всё о любом фильме:

Иван Васильевич меняет профессию

год
страна
слоган-
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийВладлен Бахнов, Леонид Гайдай, Михаил Булгаков
директор фильмаАркадий Ашкинази
операторВиталий Абрамов, Сергей Полуянов
композиторАлександр Зацепин
художникЕвгений Куманьков
монтажКлавдия Алеева
жанр фантастика, комедия, приключения, семейный, ... слова
зрители
СССР  60.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время88 мин. / 01:28
Инженер-изобретатель Тимофеев сконструировал машину времени, которая соединила его квартиру с далеким шестнадцатым веком — точнее, с палатами государя Ивана Грозного. Туда-то и попадают тезка царя пенсионер-общественник Иван Васильевич Бунша и квартирный вор Жорж Милославский.

На их место в двадцатом веке «переселяется» великий государь. Поломка машины приводит ко множеству неожиданных и забавных событий…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • На песню «Звенит январская вьюга» пробовалась София Ротару, но её исполнение из-за довольно низкого голоса не подошло для комедийного жанра фильма.
    • Занимает по посещаемости 17-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • На вопрос Бунши царица отвечает «Марфа Васильевна я». Это может быть только Марфа Васильевна Собакина, пробывшая женой Ивана IV Грозного всего 15 дней. Таким образом Жорж Милославский и Иван Васильевич Бунша находились в древней Москве в один из дней между 28-м октября и 12-м ноября 1571 года. 13 ноября Марфа Собакина умерла.
    • Царь Иоанн Васильевич Грозный в современной Москве слушает на магнитофоне песню Высоцкого «Эх, раз, ещё раз».
    • То, что посол говорит на немецком языке, соответствует тексту пьесы Булгакова.
    • Крымский хан действительно шалил на Изюмском шляхе в 1571 году. Да так шалил, что сжег Москву в мае 1571 года. В следующем году крымский хан был разбит в Битве при Молодях.
    • Сцену звонка Жоржа «женским голосом» к Шпаку озвучивает Наталья Кустинская; песню «Разговор о счастье» поёт Валерий Золотухин.
    • Фильм был переозвучен Гайдаем из-за нападок цензуры в нескольких эпизодах. Первый: во время царского банкета Бунша спрашивает Милославского: «А кто платить будет?» Тот отвечает (цензура): «Ну, во всяком случае не мы», в оригинале по замыслу Гайдая, «Народ, народ, батюшка». Второй: сцена допроса Ивана Грозного в милиции: «Место жительства», царь отвечает: «В палатах». По замыслу Гайдая: «Москва — Кремль».
    • Сцены погони за «пришельцами из будущего» снимались в Ростове Великом Ярославской области.
    • Царица Марфа Васильевна в эпизоде трапезы все время смотрит в пол. Гримерам не удалось полностью заретушировать синяк, полученный ею накануне от мужа.
    • Иваном Васильевичем могли бы стать — Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Лебедев.
    • Милославским могли бы стать Андрей Миронов, Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков.
    • Зина (жена Шурика), заботясь об Иоанне Грозном в квартире произносит «Мало ли что могут подумать!», но по губам читается «Вас здесь могут увидеть!».
    • В один из моментов фильма, зрителю может показаться что был допущен брак озвучивания: Когда Бунша спрашивает Милославского, как он попал в квартиру Шпака, тот отвечает «Да ну вас к чёрту, что за пошлые вопросы!», при этом рот у Милославского закрыт. На самом деле, эту фразу говорит не Милославский, а Шурик, находящейся в тот момент за кадром (голоса Куравлёва и Демьяненко, действительно похожи).
    • В зарубежном прокате фильм шел под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future» — «Иван Грозный: Назад в будущее».
    • Бунша, переодетый в царя, произносит, обращаясь к шведскому послу «Гитлер капут», но по губам читается «Мир, дружба».
    • еще 13 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Милославский и Бунша убегают от стрельцов, не закрыв сундук, откуда они взяли одежду. Упавший шлем лежит на полу. Когда Милославский возвращается закрыть сундук — шлем оказывается снова на доспехе.
    • Милиция приезжает расследовать квартирную кражу на автомобиле ГАИ.
    • Скипетр и держава, которые держит в руках Бунша (и которые изображены на иконе), как символ царской власти появились на сто лет позднее происходящих событий, в XVII веке.
    • В сцене допроса милиционерами Иван Васильевич на вопрос о годе рождения отвечает: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова.», хотя Иван Грозный родился 25 августа 1530 года, а летоисчисление «от Рождества Христова» было введено Пётром I только в 1700 году. До этого на Руси вели летоисчисление «от сотворения мира». Таким образом, ответ Ивана Васильевича должен был звучать как «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира».
    • Шведский посол говорит не на шведском, а на немецком языке.
    • В лифте («Замуровали, демоны!») царь крестится тремя перстами. До 1653 года православные крестились двумя перстами.
    • Когда Бунша прячется в сундуке во время погони за ним и Милославским стрельцами, Бунша меняет положение своего тела на противоположное, не вылезая из узкого сундука.
    • еще 4 ошибки
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 4701 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    На мой взгляд, это самый интересный фильм Л. Гайдая. С точки зрения сюжета. Тут тебе и машина времени, и любовь, и чего только нет. И всё органично, изящно, тонко, а, главное, смешно! Шикарные актерские работы, мастерски прописанные диалоги, великолепное музыкальное сопровождение — просто эталон кинокомедии.

