всё о любом фильме:

Иван Васильевич меняет профессию

год
страна
слоган-
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийВладлен Бахнов, Леонид Гайдай, Михаил Булгаков
директор фильмаАркадий Ашкинази
операторВиталий Абрамов, Сергей Полуянов
композиторАлександр Зацепин
художникЕвгений Куманьков
монтажКлавдия Алеева
жанр фантастика, комедия, приключения, семейный, ... слова
зрители
СССР  60.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время88 мин. / 01:28
Инженер-изобретатель Тимофеев сконструировал машину времени, которая соединила его квартиру с далеким шестнадцатым веком — точнее, с палатами государя Ивана Грозного. Туда-то и попадают тезка царя пенсионер-общественник Иван Васильевич Бунша и квартирный вор Жорж Милославский.

На их место в двадцатом веке «переселяется» великий государь. Поломка машины приводит ко множеству неожиданных и забавных событий…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • На песню «Звенит январская вьюга» пробовалась София Ротару, но её исполнение из-за довольно низкого голоса не подошло для комедийного жанра фильма.
    • Фильм был переозвучен Гайдаем из-за нападок цензуры в нескольких эпизодах. Первый: во время царского банкета Бунша спрашивает Милославского: «А кто платить будет?» Тот отвечает (цензура): «Ну, во всяком случае не мы», в оригинале по замыслу Гайдая, «Народ, народ, батюшка». Второй: сцена допроса Ивана Грозного в милиции: «Место жительства», царь отвечает: «В палатах». По замыслу Гайдая: «Москва — Кремль».
    • То, что посол говорит на немецком языке, соответствует тексту пьесы Булгакова.
    • Царь Иоанн Васильевич Грозный в современной Москве слушает на магнитофоне песню Высоцкого «Эх, раз, ещё раз».
    • На вопрос Бунши царица отвечает «Марфа Васильевна я». Это может быть только Марфа Васильевна Собакина, пробывшая женой Ивана IV Грозного всего 15 дней. Таким образом Жорж Милославский и Иван Васильевич Бунша находились в древней Москве в один из дней между 28-м октября и 12-м ноября 1571 года. 13 ноября Марфа Собакина умерла.
    • Крымский хан действительно шалил на Изюмском шляхе в 1571 году. Да так шалил, что сжег Москву в мае 1571 года. В следующем году крымский хан был разбит в Битве при Молодях.
    • Сцену звонка Жоржа «женским голосом» к Шпаку озвучивает Наталья Кустинская; песню «Разговор о счастье» поёт Валерий Золотухин.
    • Сцены погони за «пришельцами из будущего» снимались в Ростове Великом Ярославской области.
    • Царица Марфа Васильевна в эпизоде трапезы все время смотрит в пол. Гримерам не удалось полностью заретушировать синяк, полученный ею накануне от мужа.
    • Занимает по посещаемости 17-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Иваном Васильевичем могли бы стать — Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Лебедев.
    • Милославским могли бы стать Андрей Миронов, Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков.
    • Зина (жена Шурика), заботясь об Иоанне Грозном в квартире произносит «Мало ли что могут подумать!», но по губам читается «Вас здесь могут увидеть!».
    • В один из моментов фильма, зрителю может показаться что был допущен брак озвучивания: Когда Бунша спрашивает Милославского, как он попал в квартиру Шпака, тот отвечает «Да ну вас к чёрту, что за пошлые вопросы!», при этом рот у Милославского закрыт. На самом деле, эту фразу говорит не Милославский, а Шурик, находящейся в тот момент за кадром (голоса Куравлёва и Демьяненко, действительно похожи).
    • В зарубежном прокате фильм шел под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future» — «Иван Грозный: Назад в будущее».
    • Бунша, переодетый в царя, произносит, обращаясь к шведскому послу «Гитлер капут», но по губам читается «Мир, дружба».
    • еще 13 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Милославский и Бунша убегают от стрельцов, не закрыв сундук, откуда они взяли одежду. Упавший шлем лежит на полу. Когда Милославский возвращается закрыть сундук — шлем оказывается снова на доспехе.
    • В лифте («Замуровали, демоны!») царь крестится тремя перстами. До 1653 года православные крестились двумя перстами.
    • Шведский посол говорит не на шведском, а на немецком языке.
    • В сцене допроса милиционерами Иван Васильевич на вопрос о годе рождения отвечает: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова.», хотя Иван Грозный родился 25 августа 1530 года, а летоисчисление «от Рождества Христова» было введено Пётром I только в 1700 году. До этого на Руси вели летоисчисление «от сотворения мира». Таким образом, ответ Ивана Васильевича должен был звучать как «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира».
    • Скипетр и держава, которые держит в руках Бунша (и которые изображены на иконе), как символ царской власти появились на сто лет позднее происходящих событий, в XVII веке.
    • Милиция приезжает расследовать квартирную кражу на автомобиле ГАИ.
    • Когда Бунша прячется в сундуке во время погони за ним и Милославским стрельцами, Бунша меняет положение своего тела на противоположное, не вылезая из узкого сундука.
    • еще 4 ошибки
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 4670 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Самый популярный герой советского кинематографа, Шурик, вновь вернулся на экраны в третьем сольном фильме. Режиссер Леонид Гайдай, после успеха «Операции «Ы»» и «Кавказской пленницы» решает как можно ближе познакомиться с творчеством Михаила Булгакова и перерабатывает его знаменитую пьесу 1935 года в замечательную фантастическую комедию «Иван Васильевич меняет профессию». Как и прежде, главная роль отошла к Александру Демьяненко, для которого возвращение к Шурику спустя семь лет было по крайней мере долгожданным. Также актерский ансамбль дополнили такие звезды, как Леонид Куравлев и Юрий Яковлев. Кроме того Гайдай в очередной раз поработал с хорошо ему известными актрисами — Натальей Селезневой и Натальей Крачковской, с которыми у него сложились дружеские взаимоотношения. Получив в свое распоряжение немалый по советским меркам производственный бюджет и непростое, но необходимое в те годы разрешение на съемки, знаменитый комедиограф поставил один из лучших своих фильмов, который моментально стал классикой. И пусть кое-какие детали, придуманные Гайдаем, так и не попали в итоговую версию из-за пресловутой цензуры, однако и всем известный результат стараний постановщика не может не удивлять своей простотой и, одновременно, гениальностью.

