всё о любом фильме:

Последний урок

La journée de la jupe
год
страна
слоган-
режиссерЖан-Поль Лильенфельд
сценарийЖан-Поль Лильенфельд
продюсерЭриель Ашкенази, Бенедикт Лесаж
операторПаскаль Рабо
композиторКоханн
художникОливье Жаке, Агнес Безье, Шаттун
монтажОрик Деланнуа
жанр драма, ... слова
бюджет
€1 600 000
сборы в мире
сборы в России
$5 299 сборы
зрители
Франция  148.3 тыс.,    Португалия  4.2 тыс.,    Бельгия  1.9 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время87 мин. / 01:27
Обычная школьная учительница находится на грани нервного срыва из-за постоянных угроз и издевательств своих учеников — детей из неблагополучных семей. Руководство бездействует, предпочитая игнорировать тревожные признаки назревающей трагедии. Во время очередного урока, в ходе потасовки с главарём школьной банды, она завладевает настоящим пистолетом. Раздаются выстрелы. Испуганные подростки оказываются в заложниках у собственной учительницы.

Сложившуюся ситуацию уже никто не в состоянии контролировать. Снаружи — готовая к захвату опергруппа, внутри — притихшие, но озлобленные дети, вынужденные учить Мольера под дулом револьвера в руках одинокой и растерянной женщины. Трагическая развязка близка. Но пока ещё есть время, они вместе пробуют разобраться, откуда у этих ребят накопилось столько злобы и ненависти к окружающему миру.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 337 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Несмотря на то, что я не поклонник Франции и французского кинематографа (знаю, многие со мной не согласятся, но это так), есть фильмы и музыка, которую нужно слушать и смотреть, как и в любой другой культуре.

    Данный фильм создан, как говорится, на злобу дня. Это своеобразный крик отчаяния в тишине безнравственности и порока. В наше время ведь принято считать, что если учитель не справился со своей задачей — он плохой учитель. Но никто не задумывается над тем, что из себя представляет нынешняя молодежь, чем она живет и дышит, что она творит, пока ее не видят родители. Этот фильм — да, пусть один из многих — по-своему уникален.

    Главная героиня — Изабель Аджани — не зря, я считаю, получила награду «Сезар» за эту роль. Роль отработана на 8 из 10. Перепады настроения, свойственные эмоциональным людям сыграны ей особо хорошо.

    Вкратце о минусах:

    1. Качество самого фильма мне не очень понравилось. Но порой важна не обложка, а содержание. Данный фильм относится именно к таким.

    2. Одним из главных минусов я считаю лишь некоторая недоработанность характера героев, потому что в конце все-таки остается неясно, что изменило учеников. Случившееся в школе или слова, которые говорила им их «Мадам».

    3. Поначалу фильм ошибочно кажется немного скучным, что может вызвать желание выключить его. Очень обидно, когда из-за нудного начала не хочется смотреть до конца фильм, который стоит просмотра.

    В конце фильма звучит прекрасный трек.

    В течение всего фильма была предпринята попытка показать одновременно несколько проблем, главной из которых оставалась расовая дискриминация, порождающая вражду, насилие, воровство и убийства. Я считаю, что создатели фильма достаточно хорошо раскрыли эту проблему. Она показана на столько, на сколько нужно для того, чтобы задуматься о ней. Другой проблемой фильма стали изъяны в образовании, до которых «высшим умам» нет дела, но которые не перестают существовать.

    Очень понравились 2 сцены: разговор Сони с отцом — момент, когда школьники узнают ее тайну, и последняя, финальная сцена, на которую режиссер явно сделал большой акцент.

    Фильм однозначно стоит того, чтобы посмотреть. Да, он может показаться банальной историей о трудных подростках, но такие истории нужно смотреть и нужно знать, чтобы в дальнейшем не допускать ошибок при воспитании наших собственных детей.

    Так что

    - 1 за качество фильма

    - 1 за недоработанность характеров

    - 1 за начальную скучность. Фильм должен захватить, чтобы было желание его досмотреть.

    и итого:

    7 из 10

    Рекомендации: школьникам однозначно смотреть!

    12 октября 2010 | 19:10

    Вместо пролога

    Есть у меня очень хорошая знакомая. Работает она учителем старших классах в одной из пермских школ. Она много мне рассказывала о современных детях. И можно сделать только один вывод из всего услышанного — дети стали более озлобленные и уверенными в своей безнаказанности, и большинство воспринимают доброту человека за слабость. А поступки и высказывания пятиклассников просто лишают дара речи квалифицированного специалиста. Я преклоняюсь перед всеми своими учителями. Им сейчас непросто, поэтому здоровья Вам и терпения, дорогие педагоги.

    Об идеях фильма

    Рассуждать тут не имеет смысла, потому что в фильме помимо проблемы трудных подростков, много чего привнесено. Здесь и религия, и бессмысленный расизм, и борьба за права женщин, и вынужденная эмиграция в поисках лучшей жизни, а также дети и их пока еще эластичная психика. Все эти темы довольно неплохо раскрываются, оставляя после просмотра приятное послевкусие по-настоящему завершенного произведения.

    О бочке мёда…

    Фильм в целом динамичен и смотрится на одном дыхании. Благо продолжительность позволяет затаить это самое дыхание. В фильме шикарная игра актеров. Аджани просто восхитительна. Да это, собственно, и не новость. Другое дело — Соня Амори. Всегда приятно смотреть на талантливых молодых актеров, которые дадут фору большинству бездарных голливудских звезд. Понравилась концовка фильма. Мною даже были обнаружены едва заметные режиссерские приемы, которые вообще никогда не видел в кино. А финальные кадры просто заставили расчувствоваться даже такого алчного лицемера, как я.

    … и о ложечке дёгтя

    Как бы сильно не затягивал сюжет, не покидает какое-то неуловимое чувство наивности и нелогичности всего действа. Большинство персонажей вообще никак не раскрываются и не вызывают никаких эмоций, хотя должны были бы. Мотивация поступков персонажей тоже порой дает сбой. Но самое главное — развязка. Кому то она покажется вполне логичной, но на мой взгляд можно было бы многое сделать по-другому и под более душевное музыкальное сопровождение. Сложилось впечатление, будто авторы до последнего не знали, как распутать весь клубок перипетий.

    Фильм, в котором есть трудные подростки, но нет наркотиков, в котором есть сильные женщины и слабые мужчины, есть сочувствие и нет ненависти, есть преступление и есть наказание, в котором, наконец, есть надежда хоть что-нибудь изменить, как бы пафосно это не звучало.

    Моя скромная оценка — 10 и благодарность за ранее невиданное изображение человеческих эмоций в экстремальный ситуациях

    18 июля 2010 | 16:58

    Когда мы слышим волшебное слова «Франция», то мысли моментально рисуют живописные улочки, огни мостовой, пешие прогулки под звездным небом и множество других прелестей жизни. Но, как и в любой стране, нет только положительных сторон, ибо таково место только одно, это небесный рай, все остальное имеет светлые и черные полосы.

    И как говорится этот фильм об оборотной стороне медали, где лестные эпитеты пропадают, а жесткая реальность бьет по лицу с ожесточением, с надрывом, не на жизнь, а на смерть.

    Как мне кажется «Последний урок» прекрасно дополняет французскую картину «Класс», эти два фильма, как одно единое, только один рассуждает, другой воплощает. Если проводить трагическую параллель, то явны отголоски мощного и напористого эстонского фильма «Класс».

    Так что примерный расклад ясен, разговоры будут о многом, о расизме, религии, положение женщины в современном обществе. Фильм просто не дает вздохнуть, постоянно держа в оцепение, ибо у каждого участника на «Последнем уроке» свои цели, обиды, разочарования и дикая ненависть, пистолет будет гулять по рукам, жертвы будут превращаться в преступников и наоборот, пока решающие выстрелы не расставят все неверные аккорды в этой трагической драме.

    9 из 10

    29 сентября 2009 | 19:31

    Вообще-то я не собиралась любить Францию. Но по иронии судьбы я настолько увлекаюсь тем, что «производит» эта страна, а в частности — французским кино. Я люблю такие фильмы — они не дают мне думать о чем-либо постороннем, кроме как концовки и некоторых фраз, засевших в голове так глубоко, что становится невыносимо носить все эти мысли в себе.

    Это сложно — браться за психодраму для «подпитки» ума, нужно думать, а что же в этой конкретной картине такого животрепещущего? Здесь мне думать долго не пришлось. Все слишком открыто, болезненно, искренне по-настоящему. Я смотрела фильм почти год назад, не помню ни одного имени, но это не суть важно. Можно подставить сюда кого угодно, но смысл не изменится.

    Я долго думала, почему у картины такое название. Это был последний урок учительницы в её жизни? Это был последний урок, которые дети получили от нее? Это был последний урок перед тем, как общество осознало свое чудовищное поведение? Это настолько наболевшая для меня тема, что, возвращаясь мысленно к героям, у меня сжимается сердце, потому что подобное я вижу, я наблюдаю, я живу с этим постоянно.

    Здесь есть моменты, которые мне не позволяет затрагивать мое положение, — тема иммигрантов. Особенно потому что я живу в Москве, особенно из-за тех людей, с которыми я имела несчастье познакомиться. Но не понять и не обозначить весьма ясный намек невозможно — почему иностранцы ведут себя так развязно в чужой стране, а граждане вынуждены отмалчиваться и терпеть подобные беспорядки?

    Но самое ключевое в фильме — отношения полов. Это проходит красной линией на протяжении всего сюжета.

    Многие мне скажут, что в моей крови слишком много клеток феминизма, но я не могу мириться с подобным, это задевает меня.

    Так что же? Неужели у меня не может быть своего мнения? Неужели я должна молчать только потому, что я женщина? Сколько раз мне приходилось сталкиваться с самодовольными выражениями в духе: «Молчи, женщина,…» Чем обусловлена эта аксиома «возвышения мужчины»? Ни один из тех мальчишек не пытался в жизни прикрикнуть на мать, обвинить её в глупости, заставить замолчать. Женщина воспитывает ребенка, женщина закладывает в него все ценности и нормы, женщина делает из него индивида, способного вписаться в наше общество.

    Можешь назвать меня су*ой, потому что я говорю то, что у меня на уме. Но, думаю, тебе было бы гораздо приятнее, если бы я тихонечко сидела и улыбалась. Они не могли принять то, что учительница может заставить их повторить её слова, оставить в их разуме свои мысли. Для них было неприемлем хотя бы тот факт, что женщина пытается их чему-то научить, что она вообще каким-то немыслимым образом может возвышаться над ними.

    Так что же? Неужели я не могу говорить того, что говорю? Тебя оскорбляет смысл, который я пытаюсь донести до тебя? Они не могли принять её победу — моральную, физическую, любую — для них это было противоестественно. Они не могли понять, что девушка может сидеть рядом с ними, сидеть как бы наравне и не опускать глаза от стыда, не молчать, а действовать. Для любого мужчины сейчас принять превосходство, пусть малейшее, но все-таки превосходство — это своего рода унижение, оскорбление его величественного эго.

    Если ты обратишься к истории, ты увидишь этот общепринятый двойной стандарт в обществе: чем больше у парня сексуальных связей, тем лучше, у женщины тоже может быть много мужчин, но в этом случае она только шлю*а. Почему эта связь способна повергнуть в грязь женщину? И в то же время, это возвеличивает мужчину, дает ему гордое прозвище «мачо», «самца», да что угодно, но исключительно с оттенком возвышения. Женщину же это обрекает на упреки и косые взгляды. Но это же ОДНО И ТО ЖЕ, это называется одним словом, но почему-то по-разному трактуется. Почему церковь объявляет блудницей ту, у которой была интимная связь с мужчиной до супружества, но кто этот мужчина, почему его не привлекают к ответу, почему на него не ложится никакая тень? Те ученики изнасиловали одноклассницу, но стыдились и брезговали сидеть с ней рядом по причине её «зараженности», порочности. Но кто её мог бы заразить и обесчестить? Так это же они и только они! До этих моральных уродов не доходило, что это они гипотетические рассадники заразы и грязи, они нечисты, но не девушки.

    Я не понимаю, почему это считается нормальным: парню это сходит с рук, а девушку клеймят позором. Когда я прочитала «и неожиданно во время урока раздается выстрел…» в описании фильма, я не ожидала, что все так обернется.

    10 октября 2012 | 22:35

    Это общая ошибка учителей — стремиться вытягивать из болота отстающих. Не надо этого делать. Пусть тонут. Пусть не получают образования и работают мусорщиками. Будучи безграмотными, они попадутся на первом же преступлении, которое ввиду невежества не смогут как следует подготовить и совершить. Вот и окажутся в тюрьме, или, опять-таки, на мусорке. И это хорошо! Там им и место. Но вместо этого, учителя уделяют на уроке внимание тем, кто этого не стоит и обделяют стоящих.

    Я тоже учительница. Слава богу, не в такой школе. И вот маленький эксперимент провела: перестала обращать внимание на тупых. Занималась с приятными ребятами, а те просто смотрели, а участвовать не могли. На следующем уроке, плохиши стали вести себя гораздо лучше, слушались и были внимательны. И смогли участвовать в уроке. Все были довольны.

    Что делать этим беднягам в неблагополучных школах? Активно пытаться влиять на то, чтобы исключали из школ тех, кто мешает другим. А пока… просто не выпускать в следующие классы. Добиваться исключения за неуспеваемость. Ведь тупицы не понимают слов или моральных категорий — они чувствуют только действия. Если обращаться с ними хорошо, несмотря на агрессию — они будут думать, что так надо.

    22 января 2010 | 02:48

    Страх и невежество провоцируют ужасные вещи. Если бы человек проявлял чуть больше сострадания и внимания к ближнему, у него хватило бы сил противостоять и страху, и невежеству.

    В фильме каждый персонаж подвержен страху: родители, в надежде на лучшее будущее, переезжают, сталкиваются на новом месте с проблемами, которые не в состоянии решить и в панике и отчаянии стараются отвоевать место для себя и своих детей; школьники боятся быть осмеянными, поэтому демонстрируют свою жестокость; учителя боятся заходить в класс и, в отсутствии поддержки руководства, доводят себя до срывов; руководство школы, в свою очередь, хочет избежать контакта с детьми, так как не знает, как себя с ними вести, а выносить проблему за пределы школы значит получить плохие отзывы и выговоры; руководство города хочет побыстрее замять проблему, лишь бы это дело не получило должное освещение в прессе. В итоге, никто ничего не хочет и не может решить. Кажется, только переговорщик пытается разрешить конфликт без жертв и насилия, но, так как на это требуется время, а ждать никто не намерен, его усилия остаются напрасными. Измученная преподавательница, уже поняв свою ошибку, не знает, как быть дальше и отчаянно пытается достучаться до сочувствия и человечности напуганных и отчаявшихся подростков. Директор демонстративно умывает руки, полиция предлагает решить вопрос с помощью оружия, родители переживают за детей. Напряжение и страх гонят людей в угол, подталкивают к совершению жутких вещей.

    Но ответственность за произошедшее должны нести абсолютно все. Потому что все, начиная с учителей и заканчивая администрацией города и государством, отмахнулись от детей, пусть они поскорее выходят из школы, а потом можно будет и посадить за решетку преступников, ведь это быстрее и легче, чем тратить время и силы на воспитание. А ведь на самом-то деле, необходимы слаженные действия педагогов и государства, ведь обе стороны работают на достижение одной цели.

    Работа в школе — одна из самых сложных и ответственных профессий. В руки педагога попадают еще совсем маленькие дети, которые многого не знают и даже не хотят знать. В чем же заключается задача учителя? Не только в обучении предмету. Необходимо объяснить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо, как бы это ни звучало банально. Дети еще только ориентируются в мире, им необходимо показать одно из верных направлений, которое приведет его к гармонии с самим собой и окружающим миром, поможет найти свое место в жизни. Учитель должен не только рассказать, как правильно, но и своим личным примером это подтвердить. Компетенция и любовь к профессии и детям — отличительные черты учителя, и это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Современный учитель должен также обладать выносливостью, энергией, силой противостоять неуважительному отношению к себе со стороны учеников. Учитель искренне интересуется проблемами подопечных, проявляет к ним интерес и сострадание, независимо от их религиозных убеждений. Вы можете себе представить такого человека? Вы понимаете, что этот человек должен уметь ВСЕ? А ведь есть такие люди. Прибавим к этому еще то, что государство устанавливает к преподавателю определенные стандарты и требования.

    Что же мы видим в фильме? Я вижу трагедию, к которой привели безответственные и неразумные действия взрослых. А дети — лишь отражение того взрослого мира, из которого они берут информацию. Конечно, не во всех абсолютно школах такая ситуация. Однако, мелькающие все чаще по ТВ новости о трагедиях в школе, говорят о том, что такие ситуации, которая проиллюстрирована в фильме, далеко не вымысел и школьные проблемы имеют место быть и требуют немедленного вмешательства.

    Относительно технической составляющей: я думаю, если фильм несет в себе смысл и ни одна деталь не выбивается из общей картины и не кажется нелепой, то он несомненно хорош и заслуживает внимания.

    2 октября 2015 | 17:10

    Актуальное кино. Вопрос о том, как в пределах одного государства жить людям разных национальностей, носителей различных культур, стоит в нашей стране не менее остро, чем в Европе или Америке. Почему не хотим учиться на чужих ошибках? Ситуация с мигрантами привела к тому, что Европу заполонили мусульмане, решившие настроить мечетей тут и там. В Америке еще хлеще — негра не тронь, слова ему не скажи, а то в суд подаст. И именно в последние годы наше правительство начало нам на манер Запада прививать толерантность. Разве не очевидно, что нас ждет то же самое? Уже сейчас любую попытку возмутиться по поводу засилья иностранцев воспринимают чуть ли не как проявления фашизма. Давайте молчать, давайте терпеть, подождем, пока у нас не случится что-нибудь подобное.

    Учительница преподает в государственной школе (на Западе, как правило, в госучреждениях учатся только бедные, по большей части мигранты). Класс ее целиком состоит из мусульман. Молодые люди считают ее шлюхой, только потому, что она носит юбки по колено. Директор часто просит ее носить брюки, чтобы лишний раз не нервировать мусульман. На что учительница реагирует остро, называя директора шовинистом. А, собственно, почему в своей стране она должна делать то, что хотят мусульмане? Для этого она когда-то бежала от своих родителей-арабов в свободную Францию, чтобы теперь считаться с носителями культуры, которую она не признает? Другие педагоги пытаются найти выход — кто-то носит с собой Коран, и цитирует его, чтобы воздействовать на неуправляемых агрессивных подростков. Педагогично. Но честно ли? Почему коренные жители должны идти на компромиссы, если приезжее население постоянно кричит о том, что они всего лишенные, приниженные, сидят на попечительстве государства, и при этом не считают нужным уважать культуру и нравы страны, в которую приехали? Это касается и нас. Долго ли еще нас «гости, которых никто не звал» будут называть шлюхами только за то, что мы не носим мешок с прорезью для глаз?

    Помимо межнационального вопроса, раскрывается и тема трудных подростков и учителей, у которых сдают нервы; «женский вопрос» (представлены две крайности: феминизм и «мусульманское» восприятие женщины, как грязной, нечестивой твари, которую можно насиловать, бить, но ни в коем случае с этой дрянью рядом не садиться). В общем, поводов для размышления хватает.

    И все это в рамках запертого класса, в котором разворачиваются трагические действия. Качественная работа. Удерживать внимание зрителя, когда в кадре ограниченное число персонажей и фактически одно место действия, невероятно сложно. Такое возможно только при потрясающе достоверной игре актеров. Бесподобная Изабель Аджани справилась с задачей процентов на двести. Когда фильм закончился, хотелось аплодировать стоя.

    Смотреть обязательно.

    11 декабря 2011 | 03:36

    Один из главных парадоксов зарубежной школьной реальности заключается в следующем — стреляют ученики, хотя страдают больше учителя. Приходят на работу и день за днем, урок за уроком, секунду за секундой слушают излияния детей, которые не утруждают себя такими понятиями как уважение и хорошие манеры, зато отлично разбираются во всем ассортименте матерных слов.

    И да, они (учителя) никогда не окажутся жестоко избитыми в 5 метрах от школы (хотя, что уж там и такое бывает), униженными в раздевалке или бойкотированными всеми одноклассниками. Зато они за годы, что пытаются помочь неокрепшим умам и вложить в их голову хоть что-то из любовно прочитанного за свою долгую жизнь, поймут что возраст, опыт и мудрость это пустые слова для молодых головорезов.

