всё о любом фильме:

Иди и смотри

год
страна
слоган-
режиссерЭлем Климов
сценарийАлесь Адамович, Элем Климов
директор фильмаСтепан Терещенко
операторАлексей Родионов
композиторОлег Янченко
художникВиктор Петров, Элеонора Семенова
монтажВалерия Белова
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  29.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время136 мин. / 02:16
Картина основана на документальных фактах и обращается к «Хатынской повести» Адамовича. Авторами выбрано именно то место и те события, которые стали символом народной беды и страдания.

Флера — шестнадцатилетний мальчишка, откопавший среди обрывков колючей проволоки, ржавых пулеметных лент и простреленных касок карабин, и отправившийся в лес к партизанам. В начале фильма он совсем ребенок. В конце, пройдя через ужас карательной акции фашистов, становится взрослым, пугающе взрослым и даже — старым. Война исказила когда-то нежные, детские черты и превратила их в старческие морщины.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
20 + 1 = 21
8.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам произведений Алеся Адамовича «Хатынская повесть», «Партизаны» и «Каратели».
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1987 году.
    • Съёмки сцен фильма проходили в хронологическом порядке.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1313 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Умирать страшно. А еще страшнее — умерев, продолжать существовать.

    А уж как страшно наблюдать за этими живыми мертвецами.

    Мертвы несчастные, укрывающиеся на острове посреди топи. Мертвы захватчики, потому что Провидение не допустит безнаказанности такого зверства. Мертва девочка со свистком: посмотрите ей в глаза — давно мертва, наверное, задолго до насилия. Мертв и Флера, весь фильм мертв, ведь война уже уничтожила детство, юность, молодость… уничтожила, извратила сознание. Но на этом не остановилась.

    Флера — одновременно «герой своего времени» и воплощение «маленького человека» войны. Флера полон решимости, Флера действует — но война, холодно смеясь, отвергает его… Все, что он делает, все, что бы он ни делал — все это лишь пули, выпущенные из карабина в портрет Гитлера.

    Кто-то из рецензентов сказал, что конец фильма вселяет надежду. Нет, конец фильма отбирает ее. В конце играет самая душераздирающая часть произведения Моцарта. По ком этот реквием? По самому мальчику, который, очевидно, умрет не сегодня-завтра? По его растерзанной юности? По растленному детству целого поколения, по детям войны?..

    Земля седеет от снега. Дети сереют от морщин. Душа сжимается в комок при звуке приближающегося немецкого планера…

    Фильм — внутривенная инъекция без лидокаина, фильм — глоток жидкого азота. Во время просмотра леденеют нервы, переворачивается вверх тормашками сознание. Фильм — флёр. Не история, но атмосфера истории. Страшной, мучительной истории, которую, наверное, нельзя познать, понять до конца — только прочувствовать.

    Если бы можно было изменить прошлое, выбор — смотреть или не смотреть — оказался бы для меня одним из самых сложных в жизни.

    Я не могу поставить этому фильму оценку. Я не могу сравнить этот фильм с чем-либо виденным мной ранее.

    ? из 10

    13 февраля 2013 | 00:05

    Наверняка Вы видели документальную кинохронику. Хроника обычно суховата. Камера спокойно запечатливает происходящее, будь то свадьба или расстрел. И это спокойствие отчасти передаётся и зрителю: он не до конца постигает всё то, что творится по ту сторону экрана.

    Но в фильме «Иди и смотри» самое сильное впечатление оставили именно кадры хроники, запечатлевшей живых скелетов и мертвецов. До документальных кадров ещё было какое-то спасение: «Это же просто кино!». Но потом тот самый ужас овладел мною и заворожил… Словно сказал мне кто-то: «смотри… смотри…»

    Так вот, сложилось ощущение, что Климов создал фильм ради атмосферы. Дело ведь как раз не в сюжете: выкопал Флёра винтовку, попал туда, потом сюда, потом ещё в передрягу влез… Другие персонажи появляются и потом пропадают, лишь немногие вновь появятся.

