всё о любом фильме:

Облако-рай

год
страна
слоган-
режиссерНиколай Досталь
сценарийГеоргий Николаев
директор фильмаФедор Попов, Алексей Голодницкий
операторЮрий Невский
композиторАлександр Гольдштейн
художникАлексей Аксенов
монтажМария Сергеева
жанр комедия, драма
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время80 мин. / 01:20
Скучная, тусклая, серая однообразность провинциального городка. Чтобы обратить на себя внимание, молодой парень Николай «ляпнул», что уезжает к другу на дальний восток. Что тут началось! Весь город принимает участие в сборах. Да с каким грандиозным размахом, словно едут всем городом.

И даже чистосердечное признание Николая, что все это — вранье, да и друга-то нет, не могут никого остановить. С помпой, в торжественной обстановке, Николая с музыкой выпроваживают из города…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Фрагмент 01:46

    файл добавилАнна в лепестках

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Этот фильм заслужил одобрительные отклики и критиков, и зрителей ещё в момент своего появления, хотя и не получил нормального проката по причине начавшегося развала киносети. Но все последующие годы он время от времени показывался по телевидению и находился, так сказать, в публичном обиходе, преимущественно воспринимаясь в качестве типично российской истории про затягивающую и иссушающую душу провинциальную жизнь, из которой так трудно куда-то вырваться. Впрочем, в случае с главным героем Колькой, однажды брякнувшим своим соседям и приятелям, как говорится, с бухты-барахты, что он уезжает из вполне заурядного городка в неведомые дали, где только и может происходить нечто важное и значительное, всё получается будто наоборот. Парнишка и не очень-то хочет покидать родные места, расставаться с детства знакомым миром и рвать все связи, какие могут быть у человека, с той самой средой, где он вырос, однако приходится это делать, если уж слово вылетело по глупости из собственных уст, а оно, как известно, не воробей. К тому же окружающие начинают явно и косвенно завидовать Кольке, который, в отличие от них, мог решиться на отчаянный поступок и сорваться куда глаза глядят — то ли в поисках мифического облака-рая, где всем должно быть исключительно хорошо, то ли в наивной надежде опровергнуть народную поговорку насчёт того, что хорошо только там, где нас нет. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Видел данную картину ещё будучи достаточно юным существом, но впечатления остались достаточно яркие. Достаточные для того, что время от времени искать название этого, долгое время мне неизвестного фильма. Однако, некоторые вещи сами решают, когда прийти. Посмотрев его полностью, назвать Колю простаком, неудачником или дураком однозначно нельзя. Как во многих хороших работах, в ленте вопросов гораздо больше, чем ответов, пусть даже сюжет абсолютно повествовательный. Контраст мастшабов и эмоций в фильме тоже не оставляет равнодушным. Маленький двор захалустного городка, разговоры с глобусом в руке. Любовь на фоне тотальной пустоты. Прогноз погоды на фоне полного безраличия. Герои фильма типичные представители тех мест, это и была главная палитра режиссёра. Сочинять и петь, это последнее и самое великое, что можно делать в условиях советского и пост-советского быта. Контраст, яркий до ослепляющей глухоты, это дух того времени, мрачность и убогость которого можно было найти просто в любой точке СССР, но отразить человечность и стремление к красоте в любые времена удаётся немногим.

    2 апреля 2012 | 18:56

    Всем все равно. Жителям маленького провинциального городка на все наплевать, потому что в их жизни вообще ничего не происходит, не на что обращать внимание. Только местный парень Коля, может из любой мелочи создать тему для разговора, будь то прогноз погоды, или поход соседа на речку, чтобы искупаться, причем не обязательно, чтобы собеседник отвечал, ему главное слушатель. Этот парень кажется единственный в ком еще теплится жизнь. Он умеет удивляться, умеет радоваться обычным мелочам, умеет фантазировать.

    Коля приходит к своему лучшему другу и заводит обычный разговор. Друг и его супруга не проявляют особого интереса, поскольку на их лицах написано, что все это они уже слышал тысячу раз. Они выглядят уставшими. Разговор не клеится, и тут Коля, чтобы спасти ситуацию и заинтересовать слушателей на ходу придумывает историю, будто он уезжает жить и работать к своему товарищу на Дальний Восток. Выражение лиц его друзей моментально меняется, сперва удивленные и недоверчивые они становятся заинтересованными и восторженными. И еще минуту назад готовые выгнать надоедливого болтуна, они начинают жадно расспрашивать все в мельчайших подробностях. В них проснулись давно забытые мечты о дальних путешествиях, о лучшей жизни, в них проснулся интерес к жизни на которую они махнули рукой.

    Вдохновленные таким смелым поступком, друзья собирают всех соседей и уже весь двор знает о том, что Коля резко изменил свою жизнь и вот-вот уедет. Начинаются даже споры о том, кто вдохновил парня на этот шаг. Каждый понимает, что на месте Коли мог бы быть он (она), но все боятся себе признаться — у них для этого не хватает смелости, а сомооправданием служит насиженное место, мол и здесь не плохо живется.

    Соседи начинают собирать парня в дорогу, по сути Колю уже никто не замечает, каждый думает будто это он сам уезжает жить новой жизнью, где все будет по новому. И даже признание Коли в том, что это все невинная шутка остается незамеченным, никто не хочет возвращаться на землю. Парня запихивают в пустой автобус и отправляют на встречу своей мечте.

    9 из 10

    22 января 2013 | 04:03

    И смех, и грех. Думаю, многим будут понятны чувства главного героя — пусть и недалекого простачка, но ведь у каждого есть мечта, а серая, монотонная жизнь в затерянной деревушке или даже в большом мегаполисе отбирает ее у нас. И уплывает Облако-рай.

    Фильм насыщен смешными диалогами, но все равно чувствуется безысходность. Главный герой ведет однообразную жизнь, наполняют ее только работа да разговоры с соседями. «Знаешь, как по вечерам скучно», — говорит он. И что ужаснее всего — нет никакой надежды на разрушение этого порочного круга. Если говорить о впечатлении от фильма, цитата из песни Led Zeppelin кажется мне наиболее уместной: It makes me wonder (заставляет задуматься).

    10 из 10

    25 августа 2008 | 21:05

    Чрезвычайно жизненный фильм. Посёлок в фильме — любой в стране. Сейчас такой снимать уже не будут. Из подобных фильмов вспоминаются «Зимний вечер в Гаграх» и «По главной улице с оркестром» — грустные правдивые истории. «Смотреть всем» не советую — это не тот фильм, который можно смотреть компанией в кинотеатре с банкой попкорна и пепсиколой.

    13 октября 2006 | 10:12

    Облако-рай… Его нет, но все мы верим, что оно есть.

    Чтобы сесть сверху, задуматься и все твои желания сбудутся… Но какой ценой? Желания никогда не сбываются так, как мы хотим.

    Коля хотел перемен? Хотел стать героем дня? Сделано! Бдыжч! Но не так, не тем путем.

    Страшно странный фильм. Его хочется пересматривать снова и снова. Фильм про нас, нашу глубинку, где никогда ничего не происходит…

    Ох, Коля…

    Необычнейший голос, нестандартные песни, нелогичная концовка…

    Все это сплетается в такой нерв, что остается в памяти надолго.

    Когда я узнала, что есть продолжение, я кинулась смотреть. Не ожидая счастливого конца, просто радуясь узнаванию тех самых героев…

    22 октября 2009 | 04:31

    Небольшой русский посёлок времени оно — с домами-хрущёбами, захламленным неухоженным двором, полусонными, погруженными в привычную дремоту и апатичными ко всему жителями. Этот вселенский застой в мыслях и желаниях, эту непреодолимую повседневную рутину однажды воскресным утром нарушает неприкаянный и всеми гонимый парнишка по имени Коля. Напоминающий современного Иванушку-дурачка, он если и был на что-то годен, то разве для того, чтобы играть на гитаре.

    Коле приходит в голову нелепая идея объявить всем о своём отъезде на Дальний Восток. И этого оказалось достаточно, чтобы тут же стать героем поселкового масштаба, кумиром для обыкновенно равнодушных к Коле друзей и соседей. Внезапно пробудившийся интерес обретает парадоксальное выражение: друзья и любимая девушка дружно отказываются от Николая, но не потому, что перестают любить, а потому, что теперь начинают слишком уважать. Как сговорившись, и все как один, предпочитают отныне далекого «журавля в небе», нежели близкую «синицу в руке».

    Плотная концентрация абсурда провинциальной русской жизни, отфильтрованная авторами, предстает здесь не чем иным, как вывернутой наизнанку мифологией советского образа жизни — с фальшивым энтузиазмом и декларированной устремленностью к совершению подвига. Какое-то невероятное — генетическое — чувство правды не изменяет авторам ни в одном кадре. И это несмотря на очевидную устремленность к гротеску и оптическое утрирование почти каждого кадра из-за широкофокусной съёмки.

    «Облако-рай» — фарсовая, трагикомическая история лишнего человека, от которого самые близкие люди с удовольствием отказываются, руководствуясь благими намерениями непременно «причинить добро», отработанным десятилетиями коллективным обрядом и укоренившейся привычкой провожать кого-нибудь куда-нибудь всем миром: на войну, целину, армию, зону или просто в большой мир, где сами никогда не побывают…

    Но этот крепчающий от кадра к кадру абсурд сменяется в прощальной песне выпровоженного восвояси Николая такой неподдельной, но светлой грустью и такой непереносимой меланхолией, что впору вводить в обиход понятие «щемящий катарсис». 24-летний Андрей Жигалов, блеснув здесь в главной роли (впрочем, в том же году ещё и в фильме «Тело»), через пару лет фактически повторил эту историю в своей собственной жизни, отбыв на постоянное место жительства в Германию.

    11 ноября 2013 | 10:49

    Любой приличный кинодраматург знает, что только два вида фильмов привлекают массового зрителя. Первый вид — истории о том, чего все очень хотят, но не могут себе позволить. И второй — истории о том, чего все дико боятся.

    Все остальные варианты — это не для массового фильма.

    Но также приличные кинодраматурги знают, что написать заумное кино проще, чем умное. Артхаус, понятный только самому режиссеру, снимать легче, чем кино, которое оставит след в каждом сердце.

    «Облако рай» поистине уникальный фильм. Он одновременно рассказывает о том, чего все хотят и чего все дико боятся. А потому точно никого не оставляет равнодушным.

    И как водится, когда актерам есть, что играть, они выкладываются на полную катушку. И, возможно, по этой причине роль Андрея Жигалова в этом фильме так и останется лучшей его ролью в кино. Так как почти невозможно придумать лучший сюжет, чем в «Облаке рай».

    И песня в конце.

    Не думаю, что у одного меня в финале фильма текли по щекам слезы.

    10 из 10

    15 марта 2010 | 10:32

    Именно эти два слова приходят на ум, когда видишь городок подобный изображенному в фильме. Таких поселков, городков, сел тысячи по всей России. Всеми забытые и заброшенные и рядом обязательно речка или озеро.

    Коля, в принципе, недоволен такой однообразной жизнью, но, что поделаешь? Так спокойнее. Вокруг все такие знакомые и родные.

    К сожалению, в тот поворотный для Коли день единственной новостью был дождь, который так и не пошел.

    Когда видишь вокруг такие оцепеневшие, застывшие взгляды, равнодушие, с которым встречают каждый новый день, так хочется всех встряхнуть, развеселить, придать этому наискучнейшему воскресенью хоть немного красок. Вот он и ляпнул. И хотя было множество возможностей отказаться от этой сумасшедшей поездки, Коля не смог. Ну как можно теперь их так разочаровать.
    Это поездка никогда не была нужна ему, она была нужна его городку. Когда же еще придется надеть украшения и красивый сарафан, когда еще можно будет выпить по ТАКОМУ поводу…

    Он поехал осуществлять их мечту, их надежды, ему нужна была только Наташа!

    18 декабря 2008 | 21:48

    С первых же минут фильма понятно, что перед нами маленький городок — деревня, скучная, бедная, нищая деревня, в которой все как будто умерли (душевно). Главный герой (Коля) пытается заговорить с кем-нибудь, он полон жизни и бодр, Коля жить хочет, но встречает отпор от всех, кто бы ему не попался. Всем нечего делать… а на самом деле просто нет желания — Федя рассматривает свои усы, бабульки лишь молчат, никто не может нормально, с радостью глазах пообщаться с главным героем. Все чем-то заняты, какими-то «делами», а на самом деле им просто лень, они не хотят общаться, не хотят быть счастливыми, не хотят жить.

    Ну а что же делать в таком случае? Если хочешь, чтобы на тебя обратили внимание, то нужно сделать или сказать что-то неординарное, что собственно Коля и совершает. Так просто, в шутку, просто чтобы взбодрить «собеседников». Ну и по нарастающей пошло: накатили пивасика, далее разговоры, сплетни, которые бедный паренек не в силах прекратить (видимо нет в нем силы, морально он не может противостоять этой толпе), он делает жалкие попытки опровергнуть все, что о нем говорят, но никто его не слушает, а сил погромче крикнуть и всем сразу то нет… Печальная история.

    В этом фильме можно обратить внимание на несколько проблем, которые затрагивает автор: это серость и скудность жизни людей в маленьких городишках и селах, это и слабость одного человека перед толпой, неспособность ей противостоять. Ну и конечно, как же не выпить! Повод то есть. Народ веселится, кто-то завидует, кто-то только делает вид. Эх, печально это все — бедность, слабость, зависть… Смотрите и увидите это все сами, благо авторы картины прекрасно изобразили «жизнь» в маленьком, еще строящемся городишке 1991 года. Да, и обратите внимание на кадры в конце, по дороге на остановку.

    Прекрасное кино, жизненное и правдивое.

    9 из 10

    16 марта 2009 | 00:25

    Позднее утро. Откидывая теплое одеяло в сторону, человек тихо, аккуратно встает, чтобы не потревожить пока еще полусонное состояние, и идет на кухню, где его встречают металлический блеск кухонных торговых марок и аромат хорошего кофе. Совершая маленькие рейды от холодильника к кухонному столу, он мастерит незамысловатый завтрак. Затем, шлепая босыми ногами, идет в гостиную и садится в мягкое, кожаное кресло, включает плазменный телевизор и погружается в мир новостей и сплетен. Изрядно насытившись теплым напитком и утренней дозой информации, он надевает строгий костюм и направляется на работу, проезжая через многоликие пробки. На работе он трудится, вкалывает, но не ради желания, не ради удовольствия, а ради прибыли, ради возможности купить еще один телевизор, еще одну машину, ну и загородный дом впридачу. Таким образом, человек, окружая себя такого рода прелестными вещицами, становится чуточку счастливее. По крайней мере, он так считает.

    А ведь где-то есть совсем другая жизнь, жизнь, где никуда не надо спешить, где воскресным солнечным днем ты не дожидаешься важного звонка по поводу очередной сделки, а попросту не знаешь, чем себя занять. Именно о такой жизни и снял свой фильм Николай Досталь. Сюжет картины «Облако-рай» незамысловат и даже возмутительно прост. В конце недели молодой рабочий паренек, живущий в поселке, где кроме заводов да магазинов с обилием спиртных напитков, ничего больше нет, не находит себе места. Единственная актуальная тема для разговора — это погода, вот и пристает ко всем Коля, рассказывая каждому встречному, что по радио сегодня обещали дождь, а на самом деле стоит безоблачная погода. Но никто не реагирует, маленький городок словно вымер, спят все его жители. Никто не ждет от сегодняшнего дня чего-то нового, необычного, и это понятно: что может случиться в поселке, где покупка зонтика уже новость. Коля, пытаясь хоть как-то расшевелить своего друга Федя сообщает ему, сам себе удивляясь, что собирается уезжать к другу на Восток. Насовсем. Новость сразу возвращает к жизни Федю и его жену, а следом и всех обитателей городка, на время вырвав их из объятий постоянного сна. Шутка Коли воспринимается серьезно, потому что сами жители уже устали от этой меланхолии, им хочется праздника, гуляний, а проводы, чем не повод для радости, и Коля моментально становится героем этого дня. Постоянное бездействие породило в них удивительную способность — незначительное событие превратить во что-то очень важное. Картина жизни сразу же меняется.

    Героиня Ирины Розановой достает из шкафа давно забытое платье, надевает вопиюще красные бусы и, выходя во двор, ловит удивленные взгляды односельчан, а сама же про себя напряженно думает: как бы не упасть на этих высоких туфлях. Осторожно обходить каждую ложбинку: навыки — то уже потеряны. Бабушки, сидящие на скамеечке, как два воробушка, вечно одетые не по погоде, вечно молчащие. «Вечно» — это слово подходит для них как никакое другое. Но даже они не пропускают столь знаменательное событие, потихонечку плетутся сзади всех, провожаю Колю. Герой Владимира Толоконникова, норовящий засунуть открытую банку шпрот в карман пиджака, да заодно прихватить бутылку водки, вдруг совершает благородный поступок — отдает Коле чемодан, тем самым, обрекая себя на вечное гниение в этих трущобах, ведь «чемодан — святое дело, без чемодана человек, как дерево — всю жизнь на одном месте». Федя, вдруг осознавший, что у него есть замечательный друг Колька, рассуждает о масштабе и берет все бразды правления относительно Колиного отъезда в свои руки, не замечая резко сменившегося настроения друга и не понимая, что это вдруг тот сочинил песню.

    Сцена проводов напоминает похороны, автобус — катафалк, слезы, поспешное, суетное прощание, последнее видение по-своему близких Коле людей. Герой по сути принес себя в жертву, ведь мог же он вдруг хлопнуть по столу во время тихого прощания и сказать всем, что это сгоряча ляпнул, не подумав. Не прекратил проводы, не стал отстаивать свои виды на мебель. Только в финале картины Коля признается своей девушке, что «его на самом деле никто не звал», но уже поздно, процесс пошел, машина запущена и необратимо движется вперед.

    Однако фильм не так прост, каким кажется на первый взгляд, это фильм — метафора, рассказывающий о трагических временах нашей страны. Весь поселок — это своеобразное олицетворение СССР. Режиссер хочет сказать, что СССР, как форма, существовать уже не может, что такая государственная организация уже отжила свой срок. Об историческом времени фильма свидетельствует календарь 1991 года, который постоянно сотрясается от ударов двери. Николай Досталь очень мудро и тонко предсказал будущее нашей страны. Аналогия проводится с легкостью, без натянутостей, так же как и Коля, Россия отправилась неизвестно куда. Сила масс, вдруг объединившейся в связи с Колиным отъездом, лихо подгоняет его и практически сама сажает героя на автобус. Коля на их фоне выглядит жалкой марионеткой, которой крутят, как хотят. И вот едет Коля в неизвестное будущее и с надеждой он смотрит не вперед, а назад, туда, где остались его прежние привычки, радости и воспоминания. Также мотив своеобразной гибели еще виден в закате, который символизирует не только конец дня, но и конец эпохи. Старая сумка с надписью «СССР — USSR» «мала, да и не отмоешь». И самое страшное, что предсказал Николай Досталь, так это то, что даже после отъезда Коли ничего не изменится. Этот мимолетный всплеск вскоре сойдет на нет, и героиня Ирины Розановой вновь наденет старую, выцветшую футболку, а бабушки будут сидеть на лавочке, прижавшись друг к другу лохмотьями. Так получилось и с нашей страной, после перестройки, всеобщей радости в связи с изменениями, наступила та же серость и обыденность. Жизнь лучше не стала.

    Картина Николая Досталя пугает и поражает своей способностью предвидеть будущее. Нельзя сказать, что фильм актуален и по сей день, ведь ритм жизни изменился, однако до сих пор вопросы о погоде востребованы, люди жаждут перемен, провожают своих близких с широким размахом, а платье, некогда надетое на очередной Новый Год, висит в шкафу, завешенное полиэтиленовым пакетом.

    28 марта 2009 | 21:32

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Сиквелы & приквелы

    подробнее

    Новости


    Когда-то второплановый актер во многих важных советских картинах, ставший известным благодаря роли криминального авторитета Антибиотика из саги «Бандитский Петербург», Лев Борисов умер в возрасте 77 лет. Среди картин с его участием «Высота», «Баллада о солдате» и «Облако-рай». (...)
     
    все новости
    Записи в блогах
    19-21 июля
    05.08.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 19-21 июля
    «в составе Комитета нет ни одного работника, который мог бы разбираться в вопросах киноискусства…». (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings24 115 934
    2.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 112 686 742
    3.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar7 206 293
    4.Топ-5Top Five6 894 814
    5.Город героевBig Hero 66 055 901
    12.12 — 14.12подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies738 000 000
    2.Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar87 151 019
    3.ПирамидаThe Pyramid28 777 810
    4.Любит не любит28 315 163
    5.ИнтерстелларInterstellar11 043 453
    11.12 — 14.12подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители3 161 2611 113 116
    Деньги939 451 898 руб.426 779 299
    Цена билета297,18 руб.46,87
    11.12 — 14.12подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    95.Счастливое число СлевинаLucky Number Slevin8.287
    96.Мальчик в полосатой пижамеThe Boy in the Striped Pyjamas8.285
    97.…А в душе я танцуюInside I'm Dancing8.279
    98.Они сражались за Родину8.277
    99.Хоббит: Нежданное путешествиеThe Hobbit: An Unexpected Journey8.267
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Восхождение ЮпитерJupiter Ascending92.58%
    32.Мир Юрского периодаJurassic World92.43%
    33.ФокусFocus92.41%
    34.ЭверестEverest92.38%
    35.ФранкенштейнVictor Frankenstein92.36%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies92
    Астерикс: Земля БоговAstérix: Le domaine des dieux1
    Сталинград511
    Легкие деньгиGood People8
    Чем дальше в лес...Into the Woods1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Астерикс: Земля БоговAstérix: Le domaine des dieux
    Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies8.138
    Пингвины МадагаскараPenguins of Madagascar6.951
    Феи: Легенда о чудовищеLegend of the NeverBeast
    Вычислитель5.214
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Чем дальше в лес...Into the Woods25.12
    Седьмой сынSeventh Son01.01
    Исход: Цари и богиExodus: Gods and Kings01.01
    Джон УикJohn Wick01.01
    Большие глазаBig Eyes15.01
    премьеры