всё о любом фильме:

Похороните меня за плинтусом

год
страна
слоган-
режиссерСергей Снежкин
сценарийСергей Снежкин, Павел Санаев
продюсерВладимир Железников, Михаил Литвак, Леонид Литвак
операторВладислав Гурчин
композиторСвятослав Курашов
художникМария Гринь, Ольга Фарафонтова
монтажМарина Васильева
жанр драма, ... слова
сборы в мире
$1 132 237 сборы
сборы в России
зрители
Россия  169.1 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время110 мин. / 01:50
Фильм о 8-летнем мальчике Саше Савельеве. Он живет у бабушки, потому что та не доверяет воспитание ребенка своей дочери, у которой новый муж и которая, по мнению бабушки, беспутная. Бабуля, настоящий тиран, и мать рвут ребенка на части.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
2 + 1 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам автобиографической повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», которая была написана в 1994 году и опубликована в журнале «Октябрь» в 1996 году.
    • На роль бабушки претендовали следующие актрисы: Лидия Федосеева-Шукшина, Елена Санаева и Эра Зиганшина.
    • Фильм снимался в расселенной коммунальной квартире в Санкт-Петербурге на Васильевском острове.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Павел Санаев планировал выступить в роли режиссёра, но затем передумал. Санаев заявил, что из его повести сделали «чернуху, в которой бабушка ненавидит внука и всячески сживает его со свету».
    • еще 1 факт
    Трейлер 01:52

    файл добавилVergara

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 991 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Саша: «У меня золотистый патогенный стафилококк, пристеночный гайморит, синусит, фронтит, тонзиллит хронический, панкреатит с рождения.

    Доктор: «Много»!

    Саша: «Это потому что своими болезнями я расплачиваюсь за грехи матери-потаскухи».

    Бабушка: «Видите? Ребенок, а все понимает. Бросила она его»!

    Бабушка Саше: «День рождения у тебя будет, когда я скажу»!

    Советский Союз, 80-ые. Маленький Саша Савельев (Александр Дробитько) живет с бабушкой (Светлана Крючкова) и дедушкой (Алексей Петренко). Родители у него есть, но бабушка на расстояние пушечного выстрела не подпускает «потаскуху-дочь» (Мария Шукшина) и ее «мужа-карлика-кровопийцу» (Константин Воробьев). Однако во внучке бабуля души не чает. Увы, ей невдомек, что гиперболизированная любовь чаду лишь вредит.

    Она таскает ребенка по врачам, которые безропотно потакают ее начинаниям. У Саши выявлены вагон и маленькая тележка неизлечимых заболеваний: золотистый патогенный стафилококк, пристеночный гайморит, тонзиллит хронический, панкреатит с рождения и проч. Лечебные процедуры не заставляют себя ждать (клизмочки, таблеточки, витаминчики). Дочь — безнадежно чужой человек, но внука сохраню ценой своей жизни!

    Беспросветная чернуха. Нечасто нам показывают свинцовые мерзости русской жизни. Бесконечные истерики дистрофичного Саши, утробный рык и вопли бабушки, страшные январские дни и ночи, квартира-психушка в пределах Москвы. Следует, правда, отметить, что сами съемки проходили на Васильевском острове.

    Актеры общими стараниями бульдожьей хваткой держат парализованного зрителя-кролика за глотку. Светлана Крючкова играет настолько естественно и правдоподобно, что становится жаль других актеров. Образ, созданный Крючковой, сравнится с фактурой и объемной лепкой таких блестящих женских образов как Акулина Ивановна или Васса Железнова у Горького. Доктор Хаус Хью Лори — нежная овечка по сравнению с ней. Натурально жалко Александра Дробитько: его сильно впечатлили актерские способности Крючковой, страх его натурален на все сто.

    Алексей «Уилсон» Петренко, конечно, старается противостоять фурии, но бесполезно: остается лишь тихо поскуливать и сносить обиды. От Петренко все-таки другого ждешь. Дедушка получился ни рыба ни мясо.

    На выходе получается другое. Я не удивляюсь. Повесть Санаева, яркая и серая, гомерически смешная и тягостная одновременно, интересна как раз тем, что добро и зло идут рука об руку. Ирония, как и Саша — забита до полусмерти, боится вылезти из-под пыльной кровати. Фильм — экстракт только того животного и злого, что есть в повести. Никакого «Купания» и «Цемента», только хохмачка про «Пошехонский» и «Голландский» сыр в самом начале.