    Да, атмосфера. Война. Когда смерть всё время рядом, когда она, воспользовавшись случаем, собирает свой урожай. Или неожиданно милует, пользуясь так же случаем. Причём боевых действий в фильме практически и нет, да и кровь появляется в трёх-четырёх эпизодах, и фонтаном не хлещет. Но от сего факта легче не становится.

    Немцы… Вначале мы их не видим, они за кадром, можно наблюдать только результат их деятельности. Потом они появляются скопом, ордой безумных зверей. И лишь потом, по отдельности — людьми. Нет, они не с другой планеты. Они тоже люди. Но люди, утратившие всю человечность. И не было к ним жалости, когда их расстреляли. Поделом.

    Но. Вспомним, когда герой заканчивает стрелять. Когда видит Гитлера ребёнком. Тем ребёнком, который ещё не знает, кто из него вырастет. Из него ведь мог получиться не самый плохой художник, между прочим… Так вот, Флёра не стл уподобляться зверям. Он стрелял во врага. Врага, которого надо было убить — иначе он убьёт. Но не стрелял в ребёнка на руках у матери.

    Можно, конечно, порассуждать об актёрских работах, об операторе, о самой режиссуре. Но в данном случае скажу лишь одно: все справились. Иначе бы и такого впечатления не было.

    Так что «Иди и смотри». Потому что это было. Это есть. И это — будет

    10 из 10

    2 декабря 2011 | 13:52

    Зарегистрировался на сайте специально, чтобы дать рецензию к этому фильму.

    Прочитав множество отзывов к данному фильму, называвших его «шедевром» от которого хочется плакать. Что даже сам великий Тарантино назвал Иди и смотри «лучшим фильмом о войне» когда-либо снятым. Поэтому я ожидал увидеть действительно душераздирающий фильм о войне. В итоге я оказался полностью разочарован, с ощущением, что меня обманули. По порядку:

    Техническая сторона: безобразна. В фильме практически нет слов, никто не говорит, а если кто и заговорит, то мало того что это фразы на чистом белорусском, так их ещё и либо тараторят либо говорят с таким шёпотом что ничего нельзя услышать. Вообще, весь фильм какой-то «тихий» неживой. Такое ощущение что его снимали на любительскую камеру. Более того, фильм нереально растянут, начиная от долгих, надоедающих звуков стрельбы и заканчивая моментом когда главный герой расстреливает портреты Гитлера. Поэтому фильм ещё и занудный и скучный, хуже некуда.

    Герои: не понравились вообще! Главный герой какой-то истеричный идиот. Хочет на войну, но при этом он седеет только от одного вида горящего сарая, ничего при этом, не делая и никак не пытаясь помешать происходящему. А что с ним произойдёт на реальной войне? Он же умрёт от страха. Но при этом он хочет уйти на войну. Во-вторых, какое право он имел воровать скотину у крестьян? Мало того, что он и его дружок обманом украли корову у крестьянина, он ещё и избивал её когда та погибла. За что? Эта корова может всю деревню кормила, а он что сделал? Только винтовку нашёл, которой воспользовался только чтобы пострелять в портреты. Так он ещё и у другого крестьянина бесцеремонно, как фашист, крадёт лошадь. Как ему можно сочувствовать вообще? Затем мамаша главного героя, такая же истеричка, не хочет она сына на войну отпускать. Ладно. Но зачем его сестёр, спящих, схватывать с кровати и говорить: «Руби!». Не дура ли? Глаша. Истеричка которая сошла с ума, орёт какие-то фразы невпопад, типо она рожать хочет.

