всё о любом фильме:

Поп

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Хотиненко
сценарийВладимир Хотиненко, Александр Сегень
продюсерВера Малышева, Наталия Гостюшина, Сергей Кравец
операторИлья Дёмин
композиторАлексей Рыбников
жанр драма, военный, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  320.4 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время124 мин. / 02:04
Псковская православная миссия — одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны. С августа 1941 по февраль 1944 года священники-миссионеры из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада России. После занятия этих областей советскими войсками участники Псковской миссии были высланы в лагеря.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (772)
ожидание: 78% (525)
Рейтинг кинокритиков
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм поставлен по одноименному роману Александра Сегеня.
    Трейлер 01:59

    файл добавилLowChurch

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5188 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Поп» — это ещё одна историческая драма, являющаяся частью единого российского проекта. Цель проекта заключается в том, чтобы представить зрителям историю, заставить окунуться в неё и прочувствовать всем сердцем и сознанием. Заодно на подобных работах отечественные «киноделы» стараются научиться снимать хорошее кино, чтобы, в конце концов, больше не засматриваться на Голливуд и уметь самому создавать шедевры и хиты. Конечно, это получается у российского кинематографа постепенно, но, к счастью, уверенно и целеустремлённо. И вскоре у меня начал проявляться безумный интерес и светлая надежда: всё-таки в будущем наши научатся снимать достойное кино, которым не стыдно будет хвалиться перед теми же голливудцами или европейцами, которые, кстати, давно научились снимать именно своё, уникальное и своеобразное кино, при этом ещё и хорошее. А пока что приходится восхищаться только теми отечественными картинами, которые относят к классу «тихого кино» или «арт-хауса».

    Работа Владимира Хотиненко тоже относится к данному классу. О картине говорили мало, но положительно и благосклонно. Вот и я буду говорить о нём довольно неравнодушно. Конечно, это не шедевр и даже не культовый фильм, но он хороший, нелишний и полезный, а такие ленты ругать вовсе не стоит — их надо ценить.

    В целом данный фильм — история о вере, религии, душевном спокойствии и равновесии, которое необходимо для каждого человека, а в то страшное время, во Вторую Мировую было особенно важно. Идеология о вере в надежду современному зрителю не нова, но здесь она является важным и ключевым компонентом сюжета. Картина задевает не всю войну целиком и не показывает нам её в огромном масштабе, который обычно свойственен фильмам на военную тему. Мы видим развитие событий с другой стороны, с неожиданной и непримечательной, но значительной, глазами доброжелательного и миролюбивого попа, пытающегося обрести мир с врагами ради сохранения жизни многих близких ему людей и религии. Конечно, это не предательство родины, а тяжкое смирение с положением, которое на самом деле оказывается настоящим испытанием.

    Просмотр доставит неоднозначные эмоции и ранее не постижимые переживания. Сюжетный конфликт строится в первую очередь не между фашистами и русскими, а в узком кругу людей, между теми, кто предан родине, и теми, кто превратился в поганого изменника. «Поп» вызывает у зрителя тихий гнев по отношению к полицаям, интригующее волнение за главных героев и страх, переходящий из поверхностного в глубокий. Если тщательно следить за каждым действием фильма и не зевать, то из просмотра можно с лёгкостью извлечь пищу для ума. Вера — вещь субъективная, но надёжная и незаменимая, только вера способна заставить человека не сдаваться, терпеть и жить, только вера делает нас сильными духом людьми. Картина несёт в себе религиозный характер, и это отчётливо видно, лента не навязчива, но трогательна и даже в чём-то захватывает дух.

    Сергей Маковецкий  — актёр удивительно неординарный и, безусловно, очень богатый своим умением исполнять ту или другую роль. Здесь, в образе главного героя он смотрится очень интересно, а игра оказывается очень многогранной и профессиональной, чего можно было и ожидать. Но вот, чего действительно я не ожидал, так это присутствие в фильме Лизы Арзамасовой, которая всем известна по «Папиным дочкам». Естественно, из семейного сериала она сразу же перебралась в большое кино, её можно увидеть и в других фильмах. В данном случае ей досталась не очень эффектная и запоминающаяся, но ключевая роль. Саму актрису ругать как-то не хочется, у неё всё впереди, да и вообще претензий к ней у меня нет. Её игра довольно хороша и чувственна, видно, что юная девица старается, и не зря.

