всё о любом фильме:

Республика ШКИД

год
страна
слоган-
режиссерГеннадий Полока
сценарийГригорий Белых, Леонид Пантелеев
директор фильмаИосиф Шурухт
операторАлександр Чечулин, Дмитрий Долинин
композиторСергей Слонимский
художникНиколай Суворов, Евгений Гуков
монтажАлександр Ивановский
жанр драма, комедия, семейный, ... слова
зрители
СССР  32.6 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время103 мин. / 01:43
1920 годы. Послереволюционный беспредел. «Трепещите, халдеи!» — по улицам Петрограда шныряют колоритные и жалкие беспризорники, которых время от времени вылавливают и направляют в детские приюты. В одном из них — школе имени Достоевского (ШКИД) — собрались голодные, наглые и сообразительные оборвыши. Этим «приютом комедиантов» управляет директор, не потерявший ни чести, ни интеллигентности. Его обезоруживающее доверие научит ребят мужскому достоинству, поможет не раствориться в беге смутного времени…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам автобиографической повести Григория Белых и Леонида Пантелеева «Республика ШКИД» (1926).
    • Знаменитая «блатная» песня «У кошки четыре ноги, позади у неё длинный хвост» была написана композитором Сергеем Слонимским на стихи из повести именно для этого фильма.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Когда режиссёр Геннадий Полока решил отметить 30-летие с момента выхода на экран своего фильма «Республика Шкид», было крайне странно услышать из его уст, что картину запрещали, не показывали… Наверняка где-нибудь и кто-либо из чересчур ревнительных блюстителей норм и правил социалистической школы действительно препятствовал широкой демонстрации этой ленты. Однако весомые результаты проката при сравнительно высоком тираже свидетельствуют об обратном — «Республика Шкид» на самом деле была популярна, если её посмотрели более 30 миллионов зрителей. То есть можно предположить, что почти каждый советский школьник в те годы увидел на экране историю первых лет существования нового государства, когда сотни тысяч беспризорников слонялись по стране. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 180 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Школа имени Достоевского, так расшифровывается наименование ШКИД. Управляющий решил набрать беспризорных ребят и изменить их жизнь к лучшему. Как у него это получилось хорошо показывают заключительные кадры этого фильма. Поначалу, естественно, всё шло очень непросто. Различные истории разворачивающиеся в коллективе, отношения между самими ребятами, изменения произошедшие в их сущности и понимании жизни здорово показаны. Сюжет интересен. Поступок одно из моих любимых персонажей в этом фильме «мамочки» — красив.

    Всегда восхищаюсь талантом Сергея Юрьевича, фильмы с его участием смотрю и готов, по-моему, смотреть бесконечно. Живо, интересно, резко, где-то мудро показан «главарь» ШКИДА. Когда нужно он готов уволить преподавателя или объявить своё знаменитое: «Завтракать будете в ужин».

    Беспризорные тоже люди, банально, иногда об этом забывается. Да, у них нет дома, семьи, но они могут и должны быть счастливы. Для человека важны: цель, мечта, идея, тогда можно перевернуть весь мир. Какая цель и чего можно найти на улице, кроме «приключений». Но там есть свобода и это право каждого решать, где ему лучше. Дело в том, что сначала можно не понять своего счастья и убежать, ведь улица манит и тут стоит, возможно, запереть ворота.

    У чёрно-белых фильмов есть свой «шарм» не нужно их трогать, добавлять цвета, это история и пусть она будет «двух цветов».

    Беспризорные стремились в пионеры, трудно это представить сейчас, но это было…

    15 октября 2012 | 22:17

    Все-таки это прекрасное, такое тонкое и сильное произведение. И фильм, который был снят, добрых 50 лет назад, сейчас не теряет своей актуальности. И лишь как истинное произведение искусства, с годами становится еще более ценным.

    Это кино, которое видели буквально все. Это фильм, который у многих является одним из лучших фильмов вообще.

    Честно, что-то говорить, писать очень непросто. Потому, что, все-таки, эта картина, как и литературное произведение, по которому она снята, являются настоящими произведениями искусства и оценивать их как-то неудобно.

    Это кино о дружбе, счастье, любви, верности, справедливости. Это кино о юности со своими ошибками, с приобретением знаний жизни.

    16 июля 2012 | 19:43

    «Республика ШКИД»… эх, в детстве я зачитывалась этой книгой. Я даже, как шкидцы, делала самодельные газеты и вывешивала их дома на обозрение умилявшимся родителям — вот насколько увлекательно, заразительно было это журналистское поветрие описано.

    Жаль, в фильме такого эпизода нет, но я не упрекаю Полоку. Все отлично даже в сокращении. Прекрасная стилизация под то голодное оборванное время, плеяда юных искренних актеров, плюс обаятельнейший Юрский…

    Столько главных героев — но никакой путаницы не возникает. Характеры каждого ярко очерчены: изящный Янкель, поэтическая натура, артистически-эмоциональный Цыган, гордый грузин Джапаридзе, добряк-силач Купец, замкнутый благородный Пантелеев, отчаянный Мамочка, оппозиционер Японец, властолюбивый «бизнесмен» Слаенов… и, халдеи, преподаватели: Викниксор, отважный полководец учительской братии, его возлюбленная Эланлюм, строгая немка, богатырь Косталмед, хитрый халтурщик Пал Ваныч… ох, перечислять и перечислять. Цитировать и цитировать.

    Фильм в чем-то пронзительней книги. Рассказывая о своем отрочестве, юные Пантелеев и Янкель были остроумны, веселы и почти небрежны. Им не к лицу было бы любоваться собой или своими товарищами, в книге нет ни чувственности, ни светлой печали — она энергична до предела: не элегия, а марш. Полока, не имеющий прямого отношения к школе имени Достоевского, мог показать в ленте и то, и другое.

    Короткая грустная история первой влюбленности беспризорницы Тони, очень искренней, тонкой за наносным «пацанством» девушки… эх, Янкель, Янкель, глупый мальчик, как ты мог так с ней обойтись. Не без иронии показанная, но свежая и страстная любовь Виктора Сорокина и Эллы Люмберг: «и па-абежден одной судьбой, умру-у, тебя благославляя!» — все это в точно угаданной пропорции разбавляет веселое и несколько хулиганское зрелище, придавая ему особое очарование.

    Фильм о юности. Юности, дружбе, учебе, надежде. Прекрасный фильм.

    10 из 10

    16 января 2010 | 03:59

    Наверное, первое, что хочется сказать, — фильм смотрится на одном дыхании, здесь нет ни переживаний, ни серьезных поворотов в сюжетной линии, ты просто наслаждаешься шедевром.

    Как же хорошо, что фильм снят в 60-х. Если дальше бы откладывали экранизацию, тем тяжелее было бы передать атмосферу 20-х годов, ведь еще было то поколение которое могло рассказать «всю правду».

    Плеяда замечательных юных актеров смогли показать свой характер зрителю. Каждая роль — это абсолютно разная личность, здесь и романтики, и силовики, и бунтовщики, и даже будущие «абрамовичи»… что предает черно-белому фильму большое количество красок.

    «Генералы песчаных карьеров» и «Город Бога» кажутся невероятно жестокими фильмами, но не «Республика». Действующие персонажи одни и те же — дети, подростки, все в одинаковых условиях — большинство беспризорники, преступники и просто никому ненужные дети. Но в фильме Полока, они все же не кинуты, у них есть возможное будущее, и только благодаря усердной работе педагогов. Как же прекрасно передал свою роль Юрский, наверное, у многих его образ будет ассоциироваться с лучшим педагогом еще долго после просмотра фильма.

    Но, наверное, наиболее близкий по духу фильм это французские «Хористы», но там уже другая страна, другое время и другие методы. Отечественному зрителю будет намного ближе советский вариант «Хулиганской энциклопедии». Но все же если кому-то понравились «Хористы», то можете быть уверены, что этот фильм будет лучше, ближе и роднее.

    10 из 10

    23 февраля 2013 | 15:37

    Никто не смог передать атмосферу 20-х годов лучше Геннадия Полоки. Ему веришь. Фильм смотрится, как документальный, но тем не менее он захватывает от начала до конца.

    Великолепная игра актеров Сергея Юрского и Павла Луспекаева. Луспекаевский КостАлМед — просто чудо! Этакий Поддубный в школьном спортзале. Не менее талантливы и молодые актеры. Хотя когда смотришь фильм, забываешь, что эти грязные оборванные пацаны-актеры.

    Фильм многое потерял бы, если бы не был сдобрен юмором. Многие крылатые фразы народ давно растащил на пословицы и поговорки. Огромное спасибо всем создателям этого фильма и низкий поклон.

    10 из 10

    4 октября 2008 | 20:00

    Такие фильмы, как бальзам на душу, особенно после просмотра ужасающей своим дидактизмом «Педагогической поэмы». «Республика ШКИД» ничему не учит, более того, она не может ничему научить. Разумеется, в рамках той парадигмы, которая уже отмирала к моменту съёмок фильма, иначе бы он и не получился.

    Безусловно, ни Викниксор, ни любой другой преподаватель школы имени Достоевского ни разу не годился на роль учителя. Все они, в общем-то, были пережитками эпохи, своего рода, если переносить американскую терминологию на русскую почву, white trash — «белым отребьем». Только социальный подтекст здесь был бы со скидкой на 1920-е в Союзе, с его спецификой понимания слова «белый». Сравните же сами несмотря на всю обаятельность, истеричного и совершенно непонимающего, что вокруг происходит, интеллигента Викниксора с фактически полубогом, знающим, что будет впереди и практически не вмешивающимся в процесс Антоном Семёновичем Макаренко — противником, кстати, всё той же интеллигенции. Разница на лицо.

    Под стать Викинксору и его дети — совершенно замечательные, но ничему не учащиеся. Разве научился чему-нибудь тот же Мамочка, который сейчас будет тебя благодарить, а позже со спокойной совестью у тебя за спиной что-нибудь украдёт? Хватит умиляться исполнителю «У кошки четыре ноги», таких типов вполне конкретно называют — крысятники. Точно так же как Слаенов — кулак в самом худшем виде. Впрочем, насчёт видов — вполне вероятно, что основной удар в фильме приходится даже не на саму систему воспитания трудных детей и беспризорников, а на невозможность адекватного политического строя. Царские игры, в которые не столько играется Викниксор, сколько его втягивают, вполне успешно высмеивают и демократию, и коммунизм, вернее, святую наивную уверенность в том, что все это достижимо. Апогей же всего этого — мальчики, тыкающие штыками в брюхо надувного буржуя. Вроде однозначная трактовка напрашивается. Да нет, учитывая, что на брюхе написано «Капитал», а это, стоит ли напоминать, главный труд Карла Маркса. Впрочем, эта тема — смехотворность всей движухи — будет ещё сильнее показана в следующей картине Полоки — «Интервенции», чья буффонада была настолько выпуклой, что фильм почти на 20 лет лёг на полку и появился только в 1987-м. Впрочем, это история уже другого шедевра.

    13 июля 2014 | 11:53

    Эх, педагогика, педагогика, с какими трудностями ты сталкивалась на протяжение многих веков… Ещё и слова-то такого не было, а уже воспитанием отроков заниматься надо было. А то вырастет поколение шалопаев или, того хуже, бандюков с большой дороги. А если это молодое государство, разруха, голод, бандитизм, сиротство… Где уж тут воспитанием заниматься? Но приходилось. И были, по-видимому, действительно талантливые педагоги, сумевшие посеять ростки добра, трудолюбия, человечности в своих детях.

    А что это были за дети! Бродяжки, воры, проститутки… и, вместе с тем, наивные, добрые, ищущие справедливости и превыше всего ценящие своё братство. Наверное, так и было, потому что и экранным героям, и авторам этой книги я верю. Ведь Григорий Белых (в произведении Черных) и Леонид Пантелеев сами были воспитанниками школы имени Достоевского для трудновоспитуемых. Они создали поразительно талантливую книгу, которой зачитывалось ни одно поколение детей и взрослых. «Республика Шкид» была написана авторами в 1926 году, когда старшему из них — Г. Белых — шел всего лишь двадцатый год, а младшему — Л. Пантелееву — не было еще и восемнадцати.

    Конечно же, книга и фильм — две совершенно разные вещи. Не могу судить, какая доля произведения показана на экране, но покромсали повесть изрядно. Точнее, просто убрали огромное количество интереснейших эпизодов, диалогов, ситуаций. Поэтому читать книгу советую настоятельно! Из истории создания фильма знаю, что первоначально режиссёр Геннадий Полока снял двухсерийную ленту, но цензура урезала её до полуторачасового фильма. Несмотря на это картина имела огромный зрительский успех: в 1968 году фильм удостоен приза Всесоюзного кинофестиваля, он — лидер проката (1967, 12 место) — 32. 6 млн. зрителей.

    Роль ВикНикСора, заведующего школы имени Достоевского, блестяще сыграл Сергей Юрский. Эта фигура всегда ассоциировалась у меня с Антоном Семеновичем Макаренко, который, кстати, когда прочитал саму книгу, отметил следующее: повесть представляет воспитательную работу «в жалком состоянии»; «эта книга есть добросовестно нарисованная картина педагогической неудачи». А у ВикНикСора есть реальный прототип — педагог-новатор В. Н. Сорока-Росинский. Собственно, как и у каждого персонажа повести. Ведь авторы развернули перед нами абсолютно «живой» материал, воссоздав картину свой жизни в реально существовавшей Республике ШКИД.

    А жизнь в этом государстве была пёстрой: взлёты — падения… Вечная борьба и споры с халдеями, в которых, возможно, мелькала истина. Необузданные силы воспитанников находили применение себе в разных областях: выпуск журнала, театр, пионерия и пр.

    Критика назвала фильм энциклопедией для хулиганов. И тем не менее, картина получилась очень доброй, гуманной, жизнеутверждающей. Устроить бы современным хулиганам обязательный просмотр этого фильма в воспитательных целях…

    13 августа 2008 | 14:10

    Фильм смотрится на одном дыхании. Это прекрасный и очень яркий художественный фильм. Очень странно что с выходом фильма на экраны в 1966 году фильм запрещали показывать. Однако не смотря на запрет кинокартину посмотрело более 30 миллионов зрителей.

    Это кинокартина рассказывает о судьбах миллионов беспризорников, которая несомненно стала частью нашей истории, так как в ней описаны все события, происходившие в 20-х годах. Великолепная игра актеров, когда смотришь фильм, представить даже себе не можешь что эти грязные оборванцы Актёры. Если брать в сравнение современные фильмы, то однозначно актерская игра отвратительная характеры героев не раскрываются, а в этом фильме они ярко подчеркнуты актерской игрой. Антураж 60-х годов, прекрасно передает атмосферу фильма.

    Школа имени Достоевского — так расшифровывается наименование ШКИД.

    Викниксор (Сергей Юрский) решил набрать беспризорников в свою школу и изменить их жизнь к лучшему, так сказать заново перевоспитать. И у него получилось, конечно не без трудностей. После увольнения учителя словесности (которого полюбили дети) воспитанники школы подняли бунт из которого образовалось новое государство ШКИД. Жизнь в этом государстве была, можно сказать, весёлой. Вечная борьба и споры с халдеями, в которых, возможно, мелькала некоторая истина.

    Не обошлось в фильме и без любви. Короткая грустная влюбленность Тони (Виолетты Жухимович) и «Графа Замаскина» (Льва Вайнштейна).

    «Мамочка» — по моему мнению самый яркий персонаж фильма, который со спокойной совестью мог украсть последнее у своих товарищей. Но после поняв свою настоящую мечту он исправился и оказался не по годам смелым, совершив по истине геройский поступок заступившись за жизнь пионера и получив сильные увечья от пьяных торговцев.

    Я думаю фильм актуален и сейчас, когда столько детей оказываются в детских домах и нуждаются в более лучшем воспитании.

    Этот фильм многих не оставит равнодушным.

    3 апреля 2015 | 19:44

    Фильм является бесспорно талантливой и яркой экранизацией одноименной автобиографической повести бывших воспитанников школы-коммуны им. Ф. М. Достоевского, написанной в 1926 году Григорием Белых (его прототипом стал один из главных героев — Янкель или Черных) и Алексеем Еремеевым (псевдоним — Леонид Пантелеев), создавшим так же сценарий фильма. Кинокартина о судьбах миллионов советских беспризорников стала частью нашего исторического наследия, так как в ней показаны реальные события эпохи становления Советского государства и его общества. Она сразу завоевала признание зрителей и в 1967 году стала одним из лидеров кинопроката, заняв 12-е место.

    По своим комедийным сценам, несколько сглаживающим драматизм сюжета, фильм приближается к комедийно-приключенческому жанру, что подчеркивает его юношескую тематику, хотя комедия здесь изрядно приправлена трагедией, как говорят «смех сквозь слезы».

    Действия фильма разворачиваются в Петрограде начала 20-х годов, когда уже отшумели революции и Гражданская война, но в стране по прежнему голод, болезни, разруха, несущие жестокость и смерть, а цена человеческой жизни ничтожно мала в сравнении с куском хлеба. И на этом фоне самое печальное для любого общества — это его обездоленное, осиротевшее юное поколение беспризорников, лишенных не только еды и крова, но и будущего. Это ужасающая трагедия всей страны и целого поколения, поколения искалеченных юных душ и выброшенных за борт человеческих судеб. Но как говорят: «Надежда умирает последней!»… И пока в обществе жива надежда, значит живо и само общество, и в нем всегда найдутся такие амбициозные и жизнелюбивые энтузиасты как главный герой фильма педагог и директор школы индивидуально-социального воспитания Виктор Николаевич Сорока, по прозвищу Викниксор, который всегда готов «сражаться» за судьбы малолетних хулиганов, воскрешать их сердца, залечивать искалеченные души, заново открывать в них таланты, «поворачивая реки этих судеб вспять» к новой лучшей жизни, спасая от духовной нищеты и мрака. И знаменитая фраза: «Педагог — это прежде всего борец!», в полной мере олицетворяет суть и призвание его личностного образа. Ведь истинный воин не только тот, кто на поле брани умеет физически истреблять противника, а прежде тот, кто несокрушимой силой духа и мудростью умеет подчинить себе его ум и сердце, сохраняя физическую и душевную целостность противника, превратив его не в раба, но в друга своего и доверяющего союзника, который созидать, «строить и жить» помогает, чувствуя себя при этом самодостаточным и нужным. И Викниксору это под силу. Со своей достойной командой педагогов («халдеев» — как их окрестили воспитанники) главный «халдей», проявляя доверительное отношение и отеческое соучастие, смог найти затерянный во мраке действительности путь к юным сердцам своих воспитанников, где в глубинных лабиринтах неосознанного так рано и жестоко погребены под ледяными лавинами жизненных бурь и невзгод сокровища человеческой души. Он смог услышать немой крик дерзкого мальчишеского отчаяния и растопив лед недоверия, жестокости и непонимания, разбудил в в них лучшие человеческие качества: Честь, Совесть, Любовь, Сострадание, Добро, Терпение, Мужество, Справедливость…

    Эту роль убедительно сыграл Сергей Юрский. С момента его первого появления в картине сразу чувствуешь как актер искренне симпатизирует и доверяет своему персонажу, что вызывает ответную реакцию и у зрителя. И хотя Викниксор главный герой фильма, тем не менее второстепенных персонажей здесь нет, ибо каждый из них несет свой символический прообраз людских судеб того времени.

    Интересно противопоставлен всему педагогическому коллективу и герою Юрского его антипод — учитель словесности. Его слабая, трусливая, заискивающая «душонка» сразу сдает свои позиции перед силой, сплоченностью и агрессией подростков. Вместо уроков словесности, он поет им песни.

    Не ускользает от зрителя и образ полуслепой, несколько назойливой, но доброй и любящей старушки матери Викниксора. Ее образ — это одна из главных деталей в дополнении образа ее сына. Ведь благодаря ее материнской любви и заботе он стал тем мудрым, самодостаточным и уверенным в своих силах педагогом — борцом Викниксором. Это она, его мать, заложила фундамент лучших человеческих качеств в его душу, взрастив и развив их до нужного уровня. И теперь он умеет растить и развивать эти качества у своих воспитанников.

    По-доброму трогательными и романтичными получились образы влюбленных беспризорников: Тони Маркони и Гриши Черных в исполнении актеров Виолетты Жухимович и Льва Вайнштейна. Интересен тот факт, что по признанию режиссера, многие актеры его фильма, сыгравшие воспитанников были не в ладах с законом, что не помешало им получить искреннее признание зрителей. Ведь в каждом из юных героев республики ШКИД просматриваются качества, вызывающие симпатию и сочувствие.

    Но пожалуй, самым любимым и популярным оказался маленький, одноглазый, хрупкий на вид сорванец Мамочка (он же Костя Федотов), роль которого исполнил Саша Кавалеров. Его то герой, с более чем заурядной внешностью, оказался не по годам смелой и весьма незаурядной личностью, совершив по истине геройский поступок заступившись за жизнь пионера и получив сильные увечья. При этом с неизменной улыбочкой на своем лице он продолжает излучать с экрана свой детский задор и жизнелюбие, заражая зрителей своим солнечным оптимизмом.

    На мой взгляд, тема фильма очень актуальна и сегодня, когда в постсоветском пространстве продолжает расти новая волна беспризорных детей и взрослых, так называемых «бомжей», волею судьбы выброшенных обществом за борт своего социума. Ведь фильм, воспитавший поколения наших дедушек, бабушек и родителей, не оставит безучастными, равнодушными и последующие поколения.

    6 июня 2013 | 18:09

    Очень сложно далась мне рецензия на этот фильм. Наверное, всё потому, что лента произвела на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны — это хороший сюжет и актёры, которым хочется верить. А с другой — непонятная, лично мне, работа оператора и декоратора.

    Конечно, сейчас никого не удивишь историей о том, как добро побеждает зло. А тогда, пятьдесят лет назад фильм о добродушных воспитателях, которые на равных общаются с малолетними преступниками, и даже организовывают с ними общее государствую, свою маленькую республику, поражало всех и вся. В фильме полно трогательных моментов, таких например, как подготовка к прибытию будущих учеников, сцены демократии в актовом зале или расстройство маленьких негодяев, когда они узнают, что их не примут в пионеры. Всё это, конечно же, западало в души советских школьников. Ну, какой-то уж культ они сделали из этого пионерства. Финальная фраза о том, что ради присвоения почётного звания своим подопечным заведующий школой готов пойти к главному революционеру страны Феликсу Дзержинскому просто убивает наповал. Струящийся изо всех щелей патриотизм мы привыкли замечать в заокеанских боевиках, а оказывается, если покопаться в нашем советском кино тут тоже не всё так прозрачно.

    Зато очень подкупает то обстоятельство, что в картине большинство детей не являются профессиональными актёрами. Волнения, эмоции, переживания… По-моему, невозможно сыграть раздолбая, если ты сам не раздолбай. Все их реплики гармоничны и не наивны. Все действия естественны и оправданы.

    Безусловно, «Республика ШКИД» с полным правом может называться культовой советской лентой, которая достойна стоять на полке рядом с другими фильмами детства любого киномана, но вот только не на моей…

    6 из 10

    31 января 2014 | 20:50

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>