всё о любом фильме:

Мусульманин

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Хотиненко
сценарийВалерий Залотуха
продюсерВладимир Хотиненко, Владимир Репников
операторАлексей Родионов
композиторАлександр Пантыкин
художникАлександр Попов, Регина Хомская
монтажСветлана Тарик
жанр драма
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время110 мин. / 01:50
Рядовой Николай Иванов пробыл в плену у моджахеддов 7 лет. Когда его вели расстреливать, проезжавший мимо крестьянин выкупил Николая, и тот заменил ему убитого сына. В родное село парень вернулся мусульманином в самом лучшем понимании этого слова. Но понимания среди односельчан и родных он не встретил. Напротив, многие восприняли это враждебно.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Фрагмент 01:34

    файл добавилvic1976

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 44 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    «О вере, терпимости, людях…».

    А что же никто не пишет ни слова о главном в фильме?

    А главное в нем то, что убогой и отвратительной русской жизни противопоставляется ну прямо таки ангельская чистота бывшего односельчанина, ставший таким лишь благодаря тому, что стал мусульманином и отрекся от своей Родины.

    Это же откровенная ложь!

    Предлагаю создателям этого фильма пожить хоть какое-то время сначала где-нибудь в российской глубинке, а потом, к примеру, в Чечне.

    Вот тогда то и почувствуете разницу!

    Впрочем совет мой вряд ли пригодится. Радует одно — этот фильм никто не будет смотреть. Мне этот диск вручили как подарок в супермаркете.

    27 января 2010 | 10:54

    После 7 лет в афганском плену Николай возвращается в родную деревню. В плену он принял ислам, и теперь чужой в своей глухой деревушке, где все воруют и никто просыхает. И вроде и не верует никто в его деревне, а принять Николая все равно не могут, поскольку тот «басурманин», не пьет и по бабам не ходит, следовательно, по всем статьям «не наш».

    Николай как голос совести для всех этих людей, пример и укор, перед которым уже нельзя грешить по-прежнему и чувствовать себя «в своем праве». Мать оправдывается перед Николаем, говоря, что «даже дом наш из ворованного дерева, а иначе бы и не построились» «по-другому не выживешь» и «у государства украдешь — на том свете зачтется». Мать пытается найти оправдание тому, что всегда считалось нормой, но все-таки сознает, что воровство в любом случае грех. За это Николая и ненавидят. Ведь вроде бы и есть все, и церковь, и мудрый батюшка, и заповеди, а все равно, «темен народ», во грехе погряз, и нужно нечто совершенно чуждое, иноземное, чтобы служить примером и голосом совести этим людям. К своей религии они привыкли настолько, что грехов своих не видят совершенно, а если и видят, то равнодушны к ним и каяться даже не пытаются.

    Очень интересен Федька (Александр Балуев), настоящий Митька Карамазов, страшный человек, подверженный всем страстям. Наверное, самый сильный персонаж фильма, вмещающий в себе дикость, жестокость, страсть, порок, неистовость и, в месте с тем, некую необъяснимую покаянную духовность.

    9 из 10

    15 февраля 2010 | 13:15

    Потрясающий фильм

    Фильм решила посмотреть только из-за Евгения Миронова, ибо называю себя поклонницей, а ассортимент еще не смотренных мною картин с этим актером неуклонно снижается. Но фильм потряс в целом.

    В этом фильме каждый увидел что-то свое. Одни — противопоставление честности и порядочности героя приземленности обывателей, другие — разруху постперестроечной России. Для меня же это — фильм о «лишнем» человеке. В классической литературе, к примеру, есть масса произведений о «лишних» людях, которые не встречали понимания общества, а здесь мы видим картину кинематографа. Сюжет, блестящая режиссёрская работа и талантливейшая игра актеров — вот что заставляет зрителя смотреть, не отрываясь, заставляет фильм пробирать до мурашек. Актёры, на мой взгляд, справились с работой на высший балл, особенно удивил Балуев, потому что предстал в непривычном для меня амплуа. Роль пьяницы и пропащего человека была сыграна блестяще, и это заставило ещё раз убедится в его актёрском таланте. Миронов как всегда великолепен (не судите строго, если посчитаете эти слова субъективной оценкой), искренне растрогали эти кроткие взгляды и чуть наивная улыбка его героя, и даже эта почти-абсолютная положительность, которую обычно я (опять же, здесь идёт субъективное мнение) обычно не приветствую в образах. Быть может именно это «почти» и привлекает в герое: да, он честен, он порядочен и чист сердцем, он нравственен, он верует, но то, что в его жизни имело место предательство, в какой-то степени ставит печать на образе героя в целом, делая его противоречивым и потому завораживающим. Режиссерская работа, повторюсь, великолепна, и просто блестящая находка — колокольный звон на заднем фоне и частые вставки с картинами небес.

