всё о любом фильме:

Брат

год
страна
слоган-
режиссерАлексей Балабанов
сценарийАлексей Балабанов
продюсерСергей Сельянов
операторСергей Астахов
композиторВячеслав Бутусов
художникВладимир Карташов, Надежда Васильева
монтажМарина Липартия
жанр боевик, драма, криминал, музыка, ... слова
зрители
Нидерланды  7.1 тыс.,    Италия  5.5 тыс.,    Чехия  3.6 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время100 мин. / 01:40
Демобилизованный из армии, Данила Багров вернулся в родной городок. Но скучная жизнь российской провинции не устраивала его, и он решился податься в Петербург, где, по слухам, уже несколько лет процветает его старший брат. Данила нашел брата. Но все оказалось не так просто — брат был наемным убийцей…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
5 + 0 = 5
7.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Светлана Письмиченко для роли Светы специально обучалась вождению трамвая.
    • Гофман в сцене на кладбище после второго «дела» на оправдывания Данилы говорит: «Бог тебе судья…» В переводе на русский язык имя Данила означает «Бог мне судья»
    • Свитер крупной вязки, который носил Данила Багров, купила художница Надежда Васильева в секонд-хэнде за 35 рублей.
    • Данила в милиции говорит свой адрес: «Вокзальная, 22». Именно такой адрес железнодорожного вокзала в Екатеринбурге, родном городе Алексея Балабанова.
    • Фильм был снят всего за 31 день.
    • Оператор фильма Сергей Астахов сыграл в последней сцене дальнобойщика, потому что к концу съёмок выяснилось, что ни у кого нет водительских прав для управления грузовой техникой.
    • Из-за нехватки бюджетных денег съемки проводились в неоформленных как следовало местах, тем самым снижая затраты.
    • Большая часть фильма снята на Васильевском острове.
    • Первая встреча героев Бодрова и Сухорукова происходит в знаменитом «доме Адамини».
    • Эпизоды, действие которых происходит в родном городе Данилы, снимались в Приозерске. В частности, съёмки клипа происходят у стен крепости Корела.
    • На съёмки фильма было потрачено всего около 100 000 долларов США.
    • Во время съёмок сцены ранения Павла Евграфовича из-за ошибки пиротехников актёр Владимир Ермилов в действительности получил ранение ноги.
    • Утверждается, что после выхода этого фильма к группе «Nautilus Pompilius» вернулась былая популярность, утраченная ими с выходом альбома «Крылья», однако в этом же году Бутусов принял решение распустить группу окончательно.
    • еще 10 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Чечен в сцене своего появления разговаривает на осетинском языке, а вовсе не на чеченском.
    Трейлер 01:09
    все трейлеры

    файл добавилtures_u2_00

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Только после появления в 1998 году ленты «Про уродов и людей», лучшей работы Алексея Балабанова, значение которой даже возрастает с течением времени, можно было куда точнее прояснить для себя всё-таки иносказательное значение самой популярной картины режиссёра — «Брат». Она снята годом ранее и вовсе не исчерпывается тем вроде бы простым и очевидным смыслом, который считывали и продолжают считывать с экрана поклонники и противники образа Данилы Багрова в исполнении Сергея Бодрова-младшего, приобретшего культовый статус задолго до своей трагической и в чём-то мистической смерти в Кармадонском ущелье. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 55473 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Родителей не выбирают. Страну, где, а главное, когда тебе родиться — тоже. Каждой эпохе в истории России соответствовали свои идеалы, ценности и кумиры. Лихие 90-е — это уже наше прошлое, пусть и не столь далекое. Это время, когда нищали миллионы простых обывателей, а горстка избранных сказочно богатела за какие-то месяцы. Темное, смутное время, которое хочется забыть, но нужно помнить, хотя бы для того, чтобы ничего подобного больше не пережить.

    Одним из главнейших маяков той поры стал фильм «Брат». Снятому за сущие копейки ему выпала возможность отождествляться с бандитской Россией, наравне с малиновыми пиджаками. Об этом фильме знают все, Данилу Багрова знают все. Кто-то им по-прежнему восхищается, кто-то воротит нос. А я постараюсь дать независимую оценку, почему это кино не теряет своей актуальности и почему Данила не расстанется со своим культом теперь уже никогда.

    С первых минут появления на экране Сергей Бодров предельно лаконично преподносит нам своего героя. Данила, только что демобилизовавшийся из армии, быстро окунается в реальность, от которой он изрядно отвык во время Чеченской кампании. Он сходу демонстрирует свое понимание справедливости, ведь он всего лишь хотел поближе посмотреть на съемки клипа любимой песни, а тут шум, драка, милиция… Его манит далекий Петербург, где хорошо устроился его старший брат Виктор. Окунувшись в андеграунд большого города, Данила начинает защищать тех, кому помощи ждать неоткуда. Он не думает о какой-то людской благодарности, у него твердо сформированное мышление военного человека.

    Война — страшное зло. Прошедшие ее ребята никогда не останутся теми, кем были до нее. Данила теперь вольный казак, но он живет ощущением, что где-то там по-прежнему линия фронта, там враг, а здесь лишь союзники, зачастую временные. Он ведет философскую беседу с немецким бомжом Гофманом, но не похоже, что он воспринимает чужое мнение как что-то значимое. Даже встреча с братом, который оказывается киллером, воспринимается им буднично. Это непробиваемое хладнокровие как раз то качество Данилы, за которое его любят одни и не переносят другие. Все от того, что он ментально не уходил с поля брани. Данила легко соглашается исполнить за Виктора «заказ», тем паче что враг — чеченец.

    Парадокс парадоксов. Ведь в глубине души Данила явно хочет тихой и размеренной жизни, он совсем не любитель острых ощущений. Он действительно полюбил простую вагоновожатую Светлану. Какая разница, что она замужем, что не красавица и вообще не великого ума женщина? Ему с ней комфортно, он усталый вояка, которому нужен привал. Не похоже, что Данила всерьез задумывается о своем будущем. Идти учиться (на кого?), идти работать (куда? кем?)? Нет, наш герой живет днем сегодняшним. Та легкость, с которой он шагает по жизни, не страшась действительно ужасных вещей — не перестает удивлять даже теперь.

    И все-таки Данила разочарован. Сплошные «мокрухи» и низкопробный досуг — не то, что он искал в Питере. Он любит своего брата, но не привязан к нему. Статус родственника лишь дает ему ранг «неприкасаемого» и Данила мысленно держит брата в «своем лагере». Есть ли путеводная звезда у нашего героя? Или он находится на том же самом интеллектуальном и культурном уровне с теми, кого только что порешил? Каждый должен ответить себе сам. Я думаю, что Данила не безнадежен, вероятно он бы смог встретить того человека, который наполнил бы его голову чем-то более глубоким, чем вечная война. А грехи Данилы вот они, на поверхности. Видит чужака — ему пуля, этот «злой» — тоже пуля. Но в конечном-то итоге, абсолютно все участники этих постыдных разборок получают на орехи. И наказание Даниле — одиночество. Светлане не нужен человек, для которого жизнь не стоит ничего. Какой бы ни была эпоха, возможность даровать жизнь — главный подвиг. А отнять — несмываемый грех. Подлинная трагедия Данилы в том, что он этого скорее всего, никогда не поймет.

    Образ нового русского воина затмевает собой почти весь фильм. Но, к счастью, не полностью. Есть тут местечко и великолепному Виктору Сухорукову. Вот тот, кто покоряет зрителя не честностью, а актерским классом. Татарин — типичный киллер своего времени. Сильный, хорошо подготовленный, но морально слабый. Он не может до конца понять, что его место лишь внизу криминальной пирамиды, что жизнь его стоит меньше, чем те, кого он «реализует». Появление Данилы, его способности он воспринимает, как подарок судьбы, возможность скакнуть «в дамки». Ведь даже скудного ума Виктора хватает, чтобы понять — авторитет Круглый всегда будет на ступень выше него.

    Сергей Мурзин в роли питерского пахана бесподобен. Он вызывает искреннюю симпатию своей цельностью, четкостью действий и конечно своими прибаутками. Он ухватил удачу за хвост, стал хищником в городских джунглях и даже предположить не может, что может найтись зверь покрупнее. Позабавил эпизод в бане, когда Круглый отчитывает своего нерадивого подручного. Уверен, что харизматичный главарь вызвал симпатии даже у очень взыскательного зрителя.

    Стоит отметить еще двух героев фильма. Вячеслава Бутусова и его «Наутилус». Балабанов создал уникальный музыкальный шарм фильму. Столь тонко подобранному саундтреку и многие западные киношедевры могли бы позавидовать. Свой крестовый поход Данила ведет под лихой рок-аккомпанемент екатеринбургского коллектива. Невероятно впечатляюща 5-секундная сцена, когда Багров сталкивается нос к носу со своим кумиром Бутусовым. Значимость момента не в том, что музыканта могли «хлопнуть» через пару мгновений. А в том, что единственный раз в картине видно, как загораются глаза Данилы, он похож на самого человечного человека. От бездушной машины, уничтожающей всех неугодных не остается и следа. Всего мгновение, но как оно прекрасно!

    Так почему «Брат» стал символом эпохи? Он показывает ее без прикрас. Чернушная стилистика, мрачный, серый фон, хорошо сочетающийся с промозглым небом Петербурга. Кажется в этом красивейшем городе одни трущобы, где обитают шваль и криминальные элементы. Данила карающим мечом проходит по головам тех, кто живет неправедной жизнью. Пейзаж зимней дороги из окна грузовика — как надежда на что-то светлое. Не зря идет снег на экране, он стряхнет весь негатив нашей жизни. Не сейчас, когда-нибудь… Ныне покойные Сергей Бодров и Алексей Балабанов создали фильм, который нужно смотреть и помнить, что вот оно дно нашей жизни. Нельзя ниже, нужно вперед и вверх. Но не стреляя налево и направо, глаза Светланы не дадут усомниться — цель НЕ оправдывает средства. Данила пошел за мечтой, нужно идти и нам. У нас великая страна с великой историей. 90-е годы были и нам их не забыть. Но нужно сделать уроки, их и преподает нам «Брат». Это подлинное творение, ему не будет ни срока давности, ни цены.

    10 из 10

    29 августа 2014 | 14:35

    Это моя первая рецензия на русское кино. В России, конечно, нет Голливуда, мы не делаем качественных спецэффеков, вообще часто снимаем какой-то бред. Но кое-что у нас всё таки умеют. Спасибо за это Алексею Балабанову, которого я считаю первым качественным российским режиссером. На мой взгляд, фильм «Брат» — визитная карточка нашего кинематографа.

    90-е годы. Данила Багров возвращается с войны. Он простой, добрый, бесхитростный парень. На гражданке он сталкивается не с мирной жизнью — здесь тоже война, только несколько другого характера. Здесь процветание криминальных авторитетов, воров, рэкетиров и просто мелких спекулянтов. За то время, что Данила был в армии, его брат Виктор стал наёмным убийцей, но для Данилы он самый дорогой и родной человек. Он берется помочь Виктору и выполнить за него заказ.

    Герой Сергея Бодрова не положительный и не отрицательный. Он вне формата. Он убивает людей, но как это страшно не звучит — делает это по совести. Он любит семью, способен заступиться за женщину, готов помочь другу, он настолько очарователен в своей простоте, что не влюбиться невозможно. Это один из моих любимых персонажей в кино. Такого, как Данила Багров вы нигде не увидите.

    Как я люблю атмосферу этого фильма! Серый Петербург, шикарные треки «Наутилуса», и Сергей Бодров в широком бежевом свитере и черном пальто. Они так хороши вместе, как и хорошо само отражение России 90-х годов. Женщина, не видевшая счастливой жизни из-за алкоголика мужа. Сбитая с толку, бунтующая неформальная молодежь, которую мы видим в сцене, когда Данила ищет свою подругу Кэт. Хамство приезжих, которые почуяли, что в стране сумятица, и можно творить, что угодно. Бедный немец, который видит русских со своей точки зрения, да и нашу страну в целом. И Данила Багров — честный человек, который решает несправедливость своими методами.

    Не знаю, будет ли понятен «Брат» иностранцу. Уж больно фильм национальный, такой сугубо российский. С душой. С хорошо показанным менталитетом. Злая страна, грязная, бедная, с несчастными людьми. Но русский человек всё равно способен как-то по-особенному любить Родину, как любит её Данила Багров.

    « — Скоро всей вашей Америке кирдык. Мы вам всем козьи рожки устроим. Понял?
     — Чё ты к нему пристал, он француз вообще.
     — Какая разница.»


    Отдельно слово памяти Сергея Бодрова младшего. Он был удивительно естественный, скромный. Про своего героя он говорил так: «Конечно, я не могу поступать, как Данила Багров. Что-то мешает. А он это делает. И кто-то другой на той же войне это делает. Значит, мы должны хотя бы душой быть с ними, понимать, что они где-то там что-то делают за нас. Говоря о патриотизме, я имею в виду именно это — ощущение единства с людьми, с которыми живёшь в одной стране.» Он был очень близок к своему герою. Он был красивым и талантливым актёром. Вечная ему память.

    Это кино подвергалось жесткой критике, мол, герой туповат, а в картине ясно прослеживается расизм. А я смотрела фильм «Брат» бессчетное количество раз. Я знаю его, пожалуй, наизусть. Он задевает за живое, заставляет задуматься, оставляет грустный осадок. Уникальный фильм, стилистически отличающийся режиссер, великий актёр. Мой любимый русский фильм. От души советую.

    10 из 10

    6 сентября 2012 | 20:06

    Существует высказывание что «Всё гениальное просто», и именно к этой картине его можно отнести. Действительно, за небольшие деньги, у Балабанова получился воистину культовый фильм, который рассказывает зрителю о жестоких современных российских реалиях жизни.

    Что мне сразу понравилось, так это то, что основное действие в фильме происходит в Санкт-Петербурге, в моём родном городе, и когда я смотрел на действие, я с трепетом узнавал родные места. Порадовало так же то, что все диалоги не наиграны, а содержат разговорные выражения, что придаёт фильму черты реальности, чему так же поспособствовали отлично сыгравшие актёры. Да и в целом, сюжет мне очень понравился, единственное, что меня немного огорчило, так это то, что главный герой так и не обретёт любви, но возможно это будет во второй части, которую я тоже обязательно в скором времени посмотрю.

    Помимо всего прочего, следует выделить композитора Вячеслава Бутусова, чьи песни звучат на протяжении всего фильмы, и очень удачно вписываются в общую атмосферу. Не даром, главный герой Данила говорит в одной из сцен, что иностранная музыка и в подмётки нашей не годится (ну это если выразится поприличнее).

    Хочется так же отметить образ главного героя, образ человека, который, не смотря на все трудности, идёт вперёд, не боясь ни смерти, ни боли. Что то он делает не правильно, что то у него не получается, но он твёрд и решителен, благодаря чему он добивается своих целей. Удача на его стороне, благодаря чему он и выживает, вынося из жизни не только уроки, но и другую пользу.

    После данного фильма появились такие замечательные картины как «Сёстры», «Бумер», «Жмурки» и другие, но именно «Брат» была первой в своём роде, которая бы с такой откровенностью рассказывала и показывала нам, то самое время. Именно этим фильм, прежде всего, и ценен.

    7 из 10

    7 июля 2013 | 23:34

    Я смотрел его десятки раз и каждый раз удивлялся таланту Балабанова! Этот фильм можно растаскивать на крылатые фразы если хочешь придать окраски рассказывая о становлении нашей страны в 90-е. Этот фильм как никто другой способен отразить ту эпоху и дать понять твоему слушателю, что такое жить в то время. Картина, которая врезается в память и не оставляет тебя равнодушным. Смотреть обязательно!

    P. S. Хотя я сомневаюсь, что его кто-то не смотрел.

    10 из 10

    10 мая 2009 | 01:30

    «Брат» — лучший фильм, посмотренный мною. Фильм, показывающий целую эпоху России. Это история, в центре которой молодой парень Данила, вернувшийся с войны. По убеждению матери отправился к своему брату в Питер. Брат Данилы — Виктор, оказывается киллером по прозвищу Татарин, который к приезду брата как раз получил заказ на убийство некого Чечена от любителя говорить пословицами да поговорками, а по совместимости криминального авторитета Круглого. Виктор предлагает выполнить работу брату, на что тот без промедления соглашается.

    Убивать — самое важное, чему учит любая война, особенно война завоевательного характера. А что может делать после войны молодой парень, который на протяжение нескольких лет убивал? Он привык убивать, и это, наверно, чуть ли не единственное, что он умеет делать хорошо. Убийство человека после войны уже не кажется таким отвратительным и аморальным, каким казалось до. Неслучайно большинство авторитетов 90ых отслужили в Афганистане. Да и менталитет того времени был более суров, чем нынешнего. Поэтому и герой Сергея Бодрова с такой легкостью соглашается на убийство.

    Данилу Багрова можно назвать «героем нашего времени», точнее времени уже прошедшего, но еще далеко не забытого, герой далеко не положительный, а просто герой. Он добр, но не для всех, стеснительный, груб лишь с теми, кто действительно этого заслуживает, любит семью и прекрасно владеет искусством убивать и делать, своего рода, уникальные орудия. На своем пути он сталкивается с продажным братом, неформалкой Кэт, пожилым немцем Гофманом, водителем трамвая, режиссером Степой и порядочным числом «среднестатистических» бандюг.

    Хочется отметить атмосферу и пейзаж города, в котором происходит действо, а именно Питер. В фильме он показан в своей осенней форме, постоянно давящее пасмурное небо, тучи, дождь, холод и старые пятиэтажные дома с дворами-колодцами, что придает еще большее сходство с романом «Преступление и наказание», где одним из главных факторов подтолкнувшем на убийство, я считаю, именно город. Кто-то такой пейзаж считает красивым, в том числе и я. Еще большей колоритности происходящему добавляет саундтрек, и очень хорошо, что он состоит из песен одной лишь группы.

    В общем, получился фильм с неповторимой атмосферой и незабываемыми героями, что в совокупности делает этот фильм — шедевром, лично для меня.

    10 из 10

    5 апреля 2009 | 19:23

    Наверное один из самых ярких фильмов современной России за последние 20 лет. Других по крайней мере не вижу.

    Что такое «Брат»? Скорее всего это целое явление или эпоха. Эпоха самых тяжелых перемен, смутного и романтичного времени начала 90-х. Этот фильм наиболее точно показывает настроения тех времен.

    Не побоюсь сказать, что на 50% этот фильм сделан из музыки и песен Наутилуса, а может быть даже и больше (не в ущерб самому фильму конечно). Музыка и сам фильм здесь просто неразлучны. Эта вся атмосфера, Питер, улицы, скверы, осень, дождь, бомжи заставляют тебя потеплее свернуться, как герой Бодрова в теплое пальто, и идти по склизской слякоти дальше, в неизвестное никуда, слушая при этом в наушниках естественно песни Наутилуса.

    Фильм абсолютно полностью можно вычитать по цитатам. Диалоги просты но многозначительны. Вообще, мне кажется что это какой то «поэтический» фильм. В нем много романтизма и наверное юношеского максимализма, неумышленно переданного от Сергея Бодрова.

    Брат-2 совершенно не такой как первый, в нем нет этой поэтики, там идет уже коммерческое кино, массовое, вышел так называемый боевичёк. Первый Брат конечно же не боевик.

    Вообще, Балабанов планировал для этого фильма взять музыку Шевчука. Но тот прочитав сценарий, побыстрее от него открестился, поскольку там был неприкрытый шовинизм. Как оказалось Даниле не понравились ни евреи, ни американцы и даже французы с неграми не подошли, ну и конечно же кавказцы. Безусловно, все там показано немного утрированно, но в осадок выпадает.

    То время тепло встретило Брата, сейчас наверное будет не так. Данила Багров, борясь с несправедливостью, ищет правду. Но ищет он ее не там.

    Для Балабанова это скорее всего былом криком души, а для нас стало зеркалом того времени.

    8 из 10

    18 марта 2010 | 15:43

    Балабанова всегда считал независимым режиссёром, который не чета нашей проститутской элите, не стал тратить свой талант на поливание грязью всего советского и на оды о том как на Руси хорошо молиться стало после развала. Назвать его шовинистом или радикалом язык не поворачивается. Скорее он реалист, не обделённый гениальностью по-русски.

    Своим фильмом «Брат» режиссёр продолжил ту линию, которую гнул во всех своих предыдущих кинокартинах, называя слабых — слабыми, а сильных — сильными, не давая никаких поблажек нашим и заморским уродам, показывая их уродами. Ну это я может чуть залез в «Брат 2», но обе части лучше воспринимать неразрывно друг от друга, уж слишком они взаимосвязаны.

    Образ героя Данилы действительно включает в себя многие лучшие качества русского человека. Он правдолюбив, бесстрашен, способен на отважный поступок, а главное он живёт своим умом. И его не засасывает ни город, ни новая американизированная медиа культура.

    Балабанов не стесняясь показывает современную Россию со всеми её капиталистическими и джинсовыми гадостями. И мне странно читать в отзывах про какие-то параллели с Достоевским. Тем более, что во втором «Брате» режиссёр и сам, кажется, расставил все точки над «и», вложив фразу про Достоевского в уста американского таксиста, похожего на известного политика. Я считаю, что «Брат» напрашивается скорее на аналогию с Толстым и его «величием русского духа».

    В общем, один из немногих действительно гениальных фильмов, снятых в новой России.

    10 из 10

    6 июля 2010 | 17:23

    Середина 90-ых. Провинциальный парень Данила Багров-не отгулявший дембель, только что вернувшийся из Чечни, едет по настоянию матери в Питер, к старшему брату Виктору. По словам старушки, он там большой человек, и поможет ему выбиться в люди. Но по прибытии на место, оказалось, что Витя -обычный киллер, который зная про военную подготовку младшего, сразу втягивает его в свои дела…

    «-Ну здравствуй, брат.» (с)

    Кто ещё мог в разгар криминального беспредела и непреходящей тоски, что окрашивала в серые тона (с редким багровым оттенком) рутинные будни, снять фильм которому суждено было стать квинтэссенцией 90-ых в российской истории, как не самый одиозный отечественный кинорежиссёр. Алексей Балабанов -фигура во многом уникальная. Мало кто сможет вписать в списки своих любимых картин его работы. Но при этом почти все признают его мастерство художника. Точнее-сценариста и режиссёра. Первое здесь важнее, так как ко всем своим 14-ти картинам он писал литературные сценарии самостоятельно. При всём при том, в его фильмах много чернухи и провокационных моментов, что априори не может не обратить на него внимание как критики, так и широких масс. Если одни усматривают поверх творящийся на экране безнравственности (как в «Про Уродов и Людей»), или вовсе мерзости (как в «Грузе 200») некие сложные метафоры, то другие-(читай обычные зрители) видят порой шокирующие сцены как физического, так и сексуального насилия. Но всё же Балабанов, хоть иногда и перебарщивает с «чернухой», вкладывает в свои произведения определённый смысл. Он не снимает грязь ради грязи. И пусть в его последних фильмах это не так очевидно как было раньше, но даже в «Кочегаре» и «Я Тоже Хочу…» есть высказывание режиссёра. Читается его фирменный стиль -сочетание чего-то бытийного, и приземлённо бытового…

    «-Город-страшная сила. А чем больше город, тем он сильнее. Он затягивает. Только сильный может выкарабкаться. Да и то…» (с)

    Так вот и легендарный, практически мгновенно ставший культовым и разошедшийся на цитаты «Брат» -не просто боевик про крутого дембеля разбирающегося с братками в Питере под композиции «Наутилуса». Этот фильм показывает жизнь того отрезка времени когда он был создан. А именно наши 90-ые: серость, нищета, грязные и обшарпанные квартиры, дорогие иномарки в которых ездят «реальные мэны» и прочие атрибуты жизни на грани. Жизни в стране где кризис во всём от политики до человеческих отношений. Обществу новороссийской формации нужен был некий барометр. И Алексей Балабанов явил зрителям своего «Брата». И данный фильм, при том что снят в схожий стилистике с прочими работами этого постановщика, как бы перестал принадлежать ему самому, навсегда уйдя в народ. Многие «обычные» зрители кроме «фильма про Данилу Багрова» даже и не смотрели нечего другого из вообщем то довольно обширной фильмографии режиссёра. Безмерно жаль, что знаменитый своими скандальными опусами постановщик столь скоропостижно скончался в этом году, так и не успев приступить к съёмкам триллера про молодость Вождя Народов, насколько я знаю сценарий под говорящим названием «Коба» был им уже написан…

    «-Не брат ты мне, гнида черножопая.» (с)

    По словам многих людей участвовавших в создании «Брата», они работали что называется «за еду», ибо бюджет у фильма был смехотворный. Вячеслав Бутусов, так же как и другие композиторы чьи произведения здесь прозвучали-любезно согласился их предоставить без оплаты авторских прав. И даже сыграл вместе со своими друзьями-музыкантами небольшую роль-самого себя- авторского исполнителя и кумира героя-певца Бутусова -лидера группы «Наутилус». А его песни просто до невозможности органично легли на происходящие на экране. Герой будто живёт с любимой музыкой в голове (в принципе-так и есть, Данила практически всё время ходит с «сидюшником» и наушниками в ушах). Сейчас уже не возможно представить этот фильм без этих культовых песен. Ровно как и прослушивать их в отрыве от видео ряда картины. Нечто подобное проделал чуть ранее другой мэтр от кинематографа-Квентин Тарантино, в своём «Криминальном Чтиве». Но наш Балабанов позаимствовал лишь его идею (а именно- снять фильм без специально написанного для него саундтрека, который впоследствии можно будет составить из ранее сочинённых песен). И вспоминая «Брата», трудно отделаться от ощущения что музыка там звучала практически всегда. Настолько шикарно было сочетание отобранных для фильма композиций и того, что было снято на плёнку.

    «-Не Ленинград, а Петербург. Питер. Красивый город, но провинция. В Москву ехать надо. В Москве вся сила.» (с)

    Лично я склонен считать, что персонаж придуманный Балабановым, и воплощённый на экране Сергеем Бодровым-мл. (ставшим, при всём внешнем минимализме актёрской игры, самой яркой его работой в кино) -не зря считается героем нашего, а вернее того времени (которое прошло, и которое хочется верить уже не вернётся). Кто то заметит что фильм мол о преступнике. Да, Данила по ходу сюжета убивает 8 человек, и «прибирает к рукам» деньги криминального авторитета. Но ведь он так же и спасает других. Например выручил старика-немца, и спас от неминуемой смерти хлюпика-радио ведущего. Так же если бы не он, то бандиты убили бы его брата. А от смерти тех, кто пал от его руки общество не чего не потеряло, а только выиграло. И лично мне нравится то как заканчивается картина. Разобравшись «с делами» в Питере, герой едет в Москву…Конечно, поминая слова немца «вот и ты пропал», можно решить что город сломал и героя. Но это философский вопрос. На практике же, Данила вышел из лобовой схватки с преступной группировкой победителем, и сумел сохранить внутренний стержень. И это хорошо видно по его человеческому отношению к тем людям, с которыми его сводила жизнь за то время что он «гостил у брата». Это и его любовница Света, которую он потом хотел забрать с собой, и которая предпочла ему алкаша и скотину-мужа. И тот же старик Гофман -которому герой помогал материально, и который не раз выручал героя. Это и тусовщица Кэт-которой всё ровно с кем-лишь бы у него были «кислота» или «башли». Очень грустная сцена их прощания в «МакДональдсе». То как он молча дал ей целую пачку денег, и как та даже не поблагодарив его быстро ушла…

    «Брат» Алексея Балабанова -это явление отечественного кинематографа рубежа веков, и жирная черта проведённая под тем что было до и стало после. При всей правоте Данилы, хочется верить, что нашему обществу в будущем не понадобятся такие герои. Но это зависит не от режиссёров снимающих фильмы, это зависит от тех кто своими поступками создаёт время, в котором и творят те самые режиссёры. Иными словами -это зависит от нас самих…

    10 из 10

    7 октября 2013 | 11:45

    Дикие 90-е годы. Распался союз нерушимый республик свободных и страна погрузилась в хаос. Где-то народ действительно страдал и продолжает страдать от действий бандитских группировок, словно грибы после дождя появившихся в те времена — но у нас было достаточно тихо.

    И потому очень сложно воспринимать фильм, позиционируемый как жизненный, как то, что могло происходить на самом деле. Главный герой, ставший киллером и ему надо сопереживать? Нет, не могу. Это может быть за океаном и можно возводить в ранг героев убийц — но меня воспитывали по другому. Не могу поверить в то, что можно разгуливать с оружием по улицам и всем было бы на это наплевать — так почему же обычный убийца стал вдруг возведён чуть ли не в ранг святого?

    Так же как и то, чем же так привлекает этот фильм до сих пор столь пристальное внимание. Скорее казалось, что смотришь не кино о российской действительности, а американский боевик, перенесённый на нашу территорию — как же он напоминает те фильмы, что снимают про нашу страну за бугром — те же самые стереотипы по большей части. Не из-за таких ли фильмов, как этот, к России приклеилось мнение, что здесь бандиты разгуливают по улицам и убивают на глазах у всех, что всем правит мафия на сицилийский манер? Может быть — и если это действительно так — то становится грустно. Сами же испортили мнение зарубежной общественности — и сейчас упорно ругаем американские фильмы за ляпы.

    Так что, исходя из той действительности, что окружала меня в те годы — да, зарплату не платили по полгода, но не взрывали, не убивали среди бела дня на улицах — скорее отнесусь к этому фильму как к боевику категории Б, который посмотришь как некую экзотику о том, что творится где-то там на другом конце света, пожмёшь плечами на все восторги и отложишь подальше до тех пор, когда может захотеться посмотреть какой-нибудь боевик — если в этот момент не лень будет заводить видяшник, то можно вставить кассету

    13 июля 2013 | 13:39

    Демобилизованный из армии Данила Багров вернулся в свой маленький провинциальный городок. Там его встретила скучная жизнь, стареющая мать и полное отсутствие каких-либо перспектив. Тогда он решил податься в Петербург, где по словам матери уже давно обитает его брат, и успел уже стать состоятельным человеком. По приезду в северную столицу Данила узнаёт, что его брат — наёмный убийца по кличке Татарин.

    Брат. Какое короткое, но ёмкое и точное слово. «Братан, я счастлив», «Мне плохо, брат», «Братуха, у меня сын родился» — мы склонны делиться своей печалью и радостью с «братьями». С лучшими друзьями, с близкими нам людьми, а иногда наоборот, просто с удачно подвернувшимся собутыльником, который на тот конкретный момент времени был настолько нам близок, что стал «братом».

    На первый взгляд может показаться, что фильм Балабанова это банальный криминальный боевик. Киллеры, заказные убийства, бандюги с круглыми мордами и в малиновых пиджаках, пулевые ранения: всё это есть в фильме, но фильм не является банальной суммой этих слагаемых.

    Ведь не даром после выхода фильма Данила Багров стал, без преувеличений, культовой личностью. Даже плакаты такие были развешены по всей стране: «Наш президент — Путин. Наш брат — Данила. Наша легенда — Плисецкая». Можно сколь угодно долго говорить о политической подоплёке этого плаката, о том что, в первую очередь, это была рекламная кампания Путина. Но это никак не влияет на сам факт того, что именно Данила был изображён на той растяжке. Пиарщики — умные люди, и они знают, какой герой близок народу.

    А всё почему? Да потому что Данила — это то, что сидит внутри нас, то, что порой мы сами не хотим в себе признавать. Кто-то явно, кто-то в глубине души, но практически каждый из нас с подозрением относится к евреям ("я евреев в общем-то не очень»), не признаёт лиц кавказской национальности ("не брат ты мне, гнида черно***ая»), отрывается по ночам, а утром ищет таблетку от головы, слушает настоящую музыку для души, а попсу для развлечения, пусть не всегда с любовью, но всегда с уважением относится к своим родным и близким, не терпит трусости, подлости, оскорблений, верит в скорый «кирдык всей этой вашей Америки» и считает, что «сила в правде».

    Данила Багров — это квинтэссенция нации, если позволите. Многие могут возразить — мол, я ничего общего не хочу иметь с человеком с ненормальной психикой, так легко убивающим людей. Режиссёр Марк Айзенберг по этому поводу как-то сказал: «Данила — рыцарь. Ни скверное слово, ни жадность, ни похоть, которыми переполнен принявший его мир, не липнут к нему. Он верит — и хочет помочь. Хочет восстановить правду. Жаль, что эпоха на его долю выпала подлая, бандитская. Не было у нас ни рыцарей, ни Возрождения. Но он-то в этом не виноват.»

    Сергей Бодров младший, сыгравший Данилу, всегда подчёркивал свою непрофессиональность. Он всегда утверждал, что он не актёр, что он чужд лицедейству, прост и естественен в кадре. Именно поэтому хочется верить, что Сергей сам был хотя бы наполовину Данилой. И от того так больно осознавать, что в 2002 году нашего брата не стало.

    10 из 10

    15 ноября 2011 | 06:36

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 Брат1997
    2 Брат 22000
    подробнее

    Новости


    После завершения фестиваля «Край света» прошла почти неделя, а это значит, что можно смело подводить итоги. И не только итоги касательно раздачи наград и прочих вкусных пряников, но также итоги творческие. Ведь любой фестиваль — это не только место, где подводятся итоги и ставятся точки, но также площадка для рождения новых проектов. Подробное послесловие о фестивале — от Феликса Зилича(...)
     
    все новости

    Интервью


    Это комедия для тех, кто устал от офисной жизни. Меня позабавил мой герой — олигарх, помешанный на ролевых играх, хоббитах, эльфах и прочих персонажах. Еще он любящий отец, а это мне знакомо... (...)
     
    все интервью
    Кинокасса США $ Россия
    1.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy17 202 212
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles16 725 447
    3.Если я останусьIf I Stay15 679 190
    4.Типа копыLet's Be Cops10 810 533
    5.Игра на высотеWhen the Game Stands Tall8 381 509
    22.08 — 24.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For121 448 012
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles87 659 729
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue79 442 321
    4.ПосвященныйThe Giver66 630 159
    5.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy58 673 184
    21.08 — 24.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 007 758277 555
    Деньги494 825 551 руб.70 859 831
    Цена билета246,46 руб.1,07
    21.08 — 24.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    115.Самый быстрый IndianThe World's Fastest Indian8.238
    116.Легенда №178.237
    117.Девчата8.235
    118.Малышка на миллионMillion Dollar Baby8.234
    119.Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Король шантажа8.231
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    31.Восхождение ЮпитерJupiter Ascending92.83%
    32.МордекайMortdecai92.77%
    33.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service92.76%
    34.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.67%
    35.Земля завтрашнего дняTomorrowland92.50%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Горько!194
    КадошKadosh5
    Не исчезайDon't Fade Away2
    Теккен 2Tekken: A Man Called X1
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars10
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.414
    ПосвященныйThe Giver7.001
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue6.799
    Типа копыLet's Be Cops6.986
    Если я останусьIf I Stay7.331
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Самый опасный человекA Most Wanted Man11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    премьеры