всё о любом фильме:

Иван Васильевич меняет профессию

год
страна
слоган-
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийВладлен Бахнов, Леонид Гайдай, Михаил Булгаков
директор фильмаАркадий Ашкинази
операторВиталий Абрамов, Сергей Полуянов
композиторАлександр Зацепин
художникЕвгений Куманьков
монтажКлавдия Алеева
жанр фантастика, комедия, приключения, семейный, ... слова
зрители
СССР  60.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время88 мин. / 01:28
Инженер-изобретатель Тимофеев сконструировал машину времени, которая соединила его квартиру с далеким шестнадцатым веком — точнее, с палатами государя Ивана Грозного. Туда-то и попадают тезка царя пенсионер-общественник Иван Васильевич Бунша и квартирный вор Жорж Милославский.

На их место в двадцатом веке «переселяется» великий государь. Поломка машины приводит ко множеству неожиданных и забавных событий…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Зина (жена Шурика), заботясь об Иоанне Грозном в квартире произносит «Мало ли что могут подумать!», но по губам читается «Вас здесь могут увидеть!».
    • Милославским могли бы стать Андрей Миронов, Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков.
    • Сцену звонка Жоржа «женским голосом» к Шпаку озвучивает Наталья Кустинская; песню «Разговор о счастье» поёт Валерий Золотухин.
    • Царь Иоанн Васильевич Грозный в современной Москве слушает на магнитофоне песню Высоцкого «Эх, раз, ещё раз».
    • То, что посол говорит на немецком языке, соответствует тексту пьесы Булгакова.
    • На вопрос Бунши царица отвечает «Марфа Васильевна я». Это может быть только Марфа Васильевна Собакина, пробывшая женой Ивана IV Грозного всего 15 дней. Таким образом Жорж Милославский и Иван Васильевич Бунша находились в древней Москве в один из дней между 28-м октября и 12-м ноября 1571 года. 13 ноября Марфа Собакина умерла.
    • Крымский хан действительно шалил на Изюмском шляхе в 1571 году. Да так шалил, что сжег Москву в мае 1571 года. В следующем году крымский хан был разбит в Битве при Молодях.
    • Фильм был переозвучен Гайдаем из-за нападок цензуры в нескольких эпизодах. Первый: во время царского банкета Бунша спрашивает Милославского: «А кто платить будет?» Тот отвечает (цензура): «Ну, во всяком случае не мы», в оригинале по замыслу Гайдая, «Народ, народ, батюшка». Второй: сцена допроса Ивана Грозного в милиции: «Место жительства», царь отвечает: «В палатах». По замыслу Гайдая: «Москва — Кремль».
    • Сцены погони за «пришельцами из будущего» снимались в Ростове Великом Ярославской области.
    • Царица Марфа Васильевна в эпизоде трапезы все время смотрит в пол. Гримерам не удалось полностью заретушировать синяк, полученный ею накануне от мужа.
    • Занимает по посещаемости 17-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Иваном Васильевичем могли бы стать — Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Лебедев.
    • На песню «Звенит январская вьюга» пробовалась София Ротару, но её исполнение из-за довольно низкого голоса не подошло для комедийного жанра фильма.
    • В один из моментов фильма, зрителю может показаться что был допущен брак озвучивания: Когда Бунша спрашивает Милославского, как он попал в квартиру Шпака, тот отвечает «Да ну вас к чёрту, что за пошлые вопросы!», при этом рот у Милославского закрыт. На самом деле, эту фразу говорит не Милославский, а Шурик, находящейся в тот момент за кадром (голоса Куравлёва и Демьяненко, действительно похожи).
    • В зарубежном прокате фильм шел под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future» — «Иван Грозный: Назад в будущее».
    • Бунша, переодетый в царя, произносит, обращаясь к шведскому послу «Гитлер капут», но по губам читается «Мир, дружба».
    • еще 13 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Скипетр и держава, которые держит в руках Бунша (и которые изображены на иконе), как символ царской власти появились на сто лет позднее происходящих событий, в XVII веке.
    • Шведский посол говорит не на шведском, а на немецком языке.
    • В сцене допроса милиционерами Иван Васильевич на вопрос о годе рождения отвечает: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова.», хотя Иван Грозный родился 25 августа 1530 года, а летоисчисление «от Рождества Христова» было введено Пётром I только в 1700 году. До этого на Руси вели летоисчисление «от сотворения мира». Таким образом, ответ Ивана Васильевича должен был звучать как «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира».
    • В лифте («Замуровали, демоны!») царь крестится тремя перстами. До 1653 года православные крестились двумя перстами.
    • Милиция приезжает расследовать квартирную кражу на автомобиле ГАИ.
    • Милославский и Бунша убегают от стрельцов, не закрыв сундук, откуда они взяли одежду. Упавший шлем лежит на полу. Когда Милославский возвращается закрыть сундук — шлем оказывается снова на доспехе.
    • еще 3 ошибки
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3894 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Я хотела бы начать с названия моей рецензии. Это моя самая любимая фраза из этого фильма. Я обожаю её повторять. Знаете, это как любимый анекдот или шутка, над которой смеёшься и поэтому повторяешь по 100 раз.

