всё о любом фильме:

Иваново детство

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Тарковский
сценарийМихаил Папава, Владимир Богомолов, Андрей Кончаловский, ...
директор фильмаГлеб Кузнецов
операторВадим Юсов
композиторВячеслав Овчинников
художникЕвгений Черняев
монтажЛюдмила Фейгинова
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  16.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время96 мин. / 01:36
…Детство 12-летнего Ивана закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком.

Он с риском для жизни добывает для командования бесценные сведения о противнике. Но война есть война…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.10 (18 119)
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
11 + 0 = 11
8.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Изначально фильм-экранизацию ставил другой режиссёр, играли в нём другие актёры и съёмочная бригада тоже была иной. Однако на каком-то промежуточном худсовете, после просмотра снятых материалов пришли к выводу, что фильм беспомощный, слабый и ненужный. Тут откуда-то всплыл Тарковский с предложением на оставшиеся деньги в оставшиеся сроки снять совершенно новую картину при условии полного отказа от старой концепции, актёров и т. д. В итоге прежними остались лишь авторы сценария — Богомолов и Папава, хотя и их сценарий был переработан Тарковским и Андреем Кончаловским.
    • Тарковский пробовался в свой фильм на роль одного из солдат.
    • Производственный период: 15 июня 1961 — 18 января 1962.
    • По признанию Тарковского, сделанному в книге «Запечатленное время», он не считал книгу Владимира Богомолова особо удачной, однако был уверен, что форму рассказа легче адаптировать для фильма.
    • В широкий советский прокат фильм вышел с задержкой в четыре года.
    • Французского философа Жан-Поля Сартра фильм вдохновил на написание эссе.
    • Сны, использованные в «Ивановом детстве» — реальные сны Тарковского.
    • Прямая аллюзия на «Иваново детство» есть в фильме Джармуша «Мертвец»: эпизод, когда Никто и Уильям Блейк заходят в березовый лес, аналогичен эпизоду с капитаном Холиным и Машей.
    • Тарковский попросил Владимира Высоцкого попробоваться на роль капитана Холина, но худсовет, просмотрев пробы Высоцкого, решил, что они неудачны. В итоге роль Холина сыграл Валентин Зубков.
    • еще 6 фактов
    Фан-ролик 01:52

    файл добавилActualCar1974

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    При анализе первого полнометражного фильма молодого Андрея Тарковского (премьера состоялась всего через два дня после того, как он отметил 30-летие) как-то упускается из виду, что выпускник ВГИКа, успевший снять на «Мосфильме» лирико-поэтическую короткометражку «Каток и скрипка», был по рекомендации своего учителя, прославленного режиссёра Михаила Ромма, брошен, что называется, в прорыв и оказался словно в «экзистенциальной ситуации», когда следовало спасать производственную единицу на студии. Прежний постановщик Эдуард Абалов совершенно не справился с материалом, поэтому был отстранён от дальнейшей работы. Что же, прежде всего, сделал новичок Тарковский, как только взялся за режиссуру? Вместе с Андреем Кончаловским, с которым потом напишет сценарий «Страсти по Андрею», послуживший основой для следующего шедевра «Андрей Рублёв», он напрочь изменил традиционную версию адаптации рассказа «Иван» Владимира Богомолова — и писатель, как ни парадоксально, не смог ничего противопоставить напору молодого таланта, хотя позже добивался прекращения съёмок и полной консервации проектов (как в случае с «Моментом истины» Витаутаса Жалакявичюса). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 195 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Никто не любит сухих фактов. Нам всё подавай с сочной приправой и сложной гаммой вкуса, так, чтобы надолго врезалось в память. Почувствовать, проникнуться, стать частью действа- заветная мечта киномана! Эмоциональное состояние, сродни естественному, где его найти? Ответ слишком прост и слишком предсказуем — посмотрите «Иваново детство».

    Когда у людей случаются серьёзные жизненные потрясения, всегда есть два варианта дальнейшего развития событий. Человек или убегает от увиденного, делая это самым большим страхом своей жизни, или черпает в нём силы для дальнейшей борьбы. Второй путь, несомненно, сложнее. Однако именно его избрал двенадцатилетний Иван, главный герой картины.

    Стоит ли говорить о сюжете?

    У Ивана на глазах расстреляли семью. Иван был в лагере смертников. Иван стал разведчиком. Три предложения, четырнадцать слов. Но что стоит за этим? Правдоподобнее, чем Тарковский, думаю, не смог бы не рассказать никто. Режиссёр смотрит вглубь, внешнее развитие действий не так важно, как внутренне. Главное происходит в сознании мальчика — в его мыслях, снах, переживаниях. Война отняла у него всё, она же и научила мстить. Обрывки воспоминаний вместо беззаботного детства. В словах Ивана теперь нет даже боли; только твёрдость, холодность и желание выиграть эту войну. Он видел смерть. Он дойдёт до конца.