    Отдельно смутил эпизод, когда главный герой и Глаша переплывают через болото на остров с выжившими. Возник вопрос. Если эти двое переплывают через болото, то как остальные жители перед ними туда попали? Тоже через болото? Так там были старики и дети, а если был какой-то мост через болото, то почему эти двое по нему не прошли? Вообщем, вся сцена, бессмысленна, нелогична и направлена только чтобы выбить слезу из зрителя.

    Сцена с сараем: Скучная, растянутая, идиотская. Во-первых, как главный герой смог, так просто (через окно) выбраться из сарая и почему немцы не обратили на него внимания? Во-вторых, эта сцена никак не впечатляет. Она настолько растянута, показывая скаканья немцев, что у меня был один вопрос: «Вы сожжете этот сарай когда-нибудь или нет?» и всё что показали это просто горящий сарай и всё. Если бы на секунду (!) не показали дверь, ломающуюся изнутри, я бы вообще подумал, что немцы просто пустой сарай сжигают и веселятся. Если бы хотели моего сочувствия, показали бы хотя бы хоть на секундочку тех кто внутри сарая, их мучения. Хоть что-нибудь, что могло бы меня заставить сопереживать?

    Вывод: «Иди и смотри» это скучный, растянутый, безобразный, однобокий фильм. Он, не то что «лучший фильм о войне», он вообще не заслуживает называться хорошим фильмом про войну. Если фильм претендует на звание лучшего фильма про войну то он должен показывать две стороны медали. А именно. Война это были не только немцы, разрушения, убийства, потери, горе. На войне общество продолжало жить и развиваться. Даже на войне люди продолжали любить, рожать детей. Война не стала тормозом для советской культуры: лучшие советские писатели, поэты, музыканты, композиторы под влиянием войны делали свои лучшие произведения, которые потом становились шедеврами мировой культуры. Немцы, по большей части да, были, как показали их в фильме, но были и не такие, есть масса примеров когда немцы проявляли человечность. И если фильм хочет называться «лучшим фильмом о войне» он должен показывать и эту сторону медали, а не только убийства и тяготы(которые здесь показаны очень отвратительно), имеющие целью только заставить людей заплакать.

    Я хорошо отношусь к режиссеру данного «фильма» Элену Климову. Мой самый любимый фильм это «Агония» этого же режиссёра. Но с данным фильмом, я считаю, он опозорился. Для меня «Иди и смотри» стоит на одном уровне с «Утомлённые солнцем 2».

    P.S. Многие в отзывах пишут, что этот фильм нужно показывать детям. Это ошибочное мнение. Современные дети просто уснут во время просмотра этого фильма.

    5 февраля 2015 | 15:02

    В Советском Союзе было снято огромное количество фильмов о Войне совершенно разной направленности. Фильмы о подвигах, биографии, откровенные боевики, драмы. Иди и смотри здесь стоит немного особнячком. В принципе он сшит из всех составляющих старого-доброго Советского кинематографа со своими плюсами и минусами. Но и является в своём роде уникальным. Иди и смотри — фильм о войне внутренней, личной, я бы даже не побоялся употребить эпитет «интимной».

    Абсолютное зло?

    Мальчик Флёра борется не за абстрактную идею победы, но за жизни конкретных людей. Гитлер в его представлении — сам дьявол, а фашизм — абсолютное зло. Чучело Гитлера, на этом фоне смотрится хоть и как довольно забавная сцена, но тем не менее заставляет ассоциировать.

