всё о любом фильме:

Мусульманин

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Хотиненко
сценарийВалерий Залотуха
продюсерВладимир Хотиненко, Владимир Репников
операторАлексей Родионов
композиторАлександр Пантыкин
художникАлександр Попов, Регина Хомская
монтажСветлана Тарик
жанр драма
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время110 мин. / 01:50
Рядовой Николай Иванов пробыл в плену у моджахеддов 7 лет. Когда его вели расстреливать, проезжавший мимо крестьянин выкупил Николая, и тот заменил ему убитого сына. В родное село парень вернулся мусульманином в самом лучшем понимании этого слова. Но понимания среди односельчан и родных он не встретил. Напротив, многие восприняли это враждебно.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Фрагмент 01:34

    файл добавилvic1976

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 44 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Будучи студентом, пришёл я однажды на лекцию по культурологии. А культурологию у нас в институте вёл хороший мужик, с которым всегда можно было поговорить за жизнь. И вот, однажды, придя на занятие по данной дисциплине был приятно удивлён: вместо скучной монотонной лекции, Александр Васильевич решил показать нам кино. Угадайте с трёх раз, как назывался фильм ?Вы не ошиблись, «Мусульманин». Таким вот образом, я открыл для себя актёра Евгения Миронова.

    Сам фильм заслуживает только добрых слов, ибо отменная режиссура вкупе с филигранной игрой Евгения Миронова не может не вынести мозг, в хорошем смысле слова. Фильм тяжёлый, это социально-психологическая драма. Понравится он не всем, но тем кто познакомится с данной картиной, придётся некоторое время пребывать в состоянии по меньшей мере задумчивости. В чём же её секрет ?

    Русского солдата взяли в плен. И не просто взяли на полгодика, а так сложилось, что провёл он на чужбине 7 лет. И здесь начинается правда. Хотиненко вполне мог показать, что за 7 лет солдат благодаря могучей силе духа не изменился. Но он этого не сделал, за что ему отдельное спасибо. Николай Иванов, так зовут солдата, стал совсем другим человеком. Он стал молиться так как делают это мусульмане и адаптироваться или влиться в повседневную нашу российскую действительность он попросту не может. И это не упрямство, не позёрство, не каприз. Просто у него какой-то свой разговор с Богом, своя тонкая невидимая нить. А ведь люди у нас бывают порой очень жестоки и на чужое горе(хотя как сказать) им бывает наплевать нередко. И те ситуации, которые прописаны в фильме, после возвращения Николая Иванова из плена наглядное тому подтверждение.

    Кроме Евгения Миронова нельзя не отметить актрису Нину Усатову, которая сыграла мать солдата, попавшего в плен. Очень точно подобрал актрису Владимир Хотиненко. Её роль и сыграна мастерски.

    Резюмируя: такие фильмы просто необходимо показывать, потому как они формируют сознание и являются неким фундаментом зарождения личности. Сильный фильм, в которой показана русская правда!

    10 из 10

    1 января 2014 | 17:32

    Николай Иванов возвращается домой, после долголетнего плена в совершенно другой стране, с другими законами и обычаями. Однажды он принял эти законы — ради спасения собственной жизни, но продолжает их исповедовать уже добровольно, потому что эти законы и обычаи стали родными. И это не просто слова — это действительно необходимость его души, это основа его мира, дающая ему силы сопротивляться порокам и искушениям. Но вот родная деревня, которую он считает домом, оказалась совершенно не такой родной, как хотелось увидеть, как ожидалось увидеть. Даже больше того — он здесь чужой, несмотря ни на что. Что бы ни делал, как бы ни поступал — он не находит ничего родственного в том и в тех, кто окружает его дома.

    В фильме речь идет о вере. С одной стороны, тема веры в фильме всеобъемлюща, а с другой стороны — довольно узконаправленна. Вообще же это тонкий момент, и режиссеру удалось показать драматизм ситуации в этой непримиримости — столкновение двух вероисповеданий. Режиссеру много чего удалось в фильме, и после фильма есть над чем задуматься в целом. Много вопросов ставится в фильме, на которые ответы находит каждый свои. Какая она, верность человека тому, во что он искренне верит, что есть добро, что есть зло, как следует жить, чтобы жить правильно, чем следует руководствоваться в жизни, что стоит делать, что не стоит делать — очень глобальные вопросы поднимаются в фильме. А показанная деревня где-то в глубинке, как раз во время полным ходом идущих преобразований в стране вообще — очень благодатная почва для таких вопросов. Ведь идет заново переосмысление всех ценностей, новая расстановка приоритетов — на фоне этого внутренняя борьба героя с искушениями выглядит болезненней и глубже.