    Вспоминается гениальная Виктория Токарева, которая без лишних обиняков сказала, что главный враг сценариста — режиссер. В случае с «Похороните…» Сергей Снежкин — сценарист и режиссер — двуликий творец, которого бросает из огня да в полымя. Борьба двух противоположностей разыгралась в нем. Победил, конечно, режиссер — фильм мало похож на оригинальную повесть Санаева — пострадала целостность, напрочь отсутствует ирония, которой было пруд пруди в оригинале.

    Санаевский аккордеон насильно удерживают в исходном положении, не давая ему исполнить душевные композиции. Толку от этого куска не пойми чего — ноль. Потенциал не то что не реализован, а загублен, удушен, втоптан в промерзшую землю Новодевичьего кладбища. Большая разница. Любовь убивает. Love kills. Мона, Макс, Мэри, Саша — сколько душ загубленных!

    И уберите этот голос из трейлера — ну нельзя так издеваться над зрителями. Приберегите лучше эти нотки для «Черной молнии»!

    11 декабря 2009 | 01:44

    Не удалась как-то экранизация, я считаю. Книга задела за живое (считаю ее одной из лучших книг, прочитанных за год), впечатлила очень сильно. А фильм с книгой не сравнить! Да, здесь были моменты, когда слезы на глаза наворачивались (и немало таких моментов), да, фильм неплохой, но совсем не то…

    Половины моментов тупо нет, фильм сделали просто по «одному дню из жизни» (а в книге было совсем не так), смысл названия в фильме вообще не ясен и непонятен, а в книге раскрывается, ну и концовка в фильме такая, что и смысла не показывает, и не впечатляет ТАК, как было с книгой (хотя по-своему тоже впечатляет, конечно же). Не пробрало короче. Перевернули и исковеркали, хоть и стоит признать, что даже реплики были дословно по книге, но это не восполняет того, что 70% книги и ее смысла опустили.

    Читать очень советую, книгу я полюбила… а вот смотреть даже не знаю, надо ли.

    P.S. Кто порадовал, так это Шукшина (хотя играли хорошо все).

    6 из 10

    3 января 2010 | 00:25

    «Сидишь в манежике, бывало, зассанный весь. Ручками машешь и кричишь: «Я дидивот! Я дидивот!» Я подойду, сменю тебе простынки. Поправлю ласково: «Не дидивот, Сашенька, а идиот». А ты опять: «Дидивот! Дидивот!» Такая лапочка был…» из санаевской повести.

    С момента написания Павлом Санаевым повести «Похороните меня за плинтусом» до выхода ее в киноформате прошло более десяти лет. Даже учитывая, что по времени повесть относится к концу 70-ых, ее написание в 90-ых не могло не сказаться на литературной направленности — бытовое описания грязи, в которой, в общем-то, находилась вся Россия и некое стремление показать возможность жизни именно в этом свинарнике, где бабка с дедом олицетворяют старую власть, навязывающую свою необходимость, а масть с хахалем (с Ролана Быкова писался, кстати) являются представителями свободных взглядов, отголоском светлого представления о демократии.

    Неплохой режиссер, в целом, Снежкин сумел передать суть повести Санаева, взяв за основу всего лишь один из эпизодов — день рождения Саши Савельева, выбросив остальные эпизоды, которые, впрочем, служили лишь для придания масштаба истории, во всей красе представленной в автобиографической повести. Загвоздка вышла в том, что передав настроения трудностей российского воспитания в последний этап существования Советского Союза у вот таких вот бабушек, режиссер забыл о чем-то едва уловимом и самом важном во всем восприятии истории. В повести Санаева этим был неплохой черный юмор, с которым мальчик подходил к описанию нелегкого быта, своего мироощущения и окружающих людей. Без этого фильтра, непроизвольно созданного героем, анализирующего восприятие мира, повесть легко превратилась бы в то, чем стало кино Снежкина — бытовую чернушную драму без каких бы то ни было положительных сторон.

