всё о любом фильме:

Ворошиловский стрелок

год
страна
слоган«Не ради мести, а во имя справедливости...»
режиссерСтанислав Говорухин
сценарийАлександр Бородянский, Станислав Говорухин, Юрий Поляков, ...
продюсерЕвгений Голынский, Игорь Толстунов, Сергей Козлов
операторГеннадий Энгстрем
композиторВладимир Дашкевич
художникВалентин Гидулянов, Алла Оленева, Сергей Шаламов
монтажВера Круглова
жанр драма, криминал, ... слова
зрители
Венгрия  5.4 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время95 мин. / 01:35
Пенсионер, железнодорожник в отставке, скромно живёт со своей внучкой Катей. В соседнем доме постоянно собираются трое молодых бездельников, чувствующие себя безнаказанными хозяевами жизни. Однажды они хитростью заманили Катю к себе, где изнасиловали.

Поначалу насильников арестовывают, однако отец одного из них — большой милицейский начальник — освобождает их. После безуспешных попыток наказать преступников законным путём, Иван Фёдорович посчитал своим долгом восстановить справедливость сам…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам повести Виктора Пронина «Женщина по средам» (другое название «Будет немножко больно», также издавалась под названием «Ворошиловский стрелок», 1995).
    • На роль фронтовика рассматривался Георгий Жжёнов.
    • Фильм снимался под рабочим названием «Женщина по средам», по окончании съемок его изменили на «Сицилианскую защиту», а современное название фильм получил только после окончания монтажа.
    • Насильники после содеянного смотрели фильм «Доберман» (1997).
    • Двор и квартиры в фильме снимались в Калуге по адресу Окружная, 4.
    • На роль Кати также претендовала Юлия Началова.
    • Алексей Шевченков пробовался на роли Игоря Зворыгина, Бориса Чуханова и Вадима Пашутина, но в итоге ему досталась эпизодическая роль торговца оружием на рынке.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Одну из финальных сцен в фильме, когда Вадим Пашутин ранит своего отца, изменили прямо на съемочной площадке по настоянию правоохранительных органов, консультировавших фильм. В сценарии отец Пашутина должен был быть убит. По этой причине исполнитель роли полковника милиции Александр Пороховщиков проигнорировал премьеру фильма.
    • еще 5 фактов
    Фрагмент 13:34

    файл добавилtures_u2_00

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1304 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Простые прописные истины, знакомые всем нам с пеленок. Но порой, вырастая, мы забываем, а окружающие не спешат нам напомнить, что хорошо, а что плохо, тогда и проявляются наши собственные демоны.

    Три друга-дети бандитских 90-х, как и многие подростки чувствуют полную безнаказанность и всемогущество. Не задумываясь над совершенным поступком устраивают очередную «веселую среду» и в результате приносят боль в чужую семья. Три молодых актера, Башаров, Макаров и Древнов, возрождающегося российского кинематографа сыграли настоящих сволочей, которых начинаешь ненавидеть с первых кадров.

    Катя очаровательная до глупости девушка. Такая себе «святоша» в мини, с большими голубыми глазами полными непонимаем и наивности, в полной уверенности благонамерений идет на «день рожденье» к малознакомому парню. Осуждать всегда легко, понять сложно.

    Участковый Алексей славный малый. Настоящий борец с преступностью. Только он всего лишь маленький винтик в большом механизме правоохранительных органов. Он оказывается в нужное время в нужном месте и спасает сразу две загубленных души. Молодой Галкин очарователен.

    Пороховщиков, папа одного из товарищей. Понятное дело, что можно долго разглагольствовать о том, что он все позволял сыну и вырастил его не лучшим образом, но когда дело подошло к тому, что сына нужно спасать, он поступил как настоящий отец и стоял до последнего. Да, их семья в корне не права, но у каждого своя правда и этот отец защищал своего сына и точка.

    Герой Ульянова подкупает своей честностью. Умением стоять на своем и не сдаваться, беть неподкупным людьми с властью и быть по-своему чистым перед законом. Он пытается изо всех сил что то делать, бороться с жестокостью этого мира.

    Мать, которая бросила дочку на попечение отца и уехавшая на заработки на для устройся своей личной жизни, начальник, которому важны только голые факты, а справедливость его не интересует, полковник, который оказывается отцом преступника. Как тяжело с этим жить, а еще тяжелее бороться. Этот фильм остается одной из самых правдивых драм Станислава Говорухина на постсоветском пространстве.

    А дед готов убить любого, в прямом и переносном смысле, только ради благополучия внучки, ради ее тихого пения и душевного спокойствия. Как мало надо для счастья любящего.

    8 из 10

    11 мая 2013 | 20:38

    «Ворошиловский стрелок» смотрел за свою жизнь не раз и не два, но только вчера я осознал и увидел весь спектр поднятых проблем и вытекающих из них обид, горестей и поступков. Постсоветские фильмы всегда смотрел с опаской: необоснованная жестокость, отход от традиций старой советской школы, смена актерских поколений, когда на смену настоящим мастерам своего дела приходили, мягко говоря, посредственные на их фоне люди.

