всё о любом фильме:

Новый кинотеатр «Парадизо»

Nuovo Cinema Paradiso
год
страна
слоган«A celebration of youth, friendship, and the everlasting magic of the movies»
режиссерДжузеппе Торнаторе
сценарийДжузеппе Торнаторе, Ванна Паоли, Ричард Эпкар
продюсерФранко Кристальди, Джованна Романьоли, Габриэлла Карозио
операторБласко Джурато
композиторЭннио Морриконе
художникАндреа Кризанти, Беатрис Бордоне
монтажМарио Морра
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  2.83 млн,    Франция  2.05 млн,    Испания  910.9 тыс., ...
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время124 мин. / 02:04
Это рассказ о счастливых днях, когда итальянское кино еще не знало о том, что такое «кризис итальянского кинематографа». В центре разделенной как бы на три части картины — сицилийский мальчишка Сальваторе.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.50 (148 940)
Рейтинг кинокритиков
в мире
90%
60 + 7 = 67
8.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Первая версия фильма шла 2 часа 35 минут. В международном прокате фильм демонстрировался 2 часа 3 минуты. Через несколько лет появилась лента на 20 минут длиннее, в которой главный герой, влюбленный в кино, не только приобщается с детства к волшебному миру экрана в лице старого киномеханика, но и познает обыкновенную человеческую, плотскую любовь прямо на полу кинотеатра «Парадизо».
    • В рабочем месте киномеханика Альфредо, на стене висит постер фильма «Касабланка» (1942).
    Трейлер 01:26
    все трейлеры

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    В этой картине есть немало кадров из фильмов 40—50-х годов, которые запали в душу сицилийского мальчишки Сальваторе со славным прозвищем Тото, поскольку он вечно крутился рядом с немолодым киномехаником Альфредо из роскошного (для тех лет) нового сельского кинотеатра с божественным названием «Парадизо». Кинематограф как подлинное царство грёз, настоящий рай, в котором мы обретаем своё бессмертие, представлен в ленте 32-летнего итальянского режиссёра Джузеппе Торнаторе не только со слезами ностальгического умиления по поводу безвозвратно ушедшего, но и с добрым юмором и любовью по отношению к наивной реакции зачарованной публики. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 53 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Популярный актёр Сальваторе Ди Вита (Перрен) поздним вечером получает весточку со своей родины — Сицилии. Он узнаёт, что там на острове скончался его старый друг Альфредо (Нуаре), который когда-то, будучи киномехаником, открыл Тото дорогу в мир кинематографа. Сальваторе ложится в постель и пускается в путешествие по волнам своей памяти: он видит себя маленьким мальчиком (Кашо), который с раннего детства знал, что кино — станет тем, чему он готов посвятить всю свою жизнь.

    Я понимаю, что сейчас выскажу крамольную мысль, которая вероятнее всего не понравится многим любителям кинематографа, однако «Новый кинотеатр „Парадизо“ — это первый из просмотренных мною фильмов итальянского режиссёра Джузеппе Торнаторе, который не оправдал ожиданий. При этом я не хочу сказать, что картина мне не понравилась, совсем нет. Просто я ожидал гораздо больше от общепризнанного шедевра, фильма, который принёс Торнаторе славу и успех, и который во всех пользовательских рейтингах находится в почётных списках лучших лент за всю историю кино. Ну не знаю, как минимум, „Простая формальность“, «Незнакомка» и «Лучшее предложение» мне понравились больше. Да и «У них всё хорошо», наверное, тоже, хоть я и поставил им одинаковую оценку.

    Я не понял, что в этом фильме такого, чтобы называть его гениальным и так уж сильно восхвалять. Нет, фильм, конечно, очень красивый, снят стильно, с итальянским шиком-блеском: идеально выверенное повествование с правильным саундтреком (Морриконе, как всегда), цепляющими сценами и отличной актёрской игрой. Но вот какой-то глобальной мысли, проблемы, вопроса, если хотите, я здесь не увидел. Чего-то такого, о чём я мог бы задуматься всерьёз, чего-то актуального или глубокого. Ну да — «детство золотое, где же ты»? Ну да, «уходя, уходи и не оглядывайся». И это всё? И вот за это Оскар? Хм…

    Странная получается рецензия. Фильм-то хороший, а такое ощущение складывается, что я его ругаю. Но что поделать, так всегда выходит, когда ожидания выше полученного удовольствия. Одно могу сказать точно. У картины «Новый кинотеатр „Парадизо“, без всякого сомнения, имеется свой зритель. То, что не сработало на мне, обязательно сработает на ком-то другом, более того, это уже произошло, раз столько людей говорят, что не видели у Торнаторе ничего лучше. Так что, советовать смотреть или нет — не возьмусь. На мой субъективный взгляд, фильм перехвален, хоть и не слишком сильно — так, самую малость.

