всё о любом фильме:

Иван Васильевич меняет профессию

год
страна
слоган-
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийВладлен Бахнов, Леонид Гайдай, Михаил Булгаков
директор фильмаАркадий Ашкинази
операторВиталий Абрамов, Сергей Полуянов
композиторАлександр Зацепин
художникЕвгений Куманьков
монтажКлавдия Алеева
жанр фантастика, комедия, приключения, ... слова
зрители
СССР  60.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время88 мин. / 01:28
Инженер-изобретатель Тимофеев сконструировал машину времени, которая соединила его квартиру с далеким шестнадцатым веком — точнее, с палатами государя Ивана Грозного. Туда-то и попадают тезка царя пенсионер-общественник Иван Васильевич Бунша и квартирный вор Жорж Милославский.

На их место в двадцатом веке «переселяется» великий государь. Поломка машины приводит ко множеству неожиданных и забавных событий…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.50 (10 295)

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Царица Марфа Васильевна в эпизоде трапезы все время смотрит в пол. Гримерам не удалось полностью заретушировать синяк, полученный ею накануне от мужа.
    • Сцену звонка Жоржа «женским голосом» к Шпаку озвучивает Наталья Кустинская; песню «Разговор о счастье» поёт Валерий Золотухин.
    • То, что посол говорит на немецком языке, соответствует тексту пьесы Булгакова.
    • Царь Иоанн Васильевич Грозный в современной Москве слушает на магнитофоне песню Высоцкого «Эх, раз, ещё раз».
    • На вопрос Бунши царица отвечает «Марфа Васильевна я». Это может быть только Марфа Васильевна Собакина, пробывшая женой Ивана IV Грозного всего 15 дней. Таким образом Жорж Милославский и Иван Васильевич Бунша находились в древней Москве в один из дней между 28-м октября и 12-м ноября 1571 года. 13 ноября Марфа Собакина умерла.
    • Крымский хан действительно шалил на Изюмском шляхе в 1571 году. Да так шалил, что сжег Москву в мае 1571 года. В следующем году крымский хан был разбит в Битве при Молодях.
    • Фильм был переозвучен Гайдаем из-за нападок цензуры в нескольких эпизодах. Первый: во время царского банкета Бунша спрашивает Милославского: «А кто платить будет?» Тот отвечает (цензура): «Ну, во всяком случае не мы», в оригинале по замыслу Гайдая, «Народ, народ, батюшка». Второй: сцена допроса Ивана Грозного в милиции: «Место жительства», царь отвечает: «В палатах». По замыслу Гайдая: «Москва — Кремль».
    • Сцены погони за «пришельцами из будущего» снимались в Ростове Великом Ярославской области.
    • Занимает по посещаемости 17-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Иваном Васильевичем могли бы стать — Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Лебедев.
    • Милославским могли бы стать Андрей Миронов, Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков.
    • На песню «Звенит январская вьюга» пробовалась София Ротару, но её исполнение из-за довольно низкого голоса не подошло для комедийного жанра фильма.
    • Зина (жена Шурика), заботясь об Иоанне Грозном в квартире произносит «Мало ли что могут подумать!», но по губам читается «Вас здесь могут увидеть!».
    • В один из моментов фильма, зрителю может показаться что был допущен брак озвучивания: Когда Бунша спрашивает Милославского, как он попал в квартиру Шпака, тот отвечает «Да ну вас к чёрту, что за пошлые вопросы!», при этом рот у Милославского закрыт. На самом деле, эту фразу говорит не Милославский, а Шурик, находящейся в тот момент за кадром (голоса Куравлёва и Демьяненко, действительно похожи).
    • В зарубежном прокате фильм шел под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future» — «Иван Грозный: Назад в будущее».
    • Бунша, переодетый в царя, произносит, обращаясь к шведскому послу «Гитлер капут», но по губам читается «Мир, дружба».
    • еще 13 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Милославский и Бунша убегают от стрельцов, не закрыв сундук, откуда они взяли одежду. Упавший шлем лежит на полу. Когда Милославский возвращается закрыть сундук — шлем оказывается снова на доспехе.
    • В лифте («Замуровали, демоны!») царь крестится тремя перстами. До 1653 года православные крестились двумя перстами.
    • Шведский посол говорит не на шведском, а на немецком языке.
    • В сцене допроса милиционерами Иван Васильевич на вопрос о годе рождения отвечает: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова.», хотя Иван Грозный родился 25 августа 1530 года, а летоисчисление «от Рождества Христова» было введено Пётром I только в 1700 году. До этого на Руси вели летоисчисление «от сотворения мира». Таким образом, ответ Ивана Васильевича должен был звучать как «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира».
    • Скипетр и держава, которые держит в руках Бунша (и которые изображены на иконе), как символ царской власти появились на сто лет позднее происходящих событий, в XVII веке.
    • Милиция приезжает расследовать квартирную кражу на автомобиле ГАИ.
    • Когда Бунша прячется в сундуке во время погони за ним и Милославским стрельцами, Бунша меняет положение своего тела на противоположное, не вылезая из узкого сундука.
    • еще 4 ошибки
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5422 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Забава, а не фильм! (в наилучшем понимании этого слова!).

    - Танцуют все!

    Бессмертные творения Гайдая — величие классики кинематографа! И не только нашего отечественного, но и мирового. Со времён, когда я уже находился на этом сайте, «Иван Васильевич» поднялся в рейтинге на одну ступеньку, и уже занимает 10-е место! Это, безусловно, не может не радовать всех патриотично настроенных граждан. Факт, что кино, снятое в стране, преемницей которой стала Российская Федерация, прогрессирует по зрительским симпатиям в свете бесконечных голливудских ярко-красочных и громогласных картин, добавляет оптимизма!

    Сейчас уже стало обыденным задавать надоедливые вопросы, вроде: «Почему сейчас так не снимают?», — да потому что раньше делали с любовью, заботясь о том, чтобы кино понравилось. Сейчас же все заботятся о сиюминутной прибыли, а там хоть трава не расти.

    - Красота-то какая! Лепота!

    Не стану перечислять описанные несоответствия и коллизии данной киноленты. Это можно увидеть как здесь, так и в Википедии (информация тождественна, но на «Вики» — чуть более полная). Скажу лишь, что при последнем просмотре я обратил внимание втна что: Наталья Селезнёва в кадре даёт основание считать её героиню, проделавшую путь из «Операции Ы. Наваждение». Нюанс. Там звали её Лида. Здесь — Зина. Но и на этот вопрос можно получить ответ. Причём достаточно быстро и в полной мере.

    - А вы к Шпаку с магнитофоном пришли?
    - Тьфу на вас!


    Есть ли ещё кто-то, кто не видел этот фильм? На территории России и стран бывших советских республик (стран СНГ) таковые, наверное, лишь ещё несознательные дети.

    Актёры — всё профессиональные артисты. Поэтому выделять никого не буду принципиально. Сюжет — до весёлости забавный тоже комментировать смысла нет.

    Музыка и песни. «Разговор со счастьем», пожалуй, гвоздь этого фильма. Но кто отменял заслуги песни «Звенит январская вьюга». А «Маруся» — вообще высыпает мурашки по всему моему телу. (Особенно когда начинает звучать припев, такое ощущенье, что поёт конь!). Кроме того, мы вместе с Иваном Грозным смеем слышать песню Высоцкого «Эх раз, да ещё раз».

    Плюс ко всему можно улыбнуться и с таких моментов как Иван Грозный рассматривает в квартире у Шурика картину, где он же убивает собственного сына.

    - Так што пэрэдат мой корол?

    Ещё напоследок скажу, что задавался вопросом: «Как снимали Москву времён Ивана Грозного?», — оказывается эти архитектурные сооружения в городе Ростове Ярославской области!

    Кроме того, что весь фильм мы уж разобрали на крылатые фразы и пользуемся ими едва ли не каждодневно, здесь можно восторгаться и движениями персонажей: шведски посол, раскланивающийся перед Буншей; Феофан, то и дело падающий в поисках медальона посла («Посол орден с груди потерял!»), «демон», запутавшийся в верёвках от колоколов…

    Мда, таки не хватит несколько аккаунтов, чтобы под разными углами рассмотреть эту картину… А все впечатления исписать здесь… Они просто не будут прочитаны (а то и хуже: рецензию завернут из-за БОЛЬШОГО объёма)…

    Я закругляюсь. Это, конечно, далеко не всё, что хотел бы указать. Но здесь уже нужно входить в сообщества поклонников этого фильма в какой-либо из соц. сетей.

    10 из 10

    (не могу ниже)

    - Царь, Очень приятно. Очень приятно. Царь.

    3 января 2013 | 21:15

    «Иван Васильевич меняет профессию» — фильм навека. Он является одним из ярких представителей того времени, когда талантливые советские режиссеры, в данном случае Леонид Гайдай, создавали шедевры советского кинематографа. Фильмы, которые сейчас мы с удовольствием пересматриваем; фильмы, фразы из которых разобрали на цитаты; фильмы, которые сейчас, к большому сожалению, не снимают в России. Фильмы, подобные Ивану Васильевичу, будут смотреть вечно, потому что они добрые, интересные, смешные, глубокие по содержанию с прекрасными актерами.

    Мы вновь встречаем Шурика в исполнении Александра Демьяненко, который создал машину времени. Она направляет нас во времена Ивана Грозного. Мы встречаем самого Царя всея Руси. Помимо царя Юрий Яковлев играет Ивана Васильевича Бунша, которому по нелепым обстоятельствам приходится поменяться с Иваном Грозным местами. Не могу не сказать про яркого, неподражаемого Леонида Куравлева, сыгравшего Жоржа Милославского, чьи выражения знает наизусть каждый человек:

    - «А фамилия ваша как?»
    - «Я артист больших и малых академических театров. А фамилия моя… фамилия моя слишком известна, чтобы я ее называл.»


    Мы также встречаем таких замечательных актеров как Наталья Крачковская, Савелий Крамаров, Наталья Селезнева, Владимир Этуш, Михаил Пуговкин и МНОГИХ ДРУГИХ! Великолепная музыка, интересный сюжет, смешные сцены — в фильме есть все, чтобы считать его шедевром советского кино, от чего его хочется пересматривать снова и снова. Такие фильмы не умирают, они живут вечно! Мы всегда будем с удовольствием смотреть и смеяться вместе с героями Ивана Васильевича как в первый раз.

    -»… понимаете, я пронзил время! Я добился своего!».
    - «Скажите, это стало быть любую стенку можно так убрать? Вашему изобретению цены нет! Поздравляю вас!»
    - «Благодарю!»
    - «А что вы так на меня смотрите, отец родной? На мне узоров нет и цветы не растут.»
    - «Меня терзают смутные сомнения…»


    10 из 10

    30 января 2012 | 20:53

    Знаете, что в этом замечательном фильме печально? С моей точки зрения, его очень тяжело так же классно перевести на другой язык. В частности, песни в этом фильме очень значимы, они создают настроение.

    17 февраля 2007 | 23:26

    Это самая лучшая комедия СССР и России! Ничего подобного нет, и в ближайшие лет сто не будет. Вот какие комедии надо снимать, а не «Американские пироги».

    Этот фильм можно цитировать бесконечно, а игра актёров просто потрясает. Особенно запоминаются образы Бунши и Милославского, а песня про счастье является моей самой любимой.

    28 декабря 2006 | 14:38

    В России лишь три жанра имеют успех: сериалы, драмы и комедии. Среди каждого есть лучшие представители: в сериалах- Глухарь, в драмах- «А зори здесь тихие», в комедиях- все что снял Леонид Гайдай. Этот человек снял такие шедевры, как «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «12 стульев». Перечислять их можно до бесконечности, но особо запоминающимся фильмом (для меня) стал «Иван Васильевич меняет профессию», это экранизация повести «Иван Васильевич». Этот писатель написал много рассказов, повестей, и роман, который прославил его на века- «Мастер и Маргарита» была дважды экранизирована, на душах людей фильм, также как и книга оставил сильный отпечаток. Но перейдем к нашему фильму. Фильм рассказывает о инженере-изобретателе, который создал машину времени и в наше время попал великий самодержец Иоанн Грозный. Во времена правления Иоанна попадает авторитетный вор Жорж Милославский и Иван Васильевич Бунша — управляющий. Меня поразило, как Милославский управляет государством, разговаривает с послами и ведет светские беседы, от имени царя. В фильме царит атмосфера смеха и добра, присущая только нам, именно этим мы и отличаемся от американцев, которые в большинстве своем снимают ерунду и бредятину. Этот фильм заставляет проникаться уважением к своей стране, и уважением к своей истории, ведь все важно, надо знать свою страну и свое государство.

    Актеры молодцы. Они вошли в образы своих героев и рассказали их историю на свой лад. Особо отмечу Юрия Яковлева и Александра Демьяненко. Они сыграли выше всяких похвал, да в принципе все молодцы. Реплики практически каждого можно разнести на цитаты. Игра актеров выше всяких похвал. Правда просочилась некоторая реклама сигарет «Мальборо», но на это сильно внимания не обращаешь.

    Итог: «Иван Васильевич меняет профессию»- экранизация Булгакова, которая стала достоянием на все времена и одним из коренных представителей русской комедии, а Леонид Гайдай благодаря этой работе стал, лично для меня, режиссером, который изменил весь жанр комедии в лучшую сторону. За смех, за задор, за юмор и за запоминающийся саундтрек ставлю десятку.

    10 из 10

    28 мая 2011 | 16:31

    Лидер советского кинопроката далекого 1973 года «Иван Васильевич меняет профессию» — это фильм, который навсегда останется в золотом фонде российского кинематографа. Кинокартина снята по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич», пожалуй, лучшим режиссером того времени Леонидом Гайдаем, который ранее снял «Операцию «Ы»», «Кавказскую пленницу» и «Бриллиантовую руку».

    Хочу отметить блестящий актерский состав: царь Иван Грозный и ответственный управдом Бунша (Яковлев), вор-домушник Жорж Милославский (Куравлев), всем известный по другим картинам Гайдая Шурик в исполнении Демьяненко, подобострастный дьяк Феофан (Крамаров), красавица-жена Шурика и по совместительству киноактриса Зинаида Михайловна (Селезнева), не менее ответственная, чем муж, жена Бунши (Крачковская), врач, который «нажил непосильным трудом три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных» (Этуш). Таких талантливых людей не встретишь сейчас в наших современных актерских кругах.

    Фразы из этого замечательного кинофильма стали крылатыми, из серии «Вот смотрит! Вы на мне дыру протрете.», «Замуровали! Замуровали демоны!», «Здравствуйте, царь, очень приятно. Царь, очень приятно. Царь, очень приятно. Здравствуйте, царь…» и т. д.

    Фильмы Гайдая, пронизаны беззаботным юмором, духом и атмосферой того времени. Они смотрятся на одном дыхании, улыбка не сходит с лица с начала фильма до самых финальных титров.

    Итог: однозначно, 10 из 10

    Такие фильмы вечны и их будут смотреть наши дети, внуки и правнуки. Браво!

    22 августа 2010 | 03:48

    На последних выходных ездил с друзьями в Ростов Великий — так, погулять. При этом я вроде знал, что «Ивана Васильевича» снимали именно там, но как то совсем об этом забыл. Вспомнил только когда прогуливался по стенам ростовского Кремля (где Бунша и Милославский бегали от стрельцов), и вновь охватило желание пересмотреть эту прекрасную комедию. Кстати, могу дать бесплатный совет всем любителям этого фильма — посетите Ростов Великий. Не пожалеете. Можно даже присесть в нише, где Бунша притворялся статуей, или выйти из ворот, распевая «Марусю» вместе с отправляющимися на Кемь воинами.

    Первое, о чем хочется сказать — сценарий. Еще классе в 10-11, просматривая комедию в n-й раз, удивлялся двум его особенностям — великолепным стилем и просто чеховским юмором, недоступным обычному сценаристу, и чертами образа жизни героев, свидетельствующими о том, что действие происходит не в 70-х годах, а на несколько десятилетий раньше, когда управдомы были стукачами, и надо было «говорить Ульяне Андреевне куда я пошел». И тут попался мне в руки том пьес Михаила Булгакова — помимо общеизвестных «Бега», «Дней Турбиных» и прочих были две небольшие пьесы — «Иван Васильевич» и «Блаженство».

    Герой пьес — инженер Рейн, сконструировавший на своей квартире машину времени, — совершил два путешествия. Одно в 16 век, другое в светлое будущее, когда на Земле уже построен коммунизм. Представляю, как чесались у Гайдая руки экранизировать именно «Блаженство» — она и как пьеса посильней «Ивана Васильевича», и юмор в ней более острый, политический. Однако цензура со времен Булгакова к тому моменту хоть и ослабла, но не исчезла полностью. В итоге Гайдай и Бахнов слепили сценарий из двух пьес, но все же оставив в качестве основы путешествие героев в прошлое. Спасибо им за это. Великолепные пьесы Булгакова ожили, пусть и через 40 лет, пусть и не в первозданном виде.

    Кстати, второй бесплатный совет — прочтите эти пьесы. Удовольствие от новой встречи с любимыми героями получите гарантированное.

    Второе вытекает из первого. Это цитаты. «Иван Васильевич», возможно, самый цитируемый фильм. Ну из советских точно. Из западных «Pulp Fiction» может посоревноваться. Все эти «у Шпака магнитофон, у посла медальон», «а может, за трон закатился», «3 портсигара отечественные», «танцуют все», «нам царям молоко надо бесплатно давать» так прочно вошли в повседневный лексикон, что часто люди и не вспоминают, откуда эти фразы. Может ли быть лучший показатель качества фильма?

    Третье — актеры. Наверное, уже все сказано. Про главных героев уж точно. Мне хочется обратить внимание на прекрасный подбор актеров под второстепенные персонажи. Это, кстати, отличает большинство российских фильмов. Какой запоминающийся прохиндей Шпак (Этуш), глуповатый писарь Феофан (Крамаров), гламурный (по тем временам) режиссер Якин (Пуговкин), классическая подъездная вредная тетка Ульяна Андреевна (Крачкоская). Их невозможно не запомнить, и даже великолепная игра главных героев (Демьяненко, Яковлев, Куравлев) не закрывает их образы.

    И четвертое. Музыка. Нет слов. Хочется петь «Счастье вдруг в тишине…».

    Съездите в Ростов. Перечитайте (прочитайте) Булгакова. Пересмотрите этот фильм. Время потратите не зря.

    19 июня 2008 | 13:03

    Комедия — отпад! Конечно, лучшей не придумаешь. Особенно, песни и цитаты. При разговоре, употребляю некоторые фразы, даже не думая, что они идут из фильма. Вообщем, тем, кто его ещё не смотрел, советую ОБЯЗАТЕЛЬНО посмотреть! Хотя, врядли найдётся кто-нибудь, кто его не смотрел.

    5 марта 2006 | 05:49

    Удивительно… Я родилась уже после распада СССР и потому не могу судить о той эпохе, не могу осуждать и уж тем более разносить в прах всю советскую систему. Но одно я могу сказать — такого кино, какое снимали в Советском Союзе, не смогут снять больше нигде — ни в нынешней России, ни тем более за рубежом.

    Я сморю этот фильм каждый раз, когда его транслируют по телевизору, начиная с самого детства. И каждый раз смотрю его уже по-другому, с каждым годом нахожу для себя что-то новое. Это прекрасное, доброе кино, такого больше не будет…

    Среди актёров нельзя выделить кого-то одного, это было бы нечестно.

    Бесполезно перечислять какие-то определённые моменты, всё действие знает наизусть, наверное, даже ребёнок.

    Великий фильм. Хотя бы потому, что пересматривая его в миллионный раз, не перестают люди смеяться над шутками, которые «не приедаются» с каждым новым просмотром. Зная сценарий чуть ли не наизусть, смотреть всё равно хочется вновь и вновь. Всё в этом кино бесподобно: игра актёров, фразы, которые звучат и по сей день, песни…

    Бесполезно ставить какую-то оценку, это классика. Бесценно. И бесподобно.

    8 июля 2009 | 13:02

    Замечательный фильм, который можно пересматривать по сто раз на дню, и он никогда не надоест!Очень доброе и смешное кино, фразы оттуда стали крылатыми!Гайдай просто гений, по-моему, это самая лучшая его работа!

    Актеры. У меня нет слов, чтобы выразить своё восхищение! Яковлев в роли Бунши и Грозного великолепен и, он так здорово корчит рожи! Посмотришь, уже смеяться хочется. «Уйди, старуха, я в печали». Оборжаться можно! Куравлёв тоже на высоте! Очень смеялась в момент, когда он стащил медальон у посла, или когда грабил Шпака. Супер. Одна из любимых сцен — когда Бунша и Милосславский убегали от стражи, очень смешно все обыграно! Также хочется отметить актера, игравшего Федю. Его постоянные «Не вели казнить» очень веселили.

    Кстати, сцена, где Бунша и царица чокались за столом, очень напомнила сцену из «Царя Салтана».

    Музыка превосходно дополняет картину, и от этого становится ещё смешнее. Понравился момент, когда Грозный обегал от Шурика, музыка идеально вписалась. Ну и не могу не отметить зажигательную песню в исполнении Милосславского, её перепевают и по сей день. Одна из лучших песен из фильмов.

    Конечно,

    10 из 10

    P.S. Жаль, что сейчас таких фильмов не снимают, это шедевр!

    31 декабря 2010 | 18:28

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>