всё о любом фильме:

Иди и смотри

год
страна
слоган-
режиссерЭлем Климов
сценарийАлесь Адамович, Элем Климов
директор фильмаСтепан Терещенко
операторАлексей Родионов
композиторОлег Янченко
художникВиктор Петров, Элеонора Семенова
монтажВалерия Белова
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  29.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время136 мин. / 02:16
Картина основана на документальных фактах и обращается к «Хатынской повести» Адамовича. Авторами выбрано именно то место и те события, которые стали символом народной беды и страдания.

Флера — шестнадцатилетний мальчишка, откопавший среди обрывков колючей проволоки, ржавых пулеметных лент и простреленных касок карабин, и отправившийся в лес к партизанам. В начале фильма он совсем ребенок. В конце, пройдя через ужас карательной акции фашистов, становится взрослым, пугающе взрослым и даже — старым. Война исказила когда-то нежные, детские черты и превратила их в старческие морщины.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
20 + 1 = 21
8.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам произведений Алеся Адамовича «Хатынская повесть», «Партизаны» и «Каратели».
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1987 году.
    • Съёмки сцен фильма проходили в хронологическом порядке.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1317 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Трудно подобрать слова, чтобы описать увиденное. Чувствуешь только, как все внутри тебя разрывается на части от ужаса, осознания того, что пришлось пережить людям в эту страшную войну.

    Пожалуй, это самый тяжелый фильм, который мне довелось посмотреть. Он давит на психику, на душу своими грязными тонами и красками, исключительной малостью диалогов, пугающими, противными сценами, снятыми одним кадром, угнетающими звуками. Только дрожь по телу… В этом и есть гениальность картины, мастерство режиссера Элема Климова. Ему на все сто процентов удалось передать зрителю страсти того времени. Времени, когда простые люди боролись с фашистами за Мир.

    Этот фильм обязан посмотреть каждый, чтобы хотя бы просто увидеть, почувствовать, чего стоила наша с вами жизнь и свобода.

    Поэтому Иди и смотри!!!

    10 из 10

    20 февраля 2010 | 17:57

    Советское время, халявные государственные дотации, нет необходимости самому искать деньги. Фильмы про войну у нас любили снимать и показывать всегда — на них водили первоклассников, а за рубежом им присваивали рейтинг R. Почему-то казалось, что снимать фильмы о ВОВ — святая обязанность киностудий и государства. На сознание самих военных эти фильмы никак не влияли, они спокойно посылали сразу всех братьев в Афганистан, пока наконец не удосужились принять соответствующий закон. Народу мёрло немерено и в так называемое «мирное время».

    Кому-то пришла идея за госсчёт снять фильм, причём неважно как. В преддверии 9 Мая, столь любимого всеми нами, я вспоминаю свой неудачный зрительский опыт с этим фильмом. Начну с того, что ещё в мае 2005, в канун 60-илетия Победы, кто-то из создателей фильма, может быть, даже Говорухин, рассказал о съёмках фильма. История сводилась к самому настоящему расстрелу коровы в фильме, причём по воспоминаниям Алексея Кравченко стрелять начали без предупреждения, пули пролетели всего в пяти сантиметрах от его головы.

    В связи с этим возникает вопрос о самой цели создателей фильма, кроме как привезти на дачи мясо. Экранизировать военную повесть белорусского автора, причём чтоб за душу брало? Да. Выпустить фильм к сорокалетию Победы? Да. Не жалеть сил и средств ради этого? Да. Только разум остаётся в стороне. Когда я попытался сквозь терни отвращения посмотреть, в чём всё дело, оказалось, что сам опыт пережитого народа во время оккупации, с её расстрелами, угонами мирного населения никак не повлиял на создателей фильма; хотя его целью и было показать это, по-настоящему ублюдочность (никак иначе назвать не могу) в них самих, этих убийцах, тех, кто расстреливает коров ради славы и натурализации фильма, причём результат — премии ММКФ, благо мы себя всегда больше разума любили.

    Это беда всей страны в целом, такое отношение к животным. По Уголовному Кодексу никого из проклятых киношников не привлекли ни к какой ответственности, до сих пор в нашей стране преступное отношение к животным считается нормой, никакими МВД и ФСБ никак не пресекается. Пора меняться.

    Никакой оценки, кроме как наинизшей, этот фильм никогда не заслуживал.