    Ю. Яковлев, что и говорить, сыграл просто потрясающе. 2, а, по сути, 3 полноценные роли — это что-то невероятное! И ведь не сказать, что комедийный актер! Талант!

    «Царь, очень приятно, царь!», «Казань брал, Астрахань брал…», «У, суще глупый холоп!» — да едва ли не каждая его реплика с детства знакома каждому зрителю.

    А как хорош Л. Куравлев! Это ж какой замечательный дуэт сложился на съемочной площадке! Казалось бы, вполне самодостаточный персонаж («Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе!», «А, скажите, это можно и в магазине вот так же стеночку убрать?), но в паре с Ю. Яковлевым — просто блистательно.

    «Так Вы говорите: царь и великий князь — написал, запятая…»

    «Дорогой самодержец, мы пропали! — Я требую продолжения банкета!.. Что?! Как пропали, почему?!»

    «Рявкни на них! — Во-оон!»

    А уж когда компанию им составляет «Феофан, дьяк Посольского приказу» — С. Крамаров — тут и вовсе высший пилотаж чистой пробы.

    «Так Казань-то наша — мы ж ее давно взяли! — Это Вы поспешили! — Не вели казнить!»

    Класс! Но не забудем и про остальных действующих лиц. Красавица Н. Селезнева («Я бросаю мужа — этого святого человека со всеми удобствами!»), легендарный (хотя и уже не совсем тот, судя по всему, впрочем, это уже нюансы) Шурик А. Демьяненко («Если бы Вы были моей женой, я бы повесился!»), режиссер Якин М. Пуговкина («Я не узнаю Вас в гриме, кто Вы такой?»), счастливый обладатель «трех магнитофонов, трех видеокамер» и пр. добра А. С. Шпак в исполнении В. Этуша, совершенно невообразимая жена И. В. Бунши, она же Н Крачковская («И тебя вылечат!») — да кого ни возьми. Вот уж, в самом деле, когда, наверное, не обидно сыграть в картине даже небольшой эпизод — всё равно не останешься без внимания. Браво режиссеру!

    Честно говоря, даже интересно: как воспринимаются картины, подобные данной, за рубежом. Понятен ли иностранцам наш юмор? Просто интересно. Потому что для нас фильм «Иван Васильевич меняет профессию» — это часть национальной культуры. И искренне хочется поделиться этим сокровищем с другими — от души. Но вот поймут ли они, проникнутся ли — большой вопрос.

    В отличие, скажем, от того, как можно оценить данную картину. Тут-то, как раз, всё ясно.

    10 из 10

    5 мая 2010 | 17:40

    Знаете, мне довольно сложно составить отзыв и свои впечатления на наши советские фильмы, потому как, их очень сложно описать словами и многие люди предпочитают оставлять все полученные впечатления в себе, но все же я решил не много высказаться об этом фильме и многих других наших фильмах.