    Простая школьная учительница Соня работает в нечеловеческих (читай: не учебных) условиях — детишечки и слова не дадут сказать, а занятия проходят в ритме бесконечной ругани между всеми участниками процесса. В одном классе собираются люди совершенно разных национальностей предпочтений и стилей жизни, что усиливает градус борьбы. Руководство школы не то чтобы не хочет обращать на сложившуюся ситуацию внимание, это просто становиться нормой, а против привычки, как известно не попрешь. Общий язык с молодым поколением удается найти только беззаботному преподавателю испанского, в ушах которого все свободно время пульсирует рэп, а рэп в свою очередь является любимой музыкой французской молодежи, показанной в фильме.

    Соню доводит не только работа, но и личные противоречия, связанные с родителями, любовью, религией и еще многими аспектами жизни. Эта гремучая смесь проблем запивается антидепрессантами и оставляется на «само рассосется». Но, как известно любая бомба, когда-нибудь взрывается, то же самое и произошло с нашей героиней. Завладев по чистой случайности пистолетом одного афроамериканского ученика она понимает, что это огнестрельное оружие может дать ей то чего она так давно ждет — власть. Начинается самый сложный урок в жизни отдельно взятого французского класса, урок, где Жана Батиста Мольера будут изучать под дулом пистолета.

    Что сразу бросается в глаза так это смелость. Подростки не меняют свои привычки даже под страхом смерти и все равно пытаются временами взять верх и общаться привычной унизительной моделью общения. Под дулом пистолета один из присутствующих долго не сдается, продолжая поливать главную героиню потоком не самых приятных слов. Смелость, упомянутая в начале этого абзаца вовсе не повод для гордости. Это отрицательная смелость, показывающая насколько глубоко в голову въелся грубый стиль разговора и враждебность к окружающему миру. Вышеописанные приемы оказываются настолько дорогими и помогающими, что даже страх смерти с трудом их сдерживает.

    В то время из родителей, не знающих что вообще происходит и кто кого держит в заложниках, выливается куча слов. Слов, которые они бы никогда не сказали, если бы не такая острая ситуация. Люди разных национальностей, возрастов и профессий, объединенные не самым лучшим социальным положением сходятся в одном — они прекрасно понимали, что испытывают их дети в школе. Но ничего не хотели с этим делать. Потому что слова будут произнесены, их не воротишь, и придется жить в не самой дружественной атмосфере за брошенный вызов, пусть этот вызов и будет против не самых приятных вещей.

    Осознание власти с каждой минутой все больше срывает Соню и она устраивает детям различные задания-проверки, говорит все, что думает не самым корректным способом и проявляет огромное количество неадекватных эмоций. В один момент она просто понимает, что ей нечего терять и решает не идти на контакт с полицией и улаживать вопрос, а стоять до конца. Измученная женщина не хочет никого убивать, просто у нее появился соблазн подержать всех на мушке и она не смогла ему противиться.

    Не остаются в стороне и расовые проблемы. Многие из учеников принадлежат к народам, традиционно угнетаемым в различных частях земного шара, и что бы вы думали, делают эти угнетенные детишки? Они пользуются. Оправдывают свои дерьмовые поступки национальными обычаями, а когда их пытаются «приструнить» начинают оборачивать поучение в расистскую атаку.

    Про «Последний урок» можно писать бесконечно, поскольку фильм охватывает невообразимое количество актуальных вопросов и проблем, и показывает что все (или почти все) чем страдает нынешнее общество имеет место быть в радиусе одного школьного класса. И только когда эти французские школьники намотали все круги ада, в том числе и пули пистолета, они поняли, как стоит себя вести на самом деле. К сожалению, традиционное развитие ситуации — чтобы народ начал шевелиться должно произойти самое худшее. А можно ведь просто не доводить.

    8 из 10

    19 декабря 2009 | 23:28

    В 2005 году весь мир облетели кадры французской «пригородной революции»: погромы в Париже глазами очевидцев были похожи на гражданскую войну с соответствующим антуражем. Причина массовых беспорядков была проста: противоречия и столкновения нескольких различных традиций, культур и ценностей.

