всё о любом фильме:

Однажды в провинции

год
страна
слоган-
режиссерЕкатерина Шагалова
сценарийЕкатерина Шагалова
продюсерЮрий Мороз, Арам Мовсесян
операторЕвгений Привин
композиторАлексей Шелыгин
художникДенис Бауэр
монтажМарат Магамбетов
жанр драма, мелодрама, ... слова
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время112 мин. / 01:52
Номинации (1):
«Трамвай »Желание», перенесённый на русскую почву. Молодая актриса Настя переезжает из столицы в провинциальное захолустье. Она селится у сестры, живущей с мужем — ветераном чеченской войны. Муж унижает сестру, но та продолжает слепо любить его. Настя пытается помочь сестре…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Трейлер 01:55

    файл добавилКиноПоиск

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Опросы пользователей >
    • 342 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    И всё-таки не люблю я русские фильмы…не все, конечно, а определенного какого-то вот жанра: когда хотят изобразить жестокую реальность и всё в таком духе. Сейчас вот смотрю такой фильм. Смотрится тяжело, через силу. На шедевр искусства явно не претендует, как, впрочем, вообще на часть искусства. Получается грязно, пошло.. невыносимо мне такие фильмы смотреть. А ещё эта очень слабая игра актёров меня убивает просто.

    Ну есть же хорошие фильмы в России, и были и будут. А это дешёвка. Они думают, что обличают всю Россию вот такими фильмами? Чёрт, да не так это. Всё слишком односторонне, ни намёка на работу русской души… Так мы любим снимать фильмы об алкоголиках, о тра*ающихся на каждом углу, о зажатых в углах подростках, вечные мордобои, унижения, предательства, измены, притворство.. это низко, это свинство, это отвратительно… вся эта грязь льётся на тебя в течение двух часов. Никакой актёрской работы, сняты фильмы слабо. Ну если берёте под прицел такие серьёзные проблемы, то покажите нормально… всё это мерзко… но больше мерзко от того, что людям это нравится. Вот так вот почитаешь отзывы и сидишь от них в шоке, глазами хлопаешь. Народ в восторге… чему восторгаться-то? Что вам там нравится? И все соглашаются, что да, так и есть, «без притворства и лжи». Это что, по-вашему, норма? Все согласились с этим, поохали, поахали и всё? А как насчёт стараться изменить это? Раз вы принимаете такой образ жизни, то, значит, и сами такими же являетесь. Этот разврат не только же в обыденной жизни имеет место, которую нам представляют на экран, но и в душах в первую очередь. Моё сознание не хочет принимать такую Россию. Я понимаю, что такое действительно есть среди нас, я не отрицаю, но я стремлюсь убежать от этого, что-то изменить, избежать любыми путями такую жизнь…

    Тут абсолютно нечем восторгаться…

    P.S. Постараюсь досмотреть этот фильм. Когда-нибудь.

    3 января 2011 | 00:04

    Люблю фильмы про провинцию. Думаю, такие фильмы, как горькое лекарство, следует прописывать провинциалам, чтобы посмотреть незамутнённым алкоголем глазом на то свинство, в котором они живут всю жизнь изо дня в день. Фильм «Однажды в провинции» в очередной раз ставит вопрос: Отвратительный человек есть порождение отвратительной социальной среды, или отвратительная социальная среда создаётся отвратительными людьми? В России традиционно принято слагать с себя вину за собственное ничтожество ответом: «Не мы такие. Жизнь такая». Те, кто так отвечает, показывают свою несвободу, пассивность, инфантильность, леность, безответственность. Вот таких людей мы и видим в фильме и в жизни. Они неспособны ни на что. Не могут устроить собственную жизнь и жизнь любимых людей, не могут принести пользу обществу. Свою фрустрацию они компенсируют через насилие, алкогольные ритуалы псевдодружеского псевдоединства, склоки, зависть… Страшней всего, что так живут многие молодые, полные сил и здоровья (до поры) молодые люди. Они привыкли к свинству, ничего не хотят менять, не пытаются выбраться из этой помойки. Что их держит в этом городишке? Ничего. Просто у них нет силы воли изменить себя и изменить жизнь. Никто не хочет напрягаться. Когда провинциалу предлагаешь подзаработать, он часто отказывается. Таков обычай. Человек, который что-то делает, суетится, вызывает у соседей-провинциалов недоброжелательное подозрение: Тебе что, больше всех надо? Кроме того, тот, у кого что-то получается, сразу становится объектом зависти и ненависти. Почитайте криминальную хронику (кто сможет её достать). Самые страшные, чудовищные, немыслимые, тупые, «немотивированные» преступления совершаются в современной России в провинции. Часто они происходят «самопроизвольно» в результате цепной реакции: одна глупость приводит к другой, один дурак тянет за собой другого, тот — третьего и пошло-поехало (Коля-Вера-Настя-Че-комендант-авария).