    А искушений ой как много. Топор, удачно подвернувшийся во время ссоры с братом — и злость на него. Верка, лежащая рядом в кровати — такая доступная, такая близкая. Комбикорм, который можно свободно прийти и взять в колхозе — ведь корова никак не раздоится. Доллары, плывущие по реке из чемодана председателя колхоза — ведь деньги же, настоящие, заморские. Самогон, которого в деревне залейся — ведь все пьют, а ты что, бусурманин, что ли?..

    Да, бусурманин. И имя у него — Абдулла, которое стало роднее, чем данное от рождения Николай. И от всего деревенского радушия веет чем-то темным и насильственным. И почему-то все вокруг постоянно требуют от Абдуллы-Николая каких-то ответных проявлений того, что называется здесь «уважением». «Не пьешь, значит? Понимаю, уважаю. Но и ты меня уважь — по нашему закону положено, значит, пей.» «Я поцеловал. А теперь ты целуй. Что, не хочешь? Не уважаешь, значит?»

    И сколько таких моментов в фильме! Никто, никто не хочет понять, что не в том уважение состоит, не в том вера значится. «Ведь Бог — един, просто имен у Него много», — пытается объяснить Николай, но его никто не слышит. Да и не хочет слушать — потому что за налетом привычности мало чего осталось от самой веры в сердцах людей. Даже слова матери Николая, искренне полагающей молитвы и заговоры одним и тем же, об этом говорят. Разве что батюшка, который единственный попытался понять, что же за человек такой, Николай, каким он вернулся.

    Когда мать Николая и Федора пригласила священника, чтобы тот попробовал повлиять как-то на братьев, «ведь убьют же друг друга до смерти», встреча происходит несколько напряженно, чему немало способствует демонстративное неприятие Николаем христианских обычаев. Рассказанная священником притча о двух праведных женах привносит в дом немного мирного спокойствия, и искреннего желания Федора, старшего брата, примириться. Однако путь, который он предложил, оказался невозможен для Николая, младшего брата, и это чуть не стало причиной не просто новой ссоры, но трагедии.

    Актеры подобраны на роли просто потрясающе. Александр Балуев (Федор), Нина Усатова (мать), а уж за Игоря Бортника (крестный) и говорить нечего. Каждая роль, хоть главная, хоть второстепенная, прописаны и показаны с неповторимой характерностью персонажа, это не просто актеры для массовки, это действительно живые люди, это действительно наша жизнь, пусть и с очень неприглядной точки отображения.

    Евгений Миронов, сыгравший Николая — пожалуй, это лучшая роль Миронова во всей его фильмографии. Он немногословен, но выразительность образа не в этом. Момент, когда он вырывает из потолка крюк, на котором повесился его отец и пытался повеситься брат, и когда он зачитывает при этом почти целую проповедь столпившимся сельчанам — наиболее сильный момент в фильме. Потрясающая сцена. В этом моменте нет противопоставления двух вер, как было до, и как будет после, именно здесь начинаешь понимать все, сказанное Николаем, словно бы он говорит какое-то откровение, тогда как на самом деле то, о чем он говорит, знакомо всем, все слышали и все знают эти слова, но не задумываются, не дают себе труда вникнуть в них. Здесь же слова наполнены большой болью, которая проникает внутрь и долго носится отголосоком в сознании…

    Единственное, что хочет Николай — жить честно, в согласии со своими внутренними устоями, но даже этим он становится чужой в родном доме. «А что делать», — говорит ему мать. — «Воровать грех, а по-другому никак не проживешь.» И вот эта безнадежность пропитывает весь фильм. И в самом деле, там, где его дом, по-другому никак не выходит. Он вернулся чужим, и так и останется на всю жизнь чужим, потому что обычаи дома стали для него чужими. Единственный выход — уехать. Да, уехать из родного дома — туда, в Афганистан. Жестокая ирония — и там чужой, и здесь не родной…

    Единственный герой в фильме, который получился довольно наигранным — неизвестный на «восьмерке», в исполнении Александра Пескова. Мотивация этого героя объяснена недостаточно убедительно, да и финальная речь его неискренняя, ненастоящая и маловыразительная. И поэтому развязка фильма выглядит несколько нелепо в своей трагичности. Трагедии в фильме и так было достаточно, чтобы прибегать к таким театральным драмэффектам, лишнее это. Вообще без этого персонажа свободно можно было обойтись, он не нужен в картине, несмотря на рассказываемую им историю.

    Это тяжелый фильм как для восприятия, так и по остающемуся впечатлению. И пересматривать его можно, заново открывая в нем что-то новое для себя, однако он, пожалуй, из тех фильмов, которые пересматривать очень часто просто таки противопоказано, потому что это картина вдумчивого просмотра для души, а от частого пересмотра она затрется, и все впечатления, равно как и мысли, просто обесценятся.

    10 из 10

    31 августа 2010 | 04:01

    Мусульманин — драма, которая произвела на меня сильное впечатление. В ней рассказывается о нашем, русском парне, который попал в плен к моджахедам и перед смертной казнью был выкуплен афганским крестьянином.

    Главный герой — Николай Иванов заменил ему убитого сына, принял ислам, и в родное село вернулся мусульманином. Односельчане восприняли враждебно такой поворот событий, им не нравятся новые обычаи Николая, их обижает то, что он в любых ситуациях отказывается пить водку, даже на кладбище.

    На протяжении фильма рассматривается много идей, например, когда брат Николая пытался повеситься, об этом сообщили его матери и она в слезах врывается в дом и видит картину: Николай стоит с ножом, его брат лежит на полу, а рядом с ними перерезана веревка. Николай произносит монолог о том, что нет причины для самоубийства, так как нет ничего важнее дарованной нам жизни. Этот момент должным образом относится к основной тема в фильме — теме религии и она разворачивается постепенно, вводя зрителя в глубочайшее состояние. Зритель погружается в мир главного героя и видит два лагеря (две религии) со стороны Николая, его отношение к жизни. Безусловно, тема выбрана, волнующая многих, тем более на момент выхода фильма в свет на дворе стоял 1995 год, который все мы прекрасно помним по Афганистану и Чечне. Все кадры отлично продуманы, видна большая работа. Также стоит отметить, как здорово режиссер передает атмосферу в российской глубинке. Актерский ансамбль на высоте. Пожалуй, единственное, что вызывает вопросы, так это огромная голова свиньи, вылезающая из реки. Момент выглядит нелепо, а голова — не натуральной.

    Очевидно, что фильм предполагалось позиционировать, как фестивальный фильм. Картина получила множество призов, в том числе и на МКФ.

    В общем, всем настоятельно рекомендую смотреть фильм, т. к. сделан он по меркам своего времени выше всяческих похвал по всем аспектам.

    (2010-2011)

    9 из 10

    17 января 2015 | 17:33

    Потрясающий фильм

    Фильм решила посмотреть только из-за Евгения Миронова, ибо называю себя поклонницей, а ассортимент еще не смотренных мною картин с этим актером неуклонно снижается. Но фильм потряс в целом.

    В этом фильме каждый увидел что-то свое. Одни — противопоставление честности и порядочности героя приземленности обывателей, другие — разруху постперестроечной России. Для меня же это — фильм о «лишнем» человеке. В классической литературе, к примеру, есть масса произведений о «лишних» людях, которые не встречали понимания общества, а здесь мы видим картину кинематографа. Сюжет, блестящая режиссёрская работа и талантливейшая игра актеров — вот что заставляет зрителя смотреть, не отрываясь, заставляет фильм пробирать до мурашек. Актёры, на мой взгляд, справились с работой на высший балл, особенно удивил Балуев, потому что предстал в непривычном для меня амплуа. Роль пьяницы и пропащего человека была сыграна блестяще, и это заставило ещё раз убедится в его актёрском таланте. Миронов как всегда великолепен (не судите строго, если посчитаете эти слова субъективной оценкой), искренне растрогали эти кроткие взгляды и чуть наивная улыбка его героя, и даже эта почти-абсолютная положительность, которую обычно я (опять же, здесь идёт субъективное мнение) обычно не приветствую в образах. Быть может именно это «почти» и привлекает в герое: да, он честен, он порядочен и чист сердцем, он нравственен, он верует, но то, что в его жизни имело место предательство, в какой-то степени ставит печать на образе героя в целом, делая его противоречивым и потому завораживающим. Режиссерская работа, повторюсь, великолепна, и просто блестящая находка — колокольный звон на заднем фоне и частые вставки с картинами небес.

    В общем, подытожу — фильм понравился и, как говорится, «зацепил». Смотреть, смотреть и ещё раз смотреть, ибо картина не о религии, не о войне и не о разрухе. Картина о ЛЮДЯХ.

    4 октября 2010 | 23:42

    Фильм будет актуален на все времена.

    Сильная роль Миронова и других актеров показывает реалии жизни простых людей и насколько может общество пасть низ при отсутствии веры во что либо. Простых людей, отчаявшихся, прекративших бороться, поддающихся своим инстинктам, просто выживающих и существующих. Это не просто жизнь деревенских людей, это реалии жизни, и прошлой, и современной.

    Фильм своим примером указывает насколько общество стремительно падает вниз, и что мы никогда не постигнем истинного понимания, доверяя лишь условностям жизни. Духовность просыпает в людях те качества, которые их действительно отделяют от якобы наших предков приматов, и животных в целом. Человек понимает что может сосуществовать, жить в мире и согласии. Не принимать навязанные нам вред и быть действительно людьми. Без всяких табу, пережитков и старых и ненужных традиций.

    Создатели фильма сами того не понимая открыли глубокую тему. В фильме есть все. Общество, которая отчаялась надеется на что то, и тянущая за собой вниз, в болото всех, где уже сами оказались. Люди, которые наживаются на невежестве других, старающиеся быть первыми во всем и лицемерно приспособляющихся ко всему. Люди верящие в добро, но не осмеливающихся вырваться вперед, отделиться от остальных. И люди которые не принимают всего этого, в силу принципов и воли.

    Фильм заставляет задуматься и оглянуться назад, на свою жизнь и всю тягомотину что он делает, а так же чего он действительно сделал в жизни. В фильме хоть и есть противопоставление, но он совсем не религиозный. Он не делит людей по вероисповеданиям и каким либо другим убеждениям. Здесь спорить не о чем. В мусульманстве есть один из главных законов и целей, объединение людей во всем мире и превращение их в братьев и сестер. Но большинство людей не понимают смысл этого, и пытаются исказить понимание, отчаянно отвергая духовность человека и пользу всего этого. Мы можем бесконечно обманывать себя и остальных, но никогда не признаем того, во что мы превращаемся или можем превратиться. Постепенно люди возвращаются в каменный век, несмотря на все открытия и технологии. Все что мы делаем, делаем лишь себе во вред и угоду другим. Мы должны это понять!

    19 сентября 2014 | 17:33

    После 7 лет в афганском плену Николай возвращается в родную деревню. В плену он принял ислам, и теперь чужой в своей глухой деревушке, где все воруют и никто просыхает. И вроде и не верует никто в его деревне, а принять Николая все равно не могут, поскольку тот «басурманин», не пьет и по бабам не ходит, следовательно, по всем статьям «не наш».

    Николай как голос совести для всех этих людей, пример и укор, перед которым уже нельзя грешить по-прежнему и чувствовать себя «в своем праве». Мать оправдывается перед Николаем, говоря, что «даже дом наш из ворованного дерева, а иначе бы и не построились» «по-другому не выживешь» и «у государства украдешь — на том свете зачтется». Мать пытается найти оправдание тому, что всегда считалось нормой, но все-таки сознает, что воровство в любом случае грех. За это Николая и ненавидят. Ведь вроде бы и есть все, и церковь, и мудрый батюшка, и заповеди, а все равно, «темен народ», во грехе погряз, и нужно нечто совершенно чуждое, иноземное, чтобы служить примером и голосом совести этим людям. К своей религии они привыкли настолько, что грехов своих не видят совершенно, а если и видят, то равнодушны к ним и каяться даже не пытаются.

    Очень интересен Федька (Александр Балуев), настоящий Митька Карамазов, страшный человек, подверженный всем страстям. Наверное, самый сильный персонаж фильма, вмещающий в себе дикость, жестокость, страсть, порок, неистовость и, в месте с тем, некую необъяснимую покаянную духовность.

    9 из 10

    15 февраля 2010 | 13:15

    - А дедушка Амредин говорит: «Рай находится, под ногами, ваших матерей.» (с.)

    Когда война в Афганистане заканчивалась, Николай попал в плен, с тех пор прошли годы, СССР уже нет, его семья похоронила Николая, отец повесился, мать осталась со вторым сыном, который периодически оказывался в тюрьме. Но неожиданно, в 1995 г. мать увидела по телевизору репортаж из Афгана, где рассказывали о судьбе пленного советского солдата, она узнала в нем своего сына. Николай вернулся в родную деревню, которая как и многие другие в те времена, не напоминало жилое селение, скорее, глядя на людей, можно было подумать, что они находятся на оккупированной фашистами территории: все что можно было утащить — воруют, беспробудно пьют, доводя себя до полного окостенения. На этом фоне, Николай разительно выделялся, он не перестал носить афганское одеяние, не пил как другие, потому что в плену, он принял ислам, причем принял его, не по необходимости, а добровольно, всем сердцем впитав слово Аллаха.

    «Мусульманин» это очень многогранная работа, затрагивающий все сферы жизни человека: социальную, культурную, религиозную, политическую. Поэтому, мне трудно сказать о чем этот фильм, он о вере; о том, как трудно людям принимать что-то новое; о том, как легко погрязнуть в грехе, и после того, как он станет нормой, человек перестает замечать грех, теряя всякое представление о добре и зле; о любви; о прощении… Великолепная работа актеров. Сильная картина, о просмотре которой, вы однозначно не пожалеете.

    14 октября 2011 | 20:54

    Евгений Миронов классный актер и мой любимый. Вжиться в роль Абдуллы, т. е. рядового пленного в Афганистане Николая. И быть истинно верующим. Точнее мне кажется фильм не о вере или религиозных вопросах. А именно о грехах человека, или даже человечества. Каждый имеет в себе психологический недуг и условно не признает его в себе. Николай, как белая ворона, то что трудится и некогда за медалью ехать, не пьет на поминках, ибо нельзя и все и прощает брата чуть его не убившего.

    Те времена, как жили худо бедно сёлы и деревни, здесь все ясно видно, как на ладони. Мать вынуждена воровать, он Абдулла отказывается — нельзя; брат в тюрьме сидел, а он его терпит побои его смиренно, Верка (Евдокия Германова) его в постель ложит, а о ей про детишек. Одним словом добрый и святой человек, а его никак не поймут ибо погрязли все во лжи лицемерии и пусто богатстве. Лишь местный священник благосклонно принимает его мнение — «Бог един, а имен у него много» и рассказывает притчу в поучение зэку Феде (Александр Балуев роль выдержал на отлично), но увы. А тётка Соня (Нина Усатова) — ипостась русской матери как она есть, плохие ли хорошие — всех любит.

    Неизвестный (замполит Коли в Афганистане) все это время следит за Николем и хочет убить его за предательство (как это печально случиться в конце), но глядя на его мнение о смысле жизни меняется. Как у остальных в деревне, но как известно не до конца и жада искушения берёт свое. Как Павел Петрович сатану увидел для продаже земель и погиб. Все говорили о добре, но делали зло. Абдулла по сути не делал ничего, а бы уже добрым светлым.

    «Не можете молиться — не молитесь, не можете поститься — не поститесь. Не можете верить в Христа — не верьте. Не можете верить Мухаммеду — не верьте. Но знайте: придет Сатана — и вы поверите ему, потому что он заставит вас поверить ему. И будет плохо…"

    9 августа 2012 | 23:41

    Начну с того, что литература и кино — виды искусства, идущие рядом, особенно сейчас, в период всяческих экранизаций художественной литературы. Но нужно разделять кино развлекательное и кино-искусство, также, впрочем, как и литературу.

    Режиссерам при экранизации какого-либо произведения (сложного произведения) приходится сталкиваться с невероятными сложностями, ибо передать все, что хотел автор практически невозможно. К чему я веду. Данная картина словно снята по литературному произведению, и на протяжении всего фильма я не могла избавиться от этого ощущения. Очень «литературно» снятый фильм. В каждом кадре, в каждой реплике мы видим символы, образы; каждый раз мы пытаемся понять, с чем связано то или иное появление символа, что нам хотел сказать автор, и таких «зацепок», своеобразных подсказок к пониманию фильма, к пониманию ИДЕИ режиссера, действительно много. Кино словно делится на два слоя — верхний слой, доступный всем, и скрытый, тот, что таится ПОД верхним. Верхний слой — это сюжет, довольно противоречивый и сложный, это персонажи, их поступки, конфликт главного героя с окружающим миром; думаю, что каждому зрителю есть что сказать насчет и сюжета, и персонажа, и прав этот персонаж или неправ… Для меня этот слой явился как бы сопровождением, фоном для того скрытого слоя, на котором и ведет свой сокровенный диалог со зрителем режиссер.

    Итак, что же это за скрытый слой. Есть моменты, которые не относятся к сюжету повествования, да, выражусь именно так, потому что «Мусульманин» для меня, словно литературное произведение, и эти моменты можно было убрать, и зритель все равно бы получил душещипательную, душеволнующую картину.

    Во-первых, герой, который указывается в титрах как Неизвестный. Он явно олицетворяет собою Дьявола, довольно яркого, заметного, но почему-то невидимого. Он повсюду следует за Николаем, постоянно покушаясь на его безопасность. Заметьте, что абсолютно все в деревне видят незнакомое лицо, но словно бы его не замечают. Николай ощущает его присутствие, но не чувствует тревоги, я бы объяснила это его уверенностью в силе своей веры.

    Во-вторых, мать Николая. Она олицетворяет собою саму Родину, Россию, любящая своих сыновей крепко, «душевно», но немного неуклюже. Она не может ничего поделать со своим сыном Федором, не в силах изменить его буйный нрав, поэтому решает, что Николаю лучше покинуть деревню. Скорее всего, это своеобразная ссылка на повальную эмиграцию русских в Америку, символы которой тоже довольно часто мелькают на экране. Какая разница, осталось ли верным Родине твое чадо, главное, чтобы ему хорошо жилось.

    В-третьих, брат Николая. Он олицетворяет собою русский народ, каким-то злым роком обреченный на несчастливую жизнь. Вряд ли у Федора было счастливое детство и внимательные, любящие родители, также нам известно, что он бывший зэк, что тоже неслучайно. Только в СССР была (и есть) так развита тюремная субкультура. Вспоминаются слова Гумилева: «Полстраны уже сидит, полстраны готовится». Однако из слов матери мы слышим, что без воровства они бы не выжили, словно сама Россия снисходительно оправдывает грехи свои и своих горячо любимых детей. Итак, Федор не мог быть другим. Это его судьба. Бытие определяет сознание. Крепостное право, царизм, революции, войны, голод — все это не могло не оставить следа на народе России.

    В-четвертых, сам Николай. Николай — олицетворение веры. Естественно, режиссер не говорит нам о том, что именно ислам — ключ к возрождению России. Достоевский, один из самых РУССКИХ писателей, неустанно призывал к тому, что спасение России — в христианстве, то есть в религии, В ВЕРЕ. Хотиненко как-то раз приезжал в институт, студенткой которого я являлась, и из его уст прозвучала примерно такая фраза: «В темницах человеческой души Достоевский копнул глубже всех. Поверьте, больше там ничего нет».

    Вера. Прообразом Веры, конечно же, является Дева Мария, которая, как нам известно, была порочной женщиной. Вера могла изменить свою жизнь, когда Николай сказал, что хотел бы жениться на ней, но она отказалась. Я считаю, что из-за того, что считала себя слишком грешной. Наутро она ныряет в озеро, пытаясь достать до его дна, но у нее не получается, мы видим, как быстро она сдается, в отличие от Неизвестного, жаждущего смыть свои грехи, очиститься, однако он Дьявол, и нести зло — его вечное бремя (вспомним Демона М. Ю. Лермонтова). Есть еще один момент. Вера готовит яичницу. Одно яйцо разбивает, а второе подносит к лицу. Не правда ли очень напоминает на языческий обряд очищения от злых духов, бытующий среди многих народов? Яйца могут символизировать двух братьев. Один уже, считай, поджаривается в кипящем масле, а второй может ее, то бишь Веру, очистить, спасти. Кстати, сравнивание двух яиц с двумя братьями происходит еще в сцене, где Федор заставляет Николая целовать икону. Разливается молоко, и одно яйцо падает со стола, а следом за ним, через некоторое время, скатывается и другое. Тут уже зритель может догадаться о том, что счастливого конца не будет.

    Ну, и еще один интересный персонаж — Пастух. Довольно сложно определить, какую функцию несет на себе этот персонаж. Начнем с того, что он человек с психическими отклонениями, на Руси таких считали БЛАЖЕННЫМИ, считалось, что они лицезреют Бога на небесах. Слова «пастырь» и «пастух» являются исконно-родственными. Бог — наш небесный Пастух, а мы его стадо, посему я склоняюсь к довольно смелой мысли, что он олицетворяет собою Бога. Коровы и овцы — это люди, а он тот, кто является их «поводырем» в этом мире и не дает заблудиться, указывает верный путь в жизни. Однако в его руке кнут, который, однако, не причинил вреда на протяжении всего фильма никому, и этот кнут символизирует наказание, которое каждый человек получит за свои грехи. В конце фильма нужно обратить внимание, что около Пастуха, сидящего возле дерева, находится белая козочка, а это аллегория на образ Чёрта с козлиными рожками и копытами. Тут я предположу, что и добро, и зло одинаково творение рук Бога.

    Сама я по национальной принадлежности мусульманка, а Хотиненко мой земляк, он родился в городе Павлодар. Я всегда считала себя атеисткой, но после этого фильма, мне кажется, что-то все-таки изменится.

    21 февраля 2013 | 20:06

    Война в Афганистане. 7 лет прошло, как семья отправила своего сына в далекую страну. Уже все потеряли надежду на то, что Николай жив: отец повесился, брат спился, а мать, как настоящая русская женщина, работает не покладая рук. Но неожиданно, в 1995, советский солдат возвращается из плена в родную деревню, к семье, в свой старый дом, к старым знакомым, но с новой верой и с новыми взглядами на жизнь.

    «Мусульманин» — глубокая картина, показывающая многогранность человеческой души. Наверное, не каждый из нас задумывался, какое большое значение играет в жизни человека именно вера и религия, насколько тяжело и трудно принимать что-то новое и незнакомое в родных людях, как быстро можно увязнуть в грехах и совсем нелегко от них избавиться. Но именно ответив на эти вопросы, можно понять и увидеть, во что веришь ты, и какие у тебя ценности.

    Посмотрев этот фильм, невозможно определить одну тему, ведь это разносторонняя картина, показывающая все сферы жизни человека: социальную, политическую, духовную. Главный герой Николай, которого великолепно сыграл Евгений Миронов, попав в плен в Афганистане, принимает ислам; во спасение или от скуки — непонятно. Но вернувшись в свою деревушку, где все воруют и пьют не просыхая, где у каждого Бог — Христос, он стал по-новому смотреть на мир. Было ли этого предательство своей веры или нет, решает каждый для себя. Но главным образом стоит обратить внимание на то, что Николай стал чужой и лишний среди своих, что родной брат избивал его за то, что он не имел права выпить, помолиться русскому Богу, разделить постель с женщиной до свадьбы.

    Так же, эта картина показывает все убожество и нищету России 90-х годов, деревню, в которой живут «грязные» люди, у которых нет ценностей и смысла жизни. Они живут, просто чтобы жить, или даже существовать. Показывает людей, у которых единственная радость каждый день — это водка или еще хуже — чистый спирт. Сразу хочется отметить игру Балуева, которая поражает до глубины души. Представ в новом амплуа, а именно виде пьяницы и дебошира, Александр Балуев показывает всю сущность и природу деревенского мужика того времени.

    Посмотрев эту картину, так или иначе начинаешь сравнивать российскую деревню и другой мир, в котором есть правда, свет, чистота и главное, смысл жизни и то, ради чего ты вообще живешь. Сразу надо предупредить, что в этой картине Россию опять суют лицом в грязь, показывая упадок нравственности и всю гниль общества. Во всяком случае, в этом фильме каждый найдет для себя что-то свое. Ведь темы, поднятые в этой картине, остаются актуальными и по сей день. Кто-то задумается о своих ценностях, в то, что верит он, что является святым для каждых из нас. А для кого-то, фильм послужит причиной, чтобы изменить свои взгляды на жизнь и окружающих людей.

    «Мусульманин» — фильм, который заставляет тебя задуматься, посмотрев который, ты никогда не пожалеешь.

    12 марта 2012 | 23:26

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>