    В 2009 году зрители получили возможность увидеть фильм «Последний урок», некоторой основой для которого послужили те трагические события. О том, что сюжет вдохновлен реальными событиями заявил сам режиссер Жан-Поль Лильенфельд: он говорил, что его очень впечатлил телесюжет, в котором мать детей школьного возраста рассказывала, как она ночами ложилась у двери, чтобы дети не уходили на улицу, и в котором следом шла нарезка, где подростки забрасывали дом бутылками с «коктейлем Молотова».

    Но в самой картине улиц почти нет: все действие разворачивается в школьных стенах. В частности — в подвальном актовом зале, где орущему и беснующемуся классу забитая учительница в нелепой юбке и уродливых сапогах пытается привить понимание прекрасного. Но классу явно не до того. Для большей части учеников — цветных и черных подростков — Мольер вообще чужд. В выяснении отношений единственное значение придается никак не словам, а грубой силе.

    Как вскоре выясняется, именно грубая сила — настоящий связующий фактор. Единственный момент, когда десяток неимоверно далеких друг от друга одноклассников оказывается сплочен — это когда неблагополучный класс оказывается в заложниках у съехавшей с катушек от бессилия учительницы.

    Вот тут-то и разворачивается настоящая драма — не просто сцены конфликта взрослых и подростков, а нечто более глобальное. Драма — и этот пафос сейчас неизбежен — общества. Потому что, как выясняется по ходу фильма, каждый из его персонажей, являясь гражданином и носителем множества социальных ролей, живет в состоянии мощнейшего прессинга со стороны. Для министра и полицейских — это общественное давление, необходимость преодолеть моральные дилеммы и обязанность сдержать проблему в рамках отдельно взятой школы. Для отчаявшейся учительницы — это, помимо очевидного, и семейный конфликт, причина которого в том, что её мужа, исповедующего «не ту религию», не принимает семья… Для учеников — это просто вопрос столкновения совершенно разных миров. Они вынуждены и жить по стандартам своих семей, и пытаться наладить отношения с одноклассниками и прочими. Те испытывают не меньшие трудности, и от того борьба за место в «стае» становится особенно жестокой.

    А вот если попробовать представить, во что могут превратиться такие вот «разноцветные» районы, получим картинку, очень похожую на антиутопичный «Район N13», где город уже и вовсе был поделен на практически автономные части, в каждой из которых царил свой закон и своя культура.

    Понятно, что «Последний урок» это тоже всего лишь попытка — разве что, несколько более реалистичная, чем в вышеупомянутом боевике — художественно, образно показать один из вариантов развития ситуации в таких районах. Но, тем не менее, зайдите вы в школу в иммигрантском квартале, вряд ли вы увидите что-то сильно отличающееся от того, что показано в фильме. И такая ситуация — не только во Франции. Так — везде. Потому что иммигранты есть в любом мегаполисе любой страны любого континента.

    «Последний урок» — кино художественное, но при просмотре время от времени возникает ощущение документальных съемок — часто видны то беспристрастные общие планы, то «трясущуюся» ручную камеру, снимающую из-за плеча одного из учеников или учительницы. Это несложный приём рассчитанный на то, что возникнет ощущение: то, что мы видим на экране — как минимум основано на достоверных фактах. Кстати, школьников играли настоящие школьники, живущие в районах, похожих на показанный в фильме. Их поведение, порой, пугающе естественно, и от того страшнее становится реальность фильма.

    Но главная находка картины, конечно же, это актриса, сыгравшая учительницу. Великая Изабель Аджани этим фильмом прервала пятилетнее творческое молчание, и теперь как будто пытается «надышаться», с такой страстью отдается роли, что с первых кадров в ней трудно узнать звезду «Королевы Марго»: подавленная, надломленная, уставшая, растерянная — она похожа на учительницу едва ли не больше, чем настоящие учителя. Возникает ощущение, что для неё в этой роли есть что-то личное. Не удивляюсь, если так оно и есть на самом деле: её отец алжирец, и о культурных противоречиях она может знать не понаслышке.

    У режиссера Жан-Поля Лилиенфельда после показа, прошедшего в Москве 4 октября, спросили, «Можно ли было в фильме избежать такого количества трупов?». Он ответил: «Нет! И не потому что так лучше для фильма, а потому что эта ситуация, сложись она в реальности, закончилась бы так же — правительству не нужен шум вокруг, в общем-то, локальной проблемы. Хотя эта проблема локальной только кажется».

