всё о любом фильме:

Июльский дождь

год
страна
слоган-
режиссерМарлен Хуциев
сценарийАнатолий Гребнев, Марлен Хуциев
директор фильмаАлександр Яблочкин
операторГерман Лавров
композиторБулат Окуджава, Юрий Визбор
художникГеоргий Колганов, Н. Ефанова
монтажА. Абрамова
жанр драма
зрители
СССР  3.1 млн
премьера (мир)
возраст
для любой зрительской аудитории
время109 мин. / 01:49
Героям фильма — примерно тридцать. Очень часто именно в это время у людей наступает период пересмотра уже выработанных ранее позиций. К такому пересмотру и приходит Лена, героиня этого фильма. Ей многое надо обдумать заново.

Она начинает понимать, что прежние оценки поверхностны, все предстает перед ней в ином, более ясном и резком свете. Это порой связано с потерями. Лена теряет бывшего ей самым близким человека, который становится чужим и далеким.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Что ни говорите, у ряда наших киноборзописцев, обрушивавшихся в прежние годы со всей силой на вроде бы камерные фильмы, далёкие от политики и идеологии, был исключительный нюх на подспудный, мало кем угадываемый «воздух времени», который непонятно где содержится, в неком пространстве между кадрами или же в том, как они сменяют друг друга в своём беге по полотну экрана. «Июльский дождь» — одна из таких внешне обычных лент (пусть и обвиняли Марлена Хуциева по привычке в некритическом восприятии западного «кинематографа отчуждения», прежде всего — работ Микеланджело Антониони, что делали потом и в отношении Геннадия Шпаликова и Киры Муратовой), но она непостижимо загадочна и словно похожа на какую-то из мелькающих в прологе живописных картин эпохи Возрождения. Хотя многие склонны были видеть в данной монтажной фразе, как и в прерываемых или заглушаемых классических мелодиях в фонограмме, явный упрёк режиссёра относительно растиражированности и заштампованности всех сфер человеческого сознания в эпоху торжества маклюэновской «Гуттенберговой галактики» (а до нынешней видео-компьютерно-виртуальной реальности ещё было далеко!). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Даже не верится, что я только сейчас посмотрел этот фильм целиком, от начала до конца, не отрываясь.

    Каким-то непостижимым образом Марлену Хуциеву удалось передать дух времени, эпохи, страны… И одновременно рассказать историю пересечения нескольких судеб, неуловимых прикосновений, меняющих ход жизни.

    Весь фильм снят как бы не специально, глазами человека созерцающего жизнь. События проистекают медленными толчками, как биение сердца, как ровный пульс живого человека. Вроде бы на протяжении фильма происходит лишь одно сильное событие, но мне кажется, что не оно меняет героев. А ведь они изменились, что-то сместилось, неуловимо, но бесповоротно. Как это произошло? В какой момент? Я так и не заметил, не могу ответить…

    В фильме очень интересная манера построения кадра и съемки, камера движется в ритме фильма, повинуясь его дыханию и не смея торопить.

    Очень редкое и душевное кино. Рекомендую к просмотру.

    10 из 10

    24 февраля 2009 | 01:47

    Чтобы полностью осмыслить все то глубокое, что дарит нам этот фильм, его однозначно нужно посмотреть не раз. И даже не два. Это только на первый взгляд он показывает послесталинскую эпоху и людей, живущих в ней. Сейчас нам уже сложно понять и половину тех чувств, которые испытывали граждане Советского Союза. Мы никогда не пройдемся по той Москве, не проникнемся духом того Дня победы, когда однополчане — еще молодые мужчины и женщины — помнят войну и боль, а потому острее ценят жизнь. Ведь они понимают, как она коротка. Как июльский дождь. Но есть в фильме моменты, которые, я думаю, не потеряют актуальности никогда. Одиночество, непонятость близкими, разочарование, переосмысление жизни и преодоление себя. Причем переосмысление именно в тот момент, когда уже есть жизненный опыт, но также еще есть время что-то исправить и изменить.

