планом глаза Маковецкого и это его тихое Слово «дети» — безусловное потрясение. Настоящее, без эйфории, без розовых соплей, без наплыва сентиментальных слезинок.

    Когда-то я много писала о религиозно окрашенном искусстве, пыталась как заправский исследователь выявить его внутренние законы, «формулы», символы, константы, «типажи». Есть один знак у такого искусства отличительный. Оно всегда имеет Центр, к которому сведены, устремлены, повернуты все линии, все лица, все образы, все мотивы. И это не человек.

    Хотиненко же сделал центром именно человека. Он — и доказательство Бога, и доказательство веры, надежды, любви, и торжество жизни, и правота, и подвиг. Все в нем. И при этом человек этот вовсе не стремится быть святым, может ошибаться, гневаться, не прощать…

    Его стремление — именно остаться собой. Человеком — до конца. А способ -

    следовать за Христом, причем не след в след ступая, а намечая свои следы, близкие, рядом, иногда не очень верные, иногда нечеткие, слепые, но свои.

    Есть аналогия у меня одна. Из школьной программы. Идеальный «круглый» русский тип — Платон Каратаев Толстого. Он толстовская иллюстрация идеи непротивления злу. Очищен от злобы и ненависти. И не воин уже вовсе. А в добре своем почти юродивый.

    Отцу Александру путь непротивления не подходит.

    Он идет дорогой Невского. Его любовь — борьба. Его смирение — стояние на своем до конца. Его мягкость — не созерцание, а действие. Его стезя — не удаление от сует, а прямое, здоровое, уверенное, меняющее жизнь вмешательство.

    Есть еще одно определение подвига на войне для меня теперь: не оставаться в стороне, знать твердо, какая — твоя. А сторон у войны, как выясняется, бывает много… И выборов тоже. Не только между смертью и жизнью, между добром и злом, между Богом и дьяволом…

    Между собой и не собой еще. Самый зыбкий выбор…

    25 июня 2013 | 17:42

    … Здесь выход один:
    Это взятие штурмом дворца,
    Того, где небесные своды (с)


    Умопомрачительная красота, утро Жизни жизней и Песни Песней, и разлившаяся через это кровавой зарей тревога. О чём ты думаешь, когда солнце золотит твои простенькие занавески в избушке и улыбается на образе Божьей Матери, а птички поют голосами ангелов? Кто узнает о красоте твоей души, отец Александр? Кто узнает о нежности к мухе (потому как убить — легче легкого, а вот попробуй создай — и станешь Нобелевским лауреатом…), честности перед Богом даже в мелочах, или о каплях пота как кровь, потому как Благодать всегда тревожна и в Причастии всегда есть Её капля. Отец Александр — воин Христов, и потому ему придётся встать на страже каждой вверенной Богом жизни, будь то насекомое или травинка, человек или животное. И он будет стоять без дрожи, как Давид стоял перед Голиафом, и на этой войне он выстоит.

    … Режиссёр Владимир Хотиненко создал своё собрание сочинений, в котором изложил свою гражданскую позицию без страха и упрёка: начиная с «Мусульманина», пробуждающего совесть в закостенелом обществе, и заканчивая «Страстным Бульваром», где как будто было предостережение Вороном целой нации, -как некогда то же самое сделал Эдгар По, и «Бесами», «Достоевским», «72 метра». Эти фильмы были востребованы, как хлеб, а не как зрелище. Но слишком сильны в российском кинематографе традиции то ли православной мягкости, то ли иносказательности: Параджанов, Данелия, Климов, Пташук, Тенгиз Абуладзе не могли или не хотели говорить с людьми в лоб (как говорил со зрителем Запад в «Храбром Сердце», «Антихристе» или «Страстях Христовых»), заставляя нас думать над «Возьму твою боль» или «Исповедью», или «Покаянием». И потому фильм «Поп» стал уже, — как и «Остров» Павла Лунгина, — водой для жаждущих Правды. Исполнивший роль отца Александра Сергей Маковецкий, — о, как он был неубедителен в роли убийцы-банкира в «Брате-2», так и казалось, что еще миг и он перейдёт на сторону «добра», — эти дрожащие глаза и губы, но только опять же в «Бесах» Хотиненко у актёра этот потенциал проявился, — там он хотя бы следователь, -доходит в своей игре до той степени достоверности, что невольно кажется, будто актёр играет самого себя…

