всё о любом фильме:

Три толстяка

год
страна
слоган-
режиссерАлексей Баталов, Иосиф Шапиро
сценарийАлексей Баталов, Михаил Ольшевский, Юрий Олеша
директор фильмаМихаил Шостак
операторСурен Шахбазян
композиторНиколай Сидельников
художникИсаак Каплан, Белла Маневич-Каплан
монтажРаиса Изаксон
жанр фэнтези, приключения, семейный, ... слова
зрители
СССР  23 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время85 мин. / 01:25
Фильм-сказка о ловком канатоходце Тибуле, борющемся вместе с оружейником Просперо и всем трудовым народом против тиранов, трех Толстяков, которые управляют государством, пока маленький наследник Тутти не достиг совершеннолетия. Борцам за свободу помогают добрый доктор Гаспар и смелая девочка-акробат Суок, которой приходится изображать куклу, чтобы пробраться во дворец и освободить Просперо.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Ради небольшого эпизода, где герой Алексея Баталова — Тибул, скрываясь от стражников идёт по канату над площадью, он несколько месяцев тренировался ходить по канату, чтобы сыграть эту сцену без дублёра.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 71 пост в Блогосфере>


    Революционная сказка Олеши… дивный поэтический слог, точно угаданные образы, роскошная фантазия — вот за что, а не за революционный пафос, ее до сих пор любят.

    Сначала был создан мультфильм, в котором не осталось от оригинала почти ничего, кроме пафоса и плакатных ракурсов… но зато потом появился фильм. И сюжетом, и мотивациями героев он от книги довольно сильно отличается, и, конечно, пленка не передает те богатые, сочные краски и ароматы, что удивительно трехмерно представляются при прочтении «Трех толстяков», но все же это отличный фильм. Баталов молодец.

    Кого из героев мы встречаем и рады встрече? Вот — моложавый, изящный, рассеянный доктор Гаспар. Смешная хозяйственная тетушка Ганимед. Артистичная, юная, влюбленная в Тибула Суок. Старый Август, разуверившийся в возможности победы. Балованный, но живой и искренний Тутти.

    Но есть и тот, кого не было в книге. Холодный, рассчетливый негодяй генерал Караска. Настолько отвратительного злодея вряд ли помнит детское кино, это вам не смешная Баба Яга, не глупый Йагупоп. Офицер, бесчестный настолько, что с легкостью готов убить своего подчиненного, свалив на него свою же вину. Готовый стрелять и по ребенку, если тот встанет у него на дороге… Да сами три толстяка на его фоне — добрейшие люди. Часто злодеи кажутся симпатичнее «хороших», но это — явно не тот случай. Караска ужасен.. и ужасно достоверен. Его сыграл мужественный Луспекаев, к тому времени уже тяжело больной… но об этом, когда видишь Караску, не вспоминаешь. Никакого сочувствия он не вызывает, и даже то, что одна из самых удачных шуток в фильме сказана его устами, симпатичнее его не делает.

    А как все снято? Сцены с тигрицей Ленорой, Тибул на проволоке, взлетевший продавец возушных шаров, кукла — удивительно убедительные трюки и комбинированные съемки, достоверный реквизит и грим. 1966 год, все же, никакой компьютерной графики, а сделано на зависть.

    Да, революций мы уже накушались. И уже не верим в поголовно благородных рыцарей с одной и поголовно коварных негодяев с другой стороны. Но фильм смотрим. Фильм нравится. Потому что он — искренен.

    9 из 10

    20 февраля 2010 | 05:33

    Ах, как жаль, что в современном кинематографе подросткам, в основном, отводят роль сексуально-озабоченных дурачков и дурочек, единственная мечта которых — сходить в ночной клуб, а вот такие фильмы, как «Три толстяка» не снимают.

    Про него можно не писать длинные рецензии. Просто скажу — ни убавить, ни прибавить. Читала, что, после этого фильма, на Лину Бракните орушился водопад зависти сверстников-одноклассников. Из-за этого она даже прекратила сниматься, а жаль. Очень талантливая Актриса. Не «девочка», «девушка», а именно состоявшаяся АКТРИСА с большой буквы.

    И в целом фильм естественный, и… словом, советую всем, у кого есть дети. Да и взрослые могут найти в этой детской сказочке свой смысл. Ведь картина «Три толстяка», равно как и книга — не совсем детские. Это — критика сложившегося уклада, общества в целом… Как ни странно, фильм актуален и сейчас — попробуйте посмотреть не глазами ребёнка…

    10 из 10.

    22 февраля 2007 | 09:39

    Была у меня в детстве пластинка — отработала свое, будьте уверены. Потом кино. Все мальчишки из группы в детсаду играли в сцену: скованный цепями Просперо, несмотря на сопротивление стражи, утирает пот и становится в позу непокоренного бунтаря: руки на груди, полный презрения взгляд — эффектный эпизод, мы оценили по достоинству.

    Уже позднее, когда подрос, — прочитал, разумеется и книгу. Весьма. И очень удачная, считаю, экранизация получилась у Баталова. Ярко, эмоционально, реалистично. Массовые сцены (штурм, паника и т. п) поразили своей маrсимальной приближённостью к действительности — особо хотел бы это отметить.

    Безо всяких спецэффектов и компьютерной графики. Ну и, конечно, две главные детские роли — просто блестяще, я считаю. Отличный получился дуэт. В общем, учитывая всё это, просто не мог не купить себе DVD — оно того стоит.

    22 февраля 2007 | 05:02

    Я считаю себя человеком безусловно нормальным, средним, понятным и не опасным. Никогда никакими странностями не выделялся из окружающего общества. Тем не менее, чем дальше, тем чаще обнаруживаю за собой довольно своеобразное понимание каких-то фильмов, сюжетов или ситуаций. Я всю жизнь думал, что я правильно их понимаю, так же, как и все другие нормальные люди, что так и должно быть.

    Например, когда в детстве я смотрел кинофильм «Три толстяка» по известному произведению Ю. Олеши, я был поражен коварством и бесчеловечной жесткостью хитроумной цирковой акробатки Суок, благодаря стараниям которой погибла ни в чем не повинная кукла наследника Тутти. То есть, я считал, что акробатка Суок специально загримировалась под куклу наследника Тутти, чтобы, проникнув во дворец, подставить её. Уничтожить куклу наследника Тутти было изначальной целью акробатки Суок. Для этого она составила специальный коварный план. Зачем ей это понадобилось, я до конца не осознавал. Быть может, я считал, из-за ревности, уже не помню.

    Мне вообще до слёз было жаль куклу наследника Тутти — её судьба стала без преувеличения примером высшей несправедливости этого мира и, наверное, моей первой кинематографической трагедией. Наверное, я был даже немного влюблён в куклу. Хотя загримированная акробатка Суок практически ничем внешне не отличалась от куклы, к ней я испытывал презрение — я знал, что она — живая, а, следовательно, обыкновенная, и просто притворяется куклой, между прочим, притворяется бездарно. Девочка-акробатка, притворяющаяся куклой наследника Тутти, мне представлялась верхом пошлости. Она вызывала у меня какое-то непонятное отвращение.

    Я вообще ненавидел всех людей, из-за которых кукла наследника Тутти страдала. Сначала её уронили из окна, она разбилась, потом её выкинули в канаву. Никто в преследовании своих политических целей не относился к кукле по-человечески; все считали её вещью, предметом, использовали по мере надобности в своей борьбе и выбрасывали, и, в итоге, палач отрубил ей голову. Один лишь принц любил её, но и то какой-то извращенной любовью. Казалось, он хочет с ней спать, раздевать её, мучить… Но и принц потом позабыл о ней, влюбившись в подлую акробатку.

    Между тем кукла представляла собою шедевр механического искусства, она могла двигаться, как живая, танцевать. Движения её были точны и безупречны. Манеры отличались благородством. Она была сдержанна, немногословна, полна достоинства и всяких добродетелей. Гладкие поверхности её как будто излучали мягкий свет, шелковистые волосы струились, глаза её сверкали подобно алмазам. Ни единой щербинки, ни одного недостатка не обнаруживалось в её корпусе. Она была совершенством.

    14 апреля 2013 | 19:40

    Мой начальник однажды изрёк: даже агитки бывают гениальными. Что ж, с некоторой натяжкой, гениальной агиткой можно назвать дебютное произведение известного писателя Юрия Карловича Олеши «Три толстяка». Да-да, даже сам оригинал, по-хорошему, не дотягивает до действительно гениальной вещи. Слишком уж увлёкся автор красочными сравнениями и олицетворениями: всякими там кошками, шлёпнувшимися, как сырое тесто, или людьми в полосатом трико, похожими на ос! Раз пять показал, что можешь так обогащать язык произведения, — и хватит. Но когда в тексте таких развёрнутых эпитетов — прямо засилье, это уже говорит о невысокой самооценке самого молодого автора. О стремлении удивить читателя хотя бы одним трюком, что у него хорошо получается, за неимением иных талантов. Что уж говорить о дальнейших попытках популяризации этой и без того не самой замечательной революционной сказки: о различных балетах, аудиоспектаклях, капустниках, мультиках и фильмах! Таких попыток было немало. Но они вышли ещё более скучноватыми. А учитывая нынешние реалии, — и откровенно неактуальными. Да, во время оно, может, и был смысл. Сейчас — другие времена, а какая жизнь — такие песни… И вроде бы — забыть и показывать разве что любопытным поклонникам такого сомнительного удовольствия, как «парк советского периода». Но я всё ж сдуваю пыль с этого фильма: так мне захотелось поспорить с теми, кто, порой даже происходя из числа «детей Новой России», обожает чисто советское произведение и его экранизацию.

    Говорить о фильме без понимания, что за произведение экранизируется, считаю невозможным. Поэтому скажу сперва о книге — без обиняков, так, как она того заслуживает в наше время, когда та революция уже не может никого укусить и стало можно высказывать о ней мнения, отличные от подобострастия.

    Итак, Юрий Олеша, по сути поляк, написал «Трёх толстяков», будучи молодым пылким человеком, очевидно, очарованным Октябрьской революцией. Настолько очарованным, что на кон ставились даже отношения с родными, учитывая пусть и неполную, но победу Польши над Советской Россией и репатриацию основной массы русских поляков в свою возродившуюся Польшу. Как известно, основную суть конфликта в вымышленном царстве-государстве у Олеши составляет стереотип «толстые — богатенькие, тонкие — обездоленные». Естественно, и этот шаблон давным-давно устарел, даже перевернулся с ног на голову: это бедные, из-за питания мучным, сладким и прочей «дешёвой и сердитой» едой, слишком часто превращаются в толстяков, а богатые, тратя деньги на спортзалы и разнообразя свой рацион, как раз имеют все шансы не потолстеть «и помереть здоровенькими». Не говоря уж об остальных стереотипах: неприглядности торгашества, продажности чиновничества и высокой нравственности пролетарской борьбы. Неужто один я понял, что всё это — самые обыкновенные маргинальные мнения, живущие в народе вечно и в любом уголке мира, от богатейших нефтяных королевств Саудовской Аравии и Норвегии до многострадальных России и Китая… Однако время т. н. «семидесяти лет Советской власти» — поворот истории, когда такие простонародные мнения, обычно не покидающие пределов узкой подвыпившей компании, были подняты на щит политической власти шестой части суши и ненадолго (70 и даже 100 лет для истории — это «подёнка, век короткий») стали чем-то вроде пароля лояльности. Сегодня, будем откровенны, в России (да и в мире в целом) «призрак коммунизма» уже снят с повестки дня; идут недобрые события совсем иного плана; иной царь иными средствами укрепляет иной трон, а иные революционеры иными средствами под этого царя копают, и лозунги на палочках у них куда изощрённее, нежели бесхитростные и наивные выкрики недоедающих рабочих начала XX в.: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй!»

    Но чем вас, уважаемые современные поклонники, так привлекает это произведение и кино по нему? Отвечу лишь тем, кто отписался здесь, на Кинопоиске, благо, вас не много.

    Про художественную ценность я уже сказал: может, Олеша и талант, но это только по сравнению с современными ему уж чисто конъюнктурными авторами. Теми самыми, что, неплохо по тем временам зарабатывая, угощали в писательском ресторане винишком постаревшего и оказавшегося не у дел Юрия Карловича. (Не у дел потому, что у оставшегося в Советской России поляка всё-таки совесть проснулась и не позволяла ему наживаться на дифирамбах, мягко говоря, не самой либеральной власти.) А в чём он и многие прославлявшие Советскую власть творцы поступились своей совестью, так это в замалчивании того, как именно революционеры расправляются со своими врагами! Революционеров изничтожают и мучают; но когда уже они вершат свой суд, лира многозначительно умолкает…

    Тезис, что народ у нас наелся всяких революций и теперь ностальгирует лишь по светлым сторонам советской детской литературы, и вовсе не выдерживает никакой критики. Если бы всё было так, как вы наивно полагаете, не случились бы именно в Одессе (городе детства Олеши и, по мнению многих специалистов по произведению «3 толстяка», городе, подразумеваемом в сказке) те события, что случились 2 мая 2014 г. Ведь этот город, как мало какой, «наелся всяких революций» и вроде бы должен был сказать: свят-свят-свят, слава богу, что Донецк и Киев от нас далеко! Ан нет, когда вопрос встал ребром, это дураком надо было быть, чтоб махать детскими книжками и становиться между противостоящими «вечевыми партиями», умоляя их не бить и не жечь друг друга, а оставить все распри в далёком прошлом!

    Что же касается самого фильма, то съёмочная группа действительно постаралась, но не смогла создать атмосферного, пробирающего до костей кинопроизведения.

    Да, здесь немало звёзд своего времени и даже гениев, прекрасно известных широкому зрителю по сей день. Но Евгений Моргунов (один из Толстяков) здесь не смог затмить своего Бывалого, Павел Луспекаев (не упоминавшийся у Олеши и созданный специально для экранизации персонаж Караска) — своего Павла Верещагина, а Алексей Смирнов — своих Феди и Макарыча… А Леонид Куравлёв был на момент съёмок в «Толстяках» ещё не столь известным актёром, что и выразилось в совсем уж эпизодической и незначимой роли…

    Но, увы, атмосферы создать не получилось. В подобном и практически тогда же снятом чисто советском и вызывающем лишь горькую иронию сегодня фильме по произведению одного из самых идейных (доказал всей жизнью и самой смертью) людей советского времени, Аркадия Гайдара, «Мальчиш-Кибальчиш», и то своя атмосфера есть. Хотя бы благодаря игре одного из тогдашних артистов-гениев, Сергея Мартинсона. А здесь нет… Даже главным актёрам, игравшим прирождённых циркачей и акробатов, не веришь, глядя на их довольно аляповатую гимнастическую технику, жонглирование и танцы. Могли бы позвать реальных трюкачей в дублёры к актёрам, исполнявшим Суок и Тибула, — тогда бы канатоходец действительно виртуозно ходил по канату, девочка-танцовщица — великолепно танцевала и показывала фокусы.

    7 мая 2016 | 01:47

    Баталов снял отличную сказку.

    Про все.

    Про всех.

    Про богатых и бедных, умных и глупых, отважных и трусливых, грустных и веселых, сильных и слабых, добрых и злых.

    Но главное, он снял сказку про живые сердца.

    Ведь это очень важно, чтобы сердце было живым.

    Чтобы оно могло чувствовать, болеть, сопереживать.

    Сильнейшие персонажи учат нас жизни: стойкий Просперо, рассеянный доктор Гаспар, отважный Тибул, деспотичные толстяки, смешной учитель танцев, жестокий генерал Караска, мальчик с железным сердцем и девочка, сердце это излечившая..

    Фееричный микс, так полюбившийся мне с детства.

    И куда ушло то время, когда снимали сказки на века?

    Сказки, которые учили верить в Свет.

    10 из 10

    А разве можно меньше?

    21 марта 2010 | 01:32

    Памяти тех времён, когда я читала книги про Чиполлино и Незнайку на Луне. Когда верила, что Ленин — добродушный дедушка, что буржуи — все поголовно негодяи. Хотя я родилась вовсе не 35-м году, мне всего 19 лет.

    Я прочитала книгу «Три толстяка» Юрия Олёши лет так в 9. Вообще я догадывалась, что это пропаганда социализма. Но чёрт побери, в постсоветское время как-то не удосужились написать нормальную детскую литературу. Так что я читала, что дают, и была довольна. И книга очень хорошая. Персонажи шикарные, доктор, Суок, Тибул, Просперо, те же три толстяка — прописаны очень четко и реалистично, несмотря на фантазийность происходящего.

    А до фильма я добралась только сейчас. Что и говорить, он сделан в лучших традициях советского кино. Добрые рабочие побеждают злых буржуев, но как же это мило! Я считаю, что лучше иметь хоть какие-то идеалы помимо жажды наживы. И то, что три толстяка — символ капитализма — хоть в сказке будут побеждены, утешает и настраивает на сентиментальный лад. Ой, неужели ляпнула спойлер?

    Что порадовало меня — это Тибул и Суок. Ну Баталова я люблю ещё с «Москва слезам не верит». А девочка, которая играет циркачку, тоже очень милая.

    Эх, за идеалы старых добрых талантов — 

    8 из 10

    9 апреля 2011 | 21:40

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>