    Главная героиня Лена (Евгения Уралова) родом из интеллигентной семьи. Она любит молодого мужчину Володю (Александр Белявский), всячески пытается принимать участие в его жизни, помогать ему в работе, поддерживать. И ничего не ждет взамен, кроме любви. Он вечно на мели, живет на квартире друзей, никак не может закончить доклад, потому что его девиз — «Работа не волк…» А когда научный труд все же будет закончен и его присвоит начальник, он не станет ничего доказывать, а просто будет смотреть на происходящее со стороны. Он не решится постоять за себя. Может потому что нерешителен, может, потому что и так знает себе цену…

    Володя находит себя в другом. Встречаться с друзьями, рассуждать с ними на разные философские темы, веселится на пикнике — вот, что ему нравится. В те годы гражданский брак не приветствовался, как минимум нужно было считаться женихом и невестой, которые не расписываются, «потому что ждут квартиру». Но любимый Лены не торопится определиться со статусом. Правда, и она не стремиться замуж. Им просто хорошо вместе. И, кажется, что они понимают друг друга с полуслова, и что они говорят на одном языке. Володя таскает Лену за собой на встречи с друзьями, туда, где он самоутверждается, высказывая свои острометные мысли, демонстрируя молодецкую удаль, прыгая в холодную реку. Друзья считают его «морозоустойчивым и тугоплавким материалом», но на самом деле молодой человек в себе не уверен. Он говорит об этом Лене, а она смотрит на него любящими глазами. Для нее он самый-самый. В тот момент.

    А потом вдруг Лене становится рядом с ним неуютно. Может быть потому, что она устала от неопределенного статуса и давления родных со стороны, может быть, она поняла, что ее милый интересуется больше собой… Между ними стала расти стена. Когда у Лены умер отец, она не стала делиться своим горем с Володей. Наверное, тут она и поняла, что они стали чужими. Он пришел поддержать любимую, но он не нашел места в ее семье. Он не нашел, что сказать ей. А она не раскрыла свою душу ему. Ей проще было поговорить о произошедшем с телефонным другом Женей, которого она видела всего один раз и совсем случайно. И то, скорее всего, толком не разглядела (Женя появляется в фильме так незаметно, что вспомнить его внешность невозможно даже внимательному зрителю). Но в тот единственный раз Женя позаботился о ней, не остался равнодушным. И потому заслужил ее доверие.

    В фильме несколько раз озвучивается мысль — человек должен быть кому-то нужен. Когда Володя теряет Лену, он готов на все, чтобы вернуть ее. Он готов жениться. Тем более, что жизнь его стала налаживаться, его доклад закончен и его скоро опубликуют. И ничего, что под другой фамилией. Он делает предложение. Лена перечисляет когда-то милому и родному все его положительные качества. Но, даже обозначив их, она не дает ему (и себе) ответа, почему она не выйдет за него. Скорее всего, потому что он уже далек от нее. А она от него. Они не заметили, как разошлись по жизни. Упустили тот маленький мог, который все изменил.

    Но человек должен быть кому-то нужен. Лене постоянно звонит Женя. Из других городов или пьяный посреди ночи в свой день рождения. Она его не оттолкнет. Потому что понимает — это такой же одинокий человек. А еще Женя, как и Лена переосмысливает свою жизнь, осознает, что взрослеет. Их юность далеко позади (ей — 27, ему — 30), впереди еще немало, но и не так уж много. И эти два персонажа задумываются, как же им жить дальше. Потому что порой нам так трудно что-то изменить, даже старые обои на кухне. А что уж говорить о целой жизни.

    Есть в фильме еще один яркий персонаж — Алик. Первая роль Юрия Визбора. Мимо нее нельзя пройти мимо. Алик и Лена кажутся друг другу ближе, чем она и Володя. На вид Алик — балагур, бард, вечно меняющий женщин (для него основной критерий их красота, а не ум). Но порой, «между строк» он показывает себя настоящего. Человека, в котором неизгладимый след оставила война, человека, который понимает и чувствует глубоко, но выразить это он может только в своих песнях.

    «Июльский дождь» — это еще и великолепная операторская работа. Мы как будто вышли на улицы старой Москвы и огляделись. Мимо нас бегут люди, едут машины, город живет своей жизнью. А мы за ней подглядываем. А если посмотреть на все глазами современника, как будто заглянули в прошлое и остро почувствовали дуновение того времени. Финальные кадры — глаза молодых людей, долго смотрящие в камеру. Новое поколение, пока еще юных, не набивших шишек, совсем незрелых. В последствие они стали нашили мамами и папами… И также, как и Лена, прошли тот этап взросления, с которым суждено столкнутся каждому.