    История оккупированного Пскова загадочна и, если чёрные следопыты и допытались до какой-то истины, то всё точки над «i» не расставлены до конца и по сей день. Мы знаем из их скупых хроник о том, что Гитлер попытался сделать из Псковской области образцовую оккупационную территорию, где воссоздавались театры, кино, стадионы, бани, даже банки, и, конечно, Церковь, которую он хотел поставить на службу своей идеологии в пику атеисту Сталину. А таких людей, как отец Александр, сделать бесовской игрушкой, чтобы Веру лишить Силы и Благодати и наполнить Церковь проклятием, чтоб по сути заставить Православие служить не спасительную Литургию, а вечную чёрную мессу, сеющую погибель…

    … Так о чём ты задумался сегодня, отец Александр? Может быть, зная о том, что постоянны только перемены, — ты не уверен, хватит или нет сил творить жизнь и ставить преграды смерти, вернуть ампутированную душу тому миру, что напрочь оглох и контужен, где в бредовой фантасмагории со всех сторон, — русской или немецкой, украинской или прибалтийской, — сначала убили Бога внутри себя, а потом и друг в друге? Но знаешь, и Христа сначала оклеветали, облили грязью, и только потом распяли, — такова военная стратегия Зла. А потому готовься: они должны будут обязательно сначала убить в тебе и во всех, кого ты любишь, Бога, отнять душу, и только потом приняться за плоть: омыть грязью, окропить ложью, опорочить бесчестьем, разбить вдребезги сердце, растоптать память о тебе в потомках, и только после сломать насилием, — и всё это их «таинства», — это часть их поклонения Повелителю Мух, ведь в этой битве самое основное не мёртвые тела, а мёртвые души. Но чтобы заставить тебя поверить в Его Небытие и небытие своей собственной души, личности и самосознания, и этим ещё раз убить Бога, — нужно сломать в тебе образ самого себя, навязать тебе их образ, чтобы добровольно сломал ты и свой стержень, и свою Веру, — вот высшая военная стратегия Зла. И тебе придётся объяснять и объяснять это малым сим до скончания дней твоих, — что когда отнято всё дорогое, сломлено и уничтожено, — если в тебе не убили Любовь, — ты бессмертен и зло не имеет над тобой никакой власти.

    И больно, когда Родина отворачивается от священника, который в одиночку бросает вызов этому воплощённому Аду за Земле. Сцена, когда девочка протягивает руку красному комиссару и говорит: «Дяденька, возьми мою кровь, только не бей батюшку!» поражает так, что не находишь слов, чтобы описать это.

    Так получилось, что я смотрела «Поп» сразу после двух фильмов о другом таком же величайшем подвижнике недавнего прошлого — отце Александре Мене, и казалось мне, чем же они похожи?… Мень был убит в 90-х около маргинальной станции «Семхоз», — и тогда, и сейчас на этих линиях электричек, которые идут с Ярославки, — во много раз опаснее, чем в нью-йоркском метро, — в гетто с тобой сначала поговорят, а только потом зарежут, — но российская люмпенская обида безысходнее, безнадежнее и страшнее американских банд. Именно в 90-х расцветали сатанинские культы и секты, они зверствовали, и не справлялись уже с ними ни Оптина, ни Семхоз, и тогда так же за Жизнь отдавали себя на Крест эти малознакомые нам священники. В те же годы изуверские секты создавали и свои сквотты на сатанинских квартирах, — например, сквотт Воланда, где снимался фильм «Место на Земле», — собирая самую чистую молодёжь, и используя её, не потерявшую надежду на Христа, чтобы убить сначала духовно, а потом и физически, и документально в своих фильмах засвидетельствовать это (московские сквотты тогда поразила волна убийств в духе самого Чарльза Мэнсона, а Оптину Пустынь атаковали сатанисты).

    И именно этому духless`у и противостоит до конца Александр Ионин. Последняя сцена и фраза в фильме: «Заходите, дети, а там посмотрим», в 1979, — сильна своей открытостью будущему, потому что если бы не выстояли священники, которые массами своими шли в 30-40-х в Соловки и на расстрелы, не выстояли Мень, Рыбко и Дудко в наши дни, — не выстояли бы и мы. 

    Так шапки долой перед всеми старцами и священниками, перед монахами и героями в этой бесконечной войне Добра и Зла.