    В общем, подытожу — фильм понравился и, как говорится, «зацепил». Смотреть, смотреть и ещё раз смотреть, ибо картина не о религии, не о войне и не о разрухе. Картина о ЛЮДЯХ.

    4 октября 2010 | 23:42

    Будучи студентом, пришёл я однажды на лекцию по культурологии. А культурологию у нас в институте вёл хороший мужик, с которым всегда можно было поговорить за жизнь. И вот, однажды, придя на занятие по данной дисциплине был приятно удивлён: вместо скучной монотонной лекции, Александр Васильевич решил показать нам кино. Угадайте с трёх раз, как назывался фильм ?Вы не ошиблись, «Мусульманин». Таким вот образом, я открыл для себя актёра Евгения Миронова.

    Сам фильм заслуживает только добрых слов, ибо отменная режиссура вкупе с филигранной игрой Евгения Миронова не может не вынести мозг, в хорошем смысле слова. Фильм тяжёлый, это социально-психологическая драма. Понравится он не всем, но тем кто познакомится с данной картиной, придётся некоторое время пребывать в состоянии по меньшей мере задумчивости. В чём же её секрет ?

    Русского солдата взяли в плен. И не просто взяли на полгодика, а так сложилось, что провёл он на чужбине 7 лет. И здесь начинается правда. Хотиненко вполне мог показать, что за 7 лет солдат благодаря могучей силе духа не изменился. Но он этого не сделал, за что ему отдельное спасибо. Николай Иванов, так зовут солдата, стал совсем другим человеком. Он стал молиться так как делают это мусульмане и адаптироваться или влиться в повседневную нашу российскую действительность он попросту не может. И это не упрямство, не позёрство, не каприз. Просто у него какой-то свой разговор с Богом, своя тонкая невидимая нить. А ведь люди у нас бывают порой очень жестоки и на чужое горе(хотя как сказать) им бывает наплевать нередко. И те ситуации, которые прописаны в фильме, после возвращения Николая Иванова из плена наглядное тому подтверждение.

    Кроме Евгения Миронова нельзя не отметить актрису Нину Усатову, которая сыграла мать солдата, попавшего в плен. Очень точно подобрал актрису Владимир Хотиненко. Её роль и сыграна мастерски.

    Резюмируя: такие фильмы просто необходимо показывать, потому как они формируют сознание и являются неким фундаментом зарождения личности. Сильный фильм, в которой показана русская правда!

    10 из 10

    1 января 2014 | 17:32

    Действия фильма разворачиваются в русской деревне начала 90-х, в которую возвращается из афганского плена рядовой Николай Иванов. Считавшийся без вести пропавшим, на чужбине он пробыл семь лет и принял ислам и мусульманское имя Абдулла. Дома его встречают мать и брат алкоголик (Александр Балуев). Поначалу терпимое отношение к мусульманину перерастает сначала в насмешки а затем в устойчивую неприязнь.

    Режиссер, используя особые способы съемки, помогает зрителю вчувствоваться в эту картину, проникнуться ее атмосферой. Весь фильм снят как будто через специальный фильтр, придающий кадрам в киноленте да и всему, что видит зритель, зеленоватый оттенок. Таким образом, обращаясь к символизирующему ислам цвету, режиссер помогает зрителю проникнуться к главному герою, переживать вместе с ним, доверять ему и принимать его точку зрения. Сильное влияние оказывает образ самого главного героя, который тоже символичен: мы видим светловолосого молодого человека с голубыми глазами, явно представителя русского этноса, одетого, однако, в мусульманскую одежду. Тем самым подчеркивается свобода и доступность ислама не только для арабов и тем самым объясняется «предательство веры» с точки зрения тех, кто противостоит Николаю.

    Режиссер призывает к вере, в которой прослеживается залог мира. Зрителю показывается крупный план православного священника, который обращается к брату-алкоголику главного героя: «А ты то, Федор, в храм ни разу не придешь…». Взгляд батюшки обращен на зрителя, создается ощущение, что эти слова и дальнейшая проповедь не для Федора, а для каждого из тех, кто собрался перед экраном. То же самое делает главный герой чуть позже, обращаясь к односельчанам, но взгляд его опять направлен за пределы экрана на нас: «Не можете верить Христу — не верьте, не можете верить Мухаммеду — не верьте… Но знайте придет Сатана, и вы поверите ему, потому что он заставит поверить ему. И будет плохо».

    Надо сказать, что фильм очень хорошо отражает социальную и религиозную ситуацию того времени. Здесь затрагиваются многочисленные проблемы русской деревни как модели всего российского общества. Ярко звучат такие вопросы, как разорение колхозов, коррупция в органах местного самоуправления, массовое пьянство, безработица бывших заключенных, рост суицида, сексуальная анархия, бедность пенсионеров; воровство же здесь представлено как осуждаемая со стороны норм морали, но единственная верная мера для выживания. Однако самая главная тема данного произведения сквозит на протяжении всего фильма — проблема религиозной толерантности в поликонфессиональном обществе.

    Хорошо видна дискриминация по религиозному принципу, которая выражается в наплевательском отношении членов семьи мусульманина к нормам морали его веры. Так отказ главного героя воровать воспринимается как неуважение по отношению к матери, а запрет ислама на поминание, воздержание от алкоголя воспринимается как оскорбление памяти отца. Это непонимание — не результат отказа, а результат непонимания норм иной культуры. Когда православный батюшка отказывается выпивать только потому что за окном среда (постный день), это не вызывает никаких вопросов со стороны православной семьи мусульманина. За то мировоззрение, которого придерживается ключевая фигура фирма существует наказание — жестокое избиение со стороны родного брата, нанесение словесных оскорблений («чурка!»). Драки, которые с завидным постоянством вспыхивают между братьями — символ столкновения православной и исламской культур, которое имеет место в современном мире.

    Другая сторона анализа проблемы затрагивает аспект социальной политики религиозной толерантности. В одном из сюжетов представитель местной власти говорит главному герою картины о равенстве конфессий в России, хотя на деле его высказывания остаются всего лишь громкими словами. Единственный интерес депутата — личное обогащение. То есть, несмотря на демонстрацию готовности защиты конституционного права представителя ислама на свободу совести, практика показывает полное бездействие. Такую же картину мы можем увидеть и сейчас в нашей действительности — законы не работают.

    Режиссер этой картины видит основную проблему религиозной интолерантности в отсутствии веры и культурной непросвещенности. Ведь единственным человеком, вставшим на защиту мусульманина, стал православный священник: «к Господу дорог много» — фраза, сказанная им в оправдание «чужой» веры. Кроме того, именно в вере находятся корни религиозной терпимости, о чем нам повествует фраза все того же батюшки «Богу нужна мирная и согласная жизнь». Сам главный герой также позиционирует ислам как мирную веру, основанную на принципах уважения к другим конфессиям: «Аллах — имя Бога… Бог один, у него много имен…».

    Кроме того, вера оказывает свое спасительное действие, когда главный герой вытаскивает своего решившего свести счеты с жизнью брата из петли. Режиссер словами своего героя говорит о спасительной силе самой веры: «Не вешайтесь… потому как нет такой причины, потому что это грех… а грешить легко, так легко, как войти в воду, когда деньги плывут по реке…». В этот момент молитва помогает мусульманину вырвать из потолка висельный крюк. Все это выступает отражением предлагаемого автором решения проблем межконфессионального взаимодействия — терпимое отношение к иноверию, так как «Бог один, у каждого к нему свой путь». Сам режиссер так комментирует свою позицию: «Там (в Коране) могут быть этнические традиции, свои какие-то отклонения, но общих, магистральных установок, вот тех ценностей, тех заповедей, которые есть в христианстве, они практически присутствуют во всех религиях». И действительно, в своих ценностях веротерпимости ислам и христианство находят сходные позиции.

    Еще один фактор религиозного экстремизма, которому уделяет внимание режиссер — религиозный фанатизм, основанный на свободной интерпретации священных текстов. По этой причине возникают крайние религиозные течения и группировки и развивается религиозный экстремизм. Радикализм в религии всегда содержит в себе элементы интолерантности. Примером может послужить исламский фундаментализм, идеология которого «противостоит модернизации и его самым важным принципам — правам человека, плюрализму и демократии», и экстремизма, выраженного в «продолжении борьбы до тех пор, пока божественный порядок не будет сооружен», активно обсуждается в Западной Европе. В то время, когда деятельность чеченских крайних группировок держала в страхе все население России, когда развивались крайние формы экстремизма, такие как исламофобия, ксенофобия и русский неонацизм, взгляд на религию, представленный в этом фильме, оказался особенно важным. В итоге главный герой, практически принятый среди населения деревни, погибает от рук своего бывшего сослуживца. Причиной смерти выступает не первоначальное желание мести, а религиозный фанатизм убийцы: смена веры интерпретировалась им как предательство, как измена Родине.