    Итак, сюжет фильма переносит нас в Москву образца 1973 года. Кварталы растут за кварталами, образуются новые дорожные развязки, а заводы словно грибы обрамляют столицу Советского Союза, символизируя неумолимое продвижение технологического прогресса в народные массы. Главный герой картины, хорошо всем нам известный Шурик (Демьяненко) больше не является студентом. Теперь он направил все силы на продвижение отечественной науки, ставя эксперименты прямо у себя дома. За годы отсутствия в поле нашего зрения Александр успел завести семью. Помните милую девушку-студентку из второй новеллы «Операции «Ы»», «Наваждение»? Именно на ней женится главный герой, образуя еще одну ячейку общества. Однако назвать данный брак счастливым никак нельзя, ведь некогда самые близкие друг другу люди постепенно отдаляются. Зина живет в мире камер и софитов, а Шурик не представляет свою жизнь без инженерных открытий. И в один не слишком прекрасный день жена уходит от него к коллеге, кино-режиссеру Якину (Михаил Пуговкик). Не в силах как следует проявить эмоции, Шурик с головой уходит в работу и все же доводит до ума свой самый амбициозный проект — машину времени! Необыкновенный агрегат поначалу лишь сносит каменные преграды, в связи с чем к герою в квартиру поникает обаятельный вор Жорж Милославский (Куравлев) и глуповатый управдом Бунша (Яковлев), а затем грань между прошлым и будущим стирается напрочь — машина времени открывает дверь в прошлое, а именно в дворец самого Ивана Грозного (роль которого также исполнил Юрий Яковлев). Из-за непредвиденной ситуации создался самый настоящий хаос в результате которого Милославский и Бунша оказываются запертыми в средних веках, а Иван Васильевич вынужден знакомиться с реалиями будущего. Но оставить ситуацию без изменений никак нельзя и Шурик вынужден делать все возможное и невозможное, дабы машина вновь открыла свои ворота. Но успеет ли он спасти ситуацию до того, как Милославский и Бунша не повлияют на отечественную историю в катастрофических масштабах?.. И смею вас заверить — конечно же успеет, ведь Леонид Гайдай никогда не оканчивает свои истории на минорной ноте. Так что приготовьтесь к самому настоящему калейдоскопу из шуток, уморительных ситуаций и замечательных песен, сделавших из «Ивана Васильевича» легенду на все времена!

