всё о любом фильме:

Брат

год
страна
слоган-
режиссерАлексей Балабанов
сценарийАлексей Балабанов
продюсерСергей Сельянов
операторСергей Астахов
композиторВячеслав Бутусов
художникВладимир Карташов, Надежда Васильева
монтажМарина Липартия
жанр боевик, драма, криминал, музыка, ... слова
зрители
Нидерланды  7.1 тыс.,    Италия  5.5 тыс.,    Чехия  3.6 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время100 мин. / 01:40
Демобилизованный из армии, Данила Багров вернулся в родной городок. Но скучная жизнь российской провинции не устраивала его, и он решился податься в Петербург, где, по слухам, уже несколько лет процветает его старший брат. Данила нашел брата. Но все оказалось не так просто — брат был наемным убийцей…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
5 + 0 = 5
7.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Утверждается, что после выхода этого фильма к группе «Nautilus Pompilius» вернулась былая популярность, утраченная ими с выходом альбома «Крылья», однако в этом же году Бутусов принял решение распустить группу окончательно.
    • Эпизоды, действие которых происходит в родном городе Данилы, снимались в Приозерске. В частности, съёмки клипа происходят у стен крепости Корела.
    • Из-за нехватки бюджетных денег съемки проводились в неоформленных как следовало местах, тем самым снижая затраты.
    • Свитер крупной вязки, который носил Данила Багров, купила художница Надежда Васильева в секонд-хэнде за 35 рублей.
    • Данила в милиции говорит свой адрес: «Вокзальная, 22». Именно такой адрес железнодорожного вокзала в Екатеринбурге, родном городе Алексея Балабанова.
    • Фильм был снят всего за 31 день.
    • Оператор фильма Сергей Астахов сыграл в последней сцене дальнобойщика, потому что к концу съёмок выяснилось, что ни у кого нет водительских прав для управления грузовой техникой.
    • Большая часть фильма снята на Васильевском острове.
    • Первая встреча героев Бодрова и Сухорукова происходит в знаменитом «доме Адамини».
    • Светлана Письмиченко для роли Светы специально обучалась вождению трамвая.
    • На съёмки фильма было потрачено всего около 100 000 долларов США.
    • Во время съёмок сцены ранения Павла Евграфовича из-за ошибки пиротехников актёр Владимир Ермилов в действительности получил ранение ноги.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Гофман в сцене на кладбище после второго «дела» на оправдывания Данилы говорит: «Бог тебе судья…» В переводе на русский язык имя Данила означает «Бог мне судья»
    • еще 10 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Чечен в сцене своего появления разговаривает на осетинском языке, а вовсе не на чеченском.
    Трейлер 01:09
    все трейлеры

    файл добавилtures_u2_00

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Только после появления в 1998 году ленты «Про уродов и людей», лучшей работы Алексея Балабанова, значение которой даже возрастает с течением времени, можно было куда точнее прояснить для себя всё-таки иносказательное значение самой популярной картины режиссёра — «Брат». Она снята годом ранее и вовсе не исчерпывается тем вроде бы простым и очевидным смыслом, который считывали и продолжают считывать с экрана поклонники и противники образа Данилы Багрова в исполнении Сергея Бодрова-младшего, приобретшего культовый статус задолго до своей трагической и в чём-то мистической смерти в Кармадонском ущелье. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 62120 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Самый любимый российский фильм, лучше него только пение соловья в хвойном лесу. Все абсолютно превосходно, минусов вообще не нашел. Культовое кино, вот что называют настоящим, правдоподобным, без фантастических уклонов, зрелищное видение на экране. Талантливо исполнено — вот главная вещь, чем отличается «Брат». Актеры, музыкальные композиторы, режиссер, продюсер, сценаристы, операторы — это те люди, которые подарили миру вечный, незабываемый фильм. Пересматривать можно бесконечное количество раз, особенно вечером в компании друзей, но сдержанных и спокойных, небуйных, ведь внимание должно уходить, прежде всего, на киноленту, на развитие событий.

    Русский боевик, ставший эталоном для подражания другим кинокартинам. Превзойти рекорд «Брата», заставив зрителей влюбиться и отдаться полностью просмотру, уже маловероятно, что у кого-то получится, я в это просто не верю, такого больше не повторить. Это то, что называется грация таланта и даренного Богом умение вобрать в фильм только самое замечательное и ни в коем случае нескучное.

    Сергей Бодров мл. так сыграл великолепно, что хочется смотреть на него снова и снова. Солдат, вернувшийся домой с армии, видит перед собой всю ту же прежнюю обстановку: угнетение, любимую маму, у которой есть еще один сын помимо него, унылость окружающей среды, убогость, что даже улыбка на лице не может появиться хоть на какую-то малую долю секунды. Ну что это за такая жизнь, тем более при возвращении домой Багров сразу попадает в передрягу, а все из-за своего любопытства. Тут он решает поехать в гости к своему родному брату, в Санкт-Петербург, навестить своего близкого, по рекомендации матери состоялось его путешествие в тот самый город, где человек теряется на фоне царящего неравноправия и бандитизма.

