всё о любом фильме:

Иди и смотри

год
страна
слоган-
режиссерЭлем Климов
сценарийЭлем Климов, Алесь Адамович
директор фильма-
операторАлексей Родионов
композиторОлег Янченко
художникВиктор Петров, Элеонора Семенова
монтажВалерия Белова
жанр драма, военный, история, ... слова
зрители
СССР  29.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время136 мин. / 02:16
Картина основана на документальных фактах и обращается к «Хатынской повести» Адамовича. Авторами выбрано именно то место и те события, которые стали символом народной беды и страдания.

Флера — шестнадцатилетний мальчишка, откопавший среди обрывков колючей проволоки, ржавых пулеметных лент и простреленных касок карабин, и отправившийся в лес к партизанам. В начале фильма он совсем ребенок. В конце, пройдя через ужас карательной акции фашистов, становится взрослым, пугающе взрослым и даже — старым. Война исказила когда-то нежные, детские черты и превратила их в старческие морщины.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
20 + 1 = 21
8.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1987 году.
    • Съёмки сцен фильма проходили в хронологическом порядке.
    Фрагмент 09:59

    файл добавил__ParticularPower__

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1280 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Впервые я посмотрел этот фильм по телевиденью и долго думал, как бы я его описал в отзыве: фильм о войне в Беларуссии, о страшных двух днях шестнадцатилетнего Флеры или о чём-то другом?

    Нет. Это фильм исключительно о психологическом воздействии такого страшного явления как война на человеческую психику (а именно детскую). Здесь ярко показано как постепенно восприятие Флерой окружающей действительности начинает пошатываться и искривляться словно в призме. Он уже не с юмором и задором смотрит на девушку Глашу, а с каким-то демонизмом как на ведьму словно. Мы становимся прямыми свидетелями постепенного «окаменения», «окостенения» психики Флеры на фоне безумств фашизма, котрые разворачиваются на глазах парня. Его «детскость» тут же сменяется, но не на «взрослость», а на гибрид страха, ненависти и чёрной остервенелости сумасшедшего человека.

    Естественно, от довольно молодого тогда ещё актёра Алексея Кравченко это требовало колоссальных усилий: как физических (вспомним хотя бы момент в трясине), так и душевных. Что он и проделал просто потрясающе для своего возраста.

    Нельзя не отметить визуальную сторону ленты, которая впечатляет зрителя до глубины души своими ужасающими картинами военных действий, страданий людей, жестокостью фашистов и всеобщим хаосом беларусского народа. Оператор постарался на славу вобщем. За что ему честь и хвала.

    Очень стильный по своему фильм.

    Всем тем, кто желает изменить своё мнение о скучности советского кино в противоположную сторону, советую посмотреть в первую очередь именно этот фильм.

    Не зря он вошёл в 50-ку самых значимых фильмов в истории мирового кинематографа.

    12 мая 2008 | 21:33

    Я видел много разных фильмов про войну, и до сего момента лучшим считал «Список Шиндлера». Теперь всё изменилось. Нисколько не принижая шедевр Спилберга, опускаю его на почётное второе место.

    Как бы заезженно это ни звучало, мне сложно подобрать слова и собраться с мыслями. Кадры из фильма как вкопанные стоят перед глазами, а уж о том чтобы его теперь забыть не может быть и речи. Пожалуй это один из самых сильных фильмов, который я когда-либо видел в жизни. Сокрушающий удар по мировоззрению.

    Выворачивающая душу наизнанку лента не похожа на другие советские военные фильмы, в которых действие обычно поисходит на фронте и главная цель — воспевание героизма советских солдат. «Иди и смотри» совсем другое кино. Это настоящая психологическая драма, словно огромный пресс, нещадно давящая на зрителя. Не раз и не два нам показывают сцены настолько страшные, что реально хочется отвернуться, но сделать это тяжело. Буд-то кто-то железной хваткой держит тебя, не давая пошевелиться. Пришёл, так сиди и смотри, и больше никаких вопросов.

    Сюжета, как такового здесь нет. Он и не к чему. Всё просто: Белорусский мальчик Флёра решил отправиться в партизанское движение, благодаря чему он не был убит сразу, как его семья. Однако может его семье как раз таки повезло больше? Флёре пришлось заглянуть в глаза самому злу и это изменило его навсегда, в буквальном смысле состарило. Нам не ясно сколько он прожил, как только фильм закончился, однако ясно одно: даже смерть в чём-то более притягательна, чем жизнь с тем, что поселилось в сердце мальчишки.