    Картина «Мусульманин» освещает множество факторов религиозной нетерпимости, среди которых мы находим неверное толкование священных писаний, отсутствие веры или религиозный фанатизм и отсутствие адекватного представления о морали другого вероисповедания.

    10 из 10

    12 июля 2013 | 23:44

    Николай Иванов возвращается домой, после долголетнего плена в совершенно другой стране, с другими законами и обычаями. Однажды он принял эти законы — ради спасения собственной жизни, но продолжает их исповедовать уже добровольно, потому что эти законы и обычаи стали родными. И это не просто слова — это действительно необходимость его души, это основа его мира, дающая ему силы сопротивляться порокам и искушениям. Но вот родная деревня, которую он считает домом, оказалась совершенно не такой родной, как хотелось увидеть, как ожидалось увидеть. Даже больше того — он здесь чужой, несмотря ни на что. Что бы ни делал, как бы ни поступал — он не находит ничего родственного в том и в тех, кто окружает его дома.

    В фильме речь идет о вере. С одной стороны, тема веры в фильме всеобъемлюща, а с другой стороны — довольно узконаправленна. Вообще же это тонкий момент, и режиссеру удалось показать драматизм ситуации в этой непримиримости — столкновение двух вероисповеданий. Режиссеру много чего удалось в фильме, и после фильма есть над чем задуматься в целом. Много вопросов ставится в фильме, на которые ответы находит каждый свои. Какая она, верность человека тому, во что он искренне верит, что есть добро, что есть зло, как следует жить, чтобы жить правильно, чем следует руководствоваться в жизни, что стоит делать, что не стоит делать — очень глобальные вопросы поднимаются в фильме. А показанная деревня где-то в глубинке, как раз во время полным ходом идущих преобразований в стране вообще — очень благодатная почва для таких вопросов. Ведь идет заново переосмысление всех ценностей, новая расстановка приоритетов — на фоне этого внутренняя борьба героя с искушениями выглядит болезненней и глубже.

    А искушений ой как много. Топор, удачно подвернувшийся во время ссоры с братом — и злость на него. Верка, лежащая рядом в кровати — такая доступная, такая близкая. Комбикорм, который можно свободно прийти и взять в колхозе — ведь корова никак не раздоится. Доллары, плывущие по реке из чемодана председателя колхоза — ведь деньги же, настоящие, заморские. Самогон, которого в деревне залейся — ведь все пьют, а ты что, бусурманин, что ли?..

    Да, бусурманин. И имя у него — Абдулла, которое стало роднее, чем данное от рождения Николай. И от всего деревенского радушия веет чем-то темным и насильственным. И почему-то все вокруг постоянно требуют от Абдуллы-Николая каких-то ответных проявлений того, что называется здесь «уважением». «Не пьешь, значит? Понимаю, уважаю. Но и ты меня уважь — по нашему закону положено, значит, пей.» «Я поцеловал. А теперь ты целуй. Что, не хочешь? Не уважаешь, значит?»

    И сколько таких моментов в фильме! Никто, никто не хочет понять, что не в том уважение состоит, не в том вера значится. «Ведь Бог — един, просто имен у Него много», — пытается объяснить Николай, но его никто не слышит. Да и не хочет слушать — потому что за налетом привычности мало чего осталось от самой веры в сердцах людей. Даже слова матери Николая, искренне полагающей молитвы и заговоры одним и тем же, об этом говорят. Разве что батюшка, который единственный попытался понять, что же за человек такой, Николай, каким он вернулся.

    Когда мать Николая и Федора пригласила священника, чтобы тот попробовал повлиять как-то на братьев, «ведь убьют же друг друга до смерти», встреча происходит несколько напряженно, чему немало способствует демонстративное неприятие Николаем христианских обычаев. Рассказанная священником притча о двух праведных женах привносит в дом немного мирного спокойствия, и искреннего желания Федора, старшего брата, примириться. Однако путь, который он предложил, оказался невозможен для Николая, младшего брата, и это чуть не стало причиной не просто новой ссоры, но трагедии.

    Актеры подобраны на роли просто потрясающе. Александр Балуев (Федор), Нина Усатова (мать), а уж за Игоря Бортника (крестный) и говорить нечего. Каждая роль, хоть главная, хоть второстепенная, прописаны и показаны с неповторимой характерностью персонажа, это не просто актеры для массовки, это действительно живые люди, это действительно наша жизнь, пусть и с очень неприглядной точки отображения.

    Евгений Миронов, сыгравший Николая — пожалуй, это лучшая роль Миронова во всей его фильмографии. Он немногословен, но выразительность образа не в этом. Момент, когда он вырывает из потолка крюк, на котором повесился его отец и пытался повеситься брат, и когда он зачитывает при этом почти целую проповедь столпившимся сельчанам — наиболее сильный момент в фильме. Потрясающая сцена. В этом моменте нет противопоставления двух вер, как было до, и как будет после, именно здесь начинаешь понимать все, сказанное Николаем, словно бы он говорит какое-то откровение, тогда как на самом деле то, о чем он говорит, знакомо всем, все слышали и все знают эти слова, но не задумываются, не дают себе труда вникнуть в них. Здесь же слова наполнены большой болью, которая проникает внутрь и долго носится отголосоком в сознании…

    Единственное, что хочет Николай — жить честно, в согласии со своими внутренними устоями, но даже этим он становится чужой в родном доме. «А что делать», — говорит ему мать. — «Воровать грех, а по-другому никак не проживешь.» И вот эта безнадежность пропитывает весь фильм. И в самом деле, там, где его дом, по-другому никак не выходит. Он вернулся чужим, и так и останется на всю жизнь чужим, потому что обычаи дома стали для него чужими. Единственный выход — уехать. Да, уехать из родного дома — туда, в Афганистан. Жестокая ирония — и там чужой, и здесь не родной…

    Единственный герой в фильме, который получился довольно наигранным — неизвестный на «восьмерке», в исполнении Александра Пескова. Мотивация этого героя объяснена недостаточно убедительно, да и финальная речь его неискренняя, ненастоящая и маловыразительная. И поэтому развязка фильма выглядит несколько нелепо в своей трагичности. Трагедии в фильме и так было достаточно, чтобы прибегать к таким театральным драмэффектам, лишнее это. Вообще без этого персонажа свободно можно было обойтись, он не нужен в картине, несмотря на рассказываемую им историю.

    Это тяжелый фильм как для восприятия, так и по остающемуся впечатлению. И пересматривать его можно, заново открывая в нем что-то новое для себя, однако он, пожалуй, из тех фильмов, которые пересматривать очень часто просто таки противопоказано, потому что это картина вдумчивого просмотра для души, а от частого пересмотра она затрется, и все впечатления, равно как и мысли, просто обесценятся.

    10 из 10

    31 августа 2010 | 04:01

    Или «Теперь и ты перекрестись!» Или «Уважаю… Но и ты уважь!» Потрясающая логика! Как не вспомнить Кащея из «После дождичка в четверг»: «Если ты мне то, я тебе это, если ты мне это, я тебе то!» Базар!

    В принципе, неплохое кино. Если не стесняться того обстоятельства, что твою страну (русскую деревню в данном конкретном случае) в очередной раз макнули головой в дерьмо, выставили (пусть и справедливо и честно даже — не об этом разговор) в самом что ни на есть неприглядном виде. И если попытаться абстрагироваться от того, что речь идет о религии. Не об убеждениях в целом, а «узконаправленно». А это, признаться, мудрено.

    Опять я удивлен работой А. Балуева. То он у меня всё как-то с «кирпичом в гимнастерке» ассоциировался, а выходит, что были у него и более интересные роли. Тут вот, к примеру, он очень даже занятного персонажа изобразил — насквозь проспиртован парень, такое ощущение. Один только эпизод с велосипедом чего стоит. Неплохо.

    Про Е. Миронова много говорить не буду — хорошо сыграл: веришь. Понятно, что Н. Усатова — это попадание, но тут, скорее, типаж уже режиссеру на руку играет. И, тем не менее. И. Бортник не понравился, к примеру — слишком плоско показалось, поверхностно. Героя В. Ильина тоже не понял — честно признаюсь: кто такой, зачем был нужен в кадре. В общем, неоднозначно всё с точки зрения актерских работ, но главное, всё-таки, я считаю, не это.

    Меня больше всего привлекла идея. Верность человека выбранным ценностям, принципам. Вопреки всему и несмотря ни на что. Сильно! Особенно вдохновили сцены обуздания им собственного гнева. «Шайтан!» — только и можно разобрать — следом, я так понимаю, идет молитва. Здорово! Вот это выдержка — на зависть многим.

    Финал, хоть и неожиданный (всё-таки уже почти поверилось в то, что кровопролития удастся избежать), но лишь отчасти. Если взглянуть на ситуацию чуть шире, становится понятно, что такие люди обречены на гибель — слишком непохожи они на окружающих, слишком сильное раздражение вызывают в них они своей правильностью и нравственной чистотой.

    И, повторюсь, тем досаднее, что речь идет о религии. Не конкретно даже о мусульманстве, а вообще о поклонении кому бы то ни было. На мой взгляд, это как-то принижает ценность отстаиваемых человеком идеалов. Выходит, что они верны, истинны не сами по себе, а в силу ниспослания их свыше. Что-то вроде ссылки на авторитет получается. Так неинтересно.

    А в остальном — очень даже показательно всё. И попытка противостояния повальному пьянству, и отношение к воровству (тут особенно слова про государство понравились), самоубийству, семье, наконец. Чрезвычайно содержательно. Интересно.

    Полагаю, стоит посмотреть, если не видел. Есть над чем подумать, даже если и не доведется в итоге согласиться.

    8 из 10

    5 мая 2010 | 17:45

    Начну с того, что литература и кино — виды искусства, идущие рядом, особенно сейчас, в период всяческих экранизаций художественной литературы. Но нужно разделять кино развлекательное и кино-искусство, также, впрочем, как и литературу.

    Режиссерам при экранизации какого-либо произведения (сложного произведения) приходится сталкиваться с невероятными сложностями, ибо передать все, что хотел автор практически невозможно. К чему я веду. Данная картина словно снята по литературному произведению, и на протяжении всего фильма я не могла избавиться от этого ощущения. Очень «литературно» снятый фильм. В каждом кадре, в каждой реплике мы видим символы, образы; каждый раз мы пытаемся понять, с чем связано то или иное появление символа, что нам хотел сказать автор, и таких «зацепок», своеобразных подсказок к пониманию фильма, к пониманию ИДЕИ режиссера, действительно много. Кино словно делится на два слоя — верхний слой, доступный всем, и скрытый, тот, что таится ПОД верхним. Верхний слой — это сюжет, довольно противоречивый и сложный, это персонажи, их поступки, конфликт главного героя с окружающим миром; думаю, что каждому зрителю есть что сказать насчет и сюжета, и персонажа, и прав этот персонаж или неправ… Для меня этот слой явился как бы сопровождением, фоном для того скрытого слоя, на котором и ведет свой сокровенный диалог со зрителем режиссер.

    Итак, что же это за скрытый слой. Есть моменты, которые не относятся к сюжету повествования, да, выражусь именно так, потому что «Мусульманин» для меня, словно литературное произведение, и эти моменты можно было убрать, и зритель все равно бы получил душещипательную, душеволнующую картину.

    Во-первых, герой, который указывается в титрах как Неизвестный. Он явно олицетворяет собою Дьявола, довольно яркого, заметного, но почему-то невидимого. Он повсюду следует за Николаем, постоянно покушаясь на его безопасность. Заметьте, что абсолютно все в деревне видят незнакомое лицо, но словно бы его не замечают. Николай ощущает его присутствие, но не чувствует тревоги, я бы объяснила это его уверенностью в силе своей веры.

    Во-вторых, мать Николая. Она олицетворяет собою саму Родину, Россию, любящая своих сыновей крепко, «душевно», но немного неуклюже. Она не может ничего поделать со своим сыном Федором, не в силах изменить его буйный нрав, поэтому решает, что Николаю лучше покинуть деревню. Скорее всего, это своеобразная ссылка на повальную эмиграцию русских в Америку, символы которой тоже довольно часто мелькают на экране. Какая разница, осталось ли верным Родине твое чадо, главное, чтобы ему хорошо жилось.

    В-третьих, брат Николая. Он олицетворяет собою русский народ, каким-то злым роком обреченный на несчастливую жизнь. Вряд ли у Федора было счастливое детство и внимательные, любящие родители, также нам известно, что он бывший зэк, что тоже неслучайно. Только в СССР была (и есть) так развита тюремная субкультура. Вспоминаются слова Гумилева: «Полстраны уже сидит, полстраны готовится». Однако из слов матери мы слышим, что без воровства они бы не выжили, словно сама Россия снисходительно оправдывает грехи свои и своих горячо любимых детей. Итак, Федор не мог быть другим. Это его судьба. Бытие определяет сознание. Крепостное право, царизм, революции, войны, голод — все это не могло не оставить следа на народе России.

    В-четвертых, сам Николай. Николай — олицетворение веры. Естественно, режиссер не говорит нам о том, что именно ислам — ключ к возрождению России. Достоевский, один из самых РУССКИХ писателей, неустанно призывал к тому, что спасение России — в христианстве, то есть в религии, В ВЕРЕ. Хотиненко как-то раз приезжал в институт, студенткой которого я являлась, и из его уст прозвучала примерно такая фраза: «В темницах человеческой души Достоевский копнул глубже всех. Поверьте, больше там ничего нет».

    Вера. Прообразом Веры, конечно же, является Дева Мария, которая, как нам известно, была порочной женщиной. Вера могла изменить свою жизнь, когда Николай сказал, что хотел бы жениться на ней, но она отказалась. Я считаю, что из-за того, что считала себя слишком грешной. Наутро она ныряет в озеро, пытаясь достать до его дна, но у нее не получается, мы видим, как быстро она сдается, в отличие от Неизвестного, жаждущего смыть свои грехи, очиститься, однако он Дьявол, и нести зло — его вечное бремя (вспомним Демона М. Ю. Лермонтова). Есть еще один момент. Вера готовит яичницу. Одно яйцо разбивает, а второе подносит к лицу. Не правда ли очень напоминает на языческий обряд очищения от злых духов, бытующий среди многих народов? Яйца могут символизировать двух братьев. Один уже, считай, поджаривается в кипящем масле, а второй может ее, то бишь Веру, очистить, спасти. Кстати, сравнивание двух яиц с двумя братьями происходит еще в сцене, где Федор заставляет Николая целовать икону. Разливается молоко, и одно яйцо падает со стола, а следом за ним, через некоторое время, скатывается и другое. Тут уже зритель может догадаться о том, что счастливого конца не будет.

    Ну, и еще один интересный персонаж — Пастух. Довольно сложно определить, какую функцию несет на себе этот персонаж. Начнем с того, что он человек с психическими отклонениями, на Руси таких считали БЛАЖЕННЫМИ, считалось, что они лицезреют Бога на небесах. Слова «пастырь» и «пастух» являются исконно-родственными. Бог — наш небесный Пастух, а мы его стадо, посему я склоняюсь к довольно смелой мысли, что он олицетворяет собою Бога. Коровы и овцы — это люди, а он тот, кто является их «поводырем» в этом мире и не дает заблудиться, указывает верный путь в жизни. Однако в его руке кнут, который, однако, не причинил вреда на протяжении всего фильма никому, и этот кнут символизирует наказание, которое каждый человек получит за свои грехи. В конце фильма нужно обратить внимание, что около Пастуха, сидящего возле дерева, находится белая козочка, а это аллегория на образ Чёрта с козлиными рожками и копытами. Тут я предположу, что и добро, и зло одинаково творение рук Бога.

    Сама я по национальной принадлежности мусульманка, а Хотиненко мой земляк, он родился в городе Павлодар. Я всегда считала себя атеисткой, но после этого фильма, мне кажется, что-то все-таки изменится.

    21 февраля 2013 | 20:06

    Евгений Миронов классный актер и мой любимый. Вжиться в роль Абдуллы, т. е. рядового пленного в Афганистане Николая. И быть истинно верующим. Точнее мне кажется фильм не о вере или религиозных вопросах. А именно о грехах человека, или даже человечества. Каждый имеет в себе психологический недуг и условно не признает его в себе. Николай, как белая ворона, то что трудится и некогда за медалью ехать, не пьет на поминках, ибо нельзя и все и прощает брата чуть его не убившего.

    Те времена, как жили худо бедно сёлы и деревни, здесь все ясно видно, как на ладони. Мать вынуждена воровать, он Абдулла отказывается — нельзя; брат в тюрьме сидел, а он его терпит побои его смиренно, Верка (Евдокия Германова) его в постель ложит, а о ей про детишек. Одним словом добрый и святой человек, а его никак не поймут ибо погрязли все во лжи лицемерии и пусто богатстве. Лишь местный священник благосклонно принимает его мнение — «Бог един, а имен у него много» и рассказывает притчу в поучение зэку Феде (Александр Балуев роль выдержал на отлично), но увы. А тётка Соня (Нина Усатова) — ипостась русской матери как она есть, плохие ли хорошие — всех любит.

    Неизвестный (замполит Коли в Афганистане) все это время следит за Николем и хочет убить его за предательство (как это печально случиться в конце), но глядя на его мнение о смысле жизни меняется. Как у остальных в деревне, но как известно не до конца и жада искушения берёт свое. Как Павел Петрович сатану увидел для продаже земель и погиб. Все говорили о добре, но делали зло. Абдулла по сути не делал ничего, а бы уже добрым светлым.

    «Не можете молиться — не молитесь, не можете поститься — не поститесь. Не можете верить в Христа — не верьте. Не можете верить Мухаммеду — не верьте. Но знайте: придет Сатана — и вы поверите ему, потому что он заставит вас поверить ему. И будет плохо…"

    9 августа 2012 | 23:41

    Не секрет что про Бога чаще вспоминают в минуты большой беды или несчастья. От привычной и незатейливой жизни не станешь лишний раз вдаваться в теологию, не будешь искать сокровенные ответы на извечные вопросы, жаждать духовной гармонии и успокоения.

    Рассуждая философски, Николаю можно сказать повезло, пускай через лишения и страдания, насильственно или от полной безнадеги, но он сумел прикоснуться к мудрости и красоте единственно доступной на время плена религии, а именно к Исламу. И точно не стоит считать его предателем или вероотступником, так как уверен, что до армии деревенский паренек Николай был не особо верующим человеком, а не исключая младенческое крещение, был максимум обычным православным атеистом, чем не сильно то отличался от безалаберного брата (и вообще от местных мужиков), если бы не такая прискорбная оказия на чужбине…

    Сложен был его путь к вере, многое пришлось пережить чтобы обрести смысл жизни, найти направление и искреннюю связь с Богом. Но еще сложней и тернистей окажется проверка этой веры, и ни где нибудь, а на Родине, среди друзей, родственников и старых знакомых. Теперь его праведный быт, добродушная отзывчивость, непривычная одежда и чуждые обряды станут мешающим бельмом в глазах обывателей, давно уже потерявших своего Бога в душе. Кем же вернулся переменившийся Николай — образцом чистоты и напоминанием о праведности среди распущенных нравов, пьянства и затаившейся ненависти, или все же нестерпимой занозой в совести жителей российской глубинки. И во что выльется противостояние всепрощающего смирения и осатанелой узколобости?!

    Не имеет особого смысла высказывать восхищение задействованным у Хотиненко актерам, все они уже десятки раз доказывали свое трудолюбие и талант, да еще так, что теперь их гениальность и блистательную самоотдачу почитаешь за данность и как само собой разумеющееся. Про самого Хотиненко — так это вообще отдельный разговор, который думаю приберечь до разбора его нового фильма «Достоевский».

    За фирменный диск, который в эру DVD почитал за честь купить и иметь в коллекции — 

    9 из 10

    31 мая 2011 | 19:49

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Записи в блогах

    На «Кинотавре» Василия Сигарева с его фильмом «Жить» назвали частью мощной и важной «уральской субкультуры». Мы решили разобраться, из кого она состоит (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Книга джунглейThe Jungle Book61 538 821
    2.Белоснежка и Охотник 2The Huntsman: Winter's War19 445 035
    3.Парикмахерская 3Barbershop: The Next Cut10 518 254
    4.ЗверополисZootopia6 579 545
    5.Большой БоссThe Boss6 228 205
    22.04 — 24.04подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Экипаж501 037 796
    2.Книга джунглейThe Jungle Book136 470 748
    3.Белоснежка и Охотник 2The Huntsman: Winter's War44 547 900
    4.Робинзон Крузо: Очень обитаемый островRobinson Crusoe24 458 520
    5.ЗверополисZootopia11 875 087
    22.04 — 24.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 664 084367 563
    Деньги754 757 723 руб.137 334 129
    Цена билета283,31 руб.14,46
    22.04 — 24.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    25.Поймай меня, если сможешьCatch Me If You Can8.532
    26.В бой идут одни «старики»8.518
    27.Властелин колец: Братство кольцаThe Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring8.514
    28.ОтступникиThe Departed8.513
    29.Бриллиантовая рука8.511
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Ночная жизньLive by Night92.79%
    32.Звёздные войны: Эпизод 8Star Wars: Episode VIII92.30%
    33.Изгой-Один. Звёздные Войны: ИсторииRogue One: A Star Wars Story92.23%
    34.Большой и добрый великанThe BFG92.06%
    35.Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказкиPirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales92.06%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ЕсенияYesenia9
    ДвойникThe Double53
    Тугой узел2
    Город, который боялся закатаThe Town That Dreaded Sundown8
    Ночь страха 2: Свежая кровьFright Night 210
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Экипаж8.298
    Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение8.069
    Книга джунглейThe Jungle Book7.508
    Несносные ледиMother's Day6.928
    СомнияBefore I Wake6.733
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Первый мститель: ПротивостояниеCaptain America: Civil War05.05
    Люди Икс: АпокалипсисX-Men: Apocalypse19.05
    РазрушениеDemolition19.05
    ВаркрафтWarcraft26.05
    Алиса в ЗазеркальеAlice Through the Looking Glass26.05
    премьеры