    Очень жалко, что Бодров младший оказался под страшным обвалом лавины в Кармадонском ущелье, в то время, когда проходили съемки его нового фильма. Очень грустно становится, вспоминая этот неприятный факт, и каждый раз просматривая фильмы с Сергеем, я например чаще смотрю «Сестры», «Брат» первый и второй, как бы увенчиваю память ему, пусть он живет в душе человека, как прелестный человек, которому не повезло на жизненном пути. Пока не имеется прямых доказательств с места обвала, хоть и понятно, что все весьма трагично и так ясно, никакие надежды на спасение не помогут. Но многие верят в чудотворной момент, и помнят его как отличного актера.

    Заявить нечего, одни предопределенные факты, «Брат» — фильм о бандитских разборках в России, процветавших в начале 90-х гг., хит и бесценный продукт Алексея Балабанова, шедевр, где сравниться с ним просто кажется смешным. История, которая может научить любого, сила и терпение — все, что требуется. Время идет, а где будешь завтра, остается непостижимой загадкой.

    10 февраля 2008 | 01:09

    Фильм в принципе понравился. По моему скромному мнению — хорошо снят, актеры неплохие, в общем интересно смотреть, да и саундтрек классный, обожаю Наутилус. Но этот фильм является неярким, но всё же примером русофобии.

    Молодой симпатичный парниша по имени Данила (восходящее к древне-еврейскому Даниил) возвращается с чеченской войны. «Да там в штабе писарем отсиделся». Впоследствии узнается, что он оказывается тот еще вояка, но скромный. Попадая в условия постсоветской России 90ых годов, начинает мочить всех нехороших людей, за которыми «нет правды». Для неокрепших умов отроков, смотрящих фильм, Данила творит «добро» — убивает неправедных в стране, а тех, кого не убивает — мутозит или хотя бы пугает. Причем всё это подкреплено для полноты образа Данилы какими-то «крутыми понятиями» типа «я обещал, я своё слово сдержу» и другими в стиле «реального пацана». В общем, знающий толк в жизни (на войне всё-таки был!) парень, со стальным характером, эдакий отечественный супермэн, народный мститель!

    Дык, кто же они — неправедные:

    1. Ну конечно обнаглевшие лица кавказской национальности — мочить.

    - Не убивай, брат.

    - Не брат ты мне, гнида черно*опая.

    2. Люди, занимающиеся рэкетом, коими земля русская полнится — их тож мочить.

    3. — Скоро всей вашей Америке — кирдык. Понял?

    - Да, что ты пристал к нему, он вообще француз.

    - А какая разница?

    А разницы нет — кирдык всем иностранцам.

    4. Только кровное родство дает иммунитет бандюганам от смерти:

     — Не убивай, брат.

    - Да ты что, ты же брат мне.

    В общем мочить надо всех, кто не понравится. В живых оставлять только «своих», «братьев» — русских. Во всем фильме сквозит эта ненависть к другим народам. Эту идею, кстати, автор развил и во второй части, но уже досталось украинцам: «Вы мне, гады, еще за Севастополь ответите» — сказал «татарин», добивая «хохла».

    Кстати, интересный персонаж — бомж-немец. Вот он, потомок нацистской Германии, ведущий нищенский образ жизни, — и то не утратил сознание добра и зла, а мы — русские — после распада СССР, оказавшись в ужасающих условиях, сразу стали кретинами (видимо по мнению автора такими и были всегда): «Ну что ж такое, были же люди как люди и вдруг все сразу стали кретинами. Парадокс!». Причем в нашей «стране козлов и баранов» козлы стоят у власти (с этим конечно трудно спорить), а мы, простой народ — просто-напросто бараны.

    Короче весь фильм проникнут идеей неспособности русских жить по-человечески, дебилизма и дабы нам стать нормальными, поднять страну, надо убивать всех кавказцев, т. е. черно*опых, украинцев, т. е. сук бандеровских, ну и русских заодно подчистить, всех «небратьев» наших. Другими словами развернуть войну внутри страны и за ее близлежащими пределами и тогда дааа — Америке сразу кирдык! Пока мы будем изгонять «нечистую» с земли русской, Америка чуть-чуть подождет, и уж потом-то мы ей покажем «козью рожу», когда останется одна Русь без «черно*опых» и «бандеровцев». Так и хочется добавить «Россия — для русских!» — главный лозунг русофобов, жаждущих видеть нас враждующими, озлобленными и нищими.

    Причем кстати каждый должен стать борцом за свою родину. Ведь это, судя по фильму, так просто! Накупить побольше гвоздей и спичек, накромсать шляпок и напихать по гильзам и вперед и с песней Наутилуса, ну или со стишком «я узнал, что у меня есть огромная семья […] это родина моя, всех люблю на свете я»! Вперед вершить правосудие, это может каждый! И главное ведь в стране «полная безнаказанность»: пульнул и дальше пошел, никто тебя никогда не поймает, ты же крутой и вообще за справедливость (ой, т. е. за «правду») борешься.

    Не знаю, какой балл ставить этому фильму, потому что с одной стороны он мне понравился. Очень хорошо чувствуется весь страх и ужас времени после распада Советского союза, но так как я в отличие от Данилы, считаю, что сильнее не тот, кто прав, а тот, кто остается человеком в нечеловеческих условиях — полностью отрицаю этот фильм за провокационность. Правда у каждого своя, а о человечности нельзя забывать никогда.

