всё о любом фильме:

Ворошиловский стрелок

год
страна
слоган«Не ради мести, а во имя справедливости...»
режиссерСтанислав Говорухин
сценарийАлександр Бородянский, Станислав Говорухин, Юрий Поляков, ...
продюсерЕвгений Голынский, Игорь Толстунов, Сергей Козлов
операторГеннадий Энгстрем
композиторВладимир Дашкевич
художникВалентин Гидулянов, Алла Оленева, Сергей Шаламов
монтажВера Круглова
жанр драма, криминал, ... слова
зрители
Венгрия  5.4 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время95 мин. / 01:35
Пенсионер, железнодорожник в отставке, скромно живёт со своей внучкой Катей. В соседнем доме постоянно собираются трое молодых бездельников, чувствующие себя безнаказанными хозяевами жизни. Однажды они хитростью заманили Катю к себе, где изнасиловали.

Поначалу насильников арестовывают, однако отец одного из них — большой милицейский начальник — освобождает их. После безуспешных попыток наказать преступников законным путём, Иван Фёдорович посчитал своим долгом восстановить справедливость сам…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам повести Виктора Пронина «Женщина по средам» (другое название «Будет немножко больно», также издавалась под названием «Ворошиловский стрелок», 1995).
    • На роль фронтовика рассматривался Георгий Жжёнов.
    • Двор и квартиры в фильме снимались в Калуге по адресу Окружная, 4.
    • Насильники после содеянного смотрели фильм «Доберман» (1997).
    • Фильм снимался под рабочим названием «Женщина по средам», по окончании съемок его изменили на «Сицилианскую защиту», а современное название фильм получил только после окончания монтажа.
    • На роль Кати также претендовала Юлия Началова.
    • Алексей Шевченков пробовался на роли Игоря Зворыгина, Бориса Чуханова и Вадима Пашутина, но в итоге ему досталась эпизодическая роль торговца оружием на рынке.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Одну из финальных сцен в фильме, когда Вадим Пашутин ранит своего отца, изменили прямо на съемочной площадке по настоянию правоохранительных органов, консультировавших фильм. В сценарии отец Пашутина должен был быть убит. По этой причине исполнитель роли полковника милиции Александр Пороховщиков проигнорировал премьеру фильма.
    • еще 5 фактов
    Фрагмент 13:34

    файл добавилtures_u2_00

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1330 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Да, наш мир далек от справедливости. Кого только не укрывают, кого только не сажают ни про что, ни за что. А русскому человеку всегда хотелось жить честно и справедливо. Вот и вершат иногда суд люди по делу, а не по «делу»…

    В общих чертах, про это и фильм. Фильм грамотный, хороший, с прекрасными актерами и жизненный. Смотришь такие фильмы и двоякое настроение после них. С одной стороны радость. Ситуация жизненная, персонажи говорят красиво, но тоже вполне жизненно, а никак американцы словами Шекспира. Но тут же посещает и печаль. Ведь фильм действительно жизненный. Так неужели, все на самом деле плохо? Увы, плохо…

    Один из лучших отечественных фильмов последнего десятилетия. Михаил Ульянов, Владислав Галкин, Марат Башаров, Сергей Пороховщиков и Сергей Гармаш просто радуют своей игрой. В особенности, конечно же, Михаил Ульянов. Не даром за ним закрепилось прозвище «стрелка». Фильм на все времена, и это уже доказано этим самым временем…

    9 из 10

    23 июля 2013 | 13:42

    «Ворошиловский стрелок» смотрел за свою жизнь не раз и не два, но только вчера я осознал и увидел весь спектр поднятых проблем и вытекающих из них обид, горестей и поступков. Постсоветские фильмы всегда смотрел с опаской: необоснованная жестокость, отход от традиций старой советской школы, смена актерских поколений, когда на смену настоящим мастерам своего дела приходили, мягко говоря, посредственные на их фоне люди.

    Станислав Говорухин сделал не так фильм, как снимок реальности 90-ых годов: стремительно набирающие влияние «новые русские», мажоры, выделяющиеся из толпы только своей грубостью и наличием папы-шишки, купленные чиновники, очерствевшие от денег. Но остались люди, хранящие нравственные идеалы отцов: во-первых, это старое поколение, могущие, правда, только производить глухой ропот и играть в шахматы и домино за столом во дворе и во-вторых,… милиция. Почему многоточие? Да, потому что за прошедшее десятилетие вера в нее и уважение потерялось у людей. Но в «Ворошиловском стрелке» это и добрый участковый, безвременно ушедший Владислав Галкин, и следователь, выбивающий показания у ублюдков, изнасиловавших девочку.