    По началу мне казалось, буд-то я смотрю что-то вроде арт-хауса. Какие-то непонятные и даже неестественные действия главного героя и его новой знакомой, девушки Глаши (её судьба так-же туманна), искажённый русский язык, на котором все общаются так, что порой даже непонятно о чём говорят. Сюреалистичная музыка и звуковые эффекты. Всё это вызывало противоречивые эмоции, однако позже мне стала ясна мысль режиссёра. Именно так на войне погибает детство, в агонии и сумасшествии. Мир тогда был одной ногой в бездне и в таких обстоятельствах сложно держать себя в руках и нормально воспринимать происходящее. Детям особенно. Психоделическое начало фильма вызовет у каждого массу ассоциаций и точно не оставит равнодушным.

    Далее картина принимает более отчётливые очертания. Флёра и несколько партизан пытаются добраться до населённого пункта. Тут наш герой впервые своими глазами увидит смерть, какой она бывает на самом деле. Был человек, раз и не стало. А мир, тем временем, продолжает существует как ни в чём не бывало. Это страшно, друзья мои. Но всё затмевает последний, заключительный аккорд. Богатая на подробности, сцена уничтожения жителей деревни в амбаре. По праву она может считаться самой жуткой в истории кино.

    Там где Спилберг брал натуралистичными сценами насилия, Климов идёт более тонким путём. Как говорил Хичкок: «Нет ничего страшнее закрытой двери». Вот и тут, за закрытыми дверями амбара под пулями и огнём погибает масса людей. Большая часть жестокости остаётся за кадром, но мы то прекрасно представляем ЧТО там происходило. И от этого душа уходит в пятки. Мощь и ужас данного эпизода не знают равных. В этом есть немалая заслуга оператора. Ни на секунду вас не покинет ощущение, что вы участник событий, но по каким-то причинам вас никто не замечает. Однако кажется, что вот-вот заметят.

    Последний штрих бесчеловечной картины — взгляд изнасилованной крестьянской девушки, у которой словно не осталось души, а лишь пустая оболочка. Таким же стал и Флёра. Как признался пленный немец, главная цель убийц — дети. Ведь за ними будущее. Нет детей, нет будущего. Это факт, но какое именно будущее? Гениальная идея с военной хроникой, отматывающейся назад, и в конечно итоге подводящей нас к детской фотографию Гитлера с матерью. И он когда-то был ребёнком. Кто бы знал, в какое чудовище превратится очаровательный мальчонка, а ведь всё могло быть иначе. И в том, что Флёра не может выстрелить в эту воображаемую фотографию, заключена главная мысль фильма — НАДЕЖДА. Именно она спасёт мир.

    Однозначно, советую этот фильм всем без исключения. Это больше чем шедевр, больше чем искусство, это жизнь.

    Кощунственно ставить оценку, но раз так заведено, то я ставлю 1000 из 10.

    15 июля 2010 | 18:31

    Иногда, когда мы смотрим фильмы, мы ставим себя на место режиссера и думаем, что какой-то эпизод сняли бы иначе, какую-то сцену бы вырезали т. д. Но есть фильмы, посмотрев которые понимаешь, что здесь совершенно нечего менять, что все абсолютно правильно. К таким фильмам относится картина Элема Климова «Иди и смотри».

    Действие происходит в Белоруссии. Главным героем является молодой парень Флера, который, найдя винтовку, идет на войну. На протяжении всего фильма мы видим, как из молодого парнишки Флера превращается во взрослого, видевшего все кошмары войны, человека. Весь этот ужас делает его гораздо жестче, пробуждает в его сердце ненависть. Такую роль мог сыграть только по-настоящему талантливый актер. Игра Кравченко просто поразила. Оператор часто показывал лица актеров во весь экран. Кравченко изобразил быстрое взросление путем катарсиса своего героя. Для этого можно сравнить выражение его лица в начале и в конце фильма. Актеру, конечно, очень помогло, что фильм снимался в хронологическом порядке, тем не менее, мимику показал он великолепно, особенно если учитывать то, что это была его первая роль. Однако помимо мимики, актер замечательно передал эмоции своего персонажа и черты его характера. Актерский состав вообще подобран замечательно, но молодой на то время Кравченко особенно выделяется.

    «Иди и смотри» — фильм о событиях Отечественной войны, который показывает нам все военные ужасы, он передает народную боль. Картину можно разделить на две части: на то, куда попадает и идет Флера и на сжигание деревни. Первая часть очень тяжела для восприятия, но создателям в точности удалось передать то, что творится внутри героев. Особенное внимание удивляется саундтреку в этих моментах. Диалоги плохо слышны: их заглушает громкое и мрачное музыкальное сопровождение. Во второй части подробно показывают то, как фашисты сжигают белорусскую деревню. Это страшно. Толпами людей загоняют в большое деревянное здание и поджигали его. Заживо горящие люди издают вопли, а фашисты потешаются, наблюдая за этим.