    2 мая 2010 | 15:52

    Элем Климов создал картину, которая способна заменить все вместе взятые учебники по истории. Здесь нет и намёка на пафос, военную романтику и героизм в том виде, в котором мы привыкли их наблюдать в большинстве фильмов про войну. Тут нет красивых лиц солдатов, «которые сражаются за Родину». Здесь есть кровь, ужас, смерть. Здесь есть настоящая война. Здесь есть правда.

    Кто то скажет, зачем такой натурализм? Только для того, чтобы показать, что война — это на самом деле грязь, стоны, трупы, это бешеные глаза 15-летнего подростка, обезумевшего от того, что приходится видеть и переживать. Браво Алексею Кравченко, который мальчишкой отчасти пережил в сознании весь ужас происходящего, потому что как ещё можно объяснить то, как он существует в кадре. Постаревшее, искаженное болью лицо мальчика Флёры отображает саму войну — безумную, страшную, пустую…

    Каждый, кто хочет понять, как было на самом деле, должен увидеть этот фильм. Вас будет трясти от ужаса, будет тошнить, вам будет страшно. Но это будет даже не тысячная доля тех чувств, которые пережили люди войны…

    10 из 10

    11 августа 2010 | 01:49

    Каждый должен посмотреть этот фильм. Просто, чтобы понять, что война это не только подвиги и герои. Просто потому, что в нём не рассказывается о войне в масштабах мира или страны. Это история какой-то деревни. Реальная история. А таких деревень было сотни по всему союзу. Обращаю внимание на слово — БЫЛО. Их просто сожгли, разграбили, уничтожили. Да неважно. А важно то, что вместе с деревнями уничтожали и жгли людей. Вот просто так брали и жгли. Просто загоняли всех в какой-нибудь сарай или куда-нибудь ещё, закрывали двери и поджигали. Лично мой мозг не может придумать слово, чтобы обозвать происходящее и тех, кто это творил.

    Лично я считаю Гитлера гением. Мерзким, ничтожным, морально прогнившим (да сколько угодно можно перечислять), но всё-таки гением. Это как надо было внушить фашистам, что они высшая раса (или кто там они были), что, они не дрогнув ни единым мускулом, и не единым нервом могли творить такое. Это вообще где-то за гранью моего сознания.

    В общем, что я хочу сказать, — фильм хороший. Очень. Надеюсь не оставит равнодушным никого. Надеюсь.

    Отмечу ещё и тот факт, что в нём нет никаких героических подвигов, как в привычных фильмах про войну. В нём вообще ничего нет. Кроме страха, ужаса и боли. Даже сюжета как такового в нём нет. Но это и не важно. Сюжетная линия только отвлекала бы от происходящего. Этот фильм ничему не учит. Он просто эмоционально тяжёлый. Второй раз его вряд ли кто-то захочет посмотреть. Это не из тех фильмов, которые пересматривают в n-ный раз, наслаждаясь режиссурой или игрой актёров. Когда смотришь такое кино, ничем не наслаждаешься. Просто смотришь и не веришь. И говоришь СПАСИБО. Спасибо, за то, что не веришь.

    15 декабря 2007 | 20:55

    «И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.
    И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными»
    Откровение Иоанна Богослова


    Какое лицо у войны? Суровое, но внушающее безграничное доверие лицо командира партизанского отряда, или представляющее собой сплошную ожоговую рану лицо деревенского мужика, как молитву повторяющего: «Не надо было копать». Может, война похожа на избитую и изнасилованную девчонку с пустыми невидящими глазами и свисающей с разбитых губ кровавой слюной, а может — на немощную старуху, которую цинично пощадили уходящие из разоренного села немцы? Или же у войны испещренное морщинами лицо шестнадцатилетнего мальчишки Флеры, постаревшего за несколько месяцев… недель… дней? Человеческая метафора, центральная в фильме Элема Климова «Иди и смотри». Собирательный образ всех жителей белорусских деревень, разоренных, сожженных дотла немецкими оккупантами. Образ, воплощенный на экране не профессиональным актером, а обычным подростком, способным к глубокой эмпатии. Сложнейшая роль, требовавшая от Алексея Кравченко физической и эмоциональной выносливости. Недаром, после выхода картины в свет еще долго ходили слухи, что психика мальчика не выдержала, и он попросту сошел с ума.