    Дедушка не сгорбился под грузом унижения и обиды за собственную внучку, а наоборот, решил бороться с насильниками их же методами. Какое время, такие и способы. Он ответил предельно жестко, но в то же время ясно обозначил, кто борец за справедливость, а кто ублюдки.

    По всему фильму рассыпаны мелкой мозаикой риторические вопросы, которые превращают «Ворошиловский стрелок» из фильма в притчу.

    - Каждый день что-то взрывается… война… только кто с кем воюет?…

    Замечательная игра актеров, начиная от Александра Пороховщикова, к которому возникает жалость за беспутного сына, и заканчивая так рано ушедшими Михаилом Ульяновым и Владиславом Галкиным. Их игра является главным показателем качества этой картины для меня.

    Давно я уже не видел русских картин уровня «Ворошиловского стрелка», а это не может радовать…

    9 из 10

    29 марта 2010 | 19:20

    Не в первый раз смотрю этот фильм. И каждый раз как в первый. В последний раз смотрела его на прошлой неделе. И так стало грустно. Нет, не только потому, что фильм говорит правду о том, что справедливости в мире так мало. А еще и потому, что нет больше с нами Михаила Ульянова и Владислава Галкина. Жаль, когда уходят действительно талантливые люди. У русских очень редко получается снимать в последнее время хорошее кино. Мы все на запад смотрим. Какие они там крутые терминаторы, рембо и прочее. Этот фильм — одно из редких приятных исключений.

    История, рассказанная в фильме отличается своей правдивостью. Потому что действительно на свете много подонков, которые насилуют и даже убивают девушек с особой жестокостью. Потому, что мало осталось честных людей. И потому, что в трудной ситуации просить помощи практически не у кого. Такая она, современная жизнь. Люди хуже зверей.

    Иван Федорович — это воплощение чистого и честного человека, который считает, что люди должны быть добрыми, что не должно быть в мире моральной грязи, что жить надо так, чтоб перед смертью стыдно за себя не было. Он воспитывает свою внучку именно такой — доброй, честной и отзывчивой.

    И вот, когда происходит жестокая несправедливость с той, которой он отдал свое сердце, в которую вложил всю свою доброту и честность, когда никто из тех, кто должен был их защитить, не стал этого делать, Иван Федорович понимает, что жизнь жестока и несправедлива. Лишь только местный участковый осознает, что к чему и искренне сочувствует ему, но не в его власти сделать что-то.

    Доброму дедушке поневоле приходится стать человеком, который вершит суд сам. Справедливый суд. Потому что не этих людей он на войне защищал, потому что он стоял за свободную и справедливую страну, потому что не место на земле моральным уродам, для блага которых солдаты отдавали свои жизни. И поэтому в руках у Ивана Федоровича вновь появляется винтовка…

    Хочется в очередной раз отметить потрясающую игру Михаила Ульянова. Все его эмоции отражаются очень искренне. Когда видишь, как этот человек плачет, тебе очень хочется плакать вместе с ним. Посмотрите — в фильме нет спец эффектов с кровавой баней, как в американском кино, но при этом ты целиком погружаешься в него, начинаешь сопереживать герою, ненавидеть негодяев и с замиранием ждать развязки истории. Это именно тот случай, когда для хорошего кино нужны только хороший сюжет и талантливые актеры. Такие, как Михаил Ульянов.

    В целом, у меня нет слов — одни эмоции. Единственное, что еще хотелось бы сказать — смотрите, не пожалеете. Это настоящее, в полной мере живое кино. Хотелось бы поставить сотню баллов из десяти, но тут так не положено. А посему…

    10 из 10

    13 мая 2010 | 10:37

    Это один из лучших российских фильмов! Прекрасный сценарий, великолепный состав актёров, качественное изображение.

    Стоит ли говорить, что Михаил Ульянов мастерски и на все 100 процентов влился в свою роль, очень трогательно, правдиво и эмоционально исполнял каждое действие, каждое слово. Я по-настоящему восхищена фильмом, смотрела его не один раз, поэтому очень рекомендую всем!

    Последний раз я смотрела фильм вчера (27.03.07), в день смерти исполнителя главной роли, Михаила Ульянова; и я ужасно жалею, что мы лишились такого талантливого, поистине великого актёра и хорошего человека.

    Очень хочется верить, что в нашем кино ещё будут появляться подобные картины, затрагивающие душу, заставляющие задуматься над серьёзными проблемами общества! Ставлю фильму самый высокий балл!

    28 марта 2007 | 15:17

    Откуда цитата, честно говоря не помню но она как нельзя лучше отображает суть и настроение фильма.

    «Ворошиловский стрелок» один из немногих произведений 90х, который претендует на звание шедевра и является классикой кино.