    8 из 10

    3 октября 2013 | 14:39

    Я люблю кино. Да! И вы. Вы его тоже любите. Но любит ли оно нас?..

    Так, как в детстве? Трогательно и смешно?!

    …Маленький Тото! Быть тобой — это же счастье. Да, ты, конечно, законченный шизофреник. Маленький, шкодливый, обаятельный шизоид (привет, Сергей))). Ты говоришь только об Альфредо и о кино. Ты грезишь о плакатах с Китоном, Гейблом, Богартом, Вэйном… Ты, ей Богу, кретин. Ты воруешь пленку! Разглядываешь на свет. Прижимаешь к сердцу. Поджигаешь и горишь вместе с ней. С твоего лица не сходит улыбка Бога, познающего и создающего мир.

    Ты мечтаешь жить, любить и умереть в каморке киномеханика. С той же улыбкой на лице и знанием, что ты заставил засмеяться, забыть свои несчастья, нищету, тоску повседневности множество людей, которых, как первый день творения, освещает луч твоего кинопроектора. Ты слишком счастливый раб лампы, исполняющей желания всех от одного твоего прикосновения. Ты веришь в то, что видишь. В то, что никогда не случается, но почему-то остается навсегда. В луч в темноте. В свет во тьме. В пламя, сжигающее волшебника, умеющего показывать кино сквозь стены.

    Браво, Альфредо. Белиссимо, старый киномеханик! Ты загорелся вместе с плакатом Касабланки! Но Тото спас тебя. И кинотеатр, и ваш маленький город, в котором даже священник не знал, как жить без иллюзий на пленке.

    В новом «Раю» тебя — старика — сменил ребенок. Потому что только дети и старики, близкие к своей первой и последней минуте, могут показывать чудеса, т. е. кино, в котором столько минут! — и все как первые и последние… Являть его тем, кто ковыряет в носу, трет глаза кулаком или вытирает платочком, кричит: «Господи, они целуются!», аплодирует, открывает рот, хлопает себя по коленке, занимается любовью или умирает от сердечного приступа…

    Кто сказал, что рай — это место, где жить нельзя? Можно! И жить, и умирать… Особенно если «Рай» — заштатный кинотеатр, в котором свободных мест не бывает. Лучшее название для кино эпохи «до телевизора», т. е. до нашего грехопадения.

    Но вот время проходит. И оказывается, что в рай — это грустный элизиум, потому что в нем живут только те, кого больше нет…

    Что в настоящем нет рая.

    …Тото! Да нет. Уже Сальваторе. Детство и юность миновали, а вместе с ними одержимость, влюбленность, верность. Ты перестал быть смешным и трогательным. Наивным. Ты потерял прекрасную Элену и почти забыл свой Парадиз. Взамен, как и положено, приобрел славу, авторитет, научившись снимать то, что раньше показывал.

    Альфредо так хотел тебе этой судьбы! Он сберег своего Тото от любви, от семьи, от счастья, от прошлого, он разлучил тебя с собой… И когда по ТВ шли твои фильмы, был счастлив, знал наизусть все слова. По два-три раза просил перечитывать статьи о тебе…

    Алефредо — Элене: Вам лучше не встречаться. Огонь всегда заканчивается пеплом. А у Тото есть только одно будущее.

    Вот только, зрячий слепец, ты ошибся.

    Твой Тото больше никогда не чувствовал себя счастливым. И больше никому не показал Рай, в котором можно жить.

    Ты забрал его любовь, но оставил бережно хранившиеся тобой десятилетия чужие поцелуи на пленке.

    Неужели они лучше, чем в жизни?

    Неужели кино этого стоит?…

    Тебе лучше знать, старый слепой повелитель Paradiso.

    Закончу так же нелогично, как начала: Торнаторе — гений, потому что он любит людей больше, чем кино.