    30 марта 2009 | 12:35

    Что-то совсем новое в повествовании, в том, как снято.

    Фильм начинается съемками реального города с его людьми, идущими на работу, неуловимой атмосферой 60-х годов, улицами, с такими забавными и важными автомобилями. И вдруг в толпе мы замечаем привлекательную девушку. Она, как и другие пешеходы, иногда обращает любопытный взгляд на камеру и так очаровательно улыбается, что захватывает дух! И о верх радости — она оказывается главной героиней! После такого знакомства, не остается сомнений — девушка на экране такой же обыкновенный человек, как все те люди того времени. Фильм покажет нам советскую интеллигенцию такой, какой видели ее современники: пишущей кандидатскую, бесконечно дискутирующую, остроумную (от «острый ум»), воспитанную.

    Сначала автор напускает на нас немного флёра. Мы покорены. Герой умен, с виртуозным чувством юмора, в нем явно что-то есть. Они идут в кафе к его друзьям. Яркие беседы за столом, во всем какая-то загадочность, тайна, глубокомысленные взгляды, восхищение, оригинальная манера речи. Завидное общество! Драма в том, что многие люди умеют мимикрировать под этот или любой другой стиль общественной группы. Это может быть дерзость, аристократизм, ум — что в данный момент пользуется популярностью. Подражают внешнему, а внутри у многих пустота. Как, например, у главного героя.

    Он аспирант. Эмоционально черствый человек. Это тот самый случай, когда смотришь на него и думаешь: «яркая боль лучше тусклого равнодушия». Человек, которого невозможно задеть, ни обидеть, ни обрадовать. Абсолютная пустота. Он вообще не мыслит категориями чувств. Человек в футляре на современный манер. Умный, с ленцой и где-то в глубине души, наверное, даже добрый, но его малодушие и высокий интеллект привели к тому, что с ним невозможно жить — так талантливо он от всего предохранился. Его как будто нет рядом. Эта та самая недоступность глубинного понимания других людей. Без чувств, сочувствия переплетение душ невозможно. По-моему, прекрасная актерская работа!

    16 октября 2010 | 11:20

    Кино про Володю, научного работника, его друзей, его жизнь, про Лену, его невесту, как она сама себя называет, ее семью и Женю, случайного знакомого Лены, которого зритель видит только один раз.

    Что с ними происходит важно ни в коем случае не для развития сюжета, а для развития главного героя — Решения Лены. Оно зарождается, растет и крепнет, выходит на свободу. И эти три фазы развития решения разобраны тщательно и мастерски.

    Есть кино, которое развлекает, а есть кино, которое радует… «Июльский дождь» — второе. Оно, как книга, где рассказ перемежается с лирическими отступлениями в виде песен Визбора, красивейших планов Москвы, прогулок Лены с робкой улыбкой зрителю и т. п. 

    Какой русский не любит и не помнит замечательных советских комедий и заученных почти наизусть диалогов и цитат героев! «Июльский дождь», конечно, не комедия, но наполнен фразами, которые могут «пойти в народ», повторяться в разговорах с друзьями «за жизнь» или когда надо разрядить тяжелую обстановку. Например:

    - Друзей у него много.

    - Значит со всеми одинаковый…

    - А это серьезно может принести вам проблемы?

    - А как же!.. Сегодня как-то даже без проблем и нельзя.


    - Сейчас почему-то не веду дневников, а то бы написала, что день прошел, как обычно.

    - Мой отец, он никогда не жаловался и не завидовал — это, в общем, одно и то же…


    Помимо необычной операторской техники, где камера запаздывает за действиями актеров, как будто пытаясь затормозить события или привлечь больше внимания, надо сказать отдельное слово об актерах: вот чья игра хороша и чиста!

    Давайте будем честны перед собой и не будем верить, что в фильмах «Лопухи» или «Гитлер капут» или в «Обитаемом Острове» и т. п. «ну есть недостатки, но актеры со своей задачей справились, отыграли нормально и проч., проч.»!