    Спору нет, сценарий, созданный Гайдаем по мотивам произведения Булгакова просто-таки пестрит остроумием и великолепными находками, обыгрывающими приключения людей в несвойственной для них эпохи. Но нельзя не отметить, что актерские работы являются не меньшим успехом постановки. Удивительно, но Александр Демьяненко в данном фильме уходит на второй план, выпуская вперед гениальный дуэт Леонида Куравлева и Юрия Яковлева. Первый воплотил отъявленного мерзавца с повадками европейского джентльмена. Жорж Милославский в исполнении Куравлева предстает, как самый обыкновенный вор-домушник, однако его стиль, остроумие и непреодолимая жажда наживы лишь украшает общее настроение повествования. И пусть в конце концов будущее героя туманно и мы можем только загадывать — настигнет его наказание или нет, мы с легким сердцем можем простить Гайдаю отход от канонов, в которых подлецы и негодяи просто обязаны быть наказаны. А если даже партийные чиновники разрешили постановщику подобную «аморальную» вольность, то и мы тем более не будем снобами и даже восхитимся смелостью Гайдая, постоянно воюющего за свободу творчества. Что же касается феерического Юрия Яковлева, то лично я считаю его главным достоинством комедии. Актеру пришлось сыграть сразу две совершенно непохожие роли. Первая — это образ грозного царя Ивана Грозного, который не привык слушать других, но волею случая вынужден зависеть от скромного советского инженера. Ну и вторая роль является сугубо юмористической. Недалекий управдом Бунша, подстрекаемый Милославским примеряет на себя царские одежды и временно выдают себя за того же Ивана Васильевича. Конечно же комедии ситуаций в подобном повествовании избежать не удастся. Леонид Гайдай мастерски оперирует обновленной историей Булгакова и создает действие, от которого просто невозможно оторваться. И при этом зрительская улыбка не сходит с лица прямо до конца просмотра.

    Технические инновации также всегда являлись неотъемлемой частью творчества режиссера. И «Иван Васильевич» не становится исключением. Картина открывается довольно оригинально. А именно в черно белых тонах, символизирующих обыденную жизнь, в которой так не хватает чуда… И оно приходит, но во сне, который и является основным сюжетом, разукрашенным во все цвета радуги. То есть все события, объединяющие Ивана Грозного, Буншу и прочих исторических и вымышленных личностей являются всего-навсего выдумкой подсознания главного героя. Леонид Гайдая таким нехитрым методом создал яркий и красочный фантастический фильм, в котором однако нет ничего сверхъестественного. Однако когда мы с вами с головой уходим в приключения полюбившихся персонажей, то напрочь забываем про вступление и где-то даже начинаем верить, что подобная история действительно имела место быть. Несмотря даже на то, что нам представили комедию, имеющую в своем составе немалую долю фарса и щепотку абсурда. И подобное говорит лишь об одном — Леонид Гайдай был гением. И подобных творческих гением ныне днем с огнем не сыскать.

    В итоге хочу сказать, что «Иван Васильевич меняет профессию», это фильм вне времени. Сколько бы десятилетий не прошло с момента премьеры, приключения Александра Демьяненко, Юрия Яковлева и Леонида Куравлева всегда будут вызывать лишь положительные эмоции и чувство яркого праздника для души. Мой вам совет — иногда стоит отвлечься от новомодных блокбастеров и примитивных голливудских, да и отечественных комедий тоже, и насладится действительно великим кино, клинически неспособным устареть. Приятного вам просмотра!

    10 из 10

    16 октября 2014 | 13:08

    Лидер советского кинопроката далекого 1973 года «Иван Васильевич меняет профессию» — это фильм, который навсегда останется в золотом фонде российского кинематографа. Кинокартина снята по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич», пожалуй, лучшим режиссером того времени Леонидом Гайдаем, который ранее снял «Операцию «Ы»», «Кавказскую пленницу» и «Бриллиантовую руку».

    Хочу отметить блестящий актерский состав: царь Иван Грозный и ответственный управдом Бунша (Яковлев), вор-домушник Жорж Милославский (Куравлев), всем известный по другим картинам Гайдая Шурик в исполнении Демьяненко, подобострастный дьяк Феофан (Крамаров), красавица-жена Шурика и по совместительству киноактриса Зинаида Михайловна (Селезнева), не менее ответственная, чем муж, жена Бунши (Крачковская), врач, который «нажил непосильным трудом три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных» (Этуш). Таких талантливых людей не встретишь сейчас в наших современных актерских кругах.

    Фразы из этого замечательного кинофильма стали крылатыми, из серии «Вот смотрит! Вы на мне дыру протрете.», «Замуровали! Замуровали демоны!», «Здравствуйте, царь, очень приятно. Царь, очень приятно. Царь, очень приятно. Здравствуйте, царь…» и т. д.

    Фильмы Гайдая, пронизаны беззаботным юмором, духом и атмосферой того времени. Они смотрятся на одном дыхании, улыбка не сходит с лица с начала фильма до самых финальных титров.

    Итог: однозначно, 10 из 10

    Такие фильмы вечны и их будут смотреть наши дети, внуки и правнуки. Браво!