    А еще говорили, мол, после окончания съемок повесился режиссер, что тоже было бы неудивительно. По своим собственным признаниям, Климов не думал, что когда-либо решится снять фильм о войне, настолько личной и болезненной была для него эта тема. Но авторское недовольство вышедшей в 1975 году «Агонией» на фоне неожиданного творческого взлета его жены — Ларисы Шепитько — подстегнуло режиссера к поиску нового материала, который позволил бы ему реабилитироваться, прежде всего, в собственных глазах. Случай свел его с автором военной прозы Алесем Адамовичем. Вместе они и написали сценарий «Иди и смотри». Литературной основой картины стали сразу несколько произведений Адамовича. Основные герои перекочевали в киноленту из «Хатынской повести», некоторые детали были взяты из «Партизан» и «Карателей», а наиболее значимое влияние на сюжет картины оказала, наверное, документальная книга «Я из огненной деревни», собравшая в себе воспоминания уцелевших в горниле плана Ост «самых безобидных славян».

    Но есть в «Иди и смотри», несмотря на мощную литературную основу, что-то, что делает картину не похожей на большинство фильмов и книг о войне. В той же «Хатынской повести» есть свои герои — партизаны, обладающие уникальными характерами, мыслями, переживаниями. И мотивацией. Они гибнут не просто так, но за что-то, во имя высшей идеи, во имя благополучия своей земли, своего народа. И мы привыкли видеть смысл, привыкли, что смерть окупается подвигом. У Климова все иначе. На экране умирают люди, не имевшие отношения к боевым действиям. Это не было их сознательным выбором. Стариков, женщин, детей (особенно — детей), как скот, загоняли в амбары и заживо сжигали. Все эти люди в фильме, по сути, безымянны, но счет их по всей Белоруссии шел на тысячи. Сухая статистика утверждает, что погиб каждый четвертый житель республики, и весь ужас таится в этих голых, обезличенных цифрах. Режиссер фиксирует факты, находясь на отдалении от происходящего. Тот случай, когда кажется, что так нельзя, что взгляд на трагедию, прошедшую по белорусским деревням должен быть более личным, что должна быть сопричастность, надрыв. И при этом ясно, что иначе нельзя. Множество нюансов не нашли отражения в фильме, несмотря на его бескомпромиссность, потому что военная реальность — это бездна, к краю которой опасно подходить слишком близко.

    Элем Климов безжалостен. И беспощадность его кроется в деталях. Сомнамбулическое действие картины, постоянные шумы, наслоение звуков производят эффект контузии, будто не только Флера оглушен взрывом снаряда, но и зритель вместе с ним. Фильм засасывает смотрящего, как болотная жижа его героев. Чувство тревоги, закравшееся с самого начала при виде не по-детски грубого пацаненка, ближе к середине фильма начинает роиться в сознании, подобно мухам, облепившим брошенные в пустом доме тряпичные куклы. Нервозность нарастает с каждой сценой, она кругом: и в мертвых глазницах худосочной коровы, и в пулях, трассирующих над окутанным ночью полем. А затем темп повествования ускоряется, и только и успевают мелькать ошарашивающие кадры. Полыхает деревня, истошно орут горящие заживо люди, а на этом фоне развлекаются слетевшие с катушек немцы. Фото на память на фоне пылающего сарая. Женщина в форме, «эротично» обсасывающая клешню рака. Командир зондеркоманды, нежнейше сюсюкающий с ручным лемуром, пока резвятся на трупах его солдаты. Эти мелочи сродни ударам наотмашь. И в них — самое жуткое, что может принести с собой война.

    Нет ничего страшнее потери человечности, когда вырывается наружу необъяснимая тяга к насилию и изощренным пыткам, не имеющая ничего общего даже с инстинктам, потому что ни одно животное не станет просто так измываться над себе подобными. В военное время проще всего ломаются сдерживающие механизмы, и выплескивается гнойное содержимое почерневших, словно от копоти, душ. Это настоящее апокалиптическое затмение. Почти семьдесят лет назад оно накрыло собой нашу страну, а сегодня остались лишь хроники, рассказы очевидцев, число которых сокращается год от года. И памятники. От слова «память». На месте уничтоженной Хатыни сейчас расположен мемориальный комплекс, на территории которого находится единственное в мире «Кладбище деревень» — 185 могил, каждая из которых символизирует одно из невозрождённых белорусских селений. Фильм Элема Климова — это тоже своеобразный памятник. Кинематографический. Жестко и безапелляционно запечатлевший трагедию. Чтобы помнили. Чтобы она не повторялась.

    «Считающий печные трубы звук Хатынских колоколов уже за спиной у нас, мы уходим, а он остается, но снова догоняет, дробится, спрашивает: «Так вы по ня ли?.. Так ли вы по ня ли?.. Вы по ня ли?.. По ня ли?..»
    Алесь Адамович, «Хатынская повесть»

    9 апреля 2013 | 16:54

    Поскольку мои кинематографические вкусы прыгают из одной крайности в другую — сегодня решил попробовать рассказать о данном кино.

    Собственно сюжет таков: мальчик Флёра (который мне при первом просмотре вначале показался бродягой) вместе со своим другом в земле находит автомат и приносит его домой. Вскоре он решает отправиться на войну вместе с партизанским отрядом, однако из-за юного возраста — его не принимают. Выжив во время первого обстрела, он добирается до острова, где узнаёт, что его родных уже нет вживых. В ближайшей деревне Флёра с напарником воруют корову чтобы прокормиться, но вскоре попадают под обстрел. Мальчик остаётся один и вскоре проезжающий крестьянин приглашает его к себе, выдав за своего внука. Через какое-то время в деревне оказываются солдаты СС, где чудовищно издеваются, а затем сжигают местных жителей.

    В конце фильма, мы узнаём, что немцы попали к партизанам, где последние расправляются с ними.

    На самом деле меня очень огорчают некоторые мнения и не разделяю возмущения некоторых по поводу данной картины. То, что вторая часть пафосна, неправдоподобна? Что «тёртые белорусские мужики» не стали бы церемониться с фашистами-убийцами? Безусловно. Но я поправил бы, что снято это не для пафоса, а скорее рассказать нам (зрителям) циничное сознание фашиста (или нескольких) и то, чем они руководствовались. То, что об этом все знают или не знают — это уже другой вопрос.

    Вообще хотелось бы ещё поделиться вот какой мыслью: меня всегда волновал момент, когда одна секунда, даже не сюжетная линия, а буквально несколько кадров меняют восприятие фильма кардинально. Как в худшую сторону, так и в лучшую. Мне казалось это «величайшим парадоксом». Так вот в этом фильме такой момент есть — он является нам в самом последнем кадре, когда нам рассказывают после всего увиденного, сколько подобным образом было уничтожено поселений на территории Белоруссии. И в этот момент человек, если он конечно не совсем зачерствевший человек, прочувствует всю боль и ужас описанный в фильме. После этого кадра можно заявить, что это не просто фильм, показывающий зверства ради зверств.

    Мне лично в фильме более всего запомнились две роли: Флёры — Алексея Кравченко, естественно. С его таким неулыбчивым, безжизненным, землистым и изможденным лицом к концу фильма и командира партизанского отряда (к сожалению не помню называлось ли его имя) в исполнении Лауцявичуса. Человек, с соверешнно каменным пронзительным лицом. Практически как герой Вячеслава Тихонова в известном сериале.

    Фильм стоит посмотреть хотя бы ради того, чтоб прочувствовать весь тот ужас, творящийся в начале Войны. А то, что в фильме много жестокости — чрезмерная ли она или нет, то во-первых это естественно играет на сюжет и восприятие общей картины, а во-вторых — это просто несколько другая ипостась военного кино — это не лиризм «Баллады о солдате» и не «нравственное» военное кино как «А зори здесь тихие», когда зрители, по идее, должны испытывать более сильные чувства, чем героини. «Иди и смотри» — кино совершенно конкретное. Да и оно совершенно другое по восприятию и киноязыку. Мы проживаем трагедию вместе с персонажем Кравченко. И вот у кого надо было учиться Никите Сергеевичу во время съёмок его «Предстояния» когда он снимал сожжение церкви.

    Да и это, наконец, последний великий советский фильм.

    10 из 10

    9 сентября 2012 | 12:55

    после фильма я одеваю специальные шорты и иду плавать в море пока не опустилось солнце.

    каждый день я проезжаю на велосипеде в наушниках мимо памятника людям, которые под Новороссийском и Геленджиком защищали родину, пусть не мою, но я здесь живу.

    тот маленький человек, глазами которого показан 1943 год — это глаза всех тех людей, кто был убит или остался жив, перенеся через свои клетки все зверства другого типа человека.

    Я шел плавать и думал — ведь и те люди которые лежали кучей под домом и те кто убивал, смеясь — это же мы все, это же все человек…

    Почему же так ужасно жить сейчас? потому что видишь, что то, что есть не стоит того, что было. Это не моя страна, это не мои люди.