    Евгения Уралова и Александр Белявский — вот это пример, когда актеры и справились и отыграли и заставили верить, это эталонная актерская игра.

    Фильм определенно хочется смотреть еще!

    24 августа 2009 | 23:49

    Сопротивление прозы и поэзии, их разнородность в пространстве экрана были открыты уже отцами — основателями советской синематеки Кулешовым («Великий утешитель») и Пудовкиным («Простой случай»). Заявленная проблема жила и здравствовала на протяжении 30-ых — 60-ых, периодически подвергаясь художественному осмыслению и превращению, тем не менее, без значительных успехов. С одной стороны, причина внешняя. Давление идеологии и цензуры загоняло художников в прокрустово ложе программ и лозунгов. С другой — сама задача оказалась глубинной, сущностной, выходящей за границы драматургии и режиссуры. Ибо здесь кинематографический метод натолкнулся, не много не мало, на конфликт материи и духа. Первичная трансцендентальная идея не могла слиться с первичной же конкретностью кинообраза, который был посредником между действительностью и сознанием, а потому сдерживал мысль в рамках вещественной формы. В свою очередь и сюрреалистический принцип не позволял достичь есенинской метафоры: «Розу белую с черной жабой // Я хотел на земле повенчать», — ибо не предлагал ничего нового, лишь менял угол обзора. Необходимо было произведение, в котором бы сам быт, мир осязаемый, заговорил высоким слогом, стал символом, тождественным чистому полету души. И на путь этот, «опираясь на плечи великанов», в 64-ом вышел молодой режиссер Марлен Хуциев, который в течение следующих 6-и лет снимает «поэтическую трилогию» («Застава Ильича», «Июльский дождь», «Был месяц май»), перевернувшую понятие экранной выразительности и каноны повествования. Однако сила этих картин была признана лишь спустя два десятка лет, в 80-е, в преддверии скорого крушения Союза, когда теоретические изыскания освободились от беспощадного давления власти и узрели ту уже погасшую коллизию.

    «Июльский дождь» — это картина жизни, наблюдаемая со стороны. Монтаж акцентирует внимание на деталях, поднимается до панорамы, соединяет частное и общее. Однако ракурс всегда внешний, по форме документальный. Фильм не устремляется в скрытые течения изображаемой действительности, он ищет их отголоски в повседневности.

    Уже этот мотив сталкивает высокое и низкое: обыденность и искусство. Однако если печатный станок штампует тысячи репродукций средневековой фрески, превращая сакральную красоту в вульгарный китч, то режиссер идет в обратном направлении. Выхватывает серые будни, типичные интерьеры, банальные характеры и делает из них индивидуальные и исключительные образцы, обрисованные дотошно, в подробностях жизни, что не позволяет усомниться в их привычной реалистичности. Он открывает красоту в пошлости, иными словами, находит великое в ничтожном. И очищает мир от копоти фальши.

    Именно очищение — центральная тема фильма, которая воплощается в поэтизации действительности и постепенном метаморфозе главной героини, словно охватывая одновременно малое и большое, душу и вселенную. Средствами возвышения выступают как одухотворенные пейзажи, монтируемые с деформируемым под влиянием внутреннего, ведомого мыслью режиссера движением, так и все построение фабулы. Хуциев смело рвет сюжетные путы, его рассуждения не следуют формальной линии повествования, а канва представляет собой калейдоскоп конкретных и отвлеченных образов. Однако поток сознания не растворяет личную и магистральную историю. Преодоление предметности пространства служит его олицетворению в фигуре главной героини Лены. Именно персонаж фокусирует переживания мира, именно через него транслируется содержание всей картины. Таким образом, композиция, растекаясь многообразием портретов города, природы, коммуналки, компаний друзей, ночными разговорами по телефону, сомнениями и отчуждением, в конечном счете, завязывается в один драматический узел. Детали жизни постепенно собирают противоречия, мельчайшие уколы, что вырастает в тяжелый конфликт человека и среды, ставя его один на один с вопросом самоидентификации. Дилеммой борьбы или согласия.

