всё о любом фильме:

Дзифт

Zift
год
страна
слоган«The night of the man who chewed asphalt»
режиссерЯвор Гырдев
сценарийВладислав Тодоров
продюсерГеоргий Дмитров, Илиан Джевелеков, Матей Константинов, ...
операторЭмил Христов
композиторКалин Николов
художникНикола Тороманов, Даниэла Лянова
монтажКеворк Асланян
жанр фильм-нуар, драма, криминал, ... слова
бюджет
BGL 1 200 000
сборы в России
$26 783 сборы
зрители
Болгария  35.2 тыс.,    Россия  5 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время92 мин. / 01:32
Действие происходит в одну ночь, когда главный герой по кличке Мотылек выпущен из тюрьмы на поруки. Он отсидел пятнадцать лет по ложному обвинению в убийстве в 1944 году, а, выйдя, очутился в новом мире — тоталитарной Болгарии 60-х. Он кое-что ищет и пойдет на все, чтобы найти это кое-что…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 198 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    С татуировкой «Человек — это звучит гордо» на спине и куском гудрона во рту лысый, как шар для боулинга, заключённый по прозвищу Мотылёк (Захари Бахаров), севший по ложному обвинению в убийстве в 1944 году, спустя 15 лет вышел на свободу. Коммунистическая София (а дело было в Болгарии) встретила его ударом промеж глаз. Да и пробыть на воле Мотыльку в общем-то удалось недолго.

    Старый подельник и вор, а ныне комиссар (Владимир Пенев), засадил его в подвал женской бани и стал пытать, чтобы узнать куда Мотылёк дел бриллиант, который они в своё время пытались выкрасть у одного бывшего русского белогвардейца. Мотылёк молчал, поэтому был отравлен. Однако ему всё-таки удалось сбежать. И теперь ведомый одной, ему только известной целью, он стремится на встречу с прежней любовью по имени Ада (Таня Илиева, модель) — певичкой, которая в этой истории выполняет функцию барбаро-стэнвикской femme fatale.

    Отчасти пародия на жанр «нуар», отчасти его изощрённо точная реконструкция, драма «Дзифт» (переведённая на русский язык как «Гудрон») сделана по книжке болгарского политолога Владислав Тодорова, и при всей своей атмосфере «чёрного» фильма (а снята она на чёрно-белую плёнку, причём трёх видов) напоминает скорее не «Двойную страховку» Билли Уайлдера, а цветной «Мёртв по прибытии» с также отравленным Дэнисом Куэйдом (который тоже, надо заметить, сам себе нуар).

    Отметить тонкость исполнения и качество постановки «Гудрона» не сможет, наверное, только слепой, поэтому сия лента, показанная в основной конкурсной программе на прошлом Московском Международном кинофестивале получила «Серебряного Георгия» за лучшую режиссуру. А такой успех для театрального режиссёра Явора Гырдева тем хорош, что «Гудрон» для него дебют в кино.

    Примерно такой же, как для выдающегося ирландского драматурга Мартина МакДонаха гангстерский трип «Залечь на дно в Брюгге». Гырдев, меж тем, о том же МакДонахе знает не по наслышке. В 2004 году на «Сезон Станиславского» в Москву он привозил его «Человека-подушку» — спектакль удивительной формы: зрители сидели по периметру стеклянного куба, с внешней стороны прозрачного, а с внутренней, где играли актёры, — зеркального. Короче, и МакДонах, и Гырдев — все современные и талантливые театралы так или иначе повязаны. А поскольку им, судя по всему, тесно в жанре одного вида искусства, они пытаются освоить другой — причём с немалым успехом.

    И хотя словосочетание «болгарский нуар» (или точнее нео-нуар) у знатоков классических американских «чёрных» фильмов может вызвать справедливое недоумение, уверяю, «Гудрон» сделан элементарно остроумней даже большинства такого рода канонических произведений.

    По своему постмодернистскому задору «Дзифт», конечно, сравним с недавним «Кирпичом» Райана Джонсона. Однако, если картина Джонсона — это тинейджерская игра в классику, то «Гудрон» — это сама классика, только переведённая на современный язык. Находки наподобие метафоры «роковая женщина — это самка богомола» (перефраз, кстати, пелевинского рассказа «Зал поющих кариатид») и татуировок главного героя — порой неприличных, но на редкость, опять же, остроумных, — надолго врезаются в память.

    А вид ночной Софии с её сюрреалистическим антуражем и мавзолеем вождя Болгарии Георгия Димитрова, по сути своей и есть гудрон, в части которого спрятана одна важная блестящая штука, принёсшая всем только горе и никому хотя бы иллюзии счастья.

    12 июня 2009 | 23:51

    Фильм достаточно прост, как по событийности так и по раскрытию некоторых персонажей, в частности Человека «Мотылька», который звучит Гордо! Сюжет не претендует на гениальное творение, но предпосылки на эпатажность в нем есть, хотя и очень разрознены и не передают атмосферу разлагающейся НРБ и человечьих взглядов на животные инстинкты. Псевдодуховность иллюзорного мира разоблачает себя сама, что отчетливо видно по каждому отрезку фильма.

    Присутствуют ассоциативные кононтации жизни насекомых в антиутопически-тоталитарных системах власти, что очень радует. Большим минусом фильма является не достаточный иррационалистический подход к его созданию, восприятие получается не полным, все четко и прямолинейно, нет психоделических и экзистенциально-обволакивающих форм представления бытия… возможно так и было задумано Я. Гырдевым, осуждать его за это нет никакого смысла.

    Ортодоксальность повествования немного будоражит, но в то же время не оставляет в душе ни какого художественного отклика. Реакция мыслей на фильм — ровная, из-за диссоциативного восприятия Страха и ненависти в Лас-Вегасе вперемежку с 1984.

    Рекомендую смотреть его людям с устойчивым психо-эмоциональным восприятием окружающего мира, особенно тем кто проповедует схоластическое учение.

    P.S. Так это был Дзифт или Дрифт?…

    22 декабря 2011 | 09:24

    История, которая не может нравиться. Герои, которые не могут нравиться. Время, которое не может нравиться. Среда, которая не может нравиться. Но фильм получился прекрасным.

    Дзифт (тур. zift от араб.) — 1) гудрон, черная смола 2) «жвачка» 3) дерьмо.

    Среди вышедших накануне в прокат картин «культовых» режиссеров (Антихрист, Разомкнутые объятия, Съемки в Палермо) хочется отдельно выделить болгарскую работу Дзифт. По той простой причине, что она этого внимания достойна, и не как новаторский режиссерский прорыв или концептуально новая вещь, а как кинолента, которую можно без лишних слов поставить в ряд с картинами, которые потом десятилетиями после выхода именуют «произведениями искусства».

    Картине дали премию за лучшую режиссуру в 2008 году на Международном Московском кинофестивале, приз Федерации киноклубов России, даже была номинация на Оскар. Что известно о съемочной группе? Явор Гырдев — болгарский театральный режиссер, ставивший пьесы Шекспира, Дюрренматта, Вырыпаева, из фильмов снял три короткометражки. Сценарий Владислава Тодорова, он же автор рассказа, по которому снимался фильм. Гырдев является основателем художественной группы «Синтез», а Тодоров — «Триумвиратуса», это, видимо, во многом поспособствовало удачному творческому сотрудничеству. Оператор Эмил Христов, успевший поработать в трех десятках картин. В главных ролях Захари Бахаров, до этого встречающийся главным образом в боевиках и триллерах, и Таня Илиева, модель, съемки в Дзифте стали для нее дебютом.

    Вместо того чтобы пересказывать сюжет хочется отметить те моменты, которые делают картину чем-то большим чем очередной проходной «авторский артхаусный» фильм, да и просто немного похвалить, чтобы ее захотелось посмотреть.
    При просмотре оправданно возникают ассоциации с кинодействительностью и Линча, и Джармуша. Но это скорее признаки определенной художественной эстетики нежели заимствование авторского стиля. Черно-белая лента, четко выверенные кадры, колоритные характеры персонажей, мрачные байки, неоднократно выдыхаемые витки табачного дыма, закадровое повествование — все это создает определенной стилистики действительность, которая захватывает своей гармоничной завершенностью.

    Неудивительно, что подобные ленты кажутся искусственными, настолько в них все направлено на воспроизведение художественного «чужого» мира, что черный, злой юмор, как и вся нуаровая атмосфера фильма только усиливают отрыв от реальной жизни, а сама невеселая повествуемая история отнюдь не делает фильм высоконравственным и гуманным. Но, как ни странно, осознание того, что оба автора (и рассказа, и фильма) плевать хотели на нашу с вами действительность, зрительский интерес и ответственность перед аудиторией и выдали свое видение, не вызывает отторжения. Что интересно, кажущийся неправдоподобным и фантасмагоричным, мир в Дзифте абсолютно реален, там нет ни одной ирреальной или иррациональной сцены, однако за счет гиперболизации и общими усилиями создателей (сценарий, операторская, режиссерская работа и т. д.) достигается эффект иной действительности, неприветливой и мистичной. Чего стоит один Ван Вурст, зачитывающий цитаты из «Молота ведьм», с огромным искусственным глазом, который то и дело оказывается в центре кадра и направлен прямо в камеру, смотрит на тебя.

    Собственно, идеи в фильме не новы — обреченность, безысходность, смертность, любовь и предательство -, но вкупе с живым творческим подходом и стилистической выверенностью картина приобретает особый мрачный шарм. И философский подтекст также сыграл немаловажную роль.

    Определенным достоинством фильма является то наплевательское отношение к успеху фильма, которое и позволило самозабвенно создать нечто полностью нацеленное на воплощение художественного замысла, чуждое привычному заискиванию перед зрителем. Никакого соболезнования героям нет, никакой жалости, никакой симпатии. Вы просто принимаете эту историю и запоминаете ее такой, какой вам ее показали.

    Смотреть, конечно, лучше на большом экране.

    Ира Шаповалова.

    19 июля 2009 | 04:01

    «Дзифт» — это дебютная работа болгарского режиссера Явора Гырдева. А когда идешь на первый фильм новоиспеченного кинорежиссера, чувствуешь некоторый азарт: а вдруг гениально, сильно, мощно? Создатель фильма выбрал беспроигрышный жанр черного кино, и идеально выдержал тему: никакие события, происходящие на экране, не вызывают сложных чувств и мыслей, зато можно не спеша любоваться эстетикой нуара.

    Но хоть фильм и не перегружен драматическими пассажами, он, видимо, был непростой задачей со стилистической точки зрения: надо ведь, чтобы полтора часа экранного времени зритель верил, что находится в Болгарии советского времени. Удалось ли режиссеру выдержать тему ретро, тему Болгарии, а также тему ненавязчивой чернухи? На мой взгляд, не очень…

    12 октября 2010 | 01:06

    Фильм в стиле «нуар», в котором действие происходит в советской Болгарии? Как только я узнал о существовании этой картины, то бросился ее смотреть. Нельзя оставлять без внимания такие редкие воплощения кино.

    Да, нуар, но забудьте о «Городе Грехов». Фильм больше похож на старые советские фильмы, только лишь с некоторыми частицами, неприемлемыми для советского кино. Фильм напомнил мне мозаику, собравшую в себе фрагменты абсолютно разных жанровых категорий, которые ни разу не являются клише.

    Болгарские создатели потрудились на славу в плане глубокого смысла. Здесь миллион подводных камней, всяческих аллюзий, метафор и «отсылок».

    Сценарий слегка прихрамывает на ту ногу, которая отвечает за составляющую экшн-сцен. Их тут реально не хватает, ведь они необходимы нам в криминальном фильме стиля «нуар» (особенно в современном его понимании, вспомнить хотя бы Николаса Виндинга Рефна).

    Обязательно хочу упомянуть эпизодичных персонажей фильма, наличие которых не обязательно для течения основного сюжета, но которые нагружают сценарий глубиной мыслей, которые создатели хотели донести до зрителя.

    Фильм однозначно хороший, но с недочетами, без которых, конечно, не обойтись.

    А еще в Дзифте крутой саундтрек. Да, да. 

    7 из 10

    8 октября 2014 | 22:55

    Болгарский нуар, болгарский нуар… Да что собственно за странный это жанр, расплывчатый — нуар. Нет там преднамеренно затемненных сцен, вертикалей и преобладания города. Нет! Есть история, интересная, продуманная до мельчайших деталей, личностей, не побоюсь этого слова. История сердец и обстоятельств. Предупрежу, что действие — 70-е года, Болгария и специфика соответствующая. Но все гармонично здесь, даже наколка «Человек — это звучит гордо».

    Жестокость — в пределах содрогания, но не омерзения. Любовь — без пределов, до дрожи в коленках. Удары судьбы — неожиданны и непредсказуемы.

    «Женщина — это богомолка» — наверно это главная идея на протяжении всего фильма. Но какая женщина черт возьми!

    18 августа 2009 | 20:05

    Табличка с этой надписью висела на выходе из тюрьмы… В страшном непропорциональном мире лжи, смерти и холодного расчета оказался бывший зек Мотылек, пятнадцать лет своей жизни существовавший в клетке за ложь… Нет, не перед судьёй или следователем, за ложь перед собой. Сумасшедшая любовь обычного человека, оставшегося без родителей привела его сперва на путь преступления, а затем и за решетку.

    Но, «чем больше дерьма, тем меньше оно действует». Ведь гудрон с арабского, это не только смесь для укладки асфальта, но и «дерьмо». И не просто так катышек гудрона является самой ценной собственностью Мотылька. Свято веря в Ленина и Димитрова, он не догадывался, что его обманула не только система, но вся жизнь — освежающая жвачка оказалась дерьмом.

    Но по всей видимости, он не сильно расстроился, ведь полет мотылька-это хаотическое дрожание… случайная жизнь и такая же смерть…

    8 из 10

    19 апреля 2009 | 18:15

    Посмотрел-таки фильм «Дзифт». Ощущения довольно интересны, ибо первую половину фильма я вообще не мог понять что с чем связано (спасибо целой цепи флешбеков во флешбеках), а вторую половину фильма я смотрел просто не отрываясь, ибо так точно и красиво человеческие отношения не передавал мне еще ни один фильм.

    За весь фильм я вспомнил о его грошовом бюджете всего один раз, но не буду спойлерить этот момент, ибо если вы все-таки посмотрите фильм, вы и сами поймете, о каком фрагменте картины я говорю. В чем, так сказать, замес я также рассказывать не буду, ибо кратко такое не расскажешь а в подробном пересказе сюжета я считаю этот фильм не нуждается. Скажу лишь что и музыка, и картинка, и игра актеров, и сюжет не оставят вас равнодушными.

    Есть пара спорных моментов в фильме, но они лишь разбавляют общую картину, да и к тому же, какая бочка меда без ложки дегтя? Итог — советую этот фильм всем тем, кто неравнодушен к экспериментальному и необычному кинематографу, а также тем, кого не утомят первые 15 минут сего творения. Лично я получил неимоверное удовлетворения от просмотра этого шедевра, чего и вам желаю. Естественно, с вашего личного желания. За сим оставляю вас наедине с фильмом и желаю приятного просмотра.

    8 из 10

    3 октября 2014 | 19:09

    К сожалению, сейчас очень трудно найти достойное кино. Кино, которое проймёт зрителя до глубины души, а смысл, заложенный в нём, заставит многих задуматься. Кино, после просмотра которого захочется аплодировать людям, его создавшим. Подобных фильмов мало. Почему? Быть может потому что в них нет бессмысленных перестрелок, которыми насыщена большая часть современных фильмов? Или отсутствуют столь манящие современных зрителей спецэффекты? Так вот, всего этого в данном фильме нет. Но это нисколько не помешало ему возбудить во мне желание стоя аплодировать его создателям.

    Фильм окунёт зрителя в Болгарию 60 — х годов прошлого столетия, что уже, несомненно, добавляет определенный колорит. Главный герой, отсидевший пятнадцать лет за преступление, которое он не совершал, пытается решить проблему, от которой зависит его жизнь, вот только времени у него совсем нет. Он как загнанный в угол зверь, мечется по пустынным улицам ночного города, падает в бессилии на землю, не зная, что же ему делать в последние часы его жизни.

    Действующие лица этой картины надолго останутся в моей памяти. Персонажи, а так же актеры исполняющие их роли, подобраны с максимальной точностью. Здесь каждый на своем месте. Мотылек, которому сочувствуешь и за которого переживаешь, его одноглазый сокамерник, мудрые фразы которого надолго запомнятся зрителям. И конечно же подобный фильм не обойдётся без роковой красавицы, так коварно поступившей с главным героем. Женщины, которую очень точно сравнивают с самкой богомола.

    Про саундтрек тоже хочется сказать пару слов. Он шикарен. Все композиции подобраны со вкусом, начиная от бодрой «Смуглянки», продолжая спокойной, немного нагоняющей тоску «Виновна е луната», которую исполняет возлюбленная Мотылька, а заканчивая «Под звездами Балканскими» в титрах.

    Фильм произвел на меня неизгладимое впечатление. Он идеален практически во всем, будь то сюжет, актерская игра, саундтрек или операторская работа. Гнетущая атмосфера безысходности, которую источает данная картина, делает её достойным представителем жанра «Нуар». Фильм обязателен к просмотру всем ценителям умного, качественного кино. Огромное спасибо всем, кто принимал участие в его создании!

    10 из 10

    6 декабря 2014 | 22:52

    То, что делает женщина — делает природа, дела её целесообразны и необходимы. В отличие от того поступки мужчины случайны и бессмысленны. Эта философия, выраженная в «Гудроне» Я. Гырдева, отражает одну из главных черт современности. Основанный на мужских ценностях модернистский проект, берущий начало, по Мишелю Фуко, ещё в Инквизиции с её женофобской охотой на ведьм, окончательно потерпел фиаско после предсмертных конвульсий двух Мировых. В картине Гырдева, зафиксирована, пожалуй, крайняя точка этого движения, тот миг, когда исторический маятник, пройдя максимальную амплитуду, уже повернул в обратную сторону. Этот-то момент и упускает главный герой по прозвищу Мотылек, выпав из жизни на долгие годы заключения, отложившегося на теле ироничной татуировкой «Человек — это звучит гордо». Что произошло с миром после постмодернистского поворота, и что стало главным в этом обратном движении — вот центральные вопросы «Гудрона».

    Безусловно, истинным субъектом картины выступает женщина. Это Ада — невеста главного героя. Именно ее поступки придают сюжету динамику и обеспечивают главную коллизию картины, в чем-то сходную с сюжетным конфликтом годаровского «Презрения». Втянутая по стечению обстоятельств в дела жениха — подготовку кражи бриллианта — она оказывается глубоко уязвленной согласием Мотылька разделить её с ювелиром в шкурных интересах преступного замысла. Всё последующее — история утонченно безжалостной женской мести, вскрывающей опустошенность и конформизм мужского субъекта, превратившегося то ли в не отбрасывающего тень призрака, то ли в просмоленную черным гудроном мумию без члена, то ли в долговязого богомола с откушенной головой, единственный смысл которого — гарантировать продолжение рода.

    Фильм Явора Гырдева — замечательное продолжение тематического ряда «войны полов» в кино, в составе которого можно, например, вспомнить помимо уже названного «Презрения» «Земляничную поляну» Бергмана, «Брак по-итальянски» Де Сики, «Убить Билла» Тарантино, «Возвращение» Звягинцева. И судя по нарастающему накалу, тема эта ещё далека от своего исчерпания.

    31 января 2011 | 20:12

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>