всё о любом фильме:

Однажды в провинции

год
страна
слоган-
режиссерЕкатерина Шагалова
сценарийЕкатерина Шагалова
продюсерЮрий Мороз, Арам Мовсесян
операторЕвгений Привин
композиторАлексей Шелыгин
художникДенис Бауэр
монтажМарат Магамбетов
жанр драма, мелодрама, ... слова
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время112 мин. / 01:52
Номинации (1):
«Трамвай »Желание», перенесённый на русскую почву. Молодая актриса Настя переезжает из столицы в провинциальное захолустье. Она селится у сестры, живущей с мужем — ветераном чеченской войны. Муж унижает сестру, но та продолжает слепо любить его. Настя пытается помочь сестре…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Трейлер 01:55

    файл добавилКиноПоиск

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Опросы пользователей >
    • 342 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Хотя я люблю фильмы о жизни без иллюзий, обнажающие действительность, душевные драмы и заставлющие задуматься, фильму «Однажды в провинции» я не поверила. Название фильма претендует на создание общесобирательного образа провинции, жестокой российской, беспросветной действительности, где у людей еще есть светлые чувства, желания и намерения, но все они разбиваются о бутылку водки, грязь и нищету. Такой действительности я не верю и не хочу верить. Не понимаю, что режиссер хотела сказать этим фильмом — показать, как все ужасно и безнадежно? Открыть холеным столичным жителям глаза и на волне всеобщей вины перед теми, кто несчастнее, собрать кучу премий? Фильм, конечно, поднимает различные социалные проблемы, но в нем нет целостности и нет объема. Сама провинция в ее фильме — блеклая, невыразительная черная дыра, где нет ничего, кроме мрачного завода и полуразвалившегося барака. Так же, как и обстановка, образы героев не менее плоские — отношения между героями не прописаны, мотивы поведения не ясны. Мне очень хотелось, но так и не получилось, почувствовать симпатию хоть к одному из героев — какие-то они непривлекательные, несимпатичные — никто из них. Фильм не обозначил путей выхода из всего этого кошмара, не дал надежды. А полная тупой жестокости сцена избиения молодой женщины заставляет ужаснуться, но не от самой жизни, а от фильма — фильма без единого лучика света. И еще — если бы люди ходили на заводы такими толпами, как было показано в фильме, они бы жили совсем иначе и не пили водку от чувства своей ненужности и неприкаянности. Ну нелепо все это, ужасно нелепо.

    13 марта 2010 | 21:43

    Думаю, каждый слышал известную фразу в обиходе, что русские кино снимать не умеют. Многие, посмотревшие этот фильм, могут сменить свое мнение на противоположное. Трагично? Да. Проблемно? Да. Возможно, в чем-то и тяжело. Но в жизни все порой не так просто и красиво, как хотелось бы, и задача режиссера — показать не просто нарисованную идеальную картину, а создать такой фильм, чтобы зритель, несмотря на все противоречивые чувства, сказал: «верю».

    По моему мнению, Екатерине Шагаловой это удалось. Фильм не пестрит яркими красками, он достаточно сер и тускл, но с первых же минут картины начинаешь ощущать себя в центре событий.

    Режиссер, как мне кажется, ставила перед собой несколько задач, с которыми, безусловно, справилась. Во-первых, показать российскую глубинку такой, какая она есть на самом деле. Столичная актриса Настя поначалу резко бросается в глаза своими яркими нарядами, но по ходу фильма она словно сливается со всем серым колоритом картины, то есть становится такой же, как эти провинциалы.

    Во-вторых, это глубокие межличностные отношения. Сколько героев, сколько потерянных судеб! Двух похожих встретить просто невозможно. Казалось бы, на главных героях сюжет должен замыкаться, но такое разнообразие, не побоюсь этого слова, личностей придает этому фильму особую остроту и глубокий смысл. Здесь нет лишних ролей, будь то сошедший с ума Лошадь, верный своим традициям Ясир, безвольная Вера, мудрая участковая Лена, совершенно непредсказуемый Николай…

    В-третьих, это место героев в этом мире.

    …Меня не научили быть второй.
    Переборов ребяческую прыть,
    Живу неспешно, то есть драматично,
    Предпочитая не демократично,
    А царственно решать, куда мне плыть.
    И мне уже не страшно быть второй
    И пятой, и десятой, и последней.
    К тому же, тот бессмертней, кто бесследней,
    И тот первей, кто замыкает строй.


    Стихотворение одной из героинь звучит как приговор всем жителям этого провинциального городка. Кто-то смирился со своей участью, кто-то еще продолжает вяло сопротивляться, изучая восточную культуру и психологию. Но самое трагичное то, что ничего изменить нельзя. Чтобы не случалось в городке, все продолжает идти по кругу, люди снова плетут на работу, оставляя все переживания и чувства во вчерашнем дне. Кого не устраивает такая жизнь? Я думаю, всех, но, увы, никто не хочет с ней бороться.

    Звуковое сопровождение картины тоже завораживает. Безусловно, это ирония. Они не так свободны, как постоянно звучит в песне Кипелова, и беззащитны, как Белые розы Шатунова.

    После просмотра фильма нельзя остаться равнодушным. Если Вы предпочитаете легкие оптимистичные комедии или драмы, то смело проходите мимо. Это не тот фильм, который «посмотрел и забыл», а тот, под впечатлением от которого можно находиться очень долго. Если же Вы предпочитаете проводить время не только расслабляясь с помощью незамысловатого сюжета, то, безусловно, этот фильм для Вас.

    10 из 10

    6 февраля 2009 | 00:21

    Перед тем, как начать свою рецензию, хотелось бы обратиться к столь многочисленным критикам, обвиняющим фильм в нереалитичности, лжи и беспросветности. Друзья, а вы сами когда-нибудь были в провинции? Нет, не в провинции, которая за МКАДом; и даже не в провинции, которой нарекают средние по величине, но далёкие от Москвы города? Вы бывали в провинции, где людей намного меньше, чем проблем, которые сваливаются на них; где живут в обшарпанных советских сталинках, по типу коммунальной квартиры, без нормального водоснабжения и отопления; где места, куда можно устроится на работу равны цифре 1; где алкоголизм не болезнь, а стиль жизни; где, как бы это странно вам не показалось, «гопота», которой вы её нарекаете, слушает Кипелова, а не новомодных, к слову, городских реперах? Не были? А жаль. А вот я была. И видела много таких затерянных на бескрайних просторах нашей общей Родины, местечек. И мало того, что была и видела, я знаю такую провинцию изнутри, потому что практически все мои родственники, проживают именно в этих местах. Поэтому я не обвиняю фильм в нереалистичности, лжи и беспросветности. То, что показано в «Однажды в провинции» — малая и облагороженная часть того, что творится на самом деле.

    Если честно, я не могу вспомнить русского фильма, после «Палаты N6», который произвёл бы на меня такое сильное впечатление, как это сделала картина Екатерины Шагаловой. Более того, я не могу вспомнить ни одного русского фильма о провинции, который бы так чётко поставил ей диагноз, не переходя в пресловутую чернуху, и показали бы её устройство изнутри. На ум приходит разве что «Юрьев день», в котором как раз таки был взгляд из города, поэтому и вышла, в общем то, сплошная грязь, хотя и оправданная.

    Итак, однажды в провинции… История, рассказанная нам в данном фильме не может претендовать на оригинальность, так же как и на художественную красоту. Она проста и даже прямолинейна. В ней нет резких перепадов (разве только звуковых), необыкновенно красивых кадров и запредельных страстей. Но не смотря на всё это, в картине есть главное, и пожалуй самое важное, для кино как такового: в ней есть жизнь и душа. В ней настоящая жизнь, понимаете? Та, которая не хорошая и не плохая, а которая наша. В ней всё относительно и полосато. И не бывает в этой жизни чернухи, и не бывает безвыходности. Существует только наш выбор.

    В ленте нет ни единого отрицательного персонажа так же, как, впрочем, и нет положительного. Есть люди. А люди все разные. Они меняются в зависимости от ситуаций, они могут изменяться, развиваться и деградировать в различных случаях. Но самое главное, что они всё-таки могут выбирать.

    Именно проблема выбора, как показалось мне, главная в «Однажды в провинции». Именно выбор заставил героев решиться на этот образ жизни и эту провинцию для места воплощения своих жизненных целей. Для Веры, это выбор уйти из своей семьи ради любимого, и несмотря на его неадекватность любить его и быть верной до конца, не смотря ни на что; для Лены, это выбор жить не так убого, как это делают остальные, писать не представляющие никакой ценности стишки, растить распутную дочку параллельно с внуком, заниматься фен-шуем и носить белые сапоги, даже если вокруг грязь; для четырёх друзей, когда-то побывавших в условиях слома человеческой психики — это выбор жизни и любви, о которой они мечтали находясь там; и водка, которой они убивают сознание того, что всё случилось не так, как мечталось. И этот выбор все персонажи совершают вполне осознано, и живут именно по тому сценарию, которого смогли достигнуть по пути к мечте, к чему-то высшему. Именно наш выбор делает нашу же жизнь хорошей или плохой, и как бы мы не хотели свалить всё на сложные обстоятельства, они тут как ни странно ни при чём. Концовка фильма в этом плане очень показательна: Че и Настя делают свой выбор, и пусть он был совершён не тем способом, который подразумевался, но он был совершён — они вырвались. А десятки людей, так же сделав свой выбор, как и вчера утром идут на работу под отвратительные «Белые розы» Шатунова.

    Самое главное в режиссере Кати Шагаловой, это то, что она не выделяет из толпы персонажей одного, любимого и лучшего — здесь все равны. И ещё один немаловажный фактор: режиссёр ничего и никого не обвиняет в том, что происходит, так же, как и не предлагает путей решения. Она ставит диагноз. Рисует действительность.

    По поводу литров водки, «вылитых» с экрана на зрителя: если для вас это апогей отношений человек-алкоголь, вы либо не русский, либо не видели как пьют в России. А в ней пьют страшнее. Намного страшнее. И часто пьют не водку, а растворы на спирту и самогон, после которых местное кладбище полнится новыми крестами. Так что ставить в упрёк данному кино, преувеличение со стороны алкоголизма — более чем смешно. С этой стороны здесь всё ангельски чисто и невинно.

    Говоря об «Однажды в провинции», конечно же не стоит забывать и великолепнейшие актёрские работы. Пожалуй, такой концентрированно прекрасной игры актёров всех планов я не видела очень давно. Знаете, после этих ролей, даже странно смотреть на этих ребят как на обычных людей, так плотно они вжились в свои образы. Стоит отметить и атмосферность картины, пусть и серую, но живую и настоящую, которой проникаешься до кончиков пальцев. И конечно музыка. Саундтрек в этом фильме более чем замечательный и передающий настроение целиком и полностью.

    В заключении, хотелось бы сказать вот о чём. Помимо того, что человек, субъективно-мысляшщее существо, он ещё как никто другой умеет видеть то, что хочет и в тех красках, в которых хочет. Поэтому обвинять «Однажды в провинции» человек может только лишь потому, что он прочувствовал и увидел совсем не то, что хотел показать нам режиссёр. Потому, что в реальном мире, где добро и зло всё-таки в равновесии, они могут увидеть только добро или только зло. Так же, как они увидели только зло, окрестив его «чернухой», в данной картине. А возможно, им просто стало стыдно, что так есть на самом деле. Поэтому они раскрашивают свои рецензии красным.

    Для меня же это лучший российский фильм про реальность нашей жизни.

    10 из 10

    24 февраля 2011 | 12:15

    Я посмотрела фильм недавно. На закрытом показе с А. Гордоном. Фильм, несомненно, производит неизгладимое впечатление. А Катерина Шагалова лично для меня стала одним из лучших режиссёров и сценаристов. Меня подкупает уже то, что она — Катерина — не пытается навязать своё мнение, а лишь констатирует факты, реальную жизнь такой, какая она есть в провинци, да и не только.

    И что же? Казалось бы, избитый сюжет о том, как пьяный муж избивает жену, а жена продолжает любить пьяного мужа. Но вдруг обычная история оживает и снова затрагивает невидимые струны в душе!

    И снова хочется закричать «Не надо!» Николаю, когда тот избивает Веру, Вере — «Её ж посадят!», когда она свидетельствует против сестры, а участковой просто прошептать:«Бедная…»

    А сколько любви в этом городе?! Он просто переполнен ею! И так обидно, что у героев нет возможности быть счастливыми!

    Еще я заметила, что нет ни одного полностью отрицательного и окончательно положительного персонажа. И опять не понятно, кому отдаёт своё предпочтение режиссёр. А я от неё этого и не жду. Ведь если бы в конце фильма она сказала «Мораль: не бегайте наперегонки с волком до бабушкиной избушки», то это был бы не интересный фильм о жизни людей в провинции, а сказка «Красная шапочка».

    И в завершение хотелось бы сказать СПАСИБО Екатерине Шагаловой за то, что она не стала кормить нас сладостями, а дала горькие лекарства — едкие истины!

    10 из 10

    13 марта 2010 | 21:39

    Этот фильм является гимном. Гимном всему разбитому. Разрушенному. Это как смотреть в калейдоскоп. Картинка получается сумбурная и неправильная. Но она прекрасна все равно.

    На протяжении всей ленты нам показывают, как люди упорно стараются строить свое счастье. Они встают каждый день, неважно, благодаря или вопреки. Их бьют лицом об землю-они поднимаются и продолжают свой путь как ни в чем не бывало. Речь не идет о том, логично ли все это. И уж тем более никто в «провинции» не задумывается о том, «а стоит ли оно того…»

    И ведь в этом тоже есть своя философия. Как собрать разбившиеся на мелкие осколки жизни воедино? Как вернуться к нормальной жизни? И что она из себя все-таки представляет, нормальная жизнь? Ты свободен. Но что ты будешь делать с этой свободой? Нужна ли она тебе сейчас? Это проникновенный фильм. О разбитых судьбах и сердцах. И о ежедневной борьбе. Борьбе, которую люди ведут так давно, что никто и не вспомнит уже, во имя чего. Или кого?

    10 из 10

    3 июля 2014 | 03:09

    Очень спорный фильм. Уверен, что в то время, как одни будут кричать: «Шляпа! это не кино! такому не место на экранах! не нужн тратить на это время» и ставить единицы, другие будут говорить: «Ооо, шок, впечатляет!» И, как ни странно, и те и другие будут правы. Я же скорее отношусь ко вторым. Но я почти уверен, что равнодушных не будет.

    Это второй фильм Екатерины Шагаловой (первый был «Собака Павлова») и, думаю, не последний. Вообще, в этом фильме есть что-то от Балабанова с его «Груз 200». Потому что и там, и здесь — безнадега, чернь, давящая «реальность», в которую верить не хочется. Разница лишь в том, что у Балабанова тьма беспросветная, жестокость в высших ее проявлениях, а у Шагаловой в «Однажды в провинции» все же можно найти какое человеческое обоснование и даже оправдание этой жестокости. Схожи фильмы и музыкальным сопровождением, которое кажется смешком в лицо той реальности, которую нам показывают. Не помню, что было у Балабанова (что-то советское, веселое), здесь это «белые розы» группы «Ласковый май».

    К теме о реальности… Так уж сложилось, что та реальность, которую нам показывают прошла меня стороной, чему я несказанно рад. Поэтому во время просмотра в голове постоянно крутилась мысль «Неправда! Не хочу, не верю». Действительно, не хочется верить в такую «правду». Поэтому не дай вам Бог оказаться в подобной провинции. И пусть реальность этого фильма остается в нем.

    Отдельно хочется сказать пару слов об актерах. В общем-то, актерский состав в этом фильме нельзя назвать образцовым или очень опытным, но на них интересно смотреть, на некоторых даже приятно (например, на Эльвиру Болгову, Юлю Пересильд и Любовь Толкалину). И вообще их игра смотрится гармонично, обоснованно.

    Возможно, Шагалова несколько перестаралась в написании сценария, она много намешала, одно событие на другом, одно явление на втором, что порой даже не успеваешь все обдумать и «пережевать». Здесь и проблема провинции, пьнства, насилия, бедности, расизма, любовные многоугольники из трех, четырех, пяти и более углов. Но это ей можно простить, потому что не факт, что это недостаток.

    Как бы то ни было, фильм впечатляет, не оставляет зрителя пустым после просмотра. Он о людях, возможно, таких же как мы, живущих своей непростой жизнью.

    Возможно, фильм заслуживает чуть менее высокой оценки, потому что есть огрехи, и есть над чем работать, но, тем не менее

    9 из 10

    20 декабря 2008 | 23:44

    Уж не знаю из какого времени приезжает в глубинку Настя, но абсолютно точно попадает она в постсоветское время. Со всеми вытекающими.

    Всё действо происходит за три-четыре дня, т. е достаточно быстро. Однако они настолько насыщенны, что создаётся впечатление, будто полжизни уже прошло. Да так наверное оно и есть, для главной героини. Сестра с мужем, старые обиды, новые знакомые…

    Глубинка, конечно, потрясает. Рано утром включается радио и по динамикам передают песенку Шатунова.

    -Для чего?- задаёмся вопросом мы, вместе с главной героиней.
    -А это, что бы людям по утрам на работу не опаздывали, — незамедлительно получаем ответ.

    И вот так во всём. Бабы живут с одними, любят других… Носят белые сапожки по грязи… Вот она, жизнь провинции.

    15 декабря 2008 | 18:48

    Все мы привыкли смотреть красивое кино. Фильм «Однажды в провинции»-не сказать, что относится к таким фильмам. Однако за это мне и нравится это кино. Фильм, который показывает все так, как оно есть в действительности.

    Нашему вниманию показана обычная деревня, которых много. В деревни люди особо и не чем то и не заняты. Так скажем круговорот повседневных дел. И вот однажды к сестре по жить приезжает сестра Настя. Девушка наблюдает за всей жизнью деревни. Мы, телезрители, тоже смотрим. И что мы видим?Мужчины работаю, а потом только что и думаю как выпить, где найти?Мы смотрим весь фильм и видим, что спиртное часто появятся в экране. Однако, думаю режиссер хотела показать этим страх повседневности. Муж, который периодически набрасывается на свою жену и избивает ее. Жена всегда все терпит ссылаясь на то, что муж болен, что он ее любит просто у него проблемы. Однако сестра не может терпеть того, что над ее родной сестрой издеваются! Да и как можно? Она считает, что ее сестра не должна терпеть унижение и боль со стороны мужа. Множество проблем, за которыми мы наблюдаем. И не верится, что в одной вот этой провинции может быть столько грязи, мерзости, печали, неопределенности.

    Знаете, мне действительно понравился этот фильм. Потому что, на мой взгляд, фильм хорошо передает все те проблемы, с которыми люди сталкиваются где-то в захолустье. Может вам и покажется, что такого не может быть. А мне кажется, что так и есть. Живя в городе, конечно, не особо обращаешь внимание на проблемы поднятые в этом фильме. Сложно даже поверить, что где-то так вот живут. Все эти проблемы могут быть где угодно, в не зависимости от место расположения провинции. Просто режиссер все свои проблемы, мысли, переживания показал на этой деревни.

    Советую смотреть фильм. Считаю, что фильм однозначно вызовет у вас много эмоций. Правильный ли конец? Но, знаете, ведь кино для того и нужно, чтобы вызывать эмоции, заставлять задуматься. Если вы этого хотите смотрите данную картину. Думайте и размышляйте. Удачи!

    26 июня 2011 | 01:54

    А на самом деле — именно к белому и пристает, и на белом как раз и видна… Хотя какого-то развития этой мысли в фильме, кинутой вскользь я так и не увидела.

    Картина очень пробивает на эмоции. Да, чернушная, да, страшная. Но в самом деле, может кому-то стоит разуть глаза и посмотреть, что вокруг творится.

    КТо-то скажет, что все произошедшее в картине — это неправдоподобно, так я вам скажу, что еще как правдоподобно. Я тут жила, я все это видела.

    Я видела, как родственники бабку на балконе держали, она писала в ведро и выйти боялась, потому что били они ее, а она их когда-то по доброте душевной к себе пустила. А они орали» Я тебя как барана зарежу на курбан-байрам».

    Я видела, как муж жену бросил, потому что у них ребенок ДЦП, не захотел ответственности. А девочка на него так похожа…

    И как эта девушка в минуту отчаяния чуть в проститутки не пошла, и как она живет теперь с кучей этих черных бытовых проблем и сахарным диабетом в придачу. И как волчицей она была, при том, что она добрая и светлая, я тоже видела.

    И как пьяницы каждую полночь ломятся в чужие ветхие двери, как до смерти пугают детей и матерей, как ребенка нельзя без присмотра на улицу отпускать.

    Кстати, кто-то сказал, что в фильме нет положительных героев, кроме Ясера. А Настя, которая и деньги жертвовала и в тюрьму готова была сесть? А кореец? А Че?

    Да в том-то и дело, что эти люди, они не плохие, все они в сущности не плохие. И показаны они именно с обеих сторон.

    Просто выросли они в дерьме, и не умеют другими быть, менталитет уже сложился, не знают, как по-другому, не видели они другой жизни. Это как сложившиеся стереотипы, где принято идеалом считать метровую шею, или оттянутые уши, или талию 60 сантиметров, а где-то привыкли пить по всяком поводу и без. И даже осуждать их за это как-то не получается.

    Бывает, конечно, те особенные, которые сформировались и выросли вопреки всему — и таких я знаю. Но таких единицы.

    Да и вообще, чернуха, говорите. А у кого лучше-то? Где он свет? Вы можете жить в шикарном элитном доме, возможно даже рядом с вами будут люди гораздо более высокого культурного уровня, но в целом, только в золотой клетке и разница. а в целом — все та же беспросветная бессмысленность существования, та же несвобода, те же рамки бытия…

    Свет, есть, я не настолько пессимистична. Он в любви и в духовных исканиях. но ведь и этими дарами природы и судьбы мало кто похвастать может.

    И люди все живут, глубоко погруженные в свои утилитарные интересы и потребности. Просто кто-то бухает беспробудно, пустоту душевную заливает, кто-то от той же пустоты зверствует, а кто-то на мерсе ездит и пьет элитные вина. А по сути грязь — она же везде, кто захочет — тот везде найдет.

    Кто-то сказал, что не психологично, что не реалистично все. Так черт, я видела в жизни почти точные копии такой вот миллиционерши, читающей дурацкие стихи и на свой манер рассуждающей о высоком — и даже не одну. Да разве вы сами почти каждый день не корите себя, не жалеете, когда причиняетет боль своим близким. Зарекаетесь тысячи раз, но потом снова не можете удержать агрессии.

    И так вот Че, сначала защищал ЛОшадь, а потом сам же ударил. Не от жестокости, просто на эмоциях.

    Это не жизненно? — Это очень жизненно.

    И эта Настя, которая сначала брезгливо на всех смотрит, потому что быдло кругом, простые люди, а потом становится, незаметно для себя, частью всего этого страшного и беспросветного мира.

    И нравится мне фильм именно тем, что героев показали неоднозначными, не плоскими, с плохих сторон и с хороших. Все мы такие, живые, любящие, несдержанные, уязвимые и грешные.

    И в очередной раз, я не стану оценивать фильм положительно или отрицательно, потому что констатацию фактов не оценивают. Вы не можете оценить на хороши или плох дважды два. Хотя, работа хорошая. Нигде не переврала режиссер, не преувеличила, не сфальшивила.

    10 из 10

    23 июля 2013 | 01:32

    Фильм очень душевный, но душевный, наверное, для тех, у кого есть та самая душа, чтобы это прочувствовать. Заметьте, именно прочувствовать, а не разглядеть придирчивым взглядом профессионального кинокритика или не менее профессионального дилетанта.

    Место, да даже и время действия в картине условно. На это указывает и неопределенность в названии «Однажды в провинции», т. е. в любой момент, в любой провинции, и некоторые детали, такие, как музыка, звучащая в фильме (казалось бы, ну уж какие там «Белые розы», да ещё и в чередовании с Кипеловым), необозначенность того, в каких именно боевых действиях пострадал муж Веры (это по смыслу выходит, что Чеченская кампания, но это с успехом могли быть и военый конфликт в Косово и любой другой конфликт… если уж на то пошло, то и Чеченская кампания была не одна). В общем, отказ от условностей придаёт фильму некой ирреальности, что заставляет задуматься о жанре бытовой притчи, сказа, басни, где излишние условности только отвлекают от самой сути.

    Сюжет интересный, закрученный. Две сестры, их запутанные отношения, семейная тайна, муж одной из сестёр, глубинка, странные соседи, странные обстоятельства. При просмотре вы непременно заметите, что режиссёр намеренно избегает второстепенных персонажей и массовки, расширяя таким образом круг главных действующих лиц, сгущая краски, сминая пространство до размеров душной, прокуренной комнатушки, создавая нарастающее ожидание чего-то неминуемого. Это добавляет истории глубины переживаний и трагизма, опять же обращает внимание зрителя не на внешнее, но на внутреннее.

    Так вот об этом внутреннем. Да какое ж тут внутреннее, — скажете вы — Пьют, потом опять пьют, потом ещё пьют, ещё и в беспорядочные связи вступают. Да, такие вот нехорошие, да пьют, да, вступают… Ну а мы-то с вами разве идеальны, чтобы кого-то судить? Между прочим, пьют-то в фильме по-разному и в те самые связи вступают по-разному. Думаю, режиссёр по-хорошему, по-матерински жалеет своих героев, да и нет здесь такой уж «чернухи»! Ну присмотритесь! Мы так упорно видим негатив, а ведь герои картины-то его как раз не видят! В этом их достоинство, их болезнь, их парадокс. Парадокс русской души. Помимо насилия и какого-то глухого алкоголизма есть и прекрасная любовь с первого взгляда между Настей, одной из сестёр, и местным парнем по прозвищу Че, есть и прощение, и доброта. Вообще, в фильме много любви, пусть любви убогой, сирой, юродивой, но она пробивает себе дорогу даже в этом мирке униженных и оскорблённых, пробивает как может, как умеет. Эта убогая, искалеченная любовь результат нелёгкой жизни, тяжёлой судьбы. Однако, кто же виноват в том, что Коля пьёт и бьёт свою жену, что его жена Вера с маниакальной упёртостью терпит все издевательства, что участковый Лена спит с Колей и воспитывает непутёвую дочь, что сестра предаёт сестру? Может, наш менталитет? А может, провинция их так развратила? Или государство виновато? Ведь проще всего винить других, а сами-то что? Ведь есть у каждого в жизни выбор, и, сделав его, человек остаётся один на один с той жизнью, которую он для себя избрал — тут уж ни на кого не попеняешь.

    Таким образом, господа, картина, как мне кажется, поднимает вопрос выбора в жизни каждого человека. Выбор всех персонажей фильма оказывается трагическим для них, если не сказать — роковым. И не виноват в этом никто кроме них. Цель автора — не изобличать и бичевать. Цель — показать, что есть такие люди и у них тоже есть душа, они тоже могут любить, сопереживать, помогать друг другу. Но душе нужно развитие, иначе она атрофируется. А уж выход — развивать или разлагать — он у каждого свой. К тому же, вопрос «нормальности» очень относителен. Нормальность и ненормальность есть степень отклонения от нормы, но кто, простите, эту норму определяет? Вот живут одни люди так, и это их норма, а другие живут по-другому и для них это норма. Глядя на некоторые человеческие поступки героев фильма, задаёшься вопросом: так кто же всё-таки более вменяем — я, сидящая в бездействии перед телевизором, или контуженный Коля со-товарищи, спасающие соседа-кавказца от скинхедов и несмотря на все тяготы существования, всё ещё верующего в то, что «страшный сон закончился, началась новая жизнь»?

    История очень русская и очень поучительная, и смотреть на неё надо глобально, а не с позиции — «пьют водку, значит, фильм об алкоголизме». Если вы что-то из неё вынесли, значит, ваша работа над собственной душой продолжается. Будьте внимательны — у вас ещё есть шанс что-то изменить. Возможно, ваш решающий выбор уже не за горами.

    13 марта 2010 | 13:26

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>