    Однако Хуциев не разрешает ее, ибо ему важно обнаружить сам факт пошлости быта человека и общества. И это не упрек, ибо пошлость едина с благополучием. А быт как раз к нему и стремится. Оттого, понимая это, наша героиня меняется: из характера беспечного и романтичного, становится меланхоличной и задумчивой. Движение ее к внутреннему терзанию и освобождению от ложных и насаждаемых самой жизнью идеалов и есть цель авторского сообщения.

    В этой работе Хуциева ощущается невообразимая красота мира, которая звучит в мелодии кинематографической поэмы, поминутно существующей между романом и стихами, между движением и созерцанием.

    12 августа 2010 | 17:47

    Сначала о том, что не понравилось. Безумно раздражала главная героиня. Я понимаю головой, что ничего ужасного в ней нет, что неприятие моё чисто бытовое, не имеющее никакого отношения к эстетике и идее фильма, но на уровне личного общения она меня безумно напрягала, что, к сожалению, сильно мешало наслаждаться фильмом.

    Но само по себе кино, безусловно, заслуживает внимания. Во-первых, необычен сюжет. Все мы привыкли к историям любви, которые, если и не заканчиваются свадьбой, то, по крайней мере, повествуют о людях, которые из чужих неожиданно стали близкими, и в перспективе у них всё будет хорошо. А это фильм об угасании любви. Кино начинается любовной идиллией, и мы видим, как Лена всё больше разочаровывается в своём любимом. Под маской супермена («ну почему ты такой здоровый, должно же у человека что-то болеть») она видит пустоту. И это вовсе не история о зарождении чувства к Жене. Женя ей необходим, но он не существует. Он только голос на другом конце телефонного провода. Этакое интернет-общение в доинтернетную эру.

    С другой стороны, сюжета в фильме как бы и нет. Это просто бытовая зарисовка. Будни. « В понедельник я поздно на работе, во вторник мы с Юлькой идём в бассейн, в среду собрание, в четверг мы с тобой идём в театр. Вот и вся неделя». Обычный фон для жизненных драм. И это действительно гениальное режиссёрское решение. Потому что этот нехитрый сюжет становится фоном для фотографии эпохи и поколения, во всяком случае, значительной их части. Не знаю, рассчитывал ли на это режиссёр, но по фильму может писать учебник этнографии 60-х годов. Трансляции спектаклей по радио, дискуссии в газетах на тему «кого считать интеллигентным человеком». Трогательный ушедший быт. Квартиры, где всегда чей-то день рождения, где уже не юные, но ещё молодые люди танцуют твист, поют под гитару, говорят об интригах институтского масштаба, спорят о науке. Люди. Способные на настоящее творчество, и люди, способные только на кухонную сплетню. Подковёрные интриги, дружба, любовь (счастливая и несчастна) на фоне фоне Москвы 60-х, втиснутые в график рабочих недель.

    Но самая главная удача, кульминация фильма — это самый его финал. Встреча ветеранов у Большого театра в день Победы. Камера, скользящая по лицам непривычно молодых ветеранов: Алика, Володиного научрука; по лицам Лены и её ровесников. Эта встреча абсолютно не нужна с точки зрения событийного сюжета, но эмоционально — именно в ней самый смак фильма.

    6 сентября 2014 | 17:58

    Какой же все-таки прекрасный фильм! От него веет теплым ветерком и влагой, не душной, давящей, а приятной…

    Наверное, я тоже мечтаю, чтобы мне было о чем поговорить и помолчать по телефону, чтобы мне было о чем погрустить, когда все веселятся или же наоборот улыбаться, когда никто этого не может. Хочется, чтобы не было 400 знакомых, а было несколько друзей, но таких, которые могут позвонить из Саратова.

    Жаль, что главный герой так никогда и не поймет, почему имея столько положительных качеств… он не герой ее романа, даже когда делает предложение так «торжественно и во фраке». Нет… он из слишком современного металла, который не сгорает в слоях атмосферы… А она… она — тот самый июльский дождь! Потому что она: теплая, сильная, упорная и непокорная. Она сама говорила, что хочет остаться свободной, несвязанной. Потому что мало кто способен ее удержать. Если только трубка телефона… с другом на том конце.