    Общая картинка очень мрачная, дикая и рваная. Обилие крупных планов, наплывов, не утихающий на фоне шум, всё сливается в единую концентрированную субстанцию, невольно создавая помехи в сознании. Война действительно меняет людей, ведь в картине нет ни одного полностью положительного персонажа. Флёра одержимый местью Гитлеру, Глаша — сумасшедшая девушка, сведенная с ума войной, которой не хватает внимания и тепла, она — как воплощение тоски и печали при первой встрече с Флёрой и она же сгусток радости, жизни и всего самого светлого, танцующая под дождём в фуражке. Настолько яркая сцена действительно греет душу и тем ужаснее становится кульминация. Геноцид, крики стариков и детей, под дикие вопли радости фашистов. Абсолютная бессердечность со стороны оных и полное отсутствие всякого сострадания. Когда же немцев после припирает к стенке красная армия, на проверку они являются людьми жалкими и немощными, молящими о пощаде, и только один высокий блондин — эталон, что называется, «арийской расы», говорит — «Вас не должно быть, не все народы имеют право на будущее.» Он искренне верил в это, он был беспощаден и прям, он был честен. Сейчас все мы понимаем, что это плохо и всё такое, но с его точки зрения он был прав. Он верил своему вождю, он искренне чтил заветы Гитлера. Он был хорошим человеком и гражданином со своей, я повторюсь, точки зрения.

    Одна из заключительных сцен фильма, где Флёра стреляет в лежащий в грязи портрет Гитлера, а вокруг проносятся кадры из хроник Третьего Рейха в обратной перемотке, нарастающий шум и выстрел за выстрелом, казалось бы, только поднимают уровень ненависти к фашистам, но увидев перед собой портрет Гитлера в детстве Флёра не выстрелил. Он увидел в Гитлере не великого диктатора, а простого маленького мальчика, он пощадил его. Конечно можно скинуть этот жест на советский максимализм, присущий всем фильмам и делающий из советских солдат просто гору справедливости. Но я думаю, что сама концепция фильма отторгает такой вариант событий. Флёра просто понял.

    Из недостатков лично я заметил лишь убогую игру некоторых статистов, которая хоть и немного, но всё же портит впечатление о фильме. Так же мне не понравился белорусский говор Флёры со товарищи, но это уже моя личная претензия.

    8 из 10

    9 сентября 2011 | 01:49

    После просмотра этого фильма подступившая тошнота не проходит и думаю ещё доолго не пройдёт.

    В голове всё запуталось, перемешалось… жалость, ненависть, страх, кошмар, безысходность, страдания… всё как и в душе маленького Флёра, который шёл на войну, потому что все идут, потому что так надо, ему казалось, что так он поскорее станет взрослым, что им будут гордится. Но увы, то что оказалось в реальности было самым трудным испытанием его жизни. Прожить это всё, чтобы понять! А что понимать, это решает каждый для себя сам.

    Первая часть фильма прошла для меня как в каком-то тумане, к горлу подступал ком, глаза наполнялись слезами, но заплакать я так и не смогла. Во второй части я иногда приходила в чувство, когда ощущала, что при просмотре забываю дышать. Сдерживать свои эмоции уже не было сил, картины настолько поражали моё сознание… сгоревшие заживо люди в деревне, молодая девушка, свистящая в свисток, табличка со словами: «Сегодня утром я обидел немецкого офицера.» Это очень страшно! И страх этот от невозмозности сопоставить увиденное, от жестокости и ненависти… как можно смеяться и при этом стрелять в невинного человека… фотографии с приставленным к голове пистолетом…

    Как сердца людей могут быть наполнены такой жестокостью? Наверное, этот вопрос навсегда останется актуальным. Я уверена, что такие фильмы нужно показывать подрастающему поколению, чтобы они понимали и ценили, то, что имеют.

    Спасибо режиссёру за замечательную работу. И хорошо, что в фильме мало слов, зритель сам говорит. Такое не забывается.

    10 из 10

    24 мая 2010 | 00:37

    Фильм потрясающий, переворачивающий и уничтожающий на время зрителя. Актеры играют блестяще, режиссер — гений, тема войны раскрыта. Но если оценивать картину только по этим параметрам, то получится очень шаблонная рецензия.

    О чем этот фильм?

    О войне? Вроде да, хотя тема самой войны, борьбы, противостояния здесь не раскрыта.

    О патриотизме? Наверное, если показывать белорусов-предателей — это патриотично. На самом деле никто о патриотизме и не думает.

    О гуманизме? Отчасти, Флера же пошел с мужиками грабить склад, чтобы накормить людей.

    О жестокости, насилии, бесчеловечности? Да! Ее тут навалом. Горы трупов, оторванные конечности, растерзанная девушка. «Ну так че ты ноешь! Это же Война!». Да… Война, война…

    Еще этот фильм о предательстве и страхе. Неприятно, конечно, смотреть как советские граждане сдаются без боя, убивает своих же соотечественников, переходят на сторону врага. Я все понимаю. Война…

    Уничтожение личности, души, превращение человека в животное — это тоже ведущие темы фильма. Комментирование излишне. Война…

    Война… Война… Война… Война… Война…- Война… Война… Война… Война… Война…

    А теперь подумайте, как отреагируют на этот фильм Ваши дети. Ведь его показывали по ТВ, а некоторые особо зараженные патриотизмом граждане, я уверен Заставляли смотреть это своих неокрепших и неготовых к такому ужасу детей. Вам их не жалко?

    А себя не жалко? Пичкать себя негативом, смотреть на ужас и ужасаться, бояться. Вам не хватает чернухи в повседневной жизни, на телевидение? Тогда Вам надо смотреть «Криминальную Россию», а не фильмы, повествующие о событиях 60-летней давности.

    А теперь задумайтесь, что вам дал этот фильм? Что вы поняли, просмотрев его? Немцы — гады, война ужасна. Об этом мы знаем из курса истории.

    Чему научил вас этот фильм? Какие уроки он Вам преподнес? Что для Вас значит этот фильм?

    Я нисколько не умаляю профессионализм актеров и режиссера, просто цель последнего неясна (была ли). Показать ужасы войны, уничтожение души, запугать зрителя, уничтожить его — невелика заслуга. Зародить в людях надежду, оптимизм, гуманизм, счастье — вот истинные цели кинематографа. А если вам не хватает чернухи — посмотрите новости.

    2 апреля 2010 | 02:55

    Мне не доводилось видеть ранее «Иди и смотри» и даже слышать о нём. Сегодня он решил найти меня сам. Найти и показать настоящий ужас, который невозможно описать словами. Его дано только прочувствовать. Через неподдельные крики боли и отчаняния. Через сметающий прошлую жизнь взрыв и поглощающий настоящее огонь. Через жестокую и страшную смерть. Ужас, настолько скрупулёзно воссозданный и пережитый на экране — и не дай бог ещё раз в реальности. Фильм-предупреждение. Фильм-напоминание. Суровый и молчаливый фильм.

    9 из 10

    10 февраля 2011 | 20:53

    Признанной и популярной эта картина стала в свое время оттого, что предложила новое прочтение войны, став у истоков тренда, который затем стал доминирующим в новом русском кинематографе. В нем война воспринимается не как событие государственного масштаба — мы, русские, победили их, немцев. Акцент переносится с экстраверсии на интроверсию, на индивидуальный план, на то, как немецкое нашествие изменило (со знаком минус) жизнь и психику отдельного человека.

    «Интроверсия» здесь ключевое слово. Вряд ли стоит утверждать, что «Иди и смотри» представляет объективное изложение событий, ведь интроверсия, как известно, крайне субъективна. Известно также, что у художника, редко рождающего новые произведения, каждое из них предельно лично. Элем Климов выпускал свои фильмы очень редко: «Иди и смотри» — лишь восьмой полноценный опус почти за 30 лет карьеры. На личностную подоплеку указывает и тот факт, что войну Климов пережил 9-летним ребенком. На мой взгляд, в «Иди и смотри» он занимается ничем иным, как сублимацией детских страхов. С ребенка спрос невелик: неудивительно, что климовская версия войны вышла куда более странной и причудливой, чем в «Хатынской повести» Алеся Адамовича, которая легла в основу сюжета.