    28 сентября 2015 | 20:47

    В ещё нетронутой Великой Отечественной войной латышской деревни Тихое православный священник отец Александр Ионин (Сергей Маковецкий) рассуждает об особенностях семейной жизни («я — единичка, а жена моя — ноль, но вместе мы образуем десятку»), крестит после отговоров девочку-еврейку (Лиза Арзамасова), глядящую на него обожающим взглядом, и вскоре отправляется в Ригу, где митрополит даёт ему задание основать в псковской деревни Закаты миссию под протекторатом германской армии — главным поборником миссии выступает русский немец, полковник Фрайгаузен (Анатолий Лобоцкий). Зажатый между большевиками (представленными тут партизанами) и фашистами, отец Александр как может пытается помочь своей пастве. Однако, при явной поддержке со стороны немцев, наотрез отказывается придавать свою родину — Россию.

    По структуре заявленной в фильме темы (отношения религии с властью) «Поп» напрашивается на сравнение с недавним «Чудом» Александра Прошкина. Оба фильма основаны на реальных событиях. В обоих есть конфликт православия с большевизмом (в «Попе», поскольку дело происходит во времена ВОВ, примешивается ещё и третья сила — фашизм). В обоих играет Маковецкий. Но, как говорится, с нюансами. Роли у него настолько диаметрально противоположные (в «Чуде» — злостный подхалим со стеклянным глазом, в «Попе» — сама благость), что уже нет смысла хвалить его за мастерство перевоплощения. Кто ещё хорош в ленте, так это матушка Алевтина — жена Ионина. Нина Усатова убедительно сыграла мать, у которой есть свои, взрослые дети (мы их, правда, в кадре не видим), но которая, не смотря на трудное время, готова приютить чужих.

    Если же говорить о художественных достоинствах фильма, то тут сложнее. Хотиненко в последнее время упражняющейся в жанре патриотического лубка (см. «1612»), кажется, только отточил свои кондовые ремесленные навыки, однако его чувство прекрасного до сих пор вызывает вопросы. Зачем показывать мир глазами мухи и крупным планом коровье вымя, если эти кадры не несут никакой смысловой нагрузки, не совсем понятно. Равно как и напускать инфернальной жути при уходе положительного советского солдата в лесную чащу. Приёмы Хотиненко дубоваты. На каждый удачный план у него найдётся вызывающе неудачный. И, если быть уже совсем откровенными, его картина больше похожа на сериал «Первого канала» (пусть и по сериальным меркам очень короткий).

    7 апреля 2010 | 15:02

    Наверное, этот фильм может произвести положительное впечатление на зрителя. Если он не знаком ни с историей своей страны, ни с историей так называемой «Псковской миссии», ни с историей вообще церкви во время войны.

    Петь осанну германской армии и Гитлеру начали с первых служб во время оккупации. И проклятия советскому режиму тоже провозглашались с первых служб. Даже по фильму, мы видим, что в каком-то глухом селе поп находится под постоянным непосредственным наблюдением некоего немецкого офицера, что уж говорить о боле-мене крупных приходах? Зачем бы нужен был такой пригляд, как не для идеологического контроля за проводимыми службами. Нет, я не могу возражать, вполне могло произойти чудо и некий просоветски настроенный батюшка попал под пригляд пророссийски настроенного контроллера. Но таких чудес на всю оккупированную территорию могло произойти ну пара от силы. Чудо с персонажем фильма, конечно, интересно, но хорошо было бы показать фон, на котором оно происходило. В подавляющем большинстве случаев и попы и идеологические контроллеры служили не за страх, а за совесть. Попы, не вдаваясь в цели германской политики в отношение церквей, получили возможность окормлять паству, за что паства получила возможность кормить батюшков в довольно голодное время, ну а усилия германских служащих на приведение к покорности недочеловеков на оккупированной территории — хорошо оплачивалось рейхсмарками и перспективами.

    Справедливости ради, надо сказать, что ничего экстраординарного в таком служении попов нет. Христианство изначально отвергало национальные различия. «Несть эллина, несть иудея», «добрый самаритянин» лучше, нежели «злой иудей». Пресловутое «братья и сестры» это не обращение к кровным родным, это обращение к братьям и сестрам в духе, ко всем, кто признает Христа как одну из трех ипостасей отца небеснаго. Так что, если пришли на землю русскую не явные антихристы, а вермахт к такому не отнесешь, «Gott mit uns» был его девизом, то они как раз братья и сестры православным христианам, в отличие от явных антихристов-большевиков. Только вот так получилось, что антихристы воевали за сохранение русского народа, а гитлеровские «братья и сестры» — за его уничтожение. Ну, да, пути господни неисповедимы. Правда, иной раз они открываются нашим иерархам и они, ничтоже сумняшеся, объявляют вермахт, сс и проч. дланью господней, желающего наказать русский народ за то, что он отвернулся от своего отца небесного. Так что фильм показал нетипичного героя в нетипичной ситуации. И потому, с точки зрения познания истории бесполезен. Чтобы не заявлял Хотиненко в своих интервью.

