всё о любом фильме:

Мастер и Маргарита (ТВ)

год
страна
слоган«Здесь укрылась нечистая сила»
режиссерЮрий Кара
сценарийЮрий Кара, Михаил Булгаков
продюсерИрина Минеева, Александр Мишин, Владимир Скорый
операторЕвгений Гребнев
композиторАльфред Шнитке
художникБорис Кузовкин, Юрий Устинов
монтажАлла Мякотина
жанр драма, детектив, фэнтези, ... слова
бюджет
$15 000 000
премьера (мир)
время125 мин. / 02:05
Действие происходит в 1920-1930-е годы в сталинской Москве и в годы жизни Иисуса Христа в Ершалаиме. Мастер с гениальным озарением описал последние дни жизни Спасителя в своем романе о Понтии Пилате, за который поплатился свободой. Его тайная возлюбленная Маргарита готова на сделку с дьяволом, лишь бы спасти Мастера. В это время некто Воланд, посетивший Москву со своей свитой, наводит ужас на обывателей. Но в мире, где укоренилось зло, и засела нечистая сила, проделки сатаны, окрашенные искрометным юмором, оборачиваются возмездием за людские грехи и пороки.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (дописан в 1940 году, опубликован в 1966 году).
    • Дорогостоящий проект ($15 млн.) «Мастер и Маргарита» инвестировала компания «ТАМП», которая в 1995 году отказалась выпускать фильм на экраны, ссылаясь на необходимые доработки. Не имеющий копий фильма режиссер Юрий Кара потребовал судебного разбирательства. Начался громкий процесс, в июне 1999 года Московский городской суд признал обладателем всех авторских прав на фильм компанию «ТАМП». Президент фирмы Владимир Скорый заявил, что фильм еще не готов и вскоре будет сделан перемонтаж с другим режиссером. Хранение пленки было доверено начальнику службы безопасности «ТАМПа» Валерию Тарасову, который после того, как их надежно спрятал, внезапно умер…
    • Подготовленный телевариант имеет хронометраж 240 минут.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.0/10
    Эту экранизацию знаменитого романа Михаила Булгакова можно было бы назвать многострадальной и даже как бы испытавшей на себе дьявольское проклятие, поскольку целых 12 лет (вот вам и влияние восточного календарного цикла!) она не показывалась публике по ряду довольно путаных причин из области неясных отношений между продюсером, режиссёром и наследниками писателя. В итоге данную версию «Мастера и Маргариты» можно было впервые увидеть на специальной ночной премьере во время Московского кинофестиваля летом 2006 года, а потом ленту Юрия Кары стали обнаруживать разные умельцы где-то в Сети, скачивать и смотреть, сравнивая теперь уже задним числом с вариантом Владимира Бортко. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 2169 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Благодаря тому что в моей отдельно взятой квартире воцарился интернет мне каким-то загадочным образом удалось наткнуться на видео с сайта «вконтакте» под названием «Мастер и Маргарита. 1994». Я смутно слышал о том, что в 90-е по этому великому произведению Булгакова снимали фильм, но он так и не вышел в прокат из-за исчезновения плёнки. Естественно, что я решил посмотреть, что же это за фильм-загадка? Тем более, что режиссёром был Юрий Кара, от которого после таких фильмов как «Завтра была война» и «Воры в законе» я ожидал очень многого. И ожидания мои не оправдались.

    Во-первых, фильм показался очень скомканным из-за отсутствия некоторых сцен, которые украшают этот роман, так нет сцены в Гастрономе, сокращена сцена с Поплавским, нет сна Никанора Ивановича, нет сцены с Семплеяровым в Варьете, нет разгрома квартиры Латунского. Да и темп фильма был очень быстрым, такое впечатление, что Кара куда-то торопился, снимая его!

    Во-вторых, Бал Сатаны напоминал недоразумение, Сталин, Гитлер и Ленин — это Кара наверное отдал дань моде перестроечного и постперестроечного кино, но этот эпизод в фильме смотрелся явно лишним.