    Фильм получился непростительно серьезным, рассудить участников конфликта зрителям предстоим самим, а тут все зависит исключительно от взглядов конкретного человека, потому как для одних сумасшедшей оказывается бабка, для других истина в том, что такой матери и взаправду нельзя отдавать ребенка. Мальчик же страдает от всего, что перечислено в медицинских энциклопедиях, поэтому не выходит из дома без бабушки, а если и с ней, то либо в поликлинику, либо в больницу, и тут срабатывает тот случай, когда, называя человека больным, из него делают еще более неспособное к жизни существо.

    Но главным вопросом останется конечно же любовь. Любит ли бабушка своего внука, как она о том говорит, или ненавидит, как это выглядит со стороны? Дуализм любви и ненависти представлен вовсе не романтично, как его обычно принято ставить, а в жестокой реальности быта и полного равнодушия со стороны окружающих, ведь и в повести и в фильме взрослые придерживаются одного мнения насчет мальчика: «бабушка его любит, а он ее бесит». При этом основная проблема в том, что мальчик не может ничего изменить, поэтому надеется на маму, при этом медленно но верно не только заболевает физически, но и разрушаясь как личность, становясь не только немощным, но еще мелочным и завистливым, о чем и говорит концовка.

    Что характерно, в этой истории некоторыми положительными качествами наделены все персонажи, но среди них нет ни одного приятного, а что касается актеров — это на редкость восхитительное сборище театральных флегматиков, потрясающе играющих в своих отдельных мирах свои роли, отчего общий сюжет становится только еще холоднее и невзрачнее. Едва ли хоть кто-то из них способен вызвать сочувствие.

    Итог: под одним заглавием режиссер и автор собрали все, что только могло быть дурного и невзрачного в детстве ребенка и зачем-то стали всем это показывать, мол реализм, свежий взгляд и все такое… А на деле поступить с этой историей следует так, как «просит» ее название — там ей самое место.

    19 июля 2010 | 00:23

    Сравнительно недавно я прочитала книгу Санаева «Похороните меня за плинтусом». Нельзя сказать, что я была в диком восторге, но мне понравилось. У книги есть очень хорошая изюминка — она повествует от лица мальчика, смеясь над жизненными коллизиями. Страшные вещи рассказываются очень легко, не утрируя, с большой долей юмора.

    Конечно, я понимаю, что экранизация — это не дословная передача книги на киноплёнке. Сделать фильм по каждой строчке невозможно да и не нужно. Но! Но при просмотре этого фильма складывается впечатление, что у режиссера был какой-то совершенно особенный вариант книги, по мотивам которой он и снял кино.

    Получилась довольно тяжёлая драма с немного невнятным сюжетом и скомканной концовкой.

    Слишком много экранного времени уделено Марии Шукшиной, которая играет мать мальчика. Причем это время не обосновано, гораздо полезней для фильма было бы заснять ещё пару эпизодов общения мальчика с бабушкой, причем не в таком мрачном ключе, в котором снят весь фильм.

    Очень разочаровал мальчик-актер, играющий роль Саши. Его игра просто никакая, если не сказать отвратительная. Все ужимки, фразы, крики, плач… всё это настолько ненатурально, что происходящее на экране отдаляется и не воспринимается должным образом.

    А вот Светлана Крючкова, конечно, потрясающая актриса, талант. Но здесь её талан только усугубил давящую атмосферу фильма. Её монолог (наверное единственное, что сделано конкретно по книге) по сути очень тяжёл и без тех комических моментов, что показаны в книге, становится ещё одним гнетущим камнем, который утягивает зрителя в болото печального настроения.

    Вот и получается, что, так как в полтора часа много не впихнёшь, плюс напихано много лишнего в убыток нужному, история получилась недоработанной, скомканной и очень унылой. На наших экранах и так появляется достаточное количество мрачнятины, поэтому совершенной непонятно зачем было делать ещё одну из такого в оригинале легкого и ироничного произведения. Мне кажется, что фильм, выдержанный в стиле, котором написана книга, был бы гораздо приятнее и интереснее, хотя несомненно был бы труднее к исполнению… В том то и беда, что режиссер, наверное, пошел по пути меньшего сопротивления.