    8 из 10

    Это хорошая картина. Картина, снятая просто, но со вкусом и с душой, переживаний тут много, а мыслей — ещё больше. «Поп» является ещё одним российским творением, к которому можно, но не желательно придираться, потому что это достойное кино. В отличие от современных «бестолковщин», которыми отечественный кинематограф пытается подражать Западу, данный фильм — отличный повод осознать, что наши ещё могут и будут снимать приличные киноленты, да ещё с хорошими актёрами.

    18 января 2011 | 21:00

    В 2009 году зрителям была представлена новая работа Владимира Хотиненко. Как режиссера и как сценариста. Фильм по одноименной книге А. Сегеня «Поп». И смотрела я сие творение в кинотеатре, где собралась добрая половина студентов Петербургской духовной семинарии. Им по статусу, видимо, смотреть полагалось.

    И после того, как на экране появился ХХ century fox, нас ожидали 2 часа из знакомых страниц русской истории, 2 часа, чтобы понять и прочувствовать, какими были те непростые времена.

    Вышла из кинотеатра я со смешаным чувством печали и одновременно с этим некоего облегчения. Противоречиво. Но что же я могу сказать о «Поп»(е)?

    Ну, во-первых, фильм красивый. Одна из начальных сцен — облака, отражающиеся в гладкой реке, бескрайние леса и летящая птица. Потрясающая природа. Зимние замерзшие ветки. Золотой песок у реки. Скромные церквушки. Гроздья замерзшей рябины. Вольный ветер… Вообщем, общие планы поражают красотой.

    И со всем этим мир, война, трагедии и разрушенные судьбы. Исторические события, известные каждому. И важная миссия священников Прибалтики по возрождению церковной жизни на русской земле. Миссия, заставляющая их ходить по лезвию ножа, между двух огней, миссия, стоящая кому-то из них жизни. Меж своими и чужими, меж двух противоборствующих идей, каждая из которых несла кровь, распри и разрушение. История защитников и захватчиков и история отца Александра, пытающегося всеми способами облегчить жизнь сирот и заключенных концлагеря, меж непонимания, презрения, смертей и произвола, царящих вокруг.

    Миссионеры шли с Богом, с верой. Но все это приходилось делать на землях, захваченных немцами, под началом фашистов, официально становясь тем самым изменниками родины, постоянно находясь под угрозой быть растреляными как захватчиками, так и большевиками. И всё это во имя того, чтобы не оставить своих людей и русских пленных без божьего утешения.

    Нет смысла расказывать сюжет и разбирать фильм по косточкам. Это еще одна картина, который нужно смотреть. Смотреть, не болея за какую-либо из сторон, а сопереживая тем, кто оказался — насильно ли, по доброй воле ли — вплетенным в то безумие, что царило в эти годы, в память о всех тех, кто их пережил и нет. Скажу только, что самым колоритным персонажем, на мой взгляд, получилась, конечно же, матушка Алевтина, которую прекрасно сыграла Нина Усатова.

    - Вот гляжу я на тебя, батек, и удивляюсь. Вроде бы ты за немцев, а вроде бы и не за немцев. Ты бы определился, за кого ты? Красные вернутся нас с тобой на одном суку повесят.»
    - Я за Иисуса Христа!»


    Больше слов здесь и не надо.

    17 ноября 2011 | 07:44

    Посмотрел Попа. Первые 15 минут напугали… Думал будут грузить церковной темой по полной программе. А потом началось… Такого нашего кино, которое вставляет «как надо» я не помню. После сеанса выходишь с ощущением, что тебя встряхнули и не нарочито и искусственно, а просто и скромно, обычным фильмом.

    Смотреть советую всем и смотреть до конца. Не пожалеете! Испытаете гамму чувств, равнодушных не будет. И тем более, что в последнее время авторитет российского кино упал. Это же образец настоящего русского Кино с большой буквы с великими актерскими работами. Спасибо создателям!

    6 апреля 2010 | 16:55

    Все мы привыкли ругать наши кинотеатры за то, что показывают там только глупое кино, присыпанное какими-нибудь гламурностями. Ах да! Еще мультфильмы, которые порой несут не разумное, доброе, светлое, а нечто противоположное. Фильмы российского производства тоже не смотрим, потому что уже искренне не верим в то, что наш кинематограф способен выпустить на большие экраны качественный продукт.