    Чудесный фильм! И великолепная атмосфера… когда всегда есть куда пойти… когда есть тот дом, где каждый день — день чьего-нибудь рождения, куда не надо звонить, где тебе всегда рады и не дадут грустить!

    10 из 10

    2 июля 2010 | 14:54

    Я думаю этот фильм на века. Операторские работы показывают как бы отстраненность от главных героев, тем самым отображая больше жизнь советского человека 60ых в целом. Хотя я еще не родился тогда и в чем то не прав, но я чувствую уверенность советского человека в завтрашнем дне, его вера в то что он делает и конечно же мечтательность, именно та которая была присуща в 60ых, когда в космос запускали Гагарина.

    Между тем фильм не об этом, а о той симпатичной девушке которая промелькнула в толпе, идет июльский дождь и она прячется под козырек вместе с остальными и нас не покидает чувство что может не о ней повествование, но вот в толпе оказывается отзывчивый молодой человек и одалживает свой пиджак, камера устремляется за девушкой, в своей нарочитой меланхоличности, отставая за героиней, зацикливается на других вещах. Как окажется эта сцена и станет предопределяющей.

    Фильм о не сиюминутном осмыслении, а как бы о точке возврата. Ведь потом мы забываем об этой сцене и погружаемся в быт девушки Лены, в её казалось бы полную событий жизнь в которой она все же отбрасывая весь лоск, в лице ее ухажера и интеллигентного общества и дело не в том что они какие то не такие! А в переосмыслении. Все же попадает под этот дождь, который смывает с нее все не нужное, не боясь при этом остаться сама с собой.

    5 августа 2011 | 17:11

    Вот и лето в зените. По этому случаю захотелось мне пересмотреть один из любимых моих фильмов — «Июльский дождь». Надеюсь на то, что, может быть тем, кто посмотрит этот фильм режиссера Марлена Хуциева впервые, станут более понятными и близкими их родители и деды, которые прожили свою юность и молодость в 60-е годы в советской стране, в ее столице. Ведь в атмосферу этих лет окунаешься сразу, с первых же кадров, с первых секунд. Длинная панорама, снятая из неторопливо едущей машины мимо Петровского пассажа, через Кузнецкий мост, мимо ЦУМ-а, где объявлена широкая распродажа товаров летнего сезона, мимо Малого театра, мимо гостиницы «Метрополь». В густом потоке пешеходов не подозревающих, что на них нацелена кинокамера (оператор Герман Лавров), после того как закончатся вступительные титры, мы наконец заметим молодую женщину, спешащую, вероятно, на свидание. Это главная героиня картины Лена (Евгения Уралова). В солнечный жаркий день внезапно врываются раскаты грома. Так начинается в фильме освежающий июльский дождь.

    Но вернемся снова к началу и прислушаемся внимательно к фонограмме, которая вся состоит из обрывков музыки и текстов радиопередач того времени. Бравурная увертюра к опере «Кармен», джазовые композиции Луи Армстронга, репортаж Николая Озерова с футбольного матча Португалия — Бразилия: «Гол!!! Удар Эйсебио достиг цели!», песня Шарля Азнавура, позывные радиостанции «Маяк», отрывки дробной морзянки. Хаотичный набор звуков, который повсеместно в то время раздавался во многих квартирах из транзисторных коротковолновых приемников типа «Спидола», «ВЭФ» или «Океан». Слушали эти приемнички, продираясь через радиопомехи. Слушали «Радио ВВС» и «Голос Америки» рок-музыку и джаз. Слушали песни отечественных бардов: Окуджавы, Галича, Высоцкого, Визбора на магнитофонах с большими круглыми катушками. Слушать официальное советское радио в то время было не модно и противно. Надо отдать должное звукооператору фильма Борису Венгеровскому. Музыка в «Июльском дожде» играет едва-ли не первостепенную роль. Песни Окуджавы и Визбора, джаз Луи Армстронга и музыка И. С. Баха в исполнении вокального октета «The Swingl Singers» ярко обогащают изобразительную фактуру фильма. Звукооператор — очень важная кинопрофессия, которая нечасто упоминается кинокритиками.