    Жану-Полю можно только поаплодировать за то, что он не стремится быть политкорректным. Он сам говорит, что считает важным донести до зрителей важную проблему. Главное — донести. Решить — уже дело политиков.

    6 октября 2009 | 16:13

    Как был однажды показан в одном фильме «Нет вестей от бога» рай как черно-белый Париж. Когда мы говорим Франция — на ум сразу же приходят интеллигентные люди, классические фильмы и много других прелестных вещей. Но есть и обратная сторона медали — это бесконечный расизм, как со стороны белого населения, так и со стороны черного, постоянные беспорядки, вызванные безработицей и, самое главное, школы Франции, где как раз и происходит основное место действия фильма.

    Главная героиня захватывает класс в заложники. С помощью пистолета она устанавливает классические основы преподавания — чтобы все сидели на своих местах, мальчик — девочка, постоянно повторяли пройденный материал, проявляли уважение. Вместе они обсуждают проблемы секса, расизма, религии, про долг добиться успеха в жизни. Выявляется даже преступление — изнасилование, совершенное над одной из девушек. Как интересно, единственная возможность учеников начать о чем-то задумываться — это оказаться под дулом пистолета. Но, как всегда, такие истории никогда не заканчиваются happy end’ом.

    В такой ситуации можно было бы обвинить директора школы, но давайте посмотрим правде в глаза, как может один человек в демократических рамках умерить целую толпу, не желающую не то чтобы проходить учебный план, а учиться вообще.

    Тем временем на улице уже ждет группа освобождения, а журналисты берут интервью у коллег преподавателя. Таким образом, через интервью, раскрывается сам характер учительницы, что ее довело до такого. Между этим рассматриваются проблемы хулиганства, постоянных краж и торговли наркотиками.

    Этот фильм рассматривает многие проблемы социальной жизни Франции, а порой и всего мира, ведь проблемы, царящие во Франции, так или иначе встречаются и в других странах мира. Изабель Аджани сыграла если не лучшую, так одну из лучших своих ролей, она потрясающе убедительно вжилась в образ. А заканчивается фильм на вполне закономерной и немного грустной ноте — все девочки были в юбках, как того и хотела учительница.

    17 ноября 2009 | 22:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    КиноПоиск в Каннах

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    подробнее

    Новости


    Учительница истории с сорокалетним стажем берет в заложники целый класс. Вчерашняя школьница, наоборот, терроризирует семью преподавателя. В провинции сотрудница охраны мечтает о ребенке и готова ради этого на все. КиноПоиск рассказывает о трех картинах, в центре которых отчаявшиеся женщины. (...)
     
    все новости

    Интервью


    Кинематографическая школа стран Восточной Европы имеет очень хорошую репутацию в западных странах. Французы изобрели кино. Русские изобрели монтаж. Думаю, вместе мы сможем что-то снять (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    Еще пара слов о выходящем в этот четверг «Последнем уроке» Жан-Поля Лилиенфельда с Изабель Аджани в главной роли. Тут как раз есть пара поводов. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 543 964102 969
    Деньги686 544 097 руб.10 608 672
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    245.Республика ШКИД8.060
    246.АнастасияAnastasia8.059
    247.Иди и смотри8.059
    248.Доживем до понедельника8.059
    249.Пираты Карибского моря: На краю СветаPirates of the Caribbean: At World's End8.058
    250.Стальной гигантThe Iron Giant8.058
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.Отряд самоубийцSuicide Squad96.83%
    2.ПассажирыPassengers96.09%
    3.Темная башняThe Dark Tower96.01%
    4.ДюнкеркDunkirk95.90%
    5.Доктор СтрэнджDoctor Strange95.64%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Учитель на заменуDetachment182
    Пурпурный дождьPurple Rain3
    Иваново детство39
    Снупи и мелочь пузатая в киноThe Peanuts Movie10
    Джейн ЭйрJane Eyre267
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Angry Birds в киноAngry Birds6.554
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.628
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War7.785
    Экипаж8.179
    Любовь не по размеруUn homme à la hauteur7.134
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры