всё о любом фильме:

Книга Илая

The Book of Eli
год
страна
слоган«Одни готовы убивать, чтобы завладеть ею. Он готов убивать, чтобы защитить её»
режиссерАльберт Хьюз, Аллен Хьюз
сценарийГари Уитта
продюсерБродерик Джонсон, Эндрю А. Косов, Джоэл Силвер, ...
операторДон Бёрджесс
композиторАттикус Росс, Лео Росс, Клаудия Сарн
художникГэй С. Бакли, Кристофер Бериэн-Мор, Шэрен Дэвис, ...
монтажСинди Молло
жанр боевик, триллер, драма, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
DVD в США
зрители
США  12 млн,    Бразилия  887 тыс.,    Россия  811 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время117 мин. / 01:57
После мировой катастрофы Америка превратилась в выжженную пустыню. По бескрайним дорогам, кишащим бандами, враждующими между собой за воду и еду, странствует мудрый Илай. Однажды он прибывает в мрачные края, где когда-то была цветущая Калифорния, а теперь это сущий ад, где бесчинствует тиран Карнеги.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.90 (176 659)
ожидание: 75% (12 947)
Рейтинг кинокритиков
в мире
48%
92 + 100 = 192
5.4
в России
3 + 0 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Два раза в фильме можно услышать мелодию из фильма «Однажды в Америке», которую насвистывает кто-то из людей Карнеги.
    • В своё время роль подруги главного героя предлагали сыграть актрисе Кристен Стюарт, но та вынуждена была отказаться из-за плотного съемочного графика и работы над лентой «Новолуние».
    • Для съемок в фильме Дензел Вашингтон обучался боевым искусствам у Дэна Иносанто, протеже Брюса Ли.
    • В одной из сцен фильма можно заметить известный роман Дэна Брауна «Код Да Винчи».
    • Во время сцены задержания Илая и помещения его в тюрьму по приказу Карнеги на стене можно увидеть плакат фильма «Парень и его пес» (1974).
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2529 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Не слишком далекое будущее. Земля поражена глобальной катастрофой: в результате разрушения воздушной оболочки планеты, она стала уязвима, и вспышки на Солнце привели к гибели почти всего живого. Удалось уцелеть лишь немногим. Человеческая цивилизация была отброшена на века назад.

    На первый план вышла борьба за выживание людей среди себе подобных.

    При дефиците воды пришли к власти те, кто знали, где достать воду. При отсутствии пищи стал процветать каннибализм…

    Каким то образом (каким именно — по фильму непонятно), в число вредных, злых книг попала Библия. И все Библии были уничтожены Человечеством, за исключением, как выяснилось (хотя непонятно, как именно выяснилось) одной.

    И эту единственную оставшуюся Библию несет на Запад (куда именно — сам не знает, но так ему велит некий внутренний голос) Илай (Дэнзел Вашингтон). Илай читает Библию каждый день, молится Богу и разговаривает с ним. И Бог, получается, тоже велит Илаю, как надо поступать. По крайней мере, Илай его слышит.

    По ходу фильма выясняется, что Илай — не простой пилигрим, он еще, к тому же, виртуозно владеет холодным и огнестрельным оружием, что доставляет массу хлопот Карнэги (Гэри Олдмэну), навязчивой идеей которого является найти Библию, так как Библия, по его глубокому убеждению, содержит слова, дающие власть над душами людей.

    Пути Илая и Карнэги пересеклись, когда Илай посетил город, которым правит Карнэги.

    Еще одной судьбоносной фигурой для Илая стала Солара (Мила Кунис) — дочь слепой жены Карнэги. Она помогла ему завершить свою миссию…

    Если попытаться охарактеризовать фильм в целом, это кино о Боге, Библии и вере. Именно это является центром идеи фильма.

    От зрелища в фильме очень немного.

    Фантастический сюжет — чисто для фона.

    В обзорах фильм характеризуют, как боевик, но боевика там минут 10 максимум.

    Для самой Библии сюжет фильма логично завершается, но с главными героями далеко не все ясно. Концовку попытались сделать типа красиво, но умной назвать ее не могу, пусть простят меня сценаристы

    Фильм очень затянут. За 2 часа на экране мало что происходит.

    Хотя игра актеров заслуживает одобрения. Дэнзел Вашингтон и Гэри Олдмэн — профессионалы, что они всем в очередной раз и доказали.

    Тем не менее, особо рекомендовать фильм для просмотра не стану, так как ничего слишком выдающегося в нем не увидел.

    Если кто-то будет более впечатлен, пусть это станет приятной неожиданностью…

    5 из 10

    13 августа 2010 | 17:53

    «Пост-апокалиптический экшн «Книга Илая» с Дензелом Вашингтоном и Гари Олдманом в главных ролях». До премьеры фильма эти слова звучали для меня гораздо ярче, чем после его просмотра. Безусловно, подкупали громкие имена актеров, завораживающий постер, трейлер… Как оказалось впоследствии, это едва ли не единственные плюсы кинокартины. Одним словом, фильм меня разочаровал. Даже немного рассердил.