    Фильм должен посмотреть каждый человек. Ни один из фильмов про Вторую Мировую войну не сможет сравниться со всей передачи боли, с изображением трагедии как всего народа, так и одного человека с «Иди и смотри». Война превращает людей (особенно молодых) из добродушных и светлых в мрачных, все ненавидящих и покалеченных не только физически, но самое главное — морально. Фильм показал мне, что такое война.

    Я восхищен игрой актеров, работой режиссера и операторов, а композиторы передали всю тяжесть моментов. Весь смысл отражен в финале — в сцене, где Флера стреляет в портрет Гитлера. Мы видим документальные съемки его жизни, которые заканчиваются детской гитлеровской фотографией. Мы понимаем, что не будь этого страшного человека, то не было всех этих страшных событий, не было бы его ужасной политики и всемирных разрушениях а самое главное — потери миллионов невинных жизней. В этот момент в голову приходит мысль: «Если не было бы Гитлера…».

    Трудно описать весь фильм словами, надо каждому увидеть его своими глазами. Так что иди и смотри.

    8 из 10

    25 апреля 2012 | 19:26

    «И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.
    И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными»
    Откровение Иоанна Богослова


    Какое лицо у войны? Суровое, но внушающее безграничное доверие лицо командира партизанского отряда, или представляющее собой сплошную ожоговую рану лицо деревенского мужика, как молитву повторяющего: «Не надо было копать». Может, война похожа на избитую и изнасилованную девчонку с пустыми невидящими глазами и свисающей с разбитых губ кровавой слюной, а может — на немощную старуху, которую цинично пощадили уходящие из разоренного села немцы? Или же у войны испещренное морщинами лицо шестнадцатилетнего мальчишки Флеры, постаревшего за несколько месяцев… недель… дней? Человеческая метафора, центральная в фильме Элема Климова «Иди и смотри». Собирательный образ всех жителей белорусских деревень, разоренных, сожженных дотла немецкими оккупантами. Образ, воплощенный на экране не профессиональным актером, а обычным подростком, способным к глубокой эмпатии. Сложнейшая роль, требовавшая от Алексея Кравченко физической и эмоциональной выносливости. Недаром, после выхода картины в свет еще долго ходили слухи, что психика мальчика не выдержала, и он попросту сошел с ума.

    А еще говорили, мол, после окончания съемок повесился режиссер, что тоже было бы неудивительно. По своим собственным признаниям, Климов не думал, что когда-либо решится снять фильм о войне, настолько личной и болезненной была для него эта тема. Но авторское недовольство вышедшей в 1975 году «Агонией» на фоне неожиданного творческого взлета его жены — Ларисы Шепитько — подстегнуло режиссера к поиску нового материала, который позволил бы ему реабилитироваться, прежде всего, в собственных глазах. Случай свел его с автором военной прозы Алесем Адамовичем. Вместе они и написали сценарий «Иди и смотри». Литературной основой картины стали сразу несколько произведений Адамовича. Основные герои перекочевали в киноленту из «Хатынской повести», некоторые детали были взяты из «Партизан» и «Карателей», а наиболее значимое влияние на сюжет картины оказала, наверное, документальная книга «Я из огненной деревни», собравшая в себе воспоминания уцелевших в горниле плана Ост «самых безобидных славян».

    Но есть в «Иди и смотри», несмотря на мощную литературную основу, что-то, что делает картину не похожей на большинство фильмов и книг о войне. В той же «Хатынской повести» есть свои герои — партизаны, обладающие уникальными характерами, мыслями, переживаниями. И мотивацией. Они гибнут не просто так, но за что-то, во имя высшей идеи, во имя благополучия своей земли, своего народа. И мы привыкли видеть смысл, привыкли, что смерть окупается подвигом. У Климова все иначе. На экране умирают люди, не имевшие отношения к боевым действиям. Это не было их сознательным выбором. Стариков, женщин, детей (особенно — детей), как скот, загоняли в амбары и заживо сжигали. Все эти люди в фильме, по сути, безымянны, но счет их по всей Белоруссии шел на тысячи. Сухая статистика утверждает, что погиб каждый четвертый житель республики, и весь ужас таится в этих голых, обезличенных цифрах. Режиссер фиксирует факты, находясь на отдалении от происходящего. Тот случай, когда кажется, что так нельзя, что взгляд на трагедию, прошедшую по белорусским деревням должен быть более личным, что должна быть сопричастность, надрыв. И при этом ясно, что иначе нельзя. Множество нюансов не нашли отражения в фильме, несмотря на его бескомпромиссность, потому что военная реальность — это бездна, к краю которой опасно подходить слишком близко.