    22 августа 2010 | 03:48

    Можно любить и не любить актёра Александра Демьяненко, можно не испытывать особо пиетета ко всему творчеству Леонида Гайдая, но не знать кино «Иван Васильевич меняет профессию» нельзя. Поймал себя на мысли, что если разбирать кино по кусочкам, то ведь это не просто беготня, не просто желание живьём взять демонов, это целая большая история с интересной классной идеей о машине времени, о том, чтобы хоть на чуток заглянуть в далёкое прошлое. Идея шикарная и не менее гениальное её воплощение. В картине Гайдая какого персонажа ни возьми, будет такая роскошная колоритная личность, что даже и не знаешь, кто из них главный, кто из них лучший. Это, как раз тот редкий случай, когда в оркестре собраны бриллианты не требующие огранки, настоящие мастера и кудесники своего дела. Бразильцы могут проиграть домашний Чемпионат Мира, а герои этого фильма проиграть не могут. Почему ? Потому, что они танцуют, они фонтанируют мыслями и действиями, они не движутся хаотично, разрозненно, каждый сам по себе и для себя, они делают одно общее большое дело — дарят людям праздник и люди им верят, и принимают это действо всей своей русской душой!

    Машина времени героем Александра Демьяненко создана. Теперича надо её запустить. Процесс не столько не лёгкий, сколь опасный. И вот мы уже видим первые результаты этой работы. Но пока рано говорит в целом о том, что нас ожидает. Пока можно к примеру поговорить о Жорже Милославском, который любит зариться на чужое. Полез он в квартиру Анто Семёныча Шпака (Владимир Этуш) и здорово поживился. Помните фразу героя Леонида Куравлёва: «О, это я неплохо попал». И ведь голос чертяка подберёт такой женский ! А чего не сделаешь ради того, чтобы добыть себе барахлишко. В тон ему и сам Антон Семёныч Шпак. Богатый советский гражданин. Как больно и тяжело переживают он утрату дорогих вещей. Настолько больно, что они, эти самые вещи, у него двоятся и троятся (два портсигара, два импортных магнитофона, три). Это не просто юмор, это едкая сатира на мещанство и как же она великолепна по своей форме!

    И вот уже другой кадр. Знакомьтесь, Иван Васильевич Бунша. Жилец того многоквартирного дома, в котором живёт создатель машины. Страшный поборник всего нового и жуткий консерватор. С такими людьми нередко происходят в жизни именно такие вещи, как переход, подобно тимофеевской машины времени. Для чего ? Для осознания, что и они не святые, могут ошибаться. Для того, чтобы прежде чем, что-либо заклеймить они основательно подумали, а стоит ли это делать. Вот и попал Иван Васильевич Бунша в 16 век. Да ещё, как попал. Приняли его аккурат за царя Ивана Грозного. Но, как прознали, что не царь вовсе, так и устроили не царскую охоту за демонами.

    А какая музыка в фильме ? Чудо! Песня, спетая в этом кино про счастье, про ту самую пресловутую дверь в сказку! Разве она не заряжает позитивом ? Ещё как заряжает! В общем, что я вам рассказываю, вы всё и без меня прекрасно знаете и помните. И ни одного отрицательного отзыва! Фантастика или мистика ? А может быть просто настоящая всенародная любовь ? Как вы думаете ?

    10 из 10

    21 сентября 2014 | 23:02

    Почему мы разучились снимать такие фильмы? Такие безоблачные, такие замечательно смешные. Два имени было у советской комедии — Гайдай и Рязанов. Рязанов (во всяком случае, Рязанов семидесятых) — ироничный, уставший, въедливый и сложный. В детстве он кажется унылым и скучным. Гайдай же с восторгом принимается и детьми, и взрослыми — добрые, веселые, бесшабашные фильмы.

    Цитаты, весь фильм наизусть всей страной — по цитатам и по целым отрывкам. У каждого в семье наверняка найдется любимая присказка из этого фильма. Даже те, кому фильм уже надоел, кто говорит: ох, Иван Васильевич, его уже заиграли, я не могу его смотреть, — те тоже, забываясь, цитируют его.

    «Собака с милицией обещала прийти», «Оставь меня, старушка, я в печали», «А что, вас уже выпустили из сумасшедшего дома?»…

    А еще ведь там играет Яковлев. Каким разным он может быть! Трусливый и изворотливый управдом Бунша и диковатый властный царь Иван IV. Когда на них смотришь, то не думаешь, что это Яковлев, их по одному жесту отличить можно, по одному слову. Вот — Бунша, а вот — царь.

    В последнее время даже в самых простеньких фильмах и книгах модно искать Глубокую Философскую Мысль. Или не менее Глубокий Психологизм. Самое смешное — находят ведь. Находят там, куда их не клали авторы… «Иван Васильевич» выше этого, в нем не хочется искать эту ерунду.