    Я не знаю, сколько раз я его смотрела. Начиная с детства, когда не зная над чем, но смеялась. На прошлый Новый Год его показывали по ТВ. Ну я с мыслью, что буду его смотреть «одним глазом» и что-то делать. В итоге, я просто села, и не отрываясь его смотрела. И так всегда. Он необыкновенно завораживает. Своим ритмом, музыкой, шутками. Для меня он стал таким же традиционным под Новый Год, как всемилюбимый «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Вроде бы уже столько раз смотрел, а всё равно, зная наизусть, сидишь и смотришь.

    Ни один современный фильм не греет так, как советская комедия! В них нет ни пошлости, ни чёрного юмора. Всё до такой степени добротное, что просто влюбляешься в них.

    И конечно же, очень приятно! Царь.

    25 марта 2010 | 19:25

    «Царь, очень приятно, здравствуйте, царь!»(с)

    Что я могу сказать о фильме «Иван Васильевич меняет профессию», чего не было сказано до меня? Это одна из самых смешных и уникальных комедий, а также классика советского кино. Картине Леонида Гайдая исполняется ровно сорок лет, и в связи с этим я хочу поделиться своими впечатлениями о ней.

    Главный герой Александр Тимофеев. Он живет с женой киноактрисой, которая уходит от него к известному режиссеру, и работает над машиной времени. Во время одного из испытаний из текущего времени в далекое прошлое попадают управдом и карманник-рецидивист, вместе с тем в настоящем времени оказывается сам царь Иван Грозный. Теперь Александр должен проследить за гостем, и конечно, починить машину времени для того, чтобы вернуть царя в XVI век, а своих современников в свое время. Одно из основных достоинств комедии, на мой взгляд, это ее легкость. «Иван Васильевич меняет профессию» выделяется очень интересной, временами поучительной историей и красочными персонажами. Режиссер и соавтор сценария Леонид Гайдай взял за основу фильма, казалось бы, простой сюжет и сосредоточил на нем немалое внимание, внеся несколько взаимосвязанных побочных сюжетных линий, создал прекрасный фильм. Немаловажную роль сыграла ирония и совпадения, главным образом то, что Иоанн Васильевич Грозный поменялся местами с Иваном Васильевичем Буншей, внешне похожим на него. Это является причиной основной части юмора в фильме. Некоторые шутки носят сатирический характер. Иван Васильевич меняет профессию» — не только комедия, но и приключение с научно-фантастическими элементами. Основная приключенческая часть приходится на сюжетную линию с Иваном Буншей и вором Жоржем Милославским. Многие выражения в фильме стали крылатыми.

    Актерский состав фильма, естественно, прекрасен. Александр Демьяненко играет главного героя и это человек тихий и робкий. Леонид Куравлёв предстает в образе колоритного вора-рецидивиста Жоржа Милославского.