    В фильме показана суровая реальность современного мира и ограниченность общества с надеждой на светлое будущее.

    Что делать, когда негде найти правду? Как поступить если никто не может помочь твоему горю? Что сделать чтобы защитить самых близких? Ответы на этот и многие другие вопросы можно найти, посмотрев фильм

    Это история о человеке, бросившем вызов продажной власти. О сильной личности которую не сломить ни горю ни несправедливости, и наконец о возмездии справедливой каре за содеенное и в большей степени за отношение к жизни и своей роли в мире.

    «Новые хозяева мира» поймут, что управа есть на всех. Если власть бессильна, а высшего суда ждать слишком долго, то можно ли осудить человека, защищающего интересы своей семьи всеми доступными способами?

    Картина очень эмоциональная, заставляет сопереживать героям, держит в напряжении с первого до последнего кадра и мне лично стало`обидно за державу». Что делать тем, кто не может за себя постоять как герой картины?

    Вообще фильм просто великолепен. Во всем, от сценария и постановки до актерских работ. Состав очень сильный, (вот что значит серьезный подход к работе) Костяк хороших талантливых актеров способствует успеху фильма. Сыграно, что и говорить отлично.

    Михаил Ульянов конечно вне конкуренции. Он прекрасный талантливый человек и сыграл просто великолепно, придраться не к чему да и невозможно.(Это даже не вежливо).

    Мне вообще всегда были симпатичны актеры старой школы, которые не играют роль а проживают жизнь своего персонажа.

    Фильм хороший, смотреть обязательно всем. Оценка, само собой

    10 из 10

    потому что нельзя больше

    20 июня 2012 | 18:49

    «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина — редкое по качеству и содержанию современное российское кино. Рядом можно поставить только, пожалуй, «братьев» Балабанова, больше ничего не вспоминается и не выпрыгивает из пестрого круговорота коммерческих блокбастеров.

    Сюжетная основа картины не нова, но, сколько не переигрывай мотив мести во имя справедливости, прогадать фактически не возможно. В фильме нет каких-либо резких поворотов или неожиданных ходов, но здесь они и не нужны вовсе. Сценарий простой и грамотный, неторопливое действие которого медленно и аккуратно оставляет персонажам ровно столько времени, сколько надо для раскрытия образа.

    Актерский состав хорош, каждый на своем месте и каждый знает свою работу. Конечно, в первую очередь хочется повалить Михаила Ульянова, который крайне проникновенно и искренне исполнил свою роль человека высочайших моральных ценностей и принципов. Персонаж Ульянова, Иван Федорович, многое видел и много прожил, возможно, он живет старыми устоями и понятиями, но в тех вопросах, которые поднимаются в фильме, не бывает разделений старое/новое.

    - Что здесь происходит?
    - Да вот и я не пойму…

    Этот общий, даже слегка абстрактный, ответ на конкретный вопрос внучки после обыска квартиры очень четко обрисовывает позицию и мировоззрение героя. Ему чужд и далек современный мир с его пугающими реалиями и новыми представлениями о справедливости. Людям с подобными высочайшими моральными ценностями всегда тяжело живется, а когда всюду безнаказанно отрываются папины сынки верить в какую-то справедливость невозможно даже теоретически.

    Героя окружают воплощения различных человеческих уродств. Будь-то мажоры, распевающие попсовые песни и гоняющие на новеньких машинах, будь-то черствые чиновники в просторных кабинетах, хмуро смотрящие на жалобу Ивана Федоровича. И всем ровным счетом нет дела до проблемы деда несчастной внучки: дело, мол, закрыто за отсутствием состава преступления. Отец одного из насильников, полковник в исполнении Александра Пороховщикова хоть и «покрыл» преступников, он не вызывает отрицательных эмоций наравне с остальными злодеями картины. Он зол на сына, причем зол не только за его тупость и глупость, но и за то, что в нем почти не осталось ничего человеческого.

    - О, дожили… меня папой называть стал… Глядишь к следующей среде мать мамой назовёшь.
    - А как я её сейчас называю?
    - Старуха, мамашка, кормилица… как угодно, только не мама.

    Герой Пороховщикова — этакий переходной вариант между Иваном Федоровичем, если такие вообще могут существовать. Он видит и не переносит подлость и гнусность реальности, но он способен смотреть на весь этот беспредел сквозь пальцы. Это хорошо показано в сцене, когда к парням приходит проститутка. Он, в отличии от персонажа Ульянова, прекрасно понимает, что ничего уже изменить нельзя, к каким способам не прибегай. Иван Федорович не согласен с таким положением дел, и он восстановит справедливость, пусть и на какое-то непродолжительное время, пусть и «из-под полы», но он сделает это.

