всё о любом фильме:

Тени забытых предков

год
страна
слоган-
режиссерСергей Параджанов
сценарийИван Чендей, Сергей Параджанов, Михайло Коцюбинський
директор фильмаН. Юрьева
операторЮрий Ильенко, Viktor Bestayev
композиторМирослав Скорик
художникМихаил Раковский, Георгий Якутович, Лидия Байкова
монтажМ. Пономаренко
жанр драма, мелодрама, музыка, ... слова
зрители
СССР  6.5 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время97 мин. / 01:37
Фильм о любви гуцульских Ромео и Джульетты, созданный по мотивам новеллы Михаила Коцюбинского.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
17 + 0 = 17
8.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Во время съемок в Карпатах Сергей Параджанов и оператор Юрий Ильенко ужасно конфликтовали. Во время очередной ссоры Ильенко бросил режиссеру: «Завтра в шесть утра ты умрешь. Я вызываю тебя на дуэль. Стреляться будем с шести шагов». «Стреляться будем с гуцульских пистолей», — ответил Параджанов. Оружие взяли у одного из местных. Ильенко сам сделал картечь из чая и листов режиссерского сценария. На дуэль пришли с секундантами: Параджанов со своим ассистентом, Ильенко — с женой Ларисой Кадочниковой и директором киностудии. Встречу назначили на старом мосту над Черемошем. Только Ильенко ступил на него, как вода снесла часть балок, а самого оператора пришлось вытаскивать из воды. Дуэль сорвалась.
    Трейлер 01:41

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Справедливости ради, надо отметить, что честь открытия для кино Михаила Коцюбинского, самобытного украинского писателя рубежа XIX и XX веков, а также фурор на Западе, вызванный экранизацией его произведений, всё-таки принадлежит Марку Донскому. Он ещё в 1958 году сделал весьма необычный фильм «Дорогой ценой», который получил во Франции красивое и романтическо-трагическое название «Когда плачут лошади». Кстати, одно из английских заглавий ленты Сергея Параджанова по рассказу «Тени забытых предков» Коцюбинского было отчасти схожим: «Дикие лошади в огне». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    В 1964 году советская кинематография пополнилась одной из самых романтических и захватывающих историй. «Тени забытых предков» — это не просто фильм о гуцульских Ромео и Джульету. Тогда это было началом новой эры кино и искусства, а Параджанов стал ее отцом.

    Сложно представить, как армянин по происхождению мог создать настолько четкое описание темных гуцульских лесов, высоких Карпатских гор и, что самое главное, всего западно-украинского колорита. Он воспел гуцулькую культуру так, как не смог это сделать ни один украинский режиссер, а история, написаная великим Михаилом Коцюбинским, наконец-то сошла со страниц книги и поселилась на экране, а для некоторых — в сердце.

    Двое молодых гуцулов полюбили друг друга с детства, чего не можна сказать о их семьях. С молоком матери дети Палейчуков и Гутенюков перенимали ненависть к роду-противнику. Они сыпали друг на друга проклены, желали смерти и несчастьй. Но среди этого темного и страшного выжило более светлое чувство — любовь.

    Славная история любви, которая не умирает даже после смерти была воспета более чем хорошо. В этом фильме присутствует все человеческое и потусторонее, что есть не только в тех чудесных краях, но и везде: с одной стороны любовь, а с другой — ненависть, с одной — вечная преданность, с другой — унизительная измена, с одной — сила природы, с другой — сердца.

    Чудесная игра актеров, бесподобная работа Параджанова и Ильенка, картины природы и колорит необычного этнического населения, неплохое музыкальное сопровождение и, что самое главное, любовь длиною в вечность. Это все заслуживает высокую оценку и почетное место во всей истории кинематографии.

    9 из 10

    3 января 2015 | 01:44

    К этой ночи я не знал что такое Кино! Я лишь надеялся натолкнуться на него. В напрасных поисках проводил время. Бергман, Феллини и Скосезе заметно тускнеют… Далеко заглядывал с надеждой на чудо, а чудо в то мгновение спокойно лежало под носом!

    «Трудно смотреть, не понятно и как-то авангардно», — стереотипные предостережения чужих мыслей будто отгоняли меня от «Теней…». Наверное нужно было ожидать столько лет, чтоб суметь поймать ту странную Красоту! Небольшой киноопыт мне немного помог. Потому что читать повести Коцюбинского, биографии Параджанова и Миколайчука ето одно. Но к такому взрыву чуств вовремя не подготовишься!

    Параджанов мгновенно пленил меня! Душа живописца и композитора сплелась воедино у воображении Режиссера. Я видел не кадры и движения камеры, а мазки талантливого художника. Трио Параджанова, Миколайчука и оператора Ильенка сотворило картину гармонии Естественной жизни.

    Рождение и смерть, свадьба и похороны, дружба-ненависть — все до боли просто и обреченно. Не заканчивается только любовь: Ивана не остановили разлука из Маричкой. Его любовь преодолела даже смерть.

    Мои слова вряд ли вписываются в рамки рецензии. В конечном итоге умные слова — это только слова! Разве я имею право что-то советовать вам или критиковать Мастера?! Я могу только созерцать, не больше.

    Без громких эпитетов, видимо, мне не обойтись… но напишу хотя бы еще один: «Тени…» — жемчужина украинского кино искалеченная примитивностью вкусов и забвением. Поетому фильм до сих пор ожидает своих чувственных кладоискателей.

    Сегодня я зделал большое открытие: встретился с глазу на глаз с Искусством Жизни. Удачи и Вам у своих исканиях!

    3 сентября 2010 | 06:22

    Фильм из той категории, которая воздействует на чувства, на подсознание, возможно на эмоции. Очень мало действа, событий — зато очень отличный визуальный ряд (переходы с ч\б в цвет и обратно), игра цветом, замечательная народная музыка и песни гуцулов, отличные грим и костюмы.

    Отличная игра Миколайчука, который в момент съёмок был студентом театрального института, абсолютно достоверно переданы эмоции и чувства человека, который так и не смог забыть и пережить своё личное горе.

    Советский(!!!) арт-хаус, которому уже 45 лет.

    8 из 10

    4 июля 2009 | 22:05

    Фильм Сергея Параджанова уникален во-первых тем, что в нём идёт повествование о гуцулах — немногочисленном народе, населяющем прикарпатскую область. Достоверно передан их быт, жизненный уклад, и праздники, и будни, и их традиции и обычаи, от свадьбы до отпевания. Во-вторых, это кладезь операторских и монтажных находок. Как было отмечено Кудрявцевым, здесь конечно чувствуется влияние Урусевского. Разве что «живая» дергающаяся камера сильно раздражает, зато передано ощущение суеты. Особенно хочется отметить прекрасное музыкальное сопровождение — чудесное полотно звуков — здесь и трембиты, и гайды… Вообщем с Кустурицей, назвавшим этот фильм «лучшим кино, снятым до сих пор» хочется согласиться если не целиком, то хотя бы отчасти.

    23 апреля 2012 | 10:57

    Мне не удалось прочесть эту историю в оригинале. Но и в русском переводе она заставляет задуматься, тревожит живостью, ощущением величия, связями традиций и людей. С трудом представлялось, как можно без потерь отразить ее на экране. И вот она перед глазами, запечатленная живой, непосредственной, свободной и беспокойной, глядящей снизу вверх кинокамерой.

    Редкая книга, обращенная в фильм, не теряет известную долю очарования. Но некоторые, сместив акценты, творят свое «прочтение», создавая действительно запоминающееся образы. Так, например, «Любовница французского лейтенанта» обретя жизнь в кино, несмотря на очень основательные актерские работы, добротную режиссуру и новый пласт содержания не сравнялась с прозой писателя, оставив внутри ощущение недосказанности. А каким неуклюжим стал перенос того же «Тараса Бульбы», аккуратный, почти дословный, но на деле годный лишь для закромов Голливуда, оставивший в памяти лишь могучий талант Богдана Ступки… И «Тени..» тоже обрели на экране свою жизнь.

    Автор с первых кадров окунает неискушенного зрителя в мир красок и ощущений, ведет своей дорогой. Трудно не поддаться его очарованию. Здесь многоцветием украсил мир сначала Художник, по-своему выразив красоту написанной истории, и лишь за ним заговорил старыми как мир словами драматург. Может быть, в сравнении с книгой, индивидуальности оттеснены на второй план. Однако весь этот мир Ивана и Марички напоен своими красками. Он — голос предания в человеке, сакральность обряда и правда народа, обреченность времени и непостоянство. Как ни изменчив мир, все равно они неотделимы — люди от камней и земли, красота от времени, смысл от веры, потомки от предков. Параджанов удивительно талантливо и совсем осязаемо передал эту вечность.

    28 февраля 2012 | 09:41

    «… Сейчас пришло время искать, находить и реализовывать прекрасное, прекрасное вокруг нас — наши горы, небо. Надо уметь выражать страсти, видеть, любить и благоговеть. Мало любить! Надо благоговеть…» (С. Параджанов).