    14 января 2010 | 19:51

    Фильм «Похороните меня за плинтусом» — это мрачная и гнетущая история, повествующая о 8-летнем мальчике, живущим со своими деспотическими бабушкой и дедушкой. У него есть любящая мать, но видеть ее маленькому Саше не разрешают, и как считают, правильно делают — ведь ребенок и так «расплачивается за грехи этой потоскухи» немалым рядом очень серьезных заболеваний. Но мальчик не смотря ни на что продолжает ее любить — это же его мама.

    Бабушка, у которой от любви до ненависти — одни шаг, прекрасно это понимает, и пытается оскорблениями и криками воздействовать на ребенка, показать, как она на самом деле его любит, и что он, такой «придурок», этого не понимает. Но ее любовь — неординарна. Она в один день готова перерезать горло бритвой ребенку, и при этом уже потом, скорбя, хоронит маленькую мышь, проклиная Господа за всю его жестокость по отношению к мальчику. Но именно так выражается ее любовь. Героиня Крючковой, прекрасно ею сыгранной, пережила в своей жизни много трагических и тяжелых моментов — горькая смерть первого сына на войне, несчастная любовь и постоянные измены мужа сложили у нее особое отношение к жизни, к любви.

    Мама — образ вялый и неестественный, показанный Шукшиной. Она любит своего сына, «но странною любовью». В фильме я так и не добился ответа на вопрос, почему она его бросила. Быть может, на протяжении всех 6 лет она также яростно боролось за право жить с ребенком, не знаю, но в его день рождения она была скованной и нерешительной, хотела, но боялась показаться своему ребенку. В конце концов, пинок в виде телефонного звонка свое матери пробудил в ней наконец чувство настоящей матери, и она приехала к своему сыну. Но чувство это оказалось недолгим, фальшивым…

    И мальчику, в конце концов, придется выбрать, с кем он останется жить. Этот тяжелый жизненный выбор своего героя, все эти слезы, отчаяния, переживания, боль были прекрасно, ярко и реалистично показаны Александром Дробитько.

    В общем я, не читав книгу, посмотрел этот фильм и остался под большим впечатлением. Сначала я даже как-то сомневался — а стоит ли глядеть? Тем более, сказывались не самые яркие ощущения от последних российских лент. Но в результате любопытство перебороло страх, и как оказалось, я зря колебался. Советую и вам посмотреть этот фильм.

    P.S.: Даже не знаю, читать мне повесть, или нет?..

    8 из 10

    3 января 2010 | 00:12

    Книгу, к моему великому сожалению, не читала… Да и фильм решила посмотреть, ибо моего молодого человека зовут С. Савельев.

    Да и в принципе смотреть начала с некой иронией.

    В общем… громом меня поразило отличненько.

    Фильм о жестокости. Во всех поколения, и во всех проявлениях.

    Ну во-первых — бабушка. Сначала ненависть. Тупо ненависть к сумасшедшей. Потом ее разговор по телефону. И ты четко представляешь, как она — интересная киевская девушка ради лучшей, как ей тогда казалось, судьбы сваливает в Москву. В несчастные метры. И когда желаешь получить чего-то большего, когда отчаяние от несбывшейся мечты — «любимый муж» заваливает тебя в психушку. А в итоге вообще ударяет, и ворочая подтяжками уходит прочь.

    Во-вторых, сам дедуля. Опять же, изначально вроде положительный такой дедушка. А потом, эта жесть. Сцена с «возвращением» дубленки… может я чего-то и не понимаю, но меня это убило просто напросто.

    Саша Савельев… ну я конечно люблю детей. Очень даже люблю. Но как-то жалости к нему я не прочувствовала… Не знаю почему, видимо фраза про спрятанные деньги выбила меня окончательно.

    Красавица мама. Просто женщина, которая таки променяла свое чадо на мужчину. Который, как не удивительно, любит ее. Но только ее. И железная дорога была приобретена не для малыша, а для взгляда обожаемой женщины.

    Возможно, я чего-то не понимаю, но фильм, со всей его обнаженной правдой жизни, удивил меня. И оставил не грязное и тяжелое впечатление, а некий наплыв чего-то грустного и домашнего.

    9 из 10

    25 января 2010 | 03:24

    Хочу сказать, что я фильм не смотрела. Прочитав книгу решила прочитать рецензии на фильм и посмотреть трейлер которые, надо сказать, меня отпугнули и укоренили нежелание смотреть экранизацию.