    В провинции нельзя поступать по-своему, думать своей головой. Надо поступать как все и думать как все. Тогда выживешь. Вот Настя не разобралась в этих обычаях кривого зазеркалья провинции. Она пожила в Москве и стала мыслить здраво (рационально). Она забыла один из краеугольных принципов: не делай добра — не получишь зла. Если бьёт — значит любит. Это древняя провинциальная аксиома, которую Настя тоже забыла в Москве. Жизнь в Москве повышает самооценку, появляется чувство собственного достоинства. Но надо помнить, что такое чувство есть не у всех, а стало быть и защищать достоинство тех, у кого достоинства нет, не стоит.

    Если говорить о технической стороне дела, то фильм, конечно, далёк от идеала:

    1) смоктуновских и евстигнеевых вы здесь не увидите

    2) интрига слабовата

    3) провинциальная действительность страшнее, чем в фильме

    4) фон, на который положен сюжет, прописан слабо

    5) речь главных героев слишком рафинированная (настоящий провинциальный язык придал бы реализма картине)

    6) не хватает провинциальной небрежности в чертах лица, макияже, причёске, одежде

    При всех названных недостатках, фильм все-таки полезный, особенно для зрителей 12-13 лет (они ещё могут измениться)

    6 из 10

    5 августа 2010 | 16:33

    Лет двадцать сказывается эта сказка про темноту. Растолковывают нам, Ванькам, выпускники ВГИКа и La Femis, про «какой я был и что со мною сталось». Да всё одно и то же: мол, как вы ни садитесь, всё в богоносцы не годитесь. Расхристанные вы, неумытые оборванцы, судьбою покалеченные. И место ваше возле Кандалакши. Народец доверчив, наивен, неприхотлив, своими делами занимается, с вопросами не лезет. Тут глянули в окошко: батюшки святы! Десять лет к нечистой отлетело, Русь задним умом крепчает потихоньку. «Может, и мы чего смогём, барин?» — «А что, избу просмолили уже? Ну, вон огород прополите, а я вас пока новой сказочкой потешу». Засомневались, конечно, но спорить некогда. Пока смекнули, что к чему, ещё семь лет граблями по темечку отбахало. Тут уж треш из избы вынесли, и пошли дурачки по закоулочкам — треш трешем выбивать. Это я про кино Кати Шагаловой. Ей Катериной быть никак нельзя, она именно что Катя. Шагалова-шагалова, и дошагалова-таки.

    Отвращение сменяется недоумением, которое сменяется осознанием меткости авторского взгляда. Взгляда мыслящего человека на маргинальный отечественный кинематограф с его тягой к предельно «правдивому», чернушному изображению провинциального застоя, депрессивным пятнадцатиминутным статичным планам текущих фекалий и параноидально скучной драматургии. Нам, как известно, в любой бессобытийности и серости обязан мерещиться Чехов. Здесь не так: в этой местности бывал проездом Михаил Евграфыч. Тот самый, да. «Однажды в провинции» — развесёлый-распечальный трагифарс, где есть место тюменскому кубинцу Че, Любови Толкалиной в роли свихнувшейся на восточных трендах участковой поэтессы, бесталанной звезде сериала, контуженному фронтовику-садисту и беззаветно любящей его дурёхе, генеральской дочке в белых сапогах. Пронизанный сочувствием к российскому артхаусу гротеск, мультижанровая смесь, кое-где проблёвывающаяся в несмешную пародию, Юра Шатунов и Валерий Кипелов как два полюса быдловатой, скинхедистой, огастарбайтерившейся, но такой родной страны.