    Главный герой не хочет верить в то, что видит, потому что то, что происходило нереально, оно не поддается пониманию. Можно с разных позиций объяснить власть, жестокость и бесчеловечность, но я же человек, обладающий сознанием и те, кто жгут и режут других людей тоже, вроде бы, обладают мышлением.

    Каждый день… я плаваю, езжу на велосипеде, смотрю на солнце, слушаю необыкновенную музыку в этом красивом месте, где умирали люди, где отправляли солдат на кораблях, чтобы они защищали землю, на которой потом жили другие люди… наверное, мы…

    20 сентября 2010 | 12:16

    Иногда, когда мы смотрим фильмы, мы ставим себя на место режиссера и думаем, что какой-то эпизод сняли бы иначе, какую-то сцену бы вырезали т. д. Но есть фильмы, посмотрев которые понимаешь, что здесь совершенно нечего менять, что все абсолютно правильно. К таким фильмам относится картина Элема Климова «Иди и смотри».

    Действие происходит в Белоруссии. Главным героем является молодой парень Флера, который, найдя винтовку, идет на войну. На протяжении всего фильма мы видим, как из молодого парнишки Флера превращается во взрослого, видевшего все кошмары войны, человека. Весь этот ужас делает его гораздо жестче, пробуждает в его сердце ненависть. Такую роль мог сыграть только по-настоящему талантливый актер. Игра Кравченко просто поразила. Оператор часто показывал лица актеров во весь экран. Кравченко изобразил быстрое взросление путем катарсиса своего героя. Для этого можно сравнить выражение его лица в начале и в конце фильма. Актеру, конечно, очень помогло, что фильм снимался в хронологическом порядке, тем не менее, мимику показал он великолепно, особенно если учитывать то, что это была его первая роль. Однако помимо мимики, актер замечательно передал эмоции своего персонажа и черты его характера. Актерский состав вообще подобран замечательно, но молодой на то время Кравченко особенно выделяется.

    «Иди и смотри» — фильм о событиях Отечественной войны, который показывает нам все военные ужасы, он передает народную боль. Картину можно разделить на две части: на то, куда попадает и идет Флера и на сжигание деревни. Первая часть очень тяжела для восприятия, но создателям в точности удалось передать то, что творится внутри героев. Особенное внимание удивляется саундтреку в этих моментах. Диалоги плохо слышны: их заглушает громкое и мрачное музыкальное сопровождение. Во второй части подробно показывают то, как фашисты сжигают белорусскую деревню. Это страшно. Толпами людей загоняют в большое деревянное здание и поджигали его. Заживо горящие люди издают вопли, а фашисты потешаются, наблюдая за этим.

    Фильм должен посмотреть каждый человек. Ни один из фильмов про Вторую Мировую войну не сможет сравниться со всей передачи боли, с изображением трагедии как всего народа, так и одного человека с «Иди и смотри». Война превращает людей (особенно молодых) из добродушных и светлых в мрачных, все ненавидящих и покалеченных не только физически, но самое главное — морально. Фильм показал мне, что такое война.

    Я восхищен игрой актеров, работой режиссера и операторов, а композиторы передали всю тяжесть моментов. Весь смысл отражен в финале — в сцене, где Флера стреляет в портрет Гитлера. Мы видим документальные съемки его жизни, которые заканчиваются детской гитлеровской фотографией. Мы понимаем, что не будь этого страшного человека, то не было всех этих страшных событий, не было бы его ужасной политики и всемирных разрушениях а самое главное — потери миллионов невинных жизней. В этот момент в голову приходит мысль: «Если не было бы Гитлера…».

    Трудно описать весь фильм словами, надо каждому увидеть его своими глазами. Так что иди и смотри.

    8 из 10

    25 апреля 2012 | 19:26

    Любители кино, по крайней мере молодое поколение, считающее, что они таковыми являются, смотрящие различные «7 жизней» и «Достучаться до небес», при этом считающие, что эти фильмы содержат гениальные режиссерские задумки скорей всего даже и не слышали, что есть фильм снятый в 1985 году Элемом Климовым под названием «Иди и смотри». А про 2-ю Мировую Войну и зверствах фашизма они знакомы лишь со «Списком Шиндлера» и «Пианистом», ну и фильмами которые показывают на 9 мая по телевидению. Куда более «развитыми» оказываются глупые иностранцы которые «считают», что в войне победили американцы, но не смотря на это все же знакомые с творчеством Климова и постоянно упоминающие «Иди и смотри» в различных списках лучших фильмов. Может я и не прав, на что искренне надеюсь, но личное наблюдение, именно такое.