    С другой стороны, с актёрами Кара не прогадал. Раков и Вертинская в ролях Мастера и Маргариты смотрелись очень органично и соответствовали моему книжному представлению о них — отречённых от этой жизни. Очень хороши Гафт в роли Воланда, Ульянов в роли Пилата и Гармаш в роли Бездомного (на мой взгляд 100 % попадание). Правда есть на мой взгляд и неудачи. Всё-таки Филиппенко, на мой взгляд, переигрывал в роли Коровьева, на позиции Азазелло в фильме Бортко он смотрелся лучше.

    Очень порадовало музыкальное сопровождение, музыка Шнитке оптимально подошла к этому роману, единственное, что мне понравилось в сцене на балу у Сатаны — это музыка!

    Подводя итог, скажу так: фильм не произвёл цельного впечатления, он не доделан, концовка скомкана до ужаса. Впечатление как будто роман искромсали на куски и мозаика собрана лишь наполовину.

    Это нельзя считать провалом, но и отличным этот фильм назвать у меня язык не повернётся

    5 из 10

    23 мая 2010 | 01:14

    Возможно ли экранизировать мистический, сатирический, философский, неоднозначный роман «Мастер и Маргарита»? Я читала роман 5 раз… Давно… сначала с восхищением, потом с осмыслением и в конце с утомлением. Уж больно соблазнительно Булгаков рисует зло, воспевает темные силы, торжествующие над простыми москвичами. А добро выставляет глупым, смешным, неуклюжим. «Что-то, воля Ваша, недоброе таится…» в такой «рекламе» сатаны. Роман «дышит» обольщением, обманом, подменой. Сам Булгаков дал роману рабочее название — «Евангелие от дьявола».

    В 2006 году на экраны вышел сериал В. Бортко «Мастер и Маргарита», завоевавший немало поклонников. Мне вариант Бортко не понравился с первых же минут — когда в кадре появился совершенно не похожий на Воланда Воланд — Басилашвили. Ну скажите на милость, что в этом стареющем толстячке демонического?! Нет-нет, на сатану он не похож и даже фразы Волонда звучат в его устах как-то неуверенно, неубедительно. Дальше больше — Лавров мимо роли Пилата, Абдулов мимо Фагота, Безруков не потянувший Иешуа, Ковальчук — вяло-субтильная не-Маргарита и т. п. Постное цитирование книги, губящее искрометный и легкий дух романа. В общем, ра-за-ча-ро-ва-ние полное и полная уверенность, что экранизировать «Мастера…» не-воз-мо-жно.

    И вдруг из недр интернета «выплывает» экранизация Кары, которая в стиле булгаковского романа — и существует и не существует. Фильм, снятый в 1994 году, из-за разногласий режиссера и продюсера так и не увидел свет. Лишь единожды показанный в рамках 28-го Московского международного кинофестиваля, фильм и то был сильно ужат — с 3 часов 20 минут, до 118 минут. А лишь посмотрев все 4 серии целиком, понимаешь, что ужимать его никак нельзя, что это просто преступление. Качество довольно паршивое, но в этом случае лучше так, чем никак. Первое, бесподобный актерский состав и не столько сам по себе, сколько по игре — актеры играют именно роли, а не самих себя, как сейчас в современном кинематографе. Мне особенно: Коровьев — Филиппенко, Воланд — Гафт, Бездомный — Гармаш. Еще немного звездных фамилий: Вертинская, Ульянов, Бурляев, Дуров, Куравлев, Кваша, Крачковская, Носик и так далее и тому подобное. Нереально хорошо снято, сыграно, продумано в конце концов. Валентин Гафт недавно на своем 65-летнем юбилее вспоминал с каким удовольствием он работал именно над вариантом экранизации Кары и как бы он мечтал увидеть фильм на большом экране. Что ж, я присоединяюсь к мечтам Валентина Иосифовича — очень хочется еще раз посмотрть этот чудесный фильм в хорошем качестве и действительно желательно на большом экране.