    Станислав Говорухин сделал не так фильм, как снимок реальности 90-ых годов: стремительно набирающие влияние «новые русские», мажоры, выделяющиеся из толпы только своей грубостью и наличием папы-шишки, купленные чиновники, очерствевшие от денег. Но остались люди, хранящие нравственные идеалы отцов: во-первых, это старое поколение, могущие, правда, только производить глухой ропот и играть в шахматы и домино за столом во дворе и во-вторых,… милиция. Почему многоточие? Да, потому что за прошедшее десятилетие вера в нее и уважение потерялось у людей. Но в «Ворошиловском стрелке» это и добрый участковый, безвременно ушедший Владислав Галкин, и следователь, выбивающий показания у ублюдков, изнасиловавших девочку.

    Дедушка не сгорбился под грузом унижения и обиды за собственную внучку, а наоборот, решил бороться с насильниками их же методами. Какое время, такие и способы. Он ответил предельно жестко, но в то же время ясно обозначил, кто борец за справедливость, а кто ублюдки.

    По всему фильму рассыпаны мелкой мозаикой риторические вопросы, которые превращают «Ворошиловский стрелок» из фильма в притчу.

    - Каждый день что-то взрывается… война… только кто с кем воюет?…

    Замечательная игра актеров, начиная от Александра Пороховщикова, к которому возникает жалость за беспутного сына, и заканчивая так рано ушедшими Михаилом Ульяновым и Владиславом Галкиным. Их игра является главным показателем качества этой картины для меня.

    Давно я уже не видел русских картин уровня «Ворошиловского стрелка», а это не может радовать…

    9 из 10

    29 марта 2010 | 19:20

    «Ворошиловский стрелок» — блестящий пример того, что после распада СССР в России все-таки еще снимались хорошие фильмы. На мой взгляд, эта картина является одной из лучших лент 90-х годов да и вообще отечественной кинопродукции в целом.

    Катя, юная и неиспорченная девушка, в силу своей мягкости и доверчивости соглашается пойти со знакомым парнем в квартиру его друга, якобы на День Рождения. Три парня пьют, смеются, отпускают шуточки и расслабляются по полной. Невинное общение для героини оборачивается настоящим кошмаром — она становится жертвой группового изнасилования. Все факты и доказательства преступления — на лицо, однако в этой стране не все вершится по справедливости. Тут уже играет роль то, что Катя живет одна со стареньким дедушкой, а у подонков семьи как на подбор — папа-полковник, папа-предприниматель. Интеллигенция. Одно не учли насильники — если в России что-то нельзя решить с помощью закона, то самосуд еще никто не отменял. И это, пожалуй, пострашнее будет.

    Не знаю, как во всем мире, но на территории нашей страны всегда большой вес имели связи. Если вы чей-то сын, внук или племянник, то вам везде дорога. Даже в таких случаях, как представлен в этом фильме. Трое малолетних преступников привыкли к тому, что все им сходит с рук. Они не обладают такими качествами, как сострадание, уважение к женщине и к старшим, честь и достоинство. Три здоровых лба даже не понимают, что хорошо, а что плохо. Они — продукт отсутствия родительского воспитания. Привыкли ко вседозволенности, деньгам и престижу. Чувствуют себя крутыми. Такие люди всегда были, есть и будут, только вот жаль, что в реальной жизни единицы из них подвергаются таким наказаниям, как случилось в этой истории.

    Страшно и горько то, что косвенными соучастниками того кошмара, которому подвергли девушку, становятся взрослые, уважаемые люди. Полковник отмазывает сына и его компанию. Следователь прячет папку с делом в стол и говорят Кате, что она сама во всем виновата. Высокопоставленный чиновник говорит об отсутствии состава преступления и советует деду лучше воспитывать свою внучку. Встает вопрос — как защитить себя и своих родных от людей, которых везде отмажут и прикроют?

    Персонаж Михаила Ульянова, дедушка Кати, (браво, какое исполнение!)- вот он, герой нашего времени. Человек, у которого еще остались понятия о справедливости, тот, кто не боится сказать зажравшимся чиновникам в глаза всё, что он о них думает. Пожилой человек, прошедший войну, рисковавший жизнью ради того, чтобы жили такие сволочи, как все эти «уважаемые» люди и их безмозглые дети, буквально выкинут обществом. Никому нет дела до его боли. Однако, как человек старой закалки, человек, который не будет терпеть беззакония, начнет вершить свой суд. Насколько он справедливый — решайте сами.

    Хочется отметить, что все герои в этом фильме сыграны очень убедительно. До сих пор смотрю на Марата Башарова, Алексея Макарова и Илью Древнова с содроганием. Я думаю, любой зритель при просмотре испытает желание плюнуть каждому из их персонажей в лицо. Милиционер в исполнении Сергея Гармаша — пример того, что иногда нужные люди работают на слишком низкой должности, чтобы на что-то влиять. Вот в ком есть сочувствие и справедливость, вот кто раскалывает малолетних подонков как орехи — только все без толку, высшие инстанции останутся безразличными к несчастью «маленьких» людей. Полковник в лице Александра Пороховщикова, пожалуй, единственный, кого нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным персонажам. С одной стороны, ему противно, горько и больно от того, что он воспитал такого сына, он понимает, что сын должен понести наказание. Однако, отправить в тюрьму собственную плоть и кровь способен далеко не каждый человек. И совесть будет мучать вас в любом случае. А как бы поступили вы?