    - Каждый день что-то взрывается… война… только кто с кем воюет?…

    Фильм полон подобных вопросов. Режиссер не дает на них ответов, но он оставляет надежду: во-первых, это сам Иван Федорович, а во-вторых, это на удивление честный участковый Алексей в исполнении Владислава Галкина. Два человека, которые не зачерствели окончательно в мире денег и подлости, которые держатся друг друга и оставляют веру в какие-то высокие идеалы, когда о них все уже договорились забить.

    Данный отзыв писался 23-его февраля, день Защитника Отечества. Хочется пожелать нам всем больше таких людей, как Иван Федорович и Алексей, и больше таких фильмов, как «Ворошиловский стрелок». В противном случае, у Защитника не останется Отечества.

    10 из 10

    24 февраля 2008 | 12:45

    Лет десять назад смотрел этот фильм, и вот, недавно вспомнил про него. Решил снова посмотреть. Меня не удивило, что большинство отзывов положительные. Добавлю-ка я, пожалуй, свою ложку дёгтя в эту приторную бочку мёда.

    Подобный бред могут снять только в России. Такое чувство, что люди слепы и не видят детали в этом фильме. Я отнюдь не являюсь моралистом, но первое, что мне бросилось в глаза — это длина Катиной юбки. Кто-нибудь заметил, что даже к следователю она пошла в мини? Далее, когда один из насилующих её парней стягивал с неё майку (тоже короткую, кстати) на ней не оказалось бюстгальтера. И вообще, девушку никто не хватал на улице, не бил по голове, не увозил насильно. Она сама пошла. Думаю, если бы она действительно жила с этими парнями в одном дворе, то наверняка бы догадывалась о их личных качествах. Честно говоря, эта девушка кажется вовсе не наивной, а крайне глупой, просто патологической дурой. Глупость наказуема в этом жестоком мире.

    Когда милиция пришла в квартиру к этим парням, один из милиционеров сказал, что простынь вся в крови. А где простынь, собственно? Почему её не забрали как вещдок? И это только один из косяков.

    Фильм являет собой ностальгию по СССР, и ничего более. Отображает мышление маленького человека, живущего в квартирном мирке, наполненном бытовыми проблемами.

    «Водичка есть, травка есть, живи — не тужи!» А разве могут птицы не тужить, находясь в клетке? А эти люди могут. И каждое событие в их жизни полностью разрушает их мирок. Эта девушка наверняка берегла бы свою девственность до свадьбы. А что ей ещё беречь было, спрашивается? Я не спорю, насилие — это преступление, а преступление должно быть наказано. Но этот фильм не заставил меня сострадать героине. Всё как-то крайне неубедительно.

    Вы думаете, в то времена СССР никого не насиловали? И всё-таки, милиция не была такой продажной. За отображение реалий постсоветского времени (да и нашего времени) и за актёрскую игру — плюс. Больше не вижу в этом фильме ничего достойного.

    17 декабря 2011 | 02:17

    Впервые посмотрел этот фильм сегодня. Один из самых лучших русских фильмов за последнее десятилетие.
    Тронул до глубины души.

    Фильм рассказывает нам о нашем мире, порой несправедливом и жестоком, о нашей правовой системе, в которой постоянно виновные остаются безнаказанными, но фильм не только об этом…

    Он об искренней и чистой любви дедушки к своей внучке и о страшной боли… о боли… которая пронзает сердце, от которой на лбу выступают прохладные капельки пота…

    Фильм повествует нам о том, что справедливость всегда в наших руках, и что иногда, когда другого варианта не остаётся нужно доходить до конца, чтобы раз и навсегда покончить с этим, а не жить, вечно помня о том, чего побоялся сделать.

    ВЕЛИКОЛЕПНАЯ игра Михаила Ульянова ! С каким чувством и правдоподобностью он исполнял свою роль, прочувствовав до самых мельчайших деталей состояние своего персонажа. Выдающийся русский фильм, заслуживающий уважения и внимания.

    10 из 10

    12 июня 2007 | 23:42

    Конец 90-х. Российское кино все еще находится практически в зачаточной стадии, на неокрепший кинорынок тоннами выливаются жалкие поделки, призванные «показать Голливуд, на что мы способны!» На самом деле оказывается, что способны не на многое: эти фильмы убоги, и вызывают либо сочувствие, потому что ой как трудно хомяку ёжика рожать, либо чувство брезгливости за то, что эти копии «под Голливуд» созданы в России, стране, где когда-то было великое советское кино, где жили и работали Эйзенштейн, Пудовкин, Герасимов, Гайдай, Калатозов и др. гении, по фильмам которых учатся в университетах на Западе. Страна, в которой были рождены Ефремов, Кадочников, Евстигнеев, Никулин, Ульянов, Яковлев…. она же какими-то кривыми путями через разруху и мрак начала 90-х пришла к 21 веку какими-то кособокими поделками, которые трудно совместить в голове с шедеврами советского кино.

    Конец 90-х. Редкие островки хорошего кино, которое снимается урывками, словно боится быть раздавленным, обезображенным. Хорошее кино, новое русское кино. Российское кино, которое начинает медленно поднимать голову и с удивлением оглядываться — неужели не осталось больше ничего, о чем можно снимать?

    Неужели зритель окончательно завяз в попкорновой системе американских блокбастеров, неужели, бандиты, подонки, моральные уроды окончательно оккупировали российское кино? Нет, есть еще темы, есть еще люди, есть еще школа, которую невозможно забыть за «темное десятилетие». Найти новою дорогу, снимать кино о современной жизни, поднимать современные проблемы искать пути их решения — здесь режиссеры, молодые и старые разошлись, встали на разные пути.

    Кто-то, как, например Рязанов, вдруг потонул в собственном маразме, так и не сумев перешагнуть планку, которая отделяла советское кино от российского, и стал снимать натужные сопли в сахаре. Кто-то, как Михалков, нашел себя в историко-эпическом кино. Кто-то стал снимать старые песни на новый лад… Кто-то, как Рогожкин, нашел ниточку, которая помогла ему нащупать истинно русское, национальное, колоритное и привела к нескольким замечательном, по-настоящему российским комедиям. Кто-то, как Балабанов, нашел русское в Голливудском, и снял ставшего культовым «Брата», которым поднял тему борьбы с бандитами бандитскими же методами.

    Станислав Говорухин, режиссер замечательного «Робинзона Крузо», режиссер, который успел впитать в себя традиции советского кино, но еще достаточно молодой, чтобы не впасть в самолюбование и самокопирование, нашел проблемы, которые отвечали законам жизни 90-х, и снял о них фильм. Назвал он его «Ворошиловский стрелок».

    Если бы меня спросили, к какому фильму мои мысли прогулялись, едва я понял сюжет фильма, я бы сказал — к тому же самому «Брату». Только «Брат» мне не совсем понравился. Снят он был максимально качественно, по-русски, смело, неплохо, и проблему поднимал важную, но был он, в сущности, о молодых, которые, в некоторой степени, сами виноваты в том, что с ними случилось. И Данила был «не мой герой». Я тоже не верил, что справиться с теми самыми бандитами нельзя другими способами, кроме тех, какие использовал Данила, но внутренне я ему не симпатизировал. Балабанов не усмотрел главного — его герой, убивая, сам становился бандитом, убийцей, терял человеческое.

    «Ворошиловский стрелок» — тоже кино о мести, о 90-х, о том, как насилие рождает насилие. Но это фильм о совсем других людях. Эти люди не молоды, как герои «Брата», они невероятно далеки от бандитских группировок, разборок, этой темной части России, которая едва не накрыла светлую часть в начале 90-х. Эти люди безобидны, они просто жертвы обстоятельств, он — старик, фронтовик, который принял развал СССР и последовавшие за этим изменения, как и большинство стариков — со стариковским недовольным ворчанием и плевками в сторону «буржуев, хапуг, плутов и мошенников, которые разворовали Россию». Поплевался, но привык, как привыкают все старики, которым немного оставалось жить на этом свете, и которых связывает с большим миром лишь телевизор и газеты, а живут они воспоминаниями, порыжелыми фотографиями и разговорами о том, что молодежь считает плаксивой глупостью.

    Она — родилась на стыке 80-х и 90-х, девчонка, которая, благодаря своему деду долго оставалась непричастной к жестокости большого мира. А напротив них — они. «Новые русские», выражение, которое сейчас употребляется все реже и реже, но в начале-середине 90-х встречалось на каждом шагу. «Нувориши», успевшие под шумок украсть, унести, стащить, ограбить, кого-то прибить, — сытые, довольные рожи, у кого-то — за счет важных папочек, у кого-то за счет своей силы и наглости… Они считают, что им все позволено, они короли этого мира, они пользуются всеми благами, не считая, что должны что-то давать взамен. Но вся их сущность человеческая может уместиться в одной лопатке, которой дворники сгребают собачье дерьмо. И сами они как то дерьмо, которое как не поливай его позолотой, дерьмом останется.

    И эти человеческие отбросы изнасиловали внучку деда Ивана. Ту внучку, которую он лелеял и воспитывал, ту, ради которой он, в сущности, и живет на этом свете. Ту, что осталась единственным дорогим ему человеком, потому что дочь его влилась в тот самый яростный поток беспринципных и жалких слабаков-халявщиков, которые хлынули в начале 90х из России на поиски легкой жизни.