    Поражает, что в Иване взрослости больше, чем в том же Холином или Гальцеве. Последние подвержены слабостям этого мира, Иван же — нет. Наверное, нужно восхищаться маленьким человеком на большой войне, а мне становится страшно. Разве такими должны быть дети? Сомкнутые губы, колючий взгляд и перепачканные щёки. Он больше никогда не обретёт счастья.

    Очень много отвлечённых сцен с некоторой атмосферой сюрреализма. Но это не в тягость сознанию зрителя, скорее наоборот. Страх чувствуется явственнее, боль — сильнее. Звуковое сопровождение является некоторой предпосылкой к последующим работам Тарковского — не столько включено музыки, сколько живых и естественных звуков. Поверьте, это сильно. Эстетическое наслаждение с нотками духовного развития. Фильм гениален!

    10 из 10

    15 августа 2014 | 12:50

    «…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное…»(Мф 18:3).

    Ваня, Ванечка, Ванюша, «глупый и чудный звереныш», маленький Мио, которому дали в руки меч, Стефан-пастушок, добровольно надевший терновый венец и возглавивший новую бойню. Под каким номером она будет значиться?

    Иконопись Тарковского (ибо иного имени сему искусству нет) — узкая тропинка, проторенная в каменном ложе советской цензуры, несущая все основные признаки дарования раскрывающегося в тисках канона. Светлые лики, тягучие метры, текучие воды, строгие взгляды, направленные мимо зрителя и обратная перспектива, ведущая прямо к сердцу — такой насмешки ему простить не могли. И будет бой, и будет поражение, и ностальгия, разлетающаяся облаком птиц под крышей храма одинокой души, и жертвоприношение, о котором не узнает уже никто из спасенных. Но все это потом, через много лет, на исходе бесконечности, обещанной жизнью молодому талантливому режиссеру, которому сегодня, 15 июня 1961 года, предложено закончить чужую, не только ставшую ненужной, но и приносящую убытки, работу. И он со смиренной улыбкой склоняет голову перед сильными мира сего, а его руки уже рвут покрытый письменами холст, натягивают новое полотно, разводят свежеприготовленную темперу. Ничего не останется, ибо прежнее прошло.

    «Когда забурлит война… тогда твои десять лет станут той листвой, что слетает на лица мертвых…» Не десять. Четырнадцать. Светлые вихры, нескладное тело подростка, затравленный взгляд примкнувшего к стае выкормыша, отрастившего клыки — взрастившего ненависть в душе… в душе? Для этого она должна существовать. Должна наполнять живое тело, а зачем она тому, кто уже мертв?

    Тарковский аккуратно приводит к осознанию этого факта каждый раз погружая зрителя в сон, изящный наркоз, где любая рана будет нанесена столь мягко, что ничего не почувствуешь. Вначале. Потом будет больно, очень больно, потом, когда транс вызванный колеблющейся игрой света и тени, рассеется, и останется только образ дерева — черного, обугленного, не способного дать плоды. Рано или поздно с этим согласятся все четыре матерых волка, окружающие малыша. И хмурый Грязнов, пытающийся доказать самому себе, что уж он-то сделал все, что мог, и этим доказательством вытереть давно умытые руки. И заботливый Катасонов, уходящий в свой последний бой с памятью обещания принести мальчику игрушку — трофейный нож, дабы игры в войну не закончились нотой судорожного, никем не услышанного плача. И хрупкий Гальцев, со страхом прижимающий к груди остатки молодой невинности, чтобы только не стать похожим на ребенка с презрением бросающего ему в лицо: «А ТЫ был в лагере смерти? Нет? Тогда что ТЫ можешь знать?». И Холин — тот самый Харон, чье утлое суденышко когда-нибудь отправит мальчика в странствие по воздуху мытарств, прерываемых нежным поцелуем гильотины (и это правильно, ибо нечего будет делать мертвому среди живых и выживших), а пока использующий его в наиболее адекватном ситуации качестве — своего личного, идеального оружия. И никто из них не отпустит ребенка, не вырвет из рук поработившей его войны, потому что он нужен им. Нужен хотя бы для того только, чтобы чувствовать себя живыми, иметь подтверждение своего существования перед глазами, чтобы, просыпаясь каждое утро и со страхом сравнивая себя с ним, понимать: «Я все еще есть». И это не хорошо и не плохо. Это нормально. Наиболее подходяще создавшемуся положению. Детство кончилось, Ванечка, Иван, помилованный богом по праву смерти не меньше, чем по праву рождения.

    «Укройся в лесу, малыш… чтобы учиться синим словам, которые спят в облаках…»

    Спокойной ночи тебе.

    18 августа 2013 | 12:36

    Тарковский — один из тех режиссёров, чью индивидуальность не заметить не возможно, что бы он не снимал, в каком жанре бы не творил. Если большинство именитых режиссёров зарекомендовали себя как мастера определённого жанра, то Тарковский в первую очередь — мастер своей эстетики. Вне зависимости от жанра фильма. Именно это и определяет авторское кино — не использование приемлемых для зрителя архетипов и паттернов, но рассказанная самобытная история; не идеальный образец любого случайного жанра, но человек, стоящий за этой историей.