    Описать словами, то что видишь в фильме невозможно, как и не возможно передать на словах тот шок, полученный во время просмотра, особенно второй части фильма.

    Смотреть этот фильм настолько противно (не в худшем понимании этого слова), что возникает желание выключить его и не смотреть, дабы не видеть, что творили фашисты в Белоруссии при зачистках. Что бы не знать о той трагедии, что бы отрешиться от того времени… Но все же продолжаешь смотреть и думать, как же такое могло быть в цивилизованном мире. Вот они ужасы войны.

    4 сентября 2009 | 11:05

    …Загнали людей и стали ходить по хатам. Музыку на улице пустили, кричит музыка, а они ходят, и какая-то стрельба. А я бабам говорю: «Это ж они людей убивают». Мы собрались все в одну хату, чтоб не так страшно. В окно смотрим, на улице людей не стреляют, а только показывают: «Заходите в хату!» Смотрим в окно, как немцы в одну хату зашли, трое или четверо, побыли там и вышли, поправили автоматы и опять к хатам идут, все ближе к нашей… Схватила я детей — и на огород. Музыка кричит по деревне…Мы за колодцем спрятались на огороде, прикидала я детей картофляником, присыпала песком, а с улицы немцы все подходят к колодцу. Руки моют, плещутся, смеются. Не слышно немцев стало, тогда дети мне: «Мама, мама, бежим, бежим, мама, нас не убьют!» Ну поползли мы к колхозным гумнам, а там уже горит, а немцы пулями свистят, свистят… Это ж они там людей убивают, жгут. А нам все слышно, как кричат, воют люди, о Господи! Мы между горящих стен, между сараев. Я детей собой накрыла, песок подгребаю, жгет, так близко огонь… А Павлик все равно: «Мама, нас не убьют». А где тут не убьют, если мы уже горим. Не выдержала, встала на колени, поднялась — скорее пусть убьют! Что же, живыми гореть? И дети уже от огня кричат, ведь горим. А немец замахал на дым и пропал. Ну и мы поползли из огня, из дыма…

    … Когда людей все-таки позатолкали, позашвыривали в амбар и нас поглотила воющая темнота, я оказался у самой двери, ее закрыли и теперь заколачивали глухими кладбищенскими ударами. Солнечные полосы, столбы света, падающего сверху, дымятся пылью. И уже детские крики во всех концах амбара: «Мамочка, дым!» «Мамка, это будет больно, мамка, это больно?..»

    - Без детей — выходи, — прозвучал голос с акцентом. — Можно. Кто без детей. Детей нужно оставить.

    Женщины первые осознали, поняли смысл сказанного. Такого человеческого стона я не слышал за весь тот страшный день. Нет, такой тишины. Люди замолчали, как бы поняв все до конца. До этой черты, минуты еще их что-то связывало: людей в заколоченном амбаре и тех, кто был за стенами. Людей — и людей. А теперь не к кому было взывать. Вот уже скоро четверть века не затихает тот немой человеческий стон и над всем — недоумевающий, невыносимо ровный голос:

    - Сынок мой, зачем ты в эту резину обулся? Твои ж ножки очень долго будут гореть. В резине.

    И только тут я понял, что они делали, люди, торопливо, в немом крике: они раздевали детей, срывали одежду, словно она уже тлела на них…


    Разве смог нам ЭТО передать Элем Климов? Смог ли он заставить каждого зрителя представить себя на месте сжигаемых заживо матерей с детьми? прячущихся в лесных болотах крестьян, питающихся лишь крапивой и щавелем? партизан, которых немцы не признавали военнопленными, и потому подвергали страшной, долгой, мучительной смерти?

    Что вообще можно понять из фильма о партизанской войне?

    А Флера, между прочим, в боевых операциях участвовал и во время облавы в Переходах одного полицая убить успел…

    Какое-то голливудское получилось кино, не русское что ли…

    Так и норовишь, аналогии проводить: с «Апокалипсисом сегодня», «Списком Шиндлера»… Первый рассказывает про их (американскую) войну на чужой земле, куда их никто не звал. Второй — про чужую для них войну, на которую они тоже, в основном, только в кино смотрели, прячась за ленд-лизом и японцами, и лишь к дележу европейского пирога поторопились…

    Нельзя так у нас — картинки под музыку Вагнера показывать. Не поверят после Копполы и Спилберга!