    О пленных.

    «Ведь Сталин не подписал конвенцию по которой международный красный крест мог бы содействовать в этом вопросе»

    Ну, из уст ответственного за пропаганду германского офицера это звучит вполне уместно. Жаль, что режиссер не попытался сказать и правду, а не только ложь геббельсовской пропаганды. Для того, чтобы германцы соблюдали все конвенции об отношении к пленным, достаточно было того, что сама Германия подписала эту конвенцию. Вот только им это было не надо. Има надо было уничтожить как можно больше славян. Чем они успешно и занимались, независимо от конвенций. А СССР полностью придерживался всех норм конвенция, кроме тех, которые противоречили социальной справедливости: не делали преференций офицерам и заставляли пленных работать независимо от их желания.

    Когда встречаешь такие противоречия исторической правде, уже не удивляют милые немецкие солдатики и веселые полицаи «ни за что» убиваемые кровожадными большевистскими комиссарами и их девками.

    Типичный антисоветский лубок.

    12 июля 2014 | 18:32

    Религия должна помогать людям

    Фильм показывает честного человека, который меньше всего хочет быть предателем своей Родины. В нем не просматриваются героические мотивы, так характерные в фильмах о войне. Отец Александр стремится своим служением в первую очередь помогать обездоленным людям независимо от их политической, национальной или иных форм принадлежности к тем или иным социальным группам.

    Люди, находящиеся в полной безопасности и благополучии, сейчас утверждают, что каждый порядочный гражданин в то время обязан был до последней капли крови биться с врагом. У этих людей нет морального права осуждать тех, у которых нашлись мотивы этого не делать.

    У батюшки в фильме нет никакого внутреннего конфликта — «Большевиков обламывали, а колбасников не перехитрим что ли?». Он человек вовсе не воинственный и уходить в партизаны для него так же нелепо, как и для большинства тех, кто писал здесь`патриотические» рецензии. Фильм направлен против тактики «выжженой земли», когда все оказавшиеся в оккупации люди- по определению враги и предатели. Его миссия в воспитании детей, оставшихся без родителей, в помощи, которую он по мере сил пытается организовать узникам лагеря, организованного нацистами. В озлобленной от массовых зверств и убийств стране задача церкви- сохранить общечеловеческие моральные ценности.

    10 из 10

    8 января 2012 | 00:41

    … а казалось, выйдет высокодуховная, грамотно исторически поставленная картина, которая всколыхнёт сознание обыкновенного русского зрителя, если не перевернёт его полностью… Казалось мне так, когда смотрела я на постер сего творения. Да ещё занимала меня тема такая животрепещущая — тёмное пятно в истории ВОВ и РПЦ…

    На деле что вышло — лоскутное одеяло из множества вырванных из плавного контекста повествования фрагментов, часто, ни к селу, ни к городу, без начала и конца, и фальшь, фальшь, фальшь…

    Всё смешалось в картине Владимира Хотиненко — и немцы, и религия, даже вроде как несчастная любовь. Но смешалось настолько безвкусно и, я даже сказала бы, бездуховно (а фильм ведь снимался с намёком на духовность), что смотреть было не то, чтобы просто скучно, а даже как — то иной раз гадко. Слишком много в своё творение — варение положил режиссёр неудобоваримых кореньев — ягод. Вышло этакое сумбурное варево из разряда кто не понял — сам дурак.

    Герои сего неясного повествования подбирались по принципу — а всё одно не долго им быть в кадре, убьют, благо, по сценарию, так пусть хоть, как деревяшки сыграют.

    Неожиданные духовные прозрения некоторых персонажей (их было много, но все однотипны, оттого и не запомнились), выглядели мягко говоря как резкая белая горячка после недельного запоя.

    Наигранная набожность заставляла просто передёргиваться. Не каждому дано настоящего священника сыграть, и мало для этого просто по — вологодски окать в речи.

    Приблудная еврейская девочка Ева в весьма неискусном и наигранном исполнении Елизаветы Арзамасовой вызвала лишь массу вопросов на морально — этические темы, которые и поднимать не хочется.

    Да и вообще, я посчитала для себя подвигом досмотреть это русское духовное, точнее, претендующее на духовность, варенье из непонятных фраз, действий и сцен, чего мне совсем не хотелось уже с середины картины.

    5 из 10

    28 ноября 2012 | 22:17

    Вот именно такие фильмы дают надежду на то, что российский кинематограф еще жив. Правда он не здоров, изможден голливудской чахоткой и мучается тифом Бихалкова и Пондарчука, но еще жив! Иногда в полу бреду он показывает миру свои мечты… Почти все над ними смеются, но… Находятся и те, кто видит в них истину и поэтому кинематограф еще жив, жив, и мы видим такие картины как «Остров» и «Поп».

    Не знаю на какую целевую аудиторию рассчитывал В. Хотиненко, но я очень хочу, чтобы его обязательно посмотрели люди в возрасте от 21 до 45 лет. Аудитории младше — нет смысла показывать: это как читать в 7 классе «Войну и мир» или «Отцы и дети» — толку никакого только одно мучение. А та аудитория, которая старше, надеюсь еще сохранила в себе то, что несет фильм.

    Это произведение кинематографа отрезвляет. Фильм как бы трясет тебя за плечи и говорит: «Обернись! Оглядись вокруг!» И ты видишь не жизнь, не друзей, а вечную погоню за славой, карьерой и деньгами. Все-таки слово «деньги» надо было написать первым. Их все время мало, а у других больше, и тебе надо больше-больше-больше….

    Моя рецензия не профессиональна, но это мои мысли. То глубокое впечатление, которое произвел на меня фильм не передать словами. Это надо видеть.

    10 августа 2010 | 17:52

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    Blu-Ray, 147 руб.
    подробнее

    Новости


    Британский телевизионный хит «Бесстыдники», чьей американской версии с Уильямом Х. Мэйси и Эмми Россам удалось еще сильнее полюбиться зрителям, получит российскую адаптацию со звездами «Каменской» и «Чернобыля». Производством отечественного ремейка займется студия Yellow, Black and White, а покажет его канал НТВ(...)
     
    все новости

    Статьи


    КиноПоиск беседует с тем, чьими глазами зрители видят фильм еще до его появления на экранах, — с фотографом на площадке. Эта работа сначала может показаться настоящей сказкой: бесконечные путешествия, необычные места съемок, известные актеры и режиссеры в кадре. Но так ли все просто? Рассказывает Ирина Середа, фотограф «Курьера из „Рая“». (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 321 242 181
    2.Да здравствует Цезарь!Hail, Caesar!11 355 225
    3.Звёздные войны: Пробуждение силыStar Wars: Episode VII - The Force Awakens6 973 316
    4.ВыжившийThe Revenant6 939 795
    5.The Revenant6 050 443
    05.02 — 07.02подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 3200 661 706
    2.И грянул штормThe Finest Hours116 820 934
    3.30 свиданий56 189 214
    4.Дедушка легкого поведенияDirty Grandpa34 358 322
    5.Пятьдесят оттенков черногоFifty Shades of Black28 187 066
    05.02 — 07.02подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 085 924655 281
    Деньги556 224 013 руб.163 776 628
    Цена билета266,66 руб.4,00
    05.02 — 07.02подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    225.АпокалипсисApocalypto8.077
    226.Холодное лето пятьдесят третьего...8.075
    227.Иваново детство8.075
    228.Трасса 60Interstate 608.074
    229.ВверхUp8.073
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    11.Рыцари Круглого стола: Король АртурKnights of the Roundtable: King Arthur94.63%
    12.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse94.61%
    13.Кредо убийцыAssassin's Creed94.57%
    14.Фантастические твари и где они обитаютFantastic Beasts and Where to Find Them94.52%
    15.ИнферноInferno94.21%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Фантастическая четверкаFantastic Four133
    ДекалогDekalog9
    Мафия: Игра на выживание104
    Крампус: РасплатаKrampus: The Reckoning3
    ДэдпулDeadpool41
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДэдпулDeadpool8.399
    Кунг-фу Панда 3Kung Fu Panda 37.761
    И грянул штормThe Finest Hours7.456
    В активном поискеHow to Be Single7.694
    30 свиданий6.113
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Гордость и предубеждение и зомбиPride and Prejudice and Zombies18.02
    Боги ЕгиптаGods of Egypt25.02
    Да здравствует Цезарь!Hail, Caesar!03.03
    Три девяткиTriple 903.03
    Дивергент, глава 3: За стенойThe Divergent Series: Allegiant10.03
    премьеры