всё о любом фильме:

Мусульманин

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Хотиненко
сценарийВалерий Залотуха
продюсерВладимир Хотиненко, Владимир Репников
операторАлексей Родионов
композиторАлександр Пантыкин
художникАлександр Попов, Регина Хомская
монтажСветлана Тарик
жанр драма
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время110 мин. / 01:50
Рядовой Николай Иванов пробыл в плену у моджахеддов 7 лет. Когда его вели расстреливать, проезжавший мимо крестьянин выкупил Николая, и тот заменил ему убитого сына. В родное село парень вернулся мусульманином в самом лучшем понимании этого слова. Но понимания среди односельчан и родных он не встретил. Напротив, многие восприняли это враждебно.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Фрагмент 01:34

    файл добавилvic1976

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 44 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Этот фильм можно отнести ко взрослым фильмам, где основной акцент делается не на зрелищности, а на всех сложностях психологических, моральных, духовных и душевных взаимоотношений между людьми.

    Сила режиссерского мастерства, на мой взгляд, проявляется когда режиссер не предлагает тебе законченного ответа но разносторонне подводит к принятию самостоятельного решения или оценке. В этом отношении фильм удался.

    При своем названии, нравственно и вероучительно фильм исключительно православный. В нем четко подмечена особенность страстной, падшей человеческой натуры увлекать в духовную грязь за собою всех и вся. И напротив особенность духовной чистоты оставлять людям вокруг себя свободу выбора.

    Три ярких персонажа — три психологических линии.

    Федька, Мать и Николай

    Федька (Александр Балуев) как воплощение гнетущей страстности (мучения) души.

    Мать единое связующее звено между братьями, мятущаяся между ними, смотрящая в сторону чистоты, но оправдывающая себя и Федьку, потому и без возможности выбраться самой и вытащить сына из жижи падения.

    И Николай как голос совести — острый жалящий. Мешающий всем

    Показателен эпизод с предательством, где предатель не обязательно тот кто предал, а тот кто просто не такой как ты. Не в мелочах не такой, а принципиально. По тому что эта инаковость ранит там, где гниёт и требует коренного изменения своего Я.

    8 из 10

    17 сентября 2010 | 18:35

    Каждый выбирает свою веру: веру в деньги, в удачу, в Бога… И поступки каждый совершает такие, которые соответствуют выбранной вере. Возможно ли жить в обществе, руководствуясь святыми заповедями, строя свою жизнь согласно им? Об этом в фильме «Мусульманин».

    Зачем сидеть и молиться, когда нечего есть, когда не на что жить. Молитвенный шёпот когда ещё только дойдёт до Него. Гораздо легче… пойти и украсть, продать, убить, обменять, обмануть. Зачем верить так, закрыв глаза, перебирая чётки и переходя на язык непонятный, странный, трудный?.. Гораздо легче таиться ночью и воровать то, чего не имеешь. А если надоело жить впроголодь, можно повеситься. Всё закончится мгновенно. Зачем о чём-то просить у того, кого представить не можешь?

    На протяжении всего фильма остаётся только поражаться выдержке и мудрости главного героя. И ещё — умению прощать. Это делает бывшего афганского пленного почти святым.

    Крупным планом камера часто показывает его лицо. Обыкновенного человека. Но светящегося изнутри. И ничем этот свет не скроешь. Ничем не затушишь.

    Финальный сюжет во многом повторяет библейский: Иуда целует Христа перед тем как предать. Замполит «Крещёный» обнимает своего «мучителя» — виновника бессонных и беспокойных ночей в обдумывании убийства.

    Николай Иванов — «Христос нашего времени»? Парадокс. Но реально ли с правилами веры, — смеси христианской с мусульманской — жить среди общества? Веруя, и в то же время — закрывая глаза на происходящие конфликты внутри общества?

    Герой только рвёт себе душу тем, что наблюдает. Восприятие мира отличное от восприятия мира окружающими вызывает уж слишком много болезненных эмоций. Песнь-молитва над рекой — эти порывы души. Её будто ничего не держит, она дрожит как тонкая паутина и… звенит. Вместе с молитвой.

    Фильм неоднозначен. Он предлагает нам право выбора жизненных опций, не навязывая никаких своих мнений и идей. Фильм не даёт точного ответа на вопрос о том, как же всё-таки нужно жить. Но предлагает несколько решений: нельзя отвергать что-то, бескомпромиссно отрицать существование чего-то. Нужно пробовать жить иначе или… оставлять всё так, как есть.

    11 мая 2013 | 02:12

    Мусульманин — драма, которая произвела на меня сильное впечатление. В ней рассказывается о нашем, русском парне, который попал в плен к моджахедам и перед смертной казнью был выкуплен афганским крестьянином.

    Главный герой — Николай Иванов заменил ему убитого сына, принял ислам, и в родное село вернулся мусульманином. Односельчане восприняли враждебно такой поворот событий, им не нравятся новые обычаи Николая, их обижает то, что он в любых ситуациях отказывается пить водку, даже на кладбище.

    На протяжении фильма рассматривается много идей, например, когда брат Николая пытался повеситься, об этом сообщили его матери и она в слезах врывается в дом и видит картину: Николай стоит с ножом, его брат лежит на полу, а рядом с ними перерезана веревка. Николай произносит монолог о том, что нет причины для самоубийства, так как нет ничего важнее дарованной нам жизни. Этот момент должным образом относится к основной тема в фильме — теме религии и она разворачивается постепенно, вводя зрителя в глубочайшее состояние. Зритель погружается в мир главного героя и видит два лагеря (две религии) со стороны Николая, его отношение к жизни. Безусловно, тема выбрана, волнующая многих, тем более на момент выхода фильма в свет на дворе стоял 1995 год, который все мы прекрасно помним по Афганистану и Чечне. Все кадры отлично продуманы, видна большая работа. Также стоит отметить, как здорово режиссер передает атмосферу в российской глубинке. Актерский ансамбль на высоте. Пожалуй, единственное, что вызывает вопросы, так это огромная голова свиньи, вылезающая из реки. Момент выглядит нелепо, а голова — не натуральной.

    Очевидно, что фильм предполагалось позиционировать, как фестивальный фильм. Картина получила множество призов, в том числе и на МКФ.

    В общем, всем настоятельно рекомендую смотреть фильм, т. к. сделан он по меркам своего времени выше всяческих похвал по всем аспектам.

    (2010-2011)

    9 из 10

    17 января 2015 | 17:33

    Евгений Миронов классный актер и мой любимый. Вжиться в роль Абдуллы, т. е. рядового пленного в Афганистане Николая. И быть истинно верующим. Точнее мне кажется фильм не о вере или религиозных вопросах. А именно о грехах человека, или даже человечества. Каждый имеет в себе психологический недуг и условно не признает его в себе. Николай, как белая ворона, то что трудится и некогда за медалью ехать, не пьет на поминках, ибо нельзя и все и прощает брата чуть его не убившего.

    Те времена, как жили худо бедно сёлы и деревни, здесь все ясно видно, как на ладони. Мать вынуждена воровать, он Абдулла отказывается — нельзя; брат в тюрьме сидел, а он его терпит побои его смиренно, Верка (Евдокия Германова) его в постель ложит, а о ей про детишек. Одним словом добрый и святой человек, а его никак не поймут ибо погрязли все во лжи лицемерии и пусто богатстве. Лишь местный священник благосклонно принимает его мнение — «Бог един, а имен у него много» и рассказывает притчу в поучение зэку Феде (Александр Балуев роль выдержал на отлично), но увы. А тётка Соня (Нина Усатова) — ипостась русской матери как она есть, плохие ли хорошие — всех любит.

    Неизвестный (замполит Коли в Афганистане) все это время следит за Николем и хочет убить его за предательство (как это печально случиться в конце), но глядя на его мнение о смысле жизни меняется. Как у остальных в деревне, но как известно не до конца и жада искушения берёт свое. Как Павел Петрович сатану увидел для продаже земель и погиб. Все говорили о добре, но делали зло. Абдулла по сути не делал ничего, а бы уже добрым светлым.

    «Не можете молиться — не молитесь, не можете поститься — не поститесь. Не можете верить в Христа — не верьте. Не можете верить Мухаммеду — не верьте. Но знайте: придет Сатана — и вы поверите ему, потому что он заставит вас поверить ему. И будет плохо…"

    9 августа 2012 | 23:41

    Широка душа русского человека, но тёмен разум его. Я думаю, именно об этом хотел сказать нам Владимир Хотиненко в фильме «Мусульманин».

    Я прочитал несколько рецензий на этот фильм, прежде чем писать свою. Люди указывающие на глубокую толерантность и либерализм (к которому автор сей рецензии не постеснялся бы добавить приставку «псевдо-») данной картины получили очень хороший рейтинг их рецензий, но один человек закидавший, пардон, «ссаными тряпками» этот фильм, исходя из своих откровенно правых взглядов, нахватал более двухсот дислайков, хотя я думаю, в чём-то он прав.

    Поймите меня правильно, я не разделяю убеждения этого человека, но в этом фильме Хотиненко шагнул за планку, за которой толерантность заменяется откровенной русофобией.

    Но давайте начнём сначала, хоть и пересказывать аннотацию — дело неблагородное.

    Участник афганской войны Николай Иванов, простой русский парень из глубинки, возвращается в родную деревню, после семи лет, проведенных в плену у моджахедов. В связи с некоторыми событиями, возвращается он — правоверным мусульманином, что приводит к значительному конфликту, как в семье, так и во всей деревне. Родной брат Николая — Фёдор — постоянно пьёт, и вообще смахивает на Генри Чинаски без женщины (чтоб вы оценили масштаб трагедии). Он не понимает взглядов вернувшегося брата, распускает руки, грозится убить его. Женщины в деревне высказывают своё недовольство матери Николая.

    И здесь я вижу первую крупную ошибку в конструкции данной киноленты. Хотиненко, пытаясь показать нам конфликт религиозный, показывает конфликт социальный. Так как большинство разборок происходят на фоне бытовухи. Люди из деревни обозлились на Николая не из-за его религиозных убеждений, а из-за того, что он ведет себя не как маргинал, в месте, где маргинальное поведение не считается моветоном. И это очень важно понять, при просмотре фильма.

    Ценности Николая основаны на исламе, в то время, как ценности всех окружающих людей, с которыми конфликтует Николай не основаны на православии, они основаны на их собственных ложных убеждениях и темноты мысли. Николай не пошел воровать с братом, хотя их мать уговаривала его пойти на преступление, мотивируя это тезисами наподобие: «Не мы такие, жизнь такая. Не ты, так у тебя». Но разве это слова православного христианина? Разумеется, нет! Это слова человека жившего всю жизнь без каких-либо ориентиров, либо разочаровавшегося в идеалах. Что, кстати, характерно для русской глубинки начала девяностых — именно в этом временном промежутке разворачивается действие фильма. Конфликт фильма не раскрывает нам разницу культур, религий, не показывает страдания человека, столкнувшегося с непониманием из-за собственных убеждений. Здесь конфликт показан между хорошим и плохим человеком. Причём фильм не ставит особенности ислама во главу угла. Человеку не обязательно быть мусульманином, чтоб быть хорошим. «Не укради» — одна из заповедей и нашей, христианской культуры. Возможно, кто-то посчитает текущую претензию придиркой, но на самом деле это очень важно: хороший человек страдает за то, что он является хорошим среди плохих, а не за то, что он является мусульманином среди христиан.

    И здесь можно начать говорить о второй моей важной претензии к фильму: русофобия.

    Нет, серьёзно, ну почему? Почему все русские в деревне такие плохие? Есть всего двое нормальных персонажей — батюшка и мать Николая, Соня, мастерски сыгранная Ниной Усатовой.

    Остальные же персонажи показаны с худших сторон. Помимо Николая в фильме четверо основных персонажей репродуктивного возраста: брат Николая — алкоголик, человек на восьмёрке — бандит, женщина — проститутка, и, прошу прощения за фарс, председатель колхоза — вор.

    Ну вы поняли, да? Алкаш, бандит, вор и проститутка. Русские — что с них взять. Зачем эти архетипы? Зачем выставлять всех асоциальными подонками? Почему не ввести еще пару хороших персонажей? Конечно, было у нас сволочей, но и хороших людей всегда хватало. Не нужно устраивать тлен на пустом месте, что кстати характерно для многих русских режиссёров. Брать самое плохое из окружающего мира, и выдавать это за «реализм». За примером далеко ходить не надо — посмотрите на Балабанова.

    Подведу итог: фильм, хоть и претендует на толерантность в своём посыле, но перегибает палку, и чуть ли не окунается в шовинизм под конец. Да, он заставляет проникнуться уважением к мусульманину, за то, что тот остался верен себе, но вместе с тем фильм оставляет неприятное впечатление о русских, за то, что они показаны в фильме такими невежественными маргиналами.

    Но если не брать в расчёт эти претензии, то перед нами довольно хороший, отечественный фильм, содержащий в себе много новых идей, сюрреализм, достойный посыл и забавные аллегории. А сцена намаза на фоне православного храма вообще потрясающая.

    После просмотра остаётся двоякое впечатление. С одной стороны мы имеем свежий по ощущениям, а с другой очень угловатый и сумбурный фильм.

    Но даже оборачиваясь на мои претензии, я не хочу ставить ленте низкую оценку, хотя в какой-то мере, она её, несомненно, заслуживает.

    Однако, снять подобный фильм, да во время Чеченской войны — дорогого стоит.

    7 из 10

    P.S. А запятую в заголовке поставьте сами.

    10 декабря 2014 | 09:11

    Война в Афганистане. 7 лет прошло, как семья отправила своего сына в далекую страну. Уже все потеряли надежду на то, что Николай жив: отец повесился, брат спился, а мать, как настоящая русская женщина, работает не покладая рук. Но неожиданно, в 1995, советский солдат возвращается из плена в родную деревню, к семье, в свой старый дом, к старым знакомым, но с новой верой и с новыми взглядами на жизнь.

    «Мусульманин» — глубокая картина, показывающая многогранность человеческой души. Наверное, не каждый из нас задумывался, какое большое значение играет в жизни человека именно вера и религия, насколько тяжело и трудно принимать что-то новое и незнакомое в родных людях, как быстро можно увязнуть в грехах и совсем нелегко от них избавиться. Но именно ответив на эти вопросы, можно понять и увидеть, во что веришь ты, и какие у тебя ценности.

    Посмотрев этот фильм, невозможно определить одну тему, ведь это разносторонняя картина, показывающая все сферы жизни человека: социальную, политическую, духовную. Главный герой Николай, которого великолепно сыграл Евгений Миронов, попав в плен в Афганистане, принимает ислам; во спасение или от скуки — непонятно. Но вернувшись в свою деревушку, где все воруют и пьют не просыхая, где у каждого Бог — Христос, он стал по-новому смотреть на мир. Было ли этого предательство своей веры или нет, решает каждый для себя. Но главным образом стоит обратить внимание на то, что Николай стал чужой и лишний среди своих, что родной брат избивал его за то, что он не имел права выпить, помолиться русскому Богу, разделить постель с женщиной до свадьбы.

    Так же, эта картина показывает все убожество и нищету России 90-х годов, деревню, в которой живут «грязные» люди, у которых нет ценностей и смысла жизни. Они живут, просто чтобы жить, или даже существовать. Показывает людей, у которых единственная радость каждый день — это водка или еще хуже — чистый спирт. Сразу хочется отметить игру Балуева, которая поражает до глубины души. Представ в новом амплуа, а именно виде пьяницы и дебошира, Александр Балуев показывает всю сущность и природу деревенского мужика того времени.

    Посмотрев эту картину, так или иначе начинаешь сравнивать российскую деревню и другой мир, в котором есть правда, свет, чистота и главное, смысл жизни и то, ради чего ты вообще живешь. Сразу надо предупредить, что в этой картине Россию опять суют лицом в грязь, показывая упадок нравственности и всю гниль общества. Во всяком случае, в этом фильме каждый найдет для себя что-то свое. Ведь темы, поднятые в этой картине, остаются актуальными и по сей день. Кто-то задумается о своих ценностях, в то, что верит он, что является святым для каждых из нас. А для кого-то, фильм послужит причиной, чтобы изменить свои взгляды на жизнь и окружающих людей.

    «Мусульманин» — фильм, который заставляет тебя задуматься, посмотрев который, ты никогда не пожалеешь.

    12 марта 2012 | 23:26

    Потрясающий фильм

    Фильм решила посмотреть только из-за Евгения Миронова, ибо называю себя поклонницей, а ассортимент еще не смотренных мною картин с этим актером неуклонно снижается. Но фильм потряс в целом.

    В этом фильме каждый увидел что-то свое. Одни — противопоставление честности и порядочности героя приземленности обывателей, другие — разруху постперестроечной России. Для меня же это — фильм о «лишнем» человеке. В классической литературе, к примеру, есть масса произведений о «лишних» людях, которые не встречали понимания общества, а здесь мы видим картину кинематографа. Сюжет, блестящая режиссёрская работа и талантливейшая игра актеров — вот что заставляет зрителя смотреть, не отрываясь, заставляет фильм пробирать до мурашек. Актёры, на мой взгляд, справились с работой на высший балл, особенно удивил Балуев, потому что предстал в непривычном для меня амплуа. Роль пьяницы и пропащего человека была сыграна блестяще, и это заставило ещё раз убедится в его актёрском таланте. Миронов как всегда великолепен (не судите строго, если посчитаете эти слова субъективной оценкой), искренне растрогали эти кроткие взгляды и чуть наивная улыбка его героя, и даже эта почти-абсолютная положительность, которую обычно я (опять же, здесь идёт субъективное мнение) обычно не приветствую в образах. Быть может именно это «почти» и привлекает в герое: да, он честен, он порядочен и чист сердцем, он нравственен, он верует, но то, что в его жизни имело место предательство, в какой-то степени ставит печать на образе героя в целом, делая его противоречивым и потому завораживающим. Режиссерская работа, повторюсь, великолепна, и просто блестящая находка — колокольный звон на заднем фоне и частые вставки с картинами небес.

    В общем, подытожу — фильм понравился и, как говорится, «зацепил». Смотреть, смотреть и ещё раз смотреть, ибо картина не о религии, не о войне и не о разрухе. Картина о ЛЮДЯХ.

    4 октября 2010 | 23:42

    Фильм будет актуален на все времена.

    Сильная роль Миронова и других актеров показывает реалии жизни простых людей и насколько может общество пасть низ при отсутствии веры во что либо. Простых людей, отчаявшихся, прекративших бороться, поддающихся своим инстинктам, просто выживающих и существующих. Это не просто жизнь деревенских людей, это реалии жизни, и прошлой, и современной.

    Фильм своим примером указывает насколько общество стремительно падает вниз, и что мы никогда не постигнем истинного понимания, доверяя лишь условностям жизни. Духовность просыпает в людях те качества, которые их действительно отделяют от якобы наших предков приматов, и животных в целом. Человек понимает что может сосуществовать, жить в мире и согласии. Не принимать навязанные нам вред и быть действительно людьми. Без всяких табу, пережитков и старых и ненужных традиций.

    Создатели фильма сами того не понимая открыли глубокую тему. В фильме есть все. Общество, которая отчаялась надеется на что то, и тянущая за собой вниз, в болото всех, где уже сами оказались. Люди, которые наживаются на невежестве других, старающиеся быть первыми во всем и лицемерно приспособляющихся ко всему. Люди верящие в добро, но не осмеливающихся вырваться вперед, отделиться от остальных. И люди которые не принимают всего этого, в силу принципов и воли.

    Фильм заставляет задуматься и оглянуться назад, на свою жизнь и всю тягомотину что он делает, а так же чего он действительно сделал в жизни. В фильме хоть и есть противопоставление, но он совсем не религиозный. Он не делит людей по вероисповеданиям и каким либо другим убеждениям. Здесь спорить не о чем. В мусульманстве есть один из главных законов и целей, объединение людей во всем мире и превращение их в братьев и сестер. Но большинство людей не понимают смысл этого, и пытаются исказить понимание, отчаянно отвергая духовность человека и пользу всего этого. Мы можем бесконечно обманывать себя и остальных, но никогда не признаем того, во что мы превращаемся или можем превратиться. Постепенно люди возвращаются в каменный век, несмотря на все открытия и технологии. Все что мы делаем, делаем лишь себе во вред и угоду другим. Мы должны это понять!

    19 сентября 2014 | 17:33

    Не секрет что про Бога чаще вспоминают в минуты большой беды или несчастья. От привычной и незатейливой жизни не станешь лишний раз вдаваться в теологию, не будешь искать сокровенные ответы на извечные вопросы, жаждать духовной гармонии и успокоения.

    Рассуждая философски, Николаю можно сказать повезло, пускай через лишения и страдания, насильственно или от полной безнадеги, но он сумел прикоснуться к мудрости и красоте единственно доступной на время плена религии, а именно к Исламу. И точно не стоит считать его предателем или вероотступником, так как уверен, что до армии деревенский паренек Николай был не особо верующим человеком, а не исключая младенческое крещение, был максимум обычным православным атеистом, чем не сильно то отличался от безалаберного брата (и вообще от местных мужиков), если бы не такая прискорбная оказия на чужбине…

    Сложен был его путь к вере, многое пришлось пережить чтобы обрести смысл жизни, найти направление и искреннюю связь с Богом. Но еще сложней и тернистей окажется проверка этой веры, и ни где нибудь, а на Родине, среди друзей, родственников и старых знакомых. Теперь его праведный быт, добродушная отзывчивость, непривычная одежда и чуждые обряды станут мешающим бельмом в глазах обывателей, давно уже потерявших своего Бога в душе. Кем же вернулся переменившийся Николай — образцом чистоты и напоминанием о праведности среди распущенных нравов, пьянства и затаившейся ненависти, или все же нестерпимой занозой в совести жителей российской глубинки. И во что выльется противостояние всепрощающего смирения и осатанелой узколобости?!

    Не имеет особого смысла высказывать восхищение задействованным у Хотиненко актерам, все они уже десятки раз доказывали свое трудолюбие и талант, да еще так, что теперь их гениальность и блистательную самоотдачу почитаешь за данность и как само собой разумеющееся. Про самого Хотиненко — так это вообще отдельный разговор, который думаю приберечь до разбора его нового фильма «Достоевский».

    За фирменный диск, который в эру DVD почитал за честь купить и иметь в коллекции — 

    9 из 10

    31 мая 2011 | 19:49

    Заголовок рецензии получился таким, потому что фильм впервые просмотрен лишь через 20 лет после его выхода. Как то пропустил, хотя не раз о нём слышал. Но зато появился повод подвести небольшие итоги о его содержательной части и оценить его уже несколько иным взглядом.

    Начну с его художественных достоинств. Первое, что бросилось в глаза — безумно красивая природа, настоящее русское раздолье. Неторопливые живописные реки, утренние туманы, синь небес. Благодатный край, живи — не хочу. В этом отношении работа оператора и режиссёра, на мой взгляд, просто безупречны. Если добавить сюда песни, которые между делом исполняют действующие лица, вообще получается красивая картинка. Игра актёров так же понравилась, она получилась достаточно искренней и, наверно, полностью соответствовала поставленной режиссёром задаче. На этом положительные эмоции заканчиваются, они собственно и отразились в выставленной оценке.

    Дальше было очень много вопросов. К содержанию картины, к реалистичности сюжета, к показанным персонажам, к идее фильма. О чём это кино? Если совсем кратко — молодой советский парень служил в Афганистане, попал в плен, в котором пробыл 7 лет, принял там Ислам, освобождён обществом Красного Креста, вернулся домой уже в другую страну. Это прозвучало буквально за минуту в телевизионном сообщении в начале фильма. Хороший приём для завязки, дальше ожидалось, что зрителя будут периодически погружать в воспоминания солдата — как попал в плен, каких тягот он там натерпелся, что толкнуло его принять другую религию, описан быт мусульман. Ничего этого не показано. Может мне попалась урезанная версия фильма? Дальше мы видим, что бывший солдат Николай Иванов, адаптироваться к жизни в родном селе не может. На фоне полного нравственного разложения односельчан он практически единственный положительный герой. И ещё — мусульманин. Хотя окружающих раздражает скорее не это, а то, что Николай лучше и чище, чем они. И, тем не менее, упор сделан на то, что Коля Иванов положительный именно потому, что он Правоверный. Что Мусульманская Вера и, если хотите, идеология, полученная в горном кишлаке, оказалась сильнее и школьно-комсомольского воспитания, и Православной Веры, и либеральных ценностей, которые пропагандировались в то время в стране.

    В картине уважаемого режиссёра нет альтернатив. Показано, что бывший солдат вернулся в изуродованную страну, где нет Идеологии, Веры и Ценностей, кроме доллара и водки. Разумеется, в этом случае, только Ислам, может быть жизненным и нравственным ориентиром для него. Так показано. Что это? Взгляды Хотиненко и компании в 1995 году? Выходом в этом фильме показаны только петля или пуля. А что, киноискусство призвано лишь констатировать окружающую действительность, факты нравственного падения людей? Не соглашусь с этим. Кино, литература, музыка, живопись всегда несут нравственную составляющую, даже когда сюжет совершенно нейтрален. Если Художник уходит в некий творческий процесс, понятный лишь ему одному, может образоваться вакуум, который потом заполнят другие «ценности», а деятели искусства потом удивляться, что «нравы упали», «кругом воруют и пьют», что «жизнь дерьмо» и показывать, в общем то, нечего.

    Отзывы о фильме исключительно положительные, рейтинг под 90%. Разумеется, каждый зритель вправе высказать свою точку зрения. Но давайте вспомним, что было в тот период, когда создавался фильм и происходили действия, показанные в нём. Вначале была Перестройка, которая провозгласила, что прошлая идеология это плохо, что жить будем по-новому — свободно, не притесняемые сверху, рыночные отношения должны саморегулировать все процессы, происходящие в обществе. Но что-то пошло не так, страна развалилась на удельные княжества. Жить стало проще, быт стал лучше, но в обществе расцвели преступность, пьянство, наркомания и коррупция. В период создания фильма уже полным ходом шла Чеченская война, Кавказ и юг России захлестнула волна террора. Людей массово убивали, похищали и обращали в рабство, примеры исчислялись тысячами. И это было не в далёком Афганистане, а у нас. И происходило это, уж простите за неполиткорректность, под знаменами Ислама. Да и сам Афганистан после вывода наших войск, залило кровью в междуусобицах. Авторам фильма всё это было прекрасно известно, но показали они неприкаянного мальчика, которого воспитали не «злые» советские учителя на классической русской литературе и общечеловеческих ценностях, а «добрые», безобидные мусульмане, которые не воруют, не пьют, не курят, пальцем никого не трогают и в рабство никого не обращают. Для чего это было сделано? Почему показана неправда, вернее — полуправда? А самое главное — с какой целью? Да уж, подобный кинопродукт сильно мог «поднять» боевой дух российских солдат-новобранцев, которых в это время кидали в горные ущелья Чечни и расстреливали на перекрёстках Грозного. Какую мотивацию должен создавать данный фильм, учитывая ситуацию того периода? Мне лично непонятно.

    Чему он учит, хотя бы на бытовом уровне? Например, совершенно справедливо показано, что красть грешно, что мусульманин Коля отвергает воровство. Ну и что он сделал, как решил проблему? Никак. В результате мать пошла таскать мешки с кормами сама, где-то их надо брать, эти самые корма, чтоб выращивать скотину и кормить того же правоверного с его братцем-алкашом. Если ты такой правильный, почему не пошёл и не купил зерно в открытую, сказав матери, что отныне только так и будет? Нормальный мужской поступок. Или ещё показательный момент — Николай с братом что-то бурно обсуждают за жизнь, а мама вёдра с водой таскает, то же правильно, по мусульмански? Авторы фильма были явно не в ладах даже с обычной бытовой логикой, поэтому у их главного героя совершенно стерильный мозг и поступки, а у окружающих персонажей, наоборот, поступки и рассуждения граничат с идиотией. Очень трудно в реалии представить бывшего зека, а ныне алкоголика, усердно тычущим в лицо мусульманину иконой. А бывший сослуживец Николая, капитан, заставляющий молиться под пистолетом? Это уже массовая паранойя. А Местный Батюшка? В первых же кадрах фильма он бодро вышагивает по степи, задорно поёт фольклорные военные песни, никаких сомнений не вызывает, что по ходу событий он станет главным Гуру местного масштаба и вместе с Колей-мусульманином они приобщат «местную паству» к нужным ценностям, Бог то один. И действительно, Батюшка таки и приходит в дом Николая, но вся его смиренная речь сводится к банальному — «Ребята, давайте жить дружно». Прямо — Кот Леопольд в рясе.

    Можно ещё долго препарировать данное произведение, только смысл? 20 лет прошло, на смену «Мусульманину» пришёл «Левиафан» — морально-нравственный приемник, от нового поколения авторов. Проявился сериал «Родина», где предательство почти оправдано. Спасибо нашей творческой интеллигенции за «высокие» нравственные ориентиры. Но есть и другое Российское кино на эти же темы, поверьте, не всё так печально … и Слава Богу!

    4 из 10

    27 апреля 2015 | 19:13

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Записи в блогах

    На «Кинотавре» Василия Сигарева с его фильмом «Жить» назвали частью мощной и важной «уральской субкультуры». Мы решили разобраться, из кого она состоит (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Мир Юрского периодаJurassic World54 532 615
    2.ГоловоломкаInside Out52 323 354
    3.Третий лишний 2Ted 233 507 870
    4.МаксMax12 155 254
    5.ШпионSpy7 911 786
    26.06 — 28.06подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГоловоломкаInside Out197 667 684
    2.Третий лишний 2Ted 2184 601 619
    3.Мир Юрского периодаJurassic World124 063 569
    4.ПолтергейстPoltergeist31 092 390
    5.ШпионSpy21 436 932
    25.06 — 28.06подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 343 811855 764
    Деньги602 504 977 руб.210 484 821
    Цена билета257,06 руб.2,97
    25.06 — 28.06подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    80.Шестое чувствоThe Sixth Sense8.324
    81.Укрощение строптивогоIl bisbetico domato8.324
    82.Однажды в АмерикеOnce Upon a Time in America8.321
    83.Белый Бим Черное ухо8.321
    84.Римские каникулыRoman Holiday8.314
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.Маленький принцThe Little Prince92.37%
    47.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.15%
    48.Чёрная ПантераBlack Panther91.81%
    49.Ключи от улицыThe Keys to the Street91.43%
    50.ФлэшThe Flash91.36%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys14
    ГанменThe Gunman8
    ОноIt Follows31
    ХулиганыHooligans186
    Темная половинаThe Dark Half7
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Третий лишний 2Ted 26.424
    Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys7.059
    ГоловоломкаInside Out8.467
    Мир Юрского периодаJurassic World7.158
    Супер Майк XXLMagic Mike XXL
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    МиньоныMinions09.07
    Человек-муравейAnt-Man16.07
    ПикселиPixels23.07
    Шальная картаWild Card30.07
    Вне/себяSelf/less30.07
    премьеры