    7 из 10

    7 декабря 2011 | 12:55

    Если смотреть данную киноработу с точки зрения правдоподобности и реализма, то сюжет едва ли дотягивает до троечки, хотя бы потому, что если потреблять такое количество алкоголя, вряд ли будешь выглядеть как свеженькая маргаритка. Герои же выглядят именно так — абсолютно не помятые, без следов былых обильных возлияний, в общем, свежие розы и смазливые мордашки. Для любого человека, который элементарно смотрит новости, и видел разного рода разудалых алкашей это просто смешно.

    Однако для меня это история про бесконечное одиночество, нереализованные возможности, несбывшиеся мечты и беспросветную тоску.

    Сегодняшнее кино — это ассоциации и личные представления; кто-то смотрит на небо и ничего кроме него не видит, а кто-то вспоминает о былых чувствах, о каком то конкретном событии или человеке. Так что если некоторые зрители смотрят на грабли и не видят ничего кроме них — какой тогда спрос, такие люди всю жизнь будут восхищаться Шишкиным и плеваться от Дали.

    Вопрос в том, что сам режиссер делает упор именно на реализм и на проблему выбора, а по сему, проблемы поставленные в этой работе смахивают на нравоучения и фальшивку. В реальной жизни все намного хуже, и подобные субъекты вовсе не рефлексируют на тему смысла жизни, они просто влачат свое жалкое существование!

    Всю наигранность персонажей показывает диалог Голубева и Болговой — «Знаешь, почему ты меня раздражаешь?» Гениальный вопрос, который уж ни как не мог сформулировать его персонаж.

    Для меня же этот фильм весьма хорош даже благодаря сцене, когда Ким просто прижимается к Вере — мимолетный момент, а какие чувства.

    Ну и конечно же романтический уклон героев Бечевина и Пересильд, вроде и наивно, местами даже глупо, а все же весьма славно получилось. А вот если поставить их историю на реалистические рельсы, финал фильма самый подходящий. Потому что эти отношения изначально обречены на провал — у героя Бечевина, если кто не заметил, уже намечается легкая шизофрения, да и вообще он парень простой в самом худшем значении этого слова. Героиня Пересильд, нашла в нем себе утешения максимум на месяц, а дальше что — повторение судьбы сестры?

    В общем, хотя фильм и обвиняют в излишнем натурализме, героям явно навели марафет и внешний и «внутренний», можно даже сказать, что они выглядят как ряженные. Однако меня все устраивает, было над чем подумать, хотя многие мои мысли вообще не были связаны с фильмом. Ну как говорится — магия кино!

    17 марта 2010 | 18:39

    По сюжету бывшая звезда одного телесериала — совсем ещё юная Настя (Юлия Пересильд), приезжает из Москвы в глухомань к сестре, чтобы справиться с душевными ранами, оставленными былой славой. У сестры Веры (Эльвира Болгова) есть муж Коля (Александр Голубев), ветеран чеченской войны, который Настю на дух не переносит, и к тому же бьёт по пьяни Веру, но глупая девушка считает: раз бьёт, значит любит. Настя, меж тем, сначала возненавидевшая эту глубинку, потихоньку вязнет в дичайшей провинциальной жизни, похожей на болото, где нормальных людей, кажется, нет, да и, в принципе, быть не может.

    Уже в пресс-релизе к фильму (который, между прочим, был удостоен премии кинокритиков — ФИПРЕССИ — на Международном московском кинофестивале 2008 года) было сказано, что это такой «Трамвай «Желание», перенесённый на русскую почву. И хотя в ленте определённо есть мотивы пьесы Теннеси Уильямса (муж-жена-её сестра), ближе она всё таки к прошлогоднему балабановскому «Грузу 200», действие которого тоже происходило в инфернальной провинции. Но если Алексей Октябринович был больше занят изгнанием бесов прошлого, то Шагалова обратилась к условному настоящему, условной провинции (снимали картину в Подольске, а это, 10 км от Москвы) и условно сегодняшней молодёжи, которая под пьянки, распевая песню «Я свободен!», свободы как таковой не имеет. Она крепко связана узами собственной глупости, невыносимой жестокости и таким падением нравов, что если это в какой-то мере автопортрет той самой сегодняшней молодёжи, то это автопортрет однозначно неутешительный. Но, вместе с тем, как и о «Грузе», сложно говорить о художественных достоинствах картины Шагаловой, так как они имеют гротескные, почти гоголевские формы, которые могут прийтись по душе далеко не каждому зрителю. И когда одна из героинь картины — участковый милиционер Лена (Любовь Толкалина) говорит про сериал, в котором снялась Настя: «жизненное у вас кино получилось, только вот почему-то никакого не жалко», те же слова, на мой взгляд, в равной степени можно отнести и к самому фильму Шагаловой «Однажды в провинции».