    17 июня 2013 | 13:41

    Сицилийский мальчишка Сальваторе с детства увлечен кино. Всеми правдами и неправдами он заводит дружбу с киномехаником Альфредо, который крутит кино в местном кинотеатре «Парадизо». Вот так начался роман с кино для Сальваторе, ну а со временем, когда он повзрослеет, придет черед для новой страсти, но кино навсегда будет его спутником…

    К сожалению (а может и к счастью) мне удалось посмотреть «длинную» версию фильма, хотя вначале фестивальным жюри, критикам и первым зрителям показывалась «укороченная» версия. Не берусь судить фестивальную версию фильма, но полный вариант слишком дисгармонировал, фильм делился ровно на три пласта, из которых третий хоть показывал всю картину целиком и расставлял все точки над «i», но очень выделялся посреди основного повествования. Наверное, из-за этого впечатление осталось немного смазанное.

    Торнаторе снял великолепное признание в любви. Признание в любви к кинематографу. И это у него вышло замечательно. Трогательная история. Замечательное цитирование классики (чего только стоит финальная нарезка кадров с поцелуями). Ну и удачное настроение задает великолепнейшая музыка Эннио и Андреа Морриконе.

    Фильм был заслуженно удостоен премии «Оскар» за неанглоязычный фильм года.

    15 июня 2011 | 02:52

    Уже в процессе просмотра ленты я несколько раз задавал себе один и тот же вопрос: «И почему же я смотрю его только сейчас, как так получилось, что это волшебство проходило мимо меня все это время?» Этот фильм начинает нравится с первых минут и не предает тебя до самих финальных титров. Ты просто погружаешься в атмосферу созданную художником Джузеппе Торнаторе и смотришь на происходящее глазами героев фильма, будь то умудренный жизнью одинокий и стареющий киномеханик, который знает о кино больше чем кажется, или прикоснувшийся к чуду вечно достающий его маленький сицилийский мальчик. И это именно тот самый случай когда не хочется и не имеет смысла разбирать фильм по составляющим: сюжет, сценарий, режиссура, операторская работа, игра актеров и т. д. 

    В свое время на меня произвела большое впечатление картина «Малена», все того же Торнаторе. В «Парадиззо» же, автор переплюнул самого себя. Браво режиссер! И конечно хочется отметить игру большого мастера — Филиппа Нуаре. Глядя на его героя в этом фильме, невольно хочется стать тем самым мальчиком, стоящим на стуле и тянущимся к окошку с аппаратной киномеханика, хочется быть его другом. Друзья, этот фильм — торжество кинематографа. Хочется говорить о нем и рекомендовать его всем. Я даже завидую тем которые впервые сядут его смотреть. Наслаждайтесь, приятного просмотра!

    27 сентября 2013 | 00:24

    Фестивальный хит Джузепппе Торнаторе вызывает недоумение именно количеством полученных им премий, неоправденно высоким статусом в общем-то провинциального, простого и сентиментального фильма. Торнаторе, как и Скола, очарован итальянским кинематографом периода его расцвета, однако признание в любви не равнозначно развитию, творческому осмыслению и спору. Взяв за основу «Амаркорд» Феллини, режиссер на протяжении всего фильма использует беспроигрышный прием показа отрывков из классики, чередуя крупными планами лиц зрителей в зале. Плюс музыка Морриконе, тягучая и грустная. Больше в фильме ничего нет. Сравните с тем, как изменения итальянского кино поданы и осмыслены в «Мы так любили друг друга» Сколы. Не говорю уж о том, что финальные склейки кадров с поцелуями воспроизводятся на любом кинофестивале перед авторской программой — задача для студентов ВГИК.

    Скучный интерпретатор Торнаторе благодаря статусу этого фильма неожиданно стал чуть ли не лидером итальянского кино, снял непрямую вариацию на ту же тему ("Малена») и продолжает по сей день снимать тупиковые ремиксы. Этот архаичный и удивительно старомодный оммаж никак не позволяет ставить Торнаторе на одну ступень с неровными, но ищущими режиссерами типа Соррентино, Гарроне или Манфреди.

    5 из 10

    29 апреля 2012 | 12:31

    Берёте бутылочку лёгкого белого вина, немного сыра, ветчины, белой рыбы «по вкусу», сервируете всем этим скатерть и включаете этот фильм Торнаторе. И когда ваш стол опустеет, а нутро насытится, вы с удивлением обнаружите, что по щекам вашим струятся непроизвольные слёзы, провожая это великолепное кинополотно, уходящее в свои неумолимые финальные титры.

