всё о любом фильме:

Как я провёл этим летом

год
страна
слоган«Не ври. Не бойся. Не беги»
режиссерАлексей Попогребский
сценарийАлексей Попогребский
продюсерРоман Борисевич, Александр Кушаев
операторПавел Костомаров
композиторДмитрий Катханов
художникГеннадий Попов, Светлана Михайлова
монтажИван Лебедев
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Россия  90.6 тыс.,    Великобритания  7.9 тыс.,    Польша  4.2 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время124 мин. / 02:04
Номинации (1):
Начальник полярной станции Сергей и молодой стажер Павел — одни на острове в Северном ледовитом океане. Подходит к концу их вахта. Впервые за много лет Сергей окажется на материке, где его дожидается семья. Окончится летняя практика Павла, а он не испытал и сотой доли тех приключений, на которые рассчитывал, отправляясь в Заполярье.

Единственный канал общения с миром — неустойчивая радиосвязь с центральной базой. В отсутствие Сергея приходит сообщение, с которым Павел попросту не знает, как поступить. Он надеется, что скоро за ними придет теплоход и тогда все разрешится само собой. Но на Крайнем Севере возможно всё. И иногда приходится выбирать между своей жизнью и жизнью другого…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.00 (5214)
ожидание: 72% (3039)
Рейтинг кинокритиков
в мире
79%
34 + 9 = 43
6.5
в России
50%
2 + 2 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снимался в течение 3-х летних месяцев на действующей труднодоступной полярной станции Валькаркай на севере Чукотки. Сегодня на станции работает 5 человек.
    • В июне-июле солнце в этих широтах практически не заходит. Самая длинная съемочная смена длилась 23 часа — сколько позволял свет.
    • В самый первый день экспедиции по дороге на полярную станцию все съемочное оборудование стоимостью несколько сот тысяч долларов чуть не потонуло, когда вездеход «Урал» застрял посередине реки.
    • Самое старое здание на станции Валькаркай — баня, построенная в 1935 году. Именно в ней парятся герои фильма.
    • Съемочная группа жила в заброшенном 10 лет назад бараке. Для отопления смастерили печки-«буржуйки». Горячей воды не было; раз в неделю объявлялся банный день. Предвидя подобные бытовые сложности, организаторы экспедиции сформировали чисто мужской коллектив.
    • Экспедиция завезла с собой 4 тонны продовольствия, 3 дизель-генератора и 20 тонн солярки. Еду готовил повар с опытом работы на дрейфующей полярной станции.
    • Актеры в фильме выполняют реальные операции по снятию метеорологических данных и пересылке их «на материк». Эти действия необходимо выполнять каждые 3 часа.
    • «Аарчым» — радиопозывной героев фильма, «Фея» — реальный позывной базовой станции в городе Певек. Актеры работали с действующей рацией, и несколько раз в эфир включались настоящие метеорологи, немного озадаченно спрашивая: «Фея на связи, а кто в эфире?»
    • Действие фильма происходит на несуществующем «острове Аарчым». Авторы фильма назвали его так в честь живущей на станции Валькаркай лайки Арчум, которая пешком дошла от Гренландии до Чукотки в составе экспедиции французского путешественника.
    • Для съемок была создана подробная географическая карта «острова Аарчым».
    • Туманная Станция, на которой снималась одна из самых напряженных сцен фильма, находится на самой северной географической точке материковой Чукотки — мысе Шелагский.
    • Когда группа прибыла на станцию в июне, океан был все еще покрыт льдом; в последние дни съемок лег снег и начал образовываться молодой лед. Впервые снег пошел 3 августа. Средняя температура в эти летние месяцы составляла +5 градусов.
    • До полярной станции Валькаркай, где снимался фильм, нужно добираться 6 часов на вездеходе от г. Певек, самого северного города России.
    • Неподалеку от станции Валькаркай расположена ныне заброшенная радарная рота ПВО. На одном из радаров катается персонаж Григория Добрыгина.
    • Всего в окрестностях места съемок жило 5 полярных медведей: первыми появились медведица с двумя взрослыми медвежатами (каждый размером с теленка), затем матерый самец (именно он «снимался» в фильме), и под конец съемок — молодой медведь- «отморозок», пытавшийся пообедать режиссером и оператором.
    • Цифровая камера позволяет снимать длительное время без перезарядки. Самый длинный непрерывный актерский дубль длился 45 минут; для съемки финальных планов камера работала по 5 часов без перерыва.
    • Всего было отснято около 80 часов материала, включая кадры с полярными медведями, китами и арктическими пейзажами. Далеко не все могло войти в кинокартину, так что будет подготовлен отдельный видовой фильм в качестве DVD-бонуса.
    • В названии фильма использован стилистический прием «анаколуф» (от греческого «непоследовательный», «неподходящий») — риторическая фигура, состоящая в нарочитом нарушении грамматической согласованности членов предложения.
    • В фильме использовалась радиостанция Yaesu FT-600 (System 600).
    • РИТЭГ (РадиоИзотопный ТермоЭлектрический Генератор), прототип радиоактивного устройства из фильма, используется в Заполярье для питания маяков в безлюдных местах. В случае неисправности РИТЭГ представляет реальную угрозу экологии и жизни человека.
    • Главный герой фильма — Павел — в свободное от работы время играет в компьютерную игру «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля».
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Главный герой греется и получает дозу радиации от РИТЭГа (радиоизотопный термоэлектрический генератор).
    • еще 19 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2335 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Грамматическая ошибка в названии фильма долгое время была едва ли не главной причиной моего упорного нежелания посмотреть эту картину. Но уж очень все-таки хотелось узнать — из-за чего весь сыр-бор: награды, хвалебные речи, споры, обсуждения.