    Но хотелось бы сказать, что героев книги не стоит оценивать как положительных или отрицательных персонажей. Их вообще нельзя оценивать как персонажей, по той причине что Санаев не выдумал эту историю, а просто поведал о своем детстве придав повествованию художественную окраску и превратив в повесть. Все описанное в этой повести является реальностью, а все персонажи имеют прототипы: Саша Савельев — Павел Санаев; отчим («карлик-кровопийца») — Ролан Быков; мать — Елена Санаева; дедушка — Всеволод Санаев; бабушка — Лидия Санаева.

    Более того, повесть Павел написал благодаря поддержке Ролана Быкова, с которым мальчик подружился после того как переехал от бабушки. Ролан, дабы помочь мальчику пережить ужасы из детства, предложил ему изложить все это на бумаге и сам того не подозревая открыл нового талантливого литератора.

    Так же могу сказать, что если вы хотите знать как выглядел мальчик, про которого вы читаете, на самом деле, то могу порекомендовать посмотреть фильм «Чучело» (реж. Ролан Быков). Там маленький Павел Санаев играет роль Васильева, одноклассника главной героини. Васильев — не высокий, щуплый мальчик в очках и с большими глазами, ходил в «петушке» и защищал Лену (Кристина Орбакайте) от нападок одноклассников.

    14 октября 2011 | 18:01

    Прекрасный фильм, без лишних выдумок, который действительно снят по книге, а не только взята сама идея. Конечно, нужно прочитать книгу после или до просмотра фильма, потому что многое упускается, больше понимаешь поведение людей, причины такой трагической семейной истории.

    Фильм, как и книга, гораздо более с глубоким смыслом, чем просто трагическая история, которая ужасает и учит «не давать таким сумасшедшим бабкам своих детей».

    Это не просто история о «бабке», которая всех кругом «задрюкала», придумала болезни ребенку… Это намного масштабнее… это касается всех нас. Поэтому фильм и книга пользуются таким интересом. Чтобы было понятней, приведу отрывок из статьи:

    «Идут послевоенные годы, очень трудные годы, и женщина научается жить без мужа. «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик». Конь в юбке. Баба с яйцами. Назовите как хотите, суть одна. Это человек, который нес-нес непосильную ношу, да и привык. Адаптировался. И по-другому уже просто не умеет.

    В самом крайнем своем выражении, при самом ужасном стечении событий, такая женщина превращалась в монстра, способного убить своей заботой. И продолжала быть железной, даже если уже не было такой необходимости, даже если потом снова жила с мужем, и детям ничего не угрожало. Словно зарок выполняла.

    Ярчайший образ описан в книге Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»,по которой и снят фильм. А вот что пишет о «Страшной бабе» Екатерина Михайлова («Я у себя одна» книжка называется): «Тусклые волосы, сжатый в ниточку рот…, чугунный шаг… Скупая, подозрительная, беспощадная, бесчувственная. Она всегда готова попрекнуть куском или отвесить оплеуху: «Не напасешься на вас, паразитов. Ешь, давай!»… Ни капли молока не выжать из ее сосцов, вся она сухая и жесткая…»

    Самое страшное в этой патологически измененной женщине — не грубость, и не властность. Самое страшное — любовь. Когда, смотришь фильм, понимаешь, что это повесть о любви, о такой вот изуродованной любви, вот когда мороз-то продирает.

    Мою подружку мама брала с собой, когда делала подпольные аборты. И она показывала маленькой дочке полный крови унитаз со словами: вот, смотри, мужики-то, что они с нами делают. Вот она, женская наша доля. Хотела ли она травмировать дочь? Нет, только уберечь. Это была любовь.

    А самое ужасное — что черты «Страшной бабы» носит вся наша система защиты детей до сих пор. Медицина, школа, органы опеки. Главное — чтобы ребенок был «в порядке». Чтобы тело было в безопасности. Душа, чувства, привязанности — не до этого. Спасти любой ценой. Накормить и вылечить».

    Прослеживаются и обиды каждого члена семьи(особенно, когда читаешь книгу). Бабушка, обиженная на мужа(деда)за то, что всю жизнь «тащила семью на себе»,когда тот «катался по странам, и его не волновала семья». Дед же смотрит на эту ситуацию по другому и тоже скрывает обиды. Он всю жизнь работал и работает, чтобы обеспечивать семью, ему не сильно то нравились «выходы в свет» по работе, которые его жена называла «разгульной жизнью» и упрекала его в безответственности. Уставшая женщина все обиды и заботу, которые не могла дать мужу, проецировала на детей, поэтому она так не любила дочь ("неблагодарная», «только мужчины и интересуют»),а девочка тем временем росла в комплексах и негативных установках, ведь властная мать полностью задавила ощущение женственности и привлекательности у ребенка (в книге есть диалог, раскрывающий эту проблему). Вот почему мама мальчика была заинтересована отношениями с противоположным полом. Ей нужно было доказать себе, что она любима и привлекательна как женщина. Но это не значит, что она не любила своё дите.

    Мать лишь только отступает, позволяя бабушке нести ответственность за ребенка, так как боится ее. А та всеми силами удерживает мальчика рядом, так как он ее «смысл жизни». Ребенок же плохо себя ведет или демонстрирует какие-либо проблемы, часто болеет. Именно так и проявляются все его переживания, с которыми маленький мальчик не может в одиночку справиться.

    Надеюсь, что мой отзыв поможет посмотреть на этот фильм с иной стороны, чем просто на ужасную семейную трагедию! Спасибо за внимание!

    27 мая 2014 | 19:46

    Примерно к 8-й минуте фильма у меня возникло желание убить главную персонажа Крючковой — и тут я подумал том, как же она хорошо играет свою роль…

    Такая жизнь может показаться настоящим адом — вечные крики, деспотичная «любовь» бабушки, мягкотелость и вечное недовольство деда вместе с тем… бедный мальчик — как же я НЕ хочу попасть в твое детство…

    Почему-то очень легко представляю Всеволода Санаева, который является прототипом деда, именно таким — одновременно — самовлюбленным и в то же время слабым персонажем…

    22 октября 2013 | 09:56

    Анализировать экранизации — дело неблагодарное. С одной стороны, всем понятно, что кино и литература — два абсолютно разных вида искусства, каждый со своими выразительными средствами и, как правило, даже с разными задачами. С другой — от сравнения с литературной основой все равно никуда не денешься. Тем более, когда именно от нюансов трактовки литературного произведения зависит восприятие произведения кинематографического.

    Именно такова ситуация с фильмом «Похороните меня за плинтусом» по одноименной нашумевшей книге Павла Санаева. Взгляд на этот фильм как на «просто кино» и взгляд на него же, как на экранизацию книги, отличаться может очень сильно.

    Чем Санаев «зацепил» самые разные слои читательской аудитории? Мне кажется, прежде всего — авторской интонацией. Он ведь рассказывает историю по сути трагическую: герой книги, мальчик Саша Савельев, насильно лишен общества матери, растет в доме у не вполне психически здоровой бабушки, которая терроризирует своей шизофренической любовью и Сашу, и его деда. Но Санаев описывает этот паноптикум не только с понятным драматизмом, но и со вполне здоровой иронией. Потому что смотрит на ситуацию глазами не затюканного Саши, а взрослого и успешного автора, уже слегка отстраненно вспоминающего — хотя от автобиографичности повести он упорно открещивается — детство. Отсюда и тональность повествования, которую можно определить как «смех сквозь слезы».

    В фильме от этого баланса мало что остается. Режиссер Снежкин сразу берет высокую минорную ноту, со всем присущим его манере сумрачно-питерским колоритом: хоть и огромная, но какая-то неуютная и неухоженная квартира, замерзшие стекла машины и телефонной будки, враждебный город…Дальше — больше, чернуха только усиливается. Великие советские актеры Крючкова и Петренко со всей силой своего таланта изображают натуральных монстров. Бабушка не просто постоянно орет и ругает внука последними словами — она бьется в эпилептическом припадке, найдя орфографическую ошибку в его домашнем задании. Дед — народный артист, как малолетняя истеричка, вцепляется в привезенный «из загранки» магнитофон, не желая дарить его внуку. И даже мама Ольга (лучшая из виденных мной роль Марии Шукшиной), в книге показанная в худшем случае нейтрально, на экране предстает тем яблочком, которое упало недалеко от семейной яблони: несмотря на ссору с родителями, живет на их деньги, а то, как она злобно одергивает сына перед гробом бабушки в финальных кадрах, заставляет предположить, что и из нее со временем вырастет та еще моральная террористка. И лишь в сцене, где Ольга и ее муж Толик («алкаш-мазила», по определению бабушки) совершенно феерически танцуют в кафе под Марылю Родович, на экране оживает тот самый «смех сквозь слезы».

    Фильм, таким образом, в целом получается крайне мрачным. Трагичным. Пронзительным в своем трагизме. Но и в этом же трагизме — чересчур плоским и одномерным, по крайней мере, если помнить о книге, такой обаятельной в своей неоднозначности. Снежкин-то как раз смотрит на происходящее с позиции маленького Саши, потому и видятся ему вокруг только взрослые чудища с искривленными от злобы даже не лицами — мордами. Санаев же — видел людей и писал о людях, пусть и теряющих порой свой человеческий облик.

    7 из 10

    3 февраля 2010 | 11:58

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    книга, 417 руб.
    книга, 394 руб.
    книга, 346 руб.
    подробнее

    Новости


    Карен Шахназаров представил военную драму «Дорога на Берлин» и объявил о съемках новой экранизации «Анны Карениной», Энтони Хопкинс доказал, что ему еще рано на пенсию, Саймон Пегг обрел сверхъестественные способности, а «Реальные упыри» не оставили никого равнодушным. Самые яркие моменты презентаций компаний «Каропрокат», «Синема Престиж», «Экспонента» и «Арена Кинопрокат» — в заключительном репортаже с 96-го Российского международного кинорынка. (...)
     
    все новости

    Интервью


    У нас как-то принято стало считать, что настоящее искусство - это обязательно трагедия, мрак и депрессуха. А все, что светло и позитивно, - это попса и потакание массовому вкусу. К тому же у нас до сих пор никак не разделят кино зрительское и кино авторское и судят одно по критериям другого (...)
     
    все интервью

    Статьи


    К выходу фильма «Восьмерка» по повести Захара Прилепина КиноПоиск вспоминает современных российских писателей, чьи произведения добрались до киноэкрана — от Оксаны Робски до Дины Рубиной, от Анны Старобинец до Виктора Пелевина(...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    К выходу «Восьмерки» по повести Захара Прилепина, КиноПоиск проводит опрос: какие произведения современных российских писателей вам хотелось бы увидеть на экране? (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Книга джунглейThe Jungle Book43 714 706
    2.Белоснежка и Охотник 2The Huntsman: Winter's War9 619 300
    3.КиануKeanu9 453 224
    4.Несносные ледиMother's Day8 369 184
    5.Парикмахерская 3Barbershop: The Next Cut6 080 496
    29.04 — 01.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Экипаж501 037 796
    2.Книга джунглейThe Jungle Book136 470 748
    3.Белоснежка и Охотник 2The Huntsman: Winter's War44 547 900
    4.Робинзон Крузо: Очень обитаемый островRobinson Crusoe24 458 520
    5.ЗверополисZootopia11 875 087
    22.04 — 24.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 664 084367 563
    Деньги754 757 723 руб.137 334 129
    Цена билета283,31 руб.14,46
    22.04 — 24.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    210.Билли ЭллиотBilly Elliot8.088
    211.Убить пересмешникаTo Kill a Mockingbird8.087
    212.Дурак8.086
    213.Девочка, покорившая времяToki o kakeru shôjo8.085
    214.МуланMulan8.083
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.Стартрек: БесконечностьStar Trek Beyond93.11%
    27.Тайная жизнь домашних животныхThe Secret Life of Pets93.08%
    28.ВаркрафтWarcraft92.86%
    29.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One92.82%
    30.Ночная жизньLive by Night92.80%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    СкоростьSpeed57
    Мистер и миссис СмитMr. & Mrs. Smith117
    72 часа1
    Волк с Уолл-стритThe Wolf of Wall Street453
    Это было в разведке3
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War
    Экипаж8.302
    Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение7.940
    Несносные ледиMother's Day7.069
    Рэтчет и Кланк: Галактические рейнджерыRatchet & Clank
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse19.05
    РазрушениеDemolition19.05
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    премьеры