    «Вот смотрит… Вы на мне дыру протрете!» (с)

    Один из самых смешных моментов, это тот, в котором герой Куравлева выдает управдома Буншу за царя, и не растерявшись, начинает говорить за него. В этот момент вы понимаете, что вор, а не царь начинает управлять царством. И конечно, как я могу не вспомнить о Юрии Яковлеве. Он не просто сыграл в фильме двух совершенно разных людей из разных эпох. Он прекрасно сыграл обоих и убедил нас в том, что эти люди разные. За Иваном Грозным очень интересно наблюдать, а именно за тем, как он взаимодействует с будущем и с его людьми и моральными устоями. К тому же, я до сих пор удивляюсь тому, как Леонид Гайдай смог так комично показать такую трагичную историческую личность. Есть сцена в конце фильма, когда в одном кадре мы видим и Буншу и Ивана Грозного. Каждый герой фильма запоминается, ровно, как и актер, сыгравший его. Иногда герои напрямую обращаются к зрителю.

    «Замуровали… замуровали, демоны…» (с)

    Также фильм выглядит очень красиво. Декорации великолепны, в частности декорации дворца. Фильм очень красочен. Каждый кадр и каждая сцена имеют значение. Как и во многих своих фильмах, Леонид Гайдай использует прием ускоренной съемки, что ярче всего заметно в сцене погони.

    Итог:

    «Эх, красота-то какая! Лепота!» (с)

    К комедии «Иван Васильевич меняет профессию» я испытываю больше чем ностальгические чувства. Этот фильм действительно замечательный. Режиссура, сценарий и актеры просто безупречны. Фильм абсолютно нескучен, и даже спустя столько лет все также интересно, что будет дальше и его захочется пересмотреть. Он был основан на пьесе Михаила Булгакова, но перенес место действия в 1973-й год, чтобы быть ближе зрителю того времени. Однако я уверяю вас, он будет интересен современному зрителю, как и будущим поколениям. Этот фильм никогда не состарится. «Иван Васильевич меняет профессию» — моя любимая комедия и моя любимая робота Леонида Гайдая.

    «Спасибо за внимание!» (с)

    10 из 10

    21 сентября 2013 | 22:39

    У этого фильма нет и никогда не будет возраста. Как и у всех гайдаевских фильмов. Его будут пересматривать снова и снова взрослые, дети, дети их детей и т. д. По крайней мере, лично я смею надеяться на это…

    Экранизация булгаковской пьесы, о которой наверняка слышали немногие и ещё меньше читали её, получилась просто блестящей! Конечно, заслуга в этом в равной степени принадлежит и актёрам, и сценаристам, адаптировавшим это произведение для экранизации, и декораторам, выполнившим отнюдь не лёгкую работу по созданию эпохи Ивана Грозного. Но подлинным вдохновителем всего этого процесса был Леонид Иович Гайдай, о таланте которого можно и нужно говорить очень долго. А ведь ему было труднее всех, причём, основная трудность заключалась в том, чтобы пробить толстую и мрачную стену советской номенклатурной системы, державшей в щетинистом кулаке деятелей культуры, за которой был особый контроль. И слава богу, ему это удалось, пусть и немалыми усилиями.

    Думаю, что не нужно много усилий для поддержания преемственности поколений применительно к гайдаевским фильмам. Их просто нужно смотреть, хотя бы раз в несколько лет, особенно, в минуты пессимизма и т. п. Давно доказано — это кино не только отлично поднимает настроение, но и делает людей добрее и сближает прошлое и нынешнее поколения.

    19 февраля 2014 | 19:51

    Без сомнения гениальная лента, не нуждающаяся в представлении.

    На этой картине воспитано несколько поколений, и я уверен что ещё множество поколений будет на ней воспитано.

    Естественно нет никакого смысла говорить что-либо о сюжете, так как он вне оценки, да и известен он всем без исключений. Как и известны почти все фразы главных героев сего шедевра. Всех и не упомнишь, но то что они вошли в повседневный быт, каждой российской семьи, доказывает шедевральность картины, и гениальность режиссёра.

    Этот фильм обязан лежать на полке у каждого, иначе, господа, мне Вас жаль.