    Фильм-легенда «Тени забытых предков» задумывался как украинский «Ромео и Джульетта» с имущественным семейным неравенством, которое бы стало причиной трагедии двух молодых людей. Но Сергей Иосифович, собиратель и ценитель ауры старины, будто открывший для себя в Карпатах окно в резервацию, где сохранился быт времен языческой Руси, снял картину об одной из интереснейших этнических групп украинцев. А светлой любви, которую «испугалась» сама смерть, посвятил поэтичные и символичные кадры: олень (на могилке) — словно ожившая душа Марички — возрождение ее в вечности; звезда, вспыхнувшая для влюбленных в небе — их судьбоносный путь друг к другу.

    История о молодом парне, который жил себе, не тужил, любил, страдал, забросил дела, но потом женился, и эта женитьба не принесла ему утешения — удивительно самобытна и экспериментальна по форме (кровь здесь превращается в летящих красных коней Петрова-Водкина), да и мелодика гуцульской речи — сильное выразительное средство и т. д.

    Походя на сказку народную, «Тени» приобщают зрителя к красоте природы: журчанием ручейков, ромашковыми полями, хвойными пролесками, красными ягодами на устах сахарных — это рай! Словно бежишь под проливным дождем и не чувствуешь влаги на коже, заглядываешь в глаза любимые, а вокруг все меркнет, будто солнышко за тучи прячется… Но приходит ад. Жизнь черно-белая. Тоска, одиночество. Новый стремительный виток. Быстро сменяющиеся кадры… И, падение…

    «Господи, святой Георгий, приворожи ко мне Ивана, дай мне счастья, дай деточек здоровых», — заклинала обнаженная дивчина (жена нелюбимая) в ветвях утреннего сада. Ох, и не «стерпится», и не «слюбится»! Уж если мерещится душа родная — то все мертво, что живым кажется!

    9 из 10

    19 апреля 2013 | 23:28

    Украинское кино советского периода — такие слова приходят в голову после просмотра «Тени забытых предков». С таким трепетом о национальном гуцульском характере снял режиссёр с фамилией Параджанов, имеющий армянские корни. И какие гуцульские божества помогли ему сделать такое колоритное кино о закарпатских горцах, смог бы ответить только опальный и эпатажный автор самих «Теней…».

    В аннотации к фильму скрывается главная загадка фильма, где знакомые с трудами Шекспира обыватели захотят усмотреть классическую историю разделённой любви героев произведения. В завязке истории — чувства привязанности детей, а затем уже взрослой пары. Но смерть не отпускает героя и следует за ним практически весь фильм. Смерть будто играется с ним, со своим должником, у которого, кроме жизни, по сути больше ничего отдавать. Фильм полон дикого трагизма, где минутные проявления радости являются нонсенсом, некой насмешкой на уставшими героями гуцульского селения.

    И вся эта скорбь на первом плане благодаря не актёрской игре Ивана Миколайчука и Ларисы Кадочниковой, а камере оператора Юрия Ильенко. Его гениальный взгляд проникает вглубь гуцульской души, его передвижения воспроизводят эффект постоянной внутренней суматохи, использование всевозможных планов позволяет оценить широкий размах работы Сергея Параджанова. Эти два человека сделали из обычной истории, предназначенной, по сути, лишь для этнологов, прекрасное кинополотно о вечной теме.

    Закоренелый традиционализм может быть интересным и гениальным, а простота без сложностей — уникальной. Так и история обычной любви парня из «задворков» цивилизации даже спустя 50 лет может вызывать плюсовые эмоции. Мастерство Параджанова в его экспрессии и надрывной эмоциональности, что и видно по фильму. Сугубо закрытые архаичные нотки гуцулов, живущих по своим языческим правилам, смог бы передать человек, близкий не только к искусству, но и честный перед самим собой и Богом.

    Трудно представить, что фильм снимался в СССР, где система кинопроизводства была чёткой и дисциплинированной. В фильме и не пахнет соцреализмом и классовой борьбой. В нём непонятный внутренний мир человека и народа гуцулов, о котором, возможно, многие и узнали благодаря фильму. Тонкость и изящество грубых и неотёсанных горных селян: и эти пропорции смог уловить Параджанов.

    23 июля 2015 | 02:44

    Рассказ о трагической судьбе гуцула Иванко.

    Собственно судьба обыкновенная, просто не счастливая. «Судьба такая…", — так обычно говорят в подобных случаях. Было у Иванко счастье в жизни, но не долго.

    В самой истории морали я не увидел, смысл сказанного Параджановым, мне показался выше событийности и появляется, если смотреть на всю историю героя со стороны, оценивая его прожитую жизнь сразу и целиком. Параджанов предлагает ее (жизнь) принять, такой какая она есть. Отличительный стиль режиссера в демонстрации красоты жизни, при всем ее фатализме. Увидеть, принять и оценить красоту существования и ухода, бурления жизни со всеми чувствами и эмоциями, которая была в жизни гуцула Иванко, и многих других судьбах прожитых людьми на земле. А это всего лишь несколько мгновений человеческого счастья между вечностями.

    Как еще можно рассказать об этом, если не красотой. Параджанов художник, слова ему не нужны, он рисует историю от первого до последнего кадра. Все эти цвета, звуки, передвижения камеры, игра света, ты как будто видишь еще одно измерение пространства. Это особенный режиссерский взгляд, благодаря которому Параджанов стремится передать основной смысл истории. Правильнее даже не истории, а своего мироощущения, личной философии, которая будет сквозить в остальных его фильмах.

    В фильме и в его названии видится тема о потере народного прошлого, трагической судьбе гуцулов. Не знаю, насколько образ Иванко тождественен судьбе всего этноса. Если зритель с национальной историей гуцулов не знаком, то фильм объективных знаний не добавит.

    В фильме много национального, обрядного, религиозного, много молитв, свечей и икон. Но в самой истории бога я не увидел, наоборот фильм антирелигиозен и стоит на позициях атеизма. Так уж мне показалось…

    Главным достоинством режиссера и картины является мастерское (во многом новаторское) умение снимать красивое кино. А вот смысловую составляющую придется каждому зрителю искать здесь самому. Параджанов дает право на личную оценку, основанную на эмоциональном, и может быть даже интуитивном понимании кадра.

    6 ноября 2012 | 14:19

    Жажда прекрасного вырвала людей из мрака первозданного хаоса. Из собственных грез и сновидений соткал человек мир и населил его богами и демонами. Прошли тысячелетия — и люди стали мельче и слабее. В каждодневной суете, в бессмысленной погоне за иллюзорными благами цивилизации забыли они о вечном. И только там, где человек сохраняет связь с Матерью-Природой, живет трепетное поклонение Красоте, как единственному истинному божеству.

    Среди величественных гор, вдали от равнодушной дикости города, живут гуцулы, глубоко верящие старинным легендам, свято чтящие древние традиции. Здесь чувства чисты, как высокогорный воздух, и безудержны, как быстрые реки. Здесь Иван, мальчишка с тонкой, поэтической душой, встретил свою единственную в мире Маричку. Она стала его мечтой, его путеводной звездой. Она засеяла горы песнями об ихней любви. Но смерть с бессмысленной жестокостью унесла Маричку. Самые прекрасные и нежные цветы гибнут до срока. А Иван остался в пустом мире. Совсем один. Он попытался жить. Он даже создал семью. Но тот, кто познал чудо Любви, уже не сможет удовлетвориться простой привязанностью и привычкой. Неверный свет одинокой звезды в небесах и призрачный силуэт Марички в окне были Ивану дороже радостей земных.

    Сергей Параджанов создал восхитительный киношедевр о хрупкости и беззащитности красоты, обреченной на смерть, и о Любви как источнике жизни вечной.

    10 из 10

    25 ноября 2009 | 00:16

    Фильм Сергея Параджанова столь насыщен в визуальном и смысловом плане, что с первых кадров захватывает дыхание, а выдохнуть не получается и после финальных титров. Счастливые, лёгкие как ветерок эпизоды сочетаются с грустными и трагичными, иногда это происходит в пределах нескольких секунд. На то, чтобы о чём-то задуматься, просто не остаётся времени, как в бурном потоке реки пытаешься прочувствовать жизнь героев фильма, и всё время запаздываешь.

    Романтизм, вера в чудесное, современность изо всех сил отбивается от всего, что было прекрасного в мире. А ведь жизнь традиционного общества обладает удивительной силой, и испытания, столь нелюбимые в нашу эпоху, её неотъемлемая часть, в которых вся горечь и радость. Не получится сделать счастливыми людей с помощью десятков тысяч законов-ограничений, потому что удобство никогда не сравнится с простой и искренней любовью, потому что свобода только в преодолении, как это получилось у Ивана и Марички.

    18 августа 2013 | 07:48

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>