    Кино последних лет 25-ти, редко балует нас чудесным ощущением детства, но эта замечательная картина конца 80-х, просто таки доводит вас до «ностальгической интоксикации», заставляя хоть и на два с половиной часа, но ощутить воздушность прямодушия ребёнка.

    Это искреннее признание в любви кино, по своему внутреннему ощущению очень напоминает лучшие фильмы Феллини, такое же благоговейное преклонение перед магией искусства экрана- радующегося, в теле взрослого, маленького мальчика.

    Торнаторе очень точно подмечает универсальность кино прошлых лет, картин- посыл которых доходил и до взрослого и до ребёнка, это сейчас у нас возрастные рейтинги и ограничения в кино. Фильмы прошлых лет выражали своими образами саму жизнь вокруг человека и доверительно обращались к зрителю, теперь же ленты призваны шокировать, набалтывая километры пустопорожних диалогов с экрана…

    Присутствие в одной из ролей Нуаре, своеобразный «знак качества» для любого фильма. Его герой киномеханик Альфредо(в котором мальчик Тото ищет замену отцу)- можно сказать ровесник кино и его похороны вокруг которых строится завязка и развязка ленты, явные аллюзии режиссёра на конец кино как искусства. Очень важная деталь по ходу картины, когда герой возвращается в город своего детства, стены домов в бытность его ребёнком убранные в афиши кинолент, сменили рекламные постеры товаров.

    Кинотеатр станет истинным Раем для главного героя, где он познает «запретный плод» страсти и будет «изгнан» из него, правда всего лишь символикой режиссёрского эсперанто. Торнаторе отдал этому фильму всё своё сердце, а гений Морриконе, чтобы «далеко не ходить», наваял «лоскутное одеяло» саундтрека по мотивам музыкальных работ своих великих коллег. Особенно прослушивается Нино Рота и его каноническая тема к «Ромео и Джульетте», что отлично дополняет естественный ход событий, когда сюжет во второй части фильма плавно переходит в историю любви.

    10 из 10

    27 мая 2011 | 13:24

    Кинокартина Джузеппе Торнаторе, сродни эпопеи «Война и мир» Л. Толстого. Основной сюжет: трогательные отношения мальчика, потерявшего на войне отца и бездетного киномеханика Альфельда, не оторван от реального мира, нет ощущения, что в попытке достичь художественных высот, режиссер неуместно приукрасил историю двух киномехаников. Она происходит в маленьком городишке, но он является частью большого мира. Главные герои не изолированы от него. Он то и дело врывается в их жизнь. В картине мастерски сумели показать это. Трагедия матери Сальваторе, история сумашедшего считавшего городскую площадь своей, убийство местного гангстера, политика, Вторая Мировая война. Все это часть жизненной истории Сальваторе.

    Финальная сцена, много проясняет в идейном отношении. Неподходящие казалось кусочки, искуственно скрепленные в единое целое, чужой волей. Но тем не менее превращенные в нечто потрясающие, новое. Альфреда поступил так, не только с ними. Движимый любовью к Сальваторе, он помогает ему. Это покажется многим жестоким. Но как бы почувствовал себя наш герой, проведя эти тридцать лет в родном городе? Лучше жить воспоминаниями, и грезить о несбывшимся, чем разочароваться в том чего так сильно желал, достигнув его.

    10 из 10

    12 октября 2011 | 19:02

    Оскаровский снобизм подобен некоему фильтру, сцеживающему «правильные» фильмы с чётко сконструированной моралью в колодец массового искусства, из которого потом черпает воду (не пищу) для ума доверчивое большинство. Таким образом хаотичное скопление киночастиц сводится до упорядоченных списков типа «зе бест оф зе бест», состав которых служит для некоторых чуть ли не инициалами мирового кинематографа. Оскаровский мерчандайзинг — киноакадемики раскладывают фильмы по полочкам. Это фильмы на «п» — патетичные, простодушные, примитивные, попсовые, а в случае с лентой Джузеппе Торнаторе — приторно парадизные, притворяющиеся прочувствованными и подобострастно потакающие прошлому. Итальянский постановщик покорил академическую крепость, бомбардируя голливудские редуты ностальгическими боеголовками со смазливо улыбающимся, но за внешне обольстительной оболочкой ничего не имеющим изображением ушедшей киноэпохи, в которой «цифра» ещё не прогнала плёнку, а зрители от всей души хохотали над чаплиновской беготнёй.