    И поклон до самых пят, Вам, Леонид Иович Гайдай за этот фильм. Хоть и посмертно…

    10 из 10

    11 декабря 2008 | 22:56

    Я не всегда мирно и сладко сплю. Мне иногда не хочется! Мне жалко тратить время на сон. Ведь за эти 6-8 часов можно столько всего сделать. Но с организмом не поспоришь, да и сны снятся…

    Где только не побываешь спящим. Но героям фильма я завидую, ибо они действительно попали в прошлое из настоящего и из настоящего в прошлое. Я это вижу, я в это верю. Ведь это настоящий Русский Царь в московской квартире и настоящий советский жулик с пачкой мальборо в древних палатах Ивана Грозного. И это наши песни, наш юмор и наши крылатые фразы.

    8 из 10

    28 августа 2010 | 12:28

    Люблю советские комедии. Потому что это наше, родное, близкое. Вряд ли иностранец может понять наш юмор. Да и не надо.

    Превосходные актеры, знакомые с детства. Каждый просмотр — радость. До боли знакомые лица становятся с годами только ближе.

    Мы уже не смыслим праздника без этого фильма. А надо ли? Конечно нет. Тем более, что фильм так любим, так дорог.

    И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат… и меня вылечат.

    10 из 10 Безусловно.

    7 марта 2010 | 04:01

    На мой взгляд этот фильм — апогей советского кинематографа. Цитаты, фразы, песни полностью ушли в народ, где котируются до сих пор. Конечно тяжело сказать почему фильм так популярен, но я попробую

    Разумеется Шурик стал воистину народным персонажем в то время, поэтому продолжение его не могло остаться незамеченным. Наверно и сам Гайдай не предполагал, что его фильм вызовет такую популярность. Конечно при просмотре мы видим множество переплетений жанров. В основном это конечно комедия. Шутки, как и в остальных советских фильмах получились довольно оригинальными (для того времени, но вполне могут дать фору сегодняшним), а главное вполне народными. Идея с машиной времени на мой взгляд довольно необычна, особенно для неизбалованного советского зрителя. Это создает особую атмосферу фильму.

    Конечно я не думаю, что стоит пересказывать сюжет, который видел почти каждый. Скорее сюжет здесь играет второстепенную роль. Кто посмотрит или смотрел, тот поймет о чем идет речь. Лично мне в этом фильме нравится абсолютно все. И актеры, и музыка, и сюжет, и юмор. Какое хорошее наследие оставило нам СССР. А вот что оставим мы? «Самые лучшие фильмы»?

    Не думаю, что можно оценивать данный фильм. Время уже поставило ему свою оценку. Жалко, что таких фильмов больше не снимают. Нам еще многому предстоит поучиться у своих предшественников.

    27 ноября 2010 | 20:44

    Во времена Советского Союза снимались замечательные комедии, не чета нынешним, где все шутки, что называется, «ниже пояса». Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» — лучший в своём жанре. И не надо никаких пошлостей, чтобы заставить зрителя смеяться. Впрочем, иногда смех вызывают даже просто действия, без слов (вспомнить хотя бы знаменитую погоню — очень подходящая музыка, минимум фраз и максимум веселья!)

    Персонажи просто потрясающие, один Милославский чего стоит! Да и Бунша-Грозный не отстаёт. Восхитительная парочка! Сценаристы иногда вкладывают в уста персонажей реплики, которые становятся афоризмами. И я не случайно вынесла в заголовок бессмертное «Я требую продолжения банкета»: в опросе, определившем лучшие крылатые фразы отечественного кино, эти слова заняли первое место.

    Здесь же хочу отметить удивительное мастерство актёров. Таких талантливых людей сейчас, к сожалению, очень мало. Яковлев, с успехом сыгравший и общественника Буншу, и Ивана Грозного, царя, отвечающего своему прозвищу. Куравлёв, блистательно выступивший в роли обаятельного вора Милославского. И, разумеется, Демьяненко — вечный выдумщик Шурик. Да и другие актёры заслуживают отдельного поощрения. Браво!

    В общем, говорить об этом фильме можно много. Но пусть за меня лучше скажет моя оценка.

    10 из 10

    Посвящается M@fёnk’у и FuriousAngel

    6 января 2009 | 00:48

    «Иван Васильевич»- это первый советский фильм, который я посмотрела в своей жизни, мне тогда было 8 лет. Фильм действительно великолепный, отличный сюжет, работа операторов, конечно игра актеров, трудно выделить из них кого-то одного, кто отличился больше, так-как все имена известны и давно любимы.

    Юмор — на высоте. Я очень долго смеялась только от короткой реплики: «Замуровали, демоны!». Милославский-отдельная тема, только посмотрев на него уже начинаешь невольно улыбаться, а когда он еще и говорить начинает… получается такой до невыносимости обаятельный вор, вызывающий исключительно положительные эмоции.

    Этот фильм не нуждается не в каких комментариях, «Иван Васильевич»-всеми любимый фильм, знакомый с детства, с замечательными актерами и юмором, цитаты звучат и по сей день, а над шутками (которые, заметьте, не «ниже пояса») смеется и молодое поколение.

    Фильм — шедевр, жаль, что такого сейчас не снимают, очень жаль.

    Однозначно:

    10 из 10

    30 августа 2013 | 09:43

    Это самая лучшая комедия СССР и России! Ничего подобного нет, и в ближайшие лет сто не будет. Вот какие комедии надо снимать, а не «Американские пироги».

    Этот фильм можно цитировать бесконечно, а игра актёров просто потрясает. Особенно запоминаются образы Бунши и Милославского, а песня про счастье является моей самой любимой.

    28 декабря 2006 | 14:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 281 руб.
    Blu-Ray, 488 руб.
    саундтрек, 186 руб.
    саундтрек, 324 руб.
    подробнее

    Новости


    Очередной год унес жизни десятков кинематографистов. Среди них лауреаты «Оскара», народные артисты, кассовые чемпионы и любимцы критиков. Вот многие из тех, кого не стало в 2013-м: О'Тул, Гандольфини, Герман, Золотухин, Балабанов, Панин(...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    Хроника событий отечественного кинематографа: 21-22 сентября
    Наказать редактора журнала «Крокодил» за хулиганский выпад против советской кинематографии (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier41 274 861
    2.Рио 2Rio 239 327 869
    3.ОкулусOculus12 005 402
    4.День драфтаDraft Day9 783 603
    5.НойNoah7 553 607
    11.04 — 13.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Скорый «Москва-Россия»82 459 240
    2.Реальная белкаThe Nut Job68 454 368
    3.ДивергентDivergent48 362 188
    4.Первый мститель: Другая войнаCaptain America: The Winter Soldier34 532 969
    5.СаботажSabotage29 871 740
    17.04 — 20.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 545 426435 601
    Деньги384 650 042 руб.115 402 066
    Цена билета248,90 руб.3,52
    17.04 — 20.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    15.Игры разумаA Beautiful Mind8.643
    16.Криминальное чтивоPulp Fiction8.632
    17.Операция «Ы» и другие приключения Шурика8.619
    18.Властелин колец: Возвращение КороляThe Lord of the Rings: The Return of the King8.604
    19.ГладиаторGladiator8.601
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.В поисках ДориFinding Dory89.96%
    52.Великий уравнительThe Equalizer89.90%
    53.Домашнее видео: Только для взрослыхSex Tape89.82%
    54.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles89.65%
    55.НесломленныйUnbroken89.61%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Альманах жизни1
    ДивергентDivergent31
    НаркозAwake149
    Новый Человек-паукThe Amazing Spider-Man497
    Девушка с татуировкой драконаThe Girl with the Dragon Tattoo473
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Скорый «Москва-Россия»4.646
    Реальная белкаThe Nut Job5.968
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 27.477
    СаботажSabotage5.741
    Под маской жиголоFading Gigolo
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Побудь в моей шкуреUnder the Skin01.05
    ДвойникThe Double01.05
    13-й район: Кирпичные особнякиBrick Mansions08.05
    ГодзиллаGodzilla15.05
    Люди Икс: Дни минувшего будущегоX-Men: Days of Future Past22.05
    премьеры