    Такой скептицизм может разбиться в мельчайшую пыль при просмотре фильма Владимира Хотиненко «Поп». Под этот фильм не похрустишь попкорном, да и не стоит тратиться на «места для поцелуев» — они всё равно не будут использованы по этому назначению. Лучше припасти с собой побольше умных мыслей и нервов. Первые пригодятся, чтобы обдумать все моральные проблемы, поднятые в фильме, вторые — выдержать некоторые моменты, которые действительно ошарашивают и заставляют снова рассуждать о парадоксальной судьбе нашей страны.

    Картинка потрясающая — хорошо подобранная цветовая гамма, порой необычные ракурсы съёмки — всё-всё это создаёт огромное впечатление и играет немаловажную роль в восприятии фильма. Режиссёру удалось передать «сочетание убожества жизни и красоты природы», если говорить словами одного из героев. Россия природой всегда славилась, и в этом ещё раз убеждаешься.

    Актёрская работа на высшем уровне. Даже самые маленькие исполнители ролей справились со своими образами, особенно стоит отметить Лизу Арзамасову, потрясающе исполнившую роль духовно богатой и необычно развитой для своего возраста девочки Евы. Что уж говорить о Сергее Маковецком, который слился с образом своего героя и вместе с ним искренне и честно прожил жизнь.

    Интересны, неоднозначны и объёмны все герои, даже появляющиеся лишь эпизодически. Здесь нет правых и виноватых. Внутри каждого кроется богатая жизненная история. У каждого своё воспитание и нравственные установки. У каждого своя мотивация, почему он подался (или наоборот, не подался к гитлеровцам).

    Главный герой, Александр Ионов кажется предателем. Можно соскочить с места и закричать: как посмел он сотрудничать с фашистами?! Но как бы поступил каждый из нас, оказавшись в подобной ситуации? Отец Александр знает, что всё его так называемое «сотрудничество» до поры, до времени, и пока есть шанс что-то сделать для своей многострадальной родины — нужно делать. Вот он и занимается восстановлением церкви, воспитанием сирот и отпусканием грехов гитлеровцам и советским партизанам. Этакий «свой среди чужих, чужой среди своих». И от всех он получает, как оплеуху, презрительное «поп».

    Этот фильм не из разряда тех, где лихо закручен сюжет. Тут его в принципе нет, это история о жизни одного из священников Псковской миссии. Но она не тянется как жевательная резинка — долго и нудно. Она течёт именно в том темпе, который называется «золотой серединой», когда успеваешь воспринять всё, о чём идёт речь, но не создаётся чувства монотонности. За 2 часа просмотра не хочется отвлечься от экрана и посмотреть на часы.

    Кино это не про церковь, не про историю и даже не про войну. Это всего лишь контекст, в который вписывается главная проблема — проблема выбора, попытка приспособить свои идеалы к грубой и порой чересчур жестокой реальности

    10 из 10

    10 августа 2010 | 17:14

    В фильме по сути показан знак = между большевизмом и фашизмом. Идёт борьба двух тоталитарных систем, а посредине православие. Кто лучше отнесётся к религии?

    А лучше, судя по фильму относились всё же немецкие оккупанты, разрешившие из местного клуба им. Кирова, восстановить церковь, отодрать портрет Сталина с фасада, развалить памятник Ленина и т. д. В свою очередь, с приходом советских воинов, попа Александра сначала сурово допрашивают с применением насилия, а потом и вовсе отправляют в лагеря, к которым ему итак не привыкать…

    Советские солдаты показаны в фильме мерзкими мразями, нещадно издевающимися над православием, а не героями и войнами освободителями!

    Фильм не обошёл и фигуру товарища Сталина. Куда в современном российском кино без этой животрепещущей темы. Запомнились цитаты русского-немецкого субъекта, который угощает детей мороженым и постоянно крестится, но при этом спокойно вешает партизан. «Знаете как СССР расшифровывается? Смерть Сталина спасёт Россию!» И ещё сцена с показом немцами кино: «Плохо вашим пленным, ведь Сталин не подписал соглашение с Красным Крестом…»

    По просмотру постоянно возникает мысль, где отец Александр берёт еду, для своих 8-х детей и привозит советским военнопленным телегу валенок, шерстяных носков и прочую провизию? Нам не показан в работе ни отец Александр, ни его круглолицая матушка, овец для заготовки шерсти я тоже что-то не заметил.