    То есть что нам за дело до комплексов Шурика, которому во сне его милая жена представляется глупой щучкой, для которой пропажа перчаток и измена мужу — вещи примерно равнозначные. Или до проблем путешествия во времени. Нам просто нравится этот фильм.

    Его разве что слишком часто крутят по телевизору…

    9 из 10

    1 февраля 2009 | 18:51

    У Гайдая есть три выдающихся фильма — это «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич». Из этих трех мне ближе всего последний (это уже дело вкуса), хотя «Пленница» из них самый колоритный, а «Рука», наверное, самый значительный для российской телевизионной поп-культуры, потому что, как мне кажется, в том виде, в каком она сейчас существует, она была порождена именно этим фильмом. В фильмах Гайдая несколько плюсов, и не самый последний из них тот, что режиссер откровенно заимствовал клише западного кинематографа, но творчески перерабатывал их так, что они становились его собственными открытиями. Их очень долго перечислять, да и не нужно, скажу только, что актеры играют превосходно, весь фильм бесконечно остроумный и ни разу не скучный, а начало, где Шурик пугается своей собственной руки, вообще такое одно. Пьесу Булгакова сценаристы, конечно, переделали, но какая разница. В «Иване Васильевиче» стиль Гайдая окончательно сложился и стал настолько профессионально безупречным, что кажется, будто режиссер вообще ничего не делал, а актеры просто импровизировали в свое удовольствие. Короче, слава этого фильма заслужена, и пусть ее попробуют затмить современные режиссеры, поставив что-нибудь такого же уровня. Если бы они это сумели, честно скажу, я был бы счастлив за российский кинематограф.

    11 ноября 2010 | 09:26

    Сколько раз не пересматривал эту советскую кинокомедию, всегда остаётся ощущения чего то волшебного, необычного, великолепного. Говорят что всё гениальное просто, и на примере данной картины, я в этом который раз убеждаюсь.

    Крайне радует что в этом фильме, как и во всех прочих советских комедиях, отсутствует пошлость, как таковая. Всё очень культурно и прилично, но вместе с тем крайне забавно и смешно. В основном это заслуга великолепных актёров, в частности знаменитого на весь союз «Шурика», который по гениальности актёрской игры мог сравниться лишь со знаменитой тройкой ("Трус», «Балбес» и «Бывалый»). Но и забавные ситуации, на которых по сюжету и построен фильм, вызывают искренний смех и радость.

    Многие фразы из этой комедии стали «крылатыми», и вышли, что называется в народ. И отсутствие хороших спецэффектов с лихвой компенсируется отличной актёрской игрой и типично русскими традициями, показанными в картине в полной красе.

    Особенно радует музыкальное сопровождение картины. Нельзя не заметить большого количества русских народных мелодий и песен, так любимых тогда советскими гражданами, и так приятных слуху.

    В общем начиная с сюжета, и заканчивая актёрской игрой в этой кинокомедии всё идеально. Да, конечно присутствуют некоторые исторические неточности, спецэффекты оставляют желать лучшего, но заместо этого картина пропитана русским духом, и берёт именно этим. Отличный фильм для всей семьи, пересматривать который можно бесчисленное количество раз, и каждый раз вы будете смеяться и радоваться за героев как и в первый просмотр.

    9 из 10

    25 декабря 2011 | 21:11

    «Иван Васильевич меняет профессию» — искрометная, веселая, радостная, позитивная, любимая, лучшая… эпитетов и определений, положительного оттенка, которым может соответствовать эта комедия «не счесть и вовек». Фильм, который недаром уже более тридцати лет, с момента выхода, держит марку. Не стареет и не угасает под гнетом времени, а словно путешествуя по нему, как и Иван Васильевич — «в одну ногу» — лишь подтверждает тезис «классика — не стареет».

    »… Танцуют — Все!. .. «

    Однако, как же охарактеризовать этот с виду незамысловатый и простой, с точки зрения постановки, но одновременно, не угасающий в сердцах миллионов людей по всему миру, и обреченный на просмотр с любого места фильм? Сказать же хочеться и подчеркнуть в нем очень многое, но самое верное и точное определение будет лишь следующее: «Все гениальное — просто». Нельзя не согласиться, что эти слова сидят на картине, как «влитые».

    »… Кушайте, кушайте, Маргарита Васильна, все оплачено!. .. «

    Леонид Гайдай — один из самых лучших режиссеров своего времени. Он, поставивший на экраны и все действие «Ивана Васильевича…», сумевший выдержать планку юмора и сатиры, фантасмагории и реальности, помноженные на постоянную смену веков между собой и лет, в которых развиваются все события, настолько пропорционально и понятно, добавив всему этому динамику и массу реплик, разошедшихся со временем на цитаты, которые не дают отойти от экрана или тем более заскучать — совершил невероятное, создал шедевр.