    Тем не менее, определиться с оценкой и типом рецензии оказалось для меня не так просто, как я считал, выходя из дверей кинотеатра. Первоначально, я полагал, что картина не найдет большого числа фанатов, и, естественно, получит невысокий средний балл. Велико было мое удивление, когда, зайдя на сайт, я увидел немалое количество положительных рецензий (26) и оценку в 7,372 (924). Этот факт меня заинтересовал. Сразу же возник ряд вопросов: что настолько зацепило зрителя? Что такого они увидели в этом фильме, чего не заметил я? Быть может, он не настолько плох, как мне показалось вначале? Отставив в сторону чувство легкого негодования, я решил постараться найти ответы на заинтересовавшие меня вопросы, и сделать это максимально трезво и объективно, без оглядки на первоначальные эмоции. Для этого пришлось ознакомиться со всей информацией, что удалось найти в сети: от бюджета и прочих атрибутов до интервью с режиссерами и актерами. Вот что у меня получилось.

    Идея фильма. Начать свое маленькое исследование я решил с «раскопок» в самом «эпицентре». Ведь понять, в чем идея режиссера, какова его задумка, что он хотел донести до зрителя, — значит уловить суть фильма. На первый взгляд, фильм пропитан философским подтекстом. Но, судя по всему, братьев Хьюз на создание данной картины толкнули отнюдь не философские поиски и размышления о высоком. В интервью, подготовленном Натальей Хиггинсон, Аллен Хьюз на вопрос «Как идея оформилась в фильм? С чего все началось для вас?», не стесняясь заявил: «Уорнер и Silver Picture купили сценарий, к которому никто в общем-то не проявлял интереса. Я так понимаю, что какое-то время он циркулировал вокруг, но до Уорнеров никого не интересовал. Нам дали его почитать, чтобы узнать мнение.» Другими словами, он пояснил, что к ним в руки попал завалявшийся и никому ненужный сценарий. Ребята просто сообразили, что это неплохой шанс сделать кино, которое всем понравиться, принесет некоторую прибыль, и, возможно, если повезет, прервет их полосу творческого застоя. Ведь давненько они не снимали ничего стоящего. Вернее, давненько они не снимали ничего … К слову, в основу данного шедевра положен дебютный и единственный сценарий некого Гари Уитта, нигде ранее не замеченного. Вот вам и философия. Написанное нисколько не означает, что скрытого смысла в фильме нет. Он там есть. Просто очень скрытый. И раскрывать его никто и не думал, что видно невооруженным взглядом. Остается только искренне порадоваться за тех зрителей, кто узрел «моральный посыл режиссеров» и высокую философию братьев Хьюз…

    Сюжет. На первый взгляд сюжет может показаться надуманным и нудным. И на второй взгляд ситуация не изменится. Сюжет действительно нуден, затянут и нелогичен. Завязки, как таковой, нет. Да и развитие действия — самая захватывающая часть сюжета — не особенно убедительна. Драки и перестрелки в стиле «всех убью — один останусь» приелись зрителю еще со времен «Рэмбо». Еще более абсурдным все это выглядит после одной из заключительных сцен, когда оператор дает нам возможность заглянуть в глаза главному герою и кое-что там увидеть… Развязку в сюжете фильма можно выделить так же весьма условно. И хотя основной упор, очевидно, был сделан именно на эту часть сюжета, она сильно смазана, лишена эмоциональности, в ней трудно найти решение противоречий сюжета. Перед нами нет целостной и завершенной картины. Скорее, набор событий, условно связанных между собой.

    Актеры. Бесспорно, сильная сторона фильма — Дензел Вашингтон и Гари Олдман. Говоря о Дензеле в одном из интервью, Аллен Хьюз отметил: «получить такого актера в картину — половина успеха гарантирована.» Полностью с ним согласен. Пусть Дензел выступил в непривычном амплуа и, как мне показалось, был не совсем в «своей тарелке», это не помешало ему превосходно сыграть роль. Профессионал — что тут скажешь. А вот братья Хьюз, на мой взгляд, допустили промашку, не уделив достаточного внимания составляющим второй половины успеха…

    Атмосфера фильма детально проработана. Мы видим качественную поглощающую с первого кадра целостность: краски, локации, одежда персонажей, звуки и музыка — все вместе погружает зрителя в серый пост-апокалиптический мир. В отрыве от всей картины, атмосфера выдержана на высоком уровне. Но к сожалению, насладиться тем, что видишь и слышишь в полной мере не удастся. Сюжет фильма не слишком интересен, поэтому уже через полчаса просмотра интерес сменяется зевотой, а вся эта невзрачность, разруха, грязь и упадок только подливают масла в огонь. Ты ощущаешь, как тебя одолевает скука.

    Несколько вопросов. Священная Библия — эта не та книга, которой можно взять и придумать новое название, не правда ли? И почему именно Библия? Что на счет других религиозных конфессий? Кто есть Илай? Пророк? Воин? Монах?