    Не знаю, почему так произошло. Может быть, Элем Климов торопился, спешил опередить кого-то…

    Но! Браво Алексею Кравченко! Ему, хоть и загнанному в рамки скомканного сценария и невнятной режиссуры, веришь от начала и до конца фильма.

    Да, все мы, жители бывшего Союза должны, обязаны знать правду о той войне, знать, что не было бы уже на Земле такого народа, как наш, если бы немцы победили и выполнили свой Генеральный план Ост!

    Но стоило ли добровольно-принудительно водить школьников в кино на «Иди и смотри», даже в те 1980-е, когда слово патриотизм еще не выглядело смешным, и живы были еще очень многие свидетели, участники Великой Отечественной? Что уж говорить про сегодняшних школьников, изучающих историю по «бесславным ублюдкам» и «спасению рядового Райана»…

    Безусловно, экранизации повестей Алеся Адамовича и Василя Быкова должны быть, и я верю, что снимут еще такие фильмы — сильные, талантливые, откровенные!

    Ну а пока — если Вы не из тех, кто считает, что войну выиграли американцы с англичанами — читайте оригинал.

    17 апреля 2013 | 22:11

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 555 руб.
    DVD, 297 руб.
    подробнее

    Новости


    Московскую премьеру анимационной ленты «Джастин и рыцари доблести» посетил Антонио Бандерас, который не только выступил продюсером мультфильма, но и озвучил в нем одного из главных персонажей. Актер рассказал публике о работе над проектом, получил звезду на «Аллее славы» и заявил, что был бы не прочь сняться в российском фильме. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Самое большое влияние при подготовке к «Ярости» на меня оказал советский фильм «Иди и смотри». И не только на меня. Думаю, не ошибусь, если скажу, что он послужил точкой опоры и для режиссера, и для всех остальных актеров. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    К 9 мая российские телеэкраны станут черно-белыми: эфир займут «Баллада о солдате», «...А зори здесь тихие» и другие фильмы о войне. В преддверии Дня Победы КиноПоиск составил гид по классическим советским лентам на ТВ, а также нашел в коллекциях онлайн-кинотеатров малознакомые зарубежные и документальные картины о Второй мировой. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Прославленные режиссеры, операторы, монтажеры, специалисты по актерскому мастерству прилетели в Москву, чтобы поделиться уникальным опытом с молодыми кинематографистами со всего мира в рамках образовательной программы Generation campus. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Человек-муравейAnt-Man24 909 332
    2.ПикселиPixels24 011 616
    3.МиньоныMinions22 933 960
    4.Девушка без комплексовTrainwreck17 281 950
    5.ЛевшаSouthpaw16 701 294
    24.07 — 26.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ПикселиPixels146 441 426
    2.Человек-муравейAnt-Man111 747 901
    3.МиньоныMinions100 091 872
    4.ВиселицаThe Gallows48 702 428
    5.Бумажные городаPaper Towns28 052 996
    23.07 — 26.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 023 581743 692
    Деньги505 960 504 руб.194 586 807
    Цена билета250,03 руб.3,12
    23.07 — 26.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    80.Укрощение строптивогоIl bisbetico domato8.323
    81.Однажды в АмерикеOnce Upon a Time in America8.320
    82.Белый Бим Черное ухо8.320
    83.Римские каникулыRoman Holiday8.313
    84.Дневник памятиThe Notebook8.311
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.Тор: РагнарёкThor: Ragnarok92.43%
    47.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.13%
    48.Ключи от улицыThe Keys to the Street91.55%
    49.ДжойJoy91.48%
    50.Чёрная ПантераBlack Panther91.35%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Кобейн: Чёртов монтажCobain: Montage of Heck17
    Восставшие мертвецыDead Rising6
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road398
    Крепись!Get Hard9
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation2
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    МиньоныMinions6.567
    ПикселиPixels6.313
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation7.858
    Человек-муравейAnt-Man7.500
    АнтуражEntourage7.482
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation06.08
    СтрингерNightcrawler06.08
    Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.13.08
    Фантастическая четверкаFantastic Four20.08
    Песнь моряSong of the Sea27.08
    премьеры