    И вот наконец я увидела это. Боже, как я завидую тем, кто еще не смотрел, у кого еще впереди эти счастливые пара часов, которые убедили меня в том, что российское кино не умерло, как раз напротив оно только зарождается, на мой взгляд.

    Лично я не воспринимаю этот фильм как сагу о подлости человеческой, все проще гораздо — пацана молоденького неопытного завертело водоворотом событий. Он ведь не дядька убеленный сединами, который многое в жизни повидал и знает, как правильнее было бы вести себя в той или иной ситуации. Показан фрагмент жизни двух абсолютно разных по возрасту, по характеру и по мироощущению людей, волею судеб оказавшихся на краю света наедине друг с другом.

    Данная лента кажется мне настолько совершенной, что нет ни одного кадра, ни одного звука, которые хотелось бы изменить или исправить. Музыкальное сопровождение стилистически идеально ложится на видеоряд бесконечных холодных пейзажей.

    Фильм уже заслуживает нашего внимания хотя бы по той простой причине, что его хочется обсуждать, о нем хочется говорить, он предлагает покопаться внутри себя, подумать. В него вложен талант его создателей.

    И что самое интересное — даже этот языковой выверт с названием уже не вызывает у меня отторжения, каждая буква здесь на своем месте.

    7 ноября 2011 | 20:42

    После «Простых вещей» я понял что Попогребский пришел надолго. Алексей снял характерное кино. Он нашел в нас то на что мы не обращали внимание, и это оказалось очень важным. То что Попогребскому интересны отношения людей наглядно продемонстрировало противостояние героев Пускепалиса и Броневого. Когда я узнал что в следующим фильме будут играть два актера я потер руки. Ожидания оправдались. Попогребский поставил героев в экстремальную ситуацию которая на фоне безлюдного севера образовала напряженнейший человеческий триллер. То как меняется по ходу фильма герой Пускепалиса позволило мне прочувствовать одну из самых ярких человеческих драм в истории нашего кино. А молодой герой Добрыгина, испытывающий запредельные эмоции находясь с таким человеком один на один. Вы просто представьте себя на его месте, что существуете вы и человек, который на глазах превращается во что то ужасное, и пугающий холодный простор который давит на вас своей пустотой. И самое главное что здесь нет отрицательных или положительных героев. Есть только мы наедине с самим собой и другим человеком который тоже имеет право выбора.

    10 из 10

    17 июня 2010 | 01:53

    «Как я провёл этим летом» — необычный и красивый фильм, в размеренном темпе раскрывающий историю о молодом парне Паше, который решил провести самое запоминающееся лето в своей жизни на Чукотке. Картина изобилует прекрасными и живописными пейзажами, приятной музыкой, так что с эстетической стороны у меня нет совершенно никаких претензий.

    Сюжет тоже достаточно интересен, да и актёрская игра Григория Добрыгина и Сергея Пускепалиса явно удалась. Но, на мой взгляд, в фильме есть несколько ненужных и даже порой непонятных сцен. Например, я не очень поняла ситуацию с РИТЭГом и отравленной рыбой. Да и вообще на протяжение всего фильма Павел совершает множество странных и необъяснимых поступков.

    Всё же, впечатления о фильме остались исключительно положительные. Большую роль сыграло, конечно, то, что я очень люблю природу северной России, и здесь эти захватывающие дух пейзажи оказались как раз к месту.

    Фильм идёт достаточно долго, пожалуй, он всё-таки несколько затянут. Но этот факт, можно сказать, на любителя.

    Оба героя немногословны, но режиссёр всё же даёт нам возможность приоткрыть завесу их душевных переживаний, хотя многое здесь строится по принципу «дальше додумайте сами». Но ведь нет ничего плохого в том, что фильм заставляет задуматься о чём-то, так что это, пожалуй, можно отнести к плюсам. Режиссёр не выкладывает всю подноготную, а лишь намекает на что-то, он лишь выдаёт нам часть того, что мы должны понять сами.

    С уверенностью могу сказать, что данная кинокартина понравится далеко не всем, любители каких-нибудь боевиков или комедий точно не будут от неё в восторге. Она для той части зрителей, которые от фильмов ждут не острых ощущений, а поводов для переосмысливания и духовной пищи.

    Греет сердце тот факт, что этот фильм снят в России. Это говорит о том, что у российского кинематографа ещё есть шансы выбраться из этой глубокой ямы до ужаса американизированного и неинтересного кино.

    22 февраля 2014 | 15:54

    Час назад посмотрела фильм. Это шедевр. На глаза накатывались слёзы.

    Не каждому удастся почувствовать природу, находясь в контакте с ней. Съёмочной группе удалось дать почувствовать атмосферу зрителю, сидящему в кинотеатре в мягком кресле.

    Мысли и чувства героев смешиваются в ветре и в снегу, попадая прямо в душу, заставляя найти не просто причины поведения, а понять и прочувствовать человека.

    Музыка, пейзажи, каждая вроде бы незаметная деталь и каждое слово раскрывают героев, но при этом дают ещё больше загадок.

    Это такое Кино, которое стоит смотреть, пересматривать. Это Кино, которым стоит восхищаться и гордиться. Свежее и стоящее русское кино о человеке как о неотделимой части природы, но при этом и вышедшем за её рамки.

    Хочется пересмотреть, заострить большее внимание на моментах, словах, деталях. Ещё многое стоит понять и увидеть.

    25 апреля 2010 | 00:58

    Я всё поначалу думал, может это у меня что-то с головой, раз я не могу понять второпях признанную гениальность фильма или один немецкий критик оказался прав, вынося свой личный вердикт призёру последнего Берлинского кинофестиваля. Вот его слова, Что-то там бла-бла-бла…, ни одни из персонажей так и не становится близким зрителю, сопереживать героям не хочется. Шлю ему пламенный привет! Он прав.

    У Попогребского было целых полчаса перед тем, как вовлечь зрителя в основную сюжетную линию фильма и потратил он её на описание будней героев-работников полярной станции, не слишком углубляясь в их биографии. Кто они такие и что осталось от них на большой земле, нам даже не представился случай догадаться. При этом старший полярник, Сергей Витальевич, оказался бесчувственным хамом и задирой, почём зря дававшим пинка своему подопечному Паше. Эти за уши притянутые потасовки стали отправным моментом в развитии дальнейшего конфликта и вот здесь впору вспомнить слова критика абзацем выше. Всё так и есть — пустые, не прописанные герои не могут вызвать сочувствия, когда их поступки немотивированны, а ответные реакции искусственно сдержаны, чтобы отложить всё самое вкусненькое на финал.

    Больше всего поражает третий, незримый персонаж фильма — человек, который принимает радиограммы от героев. Нужно быть больным человеком, чтобы заставлять одного их них сообщить страшную новость второму и при этом самому не знать в какое время следует ожидать прибытие корабля, на котором несчастный полярник сможет уплыть. То есть, Ты ему скажи и пусть он там хоть месяц ещё с ума сходит в одиночестве!

    Развязка получилась какой-то расхлябанной, пишет всё тот же эксперт и я снова одобряю его монолог. Поступок Паши, повлекший вред, как его здоровью, так и горе-преследователя С. В. мне не понятен, как и не понятно, что собственно хотел старший полярник от героя Добрыгина, гоняясь за ним по склонам и оврагам вместо того, чтобы сидеть часами у радиоприёмника или, на худой конец, плыть на катере к людям, чтобы опередить дальнейшие события на большой земле.

    Бюджет фильма 2 500 000 млн долларов. Два с половиной миллиона долларов! На что ушли эти деньги, когда тратиться было особо не на что? Бюджет Антикиллера 3, например, равен точно такой же сумме, но там есть взрывы, погони и десяток центральных персонажей. Здесь же всего два героя, естественный интерьер и никаких спецэффектов. Чего им там, на завтрак, обед и ужин баварские сардельки Боингами привозили что ли?!

    Ужасный, скучный, бессмысленный, неправильный фильм. Забыть его надо. Срочно!

    10 апреля 2010 | 22:55

    Напряженно наблюдая как на экране вручается российская кинопремия Золотой орел, я всем сердцем болел за три прекрасных отечественных фильма — Брестская крепость, Край и Кандагар. И прямо таки желал, чтобы обласканный Берлинским кинофестивалем «как я провел этим летом» ничего не получил. Но увы. Разочарование было полнейшим, хотя самого фильма я тогда не видел. Жаль, что я не волшебник, а то бы я указал волшебной палочкой, что место творению Попогребского в мусорной корзине. Однако спустя несколько месяцев фильм все же посмотрел, ну так, для галочки. И понял, что все мои самые худшие ожидания не оправдались. Фильм оказался еще хуже. Это вообще не фильм. Жалкие потуги показать проблему отцов и детей, старших и младших.

    Фильм не имеет ни начала, ни конца, ни сюжета. Бессмысленное метание героя Добрыгина и ничего не выражающее лицо Пускепалиса. Не знаю, за что там ему медведя дали в Берлине, по- моему, так это очень плохо сыгранная роль. Сергей Гармаш в роли деспота смотрелся бы в миллиарды раз лучше и сыграл бы бесподобно. В чем новаторство? По 5 минут показывать, как ходят бесцельно туда и сюда, открывают консервы, записывают какие-то цифры? Ну показали вы, типа, работу полярника, но какой смысл несут эти кадры. Что они там живут в сплошной рутине, вот и умом от этого трогаются? Это надо показывать актерской игрой, которой в фильме нет. Чем хороша работа оператора, что он получил за нее Золотого орла? Тем, что он просто снял красивые пейзажи? Простите, но любой другой оператор на его месте так же их и снял. В чем заслуга? Что его пригласили снимать этот фильм, а других нет. Монотонность фильма абсолютно не в плюс, ведь нет и диалогов, лишь обрывки фраз. Не раскрыты характеры героев, мы абсолютно ничего о них не знаем. Герои почти не говорят друг с другом, за то кому-то все понятно и видно в этом чудовищное внутренне напряжение, готовое вот-вот прорваться и тогда не миновать беды. Это все ерунда.

    Попогребский видимо хотел написать сценарий, как положено, с диалогами, но таланта не хватило, поэтому все зритель додумывай сам, зато фестивальное кинцо получится. Никакого внутреннего нерва в «Как я провел этим летом» нет. Спрашивается, а куда делись 2,5 лимона долларов потраченных на создание? Видимо, на банкет Попогребского и же с ним. Не на постройку же трех хибар изображающих декорации. И что вообще делали на северном острове двое «исследователей»? Чего исследовали? Не понятно. Вроде что-то крайне важное, за что предыдущие поколения «исследователей» готовы были и жизнью пожертвовать. В сериале Остаться в живых тоже сидели чудики и постоянно нажимали красную кнопку. Видимо здесь красную кнопку жал кто-то другой, кому эти двое циферки пересылали. И вообще Гринписа на них нет — показывают крупным планом, как разделывают рыбу.

    Никогда не смотрите «Это».

    6 июня 2011 | 16:12

    Это очень редкий фильм. Это фильм, каких мало в кинематографе вообще, а в российском и подавно. Тут не показной патриотизм, негромкий и искренний. Это уважение к непарадной истории своей страны, к тем, кто жил здесь до тебя, превозмогая себя, в экстремальных условиях работал по призванию для блага других. Неизвестные герои мирного времени — не адмиралы, не шпионы, не спецагенты, не сталкеры и даже не военнослужащие горячих точек, про которых принято снимать зрелищное кино. Те, на ком каждый день, без преувеличения, держится мир — тот самый «банальный» прогноз погоды и подобные «мелочи жизни», которых мы уже и не замечаем. «Гвозди бы делать из этих людей…»

    Показаны два персонажа — конечно, метафорично, но с подкупающе-тонкими деталями. Метеоролог «советской закалки» и представитель нового поколения, «молодая шпана». Конфликт поколений передан блестяще, хотя это и не конфликт вовсе, а просто неприспособленность молодого к реальности. Это соотносится как игра в «Сталкера» и лучевая болезнь — браво, режиссер, находка потрясающая! Флаг из слабеющих рук ветеранов перехватывать некому — новые ручки кривые, слабые и болезненно-нервные.

    В нашей стране всегда крайности — самопожертвование и «долг перед страной» советской пропаганды сменился пропагандой «диктатуры гламурА». С пеленок подрастающее поколение учат, что в их жизни должно быть экстремально, эксклюзивно, эргономично, стильно, мобильно и сексуально. Само пространство вокруг обязательно должно активно развлекать, предлагать себя, не давать человеку скучать. «Все для тебя — ты пуп земли, вокруг тебя она вертится». Поместите такого в равнодушную тундру с голодными медведями и необходимостью не спать сутками и принимать ответственные решения в считанные минуты, дайте ружье — и оно обязательно выстрелит. Стоит сказать, что помимо крайнего севера есть еще космос, подводные лодки, государственная граница, операционные, государственная тайна, особо важные расследования — кто будет заниматься этим через 10 лет? Вот эти вот дерганые мальчики-растаманы с пирсингом и дредами?

    Возвращаясь к теме патриотизма — природа Севера показана с большой любовью, как мне показалось. Съемочная группа выписала эпическую картину суровой тундры, которая является третьим действующим персонажем. Лишних кадров на мой взгляд нет ни одного. Все, что происходит на экране имеет смысл. Одно то, что события разворачиваются неторопливо и это тяготит молодых зрителей — к сожалению, лишний раз подтверждает предыдущие абзацы. Психологически поведение персонажей также совершенно достоверно, и логика поведения (точнее, ее отсутствие) уязвленного эмоционально-неустойчивого городского невротика продемонстрирована на все 150%. Если коротко — то инфантильный 13-летний подросток в теле 23-летнего мужчины под давлением обстоятельств вернулся в состояние 5-летнего ребенка. Такое сплошь и рядом.

    Единственное, за что снизил баллы — что сценарист не дожал ситуацию до логичного трагического конца.

    9 из 10

    11 июня 2010 | 06:05

    «Как я провел этим летом» — фильм о двух людях, двух мирах, двух поколениях, двух ментальностях, волею судьбы столкнувшихся на одном острове в Северно-ледовитом океане, абстрагированном от внешнего мира, связь с которым осуществляется через передатчик. Особенность съемок фильма в том, что они проходили в реальных условиях. Станиславский, аууу! В реальном холоде, голоде, дискомфорте, собственно это и является основным козырем этого фильма.

    Высшей оценкой я удостаиваю фильмы, персонажи, которых заставляют меня встать на их место, и этому творению это удалось. На первых же минутах фильма я вспомнил, как в свое время работал сутки\трое на электрической подстанции в «Останкино», где приходилось также снимать данные каждые три часа, записывать в тетрадь и передавать данные по телефону дежурному. Сравнение, конечно, никакое, но именно этот опыт заставил меня отнестись к киноленте по особенному.

    Хочется выделить операторскую работу Павла Костомарова, буквально привнесшую фильму художественность, заставляющую окунуться в атмосферу холода Чукотки. Множество статических кадров природы севера дают фильму легкие ноты арт-хауса, но это лишь для того, чтобы остановить взгляд зрителя, тем самым дав понять, с чем приходится сталкиваться работникам острова.

    Избавлю вас от аналитики драмы фильма, которая собственно и является стержнем. Это нужно смотреть и самостоятельно воспринимать, безосновательно и объективно.

    19 марта 2010 | 16:35

    Я долго сопротивлялся: не доверяю «награжденным» фильмам. Тем более российским… И все же добрался до него, чтобы поставить галочку.

    Фильм поразил.

    Три роли. Два актера. И… Ее Величество Природа, которая смотрит на людей, как на… странных маленьких существ: они пытаются ее наблюдать, но не замечают, они думают, что сами по себе, — суетятся и страдают, пытаются жить Своей жизнью, отдельной даже друг от друга. Не понимают, что они — целое. Что с ними происходит — это и есть жизнь…

    В общем: думать и думать. Смотреть и смотреть.

    Да, ребята, это — Кино.

    10 мая 2010 | 03:22

    Главный герой Павел не сформировавшийся молодой человек. Сергей Витальевич — полностью оформленная личность с сильным характером. Ограниченное пространство и ощущение какой-то безнадежности. Вокруг только вечная мерзлота и никакой музыки, только тикание часов, шум рации и океана.

    Конец оставляет большой вопрос о уместности его в данном контексте. Так ли все кончается? Вопросов много. Ответов мало. Они все какие-то ускользающие для меня, сумрачные, как то полярное лето.

    Картина снята красиво. Актеры искренны. Но что-то оставляет сомнения, недоверие…

    6 из 10

    28 мая 2012 | 19:33

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>