    Любопытно. Просто не мог не отметить интересную фразу в описании фильма: «После вселенской катастрофы Америка превратилась в выжженную пустыню»…

    Итог. Люди в большинстве своем охотно проглатывают то, чем их кормят, пытаясь увидеть не показанное и звучно заявить, что осмыслили увиденное, только чтобы не выглядеть невеждами… В этот раз нам скормили «Книгу Илая», замаскировав ее под «мозговой» фильм с глубоким смыслом. Конечно, о вкусах не спорят. Но лично я не нашел в этом фильме чего-то особенного. При всем своем желании поставить больше, чем 5 из 10 я не смог. Просто не за что.

    5 из 10

    18 января 2010 | 01:51

    Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

    Словом можно убить, словом можно укрепить, словом можно оживить дух человека. В мире, где самой большой ценностью стала вода и пули, а наименьшей ценностью — человеческая жизнь, — общество и человек потеряли ценностный ориентир. Человечество бьется в агонии самоуничтожения, не в силах понять весь мрак своих душ, их сознание напиталось ядом ненависти. Люди потеряли смысл жизни.

    Единственной высокой целью существования некоторых людей (у большинства никаких целей и нет) стало найти некую Великую Книгу, которая им объяснит, как достичь рая на земле, обретение которой поможет им достичь процветания и власти. Эта Книга стала их идей фикс, ради которой они готовы мир превратить в ад. Они верят, что Книга даст им материальные блага, позволит достичь им власти над миром, не понимая, что она прежде всего дает людям духовное освобождение и просвещение.

    Истину нельзя завоевать. Она надежно защищена. Сказано, «потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Матфея 13:13).

    Так и Илай своими поступками и действиями свидетельствует им о правде, которую они ищут, просто слов его они уже не поймут, и он глаголет им молча.

    Они пытаются взять руками свет, не понимая, что он уже им светит. Книга — символ истины, ее внешнее оформление, но не сама истина. Кто пытается читать глазами — разочаруется, ибо читать надо сердцем. Поэтому злу истина всегда будет недоступна.

    Истина неизменна и непобедима, она словно осуждение злу. Так и Илай, как символ той истины, неуязвим. Он храним Богом, потому что познал истину, познал ее в вере и стал свободным: перестал бояться смерти и положился на волю Всевышнего. Истина не в книгах, а — в сердцах и душах.

    Он шел и шел, подвергаясь опасностям и смертельным испытаниям, терпя лишения, голод и жажду, шел туда, где сердца людей смогли бы принять свет, который он им нес, и распространить его повсюду, потому что свет — есть жизнь.

    Нельзя сказать, что Вашингтону удалось полностью воплотить в себе образ такого человека, сострадающего и пытающегося изменить людей. Но общая идея ясна и требуется внимательно анализировать мотивы его поступков, которые диктуются, даже если приходится убивать, идеей человеколюбия, находящей такое вот отображение в условиях человеконенавистнического общества.

    7 из 10

    26 мая 2014 | 17:50

    Только что с просмотра. Ощущения двойственные. Я пыталась отнестись к нему, как к очередному постапокалипсису, продолжателю славных традиций «Безумного Макса», но — не вышло. И дело не в том, что тут замешана Библия. «Макс» — простой и сильный фильм о выживании. «Книга Илая» — непростой и не такой сильный. Полностью соглашусь с уже отписавшимся рецензентом, это «история человека, который на протяжение 30 лет нёс ценное знание». Да, он выполнил свою миссию, но … Не знаю, не знаю…

    Илай считал Библию силой, хотел поделиться ею с людьми, но сам не следовал ее заповедям ни на грош. И я говорю не об убийствах. В конце концов, он защищал свою жизнь. Нет, я имею в виду «Это не твое дело, иди своей дорогой». Когда я в первый раз это увидела, остался осадок, но я подумала, что ж, может, он устал, со всяким бывает. Но потом я поняла — так он делал не раз. У него была возможность помочь, но он этого не делал, мотивируя это, скорее всего, нежеланием отвлекаться от своей миссии. Что-то я этого не понимаю — у меня великая цель, а вы, люди, посторонитесь, так, что ли?

    Или предполагается, что в суровые времена и герои должны быть такие же? Как-то мне не хочется Илая видеть героем. С другой стороны, если фильм заставляет думать, значит, в нем что-то есть. Не могу полностью определиться — нравиться — не нравиться. Смотреть — обязательно всем, соглашаться или нет — выбор для каждого свой.

    25 января 2010 | 10:19

    Типичный апокалипсический боевик, где все друг-друга убивают за корку хлеба.

    Интеллектуально фильм рассчитан скорее на подростков. Сценаристы не особо интересовались тем, что человеку надо в день литра 2 воды, прежде чем вставляли в сюжет сцену с невероятной покупкой жалкой полулитровой фляги за «бесценные сокровища». То что главный герой это супер-герой, конечно понятно, и уже даже привычно, после кучи просмотренных боевиков. Здесь с реалистичностью особо тоже не заморачивались.

    Всё снято в чёрно-белой палитре, а цвета появляются к концу кина, как толстый намёк на улучшающиеся обстоятельства. Игра актёров особых нареканий не вызвала. Восторгов тоже.