    Дед Иван все еще верил в справедливость. Он не верил, что такое развитие общества закономерность, он думал, что все это лишь временные потрясения, что все уляжется, что придет час и очистится двор от «братков», конторы от бюрократов, а президентское кресло от алкоголика.

    Он верил, что «наша милиция нас все еще бережет» и что «человек- это звучит гордо!». Но когда дед узнает, что арестованных насильников отпустили через несколько дней, потому что папаша одного из них — важный чин в милиции, когда он понимает, что на месте следователей в кабинетах сидят лишь копилки, в которых звонко бряцают долларовые монеты, когда он увидел, как недавние насильнике ЕГО внучки с довольными рожами и на дорогих тачках продолжают свою развеселую жизнь, он перестает верить в человека.

    Но Иван — мужик старой закалки, он не раскис и не размяк. Стариковские слезы быстро высохли, а в душе закипала злость, большая злость, ненависть к этим подонкам, к тем продажным кабинетным крысам, к куклам в милиции, к всей той грязи, от которой пора очищать Родину. Он стар, но чувство справедливости, честь в нем живут и поныне. Он берется за оружие, как когда-то в старые времена. Только тогда он бил фашистов, а теперь он бьет таких же фашистов и выродков, только своих, русских, таких, которые не должны были даже появиться на этой Земле, останься в живых побольше таких людей, как дед Иван.

    У Говорухина получилось снять очень неоднозначный фильм. Он снимал кино о трех вопросах: «Возможен ли самосуд?», «Может ли убийца быть хорошим человеком?» и «А судьи кто?».

    На первые два вопроса Говорухин ответил нам утвердительно. Он был так искренен в своих ответах, что я ему безоговорочно поверил. Режиссеру удалось подвести нас к тому, что иного варианта в ситуации деда Ивана быть не могло — либо проглотить обиду, забыть о ней и носить остаток дней на сердце камень и плакать по испорченной жизни внучки, либо отомстить. Дед Иван мстит, и, что называется, правильно делает. Я думаю, любой любящий человек, любой человек чести, слова, твердых принципов, поступил бы также. Должен был бы поступить!

    Самосуд не выглядит таковым в условиях, когда мразь и всякая подзаборная гниль смеется и, извините за выражение, чуть ли не испражняется тебе в лицо, а ты стоишь, униженно опустив голову и глотаешь слезы обиды. Нет. Нельзя. Если б мой дед был на месте деда Ивана, я думаю, он так же отомстил за мою сестру, а то и пожестче. Я думаю, ребята, любой из наших дедов сделал бы за нас тоже самое. Потому что наши деды прошли через такой ад, в котором эти молодчики не выдержали бы и 20 секунд, и не привыкли сдаваться. И Говорухин со своим героем согласен, он верит в него, переживает за него и глубоко симпатизирует ему. И мы влюбляемся в деда Ивана.

    На второй вопрос Говорухин тоже говорит «Да». И мы снова с ним согласны. В 1995 году Тэйлор Хэкфорд снял фильм «Долорес Клейборн» по Стивену Кингу, и там так же ярко встала проблема «человечного убийцы», как в «Ворошиловском стрелке». нет, это не единственный фильм подобной тематики, таких много, просто мне сейчас пришла на ум именно «Долорес».

    Доведенный до отчаяния человек может решиться на убийство, но его отчаяние, его правда, его готовность понести ответственность, его справедливость — они дают ему право взять на себя функции судьи, если официальные инстанции не могут, а главное, не хотят что-либо сделать! Дед Иван горит жаждой мести, но мы видим, как здорово досталось старику, мы видим, как глубоко его горе, как сильна боль, как искренни страдания. И у себя в мыслях мы сами, согласитесь, расстреливаем подонков, разрываем их на куски, и то, что делает дед Иван, кажется нам таким правильным и естественным. И еще больше подкупает то, что дед Иван не оправдывается, не нуждается в жалости, он делает то, что считает нужным, что согласуется со всей его жизненной философией. Может, он и не имел на это право, но… зритель, зритель сам дает ему это право, всей душой сопереживая старику.

    И человеческое в нем не только не уменьшается, но и растет. Мы видим, как каждый выстрел дается деду: каждый выстрел — это его выстрел в свое собственное больное сердце. Бывают ситуации, когда выход только один и тут, уж, как говорится, «без компромиссов».

    И в том, что мы так полюбили деда Ивана, заслуга великого СОВЕТСКОГО актера Михаила Ульянова. Этот фильм на 95% — сделал именно он. Почему я так выделяю «советского»? Да потому что Ульянов гениальный, блистательный актер, в котором на каждом шагу чувствуется та самая школа, которую не пропьешь, не продашь и не потреяешь при любой власти. Ульянов здесь истинно великолепен. Мало, кто из актеров смог бы сыграть так блестяще, как он, и, конечно, это все равно был бы актер старой закалки.