    Презентация фильма «Однажды в провинции» в «Синема-Парке» проходила в рамках фестиваля авторского кино под лозунгом «Кино по правилам и без». И, как уже наверное понятно, просмотр этой вне всяких сомнений неоднозначной ленты оставил после себя много вопросов. Например, имя главной героини фильма — Анастасии Звонниковой — как то уж явно перекликается с именем Анастасии Заворотнюк, а сериал, в котором она играет — «Братва» — даёт более чем прозрачный намёк на «Бригаду» Алексея Сидорова. Но, как утверждает режиссёр фильма — Катя Шагалова, дочь известного сценариста и с недавних пор тоже режиссёра Александра Миндадзе — как такового прототипа у главной героини нет.

    - Но, к сожалению, такие случаи я знаю. Когда человек 17-20 лет с самого начала избалованный удачей считает, что так будет всегда, раз тебя позвали на главную роль в сериале, — призналась Шагалова. — Но у судьбы есть свои разные хитрости. Существует, как я называю, авансовый план и зарплатный план. Авансовый план — это когда тебе судьба даёт аванс, и человек не очень умный (да и в 17 лет разве можно быть сильно умным?) не догадывается, что всё это может исчезнут. А умный человек понимает: если тебе дали аванс, то ты должен работать. Зарплатный план в том и заключается, что если тебя ничего не остановит на твоём пути, то в конце ты, возможно, обретёшь счастья. Настя же как раз относится к авансовому плану. И её героиня в какой-то мере — собирательный образ. Но себя, слава богу, я с ним не ассоциирую.

    - Ваша картина, как мне показалась, довольно сильно рифмуется с «Грузом 200» Алексея Балабанова…

    - Не только вам это кажется! И дело даже не в том, что у меня, как и у Балабанова, снялись Алексей Полуян и Леонид Бичёвин, причём Бичёвин у меня был утверждён раньше, чем у Алексея Октябриновича, — просто Балабанов мой любимый режиссёр. На кинофестивале в Выборге, кстати, ко мне подошла одна девушка и спросила «как я отношусь к творчеству Балабанова?», и я ответила, имея в виду свой фильм «Однажды в провинции»: вы разве не видите, что хорошо? Хотя, разумеется, я не могу себя сравнивать с таким режиссёром, но, тем не менее, скажу, что мне такое сравнение льстит.

    И, что самое, скорее всего, важное, Шагалова, в отличие от автора этих строк, своих героев жалеет. «Когда такие красивые люди живут вот так, их становится ещё жальче!», — подчёркивает режиссёр. И здесь нет ничего удивительного: всё-таки это её герои.

    24 декабря 2009 | 18:41

    А на самом деле — именно к белому и пристает, и на белом как раз и видна… Хотя какого-то развития этой мысли в фильме, кинутой вскользь я так и не увидела.

    Картина очень пробивает на эмоции. Да, чернушная, да, страшная. Но в самом деле, может кому-то стоит разуть глаза и посмотреть, что вокруг творится.

    КТо-то скажет, что все произошедшее в картине — это неправдоподобно, так я вам скажу, что еще как правдоподобно. Я тут жила, я все это видела.

    Я видела, как родственники бабку на балконе держали, она писала в ведро и выйти боялась, потому что били они ее, а она их когда-то по доброте душевной к себе пустила. А они орали» Я тебя как барана зарежу на курбан-байрам».