    Элем Климов безжалостен. И беспощадность его кроется в деталях. Сомнамбулическое действие картины, постоянные шумы, наслоение звуков производят эффект контузии, будто не только Флера оглушен взрывом снаряда, но и зритель вместе с ним. Фильм засасывает смотрящего, как болотная жижа его героев. Чувство тревоги, закравшееся с самого начала при виде не по-детски грубого пацаненка, ближе к середине фильма начинает роиться в сознании, подобно мухам, облепившим брошенные в пустом доме тряпичные куклы. Нервозность нарастает с каждой сценой, она кругом: и в мертвых глазницах худосочной коровы, и в пулях, трассирующих над окутанным ночью полем. А затем темп повествования ускоряется, и только и успевают мелькать ошарашивающие кадры. Полыхает деревня, истошно орут горящие заживо люди, а на этом фоне развлекаются слетевшие с катушек немцы. Фото на память на фоне пылающего сарая. Женщина в форме, «эротично» обсасывающая клешню рака. Командир зондеркоманды, нежнейше сюсюкающий с ручным лемуром, пока резвятся на трупах его солдаты. Эти мелочи сродни ударам наотмашь. И в них — самое жуткое, что может принести с собой война.

    Нет ничего страшнее потери человечности, когда вырывается наружу необъяснимая тяга к насилию и изощренным пыткам, не имеющая ничего общего даже с инстинктам, потому что ни одно животное не станет просто так измываться над себе подобными. В военное время проще всего ломаются сдерживающие механизмы, и выплескивается гнойное содержимое почерневших, словно от копоти, душ. Это настоящее апокалиптическое затмение. Почти семьдесят лет назад оно накрыло собой нашу страну, а сегодня остались лишь хроники, рассказы очевидцев, число которых сокращается год от года. И памятники. От слова «память». На месте уничтоженной Хатыни сейчас расположен мемориальный комплекс, на территории которого находится единственное в мире «Кладбище деревень» — 185 могил, каждая из которых символизирует одно из невозрождённых белорусских селений. Фильм Элема Климова — это тоже своеобразный памятник. Кинематографический. Жестко и безапелляционно запечатлевший трагедию. Чтобы помнили. Чтобы она не повторялась.

    «Считающий печные трубы звук Хатынских колоколов уже за спиной у нас, мы уходим, а он остается, но снова догоняет, дробится, спрашивает: «Так вы по ня ли?.. Так ли вы по ня ли?.. Вы по ня ли?.. По ня ли?..»
    Алесь Адамович, «Хатынская повесть»

    9 апреля 2013 | 16:54

    после фильма я одеваю специальные шорты и иду плавать в море пока не опустилось солнце.

    каждый день я проезжаю на велосипеде в наушниках мимо памятника людям, которые под Новороссийском и Геленджиком защищали родину, пусть не мою, но я здесь живу.

    тот маленький человек, глазами которого показан 1943 год — это глаза всех тех людей, кто был убит или остался жив, перенеся через свои клетки все зверства другого типа человека.

    Я шел плавать и думал — ведь и те люди которые лежали кучей под домом и те кто убивал, смеясь — это же мы все, это же все человек…

    Почему же так ужасно жить сейчас? потому что видишь, что то, что есть не стоит того, что было. Это не моя страна, это не мои люди.

    Главный герой не хочет верить в то, что видит, потому что то, что происходило нереально, оно не поддается пониманию. Можно с разных позиций объяснить власть, жестокость и бесчеловечность, но я же человек, обладающий сознанием и те, кто жгут и режут других людей тоже, вроде бы, обладают мышлением.

    Каждый день… я плаваю, езжу на велосипеде, смотрю на солнце, слушаю необыкновенную музыку в этом красивом месте, где умирали люди, где отправляли солдат на кораблях, чтобы они защищали землю, на которой потом жили другие люди… наверное, мы…

    20 сентября 2010 | 12:16

    Почему смотрел: Хорошо известный военный фильм Элема Климова, о котором я слышал и имел общее представление, и «Хатынскую повесть» Алеся Адамовича читал… Решил с опозданием посмотреть его.

    Сюжет Два дня из жизни простого белорусского мальчика- подростка Флёры — два трагических дня, в которые война проехалась по нему тяжелым катком.

    Как это сделано Это сделано очень нестандартно. Климов сгустил тему до предела. Перед нами и вправду открылся фашистский ад с разными кругами, который должен пройти герой фильма. Такая сгущенная атмосфера страшной беды парадоксально деперсонифицирует ее. Получается парадокс — фильм вроде бы посвящен конкретной теме — гибели деревни (за ней угадывается Хатынь) от рук фашистских оккупантов. И вроде бы эта тема в фильме последовательно проводится — постоянно мелькают фашисты, один из них в конце произносит человеконенавистнический монолог о низших и высших расах, наконец очень эффектно сделанный (и в то же время несколько на мой взгляд чужеродный) знаменитый финальный эпизод с возвратом по времени к детству Гитлера… Все это совершенно не оставляет сомнений в адресности фильма. В то же время концентрация зла, насилия и жестокости в фильме придает ему несколько символический оттенок, хорошо выраженный в сцене плавания — преодоления — болота под шум и звуки в голове контуженного Флёры. Здесь уже нет фашистов, есть некое Зло, оказывающее давление на героев, есть Ад, спустившийся на Землю.

    И говоря о фильме, нужно, как мне кажется вот эту его двойственность иметь в виду. Тут я не буду ее оценивать, вернусь к этой теме в разделе «Впечатления».

    Артисты: Это не актерский фильм, скорее операторский с длинными общими планами, с просторами, на которых разворачивается действие, с панорамами… Артисты здесь не так важны, и практически здесь нет более менее длинных ролей, подавляющее число исполнителей действуют в одном эпизоде. Главный герой тут один — Флёра, идущий сквозь фильм. Алексей Кравченко сыграл хорошо и достойно, хотя мне показалось, что роль оказалась для него невыносимо трудна и эмоции, владеющие его персонажем, передаются и ему, что не всегда выгодно действует на фильм. Вторая более менее значительная роль Ольги Мироновой получилась не вполне понятной из за неопределенности ее положения в фильме, ее роль в нем не вполне понятна и такое впечатление, что ей изначально отводилась более важная роль в событиях, но она не «поместилась» в фильм.

    Впечатления Это безусловно значительный антивоенный фильм, оказывающий глубокое эмоциональное воздействие на зрителя. Оно настолько сильно концентрированно, что к самой сильной, кульминационной и страшной сцене гибели людей в пожаре, у зрителей включается защитный механизм, ослабляющий восприятие немыслимого ужаса происходящего. В этом мне кажется есть некоторый монтажный недочет фильма. Сцена в начале фильма с мертвыми телами у дома Флёры при всей своей краткосрочности и лаконичности пожалуй действует сильнее, как удар наотмашь.

    Замысел авторов был понятен и благороден — показать звериное и бесчеловечное лицо фашизма, чтобы происходящее никогда не повторилось. Но то, о чём я говорил: тотальность изображаемого зла во- первых несколько лишает его конкретности, а во- вторых включает защитную блокировку. Концентрация бед и ужасов превышает болевой порог. Не сомневаюсь, что действительность была еще намного страшнее, но тем художественное произведение и отличается, что добиваясь художественного эффекта оно должно приспосабливать действительность под поставленные художественные задачи. Здесь это не до конца произошло.

    Я подробно касаюсь этого вопроса, потому что он показался мне очень важен.

    Это вовсе не значит, что фильм мне не понравился. Напротив, это трагический и горький вызов войне и фашизму, демонстрация той степени оскотинивания, к которым он приводит.

    Фильм — как сильнейший удар наотмашь, имеющий также высокую художественную ценность. Некоторые сцены буквально разрывают душу — и не идут из головы.

    Сильный, хотя и структурно не вполне совершенный фильм

    8 из 10

    5 марта 2014 | 20:24

    У меня не хватает слов для выражения моих впечатлений от фильма. Я посмотрела его вчера ночью. От увиденного я испытала ужас. Поставить и снять такой фильм в 1985 году — это смело. Молодой Кравченко впечатлил. Каждый кадр, каждый эпизод в фильме наполнен смыслом.

    Я считаю, что этот фильм относится к тем шедеврам, которые должны посмотреть ВСЕ.


    Жаль! Очень жаль, но таких фильмов у нас сейчас не снимают, да и просто не умеют снимать…

    23 июня 2007 | 14:02

    Через глаза современного зрителя уже прошли тысячи кинофильмов о войне. Начиная с «Летят журавли» Михаила Калатозова и заканчивая «Пианистом» Романа Поланского. Все уже давно привыкли к ужасам на экране, давно уже засела мысль о том, что фашисты — сволочи и т. д. Точно так же было и со мной, когда я сел перед телевизором, посмотреть фильм «Иди и смотри». Но, как оказалось, это был не очередной кровавый военный детектив, а нечто большое.

    Во-первых, в данной кинокартине многие эпизоды сняты одним куском. Это трудно воспринимается зрителем, который привык к клиповому монтажу, а не длинными панорамами. Например, когда Флёра и его подруга идут по болоту, у тебя прямо рушится всё внутри, что-то даже подкатывает к горлу, но не тошнота, а нечто другое. Такими длинными, и, некоторые подумают, «занудными» кадрами режиссёр мастерски передаёт нам ощущение того времени, того, что там было. Ты переживаешь вместе с героем его трудность, хотя это слабое слово для того, что пережил Флёра.