    Если бы Говорухин дал девочке не деда, а отца, и оставил мотивы мести, я не знаю ни одного современного актера 35-40-летнего возраста, кто так справился бы с подобной ролью, кто сыграл бы так искренне и сильно. Здесь Ульянов постоянно меняется: из самого обыкновенного и немного ворчливого старика он превращается то в убитого горем больного человека, то в настоящего «одержимого», словно помолодевшего мужика, в котором мигом воскресли и былые боевые навыки, в котором душа жива и требует справедливости, в котором бурлит и клокочет жажда мщения. Стихийная одаренность Ульянова и «народная идейность» Говорухина дали потрясающий результат — герой Ульянова стал настоящим «своим человеком», дедушкой каждого из нас, поистине «народным мстителем», которым с презрением окрестил его один из высоких милицейских чинов. В Ульянове есть такой мощный стержень, такая сила, что сразу понимаешь, почему он так гениально сыграл Жукова в одноименном фильме и почему рядом с ними все эти чиновники, все эти наглые ублюдки, все эти полковники и т. д. кажутся ничтожными, временными, никчемными.

    Не будь в этой роли Ульянова, фильм стал бы еще более неоднозначным. Я уже упоминал об этом и теперь снова говорю — фильм неровен. Почему? Ему свойственна довольно типичная для подобных фильмов несколько лощеная честность. По-другому я это назвать не могу. Но Говорухин не выдерживает накала страстей: во-первых, он слишком сильно любит своего деда Ивана, поэтому фильм оказывается слишком однозначным: вот дед Иван — он хороший, и участковый Леха — хороший, свой парень, и капитан милиции — простой ревностный служака, который не в ладах с большими начальниками. А подонки-бандиты — уроды, однозначно, и этот хлыщ-полковник тоже урод, и этот следователь, и эти…

    В общем, для фильма характерно слишком четкое деление на черное-белое, которого в жизни, конечно, не бывает. В этом и заключается суть третьего вопроса, на который Говорухин ответа не находит. Кто, в конечном счете, виноват и кто понесет за все это наказание — ведь по сути дед Иван, всего лишь маленький винтик в машине такой вот бюрократии, лжи и холодного равнодушия вышестоящих к нижестоящим. Не дотянул Говорухин, не справился. Да и потом, он постоянно старается сглаживать углы, попытка сделать естественными жаргон этого быдла, показать развеселую жизнь этих молодчиков выглядит натужной и жалкой. Сразу видно, что режиссер все же советский, и очень не хочется ему слишком ожесточать героев и зрителя.

    Абсолютно не впечатлила Анна Синякина в роли Кати. Это ужасное потрясение она разыграла довольно посредственно, и, если горе Ульянова видно, и оно настоящее, горе Кати, ее стыд, ее метание и борьба с собой у Синякиной выглядят очень слабо. Ну, не поверил я ей, хотя сочувствие, конечно было. Но ведь в таком кино не сочувствие важно — в драме о жизни важна жизненность. Это в блокбастере можно герою посочувствовать и этого достаточно, тут жизни не было. Вот Ульянов сыграл пронзительно, достоверно, глубоко, а девчонка сыграла так, как ей сказали сыграть, не больше, не меньше.

    В виду описанных недостатков я не могу назвать этот филь шедевром, хотя он этого почти заслуживает. Он мне безумно понравился! Это прекрасный ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ фильм с элементами реализма, тонкий, трогательный, искренний настолько, насколько, наверное, это было можно сделать в конце 90х. Этот фильм нужен. Очень. Своей идеей, своим исполнением и гениальной игрой Ульянова он вгоняет обратно в сортир то дерьмо, которое повылазило на экраны РФ вместе с угробищем, типа «Бумера» и всяких «Бригад». Отстреливать такие «русские блокбастеры» надо. По-нашему! По-ворошиловски!

    9 из 10

    28 ноября 2007 | 18:46

    «В России суровость законов умеряется их неисполнением.»

    Пётр Вяземский


    После неоднократного просмотра этого фильма, и в связи с приближением 9 Мая, я решил поделится своим мнением о данном фильме.

    Из русских фильмов я считаю этот фильм лучшим представителем, а также одной из последних картин которые тянет пересмотреть вновь и вновь.

    Типичная ситуация (не будем скрывать) в наше время — изнасилование. И совершённое оно так называемой «золотой молодёжью» которая берёт всё что хочет от жизни, даже без права на это, всецело доверяя силе денег и связей. И доверяют они ей не зря, «система» в лице папаши — мента своих не бросает. И когда на справедливость Фемиды нет никакой надежды, убитый горем ветеран, берёт правосудие в свои крепкие и опытные руки.

    Игра актёров безупречна. Михаилу Ульянову, уже ушедшему в мир иной искреннее браво. Преклоняюсь перед его талантом. От него веяло такой силой, которая чувствовалась даже через экран. Момент в самом конце и вовсе заставил меня прослезится.

    Также хотелось бы отметить такую личность как Сергей Гармаш. За эпизодическую роль красноречивого и справедливого милиционера — который своими действиями с насильниками, дал временное ликование внутреннего чувства справедливости, задетого поступком троицы.

    Александр Пороховщиков и Владислав Галкин — также показали себя на высочайшем уровне.

    Картина с тонким русским ироничным чувством юмора, которая заставляет верить в то что если закону не подвластны сливки общества, то их покарает простой народ, и воздастся негодяям ещё с большей толикой.

    «Смотри старик… не промахнись»
    «Не промахнусь…»


    И не промахнулся. В десятку.

    10 из 10

    7 мая 2011 | 11:28

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>








    Нашли ошибку?   Добавить инфо →
    Мнение друзей
    Найдите друзей, зарегистрированных на КиноПоиске, и здесь появятся оценки, которые ваши друзья поставили этому фильму...

    Индекс популярности

    DVD, Blu-Ray ...

    DVD, 99 руб.
    подробнее

    Новости


    Народный артист России Александр Пороховщиков скончался в ночь с 14 на 15 апреля на 74-м году жизни. Актер находился в больнице под наблюдением врачей с 6 марта. Он страдал от осложнений, вызванных сахарным диабетом и пневмонией. (...)
     
    все новости

    Интервью


    В честь 20-летнего юбилея студия «ПРОФИТ» поделилась новым видео со съемок «Ледокола», а КиноПоиск поговорил с Игорем Толстуновым о том, что помогает его компании держаться на плаву, как телевидение развращает кинематографистов и почему он не боится рисковать, запуская дебютные картины. (...)
     
    все интервью

    Статьи


    К выходу фильма «Восьмерка» по повести Захара Прилепина КиноПоиск вспоминает современных российских писателей, чьи произведения добрались до киноэкрана — от Оксаны Робски до Дины Рубиной, от Анны Старобинец до Виктора Пелевина(...)
     
    все статьи
    Кинокасса США $ Россия
    1.Мир Юрского периодаJurassic World54 532 615
    2.ГоловоломкаInside Out52 323 354
    3.Третий лишний 2Ted 233 507 870
    4.МаксMax12 155 254
    5.ШпионSpy7 911 786
    26.06 — 28.06подробнее
    Кинокасса России руб. США
    1.ГоловоломкаInside Out197 667 684
    2.Третий лишний 2Ted 2184 601 619
    3.Мир Юрского периодаJurassic World124 063 569
    4.ПолтергейстPoltergeist31 092 390
    5.ШпионSpy21 436 932
    25.06 — 28.06подробнее
    Результаты уик-энда
    Зрители2 343 811855 764
    Деньги602 504 977 руб.210 484 821
    Цена билета257,06 руб.2,97
    25.06 — 28.06подробнее
    Лучшие фильмы — Top 250
    70.В погоне за счастьемThe Pursuit of Happyness8.362
    71.Москва слезам не верит8.349
    72.Летят журавли8.347
    73.Гран ТориноGran Torino8.345
    74.Человек дождяRain Man8.343
    лучшие фильмы
    Ожидаемые фильмы
    51.ФлэшThe Flash91.38%
    52.Миссия невыполнима: Племя изгоевMission: Impossible - Rogue Nation91.32%
    53.Три девяткиTriple 991.31%
    54.Как приручить дракона 3How to Train Your Dragon 391.19%
    55.Охотники за привидениямиGhostbusters91.10%
    ожидаемые фильмы
    Новые рецензиивсего
    Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys64
    Физрук80
    НокдаунCinderella Man126
    Мир Юрского периодаJurassic World89
    все рецензии
    Сегодня в кинорейтинг
    Терминатор: ГенезисTerminator: Genisys6.928
    Третий лишний 2Ted 26.370
    ГоловоломкаInside Out8.464
    Мир Юрского периодаJurassic World7.156
    Супер Майк XXLMagic Mike XXL6.752
    афиша
    о премьерах недели с юмором
    все подкасты
    Скоро в кинопремьера
    МиньоныMinions09.07
    Человек-муравейAnt-Man16.07
    ПикселиPixels23.07
    Шальная картаWild Card30.07
    Вне/себяSelf/less30.07
    премьеры