    Я видела, как муж жену бросил, потому что у них ребенок ДЦП, не захотел ответственности. А девочка на него так похожа…

    И как эта девушка в минуту отчаяния чуть в проститутки не пошла, и как она живет теперь с кучей этих черных бытовых проблем и сахарным диабетом в придачу. И как волчицей она была, при том, что она добрая и светлая, я тоже видела.

    И как пьяницы каждую полночь ломятся в чужие ветхие двери, как до смерти пугают детей и матерей, как ребенка нельзя без присмотра на улицу отпускать.

    Кстати, кто-то сказал, что в фильме нет положительных героев, кроме Ясера. А Настя, которая и деньги жертвовала и в тюрьму готова была сесть? А кореец? А Че?

    Да в том-то и дело, что эти люди, они не плохие, все они в сущности не плохие. И показаны они именно с обеих сторон.

    Просто выросли они в дерьме, и не умеют другими быть, менталитет уже сложился, не знают, как по-другому, не видели они другой жизни. Это как сложившиеся стереотипы, где принято идеалом считать метровую шею, или оттянутые уши, или талию 60 сантиметров, а где-то привыкли пить по всяком поводу и без. И даже осуждать их за это как-то не получается.

    Бывает, конечно, те особенные, которые сформировались и выросли вопреки всему — и таких я знаю. Но таких единицы.

    Да и вообще, чернуха, говорите. А у кого лучше-то? Где он свет? Вы можете жить в шикарном элитном доме, возможно даже рядом с вами будут люди гораздо более высокого культурного уровня, но в целом, только в золотой клетке и разница. а в целом — все та же беспросветная бессмысленность существования, та же несвобода, те же рамки бытия…

    Свет, есть, я не настолько пессимистична. Он в любви и в духовных исканиях. но ведь и этими дарами природы и судьбы мало кто похвастать может.

    И люди все живут, глубоко погруженные в свои утилитарные интересы и потребности. Просто кто-то бухает беспробудно, пустоту душевную заливает, кто-то от той же пустоты зверствует, а кто-то на мерсе ездит и пьет элитные вина. А по сути грязь — она же везде, кто захочет — тот везде найдет.

    Кто-то сказал, что не психологично, что не реалистично все. Так черт, я видела в жизни почти точные копии такой вот миллиционерши, читающей дурацкие стихи и на свой манер рассуждающей о высоком — и даже не одну. Да разве вы сами почти каждый день не корите себя, не жалеете, когда причиняетет боль своим близким. Зарекаетесь тысячи раз, но потом снова не можете удержать агрессии.

    И так вот Че, сначала защищал ЛОшадь, а потом сам же ударил. Не от жестокости, просто на эмоциях.

    Это не жизненно? — Это очень жизненно.

    И эта Настя, которая сначала брезгливо на всех смотрит, потому что быдло кругом, простые люди, а потом становится, незаметно для себя, частью всего этого страшного и беспросветного мира.

    И нравится мне фильм именно тем, что героев показали неоднозначными, не плоскими, с плохих сторон и с хороших. Все мы такие, живые, любящие, несдержанные, уязвимые и грешные.

    И в очередной раз, я не стану оценивать фильм положительно или отрицательно, потому что констатацию фактов не оценивают. Вы не можете оценить на хороши или плох дважды два. Хотя, работа хорошая. Нигде не переврала режиссер, не преувеличила, не сфальшивила.

    10 из 10

    23 июля 2013 | 01:32

    Все время задумываюсь, за что люблю российский кинопрокат… Может за передаваемую, в каком то смысле, родную атмосферу поведения нашего народа, мрачную погоду, темные здания и бессмысленный сюжет фильмов. Но в этом и есть изюминка — погрузится в фильм, и кушать то, что преподносит автор.

    Фильм «Однажды в провинции» очень грустный. Но пропитавши его таким мраком, ведущий актерский состав уж очень красив для таких ролей. А вот, что касается актерской игры — ребята не справились с поставленной задачей: не удалось красиво пить водку и морально разлагаться. Слишком трезвый взгляд и дешевая пьяная походка.

    Начатые но не законченные истории со скинхэдами, работой местных жителей (уж больно интересно куда каждое утро под одну и ту же музыку словно зомби двигает народ) и тому подобному.

    Любви в фильме нет. Есть только желание у людей сбежать от реальности, путем распития водки не с ДРУЗЬЯМИ, а собутыльниками. Измена, предательство, безысходность вот, что управляет главными героями.

    Финал довольно таки не обычный. Ожидал другого исхода, более печального так сказать (:

    Фильм в кино — не представляю. Фильм на один, но зато ХОРОШИЙ раз.

    7 из 10

    12 ноября 2012 | 23:57

    Не понравился фильм. Во первых гламурная, загорелая женщина — милиционер уже вначале фильм начал меня раздражать своей личностью. Глупые диалоги, моментами сериальная постановка, с каких это пор гопы слушают рок группу — Арию и вообще напрашивается вопрос: авторы фильма были хоть раз в провинции, деревне, поселке или селе или дальше МКАД никто не выезжал, судя по «декорациям» точно нет, где каждый кадр напрашивается на непрофессионализм творцов.

    Уже в который раз убеждаюсь, что женщины — режиссеры не умеют снимать фильмы такого плана, так что не советую браться за такой сложный жанр. Бедность — это самое легкое что можно снять и показать в кино, но снимите хотя бы так, чтобы это было не штучно! Ничего интересного и необычного не увидел.

    Моя оценка — 2 из 10

    13 марта 2010 | 02:11

    Итак. Режиссер (он же автор сценария) — Екатерина Шагалова. Признаться, имя это мне ничего не говорило. Вообще, фильм отыскался только благодаря Гордонкихоту, где его, как водится в этой передаче, усиленно муссировали. Предупреждение о полном отсутствии гламура и нарочитой красивости предвещало еще один тоскливый фильм о тяготах жизни в мелких городках нашей необъятной. Так что, признаться, я собиралась сладко позевывать и подремывать под бормотание с экрана. Моим ожиданиям не суждено было оправдаться. По двум причинам, как минимум.

    Во-первых, звукорежиссеру этого фильма так и хочется оторвать руки. Простите за грубость. Эти резкие переходы от нормальной речи героев к реву «Белые розы» из динамиков лично мои уши просто убили. Причем доходило до обидного, когда в какие-то значимые моменты просто не понятно было, о чем говорят и что вообще происходит. Второй же момент, почему сладкому сну состояться было не суждено — прекрасная игра актеров. Правда, давно уже хотелось чего-то настоящего, искреннего и, наконец, свершилось — я видела не технику актерской игры, а настоящих людей на экране. Браво режиссеру и спасибо.

    Надо отдать должное и оператору. Без всякой вычурности или, напротив, «чернушности», без патетики и обилия фильтров был создан мир живых людей. Есть очень красивые кадры, но они настолько искусно вплетены в общую полосу, без намеренного акцента, что хочется сказать еще раз спасибо. Эта жуткая мода тыкать зрителя в «красоту» или «грязь», признаться честно, уже достала. Здесь же наблюдается пример зрительской свободы (если, конечно, не забывать вообще об искусственной эстетике кино), когда каждому предоставлена свобода выбирать самостоятельно, чем любоваться, а над чем с прискорбием охать и ахать. Да, конечно, особого цветового разнообразия в картине не наблюдается, но и жизнь в среднерусской полосе, я вам скажу, все-таки не как в солнечной Италии.

    Что касается самого сюжета, то история не многим отличается от тех, что передают в сводках с пометкой «бытовуха». Могло ли такое вообще случиться? Да сплошь и рядом, потому и название — «однажды в провинции». Так вот услышишь его и подумаешь: «Где, где? А, в провинции, да мало ли чего там вообще происходит.» Главное — как рассказано, а рассказано — хорошо. И это бесспорно, ибо фильм оставляет хорошее «послевкусие»: букет из эмоций и мыслей. Согласитесь, многие режиссеры бы душу продали, чтобы добиться подобного.

    Хочется особенно отметить Леонида Бичевина. Его игра в этой картине была, несомненно, много лучше и сильнее, чем в том же пресловутом «Морфии» Балабанова (да простят меня любители этого фильма).

    8 из 10

    12 сентября 2010 | 02:51

    Перед тем, как начать свою рецензию, хотелось бы обратиться к столь многочисленным критикам, обвиняющим фильм в нереалитичности, лжи и беспросветности. Друзья, а вы сами когда-нибудь были в провинции? Нет, не в провинции, которая за МКАДом; и даже не в провинции, которой нарекают средние по величине, но далёкие от Москвы города? Вы бывали в провинции, где людей намного меньше, чем проблем, которые сваливаются на них; где живут в обшарпанных советских сталинках, по типу коммунальной квартиры, без нормального водоснабжения и отопления; где места, куда можно устроится на работу равны цифре 1; где алкоголизм не болезнь, а стиль жизни; где, как бы это странно вам не показалось, «гопота», которой вы её нарекаете, слушает Кипелова, а не новомодных, к слову, городских реперах? Не были? А жаль. А вот я была. И видела много таких затерянных на бескрайних просторах нашей общей Родины, местечек. И мало того, что была и видела, я знаю такую провинцию изнутри, потому что практически все мои родственники, проживают именно в этих местах. Поэтому я не обвиняю фильм в нереалистичности, лжи и беспросветности. То, что показано в «Однажды в провинции» — малая и облагороженная часть того, что творится на самом деле.

    Если честно, я не могу вспомнить русского фильма, после «Палаты N6», который произвёл бы на меня такое сильное впечатление, как это сделала картина Екатерины Шагаловой. Более того, я не могу вспомнить ни одного русского фильма о провинции, который бы так чётко поставил ей диагноз, не переходя в пресловутую чернуху, и показали бы её устройство изнутри. На ум приходит разве что «Юрьев день», в котором как раз таки был взгляд из города, поэтому и вышла, в общем то, сплошная грязь, хотя и оправданная.

    Итак, однажды в провинции… История, рассказанная нам в данном фильме не может претендовать на оригинальность, так же как и на художественную красоту. Она проста и даже прямолинейна. В ней нет резких перепадов (разве только звуковых), необыкновенно красивых кадров и запредельных страстей. Но не смотря на всё это, в картине есть главное, и пожалуй самое важное, для кино как такового: в ней есть жизнь и душа. В ней настоящая жизнь, понимаете? Та, которая не хорошая и не плохая, а которая наша. В ней всё относительно и полосато. И не бывает в этой жизни чернухи, и не бывает безвыходности. Существует только наш выбор.

    В ленте нет ни единого отрицательного персонажа так же, как, впрочем, и нет положительного. Есть люди. А люди все разные. Они меняются в зависимости от ситуаций, они могут изменяться, развиваться и деградировать в различных случаях. Но самое главное, что они всё-таки могут выбирать.

    Именно проблема выбора, как показалось мне, главная в «Однажды в провинции». Именно выбор заставил героев решиться на этот образ жизни и эту провинцию для места воплощения своих жизненных целей. Для Веры, это выбор уйти из своей семьи ради любимого, и несмотря на его неадекватность любить его и быть верной до конца, не смотря ни на что; для Лены, это выбор жить не так убого, как это делают остальные, писать не представляющие никакой ценности стишки, растить распутную дочку параллельно с внуком, заниматься фен-шуем и носить белые сапоги, даже если вокруг грязь; для четырёх друзей, когда-то побывавших в условиях слома человеческой психики — это выбор жизни и любви, о которой они мечтали находясь там; и водка, которой они убивают сознание того, что всё случилось не так, как мечталось. И этот выбор все персонажи совершают вполне осознано, и живут именно по тому сценарию, которого смогли достигнуть по пути к мечте, к чему-то высшему. Именно наш выбор делает нашу же жизнь хорошей или плохой, и как бы мы не хотели свалить всё на сложные обстоятельства, они тут как ни странно ни при чём. Концовка фильма в этом плане очень показательна: Че и Настя делают свой выбор, и пусть он был совершён не тем способом, который подразумевался, но он был совершён — они вырвались. А десятки людей, так же сделав свой выбор, как и вчера утром идут на работу под отвратительные «Белые розы» Шатунова.

    Самое главное в режиссере Кати Шагаловой, это то, что она не выделяет из толпы персонажей одного, любимого и лучшего — здесь все равны. И ещё один немаловажный фактор: режиссёр ничего и никого не обвиняет в том, что происходит, так же, как и не предлагает путей решения. Она ставит диагноз. Рисует действительность.

    По поводу литров водки, «вылитых» с экрана на зрителя: если для вас это апогей отношений человек-алкоголь, вы либо не русский, либо не видели как пьют в России. А в ней пьют страшнее. Намного страшнее. И часто пьют не водку, а растворы на спирту и самогон, после которых местное кладбище полнится новыми крестами. Так что ставить в упрёк данному кино, преувеличение со стороны алкоголизма — более чем смешно. С этой стороны здесь всё ангельски чисто и невинно.

    Говоря об «Однажды в провинции», конечно же не стоит забывать и великолепнейшие актёрские работы. Пожалуй, такой концентрированно прекрасной игры актёров всех планов я не видела очень давно. Знаете, после этих ролей, даже странно смотреть на этих ребят как на обычных людей, так плотно они вжились в свои образы. Стоит отметить и атмосферность картины, пусть и серую, но живую и настоящую, которой проникаешься до кончиков пальцев. И конечно музыка. Саундтрек в этом фильме более чем замечательный и передающий настроение целиком и полностью.

    В заключении, хотелось бы сказать вот о чём. Помимо того, что человек, субъективно-мысляшщее существо, он ещё как никто другой умеет видеть то, что хочет и в тех красках, в которых хочет. Поэтому обвинять «Однажды в провинции» человек может только лишь потому, что он прочувствовал и увидел совсем не то, что хотел показать нам режиссёр. Потому, что в реальном мире, где добро и зло всё-таки в равновесии, они могут увидеть только добро или только зло. Так же, как они увидели только зло, окрестив его «чернухой», в данной картине. А возможно, им просто стало стыдно, что так есть на самом деле. Поэтому они раскрашивают свои рецензии красным.

    Для меня же это лучший российский фильм про реальность нашей жизни.

    10 из 10

    24 февраля 2011 | 12:15

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    подробнее

    Новости


    Завершились съемки новой телевизионной картины Александра Котта «Подсадной», основой которой является одноименная повесть Андрея Кивинова, известного широкой публике по работе над фильмом «Каникулы строгого режима» и сериалом «Улицы разбитых фонарей». (...)
     
    все новости

    Интервью


    В Корее популярен коммерческим мейнстрим — и местный, и западный, преимущественно американский. И из наших режиссеров, по-моему, реально популярны сейчас только трое: Пак Чхан-ук, Джун-хо Бон и Ким Чжи Ун. И их же можно отнести к местному корейскому киномейнстриму... (...)
     
    все интервью
    Кинокасса США $ Россия
    1.Великий уравнительThe Equalizer34 137 828
    2.Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner17 437 020
    3.Семейка монстровThe Boxtrolls17 275 239
    4.Дальше живите самиThis Is Where I Leave You6 894 340
    5.История дельфина 2Dolphin Tale 24 788 153
    26.09 — 28.09подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner214 586 861
    2.ЛюсиLucy150 580 590
    3.Корпоратив92 000 000
    4.Человек ноябряThe November Man20 395 656
    5.История дельфина 2Dolphin Tale 211 012 108
    18.09 — 21.09подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 178 809283 371
    Деньги528 328 649 руб.45 961 912
    Цена билета242,49 руб.12,00
    18.09 — 21.09подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    5.Список ШиндлераSchindler's List8.896
    6.ЛеонLéon8.782
    7.Король ЛевThe Lion King8.782
    8.НачалоInception8.778
    9.Бойцовский клубFight Club8.719
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted91.03%
    52.Первый мститель 3Captain America 390.96%
    53.Седьмой сынSeventh Son90.93%
    54.Большие глазаBig Eyes90.91%
    55.Лондонские поляLondon Fields90.77%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ЧокнутаяNuts3
    Мой ласковый и нежный зверь21
    ДрузьяFriends274
    Великий уравнительThe Equalizer16
    МаизаMaysa - Quando Fala o Coração1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner7.107
    Семейка монстровThe Boxtrolls6.789
    ЛюсиLucy7.129
    Корпоратив4.165
    Великий уравнительThe Equalizer7.268
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    ДракулаDracula Untold09.10
    СудьяThe Judge16.10
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    премьеры