    19 октября 2010 | 12:03

    «Мастер и Маргарита» Юрия Кары — наверное, один из немногих фильмов российского кинематографа, который произвел впечатление и, так сказать, тронул душу. Хорошие фильмы, действительно хорошие и искренние, с развалом СССР практически перестали снимать. Сравнивать с другими экранизациями произведения Булгакова трудное занятие: у каждого режиссера было свое видение и свои возможности бюджета, актерского состава, спецэффектов, без которых не обойтись при съемках мистики. При возможностях тех лет в русском кино, когда Юрий Кара снимал свой фильм, из ленты выжали по максимуму. Хотя сравнить хочется. Страшно представить, какой размах бы лента получила в Голливуде, если бы создатели имели широчайший выбор средств по созданию Ершалаима и Москвы 30-ых годов и игр нечистой силы.

    Гениальные актеры и прекрасная музыка создали почти идеальные образы героев Булгакова на экране, перед зрителем развернулся живой мир. С экрана дышал жаркий день из дворца Понтия Пилата или московский вечер на Патриарших прудах. Есть такой дар — дать зрителю проникнуть в волшебную жизнь внутри кадра, когда сливаешься с героями и чувствуешь порывы весеннего ветра на своей коже. Можно ли судить, насколько передан дух романа? Фильм по-своему самобытен, но кажется, что если дух передан не вполне, то по крайней мере, была могучая попытка его передать. Ведь и само произведение рассказывает читателю ироничную историю о веселье свиты Воланда в Москве и полете Маргариты над городом. Хотя через иронию сквозит укор всем людям: а мир как был, таким же и остался, что в древнем Риме, что в советской Москве. Изменились лица, но не изменились характеры и человеческие пороки. Все то же: жадность, скупость, жажда наживы.

    Но не обойтись без но…

    К сожалению, «Мастер и Маргарита» Юрия Кары — сказка для взрослых, рассказанная с иронией, которой переборщили. Как можно переперчить вкусный суп, так можно переперчить. Прослеживается характерный стиль 90-ых.

    Маргарита в некоторых местах выглядит не красивой романтичной женщиной, а русской бабой, немного нагловатой, сильной духом и телом. Не хватает в воплощении Вертинской утонченности и женственности, нежного женского голоса в обрамлении стервозности, королевского достоинства и порочности, искусной, дремлющей, дорогой. Низкий голос с хрипотцой, выразительная внешность, пронзительные глаза и мордочка хитрой лисички вступают в противоречие с образом измученной терзаниями о Мастере Маргариты.

    Гафт-Воланд на протяжении фильма словно метался, кто он: то ли в действительности немец-иностранец, то ли сатана, отлично знающий русский язык, в этом отношении Басилашвили произвел впечатление силы, могучей, древней, мудрой и нечистой. Не удалось Гафту сыграть силу, которую зритель ощутит с экрана, которую испугается, от которой побегут мурашки. Иногда появлялась мысль, что сейчас Гафт выйдет из роли и попросит прощение за то, что ему надо играть Зло и быть злым — такой сожалеющий и извиняющийся взгляд у него иногда проскальзывал. Но Гафт дал Воланду красоту, жаль, что не сатанинскую.

    Гармаш-Бездомный немного переигрывал, стараясь внести в свою речь и жесты огромный напор, с которым только на амбразуры сподвигать рабочих-крестьян на новую революцию.

    Очень мало показали знаменитого Бегемота, ему в фильме выделили лишь второстепенную роль; не зная, кто он, тяжело догадаться..

    Замок, в котором происходил бал у Сатаны, как случайная декорация… Стоило привнести туда готики, мистики, страха, дьявольского размаха и торжества.

    С нарезкой кадров происходила чертовщина. Из-за этого терялся переход от одной сцены в другой. Резкое выхватывание из одного повествования в другое. Только Маргарита мажется кремом, а вот уже актриса Вертинская в образе — кого?

    Все остальные актеры играли потрясающе. Такие знакомые с детства, родные лица, и вдруг в таких ролях в таком фильме. Но сыграно на отлично. Особенно нужно отметить Иешуа, Пилата и Коровьева с его коронным смешком.

    Смотреть фильм нужно обязательно из-за первоклассного состава. Нынче таких артистов попросту не делают, как выразился один из блогеров. Пусть «Мастер и Маргарита» — такой роман, который в любом виде не сможет стать новым произведением Булгакова, ведь рукописи не горят, рукописи невозможно снять, рукописи можно только читать и видеть в своем воображении совершенный мир, где на Патриарших гуляет Воланд, а Иешуа беседует с Пилатом во дворце…

    26 марта 2011 | 15:42

    Мне очень понравилась эта экранизация, фильм смотрелся легко и непринужденно, все было очень замечательно и понятно. Жаль, что его так долго не выпускали на экран.

    Актерский состав меня, безусловно, порадовал. Очень понравился Гафт, по-моему, из него получился если не идеальный, то очень близкий к этому Воланд. Понравились мне и Анастасия Вертинская и Виктор Раков, хотя, на мой взгляд, они не очень сочетались как пара. Немного странно было смотреть на Иуду-Верника, который, как ни старался, не мог полностью скрыть свою белоснежную улыбку. Но это еще можно простить.

    Умилила сцена на балу, точнее, Ленин, Сталин и Гитлер. Уж очень они получились забавными.

    Меня чрезвычайно возмутил тот факт, что режиссерскую версию урезали почти вдвое. Возможно, поэтому там был чудовищный монтаж. В частности, я сразу заметила пропажу трех сцен.

    Во-первых, Иван Бездомный бежит со свечечкой и иконкой в одежде. Бац! — и одежда таинственным образом испаряется! Человеку, читавшему книгу, ясно, куда она делась, но как быть остальным?

    Во-вторых, знаменитое Бегемотовское «Примус починяю», а так же некоторые его сцены вроде поездки на трамвае. Бегемот вообще получился неярким, а это, между прочим, мой любимый (вместе с Азазелло) персонаж.

    И наконец, финальная сцена полета. Как можно было ее убрать, у меня в голосе не укладывается.

    За эти три сцены, увы, минус три балла. Но фильм — все равно в число любимых. Очень хочется увидеть не урезанную версию.

    7 из 10

    15 апреля 2011 | 23:15

    С самого начала фильма испытывала просто настоящее удовольствие. Прямо мурлыкала от сцены на Патриарших прудах. Великолепная троица: Воланд, Бездомный, Берлиоз. Само собой актеры хороши (одна фраза Гафта чего стоит: «Пожалуй, немец…»), еще нравился цвет пленки, иногда проскальзывающие черные полоски — такая старина… Ыыыы.

    Больше всех понравились Гафт и Гармаш. Про великолепный актерский состав написано здесь немало. Поэтому повторяться не буду. Единственно, что Весника никто, по-моему, не отметил. А он прелесть что такое! С мнением по поводу игры Вертинской и сцены бала полностью согласна с предыдущими рецензиями. При этом всегда Вертинскую боготворила, что с ней такое случилось в этом фильме? Правда, первая сцена Маргариты и Мастера хороша.

    В романе, по моему мнению, Мастер невыразительный. Во всяком случае он меня никогда не цеплял, в отличие от Маргариты. В фильме же Раков его «раскрасил». Прямо я Мастера зауважала. С тем, что Бегемота никак нельзя сделать, я уже смирилась. Поэтому Этот Бегемот меня абсолютно не раздражал.

    А вот над женщиной, в которую был влюблен Иуда (не помню ее имени), я долго хохотала. Чёлочка и макияж 90-х годов ХХ века, только что из салона красоты.

    Да… В самом начале почему-то написано: фильм Юрия Кара. Почему не Кары? Фамилия должна склоняться!

    Критиковать можно было бы еще, но достаточно. Потому что в цело фильм понравился!

    23 мая 2011 | 20:44

    Посмотреть ленту хотелось. Тогда во времена ожидания ее появления в прокате, казалось, почему она была закрыта от широкой публики? Теперь же стало все ясно, лучше бы она и дальше продолжала пылиться на полках архива. Не надо было вообще ее показывать, оскорбляя такое серьезное произведение Михаила Афанасьевича. После увидено вновь соглашаюсь с тем фактом, что невозможно большой по объему роман уместить в 2 часа, при этом сохраняя всю суть и достоверность.

    Экранизация Ю. Кары далеко ушла от реальности и моральных принципов. Содержимое картины в некоторых сценах напоминает кашу, перенасыщенность наготой вызывает отвращение, а диалоги главные героев не что иное, как сельский базар. Подбор актеров, конечно же, был великолепен, но и при таком солидном коллективе весь интерес мог, испорть один или другой персонаж фильма. Все всякого сомнения больше всего понравился Валентин Гафт, возможно сама роль внесла в игру столь четкую дисциплину, от чего характер героя чувствовался во всех сценах. Не обделю вниманием Владимира Стеклова и Александра Филиппенко, чьи персонажи ярко выглядели в экранизации, столь же правдоподобно, как и в самом романе. Что порадовало еще так это второстепенные роли, они были выполнены легко и непринужденно. Но на этой веселой ноте все и заканчивается, главные роли Мастера и Маргариты совершенно противоречат книге. Маргарита в исполнении Анастасии Вертинской, вызывает впечатление легкомысленной дурочки, чьи реплики на уровне детского сада создают образ совершенно иной героини. Словно речь идет не о Булгаковской ведьме наполненной переживаниями и тоской по любимому, а обыкновенной женщине, которая якобы забыла, что она вообще здесь делает. Игру Виктора Ракова совершенно не заметила, иногда мне казалось, что он отсутствует, и о нем забыли. Вновь возвращаясь к экранизации, в которой помимо большого количества отклонений, тут еще и вставлены были свои «пять копеек». Вдруг от, куда не возьмись, появляются великие вожди и тираны в лице Ленина, Гитлера, Сталина, хотя при написании книги, они еще ходили по земле. Сам бал у Сатаны, был настолько омерзительным и испорченным наготой, что финал ленты полностью испортил мне настроение от просмотра.

    Думаю, эта картина предназначена для будущих поколений режиссеров, которые захотят задаться целью, экранизировать роман, при этом учитывая все ошибки и прорехи прошлого. Ну а так же для любителей, которым не терпится увидеть предшественников после выдающейся премьеры Владимира Бортко. Всем остальным не удосужившимся добраться до данного произведение, краткий совет: «Лучше почитайте книгу».

    4 из 10

    29 мая 2011 | 21:55

    К роману «Мастер и Маргарита» можно относиться по-разному. Некоторые перечитывают его десятки раз, цитируя вслух крылатые фразы, другие не могут прочесть и страницы, жалуясь на непростой стиль автора или не принимая идеи романа. Короче говоря, о «Мастере и Маргарите» модно говорить. И не важно что. Еще короче: «роман Булгакова — апофеоз неоднозначности».

    Но при всей своей популярности роману «Мастер и Маргарита» с экранизацией не очень повезло. Мало известные итальянские и польские фильмы, сериал Владимира Бортко 2006 года и, наконец, фильм Юрия Кары, снятый в 1994 году, но представленный на суд зрителям только сегодня.

    Говорить об этом фильме довольно сложно. Основная проблема заключается в том, что он сильно сокращен. Из трех с лишним часов в прокате остались только сто восемнадцать минут. Многие эпизоды вообще не представлены. Главные линии сюжета урезаны настолько, что те, кто не читал роман, рискуют многого не понять.

    В таких обстоятельствах, хвалить или критиковать фильм непросто. Все неудовольствия критиков купируются одним указанием: это всего лишь сокращенная версия, от которой складывается такое неполное и неясное впечатление.

    Другая важная особенность экранизаций литературы — особая интерпретация режиссера. Любой автор имеет право на свое понимание и представление о тексте. Поэтому нелепо придираться к внешности актера, не соответствующей оригиналу.

    Таким образом, поле для критики сужается.

    Бесспорный выигрыш фильма — актерский состав. Однако выбор Анастасии Вертинской оставляет желать лучшего. Не стоит даже говорить о том, насколько она не соответствует Маргарите. О демонической притягательности нет и речи.

    Роль Понтия Пилата у людей, знакомых с советским кинематографом, вызывает легкую усмешку. В сериале Бортко Понтия Пилата уже сыграл Кирилл Лавров, самый известный в союзном кино «Ленин». Здесь Пилата играет Михаил Ульянов, который тоже играл Ленина в фильмах «Ленин в Швейцарии» и «На пути к Ленину» и пр.

    Кот Бегемот (Виктор Павлов), кажется, так и остался за железным занавесом. Напоминающий Михаила Боярского в фильме «Новогодние приключения Маши и Вити», он похож на чучело из детсадовского музея, а не на гротескного персонажа романа. Чувствуется, что это фильм времен перестройки: потребностей уже много, а возможностей мало. Или наоборот. Несоответствие амбиций, замысла и художественных средств ведет к неопределенности, невнятности, если не сказать дефициту вкуса.

    Признаки «искусства времен перестройки»: Гитлер, Ленин и Сталин, которых Кара лично пригласил на дьявольский бал, хохочущий в кадре и за кадром сатана побуждает задуматься об истинно сатанинской иронии режиссера. Для экранизации романа Булгакова это как минимум неприлично. Отдельно можно сказать о бале Воланда и изобилии обнаженных тел в фильме. Очевидно, что шабаш у дьявола не должен быть похож на чаепитие благородных девиц. Но эротические мотивы у Булгакова очерчены гротескно. Речь может идти об «идеальной порочности», но не о вульгарности. «Голые тела» у Кары мало похожи на дьявольское празднество. Это не бал потусторонних сил. Это напоминает жизнь сельской бани, заснятый любительской камерой. Не говоря уже о плясках жидколягой Маргариты перед зеркалом.

    Музыка в фильме тоже вызывает легкое недоумение. Полет Маргариты на фоне Полета Валькирий Вагнера или бал у Воланда под Болеро Равеля похожи на рекламу полифонической мелодии для мобильного телефона. Классическая музыка в качестве саундтрека — не плохой, но слишком простой режиссерский ход. Совершенно невозможно, чтобы каждый романтический момент в фильме сопровождался вальсом Мендельсона. Кино редко нуждается в таких очевидных ремарках, в банальных решениях.

    Шероховатости в фильме бросаются в глаза уже во время первого просмотра. Можно оправдать этот многострадальный фильм разногласиями режиссера с продюсером, сокращенной версией, ограниченными возможностями или сложностью романа. Снимая булгаковский шедевр, автор должен быть готов к тому, что его творение критики будут будут пробовать на зуб. Юрий Кара, кажется, довольно резко реагирует на критику фильма.

    20 мая 2011 | 13:08

    Выход столь долгожданного мною фильма Ю. Кара совпал с очередной моим погружением в мир Мастера и Маргариты. Прочитав в 5-й раз книгу и пересмотрев зарисовки к роману в виде сериала Бортко, я с восторгом узнала, что выходит такой долгожданный мною фильм Ю. Кара. К сожалению я постоянно скатывалась в сравнение сериала Бортко и вышеназванного фильма. В общем, по полочкам:

    Актёрский состав конечно не может не радовать. Для меня из всех актёров неубедителен был пожалуй лишь Куравлёв в роли председателя и Гармаш, показавшийся мне уж слишком «пролетарским» для Бездомного, хотя это скорее вина режиссёра. Раков, Ульянов и Филиппенко на мой взгляд просто чудо как хороши, с небольшими сомнениями причислила бы к ним и Гафта, но его Воланду по-моему не хватает демонизма.

    Теперь о плохом:

    Маргарита. Ну как, как можно было так изгадить образ булгаковской Королевы Марго! Нет, Вертинская играет может и хорошо, только играет она не Маргариту, а какую-то странную вертлявую, глупую и скучную особо, непонятно чем покорившую Мастера. Ну как тут не вспомнить Ковальчук, Маргарита которой даже голая и на швабре не дала усомниться в своей принадлежности королевской крови.

    Далее — режиссура. Ну тут в принципе всё недурно, учитывая, что нужно было уложиться в 3 с половиной часа. Вот только сцена бала напомнила мне какой-то неудавшийся порнофильм (вот именно так наверное и выглядят плохие порнофильмы).

    Монтаж ужасен. Больше сказать нечего.

    Музыка хорошая, даже гениальная, но… не в этом фильме. Она сама по себе хорошая и гениальная, а фильм этот сам по себе.

    Ну и самое главное — общее впечатление какое-то скомканное и странное. Суть фильма неясна.

    В общем

    5 из 10

    (просто не могу поставить ниже Филлипенко, Гафту и Ракову)

    13 апреля 2011 | 21:37

    Фильм «Мастер и Маргарита» 1994 года — одна из экранизаций бессмертного романа Михаила Булгакова, и, на мой взгляд, худшая, хотя бы среди отечественных экранизаций. Этому послужили многие факторы, и мне бы хотелось подробно расписать каждый из них.

    Приступим!

    Сюжет и смысл. Настоящий хронометраж ленты 200 минут, а для просмотра доступна только укороченная для кинотеатра версия — 125 минут. Так вот, резать фильм для показа в кинотеатре было огромной ошибкой. Роман Булгакова велик по содержанию, по масштабности происходящих в нём событий, по количеству важнейших мелких деталей. В нём огромное количество интересных и символических персонажей, и огромная моральная и философская подоплёка, иногда находящаяся между строк. Нечего и говорить, обрезанная вполовину версия не может полноценно рассказать нам историю, раскрыть всех героев и донести до нас смысл произведения. Следовало бы хотя бы разбить фильм на несколько серий и показать по телевизору как сериал. Но нет. Из фильма выкинули огромное количество важных моментов, целые события, в результате чего фильм похож на краткий пересказ романа Булгакова. Действие очень поверхностное, не вдаётся в детали, в глубину, не раскрывает никакой морали. Не дай Бог смотреть этот фильм людям, не читавшим книгу! Ещё раз повторю: не следовало так резать оригинал! даже не смотря на то, что фильм вышел только спустя 17 лет со времени съёмок. Это уродование истории не стоило того.

    Актёры и персонажи. Перейдём к персонажам ленты и актёрам, исполнявшим их. Как я уже упоминал выше, укорачивание фильма сказалось на персонажах ленты, и они не были до конца раскрыты, и часто не были понятны их намерения и поступки, а также вложенный в них авторский смысл. Однако следует сказать, что большинство актёров хорошо исполнили свои роли. Лучше всех был Валентин Гафт, исполнивший роль Воланда. Однако некоторые актёры и их исполнение персонажей мне совершенно не понравились, и на них я бы хотел акцентировать внимание:

    Кот Бегемот. Здесь этот персонаж был представлен просто ужасно! В образе кота он появляется только в самом начале фильма, да и там он был чёрно-белым, а не чёрным, как у Булгакова. Я не понимаю, для съёмок не могли найти обычного большого чёрного кота?! Из-за ограничения в то время на спецэффекты, показать на экране ходящего говорящего кота было невозможно, поэтому весь остальной фильм он предстаёт перед нами в образе «толстяка с кошачьей мордой». Однако «толстяка с кошачьей мордой» изобразили ну слишком буквально! Это был человек с нарисованными кошачьими усами, кошачьими ушами и… приделанным хвостом! И как, по-вашему, он должен был спокойно ходить с Коровьевым по улицам?! Но хуже этого был тот факт, что персонажи признавали котом человека в гриме на уровне детского утренника.

    Иван Бездомный. Сергей Гармаш, исполнивший роль поэта Бездомного, сыграл свою роль отлично. Если бы не одно — он совсем не похож на своего персонажа. В книге Бездомный — 23-летний молодой человек. Гармашу же на момент съёмок фильма было 36, и это серьёзно отразилось на внешности и повадках персонажа, особенно на его манере речи. Однако Гармаш играет хорошо, повторюсь. Но для полноты персонажа одного актёрского мастерства мало, нужен ещё и правильный образ.

    Маргарита. Вот этот персонаж был хуже всех перенесён на экран! А виной этому послужила ужасная актёрская игра Анастасии Вертинской. За весь фильм от неё не было не одной эмоции! Я понимаю, что Вертинская звезда, первая красавица в кинематографе того времени, но Маргарита должна быть не только красивой, но и чувствующей! Хотя до этого я не замечал за Вертинской такого наплевательского отношения к роли. Не знаю, в чём причина, но здесь явно не виновата порезка фильма. Но получилось то, что получилось — самый главный женский персонаж был превращён, извините, в куклу с картонным лицом.

    Сцены и спецэффекты. Как я уже упоминал, в то время спецэффекты были дорогим удовольствием для фильмов, поэтому ждать от фильма особо красивой картинки бессмысленно, и ругать картину за это глупо. Но всё-таки… Это не причина для того, чтобы так отупить некоторые сцены! Маргарита летела над городом видимая всеми! Ну неужели не было возможности хоть как-то создать невидимость? На Балу у Сатаны все женщины были совершенно голые! Было ощущение, что смотрю порнографию, а не экранизацию Булгакова! Примечание: все женщины, кроме Маргариты, которая потом ещё жалуется, что ей пришлось стоять обнажённой! И ещё множество глупых сцен, которые не могут оправдать даже ограничения на спецэффекты. Отдельно мне хочется упомянуть сцену на Балу у Сатаны, где на Бал приходят Сталин и Гитлер. Эта сцена забавная. Забавная, но ужасно глупая. Её даже не спасает фраза Коровьева «Их специально пригласили». То есть Сталин после этого должен был знать всё о прибытии Сатаны в Москву, о Бале, о фокусниках, устроивших в Москве беспорядки. Но почему он не приказал остановить попытки поймать их, если видел, что это невозможно? Боялся что ли, что ему не поверят? И откуда Маргарита знает про Гитлера? В 1930-х годах происходило только политическое становление фашистской Германии. Или его вызвали из будущего? И откуда Маргарита вообще осведомлена о Гитлере и политике Германии того времени? Тогда в СССР знать о событиях в других странах можно было разве что из политических газет. И я очень сомневаюсь, что Маргарита между страданиями по мастеру читала их. Ужасно глупая сцена, вот если бы вырезали её, было бы лучше.

    Итог: Самая провальная экранизация Булгакова из всех существующих. Однако следует помнить, что оригинальная лента была очень сильно порезана для проката в кинотеатре. Однако сейчас готовится к выпуску на DVD полная версия фильма. Скорее всего, моё мнение о фильме улучшится, если в полной версии будет полностью раскрыт сюжет и герои. Но что касается уже упомянутых персонажей и сцен, то они скорее всего так и останутся. Но это я говорю о полной версии.

    4 из 10

    3 декабря 2015 | 13:02

    Можно отметить лишь один плюс кино — удачный кастинг. Прекрасный актерский состав, за исключением некоторых персонажей, как например Иуды, Христа и Мастера. Однако, на этом все плюсы фильма заканчиваются.

    Пошло. Глупо. Убого. Безвкусно и бесконечно скучно!

    Есть несколько смешных моментов — спасибо C. Гармашу. В остальном — откровенная дешёвка! Гротеск не получился, стёб не удался! Единственный положительный момент от просмотра — захотелось снова перечитать книгу, также как надышавшись загазованного воздуха, хочется как можно скорее вдохнуть чистой природной свежести.

    Не рекомендован к просмотру тем, кто ценит в кино истинное качество и высокий профессионализм.

    10 апреля 2011 | 16:04

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>