    Да, в общем то, хотел начать с того что, в наше время естественно уже таких фильмов нет и как это не печально, уже не будет. А ведь все из-за того что мир шагает, так скажем в ногу со временем и в плане кино и чего либо другого и не хочет оставлять то, что вечно то, что люди ценят и любят. Также, раньше ведь были у нас такие замечательные актеры, что можно перечислять очень и очень долго. Но вот сейчас всех тех, нами любимых актеров, осталось мало, да что там говорить, их уже осталось лишь единицы. А наше современное русское кино, Боже! Да мне, даже стыдно становится, смотря на то, какой позорный мусор, сейчас делают в русском кино. Извините конечно что я так выразился, но я считаю, что наше сегодняшнее кино не сравнимо, с теми советскими Шедеврами. А ведь мы, все понимаем и помним, сколько у нас было прекрасных фильмов тех времен. «Бриллиантовая рука», «Ирония судьбы или с легким паром», «Операция Ы», «Джентльмены удачи», «Иван Васильевич меняет профессию», «Большая перемена». И так можно продолжать и продолжать очень долго. Ведь когда смотришь все эти фильмы, они попросту притягивают тебя и ты не можешь оторваться от экрана. Притягивают, своей необычайной атмосферой, музыкой, актерами, простотой и настоящее человеческой добротой. А сколько в этих фильмах крылатых и всеми нами любимых фраз. Фразы, которые, многие люди привыкли употреблять в диалогах.

    В общем, этот фильм и все наши остальные любимые советские фильмы действительно «На все времена!». Они, делают нас добрее, поднимают нам настроение, а также, дают повод погрустить, по тому, чего уже к сожалению не вернуть, а все то, что остается от них это — память и любовь в сердце!

    5 мая 2010 | 20:08

    «Иван Васильевич меняет профессию» — искрометная, веселая, радостная, позитивная, любимая, лучшая… эпитетов и определений, положительного оттенка, которым может соответствовать эта комедия «не счесть и вовек». Фильм, который недаром уже более тридцати лет, с момента выхода, держит марку. Не стареет и не угасает под гнетом времени, а словно путешествуя по нему, как и Иван Васильевич — «в одну ногу» — лишь подтверждает тезис «классика — не стареет».

    »… Танцуют — Все!. .. «

    Однако, как же охарактеризовать этот с виду незамысловатый и простой, с точки зрения постановки, но одновременно, не угасающий в сердцах миллионов людей по всему миру, и обреченный на просмотр с любого места фильм? Сказать же хочеться и подчеркнуть в нем очень многое, но самое верное и точное определение будет лишь следующее: «Все гениальное — просто». Нельзя не согласиться, что эти слова сидят на картине, как «влитые».

    »… Кушайте, кушайте, Маргарита Васильна, все оплачено!. .. «

    Леонид Гайдай — один из самых лучших режиссеров своего времени. Он, поставивший на экраны и все действие «Ивана Васильевича…», сумевший выдержать планку юмора и сатиры, фантасмагории и реальности, помноженные на постоянную смену веков между собой и лет, в которых развиваются все события, настолько пропорционально и понятно, добавив всему этому динамику и массу реплик, разошедшихся со временем на цитаты, которые не дают отойти от экрана или тем более заскучать — совершил невероятное, создал шедевр.

    »… И тебя вылечат… «

    Задающий настроение и тонус после просмотра, заряжающий энергией и позитивным настроем — этот фильм, по праву, может считаться лентой-антидепрессантом. Ни раз на собственном примере и примере окружающих меня зрителей в этом убеждался. Заряд бодрости на день или заряд бодрости вообще в мегаполисе или просто «в четырех стенах» дома — невероятное сокровище для любого человека вообще, а выплсекивающееся еще и под сопровождение песни «Вдруг, как в сказке» — просто подарок. Не упустите!

    »… 3 магнитафона, 3 портсигара, куртка замшевая — и всё это нажитое честным и непосильным трудом, всё погибло. .. «

    Актеры, одни из лучших, если не лучшие, в своем поколении: Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Владимир Этуш, Наталья Селезнева, Савелий Крамаров, Михаил Пуговкин, Наталья Крачковская… профессионалы «до мозга костей», создающие на экране запоминающиеся и веселые, проработанные и яркие образы, которые сменяются на протяжении хронометража один за другим, но своим обаянием и игрой, не уступающие друг другу ни в чем, а позволяющие ни без интереса и ни без смеха следить за их мимикой, жестами, акцентами, фразами — завораживают и делают всему фильму «честь».

    »… Храните деньги в Сберегательной кассе. .. «

    Приключения, созданные на экране создателями, не обошлись и без доли сатиры над «совковым» временем. Шутки и приколы, начиная с фразы»… Вы своим и разводами — резко снижаете наши показатели…» и, заканчивая»… Я на вас жалобу подам! Коллективную…" просто уморительны и своим присутствием, создающие своеобразную «машину времени» в прошлое, для нас — жителей современного общества, они бесценны и незаменимы. Порой даже является ощущение, что мы снова возвращаемся в эпоху СССР !

    »… Царь, приятно познакомиться, царь!. .. «

    А что же можно сказать про сами диалоги в картине, разошедшие уже много лет как на цитатники и «крылатые» фразы, без которых порой и живется-то скучно? Их здесь просто тонная масса и одна веселее и задорнее другой. Все, вкупе создающие и дополняющие уже и без того культовый образ «Ивана Васильевича» могут с легкостью применяться, как в быту, так и в обществе. Ими, порой, можно заменить целый диалог и разбавить, как ни странно, напряженность между людьми. Неоднократно замечал этот чудотворный фокус и его позитивное действие.

    »… То обворовывают, то обзывают, и они еще борятся за звание дома высокой культуры быта! Это же кошмар, кошмар!. .. «

    Хочется отдельное слово сказать и о воплощении всей картины на экран, технически все выполненное просто «не по годам» замечательно. Ведь передана в достоверности как эпоха современная, так и эпоха древняя, костюмы и декорации, использованные в фильме, вызывают огромное уважение к создателям, невероятное перевоплощение Яковлева из Буншы в Царя и обратно, просто безупречно, а уж «машина времени» на которую «без слез не взглянешь» вообще чудесное довершение всей атрибутики ленты.

    »… Эй, человек !! Человек!!! Почки один раз царице!. .. «

    Не думаю, что есть смысл дальше продолжать петь дифирамбы и без того уже под гнетом времени, состоятельной, известной и всеми любимой картине, а просто, пожалуй, всегда буду помнить и Я, и Вы, как хорошо становится на душе после того, как уже в сотый или тысячный раз подходит к концу «Иван Васильевич». Наверное всем в этот момент хочется встать с кресла или дивана и громко сказать, проронив искренний крик души, — «Ляпота! »

    8 февраля 2008 | 17:34

    Пожалуй, самый комедийный фильм про Ивана Грозного. Продуманый до самых мельчайших подробностей сценарий, а что касается игры актёров — просто слов нет.

    Вы только прочитайте их фамилии — Александр Демьяненко, Юрий Яковлев, Леонид Куравлёв, Наталья Крачковская, Владимир Этуш и т. д. 

    В общем, ещё одно творение Гайдая!

    10 из 10, на мой взгляд, только этой оценки удостаивается фильм

    17 августа 2009 | 18:54

    Сколько себя помню, из русского кинематографа — этот фильм всегда был одним из любимых. Вот и сейчас он идет по телевизору, в новый год. Его часто показывают 31 декабря, и как-то сразу детские воспоминания возвращаются….

    «Иван Васильевича…» расхватывают на цитаты, фильм очень добрый, милый в какой-то степени. Мимика, жесты, фразы, интонации — все складывается в отличные шутки. Сейчас редко услышишь хорошую, действительно забавную, шутку (особенно не ниже пояса). Мне кажется фильм будет вечным. В наше время таких «культовых» фильмов уже не создают. Или не могут, или просто не хотят. А жаль.

    10 из 10.

    31 декабря 2009 | 16:42

    В СССР есть два режиссера, умевшие снимать качественные, смешные комедии — это Э. Рязанов и Л. Гайдай. Известно, что у Рязанова большая часть комедий либо сатирические, либо напоминают драмы. Гайдай — мастер комедии положений, и именно с его фильмом мы сейчас имеем дело.

    Сейчас, в 20 лет, я решила прочитать пьесу «Иван Васильевич». Знаете, не зацепило. Это как раз тот редчайший случай, когда фильм оказывается лучше книги. Обычно всё или наоборот, или же книга и фильм стоят друг друга (как в хорошем смысле, так и в плохом).

    В первую очередь отмечу ещё раз, что действие пьесы перенесено из 20-х годов в 70-е. Затем, инженер в оригинале, видимо, Николай, если Кока. А так — почти всё на месте. Ну и традиционные гайдаевские выдумки. Запутавшийся в верёвках колоколов Бунша, Милославский, спрятавшийся в рыцарских доспехах, и сценарий, из которого добрая половина фраз разлетелась по стране.

    «Если бы Вы были моей женой, я бы повесился!».

    «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть…»

    Кстати, я впервые вижу информацию о том, что Демьяненко мечтал сыграть Гамлета. Почему не сыграл? Причина та же, по которой не сыграл Вицин: его трудно воспринимать как драматического актёра. Если бы не роль Шурика, кто знает… Но поскольку Козинцеву, видимо, очень не хотелось превращать трагедию в комедию, он выбрал Смоктуновского.

    Хорошо, что действие перенесли на 50 лет вперед по сравнению с пьесой. Если бы не это, не было бы где развернуться на съёмках. И было бы не так интересно. Хотя у меня возникло впечатление, что, поскольку кинематограф во времена Булгакова уже существовал, пьеса была рассчитана именно на экранизацию. Ведь поставить исчезновение стены между квартирами в театре не так легко, а вот на съёмках фильма — вполне реально. Плюс ко всему, чтобы один и тот же актер мог играть две роли, необходима как минимум комбинированная съёмка. Иначе всё провалится.

    Итог: один из лучших русских фильмов.

    10 из 10

    8 июня 2012 | 21:19

    Уже сотни раз смотрел этот фильм и восхищался, сейчас наверное снова пересмотрю его!

    Я любитель старых комедий созданных в СССР, Иван Васильевич меняет профессию один из лучших его представителей. Отличная игра актеров завораживает с первых минут фильма!

    Игра великих актеров: Юрия Яковлева, Леонида Куравлёва, Александра Демьяненко, Натальи Селезнёвой, Савелия Крамарова, Натальи Крачковской которые в свою очередь сыграли еще в десятках советских фильмов просто уникальна.

    Актеру Савелию Крамарову отдельное предпочтение! Актер снялся не во многих фильмах бывшего СССР но там где он снимался в комедии получались намного насыщение и смешнее, вспомним фильмы с его участием: Джентльменов удачи, Неуловимые мстители, 12 стульев, Большая перемена, Мимино, и многих других. Обязательно пересмотрите фильмы с его участием!

    26 августа 2010 | 12:35

    Всё-таки советское кино — великое кино, и с этим спорить мало того, что бесполезно, но и нельзя. Ведь его любят, уважают, ценят, в конце-концов, с него берут пример. Конечно, в нынешнее время российский кинематограф мало выпускает по-настоящему хороших фильмов, что очень огорчает, но мы можем, безусловно, надо просто не смотреть на Голливуд и снимать своё, душевное, русское кино. Советские картины не от чего не зависили, каждая не загораживала другую, каждая являлась уникальным достоянием русской культуры, которым нестыдно хвалиться перед иностранными кинематографистами, в частности перед американскими. Но в первую очередь русские фильмы снимались именно для нас, для россиян, для зрителей-патриотов, для народа, в конце концов.

    «Иван Васильевич меняет профессию» — одна из тех картин, которой хочется гордиться. Ведь фильм Леонида Гайдая собирает в себе все главные черты советского кинематографа, которые делают его неповторимым и непостижимым. Этот фильм так любят, что тоже по традиции показывают в канун Нового Года, как и «Иронию судьбы». И несмотря на то, что «Иван Васильевич» не относится к новогоднему празднику вообще, картина настраивает зрителей на позитив, заражает весельем, искрой, феерией.

    Фильм оригинален своим безупречным сюжетом, полным непредсказуемых и очень смешных ситуаций. Не обошлось, естественно, без фантастики, иначе название не оправдало бы себя. Главный герой создаёт машину времени (а это не супер-автомобиль и не кабинка, это обычное оборудование со всякими рычагами и колбами с химией), с помощью которой открывает портал в прошлое, во времена великого царя Ивана Грозного. Так и начинаются забавные, неповторимые и полные иронии приключения, в которых всё переворачивается с ног на голову. Создатели провели в сценарии необычную линию колоритных персонажей, которые удивительно похожи на исторических лиц XVI века, и на этом сделали очень сильный акцент. Естественно, в фильме можно встретить очень много культовых цитат, которые произносить — одно удовольствие.

