всё о любом фильме:

Мусульманин

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Хотиненко
сценарийВалерий Залотуха
продюсерВладимир Хотиненко, Владимир Репников
операторАлексей Родионов
композиторАлександр Пантыкин
художникАлександр Попов, Регина Хомская
монтажСветлана Тарик
жанр драма
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время110 мин. / 01:50
Рядовой Николай Иванов пробыл в плену у моджахеддов 7 лет. Когда его вели расстреливать, проезжавший мимо крестьянин выкупил Николая, и тот заменил ему убитого сына. В родное село парень вернулся мусульманином в самом лучшем понимании этого слова. Но понимания среди односельчан и родных он не встретил. Напротив, многие восприняли это враждебно.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Фрагмент 01:34

    файл добавилvic1976

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 44 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    После 7 лет в афганском плену Николай возвращается в родную деревню. В плену он принял ислам, и теперь чужой в своей глухой деревушке, где все воруют и никто просыхает. И вроде и не верует никто в его деревне, а принять Николая все равно не могут, поскольку тот «басурманин», не пьет и по бабам не ходит, следовательно, по всем статьям «не наш».

    Николай как голос совести для всех этих людей, пример и укор, перед которым уже нельзя грешить по-прежнему и чувствовать себя «в своем праве». Мать оправдывается перед Николаем, говоря, что «даже дом наш из ворованного дерева, а иначе бы и не построились» «по-другому не выживешь» и «у государства украдешь — на том свете зачтется». Мать пытается найти оправдание тому, что всегда считалось нормой, но все-таки сознает, что воровство в любом случае грех. За это Николая и ненавидят. Ведь вроде бы и есть все, и церковь, и мудрый батюшка, и заповеди, а все равно, «темен народ», во грехе погряз, и нужно нечто совершенно чуждое, иноземное, чтобы служить примером и голосом совести этим людям. К своей религии они привыкли настолько, что грехов своих не видят совершенно, а если и видят, то равнодушны к ним и каяться даже не пытаются.

    Очень интересен Федька (Александр Балуев), настоящий Митька Карамазов, страшный человек, подверженный всем страстям. Наверное, самый сильный персонаж фильма, вмещающий в себе дикость, жестокость, страсть, порок, неистовость и, в месте с тем, некую необъяснимую покаянную духовность.

    9 из 10

    15 февраля 2010 | 13:15

    Каждый выбирает свою веру: веру в деньги, в удачу, в Бога… И поступки каждый совершает такие, которые соответствуют выбранной вере. Возможно ли жить в обществе, руководствуясь святыми заповедями, строя свою жизнь согласно им? Об этом в фильме «Мусульманин».

    Зачем сидеть и молиться, когда нечего есть, когда не на что жить. Молитвенный шёпот когда ещё только дойдёт до Него. Гораздо легче… пойти и украсть, продать, убить, обменять, обмануть. Зачем верить так, закрыв глаза, перебирая чётки и переходя на язык непонятный, странный, трудный?.. Гораздо легче таиться ночью и воровать то, чего не имеешь. А если надоело жить впроголодь, можно повеситься. Всё закончится мгновенно. Зачем о чём-то просить у того, кого представить не можешь?

    На протяжении всего фильма остаётся только поражаться выдержке и мудрости главного героя. И ещё — умению прощать. Это делает бывшего афганского пленного почти святым.

    Крупным планом камера часто показывает его лицо. Обыкновенного человека. Но светящегося изнутри. И ничем этот свет не скроешь. Ничем не затушишь.

    Финальный сюжет во многом повторяет библейский: Иуда целует Христа перед тем как предать. Замполит «Крещёный» обнимает своего «мучителя» — виновника бессонных и беспокойных ночей в обдумывании убийства.

    Николай Иванов — «Христос нашего времени»? Парадокс. Но реально ли с правилами веры, — смеси христианской с мусульманской — жить среди общества? Веруя, и в то же время — закрывая глаза на происходящие конфликты внутри общества?

    Герой только рвёт себе душу тем, что наблюдает. Восприятие мира отличное от восприятия мира окружающими вызывает уж слишком много болезненных эмоций. Песнь-молитва над рекой — эти порывы души. Её будто ничего не держит, она дрожит как тонкая паутина и… звенит. Вместе с молитвой.

    Фильм неоднозначен. Он предлагает нам право выбора жизненных опций, не навязывая никаких своих мнений и идей. Фильм не даёт точного ответа на вопрос о том, как же всё-таки нужно жить. Но предлагает несколько решений: нельзя отвергать что-то, бескомпромиссно отрицать существование чего-то. Нужно пробовать жить иначе или… оставлять всё так, как есть.

    11 мая 2013 | 02:12

    - А дедушка Амредин говорит: «Рай находится, под ногами, ваших матерей.» (с.)

    Когда война в Афганистане заканчивалась, Николай попал в плен, с тех пор прошли годы, СССР уже нет, его семья похоронила Николая, отец повесился, мать осталась со вторым сыном, который периодически оказывался в тюрьме. Но неожиданно, в 1995 г. мать увидела по телевизору репортаж из Афгана, где рассказывали о судьбе пленного советского солдата, она узнала в нем своего сына. Николай вернулся в родную деревню, которая как и многие другие в те времена, не напоминало жилое селение, скорее, глядя на людей, можно было подумать, что они находятся на оккупированной фашистами территории: все что можно было утащить — воруют, беспробудно пьют, доводя себя до полного окостенения. На этом фоне, Николай разительно выделялся, он не перестал носить афганское одеяние, не пил как другие, потому что в плену, он принял ислам, причем принял его, не по необходимости, а добровольно, всем сердцем впитав слово Аллаха.

    «Мусульманин» это очень многогранная работа, затрагивающий все сферы жизни человека: социальную, культурную, религиозную, политическую. Поэтому, мне трудно сказать о чем этот фильм, он о вере; о том, как трудно людям принимать что-то новое; о том, как легко погрязнуть в грехе, и после того, как он станет нормой, человек перестает замечать грех, теряя всякое представление о добре и зле; о любви; о прощении… Великолепная работа актеров. Сильная картина, о просмотре которой, вы однозначно не пожалеете.

    14 октября 2011 | 20:54

    Николай Иванов возвращается домой, после долголетнего плена в совершенно другой стране, с другими законами и обычаями. Однажды он принял эти законы — ради спасения собственной жизни, но продолжает их исповедовать уже добровольно, потому что эти законы и обычаи стали родными. И это не просто слова — это действительно необходимость его души, это основа его мира, дающая ему силы сопротивляться порокам и искушениям. Но вот родная деревня, которую он считает домом, оказалась совершенно не такой родной, как хотелось увидеть, как ожидалось увидеть. Даже больше того — он здесь чужой, несмотря ни на что. Что бы ни делал, как бы ни поступал — он не находит ничего родственного в том и в тех, кто окружает его дома.

    В фильме речь идет о вере. С одной стороны, тема веры в фильме всеобъемлюща, а с другой стороны — довольно узконаправленна. Вообще же это тонкий момент, и режиссеру удалось показать драматизм ситуации в этой непримиримости — столкновение двух вероисповеданий. Режиссеру много чего удалось в фильме, и после фильма есть над чем задуматься в целом. Много вопросов ставится в фильме, на которые ответы находит каждый свои. Какая она, верность человека тому, во что он искренне верит, что есть добро, что есть зло, как следует жить, чтобы жить правильно, чем следует руководствоваться в жизни, что стоит делать, что не стоит делать — очень глобальные вопросы поднимаются в фильме. А показанная деревня где-то в глубинке, как раз во время полным ходом идущих преобразований в стране вообще — очень благодатная почва для таких вопросов. Ведь идет заново переосмысление всех ценностей, новая расстановка приоритетов — на фоне этого внутренняя борьба героя с искушениями выглядит болезненней и глубже.

    А искушений ой как много. Топор, удачно подвернувшийся во время ссоры с братом — и злость на него. Верка, лежащая рядом в кровати — такая доступная, такая близкая. Комбикорм, который можно свободно прийти и взять в колхозе — ведь корова никак не раздоится. Доллары, плывущие по реке из чемодана председателя колхоза — ведь деньги же, настоящие, заморские. Самогон, которого в деревне залейся — ведь все пьют, а ты что, бусурманин, что ли?..

    Да, бусурманин. И имя у него — Абдулла, которое стало роднее, чем данное от рождения Николай. И от всего деревенского радушия веет чем-то темным и насильственным. И почему-то все вокруг постоянно требуют от Абдуллы-Николая каких-то ответных проявлений того, что называется здесь «уважением». «Не пьешь, значит? Понимаю, уважаю. Но и ты меня уважь — по нашему закону положено, значит, пей.» «Я поцеловал. А теперь ты целуй. Что, не хочешь? Не уважаешь, значит?»

    И сколько таких моментов в фильме! Никто, никто не хочет понять, что не в том уважение состоит, не в том вера значится. «Ведь Бог — един, просто имен у Него много», — пытается объяснить Николай, но его никто не слышит. Да и не хочет слушать — потому что за налетом привычности мало чего осталось от самой веры в сердцах людей. Даже слова матери Николая, искренне полагающей молитвы и заговоры одним и тем же, об этом говорят. Разве что батюшка, который единственный попытался понять, что же за человек такой, Николай, каким он вернулся.

    Когда мать Николая и Федора пригласила священника, чтобы тот попробовал повлиять как-то на братьев, «ведь убьют же друг друга до смерти», встреча происходит несколько напряженно, чему немало способствует демонстративное неприятие Николаем христианских обычаев. Рассказанная священником притча о двух праведных женах привносит в дом немного мирного спокойствия, и искреннего желания Федора, старшего брата, примириться. Однако путь, который он предложил, оказался невозможен для Николая, младшего брата, и это чуть не стало причиной не просто новой ссоры, но трагедии.

    Актеры подобраны на роли просто потрясающе. Александр Балуев (Федор), Нина Усатова (мать), а уж за Игоря Бортника (крестный) и говорить нечего. Каждая роль, хоть главная, хоть второстепенная, прописаны и показаны с неповторимой характерностью персонажа, это не просто актеры для массовки, это действительно живые люди, это действительно наша жизнь, пусть и с очень неприглядной точки отображения.

    Евгений Миронов, сыгравший Николая — пожалуй, это лучшая роль Миронова во всей его фильмографии. Он немногословен, но выразительность образа не в этом. Момент, когда он вырывает из потолка крюк, на котором повесился его отец и пытался повеситься брат, и когда он зачитывает при этом почти целую проповедь столпившимся сельчанам — наиболее сильный момент в фильме. Потрясающая сцена. В этом моменте нет противопоставления двух вер, как было до, и как будет после, именно здесь начинаешь понимать все, сказанное Николаем, словно бы он говорит какое-то откровение, тогда как на самом деле то, о чем он говорит, знакомо всем, все слышали и все знают эти слова, но не задумываются, не дают себе труда вникнуть в них. Здесь же слова наполнены большой болью, которая проникает внутрь и долго носится отголосоком в сознании…

    Единственное, что хочет Николай — жить честно, в согласии со своими внутренними устоями, но даже этим он становится чужой в родном доме. «А что делать», — говорит ему мать. — «Воровать грех, а по-другому никак не проживешь.» И вот эта безнадежность пропитывает весь фильм. И в самом деле, там, где его дом, по-другому никак не выходит. Он вернулся чужим, и так и останется на всю жизнь чужим, потому что обычаи дома стали для него чужими. Единственный выход — уехать. Да, уехать из родного дома — туда, в Афганистан. Жестокая ирония — и там чужой, и здесь не родной…

    Единственный герой в фильме, который получился довольно наигранным — неизвестный на «восьмерке», в исполнении Александра Пескова. Мотивация этого героя объяснена недостаточно убедительно, да и финальная речь его неискренняя, ненастоящая и маловыразительная. И поэтому развязка фильма выглядит несколько нелепо в своей трагичности. Трагедии в фильме и так было достаточно, чтобы прибегать к таким театральным драмэффектам, лишнее это. Вообще без этого персонажа свободно можно было обойтись, он не нужен в картине, несмотря на рассказываемую им историю.

    Это тяжелый фильм как для восприятия, так и по остающемуся впечатлению. И пересматривать его можно, заново открывая в нем что-то новое для себя, однако он, пожалуй, из тех фильмов, которые пересматривать очень часто просто таки противопоказано, потому что это картина вдумчивого просмотра для души, а от частого пересмотра она затрется, и все впечатления, равно как и мысли, просто обесценятся.

    10 из 10

    31 августа 2010 | 04:01

    Не секрет что про Бога чаще вспоминают в минуты большой беды или несчастья. От привычной и незатейливой жизни не станешь лишний раз вдаваться в теологию, не будешь искать сокровенные ответы на извечные вопросы, жаждать духовной гармонии и успокоения.

    Рассуждая философски, Николаю можно сказать повезло, пускай через лишения и страдания, насильственно или от полной безнадеги, но он сумел прикоснуться к мудрости и красоте единственно доступной на время плена религии, а именно к Исламу. И точно не стоит считать его предателем или вероотступником, так как уверен, что до армии деревенский паренек Николай был не особо верующим человеком, а не исключая младенческое крещение, был максимум обычным православным атеистом, чем не сильно то отличался от безалаберного брата (и вообще от местных мужиков), если бы не такая прискорбная оказия на чужбине…

    Сложен был его путь к вере, многое пришлось пережить чтобы обрести смысл жизни, найти направление и искреннюю связь с Богом. Но еще сложней и тернистей окажется проверка этой веры, и ни где нибудь, а на Родине, среди друзей, родственников и старых знакомых. Теперь его праведный быт, добродушная отзывчивость, непривычная одежда и чуждые обряды станут мешающим бельмом в глазах обывателей, давно уже потерявших своего Бога в душе. Кем же вернулся переменившийся Николай — образцом чистоты и напоминанием о праведности среди распущенных нравов, пьянства и затаившейся ненависти, или все же нестерпимой занозой в совести жителей российской глубинки. И во что выльется противостояние всепрощающего смирения и осатанелой узколобости?!

    Не имеет особого смысла высказывать восхищение задействованным у Хотиненко актерам, все они уже десятки раз доказывали свое трудолюбие и талант, да еще так, что теперь их гениальность и блистательную самоотдачу почитаешь за данность и как само собой разумеющееся. Про самого Хотиненко — так это вообще отдельный разговор, который думаю приберечь до разбора его нового фильма «Достоевский».

    За фирменный диск, который в эру DVD почитал за честь купить и иметь в коллекции — 

    9 из 10

    31 мая 2011 | 19:49

    «О вере, терпимости, людях…».

    А что же никто не пишет ни слова о главном в фильме?

    А главное в нем то, что убогой и отвратительной русской жизни противопоставляется ну прямо таки ангельская чистота бывшего односельчанина, ставший таким лишь благодаря тому, что стал мусульманином и отрекся от своей Родины.

    Это же откровенная ложь!

    Предлагаю создателям этого фильма пожить хоть какое-то время сначала где-нибудь в российской глубинке, а потом, к примеру, в Чечне.

    Вот тогда то и почувствуете разницу!

    Впрочем совет мой вряд ли пригодится. Радует одно — этот фильм никто не будет смотреть. Мне этот диск вручили как подарок в супермаркете.

    27 января 2010 | 10:54

    Или «Теперь и ты перекрестись!» Или «Уважаю… Но и ты уважь!» Потрясающая логика! Как не вспомнить Кащея из «После дождичка в четверг»: «Если ты мне то, я тебе это, если ты мне это, я тебе то!» Базар!

    В принципе, неплохое кино. Если не стесняться того обстоятельства, что твою страну (русскую деревню в данном конкретном случае) в очередной раз макнули головой в дерьмо, выставили (пусть и справедливо и честно даже — не об этом разговор) в самом что ни на есть неприглядном виде. И если попытаться абстрагироваться от того, что речь идет о религии. Не об убеждениях в целом, а «узконаправленно». А это, признаться, мудрено.

    Опять я удивлен работой А. Балуева. То он у меня всё как-то с «кирпичом в гимнастерке» ассоциировался, а выходит, что были у него и более интересные роли. Тут вот, к примеру, он очень даже занятного персонажа изобразил — насквозь проспиртован парень, такое ощущение. Один только эпизод с велосипедом чего стоит. Неплохо.

    Про Е. Миронова много говорить не буду — хорошо сыграл: веришь. Понятно, что Н. Усатова — это попадание, но тут, скорее, типаж уже режиссеру на руку играет. И, тем не менее. И. Бортник не понравился, к примеру — слишком плоско показалось, поверхностно. Героя В. Ильина тоже не понял — честно признаюсь: кто такой, зачем был нужен в кадре. В общем, неоднозначно всё с точки зрения актерских работ, но главное, всё-таки, я считаю, не это.

    Меня больше всего привлекла идея. Верность человека выбранным ценностям, принципам. Вопреки всему и несмотря ни на что. Сильно! Особенно вдохновили сцены обуздания им собственного гнева. «Шайтан!» — только и можно разобрать — следом, я так понимаю, идет молитва. Здорово! Вот это выдержка — на зависть многим.

    Финал, хоть и неожиданный (всё-таки уже почти поверилось в то, что кровопролития удастся избежать), но лишь отчасти. Если взглянуть на ситуацию чуть шире, становится понятно, что такие люди обречены на гибель — слишком непохожи они на окружающих, слишком сильное раздражение вызывают в них они своей правильностью и нравственной чистотой.

    И, повторюсь, тем досаднее, что речь идет о религии. Не конкретно даже о мусульманстве, а вообще о поклонении кому бы то ни было. На мой взгляд, это как-то принижает ценность отстаиваемых человеком идеалов. Выходит, что они верны, истинны не сами по себе, а в силу ниспослания их свыше. Что-то вроде ссылки на авторитет получается. Так неинтересно.

    А в остальном — очень даже показательно всё. И попытка противостояния повальному пьянству, и отношение к воровству (тут особенно слова про государство понравились), самоубийству, семье, наконец. Чрезвычайно содержательно. Интересно.

    Полагаю, стоит посмотреть, если не видел. Есть над чем подумать, даже если и не доведется в итоге согласиться.

    8 из 10

    5 мая 2010 | 17:45

    Фильм будет актуален на все времена.

    Сильная роль Миронова и других актеров показывает реалии жизни простых людей и насколько может общество пасть низ при отсутствии веры во что либо. Простых людей, отчаявшихся, прекративших бороться, поддающихся своим инстинктам, просто выживающих и существующих. Это не просто жизнь деревенских людей, это реалии жизни, и прошлой, и современной.

    Фильм своим примером указывает насколько общество стремительно падает вниз, и что мы никогда не постигнем истинного понимания, доверяя лишь условностям жизни. Духовность просыпает в людях те качества, которые их действительно отделяют от якобы наших предков приматов, и животных в целом. Человек понимает что может сосуществовать, жить в мире и согласии. Не принимать навязанные нам вред и быть действительно людьми. Без всяких табу, пережитков и старых и ненужных традиций.

    Создатели фильма сами того не понимая открыли глубокую тему. В фильме есть все. Общество, которая отчаялась надеется на что то, и тянущая за собой вниз, в болото всех, где уже сами оказались. Люди, которые наживаются на невежестве других, старающиеся быть первыми во всем и лицемерно приспособляющихся ко всему. Люди верящие в добро, но не осмеливающихся вырваться вперед, отделиться от остальных. И люди которые не принимают всего этого, в силу принципов и воли.

    Фильм заставляет задуматься и оглянуться назад, на свою жизнь и всю тягомотину что он делает, а так же чего он действительно сделал в жизни. В фильме хоть и есть противопоставление, но он совсем не религиозный. Он не делит людей по вероисповеданиям и каким либо другим убеждениям. Здесь спорить не о чем. В мусульманстве есть один из главных законов и целей, объединение людей во всем мире и превращение их в братьев и сестер. Но большинство людей не понимают смысл этого, и пытаются исказить понимание, отчаянно отвергая духовность человека и пользу всего этого. Мы можем бесконечно обманывать себя и остальных, но никогда не признаем того, во что мы превращаемся или можем превратиться. Постепенно люди возвращаются в каменный век, несмотря на все открытия и технологии. Все что мы делаем, делаем лишь себе во вред и угоду другим. Мы должны это понять!

    19 сентября 2014 | 17:33

    Действия фильма разворачиваются в русской деревне начала 90-х, в которую возвращается из афганского плена рядовой Николай Иванов. Считавшийся без вести пропавшим, на чужбине он пробыл семь лет и принял ислам и мусульманское имя Абдулла. Дома его встречают мать и брат алкоголик (Александр Балуев). Поначалу терпимое отношение к мусульманину перерастает сначала в насмешки а затем в устойчивую неприязнь.

    Режиссер, используя особые способы съемки, помогает зрителю вчувствоваться в эту картину, проникнуться ее атмосферой. Весь фильм снят как будто через специальный фильтр, придающий кадрам в киноленте да и всему, что видит зритель, зеленоватый оттенок. Таким образом, обращаясь к символизирующему ислам цвету, режиссер помогает зрителю проникнуться к главному герою, переживать вместе с ним, доверять ему и принимать его точку зрения. Сильное влияние оказывает образ самого главного героя, который тоже символичен: мы видим светловолосого молодого человека с голубыми глазами, явно представителя русского этноса, одетого, однако, в мусульманскую одежду. Тем самым подчеркивается свобода и доступность ислама не только для арабов и тем самым объясняется «предательство веры» с точки зрения тех, кто противостоит Николаю.

    Режиссер призывает к вере, в которой прослеживается залог мира. Зрителю показывается крупный план православного священника, который обращается к брату-алкоголику главного героя: «А ты то, Федор, в храм ни разу не придешь…». Взгляд батюшки обращен на зрителя, создается ощущение, что эти слова и дальнейшая проповедь не для Федора, а для каждого из тех, кто собрался перед экраном. То же самое делает главный герой чуть позже, обращаясь к односельчанам, но взгляд его опять направлен за пределы экрана на нас: «Не можете верить Христу — не верьте, не можете верить Мухаммеду — не верьте… Но знайте придет Сатана, и вы поверите ему, потому что он заставит поверить ему. И будет плохо».

    Надо сказать, что фильм очень хорошо отражает социальную и религиозную ситуацию того времени. Здесь затрагиваются многочисленные проблемы русской деревни как модели всего российского общества. Ярко звучат такие вопросы, как разорение колхозов, коррупция в органах местного самоуправления, массовое пьянство, безработица бывших заключенных, рост суицида, сексуальная анархия, бедность пенсионеров; воровство же здесь представлено как осуждаемая со стороны норм морали, но единственная верная мера для выживания. Однако самая главная тема данного произведения сквозит на протяжении всего фильма — проблема религиозной толерантности в поликонфессиональном обществе.

    Хорошо видна дискриминация по религиозному принципу, которая выражается в наплевательском отношении членов семьи мусульманина к нормам морали его веры. Так отказ главного героя воровать воспринимается как неуважение по отношению к матери, а запрет ислама на поминание, воздержание от алкоголя воспринимается как оскорбление памяти отца. Это непонимание — не результат отказа, а результат непонимания норм иной культуры. Когда православный батюшка отказывается выпивать только потому что за окном среда (постный день), это не вызывает никаких вопросов со стороны православной семьи мусульманина. За то мировоззрение, которого придерживается ключевая фигура фирма существует наказание — жестокое избиение со стороны родного брата, нанесение словесных оскорблений («чурка!»). Драки, которые с завидным постоянством вспыхивают между братьями — символ столкновения православной и исламской культур, которое имеет место в современном мире.

    Другая сторона анализа проблемы затрагивает аспект социальной политики религиозной толерантности. В одном из сюжетов представитель местной власти говорит главному герою картины о равенстве конфессий в России, хотя на деле его высказывания остаются всего лишь громкими словами. Единственный интерес депутата — личное обогащение. То есть, несмотря на демонстрацию готовности защиты конституционного права представителя ислама на свободу совести, практика показывает полное бездействие. Такую же картину мы можем увидеть и сейчас в нашей действительности — законы не работают.

    Режиссер этой картины видит основную проблему религиозной интолерантности в отсутствии веры и культурной непросвещенности. Ведь единственным человеком, вставшим на защиту мусульманина, стал православный священник: «к Господу дорог много» — фраза, сказанная им в оправдание «чужой» веры. Кроме того, именно в вере находятся корни религиозной терпимости, о чем нам повествует фраза все того же батюшки «Богу нужна мирная и согласная жизнь». Сам главный герой также позиционирует ислам как мирную веру, основанную на принципах уважения к другим конфессиям: «Аллах — имя Бога… Бог один, у него много имен…».

    Кроме того, вера оказывает свое спасительное действие, когда главный герой вытаскивает своего решившего свести счеты с жизнью брата из петли. Режиссер словами своего героя говорит о спасительной силе самой веры: «Не вешайтесь… потому как нет такой причины, потому что это грех… а грешить легко, так легко, как войти в воду, когда деньги плывут по реке…». В этот момент молитва помогает мусульманину вырвать из потолка висельный крюк. Все это выступает отражением предлагаемого автором решения проблем межконфессионального взаимодействия — терпимое отношение к иноверию, так как «Бог один, у каждого к нему свой путь». Сам режиссер так комментирует свою позицию: «Там (в Коране) могут быть этнические традиции, свои какие-то отклонения, но общих, магистральных установок, вот тех ценностей, тех заповедей, которые есть в христианстве, они практически присутствуют во всех религиях». И действительно, в своих ценностях веротерпимости ислам и христианство находят сходные позиции.

    Еще один фактор религиозного экстремизма, которому уделяет внимание режиссер — религиозный фанатизм, основанный на свободной интерпретации священных текстов. По этой причине возникают крайние религиозные течения и группировки и развивается религиозный экстремизм. Радикализм в религии всегда содержит в себе элементы интолерантности. Примером может послужить исламский фундаментализм, идеология которого «противостоит модернизации и его самым важным принципам — правам человека, плюрализму и демократии», и экстремизма, выраженного в «продолжении борьбы до тех пор, пока божественный порядок не будет сооружен», активно обсуждается в Западной Европе. В то время, когда деятельность чеченских крайних группировок держала в страхе все население России, когда развивались крайние формы экстремизма, такие как исламофобия, ксенофобия и русский неонацизм, взгляд на религию, представленный в этом фильме, оказался особенно важным. В итоге главный герой, практически принятый среди населения деревни, погибает от рук своего бывшего сослуживца. Причиной смерти выступает не первоначальное желание мести, а религиозный фанатизм убийцы: смена веры интерпретировалась им как предательство, как измена Родине.

    Картина «Мусульманин» освещает множество факторов религиозной нетерпимости, среди которых мы находим неверное толкование священных писаний, отсутствие веры или религиозный фанатизм и отсутствие адекватного представления о морали другого вероисповедания.

    10 из 10

    12 июля 2013 | 23:44

    Будучи студентом, пришёл я однажды на лекцию по культурологии. А культурологию у нас в институте вёл хороший мужик, с которым всегда можно было поговорить за жизнь. И вот, однажды, придя на занятие по данной дисциплине был приятно удивлён: вместо скучной монотонной лекции, Александр Васильевич решил показать нам кино. Угадайте с трёх раз, как назывался фильм ?Вы не ошиблись, «Мусульманин». Таким вот образом, я открыл для себя актёра Евгения Миронова.

    Сам фильм заслуживает только добрых слов, ибо отменная режиссура вкупе с филигранной игрой Евгения Миронова не может не вынести мозг, в хорошем смысле слова. Фильм тяжёлый, это социально-психологическая драма. Понравится он не всем, но тем кто познакомится с данной картиной, придётся некоторое время пребывать в состоянии по меньшей мере задумчивости. В чём же её секрет ?

    Русского солдата взяли в плен. И не просто взяли на полгодика, а так сложилось, что провёл он на чужбине 7 лет. И здесь начинается правда. Хотиненко вполне мог показать, что за 7 лет солдат благодаря могучей силе духа не изменился. Но он этого не сделал, за что ему отдельное спасибо. Николай Иванов, так зовут солдата, стал совсем другим человеком. Он стал молиться так как делают это мусульмане и адаптироваться или влиться в повседневную нашу российскую действительность он попросту не может. И это не упрямство, не позёрство, не каприз. Просто у него какой-то свой разговор с Богом, своя тонкая невидимая нить. А ведь люди у нас бывают порой очень жестоки и на чужое горе(хотя как сказать) им бывает наплевать нередко. И те ситуации, которые прописаны в фильме, после возвращения Николая Иванова из плена наглядное тому подтверждение.

    Кроме Евгения Миронова нельзя не отметить актрису Нину Усатову, которая сыграла мать солдата, попавшего в плен. Очень точно подобрал актрису Владимир Хотиненко. Её роль и сыграна мастерски.

    Резюмируя: такие фильмы просто необходимо показывать, потому как они формируют сознание и являются неким фундаментом зарождения личности. Сильный фильм, в которой показана русская правда!

    10 из 10

    1 января 2014 | 17:32

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Записи в блогах

    На «Кинотавре» Василия Сигарева с его фильмом «Жить» назвали частью мощной и важной «уральской субкультуры». Мы решили разобраться, из кого она состоит (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.ДомHome54 000 000
    2.Крепись!Get Hard34 610 000
    3.Дивергент, глава 2: ИнсургентInsurgent22 075 000
    4.ЗолушкаCinderella17 515 000
    5.Оно следует за тобойIt Follows4 021 000
    27.03 — 29.03подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Форсаж 7Furious 7857 010 108
    2.Битва за Севастополь67 859 386
    3.ДомHome23 562 198
    4.Призрак23 356 585
    5.Женщины против мужчин23 259 603
    09.04 — 12.04подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители3 699 0321 292 702
    Деньги1 043 171 286 руб.436 486 594
    Цена билета282,01 руб.29,89
    09.04 — 12.04подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    215.Ночи КабирииLe notti di Cabiria8.092
    216.Смех и горе у Бела моря8.092
    217.Иваново детство8.091
    218.ПодменаChangeling8.090
    219.Звездные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный ударStar Wars: Episode V - The Empire Strikes Back8.090
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.ТарзанTarzan91.34%
    47.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 391.25%
    48.Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation91.05%
    49.Синистер 2Sinister 291.04%
    50.Тихоокеанский рубеж 2Pacific Rim 290.98%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ПоклонникThe Boy Next Door22
    Искатель водыThe Water Diviner19
    Призрак25
    Территория4
    ИнтерстелларInterstellar407
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Форсаж 7Furious 77.430
    Территория7.403
    Битва за Севастополь7.864
    Ночной беглецRun All Night6.779
    Призрак7.464
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Мстители: Эра АльтронаAvengers: Age of Ultron23.04
    А зори здесь тихие...30.04
    Одной левой07.05
    Безумный Макс: Дорога яростиMad Max: Fury Road14.05
    Идеальный голос 2Pitch Perfect 214.05
    премьеры