    Один из лучших художественных фильмов отечественного кино. Хотя, казалось бы, фильм без четкого сюжета, без ярких событий. Сценарий вместе с Марленом Хуциевым писал выдающийся кинодраматург Анатолий Гребнев. Если предыдущий многострадальный фильм Хуциева назывался «Мне 20 лет», то «Июльский дождь» — фильм о тридцатилетних. О взрослеющих людях, в суете забот житейских расстающихся с юношескими иллюзиями, с друзьями и любимыми, с уходом в мир иной родителей. Хуциеву, как никому другому в то время, удалось передать в своем фильме атмосферу времени, его тягучий ритм и тревогу расставание с надеждами, связанных с временем «оттепели».

    Картина подверглась официальной критике — в газете «Советская культура» появилось открытое письмо Хуциеву, в котором «Июльский дождь» обвинялся «в слабой драматургии, претенциозной режиссуре, затянутости, эстетизме, во вторичности по отношению к предыдущему фильму». Но фильм каким-то чудом прорвался на экраны, в то самое время когда «на полку» были отправлены картины Киры Муратовой, Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского, Алова и Наумова. В то самое время, когда за «самиздат» и «тамиздат» уже арестовывали, судили и давали приличные сроки. Печальный и поэтичный фильм Марлена Хуциева не всеми был понят и принят, но завоевал немалое число верных поклонников, которым так близки и понятны были чувства и мысли современников. А вот сейчас, пересматривая этот фильм о нашей молодости, я нахожу в нем некие откровения и пророчества, которых тогда не заметил. Юрий Визбор (Алик) поет здесь на кухне свою песню о предстоящих войнах, в которых нам предстоит уцелеть, о пулях, которые мимо нас просвистят. И это прозвучало в 1967 году. А через год была Чехословакия, и через 12 лет — Афганистан. В «Июльском дожде» Хуциев и Гребнев тонко передали настроение конца эпохи «оттепели», не прибегая к откровенной публицистичности. Герои фильма — повзрослевшие герои предыдущего фильма «Мне двадцать лет» (Застава Ильича), лишенные романтических иллюзий.

    Лена живет в коммунальной квартире с матерью (Евгения Князева) и с приличными соседями. Ее отец где-то в длительной командировке. Она работает мастером в типографии, где печатают репродукции шедевров мировой живописи. Ее друг и, возможно, жених Володя — научный сотрудник некоего НИИ. Александр Белявский сыграл одну из лучших в своей жизни ролей. Неотразимо симпатичный внешне, «атлет, он же атлант», он точно соответствует характеристикам, которые однажды наградит его обаятельный Алик (Юрий Визбор). «Морозоустойчив, водонепроницаем, антикарозиен, тугоплавок… не сгорает в плотных слоях атмосферы ». Ради карьеры, кажется, готов и на подлость. «Карабкаться надо» — внезапно откровенничает он. А Лена, в свою очередь, исповедуется по телефону некоему Жене, человеку, который в начале фильма одолжил ей во время того самого дождя свою куртку. «Я человек скрытный, замкнутый. Это научно установленный факт. На вопрос, — Как дела? Отвечаю всегда, — Спасибо, хорошо». Но со временем мы понимаем, что у нее все совсем не хорошо и с Володей она расстанется. И так далек уже тот веселый летний ливень, осенняя Москва тонет в затяжных унылых дождях и туманах. В дальней командировке умирает Ленин отец. «У жизни со смертью еще не закончены счеты свои…».

    Хуциев признавался: «Не люблю острого сюжета, привержен движению внутреннему, скрытому волнению». И я осмелюсь сказать, что сюжет и даже характеры персонажей не главное в этом фильме, а сам неустанный поток современной героям картины жизни, запечатленный художниками камеры и микрофона. И главной героиней «Июльского дождя» является Москва. Так снять знакомый и любимый город могли только художники, влюбленные в Москву в ее обитателей. «Пешеходы твои — люди незаметные. Каблучками стучат, по делам спешат… ». Просыпающиеся на рассвете троллейбусы, густой (даже в те времена) поток автомобилей, лошади в кузове грузовика. Марлен Мартынович Хуциев старый москвич, но все-таки человек с Кавказа. Недаром именно он сыграл бывшего князя, а ныне трудящегося Востока, гражданина Гигиенишвили. К сожалению, из экранизации «Золотого теленка» Швейцера 1967 года сцены Вороньей слободки были вырезаны. Его фильмы той поры близки по духу и форме манере замечательного грузинского режиссера Отара Иоселиани. И немудрено, что многие находили сходство с некоторыми фильмами французской «новой волны». Так это и замечательно! Фильм Хуциева органично и точно совпал по времени с мировым взлетом киноискусства. Но все-таки жаль, что замечательный режиссер за 55 лет работы в кинематографе снял всего 7 картин, из них одну в соавторстве, один телефильм — чудесный «Был месяц май» и два документальных.