    Если честно, я осталась в глубоком шоке от того, что существуют люди, высказывающие мнение, что «Катя сама виновата, не надо было такую короткую юбку надевать, не надо было к парням домой идти». Кто-то хочет сказать, что в современном мире женщина не может надеть летом короткую юбку? Может быть вообще замотаться с ног до головы, а то не дай бог кто-нибудь изнасилует? И, да, как часто вы рассматриваете знакомых вам лиц мужского пола как потенциальных насильников? Никогда не думаешь, что человек, живущий с тобой в соседнем доме и знающий тебя с малых лет, будет вытворять такие вещи. Так что, извините меня все, кто пытается докопаться до вероломной женской сущности — вины Кати я в этой истории совершенно не вижу.

    Я призываю всех, кто еще не видел этот фильм, посмотреть его. Это очень нужная картина. Никогда не забывайте о том, что даже в мире беззакония, моральных уродов, зажравшихся чиновников и бюрократов, нечестных правоохранительных органов и равнодушных людей, всегда найдется хотя бы один человек, который рано или поздно купит винтовку.

    Бесконечно обожаю. Аплодисменты Станиславу Говорухину. Светлая память Михаилу Ульянову и Владиславу Галкину.

    10 из 10

    3 декабря 2013 | 10:37

    «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина — редкое по качеству и содержанию современное российское кино. Рядом можно поставить только, пожалуй, «братьев» Балабанова, больше ничего не вспоминается и не выпрыгивает из пестрого круговорота коммерческих блокбастеров.

    Сюжетная основа картины не нова, но, сколько не переигрывай мотив мести во имя справедливости, прогадать фактически не возможно. В фильме нет каких-либо резких поворотов или неожиданных ходов, но здесь они и не нужны вовсе. Сценарий простой и грамотный, неторопливое действие которого медленно и аккуратно оставляет персонажам ровно столько времени, сколько надо для раскрытия образа.

    Актерский состав хорош, каждый на своем месте и каждый знает свою работу. Конечно, в первую очередь хочется повалить Михаила Ульянова, который крайне проникновенно и искренне исполнил свою роль человека высочайших моральных ценностей и принципов. Персонаж Ульянова, Иван Федорович, многое видел и много прожил, возможно, он живет старыми устоями и понятиями, но в тех вопросах, которые поднимаются в фильме, не бывает разделений старое/новое.

    - Что здесь происходит?
    - Да вот и я не пойму…

    Этот общий, даже слегка абстрактный, ответ на конкретный вопрос внучки после обыска квартиры очень четко обрисовывает позицию и мировоззрение героя. Ему чужд и далек современный мир с его пугающими реалиями и новыми представлениями о справедливости. Людям с подобными высочайшими моральными ценностями всегда тяжело живется, а когда всюду безнаказанно отрываются папины сынки верить в какую-то справедливость невозможно даже теоретически.

    Героя окружают воплощения различных человеческих уродств. Будь-то мажоры, распевающие попсовые песни и гоняющие на новеньких машинах, будь-то черствые чиновники в просторных кабинетах, хмуро смотрящие на жалобу Ивана Федоровича. И всем ровным счетом нет дела до проблемы деда несчастной внучки: дело, мол, закрыто за отсутствием состава преступления. Отец одного из насильников, полковник в исполнении Александра Пороховщикова хоть и «покрыл» преступников, он не вызывает отрицательных эмоций наравне с остальными злодеями картины. Он зол на сына, причем зол не только за его тупость и глупость, но и за то, что в нем почти не осталось ничего человеческого.

    - О, дожили… меня папой называть стал… Глядишь к следующей среде мать мамой назовёшь.
    - А как я её сейчас называю?
    - Старуха, мамашка, кормилица… как угодно, только не мама.

    Герой Пороховщикова — этакий переходной вариант между Иваном Федоровичем, если такие вообще могут существовать. Он видит и не переносит подлость и гнусность реальности, но он способен смотреть на весь этот беспредел сквозь пальцы. Это хорошо показано в сцене, когда к парням приходит проститутка. Он, в отличии от персонажа Ульянова, прекрасно понимает, что ничего уже изменить нельзя, к каким способам не прибегай. Иван Федорович не согласен с таким положением дел, и он восстановит справедливость, пусть и на какое-то непродолжительное время, пусть и «из-под полы», но он сделает это.

    - Каждый день что-то взрывается… война… только кто с кем воюет?…

    Фильм полон подобных вопросов. Режиссер не дает на них ответов, но он оставляет надежду: во-первых, это сам Иван Федорович, а во-вторых, это на удивление честный участковый Алексей в исполнении Владислава Галкина. Два человека, которые не зачерствели окончательно в мире денег и подлости, которые держатся друг друга и оставляют веру в какие-то высокие идеалы, когда о них все уже договорились забить.

    Данный отзыв писался 23-его февраля, день Защитника Отечества. Хочется пожелать нам всем больше таких людей, как Иван Федорович и Алексей, и больше таких фильмов, как «Ворошиловский стрелок». В противном случае, у Защитника не останется Отечества.

    10 из 10

    24 февраля 2008 | 12:45

    - Дедушка, что они ищут?
    - Совесть.


    «Ворошиловский стрелок» — один из тех российских фильмов, которые заставляют меня с надеждой смотреть в будущее отечественного кинематографа. Всё в этом фильме гармонично: и актёрская игра, и сюжет, и мораль.

