всё о любом фильме:

Брат

год
страна
слоган-
режиссерАлексей Балабанов
сценарийАлексей Балабанов
продюсерСергей Сельянов
операторСергей Астахов
композиторВячеслав Бутусов
художникВладимир Карташов, Надежда Васильева
монтажМарина Липартия
жанр боевик, драма, криминал, музыка, ... слова
зрители
Нидерланды  7.1 тыс.,    Италия  5.5 тыс.,    Чехия  3.6 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время100 мин. / 01:40
Демобилизованный из армии, Данила Багров вернулся в родной городок. Но скучная жизнь российской провинции не устраивала его, и он решился податься в Петербург, где, по слухам, уже несколько лет процветает его старший брат. Данила нашел брата. Но все оказалось не так просто — брат был наемным убийцей…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
5 + 0 = 5
7.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Большая часть фильма снята на Васильевском острове.
    • Из-за нехватки бюджетных денег съемки проводились в неоформленных как следовало местах, тем самым снижая затраты.
    • Фильм был снят всего за 31 день.
    • Свитер крупной вязки, который носил Данила Багров, купила художница Надежда Васильева в секонд-хэнде за 35 рублей.
    • Данила в милиции говорит свой адрес: «Вокзальная, 22». Именно такой адрес железнодорожного вокзала в Екатеринбурге, родном городе Алексея Балабанова.
    • Оператор фильма Сергей Астахов сыграл в последней сцене дальнобойщика, потому что к концу съёмок выяснилось, что ни у кого нет водительских прав для управления грузовой техникой.
    • Первая встреча героев Бодрова и Сухорукова происходит в знаменитом «доме Адамини».
    • Гофман в сцене на кладбище после второго «дела» на оправдывания Данилы говорит: «Бог тебе судья…» В переводе на русский язык имя Данила означает «Бог мне судья»
    • Светлана Письмиченко для роли Светы специально обучалась вождению трамвая.
    • Эпизоды, действие которых происходит в родном городе Данилы, снимались в Приозерске. В частности, съёмки клипа происходят у стен крепости Корела.
    • На съёмки фильма было потрачено всего около 100 000 долларов США.
    • Во время съёмок сцены ранения Павла Евграфовича из-за ошибки пиротехников актёр Владимир Ермилов в действительности получил ранение ноги.
    • Утверждается, что после выхода этого фильма к группе «Nautilus Pompilius» вернулась былая популярность, утраченная ими с выходом альбома «Крылья», однако в этом же году Бутусов принял решение распустить группу окончательно.
    • еще 10 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Чечен в сцене своего появления разговаривает на осетинском языке, а вовсе не на чеченском.
    Трейлер 01:09
    все трейлеры

    файл добавилtures_u2_00

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Только после появления в 1998 году ленты «Про уродов и людей», лучшей работы Алексея Балабанова, значение которой даже возрастает с течением времени, можно было куда точнее прояснить для себя всё-таки иносказательное значение самой популярной картины режиссёра — «Брат». Она снята годом ранее и вовсе не исчерпывается тем вроде бы простым и очевидным смыслом, который считывали и продолжают считывать с экрана поклонники и противники образа Данилы Багрова в исполнении Сергея Бодрова-младшего, приобретшего культовый статус задолго до своей трагической и в чём-то мистической смерти в Кармадонском ущелье. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 54602 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Да, у нас были боевики про Афган, про малиновые пиджаки и кооперативные киоски, про каратистов и каскадеров, но когда пришел этот фильм — он затмил все.

    Он действительно качественно сделан и смотрится на одном дыхании. Фильм атмосферный. Фильм «жизненный» и острый.

    Сухоруков неплох. Хотя больше за счет психопатичности образа, и собственной внешности, чем реальной игры.

    Это плюсы. А теперь минусы.

    Главный герой. Мне не понравился. Не знаю, что в нем нашли такого обаятельного. Одно выражение лица: «Я похоронил любимого хомячка…». А, ну иногда он вымучено, горько улыбается. Наградим его за это. Он всем рассказывает, что на войне в штабе отсиделся, но походу фильма обнаруживает незаурядное умение владеть оружием, и мы делаем вывод, что он лжет. Это замкнутый угрюмый парень, который углубился в себя, намешал внутри себя какой-то там несвязной мути, и начал буйствовать, выдавая свои нервные расстройства за моральный кодекс и гражданскую позицию. Если бы суть была в том, что он во время войны сдвинулся, это еще можно было бы как-то понять. Но во всем фильме, кроме начала, об этом не слова.

    А теперь, собственно, та самая несвязная муть:

    «Сильный приезжает в большой город и город делает его слабым». Кто же этот «сильный» и по какому критерию измерена эта «сила»? Данила у нас убивает с каждым разом все лучше и хладнокровней. Может дело в том, что если бы его братец остался в деревне, деньги бы его так сильно не испортили? Вроде как бы, сила сопротивляться искушению? Да нет, не остался бы он там, раз ремесло себе такое выбрал, че ему там делать, коров доить что-ли… Если он в деревне был сильным, то как он проявлял эту силу? Если он приехал в город, и тот его поломал, так был ли он вообще сильным? А в городе, что, нет сильных? В общем, много вопросов.

    Когда говорят «сила» обычно имеют ввиду: физическую силу, власть, кризисоустойчивость… Ну а тут видимо что-то не из этого ряда. Больше из ряда вопросов морали. Это подтверждает следующая фраза:

    «В чем сила? А сила в правде». Мало того, что у него какое-то свое, непонятное остальным понятие о силе, у него еще и такое же странное понятие о правде, хотя создается впечатление, что он просто выдает свое мировоззрение за правду, то есть за единственно истинное. Правда — в этом контексте, это не ложь, а понятия о добре и зле, о хорошо и плохо. Во всем фильме, «хороши» по представлениям Данилы две вещи — музыка отечественной рок-группы «Наутилус» и кровно-родственные связи, что видно из финальной сцены. Все остальное — плохо. Плохи люди другой национальности, при чем все без разбора, Данила не трудится их различать. Почему? Потому что не такие как Данила. Он ничем не мотивирует свой шовинизм, не строит антитез «русский менталитет — менталитет американцев, или, к примеру, украинцев» он просто ничего об этом не знает. Единственно русское что он любит — это русскую группу Наутилус. При этом, если бы он противопоставлял какие-то действительно национальные вещи, к примеру романсы Жанны Бичевской, еще куда бы ни шло, но он наверное просто не знает, что рок-музыка пришла к нам с запада. В России поп-культура, включая и рок-сцену — это ассимилированные западные идеи и стили. Первые советские рокеры мечтали о свободе от советского режима, слушая Битлз, Пинк Флойд, Дип Пепл и других. В этом жанре русские музыканты всегда были и будут звездами местечкового масштаба. Но Данила у нас парень недалекий, зачем ему во всем этом разбираться, ему и нужен то всего какой-нибудь простой лозунг, чтобы оправдаться, и не больше. Убивать он умеет, легких денег не чурается. Бандит бандитом. Хотя бандиты пожалуй, и то лучше, они хоть не прикрываются красивыми словечками. Но он ведь за правду.

    «Не брат ты мне гнида черножопая» Ну что идеология Данилы больше чем наполовину состоит из расизма нам уже ясно.

    «Скоро кирдык вашей всей Америке». Сакраментальная фраза. Ну и опять же, врядли Данила знает, что когда-то, еще до Холодной войны, с США у нас были отношения вполне и вполне, что в начале советской истории американские инженеры вовсю работали на территории молодого государства, да точно так же, как нам были друзьями и немцы и японцы. Тогда, когда это нужно было нам и им. Зачем тащить всю грязь из политики и всучивать ее в национальный менталитет?

    «Он француз» — «да какая разница…». Зашоренность шовинизма Данилы просто не знает преград. Он ничего не знает, и знать не хочет. Все те нации что он знал, он уже охаял и возненавидел, а те, что не знал, сгреб к тем, что знал.

    «Да я вообще-то режиссеров не люблю». Ну еще бы, единственные занятия, достойные настоящего русского мужика — это убивать и грабить. Ну или как еще это понимать?

    «Ты же брат мне». Он же брат ему. Он стал продажным ментом и продажным братом, но у пациента обострение нервных расстройств, он ностальгирует. Этим все сказано.

    Ну в общем, что мы имеем? Псевдофилософию, замешанную на шовинизме, который в свою очередь замешан на низком уровне интеллекта главного героя. Но эта муть подается нам так сладко, так ненавязчиво, в виде эмоционально острых и коротких лозунгов, из уст загадочно печального, в доску своего паренька-убийцы, как будто вековые истины, которые мы все забыли, а он нам снисходительно напомнил. Но даже если и захотеть, слепить из этого хоть какую-то связную идеологию врядли удастся. И ничего там русского нет.

    За прорыв в отечественной кинематографии ставлю

    5 из 10

    За «идеологию», или проще говоря за попытку спекулировать чувством национального достоинства — 

    0 из 10

    13 марта 2011 | 21:37

    I. О ГЕРОЯХ. Год 1997. Давно ли он прошел? Да и прошел ли? Разве правы те, кто утверждает — «что было — то прошло»…Лично мне кажется, что у прошлого очевидные преимущества — его не изменить и оно всегда на месте (в отличие от настоящего). Что действительно изменилось на Руси, так это не окружающая действительность (которая во все времена одинакова), а…характеры киногероев. И Данила Богров, возможно, — единственный серьезный персонаж, появившийся на российском киноолимпе за последние двадцать лет.

    Посреди окружающего хаоса, творимого беззакония и беспорядков возникает настоятельная необходимость в Человеке — совестливом, справедливом, но в тоже время твердом, мужественном. Главный герой как раз и выглядит «последним человеком» в мире животных. Данилу можно смело назвать центральным героем российского кинематографа эпохи конца 90-х.

    Cамая привлекательная черта Данилы, которой он пленил многих — это…отсутствие каких бы то ни было отличительных черт. Натуральность и реализм картины, по-моему, достигается как раз не столько за счет документальных съемок тогдашней Петербургской действительности с ее перестрелками, пьянством, побоями, разборками и убийствами (факт из жизни — во дворе своего дома был найден застреленным директор… детского садика!, в котором я сам когда-то воспитывался), сколько благодаря откровенности и умелому избеганию идеализации персонажа.

    Он — не «важная шишка» и не чей-то представитель. Его не крышует мэрия или братки. Он не фанатик и не супергерой. У него даже нет пистолета. Но он делает то…что должен (как бы банально это не звучало).

    II. О ВРЕМЕНИ. Странно, но, по-моему, никто так и не смог передать атмосферу Питера лучше, чем это сделал Балабанов (сам, правда, являющийся уроженцем Свердловска). Дело в том, что зачастую город является не только фоном, местом, где разворачиваются события, но…и одним из главных героев. И нередко случается так, что он просто перетягивает одеяло на себя, и после финальных титров фильма, ловишь себя на мысли о том, что все, что тебе запомнилось — не сцены нелепых кривляний персонажей, а образ мудрого все повидавшего, молчаливого, величественного пейзажа.

    Наверное, ничто не создало Петербургу такую «рекламу» как романы Достоевского. Какой-нибудь западный филантроп, наверняка не верит, что существует такой город — город-призрак, город-миф, город-обман, город-сон, который должен непременно развеяться с первыми петухами как ночной кошмар. Перелистывая очередную страницу, он наверняка подсмеивается про себя — «эка ведь можно ПРИДУМАТЬ»!

    И все, что было с такой тщательностью, изяществом и вниманием выписано русским классиком — Балабанов перенес на экран. Уже в первой его работе «Счастливые дни», передвижения В. Сухорукова по городу напоминают фантастические странствия по сумеречной зоне. В фильме «Про уродов и людей» Петербург даже выступает гнездом, эпицентром, источником порока и разврата, «мертвым городом», годным лишь на то, чтобы заключать в свои объятия лиц, не отягощенных укорами совести и моральными обязанностями.

    Ну а в «Брате» он уже и вовсе непосредственно олицетворяется, наделяется некоей мистической силой, высасывающей из людей волю: «Город — злая сила. Сильный приезжает в город, становится слабым… Вот и ты пропал»…Эти слова, в свое время, прозвучали смертным приговором для многих из наших братьев и сестер.

    17 ноября 2013 | 16:38

    Прошло 15 лет с момента выхода фильма, а Данила Багров и по сей день продолжает существовать в умах людей, как герой своего времени, а может, и вне времени. Персонаж, безусловно, культовый. Но герой ли?

    Данила образца первого «Брата» не плоский, не однобокий персонаж, каким многие себе его представляют. У него есть как плюсы, так и серьезные минусы, а это уже говорит о том, что он не герой. Он скорее жертва. В фильме он показан как жертва эпохи, ее уродливый ребенок, который всеми силами пытается стать человеком с большой буквы, но не знает, как это делается и не может знать в принципе, потому что время было бесчеловечное. Поэтому Багров выбирает тот путь, который кажется ему единственно верным. Путь примитивный, жестокий, но подкупающий своей прямолинейностью и кажущейся эффективностью. Мочить хачей на рынках? Ну конечно же каждый подросток в то время мечтал об этом и сейчас эта идея популярна. Персонаж моментально становится воплотителем мечт униженных и оскорбленных, что есть беспроигрышный кино-прием для обретения всенародной любви. Прием можно было бы назвать дешевым, а Балабанова — спекулянтом, если бы сам режиссер не понаоставлял для нас в фильме массу подсказок, векторов, перипетий, которые призваны регулировать и удерживать в разумных рамках наш слепой восторг от чистого душой ангела смерти.

    Данила — обделенный ребенок, он хочет справедливости и правды, но его благие намерения ведут его прямиком в ад. Те, для кого Багров — герой, просто спасаются таким образом от ощущения своего бессилия что-либо изменить. Они видят человека, который идет и вершит суд над теми, кто этого заслужил. Но при этом забывают, что невинных нет и что к каждому в дом может прийти такой «Робин гуд» и свершить свое правосудие.

    Багров — индикатор болезней общества, лакмусовая бумажка для нищего духом поколения, которое не знает как, не умеет жить, а знает и умеет лишь выгрызать для себя то жалкое подобие жизни, каким представляется существование безликой, озлобленной, измученной массы потерявших человеческий облик людей.

    Фильму 10/10. Идеальный, исторический срез эпохи.

    13 февраля 2012 | 18:40

    «Брат» — один из немногих культовых российских фильмов. Он не псевдопатриотическая агитка, паразитирующая на воспоминаниях людей, он не блокбастер, для просмотра которого хватает одной извилины. «Брат» — многослойное умное кино в котором каждый зритель найдёт своё. Представитель поколения «деньги решают всё» отыщет в фильме националистическую чернуху, милая молодая девушка найдёт насилие и агрессию, для меня же «Брат» — фильм о ценностях, которые мы утратили.

    1997 год — шесть лет назад главный герой потерял страну своего детства, а год назад проиграл Войну своего поколения. Из провинциального городка он едет жить к брату в город на Неве, но даже не представляет, что брат оказывается наёмным убийцей, попавшим в очень затруднительное положение. Из этой завязки можно создать неплохой боевик (что, кстати, Балабанов и делает в генеральной сюжетной линии картины), но культовый статус фильму придают те эпизоды, которые создают образ Данилы Багрова.

    Главный герой — олицетворение такого забытого сейчас понятия как социальная справедливость. Да, в нашем мире негодяи не ездят бесплатно на трамвае с кучей денег в кошельке, а лихо гоняют на крутых тачках (имея в кошельке банковские карты на десятки тысяч долларов) — сути это не меняет, мы миримся с этой ситуацией, убеждая себя, что один человек ничего не изменит. Герой Багрова показывает, что если «начать с себя», то можно сделать мир чуточку лучше. Что брата надо любить, потому что он твоя семья, что деньги на самом деле ничего не решают — не в них сила. Отдельно хотелось бы сказать о музыке «Наутилус Помпилиус»: если вы не стояли морозным зимним вечером в очереди из пятидесяти человек у единственного в городе киоска где продавали альбом «Крылья», то вы не сможете понять что для вас значила эта музыка.

    Светлая память Сергею Бодрову и Алексею Балабанову. Низкий поклон за этот фильм.

    31 мая 2013 | 06:59

    «Брат» — культовый фильм, появившийся в то время, когда прорывов в отечественном кинематографе ещё не было, за исключением «Особенностей национальной охоты». Безусловно, фильм многие полюбили, но на ряду с этим нашлись многие, которые критиковали эту картину и это тоже неудивительно, ибо сам фильм очень неоднозначный и спорный, потому многие люди так разошлись во мнениях. Доводилось от многих людей слышать различные отзывы, как негативные, так и положительные. Мне же «Брат» всегда нравился, потому как снято великолепно, актёры играют талантливо и самое главное, данное кино содержит смысл. А то, что цитаты используются в нашей повседневной жизни, уже о многом говорит. Признаться, сам иногда цитирую Круглого, Немца и даже самого Данилу Багрова.

    Да, фразы и диалоги в фильме замечательные и этого не отнимешь. К примеру:

    «Ну что, брат? Прощай! Даст Бог — свидимся.»

    «- Вот ты говорил, город сила, а здесь слабые все.

    - Город — это злая сила. Сильный приезжает, становится слабым. Город забирает силу. Вот и ты пропал…"

    «Не тот счастлив у кого много добра, а тот, у кого жена верна.»

    «Любишь медок — люби и холодок!»


    «Жизнь висит на нитке, а думает о прибытке.»

    И этот список можно перечислять долго.

    Отмечу ещё, что атмосфера здесь потрясающая — настолько правдоподобно передаёт дух Питера, прямо как Петербург у Достоевского. Ещё один плюс — это песни «Наутилуса», которые удачно легли в фильм. И что немаловажно, бюджет у первой части не особо и дорогой, но удалось снять достойный фильм, а такое заслуживает уважения.

    10 из 10

    4 июля 2014 | 00:32

    Дембель Данила Багров, отслуживший в горячей точке «штабным писарем», возвращается домой в провинциальный городишко, где нет перспектив на «достойную биографию» и просто элементарной работы. По настоянию матери он отправляется в Питер, к старшему брату, который, по её словам, стал там очень большим человеком. Однако в Питере простодушного и несуетливого, Данилу ожидает вовсе не опека преуспевающего бизнесмена, а неблагодарная миссия «чистильщика».

    Взявшись исполнить за брата-киллера очередной заказ, Данила тут же сам становится «кандидатом на отправку». Скурвившийся в городе, который «вытягивает силу», старший брат элементарно подставляет младшего. Однако житейская мудрость и навыки, приобретенные на войне, позволяют Даниле легко следовать в обход правил, сложившихся в криминальной среде.

    А всё потому, что у этого парня была только одна слабость: не деньги и не женщины, а музыка «Наутилуса». «Дискуссия» вокруг нового альбома группы между палачом и жертвой — это вам не постмодернистский кивок «Криминальному чтиву», это сермяжная правда русской жизни 1990-х. Когда на одном этаже в доме гуляет на вечеринке кумир молодёжи, а на другом самый преданный его фан хладнокровно превращает живых людей в мёртвые трупы…

    Наведя порядок в Северной столице, Данила отправится в Москву (чтобы во второй серии двинуть ещё дальше и учинить великий американский кирдык-фаренгейт). Скоро вслед за ним в русскую столицу отправится другая важная персона, уже из реальной жизни, которая в даниловом духе скажет на весь мир сакраментальное: «…будем мочить в сортире». И про питерских тут же начнут говорить с придыханием и трепетом в голосе. И они станут такими же персонажами анекдотов, как и новые русские.

    Балабанов смешал в «Брате» все карты. Главный злодей сыпет народными мудростями: «Поживешь подольше — увидишь побольше», «Не тот счастлив, у кого много добра, а тот, у кого жена верна»… Неуловимый народный мститель ломит неполиткорректную правду-матку: «Не брат я тебе, гнида черножопая!». В сорок третьем под Курском он был бы старшиной. А в 1997-м в Даниле Багрове молодежь увидела героя своего времени и пример для подражания, поскольку его представления о добре и зле вполне соотносились с нормами безыдейной эпохи.

    Ладно выстроенная история подкупает чистотой мировоззрения и почти утраченным умением заинтересовать происходящим на экране, заставляя искренне сопереживать герою с «конкретными» взглядами на жизнь. При отсутствии морализаторского пафоса и естественном для авторского кино конструировании реальности, «Брат» довольно точно передает особенности текущего периода, оставаясь в хорошем смысле фильмом про жизнь. Данила стал для целого поколения национальным героем, сопоставимым с Чапаевым или Егором Прокудиным. Он появился в тот момент, когда и время-то было какое-то непонятное — сплошь и рядом ново-русский беспредел.

    Балабанов снял народное кино, когда кино у нас почти не было: сорок тысяч баксов, полученных в российском прокате, это вообще «непонятно что» по сегодняшним меркам. Зато уже через пару недель после премьеры все видеолотки России были завалены «братской» пираткой. Фильм про то, где парень мочит братву, причём не только в сортире, эту самую братву (контролирующую левый видеобизнес) хорошо и долго кормил.

    В 1982-м 40-летний интеллигент-инфант Серега Макаров между очередным полётом во сне и наяву рефлексировал не в меру и не к месту (а проще сказать — валял дУрика) в обнимку с жёлтой дыней. Через 15 лет, когда прежние устои были сломаны, а новые ещё не успели образоваться, пришёл этот парень с арбузом и конкретно замочил всех плохишей из самодельного пугача с глушителем. У нового поколения определенно появилась не только потребность, но и возможности творить светлое, доброе, вечное. В 1997-м формат добрых дел и нравственный императив настораживали и даже пугали. А когда в 2003-м из-за поворота вырулил чёрный «Бумер», они уже стали нормой жизни.

    18 сентября 2013 | 17:41

    Странно встретить в современной России человека, который не видел культовые фильмы Сергея Бодрова «Брат» и «Брат-2». Однако ж я впервые за 18 лет своей жизни увидел только сегодня. Не доводилось. Возможно это и к лучшему. После просмотренных «Бригады» и «Бумера» становишься уверенным, что уже искушен в фильмах на тему криминальных разборок в «лихие» 90е и ничего нового пресыщенному зрителю в этом жанре не найти. Ан нет.

    Сразу бросается в глаза, что «Брат» снят в то время, когда все эти события происходили. Чувствуется и дух того времени — минимум декораций, минимум грима, никаких спецэффектов. Вытянуть такую картину, да и то на задворки рыночных лотков, может лишь прекрасная игра актеров и интересный сюжет. В «Брате» всё это есть. Феноменально сыграл Бодров, он из запыленного архива, полагавшегося этой картине, вытянул ее в шедевры постперестроечного искусства. Ни на секунду не перестаешь сомневаться, что перед глазами обычный деревенский парень Данила Багров, который приехал к своему брату. Невольно начинаешь испытывать симпатию к актеру за его прямоту, честность, нетерпение несправедливости. Простой, искренний, но тем не менее очень неглупый. Эдакий «герой нашего времени», единственный, кто готов прийти на помощь лишь потому что ты прав. Хорошо сыграл «немец» Кузнецов, помогая раскрыться образу Данилы.

    Символично, что фильм снят именно в «культурной столице. Облупленные фасады мрачного Петербурга на подсознательном уровне отсылают к Петербургу Достоевского. Именно таким он его и описывал. Желтый свет тоски превалируют в унылом настоящем города, как и 150 лет назад во время Федора Михайловича. Данила напрашивается на сравнение с Раскольниковым. Много общего: оба провинциалы, возмутившись несправедливостью города, идут на убийство. И ни одного не хочется упрекнуть в этом.

    Фильм действительно эпохальный. Буду показывать его своим детям как пособие по современной истории. Девятка! Однозначно, девятка!

    30 декабря 2011 | 13:27

    Середина 90-ых. Провинциальный парень Данила Багров-не отгулявший дембель, только что вернувшийся из Чечни, едет по настоянию матери в Питер, к старшему брату Виктору. По словам старушки, он там большой человек, и поможет ему выбиться в люди. Но по прибытии на место, оказалось, что Витя -обычный киллер, который зная про военную подготовку младшего, сразу втягивает его в свои дела…

    «-Ну здравствуй, брат.» (с)

    Кто ещё мог в разгар криминального беспредела и непреходящей тоски, что окрашивала в серые тона (с редким багровым оттенком) рутинные будни, снять фильм которому суждено было стать квинтэссенцией 90-ых в российской истории, как не самый одиозный отечественный кинорежиссёр. Алексей Балабанов -фигура во многом уникальная. Мало кто сможет вписать в списки своих любимых картин его работы. Но при этом почти все признают его мастерство художника. Точнее-сценариста и режиссёра. Первое здесь важнее, так как ко всем своим 14-ти картинам он писал литературные сценарии самостоятельно. При всём при том, в его фильмах много чернухи и провокационных моментов, что априори не может не обратить на него внимание как критики, так и широких масс. Если одни усматривают поверх творящийся на экране безнравственности (как в «Про Уродов и Людей»), или вовсе мерзости (как в «Грузе 200») некие сложные метафоры, то другие-(читай обычные зрители) видят порой шокирующие сцены как физического, так и сексуального насилия. Но всё же Балабанов, хоть иногда и перебарщивает с «чернухой», вкладывает в свои произведения определённый смысл. Он не снимает грязь ради грязи. И пусть в его последних фильмах это не так очевидно как было раньше, но даже в «Кочегаре» и «Я Тоже Хочу…» есть высказывание режиссёра. Читается его фирменный стиль -сочетание чего-то бытийного, и приземлённо бытового…

    «-Город-страшная сила. А чем больше город, тем он сильнее. Он затягивает. Только сильный может выкарабкаться. Да и то…» (с)

    Так вот и легендарный, практически мгновенно ставший культовым и разошедшийся на цитаты «Брат» -не просто боевик про крутого дембеля разбирающегося с братками в Питере под композиции «Наутилуса». Этот фильм показывает жизнь того отрезка времени когда он был создан. А именно наши 90-ые: серость, нищета, грязные и обшарпанные квартиры, дорогие иномарки в которых ездят «реальные мэны» и прочие атрибуты жизни на грани. Жизни в стране где кризис во всём от политики до человеческих отношений. Обществу новороссийской формации нужен был некий барометр. И Алексей Балабанов явил зрителям своего «Брата». И данный фильм, при том что снят в схожий стилистике с прочими работами этого постановщика, как бы перестал принадлежать ему самому, навсегда уйдя в народ. Многие «обычные» зрители кроме «фильма про Данилу Багрова» даже и не смотрели нечего другого из вообщем то довольно обширной фильмографии режиссёра. Безмерно жаль, что знаменитый своими скандальными опусами постановщик столь скоропостижно скончался в этом году, так и не успев приступить к съёмкам триллера про молодость Вождя Народов, насколько я знаю сценарий под говорящим названием «Коба» был им уже написан…

    «-Не брат ты мне, гнида черножопая.» (с)

    По словам многих людей участвовавших в создании «Брата», они работали что называется «за еду», ибо бюджет у фильма был смехотворный. Вячеслав Бутусов, так же как и другие композиторы чьи произведения здесь прозвучали-любезно согласился их предоставить без оплаты авторских прав. И даже сыграл вместе со своими друзьями-музыкантами небольшую роль-самого себя- авторского исполнителя и кумира героя-певца Бутусова -лидера группы «Наутилус». А его песни просто до невозможности органично легли на происходящие на экране. Герой будто живёт с любимой музыкой в голове (в принципе-так и есть, Данила практически всё время ходит с «сидюшником» и наушниками в ушах). Сейчас уже не возможно представить этот фильм без этих культовых песен. Ровно как и прослушивать их в отрыве от видео ряда картины. Нечто подобное проделал чуть ранее другой мэтр от кинематографа-Квентин Тарантино, в своём «Криминальном Чтиве». Но наш Балабанов позаимствовал лишь его идею (а именно- снять фильм без специально написанного для него саундтрека, который впоследствии можно будет составить из ранее сочинённых песен). И вспоминая «Брата», трудно отделаться от ощущения что музыка там звучала практически всегда. Настолько шикарно было сочетание отобранных для фильма композиций и того, что было снято на плёнку.

    «-Не Ленинград, а Петербург. Питер. Красивый город, но провинция. В Москву ехать надо. В Москве вся сила.» (с)

    Лично я склонен считать, что персонаж придуманный Балабановым, и воплощённый на экране Сергеем Бодровым-мл. (ставшим, при всём внешнем минимализме актёрской игры, самой яркой его работой в кино) -не зря считается героем нашего, а вернее того времени (которое прошло, и которое хочется верить уже не вернётся). Кто то заметит что фильм мол о преступнике. Да, Данила по ходу сюжета убивает 8 человек, и «прибирает к рукам» деньги криминального авторитета. Но ведь он так же и спасает других. Например выручил старика-немца, и спас от неминуемой смерти хлюпика-радио ведущего. Так же если бы не он, то бандиты убили бы его брата. А от смерти тех, кто пал от его руки общество не чего не потеряло, а только выиграло. И лично мне нравится то как заканчивается картина. Разобравшись «с делами» в Питере, герой едет в Москву…Конечно, поминая слова немца «вот и ты пропал», можно решить что город сломал и героя. Но это философский вопрос. На практике же, Данила вышел из лобовой схватки с преступной группировкой победителем, и сумел сохранить внутренний стержень. И это хорошо видно по его человеческому отношению к тем людям, с которыми его сводила жизнь за то время что он «гостил у брата». Это и его любовница Света, которую он потом хотел забрать с собой, и которая предпочла ему алкаша и скотину-мужа. И тот же старик Гофман -которому герой помогал материально, и который не раз выручал героя. Это и тусовщица Кэт-которой всё ровно с кем-лишь бы у него были «кислота» или «башли». Очень грустная сцена их прощания в «МакДональдсе». То как он молча дал ей целую пачку денег, и как та даже не поблагодарив его быстро ушла…

    «Брат» Алексея Балабанова -это явление отечественного кинематографа рубежа веков, и жирная черта проведённая под тем что было до и стало после. При всей правоте Данилы, хочется верить, что нашему обществу в будущем не понадобятся такие герои. Но это зависит не от режиссёров снимающих фильмы, это зависит от тех кто своими поступками создаёт время, в котором и творят те самые режиссёры. Иными словами -это зависит от нас самих…

    10 из 10

    7 октября 2013 | 11:45

    «Брат»- культовый криминальный боевик 1997 года режиссера Алексея Балабанова. В главной роли сыграл уже известный по фильму «Кавказский пленник» Сергей Бодров мл. Коротко расскажу сюжет. Демобилизованный из армии Данила Багров возвращается в родной город. Жизнь скучной кажется ему, и он отправляется в Санкт-Петербург, где живет его брат Виктор. Однако брат окажется киллером по кличке Татарин.

    В фильме очень хорошо показана жизнь 90-х. Серые дома, грязные улицы, драки, пьянство, бандитизм все это режиссер показал. Персонаж, созданный Сергеем Бодровым мл, очень полюбился российскому зрителю. Создатели показали образ простого русского парня, сохранившего человеческий облик — честного, умного, в любых ситуациях, сохранявший спокойствие. Данила Багров стал символом и примером для подражания для молодого российского человека.

    Из фильма мы узнаем, что Данила — ветеран чеченской войны, отслуживший в Чечне срочную службу. Сам Данила не любит говорить о своих военных подвигах и часто рассказывает, что во время войны отсидел в штабе писарем. Однако судя по фильму, он знаком с мини-взрывным делом, имеет навыки рукопашного боя. Сам герой любит слушать рок-группу «Наутилус Помпилиус.

    Хочется отметить прекрасную игру Виктора Сухорукова в роли Виктора Багрова. Его герой кажется зрителю отрицательным и эгоистичным, но Даниле, он заменил родного отца. Очень меня радует сцена, когда Данила спасает брата, обнимает его и говорит:«Ты что брат? Ты же ведь брат мой. Ты же мне вместо отца был.» Фильм показывает нам отношение и любовь к своим родным. Очень радует музыка в исполнение Вячеслава Бутусова. Для меня это самый яркий фильм за последние 13 лет. Очень жаль, что в 2002 году Сергей Бодров мл оказался под обвалом в Кармадонском ущелье, в то время, когда проходили съемки его фильма «Связной». Спасибо режиссеру Алексею Балабанову за этот прекрасный фильм, ставший шедевром. Сергей Бодров будет вечно жить в наших сердцах.

    10 из 10

    15 мая 2010 | 18:14

    Для своего времени фильмы «Брат» и «Брат-2» стали определенного рода прорывом. Несмотря на то, что на экране происходили, казалось бы, далекие от реальной жизни события, по существу, оба фильма выступили апокрифом того «как это было». При этом, ни один из них не потерял в своей художественной стороне и, что особенно важно, они отлично смотрятся даже десять-пятнадцать лет спустя.

    Возможно, слишком смелым будет утверждение, что А. Балабанов выступил в качестве преемника традиций советских комедий, однако, в основе его фильмов лежит проверенная временем формула — показать реальные проблемы, придав фильму некоторой абсурдности, как бы самой отрицающей суть происходящего, и заправив его отменным юмором. Однако есть и большая разница — все происходящее на экране стало слишком мрачным, а юмор стал в основном «черным».

    В советском кино такой уровень негатива на экране мало кто мог себе позволить, это уже веяние более поздних годов существования СССР. В то время самыми мрачными были фильмы о самой крупной трагедии советского народа — о войне. Однако даже эти фильмы имели проблески радости, жизни, надежды.

    Собственно, «Брат» и его продолжение — это тоже фильмы о войне. Она другая, неявная, скрытая — в ней нет открытой конфронтации, но есть виртуальные «свои» и «чужие». Это не нормальная война, но и сама страна, и общество, в котором происходят события, далеки от нормальности.

    Главный герой, Д. Багров, вернулся с чеченской войны, которая официально закончена, однако, для него она продолжается. Его реальность — это непрекращающаяся война, на которой все вопросы решает сила — отсюда и известный вопрос, которым задается Багров: «В чем сила, брат?». И хотя в его сознании силой является правда, на деле все свои проблемы Данила решает с помощью оружия.

    По сюжету первая и вторая части мало отличаются друг от друга. В первом фильме главный герой борется с кавказской мафией, во втором — уже с русскими и американскими бизнесменами, которые не дают жизни обычным людям. Фильмы отразили настроения людей эпохи перемен, которые, в некоторой степени (большей, чем хотелось бы), сохраняются и сегодня. Именно поэтому, до сих пор эти фильмы, как и их подобия, сохраняют свою популярность.

    Оба фильма стали вехой российского кино. С одной стороны, они обозначили переход от советского кино, с другой — задали направление для последующих фильмов в целом и для конкретного жанра, который, собственно, и создали, но главное, они стали лакмусовой бумажкой общественных настроений. На сегодняшний день фильмы стали классикой отечественного кинематографа — его узнаваемость очень велика, фразы из них можно услышать и сегодня не только в обыденных разговорах, но и в политических лозунгах, наконец, сам Д. Багров стал олицетворением героя-борца, а Бодров-младший — олицетворением Багрова.

    8 из 10

    23 ноября 2011 | 21:32

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 Брат1997
    2 Брат 22000
    подробнее

    Новости


    После завершения фестиваля «Край света» прошла почти неделя, а это значит, что можно смело подводить итоги. И не только итоги касательно раздачи наград и прочих вкусных пряников, но также итоги творческие. Ведь любой фестиваль — это не только место, где подводятся итоги и ставятся точки, но также площадка для рождения новых проектов. Подробное послесловие о фестивале — от Феликса Зилича(...)
     
    все новости

    Интервью


    Это комедия для тех, кто устал от офисной жизни. Меня позабавил мой герой — олигарх, помешанный на ролевых играх, хоббитах, эльфах и прочих персонажах. Еще он любящий отец, а это мне знакомо... (...)
     
    все интервью
    Кинокасса США $ Россия
    1.ЯростьFury23 702 421
    2.ИсчезнувшаяGone Girl17 511 956
    3.Книга жизниThe Book of Life17 005 218
    4.Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой деньAlexander and the Terrible, Horrible, No Good, Very Bad Day11 456 954
    5.Лучшее во мнеThe Best of Me10 003 827
    17.10 — 19.10подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ДракулаDracula Untold176 938 566
    2.СудьяThe Judge66 403 582
    3.ИсчезнувшаяGone Girl54 021 430
    4.Выпускной43 105 021
    5.СтраховщикAutómata30 376 176
    16.10 — 19.10подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители1 933 109896 779
    Деньги482 323 866 руб.209 365 828
    Цена билета249,51 руб.5,09
    16.10 — 19.10подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    225.Окно во дворRear Window8.093
    226.Холодное лето пятьдесят третьего8.093
    227.Смех и горе у Бела моря8.092
    228.Однажды двадцать лет спустя8.090
    229.Крупная рыбаBig Fish8.089
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    6.Лига справедливости: Часть 1The Justice League Part One94.88%
    7.Хоббит: Битва пяти воинствThe Hobbit: The Battle of the Five Armies94.65%
    8.Доктор СтрэнджDoctor Strange94.61%
    9.Чёрное мореBlack Sea94.58%
    10.Три девяткиTriple Nine94.50%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ЛюсиLucy98
    Горько! 210
    ПревосходствоTranscendence214
    ШаолиньSan Siu Lam Zi19
    Чернобыль: Зона отчуждения7
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Горько! 25.086
    ДракулаDracula Untold6.618
    СудьяThe Judge8.209
    ИсчезнувшаяGone Girl8.503
    Прогулка среди могилA Walk Among the Tombstones6.444
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    ИнтерстелларInterstellar06.11
    ДеткаLaggies06.11
    Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 120.11
    премьеры