    Хорош в фильме только Маковецкий, отлично справившийся с ролью отца Александра.

    Фильм плохой, смотреть можно если не жалко 2 часа времени.

    28 марта 2010 | 18:46

    Я очень долго сомневалась, стоит ли смотреть этот фильм. Боялась, что он окажется слишком тяжелым. Что я просто-напросто не смогу досмотреть его до конца… Читала рецензии других пользователей, взвешивая все «за и против». На данный момент этот фильм — единственный, к просмотру которого я, если можно так выразиться, «морально готовилась»… Забегая вперед, скажу: обязательно посмотрите его! Ну а теперь немного о моем впечатлении…

    Сложно однозначно ответить на вопрос: о чем же все-таки фильм «Поп»? В нем подняты практически все нравственные и социальные проблемы, которые когда-либо затрагивали большую половину населения планеты!

    Это фильм о выборе. Рано или поздно перед каждым из нас встает необходимость принятия определенных решений, которые впоследствии изменят нашу жизнь… Перед нелегким выбором встает каждый герой фильма: и отец Александр (чью сторону выбрать; отпевать ли полицаев; бежать ли с помощью Фрайгаузена в Германию — о, как много в его истории по-настоящему непростых ситуаций!); и матушка Алевтина, которая ближе к концу сюжета совершит истинно благородный поступок (а какой — увидите сами, посмотрев фильм!); и маленькая Ева, которая должна выбрать между верой своих предков, и верой, которая близка ей самой…

    Это фильм о героизме. Не открытом героизме, благодаря которому и победило наше Великое Отечество, а героизме «повседневном». О том, как сложно в нечеловеческих условиях остаться Человеком.

    Это фильм о любви. О любви к Человеку и любви к Богу. Батюшка и матушка являют собой истинную любовь. Позволю себе привести небольшую цитату из фильма:

    - Ведь она — мой точильный камень. Я об нее затачиваюсь. И если бы она время от времени не была такая плохая, разве я стал бы такой хороший? Господь дает нам жен чаще всего совсем не похожих на нас. Вот взять хотя бы меня и мою Алевтину Андреевну: я худён, строен, подтянут, она округла и полновата… Взглянуть на нас со стороны: я — единица, она — ноль. Но вместе мы образуем «десяточку». Без меня, без единицы, она была бы ноль. Но и я без нее, без нуля, остался бы всего лишь единичкой…

    Пока о. Александр в исполнении Сергея Маковецкого произносил эту фразу, я сидела в оцепенении. Потом нажала на «стоп», вернулась к ее началу и прослушала снова. Потом еще раз. И еще. Еще никогда в жизни я не слышала, чтобы с такой любовью, нежностью, пусть и с некоей долей иронии говорили о своей спутнице жизни! Пусть и экранные герои, батюшка и матушка вызывают лишь самые приятные эмоции! Письмо, адресованное о. Александру, растрогало меня до слез… Скажу честно: фильм «Поп» стоит посмотреть хотя бы чтобы увидеть, какая великая любовь и какое великое счастье все же существует!

    Это фильм о вере. О вере в Бога и вере в Человека. В те страшные годы людям нужна была надежда. Конечно, главная надежда была Красная Армия. Но жителям оккупированных территорий, а ведь именно их показывают в фильме, по сути оставалась надежда только на Бога.

    Это фильм о человечности. Многие пишут, что немцы-то были не страшные… Да, всех ужасов войны, какие показывали, скажем, в «Тяжелом песке» или «А зори здесь тихие», в «Попе» мы не увидим. Потому что цель фильма была, на мой взгляд, абсолютно правильная — не «очернить» немцев и «возвысить» русских, а показать, кто есть Человек, а кто нет. Люди были и у них, и мы это увидим. Нелюди были и у нас, и мы это тоже увидим. Поэтому, как я думаю, нельзя говорить о «псевдопатриотичности» фильма!

    Это фильм о поколении, благодаря которому мы можем гордиться нашей Родиной. Я не имею в виду воинов, сложивших свои головы на поле битвы. Я говорю об отцах Александрах (ведь имя им — тысячи!), которые своей верой, своей, я бы даже сказала, уверенностью поддерживали дух в обычных людях, живших в тылу. О тех священниках, о тех простых мужчинах и женщинах, которые возносили свои молитвы к небесам, молясь за Отчизну… О тех людях, чьи молитвы услышал Господь…

    Конечно, в фильме есть неточности. Как исторические, так и религиозные. Люди, знающие историю, имеющие отношение к религии, безусловно заметят их. Я и сама хотела написать в рецензии о некоторых моментах, которые изначально мне не понравились. Но потом я поняла: кто я такая, чтобы писать это? Возможно, сценаристы где-то что-то и напутали, но какое это имеет значения, когда люди выходят из кинозала, вытирая слезы?…

    10 из 10

    однозначно


    Было бы побольше таких фильмов…

    Было бы побольше таких людей…

    21 июля 2010 | 22:05

    Отвратительный фильм, оскорбляющий память всех кто погиб за нашу Победу, оскорбляющих память наших дедов. Советсткие солдаты освободители показаны с самого мерзкого ракурса, а фашисты представлены чуть ли ангелами-освободителями. И замечательная игра актеров не спасает от мерзкого привкуса предательства во рту, что остается после просмотра. Мне, человеку, у которого на войне погибли все прадеды, стыдно за «господина» Хотиненко.

    Победа не бывает хорошая и плохая, честная или лживая, правильная или неправильная. Победа не бывает тяжелой или легкой — она одна, она чистая и непорочная априори. Марать её своими грязными руками — преступление. Всё. Точка.

    Фильм-предательство от кучки предателей по предательской книге.

    1 из 10

    20 октября 2011 | 16:02

    В последнее время российскому кинематографу особенно удаются фильмы, так или иначе связанные с русским православием. Что ж, вероятно, небедный Московский Патриархат внес свою лепту в создание таких картин, как «Царь», «Остров», «Чудо». А на создание ленты «Поп» Владимира Хотиненко благословлял еще патриарх Алексий ІІ. Спустя несколько лет после того дня, 4 апреля, на Пасху в юбилейный год Победы состоялась премьера фильма о псковских священниках, получивших работу на оккупированных немцами территориях во время Второй Мировой.

    В картине речь идет об Александре Ионове (Сергей Маковецкий), священнике Псковской деревушки, «испившего в 20-е годы полную чашу: ссылки, лагеря, все как полагается». Его вызывает Владыка в соседнюю и уже захваченную немцами Прибалтику. Уверенный в проигрыше СССР, митрополит говорит о том, что о. Александру предстоит стать первосвященником особой православной миссии и молиться теперь за победу Гитлера.

    Фильм полон второстепенными сюжетными линиями: неудавшаяся любовь партизана Лёхи (Кирилл Плетенев), принятие православия девочкой из еврейской семьи (Лиза Арзамасова), история русского немца, полковника Фрайгаузена, которого судьба разрывает надвое, и русского предателя (Степан Морозов), не раскаивающегося в убийствах своих земляков. Этот фильм представляет череду картинок военного времени. Тут и концлагерь, голод, месть за убитую любовь, беспредел немцев, павшая церковь, предательства своих и подвиги партизан. Эдакая своеобразная энциклопедия.

    Священник Александр Ионов — идеализированный образ. Он — вроде примера его современным «коллегам» в том, что касается христианской жизни: обряд совершает, смерти не боится, сирот в дом к себе берет, ездит на велосипеде и даже в лагерь соотечественникам продукты и одежду собирает. А ну-ка поищи сейчас похожего! Но с другой стороны, когда священнику предоставили не бывавшую ранее свободу действий, а он ею не воспользовался. Где проповеди и наставления? Почему их нет в фильме?

    Нам показан верный своей стране священнослужитель. Его верность — в отказе отпевания предателей и стремлении перед казнью исповедовать партизан, в молчаливом протесте русскому немцу. И непоколебимая любовь ко всему родному во фразе — «я от немцев не бегал, и от своих не побегу» — произнесенной в ответ, когда ему посоветовали скрываться из-за грозившей расправы красноармейцев. Он уже был готов к неверию, с которым ему предстояло еще встретиться, к лагерям и даже к расстрелу.

    Состав актеров великолепен. Нина Усатова, сыгравшая жену священника и настоящую матушку, Кирилл Плетнев — отчаянный сын своего народа и Лиза Арзамасова — молодое создание с огромными перспективами. Ну а главный герой — он всегда главный.

    Картина полна живописными русскими пейзажами (хотя съемки происходили в Беларуси), которыми восхищались и немцы. Изюминкой фильма является колоритный юмор священника в еще мирной, довоенной жизни.

    Как плюс я отмечу еще игру на контрастах, акцент на антагонизме двух сил — веры в Христа и фюрерского своеволия. Уж очень симпатично и сильно режиссер представляет зрителю крещение и приход немцев в деревню, чередуя фрагменты этих двух сюжетов. Примечательно, что жизнь Закатов (деревня, в которой происходит действие фильма) показана в связи с главными православными праздниками: Вербное Воскресенье, Пасха, Рождество Богородицы и т. д.

    «Поп» — так презрительно называли о. Александра немцы и коллаборационисты. И именно так назван фильм, дабы показать величие человека, не павшего в самых убогих условиях.

    Однако за историческое несоответствие

    9 из 10

    24 апреля 2010 | 02:10

    Великое кино.

    Душевное кино.

    Благостное кино.

    Поп это картина, которую можно бесконечно хвалить, ибо она этого достойна. Это кино о силе веры человека, об искренности, доброте, любви, взаимопомощи и о том, как можно эти качества сохранить несмотря ни на какие обстоятельства.

    Фильм повествует о судьбе уникального батюшки — отце Александре, который служил во время Второй мировой войны в церкви Св. Александра Невского в селе Закаты Псковской губернии. В картине показано, как искренне верующий человек, не изменил своей вере ни за какие «коврижки», даже под дулом пистолета, он не отказался от своих взглядов на жизнь.

    А какие в фильме съёмки матушки Руси, сколько только стоит съёмка рассветного поля окутанного туманом и как туман по мере рассвета солнца развеивается, съёмки реки и леса. Приятно видеть отечественный фильм о русском народе, и приятно понять, что наконец-то наши поняли великую идеологическую силу кинематографа.

    В фильме, кстати, можно узнать о некоторых интересных исторических моментах, которые не поддавались всеобщей огласке в своё время, ибо были неприемлемы властям СССР.

    Приятного просмотра господа.

    9 августа 2013 | 12:26

    Перед просмотром фильма мое отношение к нему было довольно настороженным. 70 лет советского диктата атеизма внесли почти неискоренимые стереотипы на все, что касается Церкви. Каждый школьник знает, что первыми декретами советской власти были декреты «О Мире» и «О Земле», где четко говорилось, что Церковь отделана от государства, а, значит, противоположна ему. Такой образ, как «поп», герой непристойных анекдотов и главная мишень всех сатирических нападок юмористов, стал настоящим достоянием в культуре советского государства. Тем более взятая режиссером тема Псковской миссии сейчас только начинает обсуждаться, ее роль в нашей истории только предстоит выяснить.

    Первые же кадры просто лишили меня слов…. Я увидела на экране не актера, а священника. Простого деревенского священника. Впервые после фильма «Остров» так верно и четко передан этот образ, для мирового кинематографа весьма ценный. Это просто удивительно. Целой плеяде европейских фильмов, посвященных этой теме (это и «Миссия» с Робертом де Ниро, и «История монахини» с Одри Хепберн, и многие-многие другие) мы можем лишь несмело противопоставить одинокого «Андрея Рублева» да столь же одинокий «Остров». И это при условии такого по величине и значимости в общеевропейской культуре кинематографа, как российский. Только спустя около пятнадцати лет с падения монополии атеизма мы начинаем снимать кино о Церкви и ее судьбе. Судьбе порой более суровой, чем окружающая ее реальность. Отчего? Да оттого, что о. Александр не может отпеть предателей родины и исповедует только что стрелявшего в него человека. Он не подчиняется законам ни советским, ни фашистским — он выполняет лишь то, что предписано ему Богом, которому служит.

    Сам этот священник — образ собирательный, как сам потом признавался режиссер, вобравший в себя все главные черты миссионера-проповедника, главный из которых это молитва и милосердие. Даже фамилия героя отсылает нас к Евангельскому отрывку прощения Христом Петра, когда Он трижды вопрошает: «Симоне Ионин, любиши ли Меня?». С этой фразы началась вся история христианских миссий по всей Земле. Пожалуй, впервые на экране были показаны трудности, возникающие на пути священника, как все тот же отказ отпеть изменников и прощение попытки убийства его самого. Сыграть все эти противоречия — сама по себе задача не из простых. Но Маковецкий, на мой взгляд, справляется с ней, хотя чувствуется временами и интуитивность игры, и неуверенность рисунка роли. Однако видна динамика персонажа. Сравните: Алексею в церкви он признается, что боится смерти, но в самом конце о. Александр безропотно садиться в грузовик. На расстрел.

    Не менее сложен и путь жены священника Алевтины Андреевны. Каждую минуту быть рядом, беречь того, кто по своему определению не может молчать, когда говорят неправду, всегда подбадривать и находить слова утешения — вот все то, что было в ее жизни. Пожалуй, роль Алевтины Иониной — одна из лучший в репертуаре мною глубоко уважаемой Нины Усатовой. Ее работу отличает поразительная сила и правдоподобность. Она и Маковецкий — это дуэт не партнеров, а сердец, когда душа, как и судьба, одна на двоих.

    Так же отдельно хочется выделить среди актерского состава Лизу Арзамасову, верно и точно передавшую колорит и духовную стойкость своей героини. Это, на мой взгляд, дало ей возможность вывести Еву из разряда второстепенных персонажей на крупный план. Режиссерская работа Вл. Хотиненко достойна того, чтобы сказать о ней отдельно. После разочарования «1612», вновь мы узнаем в нем творца «72 метров», когда-то прозвучавших, как отголосок трагедии «Курска». Его ясность и простота в сочетании с новым осмыслением этих страниц истории сделали этот фильм достойным «открывателем» духовной темы в нашем кино. А финальная сцена, открывающаяся песней «Rivers of Babylon» дает нам ощущение катарсиса, «духовного очищения» по определению Аристотеля. Отдельное спасибо композитору Ал. Рыбникову за глубокую, ненавязчивую фоновую музыку, дающую возможность задуматься над происходящим.

    Этот фильм — не романтический идеализированный рассказ о давно прошедшем, а реальная история Псковской миссии в период Великой Отечественной войны.

    Мое мнение — 

    9 из 10

    13 августа 2010 | 13:21

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 134 руб.
    Blu-Ray, 155 руб.
    подробнее

    Новости


    Российское кино на текущей неделе доминирует в прокате: «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского, «Дом Солнца» Гарика Сукачева и «Поп» Владимира Хотиненко. С опозданием, но тем не менее все равно стартуют эстонский «Класс» и корейская «Жажда». Из голливудских лент в России выходят «Потрошители» Мигеля Сапочника и «Слишком крута для тебя» Джима Филда Смита(...)
     
    все новости

    Статьи


    КиноПоиск беседует с тем, чьими глазами зрители видят фильм еще до его появления на экранах, — с фотографом на площадке. Эта работа сначала может показаться настоящей сказкой: бесконечные путешествия, необычные места съемок, известные актеры и режиссеры в кадре. Но так ли все просто? Рассказывает Ирина Середа, фотограф «Курьера из „Рая“». (...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    145.В случае убийства набирайте «М»Dial M for Murder8.187
    146.ТерминалThe Terminal8.185
    147.Вам и не снилось...8.185
    148.Умница Уилл ХантингGood Will Hunting8.183
    149.АладдинAladdin8.183
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.ФлэшThe Flash93.74%
    17.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy 293.69%
    18.Американский снайперAmerican Sniper93.52%
    19.Черная мессаBlack Mass93.38%
    20.Чем дальше в лесInto the Woods93.37%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Солнечный удар22
    ИсчезнувшаяGone Girl117
    СудьяThe Judge26
    Сен-Лоран. Стиль – это яSaint Laurent7
    СтраховщикAutómata21
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДракулаDracula Untold6.633
    СудьяThe Judge8.234
    Выпускной4.763
    ИсчезнувшаяGone Girl8.511
    Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day6.524
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры