всё о любом фильме:

Облако-рай

год
страна
слоган-
режиссерНиколай Досталь
сценарийГеоргий Николаев
директор фильмаФедор Попов, Алексей Голодницкий
операторЮрий Невский
композиторАлександр Гольдштейн
художникАлексей Аксенов, Наталья Личманова
монтажМария Сергеева
жанр комедия, драма
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время76 мин. / 01:16
Скучная, тусклая, серая однообразность провинциального городка. Чтобы обратить на себя внимание, молодой парень Николай «ляпнул», что уезжает к другу на дальний восток. Что тут началось! Весь город принимает участие в сборах. Да с каким грандиозным размахом, словно едут всем городом.

И даже чистосердечное признание Николая, что все это — вранье, да и друга-то нет, не могут никого остановить. С помпой, в торжественной обстановке, Николая с музыкой выпроваживают из города…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Фрагмент 01:46

    файл добавилАнна в лепестках

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Этот фильм заслужил одобрительные отклики и критиков, и зрителей ещё в момент своего появления, хотя и не получил нормального проката по причине начавшегося развала киносети. Но все последующие годы он время от времени показывался по телевидению и находился, так сказать, в публичном обиходе, преимущественно воспринимаясь в качестве типично российской истории про затягивающую и иссушающую душу провинциальную жизнь, из которой так трудно куда-то вырваться. Впрочем, в случае с главным героем Колькой, однажды брякнувшим своим соседям и приятелям, как говорится, с бухты-барахты, что он уезжает из вполне заурядного городка в неведомые дали, где только и может происходить нечто важное и значительное, всё получается будто наоборот. Парнишка и не очень-то хочет покидать родные места, расставаться с детства знакомым миром и рвать все связи, какие могут быть у человека, с той самой средой, где он вырос, однако приходится это делать, если уж слово вылетело по глупости из собственных уст, а оно, как известно, не воробей. К тому же окружающие начинают явно и косвенно завидовать Кольке, который, в отличие от них, мог решиться на отчаянный поступок и сорваться куда глаза глядят — то ли в поисках мифического облака-рая, где всем должно быть исключительно хорошо, то ли в наивной надежде опровергнуть народную поговорку насчёт того, что хорошо только там, где нас нет. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Этот фильм для меня, пожалуй, является одним из любимейших не только среди отечественного кинематографа, но даже и мирового.

    Николай Досталь вырвал кусочек глубинки Советского Союза, смешал это с умиротворением, спокойствием, добавил немного грусти, разжевал и вложил в душу так глубоко, что и через двадцать пять лет фильм так же близок как вчера.

    И дело даже не в каком-то хитроумном сценарии, а в той атмосферности, которую сумел передать автор. Это мой знакомый оболдуй-сосед из детства висит вверх ногами на турнике, это моя соседка брюзжит, выйдя из подъезда с авоськой, это моё увлечение соседской девчонкой и это я бегаю на речку проверять «можно ли купаться», когда еще только сошёл первый лёд.

    Возможно новому поколению будет не понятно о чем данное кино, но тот, кто родился и жил в СССР, а тем паче, в небольшом советском городке/деревне — обязательно поймет и оценит.

    Безусловно необходимо выделить актерский состав:

    «Полиграф Полиграфович» Толоконников, Ирина Розанова, Алла Клюка, Сергей Баталов, Лев Борисов и конечно же «Коля», он же профессиональный успешный клоун, уже много лет собирающий залы в Германии — Андрей Жигалов.

    10 из 10

    Советую посмотреть продолжение данной картины — «Коля- перекати Поле».

    9 февраля 2016 | 16:25

    С первых же минут фильма понятно, что перед нами маленький городок — деревня, скучная, бедная, нищая деревня, в которой все как будто умерли (душевно). Главный герой (Коля) пытается заговорить с кем-нибудь, он полон жизни и бодр, Коля жить хочет, но встречает отпор от всех, кто бы ему не попался. Всем нечего делать… а на самом деле просто нет желания — Федя рассматривает свои усы, бабульки лишь молчат, никто не может нормально, с радостью глазах пообщаться с главным героем. Все чем-то заняты, какими-то «делами», а на самом деле им просто лень, они не хотят общаться, не хотят быть счастливыми, не хотят жить.

    Ну а что же делать в таком случае? Если хочешь, чтобы на тебя обратили внимание, то нужно сделать или сказать что-то неординарное, что собственно Коля и совершает. Так просто, в шутку, просто чтобы взбодрить «собеседников». Ну и по нарастающей пошло: накатили пивасика, далее разговоры, сплетни, которые бедный паренек не в силах прекратить (видимо нет в нем силы, морально он не может противостоять этой толпе), он делает жалкие попытки опровергнуть все, что о нем говорят, но никто его не слушает, а сил погромче крикнуть и всем сразу то нет… Печальная история.

    В этом фильме можно обратить внимание на несколько проблем, которые затрагивает автор: это серость и скудность жизни людей в маленьких городишках и селах, это и слабость одного человека перед толпой, неспособность ей противостоять. Ну и конечно, как же не выпить! Повод то есть. Народ веселится, кто-то завидует, кто-то только делает вид. Эх, печально это все — бедность, слабость, зависть… Смотрите и увидите это все сами, благо авторы картины прекрасно изобразили «жизнь» в маленьком, еще строящемся городишке 1991 года. Да, и обратите внимание на кадры в конце, по дороге на остановку.

    Прекрасное кино, жизненное и правдивое.

    9 из 10

    16 марта 2009 | 00:25

    Небольшой русский посёлок времени оно — с домами-хрущёбами, захламленным неухоженным двором, полусонными, погруженными в привычную дремоту и апатичными ко всему жителями. Этот вселенский застой в мыслях и желаниях, эту непреодолимую повседневную рутину однажды воскресным утром нарушает неприкаянный и всеми гонимый парнишка по имени Коля. Напоминающий современного Иванушку-дурачка, он если и был на что-то годен, то разве для того, чтобы играть на гитаре.

    Коле приходит в голову нелепая идея объявить всем о своём отъезде на Дальний Восток. И этого оказалось достаточно, чтобы тут же стать героем поселкового масштаба, кумиром для обыкновенно равнодушных к Коле друзей и соседей. Внезапно пробудившийся интерес обретает парадоксальное выражение: друзья и любимая девушка дружно отказываются от Николая, но не потому, что перестают любить, а потому, что теперь начинают слишком уважать. Как сговорившись, и все как один, предпочитают отныне далекого «журавля в небе», нежели близкую «синицу в руке».

    Плотная концентрация абсурда провинциальной русской жизни, отфильтрованная авторами, предстает здесь не чем иным, как вывернутой наизнанку мифологией советского образа жизни — с фальшивым энтузиазмом и декларированной устремленностью к совершению подвига. Какое-то невероятное — генетическое — чувство правды не изменяет авторам ни в одном кадре. И это несмотря на очевидную устремленность к гротеску и оптическое утрирование почти каждого кадра из-за широкофокусной съёмки.

    «Облако-рай» — фарсовая, трагикомическая история лишнего человека, от которого самые близкие люди с удовольствием отказываются, руководствуясь благими намерениями непременно «причинить добро», отработанным десятилетиями коллективным обрядом и укоренившейся привычкой провожать кого-нибудь куда-нибудь всем миром: на войну, целину, армию, зону или просто в большой мир, где сами никогда не побывают…

    Но этот крепчающий от кадра к кадру абсурд сменяется в прощальной песне выпровоженного восвояси Николая такой неподдельной, но светлой грустью и такой непереносимой меланхолией, что впору вводить в обиход понятие «щемящий катарсис». 24-летний Андрей Жигалов, блеснув здесь в главной роли (впрочем, в том же году ещё и в фильме «Тело»), через пару лет фактически повторил эту историю в своей собственной жизни, отбыв на постоянное место жительства в Германию.

    11 ноября 2013 | 10:49

    Слова слетели с уст и они живут уже своей жизнью. Они разрастаются и превращаются целую историю и даже обязывают к поступкам.

    Так Коля невольно сам произнес слова о том, что собирается уезжать и эти слова, выпорхнув, начали свою собственную жизнь. Они завертели вихрь событий, с которыми не мог справиться и сам автор этих слов, т. е. Коля. Плотная стена провинциальной скуки уже выдавливает его из городка. Жители этого места не могут пропустить такого события и повода хоть как-то расшевелить свою жизнь. Коля кинул искру на горючий материал. все жители только и ждали событий, ждали красок для своей жизни.

    Но не смотря на всю комедийность в фильме чувствуются нотки меланхоличной трагичности. Но не сразу ясно с чем они связаны.

    Почему произвело такой фурор сообщение об уезде Коли? Неужели они живут в закрытом городе, из которого невозможно выбраться и только один Коля-Одиссей умудрился найти лазейку? Да вовсе нет. В том-то и беда, что тюрьму для себя устроили сами Колины соседи. И уехать словно бы не могут и на месте что-то изменить не хотят. Их тюрьма и скука внутрення. Она не зависит от места жительства.

    Ведь им же не о чем говорить друг с другом. Удивительно, но даже бабульки сидящие у подъезда все время смирно молчат.

    Их головы пусты и им не как найти точки соприкосновения друг с другом. Ведь понятие общения предполагает нечто общее между собеседниками. Между ними же общим может выступить лишь умственная опустошенность, но она приводит только к глупому, натянутому и неловкому молчанию друг перед другом. Даже о погоде не идет разговор, хотя эта тема всегда выручает людей, когда больше нечего сказать.

    От сюда и грусть в фильме, что людей не надо замыкать в тюрьмах. Адское условие существования они и сами себе устроят.

    Коля же для в их глазах стал тем волевым титаном, который решился вырваться от туда. В нем сразу все почувствовали силу. Он стал гордостью городка. Он стал оправданием их мизерного существования. Они рады знакомству и причастности ему, словно это что-то изменит в их жизнях. Это коллективная порука. В Коле каждый видит себя. Отъезд Коли становится надеждой и спасением для всех, будто бы это частица их самих вырвалась из клетки. Они рады и такого шанса точно не упустят. Они его отправят не смотря ни на что. Будут радоваться его успехам «на воле» делая вид, что без них ничего у него не вышло бы. Но еще больше они будут рады его неудачам. Не явно, конечно, но про себя: дома, на кухне, за стаканом крепкого чая и перед сном. Его оплошности оправдают их инфантильность и мелкость. «Вот у ехал и что с ним стало».

    А Коля, может, и не хотел говорить слова об отъезде. Его вынудили. Даже не он их сказал, а им были сказаны эти слова. Тупиковость и беспросветность скуки просто выжала из него что-то меняющее, какую-то пороговую ситуацию. Его жизненные изменения не от избытка (энергии, силы или еще чего-то), но от недостатка. Он не был деятелем ни секунды. Им помыкали каждое мгновения. И это грустно.

    Надо что-то менять. Надо уезжать.

    3 июля 2015 | 03:15

    Единственное, что можно сказать о «Облако-рай», так это то, что таких потрясающих и гениальных фильмов нигде и никто больше никогда не снимет ни в СНГ, ни в мире!

    Кинокартина будит понятна всем людям, которые когда-либо в своей жизни испытывали одиночество и чувство что они никому не нужны. Главный герой Коля — из их числа. Он живет своей тусклой, ничем не примечательной жизнью, соседям он уже в корне надоел, поэтому все пытаются его игнорировать. И вот, когда он понимает всю никчемность и серость окружившей его повседневной жизни, то решается пойти на ложь, дабы принести в мир капельку счастья и добра.

    Вот примера фильма, когда ложь действительно может пойти во благо. Только вспомните радость всех соседей, которые дружно провожают Колю, как им кажется, в новую жизнь. Но тут, главный герой понимает, что его выдумка далеко зашла и решает все повернуть вспять, но уже слишком поздно…

    Николаю Досталю, по моему мнению, удалось воссоздать картину жизни обычных, простых людей, замкнутых в небольшом провинциальном дворике, и в течении фильма создалось впечатление, что актеры не играют, а живут своими персонажами. И я в корне не согласен, что жанр фильма установлен как комедийный! Это самая, что ни на есть драма человеческих судеб и жизней!

    Фильм стоит смотреть абсолютно всем, чтобы понять, что такое отечественный кинематограф и как нужно снимать современное кино! Здесь нет большого бюджета, дорогой рекламы и спецэффектов; здесь есть только профессионализм актеров и съёмочной команды, а также та изюминка, что навсегда остается в душе после просмотра.

    От меня только

    10 из 10

    Хотя такой шедевр оценить невозможно.

    12 февраля 2013 | 23:52

    После просмотра этого фильма в середине 90-х уже прошлого века я стал внимательнее относиться к новой волне в русском кинематографе. Душевное, как принято говорить, кино. Про то, что все у нас как-то нелепо, грустно, неприглядно, но так по-человечески, по-родному… А песни Андрея Жигалова, звучащие в фильме, до сих пор одни из любимых (мы все ищем что-то и не находим…). Пересматривал картину трижды и знаю наперед: такое кино вечно. Респект всем, кто вложил душу в создание фильма.

    8 января 2008 | 00:46

    «Ему стало зябко, но он тут же вспомнил, что уже читал о чем-то подобном, какой-то покетбук в яркой глянцевитой обложке, и от этого воспоминания ему полегчало. Придумать можно все что угодно. На самом деле никогда не бывает так, как придумывают.» (Стругацкие «Пикник на обочине»)

    Замечательный советско-русский фильм режиссёра Николая Досталя. На Кинопоиске указано, что фильм 1991-го года. Наверное, имеется в виду премьера. Вообще фильм 90-го года (см. титры: © — Киностудия «12-А» 1990г.).

    Получается, фильм снимался как раз на самом изломе эпох — уже как бы и не советский, но еще и не русский.

    За три года до, в 1987-ом году на экраны выходит знаменитая «Асса» Сергея Соловьева. Лично я склонен считать, что своей популярностью фильм Соловьева обязан прежде всего все-таки появлению в фильме Цоя. Хотя, сам Цой (по выражению самого же Цоя)) в этом фильме, как вставной зуб. Но Благодаря тому, что в камео ролях заняты популярные рок-музыканты, фильм стал культовым для поколения, которое так ждало перемен. Это ожидание перемен, видимо, было разлито в самом воздухе того времени. И люди творческие не могли не улавливать эти флюиды массового бессознательного. В последнее время мне кажется, что картина Соловьева все же излишне социализирована. Для меня, всегда было очевидным, что перемены, о которых поет Цой в одной из самых известных своих песен, касаются не столько каких-то социальных перемен в обществе, сколько процессов протекающих в каждом отдельном человеке. В общем, когда в каком-то интервью я услышал от самого Цоя примерно тоже самое, для меня это не было откровением. И вот, по-моему, Досталю в «Облаке-рай» удалось отразить всё это куда более точно, чем Соловьеву в «Ассе».

    Метафора с развалом советской империи просто поражает своей точностью. Это прямо пророчество какое-то. Я допускаю, что авторы фильма, когда его снимали вообще ни о чем таком и не думали. Но вот эти настроения, витавшие тогда в воздухе, преломившись через призму восприятия художника дали на выходе такой вот поразительный результат.

    В картине никакие социальные аспекты вообще не затрагиваются. Там в центре молодой парень Коля, который в одно воскресное утро выходит во двор и не знает чем бы себя занять. Коля чувствует какую-то глубокую внутреннюю неудовлетворенность, которая поразительно точно выражается в его лирических песнях, и плюс на это еще накладывается размеренная, нудная, стоячая, как вода в болоте жизнь маленького провинциального городка. Городка, где все всё про всех знают, где ничего, абсолютно ничего не происходит, где завтра такое же, как вчера. В разговоре с старшим другом Федей Коля, неожиданно наверное даже для самого себя, вдруг говорит о том, что уезжает. Но все почему-то воспринимают эту информацию на ура, как некий сигнал. Отчего становится понятно, что это ожидание перемен оно у каждого очень долго копилось внутри, такое же сильное, как и у Коли. Но Коля то хоть петь умеет, и таким образом выражать трансцендентную тоску, а остальным-то вообще, наверное, тяжело. И вот для всех этих людей вокруг Коля вдруг становится героем, который вот так вот в один миг решил кардинально изменить свою жизнь. С этого момента Коля уже себе не принадлежит. И его жизнь действительно меняется в один момент, кардинально и круто. Еще утром он выходит в знакомый двор, слоняется со скукой между знакомых домов, завязывает пустые, хорошо знакомые всем разговоры с хорошо знакомыми людьми и кажется, что так будет всегда, кажется, что это вообще в принципе не может измениться. Знал бы он, что вечером того же дня его уже здесь не будет… В жизни всегда случается так, как меньше всего ожидаешь.

    Так и СССР. Казалось, что здесь вообще ничего никогда не может измениться.. Так действительно казалось многим людям конца 80-х. Что было дальше, все мы хорошо знаем. Мне не довелось посмотреть этот фильм в 90-х. Как-то так, случилось, что я вообще узнал о нем только неделю назад. Друг в аську написал, что есть такой хороший фильм. Т. е. я конечно могу ошибаться, но мне кажется, что смотреть «Облако-рай» спустя 20 лет, наверное, даже интересней. Это вечная история… о вечном невозвращении.

    P.S. Спустя 15 лет Николай Досталь снял продолжение фильма с теми же актерами «Коля перекати — поле». Я не знаю, что со второй частью не так, но получилась она какой-то совсем уж грустной. Все постаревшие… и какие-то… уставшие что ли… И нет уже той атмосферы. Не знаю… Вроде бы все почти тоже самое, а не то…

    10 из 10

    P.S. Кстати, вы заметили, на сайте пока (на 29.01.11) нет ни одной отрицательной рецензии? Редкость.

    29 января 2011 | 22:55

    Приснилось мне, что стою я на самом краю крыши небоскреба. Передо мной какой-то огромный город, Москва, не иначе, или Нью-Йорк. Не наше, конечно, захолустье, где одна пятиэтажка на весь городишко. Стою на крыше, на самом краю, дышать тяжело, потому что кислорода наверху мало — это по радио передавали, облако в волосах запуталось, птица какая-то, наверно, орел, выпучилась на меня и каркает что-то. И хочется мне полететь. Были бы крылья, взял бы и полетел.

    Тут подходит ко мне друг Федя. Осторожнее, Коля, — говорит,- сорвешься вниз, костей не соберешь. А я отвечаю: чего мне осторожничать, если я летать умею, вот я и хочу теперь испробовать свои способности к полету. Брякнул зачем-то, потом пожалел. Надо было что-то ему ответить. Федя сперва не поверил, что я летать научился. А потом говорит: вот какой ты, Коля, молодец, я, говорит, никогда не решался полететь, все боялся за что-нибудь зацепиться.

    И пошел Федя трезвонить вокруг, что Коля, мол, собирается с крыши прыгнуть. Набежали тут все, друзья, соседи, знакомые, Наталья, девушка, которую люблю, тоже пришла. Стали хвалить, советы давать, как лучше полететь. Перед полетом, говорят, надо хорошо разбежаться. А так как тут разбегаться места маловато, мы, говорят, тебя посильнее подтолкнем. Я испугался, на попятную пошел, говорю, что пока передумал лететь. А с меня уже одежду срывают — она, мол, только ухудшает аэродинамическме свойства. Последняя надежда — Наталья. Спрашиваю ее, если она не хочет, чтобы я полетел, то я останусь или давай, мол, вместе полетим. А она: если уж задумал оставить нас, мы тебя не задерживаем. Обидчивая такая и гордая. Навалились тут они всей толпой, да столкнули меня.

    Полетел я вниз камнем. Махать руками, как крыльями, даже не пытаюсь. И тут проснулся, как говорится, в холодном поту. Слава Богу, думаю, это только во сне было. Утро прекрасное. Солнце на подушке. А по радио передавали, что дождь будет. Нацепил я кепку и пошел по городу гулять. По нему особо не разгуляешься. Такая срань, Богом забытая! Поживешь тут и сами собой песни сочиняются про облако-рай. Но уезжать отсюда я не собираюсь. Если уж здесь за нормального человека меня держат с большой натяжкой, а в чужих местах вовсе посмешищем стану. Зайти к Наталье рано еще, да и мать ее невзлюбила меня почему-то. Купаться тоже рано — только в воду зайдешь и тут же судорогами ноги сводит. Пойду к Феде. С ним можно пива выпить, поделиться сокровенным.

    9 из 10

    15 марта 2012 | 10:49

    Облако-рай… Его нет, но все мы верим, что оно есть.

    Чтобы сесть сверху, задуматься и все твои желания сбудутся… Но какой ценой? Желания никогда не сбываются так, как мы хотим.

    Коля хотел перемен? Хотел стать героем дня? Сделано! Бдыжч! Но не так, не тем путем.

    Страшно странный фильм. Его хочется пересматривать снова и снова. Фильм про нас, нашу глубинку, где никогда ничего не происходит…

    Ох, Коля…

    Необычнейший голос, нестандартные песни, нелогичная концовка…

    Все это сплетается в такой нерв, что остается в памяти надолго.

    Когда я узнала, что есть продолжение, я кинулась смотреть. Не ожидая счастливого конца, просто радуясь узнаванию тех самых героев…

    22 октября 2009 | 04:31

    Фильм нашёл своего зрителя. Настоящее, русское кино про нас. Я уверен, что это действительно отрывок из чьей-то реальной жизни. Ведь такой Николай на самом деле живёт в одном из наших дворов, а может, чем-то он похож и на нас самих.

    28 января 2007 | 13:17

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>