    15 июля 2013 | 17:32

    После долгого перерыва посмотрел фильм. И взглянул вдруг другими глазами. По-новому взглянуть заставило происходящее: студенты, выходящие на демонстрации за энную сумму, участвующие в партийной жизни за мобильник; все эти письма с подписями нашей «интеллигенции», которые то отзываются, то не отзываются; наша «Дума» (это вообще без комментарий); все эти движения «наши»; пати с темой «я хочу господина Пэжэ». И подумалось, что это не с Луны свалилось. Во время хрущевской оттепели пропела наша «интеллигенция» реформы под гитары и шашлычок, пропела за подачки, которые придумал для неё ещё товарищ Сталин. А потом начались фиги в кармане, анекдоты в курилках, и брюзжание на кухнях. Так что, нынешний цинизм, конформизм имеет свои причины и корни.

    Поэтому и взгляд иной.

    К тому же слишком явное влияние французской «новой волны».

    Короче, очередной вариант Кубанских казаков… Так и видится, что большая часть страны, которая жила в коммуналках и не имела даже малой части того, что имели эти певуны, удивлялась: «Это из какой же жизни, сынок?»

    А жаль…

    9 ноября 2011 | 15:59

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Новости


    Народный артист России, сыгравший более ста ролей в кино, а также работавший в театре и на дубляже, Александр Борисович Белявский погиб в возрасте 80 лет. Среди его самых запоминающихся лент такие знаковые фильмы, как «Совершенно серьезно», «Июльский дождь», «Четыре танкиста и собака», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Место встречи изменить нельзя» и множество других картин. (...)
     
    все новости
    Записи в блогах
    15-16 июля
    15.07.2013

    Хроника событий отечественного кинематографа: 15-16 июля
    Работники зрелищных предприятий нуждаются в нормальном дне отдыха. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Великий уравнительThe Equalizer34 137 828
    2.Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner17 437 020
    3.Семейка монстровThe Boxtrolls17 275 239
    4.Дальше живите самиThis Is Where I Leave You6 894 340
    5.История дельфина 2Dolphin Tale 24 788 153
    26.09 — 28.09подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner120 214 328
    2.Великий уравнительThe Equalizer111 590 113
    3.Проклятие АннабельAnnabelle80 745 955
    4.ЛюсиLucy69 401 441
    5.Семейка монстровThe Boxtrolls46 766 831
    25.09 — 28.09подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 117 01161 798
    Деньги520 584 998 руб.7 743 651
    Цена билета245,91 руб.3,42
    25.09 — 28.09подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    150.День суркаGroundhog Day8.183
    151.Умница Уилл ХантингGood Will Hunting8.183
    152.Октябрьское небоOctober Sky8.183
    153.Мой сосед ТотороTonari no Totoro8.182
    154.Отец солдата8.181
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Стражи Галактики 2Guardians of the Galaxy 294.03%
    17.СудьяThe Judge94.01%
    18.ЯростьFury93.89%
    19.Человек из А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.93.86%
    20.Черная мессаBlack Mass93.43%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Разрисованная вуальThe Painted Veil226
    Гниющий холмRotting Hill1
    Когда я умиралаAs I Lay Dying3
    Умница Уилл ХантингGood Will Hunting149
    Самый пьяный округ в миреLawless132
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner7.108
    Семейка монстровThe Boxtrolls6.789
    ЛюсиLucy7.127
    Корпоратив4.158
    Великий уравнительThe Equalizer7.271
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    ДракулаDracula Untold09.10
    СудьяThe Judge16.10
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    премьеры