    Причудливость складывается из смешения грубого натурализма с созерцательной отрешенностью. Подросток Флера — отсутствующий герой, сосуд, в который заливаются эмоции окружающей реальности: зрителю показывается не его внутренний мир, а то, как получаемые впечатления на этот мир влияют. В соответствии с заголовком ленты, Флера не действует, как подобало бы персонажу реалистическому, а только смотрит, что подчеркивается лейтмотивом отстраненно парящего над землей планера.

    Наибольшую ценность в «Иди и смотри» представляет художественный язык Климова. Происходящее на экране покрыто плотным налетом сюра: это ночной кошмар, потусторонний мир, где герои ведут себя в полузабытьи и сумасшествии. Это впечатление замечательно создает звуковая дорожка, смикшированная так, что фоновый эмбиент отодвигает обрывающиеся голоса на задний план (эффект контузии). Отдельно нужно отметить постановку: Климов снимает как бы от первого лица (как сейчас говорят «гонзо»). Отсюда постоянные крупные планы и непомерно длинные дубли. В такой съемке есть что-то притягательное и вместе с тем что-то раздражающее. Однако если в предыдущем фильме Климова «Прощание» второе явно превалировало (по моим ощущениям), то тут форма находится в соответствии с содержанием. Ну и, разумеется, львиной долей успеха фильм обязан феноменальной игре Алексея Кравченко, который пошел значительно дальше традиционного для советского кинематографа образа подростка на войне.

    «Иди и смотри» заслуживает внимания как авторская трактовка… нет, не войны, а архетипа беды, несчастья, мучений (есть и архетип «ребенок в мире взрослых»: любопытна развивающаяся в концовке идея о том, что «все начинается с ребенка»). Абстрактные, символические образы (на месте разрушителей-немцев вполне могли бы быть татаро-монголы) и метафизические пространства леса и деревни — все это в духе какого-нибудь «Сталкера» Тарковского. В этом контексте финал, приправленный величественным моцартовским «Реквиемом», подлинно шикарен.

    Но наличие кадров документальной хроники и цифр статистики (типа «628 белорусских деревень было сожжено вместе со всеми жителями») говорит о том, что «Иди и смотри» все-таки задумывался как повествование о перипетиях войны. Стоит ли идти и смотреть его в таком качестве — большой вопрос. Если для середины 80-х подход Климова был нов, то к 2010-м появилось немало лент, больше преуспевших на почве военного натурализма. Что превратило «Иди и смотри» из страшного и шокирующего фильма в тяжелый и неуютный.

    7 из 10

    6 декабря 2011 | 21:06

    Я не видел войны, я смотрел только фильм,
    Но я сделаю все непременно,
    Чтобы весь этот мир оставался таким
    И не звался потом довоенным.

    (Олег Митяев)


    Самый страшный, и, что самое худшее, самый правдивый фильм о войне. Снятый под закат Союза, фильм подвел жирную риску под всеми лентами советского периода на тему Второй Мировой. История одной белорусской деревни, затерянной где-то в густых лесах. История одного мальчика, не по годам постаревшего. История о губительном влиянии войны на человеческую психику. Мой учитель истории очень любил повторять фразу о том, что самое страшное в войне, на самом деле, не всеобщая разруха, и разрушенные судьбы, а то, что в условиях войны человеческая жизнь обесценивается донельзя. «Смерть одного человека — трагедия, смерть миллионов — статистика», — такую мудрость выдал когда-то один циничный ум, и, к большому сожалению, оказался прав.

    «Хатынская повесть» Алеся Адамовича послужила сценарной основой для этого фильма. А в основу знаменитой сцены уничтожения жителей деревни под тирольские напевы и кровожадные взгляды не лучших представителей рода человеческого лег один эпизод печально известной истории об одной из жесточайших карательных акций нацистов на оккупированных территориях.