    Теперь собственно о религии. Злодей мне даже в какой-то момент понравился, когда сказал, что Библия всегда производила впечатление на людей, слабых духом, делала их управляемыми — правда жизни. Именно эту власть он вроде как искал от этой книги. Но ближе к развязке и он проговорился, что вера ему помогла выжить и создать свой город, что уже практически не оставило у меня сомнений, что я смотрю религиозную пропаганду. Дальнейшие события лишь подтвердили это. Море крови оправдано наверно также, как и крестоносцы оправдывали свои убийства в средние века — ведь они защищали прежде всего веру, несли её в себе.

    Я искал какой-то философский, скрытый смысл этого кино и потратил на это 2 часа своего времени. Я пожалел. Всё оказалось банальным до не могу, в т. ч. и искомый «философский смысл». Советую всем потратить это время с большей пользой.

    3 из 10

    4 июля 2010 | 03:55

    Тематика дальнейшего существования человечества после глобальной катастрофы давно превратилось в своеобразный универсальный инструмент по созданию фильмов самых разных категорий и возрастных направлений. И действительно, если хорошенько присмотреться, то беспроигрышность данного сценария станет очевидна даже самым слепым. Берем какую- нибудь масштабную заварушку в качестве основы и зачина всего проекта, которая в кратчайшие сроки нашинкует в капусту большую часть населения планеты, помещаем выживших в крайне тяжелые условия существования, добавляем впечатляющие пейзажи постапокалипсиса и все- очередной нерводробильный проект про выживание нашей расы готов и ждет своей публики. Поначалу эта идея еще была способна вызвать неподдельный интерес зрителей и даже завербовать к себе верную кагорту поклонников. Но видимо звезды и планеты тогда сошлись в какую- то особую комбинацию и получилось так, что эта идея удивительно быстро стухла. После выпуска ряда не самых удачных картин эта тема быстро отошла в разряд «нежелательных» и в течение десятилетия всемогущие продюсеры предпочли вообще не вспоминать о ее существовании. А истинным поклонникам постапокалиптической тематики ничего не оставалось, кроме как в стотысячный раз пересмотреть дилогию «Безумный Макс» или уже порядком позабытый «Шестиструнный Самурай», да засесть за уже не раз пройденные оригинальные «Fallout». И вот в 2009 году для практически похороненного жанра неожиданно зажглась надежда, и возрождение эпохи пережившей катастрофу планеты уже перестало восприниматься, как бред незадачливого сценариста. Братья Хьюз, известные по своему псевдоисторическому триллеру «Из Ада», вдруг ни с того ни с сего решились снять самую настоящую постапокалиптическую картину в духе все того-же «Самурая» или «Макса», начисто игнорируя нововведения своих не самых уcпешных коллег(опять-же «Водный Мир», и «Машина Времени»). Более того, они решились добавить в фильм изрядную долю библейского контекста, дабы подчеркнуть серьезность картины и обозначить новый уклон жанра в сторону большей реалистичности и серьезности. Итоговый результат вышел довольно неоднозначным. Поклонники постапокалиптических фильмов старой закалки дружно обвинили «Книгу Илая» в излишней претенциозности и библейском пафосе, но зато снискали теплый прием среди простых зрителей и тех, кому вышеперечисленные картины показались слишком легкомысленными. Так давайте разберемся, к какой категории следует относить «Книгу» и заслужила ли она такую критику.

    Сюжет. Здесь он играет одну из центральных ролей и то, что все остальные аспекты картины стараются во всем согласововать свои действия с основной сюжетной линии, становится очевидно еще в первой трети фильма. Сюжет здесь- альфа и омега всего и вся, ведь при отсутствии каких-либо отвлекающих факторов(впечатляющих спецэффектов, например) внимание зрителя волей неволе привлечет сюжет (к сожалению, по принципу «надо-же на чем- то сконцентрировать внимание!»), как второй по важности фактор современного кино, что, на самом деле, не может не огорчать. Но вернемся к фильму. Сюжет крутится вокруг некоего Илая- бывалого странника, вдоль и поперек исходившего все дороги некогда бывших Соединенных Штатов Америки, отличного воина и просто мудрого человека. Видимо, о его прошлом нам намеренно ничего не сообщают, давая зрителю ныне редкую возможность пораскинуть мозгами и самому додумать- кем-же был наш протеже до катастрофы и почему столь рискованная миссия (какая- узнаете во время просмотра) была возложена именно на его плечи. Плюс ко всему выводы, к которым придет зритель во время своих рассуждений, напрямую повлияют на то, как он в последствии отреагирует на концовку, и сумеет ли он вообще понять ее. А это уже зависит исключительно от его культурного развития и степени ограниченности. По ходу своих странствий он попадет в самые разные ситуации, побывает в самых опасных местах, пройдет сквозь огонь и воду и нашинкует в капусту всех, кто посмеет встать между ним и титульной книгой, которая является ключевым элементом сюжета и камнем преткновения между Илаем и безжалостным Карнеги. Все выполнено на довольно высоком уровне, и, при наличии нескольких очевидных логических проколов и шероховатостей, затягивает с первой же минуты, в результате чего оторваться от мрачного очарования «Книги» не поможет уже ничто. Феноменальная степень погружения в здешний жестокий мир гарантированна.