    Аналитически высвечивать изъяны этой слащавой и предельно простой истории о «мудром» киномеханике Альфредо (Хичкоко) и неугомонном мальчугане Тото (и оно) кажется совсем неуклюжим занятием, ибо сочинена она ординарным киноязыком, без какой-либо кристаллической решётки, смысловые узлы которой стоили бы въедливого расхимичивания и дотошного всматривания. Однако если не сохранять ясность рассудка, можно и вправду поддаться фальшивому очарованию идеализированной итальянской деревушки, крохотной проекторной, увешанной старомодными постерами, а главное — соблазниться бесконечным потоком визуальных цитаций, которые настолько же бессмысленны, насколько бесконечны. Джузеппе Торнаторе повсюду рассовал сцены из полюбившихся ему фильмов 40-50-х годов, отчего фабулу стало пучить не только от них, но и от реакции публики на них. Но реакция посетителей кинотеатра «Парадизо» — смех, плач, истерика, ступор, — призванная быть ключевым элементом повествования, как бы эмоционально окрашивающим былые времена и придающим смысл работе Альфредо и Тото, оказывается ничего не значащим кинознаком, скрывающим свою ничтожность за импульсом лицевых мышц.

    А не значит он ничего потому, что художественная связь между означающим и означаемым безвозвратно утеряна — как и золотые годы итальянского кинематографа. Повторюсь: значительную часть повествования, помимо чередования наивного мелодраматизма и ералашного комизма, занимают запечатлённые эмоции зрителей на тот или иной фильм. Эмоция — означающее. Фильм — означаемое. Положительная эмоция означает положительный характер фильма. Но какое мне дело до постороннего мужика, проливающего слезы и наперёд проговаривающего фразы «Catene» Раффаэлло Матараццо? И какое мне дело до, собственно, самого «Catene»? Почему мужик плачет? Почему содрогается? Очевидно, потому, что экранные образы фильма «Catene» воздействуют на него. Но они не воздействуют на меня. Я как зритель должен довольствоваться некоей вторичной реакцией случайных персонажей на демонстрируемое им зрелище. А что, «Catene» так хорош, что зрителей от него уносит? Неизвестно. Между «Catene» и реакцией зрителя на него — пустота. Джузеппе Торнаторе имплантирует в мой мозг чужие впечатления, выдавая их за подлинные, хотя на самом деле эти впечатления его собственные.

    И если уж и можно прочувствовать ностальгию по ушедшей киноэпохе, то благодаря непосредственному знакомству с шедеврами тех времён, а не кем-то навязанным измышлениям и неудержимой прорве визуальных нарезок; и если лучшее, что есть в фильме, — это другой фильм, то у первого фильма проблемы; и если в ленте «Новый кинотеатр „Парадизо“» отбросить ничего не значащие кинознаки, останутся только длинные пустоши сюжетных банальностей, на которых под завывания морриконовского ветра юный Тото крутит себе плёнку, влюбляется и покидает родной дом, а также морализаторствующий джонуэйновскими репликами Альфредо, который, будто Эдип, прозревает после ослепления. Но моралин его растворился в массовке — в безликой кучке статистов, жадно поглощающих хлеб и зрелища.

    15 августа 2012 | 02:12

    Совершенно многогранное, чувствительное и ироничное кино.

    Торнаторе в своем обычном стиле создает гармонию всех самых важных составляющих любого фильма, по крайней мере в те времена. Соединив в себе, итальянский эмоциональных дух Италии, переплетение нот Эннио Мариконе и историю, захватывающую с первых секунд, «Кинотеатр Парадизо» воплощает в себе одну из лучших картин о кино 20-ого века.

    Первая часть фильма предлагает нам блестящее вступление. Само собой нельзя не сказать о героях, с которыми нас знакомит это вступление. Как и в «Малене» Джузеппе Торнаторе удивительным образом работает с детьми. Сальваторе ди Вита (Тото) своей эмоциональностью и впечатлительностью, в разной степени проявляемой по ходу фильма, в зависимости от возраста, переживает совершенно различные потрясения и попадает в различные истории. Это может быть как и простая оплошность в рубке механика, за которую он получит «по ушам», так и мучительное ожидание возлюбленной, которая вот-вот должна выйти из автобуса после долгой разлуки. Соединив героя в совсем малом возрасте и в возрасте подрастковом удалось раскрыть героя так, что бы за него начинали волноваться как за своего друга.