    «Иди и смотри» по силе воздействия можно поставить в один ряд с «Заводным апельсином». И если фильм Кубрика — это кошмар под музыку Бетховена, то у Климова в финале очень символично играет Вагнер и «Реквием» Моцарта. И Климов, и Кубрик ставят весьма неутешительные диагнозы всему человечеству, и порой не согласиться с ними невозможно. Первое, что хочется после просмотра климовской истории — это громко и беззлобно ругнутся матом, накатить сто грамм водки и просто помолчать.

    Помнится, Кроненбергу в свое время в Каннах вручили специальную премию с довольно странной формулировкой «За художественное мужество». Многие недоумевали тогда по поводу того, что же это за категория такая малопонятная. Так вот, эта работа как раз и есть то самое мужество. Мужество воплотить на экране саму Войну в чистом виде, мужество не уйти в ненужные морализаторство и пафос, мужество буквально вживую пропустить через себя и всю съемочную группу весь ужас 1943 года, мужество сделать все это при очень ограниченных возможностях, мужество в правильный момент остановить финальные выстрелы по фотографии «асвабадзіцеля»… Вряд ли много из присуждавших тогда приз канадцу, были ознакомлены с творением Климова, которому относительную известность обеспечил Стивен Спилберг, восхищавшийся этой картиной и подобно Кубрику, крутившему на съемках «Сияния» линчевскую «Голову-ластик», организовывал для творческой команды «Списка Шиндлера» просмотры картины.

    Фильм «Иди и смотри» ни секунды не щадит своего зрителя. Наоборот, он будто пытается ударить как можно больнее и задеть как можно глубже. Вместе с героем будто сходишь постепенно с ума, переживая все тягости и зарабатывая все новые и новые морщины на лице и все более и более печальный взгляд. Погружаешься во всю эту какофонию внутренних и внешних звуков, таким же болезненным взором окидываешь происходящее вокруг, также обессилено хочешь уснуть на коровьей туше и украсть повозку с лошадью, так же исступленно смотришь на плененных немцев и «мыненемцев» с канистрой бензина в руке и окончательно погружаешься в атмосферу всеобщего безумия, разряжая магазин винтовки в потрет майнфюрера, а в кульминационный момент хочется так же обхватить руками голову и громко-громко заорать. Потому что, такое нельзя держать в себе, ведь когда мир сходит с ума, поневоле сходишь с ума вместе с ним.

    «Иди и смотри» — отличный способ обломать себе настроение и/или загнать особо впечатлительного зрителя в депрессию. И, тем не менее, он из той категории фильмов, которые хотя бы раз просмотреть должен каждый. Просто потому, чтобы раз и навсегда уяснить для себя, что самая страшная вещь в этом чер(с)т(о)вом мире — это война, и ее лицо именно такое. Забудьте большинство красочных боевиков и пафосных военных фильмов, вернее оставьте их как-нибудь на потом, а вместо этого лучше проследуйте за плавно лавирующей между деревьями камерой Алексея Родионова, сопровождающей обшарпанный партизанский отряд, к которому надолго примкнул пятнадцатилетний старик по имени Флёра…

    Идите и смотрите.

    24 февраля 2009 | 04:51

    «И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящий: «Иди и смотри».

    И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним.»


    Откровение Иоанна Богослова (глава 6, стих 7)

    Главное творение Элема Климова очень тяжело, практически невозможно смотреть, но, тем не менее, каждый человек обязательно должен хотя бы раз посмотреть его, чтобы раз и навсегда были «поставлены все точки над и» по поводу Второй Мировой войны, да и войны вообще. Войны, которая нависает над нами, парит в воздухе, как пролетающий раз за разом на протяжении всего фильма фашистский военный аэроплан.

    Картина натуралистична до ужаса; всё то, что перенес главный герой Флёра — это моральное уродование ребенка в ужасное время. Авторы фильма проводят его от наивного мальчишки, желающего, как и все ребята, уйти на фронт, до психически изуродованного войной человека. Показанное крупным планом безумное лицо юного актёра Кравченко с впалыми глазами, с морщинами олицетворяет всё безумие войны. Агонией и апогеем его истории становится безумная стрельба по портрету Гитлера, перемеживающаяся с военной хроникой, пущенной в обратном порядке, что показывает заветную, самую главную, хоть и, к сожалению, невыполнимую мечту — вернуть всё обратно.

    В конце фильма Флёра замечает маленького мальчика — очередного новобранца. Таким когда-то был и он. И неизвестно, что ждет этого мальчишку впереди: смерть или судьба Флёры, для которого война (как это не ужасно) стала его жизнью, его сущностью, и он идёт и идёт дальше с партизанами, и звучит реквием, реквием по душе человека.

    При всей своей реалистичности эта кинокартина остается, прежде всего, произведением искусства, наполненным символизмом и кричащей душой, цепляющей и бьющей прямо в сердце.

    10 из 10

    20 января 2014 | 09:39

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 432 руб.
    DVD, 231 руб.
    подробнее

    Новости


    Московскую премьеру анимационной ленты «Джастин и рыцари доблести» посетил Антонио Бандерас, который не только выступил продюсером мультфильма, но и озвучил в нем одного из главных персонажей. Актер рассказал публике о работе над проектом, получил звезду на «Аллее славы» и заявил, что был бы не прочь сняться в российском фильме. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Самое большое влияние при подготовке к «Ярости» на меня оказал советский фильм «Иди и смотри». И не только на меня. Думаю, не ошибусь, если скажу, что он послужил точкой опоры и для режиссера, и для всех остальных актеров. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    К 9 мая российские телеэкраны станут черно-белыми: эфир займут «Баллада о солдате», «...А зори здесь тихие» и другие фильмы о войне. В преддверии Дня Победы КиноПоиск составил гид по классическим советским лентам на ТВ, а также нашел в коллекциях онлайн-кинотеатров малознакомые зарубежные и документальные картины о Второй мировой. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    Прославленные режиссеры, операторы, монтажеры, специалисты по актерскому мастерству прилетели в Москву, чтобы поделиться уникальным опытом с молодыми кинематографистами со всего мира в рамках образовательной программы Generation campus. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Форсаж 7Furious Seven29 156 595
    2.Толстяк против всехPaul Blart: Mall Cop 223 762 435
    3.Убрать из друзейCybernatural15 845 115
    4.ДомHome10 608 947
    5.Дальняя дорогаThe Longest Ride7 020 782
    17.04 — 19.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Форсаж 7Furious Seven364 432 041
    2.Битва за Севастополь35 029 035
    3.Территория34 042 448
    4.Ночной беглецRun All Night31 733 465
    5.ДомHome17 892 263
    16.04 — 19.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 117 6651 581 367
    Деньги574 644 892 руб.468 526 394
    Цена билета271,36 руб.10,65
    16.04 — 19.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    75.ГонкаRush8.342
    76.БалтоBalto8.342
    77.Судьба человека8.329
    78.Шестое чувствоThe Sixth Sense8.325
    79.Укрощение строптивогоIl bisbetico domato8.325
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Тихоокеанский рубеж 2Pacific Rim 290.91%
    52.Зловещая шестеркаThe Sinister Six90.88%
    53.Бумажные городаPaper Towns90.83%
    54.Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys90.82%
    55.ТарзанTarzan90.77%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron61
    Чем дальше в лес...Into the Woods63
    ПочтальонThe Postman24
    АББА: ФильмABBA: The Movie4
    Призрак30
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Форсаж 7Furious Seven7.377
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron7.982
    Территория7.460
    Ночной беглецRun All Night6.640
    Битва за Севастополь7.862
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    А зори здесь тихие...30.04
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road14.05
    Земля будущегоTomorrowland21.05
    ТрейсерыTracers21.05
    Однажды21.05
    премьеры