    Кроме того всегда надо думать о последствиях…

    17 декабря 2010 | 11:56

    Что-то в последнее время меня потянуло на красные рецензии, и причиной этой тяги является то, что на наших кинематографистов в прошлом году напал не то приступ крайности, не то жажда лёгкого заработка на наших пороках и на нелёгких временах нашей страны. За последний год у нас стало модно снимать два жанра — 1) тематика лихих 90-х, которая уже настолько заезженна и избита, что, надеюсь, мы больше не увидим на киноэкранах ненужного нам кино, да и об одном небезызвестном сериале я уже написал своё мнение, и 2) драма социальная, которая с года 2014-го стала, к сожалению, актуальным и, не побоюсь этого слова, трендовым жанром в кинематографе ввиду текущих политических событий. А так как политика и кинематограф идут рука об руку, то несложно догадаться с какой целью снимается такое кино, которому многие (да что уж там многие — подавляющее большинство) поют чуть ли не дифирамбы и расшаркиваются от ярких эпитетов до комплиментов режиссёрам. Какие это фильмы, писать не буду — все прекрасно знают и понимают, какие два фильма я имел ввиду. Вот такой вот у нас российский кинематограф — чернуха, серость, депрессия и признание Западом — и ничего положительного в этом нет.

    Советский кинематограф не лучше, ибо и там всё было не идеально. Да, у нас был Рязанов, Гайдай, Данелия — но ведь они снимали позитивное кино, комедии, которые хотелось пересматривать ещё и ещё. Но потом грянули 90-е годы, и тут будто как отрезало — хлынула волна фильмов на криминальную тематику: бандиты, малиновые пиджаки, отжимание бизнесов и т. д. Я конечно могу ошибаться, но мне почему-то кажется, что 90-е — это были не только криминальные разборки, рэкет, убийства, а наверняка было и что-то хорошее. Если покопаться хорошо — то можно было бы найти и снять светлое и доброе кино. И на мой взгляд, если бы наши кинематографисты не обращали бы внимания на всю эту криминальщину, то на свет не появились бы такие поделки, и мы бы не ломились в кинотеатры смотреть на всё это, наполняя своё сознание и душу негативом и прочей мерзостью.

    Собственно, хотелось бы отметить один такой «шедевр» как криминальная драма «Брат». Для начала скажу следующее — фильм слишком патриотичный и порой настолько, что явно переходится грань и рамки дозволенного. Более того, я забегу вперёд насчёт плюсов. Алексей Балабанов, безусловно, снял картину качественно в духе того времени, но вот проблема в том, что этот единственный плюс на весь фильм в меньшинстве, а вот всё остальное — напротив, не так радужно и идеально, как многие тут описывают.

    I. Диалоги. Не будь в диалогах небольших фраз (а то и отдельных предложений), прямо говорящих нам о расизме главного героя по отношению ко всем остальным нациям, то я бы ограничился только высказываниями о ненужности данного кино для просмотра в наши с вами дни. Но к сожалению имеем, что имеем — а именно то, что данное кино нас учит расовой неприязни. И я абсолютно не удивлён этому — достаточно посмотреть, что происходит сейчас на Украине, где нашу страну и наших СМИ презирает их же правительство не только на расовой почве, но и на политической (а между прочим, во второй части фильма украинцам досталось в одной реплике «Вы мне, гады, еще за Севастополь ответите»). Совпадение ли? Не думаю, но параллель видна очевидно.

    II. Стереотипное мышление. Больше всего вызывает у меня недоумение, как можно восхищаться и называть чуть ли не Героем Нашего Времени героя со стереотипным мышлением? Всё очень просто — всему виной такое кино и наша дурацкая привычка цепляться за любую идею, которая придёт нам в голову. Вот только любая идея — это не всегда идея выигрышная. Видимо, согласно идее и логике режиссёра мы являемся людьми недалёкими, шовинистами и вдобавок расистами — эта логика вообще не поддаётся никакому осмыслению. Ощущение, что это всего лишь был повод нас унизить через персонажа Сергея Бодрова (ныне покойного). И не о каком «сильном кино» не может быть и речи, ибо аргументы в паре-тройке отрицательных рецензиях более весомы, чем романтизирование главного героя (равно как и оправдание его поступков и действий) и возведение его чуть ли не в культ и идеал в положительных рецензиях, которых почти под сотню.

    III. Прочие наблюдения и мысли. Не лишним будет также сказать, что вот такое кино сейчас воспринимается нашей молодёжью как классика, шедевр и эталон — вот именно благодаря таким фильмам, которые вбирают в себя всю мерзость подобно губке, и происходит деградация молодого поколения, а вместе с тем и растёт количество людей, возомнивших себя «реальными поцЫками» и говорящими блатные фразы типа «всё пучком», «за базар ответишь» и т. д. Более того, я таких людей видел в жизни — зрелище отвратительное, даже похлеще будет. Поэтому и главный герой выглядит не как Герой Нашего Времени, а как простое подъездное быдло. Во второй части быдлячество сохраняется с той лишь разницей, что главный герой чувствует себя американским гангстером, убивая всех направо и налево, поэтому писать рецензию не буду хотя бы потому, чтобы не дублировать свои мысли. Да и сказано мной уже предостаточно.