    Однако самое ценное в этом фильме — правдивость. Такое может случиться с любым. Ты можешь оказаться доверчивой девушкой Катей или дедушкой, который во внучке души не чает. А может — подонком, думающим, что все его поступки будут безнаказанным. Мы живём среди этих людей, мы — эти люди. Вопрос только в том, на чьей стороне мы оказываемся, кого защищаем и можем ли мы постоять за любимых людей.

    Этот фильм как раз об этом. О безнаказанности и возмездии, любви и ненависти.

    8 из 10

    15 сентября 2011 | 21:34

    Каждый человек искусства в душе желает всенародного почитания своих работ. Конечно, их голос вещает о ценностях, недоступных для всеобщего понимания, глаза утешают себя отраженными фестивальными или узкоконкурсными лаврами, разум играет с критиками, рецензентами и прочей кожурой арта в глубинные смыслы, запрятанные и одухотворенные. Шлягер, попса или мейнстрим — дурной тон, миллионы мух всё-таки ошибаются. Но хочется ведь кусочка мировой славы, хоть в граффити, хоть в кино. Станиславу Говорухину этого ли не знать, его «Место встречи изменить нельзя» хит и есть, народный фильм, для эстетов и гопников единовременно. Мало кто сможет выстрелить ещё раз так же удачно, на вершину тотальной любви магистралей не проложено.

    «Ворошиловский стрелок» — вторая шлягерная картина режиссера. Причем, эта характеристика не носит какого-то снисходительного подтекста, наоборот, это свидетельство подтвержденного мастерства. Не так много фильмов, которые смотришь с любого места, случайно попав на их методом хаотического дайвинга по телеканалам. Конечно, мотором здесь является, в первую очередь, неумирающая идея «отомсти за себя сам». Причем, чем ниже и проще по социальному статусу герой, тем шире аудитория, проецирующая преодоление трудностей автопризмой. Ведь, если пенсионеру-железнодорожнику по силам покарать зло, то и у нас самих не всё потеряно, правда? Однако, похожие сценарные ходы используются сотни, если не тысячи раз, а до берегов «Гран Торино» долетает не каждый альбатрос.

    Михаил Ульянов — представитель советской гвардии, который, казалось, даже не играл, а просто жил в провинциальном дворике. Любая эмоция, жест, выражение естественны и логичны. И остальные актеры на этом фоне, если не статисты (всё-таки Владислав Галкин, Сергей Гармаш или Александр Пороховщиков в рамках выделенного ролью диапазона тоже были убедительны), то всё же не равноценные величины. Особенно контраст виден в дуэте с Анной Синякиной (внучка Катерина). Все её попытки вырваться из канона городской простушки (возмущение в кабинете следователя, сценки с участковым, гитарный напев) смотрятся искусственно и дают стойкое послевкусие многочисленных дублей. Мерзавцы (Алексей Макаров, Марат Башаров, Илья Древнов) выглядели сильнее, но ведь играли они на своем поле — изображали, по сути, самих себя, мажористую молодежь, и чувства будущей перспективы не пробуждали. Последующие полтора десятилетия их актёрской карьеры, в-общем, это подтвердили, хотя тот же Башаров временами что-то обещал, и не только на льду.

    И все же, решающим фактором успеха стало время «демократичных» девяностых. Успех «Брата», «Любить по-русски», «Ворошиловского стрелка» в конкретном, без словоблудства и толерантности, посыле — народ, тебя поимели с особым цинизмом. А, если проблема вскрыта скальпелем, то становится немного легче, даже если и понимаешь, что этой музыке ещё звучать и звучать. «В Майами пять тысяч особняков принадлежит русским», «В каждом кабинете сидит хмырь», «Что ищут? Совесть», «Времена сейчас такие, как без инструмента». И даже тот чиновник, что восемь часов в день менял инструкции на конверты, смотрит «Ворошиловского стрелка» по одну сторону баррикад с Иваном Фёдоровичем, которому ещё по силам поставить мат Легаля или откупорить шампанское чужими тестикулами.

    Уставший локомотив везут на металлолом в Турцию. Летняя гроза смывает всю накопившуюся по средам грязь. Психиатрическая скорая помощь за умеренную плату попробует вернуть обществу треть пострадавшей компании. В народные устои закладывается очередной пласт, с ароматами текилы и батончика «Сникерс». Плётка больше не понадобится, но наш бронепоезд всегда будет стоять на запасном пути.

    14 декабря 2013 | 00:10

    К сожалению, в Российской Федерации очень немного действительно достойных, сильных фильмов. Фильм «Ворошиловский стрелок» бесспорно один из самых достойных шедевров российского кинематографа. Фильм находит признание у зрителей всех возрастов. Великолепная актёрская игра, которую отмечает каждый посмотревший этот фильм, актуальная тема, ведь в подобной ситуации может оказаться любой, и конечно отличная работа режиссёра делает этот фильм достойным внимания и комплиментов.

    Насильники остаются на свободе, продолжая жить прежней жизнью, в то время как девушка, ставшая жертвой изнасилования, подвергается сильным душевным страданиям и неизвестно как бы могла сложиться её судьба далее. «Это не правильно! Не справедливо!» — скажет любой, в чьей душе осталась хоть капелька сочувствия и сострадания. Люди всё понимают, но что они могут сделать? Вот и остаётся им, молча, терпеть произвол властей и безнаказанность преступников, и, кажется, русский народ давно к этому привык. Иван Фёдорович сам всегда был добрым и дружелюбным человеком и так же воспитывал свою внучку Юлю — самого дорого для него человека. Он ожидал, что преступники будут наказаны по закону, но было ясно, что этого не произойдёт. Тогда Иван Фёдорович нашёл единственный верных выход — наказать подонков самому — «Не ради мести, а во имя справедливости…».

    В фильме чётко прорисован образ «нового русского недочеловека» с уродливой душой и лишенный разума. Зачем нужна человечность, если есть деньги? Зачем подчиняться законам и нормам человеческой морали, если ты уверен в своей безнаказанности? К сожалению, немало таких квазилюдей появилось в молодой ещё России, после распада Сотского Союза.

    -А что они ищут, дедушка?

    -Совесть ищут…совесть они потеряли…

    Во многих фильмах и произведениях литературы была затронута тема несправедливости и безнаказанности преступников. И это один из тех нечастых случаев, когда человек вершащий самосуд, пользуется поддержкой и пониманием окружающих и зрителей.

    Так же хочется отметить образ работника милиции в лицах капитана и участкового Андрея. Ведь в России, как правило, к хранителям правопорядка относятся неуважительно и недоверчиво, представляя их эдакими врагами простого народа. Это не может не огорчать, ведь они призваны защищать. В фильме «Ворошиловский стрелок» Образ капитана, которого сыграл Сергей Гармаш — это образ настоящего, достойного, русского мужчины, который считал, что за преступлением должно следовать суровое, но справедливое наказание. Участковый Андрей — образец доброты и отзывчивости, второстепенный персонаж фильма, но роль в этой истории он сыграл далеко не последнюю.

    10 из 10

    9 апреля 2011 | 01:15

    Конец 90-х. Российское кино все еще находится практически в зачаточной стадии, на неокрепший кинорынок тоннами выливаются жалкие поделки, призванные «показать Голливуд, на что мы способны!» На самом деле оказывается, что способны не на многое: эти фильмы убоги, и вызывают либо сочувствие, потому что ой как трудно хомяку ёжика рожать, либо чувство брезгливости за то, что эти копии «под Голливуд» созданы в России, стране, где когда-то было великое советское кино, где жили и работали Эйзенштейн, Пудовкин, Герасимов, Гайдай, Калатозов и др. гении, по фильмам которых учатся в университетах на Западе. Страна, в которой были рождены Ефремов, Кадочников, Евстигнеев, Никулин, Ульянов, Яковлев…. она же какими-то кривыми путями через разруху и мрак начала 90-х пришла к 21 веку какими-то кособокими поделками, которые трудно совместить в голове с шедеврами советского кино.

    Конец 90-х. Редкие островки хорошего кино, которое снимается урывками, словно боится быть раздавленным, обезображенным. Хорошее кино, новое русское кино. Российское кино, которое начинает медленно поднимать голову и с удивлением оглядываться — неужели не осталось больше ничего, о чем можно снимать?

    Неужели зритель окончательно завяз в попкорновой системе американских блокбастеров, неужели, бандиты, подонки, моральные уроды окончательно оккупировали российское кино? Нет, есть еще темы, есть еще люди, есть еще школа, которую невозможно забыть за «темное десятилетие». Найти новою дорогу, снимать кино о современной жизни, поднимать современные проблемы искать пути их решения — здесь режиссеры, молодые и старые разошлись, встали на разные пути.

    Кто-то, как, например Рязанов, вдруг потонул в собственном маразме, так и не сумев перешагнуть планку, которая отделяла советское кино от российского, и стал снимать натужные сопли в сахаре. Кто-то, как Михалков, нашел себя в историко-эпическом кино. Кто-то стал снимать старые песни на новый лад… Кто-то, как Рогожкин, нашел ниточку, которая помогла ему нащупать истинно русское, национальное, колоритное и привела к нескольким замечательном, по-настоящему российским комедиям. Кто-то, как Балабанов, нашел русское в Голливудском, и снял ставшего культовым «Брата», которым поднял тему борьбы с бандитами бандитскими же методами.

    Станислав Говорухин, режиссер замечательного «Робинзона Крузо», режиссер, который успел впитать в себя традиции советского кино, но еще достаточно молодой, чтобы не впасть в самолюбование и самокопирование, нашел проблемы, которые отвечали законам жизни 90-х, и снял о них фильм. Назвал он его «Ворошиловский стрелок».

    Если бы меня спросили, к какому фильму мои мысли прогулялись, едва я понял сюжет фильма, я бы сказал — к тому же самому «Брату». Только «Брат» мне не совсем понравился. Снят он был максимально качественно, по-русски, смело, неплохо, и проблему поднимал важную, но был он, в сущности, о молодых, которые, в некоторой степени, сами виноваты в том, что с ними случилось. И Данила был «не мой герой». Я тоже не верил, что справиться с теми самыми бандитами нельзя другими способами, кроме тех, какие использовал Данила, но внутренне я ему не симпатизировал. Балабанов не усмотрел главного — его герой, убивая, сам становился бандитом, убийцей, терял человеческое.

    «Ворошиловский стрелок» — тоже кино о мести, о 90-х, о том, как насилие рождает насилие. Но это фильм о совсем других людях. Эти люди не молоды, как герои «Брата», они невероятно далеки от бандитских группировок, разборок, этой темной части России, которая едва не накрыла светлую часть в начале 90-х. Эти люди безобидны, они просто жертвы обстоятельств, он — старик, фронтовик, который принял развал СССР и последовавшие за этим изменения, как и большинство стариков — со стариковским недовольным ворчанием и плевками в сторону «буржуев, хапуг, плутов и мошенников, которые разворовали Россию». Поплевался, но привык, как привыкают все старики, которым немного оставалось жить на этом свете, и которых связывает с большим миром лишь телевизор и газеты, а живут они воспоминаниями, порыжелыми фотографиями и разговорами о том, что молодежь считает плаксивой глупостью.

    Она — родилась на стыке 80-х и 90-х, девчонка, которая, благодаря своему деду долго оставалась непричастной к жестокости большого мира. А напротив них — они. «Новые русские», выражение, которое сейчас употребляется все реже и реже, но в начале-середине 90-х встречалось на каждом шагу. «Нувориши», успевшие под шумок украсть, унести, стащить, ограбить, кого-то прибить, — сытые, довольные рожи, у кого-то — за счет важных папочек, у кого-то за счет своей силы и наглости… Они считают, что им все позволено, они короли этого мира, они пользуются всеми благами, не считая, что должны что-то давать взамен. Но вся их сущность человеческая может уместиться в одной лопатке, которой дворники сгребают собачье дерьмо. И сами они как то дерьмо, которое как не поливай его позолотой, дерьмом останется.

    И эти человеческие отбросы изнасиловали внучку деда Ивана. Ту внучку, которую он лелеял и воспитывал, ту, ради которой он, в сущности, и живет на этом свете. Ту, что осталась единственным дорогим ему человеком, потому что дочь его влилась в тот самый яростный поток беспринципных и жалких слабаков-халявщиков, которые хлынули в начале 90х из России на поиски легкой жизни.

    Дед Иван все еще верил в справедливость. Он не верил, что такое развитие общества закономерность, он думал, что все это лишь временные потрясения, что все уляжется, что придет час и очистится двор от «братков», конторы от бюрократов, а президентское кресло от алкоголика.

    Он верил, что «наша милиция нас все еще бережет» и что «человек- это звучит гордо!». Но когда дед узнает, что арестованных насильников отпустили через несколько дней, потому что папаша одного из них — важный чин в милиции, когда он понимает, что на месте следователей в кабинетах сидят лишь копилки, в которых звонко бряцают долларовые монеты, когда он увидел, как недавние насильнике ЕГО внучки с довольными рожами и на дорогих тачках продолжают свою развеселую жизнь, он перестает верить в человека.

    Но Иван — мужик старой закалки, он не раскис и не размяк. Стариковские слезы быстро высохли, а в душе закипала злость, большая злость, ненависть к этим подонкам, к тем продажным кабинетным крысам, к куклам в милиции, к всей той грязи, от которой пора очищать Родину. Он стар, но чувство справедливости, честь в нем живут и поныне. Он берется за оружие, как когда-то в старые времена. Только тогда он бил фашистов, а теперь он бьет таких же фашистов и выродков, только своих, русских, таких, которые не должны были даже появиться на этой Земле, останься в живых побольше таких людей, как дед Иван.

    У Говорухина получилось снять очень неоднозначный фильм. Он снимал кино о трех вопросах: «Возможен ли самосуд?», «Может ли убийца быть хорошим человеком?» и «А судьи кто?».

    На первые два вопроса Говорухин ответил нам утвердительно. Он был так искренен в своих ответах, что я ему безоговорочно поверил. Режиссеру удалось подвести нас к тому, что иного варианта в ситуации деда Ивана быть не могло — либо проглотить обиду, забыть о ней и носить остаток дней на сердце камень и плакать по испорченной жизни внучки, либо отомстить. Дед Иван мстит, и, что называется, правильно делает. Я думаю, любой любящий человек, любой человек чести, слова, твердых принципов, поступил бы также. Должен был бы поступить!

    Самосуд не выглядит таковым в условиях, когда мразь и всякая подзаборная гниль смеется и, извините за выражение, чуть ли не испражняется тебе в лицо, а ты стоишь, униженно опустив голову и глотаешь слезы обиды. Нет. Нельзя. Если б мой дед был на месте деда Ивана, я думаю, он так же отомстил за мою сестру, а то и пожестче. Я думаю, ребята, любой из наших дедов сделал бы за нас тоже самое. Потому что наши деды прошли через такой ад, в котором эти молодчики не выдержали бы и 20 секунд, и не привыкли сдаваться. И Говорухин со своим героем согласен, он верит в него, переживает за него и глубоко симпатизирует ему. И мы влюбляемся в деда Ивана.

    На второй вопрос Говорухин тоже говорит «Да». И мы снова с ним согласны. В 1995 году Тэйлор Хэкфорд снял фильм «Долорес Клейборн» по Стивену Кингу, и там так же ярко встала проблема «человечного убийцы», как в «Ворошиловском стрелке». нет, это не единственный фильм подобной тематики, таких много, просто мне сейчас пришла на ум именно «Долорес».

    Доведенный до отчаяния человек может решиться на убийство, но его отчаяние, его правда, его готовность понести ответственность, его справедливость — они дают ему право взять на себя функции судьи, если официальные инстанции не могут, а главное, не хотят что-либо сделать! Дед Иван горит жаждой мести, но мы видим, как здорово досталось старику, мы видим, как глубоко его горе, как сильна боль, как искренни страдания. И у себя в мыслях мы сами, согласитесь, расстреливаем подонков, разрываем их на куски, и то, что делает дед Иван, кажется нам таким правильным и естественным. И еще больше подкупает то, что дед Иван не оправдывается, не нуждается в жалости, он делает то, что считает нужным, что согласуется со всей его жизненной философией. Может, он и не имел на это право, но… зритель, зритель сам дает ему это право, всей душой сопереживая старику.

    И человеческое в нем не только не уменьшается, но и растет. Мы видим, как каждый выстрел дается деду: каждый выстрел — это его выстрел в свое собственное больное сердце. Бывают ситуации, когда выход только один и тут, уж, как говорится, «без компромиссов».

    И в том, что мы так полюбили деда Ивана, заслуга великого СОВЕТСКОГО актера Михаила Ульянова. Этот фильм на 95% — сделал именно он. Почему я так выделяю «советского»? Да потому что Ульянов гениальный, блистательный актер, в котором на каждом шагу чувствуется та самая школа, которую не пропьешь, не продашь и не потреяешь при любой власти. Ульянов здесь истинно великолепен. Мало, кто из актеров смог бы сыграть так блестяще, как он, и, конечно, это все равно был бы актер старой закалки.

    Если бы Говорухин дал девочке не деда, а отца, и оставил мотивы мести, я не знаю ни одного современного актера 35-40-летнего возраста, кто так справился бы с подобной ролью, кто сыграл бы так искренне и сильно. Здесь Ульянов постоянно меняется: из самого обыкновенного и немного ворчливого старика он превращается то в убитого горем больного человека, то в настоящего «одержимого», словно помолодевшего мужика, в котором мигом воскресли и былые боевые навыки, в котором душа жива и требует справедливости, в котором бурлит и клокочет жажда мщения. Стихийная одаренность Ульянова и «народная идейность» Говорухина дали потрясающий результат — герой Ульянова стал настоящим «своим человеком», дедушкой каждого из нас, поистине «народным мстителем», которым с презрением окрестил его один из высоких милицейских чинов. В Ульянове есть такой мощный стержень, такая сила, что сразу понимаешь, почему он так гениально сыграл Жукова в одноименном фильме и почему рядом с ними все эти чиновники, все эти наглые ублюдки, все эти полковники и т. д. кажутся ничтожными, временными, никчемными.

    Не будь в этой роли Ульянова, фильм стал бы еще более неоднозначным. Я уже упоминал об этом и теперь снова говорю — фильм неровен. Почему? Ему свойственна довольно типичная для подобных фильмов несколько лощеная честность. По-другому я это назвать не могу. Но Говорухин не выдерживает накала страстей: во-первых, он слишком сильно любит своего деда Ивана, поэтому фильм оказывается слишком однозначным: вот дед Иван — он хороший, и участковый Леха — хороший, свой парень, и капитан милиции — простой ревностный служака, который не в ладах с большими начальниками. А подонки-бандиты — уроды, однозначно, и этот хлыщ-полковник тоже урод, и этот следователь, и эти…

    В общем, для фильма характерно слишком четкое деление на черное-белое, которого в жизни, конечно, не бывает. В этом и заключается суть третьего вопроса, на который Говорухин ответа не находит. Кто, в конечном счете, виноват и кто понесет за все это наказание — ведь по сути дед Иван, всего лишь маленький винтик в машине такой вот бюрократии, лжи и холодного равнодушия вышестоящих к нижестоящим. Не дотянул Говорухин, не справился. Да и потом, он постоянно старается сглаживать углы, попытка сделать естественными жаргон этого быдла, показать развеселую жизнь этих молодчиков выглядит натужной и жалкой. Сразу видно, что режиссер все же советский, и очень не хочется ему слишком ожесточать героев и зрителя.

    Абсолютно не впечатлила Анна Синякина в роли Кати. Это ужасное потрясение она разыграла довольно посредственно, и, если горе Ульянова видно, и оно настоящее, горе Кати, ее стыд, ее метание и борьба с собой у Синякиной выглядят очень слабо. Ну, не поверил я ей, хотя сочувствие, конечно было. Но ведь в таком кино не сочувствие важно — в драме о жизни важна жизненность. Это в блокбастере можно герою посочувствовать и этого достаточно, тут жизни не было. Вот Ульянов сыграл пронзительно, достоверно, глубоко, а девчонка сыграла так, как ей сказали сыграть, не больше, не меньше.

    В виду описанных недостатков я не могу назвать этот филь шедевром, хотя он этого почти заслуживает. Он мне безумно понравился! Это прекрасный ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ фильм с элементами реализма, тонкий, трогательный, искренний настолько, насколько, наверное, это было можно сделать в конце 90х. Этот фильм нужен. Очень. Своей идеей, своим исполнением и гениальной игрой Ульянова он вгоняет обратно в сортир то дерьмо, которое повылазило на экраны РФ вместе с угробищем, типа «Бумера» и всяких «Бригад». Отстреливать такие «русские блокбастеры» надо. По-нашему! По-ворошиловски!

    9 из 10

    28 ноября 2007 | 18:46

    Очень жизненный и тяжелый фильм. Он о нашем времени: всюду произвол, «свои» люди в милиции, взятки, насилие и пр. Поэтому тяжелый! В фильмах Говорухина потрясает достоверность. Весь до последнего кадра пронизан невероятной грустью и сожалением. В последних слезах Ульянова — боль! Боль скорее всего от того, в каком мире останутся жить его внучка и ещё много молодых поколений. Удовлетворяет этот фильм внутреннее глубинное чувство справедливости. Когда в жизни не хватает справедливого воздаяния, то хотя бы в фильме посмотреть — уже радость. Фильм снят так, что это не выглядит злобной местью. И это подтверждается тем, что в конце происходит. Слышала отзывы (не на кинопоиске) о том, что мол «сама виновата пошла бухать к трем бугаям домой». Катя очень доверчивая и добрая девушка, а с Вадимом они были знакомы со школы. Так в чем же обвинять эту девочку? Её мать несколько не заботит жизнь дочери, она фактически одинока, а про психологическую травму я вообще промолчу. Рядом с ней только любящий ее дед.

    Вот если вашу дочь (внучку) изнасилуют, интересно как вы запоете о демократии и гуманизме. Вы не будете выяснять кто виноват, вы будете действовать. Остается вопрос: ГДЕ МЫ ЖИВЕМ? Если даже девушка смыла с себя следы насилия, все равно остается простыня, которая нуждается в судебно-биологической экспертизе. Ничего как будто и не было: насильники продолжают гулять и вести свой привычный образ жизни. Вообщем жутко и печально, господа. Больше ничего говорить не хочется.

    10 из 10

    25 октября 2009 | 15:59

    Лучше, чем герой фильма сказал и не сказать уже! Полностью прогнившая система правосудия и само общество еще кое как держится вот на таких вот людях, у которых осталась совесть. Дед молодец — сделал все четко и правильно. Никого не убил, но искалечил предметно. Прям как рука свыше им руководила.

    Продажность и ненасытность власть держащих всегда была таковой: до конца, все сметая на своем пути. И вырастали у них не дети, а гидры — которые и своих родителей ни во что не ставили и при этом без них ни дня прожить не могли. Все это предельно точно показано.

    Несмотря на то, что фильм малобюджетный — за душу он цепляет по сильнее всяких блокбастеров и мелодрам, потому как в нем показано истинно и уродливое лицо общества — нашего в с Вами общества. Как в нем жить и кто какую позицию займет — роль героя Прохоровщикова или героя Галкина — решать нам самим.

    8 сентября 2012 | 22:19

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    подробнее

    Новости


    Народный артист России Александр Пороховщиков скончался в ночь с 14 на 15 апреля на 74-м году жизни. Актер находился в больнице под наблюдением врачей с 6 марта. Он страдал от осложнений, вызванных сахарным диабетом и пневмонией. (...)
     
    все новости

    Статьи


    К выходу фильма «Восьмерка» по повести Захара Прилепина КиноПоиск вспоминает современных российских писателей, чьи произведения добрались до киноэкрана — от Оксаны Робски до Дины Рубиной, от Анны Старобинец до Виктора Пелевина(...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Великий уравнительThe Equalizer34 137 828
    2.Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner17 437 020
    3.Семейка монстровThe Boxtrolls17 275 239
    4.Дальше живите самиThis Is Where I Leave You6 894 340
    5.История дельфина 2Dolphin Tale 24 788 153
    26.09 — 28.09подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner120 214 328
    2.Великий уравнительThe Equalizer111 590 113
    3.Проклятие АннабельAnnabelle80 745 955
    4.ЛюсиLucy69 401 441
    5.Семейка монстровThe Boxtrolls46 766 831
    25.09 — 28.09подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 117 01161 798
    Деньги520 584 998 руб.7 743 651
    Цена билета245,91 руб.3,42
    25.09 — 28.09подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    100.Могила светлячковHotaru no haka8.268
    101.Новые временаModern Times8.267
    102.Адвокат дьяволаThe Devil's Advocate8.264
    103.Баллада о солдате8.263
    104.Служебный роман8.262
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    26.ЭверестEverest92.92%
    27.Восхождение ЮпитерJupiter Ascending92.79%
    28.Kingsman: Секретная службаKingsman: The Secret Service92.75%
    29.Бэтмен против Супермена: На заре справедливостиBatman v Superman: Dawn of Justice92.63%
    30.Американский снайперAmerican Sniper92.42%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    ЛегионLegion354
    Класс коррекции5
    ИсчезнувшаяGone Girl6
    ДМБ21
    Шанхайский полденьShanghai Noon17
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    ИсчезнувшаяGone Girl8.784
    Семейка монстровThe Boxtrolls6.748
    Великий уравнительThe Equalizer7.269
    Бегущий в лабиринтеThe Maze Runner7.104
    Смешанные чувства
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    ДракулаDracula Untold09.10
    СудьяThe Judge16.10
    Горько! 223.10
    ЯростьFury30.10
    СеренаSerena30.10
    премьеры