    Второй герой сей картины — Альфредо, после первой части перетекает из обычного приятеля Сальваторе в самого настоящего наставника, как и по работе в кинотеатре, так и на жизненном пути неопытного подростка. «Заменив» главному герою отца, Альфредо несмотря ни на что, всегда готов помочь юному парнишке. Ужасно трогательно передана крепкость дружбы старого слепого механика и маленького игривого сорванца. «Очень приятно слышать тебя Тото. Но будет еще приятнее слышать о тебе.»

    Любовь, переживания и эмоции, беспокойство о герое — это все то, чем итальянские фильмы всегда были пропитаны, и будут доставлять такие эмоции всегда. Тем не менее кинотеатр Парадиз не просто итальянское кино. Благодаря усилиям режиссера, хочется действительно поверить, что оказавшись на Сицилии 1950-ых годов, в одном из кинотеатров за просмотром фильма, ты сможешь увидеть абсолютно каждый кадр представленный в данной картине. Зрители, как в Колизее сидят по уровням: бедняки, кричащие, курящие, хохочущие и спящие, на нижних рядах, а верхние балконы занимают, плюющиеся, раздутые богачи. В каждом уголке зала зритель может увидеть что то близкое себе: кто плачет, кто целуется, на последних рядах пьянчуги и хулиганы, а дети в правом крыле опять пугают заснувшего старика. Каждая секунда, каждый кадр так и пропитаны Сицилийской натурой.

    Неразгаданная загадка о солдате, покинувшем пост в последний день, голубоглазая любовь Сальваторе внезапно исчезнувшая по непонятной никому причине, позволяют зрителю собственными усилиями добраться до истины и дорисовать себе недостающие кусочки. А кадры из блистательных картин начала 20-ого века позволят вам проникнуться развитием кинематографа и значением фильмов для народа тех времен.

    За то тепло, которым наполняется сердце и за те впечатления от буквально каждого кадра в каждой сцене, которые редко встречаются при просмотре других картин, Торнаторе заслуживает всестороннего уважения, как со стороны кинематографа, так и со стороны обычного зрителя.

    9 мая 2016 | 14:07

    Фильм Торнаторе — это окно в прошлое, в оживленную жизнь небольшого сицилийского городка, вырубленное рукой человека, икренне и горячо влюбленного в кинематограф. С его легкой руки началась новая эпоха в истории итальянского кино. Эпоха «Оскаров» за лучший иностранный фильм и эмоциональных, наполненных оптимизмом картин «Жизнь прекрасна», «Средиземное море»…

    В каком-то смысле «Кинотеатр» напоминает «Амаркорд» Феллини — тот же «ностальгический постмодернизм», смесь смешного с сентиментальным, переплетение рациональной действительности с идеализированными воспоминаниями. Но здесь эти воспоминания отнюдь не хаотичны: они линейны и довольно подробно восстанавливают историю главного героя и его любви к кинематографу, зародившейся в глубоком детстве.

    Жил-был маленький мальчик по имени Тото. Его отец пропал без вести на бескрайних российских полях во время войны. Мать занималась сестренкой и вела хозяйство, а Тото прислуживал старому священнику. Последний не только читал проповеди, но еще и выполнял роль цензора: в свободное время шел в кинотеатр «Парадизо» и следил за тем, чтобы киномеханик тщательно вырезал все поцелуи, не говоря уж о чем-то более серьезном. Так Тото повадился бегать в кинотеатр к старине Альфредо. Механик, по-своему привязавшись к мальчишке, невольно поощрял его интерес к кино: порой дарил обрезанные кадры, проводил бесплатно на сеансы. В конце концов, Тото даже уговорил его дать пару уроков обращения с проекционным аппаратом. Однако Альфредо в душе верил, что из мальчишки выйдет толк — а провинциальный кинотеатр для него мелковат.