    Персонажи. Здесь внимания заслуживают трое ключевых действующих лиц, которым этого самого внимания уделено значительно больше, нежели остальным персонажам картины. Оно и правильно, ведь обилие совершенно ненужных героев не только отвлекало бы зрителя от основного действия, но и внесло бы в сюжет совершенно ненужные беспорядок и путаницу, которые превратили бы фильм в какую-то непостижимую простому уму склоку. Это сам Илай, Карнеги, и неожиданно свалившаяся на голову нашему протагонисту приемная дочь Карнеги Солара. Все получились удивительно цельными, интересными и правдоподобными персонажами, которые, благодаря прекрасной работе сценаристов, смотрятся совершенно реальными людьми с собственными характерами и предысторией, а не просто кучкой статистов с говорящими головами. Минус один гвоздь из гроба «постапокалиптического» жанра.

    Музыка и атмосфера. И вот, перед нами предстали, без сомненья, самые потрясающие выполненные элементы этого апокалиптического экшена. Вот то, что позволяет безвозвратно погрузиться в непередоваемую атмосферу мрачных пустынных земель и одиноких полуразрушенных автострад, в полную меру ощутить роковую обреченность этого мира, и вместе с отважным Илаем совершить смертельно опасное путешествия вглубь кишащих разъяренными бандами долин. Cтоль потрясающе глубокого, мощного и одновременно нетипичного саундтрека мир кинематографа не видел уже очень давно. Если в других фильмах фоновая музыка играет скорее роль плохо привинченного куска арматуры, который если и не мешает, то вызывает некоторое чувство дискомфорта и желание поскорее оторвать его и выкинуть куда подальше, то саундтрек «Книги Илая» не отрывает до самого конца, завораживает и притягивает одновременно, такая музыка может вызвать самую неподдельную бурю эмоций, с чем она с честью и справляется. Отличная работа, что и говорить.

    Негативная реакция критиков на этот, без сомненья, достойный проект, может быть объяснена лишь наличием большого количества ярых поклонников «Безумного Макса» среди профессиональных обозревателей. Им, как представителям «классического» взгляда на постапокалиптические картины, весь этот полурелигиозный пафос и желание сценаристов сделать упор на нескольких ключевых персонажей вместо раскрытия всех аспектов мира, пережившего глобальную катастрофу, мог показаться банально рудиментарным и совершенно ненужным для фильма подобной тематики. Возможно, в далекие 90-е все это действительно было попросту не нужно только что зародившемуся жанру, но тенденции кинематографа, как и любого другого направления искусства, имеют привычку видоизменяться и принимать совершенно нетипичные формы. В мире, где мелодрамы становятся тупее среднестатистических комедий, а комикс-блокбастеры начинают заманивать к себе заядлых поклонников фильмов Ларса Фон Триера или Педро Альмадовара, взросление постапокалиптических картин от лихости «Безумного Макса» и «Шестиструнного Самурая» к мрачной атмосфере увядания человеческой расы «Книги Илая» уже давно должно перестать восприниматься, как отхождение от общепринятых канонов, к тому- же если эти каноны- устаревшие.

    9 из 10

    3 сентября 2012 | 20:31

    После конца света, вызванного ядерной войной, остатки человечества живут в разрухе и покупают воду у сильных мира, кто имеет достаточно наглости эту воду захватить и продавать остальным. Например, Карнеги (Гэри Олдмэн) и его шайка убийц, держащие в страхе целый городок. Денег, правда, в ходу у народа не так много, но люди всегда могут договориться — у кого-то есть что-то из запаса военных консервов, кто-то может починить аккумулятор или подзарядить старенький Ipod. Как, например, герой Тома Уэйтса, мастер-старьевщик. В общем, нормальная такая поселковая жизнь в полуанархии, полутоталитаризме, от чего иным гордым потомкам парламентаризма, правового сознания и Бруклинского моста конечно, неуютно.

    В этой мрачной атмосфере одиночкой оставаться сложно. Тем не менее, пожилой уже путник с повадками бойца спецназа Илая (Дензел Вашингтон), охотясь на диких кошек и стервятников, целеустремленно идет куда-то на Запад полудикой страны, избегая попутчиков и попутчиц. Преодолевая частые искушения гневом от шаек грабителей, читая Библию на привалах, Илая попадает в городок Карнеги. Практически, на ловца и зверь бежит: не простой злодей, а начитанный, и даже ищущий — Карнеги давно и безуспешно ищет хоть какое-нибудь издание Библии, чтобы обрести те слова всемогущества и мудрости, которые позволят ему подвести какой-нибудь четкий фундамент под расширение полномочий и границ его персональной империи зла. Оказывается, первые годы после катастрофы люди так взъелись на религию, обвинив ее в случившейся войне, что уничтожили все Библии. А теперь местный авторитет Карнеги захотел вернуть людям идею Всевышнего Бога, но только после предварительной обработки своим ядовитым красноречием. И, похоже, Илая имеет как раз то, что нужно Карнеги — увесистый томик, украшенный крестом. Однако у Илаи особая миссия — он должен сберечь Книгу и доставить ее туда, куда призывает его внутренний голос. Поэтому он сбегает и на него начинается охота. Все усложняется тем, что вместе с ним бежит и Солара (Мила Кунис) — дочь слепой сожительницы Карнеги Клавдии (Дженифер Билс). Солара чувствует в Илае человека другой породы: мало того, что старичок в одиночку раскидал штук 15 отъявленных головорезов, он еще и жизнь знает ту, что была до катастрофы…

    Завязка «Книги Илаи», как видите, довольно простая, но эффектная. Все держится на тайне, постоянных драках и поединках, жестком юморе, смертельных опасностях и динамике постоянного движения, будь то бегство или просто следование своему пути. Контрастно, ярко и просто подана борьба противоположностей: истеричного злодея Карнеги и спокойного, уверенного одиночки Илаи. Повышенная концентрация мужского начала компенсируется не чрезмерно обворожительной, но подростково-симпатичной Соларой, являющей нечто среднее между «блондинкой для беспокойства» главного героя и крутой девушкой-воином, способной на серьезное сопротивление.

    Все расставленные сценаристом ловушки на зрителя и крючки внимания срабатывают и проглатываются четко и согласно расписания: и даже когда сам раненный Илая, кажется, уже окончательно списан со счетов, фильм обретает второе дыхание и мы с не меньшим, а то и с большим вниманием следим за уверенными действиями Солары.

    Режиссерам братьям Аллену и Альберту Хьюзам удалось создать настоящее ощущение эпоса: нещадное солнце постапокалиптической пустыни, странная музыка Аттикуса Росса, нечто среднее между космическими запилами Нила Йонга в незабвенном «Мертвеце» (кстати, и герой Тома Уэйтса здесь как-то рифмуется) и природными звуками пустыни в духе раннего Морриконе. Мир «Книги Илаи» — нечто среднее между пространством компьютерной ролевой игры «Fallout» и ветхозаветной пустыней, где действуют рыкающие беззаконники и бесстрашные праведники, вооруженные словом Божиим. Операторская работа почти не злоупотребляет расхожими бессмысленностями: долгими полетами по какой-нибудь траектории пули, или внезапные проникновения куда-нибудь вглубь предмета или события. Нет, скорее камера плавно передвигается, словно неуязвимый бесшумный арбитр — во время драки, или сомнабулично гуляет под пулями, точно призрак, заглядывая в раскаленное дуло огромного ручного пулемета. Действия оператора Дона Бурджеса органичны, он позволил своей камере не лезть в действующие персонажи, а просто передавать движение и эмоции героев.

    Последнее, кстати — тоже не бьет слезливым ключом. «Книгу Илаи» нельзя назвать ни сентиментальным, ни чувствительным фильмом — что скорее плюс режиссерам. Разница возраста и судьбы, изначально заложенная между главными героями Илаей и Соларой автоматически перевела их отношения в ряд чисто философской привязанности.

    «Книга Илая» — это не столько крутой боевик или экшн ради экшна, сколько последовательно и достоверно, на суровом примере из вполне вероятного будущего развернутая иллюстрация из учения о Кресте Господнем: «…кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее…». Преданный книге Илая готов умереть, лишь бы выполнить то, чего хочет от него Господь — и он не только передает божественные глаголы, но и зарождает новый огонь в сердце своего последователя Солары. Мессианские мотивы, ранее в творчестве братьев Хьюз проходившие скорее по сатирической линии, в новом фильме поданы главным блюдом. Другое дело, что блюдо это обильно приправлено гуманистической кашицей а-ля Бредбери с его «451 по Фаренгейту» — но даже так, дело это полезное, ведь вскоре книги хоть и запрещать не станут, но сами они резко сократят свое присутствие в мире тотального электронного носителя.

    Своевременно режиссеры братья Хьюз напоминают именно об аналоговой ценности книг, и особенно Библии, указывая на нее не только как на носителя свода человеческих знаний, фундамента мироощущения человеческой цивилизации, но и как на нечто, исходящее сверху, трансцендентное человечеству. Это особенно видно, когда Илая то ли начитывает Писание по памяти, то ли получает его снова от Первоисточника в виде нового откровения, таким образом по новому осмысливается и название картины — Библия, в какой-то мере, действительно становится книгой Илаи. Что ж, почему бы и нет? Главное, что не пособием по идеологической обработке в руках Карнеги и материалом для самокруток в руках какого-нибудь одичавшего бродяги.

    23 сентября 2011 | 23:10

    Суровый чернокожий странник в брутальных очках (Вашингтон) бредет по пост-апокалиптической пустыне на запад, к океану (а куда же еще?), охотится на кошек и слушает айпод, которому, видимо, и апокалипсис нипочем. При этом он изредка встречает бандитов, которым по-христиански отрубает все выступающие конечности, а потом с неизменным выражением лица шарит по карманам в поисках чего-нибудь ценного. Так собственно, и шел бы он весь фильм, если бы в плеере не закончилась зарядка, и герою не пришлось зайти в небольшой городок, в котором главой является стареющий любитель печатного слова (Олдман), который отличается от окружающего его быдла тем, что читает Муссолини и строит планы по захвату мира. А мир после Апокалипсиса, по его мнению, можно захватить только с помощью Библии, экземпляр которой он и ищет большую часть жизни.

    Интригу вокруг книги, которую несет главный герой, завязать не удалось: с первых минут понятно, что это именно Священное Писание. Впрочем, сюжету все-таки удастся вильнуть хвостом перед зрителем и подбросить пару неожиданных моментов ближе к концу повествования. И вообще, проблему религии после Конца Света вряд ли можно считать заезженной, и поэтому простоватый сюжет «Книги Илая» воспринимается на ура.

    Кроме того, фильм может похвастаться прекрасной атмосферой и проработкой деталей. Крупные планы бесконечной пустыни, жутковатые ее обитатели, постоянная охота за водой создают нужное гнетущее впечатление.

    Другой плюс этого фильма — игра великолепного Гари Олдмана, который наконец-то вернулся к своему излюбленному амплуа злодея и, как всегда, делает свою роль гораздо глубже и интереснее, чем требует сценарий. На его фоне Вашингтон немного теряется, хотя его герой суров до невозможности, и этим он прекрасно вписывается в роль мессии. Мила Кунис просто хорошо играет и выглядит чертовски красиво и сексуально.

    В целом, фильму неплохо удается соединить жанры боевика и драмы, с небольшим намеком (но только намеком!) на романтическую линию. Правда, места для шуток в нем не нашлось: история рассказывается подчеркнуто серьезно, стараясь походить на притчу в фантастическом антураже, хотя мегафон от Моторолы и тайник старичка, полный оружия, повеселили весь зал. А так получился стильный, местами жестокий боевик с толикой смысла, брутальным главным героем, харизматичным злодеем и очень красивой девушкой. Что еще для счастья нужно?

    18 января 2010 | 14:12

    Создатели этого фильма пытались загрузить грешного зрителя проблемами веры, но, то ли сами в этом ни черта не смыслят, то ли сознательно вешают нам макаронные изделия на уши…

    Впрочем, разберем все по порядку.

    1. Сюжет или «Лебедь, Рак да Щука».

    Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

    Илай все рвется в «облака»,

    Карнеги пятит всех к себе,

    Ну а Солара не поймет

    Кому ей услужить.


    Некий субъект с мачете наперевес ходит и рубит злых дядей, живущих по законам Дарвина, попутно любуясь живописнейшими пейзажами разрушенной цивилизации и все бы ничего, но в его вещмешке находится ценный груз, который всем своим видом намекает на нетерпение быть доставленным добрым дядям, которые являют собой «генофонд» светлого будущего (тут я скупо роняю слезу).

    Тянет его ента вещь, потягивает, а вытянуть не может (ведь кругом настоящее бандитское болото), вот и «дедка» Карнеги хватается за свою репку, изображая разномастные гримасы, негодуя, что остался без «киндера» от высших сил (даже голосов не ниспослали!) и подкидывает «внучку» Солару ненавистному протагонисту…

    Отношение главного злодея к Илаю на протяжении фильма напоминает эпизод из комедии «Кавказская пленница», в котором герой Вицина, по началу, с визгом отпрыгивает от какой-то тряпки, а потом со зверским рыком накидывается на оную…

    Решительно не понятно, зачем все-таки понадобилась эта книга герою Олдмана, естественно, когда в наличии источники пресной воды, пищевые ресурсы, определенные техсредства, она позарез нужна. Неужели нельзя было создать (ну если уж так хочется!) некий извращенный (под стать лидеру) культ, а не бегать с армией солдат и кучей вооружения за последней Библией короля Якова?!

    2. Новый апостол.

    «Всякое кровопролитие есть тягчайшее нарушение воли Божьей, ибо жизнь любого живого существа принадлежит только Господу». Ценный груз Илая

    Главный герой возомнил себя посланником Вседержителя (голоса ж неспроста слышал), и смело идет к великой цели, оставляя после себя дорогу, усеянную трупами (а в книге-то за это атата обещают). Когда угнетают невинных он повторяет: «Не встревай, это не твое дело». Придет время, когда «несун» будет наизусть цитировать Писание. Жаль, что некоторые тексты зрителю благоразумно не освещают, дабы не оставить противоречивых впечатлений.

    Я исправлю это недоразумение, вот лишь некоторые:

    Первая Книга Моисеева. Бытие

    Глава 9, стих 6.


    Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию.

    Вторая Книга Моисеева. Исход

    Глава 20, стих 13.


    Не убивай.

    Книга пророка Исаии

    Глава 1, стих 15,17


    И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

    Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.


    От Марка Святое Благовествование

    Глава 7, стихи 21-23


    Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,

    кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,-

    всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.


    Первое Соборное Послание Святого Апостола Иоанна Богослова

    Глава 3, стих 15


    Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.

    3. Актерская игра.

    Несмотря на то, что сценарий этой киноленты абсолютно провальный, а сюжет богат нестыковками, в актёрской палитре Дензела Вашингтона нашлись определенные краски измученной мудрости, которые в фильме получили достойное воплощение.

    Что касается Гари Олдмана и его бригады, то тут все стерильно, вполне вписывается в контекст повествования.

    Мила Кунис, так же ничем примечательным не выделяется.

    4. Операторская работа и спецэффекты.

    Дон Бёрджесс, известный нам по таким фильмам как «Форрест Гамп», «Изгой» и «Человек-паук» вкупе со специалистами по спецэффектам (легкий привкус тавтологии) создали вполне приятное глазу кино. Как я упоминал выше, здесь присутствуют впечатляющие картины погибшего (возрождающегося из пепла?) мира, красочные перестрелки и мастерски выполненные сцены ближнего боя.

    5. Музыкальное сопровождение.

    Аттикус Росс, Лео Росс, Клаудия Сарн создали неплохую композицию фильма, которая отражает внутренний мир главного героя и создает некий обманчивый оттенок религиозности.

    6. Итог.

    Это кинополотно братьев Хьюз, вне всякого сомнения, достойно внимания, хотя бы ради того, чтобы возбудить свое духовное самосознание, притупленное суетой нашего постиндустриального мира, а уж как оно отреагирует? Бог его знает.

    25 июля 2010 | 18:25

    В нашу эпоху стремительной технологической революции и практически пика развития инфраструктуры, страшно представить, как мы можем сами же себя лишить всего этого.

    После глобальной катастрофы, поверхность Земли представляет собой выжженную солнцем пустыню, где одинокие очаги человечества пытаются выжить и каждый здесь сам за себя. В этом странном месте есть человек, странник, который отличается от местных обитателей, его зовут Илай. У картины сильная атмосфера постапокалиптического будущего. Люди пользуются остатками былых удобств, скрываясь от палящих солнечных лучей. Страх и трепет вызывают те, кто не брезгует питаться другими людьми ради выживания. У фильма сильный дух описываемых в нем событий, который вполне может стать отправной точкой для зарождения новой серии фильмов или книг. Удивительно наблюдать за тем, как человечество, отброшенное назад, приспосабливается к этому жестокому миру. Сюжет не может похвастаться новизной, но он интересен, и неожиданные сюжетные повороты придают происходящему колоритности. Важной составляющей здесь выступают сами герои — люди, пережившие апокалипсис. Конечно, главной загадкой здесь является главный герой по имени Илай, чем образ, переданный Дензелом Вашингтоном, надолго остается в памяти. Так же хотелось бы отметить и великолепную игру Гари Олдмана, который воссоздал характер главного злодея.

    Интересный и местами необычный проект с элементами религиозной тематики в удивительном, и в тоже время, пугающем мире будущего.

    7,5 из 10

    3 июля 2011 | 17:57

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    Blu-Ray, 494 руб.
    саундтрек, 760 руб.
    подробнее

    Новости


    Успешно совершив прыжок из малобюджетного фантастического кино в крупную франшизу с большой историей, Гарет Эдвардс теперь собирается пополнить свою фильмографию не менее представительным, чем «Годзилла», проектом. 39-летнего постановщика пригласили заняться спин-оффом «Звездных войн». (...)
     
    все новости

    Интервью


    Это мечта каждого мальчишки - иметь железную дорогу и стать машинистом. У меня была такая уникальная возможность узнать, как это происходит на самом деле. Когда я был ребенком, у меня не было железной дороги, но у кого-то из моих друзей была. Так что я попал в детскую мечту и стал водителем поезда, пусть ненадолго, но тем не менее. (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    Неутомимый фильм Джеймса Кэмерона продолжает напоминать о себе, одержав седьмую победу подряд в американском кинопрокате. Глобальная выручка перевалила за отметку в 2 миллиарда долларов. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ЛюсиLucy43 899 340
    2.ГераклHercules29 800 263
    3.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes16 767 260
    4.Судная ночь 2The Purge: Anarchy10 482 760
    5.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue9 529 656
    25.07 — 27.07подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГераклHercules397 510 070
    2.Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes116 825 157
    3.Домашнее видеоSex Tape92 500 000
    4.Шаг вперёд: Всё или ничегоStep Up All In35 929 829
    5.Король сафариKhumba23 702 253
    24.07 — 27.07подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 697 303296 854
    Деньги711 833 817 руб.99 645 623
    Цена билета263,91 руб.8,88
    24.07 — 27.07подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    200.Последний самурайThe Last Samurai8.118
    201.Люди Икс: Дни минувшего будущегоX-Men: Days of Future Past8.117
    202.ПсихоPsycho8.117
    203.Покровские ворота8.117
    204.Билли ЭллиотBilly Elliot8.116
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.ПосвященныйThe Giver90.70%
    52.СеренаSerena90.68%
    53.Седьмой сынSeventh Son90.68%
    54.ИнсургентInsurgent90.64%
    55.Большие глазаBig Eyes90.58%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Славные парниGoodfellas86
    Хотел бы я быть здесьWish I Was Here21
    Таинственная рекаMystic River113
    Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в ДалласеJFK27
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy32
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Планета обезьян: РеволюцияDawn of the Planet of the Apes7.486
    ГераклHercules6.309
    Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy8.496
    Домашнее видеоSex Tape5.849
    Король сафариKhumba5.818
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles07.08
    Неудержимые 3The Expendables 314.08
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For21.08
    Кавказская пленница!21.08
    Если я останусьIf I Stay28.08
    премьеры