    Пожалуй, единственный недостаток (и тот весьма условный и субъективный) таких фильмов — это то, что иногда режиссёр-художник не имеет чувства меры, и используемая им символика может быть весьма навязчивой, как это произошло тут — при всём том глубоком символическом заряде, что несут в себе все эти бесконечные водные пространства, колодцы, колокола и лошади, иногда они кажутся несколько навязанными — не потому что неестественны сами по себе, а потому что в некоторых моментах они попросту не нужны. В конце концов, руины, развалины, обгорелые остовы и повторяющиеся так или иначе кресты смотрятся порой куда выразительнее и ярче…

    Нет, это вовсе не упрёк или, тем более, не совет — в конце концов, Тарковский — маэстро такой величины, что не нуждается в рекомендациях и оценках; но последних очень сложно избежать, когда пытаешься вынести своё собственное суждение о фильме. Так что прошу простить меня за этот реверанс в сторону символизма Тарковского в этом конкретном фильме…

    Что самое жуткое, фильм не совсем о войне в том плане, в котором у нас принято снимать фильмы о войне; это не история героизма, не история победы, противостояния… нет, ничего такого. Это фильм об ужасе такого масштаба, что о нём уже нельзя кричать — его просто нужно видеть. Герои не говорят о своих чувствах и эмоциях — но зритель видит их и так, а, благодаря великолепной операторской работе Вадима Юсова (о которой не упомянуть было бы сущим преступлением: один из наиболее ярких примеров, показывающих важность движения камеры в общем символистском ряду кинокартины), может прочувствовать это полностью, на своей шкуре. Можно бесконечно клепать фильмы о детях-шпионах, детях-из-секретных-отрядов, радуя тем самым зрителей канала «Дисней» и фанатов аниме, но настоящие дети на войне выглядят вот так — как показал Николай Бурляев. В силу обострённого восприятия, рано порушенной жизни и желания отомстить, чувства таких персонажей потихоньку сходят на нет; и я абсолютно уверена в том, что, доживи Иван до конца войны, он бы просто не смог адаптировать себя к миру. Он-то и воюет одновременно эмоционально и с холодным расчётом; правда, и эмоции-то его — холодная ярость да ненависть к врагу… идеальные для воина, но губительные — для юной души. Что и показано в «Ивановом детстве».

    И, как ни странно, очень заметно, что предыдущей работой Тарковского была лирическая короткометражка «Каток и скрипка» — несмотря на огромную разницу в материале, его подаче и общей атмосфере, эти два фильма неуловимо похожи: в первую очередь — главными героями, детьми, которым пришлось повзрослеть. Только комнатный ребёнок Серёжа, конечно (и слава богу!) не был поставлен в те условия, в которых очутился несчастный Ваня…

    И также заметно влияние французских кинокартин пятидесятых и направления поэтического реализма — не только французского, вообще всемирного: несмотря на отечественную жесткость и хлесткость истории, это очень плавный, очень поэтичный и, в какой-то степени, даже метафизический фильм; если бы у термина «роман-река» не было бы такого конкретного определения, то его бы следовало применить к этому фильму — по тому, как плавно и в то же время не остановимо развивается действие, каков у этого действия темп и насколько происходящее… медитативно. Как река.

    5 ноября 2012 | 19:40

    Иван до войны проходил у ручья,
    Где выросла ива неведомо чья.
    Не знали, зачем на ручей налегла,
    А это Иванова ива была.
    В своей плащ-палатке, убитый в бою,
    Иван возвратился под иву свою.
    Иванова ива, Иванова ива,
    Как белая лодка, плывет по ручью. (Арсений Тарковский)

    Первая большая полнометражная работа великого мастера кинематографа Андрея Арсеньевича Тарковского впечатляет уже с первых кадров своей масштабностью и глубиной. По сути своей дебютант в области профессионального кино Тарковский сотворил поистине целостное и эпохальное произведение искусства, которое выполнено под стать лучшим мэтрам того времени. И сразу же Андрей Арсеньевич заявляет о себе в Венеции, где удостаивается золотого льва и становится одним из самых ведущих режиссеров мира. Поражает зрелость, с которой Тарковский подходит к работе, его мастерство и умение воплощать идеи на экране. Мы не видим неопытности и не зрелости, которая обычно присуща режиссерам-дебютантам.

    Отдельное слово хочется сказать об операторе фильма, соавторе двух последующих киношедевров Тарковского Вадиме Юсове, который мастерски сумел воплотить в жизнь идеи и задумки самого режиссера. Это очень отчетливо видно в печальных и унылых кадрах окрестностей, потопленном лесу, разрушенных домах. Юсов сумел через камеру показать отношение режиссера к происходящему, осмыслить и дать понять свое видение такого неоднозначного и неоднородного явления как великая отечественная война. Также благодаря этому замечательному тандему мы видим расхождения в миропонимании взрослого и ребенка, которому из-за непредвиденных обстоятельств необходимо приспосабливаться и выживать в тяжелом и жестоком мире взрослых.

    Николай Бурляев исполнитель главной роли мальчика- Ивана, который и дальше будет принимать участие в работах Андрея Арсеньевича блистательно, на мой взгляд, воплотил ребенка, у которого рано закончилось детство. В главном герое видно проявление двух несовместимых вещей, уже взрослого и серьезного состоявшегося человека и еще маленького не готового к жизни мальчика, который хочет возвратиться в легкую полную радостей жизнь. Иван мечется, он старается выжить в этом мире, который может вот-вот рухнуть и превратиться в хаос, по непонятно чьей вине. И бедному мальчику, еще совсем ребенку приходится забыть свои детские заботы, для того, чтобы помочь взрослым в том деле, которое далеко не является детским.

    Безусловно, этот фильм о потерянном поколении, ушедших на фронт так оттуда и не вернувшихся. Фильм о пришедших с войны, но так и не сумевших вернуться к нормальному жизненному укладу. Фильм о рано законченном детстве молодых ребятишек, которые по вине взрослых стали свидетелями невероятных событий, оставивших на них отпечаток на всю жизнь. Мир изменился после войны, изменились и люди.

    Я знаю никакой моей вины,
    в том, что другие не пришли с войны,
    в то, что они кто старше кто моложе,
    остались там, речь не о том но,
    что я их мог но не сумел сберечь, но все же, все же, все же. (А. Твардовский)

    9 из 1

    30 сентября 2014 | 01:35

    В этом фильме о войне вы не увидите сотни танков Т-34 которые наматывают кишки солдатов фашистской оси на свои гусеницы, вы даже не увидите в этом фильме пулю которая в кого либо попадет пустив фонтан крови. В центре картины маленький мальчик о котором почти ни дается никакой информации, лишь его воспоминания говорят нам что у него как и у вас нас есть мама, но в отличии от нас убитая. Фильм пронизан мраком, тишиной и пустотой, за весь фильм вы даже не услышите крик — Урааа! Выжженные поля, согревший дом с дедом пытающимся найти там гвоздь и так невзначай спрашивая у мальчика — А у тебя кого они убили? Очень мне запомнилось как потом этому дедку наш мальчик оставил буханку хлеба и тушенки. Но помимо таких вот удручающих пейзажей общей пустоты и безнадежности встречается светлый момент с березами где происходит легкий флирт двух персонажей фильма женщины и мужчины конечно же. На протяжении всего фильма кроме выжженной земли, сгоревших изб и разбитого немецкого самолета, а так же надписи расстрелянных фашистами людей, самого врага во плоти мы не увидим, но будет четкое понимание что она там и он еще жив находясь по ту сторону фронта. Лишь ближе к концу фильма нам покажут силуеты немецкого отряда.

    Отдельных слов заслуживает исполнение съемок фильма, пейзажи, режиссерские приемы, присущие Тарковскому, медленные панорамы, приближения, ракурсы очень радуют глаза и впечатляют сознание, особенно сцены с воспоминанием мальчика выше всяких похвал, особенно момент с поеданием лошадьми яблок на пляже, какой же этот Андрюха эстет черт побери даже фильм о войне он сделал с таким медативным и задумчивым видеорядом.

    Итог: Замечательный фильм. Осмысленный, человечный, а самое главное красивый. Такой войны мы еще не видели никогда, мы ее не видим но жутко чувствуем.

    7 февраля 2014 | 17:05

    Там, в стороне от нас, от мира в стороне
    Волна идет вослед волне о берег биться,
    А на волне звезда, и человек, и птица,
    И явь, и сны, и смерть — волна вослед волне.
    Арсений Александрович Тарковский


    Огромная тонкого кружева паутина на сосновом стволе, а за ней русоволосый мальчишка с лицом первооткрывателя слушает кукушку и спустя секунду мчится за бабочкой, потом вдруг останавливается, и заливистый детский смех смело нарушает полуденную тишину лесной опушки. И этот ласковый солнечный свет, заставляющий лучиться глаза и отражающий сияние счастья на лице как от зеркала. А рядом самый близкий и любимый человек — мама… Но снова автоматная очередь — она всегда будет прерывать эти прекрасные сны. Сон. Сколько еще таких снов будет у Ивана? И всегда они разные. Неизменно одно — счастье, заполняющее не только душу, но и весь окружающий мир. А потом, в конце войны, видения о юном разведчике, бегущем вдоль берега реки в лучезарную даль, прервут горестные размышления лейтенанта Гальцева. Сколько их таких ежедневно в годы войны совершавших тихий подвиг и думавших не о наградах, а о том, как остановить врага? А ведь ему было всего двенадцать.

    В свои юные годы Иван уже сумел почувствовать в себе жестокость. Жестокость и непримиримость по отношению к врагу, сеявшему разрушение и смерть. Даже игры Вани являются отражением его чувств и смятения. Оставшись наедине с самим собой, он высвечивает фонариком внутренние стены полуразрушенной церкви, испещренные надписями тех, кого уже нет в живых. «Нас 8 человек. Каждый не старше 19. Через 3 часа нас поведут убивать. Отомстите за нас!» Воображение его настолько сильно, что кажется, будто эти люди здесь, рядом. И Иван вымещает свое отношение к незримому врагу на потертой немецкой шинели, висящей на стене. «Ты мне за все… Да я тебе… Ты думаешь я не помню?» Но голос срывается в плач. Это так контрастирует с неистовым звоном малого колокола, звучавшим, словно призыв к действию, несколькими секундами ранее. Символа воли и духа русского народа. Такой символ появился не случайно. В картине Тарковского нет случайностей. Даже ольховые шишки, сосновые иглы, ягоды, разложенные в кучки на листе бумаги, вместе с Иваном выполняют важную задачу, заключенную в секретном донесении в штаб Армии.

    Метафоричность киноязыка в этой картине немного прямолинейна. Потом, в более поздних работах появятся усложненные образы и тонкость метафор. Но даже теперь, в 1962-ом, это очень достойное исполнение. Тарковскому удалось перенести в кинополотно поэзию образов, где есть место и изысканной лирике, и суровой военной правде. Пронзительно нежные сны Ивана неизбежно проваливаются в мглистую атмосферу войны: мрачный силуэт одиноко стоящей мельницы, разрушенная деревня, где от стариковского дома остался только печной остов да дверной проём, чернеющее сухое дерево на переднем плане залитого солнцем речного берега. Природа и предметы разговаривают со зрителем самостоятельно. Немногословность диалогов лишь подчеркивает это свойство еще ярче. Но камера… Камера Юсова живет жизнью героев: вот она мчится по опушке вместе с Иваном так, что кажется, будто мир сейчас опрокинется, а вот — мерно покачивается в вальсе среди берез вместе с лейтенантом медицинской службы Машей. То вдруг застынет, ожидая пока пройдет враг, а затем неспешно поплывет по водной глади с отражающимися в ней деревьями или начнет метаться меж стен вместе с лучом от фонарика, выхватывая отрывки человеческого сознания. Полное отсутствие «рваного» монтажа. Планы картины плавно перетекают один в другой, и только игра света и тени разделяет два монохромных мира: счастливый мир снов и реальность. А предельно откровенные сцены в победном Берлине добавляют историческую достоверность. И снова появляются следы нечеловеческих деяний, оставляющие глубокие шрамы на людских душах.

    Этой картины могло бы не быть в том виде, в котором мы ее знаем. Ведь изначально фильм по рассказу Владимира Богомолова «Иван» снимался другим молодым режиссером. Но материал никуда не годился и на первом творческом объединении киностудии «Мосфильм» тихо паниковали. Тогда Михаил Ромм посоветовал своего талантливого ученика Андрея Тарковского, который уже придумал название фильму. Оно родилось сразу и осталось неизменным. Молодой режиссер представил литературный сценарий, написанный совместно с однокурсником Андреем Михалковым-Кончаловским, но в титрах авторами остались Владимир Богомолов и Михаил Папава. Пригласил оператора Вадима Юсова, с которым начал совместную работу еще на своем первом дипломном фильме «Каток и скрипка» и продолжал впоследствии в «Андрее Рублеве» и «Солярисе» и композитора Вячеслава Овчинникова. Выбрал на главную роль пятнадцатилетнего Николая Бурляева и за пять месяцев — что являлось очень краткими сроками по тем временам — снял фильм. Через одиннадцать лет режиссер очень сурово отзовется о своем дебюте: «Все педалировано, все акцентировано чересчур, все чересчур выразительно… Знаете, что стареет? Способ, язык и поиск образной истины». Но это всего лишь недовольство художника собственной работой, что не мешает постигать простые и значимые по своей сути истины через картину «Иваново детство» и сейчас. Ведь не зря же Вим Вендерс называл Андрея Тарковского ангелом кино и посвятил ему свое «Небо над Берлином».

    14 мая 2015 | 19:45

    Беззаботная пора детства — то когда солнце всегда светит ярко, дождь всегда тёплый, мама весело тебе улыбается, а яблоки сочные и сладкие. И ты не знаешь ни горя, ни боли, ведь мама, заботливой рукой, оградила тебя от всего этого. Но вдруг эти воспоминания обрываются, каждый раз, снова и снова. Мама погибает, исчезает, уходит. Так и оборвалось детство Ивана, внезапно, одним обычным днём. Он лишился матери, он узнал смерть, он хочет отомстить.

    И поэтому он идёт на войну. Он хочет отомстить фашистам за мать, сбегает из детдома. Ему пришлось быстро повзрослеть, как и многим детям в военное время. Но детство — это такое состояние, что его уже не вернуть. И если ты лишился этого самого детства, ты уже никогда не станешь прежним. Поэтому мы не знаем дальнейшую судьбу Ивана, он не ребёнок, но он один. Сирота.

    Он становиться разведчиком и справляется со своими обязанностями не хуже взрослых. Он своевольный, и порой такой серьёзный, что не веришь, что перед тобой стоит двенадцатилетний мальчик. Иван сам решает свою судьбу, он не хочет слушать других, но всё же иногда слушается старших.

    Месть, сладкая месть — вот чего он хочет. Для него уже все немцы плохие, и солдаты и те кто жил много лет назад. Они разрушили его жизнь. Но только ли поэтому он идёт воевать? Я думаю, что нет.

    Он живёт войной, он не представляет себя в тылу. Он хочет быть полезным, но может быть он хочет быть нужным? Что с ним будет, когда закончиться война? Будущее так туманно, у Ивана никого нет. А в армии у него есть друзья, они ему почти как семья, он чувствует себя полезным, нужным, любимым. Но он может всего этого лишиться с окончанием войны. Он зависит от этого, он уже почти не боится рисковать своей жизнью, страх куда-то пропал.

    Игра исполнителя главной роли очень понравилась. Всё-таки непростой образ, для ребенка, а получилось просто прекрасно. Исполнители остальных ролей тоже сыграли неплохо. Но здесь нельзя так много сказать об актёрской игре. Она была на очень высоком уровне, но не дотягивает до превосходно.

    Хотелось бы остановиться на работе оператора и режиссёра. Фильм — это великолепное произведение искусства. В нём нет ничего лишнего, и каждая, даже незначительная деталь, что-либо обозначает. Поэтому произведение это можно долго изучать и открывать для себя что-то новое.

    Работа оператора превосходна. Красивые пейзажи определённо его заслуга. Но так же сами планы необычны, поэтому картинкой просто наслаждаешься. Необычные, порой резкие движения, и полёт Вани в самом начале. Некоторые картинки надолго остаются в твоей памяти. Например, крест. Он будто падает и тут из пыли появляется солнце, прямо в самом центре. Взрывы поднимают кучу пыли и затуманивают солнце. Ты будто попадаешь в их плен, темно и страшно. Песок сыпется с потолка, земля трясется. Нет ничего обыденного в съёмке.

    Всё это вкупе с музыкой даёт замечательный эффект. Фильм буквально завораживает, но также и поражает своей трагичностью и реальностью. Отрывистые звуки музыки, иногда, кажется, что они идут просто по отдельности. Они затрагивают такие струны твоей души, что становиться страшно.

    Война разве место для детей? Нет, но разве Ваню можно назвать ребёнком? Он увидел в жизни столько, что может пережить далеко не каждый взрослый. Война — ужасное место, она убивает детство.

    7 мая 2010 | 23:04

    День Победы. И в огнях салюта
    Будто гром: — Запомните навек,
    Что в сраженьях каждую минуту,
    Да, буквально каждую минуту
    Погибало десять человек!

    Как понять и как осмыслить это:
    Десять крепких, бодрых, молодых,
    Полных веры, радости и света
    И живых, отчаянно живых!
    Э. Асадов

    О чем вы думаете, когда слышите слово — «война»?

    Я вспоминаю картину нашего пензенского художника А. А. Оя «Наваждение. Мать.», на которой в черную даль, что бы никогда не вернуться, уходят солдаты, и старуха мать в отчаянии и горе рвет на себе волосы, эта картина, мало кому известная для меня самое страшное олицетворение войны. По крайней мере, так было, пока я не посмотрела около года назад «Иваново детство» Тарковского, творчеством этого режиссера я никогда особо не интересовалась, и не знала, что этот фильм был первым среди других его шедевров, я не смогла оценить художественную ценность или операторскую работу. Этот фильм я буквально пережила вместе с героями, пропустила его сквозь себя. Впервые война для меня стала чем- то действительно реальным, не далекими, полузабытыми событиями прошлого, с безликими героями, но былью отравленной кровью и болью, тысяч погибших, замученных, убитых людей, которые жили, любили, плакали, смеялись, и никто не хотел умирать, никто не думал, что завтра может не прийти.

    В нашей стране, наверное, нет ни одной семьи которая, так или иначе, не была связана с войной, обязательно найдется в роду человек, сражавшийся против немцев, не важно солдатом, партизаном или в тылу, и каждый остался в памяти своих родных. Но не такова участь главного героя — Ивана, ему не дали прожить свою жизнь и оставить после себя память в потомках, его не просто лишили детства, заставив идти воевать, но и самой памяти в последующих поколениях. Не осталось даже могилы, на которую могли бы прийти люди, почтить его память, у него не осталось матери, которая бы ждала его у теплой печи, веря, что он когда-нибудь вернется. Кто-то может возразить, что он сам вызвался идти в разведку и сам выбрал свою судьбу, это все так, но почему он сделал это, почему отказался отсидеться в теплом и надежном тылу, ведь не только ради мести, за погибших, хотя это и главная причина, как говорит его друг Катасоныч: «У него одно на уме мстить до конца» Но не только это, как сказал сам Иван: «Пока война знаешь, кто отдыхает тот от кого пользы мало», потеряв семью и оставшись один в этом мире, он не ищет жалости и сострадания, он хочет сделать что-то, помочь как-то остановить этот кошмар.

    Но, в то же время он остается всего лишь ребенком, мальчиком, потерявшим мать и сестру. Момент, когда Иван играет в подвале церкви, один из самых страшных. Веселая детская забава и здесь отравлена ядом войны, ведь это не просто развлечение, в своем воображении он опять думает только о том, как настигнуть врага и отомстить, он видит призраки погибших, слышит их мольбы о помощи, но ничего не может сделать и плачет от осознания собственной беспомощности.

    Тарковский действительно был гением, в этом фильме поражают детали, и символы войны. Например, место, где разворачиваются основные события это подвал разрушенной при бомбежке церкви, где со стен на героев смотрят печальные лики святых. То и дело в кадре оказываются кресты как символы терпения. Здесь так же ярко прослеживается и апокалипсическая символика, например гравюра Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса» которую, рассматривает Иван, обращая особое внимание на самого зловещего всадника. «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр. 6:8).

    В фильме есть три очень сильных момента.

    Один из них, когда на стене подвала Иван читает надпись:

    «Нас 8 человек каждый не старше 19 через час нас, поведут убивать, отомстите за нас»

    Простые слова, написанные возможно солдатом, возможно крестьянином, несут в себе такую боль и ненависть, что мысль эта становится материальной и ясно можно увидеть их лица, почувствовать их страх.

    А ведь есть еще старик на пепелище, поминающий как живую свою, убитую немцами старуху, и закрывающий дверь, которая уже никуда не ведет, как бы в последней надежде укрыться от этого безумия, спрятаться в своем уже не существующем доме, забыть весь ужас войны.

    Или контраст между мечтами о любви и счастье, Маши, когда показывают солнце и березы, а затем резко, как выстрел тела погибших солдат с табличкой на которой с издевкой написано: «Добро пожаловать»

    Больше всего, конечно, потрясает конец, в котором нет бурных перестрелок и красочных взрывов, как это принято сейчас, но, тем не менее, это один из самых сильных финалов за всю историю кинематографа. Когда все понятно без слов и долгих объяснений, достаточно лишь взглянуть на камеры, где еще буквально несколько дней назад мучили и терзали живых людей, на крючья с удавками и гильотину, на которых казнили только за другой цвет кожи, другие убеждения, за преданность своей родине и не принятие варварских нацистских убеждений. И как последний привет перед нами испачканное лицо обычного советского мальчишки, с таким взрослым, не по детски серьезным взглядом.

    Но самое страшное, как это, ни странно началось не во время войны, а после, в наше с вами время, когда уничтожаются памятники героям освободителям, орденами и медалями торгуют с лотка, как простыми безделушками. А молодежь, та самая молодежь, ради свободы которой и шла война, считает Гитлера своим духовным вождем, а «Майн Кампф» принимает как откровение. Как такое возможно в стане победившей нацизм, в стране, где есть такие фильмы как «Иваново детство», в котором так ярко показано к чему привело мир господство Третьего рейха?

    И все-таки хотелось бы верить, что еще есть возможность все исправить, что следующие поколения будут помнить о том, что было в 40 — х годах двадцатого века, и не повторят ошибок прошлого. Важно не забывать героев ВОВ, благодаря которым мы сейчас живем в Российской Федерации, а не в колонии великой нацисткой Германии. Как бы ни тяжела была наша теперешняя жизнь, как бы мы не ругали правительство, мы должны быть благодарны людям, сохранившим нашу свободу. Не будем забывать о тех, кто рядом, ведь ветеранов осталось не так много, и будем чтить тех, кто уже никогда не вернется.

    10 из 10

    15 апреля 2009 | 12:45

    Не зря на КиноПоиске фильм входит в топ-250! У него позиция должна быть даже выше, чем 190+ место, ИМХО!

    Фильм связан с Великой Отечественной войной. Я молчу о том, что все военные фильмы тяжелы на восприятие. Думаю, все смотрели «Звезду», «Диверсант», даже «9 роту» (там война в Афганистане, но какая разница? Война она и в Африке война!). Безусловно, война — страшная, неблагодарная, подлая штука! Если во врем сцен нападения у меня, зрителя, мурашки по коже, то что уж говорить о том, что пережили люди, заставшие эту войну?! Низкий поклон ветеранам войны. Спасибо деду за Победу!

    Извините, отвлеклась. Военные фильмы сами по себе тяжелы, даже когда там такие бравые солдаты, взрослые люди, а если это маленький, хрупкий, щупленький ребенок? В «Ивановом детстве» в поле зрения маленький мальчик, который за всю его небольшую 12-летнюю повидал всю нелегкую житуху: родителей и сестренку убили фашисты, сам из детдома сбежал на войну! Маленький, тощенький, но отважный и преисполненный ненавистью к врагам, он преодолевает те тяжкие барьеры, которые не каждый взрослый человек сможет осилить! Однако, война есть война…: (

    А теперь об исполнителях и руководителе

    Коля Бурляев… простите, Николай… был просто очаровательный, милый, харизматичный, сущий ангельский мальчик! И ему там 14 лет? Я больше 8 ему и не дала бы! Такая сложная роль для ребенка, и он справился! Он не играл ее, он ею жил! Все было очень искренне. Браво! Браво! Браво! Не зря большинство кинокритиков, деятелей искусства и зрителей признают эту роль Бурляева самой лучшей.

    Не хочу умалять таланта других актеров, я их всех очень люблю за подаренные нам фильмы, но мальчик меня очаровал!

    Ну и, конечно же, хотелось бы похвалить Андрея Тарковского, который, будучи студентом, создал такой шедевр! Низкий поклон им!

    Эх, умели же снимать раньше качественное кино!

    10 из 10

    Конечно же.

    28 октября 2013 | 20:19

    Классика мирового кинематографа — картина режиссера Андрея Тарковского «Иваново детство», 1962 года. Фильм стоит посмотреть, во-первых, это фильм является дебютом режиссера, во-вторых, его фильмы не спутать ни с какими другими, даже если опоздаешь на титры, они наполнены образами, в-третьих, здесь рассматривается проблемы человеческой души…

    В 1980-е года с экранов были сняты все его фильмы, а имя режиссера перестало упоминаться в прессе. Позднее фильмы вернулись на наши экраны, и их смотрит новое поколение зрителей. Первым делом, я советую, посмотреть первый полнометражный фильм «Иваново детство», который принес А. Тарковскому всемирную известность и завоевал высокую награду «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля.

    Предыстория. До Тарковского рассказ «Иван» экранизировал другой режиссер, который не справился с этой работой. завалившего работу постановщика заменили выпускником ВГИКа Андреем Тарковским. Он начал с нуля — переписал заново сценарий, заменил всех актеров. в наследство от прежней картины осталось несколько толстенных альбомов с фотографиями сотен претендентов на роль Ивана. В итоге, выбрал лучшего! И, режиссер сам выбирал одежду в костюмерной: рвал на актере Николае Бурляеве рубахи, дырявил ватнички, пачкал о стенку, «фактурил» штаны. Да, он, часами сидел в гримерной, отыскивая нужный облик: заставил перекрасить волосы в пшеничный цвет, оттопырил уши, подтягивал вверх нос, заставлял рисовать на моем лице веснушки, ссадины, царапины… В этом весь Андрей Тарковский, всегда в «гуще событий»! Рекомендуется посмотреть этот фильм студентам режиссуры, актерам, и просто интересующимся людям.

    Этот режиссер был рожден художником и нашел свой единственный путь. С какой широтой видения вышел он в мир, с какой прозорливостью предостерегая человека, человечество от ошибок, какие пропасти и высоты человеческого духа открыл нам в своих фильмах. А вы знаете, что фильмы Тарковского нужно смотреть не один раз, так как с первого раза многое дается трудно. Удивительная колдовская сила заложена в них, поэтому их можно смотреть много раз и опять останется что-то неугаданное.

    В 1962 году поставили картину «Иваново детство» (по мотивам рассказа В. О. Богомолова «Иван», 1962г.) здесь резкое противопоставление жестокой реальности войны (настоящее Ивана) и поэтически прозрачных образов мирного прошлого (воспоминания, сны мальчика) вырастало в трагическом контрасте тьмы и света, гармоничной естественной жизни и уродливого, губительного зла. Война глазами ребенка… это эмоционально, задумчиво, сложно, слёзно. Мне понравился сюжет, образы, эпизоды фильма. «Мальчик безумен, как безумна сама война», так написал Жан Поль Сартр в своем знаменитом эссе от «Иваном детстве».

    Моё знакомство с фильмом «Иваново детство» Тарковского оставило впечатления чуда. Он величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстает как зеркало, как сон.

    Андрей Тарковский прожил короткую жизнь. Жизнь, укороченную тяжелой борьбой за право говорить своим голосом. А фильмы его будут жить долго, как все создания истинного искусства.

    Режиссер всегда говорил: «Хорошую вещь могу сделать только на трех вещах — на крови, культуре и истории». И как никто из кинорежиссеров современного поколения, Андрей создал наше кино, нашего зрителя, создал его восприятие, определил для России кино как самостоятельного искусства, такого же вечного, как вечны Театр, Литература, Живопись. и в другом великое предназначение — восстановить связь времен, наполнить культуру кинематографа высотой Вечного.

    25 мая 2016 | 12:18

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>