    Во время сильного пожара Тото вытащил своего старшего товарища из огня, но Альфредо, хоть и остался жив, потерял зрение. Народ требовал зрелищ, и кинотеатр восстановили в еще более блестящем виде. А шестиклассник Тото стал главным киномехаником, потому что только он владел искусством обращения с пленкой. Год за годом, фильм за фильмом, он взрослел, мужал, и вот, наконец, встретил первую любовь. История чувства, робко зародившегося между Тото и красавицей Эленой, и выросшего в настоящее пламя, была ничуть не хуже кино — с той разницей, что в жизни всё не так просто. Родители девушки, богатые снобы, в жизни не позволили бы ей выйти замуж за киномеханика, живущего в крошечном домике с матерью и сестрой, и зарабатывающего гроши. Тото и Элена оказались сильнее, ибо любви чужды классовые различия. Но вот против интриг и коварства она оказалась бессильна.

    Если какому-то кругу зрителей больше придется по душе история любви, то меня захватила другая тема — зарождение, развитие и упадок кино. Было время, когда кинотеатр был единственным развлечением для сельских жителей. Они ломились толпами, захватив из дома стулья, а дорвавшись до вожделенного экрана, отнюдь не только смотрели фильм. Зрители, изумительно рельефно выписанные пером Торнаторе, делают в «Парадизо» всё, что угодно: сплетничают, плюются на головы с балкона, обедают, пьянствуют, занимаются сексом, кормят детей грудью. Кинотеатр для них — центр мира, гораздо более уютный и приватный аналог городской площади. Немое кино сменилось звуковым, черно-белое — цветным, наряды стали откровеннее, диалоги — раскованнее, и, казалось, к «Парадизо» никогда не зарастет народная тропа. Но вот появилось оно — телевидение. Теперь каждый желающий мог обзавестись собственным телевизором, что давало возможность смотреть кино хоть целый день, причем бесплатно. Тото к тому времени уже не было в родном городке, он покорял Рим, а «Парадизо» грустно смотрел на безлюдные улицы своими заколоченными окнами. Так завершилась эра кинотеатров.

    Но мы знаем, что киностудии не дали телевидению зафиксировать крышку гроба. Телевидение спровоцировало первый, но не единственный кризис. Кинопрокат испытал три периода потенциально массового оттока зрителей из кинотеатров: широкое распространение телевидения (1950-е годы в США); появление потребительской видеозаписи (рубеж 1970-1980-х годов); распространение технологии просмотра фильмов через интернет (начало XXI века). И тем не менее, пациент до сих пор скорее жив, чем мертв. Прокатчики борются с тенденцией индивидуального просмотра, совершенствуя кинотеатры и улучшая технологию. Битва еще не проиграна.

    Вот на какие темы можно порассуждать, посмотрев эту великолепную ленту Джузеппе Торнаторе. Я ничего не пишу о любовной линии и странном поступке Альфредо, потому что это тема для отдельного разговора. В любом случае, неравнодушным к кинематографу непременно надо смотреть «Новый кинотеатр «Парадизо», и желательно — в трехчасой режиссерской версии. Эти три часа пролетают незаметно, оставляя после себя… нет, не ком в горле, но — сгусток теплоты и нежности в душе.

    16 августа 2012 | 19:52

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    Новости


    Капитан Америка против Железного человека, Люди Икс против Апокалипсиса и его всадников, сердитые птички против свинок, Алиса против Времени и Альянс против ОрдыКиноПоиск рассказывает о главных премьерах мая, который получился богатым на масштабные противостояния. (...)
     
    все новости
    Записи в блогах

    Фильмы для тех, кто решил начать новую жизнь в новом году. Есть повод одуматься и воодушевиться примерами Тома Круза, Пола Ньюмана и Кевина Костнера. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    170.Человек-слонThe Elephant Man8.147
    171.Тот самый Мюнхгаузен8.144
    172.Планета Ка-ПэксK-PAX8.142
    173.Военный ныряльщикMen of Honor8.140
    174.Три идиота3 Idiots8.138
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    1.Отряд самоубийцSuicide Squad96.83%
    2.Человек – швейцарский ножSwiss Army Man96.72%
    3.ПассажирыPassengers96.06%
    4.Темная башняThe Dark Tower95.96%
    5.ДюнкеркDunkirk95.93%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse86
    ВаркрафтWarcraft40
    Убийства на радиоRadioland Murders3
    БэтменBatman: The Animated Series13
    Война и мирWar & Peace26
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.380
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.819
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.579
    Angry Birds в киноAngry Birds6.546
    Экипаж8.177
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    В поисках ДориFinding Dory16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    премьеры