    »… И тебя вылечат… «

    Задающий настроение и тонус после просмотра, заряжающий энергией и позитивным настроем — этот фильм, по праву, может считаться лентой-антидепрессантом. Ни раз на собственном примере и примере окружающих меня зрителей в этом убеждался. Заряд бодрости на день или заряд бодрости вообще в мегаполисе или просто «в четырех стенах» дома — невероятное сокровище для любого человека вообще, а выплсекивающееся еще и под сопровождение песни «Вдруг, как в сказке» — просто подарок. Не упустите!

    »… 3 магнитафона, 3 портсигара, куртка замшевая — и всё это нажитое честным и непосильным трудом, всё погибло. .. «

    Актеры, одни из лучших, если не лучшие, в своем поколении: Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Владимир Этуш, Наталья Селезнева, Савелий Крамаров, Михаил Пуговкин, Наталья Крачковская… профессионалы «до мозга костей», создающие на экране запоминающиеся и веселые, проработанные и яркие образы, которые сменяются на протяжении хронометража один за другим, но своим обаянием и игрой, не уступающие друг другу ни в чем, а позволяющие ни без интереса и ни без смеха следить за их мимикой, жестами, акцентами, фразами — завораживают и делают всему фильму «честь».

    »… Храните деньги в Сберегательной кассе. .. «

    Приключения, созданные на экране создателями, не обошлись и без доли сатиры над «совковым» временем. Шутки и приколы, начиная с фразы»… Вы своим и разводами — резко снижаете наши показатели…» и, заканчивая»… Я на вас жалобу подам! Коллективную…" просто уморительны и своим присутствием, создающие своеобразную «машину времени» в прошлое, для нас — жителей современного общества, они бесценны и незаменимы. Порой даже является ощущение, что мы снова возвращаемся в эпоху СССР !

    »… Царь, приятно познакомиться, царь!. .. «

    А что же можно сказать про сами диалоги в картине, разошедшие уже много лет как на цитатники и «крылатые» фразы, без которых порой и живется-то скучно? Их здесь просто тонная масса и одна веселее и задорнее другой. Все, вкупе создающие и дополняющие уже и без того культовый образ «Ивана Васильевича» могут с легкостью применяться, как в быту, так и в обществе. Ими, порой, можно заменить целый диалог и разбавить, как ни странно, напряженность между людьми. Неоднократно замечал этот чудотворный фокус и его позитивное действие.

    »… То обворовывают, то обзывают, и они еще борятся за звание дома высокой культуры быта! Это же кошмар, кошмар!. .. «

    Хочется отдельное слово сказать и о воплощении всей картины на экран, технически все выполненное просто «не по годам» замечательно. Ведь передана в достоверности как эпоха современная, так и эпоха древняя, костюмы и декорации, использованные в фильме, вызывают огромное уважение к создателям, невероятное перевоплощение Яковлева из Буншы в Царя и обратно, просто безупречно, а уж «машина времени» на которую «без слез не взглянешь» вообще чудесное довершение всей атрибутики ленты.

    »… Эй, человек !! Человек!!! Почки один раз царице!. .. «

    Не думаю, что есть смысл дальше продолжать петь дифирамбы и без того уже под гнетом времени, состоятельной, известной и всеми любимой картине, а просто, пожалуй, всегда буду помнить и Я, и Вы, как хорошо становится на душе после того, как уже в сотый или тысячный раз подходит к концу «Иван Васильевич». Наверное всем в этот момент хочется встать с кресла или дивана и громко сказать, проронив искренний крик души, — «Ляпота! »

    8 февраля 2008 | 17:34

    Всё-таки советское кино — великое кино, и с этим спорить мало того, что бесполезно, но и нельзя. Ведь его любят, уважают, ценят, в конце-концов, с него берут пример. Конечно, в нынешнее время российский кинематограф мало выпускает по-настоящему хороших фильмов, что очень огорчает, но мы можем, безусловно, надо просто не смотреть на Голливуд и снимать своё, душевное, русское кино. Советские картины не от чего не зависили, каждая не загораживала другую, каждая являлась уникальным достоянием русской культуры, которым нестыдно хвалиться перед иностранными кинематографистами, в частности перед американскими. Но в первую очередь русские фильмы снимались именно для нас, для россиян, для зрителей-патриотов, для народа, в конце концов.