    «И тебя вылечат, и тебя вылечат… И меня вылечат!» ©

    Если же говорить о всяких спецэффектах, то, конечно, они здесь очень старомодные, но в этом ни в коем случае не стоит ругать картину, потому что фильм снят достаточно давно.

    К Александру Демьяненко образ Шурика сильно прилип, но образ юного изобретателя ему тоже идёт. Актёр забавен во многих комедиях, и данная картина не исключение. Здесь он играет забавного, достаточно скромного, но сообразительного и интересного героя. Но согласитесь, главное, на что приятно смотреть, это на безупречного Юрия Яковлева, который исполняет сразу два образа. И каждый из них оказывается совсем необычным и богатым своим характером. Актёр буквально вживается в свои харизматичные роли, он выявляет из них самые яркие черты, и это восхищает, радует, смешит. Бесспорно, Яковлев отлично сыграл Ивана IV, очень искренне и феерично.

    10 из 10

    Подобные картины народ не просто любит, но и ценит, почитает. «Иван Васильевич меняет профессию» является бессмертной классикой советского кинематографа, которая до сих пор веселит, внушает энергию и наивную доброту. Одна из лучших комедий среди не только отечественных, но и всемирных.

    1 января 2011 | 16:00

    Идя в кино, мы обычно знаем, что это будет кинокомедия, детектив аля Шерлок Холмс, или еще что — то…

    «Иван Васильевич меняет профессию» — кинокомедия. Как говорят — классика. Теперь представим себе, хотя это супер тяжело, что идя в кино, кроме жанра мы ничего не знаем. Чудовищно тяжело, но представили.

    Представим себе, и опять сложно, что зритель этот в советское время не жил. И многое ему не понятно, ну, как это какие — то транзисторы нельзя купить: «Подождите — подождите, а как же их на Савеловском рынке нет разве?»

    Но мы отвлеклись. Зритель пришел на комедию. И желает смеяться. Будет или нет?

    Фильм разошелся на цитаты. Их огромное количество. Причем при упоминании этих цитат мы частенько смеемся автоматом. Эти цитаты обязательно слышал, даже родившийся в РФ, типа в 1992. И вот раз улыбнулся, потом усмехнулся, а вот уже и засмеялся.

    Милославкий — Куравлев: «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть, хм». Любопытно, что второго предложения не было в сценарии, это экспромт актера. Да мало ли еще какие крылатые выражения из фильма… Ну, невозможно остаться равнодушным, смотря это кино.

    Весь актерский ряд подобран и выстроен просто идеально.

    Главные актеры. Александр Демьяненко, Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Наталья Крачковская, Савелий Крамаров, Наталья Селезнева. Каждый образ уникален. Каждая фраза, сказанная артистами незабываема.

    Яковлев: «Отведай ты из моего кубка. Здрав будь, боярин. Ключница водку делала… Замуровали… замуровали, демоны… Меня терзают смутные сомнения…Танцуют все!»

    Демьяненко: «Если бы Вы были моей женой, я бы… повесился!»

    Актеры второго плана также все идет на супер уровне: Михаил Пуговкин, Сергей Филиппов, Наталья Кустинская, или Юрий Чернов (музыкант). Мгновенно запоминающийся на всю жизнь режиссер Пуговкина. Или милиционер, который воскликнул: «Тамбовский волк тебе боярин!»

    Бывает иной раз, что даже адаптированный сценарий хорош, и актеры все на местах, но снято, как — то не внятно. Или музыка хромает.

    Кстати, о музыке. Музыка здесь Александра Зацепина, с которым Гайдай работал и в предыдущих фильмах. Чего стоят песни: «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь», «Звенит январская вьюга», «Маруся молчит и слезы льет». Это не просто музыкальное сопровождением, а их можно считать настоящими даже отдельными произведениями.

    А как снято. Хотя бы эпизод, когда Куравлев залез в средневековые латы. И как шлем понимается и падает.

    Нет умопомрачительных эффектов аля «Матрица». Но они здесь и не нужны. Зато есть легкий, великолепный и ненавязчивой монтаж, внутренний динамизм, и еще тонкие намеки в деталях. Добавочный номер телефона «3-62», который называет Жорж Милославский, когда звонит на работу Шпаку, представляет собой цену бутылки водки в СССР.

    Кто — то скажет про кино-ляпы. Да, есть маленькие не стыковки, но они не существенны. Какие — то из них можно вообще отмести. Пессимисты обращают внимание, что в сцене допроса милицией Грозный на вопрос о годе рождения отвечает: «1533 от Рождества Христова». Указывали на эту ошибку. Да, Иван Грозный родился 25 августа 1530 года, а в 1533 году умер его отец, Василий III, и Иван Васильевич стал великим князем. Это скорее не несоответствие, а Грозный дает понять, что он в этом году «родился, как царь». Летоисчисление «от Рождества Христова» было введено Петром в 1700 году. До этого на Руси вели летоисчисление «от сотворения мира». Вроде ответ Ивана Грозного должен был звучать так: «Лето 7038 от сотворения мира». Но об этом летоисчислении уже забыли, и пришлось бы почти всем объяснять. Есть НО. Грозный вел активную переписку с зарубежными властителями, к примеру, королем Швеции Густавом I Васой, королевой Англии Елизаветой I, польским королем и другими монархами. Наверняка Иван Грозный знал летоисчислении всей Европы, пускай оно было необычном для России. Попав в необычную среду, как бы за границу, пускай не территории, но времени, он вполне мог указать год по европейскому стилю. Неточность это или нет — вопрос спорный. Лично я уверен, что Гайдай специально сделал, чтобы Яковлев — Грозный сказал: «1533 от Рождества Христова».

    Могут сказать, что фильм слишком легковесный. А вот и нет. Стоит обратить внимание на некоторые фразы. Но вначале вот что — в советское время ни где — нибудь, в партийных кругах была крылатая фраза: «Не везет России на царей!». Фильм Гайдая яркая иллюстрация этому.

    По версии Гайдая к власти в царстве Русском, Российской империи и СССР частенько приходили две категории. Первая — пьяницы = проходимцы = прохиндеи = прохвосты в виде жалкого Бунши. Таким «царям, за вредность молоко надо бесплатно давать», и более ничего. Его философия ярко продемонстрирована во его выражениях: «Человек почки один раз царице…требую продолжения банкета!». Вторая категория — воры. Они хоть в отличие от первых патриоты. Милославский — Куравлев говорит Бунше — царю: «Да ты что казённые земли разбазариваешь?! Этак никаких волостей не напасёшься!» Ориентируются они довольно туманно: «что войны сейчас никакой нет?»

    Да фраза: «Говорят, царь — ненастоящий!» имеет тоже очень большой смысл. В истории России такой вопрос задавали и не раз. Вот только два примера с одним человеком. Когда на троне появился ЛжеДмитрий. Кто был этот человек, правивший немногим более года, не ясно. В школе внушали, что это был беглый монах, но нам в школе много чего внушали. Жена Ивана Грозного и мать Дмитрия признала этого человека, когда он всходил на власть. Когда его убили, заставляли ее отречься, она дала двусмысленный ответ: «Было бы меня спрашивать, когда он был жив, а теперь, когда вы его убили, он уже не мой».

    Всем кто говорит по — русски, любит смеяться и хоть чуть — чуть историю обязателен к просмотру. Да, у фильма есть маленький минус. Жаль, но скорее всего. иностранец, плохо знакомый с нашей жизнью, и историей, не сумеет уловить некоторых деталей.

    Итог. Смейтесь на здоровье

    10 из 10

    24 марта 2013 | 03:28

    Леонид Гайдай — культовый персонаж для нашей страны. Человек, который на западе был бы миллионером (опираясь на кассовые сборы с картин), жил просто и относительно неброско по советским меркам. Талант не ценят, давно известная и грустная, правда для нас, но к Леониду Иовичу, это относилось, и относится в меньшей степени. Его любили все, а как иначе относиться к человеку, подарившему нам столько великих полотен..

    Данный фильм снят по мотивам произведения М. Булгакова, но, разумеется, режиссер вставил свои пять копеек, совместно со сценарной группой. Не знаю, если на просторах нашей необъятной родины человек, хоть мало-мальски не знающий (пусть и вкратце), историю, рассказанную в фильме, но для того единственного, кто может быть, по закону злого рока, прошёл мимо, поведаю.

    Итак: простой советский инженер-изобретатель, сконструировал машину времени. Данное чудо техники, соединило его квартиру с далеким шестнадцатым веком — точнее, с палатами государя Ивана Грозного. Вот туда и попадают тезка царя пенсионер-общественник Иван Васильевич Бунша и квартирный вор Жорж Милославский, и начинается хаос..

    Это если кратко — на деле памятник советскому кино, советской комедии. Не смотреть такое просто нельзя..

    Гайдай призвал по доброй привычке множество известных в индустрии личностей: тут вам и Леонид Куравлёв, и Савелий Крамаров, и Юрий Яковлев и многие, многие другие. (Прекрасна как никогда Нина Маслова. К сожалению, эта обаятельная актриса так навсегда и осталась Кровянской из «Большой перемены», в больших ролях зритель её практически не видел, а жаль…).

    Одну из главных ролей исполнил неподражаемый Демьяненко, здесь он как всегда: растерян, несобран и по-детски прост и наивен, но именно душевная чуткость и доброта, помогают ему в конце, расставить всё на свои места. Наталья Селезнёва наоборот — взбалмошна и непостоянна. Метания её героини от одного жениха к другому уморительны… Советская школа, что тут сказать..

    Картина заслуженно пользовалась успехом в прокате, а фразы из неё, по своему обыкновению (как и во многих других фильмах мастера), ушли в народ.

    Вот только парочка: « Я бросаю мужа — этого святого человека со всеми удобствами!», или «Если бы вы были моей женой, я бы… повесился!», или к примеру классическое «Меня опять терзают смутные сомнения… У Шпака — магнитофон, у посла — медальон…»

    В советские незапамятные времена, качественный продукт обязательно сопровождался запоминающейся песней, так и тут: «Вдруг как в сказке скрипнула дверь», с успехом гремела во многих ресторанах страны.

    Итог: Классика жанра, любимый миллионами фильм, с годами не растерял своей привлекательности и мудрости, а только лишь оброс, как и положено легендами. Достойное место в пантеоне. Не смотреть фильмы Гайдая в нашей стране нужно запретить законодательно — авось добрее станем.

    Вердикт — Легенда

    29 июля 2011 | 15:49

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    DVD, 99 руб.
    DVD, 281 руб.
    Blu-Ray, 499 руб.
    саундтрек, 186 руб.
    саундтрек, 324 руб.
    аудиокнига, 221 руб.
    подробнее

    Новости


    Очередной год унес жизни десятков кинематографистов. Среди них лауреаты «Оскара», народные артисты, кассовые чемпионы и любимцы критиков. Вот многие из тех, кого не стало в 2013-м: О'Тул, Гандольфини, Герман, Золотухин, Балабанов, Панин(...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    Хроника событий отечественного кинематографа: 21-22 сентября
    Наказать редактора журнала «Крокодил» за хулиганский выпад против советской кинематографии (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Уиджи: Доска ДьяволаOuija19 875 995
    2.Джон УикJohn Wick14 415 922
    3.ЯростьFury13 356 718
    4.ИсчезнувшаяGone Girl11 044 357
    5.Книга жизниThe Book of Life10 049 271
    24.10 — 26.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Горько! 2247 478 764
    2.Город героевBig Hero 6177 350 803
    3.ДракулаDracula Untold64 773 639
    4.СудьяThe Judge42 868 217
    5.ВикингиNorthmen - A Viking Saga35 003 523
    23.10 — 26.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 773 187840 078
    Деньги691 103 336 руб.208 779 470
    Цена билета249,21 руб.0,30
    23.10 — 26.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    115.Девчата8.235
    116.Самый быстрый IndianThe World's Fastest Indian8.235
    117.Малышка на миллионMillion Dollar Baby8.233
    118.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Король шантажа8.230
    119.Легенда №178.229
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.ФокусFocus93.72%
    17.Чёрное мореBlack Sea93.62%
    18.Американский снайперAmerican Sniper93.58%
    19.Чем дальше в лес...Into the Woods93.40%
    20.Фантастические звери и места их обитанияFantastic Beasts and Where to Find Them93.34%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ЯростьFury20
    ИсчезнувшаяGone Girl129
    Класс коррекции12
    Сен-Лоран. Стиль – это яSaint Laurent9
    20 000 дней на Земле20,000 Days on Earth2
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.354
    Город героевBig Hero 68.409
    ЯростьFury7.717
    СеренаSerena6.551
    Пчелка МайяMaya The Bee – Movie
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    Третья персонаThird Person27.11
    Несносные боссы 2Horrible Bosses 227.11
    премьеры