всё о любом фильме:

Брат

год
страна
слоган-
режиссерАлексей Балабанов
сценарийАлексей Балабанов
продюсерСергей Сельянов
операторСергей Астахов
композиторВячеслав Бутусов
художникВладимир Карташов, Надежда Васильева
монтажМарина Липартия
жанр боевик, драма, криминал, музыка, ... слова
зрители
Нидерланды  7.1 тыс.,    Италия  5.5 тыс.,    Чехия  3.6 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время100 мин. / 01:40
Демобилизованный из армии, Данила Багров вернулся в родной городок. Но скучная жизнь российской провинции не устраивала его, и он решился податься в Петербург, где, по слухам, уже несколько лет процветает его старший брат. Данила нашел брата. Но все оказалось не так просто — брат был наемным убийцей…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
5 + 0 = 5
7.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • На съёмки фильма было потрачено всего около 100 000 долларов США.
    • Первая встреча героев Бодрова и Сухорукова происходит в знаменитом «доме Адамини».
    • Фильм был снят всего за 31 день.
    • Свитер крупной вязки, который носил Данила Багров, купила художница Надежда Васильева в секонд-хэнде за 35 рублей.
    • Данила в милиции говорит свой адрес: «Вокзальная, 22». Именно такой адрес железнодорожного вокзала в Екатеринбурге, родном городе Алексея Балабанова.
    • Оператор фильма Сергей Астахов сыграл в последней сцене дальнобойщика, потому что к концу съёмок выяснилось, что ни у кого нет водительских прав для управления грузовой техникой.
    • Из-за нехватки бюджетных денег съемки проводились в неоформленных как следовало местах, тем самым снижая затраты.
    • Большая часть фильма снята на Васильевском острове.
    • Гофман в сцене на кладбище после второго «дела» на оправдывания Данилы говорит: «Бог тебе судья…» В переводе на русский язык имя Данила означает «Бог мне судья»
    • Светлана Письмиченко для роли Светы специально обучалась вождению трамвая.
    • Эпизоды, действие которых происходит в родном городе Данилы, снимались в Приозерске. В частности, съёмки клипа происходят у стен крепости Корела.
    • Во время съёмок сцены ранения Павла Евграфовича из-за ошибки пиротехников актёр Владимир Ермилов в действительности получил ранение ноги.
    • Утверждается, что после выхода этого фильма к группе «Nautilus Pompilius» вернулась былая популярность, утраченная ими с выходом альбома «Крылья», однако в этом же году Бутусов принял решение распустить группу окончательно.
    • еще 10 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Чечен в сцене своего появления разговаривает на осетинском языке, а вовсе не на чеченском.
    Трейлер 01:09
    все трейлеры

    файл добавилtures_u2_00

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Только после появления в 1998 году ленты «Про уродов и людей», лучшей работы Алексея Балабанова, значение которой даже возрастает с течением времени, можно было куда точнее прояснить для себя всё-таки иносказательное значение самой популярной картины режиссёра — «Брат». Она снята годом ранее и вовсе не исчерпывается тем вроде бы простым и очевидным смыслом, который считывали и продолжают считывать с экрана поклонники и противники образа Данилы Багрова в исполнении Сергея Бодрова-младшего, приобретшего культовый статус задолго до своей трагической и в чём-то мистической смерти в Кармадонском ущелье. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 55546 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Родителей не выбирают. Страну, где, а главное, когда тебе родиться — тоже. Каждой эпохе в истории России соответствовали свои идеалы, ценности и кумиры. Лихие 90-е — это уже наше прошлое, пусть и не столь далекое. Это время, когда нищали миллионы простых обывателей, а горстка избранных сказочно богатела за какие-то месяцы. Темное, смутное время, которое хочется забыть, но нужно помнить, хотя бы для того, чтобы ничего подобного больше не пережить.

    Одним из главнейших маяков той поры стал фильм «Брат». Снятому за сущие копейки ему выпала возможность отождествляться с бандитской Россией, наравне с малиновыми пиджаками. Об этом фильме знают все, Данилу Багрова знают все. Кто-то им по-прежнему восхищается, кто-то воротит нос. А я постараюсь дать независимую оценку, почему это кино не теряет своей актуальности и почему Данила не расстанется со своим культом теперь уже никогда.

    С первых минут появления на экране Сергей Бодров предельно лаконично преподносит нам своего героя. Данила, только что демобилизовавшийся из армии, быстро окунается в реальность, от которой он изрядно отвык во время Чеченской кампании. Он сходу демонстрирует свое понимание справедливости, ведь он всего лишь хотел поближе посмотреть на съемки клипа любимой песни, а тут шум, драка, милиция… Его манит далекий Петербург, где хорошо устроился его старший брат Виктор. Окунувшись в андеграунд большого города, Данила начинает защищать тех, кому помощи ждать неоткуда. Он не думает о какой-то людской благодарности, у него твердо сформированное мышление военного человека.

    Война — страшное зло. Прошедшие ее ребята никогда не останутся теми, кем были до нее. Данила теперь вольный казак, но он живет ощущением, что где-то там по-прежнему линия фронта, там враг, а здесь лишь союзники, зачастую временные. Он ведет философскую беседу с немецким бомжом Гофманом, но не похоже, что он воспринимает чужое мнение как что-то значимое. Даже встреча с братом, который оказывается киллером, воспринимается им буднично. Это непробиваемое хладнокровие как раз то качество Данилы, за которое его любят одни и не переносят другие. Все от того, что он ментально не уходил с поля брани. Данила легко соглашается исполнить за Виктора «заказ», тем паче что враг — чеченец.

    Парадокс парадоксов. Ведь в глубине души Данила явно хочет тихой и размеренной жизни, он совсем не любитель острых ощущений. Он действительно полюбил простую вагоновожатую Светлану. Какая разница, что она замужем, что не красавица и вообще не великого ума женщина? Ему с ней комфортно, он усталый вояка, которому нужен привал. Не похоже, что Данила всерьез задумывается о своем будущем. Идти учиться (на кого?), идти работать (куда? кем?)? Нет, наш герой живет днем сегодняшним. Та легкость, с которой он шагает по жизни, не страшась действительно ужасных вещей — не перестает удивлять даже теперь.

    И все-таки Данила разочарован. Сплошные «мокрухи» и низкопробный досуг — не то, что он искал в Питере. Он любит своего брата, но не привязан к нему. Статус родственника лишь дает ему ранг «неприкасаемого» и Данила мысленно держит брата в «своем лагере». Есть ли путеводная звезда у нашего героя? Или он находится на том же самом интеллектуальном и культурном уровне с теми, кого только что порешил? Каждый должен ответить себе сам. Я думаю, что Данила не безнадежен, вероятно он бы смог встретить того человека, который наполнил бы его голову чем-то более глубоким, чем вечная война. А грехи Данилы вот они, на поверхности. Видит чужака — ему пуля, этот «злой» — тоже пуля. Но в конечном-то итоге, абсолютно все участники этих постыдных разборок получают на орехи. И наказание Даниле — одиночество. Светлане не нужен человек, для которого жизнь не стоит ничего. Какой бы ни была эпоха, возможность даровать жизнь — главный подвиг. А отнять — несмываемый грех. Подлинная трагедия Данилы в том, что он этого скорее всего, никогда не поймет.

    Образ нового русского воина затмевает собой почти весь фильм. Но, к счастью, не полностью. Есть тут местечко и великолепному Виктору Сухорукову. Вот тот, кто покоряет зрителя не честностью, а актерским классом. Татарин — типичный киллер своего времени. Сильный, хорошо подготовленный, но морально слабый. Он не может до конца понять, что его место лишь внизу криминальной пирамиды, что жизнь его стоит меньше, чем те, кого он «реализует». Появление Данилы, его способности он воспринимает, как подарок судьбы, возможность скакнуть «в дамки». Ведь даже скудного ума Виктора хватает, чтобы понять — авторитет Круглый всегда будет на ступень выше него.

    Сергей Мурзин в роли питерского пахана бесподобен. Он вызывает искреннюю симпатию своей цельностью, четкостью действий и конечно своими прибаутками. Он ухватил удачу за хвост, стал хищником в городских джунглях и даже предположить не может, что может найтись зверь покрупнее. Позабавил эпизод в бане, когда Круглый отчитывает своего нерадивого подручного. Уверен, что харизматичный главарь вызвал симпатии даже у очень взыскательного зрителя.

    Стоит отметить еще двух героев фильма. Вячеслава Бутусова и его «Наутилус». Балабанов создал уникальный музыкальный шарм фильму. Столь тонко подобранному саундтреку и многие западные киношедевры могли бы позавидовать. Свой крестовый поход Данила ведет под лихой рок-аккомпанемент екатеринбургского коллектива. Невероятно впечатляюща 5-секундная сцена, когда Багров сталкивается нос к носу со своим кумиром Бутусовым. Значимость момента не в том, что музыканта могли «хлопнуть» через пару мгновений. А в том, что единственный раз в картине видно, как загораются глаза Данилы, он похож на самого человечного человека. От бездушной машины, уничтожающей всех неугодных не остается и следа. Всего мгновение, но как оно прекрасно!

    Так почему «Брат» стал символом эпохи? Он показывает ее без прикрас. Чернушная стилистика, мрачный, серый фон, хорошо сочетающийся с промозглым небом Петербурга. Кажется в этом красивейшем городе одни трущобы, где обитают шваль и криминальные элементы. Данила карающим мечом проходит по головам тех, кто живет неправедной жизнью. Пейзаж зимней дороги из окна грузовика — как надежда на что-то светлое. Не зря идет снег на экране, он стряхнет весь негатив нашей жизни. Не сейчас, когда-нибудь… Ныне покойные Сергей Бодров и Алексей Балабанов создали фильм, который нужно смотреть и помнить, что вот оно дно нашей жизни. Нельзя ниже, нужно вперед и вверх. Но не стреляя налево и направо, глаза Светланы не дадут усомниться — цель НЕ оправдывает средства. Данила пошел за мечтой, нужно идти и нам. У нас великая страна с великой историей. 90-е годы были и нам их не забыть. Но нужно сделать уроки, их и преподает нам «Брат». Это подлинное творение, ему не будет ни срока давности, ни цены.

    10 из 10

    29 августа 2014 | 14:35

    Забавно, знаю этот фильм практически наизусть, так как смотрел его уже черт знает сколько раз, но до сих пор ни разу не видел его с самого начала. Самое интересное, что внимательный просмотр именно первых минут может сильно повлиять на дальнейшее восприятие этой ленты, причем в лучшую сторону.

    В первую очередь достойно уважения то, в каких условиях снимался фильм. На дворе был 1997 год, не самое лучшее время в нашей стране. Денег ни у кого не было, тем более у киношников, а тратить их на какой-то фильм про бандитов и дембеля спасающего своего брата никому не хотелось. Но режиссеру Алексею Балабанову видимо очень хотелось сделать этот фильм и вопреки всему начались съемки. Официального бюджета не было (примерное заявленная сумма сто тысяч долларов, мизерные деньги даже для российской киноиндустрии того времени), снимали в «андерграундных» условиях (не строились декорации, минимум пленки, местами даже не использовали освещение), почти все работали за еду (в самом прямом смысле). И в итоге сняли, и не абы что (как подавное большинство российских лент тех годов), а один из лучших российских фильмов за всю историю его существования.

    Главным достоинством ленты является сценарий. Он не так прост, как кажется на первый взгляд. Перед нами совсем не боевик о дембеле спасающем брата, а совсем о другом. Как всегда у Балабанова, главный герой приходит как будто из другого мира (в данном случае из армии, но мы даже не знаем о том, чем он там занимался, и тем более об его прошлой жизни), и смотрит на все происходящее максимально объективно и беспристрастно, видит все ужасы этого мира и пытается их исправить. Даже, несмотря на своеобразный хэппи-энд, он оставляет после себя очень грустное впечатление. К тому же это еще и своеобразная трактовка и сборник цитат из русской литературы, от сказок об Иване-Дураке (главный герой в какой-то степени очень похож на него) вплоть до произведений Максима Горького (вспоминается как минимум «Детство», из него я, кстати, и взял заголовок рецензии).

    Но даже если не особо грузить по смысловой части и особенностям его создания, то перед нами все равно отличный фильм. Как минимум потому, что его очень легко и интересно смотреть и пересматривать. У него великолепная атмосфера, девяностые я прожил в очень раннем возрасте, так что в полной мере о передаче атмосфере того времени говорить не могу, но все же думаю, что так оно все и было. И вопреки мнению многих, этот фильм также будет интересен не только русским, жившим в те времена, а и многим другим людям (если сомневайтесь, почитайте отзывы, например на IMDB, где даже американцам этот фильм пришелся по душе). Ну и, конечно же, саундтрек, не случайно в разделе «жанр» к этому фильму очень часто приписывают «музыка», такой великолепной подборки музыки днем с огнем не сыщешь, да к тому же это, наверное, первый российский фильм, где саундтрек является частью сюжета. И замечательные актерские работы Сергея Бодрова младшего, Виктора Сухорукова, Юрия Кузнецова, и камео Вячеслава Бутусова, Андрея Краско, Сергея Чигракова и Насти Полевой не могут не радовать.

    Вывод: один из лучших представителей российского кинематографа, и не такой уж простой фильм, как кажется на первый взгляд. Смотреть обязательно!

    Оценка:

    10 из 10


    Продолжение следует… Но это уже совсем другая история..

    14 октября 2010 | 19:42

    Дембель Данила Багров, отслуживший в горячей точке «штабным писарем», возвращается домой в провинциальный городишко, где нет перспектив на «достойную биографию» и просто элементарной работы. По настоянию матери он отправляется в Питер, к старшему брату, который, по её словам, стал там очень большим человеком. Однако в Питере простодушного и несуетливого, Данилу ожидает вовсе не опека преуспевающего бизнесмена, а неблагодарная миссия «чистильщика».

    Взявшись исполнить за брата-киллера очередной заказ, Данила тут же сам становится «кандидатом на отправку». Скурвившийся в городе, который «вытягивает силу», старший брат элементарно подставляет младшего. Однако житейская мудрость и навыки, приобретенные на войне, позволяют Даниле легко следовать в обход правил, сложившихся в криминальной среде.

    А всё потому, что у этого парня была только одна слабость: не деньги и не женщины, а музыка «Наутилуса». «Дискуссия» вокруг нового альбома группы между палачом и жертвой — это вам не постмодернистский кивок «Криминальному чтиву», это сермяжная правда русской жизни 1990-х. Когда на одном этаже в доме гуляет на вечеринке кумир молодёжи, а на другом самый преданный его фан хладнокровно превращает живых людей в мёртвые трупы…

    Наведя порядок в Северной столице, Данила отправится в Москву (чтобы во второй серии двинуть ещё дальше и учинить великий американский кирдык-фаренгейт). Скоро вслед за ним в русскую столицу отправится другая важная персона, уже из реальной жизни, которая в даниловом духе скажет на весь мир сакраментальное: «…будем мочить в сортире». И про питерских тут же начнут говорить с придыханием и трепетом в голосе. И они станут такими же персонажами анекдотов, как и новые русские.

    Балабанов смешал в «Брате» все карты. Главный злодей сыпет народными мудростями: «Поживешь подольше — увидишь побольше», «Не тот счастлив, у кого много добра, а тот, у кого жена верна»… Неуловимый народный мститель ломит неполиткорректную правду-матку: «Не брат я тебе, гнида черножопая!». В сорок третьем под Курском он был бы старшиной. А в 1997-м в Даниле Багрове молодежь увидела героя своего времени и пример для подражания, поскольку его представления о добре и зле вполне соотносились с нормами безыдейной эпохи.

    Ладно выстроенная история подкупает чистотой мировоззрения и почти утраченным умением заинтересовать происходящим на экране, заставляя искренне сопереживать герою с «конкретными» взглядами на жизнь. При отсутствии морализаторского пафоса и естественном для авторского кино конструировании реальности, «Брат» довольно точно передает особенности текущего периода, оставаясь в хорошем смысле фильмом про жизнь. Данила стал для целого поколения национальным героем, сопоставимым с Чапаевым или Егором Прокудиным. Он появился в тот момент, когда и время-то было какое-то непонятное — сплошь и рядом ново-русский беспредел.

    Балабанов снял народное кино, когда кино у нас почти не было: сорок тысяч баксов, полученных в российском прокате, это вообще «непонятно что» по сегодняшним меркам. Зато уже через пару недель после премьеры все видеолотки России были завалены «братской» пираткой. Фильм про то, где парень мочит братву, причём не только в сортире, эту самую братву (контролирующую левый видеобизнес) хорошо и долго кормил.

    В 1982-м 40-летний интеллигент-инфант Серега Макаров между очередным полётом во сне и наяву рефлексировал не в меру и не к месту (а проще сказать — валял дУрика) в обнимку с жёлтой дыней. Через 15 лет, когда прежние устои были сломаны, а новые ещё не успели образоваться, пришёл этот парень с арбузом и конкретно замочил всех плохишей из самодельного пугача с глушителем. У нового поколения определенно появилась не только потребность, но и возможности творить светлое, доброе, вечное. В 1997-м формат добрых дел и нравственный императив настораживали и даже пугали. А когда в 2003-м из-за поворота вырулил чёрный «Бумер», они уже стали нормой жизни.

    18 сентября 2013 | 17:41

    Фильм в принципе понравился. По моему скромному мнению — хорошо снят, актеры неплохие, в общем интересно смотреть, да и саундтрек классный, обожаю Наутилус. Но этот фильм является неярким, но всё же примером русофобии.

    Молодой симпатичный парниша по имени Данила (восходящее к древне-еврейскому Даниил) возвращается с чеченской войны. «Да там в штабе писарем отсиделся». Впоследствии узнается, что он оказывается тот еще вояка, но скромный. Попадая в условия постсоветской России 90ых годов, начинает мочить всех нехороших людей, за которыми «нет правды». Для неокрепших умов отроков, смотрящих фильм, Данила творит «добро» — убивает неправедных в стране, а тех, кого не убивает — мутозит или хотя бы пугает. Причем всё это подкреплено для полноты образа Данилы какими-то «крутыми понятиями» типа «я обещал, я своё слово сдержу» и другими в стиле «реального пацана». В общем, знающий толк в жизни (на войне всё-таки был!) парень, со стальным характером, эдакий отечественный супермэн, народный мститель!

    Дык, кто же они — неправедные:

    1. Ну конечно обнаглевшие лица кавказской национальности — мочить.

    - Не убивай, брат.

    - Не брат ты мне, гнида черно*опая.

    2. Люди, занимающиеся рэкетом, коими земля русская полнится — их тож мочить.

    3. — Скоро всей вашей Америке — кирдык. Понял?

    - Да, что ты пристал к нему, он вообще француз.

    - А какая разница?

    А разницы нет — кирдык всем иностранцам.

    4. Только кровное родство дает иммунитет бандюганам от смерти:

     — Не убивай, брат.

    - Да ты что, ты же брат мне.

    В общем мочить надо всех, кто не понравится. В живых оставлять только «своих», «братьев» — русских. Во всем фильме сквозит эта ненависть к другим народам. Эту идею, кстати, автор развил и во второй части, но уже досталось украинцам: «Вы мне, гады, еще за Севастополь ответите» — сказал «татарин», добивая «хохла».

    Кстати, интересный персонаж — бомж-немец. Вот он, потомок нацистской Германии, ведущий нищенский образ жизни, — и то не утратил сознание добра и зла, а мы — русские — после распада СССР, оказавшись в ужасающих условиях, сразу стали кретинами (видимо по мнению автора такими и были всегда): «Ну что ж такое, были же люди как люди и вдруг все сразу стали кретинами. Парадокс!». Причем в нашей «стране козлов и баранов» козлы стоят у власти (с этим конечно трудно спорить), а мы, простой народ — просто-напросто бараны.

    Короче весь фильм проникнут идеей неспособности русских жить по-человечески, дебилизма и дабы нам стать нормальными, поднять страну, надо убивать всех кавказцев, т. е. черно*опых, украинцев, т. е. сук бандеровских, ну и русских заодно подчистить, всех «небратьев» наших. Другими словами развернуть войну внутри страны и за ее близлежащими пределами и тогда дааа — Америке сразу кирдык! Пока мы будем изгонять «нечистую» с земли русской, Америка чуть-чуть подождет, и уж потом-то мы ей покажем «козью рожу», когда останется одна Русь без «черно*опых» и «бандеровцев». Так и хочется добавить «Россия — для русских!» — главный лозунг русофобов, жаждущих видеть нас враждующими, озлобленными и нищими.

    Причем кстати каждый должен стать борцом за свою родину. Ведь это, судя по фильму, так просто! Накупить побольше гвоздей и спичек, накромсать шляпок и напихать по гильзам и вперед и с песней Наутилуса, ну или со стишком «я узнал, что у меня есть огромная семья […] это родина моя, всех люблю на свете я»! Вперед вершить правосудие, это может каждый! И главное ведь в стране «полная безнаказанность»: пульнул и дальше пошел, никто тебя никогда не поймает, ты же крутой и вообще за справедливость (ой, т. е. за «правду») борешься.

    Не знаю, какой балл ставить этому фильму, потому что с одной стороны он мне понравился. Очень хорошо чувствуется весь страх и ужас времени после распада Советского союза, но так как я в отличие от Данилы, считаю, что сильнее не тот, кто прав, а тот, кто остается человеком в нечеловеческих условиях — полностью отрицаю этот фильм за провокационность. Правда у каждого своя, а о человечности нельзя забывать никогда.

    Кроме того всегда надо думать о последствиях…

    17 декабря 2010 | 11:56

    «Брат»- культовый криминальный боевик 1997 года режиссера Алексея Балабанова. В главной роли сыграл уже известный по фильму «Кавказский пленник» Сергей Бодров мл. Коротко расскажу сюжет. Демобилизованный из армии Данила Багров возвращается в родной город. Жизнь скучной кажется ему, и он отправляется в Санкт-Петербург, где живет его брат Виктор. Однако брат окажется киллером по кличке Татарин.

    В фильме очень хорошо показана жизнь 90-х. Серые дома, грязные улицы, драки, пьянство, бандитизм все это режиссер показал. Персонаж, созданный Сергеем Бодровым мл, очень полюбился российскому зрителю. Создатели показали образ простого русского парня, сохранившего человеческий облик — честного, умного, в любых ситуациях, сохранявший спокойствие. Данила Багров стал символом и примером для подражания для молодого российского человека.

    Из фильма мы узнаем, что Данила — ветеран чеченской войны, отслуживший в Чечне срочную службу. Сам Данила не любит говорить о своих военных подвигах и часто рассказывает, что во время войны отсидел в штабе писарем. Однако судя по фильму, он знаком с мини-взрывным делом, имеет навыки рукопашного боя. Сам герой любит слушать рок-группу «Наутилус Помпилиус.

    Хочется отметить прекрасную игру Виктора Сухорукова в роли Виктора Багрова. Его герой кажется зрителю отрицательным и эгоистичным, но Даниле, он заменил родного отца. Очень меня радует сцена, когда Данила спасает брата, обнимает его и говорит:«Ты что брат? Ты же ведь брат мой. Ты же мне вместо отца был.» Фильм показывает нам отношение и любовь к своим родным. Очень радует музыка в исполнение Вячеслава Бутусова. Для меня это самый яркий фильм за последние 13 лет. Очень жаль, что в 2002 году Сергей Бодров мл оказался под обвалом в Кармадонском ущелье, в то время, когда проходили съемки его фильма «Связной». Спасибо режиссеру Алексею Балабанову за этот прекрасный фильм, ставший шедевром. Сергей Бодров будет вечно жить в наших сердцах.

    10 из 10

    15 мая 2010 | 18:14

    Помню первое впечатление от просмотра фильма Алексея Балабанова «Брат». Был дикий восторг, наконец-то русским удалось снять свой культовый фильм! У нас появился свой первый культовый режиссер, это не какой-нибудь там Тарантино. Была гордость за наш вновь возродившийся кинематограф! Сергея Бодрова я видел немного раньше, в его дебютной картине «Кавказский пленник». Уже там он сыграл одну из лучших своих ролей, вторым его успехом был «Брат». Тут была даже не игра, ему не надо было играть. Балабанов не ошибся в своем выборе, утвердив Сергея Бодрова на главную роль. Талантливый был актер, таких сейчас, к сожалению, почти нет. Он был кумиром 90-х для молодежи.

    Музыка твоя вся американская — говно!
    Ну чё споришь?
    Тебе говорят — говно музыка, а ты споришь.


    «Наутилус» как никто другой подошел к музыкальному сопровождению фильма, великолепно отразив атмосферу Питера. Бодров признался как-то в одном интервью, что является поклонником их творчества. Думаю, это было основным стимулом для самовыражения. Вряд ли кого из других молодых актеров представишь в роли Багрова Данилы.

    Фильм эпоха уходящего столетия. Как это громко не звучит, но это так. В России мне не припомнился ни один фильм за последние 20 лет, чтобы настолько стал народным, как стал «Брат».

    18 июня 2009 | 17:45

    Фильм Алексея Балабанова «Брат», несомненно, стал культовым. Возможно, это даже главный и самый показательный фильм своей эпохи. При упоминании о тех самых, печально знаменитых «лихих 90-х», не избежать ассоциации с «Братом». И атмосфера того смутного времени в фильме передана замечательно. Все, вплоть до цветовой гаммы, делает показанное в фильме время очень живым, насыщенным и настоящим. 90-е вообще небезынтересны для кинематографа. Они особенные, их можно передать через множество знаков, присущих исключительно этому времени. И, благо, Балабанов пользуется всевозможными средствами художественной выразительности, чтобы 90-е в его фильме навсегда остались реальными и ощутимыми. Рынки, на которых отчаявшиеся торгуют ненужным барахлом, модная «тусовочная» молодежь в одежде из-за границы, грязные улицы, дома, с облупившихся стен которых «кричат» новые рекламные плакаты западной продукции. Отдельно — музыка, глубоко впитавшая дух своего времени. Все это создает густую, уникальную атмосферу. А кино, в котором есть атмосфера — уже успех.

    Но успех «Брата» оказался намного масштабнее. Думаю, даже сами создатели такого не ожидали. Образ главного героя — молодого дембеля Данилы Багрова вызвал настоящий ажиотаж. Зрители поделились на два лагеря: почитателей Данилы и его противников. Первые видят в персонаже Сергея Бодрова истинного героя, современного рыцаря, вторые же видят в нем неотесанное быдло. И, следовательно, от видения самого Данилы зависит и отношение к фильму. А зря.

    В центре хорошего фильма совсем не обязательно должен находится «хороший парень». «Брат» — отличный фильм. Но Данила Багров — не герой, не русская, приближенная к реальности, версия супермена. Я не думаю, что Алексей Балабанов хотел, чтобы Данилу почитали и практически единодушно признали чуть ли ни примером для подражания. По задумке автора, Багров — это скорее антигерой. Да, он обаятелен и, на первый взгляд, безукоризненно справедлив. Но если посмотреть чуть глубже… что есть в Даниле, помимо этой справедливости? И ведь сама его справедливость по сути примитивна и топорна. Видимо, еще со службы в армии Багров привык следовать каким-то нерушимым, односложным принципам и законам. Так легче. Так не нужно подключать к собственным действиям мозг. Данила его и не подключает. Он — совершенно затвердевшая личность. Он не развивается, не задумывается, не сомневается. В его голову давно загружено некоторое количество непоколебимых убеждений, которых персонажу вполне хватает для жизни. Среди них такие популярные, как, например, — «Америка — говно» или «Евреи плохие». Почему? Да просто так, априори. Потому что сомнение — это нелегко. Сомнение, опять же, требует включать мозг. Не сомневается ни в чем только дурак. И Данила Багров — именно дурак. И это главная трагедия фильма. Да, тотальная несправедливость вокруг, озверевшее от неопределенности общество, нищета, неуверенность в будущем… это все понятно, и, конечно, это все есть в фильме. Но в первую очередь «Брат» не об этом. А о ложном «спасителе», о ненастоящем герое. Ненастоящем, и при этом, к сожалению, единственном вообще возможном в данной стране и в данное время. «Брат» — это печальная ирония над российской реальностью, над непобедимой и глупой принципиальностью общества.

    Да, Данила Багров морально выше бандитов, с которыми борется. Но он — далеко не идеал человека. Жалко, ведь в основе персонажа, действительно, благородные качества. Все упирается в отсутствие какой-либо идеи, мысли у этого человека и в следовании топорным принципам.

    Нет, Данила — не герой в том высоком и почетном смысле слова. Он герой, порожденный временем. Но большая часть зрителей увидели в Багрове спасителя, человека непоколебимой правды. И очень жаль, что Балабанов пошел на поводу у зрителей. Фильм «Брат 2» становится уже почти таким же односложным, как и те принципы, над которыми режиссер рассуждал в первой части. А своеобразное камео Данилы Багрова в еще одной знаменитой киноленте из 90-х — «Сестры»(режиссер которой, впрочем, сам Сергей Бодров) окончательно утвердило образ Данилы — героя и заступника. Сдались создатели, пошли навстречу аудитории. Мол, хотите такого героя — сурового, недальновидного паренька, ненавидевшего американцев? Хорошо, хватайте, вот ваш герой.

    Но не такие нужны герои. Не такие.

    11 августа 2014 | 13:30

    Можно долго дискутировать на темы: куда катится наш кинематограф? Где же теперь сильные отечественные режиссёры? Неужели не ждать нам больше прихода киномессии? А кинематограф- то наш никуда не катится (просто он временно в комме), да и режиссёры все великие на месте (просто ленятся), только вот не то что- то, изменилось всё как- то за последние десять лет. Даже тот же Александр Балабанов, который, кстати, и снял «Брата», в последнее время вообще не блещит своим, безсомнения, великим талантом (больно вспоминать «Груз 200», «Жмурки» и другие его «шедевры» последней пятилетки). А чего изменилось- то?

    «Брат» — буквально ода России конца 90- ых! Всё вокруг резко меняется, в обиход начинают входить компьютеры и прочее, но всё это- лишь внешняя атрибутика, незначительные детали, и главный герой это знает, он не гонится за богатством и преуспеванием (оно, как известно, всегда само находит того кто в нём особо не нуждается), он вообще о себе особо не печётся (вот она- большая, открытая Русская душа), а думает он лишь о том как- бы помочь другим (вспомните, хотя бы, как он щедро раздаёт деньги своим знакомым)… Очень похоже что Балабанов стремился сделать Данилу Багрова- Русским аналогом Клинт Иствуда: человек без прошлого (то есть он рассказывает что он служил в армии писарем, но в это, судя по его кровавым деяниям, верится с большим трудом), и будущее покрыто мраком… Кругом всё вертится, куда- то спешит, все переходят на американщину (одним словом- вестернизация), а главный герой всё также, как и двадцать лет назад, слушает Наутилус Помпилиус (этакий олдскульщик)- да фильм то сам по себе никуда не торопится, ни это ли один из главных атрибутов настоящего искусства?

    Стыдно признаваться, но с фильмом я познакомился буквально только что и был сражён, в первую очередь, атмосферой- как она прекрасна! Все эти постсоветские дворики, разборки «братвы» 90- ых (хотя понятие «братва» появилось после выхода «Брата 2» в 2000- ых)- в общем весь Российский колорит словами не передашь (да и не зачем), это надо видеть, чувствовать. А игра Бодрова — ну тут тоже надо просто смотреть, но если говорить просто, коротко и без красочных эпитетов- гениально! Музыка, конечно, тоже хороша, но по моему, особенно гармонично здесь смотрелись бы группа «Кино» или Владимир Высоцкий.

    Да, сильно время изменилось- Русский кинематограф, нынче, пытается стать дешёвой копией американского (а Михалков, даже, в открытую снимает «12 разгневанных мужчин» для приличия переименованный в «12»), а раньше всё было не так: «Бригады», «Про уродов и людей» и прочие шедевры нашего кинематографа были созданы не ради денег, да и у американцев такого не было…

    8,5 из 10

    26 сентября 2010 | 20:53

    Хрестоматийный фильм Алексея Балабанова. Абсолютная классика, на мой взгляд. Фильм разошелся по цитатам и саундтрекам. Герой нашего времени. а точнее «того» — молодой, вернувшийся с войны парень Данила Багров, имеющий свои понятия о жизни, принципиальный, добрый, застенчивый и справедливый в чем-то. Для меня лично — очень кристально четко показан Питер. Таким, какой он был. Навевает дух девяностых, с их серостью и беспринципностью, дождливостью ДДТ, Бутусовым, «шахами» и своими правилами. Правилами жесткими, жестокими, порой шокирующими, но нужными в то время. Каждая эпоха имеет свойство перетекать в другую, и осадок, от «перетекания» видимо такой, каким показал его Балабанов, любитель показать чернуху во всей ее красе.

    Герой, Бодрова — парень без прошлого и будущего. Находящийся в нужном месте, в нужное время. Спасающий не за деньги, а за правду. Решающий проблемы не словом и корректностью, а силой и методами, которые знает. Эти методы действуют, и более того, кроме них спасения ждать не откуда.

    Фильм, который нужно смотреть.

    8 из 10

    5 октября 2011 | 23:17

    Очень сложно анализировать данный шедевр. Невозможно разложить по порядку все элементы и дать конкретную оценку. На мой взгляд это самый лучший российский фильм созданный в нашей стране. Наверняка уже все смотрели этот фильм, но если вы еще не посмотрели то обязательно купите, скачайте и посмотрите.

    Чем же так зацепляет данная картина? На мой взгляд, зацепляет она именно своей простотой. Стоит отметить отличную и гениальную работу режиссера — Алексея Балабанова. Придумать отличный и притом простой сюжет, да и сам фильм был снят всего за 31 день и с не очень большим бюджетом.

    Как я сказал выше сюжет прост: 90-ые годы, демобилизованный из армии, Данила Багров возвращается домой и живёт со своей матерью, которая недовольна тем что её сын, нигде не работает и пока ничего не добился. Одним вечером, она рассказывает Даниле, что в Петербурге живёт его брат Виктор, который добился многих вещей в жизни. Данила решает поехать к брату и начать хорошую жизнь, надеясь что брат ему поможет с работой и деньгами. Позже Данила узнает, что его брат — наёмный убийца по кличке Татарин. Виктор взял заказ на убийство у одного человека по кличке Круглый. Виктор чуя неладное, просит Данилу выполнить этот заказ и Данила соглашается. В итоге за Данилой и Виктором начинают охотиться люди Круглого, которые не хотят оставлять свидетелей.

    И тут стоит поговорить о самом главном — атмосфере. Она передана идеально и в нее сразу веришь. Вы как будто сразу переноситесь в те 90-ые и наблюдаете за жизнью города и его людей. Причем город не самый безопасный, идет распостранение наркотиков, бандиты, рэкетиры и убийства. В фильме нету каких либо зрелищных перестрелок и погоней, но есть в нем что то такое, что вас цепляет и не отпускает до самого конца. И именно этим он и уникален.

    Но фильм не был бы таким если бы не актёры и в частности без Сергея Бодрова мл. Без него бы фильм, не был бы таким успешным. Он сыграл свою роль просто изумительно. Вот приезжает главный герой в Петербург и пытается насладиться жизнью большого города. Причем Данила-добрый человек, он помогает людям, некоторых спасает, рискуя своей жизнью и не подозревая о том что за ним идёт охота, он пытается насладиться радостями большого города. Вообще сразу складывается впечатление что Сергей Бодров не играет какого то персонажа, а просто ведёт себя так, как всегда. Так вжиться в свою роль — это вне всяких похвал.

    Причем идеально передана сущность русского человека из 90-х, например Данила не любит черных и американцев, и в некоторых эпизодах об этом открыто заявляет. Данила также любит пошутить и даже иногда иронизирует. Вот Данила убил кого то, его брат спрашивает» Ты кем в армии служил?», на что ему отвечает Данила» да в штабе писарем отсидел», при этом улыбаясь. Просто великолепная игра Сергея Бодрова, даже нету слов чтобы передать все эмоции. Остальные актеры тоже сыграли очень и очень хорошо и вообще самый большой плюс фильма, как будто все актёры играли просто сами себя, настолько всё сыграно от души, что в это сразу верится и переживается.

    Так же стоит отметить музыку. Она играет в фильме постоянно и музыка идеально подобрана к ситуациям в которых находятся герои. Некоторые композиции так же хочется найти отдельно и прослушать еще раз. Музыка и актёры вот что делают этот фильм таким незабываемым и уникальным.

    Вот что значит сделать фильм с душой, который интересно смотреть и пересматривать много раз, который никогда не надоест и всегда будет радовать. Очень жаль что умер такой великий актёр как Сергей Бодров мл. Если бы он был жив то наш кинематограф процветал и радовал нас новыми фильмами с хорошими актерами. Помним, любим, скорбим.

    10 из 10

    31 июля 2011 | 16:25

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    Сиквелы & приквелы

    1 Брат1997
    2 Брат 22000
    подробнее

    Новости


    После завершения фестиваля «Край света» прошла почти неделя, а это значит, что можно смело подводить итоги. И не только итоги касательно раздачи наград и прочих вкусных пряников, но также итоги творческие. Ведь любой фестиваль — это не только место, где подводятся итоги и ставятся точки, но также площадка для рождения новых проектов. Подробное послесловие о фестивале — от Феликса Зилича(...)
     
    все новости

    Интервью


    Это комедия для тех, кто устал от офисной жизни. Меня позабавил мой герой — олигарх, помешанный на ролевых играх, хоббитах, эльфах и прочих персонажах. Еще он любящий отец, а это мне знакомо... (...)
     
    все интервью
    Кинокасса США $ Россия
    1.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy17 202 212
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles16 725 447
    3.Если я останусьIf I Stay15 679 190
    4.Типа копыLet's Be Cops10 810 533
    5.Игра на высотеWhen the Game Stands Tall8 381 509
    22.08 — 24.08подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For121 448 012
    2.Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles87 659 729
    3.Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue79 442 321
    4.ПосвященныйThe Giver66 630 159
    5.Стражи ГалактикиGuardians of the Galaxy58 673 184
    21.08 — 24.08подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 007 758277 555
    Деньги494 825 551 руб.70 859 831
    Цена билета246,46 руб.1,07
    21.08 — 24.08подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    5.Список ШиндлераSchindler's List8.895
    6.ЛеонLéon8.783
    7.Король ЛевThe Lion King8.783
    8.НачалоInception8.778
    9.Бойцовский клубFight Club8.720
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    36.Земля завтрашнего дняTomorrowland92.45%
    37.ФранкенштейнFrankenstein92.32%
    38.ВаркрафтWarcraft92.26%
    39.Великий уравнительThe Equalizer92.13%
    40.Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть IThe Hunger Games: Mockingjay - Part 192.04%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Спящая красавицаSleeping Beauty19
    ЛимбHaunter47
    БедламBedlam4
    Тайное влечениеAdore41
    МонтажMontage6
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убиватьSin City: A Dame to Kill For7.407
    ПосвященныйThe Giver6.977
    Самолеты: Огонь и водаPlanes: Fire and Rescue6.732
    Типа копыLet's Be Cops6.894
    Черепашки-ниндзяTeenage Mutant Ninja Turtles6.545
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    Виноваты звездыThe Fault in Our Stars04.09
    ЛюсиLucy11.09
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner18.09
    Великий уравнительThe Equalizer25.09
    ИсчезнувшаяGone Girl02.10
    премьеры