    Во-вторых, если кто заметил, 2-я часть фильма практически без слов. Одним изображением, подкреплённым давящим звуком, Климов говорит с нами через экран. Ни тебе диалогов, ни красивых слов. Как говорится, «Слово — это одно, а дело — совсем другое». А дело страшное. Когда смотришь, прямо чувствуешь, как внутри что-то крошится, становится неуютно, противно, как будто на тебя надавили, и ты «через не хочу» смотришь это.

    В-третьих, Флёра — это мы с Вами. Мы, наверное, тоже думаем, что война — место романтическое, не страшное, по лесам, по лугам гулять будем. Но на это Климов отвечает: «Иди и смотри». Флёра пошёл и увидел все эти ужасы, он стареет у нас на глазах оттого, что увидел, и мы вместе с ним.

    Думаю, что Вам нужно не читать моё безобразное писание, а пойти и посмотреть этот фильм. Вы всё поймёте. Без слов.

    24 ноября 2008 | 18:41

    И когда он снял четвёртую печать,
    Я услышал голос четвёртого животного:
    Иди и смотри!
    И я взглянул.
    И вот конь бледный,
    И на нём всадник,
    Имя которому смерть.


    Теперь я знаю, как выглядит Апокалипсис. Он гремит в ушах заезженными патефонными пластинками и чьим-то идиотским подвыпившим смехом. От него пахнет бензином и сгоревшей плотью. Сам же он состоит из пугающих мелочей: нелепой свистульки, торчащей изо рта изнасилованной всем взводом девицы, коляски с трупом, нарезающей бессмысленные круги или безразличия в глазах немецкого офицера, который одновременно играет со зверьком. Апокалипсис свершился, но все были слишком заняты, чтобы его заметить. Звезды с неба пока не падали, но реки уже покраснели.

    К середине 80-х годов тема Великой Отечественной Войны считалась в советском кинематографе практически исчерпанной. Что нового можно было добавить после виртуозно прочувствованных трагедий одного человека («Летят журавли»), отдельно взятой семьи («Баллада о солдате») или целого народа («Они сражались за Родину»). Но Климов пошел дальше, и его фильм гораздо глобальнее трагедий отдельных людей и наций, ибо он подводит неутешительный итог деятельности всей человеческой цивилизации.

    История пугает своей обыденностью для того времени. Жители белорусской деревни отказываются выдать немцам местоположение партизан, и захватчики принимают решение стереть ее с лица земли. Процесс стирания опробован до мелочей, все роли расписаны заранее, и каждый выполняет свою с точностью часового механизма.

    Однако, заставляя зрителя встать на место крестьянина, сгорающего в амбаре, Климов прекрасно понимает одну из основных заповедей киноискусства: главное — не то, что происходит на экране, а то, что воображение зрителя дорисует в своей голове. По сравнению с современными натуралистическими веяниями его фильм почти аскетичен. Нынешние режиссеры для усиления эффекта понапихали бы расчлененки, реки крови, стекающей с рукавов палачей, крупные кадры сгорающей человеческой плоти. Климов обходится без этих дешевых приемов, но благодаря виртуозной работе камеры и блестящему монтажу добивается полного эффекта присутствия на месте событий. Это и отличает его фильм от прочих на ту же тему: другие предлагали зрителю прочувствовать трагедию, Климов же заставляет ее пережить.

    И вместе с тем, фильм совсем не о войне. Здесь нет противостояния идеологий, а палачи — обычные люди в немецкой форме и без нее. Один из ключевых образов — старосты из своих, охотно отправляющие соотечественников на смерть и получающие от нее явное удовлетворение. Что это — простое желание выжить любой ценой? Или опьянение маленького человека, которому наконец дали хоть какую-то власть над другим, и теперь он ее использует на полную катушку?

    Показывая акты жестокости, Климов намеренно вызывает у зрителя полное отвращение к происходящему. И вместе с тем, это один из тех фильмов, который во время просмотра меняет своего зрителя.

    К финалу мальчик Флера полностью седеет, превращаясь в старика. Зрителя ждет та же участь, только внутренне — начиная смотреть фильм юным и несведущим в вопросах глубин человеческого падения, он заканчивает просмотр глубоким стариком, видевшим такое, что нельзя видеть. Фильм рождает отвращение не к нацизму, не к Гитлеру, не к войне, а к любым формам человеческого принуждения и насилия, которые в сознании смотревшего, в первые дни после просмотра будут неизбежно мутировать в образы догорающего крестьянского амбара.

    И режиссер дает зрителю такой выход в мир, где это не повторится. Первоначально Климов хотел назвать картину «Убейте Гитлера» с подзаголовком «Убейте Гитлера везде….» Но не стоит буквально понимать финальную сцену с расстрелом портрета фюрера — уничтожение одного психопата, горстки людей или даже целой системы ничего не решит, только сами реки начнут течь в обратную сторону.

    Ведь вторая часть подзаголовка картины — «Убейте Гитлера в себе», и корень решения этой проблемы находится в людских душах. Ключ к спасению лежит в милосердии, только оно сможет остановить насилие. И Флера, даже после того что пришлось ему вынести, останавливается, не в силах пристрелить на портрете невинного ребенка, хотя и прекрасно знает о том, в кого он превратится. А мы так сможем?

    Увы, но и спустя 25 лет после выхода фильма современному человеку столь же сложно разрубить этот гордиев узел. Насилие и жестокость повсеместно маршируют нога в ногу на очередную ступень человеческой цивилизации. А это значит, что мы не смогли усвоить самый суровый урок, и наши реки по-прежнему красные. Апокалипсис продолжается.

    10 из 10

    8 апреля 2009 | 21:50

    Мы живём в современном мире. Поглощены заботами, каждый будний день ходим на работу, растим детей, воспитываем внуков. Мы считаем себя уникальными и обо всём, абсолютно обо всём имеем своё мнение. Мы смотрим и слушаем политические передачи, выбираем президентов, спорим о недостатках той или иной партии. Мы просыпаемся и засыпаем, кушаем и испражняемся, а в слово «война» вкладываем свою жизненную историю, свои отношения с врагами, соперниками, предавшими нас людьми. Что вы, что вы, мы же столько выстрадали, нас столько раз обижали почём зря, но надо жить дальше и строить карьеру. Надо узнать, на сколько сантиметров яхта соседа длиннее моей или что у нас на ужин. Что надеть вечером, куда съездить на выходных, с кем переспать. Всё это невыносимо сложно, но вот наступает 23 февраля или 9 мая, известные всем праздники. Мы, исполненные гордости, гуляем по городу, привязываем нашим детям георгиевские ленточки на руку и твёрдо уверены, что знаем о войне всё и даже больше. Да, она была с такого-то года по такой, потому что так-то и так-то, как нас учили в школе. Зато теперь благодаря победе над фашистами есть два замечательных праздника, можно не идти на работу. МОЖНО НЕ ИДТИ. Это сейчас самое главное.

    А теперь ХОТИТЕ ЧЕСТНО? Мы вообще ничего не знаем о войне. Для нас, — не для всех, но для многих, — это совершенно пустое слово. Потому что мы пусты для этой войны. Потому что если сейчас будет война, таковая, какая была в середине прошлого века, нас попросту вмиг сотрут с лица земли.

    А, собственно, зачем нам, таким разумным существам, смотреть фильм Элема Климова «Иди и смотри»? Он же вроде скучен по больше части… Там плохой звук… Там взрывы какие-то, или их там нет, или ещё что-то… Это ж не «9 рота», где всё новое и такие прикольненькие спецэффекты…

    А чтобы знать и помнить, ЧТО ТАКОЕ ВОЙНА. Давайте-ка вообще выкинем из головы эти стереотипные картинки с танками, взрывами, падающими самолётами, ором солдат и вёдрами бутафорской крови. Чем дальше по годам мы отходим от того времени, тем больше война становится похожа на компьютерную игру. Но в такой игре нет боли, страха, смерти. Как бы нам ни пытались тщетными усилиями доказать обратное современные режиссёры.

    «Иди и смотри» — это один из самых лучших фильмов о Второй Мировой войне. Это способ прочувствовать и прожить, а не просто поглазеть и забыть. Это боль и бесконечное страдание…

    Главный герой совсем ещё ребёнок. Он мог бы любить и быть любимым; просыпаться по утрам и знать, что день пройдёт спокойно; играть с детством и познавать мир. НЕТ. Он наивен и добр, патриотичен и влюблён одновременно, однако война подминает под себя всех. Ей не важно, кто ты вообще такой.

    По ходу действия этого страшного фильма зритель отчасти становится этим мальчиком. Торжество смерти расползается по белорусской земле, создавая атмосферу нескончаемого хаоса и ужаса. Детская ранимая душа маленького старика ломается от тяжести испытаний. Вместе с главным героем мы просто… сходим с ума. Всё показано слишком достоверно, поэтому лично я, смотря на скитания Флёры, не понимал происходящее вместе с ним. Это как оказаться на тех местах в те года и затеряться в пучине неизбежности. Стать слепым от огня, глухим от взрывов, немым от горя.

    Но самое страшное происходит в конце, когда фашисты захватывают деревню и глумятся над её жителями, а ты бессильно наполняешься злостью и понимаешь, как де всё-таки ты ненавидишь немцев… Вот что нам хотел привить Элем Климов: отвращение к жестокости в целом и к войне в частности.

    Режиссёр выбрал на главную роль молоденького в восьмидесятые годы Алексея Кравченко, что значительно сыграло ему на руку. Талант мальчика безграничен, поэтому лучше не судите о мастерстве актёра по сериалам про «братанов» — это небо и земля. Не поддаётся пониманию, как сам Алёша не сошёл с ума во время съёмок. Вживание в образ молучилось настолько сильным и незабываемым, что и не веришь в то, что смотришь кино — всё ведь по-настоящему

    Да, и образы фашистов тоже самые что ни на есть настоящие. Без лишнего пафоса нам показывают худшую сторону человеческой натуры, её высмеяние страданий других, «толстокожесть» при виде рыданий, горечи и ненависти. Я теперь понял, что чувствовали ветераны, когда воевали. Думаю, это должен понять каждый.

    Фильм не стал моим любимым, потому что войну нельзя любить. Но он достоин всех наград и похвал. Он — это зеркало Второй Мировой…

    «Иди и смотри» — это война глазами обычного человека. Не солдата и не немца, а беззащитного ребёнка. Ребёнка, который никогда больше ребёнком не будет. Ребёнка, который повидал в жизни именно столько горя, чтобы иметь полное право утверждать, что он вообще его повидал. Ребёнка, в одночасье ставшего стариком.

    Это его история и история целого поколения. Боль тех, у кого государство сейчас отнимает жильё и предоставляет мизерную пенсию. Страдание тех, чьей кровью пропитана вся почва России вдоль и поперёк. Ужас тех, чьи дети и внуки живут свободно и независимо, даже не подозревая, что пришлось испытать когда-то их дедушкам и бабушкам…

    МЫ НЕ СМЕЕМ ЗАБЫТЬ. НИКОГДА!

    10 из 10

    (Вы всё ещё уверены, что знаете про войну всё и даже больше?)

    23 февраля 2012 | 06:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 525 руб.
    DVD, 281 руб.
    подробнее

    Новости


    Московскую премьеру анимационной ленты «Джастин и рыцари доблести» посетил Антонио Бандерас, который не только выступил продюсером мультфильма, но и озвучил в нем одного из главных персонажей. Актер рассказал публике о работе над проектом, получил звезду на «Аллее славы» и заявил, что был бы не прочь сняться в российском фильме. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Сюжет „Шпиона“ разворачивался в неком мифологическом пространстве советской жизни, и мне захотелось заняться материализацией этого мифа. Предстояло довести до чрезмерности сталинскую эстетику, сделать реальным воображаемое... (...)
     
    все интервью

    Статьи


    К 9 мая российские телеэкраны станут черно-белыми: эфир займут «Баллада о солдате», «...А зори здесь тихие» и другие фильмы о войне. В преддверии Дня Победы КиноПоиск составил гид по классическим советским лентам на ТВ, а также нашел в коллекциях онлайн-кинотеатров малознакомые зарубежные и документальные картины о Второй мировой. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Прославленные режиссеры, операторы, монтажеры, специалисты по актерскому мастерству прилетели в Москву, чтобы поделиться уникальным опытом с молодыми кинематографистами со всего мира в рамках образовательной программы Generation campus. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy17 202 212
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles16 725 447
    3.Если я останусьIf I Stay15 679 190
    4.Типа копыLet's Be Cops10 810 533
    5.Игра на высотеWhen the Game Stands Tall8 381 509
    22.08 — 24.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For121 448 012
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles87 659 729
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue79 442 321
    4.ПосвященныйThe Giver66 630 159
    5.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy58 673 184
    21.08 — 24.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 007 758277 555
    Деньги494 825 551 руб.70 859 831
    Цена билета246,46 руб.1,07
    21.08 — 24.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    85.Жизнь другихDas Leben der Anderen8.319
    86.Унесенные ветромGone with the Wind8.318
    87.Красавица и чудовищеBeauty and the Beast8.315
    88.АмадейAmadeus8.309
    89.Ходячий замокHauru no ugoku shiro8.308
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.Американский снайперAmerican Sniper94.20%
    17.ЭверестEverest94.16%
    18.Обитель проклятыхEliza Graves94.11%
    19.Черная мессаBlack Mass94.07%
    20.Звездные войны: Эпизод 7Star Wars: Episode VII94.07%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Не исчезайDon't Fade Away2
    Теккен 2Tekken: A Man Called X1
    Драка подушками в женском обществе (с Мишель Родригес)Sorority Pillow Fight (with Michelle Rodriguez)1
    Новый Человек-паук: Высокое напряжениеThe Amazing Spider-Man 2339
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars10
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.413
    ПосвященныйThe Giver7.005
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue6.804
    Типа копыLet's Be Cops7.007
    Если я останусьIf I Stay7.329
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Самый опасный человекA Most Wanted Man11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    премьеры