    Что касается вопросов по поводу популярности этого фильма (а впоследствии, и второй его части), то здесь всё просто и прозрачно — временные особенности того периода. Тогда в то время выбор был не велик и зрителю не важно было, что смотреть — главное, чтобы было что смотреть. Собственно, это и сыграло злую шутку над нашей молодёжью и способствовало оболваниванию и подмене истинных ценностей ложными. А по сему вышеизложенному оценка очевидна.

    1 из 10

    15 июля 2015 | 12:41

    Дешевое кино, получившее популярность в народе. Лживое- как и всё, что делалось в те годы. Создатели сего «шедевра»- провокаторы. Показушный пафос и подмена понятий. Доморощенный супермэн ненатурален. Пропаганда культа силы. Мораль главного героя в свитере- «Кто тронет брата-завалю!». Вот и валит. Во втором фильме показательна сцена когда Данила убивает всех подряд в американском офисе. Это ради миллионной зарплаты земляка-хоккеиста. А простые клерки тут при чем? Зато зрители были в восторге. Ура Даниле! Ура пьяному Ельцину! Россия вперёд!

    Это же надо так не уважать собственный народ, товарищ Балабанов.

    Фильм популярен только для своего времени(и слава Богу!) и для своего места (страны). С трудом себе представляю заграничного зрителя, потребляющего это унылое зрелище.

    В фильме показан не Ленинград, и не Санкт-Петербург. Это какой-то чернушный лубок. Дешевый эпатаж. Лучше бы режиссёр снимал родной Екатеринбург. А ещё лучше вобще завязывать. Дебижев был прав.

    21 сентября 2010 | 03:51

    Если бы взвинченный до максимальных оборотов сезон бордовых пиджаков, чёрных бэх и кромешных перспектив затянулся, то народная воля неминуемо устремилась бы к дубинам, булыжникам и АК-47. Если бы война всех против всех, подстёгиваемая извечной тоской по сильной руке, пустила свои корни глубже, то путь к относительной солидарности и хлипкому общественному договору нынешних дней мог бы оказаться куда тернистее и ухабистей. Если бы Алексей Балабанов на пике лихой декады не узнал бы в Бодрове-младшем миссионера с гагаринской улыбкой и не сделал бы экранной явью Данилу-витязя, то его, так или иначе, пришлось бы создавать коллективным общенациональным сознанием. Шарить в темноте в поисках проблесков света пришлось бы долго. Но петербуржский бессребреник в матроске и косухе великодушно и своевременно совершил это за нас.

    Вавилон

    Холоден ветер в открытом окне. Медный небожитель помутневшим от пыли веков взором рассеянно оглядывает былые владения. Стучит копытом сердце обветшалой Северной Пальмиры: над Невой царит вязкая суицидальная меланхолия, по брусчатым мостовым галопом несётся разъяренный златой телец, зловещий свист то и дело прорезает свинцовый воздух, образуя новые кровавые натюрморты поверх костяного фундамента Петрополиса. Единственной моралью на злобу дня служит закон волчьей стаи. Серые хищники голодны и свирепы, как никогда: планомерно перемалывая зубами травоядных, не забывают при случае перекусывать шеи друг дружке. Негр палит в камине старинную мебель, поколение «некст» прожигает жизнь под кислотное диско, вчерашний житель колонии превращается в колонизатора. Убогие девочки желают ганджубаса и Пенкина, не заморачиваясь над тем, что же станет с Родиной и с нами. Куда более убогие мальчики хотят кольт, кожаный френч и корону Царя горы, позабыв, что у холма нет вершины. Правда бытия расщепляется на частицы: в разбойнике злословит Иуда, в бомже глаголет Екклесиаст, в вагоновожатой стонет и надрывается Отчизна. Реальность истончала до миллиметра, пропиталась чудовищными парадоксами: немое бессилие топится в вине, этажом выше греются в творческих лучах и поют о вечном, этажом ниже душегубствуют; в оглохшей от ритма эпохи парадной сыро и жутко, на лютеранском кладбище душевно и спокойно. Мир опустошён, потерян и сбился с пути. Бутусов вопиет о сломанных крыльях, немец Гофман ищет людское в людях, трамвайнёрша Света жаждет простого женского. Все потеряли что-то на этой безумной войне. И просят об исцелении.

    Даниил-писарь

    Мираж, он ожил вдали, вырос невесть откуда. Не то из-под земли, не то из притока Невы. Он прост, как ребёнок, созерцателен, подобно анахорету, отзывчив, словно инок. Остро ощущает стихию империи Зверя, живо рефлексирует на враждебное пространство. За бесчеловечность рассчитывается беспощадностью, жестокостью воздаёт за дерзость, унижением платит за мерзость. В его кодексе чести зачёркнуто «не убий», но выделено жирным — «спаси и сохрани». Он не пройдёт мимо страдальца, не спрячет лицо за маской равнодушия, не скроется от диалога с вывернутой наизнанку, рыдающей действительностью. В нём нет уныния, нет притворства, нет суеты. «Наутилус» в плеере разжигает сердце, не даёт озябнуть душе, дарит пищу для непокорного разума. Немец-непротивленец предостерегает и твердит о злой силе, затаившейся в городе; тусовщица Кэт норовит затащить в малиновый дым безвольной праздности; водительница трамвая «Желание» находит в нём покой, силу и плечо, которых так не доставало. Очаг за очагом он тушит возгорания, подобно небесному пожарному, вычищает от скверны эфир бытия, разрезает путы заложникам Вавилона. Мститель, несущий расплату. Избавитель, дарующий освобождение. Грехотворец, опоясанный обрезом. В зеркале отражается его лицо: одна половина озарена светом, вторая демонически искажена тенью. Его природа двойственна. Борясь с чудовищами града Петра, он сам вобрал в себя часть той силы, что вечно хочет блага и вечно совершает зло. Бог ему судья. Искупительный катарсис близок: он неизбежен. И хотя его руки будут в крови, они будут светиться, как два крыла. Великое мщение свершилось, и вой над Городом умолк. Это значит, что теперь Зверю конец.

    Послание

    Страна глотала слёзы и ждала своего героя. Она его получила. Воитель явился русским молодцем с его вескими достоинствами, с его неизбежными недостатками. Он выжег миазмы, провозгласил вечное братство и… был отвергнут. Русь-баба испугалась библейского масштаба мессии и предпочла остаться со своим хромым суженым, который бьёт, пьёт, и, непонятно, любит ли. Но как он без неё? Герой не нашёл здесь приюта и умчался по заснеженной дороге в большие города. Былина кончилась. Свет остался. Смотри на звезду, она теперь твоя.

    3 июля 2013 | 15:22

    Вся суть лихих 90х уложилась в повествование от лица молодого человека, которого окунули в разлагающийся Питер со всеми его серыми красками и серыми людьми

    Хотелось бы добавить к предыдущим ораторам, что в сюжете, как и в реальной жизни, все можно рассматривать, как минимум, двояко.

    Например, «разжигание межнациональной розни» такими знаменитыми фразами как «не брат ты мне, гнида черножопая». Что бросается в глаза? Экстремизм, национализм, невежество. Что при этом осталось за кадром для человека, который так считает? Например, то, что межнациональная рознь разжигалась и без главного героя в то время весьма активно, чему есть объективные экономические, политические и социальные причины. А также то, что этот Данила — обычный приезжий мальчик, с детства мариновавшийся в глубинке под надзором не менее невежественной мамы, то есть этот образ — всего-лишь портрет обыкновенного человека, волею судеб выбравшего именно это мировоззрение, и, сомневаюсь, что кто-либо на его месте думал бы по-другому. На его месте думать по-другому в некотором роде даже предательство.

    Следовательно, он боролся со злом, а вернее с тем, что он считал таковым. И боролся отчаянно, но не бессердечно ("гниду черножопую» он, к слову, и пальцем не тронул, а «узурпатор» вел себя наиотвратительнейшим образом)

    Много ли фильмов, которые также жестоко погружают нас в столь необычную для цивилизованного общества атмосферу? Однако, режиссер справился со своими задачами: во-первых, передать, как это все происходило (хотя он обрисовал некоторые крайности, но они имели место быть); во-вторых, нарисовать актуальный портрет главного героя, имеющего при этом «свое видение», «свою философию» и умеющий их реализовывать, чем вызывает определенную симпатию к собственной персоне.

    Сложилось впечатление, что и музыка Нау была выбрана неслучайно. Она такая же пространная и задумчивая, как весь фильм, как главный герой, как мироощущение всей страны на тот момент: немного отреченная, немного обреченная, туманная и мало кому понятная.

    21 июня 2015 | 21:51

    Да, у нас были боевики про Афган, про малиновые пиджаки и кооперативные киоски, про каратистов и каскадеров, но когда пришел этот фильм — он затмил все.

    Он действительно качественно сделан и смотрится на одном дыхании. Фильм атмосферный. Фильм «жизненный» и острый.

    Сухоруков неплох. Хотя больше за счет психопатичности образа, и собственной внешности, чем реальной игры.

    Это плюсы. А теперь минусы.

    Главный герой. Мне не понравился. Не знаю, что в нем нашли такого обаятельного. Одно выражение лица: «Я похоронил любимого хомячка…». А, ну иногда он вымучено, горько улыбается. Наградим его за это. Он всем рассказывает, что на войне в штабе отсиделся, но походу фильма обнаруживает незаурядное умение владеть оружием, и мы делаем вывод, что он лжет. Это замкнутый угрюмый парень, который углубился в себя, намешал внутри себя какой-то там несвязной мути, и начал буйствовать, выдавая свои нервные расстройства за моральный кодекс и гражданскую позицию. Если бы суть была в том, что он во время войны сдвинулся, это еще можно было бы как-то понять. Но во всем фильме, кроме начала, об этом не слова.

    А теперь, собственно, та самая несвязная муть:

    «Сильный приезжает в большой город и город делает его слабым». Кто же этот «сильный» и по какому критерию измерена эта «сила»? Данила у нас убивает с каждым разом все лучше и хладнокровней. Может дело в том, что если бы его братец остался в деревне, деньги бы его так сильно не испортили? Вроде как бы, сила сопротивляться искушению? Да нет, не остался бы он там, раз ремесло себе такое выбрал, че ему там делать, коров доить что-ли… Если он в деревне был сильным, то как он проявлял эту силу? Если он приехал в город, и тот его поломал, так был ли он вообще сильным? А в городе, что, нет сильных? В общем, много вопросов.

    Когда говорят «сила» обычно имеют ввиду: физическую силу, власть, кризисоустойчивость… Ну а тут видимо что-то не из этого ряда. Больше из ряда вопросов морали. Это подтверждает следующая фраза:

    «В чем сила? А сила в правде». Мало того, что у него какое-то свое, непонятное остальным понятие о силе, у него еще и такое же странное понятие о правде, хотя создается впечатление, что он просто выдает свое мировоззрение за правду, то есть за единственно истинное. Правда — в этом контексте, это не ложь, а понятия о добре и зле, о хорошо и плохо. Во всем фильме, «хороши» по представлениям Данилы две вещи — музыка отечественной рок-группы «Наутилус» и кровно-родственные связи, что видно из финальной сцены. Все остальное — плохо. Плохи люди другой национальности, при чем все без разбора, Данила не трудится их различать. Почему? Потому что не такие как Данила. Он ничем не мотивирует свой шовинизм, не строит антитез «русский менталитет — менталитет американцев, или, к примеру, украинцев» он просто ничего об этом не знает. Единственно русское что он любит — это русскую группу Наутилус. При этом, если бы он противопоставлял какие-то действительно национальные вещи, к примеру романсы Жанны Бичевской, еще куда бы ни шло, но он наверное просто не знает, что рок-музыка пришла к нам с запада. В России поп-культура, включая и рок-сцену — это ассимилированные западные идеи и стили. Первые советские рокеры мечтали о свободе от советского режима, слушая Битлз, Пинк Флойд, Дип Пепл и других. В этом жанре русские музыканты всегда были и будут звездами местечкового масштаба. Но Данила у нас парень недалекий, зачем ему во всем этом разбираться, ему и нужен то всего какой-нибудь простой лозунг, чтобы оправдаться, и не больше. Убивать он умеет, легких денег не чурается. Бандит бандитом. Хотя бандиты пожалуй, и то лучше, они хоть не прикрываются красивыми словечками. Но он ведь за правду.

    «Не брат ты мне гнида черножопая» Ну что идеология Данилы больше чем наполовину состоит из расизма нам уже ясно.

    «Скоро кирдык вашей всей Америке». Сакраментальная фраза. Ну и опять же, врядли Данила знает, что когда-то, еще до Холодной войны, с США у нас были отношения вполне и вполне, что в начале советской истории американские инженеры вовсю работали на территории молодого государства, да точно так же, как нам были друзьями и немцы и японцы. Тогда, когда это нужно было нам и им. Зачем тащить всю грязь из политики и всучивать ее в национальный менталитет?

    «Он француз» — «да какая разница…». Зашоренность шовинизма Данилы просто не знает преград. Он ничего не знает, и знать не хочет. Все те нации что он знал, он уже охаял и возненавидел, а те, что не знал, сгреб к тем, что знал.

    «Да я вообще-то режиссеров не люблю». Ну еще бы, единственные занятия, достойные настоящего русского мужика — это убивать и грабить. Ну или как еще это понимать?

    «Ты же брат мне». Он же брат ему. Он стал продажным ментом и продажным братом, но у пациента обострение нервных расстройств, он ностальгирует. Этим все сказано.

    Ну в общем, что мы имеем? Псевдофилософию, замешанную на шовинизме, который в свою очередь замешан на низком уровне интеллекта главного героя. Но эта муть подается нам так сладко, так ненавязчиво, в виде эмоционально острых и коротких лозунгов, из уст загадочно печального, в доску своего паренька-убийцы, как будто вековые истины, которые мы все забыли, а он нам снисходительно напомнил. Но даже если и захотеть, слепить из этого хоть какую-то связную идеологию врядли удастся. И ничего там русского нет.

    За прорыв в отечественной кинематографии ставлю

    5 из 10

    За «идеологию», или проще говоря за попытку спекулировать чувством национального достоинства — 

    0 из 10

    13 марта 2011 | 21:37

    «Брат» — культовый фильм, появившийся в то время, когда прорывов в отечественном кинематографе ещё не было, за исключением «Особенностей национальной охоты». Безусловно, фильм многие полюбили, но на ряду с этим нашлись многие, которые критиковали эту картину и это тоже неудивительно, ибо сам фильм очень неоднозначный и спорный, потому многие люди так разошлись во мнениях. Доводилось от многих людей слышать различные отзывы, как негативные, так и положительные. Мне же «Брат» всегда нравился, потому как снято великолепно, актёры играют талантливо и самое главное, данное кино содержит смысл. А то, что цитаты используются в нашей повседневной жизни, уже о многом говорит. Признаться, сам иногда цитирую Круглого, Немца и даже самого Данилу Багрова.

    Да, фразы и диалоги в фильме замечательные и этого не отнимешь. К примеру:

    «Ну что, брат? Прощай! Даст Бог — свидимся.»

    «- Вот ты говорил, город сила, а здесь слабые все.

    - Город — это злая сила. Сильный приезжает, становится слабым. Город забирает силу. Вот и ты пропал…"

    «Не тот счастлив у кого много добра, а тот, у кого жена верна.»

    «Любишь медок — люби и холодок!»


    «Жизнь висит на нитке, а думает о прибытке.»

    И этот список можно перечислять долго.

    Отмечу ещё, что атмосфера здесь потрясающая — настолько правдоподобно передаёт дух Питера, прямо как Петербург у Достоевского. Ещё один плюс — это песни «Наутилуса», которые удачно легли в фильм. И что немаловажно, бюджет у первой части не особо и дорогой, но удалось снять достойный фильм, а такое заслуживает уважения.

    10 из 10

    4 июля 2014 | 00:32

    Демобилизованный из армии Данила Багров вернулся в свой маленький провинциальный городок. Там его встретила скучная жизнь, стареющая мать и полное отсутствие каких-либо перспектив. Тогда он решил податься в Петербург, где по словам матери уже давно обитает его брат, и успел уже стать состоятельным человеком. По приезду в северную столицу Данила узнаёт, что его брат — наёмный убийца по кличке Татарин.

    Брат. Какое короткое, но ёмкое и точное слово. «Братан, я счастлив», «Мне плохо, брат», «Братуха, у меня сын родился» — мы склонны делиться своей печалью и радостью с «братьями». С лучшими друзьями, с близкими нам людьми, а иногда наоборот, просто с удачно подвернувшимся собутыльником, который на тот конкретный момент времени был настолько нам близок, что стал «братом».

    На первый взгляд может показаться, что фильм Балабанова это банальный криминальный боевик. Киллеры, заказные убийства, бандюги с круглыми мордами и в малиновых пиджаках, пулевые ранения: всё это есть в фильме, но фильм не является банальной суммой этих слагаемых.

    Ведь не даром после выхода фильма Данила Багров стал, без преувеличений, культовой личностью. Даже плакаты такие были развешены по всей стране: «Наш президент — Путин. Наш брат — Данила. Наша легенда — Плисецкая». Можно сколь угодно долго говорить о политической подоплёке этого плаката, о том что, в первую очередь, это была рекламная кампания Путина. Но это никак не влияет на сам факт того, что именно Данила был изображён на той растяжке. Пиарщики — умные люди, и они знают, какой герой близок народу.

    А всё почему? Да потому что Данила — это то, что сидит внутри нас, то, что порой мы сами не хотим в себе признавать. Кто-то явно, кто-то в глубине души, но практически каждый из нас с подозрением относится к евреям ("я евреев в общем-то не очень»), не признаёт лиц кавказской национальности ("не брат ты мне, гнида черно***ая»), отрывается по ночам, а утром ищет таблетку от головы, слушает настоящую музыку для души, а попсу для развлечения, пусть не всегда с любовью, но всегда с уважением относится к своим родным и близким, не терпит трусости, подлости, оскорблений, верит в скорый «кирдык всей этой вашей Америки» и считает, что «сила в правде».

    Данила Багров — это квинтэссенция нации, если позволите. Многие могут возразить — мол, я ничего общего не хочу иметь с человеком с ненормальной психикой, так легко убивающим людей. Режиссёр Марк Айзенберг по этому поводу как-то сказал: «Данила — рыцарь. Ни скверное слово, ни жадность, ни похоть, которыми переполнен принявший его мир, не липнут к нему. Он верит — и хочет помочь. Хочет восстановить правду. Жаль, что эпоха на его долю выпала подлая, бандитская. Не было у нас ни рыцарей, ни Возрождения. Но он-то в этом не виноват.»

    Сергей Бодров младший, сыгравший Данилу, всегда подчёркивал свою непрофессиональность. Он всегда утверждал, что он не актёр, что он чужд лицедейству, прост и естественен в кадре. Именно поэтому хочется верить, что Сергей сам был хотя бы наполовину Данилой. И от того так больно осознавать, что в 2002 году нашего брата не стало.

    10 из 10

    15 ноября 2011 | 06:36

    Если не главный, то уж точно самый известный и популярный фильм «Брат» режиссера А. О. Балабанова, как и многие другие выдающиеся произведения искусства, подобно вину, со временем только возрастает в цене. И цену эту назначил простой рядовой зритель. Потому что именно этот простой зритель никогда не станет расхваливать платье голого короля — ведь даже на дешевую подделку у создателей банально не было денег (как говорил Балабанов Бодрову: «Давай снимем бесплатный фильм»). Тот горячий отклик, который получила картина еще тогда, в 90-е, служит лучшим свидетельством тому, что перед нами блестяще выполненный портрет того мрачного времени.

    Данила Багров, простой парень из провинции, отслужив в армии, приезжает в незнакомый и неуютный еще недавно Ленинград, а теперь уже Санкт-Петербург, к брату-бандиту, втягивающему его в свои дела. Вообще, тема «человека и города» поднималась не раз в творчестве одного из лучших кинорежиссеров постсоветской России. Некоторые пытливые умы даже связывают в незримую трилогию новеллу «Трофимъ» и фильмы «Брат» и «Про уродов и людей», рассуждая о реинкарнациях русского крестьянина, Данилы Багрова и владельца фотостудии Иогана. Однако увлекаться до такой степени здесь вряд ли стоит: все-таки это трилогия лишь мысленная, в то время как дилогия «Братьев» вполне реальная. Сила «самого народного» кино о герое тех самых лихих совсем не в надуманном иносказании, а в сочетании безупречно выстроенного повествования и, вместе с тем, удивительной простоты, такой, какой, кажется, и быть не может. Эта простота, которая, по мнению многих, действительно хуже воровства, потом не единожды аукнулась режиссеру. Сыпались обвинения и в романтизации бандитизма, и в расизме, и попросту в обслуживании «быдла», а одним из первых, кто перестал подавать руку Балабанову, стал Алексей Герман-старший. Сам художник просто говорил, что не хочет ничего объяснять — пусть каждый сам и по-своему прочитает его фильмы. Впрочем, до самых спорных лент Балабанова было еще далеко и высказанные упрёки в адрес «Брата» со всей очевидностью оказались беспочвенными. Понимают ли ярые критики, о какой стране снято это кино? И какого героя они хотят? Стране, в которой приходится выживать и наблюдать регулярно за сводками из Чечни и новостями о новых кровавых разборках «братвы», не до политкорректности. Вообще не до корректности. Огрубевшей, обнищавшей стране под стать был именно такой герой — Данила. Невзрачный, неумный, но очень понятный.

    И эта до полного примитива понятность Балабановым безукоризненно сведена в очень гармоничную картину. Всё в фильме использовано так и в таком сочетании, что и убавить нечего, и прибавить нельзя. Это тот редкий случай, когда все составляющие от костюмов (этот свитер крупной вязки!) до диалогов (реплики которых уже давно стали афоризмами) блистательны, но их так не хочется выдергивать и обсуждать по отдельности, потому что вместе они составляют чрезвычайно сильную атмосферную ленту. И эта старая дешевая пленка, которую так экономили, снимая почти всё с первого дубля, и серый промозглый Питер с его бесконечной чередой коммуналок, и музыка Бутусова, и интонации Бодрова, который, кажется, и не играет, а просто живет на экране — всё это смешивается и прочно сливается в единое целое, образуя памятник с высеченным красными буквами словом «Брат».

    10 из 10

    3 июля 2013 | 00:13

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 Брат1997
    2 Брат 22000
    подробнее

    Новости


    После завершения фестиваля «Край света» прошла почти неделя, а это значит, что можно смело подводить итоги. И не только итоги касательно раздачи наград и прочих вкусных пряников, но также итоги творческие. Ведь любой фестиваль — это не только место, где подводятся итоги и ставятся точки, но также площадка для рождения новых проектов. Подробное послесловие о фестивале — от Феликса Зилича(...)
     
    все новости

    Интервью


    Это комедия для тех, кто устал от офисной жизни. Меня позабавил мой герой — олигарх, помешанный на ролевых играх, хоббитах, эльфах и прочих персонажах. Еще он любящий отец, а это мне знакомо... (...)
     
    все интервью
    Записи в блогах

    Среди нескольких российских картин, отобранных для Берлинале-2015, в программе Generations участвует очень симпатичная лента Андрея Зайцева «14+». Мы поговорили с режиссером о создании этого веселого и неожиданного для нашего кинематографа фильма о первой любви. (...)
     
    все записи »

    Кинокасса США $ Россия
    1.Голос улицStraight Outta Compton13 133 560
    2.Военная комнатаWar Room11 351 389
    3.Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation8 155 581
    4.Выхода нетNo Escape8 111 264
    5.Синистер 2Sinister 24 665 341
    28.08 — 30.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.КаникулыVacation125 058 228
    2.УльтраамериканцыAmerican Ultra65 229 192
    3.Фантастическая четверкаFantastic Four59 513 341
    4.Агенты А.Н.К.Л.The Man from U.N.C.L.E.56 676 836
    5.Синистер 2Sinister 231 489 041
    27.08 — 30.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 813 4399 803
    Деньги436 749 113 руб.6 103 475
    Цена билета240,84 руб.4,69
    27.08 — 30.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    180.Ледниковый периодIce Age8.138
    181.Три идиота3 Idiots8.137
    182.Ип МанYip Man8.136
    183.Апокалипсис сегодняApocalypse Now8.136
    184.Пока не сыграл в ящикThe Bucket List8.133
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    46.АкваменAquaman91.17%
    47.Отцы и дочериFathers and Daughters91.14%
    48.ФлэшThe Flash91.13%
    49.Три девяткиTriple 991.12%
    50.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 391.06%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Хитмэн: Агент 47Hitman: Agent 474
    Молодая кровьLa tête haute1
    Синистер 2Sinister 225
    128 ударов сердца в минутуWe Are Your Friends3
    Парень с нашего кладбища1
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Хитмэн: Агент 47Hitman: Agent 475.613
    КаникулыVacation6.966
    Фантастическая четверкаFantastic Four4.587
    Необыкновенное путешествие Серафимы4.870
    УльтраамериканцыAmerican Ultra6.721
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Перевозчик: НаследиеThe Transporter Refueled10.09
    Девушка без комплексовTrainwreck10.09
    Бегущий в лабиринте: Испытание огнёмMaze Runner: The Scorch Trials17.09
    ЭверестEverest24.09
    ЛегендаLegend01.10
    премьеры