    «Иван Васильевич меняет профессию» — одна из тех картин, которой хочется гордиться. Ведь фильм Леонида Гайдая собирает в себе все главные черты советского кинематографа, которые делают его неповторимым и непостижимым. Этот фильм так любят, что тоже по традиции показывают в канун Нового Года, как и «Иронию судьбы». И несмотря на то, что «Иван Васильевич» не относится к новогоднему празднику вообще, картина настраивает зрителей на позитив, заражает весельем, искрой, феерией.

    Фильм оригинален своим безупречным сюжетом, полным непредсказуемых и очень смешных ситуаций. Не обошлось, естественно, без фантастики, иначе название не оправдало бы себя. Главный герой создаёт машину времени (а это не супер-автомобиль и не кабинка, это обычное оборудование со всякими рычагами и колбами с химией), с помощью которой открывает портал в прошлое, во времена великого царя Ивана Грозного. Так и начинаются забавные, неповторимые и полные иронии приключения, в которых всё переворачивается с ног на голову. Создатели провели в сценарии необычную линию колоритных персонажей, которые удивительно похожи на исторических лиц XVI века, и на этом сделали очень сильный акцент. Естественно, в фильме можно встретить очень много культовых цитат, которые произносить — одно удовольствие.

    «И тебя вылечат, и тебя вылечат… И меня вылечат!» ©

    Если же говорить о всяких спецэффектах, то, конечно, они здесь очень старомодные, но в этом ни в коем случае не стоит ругать картину, потому что фильм снят достаточно давно.

    К Александру Демьяненко образ Шурика сильно прилип, но образ юного изобретателя ему тоже идёт. Актёр забавен во многих комедиях, и данная картина не исключение. Здесь он играет забавного, достаточно скромного, но сообразительного и интересного героя. Но согласитесь, главное, на что приятно смотреть, это на безупречного Юрия Яковлева, который исполняет сразу два образа. И каждый из них оказывается совсем необычным и богатым своим характером. Актёр буквально вживается в свои харизматичные роли, он выявляет из них самые яркие черты, и это восхищает, радует, смешит. Бесспорно, Яковлев отлично сыграл Ивана IV, очень искренне и феерично.

    10 из 10

    Подобные картины народ не просто любит, но и ценит, почитает. «Иван Васильевич меняет профессию» является бессмертной классикой советского кинематографа, которая до сих пор веселит, внушает энергию и наивную доброту. Одна из лучших комедий среди не только отечественных, но и всемирных.

    1 января 2011 | 16:00

    Многие фильмы советского времени, благодаря непомерной любви к ним моей матери, стали для меня неотъемлемой частью неповторимой поры взросления. Могу с лёгкостью назвать более десятка картин, с которых, несмотря на бессчётное количество пересмотров, наш телевизор никогда не переключался на другой канал. «Иван Васильевич меняет профессию» как раз и является одной из таких лент, известных мне с раннего детства.

    Сейчас я и сама отчётливо вижу, что всегда приятно возвращаться к тому, что неизменно, из раза в раз даёт тебе минуты радости и восторга, и ничуть не жалко дарить этому кусочек своего сердца. Уверена, многие поклонники кино испытывают то же самое.

    С «Иваном Васильевичем» пера Михаила Булгакова я познакомилась уже в сознательном возрасте, когда без запинки могла не только сыпать репликами и цитатами, ставшими знаменитыми и ушедшими в народ после гайдаевской экранизации, но и воспроизвести её саму сцену за сценой. Чтение оказалось не менее увлекательным, и сдержать смех, даже при встрече с очень знакомыми фразами, не представлялось возможным.

    Но главное, меня поразило: как грамотно и бережно режиссёром Леонидом Гайдаем — кудесником-комедиографом с прекрасным чувством юмора — перенесено на экран всё лучшее в пьесе. Ещё больший восторг вызвал подбор актёров.

    Выбранный состав можно поистине назвать командой мечты. Юрий Яковлев — вылитый как Бунша, так и Грозный, Александр Демьяненко — настоящий Тимофеев, Леонид Куравлёв — рождён для роли Милославского, Наталья Крачковская — без сомнения, Ульяна Андреевна, Наталья Селезнёва — Зинаида Михайловна, Нина Маслова — царица, Савелий Крамаров — дьяк, Сергей Филиппов — посол, Владимир Этуш — Шпак, Михаил Пуговкин — Якин. Каждый на своём месте, играет с полной отдачей, даже не играет, а живёт, независимо от того, как долго суждено присутствовать в кадре. Демонстрация такого мастерства просто не может оставить равнодушной.

    О Юрии Яковлеве хотелось бы упомянуть отдельно. Это исключительный артист, который заставляет зрителя забыть, что перед ним актёр, умеющий делать чужую историю своей. Надо ли и говорить, что второго такого не будет. Производящий в жизни впечатление благородного, мягкого и спокойного человека, в кино он может быть любым, потому что это его стихия. Даже не верится, что когда-то Яковлева не приняли во всесоюзный государственный институт кинематографии по причине «некиногеничности». К счастью, актёр не оставил намеченную стезю, ведь кому, как ни ему, можно было доверить исполнение роли двух совершенно разных по типажу персонажей. Естественно, он легко справился и передал полярные характеры, не оставив в своих героях ничего общего, помимо внешнего сходства. И если пренебречь всё-таки просьбой Ивана Васильевича и «коснуться лица», то можно увидеть, как разительны перемены, которые на этом лице совершаются.

    Сюжет легендарной комедии, наверное, знаком каждому. Увлечённый изобретатель Александр Сергеевич Тимофеев, чтобы пронизать пространство, конструирует машину времени. Во время её запуска рядом с ним оказывается занудный Иван Васильевич Бунша, пришедший разобраться, по какой причине во вверенном ему доме вновь выбило все пробки. Испытание машины начинается с малого — проникновения в квартиру зажиточного соседа Антона Семёновича Шпака. В результате у эксперимента появляется ещё один наблюдатель — смекалистый Жорж Милославский. В следующий момент решено увидеть древнюю Москву, попасть прямиком во времена правления Ивана Васильевича Грозного. Из-за этого-то и начинается весь сыр-бор: бывший управдом становится царём, обаятельный вор — обворожительным князем, а настоящий правитель всея Руси попадает в квартиру инженера, где, ожидая возвращения домой, наблюдает современный город. Приключения только начинаются…

    Техническая сторона ленты доведена до совершенства. Для своего времени Гайдай делал вещи просто фантастические: размывал картинки, совмещал в одном кадре двух персонажей, сыгранным одним актёром, и так далее.

    С художественной точки зрения придраться тоже не к чему. Роскошные наряды и ослепительные украшения XVI века, эффектные современные костюмы, богатые декорации, продуманные интерьеры — всё вышло очень зрелищно.

    И, конечно, неотделимой от постановки стала подобранная музыка: талантливые мелодии композитора Александра Зацепина на слова душевного поэта-песенника Леонида Дербенёва и голос выдающегося Владимира Высоцкого как дань современности — это цепляет. Достаточно посмотреть на их «послужной список», чтобы понять, что такие дарования не должны быть забыты.

    «Иван Васильевич меняет профессию» — блестящая работа профессионалов, без толики дилетантства; классика, прошедшая испытание временем и ставшая предметом обожания не одного поколения. Одним словом, шедевр.

    10 из 10

    23 сентября 2014 | 23:31

    Люблю советские комедии. Потому что это наше, родное, близкое. Вряд ли иностранец может понять наш юмор. Да и не надо.

    Превосходные актеры, знакомые с детства. Каждый просмотр — радость. До боли знакомые лица становятся с годами только ближе.

    Мы уже не смыслим праздника без этого фильма. А надо ли? Конечно нет. Тем более, что фильм так любим, так дорог.

    И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат… и меня вылечат.

    10 из 10 Безусловно.

    7 марта 2010 | 04:01

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 281 руб.
    Blu-Ray, 499 руб.
    саундтрек, 186 руб.
    саундтрек, 324 руб.
    аудиокнига, 203 руб.
    подробнее

    Новости


    Очередной год унес жизни десятков кинематографистов. Среди них лауреаты «Оскара», народные артисты, кассовые чемпионы и любимцы критиков. Вот многие из тех, кого не стало в 2013-м: О'Тул, Гандольфини, Герман, Золотухин, Балабанов, Панин(...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    Хроника событий отечественного кинематографа: 21-22 сентября
    Наказать редактора журнала «Крокодил» за хулиганский выпад против советской кинематографии (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    165.Назад в будущее 3Back to the Future Part III8.167
    166.Тэмпл ГрандинTemple Grandin8.166
    167.Планета Ка-ПэксK-PAX8.161
    168.Тот самый Мюнхгаузен8.160
    169.Золотой теленок8.159
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service92.98%
    27.Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron92.93%
    28.Охотник на лисFoxcatcher92.84%
    29.Восхождение ЮпитерJupiter Ascending92.75%
    30.ЭверестEverest92.71%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Домашнее видеоSex Tape18
    Кик-АссияKickassia3
    БольшойBig44
    Легкие деньгиGood People3
    Магия лунного светаMagic in the Moonlight23
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ДракулаDracula Untold6.632
    СудьяThe Judge8.228
    Выпускной4.685
    ИсчезнувшаяGone Girl8.510
    Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day6.520
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры