всё о любом фильме:

Метрополис

Metropolis
год
страна
слоган«There can be no understanding between the hands and the brain unless the heart acts as mediator»
режиссерФриц Ланг
сценарийТеа фон Харбоу, Фриц Ланг
продюсерЭрих Поммер
операторКарл Фройнд, Гюнтер Риттау, Вальтер Руттманн
композиторГотфрид Хуппертц, Абель Коженёвски, Джорджо Мородер, ...
художникОтто Хунте, Эрих Кеттельхут, Карл Фоллбрехт, ...
жанр фантастика, триллер, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время145 мин. / 02:25
Номинации:
Метрополис — город будущего, разделен на две части. Под землей находятся жилища рабочих, над ними цеха с машинами. В верхнем городе расположены офисы, богатые кварталы и сады развлечений. Вся власть в городе принадлежит магнату Иогану Фендерсону.

Его сын — Фредер догадывается о несправедливости, царящей в метрополисе. Спустившись в машинную зону, Фредер приходит в ужас: он видит страшного Молоха, пожирающего людей. Не в силах смириться с увиденным, он начинает борьбу со злом.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
99%
113 + 1 = 114
9.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм стал самым дорогим проектом за всю историю немецкого немого кино. Несмотря на громкий успех у критиков и вполне приличные сборы, он так и не смог окупить расходы на его производство и едва не стал причиной банкротства студии.
    • «Метрополис» был одним из любимых фильмов Адольфа Гитлера.
    • Фриц Ланг снял фильм по роману своей жены и соавтора Теа фон Харбоу.
    • В числе журналистов, освещавших для прессы съёмки фильма, был Курт Сьодмак, который впоследствии стал известен как писатель-фантаст, а затем и как продюсер и сценарист множества знаменитых голливудских трэш-фильмов.
    • Группа Queen использовала кадры из фильма для своего ретрофутуристичного клипа «Radio Ga Ga»
    • Группа Ария так же использовала кадры из фильма для своего клипа «Отшельник».
    • Съёмки длились 2 года.
    • В 2008 году в Музее кино в Буэнос-Айресе был обнаружен дубль-негатив полного варианта фильма на 16 мм киноплёнке, напечатанный в середине 70-х годов с оригинальной нитрокопии, которая после этого была уничтожена. Недостающие сцены были отреставрированы и вставлены в вариант 2001 года. Таким образом, эта полная восстановленная версия имеет продолжительность 150 минут.
    • Костюм робота (лже-Марии) был изготовлен архитектором Вальтером Шульце-Миттендорфом из специального пластика, который быстро затвердевал на воздухе; до застывания из него можно было лепить все, что хочется, спаивать, сгибать и распрямлять. Актрисе Бригитте Хельм пришлось пролежать некоторое время в гипсовой форме, чтобы костюм «механического человека» в точности повторял очертания её тела. Костюм был разборным, примерно как рыцарские доспехи.
    • Под видом корреспондента болгарской газеты на съемки фильма попал Златан Дудов, и Фриц Ланг взял его на практику. Впоследствии Дудов сам стал режиссёром; самый знаменитый его фильм — «Куле Вампе, или Кому принадлежит мир?» (1932).
    • Сюжет фильма был позаимствован для одного из эпизодов сериала «Звёздные врата SG-1».
    • еще 8 фактов
    Трейлер 02:37

    файл добавилNataly*Ponomareva

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 89 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм, что по масштабу своего создания более походит на картины жанра пеплум того же времени, то бишь на ту же «Нетерпимость» Дэвида Гриффита, то есть те полотна, где создание локаций главного действа — это целое искусство, эпохальное и эпическое, что безусловно видно на экране, ибо и спустя почти девяносто лет (только вдуматься в данную цифру!), «Метрополис» просто «берёт» зрителя за горло и не отпускает от самого начала и до самого конца уже одним своим немыслимым размахом, на который невозможно не обратить внимание.

    Но кроме этого-то есть ещё множество причин, почему данная лента считается одним из величайших шедевров мирового кинематографа. Прочие эпитеты, вроде тех, что гласят о том, кому из мировых личностей данная лента нравится, кому нет, в какие списки входит и так далее, что история приписала данной картине, я умолчу, ибо их множество и множество и их же можете изучить вы сами, попутно удивляясь ценности в кино-искусстве данной ленты, ввиду чьего величия на площади всеобщего масс-медиа я уже советую её просмотреть.

    Но коль углубляться в саму концепцию, в сценарную работу, в общую вселенную фильма, то открываются куда более интересные для зрителя детали, ввиду которых и признание становится обоснованным, и понимание той ошибки, что данный фильм до селе не отсмотрен — не простительным.

    Данный фильм — это революционное видение, что дарует себя зрителям и словно предвкушая их упоение собою чуть ли не перекрывает воздух, входящий в лёгкие ничего не ожидающего смотрящего, буквально не давая дышать каждым своим новым кадром, каждой секундой и каждым сюжетным поворотом. Фриц Ланг создал нечто огромное, нечто красивое, эпическое и в то же время нехарактерно жизненное. Полностью отдаваясь во власть фантастики самого главенствующего антуража, который своею «свежестью» тематики и исполненности просто повергает в шок, особенно коль вновь-таки вспомнить время съёмок сего творения, великий режиссёр в то же время однозначно многогранно и повсеместно разбирает вопросы творения самого человека, в самом сценарии перекраивая его образ на нечто неорганическое, неестественное, показывая таким образом тандем живого и неживого, тем самым обозначая наши искренние чувства, и чувства притворные, те, что присущи нам не по собственной воле.

    «Метрополис» — крайне красивое, глубокое кино не только об всепоглощающей власти, не только об угнетении, не только о вере, но и о самих людях — вот, что я хочу сказать в первую очередь. Именно в данной ленте Фриц Ланг ещё до своей «Ярости» углубился в тематику звериного нутра человеческой расы, показав толчею на преступных настоях как что-то ужасное и непристойное. Сотни аллюзий на религию, правительство и политику создают из сего фильма чистейшую метафору — масштабную и проработанную, в которой некоторые вещи происходят от того, что так должно происходить ради большего понимания происходящего.

    Да, можно говорить, что кое-где в фильме неудачно подобрана музыка, ибо где момент требует эпичных духовых, там играет лишь скромная флейта. Или ругать фильм за то, что актёрская игра здесь гиперболизированна, притом забывая о том факте, что фильм-то — немой, и в те времена требовалось играть именно так, дабы полностью передать весь спектр эмоций, почему сие претензии — просто жалоба на возраст, по сути глупая и не обоснованная, особенно коль вспомнить реально великие таланты Альфреда Абеля, Густава Фрёлиха, Бригитты Хельм да иных актёров, которых за два с половиной часа фильм адресует зрителю на суждение много.

    По сути своей это кино может отторгать только тем, коль человеку в априори не нравится подобный жанр или нечто подобное. Ибо своей темой, своим показанием главной, догматической мысли о мире и равенстве, о справедливости и людской натуре, об власти обмана и ценности правды «Метрополис» знаменует себя, как признанное, шедевральное кино, снятое еще в начале второй четверти прошлого века, и притом по сей день способное конкурировать со множеством сегодняшних фильмов не только из-за своей актуальности, присущей классике, но и просто из-за технической части. Фильм-легенда, источник вдохновения таких писателей да творцов, как Джордж Оруэлл, Олдос Хаксли, Фуруя Усамару, Айзек Азимов и так далее и так далее — список сей бесконечен, как и неоценима ценность сего масштабного, красивого, поистине библейского, не только ввиду содержания, но и самого исполнения, полотна, к которому лично я обозначить какие-либо действительно чувствительные претензии не могу, вместо того искренне аплодируя.

    P.S. Спасибо за внимание.

    29 мая 2016 | 22:23

    Скажу честно, это первый немой фильм, который я посмотрел целиком и не прогадал. После просмотра очень сильно возрос мой интерес к немому кино, и как показывает последняя кинопремия Оскара не только у меня.

    Итак, Метрополис — фильм снят в 1926, в Германии, режиссер ленты Фриц Ланг (что до просмотра мне абсолютно ничего не говорило). Фильм повествует о жизни фантастического города — Метрополиса, который объединяет в себе два мира — мир рабочих, который располагается на подземных этажах, и мир братьев — высшая каста, аристократия, которая процветает на поверхности. рабочие, как и положено изнурительно трудятся, обслуживая огромное количество машин, обеспечивающих достойную жизнь высшей касты. Но вечно так продолжаться не может…

    Метрополис — фильм об общественном неравенстве, о любви и религии. Примечательно, что в фильме неравенство не отрицается в абсолютном смысле, скорее говорится о том, до какой степени оно не может доходить. «Между головой и руками должен быть посредник — сердце», — никто не говорит о том, что все должны быть руками или все должны быть головой, главное чтобы связующим звеном была любовь и вера.

    Так, как это немое, да еще и черно-белое кино можно подумать, что ярких сцен и динамики будет не хватать… ошибочное суждение. Динамики в фильме хоть отбавляй, противоречивый саундтрек к фильму (кому-то нравиться, кто-то называет его отвратительным, мне понравился:)) игра актеров просто потрясает, на первый взгляд очень тяжело воспринимать эти гипертрофированные эмоции в кадре и рывкообразные наигранные движения, но с другой стороны, как иначе передать все без слов… да и к тому же через 20-30 минут просмотра на это не обращаешь внимание, остаешься полностью увлеченным игрой. особенно хочу отметить исполнительницу главной женской роли Бриггите Хельм. Очень тяжело играть роли, где нужно воплотить две крайности одного и того же, ей это удалось…

    Интересный факт о бюджете фильма, потраченная сумма в 1,5 миллионов долларов по тем временам была целым состоянием и конечно же не смогла вернуться после проката, хотя фильм имел бешеную популярность.

    Метрополис называл своим любимым фильмом Адольф Гитлер, ну что ж, в кино явно у него был неплохой вкус.

    10 из 10

    9 апреля 2012 | 14:53

    Как же сложно писать отзывы на такие фильмы и ставить им оценки, будучи современной девочкой, которая не является особым ценителем кино (хотя, можно было бы и поспорить, учитывая то, что я вообще смотрю такие фильмы).

    Значит, сюжет здесь — абсолютная, невероятная и потрясающая для тех лет фантастика. Более того, сюжет очень интересен и актуален и в наше время. Город будущего, который блистает небоскребами, высотными трассами, новизной и богатством на поверхности, имеет под собой машинные цеха и город рабочих, которые убиваются, вкалывая без перерыва и отдыха на благо города и его жителей.

    Фильм однозначно порадовал идеей, ужасом происходящего, зачастую холодящею кровь жутью и бесовщиной. Бригитта Хельм, исполнившая главную роль, своими трансформациями порой поражала и даже иногда пугала. Актер, играющий главного героя, правда, мало меня впечатлил и поразил, но у него и роль была такая… не поразительная. А вот отец главного героя и его агент — очень колоритные персонажи, в принципе, как и многие.

    Несомненно, фильм был прорывом, идеалом и источником многих идей, как в плане сюжета, так и в техническом плане. Я считаю, все эти аспекты тоже должны входить в оценку. Оттого она у меня и достаточно высокая. А если же рассматривать фильм абстрактно, в реалиях современного кинематографа, я бы пару баллов скинула именно за то, что это старое, немое кино, очень длинное и довольно-таки скучное для моих, замыленных современными спецэффектами, глаз. Но, отдавая дань уважения эпохе, вкладу и силам, масштабности и грандиозности…

    7 из 10

    8 декабря 2015 | 20:26

    10 января 1927 года в Берлине состоялась премьера фильма, который повлиял на последующее развитие кинематографа. 10 января 1927 года! Представляю как смотрелась эта картина в то время, если и сегодня она поражает великолепными спецэффектами, превосходным монтажом, режиссурой, работой оператора и актеров. Честно говоря, я смотрел этот фильм с переводом титров. Думаю, я бы и так все понял, ведь немое кино снято так, что и без слов все понятно. В этом и заключается его магия! И все же я посмотрел этот фильм с переводом, чтобы понять все до малейших деталей.

    «Метрополис» фильм с отличным сюжетом. Он захватывает зрителя с самых первых минут, точнее с секунд. С эпиграфа: «Посредником между головой и руками должно быть сердце». Именно этот эпиграф является основой всему фильму. Он же показан и в конце фильма, вокруг него проходит весь фильм. Это кино несет в себе этот эпиграф. Но сюжет этого фильма, как и он сам, многогранен. Поэтому сказать, что этот эпиграф единый смысл этого фильма, будет не совсем правильно. «Метрополис» фильм про два класса: класс рабочих и элита. «Метрополис» фильм про отношения этих двух классов. Хотя люди говорят на одном языке, они все равно не могут понять друг друга. «Метрополис» фильм про то, что связывает эти классы: сердце, душа. Голова и руки, а между ними сердце. Но помимо всего этого «Метрополис» фильм и про любовь. Он сын правителя Метрополиса живет наверху и развлекается в Вечных Садах. Она же из подземелья, проповедует рабочим о мире. Она раскрывает ему глаза и он уже голова, а сердце. Как я уже написал, этот фильм многогранен, поэтому определить жанр этого фильма не так легко. Это фантастика. Но не совсем. Это драма. И не только. «Метрополис» антиутопия.

    Фриц Ланг. Это имя я услышал не так давно. В тоже время я услышал и о его фильме «Метрополис». С того момента я очень хотел посмотреть это кино и вот сегодня я наконец-то его посмотрел. Даже не знаю, может то что я напишу сейчас послышится банально, но все в этом фильме превосходно. Посмотрите на сюжет — сюжет великолепен. Посмотрите на режиссуру — режиссура превосходна. Посмотрите на эффекты — они… они… даже не знаю как сказать, наверное потому что объяснить нельзя, хотя может и можно, но я не могу. Эффекты просто шикарны. Конечно современный зритель, посмотрев этот фильм, со мной наверное не согласится. Чего только мы не видели. И космические корабли, и инопланетян, и летающих людей. В общем, Вы и сами знаете. Но все это создано при помощи компьютерных эффектов. А все эти великолепные модели космических кораблей из пластмассы и картона остались в прошлом. Остались они в прошлом, но смотрятся и сейчас превосходно. Целый город. Представьте себе! Макет целого города. Сколько сил было потрачено на его создание. После каждого кадра переставлять маленькие машинки, чтобы на экране они проехали за несколько секунд. А сами модели башен. А все остальное! Помимо города, в этом фильме есть и еще эффекты. После просмотра фильма почитал в интернете как делали эффекты к этому фильму. Пересказывать прочитанное я не буду, напишу лишь, что это превосходно. Соединение актеров и миниатюрных моделей. Процесс Шюффтана. В общем, что уж тут говорить, работа Фрица Ланга выше всех похвал. Режиссура, как я уже упоминал раньше, великолепна. Стиль и атмосфера режиссера отлично подходят под отличную работу оператора. «Метрополис» снят очень умно. И не только спецэффекты доказывают это. Съемка очень сильная сторона этого фильма. А монтаж все это отлично закрепил. Например, когда показывали десятки глаз, словно несколько кадров объединились в один.

    Актеры тоже играли отлично. И ничего удивительного здесь нет. В то время театральная игра актеров и игра актеров кино почти не отличалась. В наше время же есть явные различия. Театральная игра актеров более драматическая, хотя, конечно же, все зависит от того какой фильм Вы смотрите. Одно дело говорить об игре актеров в какой-нибудь американской комедии, и другое дело говорить об игре актеров в авторском кино. И все же. Немое кино это совсем другое. Почти все зависит от актеров. Они должны играть так, чтобы и без титров было понятно что к чему. И они так и играют. Актеры в этом фильме исполнили свои роли, повторюсь, отлично. Играют они драматично, но не натянуто. Они отлично передают чувства и эмоции. Во время просмотра Вы переживаете о персонажах, думаете что с ними случится. А это очень важно. Когда актеры действительно актеры, а не обычные декорации.

    Мое знакомство с немым кино произошло давно, когда мне было лет пять-шесть. Это знакомство произошло с какого-то фильма Великого Чарли Чаплина. Потом, примерно года три назад, я посмотрел «Носферату, симфония ужаса». Помню, без интернета найти его было совсем не легко. И именно с того фильма я полюбил эти старые фильмы 20-30-х годов прошлого века. Тогда когда кино было искусством. Сейчас кино, как настоящее искусство встречается не так часто. И все же встречается. Немое кино ушло с появлением звука. Оно ушло, но не умерло. И помнить о нем тоже надо.

    «Метрополис» настоящее кино. Классика на все времена. Шедевр кинематографа.

    10 из 10

    27 марта 2010 | 17:16

    Гигантизм визуальный и эмоциональный — определяющие значения этого фильма. Масштабные декорации, многотысячная массовка — даже в наши дни кинематограф не часто радует зрителя подобными изысками. История двуполярного общества рассказана пафосно и методично. По сложности характеров герои не уступают возведённым декорациям. Не намерен раскрывать всей драматургии взаимоотношений, но уверяю что «чаплиновской» простоты вы здесь не увидите.

    Сюжет струится глубоким социальным подтекстом. Очень чётко показана граница между пролетариатом загнанным под землю и «сынами» праздно живущими на поверхности. Изобилует фильм сильными околорелигиозными метафорами: «Вечные сады», «Вавилонская башня, «Человеко-машина» и так далее. Во вселенной Фрица Ланга мир разделился на два полюса: «Ум» и «Руки». Режиссёр пустился в философское повествование, доказывая что «тандем» срочно должен превратиться в «трио». Без появления «Сердца» огонь революции вскоре поглотит мир Йо Фредерсена. В сюжет изначально вкладывается вера в светлое будущее. Если проследить кинокарьеру Ланга, то подобной сценарной мягкостью он практически не баловал своего зрителя. Большинство его фильмов выделяются именно гнетущей депрессивной атмосферой. Однако в этом случае лиричность повествования лишь подчёркивает суровый сюжет.

    Декорации, воплотившие утопический мир будущего не просто удивляют, а поражают даже избалованного хромаком зрителя. Будучи мастером немецкого киноэкспрессионизма Фриц Ланг успешно справился с, казалось бы, непосильной задачей. В 1927 году германский режиссёр создал картинку достойную кинотеатров и XXI века.

    К сожалению, фильму не удалось окупить многомиллионные затраты. Масштабы провала оказались настолько серьёзными, что студия, профинансировавшая его, чуть было не обанкротилась. Масла в огонь подкинула и номинация на «Раззи» за худший саундтрек. Однако не произнёсший ни слова черно-белый кино-шедевр навсегда останется обелиском в зале славы мирового кинематографа.

    22 марта 2015 | 13:41

    Незабываемое впечатление, не знаю, с чем сравнить. Это как попасть в параллельный мир, на другую планету. Культурный шок. Я смеялась во время фильма так, как не смеюсь над комедиями, но не потому, что там все было как-то особенно забавно или глупо, а потому что это было непостижимо уму.

    Надо попробовать разобраться. Для начала, это не то, что современный человек понимает под словом «кино». Это какой-то другой вид искусства, с другими средствами изображения, с другим подходом. В какой-то степени, «Метрополис» — тупиковая ветвь эволюции кино, утконос на фоне кошек, собак и лошадей, странное, нелепое, но обаятельное существо.

    Чудовищный гротеск в игре актеров. Заламывание рук, выпучивание глаз, страстные взгляды и чувственные объятия, изображающие совершенно не любовное безумие, а высокие революционные переживания. Это завораживает, это вызывает и смех, и оторопь. При этом какие лица! Трагически подведенные глаза, богатая мимика: безумный ученый, человек с лицом молотка в роли начальника тайной службы, карамельный «наследный принц», Мария и лже-Мария, сыгранные одной актрисой. Аристократически красивый папаша главного героя немного особняком, он единственный, кто играет в более привычной нам манере.

    Дикая наивность происходящего. А ведь снимали как серьезное кино. Потрясающая материальная база и то, что потом стали называть спецэффектами. Немецкий язык, который я понимала слово-через-три. Элементы фантастики в лице робота, что-то вроде эротики, библейские аллюзии… все это производит умопомрачительный эффект.

    Я не могу сказать, что мне это понравилось. Меня это потрясло. Немцы отожгли. Как ни странно, именно это слово мне кажется тут подходящим. Отожгли по-полной.

    28 марта 2011 | 12:12

    «Метрополис» считается многими одним из лучших фильмов мирового кино. Художественные решения Фрица Ланга, равно как и сюжет картины с завидной регулярностью переосмысливаются во множестве других киноработ. Даже в футуристических пейзажах «Пятого элемента», если присмотреться, можно найти сходство со «Вселенной» Фрица Ланга.

    Действительно, для своих лет, фильм «Метрополис» вероятно смотрелся шедевром, на многие годы вперед, определившим парадигму развития кино. Возможно именно поэтому, сейчас, этот фильм не произвел на меня никакого впечатления.

    Нет, конечно же, художественные решения Ланга меня завораживают. Биороботы, монорельсы, небоскребы — сделаны просто бесподобно.

    Но, всем этим сегодня уже не удивишь. Ланг очень четко и детально представил себе «Город будущего», а также «поигрался» с темой социальной инженерии. Учитывайте, что фильм снят в 1927 году, в стране, которая через несколько лет, развяжет самую кровопролитную мировую войну в истории человечества. Кстати, Ланг в своей излюбленной манере и в «Метрополисе» покажет народные волнения — раздраженная толпа будет гоняться за героями фильма. Это одна из «визитных карточек» режиссера, которая также была реализована в «Докторе Мабузе», «М», «Ярости» и других фильмах.

    Остается только рассказать о сюжете фильма. Ланг показывает нам две стороны красивого будущего. Вначале мы видим — красивую архитектуру и «райские сады». Но, по ходу развития сюжета мы проникаем все больше внутрь города и оказываемся под землей. Там нам придется столкнуться с рабочими и их бытом. Нетрудно догадаться, что красоты города, сделаны за счет рабочих. Ну, а все остальное — простые подробности, которые просто позволяют сделать просмотр фильма более интересным.

    В завершение отмечу, что фильм смотрится в наши дни весьма тяжеловесно. Если до 50-х годов антиутопии сравнительно редко экранизовывались, то последние лет 10, практически каждый второй фантастический фильм содержит альтернативные варианты устройства общества будущего.

    Как и в «Докторе Мабузе, игрок», Фриц Ланг отдает предпочтение детализации, перед смотрибельностью. Именно в силу этого обстоятельства фильмы имеют такой большой хронометраж. Впрочем, именно эти работы Ланга стали базисными векторами в истории кинематографа.

    В итоге: этот фильм Фрица Ланга будет интересен любителям истории кино, а также поклонникам теорий конспирации и антиутопий. Визуальные решения показались мне гениальными, впрочем сам по себе фильм представляется мне излишне тяжеловесным

    6 из 10

    13 апреля 2013 | 21:13

    Существует мнение, что в наше время всё — ремикс; об этом даже есть отличный фильм на Ютубе. Все копируют и видоизменяют уже существующий материал — и это не плохо само по себе, такова реальность. У многих произведений мы можем проследить приблизительные истоки. «Метрополис» — основоположник целой плеяды фильмов, повествующих о плачевном сосуществовании, а затем и о противостоянии различных социальных слоёв: прислуги, просто маленьких людей с небожителями, с теми, кого они обслуживают. И если эта идея слишком общая и ранее обыгрывалась в литературе, то данный фильм мы можем считать неким кинематографическим первоисточником, по крайней мере самым значительным, если спорить о какой-либо первоочерёдности. Практически дословный пересказ мы видим и в «Матрице», и в «Голодных играх», и во «Времени», и в «Сквозь снег», и в «Элизиуме», и в недавней «Высотке», и иже с ними. И если Метрополис был вдохновлён ночным Нью-Йорком, то можно предположить, что Готэм был вдохновлен Метрополисом; а Метрополис, в котором действовал Супермен — вообще непосредственная копия Метрополиса образца 1927 года. В целом ворохе фильмов мы можем также встретить композиционную структуру «Метрополиса», неотъемлемыми компонентами которой являются пассионарная ущемлённая часть общества, некий избранный, его возлюбленная, мистическое пророчество, особая роль и значение любви и закономерный итог в виде восстания и революции.

    Но отойдём от поиска результатов влияния «Метрополиса» к самому фильму. В нём показано устройство повседневной жизни людей в высокотехнологичном городе, который буквально разделён на два биполярных социальных класса — на жителей Глубины, под землёй обслуживающих машины для жизнеобеспечения верхнего города, и на, собственно, жителей верхнего города — элиту. Рабочие здесь отождествляются с заключёнными — безликие, бесправные, идущие строевым шагом с низко опущенными головами от решётки к решётке, чьё движение строго контролируется светофорами — даже машины, которые полностью зависят от этих условных заключённых, имеют над ними больше власти. Но заключенные — не совсем верное здесь слово, и нам не преминут об этом напомнить, натурально сравнив каторжников с рабами. У этих людей отсутствует право на грусть и вообще на собственные чувства — даже сама смерть здесь не более, чем рутина, чем выход из строя изношенных, отработавших свой срок деталей, которые будут заменены в мгновение ока. Не зря фильм начинается с демонстрации работы различных механизмов и вращения шестерёнок, указывая нам на место человека в нижнем городе. Даже времяисчисление здесь перешло на 10-часовой циферблат, отсчитывающий начало и конец рабочей смены. Но жизнь в таком ритме исчерпывает все ресурсы человека — кстати складывается впечатление, что рабочие выглядят угнетёнными именно поэтому, а не в силу тоталитарного правительственного давления. Вообще стоит оговорить, что во многом (по сегодняшним меркам) фильм довольно бесхитростен; сам тоталитарный строй здесь недостаточно тоталитарен, и подтверждение тому мы наблюдаем на экране неоднократно.

    На жителей же верхнего города блага «падают с неба», так же как листовки, рекламирующие услуги, присущие пустому, праздному образу жизни его обитателей. Разумеется, в таких условиях социальное напряжение нарастает, достигает своего предела и в результате случается взрыв. Ничего нового и необычного здесь нет, и «Метрополис» — довольно универсальная история о борьбе эксплуатируемых с эксплуататорами за власть и справедливость. И поскольку выше мы убедились в том, что данная тема до сих пор крайне актуальна, мы можем назвать Фрица Ланга настоящим визионером от кинематографа, предвосхитившим творчество потомков на поколения вперёд. И что уж говорить о далёких потомках, если мы наблюдаем повторение многих деталей фильма в установившейся вскоре диктатуре Третьего Рейха. Один из любимых фильмов Гитлера более чем за десятилетие до трагических событий предсказывает и эксперименты, и узников концлагерей, и газовые камеры, и строгую орнаменталистику, сложенную из человеческих тел. Вообще на визуальную составляющую фильма стоит обратить особое внимание.

    В фильме нет глубокой философии относительно иррациональной природы бунта, его стихийной и противоречивой специфики, характере его непредсказуемых последствий. Так что если историю, рассказанную в «Метрополисе», можно назвать типичной и незамысловатой, то эти эпитеты однозначно не подойдут для описания местного видеоряда, поскольку он является по-настоящему выдающимся и, пожалуй, предвосхитившим время — ведь этот уникальный фильм интереса у зрителя тех лет не вызвал. Сюжет здесь имеет второстепенное значение и уступает важности самой техники изображения происходящих событий. В фильме были применены новаторские спецэффекты, сделанные с крайней технической скрупулёзностью, хотя для развития сюжета этого вовсе не требуется. Блестящий эпизод создания робота, Вавилонская башня, фантастические машины, 36 тысяч человек массовки — спецэффекты здесь самоценны и лишь говорят нам о склонности Ланга к помпезной орнаментальности. Но если в «Нибелунгах» она обладала мифическим значением, то здесь она является самоцелью. Визуальная сторона в «Метрополисе» стала довлеющей, и путанные сюжетные коллизии занимают не такое важное место. Сами актёры тут — к слову замечательно отрабатывающие свои роли в полном соответствии с заданными условностями немого кино — только части, живые «мотивы» всей масштабной декоративной композиции. Также, как и оркестровая музыка, призванная здесь лишь помогать зрителю усиливать и прояснять эмоции, вызываемые «картинкой» — например, вспомните тревожные, поистине холодящие кровь мотивы в конце Прелюдии.

    «Метрополис» — самый затратный фильм своей эпохи, как и два фильма, два его ментально-схожих последователя, избравшие путь сложных и дотошных кинематографических художественных приёмов: «Космическая одиссея» Кубрика и «Аватар» Кэмерона. Этот фильм, с детальными планами фантастического города, как будто был рассчитан на нас — на людей, живущих в современном технократическом обществе. На людей, ставших фактически частью, придатком машинного мира. «Метрополис» включён ЮНЕСКО в список высших достижений человечества, он во многом определил развитие современного Голливуда и вообще коммерческой кинопродукции с её спецэффектами. И любой человек, интересующийся кино, обязан увидеть этот грандиозный архитектурный монумент от кинематографа.

    10 из 10

    20 мая 2016 | 01:59

    Золотые двадцатые (Goldene Zwanziger) — короткий период расцвета Веймарской республики. В том числе, и во всё более раскручивающемся маховике кинематографа. И, если Вы не среднестатистический пожиратель новинок, то рано или поздно блуждания в закоулках торрентов или специализированных видеомагазинов приведут Вас в черно-белый мир немого германского кино. Может, привлечет внимание творчество Георга Вильгельма Пабста, Карла Теодора Дрейера или Златана Дудова. Но, скорее всего, это будет знаменитый Фриц Ланг.

    Различные ведомства присваивают ярлык гениальности таким фильмам этого немецкого режиссера еврейских кровей как «М убийца», «Усталая смерть», «Доктор Мабузе, игрок». Но наибольшую известность получила антиутопия «Метрополис». Даже бесноватый ефрейтор, сын Алоиза Шикльгрубера, был готов закрыть глаза на пятый пункт Ланга, чтобы тот подкорректировал свой талант в том же направлении, что и впоследствии Лени Рифеншталь.

    Урбанистический мир Метрополиса разделяет уровень, ниже которого машинное мясо (в фильме их называют Руки), выше — Избранные (Голова). Одним — райские кущи и белый свет, другим — маршировка по гудку. Но скоро протрубят трубы апокалипсиса, и явится Посредник, который всё изменит.

    Как практически каждое выдающееся произведение искусства, фильм ждала нелёгкая судьба. Если современным сеансерам требуется эффектный бадабум, то зритель двадцатых ждал от кино цирковых реприз или танцевальных номеров. А здесь два с половиной часа того, что позднее назовут киберпанком. Роботы и оруэллщина, громадьё небоскребов и малопонятные гаджеты. Да не просто ради визуального нокдауна, а с библейскими аллюзиями. Танец, кстати, тоже был. Вавилонской блудницы из стали.

    В итоге картину неоднократно кастрировали, титры переписывали. Режиссера разоряющаяся на глазах студия UFA от процесса отстранила. Копии и клоны разбрелись по всему свету, со временем приходя в негодность, старея и ветшая. Но, как утверждала загадочная личность с разноцветными глазами «Рукописи не горят». И произведение, формировавшее сознание многих кинофантастов, теперь можно увидеть в приличном отреставрированном состоянии, чем и нужно пользоваться.

    Хотя, согласитесь, для этого нужно ещё и значительное усилие. Что выберет, например, для просмотра компания из людей с разными вкусами и пристрастиями? Правильно, с ориентацией по самому неприхотливому мнению — какое-нибудь «Поле Чудес» с усатым кудесником в очередном чепчике (проверено неоднократно). А к ретро, тем более такому далёкому, есть доля предубеждения. Как к лаптям, утюгам на углях и гусиным перьям. Продукт, конечно, натуральный, но мы уж, как-нибудь попользуемся синтетическим заменителем.

    Так в этом случае опасения не оправдались. Смотрел на одном дыхании. Интересно было всё: и немая игра с театральными преувеличениями, и комбинированные перспективные съёмки, и сам сюжет. Например, до последнего гадал, какую развязку выберут создатели — революционную или диктаторскую. Победил пионерский вариант — мир, дружба, жувачка. Может, и правильно, из трех зол выбрали меньшее.

    Очарован ипостасями Бригитты Хельм — от фабричной мадонны до роковой киборгши. И какой макияж! Был бы эмо, искусал бы все локти от бессильной зависти. А в сусальном Густаве Фрёлихе так забавно просвечивал Лео диКаприо времен Джека Доусона. И, само собой, музыкальное сопровождение. Не знаю, какой это был вариант, может, Мородера, может, более ранняя версия, но каждый такт был идеально созвучен технократической картинке.

    Фёдор Достоевский устами князя Мышкина отдавал приоритет красоте, Фриц Ланг считал, что грубый мир спасёт сердечность. На вечные вопросы постоянно ищет ответ кинематограф. И за это его любили в двадцатые годы, любят и сейчас.

    7 января 2012 | 02:07

    Фильм скачал давно, но времени все не хватало, чтобы его посмотреть. Сегодня решил выделить два с половиной часа для «восполнения пробела в истории кинематографа». Слышал об этом фильме стопятсот раз и был уверен, что это очень скучный фильм, но с самой первой минуты просмотра я понял — будет что-то грандиозное.

    Симфонический оркестр меня очень впечатлил. В первый раз в жизни я качал головой в такт симфонической музыке (культурный шок). То что это немое кино я забыл уже через минут десять после просмотра, музыка настолько органично вписывалась во всю картину.

    Актеры меня честно говоря порадовали (не без исключений конечно). Главная героиня отнюдь не красавица по сегодняшним стандартам, но мне показалась очень симпатичной и в роли доброй Марии, и злого робота. Массовка впечатляет. Каждый раз когда видишь в кадре такое скопление людей (а иногда все они еще и пытаются выразить какое-нибудь чувство), задумываешься о том, что сегодня это нереально осуществить. Точнее вполне реально, но никто не будет заморачиваться по этому поводу и просто размножит человечков с помощью компьютерной графики. Внимание к деталям в фильме тоже на меня произвело впечатление. Картина города с его трафиком из игрушечных машин заставила меня сидеть с открытым ртом, я пытался разглядеть хоть какую-то малейшую лажу в этой картине… Не получилось

    Да, и сама тема фильма меня очень тронула, это выражение я запомню на всю жизнь. На финальной сцене я весь покрылся мурашками, я не ожидал, что такой старый фильм сможет вызвать у меня столько эмоций. Эта тема все еще актуальна сегодня, да я думаю и через сто лет тоже будет

    В общем это совершенно точно шедевр кинематографа наряду с Кинг Конгом и т. п. Я безумно рад тому, что я его посмотрел и уверен, что буду еще не раз пересматривать

    10 из 10

    8 сентября 2010 | 00:31

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...
    Билеты на Московский кинофестиваль — за лучшую рецензию

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 156 руб.
    DVD, 195 руб.
    подробнее

    Новости


    Южнокорейская экранизация французского графического романа «Сквозь снег» фантомна, как тот поезд, что везет героев фильма. Ее можно увидеть во Франции, Эстонии, Японии и Швеции, но основная часть киномира пока читает истории о том, как хорош англоязычный дебют Пон Чжун Хо и как Харви Вайнштейн хочет порезать фильм для проката. Подтверждаем: «Сквозь снег» действительно хорош. А продюсер Пак Чхан Ук вчера уверил нас, что Харви передумал пускать в ход ножницы. (...)
     
    все новости

    Интервью


    На этой неделе состоялся цифровой релиз фильма Брэда Бёрда «Земля будущего». Мы говорим с режиссером, который только что вернулся из Торонто, где представлял специздание «Стального гиганта». (...)
     
    все интервью

    Статьи


    Сегодня, 21 октября 2015-го, Эммет Док Браун и Марти МакФлай прибыли из 1985 года в будущее на машине «ДеЛореан». Пока вы празднуете, КиноПоиск смотрит на другие даты и события, обещанные нам фантастическими фильмами. (...)
     
    все статьи
    Записи в блогах

    После истории с «Метрополисом» ползала по ютьюбу в поисках немого кино. Наткнулась на «Алису» аж 1903 года и ряд других версий. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Angry Birds в киноAngry Birds38 155 177
    2.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War32 939 739
    3.Соседи. На тропе войны 2Neighbors 2: Sorority Rising21 760 405
    4.Славные парниThe Nice Guys11 203 270
    5.Книга джунглейThe Jungle Book10 944 350
    20.05 — 22.05подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse417 087 247
    2.Angry Birds в киноAngry Birds157 229 791
    3.Экипаж40 352 730
    4.Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War39 340 516
    5.Любовь не по размеруUn homme à la hauteur9 142 052
    20.05 — 22.05подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 544 015102 918
    Деньги686 557 497 руб.10 622 072
    Цена билета269,87 руб.14,50
    20.05 — 22.05подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    230.Иваново детство8.071
    231.Холодное лето пятьдесят третьего...8.070
    232.ШрекShrek8.068
    233.Крупная рыбаBig Fish8.066
    234.Леди и бродягаLady and the Tramp8.066
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    16.ОноIt94.07%
    17.ГенийGenius93.88%
    18.Голос монстраA Monster Calls93.83%
    19.Джейсон БорнJason Bourne93.67%
    20.Великая стенаThe Great Wall93.66%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass25
    ОборотеньTeen Wolf54
    Саранча40
    Воровка книгThe Book Thief134
    Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice620
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ВаркрафтWarcraft8.238
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass6.893
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse7.547
    Angry Birds в киноAngry Birds6.538
    Экипаж8.170
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Черепашки-ниндзя 2Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows02.06
    Иллюзия обмана 2Now You See Me 209.06
    Славные парниThe Nice Guys16.06
    День независимости: ВозрождениеIndependence Day: Resurgence23.06
    Тарзан. ЛегендаThe Legend of Tarzan30.06
    премьеры